Jump to content

Гемистос Плетон

(Перенаправлено с Георгия Гемиста Плетона )
Гемистос Плетон
Портрет Гемистоса Плетона, деталь фрески знакомого Беноццо Гоццоли , Палаццо Медичи-Риккарди , Флоренция , Италия.
Рожденный 1355/1360
Умер 1452/1454 (92–99 лет)
Эра Философия Возрождения
Область Западная философия
Школа Византийская философия
неоплатонизм
Основные интересы
Республика Платона , Древнегреческая религия , Зороастризм
Известные идеи
Сравнение сходств и различий Платона и Аристотеля.

Георгиос Гемист Плетон ( греч . Βεοργιος Μεμιστὸς Πλιθον ; латынь : Георгиус Гемист Плетон ок. 1355/1360 – 1452/1454), широко известный как Гемист Плетон , был византийским ученым. [4] и один из самых известных философов поздней Византийской эпохи. [5] Он был главным пионером возрождения греческой науки в Западной Европе . [6] Как показано в его последнем литературном произведении, « Номой» , или «Книге законов» , которое он распространял только среди близких друзей, он отверг христианство в пользу возвращения к поклонению классическим эллинским богам , смешанным с древней мудростью, основанной на Зороастре и волхвах. . [7]

В 1438–1439 годах он повторно представил идеи Платона Западной Европе во время Флорентийского собора в неудачной попытке примирить раскол между Востоком и Западом . Там, [8] Плетон встретился с Козимо Медичи и повлиял на него, чтобы основать Платоновскую Академию , которая под руководством Марсилио Фичино приступила к переводу на латынь всех работ Платона, Эннеад Плотина новую и различных других неоплатонических произведений.

Плетон также сформулировал свое политическое видение в нескольких выступлениях на протяжении всей своей жизни. Хвастовство в одной из речей о том, что «Мы эллины по расе и культуре», и его предложение о возрождении Византийской империи после утопической эллинской системы правления с центром в Мистре породили дискуссию о византийской и современной греческой идентичности. [9] В связи с этим Плетона называли «последним эллином». [10] и «первый современный грек». [11]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Георгиос Гемистос Плетон родился в Константинополе в 1355/1360 году. [12] Вырос в образованной православной семье. [13] он учился в Константинополе и Адрианополе , прежде чем вернуться в Константинополь и зарекомендовать себя как преподаватель философии. [14] Адрианополь, столица Османской империи после его захвата османским султаном Мурадом I в 1365 году, был центром обучения, созданным Мурадом по образцу халифатов Каира и Багдада . [12] Плитон настолько восхищался Платоном (греч. Платон ), что в конце жизни взял имя Плитон с аналогичным значением . [15] Незадолго до 1410 года император Мануил II Палеолог отправил его в Мистру в деспотате Мореи на юге Пелопоннеса. [16] который оставался его домом до конца его жизни. В Константинополе он был сенатором и продолжал выполнять различные общественные функции, например, будучи судьей, и с ним регулярно консультировались правители Мореи. Несмотря на подозрения Церкви в ереси, он пользовался высоким расположением Императора. [14]

В Мистре он преподавал и писал философию, астрономию, историю и географию, а также составлял сборники произведений многих писателей-классиков. Среди его учеников были Виссарион и Георгий Схоларий (позже ставший патриархом Константинополя и врагом Плефона). назначил его главным судьей Феодор II . [12] Свои основные произведения он написал во время пребывания в Италии и после возвращения. [17]

Совет Флоренции

[ редактировать ]

проконсультировался с Плетоном В 1428 году император Иоанн VIII по вопросу объединения греческой и латинской церквей и посоветовал обеим делегациям иметь равное право голоса. [12] Византийские ученые поддерживали контакты со своими коллегами в Западной Европе со времен Латинской империи , и особенно с тех пор, как Византийская империя начала просить Западную Европу о помощи против османов в 14 веке. Западная Европа имела некоторый доступ к древнегреческой философии через католическую церковь и мусульман , но у византийцев было много документов и интерпретаций, которых жители Запада никогда раньше не видели. Византийская наука стала более доступной для Запада после 1438 года, когда византийский император Иоанн VIII Палеолог присутствовал на Феррарском соборе, позже известном как Флорентийский собор , для обсуждения союза Восточной (православной) и Западной (католической) церквей. Несмотря на то, что Плетон не был богословом, он был выбран сопровождать Иоанна VIII на основании его знаменитой мудрости и нравственности. Среди других делегатов были бывшие ученики Плетона Виссарион, Марк Евгеникос и Геннадий Схоларий . [18]

