Де Хэвилленд Канада Дэш 8
Дэш 8 Q-серия | |
---|---|
Эйр Берлин Q400 | |
Роль | Турбовинтовой региональный авиалайнер |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель |
|
Первый полет | 20 июня 1983 г. |
Введение | 1984 с NorOntair |
Статус | В производстве (приостановлено, гг. 2022–2033 , в ожидании нового объекта) |
Основные пользователи | Санстейт Эйрлайнз |
Произведено | 1983–2005 (-100) 1995–2009 (-200) 1989–2009 (-300) 1999 – настоящее время (-400) |
Количество построенных | 1258 (по состоянию на 31 марта 2019 г.) [1] |
Разработано на основе | де Хэвилленд Канада Дэш 7 |
Де Хэвилленд Канада DHC-8 , [2] широко известная как Dash 8 , представляет собой серию с турбовинтовыми двигателями , региональных авиалайнеров представленную компанией de Havilland Canada (DHC) в 1984 году. DHC была куплена Boeing в 1986 году, затем Bombardier в 1992 году, а затем Longview Aviation Capital в 2019 году; Лонгвью возродил бренд De Havilland Canada. [3] Оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney Canada PW150 , он был разработан на основе Dash 7 с улучшенными крейсерскими характеристиками и меньшими эксплуатационными расходами, но без функции короткого взлета и посадки . Dash 8 предлагался в четырех размерах: начальная Series 100 (1984–2005 гг.), более мощная Series 200 (1995–2009 гг.) с 37–40 сиденьями, Series 300 (1989–2009 гг.) с 50–56 сиденьями и Серия 400 (с 1999 г. по настоящее время) на 68–90 мест. Серия Q (Q означает «тихий») — это варианты, выпущенные после 1997 года, оснащенные системами активного контроля шума .
В соответствии со сделкой с недвижимостью, совершенной Bombardier перед продажей DHC в 2019 году, DHC пришлось освободить свое производственное помещение в Даунсвью , Торонто, в августе 2022 года, а по состоянию на август 2023 года. [update] планирует возобновить производство Dash 8 в округе Уитленд, Альберта в июле 2024 года , к 2033 году. На международном авиасалоне в Фарнборо DHC объявила о заказе семи самолетов Series 400, заказе на недавно представленный комплект для переоборудования быстросменных комбинированных самолетов и новая программа модернизации завода.
Разработка
[ редактировать ]Начальная разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
В 1970-х годах компания de Havilland Canada вложила значительные средства в свой проект Dash 7 , сосредоточившись на КВП и работе на коротких дистанциях, традиционной области специализации компании. Использование четырех двигателей средней мощности с большими четырехлопастными винтами привело к сравнительно более низкому уровню шума, что в сочетании с отличными характеристиками взлета и посадки сделало Dash 7 подходящим для полетов из небольших городских аэропортов, что, по мнению DHC, было бы привлекательно. Однако лишь немногие авиаперевозчики использовали Dash 7, поскольку большинство региональных авиакомпаний больше беспокоились об эксплуатационных расходах (топливо и техническое обслуживание) четырех двигателей, а не о преимуществах полетов на коротких дистанциях.
В 1980 году де Хэвилленд отреагировал отказом от требований к характеристикам на коротких дистанциях и адаптировал базовую компоновку Dash 7 для использования только двух, более мощных двигателей. Ее любимый поставщик двигателей, компания Pratt & Whitney Canada , разработала для этой цели новые двигатели серии PW100 , мощность которых более чем вдвое превышает мощность двигателя PT6 . Первоначально обозначенный двигателем PT7A-2R, позже он стал называться PW120. К моменту запуска Dash 8 19 апреля 1983 года за два года было накоплено более 3800 часов испытаний пяти испытательных двигателей серии PW100. Первый полет Dash 8 состоялся 20 июня 1983 года.
Сертификация PW120 последовала 16 декабря 1983 года. [4]
Авиалайнер поступил в эксплуатацию в 1984 году компанией NorOntair , а Piedmont Airlines , ранее называвшаяся Henson Airlines, в том же году стала первым клиентом из США.
перепродажа ДХК
[ редактировать ]В 1986 году Boeing купил компанию, стремясь улучшить производство на DHC в аэропорту Даунсвью . заводах [5] полагая, что совместное производство в Канаде еще больше укрепит их позиции на переговорах с канадским правительством по новому заказу Air Canada на крупные межконтинентальные авиалайнеры. [ нужна ссылка ] Air Canada была коронной корпорацией в то время , и Boeing и Airbus активно конкурировали за контракт по политическим каналам. В конечном итоге его выиграла компания Airbus, получившая заказ на 34 самолета А320. Обвинения в секретных комиссионных, выплаченных премьер-министру Канады Брайану Малруни, сегодня известны как дело Airbus . После неудачи на конкурсе [ нужна ссылка ] Boeing немедленно выставил на продажу De Havilland Canada. В конечном итоге компания была приобретена Bombardier в 1992 году. [6]
Q-серия, -400
[ редактировать ]Рынок новых самолетов для замены существующих турбовинтовых двигателей снова вырос в середине 1990-х годов, и DHC отреагировала на это улучшенной конструкцией «Серии 400».
Все самолеты Dash 8, поставленные со второго квартала 1996 года (включая все модели Series 400), оснащены системой активного шума и вибрации, предназначенной для снижения уровня шума и вибрации в салоне почти до уровня реактивных авиалайнеров. Чтобы подчеркнуть их бесшумность, Bombardier переименовала продолжающееся производство моделей Dash 8 в турбовинтовые двигатели серии Q (Q200, Q300 и Q400). [7]
Последний Dash 8-100, -102, был построен в 2005 году.
