Тохары
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Таримская котловина в I тысячелетии нашей эры. (современный Синьцзян , Китай ) | |
Языки | |
Тохарские языки | |
Религия | |
Буддизм и другие | |
Родственные этнические группы | |
Afanasievo culture |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
![]() |
Тохарцы или Тохарцы ( США : / t oʊ ˈ k ɛər i ə n ˌ - ˈ k ɑːr - / toh- KAIR -ee-ən, - KAR - ; [ 5 ] Великобритания : / t ɒ ˈ k ɑːr i ə n / to- KAR -ee-ən ) [ 6 ] были носителями тохарских языков , индоевропейских языков, известных примерно из 7600 документов примерно с 400 по 1200 год нашей эры, найденных на северной окраине Таримской котловины (современный Синьцзян , Китай ). [ 7 ] Название «тохарский» было дано этим языкам в начале 20 века учёными, которые отождествили их носителей с народом, известным в древнегреческих источниках как тохарои ( лат . Тохари ), населявшим Бактрию со 2 века до нашей эры. Эта идентификация сейчас обычно считается ошибочной, но название «тохарский» остается наиболее распространенным термином для языков и их носителей. Их настоящее этническое имя неизвестно, хотя они, возможно, себя Агни называли , Кучи и Кроран или как Агния и Кучия, известные из санскритских текстов. [ 8 ] [ нужны разъяснения ]
Земледельческие общины впервые появились в оазисах северного Тарима около 2000 г. до н.э. Некоторые ученые связывают эти сообщества с афанасьевской культурой, обнаруженной ранее (ок. 3500–2500 до н.э.) в Сибири, к северу от Тарима или среднеазиатской культуры БМАК . Самые ранние мумии Тарима датируются ок. 1800 г. до н.э., но неясно, связаны ли они с тохарами двумя тысячелетиями позже.
Ко II веку до нашей эры эти поселения превратились в города-государства , затмеваемые кочевым народом на севере и китайской империей на востоке. Эти города, крупнейшим из которых был Куча , также служили промежуточными станциями на ответвлении Шелкового пути , пролегавшего вдоль северной окраины пустыни Такла-Макан .
В течение нескольких столетий бассейном Тарима правили хунну , династия Хань , Тибетская империя и династия Тан . С 8-го века нашей эры уйгуры – носители тюркского языка – поселились в этом регионе и основали Королевство Кочо , которое управляло Таримской котловиной. Народы городов-государств Тарима смешались с уйгурами, чей староуйгурский язык распространился по региону. Считается, что тохарские языки вымерли в 9 веке.
Имена
[ редактировать ]Примерно в начале 20-го века археологи обнаружили в оазисах Таримской впадины ряд рукописей, написанных на двух близкородственных, но ранее неизвестных индоевропейских языках , которые было легко читать, поскольку они использовали близкую вариацию уже расшифрованного индийского среднего языка. -Сценарий Брахми . Эти языки были обозначены аналогичным образом их географическими соседями: [ 9 ]
- Буддийский труд на древнетюркском ( уйгурском ) языке включал колофон , в котором говорилось, что текст был переведен с санскрита с помощью toxrï tyly ( Tωγry tyly , «Язык Тогари»). [ 10 ] [ 9 ] [ 8 ]
- В манихейских текстах на нескольких языках соседних регионов использовалось выражение «земля четырёх тогаров» ( Toγar ~ Toχar , пишется Twγr ) для обозначения территории «от Кучи и Карашара до Кочо и Бешбалыка ». [ 9 ]
Фридрих В.К. Мюллер был первым, кто предложил характеристику вновь открытых языков. [ 11 ] [ 12 ] Мюллер назвал языки « тохарскими » (нем. Tocharisch ), связав с этим токсри (Tωγry, «тогари»). [ 8 ] с этнонимом тохарой ( древнегреческий : Τόχαροι ), примененным Страбоном к одному из « скифских » племен «из страны по другую сторону Яксарта » , захвативших Греко-Бактрийское царство (современный Афганистан ) во второй половине 2 век до нашей эры. [ 12 ] [ 13 ] [ а ] Этот термин также появляется в индоиранских языках ( санскрит Тушара / Тухара , древнеперсидский туксари- , хотанский ттахвара ), и стал источником термина « Тохаристан », обычно относящегося к Бактрии I тысячелетия , а также к провинции Тахар в Афганистане . юэчжи из Современные ученые часто отождествляют Тохароев с китайских исторических источников, основавшими Кушанскую империю . [ 14 ] [ 15 ]
Идентификация Мюллера стала позицией меньшинства среди ученых, когда выяснилось, что жители Тохаристана ( Бактрии ) говорили на бактрийском , восточно-иранском языке , который весьма отличается от тохарских языков. Тем не менее, «тохарский» оставался стандартным термином для языков рукописей Таримской котловины и людей, их создавших. [ 11 ] [ 16 ] Некоторые ученые утверждают, что юэчжи изначально говорили на тохарском языке, который позже перенял бактрийский язык. [ 17 ]
Имя Куча на тохарском языке Б было Куши , с прилагательной формой кушинне . Это слово может происходить от протоиндоевропейского *keuk «сияющий, белый». [ 18 ] Тохарское слово akeññe, возможно, относилось к людям Агни, его происхождение означает «пограничники, марширующие». [ 19 ] В одном из тохарских текстов А арши-кантва является названием их собственного языка, так что арши могло означать «агнеан», хотя возможно и «монах». [ 20 ]
Тохарские цари, по-видимому, дали себе титул Нактемтс соя (на тохарском языке B), эквивалентный титулу Девапутра («Сын Божий») кушанов . [ 21 ] [ 22 ]
Языки
[ редактировать ]
Тохарские языки известны примерно из 7600 документов, датируемых примерно 400–1200 годами нашей эры, найденных в 30 местах в северо-восточной части Тарима. [ 23 ] Рукописи написаны на двух разных, но тесно связанных индоевропейских языках , традиционно известных как тохарский А и тохарский Б. [ 24 ] По глотто-хронологическим данным тохарские языки наиболее близки западным индоевропейским языкам, таким как протогерманские или протоитальянские, и, будучи лишенными сатемизации, предшествуют эволюции восточных индоевропейских языков. [ 25 ]
Тохарский А (агнейский или восточно-тохарский) был обнаружен в северо-восточных оазисах, известных тохарам как Арши , позже Агни (т.е. китайский Янки; современный Карасахр) и Турфан (включая Хочо или Кочо; известный по-китайски как Гаочан). Детально изучено около 500 рукописей, в основном из буддийских монастырей. Многие авторы считают, что к моменту появления рукописей тохарский язык А стал чисто литературным и литургическим языком, но, возможно, сохранившиеся документы нерепрезентативны. [ 26 ]
Тохарский B (кучанский или западно-тохарский) был обнаружен на всех стоянках тохарского периода А, а также в нескольких стоянках дальше на запад, включая Кучи (позже Куча). Судя по всему, в то время он все еще использовался в повседневной жизни. [ 27 ] Детально изучено более 3200 рукописей. [ 26 ]
Языки имели значительные различия в фонологии, морфологии и словарном запасе, что делало их взаимно непонятными «по крайней мере в такой же степени, как современные германские или романские языки». [ 28 ] [ 29 ] В тохарском языке A наблюдаются нововведения в гласных и номинальном изменении, тогда как в тохарском языке B есть изменения в согласных и глагольном изменении. Многие различия в словарном запасе между языками касаются буддийских концепций, что может свидетельствовать о том, что они были связаны с разными буддийскими традициями. [ 28 ]

