Jump to content

Тохары

(Перенаправлено с Тохарцев )

Тохары
Тохарская царская семья оазисного города-государства Куча (Король, Королева и светловолосые юные князья), Пещера 17 , Кизильские пещеры . Около 500 года нашей эры, Эрмитаж . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Регионы со значительной численностью населения
Таримская котловина в I тысячелетии нашей эры.
(современный Синьцзян , Китай )
Языки
Тохарские языки
Религия
Буддизм и другие
Родственные этнические группы
Afanasievo culture

Тохарцы или Тохарцы ( США : / t ˈ k ɛər i ə n ˌ - ˈ k ɑːr - / toh- KAIR -ee-ən, -⁠ KAR - ; [ 5 ] Великобритания : / t ɒ ˈ k ɑːr i ə n / to- KAR -ee-ən ) [ 6 ] были носителями тохарских языков , индоевропейских языков, известных примерно из 7600 документов примерно с 400 по 1200 год нашей эры, найденных на северной окраине Таримской котловины (современный Синьцзян , Китай ). [ 7 ] Название «тохарский» было дано этим языкам в начале 20 века учёными, которые отождествили их носителей с народом, известным в древнегреческих источниках как тохарои ( лат . Тохари ), населявшим Бактрию со 2 века до нашей эры. Эта идентификация сейчас обычно считается ошибочной, но название «тохарский» остается наиболее распространенным термином для языков и их носителей. Их настоящее этническое имя неизвестно, хотя они, возможно, себя Агни называли , Кучи и Кроран или как Агния и Кучия, известные из санскритских текстов. [ 8 ] [ нужны разъяснения ]

Земледельческие общины впервые появились в оазисах северного Тарима около 2000 г. до н.э. Некоторые ученые связывают эти сообщества с афанасьевской культурой, обнаруженной ранее (ок. 3500–2500 до н.э.) в Сибири, к северу от Тарима или среднеазиатской культуры БМАК . Самые ранние мумии Тарима датируются ок. 1800 г. до н.э., но неясно, связаны ли они с тохарами двумя тысячелетиями позже.

Ко II веку до нашей эры эти поселения превратились в города-государства , затмеваемые кочевым народом на севере и китайской империей на востоке. Эти города, крупнейшим из которых был Куча , также служили промежуточными станциями на ответвлении Шелкового пути , пролегавшего вдоль северной окраины пустыни Такла-Макан .

В течение нескольких столетий бассейном Тарима правили хунну , династия Хань , Тибетская империя и династия Тан . С 8-го века нашей эры уйгуры – носители тюркского языка – поселились в этом регионе и основали Королевство Кочо , которое управляло Таримской котловиной. Народы городов-государств Тарима смешались с уйгурами, чей староуйгурский язык распространился по региону. Считается, что тохарские языки вымерли в 9 веке.

Примерно в начале 20-го века археологи обнаружили в оазисах Таримской впадины ряд рукописей, написанных на двух близкородственных, но ранее неизвестных индоевропейских языках , которые было легко читать, поскольку они использовали близкую вариацию уже расшифрованного индийского среднего языка. -Сценарий Брахми . Эти языки были обозначены аналогичным образом их географическими соседями: [ 9 ]

Фридрих В.К. Мюллер был первым, кто предложил характеристику вновь открытых языков. [ 11 ] [ 12 ] Мюллер назвал языки « тохарскими » (нем. Tocharisch ), связав с этим токсри (Tωγry, «тогари»). [ 8 ] с этнонимом тохарой ​​( древнегреческий : Τόχαροι ), примененным Страбоном к одному из « скифских » племен «из страны по другую сторону Яксарта » , захвативших Греко-Бактрийское царство (современный Афганистан ) во второй половине 2 век до нашей эры. [ 12 ] [ 13 ] [ а ] Этот термин также появляется в индоиранских языках ( санскрит Тушара / Тухара , древнеперсидский туксари- , хотанский ттахвара ), и стал источником термина « Тохаристан », обычно относящегося к Бактрии I тысячелетия , а также к провинции Тахар в Афганистане . юэчжи из Современные ученые часто отождествляют Тохароев с китайских исторических источников, основавшими Кушанскую империю . [ 14 ] [ 15 ]

Идентификация Мюллера стала позицией меньшинства среди ученых, когда выяснилось, что жители Тохаристана ( Бактрии ) говорили на бактрийском , восточно-иранском языке , который весьма отличается от тохарских языков. Тем не менее, «тохарский» оставался стандартным термином для языков рукописей Таримской котловины и людей, их создавших. [ 11 ] [ 16 ] Некоторые ученые утверждают, что юэчжи изначально говорили на тохарском языке, который позже перенял бактрийский язык. [ 17 ]

Имя Куча на тохарском языке Б было Куши , с прилагательной формой кушинне . Это слово может происходить от протоиндоевропейского *keuk «сияющий, белый». [ 18 ] Тохарское слово akeññe, возможно, относилось к людям Агни, его происхождение означает «пограничники, марширующие». [ 19 ] В одном из тохарских текстов А арши-кантва является названием их собственного языка, так что арши могло означать «агнеан», хотя возможно и «монах». [ 20 ]

Тохарские цари, по-видимому, дали себе титул Нактемтс соя (на тохарском языке B), эквивалентный титулу Девапутра («Сын Божий») кушанов . [ 21 ] [ 22 ]

Фигура тохарской знати, Пещера 17 , Кизильские пещеры , около 500 г. н. э.

Тохарские языки известны примерно из 7600 документов, датируемых примерно 400–1200 годами нашей эры, найденных в 30 местах в северо-восточной части Тарима. [ 23 ] Рукописи написаны на двух разных, но тесно связанных индоевропейских языках , традиционно известных как тохарский А и тохарский Б. [ 24 ] По глотто-хронологическим данным тохарские языки наиболее близки западным индоевропейским языкам, таким как протогерманские или протоитальянские, и, будучи лишенными сатемизации, предшествуют эволюции восточных индоевропейских языков. [ 25 ]

Тохарский А (агнейский или восточно-тохарский) был обнаружен в северо-восточных оазисах, известных тохарам как Арши , позже Агни (т.е. китайский Янки; современный Карасахр) и Турфан (включая Хочо или Кочо; известный по-китайски как Гаочан). Детально изучено около 500 рукописей, в основном из буддийских монастырей. Многие авторы считают, что к моменту появления рукописей тохарский язык А стал чисто литературным и литургическим языком, но, возможно, сохранившиеся документы нерепрезентативны. [ 26 ]

Тохарский B (кучанский или западно-тохарский) был обнаружен на всех стоянках тохарского периода А, а также в нескольких стоянках дальше на запад, включая Кучи (позже Куча). Судя по всему, в то время он все еще использовался в повседневной жизни. [ 27 ] Детально изучено более 3200 рукописей. [ 26 ]

Языки имели значительные различия в фонологии, морфологии и словарном запасе, что делало их взаимно непонятными «по крайней мере в такой же степени, как современные германские или романские языки». [ 28 ] [ 29 ] В тохарском языке A наблюдаются нововведения в гласных и номинальном изменении, тогда как в тохарском языке B есть изменения в согласных и глагольном изменении. Многие различия в словарном запасе между языками касаются буддийских концепций, что может свидетельствовать о том, что они были связаны с разными буддийскими традициями. [ 28 ]