В апреле 2008 года Bombardier объявила, что производство оставшихся классических версий (серии Q200 и Q300) будет прекращено, в результате чего серия Q400 останется единственной Dash 8, все еще находящейся в производстве. Производство Q200 и Q300 должно было быть прекращено в мае 2009 года. [8]
Всего было выпущено 671 классическая модель Dash 8; последний был доставлен Air Nelson в мае 2008 года. [9]
Продолжая тему Q400, в ноябре 2010 года был поставлен тысячный Dash 8. [10]
Производство
[ редактировать ]Bombardier стремилась производить Q400 более экономично. Соглашение с профсоюзом машинистов, заключенное в июне 2017 года, разрешило сборку крыльев и секции кабины за пределами Канады, и начались поиски потенциальных партнеров. [11] Bombardier планирует производить секцию кабины на своем заводе в Керетаро, Мексика , передав крылья китайской Shenyang Aircraft Corp , которая уже производит центральный фюзеляж Q400. [11] Компоненты Q400 подвергаются химической фрезеровке , а более старые варианты собираются из склеенных панелей и обшивок. [12]
Производство Dash 8 Series 100 прекратилось в 2005 году, а серий 200 и 300 — в 2009 году. [13]
Предлагаемый вариант Q400X
[ редактировать ]В 2007 году компания Bombardier предложила разработать удлиненный вариант Q400 с двумя подключаемыми сегментами, получивший название проекта Q400X. [14] Он будет конкурировать на рынке на 90 мест. [15] В ответ на этот проект по состоянию на ноябрь 2007 г. [update], ATR изучала вариант на 90 мест. [16]
В июне 2009 года президент коммерческой авиации Bombardier Гэри Скотт заявил, что Q400X «определенно станет частью нашего будущего» для возможного внедрения в 2013–2014 годах, хотя он не уточнил размер предлагаемой версии и не назвал дату представления. [17]
В июле 2010 года вице-президент Bombardier Филипп Путиссу сделал комментарий, объяснив, что компания все еще изучает перспективы разработки Q400X и ведет переговоры с потенциальными клиентами. В то время Bombardier не был так предан Q400X, как раньше. [18] В мае 2011 года Bombardier все еще была твердо настроена на этот проект, но предполагала, что его запуск будет скорее в 2015 году или позже. Дату запуска осложнили новые силовые установки от GE и PWC, которые должны были быть представлены в 2016 году. [19] В феврале 2012 года Bombardier еще изучала этот вопрос, предусматривалась как минимум трехлетняя отсрочка. [20]
В октябре 2012 года было объявлено о совместном соглашении с южнокорейским консорциумом под руководством правительства по разработке 90-местного турбовинтового регионального авиалайнера, запуск которого намечен на 2019 год. В консорциум должны были войти компании Korea Aerospace Industries и Korean Air Lines . [21]
Высокоплотный 90-местный Q400
[ редактировать ]На авиашоу в Сингапуре в феврале 2016 года компания Bombardier анонсировала высокоплотную 90-местную компоновку Q400, который поступит в эксплуатацию в 2018 году; При сохранении шага сидений 28 дюймов (71 см) 86-местного самолета Nok Air можно установить дополнительный ряд сидений путем изменения конфигурации передней правой двери и перемещения задней гермошпангоута назад . Полезная нагрузка увеличена на 2000 фунтов (910 кг) и увеличены интервалы технического обслуживания самолета : 800 часов с 600 для A-check и 8000 часов с 6000 для C-check. [22] К августу 2018 года 90-местный вариант был сертифицирован перед поставкой заказчику SpiceJet позднее в том же году. [23] В марте 2021 года EASA сертифицировало вариант на 90 мест для операций в Европе; В DHC считают, что с 2021 года появятся возможности для потенциальных европейских клиентов. [update]. [24]
Продажа компании Longview, возрождение названия De Havilland Canada
[ редактировать ]8 ноября 2018 года канадская компания Longview Aviation Capital Corporation через свою дочернюю компанию Viking Air приобрела всю программу Dash 8 и бренд de Havilland у Bombardier в рамках сделки, которая завершится ко второй половине 2019 года. [25] Компания Viking уже получила сертификаты типа модели самолета de Havilland Canada, производство которой прекращено, в 2006 году. [26]
К ноябрю 2018 года продажи более производительного Q400 были медленнее, чем более дешевого самолета от ATR . [27] Bombardier объявила, что цена продажи составила 300 миллионов долларов, и ожидала, что чистая сумма составит 250 миллионов долларов. [28] По прогнозам Bombardier, эта продажа приведет к ежегодной экономии в 250 миллионов долларов. [29]
В январе 2019 года Longview объявила, что создаст новую компанию в Онтарио, возродив название канадской компании de Havilland Aircraft Company , чтобы продолжить производство Q400 и поддерживать линейку Dash 8. [30] Ожидается, что к февралю продажа программы завершится в конце сентября. [31]
3 июня 2019 года продажа была закрыта, и недавно созданная компания De Havilland Canada (DHC) взяла под свой контроль программу Dash 8, включая обслуживание предыдущих серий -100, -200 и -300. Производство Q400 планировалось продолжить на производственном предприятии в Даунсвью, Торонто , под управлением DHC. [3] De Havilland рассматривала возможность сокращения 50-местного парка, поскольку североамериканские авиакомпании эксплуатируют 870 устаревших 50-местных самолетов, в основном CRJ и Embraer ERJ . [32]
В 2021 году планировалось поставить 17 Dash 8, и после этого De Havilland планировала приостановить производство, а срок аренды завода истек в 2023 году. [33]
17 февраля 2021 года DHC объявила о приостановке производства, запланированной на вторую половину 2021 года, из-за отсутствия заказов на Dash 8 от авиакомпаний. Производитель планировал освободить свое предприятие в Даунсвью в Торонто и при этом уволить 500 сотрудников. [34] [35] Уведомление об увольнении привело к тому, что Unifor , профсоюз, представляющий интересы рабочих, потребовал от правительства финансовой помощи. Компания планировала возобновить производство после пандемии на новом месте. [35]
В июле 2022 года DHC объявила, что позднее в этом году рассмотрит программу Dash 8 и цепочку поставок и может возобновить производство в середине десятилетия, если позволят условия. Площадка в Калгари, где компания производила DHC-6 Twin Otters , изначально задумывалась как место производства Dash 8.
В соответствии со сделкой с недвижимостью, заключенной Bombardier перед продажей DHC в 2019 году, DHC вывела из эксплуатации свое производственное предприятие в Даунсвью , Торонто, в августе 2022 года, а в 2023 году подтвердила свои планы возобновить производство Dash 8 в округе Уитленд, Альберта , за пределами Калгари. 2033. [36]
На международном авиасалоне в Фарнборо в июле 2024 года DHC объявила о заказе семи самолетов Series 400, в том числе одного для Skyward Express , двух для Widerøe и одного для Летного агентства правительства Танзании . Компания также объявила о запуске программы модернизации завода, для которой было закуплено 28 самолетов, а также новых грузовых и комбинированных самолетов комплекты для переоборудования ; один из последних был заказан компанией Advantage Air, сообщили в DHC. [37]
Водородно-электрическая силовая установка
[ редактировать ]В декабре 2021 года DHC заключила партнерство с ZeroAvia с целью предложить водородно-электрическую силовую установку ZA-2000 в качестве опции для DHC-8, в качестве варианта для установки на новые самолеты и в качестве одобренной модернизации существующих самолетов. . [38] [39] В мае 2023 года ZeroAvia представила самолет DHC-8 Q400, подаренный Alaska Airlines для использования в качестве испытательного самолета. [40]
Дизайн
[ редактировать ]Отличительными особенностями конструкции Dash 8 являются большое Т-образное хвостовое оперение, предназначенное для защиты хвостового оперения от ударов пропеллера во время взлета, крыло с очень большим удлинением , удлиненные мотогондолы, удерживающие также складывающееся назад шасси , и заостренный профиль носовой части. .
Конструкция Dash 8 имеет лучшие крейсерские характеристики, чем Dash 7, дешевле в эксплуатации и гораздо дешевле в обслуживании, в основном благодаря наличию всего двух двигателей. Он немного шумнее, чем Dash 7, и не может сравниться с характеристиками взлета и посадки своих более ранних предшественников DHC, хотя он все еще может работать из небольших аэропортов с взлетно-посадочными полосами длиной 3000 футов (910 м) по сравнению с взлетно-посадочными полосами длиной 2200 футов (670 м). требуется для полностью загруженного Dash 7.
Региональные соревнования на реактивных самолетах
[ редактировать ]Появление регионального самолета изменило картину продаж. Хотя региональные самолеты дороже турбовинтовых, они позволяют авиакомпаниям выполнять пассажирские перевозки по маршрутам, не подходящим для турбовинтовых самолетов. Турбовинтовые самолеты имеют меньший расход топлива и могут эксплуатироваться с более коротких взлетно-посадочных полос, чем региональные самолеты, но имеют более высокие затраты на обслуживание двигателей, меньшую дальность полета и более низкую крейсерскую скорость. [41]
Когда в 2006 году мировые цены на нефть привели к росту цен на авиабилеты на короткие расстояния, все большее число авиакомпаний, купивших региональные самолеты, начали переоценивать турбовинтовые региональные авиалайнеры, которые используют примерно на 30–60% меньше топлива, чем региональные самолеты. Хотя рынок был не таким устойчивым, как в 1980-х годах, когда были представлены первые Dash 8, в 2007 году увеличились продажи единственных 40+ региональных турбовинтовых самолетов, которые все еще производятся на Западе, Bombardier Q400 и его конкурента, серии ATR от 50 до 50 самолетов. 70-местный турбовинтовой самолет. Q400 имеет крейсерскую скорость, близкую к скорости большинства региональных самолетов, а его проверенные двигатели и системы требуют менее частого обслуживания, что снижает его недостаток. [42]
Варианты
[ редактировать ]Самолет был поставлен четырьмя сериями. Максимальная вместимость Series 100 составляет 39 пассажиров, Series 200 имеет такую же вместимость, но предлагает более мощные двигатели, Series 300 представляет собой удлиненную версию на 50 мест, а Series 400 дополнительно увеличена до максимальной вместимости 90 пассажиров. [43] Модели, выпущенные после 1997 года, имеют шумоподавление в салоне и обозначаются префиксом «Q». [44] Производство Series 100 было прекращено в 2005 году, за ним последовали 200 и 300 в 2009 году, в результате чего Q400 остался единственной серией, которая все еще находится в производстве.