Плитон и эпоха Возрождения

[ редактировать ]

По приглашению некоторых флорентийских гуманистов он организовал временную школу, где читались лекции о разнице между Платоном и Аристотелем . В то время на Латинском Западе изучались лишь немногие из сочинений Платона. [19] и он, по сути, заново представил западному миру большую часть Платона, поколебав господство, которое Аристотель начал осуществлять над западноевропейской мыслью в высоком и позднем Средневековье .

Предисловие Марсилио Фичино к переводу Плотина [20] Традиционно интерпретируется так, что Козимо Медичи посещал лекции Плетона и был вдохновлен на создание Платоникской академии во Флоренции, где итальянские студенты Плетона продолжали преподавать после завершения собора. [18] Однако, по мнению Джеймса Хэнкинса , Фичино был неправильно понят. Фактически общение между Плетоном и Козимо Медичи, о встрече которого нет независимых свидетельств, было бы серьезно ограничено языковым барьером. Более того, «Платоническая академия» Фичино была скорее «неформальной гимназией», не имевшей особенно платонической ориентации. [8] Тем не менее, Плетон стал считаться одним из самых влиятельных людей в итальянском Возрождении . Марсилио Фичино , флорентийский гуманист и первый директор Платоновской академии, оказал Плетону высшую честь, назвав его «вторым Платоном», в то время как кардинал Виссарион размышлял о том, занимала ли душа Платона его тело. Плетон, возможно, также был источником орфической системы естественной магии Фичино . [12]

Еще находясь во Флоренции, Плетон написал книгу под названием « В чем Аристотель не согласен с Платоном» , обычно называемую De Differentiis , чтобы исправить недоразумения, с которыми он столкнулся. Он утверждал, что написал это «без серьезных намерений», будучи недееспособным из-за болезни, «чтобы утешить себя и доставить удовольствие тем, кто предан Платону». [17] Георгий Схоларий ответил Защитой Аристотеля Плетона , что вызвало последующий ответ . Византийские ученые-эмигранты, а затем и итальянские гуманисты продолжили этот аргумент. [18]

Плетон умер в Мистре в 1452 году или, согласно Дж. Монфасани, в 1454 году (разница между этими двумя датами имеет важное значение для того, дожил ли еще Плитон до того, чтобы узнать о падении Константинополя в 1453 году). В 1466 году некоторые из его итальянских учеников во главе с Сигизмондо Пандольфо Малатеста украли его останки из Мистры и похоронили их в Темпио Малатестиано в Римини , «чтобы великий Учитель мог быть среди свободных людей». [ нужна ссылка ]

Сочинения

[ редактировать ]
Одна из рукописей Плетона ( Biblioteca Nazionale Marciana , Венеция)

Реформа Пелопоннеса

[ редактировать ]

Полагая, что пелопоннесцы были прямыми потомками древних эллинов , Плитон отверг идею Юстиниана о универсальной империи в пользу воссоздания эллинистической цивилизации , зенита греческого влияния. [21] В своих брошюрах 1415 и 1418 годов он призывал Мануила II и его сына Теодора Палеолога превратить полуостров в культурный остров с новой конституцией строго централизованной монархии, предложенной небольшой группой образованных людей среднего класса. Армия должна состоять только из профессиональных греческих солдат, которых будут поддерживать налогоплательщики, или « илотов », освобожденных от военной службы. Земля должна была находиться в государственной собственности, а треть всей продукции отдаваться в государственный фонд; будут предоставлены стимулы для возделывания целины. Торговля будет регулироваться, а использование монет будет ограничено, вместо этого будет поощряться бартер; продукция, доступная на местном уровне, будет поддерживаться по сравнению с импортом. Нанесение увечий как наказание будет отменено и введены цепные банды. Гомосексуалистов и сексуальных извращенцев будут сжигать на кострах. Платона Социальные и политические идеи в этих брошюрах во многом были заимствованы из «Государства» . Плетон мало затронул религию, хотя и выразил пренебрежение к монахам, которые «не приносят пользы общему благу». Он туманно предписал три религиозных принципа: вера в высшее существо; что это существо заботится о человечестве; и что на него не влияют подарки или лесть. Мануэль и Теодор не участвовали ни в одной из этих реформ. [16]