Различия указывают на то, что они разошлись от общего предка между 500 и 1000 годами раньше самых ранних документов, то есть где-то в I тысячелетии до нашей эры. [ 33 ] Общий индоевропейский словарь, сохранившийся в тохарском языке, включает слова, обозначающие скотоводство, крупный рогатый скот, овцу, свинью, собак, лошадей, текстиль, сельское хозяйство, пшеницу, золото, серебро и колесные транспортные средства. [ 34 ]
Пракритские документы из Крорана , Андира и Нии III века на юго-восточной окраине Таримской впадины содержат около 100 заимствованных слов и 1000 имен собственных, происхождение которых невозможно отнести к индийскому или иранскому источнику. [ 35 ] Томас Берроу предположил, что они происходят от разновидности тохарского языка, получившего название тохарского C или кроранского, на котором, возможно, говорила по крайней мере часть местного населения. [ 36 ] Теория Берроу получила широкое признание, но доказательства скудны и неубедительны, и некоторые ученые отдают предпочтение альтернативным объяснениям. [ 23 ]
Религия
[ редактировать ]
Большинство тохарских надписей основано на буддийских монашеских текстах, что позволяет предположить, что тохары в значительной степени приняли буддизм . Добуддийские верования тохаров в значительной степени неизвестны, но некоторые китайские богини похожи на реконструированную протоиндоевропейскую богиню солнца и богиню зари , что подразумевает, что китайцы находились под влиянием добуддийских верований тохаров, когда они путешествовали по торговым путям, проходившим по тохарским территориям. [ 38 ] В тохарском языке B есть существительное swāñco, происходящее от имени протоиндоевропейской богини солнца, в то время как в тохарском языке A есть слово koṃ , заимствованное слово, этимологически связанное с тюркской богиней солнца Гун Ана . Помимо этого, они могли также поклоняться лунному божеству ( мен- ) и земному ( кем- ). [ 39 ]
Фрески, найденные в котловине , особенно в пещерах Кизил , в основном изображают Джатаки истории , аваданы и легенды о Будде и являются художественным представлением в традиции школы Хинаяны Сарвастивадов Таримской . [ 40 ] Когда китайский монах Сюаньцзан посетил Куча в 630 году нашей эры, он получил благосклонность тохарского царя Суварнадевы, сына и преемника Суварнапушпы , которого он описал как верующего в буддизм Хинаяны . [ 41 ] В отчете о своем путешествии в Куча (屈支国) он заявил, что «в этой стране около ста монастырей (сангхарамов) с пятью и более тысячами учеников. Они принадлежат Малой Колеснице школы Сарвастивадов ( жуйциеюбу). Их доктрина (учение сутр) и их правила дисциплины (принципы Винайи) подобны индийским. и те, кто их читает, пользуются теми же (оригиналами)». [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Предлагаемые прекурсоры
[ редактировать ]Путь, по которому носители индоевропейских языков достигли Таримской котловины, неизвестен. Ведущим претендентом является афанасьевская культура , населявшая Алтайский край на севере между 3300 и 2500 годами до нашей эры.
Afanasievo culture
[ редактировать ]
Афанасьевская культура возникла из восточного ответвления ямной культуры , первоначально базирующейся в Причерноморской степи к северу от Кавказских гор . [ 47 ] Афанасьевская культура (ок. 3500–2500 до н. э.) демонстрирует культурные и генетические связи с индоевропейскими культурами среднеазиатских степей, но предшествует специфически индо-иранской андроновской культуре (ок. 2000–900 до н. э.).
Дж. П. Мэллори и Виктор Х. Майр утверждали, что Таримский бассейн был впервые заселен прототохарскими носителями восточного ответвления афанасьевской культуры, которые мигрировали на юг и заняли северную и восточную окраины бассейна. [ 48 ] Ранней экспансии ямной культуры на восток около 3300 г. до н.э. достаточно, чтобы объяснить изоляцию тохарских языков от индоиранских лингвистических инноваций, таких как сатемизация . [ 49 ] Микаэль Пейро утверждает, что некоторые из наиболее ярких типологических особенностей тохарского языка коренятся в длительном контакте пратохароязычных афанасьевцев с носителями ранней стадии протосамоедского языка в Южной Сибири. Среди прочего, это могло бы объяснить слияние всех трехстопных рядов (например, *t, *d, *dʰ > *t), что должно было привести к огромному количеству омонимов , а также к развитию агглютинативного падежа. система. [ 50 ]
Чао Нин и др. (2019) обнаружены в захоронениях примерно 200 г. до н.э. на стоянке Ширензигоу на восточной окраине Джунгарии. 20–80% ямноподобных предков, что подтверждает гипотезу миграции из Афанасьево в Джунгарию, которая находится к северу от Таримской впадины. . [ 51 ]
Чемурчекская культура
[ редактировать ]По мнению археолога Алексея Ковалева, Чемурчекская культура (2750-1900 гг. до н. э.), алтайская культура, имеющая много общего с культурами Западной Европы и особенно Южной Франции в стилях погребений и скульптуры, возможно, была связана с прототохарами. [ 25 ] Согласно глоттохронологическим данным, прототохары, должно быть, мигрировали на восток примерно в тот же период, а их западно-индоевропейский язык наиболее близок к протогерманскому и прото-курсивному языку, что соответствует широкому географическому ареалу, охватывающему южную Францию, где Выявлены стили, наиболее близкие к стилям чемурчекской культуры. [ 25 ] Язык чемурчеков/прототохарцев, возможно, произошел из того же места в Западной Европе, как и их погребальные и скульптурные стили. [ 25 ]
Сельскохозяйственная пресса
[ редактировать ]Раннее заселение
[ редактировать ]Пустыня Такла-Макан имеет примерно овальную форму, около 1000 км в длину и 400 км в ширину, с трех сторон окружена высокими горами. Основная часть пустыни песчаная, окруженная поясом гравийной пустыни. [ 52 ] Пустыня совершенно бесплодна, но поздней весной тающие снега окружающих гор питают ручьи, которые были изменены деятельностью человека и создали оазисы с мягким микроклиматом и поддерживают интенсивное сельское хозяйство. [ 52 ] На северной окраине бассейна эти оазисы встречаются в небольших долинах перед гравием. [ 52 ] На южной окраине они встречаются в конусах аллювиалов на краю песчаной зоны. Изолированные аллювиальные конусные оазисы встречаются также в гравийных пустынях Турфанской впадины восточнее Такла-Макана. [ 53 ] Примерно с 2000 г. до н.э. эти оазисы поддерживали оседлые земледельческие поселения бронзового века, которые постепенно росли. [ 54 ]
Необходимая технология орошения была впервые разработана в III тысячелетии до нашей эры в Бактрийско-Маргианском археологическом комплексе (БМК) к западу от Памирских гор , но неясно, как она достигла Тарима. [ 55 ] [ 56 ] Основные сельскохозяйственные культуры, пшеница и ячмень, также возникли на западе. [ 57 ]
Таримские мумии
[ редактировать ]Самая старая из Таримских мумий, тела, сохранившиеся в условиях пустыни, датируется 2000 годом до нашей эры и была найдена на восточной окраине Таримской котловины. Мумии были описаны как «европеоидные» и «монголоидные», также наблюдались люди смешанной расы. [ 58 ] Генетическое исследование останков самого старого слоя кладбища Сяохэ показало, что материнские линии представляли собой смесь восточно-евразийских и западно-евразийских типов, в то время как все отцовские линии были западно-евразийскими. [ 59 ] Неизвестно, связаны ли они с фресками, написанными на тохарских стоянках более двух тысячелетий спустя, на которых также изображены светлые глаза и цвет волос.