Серия 100
[ редактировать ]Серия 100 была оригинальной версией Dash 8 с 37–39 пассажирами, которая поступила на вооружение в 1984 году. Первоначальным двигателем был Pratt & Whitney Canada PW120, а в более поздних моделях использовался PW121. Номинальная мощность двигателя — 1800 л.с. (1340 кВт).
- ДХК-8-101
- Вариант 1984 года с двумя двигателями PW120 или PW120A и взлетной массой 33 000 фунтов (15 000 кг).
- ДХК-8-102
- Вариант 1986 года с двумя двигателями PW120A или PW121 и взлетной массой 34 500 фунтов (15 650 кг).
- ДХК-8-103
- Вариант 1987 года с двумя двигателями PW121 и взлетной массой 34 500 фунтов (15 650 кг) (может быть модифицирован для взлетной массы 35 200 фунтов [15 950 кг]).
- ДХК-8-102А
- Вариант 1990 года с двумя двигателями PW120A и обновленным интерьером Heath Tecna .
- ДХК-8-106
- Вариант 1992 года с двумя двигателями PW121 и взлетной массой 36 300 фунтов (16 450 кг).
- ДХК-8-100ПФ
- DHC-8-100 преобразован в грузовое судно компанией Voyageur Aviation грузоподъемностью 10 000 фунтов (4536 кг). [45]
- ДХК-8М-100
- Два самолета для наблюдения за загрязнением морской среды, эксплуатируемые Transport Canada , оснащены системой наблюдения MSS 6000. [46]
- СС-142
- Военно-транспортная версия для канадских вооруженных сил в Европе.
- КТ-142
- Учебная версия военной навигации для канадских вооруженных сил. Канады и союзных стран. Используется для обучения ACSO и AESOP [47]
- Виджет Е-9А
- Самолет управления дальностью ВВС США , обеспечивающий отсутствие на надводных военных полигонах в Мексиканском заливе гражданских лодок и самолетов во время боевых огневых испытаний ракет воздушного базирования и других опасных военных действий. [48] E-9A Widget оснащен радаром AN/APS-143(V)-1, который может обнаружить в воде объект размером с человека на спасательном плоту на расстоянии до 25 миль (40 км). [49] Самолеты базируются на базе ВВС Тиндалл во Флориде, причем два самолета приписаны к 82-й эскадрилье по воздушным целям для поддержки учебных миссий.
Серия 200
[ редактировать ]Самолет Series 200 сохранил тот же планер с 37–39 пассажирами, что и исходный Series 100, но был модернизирован для улучшения характеристик. В серии 200 использовались более мощные двигатели Pratt & Whitney Canada PW123 мощностью 2150 л.с. (1600 кВт).
- ДХК-8-201
- Вариант 1995 года с двумя двигателями PW123C.
- ДХК-8-202
- Вариант 1995 года с двумя двигателями PW123D.
- Q200
- Версия DHC-8-200 с системой ANVS (активное подавление шума и вибрации).
В 2000 году стоимость единицы продукции составляла 12 миллионов долларов США. [50]
Серия 300
[ редактировать ]Серия 300 представила более длинный планер, который был растянут на 3,43 метра (11,3 фута) по сравнению с Серией 100/200 и имел пассажировместимость 50–56 человек. В Series 300 также использовались двигатели Pratt & Whitney Canada PW123. Номинальная мощность двигателя составляет от 2380 л.с. (1774 кВт) до 2500 л.с. (1864 кВт). Расчетный срок службы — 80 000 полетных циклов. В рамках расширенной программы обслуживания, запущенной в 2017 году, срок службы Dash 8-300 увеличен на 50 процентов, или примерно на 15 лет, до 120 000 полетных циклов. [51]
- ДХК-8-301
- Вариант 1989 года с двумя двигателями PW123.
- ДХК-8-311
- Вариант 1990 года с двумя двигателями PW123A и обновленным интерьером Heath Tecna . Кроме того, конструкция шасси была изменена на слегка стреловидную, предназначенную для предотвращения ударов хвостом. [ нужна ссылка ]
- ДХК-8-314
- Вариант 1992 года с двумя двигателями PW123B.
- ДХК-8-315
- Вариант 1995 года с двумя двигателями PW123E.
- ДХК-8-300А
- Версия DHC-8-300 с увеличенной грузоподъемностью.
- Q300
- Версия DHC-8-300 с системой ANVS (активное подавление шума и вибрации).
- ДХК-8-300 МСА
- Модернизированный вариант Л-3 для платформы морского наблюдения.
- РО-6А
- Военное обозначение США для DHC-8-315 для армии США в качестве разведывательной платформы.
- С-147А
- Военное обозначение США для DHC-8-315 для армии США в качестве прыжковой платформы. [52] В 2000 году стоимость единицы продукции составляла 14,3 миллиона долларов США. [50]
Серия 400
[ редактировать ]Серия 400 имела еще более длинный планер, который был растянут на 6,83 метра (22,4 фута) по сравнению с Серией 300 (на 10,26 метра (33,7 фута) по сравнению с Серией 100/200), имел более крупное и толстое Т-образное хвостовое оперение и вместимость пассажиров 68–90. В Series 400 используются двигатели Pratt & Whitney Canada PW150A мощностью 4850 л.с. (3620 кВт). Самолет имеет крейсерскую скорость 360 узлов (667 км/ч), что на 60–90 узлов (111–166 км/ч) выше, чем у его предшественников. Максимальная рабочая высота составляет 25 000 футов (7 600 м) для стандартной версии, хотя предлагается версия с раскрывающимися кислородными масками, которая увеличивает максимальную рабочую высоту до 27 000 футов (8 200 м).
С момента ввода в эксплуатацию в 2000 году до продажи компании Longview/Viking в 2018 году было поставлено 585 самолетов со скоростью 30–35 в год, в результате чего на момент продажи в 2018 году осталось 65 единиц. [53]
- ДХК-8-400
- Вариант 1999 года с максимальной вместимостью 68 пассажиров.
- ДХК-8-401
- Вариант 1999 года с максимальной вместимостью 70 пассажиров.
- ДХК-8-402
- Вариант 1999 года с максимальной вместимостью 78 пассажиров.
- Q400
- Удлиненная и улучшенная версия на 70–78 пассажиров, поступившая в эксплуатацию в 2000 году. Все Q400 оснащены системой ANVS (активное подавление шума и вибрации).
- Q400 следующего поколения
- Версия Q400 с обновленными кабинами, освещением, окнами, багажными полками, шасси, а также сниженными затратами на топливо и техническое обслуживание.
- В 2013 году был представлен вариант повышенной вместимости, способный перевозить максимум 86 пассажиров. [54] Вариант повышенной емкости был обновлен в 2016 году с более близко расположенными сиденьями, способными вместить до 90 пассажиров. [55] Первый 90-местный самолет был доставлен стартовому заказчику SpiceJet в сентябре 2018 года. [56]
- Q400-MR (теперь Q400AT)
- Более шестнадцати самолетов Q400 были адаптированы для тушения пожаров в качестве самолетов-заправщиков. Этот самолет также называют Dash 8-400AT (только авиатанкер) или Dash 8-400MRE (многоцелевой авиатанкер). Французская служба гражданской безопасности эксплуатирует восемь многоцелевых авиатанкеров, а Conair Group в настоящее время эксплуатирует парк вариантов, предназначенных только для авиатанкеров, в Канаде, США, Австралии и Франции. Conair производит вариант, предназначенный только для авиатанкеров, в своих ангарах в Абботсфорде, Канада. [57] [58] Этот танкер может перевозить 2642 галлона США или 10 000 литров антипирена, пены или воды и двигаться со скоростью 340 узлов (630 км/ч).