Тохарское письмо очень похоже на индийское письмо брахми кушанского периода , с небольшими вариациями в каллиграфии. Надпись на тохарском языке: Se pañäkte saṅketavattse ṣarsa papaiykau «Этот Будда был нарисован рукой Санкетавы», [ 30 ] [ 31 ] картине, на карбоновой датированной 245-340 гг. н.э. [ 32 ]

Различия указывают на то, что они разошлись от общего предка между 500 и 1000 годами раньше самых ранних документов, то есть где-то в I тысячелетии до нашей эры. [ 33 ] Общий индоевропейский словарь, сохранившийся в тохарском языке, включает слова, обозначающие скотоводство, крупный рогатый скот, овцу, свинью, собак, лошадей, текстиль, сельское хозяйство, пшеницу, золото, серебро и колесные транспортные средства. [ 34 ]

Пракритские документы из Крорана , Андира и Нии III века на юго-восточной окраине Таримской впадины содержат около 100 заимствованных слов и 1000 имен собственных, происхождение которых невозможно отнести к индийскому или иранскому источнику. [ 35 ] Томас Берроу предположил, что они происходят от разновидности тохарского языка, получившего название тохарского C или кроранского, на котором, возможно, говорила по крайней мере часть местного населения. [ 36 ] Теория Берроу получила широкое признание, но доказательства скудны и неубедительны, и некоторые ученые отдают предпочтение альтернативным объяснениям. [ 23 ]

Тохарский князь, оплакивающий кремацию Будды, на фреске из пещеры Майя (224) в Кызыле . Он режет себе лоб ножом — практика членовредительства, также известная среди скифов . [ 37 ]

Большинство тохарских надписей основано на буддийских монашеских текстах, что позволяет предположить, что тохары в значительной степени приняли буддизм . Добуддийские верования тохаров в значительной степени неизвестны, но некоторые китайские богини похожи на реконструированную протоиндоевропейскую богиню солнца и богиню зари , что подразумевает, что китайцы находились под влиянием добуддийских верований тохаров, когда они путешествовали по торговым путям, проходившим по тохарским территориям. [ 38 ] В тохарском языке B есть существительное swāñco, происходящее от имени протоиндоевропейской богини солнца, в то время как в тохарском языке A есть слово koṃ , заимствованное слово, этимологически связанное с тюркской богиней солнца Гун Ана . Помимо этого, они могли также поклоняться лунному божеству ( мен- ) и земному ( кем- ). [ 39 ]

Фрески, найденные в котловине , особенно в пещерах Кизил , в основном изображают Джатаки истории , аваданы и легенды о Будде и являются художественным представлением в традиции школы Хинаяны Сарвастивадов Таримской . [ 40 ] Когда китайский монах Сюаньцзан посетил Куча в 630 году нашей эры, он получил благосклонность тохарского царя Суварнадевы, сына и преемника Суварнапушпы , которого он описал как верующего в буддизм Хинаяны . [ 41 ] В отчете о своем путешествии в Куча (屈支国) он заявил, что «в этой стране около ста монастырей (сангхарамов) с пятью и более тысячами учеников. Они принадлежат Малой Колеснице школы Сарвастивадов ( жуйциеюбу). Их доктрина (учение сутр) и их правила дисциплины (принципы Винайи) подобны индийским. и те, кто их читает, пользуются теми же (оригиналами)». [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

Предлагаемые прекурсоры

[ редактировать ]

Путь, по которому носители индоевропейских языков достигли Таримской котловины, неизвестен. Ведущим претендентом является афанасьевская культура , населявшая Алтайский край на севере между 3300 и 2500 годами до нашей эры.

Afanasievo culture

[ редактировать ]
Индоевропейские миграции , с размещением афанасьевской культуры (генетически идентичной ямной культуре понтийских степей ) и их вероятных тохарских потомков. [ 45 ]
Статуя Чемурчека, Хух узуурин дугуй I - 1. Булган, Ховд , Монголия [ 46 ]

Афанасьевская культура возникла из восточного ответвления ямной культуры , первоначально базирующейся в Причерноморской степи к северу от Кавказских гор . [ 47 ] Афанасьевская культура (ок. 3500–2500 до н. э.) демонстрирует культурные и генетические связи с индоевропейскими культурами среднеазиатских степей, но предшествует специфически индо-иранской андроновской культуре (ок. 2000–900 до н. э.).

Дж. П. Мэллори и Виктор Х. Майр утверждали, что Таримский бассейн был впервые заселен прототохарскими носителями восточного ответвления афанасьевской культуры, которые мигрировали на юг и заняли северную и восточную окраины бассейна. [ 48 ] Ранней экспансии ямной культуры на восток около 3300 г. до н.э. достаточно, чтобы объяснить изоляцию тохарских языков от индоиранских лингвистических инноваций, таких как сатемизация . [ 49 ] Микаэль Пейро утверждает, что некоторые из наиболее ярких типологических особенностей тохарского языка коренятся в длительном контакте пратохароязычных афанасьевцев с носителями ранней стадии протосамоедского языка в Южной Сибири. Среди прочего, это могло бы объяснить слияние всех трехстопных рядов (например, *t, *d, *dʰ > *t), что должно было привести к огромному количеству омонимов , а также к развитию агглютинативного падежа. система. [ 50 ]

Чао Нин и др. (2019) обнаружены в захоронениях примерно 200 г. до н.э. на стоянке Ширензигоу на восточной окраине Джунгарии. 20–80% ямноподобных предков, что подтверждает гипотезу миграции из Афанасьево в Джунгарию, которая находится к северу от Таримской впадины. . [ 51 ]

Чемурчекская культура

[ редактировать ]

По мнению археолога Алексея Ковалева, Чемурчекская культура (2750-1900 гг. до н. э.), алтайская культура, имеющая много общего с культурами Западной Европы и особенно Южной Франции в стилях погребений и скульптуры, возможно, была связана с прототохарами. [ 25 ] Согласно глоттохронологическим данным, прототохары, должно быть, мигрировали на восток примерно в тот же период, а их западно-индоевропейский язык наиболее близок к протогерманскому и прото-курсивному языку, что соответствует широкому географическому ареалу, охватывающему южную Францию, где Выявлены стили, наиболее близкие к стилям чемурчекской культуры. [ 25 ] Язык чемурчеков/прототохарцев, возможно, произошел из того же места в Западной Европе, как и их погребальные и скульптурные стили. [ 25 ]

Сельскохозяйственная пресса

[ редактировать ]

Раннее заселение

[ редактировать ]

Пустыня Такла-Макан имеет примерно овальную форму, около 1000 км в длину и 400 км в ширину, с трех сторон окружена высокими горами. Основная часть пустыни песчаная, окруженная поясом гравийной пустыни. [ 52 ] Пустыня совершенно бесплодна, но поздней весной тающие снега окружающих гор питают ручьи, которые были изменены деятельностью человека и создали оазисы с мягким микроклиматом и поддерживают интенсивное сельское хозяйство. [ 52 ] На северной окраине бассейна эти оазисы встречаются в небольших долинах перед гравием. [ 52 ] На южной окраине они встречаются в конусах аллювиалов на краю песчаной зоны. Изолированные аллювиальные конусные оазисы встречаются также в гравийных пустынях Турфанской впадины восточнее Такла-Макана. [ 53 ] Примерно с 2000 г. до н.э. эти оазисы поддерживали оседлые земледельческие поселения бронзового века, которые постепенно росли. [ 54 ]