Мумии были найдены с плетеными гобеленами, которые особенно похожи на образец плетения стиля «тартан» гальштатской культуры Центральной Европы, связанного с кельтами ; Было обнаружено, что шерсть, использованная в гобеленах, получена от овец европейского происхождения. [ 60 ]
Генетическое исследование 2021 года показало, что таримские мумии не имели отношения к афанасьевским популяциям и вместо этого представляли собой генетический изолят, происходящий в основном от древних жителей Северной Евразии . [ 61 ]
Более поздние миграции
[ редактировать ]Позже группы кочевых скотоводов переселились из степи на луга к северу и северо-востоку от Тарима. Они были предками народов, позднее известных китайским авторам как усунь и юэчжи . [ 62 ] Считается, что по крайней мере некоторые из них говорили на иранских языках . [ 62 ] но меньшинство ученых предполагают, что юэчжи говорили на тохарском языке. [ 63 ] [ 64 ]
В I тысячелетии до нашей эры новая волна иммигрантов, саков, говоривших на иранских языках, прибыла с запада и поселилась вдоль южного края Тарима. [ 65 ] Считается, что они являются источником иранских заимствований в тохарских языках, особенно связанных с торговлей и войной. [ 66 ] Культура Субеши является кандидатом в предшественники тохаров железного века. [ 67 ]
Оазис государства
[ редактировать ]
Первые упоминания о государствах-оазисах встречаются в китайской истории. В «Книге Хань» перечислено 36 государств в бассейне Тарима за последние два столетия до нашей эры. [ 68 ] Эти оазисы служили перевалочными пунктами на торговых путях, входивших в состав Великого шелкового пути, проходящего вдоль северной и южной окраин пустыни Такла-Макан. [ 69 ]
Самыми крупными были Куча с 81 000 жителей и Агни (Янки или Карашар) с 32 000 жителей. [ 70 ] Следующим было Лоуланское королевство (Кроран), впервые упомянутое в 126 г. до н.э. Китайские истории не содержат свидетельств этнических изменений в этих городах между тем временем и периодом появления тохарских рукописей из этих мест. [ 71 ] Эти небольшие городские общества, расположенные на северной и южной окраинах Тарима, находились в тени кочевых народов на севере и китайской империи на востоке. Они стали объектом соперничества между китайцами и хунну. Когда это требовалось, они признавали отношения данника с более крупными державами и действовали независимо, когда могли. [ 72 ]
Империи Хунну и Хань
[ редактировать ]В 177 г. до н. э. хунну вытеснили юэчжи из западной Ганьсу, в результате чего большинство из них бежало на запад, в Илийскую долину , а затем в Бактрию . Затем хунну победили государства Тарим, которые стали важной частью их империи. [ 73 ] Китайская династия Хань была полна решимости ослабить своих врагов-хунну, лишив их этой территории. [ 74 ] Это было достигнуто в серии кампаний, начавшихся в 108 г. до н. э. и завершившихся созданием Протектората западных регионов в 60 г. до н. э. под руководством Чжэн Цзи . [ 75 ] Правительство Хань использовало ряд тактик, включая заговоры с целью убийства местных правителей, прямые нападения на несколько государств (например, Куча в 65 г. до н. э.), чтобы запугать остальные, а также резню всего населения Лунтая ( 80 км к востоку от Кучи). когда они сопротивлялись. [ 76 ]
Во времена Поздней Хань (25–220 гг. н.э.) вся Таримская впадина снова стала центром соперничества между сюнну на севере и китайцами на востоке. [ 77 ] В 74 году нашей эры китайские войска начали брать под свой контроль Таримскую котловину после завоевания Турфана . [ 78 ] В I веке нашей эры Куча сопротивлялся китайскому вторжению и объединился с сюнну и юэчжи против китайского генерала Бань Чао . [ 79 ] Даже Кушанская империя Куджулы Кадфиса отправила армию в Таримскую котловину, чтобы поддержать Куча, но они отступили после незначительных столкновений. [ 79 ]
В 124 г. Куча официально подчинился китайскому двору, а к 127 г. Китай завоевал всю Таримскую впадину. [ 80 ] Контроль Китая над Шелковым путем способствовал обмену искусством и распространению буддизма из Центральной Азии. [ 81 ] Известно, что римлянин Маес Тициан посетил этот район во 2 веке нашей эры. [ 82 ] как и многочисленные великие буддийские миссионеры, такие как парфянин Ань Шигао , Юэчжи Локаксема и Чжи Цянь или индийский Чу Шо-фу (竺朔佛). [ 83 ] Хань контролировала государства Тарима до их окончательного ухода в 150 году нашей эры. [ 84 ] [ 85 ]
Кушанская империя (2 век нашей эры)
[ редактировать ]
Кушанская империя расширилась до Тарима во 2 веке нашей эры, принеся с собой буддизм , кушанское искусство, санскрит как литургический язык и пракрит как административный язык (в южных штатах Тарима). [ 87 ] Вместе с этими индийскими языками появились сценарии, в том числе сценарий Брахми (позже адаптированный для написания тохарского языка) и сценарий Харости . [ 88 ]
С III века Куча стал центром буддийских исследований. Буддийские тексты переводили на китайский язык монахи-кучеанцы, самым известным из которых был Кумараджива (344–412/5). [ 89 ] [ 84 ] Захваченный Люй Гуаном из Позднего Ляна во время нападения на Куча в 384 году, Кумараджива выучил китайский язык за годы плена в Ганьсу. В 401 году его привезли в Поздней Цинь столицу Чанъань , где он оставался главой бюро переводов до своей смерти в 413 году. [ 90 ] [ 91 ]
Пещеры Кизил расположены в 65 км к западу от Кучи и содержат более 236 буддийских храмов. Их фрески датируются III-VIII веками. [ 92 ] Многие из этих фресок были удалены Альбертом фон Ле Коком и другими европейскими археологами в начале 20 века и сейчас хранятся в европейских музеях, но другие остаются на своих первоначальных местах. [ 93 ]
Все более засушливый климат в IV и V веках привел к заброшению нескольких южных городов, в том числе Нии и Крорана, с последующим смещением торговли с южного пути на северный. [ 94 ] Конфедерации кочевых племен также начали бороться за господство. Северные государства-оазисы были завоеваны Жужаном в конце V века, оставив местных лидеров на месте. Соседняя территория Гаочан и королевство Джуши альтернативно управлялись как китайская префектура, захваченная Северным Ляном в 442 году нашей эры, завоеванная Жужаньским каганатом в 460 году и завоеванная турками Гаоджу в 488 году.