- ДХК-8 МПА-Д8
- В 2007 году переоборудован для использования в качестве морского патрульного самолета . PAL Aerospace в партнерстве предложила этот вариант как DHC-8 MPA P4. [59]
- ДХК-8-402ПФ
- Вариант переоборудованного грузового автомобиля с поддонами 2008 года грузоподъемностью 9 000 кг (20 000 фунтов). [ нужна ссылка ]
- Q400CC
- Грузовой комби. Вмещает 50 пассажиров плюс 3720 кг (8200 фунтов) полезной нагрузки. Впервые доставлен стартовому заказчику Ryukyu Air Commuter в 2015 году.
- [ нужна ссылка ]
В 2017 году стоимость единицы продукции составила 32,2 миллиона долларов США. [60]
Операторы
[ редактировать ]К 2017 году самолет Q400 налетал 7 миллионов часов с 60 операторами и перевез более 400 миллионов пассажиров с надежностью отправки более 99,5%. [61]
К июлю 2018 года в эксплуатации авиакомпаний находилось 844 самолета Dash 8: 143 самолета Series 100 с 35 операторами, 42 самолета Series 200 с 16 операторами, 151 самолет Series 300 с 32 операторами и 508 самолетов Q400. [62] К тому времени в портфеле оставалось 56 заказов. [63] [ нужно обновить ]
Заказы и поставки
[ редактировать ]Модельная серия | Заказы | Поставки | Незаполненный |
---|---|---|---|
Серия 100 | 299 | 299 | – |
Серия 200 | 105 | 105 | – |
Серия 300 | 267 | 267 | – |
Серия 400 | 645 | 587 | 58 |
Общий | 1,316 | 1,258 | 58 |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]На борту DHC-8 произошло 80 авиационных происшествий и происшествий, в том числе 31 повреждение корпуса . [64] В результате погибло 180 человек. [65]
Несчастные случаи со смертельным исходом
[ редактировать ]Дата | Тип | Полет | Толстый. | Выж. | Расположение | Обстоятельства |
---|---|---|---|---|---|---|
21 ноября 1990 г. | -100 | Рейс 125 Bangkok Airways | 38 | 0 | Ко Самуи , Таиланд | Разбился при попытке приземлиться во время сильного дождя и сильного ветра. [67] |
6 января 1993 г. | -300 | Рейс 5634 авиакомпании Lufthansa Cityline | 4 | 19 | Парижский аэропорт Шарль де Голль , Франция | Разбился недалеко от взлетно-посадочной полосы. [68] |
9 июня 1995 г. | -100 | Рассмотрим новозеландский рейс 703. | 4 | 17 | Возле аэропорта Палмерстон-Норт , Новая Зеландия | Разбился на западных склонах хребта Тараруа из-за ошибки пилота при устранении неисправности шасси. |
12 февраля 2009 г. | -400 | Рейс 3407 авиакомпании Колган Эйр | 49 + 1 | 0 | Кларенс-центр, Нью-Йорк , США | При подлете к аэропорту Буффало Ниагара самолет заглох и врезался в дом из-за ошибки пилота. Один человек погиб на земле. [69] |
13 октября 2011 г. | -100 | Рейс 1600 авиакомпании PNG | 28 | 4 | Возле аэропорта Маданг , Папуа-Новая Гвинея | Разбился из-за ошибочного выбора пилотами режима мощности, что привело к превышению скорости винтов, что привело к полной потере мощности двигателя. [70] |
5 октября 2013 г. | -200 | ВВС США Патрульный полет | 4 | 2 | Рядом с Аканди , Колумбия | Военный самолет-разведчик разбился во время выполнения морского патрулирования по борьбе с наркотиками. [71] |
12 марта 2018 г. | -400 | Рейс 211 авиакомпании US-Bangla Airlines | 51 | 20 | Аэропорт Катманду , Непал | Разбился при посадке из-за ошибки пилота. Самый смертоносный сбой Dash 8 на сегодняшний день. [72] [73] |
10 августа 2018 г. | -400 | Инцидент с Horizon Air Q400, 2018 г. | 1 | 0 | Остров Кетрон, Вашингтон , США | Пассажиров на борту нет; украден из аэропорта Сиэтл-Такома наземным служащим, который намеренно разбился и покончил с собой. [74] |
2 января 2024 г. | -300 | Столкновение на взлетно-посадочной полосе аэропорта Ханэда, 2024 г. | 5 | 1 | Токио, аэропорт Ханэда , Япония. | Самолет береговой охраны Японии столкнулся с рейсом 516 авиакомпании Japan Airlines, самолетом Airbus A350 приземлявшимся . По состоянию на январь 2024 г. все еще находится под следствием. [update]. [75] |
5 марта 2024 г. | -300 | Рейс 053 авиакомпании Safarilink | 2 | 44 | Национальный парк Найроби , Кения | столкнулся При наборе высоты из аэропорта Уилсон с местным тренировочным самолетом Cessna 172 . По состоянию на март 2024 г. находится под следствием. [update]. [76] [77] |
Потери корпуса
[ редактировать ]- 15 апреля 1988 г.: на рейсе 2658 Horizon Air, выполняемом самолетом DHC-8-102 N819PH, загорелся двигатель при наборе высоты из международного аэропорта Сиэтла/Такомы . Была произведена аварийная посадка, но самолет задел оборудование на земле, а затем врезался в два трапа. N819PH был уничтожен пожаром; погибших не было. [78]
- 23 ноября 2009 г.: самолет DHC-8-200, эксплуатируемый от имени Африканского командования США , совершил вынужденную посадку в Таракинье , Мали , и был существенно поврежден, когда обрушилось шасси и оторвалось правое крыло. Авария произошла из-за того, что у самолета закончилось топливо за 29 секунд до крушения. Капитан решил не дозаправляться в предыдущем аэропорту вылета. [79]
- 9 апреля 2012 г.: Самолет Air Tanzania Dash 8 5H-MWG был списан в аэропорту Кигома , Танзания, в результате прерванного взлета. Все 39 человек на борту выжили. [80]
- 30 сентября 2015 г.: рейс 9562 компании Luxair потерпел аварию при прерванном взлете в аэропорту Саарбрюккен в Германии. Bombardier Q400 LX-LGH был поврежден и не подлежал ремонту, когда вернулся на взлетно-посадочную полосу после преждевременного поднятия шасси. Самолет пролетел 2400 футов и остановился, оставив более 1100 футов от взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием длиной 6562 фута. Никто из 20 пассажиров не пострадал. [81] [82]
- 8 мая 2019 г.: Рейс 60 авиакомпании Biman Bangladesh Airlines , самолет Dash-8 Q400 соскользнул с взлетно-посадочной полосы 21 в международном аэропорту Янгона , Бирма, и разбился на три части во время ухода на второй круг при посадке. Рейс вылетел из Дакки, Бангладеш . В качестве одного из факторов назвали плохую погоду. По меньшей мере 17 человек получили ранения. [83]
Крупные аварии с шасси
[ редактировать ](SAS) с разницей в четыре дня произошли две отдельные катастрофы с одинаковыми отказами шасси В сентябре 2007 года на самолете Dash 8-Q400 компании Scandian Airlines . Третья авария произошла в октябре 2007 года, что привело к выводу этого типа из парка авиакомпании.