О различиях

[ редактировать ]

В «De Differentiis» Плитон сравнивает концепции Бога Аристотеля и Платона, утверждая, что Платон приписывает Богу более высокие силы как «создателя всякого рода разумной и отдельной субстанции, а следовательно, и всей нашей вселенной», в то время как Аристотель считает Бога лишь движущей силой. Вселенной; Бог Платона — это также цель и окончательная причина существования, тогда как Бог Аристотеля — это лишь конец движения и изменения. [18] Плетон высмеивает Аристотеля за обсуждение неважных вопросов, таких как моллюски и эмбрионы, и при этом не приписывает Богу создание вселенной. [18] за веру в то, что небеса состоят из пятого элемента, и за то, что созерцание было для него величайшим удовольствием; последний приравнивал его к Эпикуру , утверждал Плитон, и приписывал то же самое стремление к удовольствиям монахам, которых обвинял в лени. [12] Позже, в ответ на Геннадия » «Защиту Аристотеля утверждал , Плетон в своем «Ответе» , что Бог Платона более соответствовал христианскому учению, чем учение Аристотеля, и это, по мнению Дариена ДеБолта, вероятно, было отчасти попыткой избежать подозрений в инакомыслии . [18]

Я сам слышал его во Флоренции... утверждавшего, что еще через несколько лет весь мир примет одну и ту же религию, с одним умом, одним разумом, одним учением. И когда я спросил его: «Христово или Мухаммеда?», он ответил: «Ни то, ни другое, но это мало чем отличается от язычества». Я был так потрясен этими словами, что возненавидел его с тех пор и боялся его, как ядовитой змеи, и не мог больше видеть и слышать его. Я также слышал от ряда греков, бежавших сюда с Пелопоннеса, что он открыто сказал перед своей смертью... что через несколько лет после его смерти Мухаммед и Христос падут и истинная истина воссияет во всех регионах земного шара. .

- Георгий Трапезундский , Сравнение Платона и Аристотеля , л. v63 [22]

Плетона После его смерти был обнаружен Синграф Номон (Νόμων συγγραφή) или Номои (Νόμοι, «Книга законов»). Он перешел во владение принцессы Феодоры, жены Деметрия Палеолога , деспота Мореи . Феодора отправила рукопись Схоларию, ныне Геннадию II, Константинопольскому Патриарху, с просьбой дать ему совет, что с ней делать; он вернул его, посоветовав ей уничтожить. Морея находилась под вторжением султана Мехмета II , и Феодора бежала с Деметрием в Константинополь, где вернула рукопись Геннадию, не желая сама уничтожить единственную копию работы такого выдающегося ученого. Геннадий сжег его в 1460 году; однако в письме экзарху Джозефу (которое до сих пор сохранилось) он подробно описывает книгу, предоставляя заголовки глав и краткое изложение содержания. [18] Казалось, это представляло собой слияние философии стоиков и зороастрийского мистицизма и обсуждало астрологию , демонов и миграцию души. Он рекомендовал религиозные обряды и гимны обращаться к классическим богам, таким как Зевс , в которых он видел универсальные принципы и планетарные силы. Человек, как родственник богов, должен стремиться к добру. Плитон считал, что Вселенная не имеет ни начала, ни конца во времени, и поскольку она создана совершенной, к ней нельзя ничего добавить. Он отвергал концепцию кратковременного правления зла, за которым следует вечное счастье, и считал, что человеческая душа перевоплощается, направляемая богами в сменяющие друг друга тела для выполнения божественного порядка. Он считал, что этот же божественный порядок управляет организацией пчел, предвидением муравьев и ловкостью пауков, а также ростом растений, магнитным притяжением и соединением ртути и золота. [12]