Расцвет государств-оазисов
[ редактировать ]
Куча, крупнейший из городов-оазисов, находился под управлением королевских семей, иногда автономно, а иногда как вассалов внешних держав. [ 95 ] Китайцы назвали этих кучеанских королей, добавив приставку Бай (白), что означает «Белый», что, вероятно, указывает на светлый цвет лица кучеанцев. [ 96 ] В правительстве было около 30 именных должностей ниже короля, причем все титулы, кроме самых высоких, располагались парами слева и справа. Подобные структуры были и в других штатах, хотя и в меньших масштабах. [ 97 ] В Книге Цзинь говорится о городе:
У них есть город-крепость и пригороды. Стены тройные. Внутри находятся тысячи буддийских храмов и ступ. Люди занимаются сельским хозяйством и земледелием. Мужчины и женщины стригут волосы и носят их на шее. Дворец принца величественный и внушительный, сверкающий, как обитель богов.
— Книга Джина , глава 97. [ 98 ]

Жители выращивали красное просо , пшеницу, рис, бобовые, коноплю , виноград и гранат, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и верблюдов. [ 99 ]
Они также добывали широкий спектр металлов и минералов в окружающих горах. [ 100 ] Ремесленные изделия включали изделия из кожи, тонкий войлок и ковры. [ 100 ]
В Кизильских пещерах появляются портреты королевских семей, состоящих из короля, королевы и молодого принца. Их сопровождают монахи и мужчины в кафтанах. [ 1 ] По словам историка искусства Бенджамина Роуленда, эти портреты показывают, «что тохарцы были европейцами, а не монголами по внешности, со светлой кожей, голубыми глазами и светлыми или рыжеватыми волосами, а костюмы рыцарей и их дам несут в себе навязчивые намеки на рыцарский век Запада». [ 101 ]
Известно, что посол Куча посетил китайский двор императора Юаня Ляна в его столице Цзинчжоу в 516–520 годах нашей эры, примерно в то же время, что и посольства гепталитов там. Посол из Кучи изображен в «Портретах периодических подношений Ляна» , написанных в 526–539 годах нашей эры, копия песни Сун XI века, которая сохранилась.
Завоевание эфталитов (около 480–550 гг. Н.э.)
[ редактировать ]
В конце V века нашей эры эфталиты , обосновавшиеся в Тохаристане ( Бактрия ), распространились на восток через горы Памира , которые сравнительно легко пересечь, как и до них кушаны , благодаря наличию удобных плато между высокими вершинами. [ 102 ] Они заняли западную часть Таримской котловины ( Кашгар и Хотан ), взяв под свой контроль эту территорию у жужжан , которые собирали тяжелую дань с городов-оазисов, но теперь слабели под нападениями китайской династии Вэй . [ 103 ] В 479 году они захватили восточную оконечность Таримской котловины, в районе Турфана . В 497–509 годах они продвинулись севернее Турфана в район Урумчи . В первые годы VI века они отправляли посольства из своих владений в Таримской котловине к династии Вэй . Эфталиты продолжали оккупировать бассейн Тарима до конца своей империи, около 560 года нашей эры. [ 104 ]
По мере того, как территории, находившиеся под властью эфталитов, расширялись до Центральной Азии и Таримского бассейна, искусство эфталитов с характерной одеждой и прическами также стало использоваться в областях, которыми они управляли, таких как Согдиана , Бамиан или Куча в Таримском бассейне. ( Пещеры Кизил , Пещеры Кумтура , реликварий Субаши ). [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] В этих областях появляются сановники в кафтанах с треугольным воротником на правой стороне, коронами с тремя полумесяцами, некоторыми коронами с крыльями и уникальной прической. Еще одним маркером является двухточечная система подвески мечей, которая, судя по всему, была инновацией эфталитов и была введена ими на контролируемых ими территориях. [ 105 ] Картины из региона Куча , особенно мечники в Кизильских пещерах , по-видимому, были сделаны во время правления эфталитов в этом регионе, около 480–550 годов нашей эры. [ 105 ] [ 108 ] Влияние искусства Гандхары в некоторых самых ранних росписях Кизильских пещер , датированных примерно 500 годом нашей эры, рассматривается как следствие политического объединения территории между Бактрией и Куча под властью эфталитов. [ 109 ]
Сюзеренитет Гёктюрков (560 г. н.э.)
[ редактировать ]
Ранние тюрки Первого Тюркского каганата затем взяли под свой контроль области Турфана и Кучи примерно с 560 года нашей эры и в союзе с Сасанидской империей сыграли важную роль в падении Империи эфталитов . [ 110 ]
турки Восточный разделились на Западный и Затем к 580 году нашей эры каганаты. [ 111 ] Тохарские царские семьи продолжали править Кучой, будучи вассалами западных тюрков , которым они предоставляли дань и войска. [ 111 ] Многие сохранившиеся тексты на тохарском языке датируются этим периодом и затрагивают широкий спектр административных, религиозных и бытовых тем. [ 112 ] Они также включают в себя проездные, небольшие полоски тополя, указывающие размер разрешенных караванов для чиновников на следующей станции по дороге. [ 113 ]

В 618 году король Кучи Суварнапушпа посольство, направил ко двору династии Тан признав вассальное положение. [ 114 ] [ 41 ] [ 115 ]
В 630 году китайский буддийский монах Сюаньцзан во время своего паломничества в Индию посетил города Таримской котловины. описал характеристики Куча ( 屈支国 Позже он очень подробно ) в своих «Записях западных регионов» : [ 116 ] [ 43 ] [ 44 ]
1) «Стиль письма индийский, с некоторыми отличиями»
2) «Они одеваются в декоративные одежды из шелка и вышивки. Они стригут волосы и носят струящееся покрывало (на голову)»
3) «Царь — кучеанской расы» [ 117 ]
4) «В этой стране около ста монастырей (сангхарам) с пятью и более тысячами учеников. Они принадлежат Малой Колеснице школы Сарвастивадов ( Шво-йих-цай-ю-по). Их учение ( учение сутр) и их правила дисциплины (принципы Винайи) подобны индийским, и те, кто их читает, используют те же (оригиналы)».