9 сентября 2007 года экипаж рейса 1209 SAS, следовавшего из Копенгагена в Ольборг , сообщил о проблемах с механизмом блокировки правого шасси, и аэропорт Ольборга был подготовлен к аварийной посадке. Вскоре после приземления правая основная стойка разрушилась, и авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, осколки правого винта разлетелись по кабине, а правый двигатель загорелся. Из 69 пассажиров и четырех членов экипажа на борту 11 были отправлены в больницу, пятеро с легкими травмами. [84] [85] [86] Авария была снята на видео местным новостным каналом (TV2-Nord) и транслировалась в прямом эфире по национальному телевидению.
Три дня спустя, 12 сентября, у рейса 2748 компании «Скандинавские авиалинии», следовавшего из Копенгагена в Палангу, возникла аналогичная проблема с шасси, что вынудило самолет приземлиться в международном аэропорту Вильнюса ( Литва ). Пассажиры и члены экипажа не пострадали. [87] Сразу после этой катастрофы SAS приостановила полеты всех 33 авиалайнеров Q400 в своем парке, а несколько часов спустя Bombardier рекомендовала приостановить полеты всех Q400, совершивших более 10 000 рейсов, до дальнейшего уведомления. [88] Это затронуло около 60 самолетов из 140 Q400, находившихся на тот момент в эксплуатации.
27 октября 2007 года у рейса 2867 компании «Скандинавские авиалинии», следовавшего из Бергена в Копенгаген, возникли серьезные проблемы с шасси во время посадки в аэропорту Каструп. Правое крыло не сработало должным образом (или частично), и самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы при управляемой аварийной посадке. На борту Q400 находились 38 пассажиров, двое младенцев и четыре члена экипажа. О травмах не сообщалось. [89] [90] На следующий день SAS окончательно вывела из эксплуатации весь свой парк Dash 8 Q400. [91] В пресс-релизе от 28 октября 2007 года президент компании заявил: «Доверие к Q400 значительно снизилось, и наши клиенты все больше сомневаются в полетах на самолетах этого типа. Соответственно, с одобрения Совета директоров я решил немедленно вывести самолет Dash 8 Q400 из эксплуатации». [89] [91] [92] Предварительное датское расследование установило, что последний инцидент с Q400 не был связан с предыдущими проблемами коррозии, возникшими у авиакомпании, в данном конкретном случае вызванными обнаруженным неуместным уплотнительным кольцом , блокирующим отверстие в ограничительном клапане . [93]
Всего в 2007 году у восьми самолетов Q400 отказало шасси при приземлении: у четырех в Дании, одного в Германии, одного в Японии, одного в Литве и одного в Южной Корее . В ноябре 2007 года выяснилось, что Управление гражданской авиации Швеции начало расследование и признало компанию Scandian Airlines System виновной в срезании углов в своем отделе технического обслуживания. Сообщается, что авиакомпания совершила 2300 рейсов, на которых оборудование безопасности не соответствовало стандартам. [94] 10 марта 2008 г. SAS заказала у Bombardier еще 27 самолетов в рамках компенсационной сделки: 14 турбовинтовых самолетов Q400 NextGen и 13 самолетов CRJ900 . [95]
23 февраля 2017 года у самолета Flybe Q400 сломалось правое шасси при приземлении в аэропорту Амстердама Схипхол . Травм не было. Причиной была названа деформированная правая распорка основных стоек шасси, установленная накануне вечером. Неизвестно, когда произошла деформация. [96] [97]
10 ноября 2017 года рейс Flybe BE331, выполняемый самолетом Q400, должен был вылететь из аэропорта Белфаст-Сити имени Джорджа Беста в аэропорт Инвернесса . Самолет сообщил о технической проблеме вскоре после взлета и был направлен в международный аэропорт Белфаста , где приземлился на нос с убранным передним шасси. Сообщается об одном легком ранении. [98]
19 августа 2018 г. самолету Q400-200 авиакомпании LC Perú , выполнявшему рейс из Лимы в Аякучо, пришлось вернуться в аэропорт Лимы и совершить вынужденную посадку из-за того, что переднее шасси не удалось опустить. Самолет приземлился без опущенной передней стойки шасси. [99]
15 ноября 2018 г. самолет Q300-315, принадлежащий авиакомпании PAL Airlines, не смог опустить переднюю стойку шасси при попытке приземлиться в Дир-Лейк, Ньюфаундленд , и направился в Стивенвилл, Ньюфаундленд , выполняя посадку с поднятым носовым шасси. [100] [101]
18 января 2024 года левое основное шасси самолета Q400, принадлежащего Эфиопским авиалиниям, разрушилось при посадке в аэропорту Мекелле . [102] [103]
Инциденты с превышением скорости гребного винта
[ редактировать ]13 октября 2011 года рейс 1600 авиакомпании PNG , Dash 8-103 P2-MCJ, приближался к аэропорту Маданг, когда первый офицер случайно перевел рычаги управления из режима малого газа в режим бета-тестирования , пытаясь снизить скорость полета. В бета-версии, которая предназначена для наземных операций и замедления самолета после приземления, винты изменяемого шага переходят на плоский шаг. В высокоскоростном полете быстрый поток воздуха через винты неправильной конфигурации привел к тому, что они превысили скорость и привели в движение двигатели, а не двигатели, приводящие в движение винты, что привело к повреждению двигателя и полной потере мощности двигателя. Самолет разбился во время последовавшей попытки вынужденной посадки за пределами аэропорта ; оба пилота, бортпроводник и один пассажир выжили с травмами, а остальные 28 пассажиров погибли. Комиссия по расследованию происшествий Папуа-Новой Гвинеи (AIC) установила, что пилоты допустили ряд других серьезных ошибок, в том числе неиспользование контрольных списков и невыпуск шасси и закрылки , которые замедлили бы самолет перед ударом и уменьшили бы тяжесть крушения; однако AIC пришел к выводу, что основной причиной катастрофы стал тот факт, что бета-сигнал можно было активировать в полете, а также недостаточная подготовка летных экипажей к распознаванию и исправлению этой ситуации. Функция блокировки бета-версии была доступна в качестве опции для Dash 8, но она не была установлена в P2-MCJ, и звуковой сигнал бета-версии не работал. [70]
6 декабря 2011 года самолет QantasLink Dash 8-315 VH-SBV, выполнявший регулярный пассажирский рейс в аэропорт Вейпа , столкнулся с турбулентностью, когда рука первого офицера лежала на рычагах управления двигателем в режиме малого газа. Первый офицер случайно перевел двигатели в режим бета-тестирования, что привело к превышению скорости винтов. Звуковой сигнал бета-сигнала поначалу смутил пилотов, но звуковой сигнал вместе с быстрым звуковым увеличением скорости винта побудил их быстро диагностировать проблему и вернуть рычаги управления двигателем в режим холостого хода до того, как произойдет повреждение двигателя. [104]
Расследуя эти два события, AIC и Австралийское бюро транспортной безопасности (ATSB) установили, что в Dash 8 произошел ряд подобных непреднамеренных срабатываний бета-версии в полете, и рекомендовали принять меры для предотвращения этого, в том числе более тщательные. подготовка пилотов. [70] [104] В 2012 году в сотрудничестве с AIC и ATSB Министерство транспорта Канады издало директиву о летной годности (AD), предписывающую установку бета-блокировки на всех самолетах Dash 8, у которых ее не было, а также вторую директиву, предписывающую более частые испытания звукового сигнала бета-предупреждения. и сервисный бюллетень, требующий наличия таблички в кабине, предупреждающей пилотов о том, что в воздухе не следует перемещать рычаги управления ниже уровня режима малого газа. [70] [105]