Необходимая технология орошения была впервые разработана в III тысячелетии до нашей эры в Бактрийско-Маргианском археологическом комплексе (БМК) к западу от Памирских гор , но неясно, как она достигла Тарима. [ 55 ] [ 56 ] Основные сельскохозяйственные культуры, пшеница и ячмень, также возникли на западе. [ 57 ]

Таримские мумии

[ редактировать ]
« Лоуланьская красавица»

Самая старая из Таримских мумий, тела, сохранившиеся в условиях пустыни, датируется 2000 годом до нашей эры и была найдена на восточной окраине Таримской котловины. Мумии были описаны как «европеоидные» и «монголоидные», также наблюдались люди смешанной расы. [ 58 ] Генетическое исследование останков самого старого слоя кладбища Сяохэ показало, что материнские линии представляли собой смесь восточно-евразийских и западно-евразийских типов, в то время как все отцовские линии были западно-евразийскими. [ 59 ] Неизвестно, связаны ли они с фресками, написанными на тохарских стоянках более двух тысячелетий спустя, на которых также изображены светлые глаза и цвет волос.

Мумии были найдены с плетеными гобеленами, которые особенно похожи на образец плетения стиля «тартан» гальштатской культуры Центральной Европы, связанного с кельтами ; Было обнаружено, что шерсть, использованная в гобеленах, получена от овец европейского происхождения. [ 60 ]

Генетическое исследование 2021 года показало, что таримские мумии не имели отношения к афанасьевским популяциям и вместо этого представляли собой генетический изолят, происходящий в основном от древних жителей Северной Евразии . [ 61 ]

Более поздние миграции

[ редактировать ]

Позже группы кочевых скотоводов переселились из степи на луга к северу и северо-востоку от Тарима. Они были предками народов, позднее известных китайским авторам как усунь и юэчжи . [ 62 ] Считается, что по крайней мере некоторые из них говорили на иранских языках . [ 62 ] но меньшинство ученых предполагают, что юэчжи говорили на тохарском языке. [ 63 ] [ 64 ]

В I тысячелетии до нашей эры новая волна иммигрантов, саков, говоривших на иранских языках, прибыла с запада и поселилась вдоль южного края Тарима. [ 65 ] Считается, что они являются источником иранских заимствований в тохарских языках, особенно связанных с торговлей и войной. [ 66 ] Культура Субеши является кандидатом в предшественники тохаров железного века. [ 67 ]

Оазис государства

[ редактировать ]
Основные оазисные государства древней Таримской котловины

Первые упоминания о государствах-оазисах встречаются в китайской истории. В «Книге Хань» перечислено 36 государств в бассейне Тарима за последние два столетия до нашей эры. [ 68 ] Эти оазисы служили перевалочными пунктами на торговых путях, входивших в состав Великого шелкового пути, проходящего вдоль северной и южной окраин пустыни Такла-Макан. [ 69 ]

Самыми крупными были Куча с 81 000 жителей и Агни (Янки или Карашар) с 32 000 жителей. [ 70 ] Следующим было Лоуланское королевство (Кроран), впервые упомянутое в 126 г. до н.э. Китайские истории не содержат свидетельств этнических изменений в этих городах между тем временем и периодом появления тохарских рукописей из этих мест. [ 71 ] Эти небольшие городские общества, расположенные на северной и южной окраинах Тарима, находились в тени кочевых народов на севере и китайской империи на востоке. Они стали объектом соперничества между китайцами и хунну. Когда это требовалось, они признавали отношения данника с более крупными державами и действовали независимо, когда могли. [ 72 ]

Империи Хунну и Хань

[ редактировать ]

В 177 г. до н. э. хунну вытеснили юэчжи из западной Ганьсу, в результате чего большинство из них бежало на запад, в Илийскую долину , а затем в Бактрию . Затем хунну победили государства Тарим, которые стали важной частью их империи. [ 73 ] Китайская династия Хань была полна решимости ослабить своих врагов-хунну, лишив их этой территории. [ 74 ] Это было достигнуто в серии кампаний, начавшихся в 108 г. до н. э. и завершившихся созданием Протектората западных регионов в 60 г. до н. э. под руководством Чжэн Цзи . [ 75 ] Правительство Хань использовало ряд тактик, включая заговоры с целью убийства местных правителей, прямые нападения на несколько государств (например, Куча в 65 г. до н. э.), чтобы запугать остальные, а также резню всего населения Лунтая ( 80 км к востоку от Кучи). когда они сопротивлялись. [ 76 ]

Во времена Поздней Хань (25–220 гг. н.э.) вся Таримская впадина снова стала центром соперничества между сюнну на севере и китайцами на востоке. [ 77 ] В 74 году нашей эры китайские войска начали брать под свой контроль Таримскую котловину после завоевания Турфана . [ 78 ] В I веке нашей эры Куча сопротивлялся китайскому вторжению и объединился с сюнну и юэчжи против китайского генерала Бань Чао . [ 79 ] Даже Кушанская империя Куджулы Кадфиса отправила армию в Таримскую котловину, чтобы поддержать Куча, но они отступили после незначительных столкновений. [ 79 ]

В 124 г. Куча официально подчинился китайскому двору, а к 127 г. Китай завоевал всю Таримскую впадину. [ 80 ] Контроль Китая над Шелковым путем способствовал обмену искусством и распространению буддизма из Центральной Азии. [ 81 ] Известно, что римлянин Маес Тициан посетил этот район во 2 веке нашей эры. [ 82 ] как и многочисленные великие буддийские миссионеры, такие как парфянин Ань Шигао , Юэчжи Локаксема и Чжи Цянь или индийский Чу Шо-фу (竺朔佛). [ 83 ] Хань контролировала государства Тарима до их окончательного ухода в 150 году нашей эры. [ 84 ] [ 85 ]

Кушанская империя (2 век нашей эры)

[ редактировать ]
Тохарские коленопреклоненные подвижники около 300 г. н. э., на росписях Пещеры Гиппокампа (Пещера 118), Кизильские пещеры . [ 86 ]

Кушанская империя расширилась до Тарима во 2 веке нашей эры, принеся с собой буддизм , кушанское искусство, санскрит как литургический язык и пракрит как административный язык (в южных штатах Тарима). [ 87 ] Вместе с этими индийскими языками появились сценарии, в том числе сценарий Брахми (позже адаптированный для написания тохарского языка) и сценарий Харости . [ 88 ]

С III века Куча стал центром буддийских исследований. Буддийские тексты переводили на китайский язык монахи-кучеанцы, самым известным из которых был Кумараджива (344–412/5). [ 89 ] [ 84 ] Захваченный Люй Гуаном из Позднего Ляна во время нападения на Куча в 384 году, Кумараджива выучил китайский язык за годы плена в Ганьсу. В 401 году его привезли в Поздней Цинь столицу Чанъань , где он оставался главой бюро переводов до своей смерти в 413 году. [ 90 ] [ 91 ]

Пещеры Кизил расположены в 65 км к западу от Кучи и содержат более 236 буддийских храмов. Их фрески датируются III-VIII веками. [ 92 ] Многие из этих фресок были удалены Альбертом фон Ле Коком и другими европейскими археологами в начале 20 века и сейчас хранятся в европейских музеях, но другие остаются на своих первоначальных местах. [ 93 ]

Все более засушливый климат в IV и V веках привел к заброшению нескольких южных городов, в том числе Нии и Крорана, с последующим смещением торговли с южного пути на северный. [ 94 ] Конфедерации кочевых племен также начали бороться за господство. Северные государства-оазисы были завоеваны Жужаном в конце V века, оставив местных лидеров на месте. Соседняя территория Гаочан и королевство Джуши альтернативно управлялись как китайская префектура, захваченная Северным Ляном в 442 году нашей эры, завоеванная Жужаньским каганатом в 460 году и завоеванная турками Гаоджу в 488 году.