5) «Примерно в 40 ли к северу от этого пустынного города на склоне горы расположены близко друг к другу два монастыря». [ 42 ]
Танское завоевание и последствия
[ редактировать ]В VII веке император Танского Китая Тайцзун , одержав победу над восточными тюрками , послал свои армии на запад для нападения на западных тюрков и государства-оазисы. [ 118 ] Первым павшим оазисом стал Турфан , захваченный в 630 году и присоединенный в составе Китая. [ 119 ]

Рядом с западом находился город Агни, который был данником Тан с 632 года. Встревоженный близлежащими китайскими армиями, Агни прекратил отправлять дань в Китай и заключил союз с западными турками. Им помог Куча, который также прекратил присылать дань. Тан захватил Агни в 644 году, разгромив силы западных турок и заставил короля Кучи Суварнадевы (китайский: 蘇伐疊 Суфади ) возобновить дань. Когда этот король был свергнут родственником по имени Харипушпа (китайский: 訶黎布失畢 Хелибусиби ) в 648 году, Тан послал армию под командованием турецкого генерала Асина Шеэра, чтобы поставить на пост послушного члена местной королевской семьи, младшего брата Харипушпы. [ 120 ] Ашина Шеэр продолжила захватывать Куча и сделала его штаб-квартирой Генерального протектората Тан по умиротворению Запада . Силы Кучэ отбили город и убили генерального защитника Го Сяоке, но он снова достался Асина Шеэру, который казнил 11 000 жителей в отместку за убийство Го. [ 121 ] О других городах также записано, что «он разрушил пять великих городов и с ними множество мириадов мужчин и женщин... земли запада были охвачены ужасом». [ 122 ] Тохарские города так и не оправились от Танского завоевания. [ 123 ]
Тан уступил бассейн Тарим Тибетской империи в 670 году, но вернул его себе в 692 году и продолжал править там, пока он не был отвоеван тибетцами в 792 году. [ 124 ] Правящая семья Бай из Куча последний раз упоминается в китайских источниках в 787 году. [ 125 ] В китайских источниках IX и X веков об этом регионе мало упоминаний. [ 126 ]
Уйгурский каганат взял под свой контроль северный Тарим в 803 году. После того, как их столица в Монголии была разграблена енисейскими киргизами в 840 году, они основали новое государство, Королевство Кочо со столицей в Гаочанге (недалеко от Турфана) в 866 году. [ 127 ] За столетия контактов и смешанных браков культуры и население правителей-скотоводов и их подданных-земледельцев смешались воедино. [ 128 ] Современные уйгуры являются результатом смешения тохарцев и орхонских уйгуров VIII века нашей эры. [ 129 ] Многие уйгуры обратились в тохарский буддизм или несторианское христианство. [ 130 ] и переняли земледельческий образ жизни и многие обычаи жителей оазиса. [ 131 ] Тохарский язык постепенно исчез по мере перехода городского населения на староуйгурский язык . [ 132 ]
Эпиграфия
[ редактировать ]Большинство известных у тохаров текстов религиозного характера, за исключением одного известного любовного стихотворения на тохарском языке Б (рукопись Б-496, найдена в Кызыле ): [ 133 ]
Перевод (Английский) |
Транслитерация | Надпись ( тохарское письмо ) |
---|---|---|
|
|
![]() |
Известные правители
[ редактировать ]Имена правителей Кучи известны преимущественно из китайских источников.

- Хун (Хонг, Хун), около 16 г. н. э.
- Чэндэ (丞德), около 36 г. н.э.
- Зелуо (则罗), около 46 г. н.э.
- Шэнь Ду (身毒), около 50 г. н.э.
- Бин, около 72 г. н.э.
- Цзянь (建), около 73 г. н.э.
- Юлидуо欧利多, около 76 г. н.э.
- Бай Ба (白霸), около 91 г. н.э.
- Бай Ин (Китай), около 110-127 гг. н. э.
- Бай Шань (白山), около 280 г. н.э.
- Лун Хуэй (龙会), около 326 г. н.э.
- Бай Чунь (китайский язык) : 白纯 Байчунь , правил около 383 г. н.э.
- Бай Чжэнь, китаец : Бай Чжэнь Байчжэнь , правил около 383 г. н.э.
- Нируимо Жунашенг Китайский : Нируимо Жунашенг Нируимо Жунашенг , правил около 520 г. н.э.
- Тоттика (правил в Куча в конце VI века), китайский : 托提卡 Tuotika
- Бай Суниди, китайский язык : 白苏尼咥 Бай Суниди , около 562 г. н.э.
- Суварнапуспа (правил в Куча , 600-625 гг. н.э.), китайский : 白苏伐勃𫘝 Бай Суфабоши
- Суварнадева (правил в Куча до 647 г.), кит .: Бай Суфади.
- Харипушпа (правил в Куча с 647 г.), китайский : Бай Хелибусиби.
- Бай Еху (白叶卫) (648)
- Бай Хелибусиби (Белый Хелибусиби) 650
- Бай Суджи Бай Суджи(659)
- Ян Тянди Янтянь пал (678)
- Бай Моби Бай Моби (708)
- Бай Сяоцзе Бай Сяоцзе(719)
- Бай Хуань (годы правления 731–789) Китайский : 白环, последний правитель, упомянутый в китайских источниках. [ 125 ]
См. также
[ редактировать ]История Синьцзяна |
---|
![]() |
- Список тохарских (агнео-кучеанских) народов
- Тохарская одежда
- Безеклик Пещеры Тысячи Будд
- Согдия
- Провинция Тахар ( Афганистан )
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Большинство скифов, начиная с Каспийского моря , называются дахскими скифами, а расположенные восточнее массагетами и саками ; остальные имеют общее название скифов, но каждое отдельное племя имеет свое особое имя. Все, или большая часть из них — кочевники. Наиболее известны племена, лишившие греков Бактрианы , асии, пасианы, тохары и. Сакараули, пришедшие из страны по другую сторону Яксарта , против саков и согдианов » ( Страбон , 11-8-2 ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Литература BDce-888、889, MIK III 8875, сейчас находится в Эрмитаже. «Коллекция фресок Грота Кизил в Государственном Эрмитаже» . www.sohu.com (на китайском языке)
- ^ Изображение 16 в Ялдиз, Марианна (1987). Археология и история искусства китайской Центральной Азии (Синьцзян) (на немецком языке). Блестящий. п. хв. ISBN 978-90-04-07877-2 .
- ^ "Изображения доноров в Пещере 17 видны в двух фрагментах с номерами МИК 8875 и МИК 8876. Один из них с нимбом может быть идентифицирован как царь Кучи." в Гхош, Раджешвари (2008). Кызыл на Шелковом пути: перекресток торговли и встречи умов . Публикации Марга. п. 127, примечание 22. ISBN. 978-81-85026-85-5 . "Находившаяся в МИКе (МИК 8875) панель тохарских дарителей и буддийских монахов исчезла во время Великой Отечественной войны и была обнаружена Ялдызом в 2002 году в Эрмитаже" стр. 65, примечание 30
- ^ Ле Кок, Альберт фон; Вальдшмидт, Эрнст (1922). Буддизм поздней античности в Центральной Азии, VI . Берлин, Д. Реймер [и др.], стр. 68–70.
- ^ «Определение ТОЧАРИЯ» . www.merriam-webster.com . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ «Определение и значение тохарского языка | Словарь английского языка Коллинза» . www.collinsdictionary.com . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Мэллори (2015) , с. 4. «Наши знания о тохарских языках в основном основаны на около 7600 документах, найденных примерно в тридцати местах в восточной половине Большого Таримского бассейна (рис. 1). Документы датируются примерно 400–1200 годами нашей эры».
- ^ Jump up to: а б с Номер Уолтер, Марк (1998). «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских носителей цента в китайском Туркестане до X века н.э.» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 85 : 2, примечание 4.
- ^ Jump up to: а б с Беквит (2009) , стр. 380-381 .
- ^ «Введение в тохарский язык» . lrc.la.utexas.edu .
- ^ Jump up to: а б Краузе, Тодд Б.; Слокам, Джонатан. «Тохарян Онлайн: Введение в серию» . Техасский университет в Остине . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Беквит (2009) , стр. 380-383 .
- ^ Также Птолемей VI, 11, 6, 2 век нашей эры.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 270–297.
- ^ Беквит (2009) , стр. 83–84.
- ^ Мэллори и Адамс (1997) , с. 509.
- ^ Беквит (2009) , с. 381.
- ^ Адамс (2013) , с. 198.
- ^ Адамс (2013) , стр. 2–3.