Технические характеристики
[ редактировать ]Модель | Q200 [106] (-100) | Q300 [107] | Q400 [108] |
---|---|---|---|
Экипаж кабины | Два | ||
Пассажиры, типичные | 37 | 50@30–33" [109] | 82@30" |
Максимальная емкость [110] | 40 | 56 | 90@28" |
Длина | 73 фута (22,25 м) | 84 фута 3 дюйма (25,7 м) | 107 футов 9 дюймов (32,8 м) |
Высота | 24 фута 7 дюймов (7,49 м) | 27 футов 5 дюймов (8,4 м) | |
Размах крыльев | 85 футов (25,89 м) | 90 футов (27,4 м) | 93 фута 3 дюйма (28,4 м) |
Площадь крыла | 585 кв. футов (54,4 м 2 ) | 605 кв. футов (56,2 м 2 ) | 689 кв. футов (64 м 2 ) |
Соотношение сторон | 12.32 | 13.36 | 12.6 |
Ширина | Фюзеляж 8 футов 10 дюймов (2,69 м), кабина 8 футов 3 дюйма (2,52 м) | ||
Длина кабины | 30 футов 1 дюйм (9,16 м) | 41 футов 6 дюймов (12,60 м) | 61 футов 8 дюймов (18,80 м) |
Максимальный взлетный вес | 36 300 фунтов (16 466 кг) -100: 34 500 фунтов (15 600 кг) [111] |
43000 фунтов (19505 кг) | 67 200 фунтов (30 481 кг) |
Работает пустым | 23 098 фунтов (10 477 кг) | 26000 фунтов (11793 кг) | 39284 фунта (17819 кг) [112] |
Максимальная полезная нагрузка | 8921 фунт (4047 кг) | 13 500 фунтов (6 124 кг) | 18 716 фунтов (8 489 кг) |
Макс. топливо | 835 галлонов США (3160 л) | 1724 галлона США (6526 л) [113] | |
Двигатели (2×) | PW123C/Д -100: PW120 [111] |
PW123/Б/Е | PW150 |
Мощность агрегата | 2150 л.с. (1600 кВт) -100: 1800 л.с. (1300 кВт) [111] |
2380–2500 л.с. (1770–1860 кВт) | 5071 л.с. (3781 кВт) |
Высокоскоростной круиз | 289 узлов (535 км / ч; 333 миль в час) -100: 270 узлов (500 км/ч; 310 миль в час) [111] |
287 узлов (532 км / ч; 333 миль в час) | 300–360 узлов (556–667 км / ч; 350–410 миль в час) |
Потолок | 25000 футов (7620 м) | 27000 футов (8229 м) | |
Диапазон | 1125 миль (2084 км; 1295 миль) -100: 1020 миль (1889 км; 1174 миль) [111] |
924 миль (1711 км; 1063 миль) | 1100 миль (2040 км; 1300 миль) |
Взлет (MTOW, SL, ISA) | 3280 футов (1000 м) | 3870 футов (1180 м) | 4675 футов (1425 м) |
Посадка (MLW, SL) | 2560 футов (780 м) | 3415 футов (1040 м) | 4230 футов (1289 м) |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- 29–34 места
- 42–60 мест
- 64–78 мест
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Отчет о состоянии программы — самолеты серии Q» (PDF) . Бомбардье Аэроспейс. 31 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2019 г. . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ «Паспорт типа сертификата А-142» (PDF) . Транспорт Канады . 1 июня 2019 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бренд De Havilland готовится к взлету после продажи Bombardier Dash 8 компании Longview» . Глобус и почта . 3 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Паспорт типа сертификата № Е-19» . Транспорт Канады. 20 октября 2017 г.
- ^ Бернс, Джон Ф. (15 июня 1987 г.). «Капитальный ремонт Боинга в Канаде» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Фарнсворт, Клайд Х. (23 января 1992 г.). «Bombardier соглашается купить De Havilland у Boeing» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 марта 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Группа акустики и вибрации (2000). «Эволюция уровня шума в пассажирском салоне Dash-8Q» . Канадская акустика . 28 (3). Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ «Bombardier прекратит выпуск Q200/Q300 в 2009 году» . Полет Глобал . 8 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2015 г. Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ «Дэш 8: Полный список» . Архивировано 3 декабря 2008 г. на сайте Wayback Machine Airfleets.net . Проверено: 24 декабря 2009 г.
- ^ «Bombardier отмечает вехи в авиации: 1000-й турбовинтовой самолет Dash 8/Q-Series и 400-й глобальный бизнес-джет» (пресс-релиз). Бомбардир. 12 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стивен Тримбл (13 ноября 2017 г.). «Bombardier все еще обсуждает аутсорсинг Q400» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Балла, Бретт (28 августа 2019 г.). «Владелец De Havilland считает, что возобновление внимания увеличит долю рынка Dash 8» . Новости западной авиации . Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 года . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Говорит Дэйв (13 апреля 2022 г.). «De Havilland надеется возглавить канадскую аэрокосмическую отрасль с Dash 8-400 и Twin Otter под одним корпоративным флагом» . Небесный маг . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Мастерс, Коко. «Поддержка новых турбин» . Архивировано 20 февраля 2009 г. в Wayback Machine Time , 23 августа 2007 г. Проверено: 13 февраля 2009 г.
- ^ Макс Кингсли-Джонс (11 ноября 2007 г.). «Дубай 2007: ATR выдвигает идею расширенной модели для сектора на 90 мест» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Кингсли-Джонс, Макс. «ATR выдвигает идею расширенной модели для сектора на 90 мест». Flight International , 14 ноября 2007 г. Дата обращения: 13 февраля 2009 г. Архивировано 16 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Кирби, Мэри. «Парижский авиасалон: Bombardier заявляет, что Q400X «определенно является частью нашего будущего»» . Flightglobal.com , июнь 2009 г. Дата обращения: 16 июня 2009 г. Архивировано 18 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Рэнсон, Лори. «Фарнборо: Bombardier уклончиво говорит о сроках запуска Q400X» . Архивировано 15 марта 2012 г. в Wayback Machine Flightglobal . 26 июля 2010 г. Дата обращения: 8 декабря 2011 г.
- ^ Рэнсон, Лори. «Bombardier ожидает, что после 2015 года выпуск Q400 будет расширен» . Архивировано 7 апреля 2013 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 26 мая 2011 г.; Проверено: 29 сентября 2012 г.
- ^ Тримбл, Стивен. «В фокусе: разгорается дуэль турбовинтовых двигателей для 90-местного автомобиля» . Архивировано 8 ноября 2012 г. в Wayback Machine Flight International , 27 февраля 2012 г. Проверено: 29 сентября 2012 г.
- ^ Чхве, Кён Э. «Консорциум Южной Кореи ведет переговоры с Bombardier о разработке пассажирского самолета». Архивировано 1 декабря 2016 г. в Wayback Machine Wall Street Journal , 8 октября 2012 г. Проверено: 10 октября 2012 г.
- ^ «Сингапур: Bombardier увеличит количество мест в Q400 до 90» . рейсглобальный . 17 февраля 2016. Архивировано из оригинала 18 февраля 2016 года . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ Джон Хеммердингер (2 августа 2018 г.). «Канадские регулирующие органы сертифицируют 90-местный самолет Bombardier Q400» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 3 августа 2018 года . Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ Перри, Доминик (25 марта 2021 г.). «EASA разрешает 90-местный самолет Dash 8-400 для операций в Европе» . Полет Глобал .
- ^ «Longview Aviation Capital Corp. приобретает программу Dash 8 у Bombardier Inc» (PDF) (пресс-релиз). Longview Aviation Capital Corp., 8 ноября 2018 г.
- ^ Viking Air Limited (23 февраля 2006 г.). «Viking приобретает сертификаты типа для самолетов de Havilland Canada Heritage у Bombardier» (пресс-релиз). Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 16 ноября 2018 г.