Расцвет государств-оазисов

[ редактировать ]
Буддийская пещера с голубями-кольценосцами (пещера 123) в Кизильских пещерах близ Кучи , построенная около 430-530 гг. н. э.

Куча, крупнейший из городов-оазисов, находился под управлением королевских семей, иногда автономно, а иногда как вассалов внешних держав. [ 95 ] Китайцы назвали этих кучеанских королей, добавив приставку Бай (白), что означает «Белый», что, вероятно, указывает на светлый цвет лица кучеанцев. [ 96 ] В правительстве было около 30 именных должностей ниже короля, причем все титулы, кроме самых высоких, располагались парами слева и справа. Подобные структуры были и в других штатах, хотя и в меньших масштабах. [ 97 ] В Книге Цзинь говорится о городе:

У них есть город-крепость и пригороды. Стены тройные. Внутри находятся тысячи буддийских храмов и ступ. Люди занимаются сельским хозяйством и земледелием. Мужчины и женщины стригут волосы и носят их на шее. Дворец принца величественный и внушительный, сверкающий, как обитель богов.

Книга Джина , глава 97. [ 98 ]
Монахи из Пещеры Художников около 500 г. н.э., Кизильские пещеры .

Жители выращивали красное просо , пшеницу, рис, бобовые, коноплю , виноград и гранат, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и верблюдов. [ 99 ]

Они также добывали широкий спектр металлов и минералов в окружающих горах. [ 100 ] Ремесленные изделия включали изделия из кожи, тонкий войлок и ковры. [ 100 ]

В Кизильских пещерах появляются портреты королевских семей, состоящих из короля, королевы и молодого принца. Их сопровождают монахи и мужчины в кафтанах. [ 1 ] По словам историка искусства Бенджамина Роуленда, эти портреты показывают, «что тохарцы были европейцами, а не монголами по внешности, со светлой кожей, голубыми глазами и светлыми или рыжеватыми волосами, а костюмы рыцарей и их дам несут в себе навязчивые намеки на рыцарский век Запада». [ 101 ]

Известно, что посол Куча посетил китайский двор императора Юаня Ляна в его столице Цзинчжоу в 516–520 годах нашей эры, примерно в то же время, что и посольства гепталитов там. Посол из Кучи изображен в «Портретах периодических подношений Ляна» , написанных в 526–539 годах нашей эры, копия песни Сун XI века, которая сохранилась.

Завоевание эфталитов (около 480–550 гг. Н.э.)

[ редактировать ]
Посол из Кучи (龜茲國 Цюци-го ), одного из главных тохарских городов, посещает китайский двор Южного Ляна в Цзинчжоу около 516–520 гг. Н.э., во времена господства эфталитов в регионе, с пояснительным текстом. Портреты периодических подношений Ляна , копия песни XI века.

В конце V века нашей эры эфталиты , обосновавшиеся в Тохаристане ( Бактрия ), распространились на восток через горы Памира , которые сравнительно легко пересечь, как и до них кушаны , благодаря наличию удобных плато между высокими вершинами. [ 102 ] Они заняли западную часть Таримской котловины ( Кашгар и Хотан ), взяв под свой контроль эту территорию у жужжан , которые собирали тяжелую дань с городов-оазисов, но теперь слабели под нападениями китайской династии Вэй . [ 103 ] В 479 году они захватили восточную оконечность Таримской котловины, в районе Турфана . В 497–509 годах они продвинулись севернее Турфана в район Урумчи . В первые годы VI века они отправляли посольства из своих владений в Таримской котловине к династии Вэй . Эфталиты продолжали оккупировать бассейн Тарима до конца своей империи, около 560 года нашей эры. [ 104 ]

По мере того, как территории, находившиеся под властью эфталитов, расширялись до Центральной Азии и Таримского бассейна, искусство эфталитов с характерной одеждой и прическами также стало использоваться в областях, которыми они управляли, таких как Согдиана , Бамиан или Куча в Таримском бассейне. ( Пещеры Кизил , Пещеры Кумтура , реликварий Субаши ). [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] В этих областях появляются сановники в кафтанах с треугольным воротником на правой стороне, коронами с тремя полумесяцами, некоторыми коронами с крыльями и уникальной прической. Еще одним маркером является двухточечная система подвески мечей, которая, судя по всему, была инновацией эфталитов и была введена ими на контролируемых ими территориях. [ 105 ] Картины из региона Куча , особенно мечники в Кизильских пещерах , по-видимому, были сделаны во время правления эфталитов в этом регионе, около 480–550 годов нашей эры. [ 105 ] [ 108 ] Влияние искусства Гандхары в некоторых самых ранних росписях Кизильских пещер , датированных примерно 500 годом нашей эры, рассматривается как следствие политического объединения территории между Бактрией и Куча под властью эфталитов. [ 109 ]

Сюзеренитет Гёктюрков (560 г. н.э.)

[ редактировать ]
Царь Суварнапушпа Кучи исторически известен и правил в 600–625 годах нашей эры. Пещера 69, Кизильские пещеры .

Ранние тюрки Первого Тюркского каганата затем взяли под свой контроль области Турфана и Кучи примерно с 560 года нашей эры и в союзе с Сасанидской империей сыграли важную роль в падении Империи эфталитов . [ 110 ]

турки Восточный разделились на Западный и Затем к 580 году нашей эры каганаты. [ 111 ] Тохарские царские семьи продолжали править Кучой, будучи вассалами западных тюрков , которым они предоставляли дань и войска. [ 111 ] Многие сохранившиеся тексты на тохарском языке датируются этим периодом и затрагивают широкий спектр административных, религиозных и бытовых тем. [ 112 ] Они также включают в себя проездные, небольшие полоски тополя, указывающие размер разрешенных караванов для чиновников на следующей станции по дороге. [ 113 ]

Тохарские рыцари из Кизильских пещер ( Пещера 16 ). Около 600 г. н.э.