- ^ Адамс (2013) , с. 57.
- ^ «По мнению лингвистов, цари Кучи называли себя «ñäktemts soy» (на тохарском языке B), что эквивалентно Девапутре (эпитету, обычно используемому царями Кушаны), означающему «Сын дэвы или Бога» на языке Панде, Анупа; Шарма, Мандира (2009). Искусство Центральной Азии и Индийского субконтинента в межкультурной перспективе . Арийские книги International. п. 133, примечание 22. ISBN. 978-81-7305-347-4 .
- ^ Скальмовский, Войцех; Тонгерлоо, Алоис ван (1984). Исследования Среднего Ирана: материалы международного симпозиума, организованного Католическим университетом Левена с 17 по 20 мая 1982 года . Издательство Питерс. стр. 197–198. ISBN 978-90-70192-14-3 .
- ^ Jump up to: а б Мэллори (2015) , стр. 6–7.
- ^ Зима (1998) , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д Ковалёв 2011 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Мэллори (2015) , с. 4.
- ^ Ким, Рональд (2012). «Введение в тохарский язык» (PDF) . п. 30. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2018 года . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Зима (1998) , с. 155.
- ^ Мэллори (2015) , с. 7.
- ^ Хертель, Герберт; Ялдиз, Марианна; Арт (Германия), Музей индийского искусства; Йорк (1982) Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью- Германия . Метрополитен-музей. стр. 107. ISBN 978-0-87099-300-8 .
- ^ Ле Кок, Альберт фон. Буддизм в поздней античности в Средней Азии: т.5 . п. 10.
- ^ Во (историк, Вашингтонский университет), Дэниел К. «МВД Берлина: Коллекция Турфана: Кизил» . depts.washington.edu .
- ^ Мэллори (2015) , стр. 7–8.
- ^ Мэллори (2015) , стр. 17–19.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 277–278.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 278–279.
- ^ Ле Кок, Альберт фон; Вальдшмидт, Эрнст (1922). Буддизм поздней античности в Центральной Азии, VI . Берлин, Д. Раймер [и др.], стр. 80–81.
- ^ Сноу (2002) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Мэллори (2015) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Пропавший номер, Уолтер (октябрь 1998 г.). «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских носителей цента в китайском Туркестане до X века н.э.» (PDF) . Китайско-платонические статьи (85).
- ^ Jump up to: а б Гросет 1970 , стр. 99.
- ^ Jump up to: а б Во, Дэниел (историк, Вашингтонский университет). «Кизил» . depts.washington.edu . Вашингтонский университет . Проверено 30 декабря 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Бил, Сэмюэл (2000). Си-ю-ки: Буддийские записи западного мира: перевод с китайского Хиуэн Цзяна (629 г. н.э.) . Психология Пресс. п. 19. ISBN 978-0-415-24469-5 . , также доступно в: «Королевство Кью-чи (Куча или Кучэ) [Глава 2]» . www.wisdomlib.org . 27 июня 2018 г. Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б « Цюй Чжиго» в западных регионах династии Тан/01 — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.m.wikisource.org »
- ^ Нарасимхан, Вагиш М.; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия; Роланд, Надин; Бернардс, Ребекка (6 сентября 2019 г.). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии » Наука 365 (6457): eaat7487. дои : 10.1126/science.aat7487 . ISSN 0036-8075 . ПМЦ 6822619 . ПМИД 31488661 .
- ^ Ковалев 2012 , с. 124, статуи 55.
- ^ Аллентофт, Мэн (11 июня 2015 г.). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» (PDF) . Природа . 522 (7555). Исследования природы : 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД 26062507 . S2CID 4399103 .
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 314–318.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 294–296, 317–318.
- ^ Пейро, М. (2019). Отклоняющийся типологический профиль тохарской ветви индоевропейцев может быть следствием влияния уральского субстрата, Indo-European Linguistics, 7(1), 72-121. дои: https://doi.org/10.1163/22125892-00701007
- ^ Нин, Чао, Гао, Шичжу; Чжан, Сюэ; Чжан, Чжунчжи; Тан, Юньпэн; Ма, Цзянь, Йоханнес; Цуй, Иньцю (2019). «Древние геномы раскрывают родословную, связанную с Ямной, и потенциальный источник Индоевропейские носители в Тяньшане железного века» . Current Biology . 29 (15): 2526–2532.e4. Бибкод : 2019CBio...29E2526N . doi : 10.1016/j.cub.2019.06.044 . PMID 31353181 .
- ^ Jump up to: а б с Чен и Хиберт (1995) , с. 247.
- ^ Чен и Хиберт (1995) , с. 248.
- ^ Чен и Хиберт (1995) , стр. 250–272.
- ^ Чен и Хиберт (1995) , с. 245.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 262, 269.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 269.
- ^ Шуйчэн, Ли (2003). Бюллетень . Стокгольм: Фельт и Хесслер. п. 13. «Биолого-антропологические исследования показывают, что физические характеристики похороненных на кладбище Гумугоу вдоль реки Конгке близ Лоп-Нура в Синьцзяне очень схожи с таковыми у людей андроновской и афанасьевской культуры из Сибири на юге России. Это позволяет предположить, что все эти люди принадлежат к европеоидному физическому типу.¹² Кроме того, раскопки 2002 года, проведенные археологами Синьцзяна на месте кладбища Сяохэ, впервые обнаруженного Шведский археолог Фольке Бергман¹³ обнаружил мумии и деревянные изображения людей, которые явно имеют европеоидные черты [Рис. 6.1. Согласно предварительному отчету о раскопках, культурные особенности и хронология этого места весьма схожи с культурными особенностями и хронологией Гумуго.¹⁴ Другое). памятники в Синьцзяне также содержат индивидов как с европеоидными чертами, так и с монгольскими чертами. Например, такая закономерность встречается на кладбище Янбуларк в Синьцзяне. но индивиды с монголоидными чертами явно доминируют.¹³ Приведенных выше свидетельств достаточно, чтобы показать, что, начиная примерно с 2000 г. до н.э., некоторые так называемые примитивные европеоиды распространились на восток, в район Синьцзяна, вплоть до территорий вокруг Хами и Лоп-Нура. К концу второго тысячелетия другая группа выходцев из Средней Азии начала переселяться через Памир и постепенно рассеялась в южном Синьцзяне. Эти западные группы смешались с местными монголоидами¹⁶, что привело к слиянию культуры и расы на востоке среднего Синьцзяна до Тянь-Шаня.
- ^ Ли и др. (2010) .
- ^ Фортсон, Бенджамин В. 2004. Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. Страница 352: «К различным загадкам, окружающим тохарцев, добавляется существование чрезвычайно хорошо сохранившихся мумий в пустыне Такла-Макан, которые имеют поразительные европеоидные черты лица и часто рыжие волосы; возраст некоторых из них составляет около 4000 лет. Мумии были найдены с вытканными гобеленами. в пледах, которые по стилю плетения и узору похожи на тартаны из гальштатской культуры Центральной Европы, которая была предком кельтов... шерсть используемые при плетении гобеленов происходят от овец европейского происхождения..."
- ^ Чжан, Ф; Нин, К; Скотт, А; и др. (2021). «Геномное происхождение мумий Таримской котловины бронзового века» . Природа . 599 (7884): 256–261. Бибкод : 2021Natur.599..256Z . дои : 10.1038/s41586-021-04052-7 . ПМЦ 8580821 . ПМИД 34707286 .