- ^ Богайский, Джереми (8 ноября 2018 г.). «Bombardier продает устаревшую турбовинтовую линию Q400, сокращая 5000 рабочих мест и уделяя больше внимания бизнес-джетам» . Форбс . Архивировано из оригинала 8 ноября 2018 года . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ «Bombardier продаст программу Q400» . Флайтглобал . 8 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ «Bombardier сокращает 5000 рабочих мест и продает самолеты серии Q» . Новости ЦБК . 8 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2018 г. Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ Уорвик, Грэм (18 января 2019 г.). «Долгосрочные планы Канады продолжить производство Q400 под брендом De Havilland» . Авиационная неделя .
- ^ Грэм Уорвик (14 февраля 2019 г.). «Бизнес-самолеты Bombardier и подразделения авиастроения будут расти» . Сеть «Авиационная неделя» .
- ^ Джон Хеммердингер (23 августа 2019 г.). «Де Хэвилленд ожидает возрождения Dash 8» . Флайтглобал .
- ^ Скотт Гамильтон (12 января 2021 г.). «De Havilland приостановит производство в этом году из-за накопившегося отставания» . Лихэм Ньюс .
- ^ Джон Хеммердингер (17 февраля 2021 г.). «De Havilland прекращает производство Dash 8 и покидает сборочную площадку Даунсвью» . Флайтглобал .
- ^ Перейти обратно: а б «Пауза De Havilland вызывает спрос на облегчение ситуации» . Канадский авиатор . 20 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2021 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Джанг, Брент (23 августа 2023 г.). «Несмотря на опасения, De Havilland Canada уверена в выборе места для нового завода» . .com . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Шоу-Смит, Питер (22 июля 2024 г.). «Возрождающийся De Havilland Canada распродает сумки и запускает программу ремонта» . Международные авиационные новости . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Хилл, Эд (15 декабря 2021 г.). «De Havilland Canada и ZeroAvia подписывают Меморандум о взаимопонимании по разработке водородно-электрического двигателя для Dash 8-400 — Aerospace Manufacturing» . aero-mag.com .
- ^ Хеммердингер, Джон (19 июля 2022 г.). «De Havilland рассматривает программы Twin Otter и Dash 8, рассматривает обновления» . Полет Глобал .
- ^ Харрингтон, Тони (3 мая 2023 г.). «ZeroAvia получила региональные самолеты Q400 от Alaska Airlines для модернизации на водородно-электрических двигателях – GreenAir News» . Зеленый воздух .
- ^ Бургнер, Норберт. «Dornier 328 Jet: «Настоящий» региональный самолет?» Обзор Flug , 30 марта 1997 г.
- ^ Мастерс, Коко. «Поддержка новых турбин» . Архивировано 26 августа 2007 г. в Wayback Machine Time , 23 августа 2007 г.
- ^ «Bombardier получила одобрение на 90-местный Q400 | Журнал Airways» . Журнал «Авиакомпании» . 2 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2018 г. Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ Иден 2008, с. 119.
- ^ «Voyageur представляет переоборудование грузового корабля Dash 8-100 — Skies Mag» . Skiesmag.com . 22 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ «Три системы MSS 6000 для Канады» . Архивировано 3 мая 2013 г. в Wayback Machine шведской космической корпорации , июль 2010 г. Дата обращения: 29 июля 2010 г.
- ^ "CT142 Dash-8" . Архивировано 27 февраля 2014 г. в Wayback Machine Департаменте национальной обороны , март 2007 г. Проверено: 29 июля 2010 г.
- ^ Дэвис, штаб-сержант. Бенни Дж. III. «Экипажи Е-9А обследуют залив, отслеживают ракеты» . ВВС США. Проверено: 22 октября 2008 г. Архивировано 14 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Воздушный тайник: Дэш 8» . Архивировано 6 июня 2013 г. в журнале Wayback Machine Blast Magazine . Проверено: 5 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джейн - все самолеты мира . 2005.
- ^ «Chorus Aviation объявляет об успешном завершении первой в мире программы расширенного обслуживания самолетов Dash 8-300» . www.newswire.ca (пресс-релиз) . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ «Армейская парашютная команда приветствует новый самолет» . Армия.мил . 16 декабря 2019 года . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Новости стоимости самолетов (26 ноября 2018 г.). «Ценности Dash8-400 сталкиваются с некоторой неопределенностью по мере прихода к власти Viking» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Тейлор, Эллис (19 ноября 2013 г.). «Таиландская компания Nok представляет высокопроизводительный Q400» . Flightglobal.com . ДУБАЙ. Архивировано из оригинала 29 ноября 2013 года . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ «Q400 – Литература – Коммерческий самолет» . Bombardier.com . Бомбардир. Архивировано из оригинала 13 июля 2014 года . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Фогелаар, Роб (21 сентября 2018 г.). «Bombardier поставила первый 90-местный самолет Q400 для SpiceJet» . www.aviationnews.eu . Архивировано из оригинала 23 сентября 2018 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ «Conair закупает семь самолетов Dash 8-400 для борьбы с лесными пожарами | Журнал AerialFire» . 11 августа 2023 г.
- ^ «Авиатанкер Conair Dash 8-400AT для поддержки пожарных во Франции» .
- ^ Хеммердингер, Джон (21 февраля 2021 г.). «Де Хэвилленд и PAL предлагают специальную миссию «P-4» Dash 8-400» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 года.
- ^ «Прейскурантные цены — коммерческие самолеты» . Бомбардье Аэроспейс. Январь 2017. Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Серия Q» (PDF) . Бомбардир. 2017. Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ «Всемирная перепись авиакомпаний 2018» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ «Отчет о состоянии программы — серия Q» (PDF) . 30 июня 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 27 августа 2018 г. . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ «Де Хэвилленд Канада DHC-8» . Фонд безопасности полетов. 11 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Статистика DHC-8-400» . Фонд безопасности полетов. 11 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Статистика DHC-8 > База данных авиационной безопасности» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ «Авиакатастрофа de Havilland Canada DHC-8-103 HS-SKI в аэропорту Самуи (USM)» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Отчет о происшествии: de Havilland Canada DHC-8-3110, 6 января 1993 г.» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 25 июня 2011 года . Проверено 17 июля 2011 г.
- ^ «Национальный совет по безопасности на транспорте NTSB/AAR-10/01. Потеря управления при заходе на посадку Colgan Air, Inc., выполняющая рейс 3407 Continental Connection Bombardier DHC-8-400, N200WQ, Кларенс-центр, Нью-Йорк, 12 февраля 2009 г.» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 2 февраля 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2017 г. . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Авиакатастрофа в аэропорту Хэвилленд, Канада DHC-8-102 P2-MCJ, аэропорт Маданг (MAG)» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Авиакатастрофа в Хэвилленде Канада DHC-8-202 N356PH Аканди, провинция Чоко» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Авиакатастрофа de Havilland Canada DHC-8-402Q Dash 8 S2-AGU Аэропорт Катманду-Трибхуван (KTM)» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 15 января 2019 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Окончательный отчет о расследовании авиационных происшествий авиакомпании US Bangla Airlines, Bombardier (UBG-211), DHC-8-402, S2-AGU, в международном аэропорту Трибхуван, Катманду, Непал, 12 марта 2018 г.» (PDF) . Комиссия по расследованию авиационных происшествий 2018. 27 января 2019 г. Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ «Авиакатастрофа de Havilland Canada DHC-8-402Q Dash 8 N449QX, остров Кетрон, Вашингтон» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 11 августа 2018 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Самолет загорелся на взлетно-посадочной полосе в Японии после столкновения; пассажиры, как сообщается, в безопасности» . энергетический ядерный реактор . 2 января 2024 года. Архивировано из оригинала 2 января 2024 года . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ «Два человека погибли при столкновении самолета над национальным парком Найроби, сообщает полиция Кении» . Новости АВС . Ассошиэйтед Пресс . 5 марта 2024 г. Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Предварительный отчет о столкновении в воздухе с участием 5Y-SLK и 5Y-NNJ» (PDF) . ААИД. 3 апреля 2024 г. . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Описание аварии N819PH» . Архивировано 8 августа 2014 г. в сети Wayback Machine Aviation Safety Network . Проверено: 30 июля 2014 г.