Плетон разработал в своих «Номоях» планы радикального изменения структуры и философии Византийской империи в соответствии со своей интерпретацией платонизма . Новая государственная религия должна была быть основана на иерархическом пантеоне языческих богов, основанном в основном на идеях гуманизма, преобладавших в то время, включая такие темы, как рационализм и логика . В качестве специальной меры он также поддержал примирение двух церквей, чтобы заручиться поддержкой Западной Европы в борьбе с османами. [23] Он также предложил более практические и немедленные меры, такие как восстановление Гексамилиона , древней оборонительной стены через Коринфский перешеек , которую османы прорвали в 1423 году.

Политические и социальные элементы его теорий охватывали создание сообществ, правительства (он продвигал доброжелательную монархию как наиболее стабильную форму), землевладение (земля должна быть общей, а не индивидуальной), социальную организацию, семьи и разделение по полу. и класс. Он считал, что рабочие должны оставлять себе треть своей продукции, а солдаты должны быть профессионалами. Он считал, что любовь должна быть частной не потому, что она постыдна, а потому, что она священна. [12]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Собственное изложение Номоев, сделанное Плеттоном, также сохранилось среди рукописей его бывшего ученика Виссариона . Это краткое изложение, озаглавленное «Краткое изложение доктрин Зороастра и Платона» , подтверждает существование пантеона богов с Зевсом как верховным правителем, содержащим внутри себя все существа в неделимом состоянии; его старший ребенок, лишенный матери, — Посейдон , который создал небеса и правит всем внизу, устанавливая порядок во вселенной. Среди других детей Зевса — множество «сверхнебесных» богов, олимпийцев и татар, оставшихся без матери. Из них Гера — третья по повелению после Посейдона, создательница и повелительница неразрушимой материи и мать от Зевса небесных богов, полубогов и духов. Олимпийцы управляют бессмертной жизнью на небесах, татары смертной жизнью внизу, а их лидер Кронос вообще управляет смертностью. Старший из небесных богов — Гелиос, хозяин здешних небес и источник всей смертной жизни на земле. Боги несут ответственность за много добра и отсутствие зла, и направляют всю жизнь к божественному порядку. Плетон описывает сотворение Вселенной как совершенное и вневременное, так что Вселенная остается вечной, без начала и конца. Душа человека, как и боги, бессмертна и по своей сути добра и навечно перевоплощается в сменяющих друг друга смертных телах по указанию богов. [18]

Другие работы

[ редактировать ]
Его могила на склоне Темпио Малатестиано , Римини .
  • О Greek: Περὶ ἀρετῶνдобродетелях

Многие другие работы Плетона до сих пор существуют в рукописной форме в различных европейских библиотеках. Большинство работ Плетона можно найти в Дж. П. Миня Patrologia Graeca коллекции ; полный список см. Фабрициус , Bibliotheca Graeca (ed. Harles ), xii.

В современной литературе

[ редактировать ]

В начале своей писательской карьеры Э. М. Форстер предпринял попытку написать исторический роман о Плетоне и Сигизмондо Пандольфо Малатесте , но не был удовлетворен результатом и так и не опубликовал его — хотя рукопись он сохранил и позже показал ее Наоми Митчисон . [24] Форстер также написал эссе о Плетоне, которое можно найти в его книге Abinger Harvest .

