Jump to content

Просветление в буддизме

(Перенаправлено с «Пробуждение (буддизм)

Английский термин «просветление» — это западный перевод различных буддийских терминов, в первую очередь «бодхи» и «вимутти» . Абстрактное существительное бодхи ( / ˈ b d i / ; санскрит : बोधि ; пали : бодхи ) означает знание, мудрость или пробужденный интеллект Будды. [ сеть 1 ] Глагольный корень будх- означает «пробуждать», и его буквальное значение ближе к пробуждению . Хотя термин буддхи также используется в других индийских философиях и традициях, наиболее распространено его использование в контексте буддизма . Вимукти – это свобода или освобождение от оков и препятствий .

Термин «просвещение» в XIX веке был популяризирован в западном мире благодаря переводам британского филолога Макса Мюллера . Оно имеет западный оттенок общего понимания трансцендентной истины или реальности. Этот термин также используется для перевода некоторых других буддийских терминов и концепций, которые используются для обозначения (начального) прозрения ( праджня (санскрит), у (китайский), кэнсё и сатори (японский)); [ 1 ] [ 2 ] знание ( видья ); «выдувание» ( нирвана ) беспокоящих эмоций и желаний; и достижение высшего состояния будды ( самьяк сам бодхи ), примером которого является Гаутама Будда .

Что именно представляло собой пробуждение Будды, неизвестно. Возможно, это включало в себя знание того, что освобождение достигается путем сочетания осознанности и дхьяны , применяемого для понимания возникновения и прекращения жажды. Связь между дхьяной и прозрением является основной проблемой изучения буддизма и одной из основ буддийской практики.

Этимология

[ редактировать ]

Бодхи , санскрит Бодхи , [ сеть 2 ] «пробуждение», [ 3 ] «совершенное знание», [ сеть 2 ] «совершенное знание или мудрость (благодаря которой человек становится बुद्ध [Буддой [ сеть 3 ] ] или जिन [ джина , архант ; «победоносный», «победитель» [ сеть 4 ] ], просветленный или просветленный интеллект (Будды или जिन)». [ сеть 1 ]

Слово Бодхи — абстрактное существительное , образованное от глагольного корня *budh- , [ 3 ] Санскрит Меркурий , [ сеть 3 ] [ сеть 5 ] «пробудиться, узнать», [ 3 ] «проснуться, проснуться, бодрствовать», [ сеть 5 ] «прийти в сознание (после обморока)», [ сеть 5 ] «наблюдать, прислушиваться, следить». [ сеть 5 ]

Это соответствует глаголам буджхати (пали) и бодхати , बोदति, «становиться или осознавать, воспринимать, учиться, знать, понимать, пробуждаться». [ сеть 6 ] или будхьяте (санскрит).

Санскритское существительное женского рода *budh- — это बुद्धि , буддхи , «предвидение, интуиция, восприятие, точка зрения». [ сеть 3 ]

используется термин «просветление» Роберт С. Коэн отмечает, что в большинстве английских книг по буддизму для перевода термина бодхи . [ 4 ] Корень буддх , от которого произошли и бодхи , и Будда , означает «проснуться» или «восстановить сознание». [ 4 ] Коэн отмечает, что бодхи — это не результат просветления, а путь реализации или прихода к пониманию. [ 4 ] Термин «просветление» ориентирован на событие, тогда как термин «пробуждение» ориентирован на процесс. [ 4 ] Западное использование термина «просвещать» имеет христианские корни, как, например, у Кальвина: «Только Бог просвещает наш разум, чтобы мы могли постичь Его истины». [ 5 ]

начала XIX века Бодхи переводилось как «интеллект». [ 5 ] Термин «просвещать» впервые был использован в 1835 году в английском переводе французской статьи. [ 6 ] в то время как первое зарегистрированное использование термина «просветление» зачислено (Оксфордским словарем английского языка) в Журнал Азиатского общества Бенгалии (февраль 1836 г.). В 1857 году газета «Таймс» использовала термин «Просветлённый» для обозначения Будды в короткой статье, которая в следующем году была перепечатана Максом Мюллером . [ 7 ] После этого использование этого термина уменьшилось, но вновь появилось с публикацией « Чипов Макса Мюллера из немецкой мастерской» , которая включала перепечатку статьи в «Таймс» . Книга была переведена в 1969 году на немецкий язык с использованием термина « der Erleuchtete ». [ 8 ] Макс Мюллер был эссенциалистом , который верил в естественную религию и считал религию неотъемлемой способностью человека. [ 9 ] «Просвещение» было средством уловить естественные религиозные истины, в отличие от простой мифологии. [ 10 ] [ примечание 1 ] На эту точку зрения повлияла кантовская мысль, особенно определение Кантом Просвещения как свободного, беспрепятственного использования разума. Перевод Мюллера повторил эту идею, изображая буддизм как рациональную и просвещенную религию, соответствующую естественным религиозным истинам, присущим людям. [ 11 ]

К середине 1870-х годов стало обычным называть Будду «просветленным», а к концу 1880-х годов в английской литературе доминировали термины «просветленный» и «просветление». [ 7 ]