В 618 году король Кучи Суварнапушпа посольство, направил ко двору династии Тан признав вассальное положение. [ 114 ] [ 41 ] [ 115 ]

В 630 году китайский буддийский монах Сюаньцзан во время своего паломничества в Индию посетил города Таримской котловины. описал характеристики Куча ( 屈支国 Позже он очень подробно ) в своих «Записях западных регионов» : [ 116 ] [ 43 ] [ 44 ]
1) «Стиль письма индийский, с некоторыми отличиями»
2) «Они одеваются в декоративные одежды из шелка и вышивки. Они стригут волосы и носят струящееся покрывало (на голову)»
3) «Царь — кучеанской расы» [ 117 ]
4) «В этой стране около ста монастырей (сангхарам) с пятью и более тысячами учеников. Они принадлежат Малой Колеснице школы Сарвастивадов ( Шво-йих-цай-ю-по). Их учение ( учение сутр) и их правила дисциплины (принципы Винайи) подобны индийским, и те, кто их читает, используют те же (оригиналы)».
5) «Примерно в 40 ли к северу от этого пустынного города на склоне горы расположены близко друг к другу два монастыря». [ 42 ]

Танское завоевание и последствия

[ редактировать ]

В VII веке император Танского Китая Тайцзун , одержав победу над восточными тюрками , послал свои армии на запад для нападения на западных тюрков и государства-оазисы. [ 118 ] Первым павшим оазисом стал Турфан , захваченный в 630 году и присоединенный в составе Китая. [ 119 ]

Кампания императора Тайцзуна против государств-оазисов

Рядом с западом находился город Агни, который был данником Тан с 632 года. Встревоженный близлежащими китайскими армиями, Агни прекратил отправлять дань в Китай и заключил союз с западными турками. Им помог Куча, который также прекратил присылать дань. Тан захватил Агни в 644 году, разгромив силы западных турок и заставил короля Кучи Суварнадевы (китайский: 蘇伐疊 Суфади ) возобновить дань. Когда этот король был свергнут родственником по имени Харипушпа (китайский: 訶黎布失畢 Хелибусиби ) в 648 году, Тан послал армию под командованием турецкого генерала Асина Шеэра, чтобы поставить на пост послушного члена местной королевской семьи, младшего брата Харипушпы. [ 120 ] Ашина Шеэр продолжила захватывать Куча и сделала его штаб-квартирой Генерального протектората Тан по умиротворению Запада . Силы Кучэ отбили город и убили генерального защитника Го Сяоке, но он снова достался Асина Шеэру, который казнил 11 000 жителей в отместку за убийство Го. [ 121 ] О других городах также записано, что «он разрушил пять великих городов и с ними множество мириадов мужчин и женщин... земли запада были охвачены ужасом». [ 122 ] Тохарские города так и не оправились от Танского завоевания. [ 123 ]

Тан уступил бассейн Тарим Тибетской империи в 670 году, но вернул его себе в 692 году и продолжал править там, пока он не был отвоеван тибетцами в 792 году. [ 124 ] Правящая семья Бай из Куча последний раз упоминается в китайских источниках в 787 году. [ 125 ] В китайских источниках IX и X веков об этом регионе мало упоминаний. [ 126 ]

Уйгурский каганат взял под свой контроль северный Тарим в 803 году. После того, как их столица в Монголии была разграблена енисейскими киргизами в 840 году, они основали новое государство, Королевство Кочо со столицей в Гаочанге (недалеко от Турфана) в 866 году. [ 127 ] За столетия контактов и смешанных браков культуры и население правителей-скотоводов и их подданных-земледельцев смешались воедино. [ 128 ] Современные уйгуры являются результатом смешения тохарцев и орхонских уйгуров VIII века нашей эры. [ 129 ] Многие уйгуры обратились в тохарский буддизм или несторианское христианство. [ 130 ] и переняли земледельческий образ жизни и многие обычаи жителей оазиса. [ 131 ] Тохарский язык постепенно исчез по мере перехода городского населения на староуйгурский язык . [ 132 ]

Эпиграфия

[ редактировать ]

Большинство известных у тохаров текстов религиозного характера, за исключением одного известного любовного стихотворения на тохарском языке Б (рукопись Б-496, найдена в Кызыле ): [ 133 ]

Тохарская рукопись B B-496
Перевод
(Английский)
Транслитерация Надпись
( тохарское письмо )

Я.
... однако тысячу лет Ты расскажешь историю Твою (...) объявляю,
Прежде не было для меня человека дороже тебя; так и впредь не будет для меня никого дороже тебя.
Любовь к тебе, привязанность к тебе — дыхание всего, что есть жизнь, — и они не прекратятся, пока существует жизнь.
III.
Так я всегда думал: «Я проживу хорошо, всю жизнь, с одним любовником: ни силы, ни обмана».
Только бог Карма знал эту мою мысль; поэтому он спровоцировал ссору; он вырвал у тебя сердце мое;
Он увел тебя далеко; разорвал меня на части; заставил меня участвовать во всех скорбях и отнял утешение, которым ты был.

... моя жизнь, дух и сердце день за днём... [ 134 ] [ 135 ] [ 136 ] [ 137 ]

II.

(...) Ялце пиквала (...) watäṃ weṃt no

Я не знаю, что делать со своими постами, но я их опубликую mäsketar-ñ.

Чише лараумне чишше артанье пелке калтарр шолампа ше ма те сталле соль-варшай.

III.

Я хочу оставить праведность Шаяу Картце-Саул-Варна.

Молодых людей часто беспокоят одни и те же проблемы в плане взаимоотношений.

Затем поля покрывают клейковиной и царво, сампате.

(...) Саул Палск Арасьни, комм. [ 134 ] [ 135 ]

Тохарская Б. Поэма о любви, рукопись В496 (один из двух фрагментов).

Известные правители

[ редактировать ]

Имена правителей Кучи известны преимущественно из китайских источников.