Эзра Паунд включил Плетона в свое стихотворение «Песни» . Ссылки на Плетона и Сигизмондо Малатесту можно найти в Песне 8. Плетон также упоминается в Песнях 23 и 26. Паунд был очарован тем эффектом, который разговор Плетона мог оказать на Козимо Медичи и его решение приобрести греческие рукописи Платона и неоплатонических произведений. философы. Получив рукописи, привезенные из Греции, и став покровителем «юного мальчика Фичино», Козимо способствовал сохранению и передаче греческого культурного наследия в современный мир после падения Константинополя в 1453 году. Таким образом, Плитон сыграл ключевую, но скрытую роль. в эпоху итальянского Возрождения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Никитас Синиоссоглу, Радикальный платонизм в Византии: иллюминация и утопия в Gemistos Plethon , Cambridge University Press, 2011, стр. 3.
  2. ^ Джеймс Хэнкинс, Гуманизм и платонизм в эпоху итальянского Возрождения , Том 1, Ред. ди История и Леттература, 2003, с. 207.
  3. ^ София Хоулетт, Марсилио Фичино и его мир , Springer, 2016, с. 42.
  4. ^ Хамфрис, Сара С.; Вагнер, Рудольф Г. (2013). Классика современности . Springer Science & Business Media. п. 125. ИСБН  978-3-642-33071-1 .
  5. ^ Ханеграаф стр.29-31
  6. ^ Ричард Клогг, Вудхаус, Кристофер Монтегю , пятый барон Террингтон (1917–2001), Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, январь 2005 г.
  7. ^ Ханеграаф стр.38
  8. ^ Jump up to: а б Ханеграаф стр.41
  9. ^ Макридес, (2009) стр.136"
  10. ^ Вудхаус, CM (1986)
  11. ^ Зервас, (2010). стр.4
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мерри, Брюс (2002) «Джордж Гемистос Плетон (ок. 1355/60–1452)» в книге Амойя, Альба и Кнапп, Беттина Л., Мультикультурные писатели от античности до 1945 года: биобиблиографический справочник . Издательская группа Гринвуд.
  13. ^ де Бьязи, JL (2011). Божественные Арканы Aurum Solis: использование талисманов Таро для ритуалов и инициации . Публикации Ллевеллина. п. 19. ISBN  978-0-7387-2086-9 . Проверено 16 февраля 2023 г.
  14. ^ Jump up to: а б Ханеграаф стр.31
  15. ^ Πλήθων: «полный», произносится [ˈpliθon] . Плетон также является архаичным переводом греческого γεμιστός gemistós ( «полный, фаршированный»).
  16. ^ Jump up to: а б Бернс, Джеймс Хендерсон, изд. (1991). Кембриджская история средневековой политической мысли, ок. 350 – 1450 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 77–8.
  17. ^ Jump up to: а б Ханеграаф стр.32
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час ДеБолт, Дариен К. (1998) Джордж Гемистос Плетон о Боге: инославие в защиту православия . Доклад, представленный на Двадцатом Всемирном философском конгрессе, Бостон, Массачусетс. Проверено 20 ноября 2008 г.
  19. ^ Тимей в частичном переводе Кальцидия был доступен; , сделанный Генрихом Аристиппом Перевод « Менона и Федона» в XII веке , был доступен, но неясен; Леонардо Бруни Переводы «Федона» , «Апологии» , «Критона» и «Федра» появились лишь незадолго до визита Плетона. (ДеБолт)
  20. ^ Джеймс, Хэнкинс (1990). «Козимо Медичи и «Платоническая академия» » . Журнал Институтов Варбурга и Курто . 53 (1): 144–162. дои : 10.2307/751344 . ISSN   0075-4390 . JSTOR   751344 . S2CID   186398177 .
  21. ^ Джеймс Хендерсон Бернс, Кембриджская история средневековой политической мысли ок. 350–ок. 1450, Издательство Кембриджского университета , 1988.
  22. ^ Ханеграаф, с. 38.
  23. ^ Журнал эллинистических исследований , Vol. 7, с. 356.
  24. ^ Митчисон, Наоми (1986) [1979]. «11: Морган приходит на чай». Вы можете спросить: Мемуары 1920–1940 годов . Лондон: Фонтана в мягкой обложке. ISBN  978-0-00-654193-6 .