- ^ Jump up to: а б Мэллори и Мэйр (2000) , с. 318.
- ^ Джон Э. Хилл (2009). Через Нефритовые ворота в Рим . Издательство Booksurge. п. 311. ИСБН 978-1-4392-2134-1 .
- ^ Беквит (2009) , стр. 84, 380–383.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 268, 318.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 310–311, 318.
- ^ Мэллори (2015) , с. 24.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 66.
- ^ Миллуорд (2021) , с. 6.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 68, 72.
- ^ Мэллори и Адамс (1997) , с. 591.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 72.
- ^ Ю (1986) , стр. 405, 407.
- ^ Ю (1986) , с. 407.
- ^ Ю (1986) , стр. 409–411.
- ^ Лоу (1979) , с. 49.
- ^ Груссе 1970 , с. 40-47.
- ^ Груссе 1970 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Гросет 1970 , с. 45-46.
- ^ Груссе 1970 , с. 48.
- ^ Гросет 1970 , стр. 47-48.
- ^ Груссе 1970 , с. 40, 48.
- ^ Груссе (1970) , стр. 49 и далее .
- ^ Jump up to: а б Хансен (2012) , с. 66.
- ^ Миллуорд (2021) , с. 23.
- ^ Ри, Мэрилин Мартин (15 июля 2019 г.). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, том 2 Период Восточного Чина и Шестнадцати царств в Китае и Тумшук, Куча и Карашар в Центральной Азии (2 тома) . БРИЛЛ. стр. 651 и далее. ISBN 978-90-04-39186-4 .
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 97.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 115.
- ^ Уолтер (1998) , стр. 5–9.
- ^ Миллуорд (2021) , стр. 27–28.
- ^ Хансен (2012) , с. 68.
- ^ Уолтер (1998) , стр. 21–17.
- ^ Хансен (2012) , стр. 61–65.
- ^ Миллуорд (2021) , стр. 25–26.
- ^ Хансен (2012) , стр. 66, 75.
- ^ Пури, Байдж Натх (1987). Буддизм в Средней Азии . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 79. ИСБН 978-81-208-0372-5 .
- ^ Космо (2000) , с. 398.
- ^ Миллуорд (2021) , с. 28.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Мэллори и Мэйр (2000) , с. 74.
- ^ Роуленд, Бенджамин (1975). Искусство Средней Азии . Нью-Йорк, Краун. п. 155.
- ^ Миллуорд (2021) , с. 37.
- ^ Миллуорд (2021) , с. 30.
- ^ Миллуорд (2021) , стр. 30, 408.
- ^ Jump up to: а б с Кагеяма, Эцуко (2016). «Изменение систем подвески кинжалов и мечей в Восточной Евразии: его связь с эфталитской оккупацией Средней Азии» (PDF) . ЗИНБУН . 46 : 200–202.
- ^ Ильясов, Джангар (2001). «Эфталитовая терракота // Искусство и археология Шелкового пути. Том 7. Камакура, 2001, 187–200» . Искусство и археология Шелкового пути : 187–197.
- ^ «КИТАЙО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ xiv. E. Иранское искусство - Энциклопедия Ираника» . www.iranicaonline.org .
- ^ Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия . 8 : 329.
- ^ Кагеяма цитирует исследование С. Хиямы «Исследование фресок первого стиля Куча: анализ некоторых мотивов, относящихся к периоду эфталитов», в Кагеяма, Эцуко (2016). «Изменение систем подвески кинжалов и мечей в Восточной Евразии: его связь с эфталитской оккупацией Средней Азии» (PDF) . ЗИНБУН . 46 :200.
- ^ Хияма, Сатоми (сентябрь 2015 г.). «Отражение геополитического контекста Шелкового пути в первой и второй настенных росписях в индоиранском стиле в Куче» . Шелковый путь – Медитации: Международная конференция 2015 г. по наскальной живописи Кизила, Сборник научных статей : 81.
- ^ Jump up to: а б Хансен (2012) , с. 75 .
- ^ Хансен (2012) , с. 76.
- ^ Хансен (2012) , стр. 77.
- ^ "На люнете передней стены нарисована сцена проповеди Будды в Оленьем парке. Слева от Будды изображены король и его жена; на нимбе короля начертано посвящение, которое был интерпретирован Пино в его статье 1994 года «Храм, построенный в пользу Суварнапусы его сыном» (этот материал упоминается в книге «Кезьер сику нэйронг зонглу»). с. 2). Из китайских исторических записей известно, что этот царь правил между 600 и 625 годами, а трое его сыновей умерли до 647 года: на сегодняшний день это наиболее точная датировка пещеры" в. Виньято, Джузеппе (2006). «Археологическое обследование Кызыла: его группы пещер, районы, хронология и буддийские школы» . Восток и Запад . 56 (4): 405, примечание 71. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757697 .
- ^ «В 618 году король Кука, чье китайское имя было Суварна пушпа (санскрит Суварна пушпа, что означает золотой цветок), выразил свое подчинение императору Чангу из династии Суй». Груссе, . Рене стр. 138.
- ^ Роуленд, Бенджамин (1975). Искусство Средней Азии . Нью-Йорк, Краун. п. 151.
- ^ "Ван Цюй Чжи Чжун Е" в « Цюй Чжиго» в западных регионах династии Тан/01 — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.m.wikisource.org »
- ^ Векслер (1979) , с. 220.
- ^ Векслер (1979) , стр. 225.
- ^ Векслер (1979) , с. 226.
- ^ Векслер (1979) , стр. 226, 228.
- ^ Груссе 1970 , с. 100.
- ^ Векслер (1979) , с. 228.
- ^ Хансен (2012) , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Мэллори и Мэйр (2000) , с. 272.
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , стр. 272–273.
- ^ Хансен (2012) , с. 108.
- ^ Миллуорд (2021) , с. 47.
- ^ Ли, Хуэй; Чо, Келли; Кидд, Джудит Р.; Кидд, Кеннет К. (декабрь 2009 г.). «Генетический ландшафт Евразии и «примесь» у уйгуров» . Американский журнал генетики человека . 85 (6): 934–937. дои : 10.1016/j.ajhg.2009.10.024 . ПМЦ 2790568 . ПМИД 20004770 .
Исторические записи показывают, что нынешние уйгуры образовались в результате смешения тохарцев с запада и орхонских уйгуров (угуси-хуэйху, согласно современному китайскому произношению) с востока в 8 веке нашей эры.
- ^ Миллуорд (2021) , с. 63.
- ^ Хонг, Сун-Ки; Ву, Цзяньго; Ким, Джэ Ын; Накагоси, Нобукадзу (25 декабря 2010 г.). Ландшафтная экология в азиатских культурах . Спрингер. п. 284. ИСБН 978-4-431-87799-8 . с.284: «Уйгуры смешались с тохарами и переняли их религию и культуру оазисного земледелия (Scharlipp 1992; Soucek 2000)».
- ^ Мэллори и Мэйр (2000) , с. 273.