- ^ «Описание аварии: de Havilland Canada DHC-8-200, 23 ноября 2009 г.» . Архивировано 8 августа 2016 года в сети Wayback Machine Aviation Safety Network . Проверено: 26 ноября 2009 г.
- ^ Градецкий, Саймон. «Авария: Танзания DH8C в Кигоме, 9 апреля 2012 г., выезд за пределы взлетно-посадочной полосы из-за прерванного взлета» . Архивировано 7 января 2016 г. на сайте Wayback Machine avherald.com . 9 апреля 2012 г. Дата обращения: 11 апреля 2012 г.
- ^ «Авария самолета ASN de Havilland Canada DHC-8-402Q» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 4 декабря 2015 года . Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ «Отчет о расследовании BFU 15-1354-AX» (PDF) . Федеральное бюро по расследованию авиационных происшествий. Архивировано (PDF) из оригинала 20 декабря 2016 г. Проверено 7 декабря 2016 г.
- ^ Заключительный отчет AAIB Мьянмы , Департамент гражданской авиации Мьянмы.
- ^ "SAS-летающий форуликкет при приземлении" . (на датском языке). Архивировано 12 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machine politiken.dk. Проверено: 24 декабря 2009 г.
- ^ Датский самолет совершил вынужденную посадку с 76 людьми на борту. Архивировано 16 октября 2007 г. в Wayback Machine (датский).
- ^ «Относительно рейса SK1209 компании «Скандинавские авиалинии»» . Архивировано 22 февраля 2014 г. в выпуске Wayback Machine Scandian Airlines, Scandian Airlines , 9 сентября 2007 г. Дата обращения: 9 сентября 2007 г.
- ^ «Относительно рейса SK2748 компании Scandian Airlines» . Архивировано 4 февраля 2016 г. в Wayback Machine SAS Group , 12 сентября 2007 г. Дата обращения: 11 апреля 2009 г.
- ^ «Bombardier дает рекомендации после недавних инцидентов с правым основным шасси самолета Q400» . Архивировано 8 февраля 2012 г. на сайте Wayback Machine Bombardier.com . Проверено: 24 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Относительно рейса SK 2867 компании «Скандинавские авиалинии» . Архивировано 31 октября 2007 г. на Wayback Machine yhp.waymaker.net. Проверено: 10 августа 2010 г.
- ^ "Самолет Dash 8 разбился в Каструпе" . Архивировано 28 октября 2007 г. в Wayback Machine Politiken . Проверено: 24 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «SAS навсегда удаляет Dash 8 Q400 из эксплуатации» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года.
- ^ Муди, Элиз. «SAS навсегда заземляет самолеты Q400 после третьего инцидента» . Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Комиссия по авариям, LN-RDI – Предварительный отчет» . [ постоянная мертвая ссылка ] . http://www.hcl.dk Архивировано 29 декабря 2003 г. в Wayback Machine , 3 ноября 2007 г. Проверено: 15 ноября 2007 г.
- ^ «Катастрофы авиакатастрофы едва удалось избежать» . The Copenhagen Post , 10 сентября 2007 г. Дата обращения: 10 сентября 2015 г.
- ^ «Bombardier урегулирует иск с SAS по поводу турбовинтовых двигателей Q400» . Бизнес. Новости ЦБК . 10 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 15 августа 2014 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (1 июня 2018 г.). «Экипаж Flybe Q400 получил ложную индикацию блокировки шасси» . Полет Глобал .
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN de Havilland Canada DHC-8-402Q Dash 8 G-JECP Международный аэропорт Амстердам-Схипхол (AMS)» . Aviation-safety.net .
- ^ «Самолет Flybe потерпел крушение в аэропорту Белфаста» . Хранитель . 10 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года . Проверено 10 ноября 2017 г.
- ^ Упхофф, Райнер (22 августа 2018 г.). «LC Peru Q400 попал в аварию в Лиме» . Полет Глобал .
- ^ "Самолет с неисправным шасси совершил вынужденную посадку в городе Нидерландов, никто не пострадал" . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ «Носовая часть самолета Dash 8 авиакомпании PAL Airlines обрушилась в Ньюфаундленде» . Flightglobal.com . 15 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 16 ноября 2018 г.
- ↑ Катастрофа: эфиопский DH8D в Макале, 18 января 2024 г., проблема с шасси и выезд за пределы взлетно-посадочной полосы , The Aviation Herald , 18 января 2024 г.
- ^ Эфиопский Dash 8 получил существенные повреждения при приземлении в Мекеле , Aviation Source News, 18 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Двойное превышение скорости винта с участием Bombardier DHC-8, VH-SBV возле Вайпа, Квинсленд, 6 декабря 2011 г.» . atsb.gov.au. Австралийское бюро транспортной безопасности . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Проектирование винтовой системы Dash 8» . atsb.gov.au. Австралийское бюро транспортной безопасности. 25 февраля 2013 года . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Q200» (PDF) . Бомбардир. 2006. Архивировано (PDF) из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ «Q300» (PDF) . Бомбардир. 2006. Архивировано (PDF) из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ «Серия Q» (PDF) . Бомбардир. 2017. Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2018 года . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ «Конфигурация сидений Bombardier Q300» . Эйр Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ «Паспорт типа сертификата № A13NM» (PDF) . ФАУ. 24 мая 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 16 апреля 2018 г. . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Технические характеристики Dash 8 — BAE Systems» . Системы БАЕ . 2021.
- ^ «Q400» (PDF) . Бомбардир. 2014. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ «Технические характеристики Q400» . Бомбардир. Архивировано из оригинала 6 октября 2016 года.
Библиография
[ редактировать ]- Иден, Пол Э. Гражданские самолеты сегодня: самые успешные коммерческие самолеты в мире. Лондон: Янтарные книги, 2008. ISBN 978-1-90570-486-6 .
- Хотсон, Фред В. История Де Хэвилленд Канада. Торонто: Canav Books, 1983. ISBN 978-0-96907-032-0 .
- Кинси, И. «Рождение Dash 8». Канадский авиационный журнал , июнь 1983 г.
- Винчестер, Джим. "Де Хэвилленд Канада DHC-8 Dash 8" . Гражданские самолеты (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2004. ISBN 978-0-83686-903-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- «Паспорт типа сертификата Bombardier DHC-8 IM.A.191» (PDF) . Европейское агентство авиационной безопасности. 3 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2018 г. . Проверено 15 ноября 2018 г.
- «Паспорт типа сертификата А-142» . Транспорт Канады. 3 августа 2018 г.
- Грэм Уорвик (9 сентября 1998 г.). «Турбовинтовой – и этим горжусь» . Рейс Интернешнл .
Q400 воплощает в себе технологию, которая, как надеется Bombardier, произведет революцию на испытывающем трудности региональном рынке турбовинтовых двигателей.
- Макс Кингсли-Джонс; Эндрю Дойл (4 декабря 2001 г.). «Плохие оценки – Отчет о работе» . Рейс Интернешнл .
Несмотря на превосходную экономичность высокоскоростного турбовинтового самолета Q400, усилиям по конкурированию с региональными самолетами препятствует проблематичное его внедрение.
- «Мультимиссия Bombardier серии Q» . Прогноз Интернешнл. Июль 2009 года.
- «Руководство по планированию аэропорта Dash 8 Series 400» (PDF) . Бомбардир. 5 декабря 2014 г.