Принц Тоттика , Пещера Кизил 205.
  • Хун (Хонг, Хун), около 16 г. н. э.
  • Чэндэ (丞德), около 36 г. н.э.
  • Зелуо (则罗), около 46 г. н.э.
  • Шэнь Ду (身毒), около 50 г. н.э.
  • Бин, около 72 г. н.э.
  • Цзянь (建), около 73 г. н.э.
  • Юлидуо欧利多, около 76 г. н.э.
  • Бай Ба (白霸), около 91 г. н.э.
  • Бай Ин (Китай), около 110-127 гг. н. э.
  • Бай Шань (白山), около 280 г. н.э.
  • Лун Хуэй (龙会), около 326 г. н.э.
  • Бай Чунь (китайский язык) : 白纯 Байчунь , правил около 383 г. н.э.
  • Бай Чжэнь, китаец : Бай Чжэнь Байчжэнь , правил около 383 г. н.э.
  • Нируимо Жунашенг Китайский : Нируимо Жунашенг Нируимо Жунашенг , правил около 520 г. н.э.
  • Тоттика (правил в Куча в конце VI века), китайский : 托提卡 Tuotika
  • Бай Суниди, китайский язык : 白苏尼咥 Бай Суниди , около 562 г. н.э.
  • Суварнапуспа (правил в Куча , 600-625 гг. н.э.), китайский : 白苏伐勃𫘝 Бай Суфабоши
  • Суварнадева (правил в Куча до 647 г.), кит .: Бай Суфади.
  • Харипушпа (правил в Куча с 647 г.), китайский : Бай Хелибусиби.
  • Бай Еху (白叶卫) (648)
  • Бай Хелибусиби (Белый Хелибусиби) 650
  • Бай Суджи Бай Суджи(659)
  • Ян Тянди Янтянь пал (678)
  • Бай Моби Бай Моби (708)
  • Бай Сяоцзе Бай Сяоцзе(719)
  • Бай Хуань (годы правления 731–789) Китайский : 白环, последний правитель, упомянутый в китайских источниках. [ 125 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Большинство скифов, начиная с Каспийского моря , называются дахскими скифами, а расположенные восточнее массагетами и саками ; остальные имеют общее название скифов, но каждое отдельное племя имеет свое особое имя. Все, или большая часть из них — кочевники. Наиболее известны племена, лишившие греков Бактрианы , асии, пасианы, тохары и. Сакараули, пришедшие из страны по другую сторону Яксарта , против саков и согдианов » ( Страбон , 11-8-2 ).
  1. ^ Jump up to: а б Литература BDce-888、889, MIK III 8875, сейчас находится в Эрмитаже. «Коллекция фресок Грота Кизил в Государственном Эрмитаже» . www.sohu.com (на китайском языке)
  2. ^ Изображение 16 в Ялдиз, Марианна (1987). Археология и история искусства китайской Центральной Азии (Синьцзян) (на немецком языке). Блестящий. п. хв. ISBN  978-90-04-07877-2 .
  3. ^ "Изображения доноров в Пещере 17 видны в двух фрагментах с номерами МИК 8875 и МИК 8876. Один из них с нимбом может быть идентифицирован как царь Кучи." в Гхош, Раджешвари (2008). Кызыл на Шелковом пути: перекресток торговли и встречи умов . Публикации Марга. п. 127, примечание 22. ISBN.  978-81-85026-85-5 . "Находившаяся в МИКе (МИК 8875) панель тохарских дарителей и буддийских монахов исчезла во время Великой Отечественной войны и была обнаружена Ялдызом в 2002 году в Эрмитаже" стр. 65, примечание 30
  4. ^ Ле Кок, Альберт фон; Вальдшмидт, Эрнст (1922). Буддизм поздней античности в Центральной Азии, VI . Берлин, Д. Реймер [и др.], стр. 68–70.
  5. ^ «Определение ТОЧАРИЯ» . www.merriam-webster.com . Проверено 18 октября 2019 г.
  6. ^ «Определение и значение тохарского языка | Словарь английского языка Коллинза» . www.collinsdictionary.com . Проверено 18 октября 2019 г.
  7. ^ Мэллори (2015) , с. 4. «Наши знания о тохарских языках в основном основаны на около 7600 документах, найденных примерно в тридцати местах в восточной половине Большого Таримского бассейна (рис. 1). Документы датируются примерно 400–1200 годами нашей эры».
  8. ^ Jump up to: а б с Номер Уолтер, Марк (1998). «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских носителей цента в китайском Туркестане до X века н.э.» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 85 : 2, примечание 4.
  9. ^ Jump up to: а б с Беквит (2009) , стр. 380-381 .
  10. ^ «Введение в тохарский язык» . lrc.la.utexas.edu .
  11. ^ Jump up to: а б Краузе, Тодд Б.; Слокам, Джонатан. «Тохарян Онлайн: Введение в серию» . Техасский университет в Остине . Проверено 17 апреля 2020 г.
  12. ^ Jump up to: а б Беквит (2009) , стр. 380-383 .
  13. ^ Также Птолемей VI, 11, 6, 2 век нашей эры.
  14. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 270–297.
  15. ^ Беквит (2009) , стр. 83–84.
  16. ^ Мэллори и Адамс (1997) , с. 509.
  17. ^ Беквит (2009) , с. 381.
  18. ^ Адамс (2013) , с. 198.
  19. ^ Адамс (2013) , стр. 2–3.
  20. ^ Адамс (2013) , с. 57.
  21. ^ «По мнению лингвистов, цари Кучи называли себя «ñäktemts soy» (на тохарском языке B), что эквивалентно Девапутре (эпитету, обычно используемому царями Кушаны), означающему «Сын дэвы или Бога» на языке Панде, Анупа; Шарма, Мандира (2009). Искусство Центральной Азии и Индийского субконтинента в межкультурной перспективе . Арийские книги International. п. 133, примечание 22. ISBN.  978-81-7305-347-4 .
  22. ^ Скальмовский, Войцех; Тонгерлоо, Алоис ван (1984). Исследования Среднего Ирана: материалы международного симпозиума, организованного Католическим университетом Левена с 17 по 20 мая 1982 года . Издательство Питерс. стр. 197–198. ISBN  978-90-70192-14-3 .
  23. ^ Jump up to: а б Мэллори (2015) , стр. 6–7.
  24. ^ Зима (1998) , с. 154.
  25. ^ Jump up to: а б с д Ковалёв 2011 , с. 17.
  26. ^ Jump up to: а б Мэллори (2015) , с. 4.
  27. ^ Ким, Рональд (2012). «Введение в тохарский язык» (PDF) . п. 30. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2018 года . Проверено 1 мая 2014 г.
  28. ^ Jump up to: а б Зима (1998) , с. 155.
  29. ^ Мэллори (2015) , с. 7.
  30. ^ Хертель, Герберт; Ялдиз, Марианна; Арт (Германия), Музей индийского искусства; Йорк (1982) Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью- Германия . Метрополитен-музей. стр. 107. ISBN  978-0-87099-300-8 .
  31. ^ Ле Кок, Альберт фон. Буддизм в поздней античности в Средней Азии: т.5 . п. 10.
  32. ^ Во (историк, Вашингтонский университет), Дэниел К. «МВД Берлина: Коллекция Турфана: Кизил» . depts.washington.edu .
  33. ^ Мэллори (2015) , стр. 7–8.
  34. ^ Мэллори (2015) , стр. 17–19.
  35. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 277–278.
  36. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 278–279.
  37. ^ Ле Кок, Альберт фон; Вальдшмидт, Эрнст (1922). Буддизм поздней античности в Центральной Азии, VI . Берлин, Д. Раймер [и др.], стр. 80–81.
  38. ^ Сноу (2002) , с. [ нужна страница ] .
  39. ^ Мэллори (2015) , с. [ нужна страница ] .
  40. ^ Пропавший номер, Уолтер (октябрь 1998 г.). «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских носителей цента в китайском Туркестане до X века н.э.» (PDF) . Китайско-платонические статьи (85).
  41. ^ Jump up to: а б Гросет 1970 , стр. 99.
  42. ^ Jump up to: а б Во, Дэниел (историк, Вашингтонский университет). «Кизил» . depts.washington.edu . Вашингтонский университет . Проверено 30 декабря 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  43. ^ Jump up to: а б Бил, Сэмюэл (2000). Си-ю-ки: Буддийские записи западного мира: перевод с китайского Хиуэн Цзяна (629 г. н.э.) . Психология Пресс. п. 19. ISBN  978-0-415-24469-5 . , также доступно в: «Королевство Кью-чи (Куча или Кучэ) [Глава 2]» . www.wisdomlib.org . 27 июня 2018 г. Проверено 30 декабря 2020 г.
  44. ^ Jump up to: а б « Цюй Чжиго» в западных регионах династии Тан/01 — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.m.wikisource.org »
  45. ^ Нарасимхан, Вагиш М.; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия; Роланд, Надин; Бернардс, Ребекка (6 сентября 2019 г.). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии » Наука 365 (6457): eaat7487. дои : 10.1126/science.aat7487 . ISSN   0036-8075 . ПМЦ   6822619 . ПМИД   31488661 .
  46. ^ Ковалев 2012 , с. 124, статуи 55.
  47. ^ Аллентофт, Мэн (11 июня 2015 г.). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» (PDF) . Природа . 522 (7555). Исследования природы : 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД   26062507 . S2CID   4399103 .
  48. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 314–318.
  49. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 294–296, 317–318.
  50. ^ Пейро, М. (2019). Отклоняющийся типологический профиль тохарской ветви индоевропейцев может быть следствием влияния уральского субстрата, Indo-European Linguistics, 7(1), 72-121. дои: https://doi.org/10.1163/22125892-00701007
  51. ^ Нин, Чао, Гао, Шичжу; Чжан, Сюэ; Чжан, Чжунчжи; Тан, Юньпэн; Ма, Цзянь, Йоханнес; Цуй, Иньцю (2019). «Древние геномы раскрывают родословную, связанную с Ямной, и потенциальный источник Индоевропейские носители в Тяньшане железного века» . Current Biology . 29 (15): 2526–2532.e4. Бибкод : 2019CBio...29E2526N . doi : 10.1016/j.cub.2019.06.044 . PMID   31353181 .
  52. ^ Jump up to: а б с Чен и Хиберт (1995) , с. 247.
  53. ^ Чен и Хиберт (1995) , с. 248.
  54. ^ Чен и Хиберт (1995) , стр. 250–272.
  55. ^ Чен и Хиберт (1995) , с. 245.
  56. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 262, 269.
  57. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 269.