- ^ Карлинг, Герд (Университет Георга Августа, Геттинген). «Тохарский (с.16)» (PDF) .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Адамс, Дуглас К.; Пейро, Майкл; Пино, Жорж-Жан; Оландер, Томас; Расмуссен, Йенс Эльмегорд (2013). «Больше мыслей о тохарской просодии B» в «Тохарских и индоевропейских исследованиях», Vol . Музей Тускуланум Пресс. стр. 100-1 26–28. ISBN 978-87-635-4066-7 .
- ^ Jump up to: а б Тохарская хрестоматия: Тексты и грамматика, Жорж-Жан Пино. Питерс, 2008.
- ^ «Журнал языка» Тохарская любовная поэма» .
- ^ Мировой атлас поэтических традиций: Тохарский
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Адамс, Дуглас К. (2013), Тохарский словарь B (2-е изд.), Родос, ISBN 978-90-420-3671-0 .
- Беквит, Кристофер И. (2009), Империи Шелкового пути: история Центральной Азии от бронзового века до наших дней , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-15034-5 .
- Чен, Гуан-цзы; Хиберт, Фредрик Т. (1995), «Поздняя предыстория Синьцзяна по отношению к его соседям», Journal of World Prehistory , 9 (2): 243–300, doi : 10.1007/bf02221840 , JSTOR 25801077 , S2CID 161858422 .
- Ди Космо, Никола (2000), «Древние города-государства бассейна Тарима», в Хансене, Могенс Герман (ред.), Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств , Копенгаген: Kongelige Danske Videnskabernes Selskab, стр. 393–407, ISBN 978-87-7876-177-4 .
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-1304-1 .
- Хансен, Валери (2012), Шелковый путь: новая история , Oxford University Press, ISBN 978-0-195-15931-8 .
- Хулсеве, AFP (1979), Китай в Центральной Азии, ранний этап: 125 г. до н.э. – 23 г. н.э.: Аннотированный перевод глав 61 и 96 истории бывшей династии Хань , Лейден: Э.Дж. Брилл, ISBN 978-90-04-05884-2 .
- Ковалёв, Алексей (2011). «Великое переселение народа чемурчек из Франции на Алтай в начале III тысячелетия до нашей эры» . Международный журнал евразийских исследований . 1 :1–58.
- Kovalev, Alexey (2012). Ancient statue-menhirs in Chemurchek and surrounding territories 2012 (Древнейшие статуи Чемурчека и окружающих территорий 2012) (Naučn. izd ed.). Sankt-Peterburg: LDPrint. ISBN 978-5-905585-03-6 .
- Ли, Чуньсян; Цуй, Иньцю; Цай, Давэй; Ли, Вэньин; Чжоу, Хуэй (2010), «Доказательства того, что в Тариме проживало смешанное население с Запада и Востока». Бассейн еще в ранней бронзе Возраст», BMC Biology , 8 (15):15, doi : 10.1186/1741-7007-8-15 , PMC 2838831 , PMID 20163704 .
- Лоу, Майкл (1979), «Введение», в Хулсеве, Энтони Франсуа Паулюс (редактор), Китай в Центральной Азии: ранний этап: 125 г. до н.э. - 23 г. н.э. , Брилл, стр. 1–70, ISBN 978-90-04-05884-2 .
- Мэллори, JP (ноябрь 2015 г.), «Проблема тохарского происхождения: археологическая перспектива» (PDF) , Китайско-платонические документы (259).
- Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Тейлор и Фрэнсис , ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мэллори, JP; Майр, Виктор Х. (2000), Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада , Лондон: Темза и Гудзон, ISBN 978-0-500-05101-6 .
- Миллуорд, Джеймс А. (2021), Евразийский перекресток: история Синьцзяна (новое и исправленное издание), Лондон: Hurst & Company, ISBN 978-1-78738-334-0 .
- Сноу, Дж.Т. (июнь 2002 г.), «Паутина. Богини света и ткачества: исследование доказательств индоевропейского происхождения двух древних китайских божеств» (PDF) , Китайско-платонические статьи (118).
- Уолтер, Марико Намба (1998), «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских носителей центума в китайском Туркестане до 10-го века нашей эры» (PDF) , Китайско-платонические документы , 85 .
- Векслер, Ховард Дж. (1979), «Тай-цунг (годы правления 624–49), консолидатор», в Твитчетте, Деннисе (редактор), Кембриджская история Китая, Том 3: Суй и Тан Китай, 589–906 гг. нашей эры, Часть 1 , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , стр. 188–241, ISBN 978-0-521-21446-9 .
- Зима, Вернер (1998), «Тохарский», в Рамате, Джакалоне Анна; Рамат, Паоло (ред.), Индоевропейские языки , Лондон: Routledge , стр. 154–168, ISBN. 978-0-415-06449-1 .
- Ю, Ин-ши (1986), «Ханьские международные отношения», в Твитчетте, Деннис ; Лоу, Майкл (ред.), Кембриджская история Китая, Том 1: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. , Кембридж: Cambridge University Press , стр. 377–462, ISBN 978-0-521-24327-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Примечание. Недавние открытия сделали устаревшими некоторые из классических работ Рене Груссе « Империя степей: история Центральной Азии» , опубликованных в 1939 году, которые, тем не менее, по-прежнему обеспечивают широкую основу для оценки более современных детальных исследований.
- Балди, Филип . 1983. Введение в индоевропейские языки. Карбондейл. Издательство Университета Южного Иллинойса.
- Барбер, Элизабет Вэйланд. 1999. Мумии Урумчи . Лондон. Пан Книги.
- Бикс, Роберт . 1995. Сравнительная индоевропейская лингвистика: Введение. Филадельфия. Джон Бенджаминс.
- Хемфилл, Брайан Э. и Дж. П. Мэллори. 2004. «Конные захватчики из русско-казахстанской степи или земледельческие колонисты из Западной Центральной Азии? Краниометрическое исследование поселения Синьцзяна бронзового века» в Американском журнале физической антропологии, том. 125 стр. 199 и далее.
- Лейн, Джордж С. 1966. «О взаимосвязи тохарских диалектов» в книге « Древние индоевропейские диалекты» , ред. Хенрик Бирнбаум и Яан Пухвел . Беркли. Издательство Калифорнийского университета.
- Нин, Чао, Чуан-Чао Ван, Шичжу Гао, Ю. Ян и Иньцю Цуй. «Древние геномы раскрывают родство, связанное с ямной, и потенциальный источник индоевропейских носителей в Тянь-Шане железного века». В: Current Biology 29 (2019): 2526–2532.e4. https://doi.org/10.1016/j.cub.2019.06.044
- Уолтер, Марико Намба 1998 «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских говорящих на кентуме в китайском Туркестане до 10-го века нашей эры» Китайско-платонические документы 85 .
- Сюй, Вэнькан 1995 «Открытие мумий Синьцзяна и исследования происхождения тохаров» Журнал индоевропейских исследований , Vol. 23, номера 3 и 4, осень/зима 1995 г., стр. 357–369.
- Сюй, Венкан 1996 «Тохарцы и буддизм» В: Исследования религий Центральной и Восточной Азии 9, стр. 1–17. [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Тохарский алфавит на omniglot.com
- Тохарский алфавит
- Современные исследования разрабатывают тохарский словарь.
- Словарь тохарского языка B Дугласа К. Адамса (Лейденские исследования индоевропейского языка 10), xxxiv, 830 стр., Родопы: Амстердам – Атланта, 1999 .