Источники

[ редактировать ]
  • Бенакис А.Г. и Балоглу Ч. П., Труды Международного конгресса Плетона и его времени , Мистрас, 26–29 июня 2002 г., Афины-Мистрас, 2003 г. ISBN   960-87144-1-9
  • Браун, Элисон М., «Платонизм во Флоренции пятнадцатого века и его вклад в политическую мысль раннего Нового времени», Journal of Modern History 58 (1986), 383–413.
  • Ханеграаф, Воутер (2012). Эзотеризм и Академия: отвергнутые знания в западной культуре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521196215 .
  • Харрис, Джонатан, «Влияние идеи судьбы Плетона на историка Лаоникоса Халкокондилеса», в: Proceedings of the International Congress on Plethon and his Time , Mystras, 26–29 июня 2002 г., изд. Л.Г. Бенакис и Ч.П. Балоглу (Афины: Общество пелопоннесских и византийских исследований, 2004), стр. 211–17.
  • Келлер А., «Два византийских ученых и их прием в Италии», в: Журнал Институтов Варбурга и Курто 20 (1957), 363–70.
  • Макридес, Василиос (2009). Эллинские храмы и христианские церкви: краткая история религиозных культур Греции от древности до наших дней . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  978-0-8147-9568-2 .
  • Мандилас, Костас, Георгиус Гемистос Плетон (Афины, 1997)* ISBN   960-7748-08-5
  • Матула, Йозеф и Блюм, Пол Ришар (редактор), Георгиос Гемистос Плетон - Византийский и латинский ренессанс (Оломоуц, 2014) [1]
  • Михалопулос, Димитрис, «Джордж Гемистос Плето и его наследие» в книге «Интеллектуалы политики» и «Политика интеллектуалов» , издательство Cetatea de Caun, 2016, стр. 448-459 ( ISBN   978-606-537-347-1 )
  • Масаи, Франсуа, Плетон и платонизм Мистры (Париж, 1956)
  • Монфасани, Джон, «Платоническое язычество в пятнадцатом веке», в: Джон Монфасани, Византийские ученые в Италии эпохи Возрождения: кардинал Виссарион и другие эмигранты (Олдершот, 1995).
  • Рансимен, Стивен, Последний византийский ренессанс (Кембридж, 1970)
  • Сеттон, Кеннет М. «Византийская подоплека итальянского Возрождения», в: Proceedings of the American Philosophical Society , 100 (1956), 1–76.
  • Тамбрун, Бриджит. Плетон. Возвращение Платона , Париж, Врин, 2006 г. ISBN   2-7116-1859-5
  • Тамбрун-Краскер, Бриджит, Жорж Жемист Плетон, «Трактат о добродетелях» . Критическое издание с введением, переводом и комментариями, Corpus Philosophorum Medii Aevi, Philosophi Byzantini 3, Афины-Афинская академия, EJ Brill, Лейден, 1987.
  • Тамбрун-Краскер, Бриджит, Magika logia ton apo Zoroaster magôn, Georgiou Gemistou Plêthônos Exêgêsis eis ta auta logia. Халдейские оракулы. Рецензия Жоржа Жемиста Плетона . Критическое издание с введением, переводом и комментариями Бриджит Тамбрун-Краскер. Арабский обзор Magika logia Мишеля Тардье, Corpus Philosophorum Medii Aevi, Philosophi Byzantini 7, Афины – Афинская академия, Париж, Librairie J. Vrin, Брюссель, Éditions Ousia, 1995, LXXX+187 стр.
  • Тамбрун, Бриджит, «Плето» (статья) в: WJ Hanegraaff, A. Faivre, R. van den Broek , J.-P. Изд. Брача, Словарь гнозиса и западного эзотеризма , Лейден, Э.Дж. Брилл, 2005, 2006.
  • Василеву, Фотис и Сарибалиду, Барбара, Краткий биографический словарь византийских академических иммигрантов в Западной Европе , 2007.
  • Виглас, Кателис, «Александр Жозеф Хидульф Винсент о Джордже Гемистосе Плетоне», Anistoriton Journal , Vol. 13, № 1, 2012–2013, 1–12
  • Войтех Хладки, Философия Гемистоса Плетона. Платонизм в поздней Византии, между эллинизмом и православием , Эшгейт, Фарнхэм-Берлингтон, 2014 г. ISBN   978-1-4094-5294-2
  • Вудхаус, Кристофер Монтегю , Джордж Гемистос Плетон – Последний из эллинов (Оксфорд, 1986).
  • Зервас, Теодор. (2010). Начало современной греческой идентичности: византийское наследие.
  • Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Георгий Гемист Плетон» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Гемист Плетон, Георгий» . Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 573.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 343a504587f2d7396a1113765b060f49__1722898560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/49/343a504587f2d7396a1113765b060f49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gemistos Plethon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)