  58. ^ Шуйчэн, Ли (2003). Бюллетень . Стокгольм: Фельт и Хесслер. п. 13. «Биолого-антропологические исследования показывают, что физические характеристики похороненных на кладбище Гумугоу вдоль реки Конгке близ Лоп-Нура в Синьцзяне очень схожи с таковыми у людей андроновской и афанасьевской культуры из Сибири на юге России. Это позволяет предположить, что все эти люди принадлежат к европеоидному физическому типу.¹² Кроме того, раскопки 2002 года, проведенные археологами Синьцзяна на месте кладбища Сяохэ, впервые обнаруженного Шведский археолог Фольке Бергман¹³ обнаружил мумии и деревянные изображения людей, которые явно имеют европеоидные черты [Рис. 6.1. Согласно предварительному отчету о раскопках, культурные особенности и хронология этого места весьма схожи с культурными особенностями и хронологией Гумуго.¹⁴ Другое). памятники в Синьцзяне также содержат индивидов как с европеоидными чертами, так и с монгольскими чертами. Например, такая закономерность встречается на кладбище Янбуларк в Синьцзяне. но индивиды с монголоидными чертами явно доминируют.¹³ Приведенных выше свидетельств достаточно, чтобы показать, что, начиная примерно с 2000 г. до н.э., некоторые так называемые примитивные европеоиды распространились на восток, в район Синьцзяна, вплоть до территорий вокруг Хами и Лоп-Нура. К концу второго тысячелетия другая группа выходцев из Средней Азии начала переселяться через Памир и постепенно рассеялась в южном Синьцзяне. Эти западные группы смешались с местными монголоидами¹⁶, что привело к слиянию культуры и расы на востоке среднего Синьцзяна до Тянь-Шаня.
  59. ^ Ли и др. (2010) .
  60. ^ Фортсон, Бенджамин В. 2004. Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. Страница 352: «К различным загадкам, окружающим тохарцев, добавляется существование чрезвычайно хорошо сохранившихся мумий в пустыне Такла-Макан, которые имеют поразительные европеоидные черты лица и часто рыжие волосы; возраст некоторых из них составляет около 4000 лет. Мумии были найдены с вытканными гобеленами. в пледах, которые по стилю плетения и узору похожи на тартаны из гальштатской культуры Центральной Европы, которая была предком кельтов... шерсть используемые при плетении гобеленов происходят от овец европейского происхождения..."
  61. ^ Чжан, Ф; Нин, К; Скотт, А; и др. (2021). «Геномное происхождение мумий Таримской котловины бронзового века» . Природа . 599 (7884): 256–261. Бибкод : 2021Natur.599..256Z . дои : 10.1038/s41586-021-04052-7 . ПМЦ   8580821 . ПМИД   34707286 .
  62. ^ Jump up to: а б Мэллори и Мэйр (2000) , с. 318.
  63. ^ Джон Э. Хилл (2009). Через Нефритовые ворота в Рим . Издательство Booksurge. п. 311. ИСБН  978-1-4392-2134-1 .
  64. ^ Беквит (2009) , стр. 84, 380–383.
  65. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 268, 318.
  66. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 310–311, 318.
  67. ^ Мэллори (2015) , с. 24.
  68. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 66.
  69. ^ Миллуорд (2021) , с. 6.
  70. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 68, 72.
  71. ^ Мэллори и Адамс (1997) , с. 591.
  72. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 72.
  73. ^ Ю (1986) , стр. 405, 407.
  74. ^ Ю (1986) , с. 407.
  75. ^ Ю (1986) , стр. 409–411.
  76. ^ Лоу (1979) , с. 49.
  77. ^ Груссе 1970 , с. 40-47.
  78. ^ Груссе 1970 , с. 42.
  79. ^ Jump up to: а б Гросет 1970 , с. 45-46.
  80. ^ Груссе 1970 , с. 48.
  81. ^ Гросет 1970 , стр. 47-48.
  82. ^ Груссе 1970 , с. 40, 48.
  83. ^ Груссе (1970) , стр. 49 и далее .
  84. ^ Jump up to: а б Хансен (2012) , с. 66.
  85. ^ Миллуорд (2021) , с. 23.
  86. ^ Ри, Мэрилин Мартин (15 июля 2019 г.). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, том 2 Период Восточного Чина и Шестнадцати царств в Китае и Тумшук, Куча и Карашар в Центральной Азии (2 тома) . БРИЛЛ. стр. 651 и далее. ISBN  978-90-04-39186-4 .
  87. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 97.
  88. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 115.
  89. ^ Уолтер (1998) , стр. 5–9.
  90. ^ Миллуорд (2021) , стр. 27–28.
  91. ^ Хансен (2012) , с. 68.
  92. ^ Уолтер (1998) , стр. 21–17.
  93. ^ Хансен (2012) , стр. 61–65.
  94. ^ Миллуорд (2021) , стр. 25–26.
  95. ^ Хансен (2012) , стр. 66, 75.
  96. ^ Пури, Байдж Натх (1987). Буддизм в Средней Азии . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 79. ИСБН  978-81-208-0372-5 .
  97. ^ Космо (2000) , с. 398.
  98. ^ Миллуорд (2021) , с. 28.
  99. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 73.
  100. ^ Jump up to: а б Мэллори и Мэйр (2000) , с. 74.
  101. ^ Роуленд, Бенджамин (1975). Искусство Средней Азии . Нью-Йорк, Краун. п. 155.
  102. ^ Миллуорд (2021) , с. 37.
  103. ^ Миллуорд (2021) , с. 30.
  104. ^ Миллуорд (2021) , стр. 30, 408.
  105. ^ Jump up to: а б с Кагеяма, Эцуко (2016). «Изменение систем подвески кинжалов и мечей в Восточной Евразии: его связь с эфталитской оккупацией Средней Азии» (PDF) . ЗИНБУН . 46 : 200–202.
  106. ^ Ильясов, Джангар (2001). «Эфталитовая терракота // Искусство и археология Шелкового пути. Том 7. Камакура, 2001, 187–200» . Искусство и археология Шелкового пути : 187–197.
  107. ^ «КИТАЙО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ xiv. E. Иранское искусство - Энциклопедия Ираника» . www.iranicaonline.org .
  108. ^ Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия . 8 : 329.
  109. ^ Кагеяма цитирует исследование С. Хиямы «Исследование фресок первого стиля Куча: анализ некоторых мотивов, относящихся к периоду эфталитов», в Кагеяма, Эцуко (2016). «Изменение систем подвески кинжалов и мечей в Восточной Евразии: его связь с эфталитской оккупацией Средней Азии» (PDF) . ЗИНБУН . 46 :200.
  110. ^ Хияма, Сатоми (сентябрь 2015 г.). «Отражение геополитического контекста Шелкового пути в первой и второй настенных росписях в индоиранском стиле в Куче» . Шелковый путь – Медитации: Международная конференция 2015 г. по наскальной живописи Кизила, Сборник научных статей : 81.
  111. ^ Jump up to: а б Хансен (2012) , с. 75 .
  112. ^ Хансен (2012) , с. 76.
  113. ^ Хансен (2012) , стр. 77.
  114. ^ "На люнете передней стены нарисована сцена проповеди Будды в Оленьем парке. Слева от Будды изображены король и его жена; на нимбе короля начертано посвящение, которое был интерпретирован Пино в его статье 1994 года «Храм, построенный в пользу Суварнапусы его сыном» (этот материал упоминается в книге «Кезьер сику нэйронг зонглу»). с. 2). Из китайских исторических записей известно, что этот царь правил между 600 и 625 годами, а трое его сыновей умерли до 647 года: на сегодняшний день это наиболее точная датировка пещеры" в. Виньято, Джузеппе (2006). «Археологическое обследование Кызыла: его группы пещер, районы, хронология и буддийские школы» . Восток и Запад . 56 (4): 405, примечание 71. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29757697 .
  115. ^ «В 618 году король Кука, чье китайское имя было Суварна пушпа (санскрит Суварна пушпа, что означает золотой цветок), выразил свое подчинение императору Чангу из династии Суй». Груссе, . Рене стр. 138.
  116. ^ Роуленд, Бенджамин (1975). Искусство Средней Азии . Нью-Йорк, Краун. п. 151.
  117. ^ "Ван Цюй Чжи Чжун Е" в « Цюй Чжиго» в западных регионах династии Тан/01 — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.m.wikisource.org »
  118. ^ Векслер (1979) , с. 220.
  119. ^ Векслер (1979) , стр. 225.
  120. ^ Векслер (1979) , с. 226.
  121. ^ Векслер (1979) , стр. 226, 228.
  122. ^ Груссе 1970 , с. 100.
  123. ^ Векслер (1979) , с. 228.
  124. ^ Хансен (2012) , с. 80.
  125. ^ Jump up to: а б Мэллори и Мэйр (2000) , с. 272.
  126. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 272–273.
  127. ^ Хансен (2012) , с. 108.
  128. ^ Миллуорд (2021) , с. 47.
  129. ^ Ли, Хуэй; Чо, Келли; Кидд, Джудит Р.; Кидд, Кеннет К. (декабрь 2009 г.). «Генетический ландшафт Евразии и «примесь» у уйгуров» . Американский журнал генетики человека . 85 (6): 934–937. дои : 10.1016/j.ajhg.2009.10.024 . ПМЦ   2790568 . ПМИД   20004770 . Исторические записи показывают, что нынешние уйгуры образовались в результате смешения тохарцев с запада и орхонских уйгуров (угуси-хуэйху, согласно современному китайскому произношению) с востока в 8 веке нашей эры.
  130. ^ Миллуорд (2021) , с. 63.
  131. ^ Хонг, Сун-Ки; Ву, Цзяньго; Ким, Джэ Ын; Накагоси, Нобукадзу (25 декабря 2010 г.). Ландшафтная экология в азиатских культурах . Спрингер. п. 284. ИСБН  978-4-431-87799-8 . с.284: «Уйгуры смешались с тохарами и переняли их религию и культуру оазисного земледелия (Scharlipp 1992; Soucek 2000)».
  132. ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 273.
  133. ^ Карлинг, Герд (Университет Георга Августа, Геттинген). «Тохарский (с.16)» (PDF) . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  134. ^ Jump up to: а б Адамс, Дуглас К.; Пейро, Майкл; Пино, Жорж-Жан; Оландер, Томас; Расмуссен, Йенс Эльмегорд (2013). «Больше мыслей о тохарской просодии B» в «Тохарских и индоевропейских исследованиях», Vol . Музей Тускуланум Пресс. стр. 100-1 26–28. ISBN  978-87-635-4066-7 .
  135. ^ Jump up to: а б Тохарская хрестоматия: Тексты и грамматика, Жорж-Жан Пино. Питерс, 2008.
  136. ^ «Журнал языка» Тохарская любовная поэма» .
  137. ^ Мировой атлас поэтических традиций: Тохарский

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Примечание. Недавние открытия сделали устаревшими некоторые из классических работ Рене Груссе « Империя степей: история Центральной Азии» , опубликованных в 1939 году, которые, тем не менее, по-прежнему обеспечивают широкую основу для оценки более современных детальных исследований.

  • Балди, Филип . 1983. Введение в индоевропейские языки. Карбондейл. Издательство Университета Южного Иллинойса.
  • Барбер, Элизабет Вэйланд. 1999. Мумии Урумчи . Лондон. Пан Книги.
  • Бикс, Роберт . 1995. Сравнительная индоевропейская лингвистика: Введение. Филадельфия. Джон Бенджаминс.
  • Хемфилл, Брайан Э. и Дж. П. Мэллори. 2004. «Конные захватчики из русско-казахстанской степи или земледельческие колонисты из Западной Центральной Азии? Краниометрическое исследование поселения Синьцзяна бронзового века» в Американском журнале физической антропологии, том. 125 стр. 199 и далее.
  • Лейн, Джордж С. 1966. «О взаимосвязи тохарских диалектов» в книге « Древние индоевропейские диалекты» , ред. Хенрик Бирнбаум и Яан Пухвел . Беркли. Издательство Калифорнийского университета.
  • Нин, Чао, Чуан-Чао Ван, Шичжу Гао, Ю. Ян и Иньцю Цуй. «Древние геномы раскрывают родство, связанное с ямной, и потенциальный источник индоевропейских носителей в Тянь-Шане железного века». В: Current Biology 29 (2019): 2526–2532.e4. https://doi.org/10.1016/j.cub.2019.06.044
  • Уолтер, Марико Намба 1998 «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских говорящих на кентуме в китайском Туркестане до 10-го века нашей эры» Китайско-платонические документы 85 .
  • Сюй, Вэнькан 1995 «Открытие мумий Синьцзяна и исследования происхождения тохаров» Журнал индоевропейских исследований , Vol. 23, номера 3 и 4, осень/зима 1995 г., стр. 357–369.
  • Сюй, Венкан 1996 «Тохарцы и буддизм» В: Исследования религий Центральной и Восточной Азии 9, стр. 1–17. [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4791d8fdfba0b10907308606873cb8fb__1719975720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/fb/4791d8fdfba0b10907308606873cb8fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tocharians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)