[ редактировать ]

Понимание

[ редактировать ]

Хотя буддийская традиция рассматривает бодхи как относящееся к полному и окончательному освобождению ( самьяксамбудх ), оно также имеет более скромное значение, заключающееся в знании того, что путь, по которому следует следовать, ведет к желаемой цели. По словам Йоханнеса Бронкхорста , [ 12 ] Тиллман Веттер, [ 13 ] и КР Норман, [ 14 ] Бодхи сначала не был указан. КР Норман:

Совершенно неясно, что означает обретение бодхи . Мы привыкли к переводу слова «просветление» для бодхи , но это вводит в заблуждение… Неясно, для чего пробудился Будда и в какой именно момент наступило пробуждение. [ 15 ]

По мнению Нормана, бодхи , по сути, могло означать знание о том, что ниббана была достигнута. [ 16 ] [ 17 ] благодаря практике дхьяны . [ 14 ] [ 13 ] Первоначально, возможно, упоминалась только «праджня». [ 12 ] и Тиллман Веттер даже заключает, что первоначально сама дхьяна считалась освобождающей, с успокоением удовольствия или боли в четвертой джхане, а не с обретением какой-то совершенной мудрости или прозрения. [ 13 ] Гомбрич также утверждает, что упор на понимание возник позже. [ 18 ]

В Тхеравады буддизме бодхи означает реализацию четырех стадий просветления и становление архатом . [ 19 ] В буддизме Тхеравады бодхи равно высшему прозрению и реализации четырех благородных истин, ведущих к освобождению. [ 19 ] По словам Ньянатилоки,

(Через Бодхи) человек пробуждается от сна или оцепенения (наложенного на ум) загрязнениями ( килеса , см.) и постигает Четыре Благородные Истины ( сакча , см.). [ 20 ]

Это приравнивание бодхи к четырем благородным истинам является более поздним развитием, ответом на развитие индийской религиозной мысли, где «освобождающее прозрение» считалось необходимым для Освобождения . [ 12 ] [ 13 ] Четыре благородные истины как освобождающее прозрение Будды в конечном итоге были вытеснены Пратитьясамутпадой , двенадцатью цепочками причинно-следственных связей, а еще позже — анаттой, пустотой самости. [ 12 ]

В Махаяны буддизме бодхи равно праджне , постижению природы Будды , шуньяте и татхате . [ 21 ] Это равно осознанию недвойственности абсолютного и относительного . [ 21 ]

В буддизме Тхеравады панна (пали) означает «понимание», «мудрость», «проницательность». [ 22 ] «Прозрение» эквивалентно випассане , постижению трех признаков существования, а именно аниччи , дуккхи и анатты . [ 22 ] Прозрение ведет к четырем стадиям просветления и Нирване. [ 22 ]

В буддизме Махаяны Праджня (санскрит) означает «проницательность» или «мудрость» и влечет за собой понимание шуньяты . Достижение этого понимания часто рассматривается как достижение «просветления». [ 23 ] [ нужна цитата для проверки ]

У, кэнсё и сатори

[ редактировать ]

У — это китайский термин, обозначающий первоначальное понимание. [ 2 ] Кенсё и сатори — японские термины, используемые в традициях дзэн . Кенсё означает «видеть свою истинную природу». Кен означает «видение», шо означает «природа», «сущность». [ 24 ] cq Природа Будды. Сатори (яп.) часто используется как синоним кэнсё, но относится к опыту кэнсё. [ 24 ] Традиция Риндзай рассматривает кэнсё как необходимое условие для достижения состояния будды , но считает, что дальнейшая практика необходима для достижения состояния будды.

Восточноазиатский (китайский) буддизм делает упор на понимание природы Будды. Этот термин происходит от индийской мысли татхагата-гарбха, «чрева ушедшего» (Будды), врожденного потенциала каждого разумного существа стать Буддой . Эта идея была интегрирована с идеей Йогачары алая виджняна и получила дальнейшее развитие в китайском буддизме , который объединил индийский буддизм с исконной китайской мыслью. Природа Будды стала означать как потенциал пробуждения, так и всю реальность, динамическое взаимопроникновение абсолютного и относительного. В этом пробуждении осознается, что наблюдатель и наблюдаемое не являются отдельными сущностями, а взаимозависимы. [ 25 ] [ 26 ]

Термин видхья используется в отличие от авидхьи , невежества или отсутствия знания, которое привязывает нас к сансаре . Махасачака Сутта [ примечание 2 ] описывает три знания, которых достиг Будда: [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]

  1. Взгляд на его прошлые жизни
  2. Понимание механизма кармы и реинкарнации
  3. Понимание четырех благородных истин

По мнению Бронкхорста, первые два знания являются более поздними дополнениями, тогда как понимание четырёх истин представляет собой более позднее развитие, в ответ на совпадающие религиозные традиции, в которых «освобождающее прозрение» стало уделяться больше внимания практике дхьяны . [ 12 ]

Вимукти, также называемое мокшей , означает «свобода». [ 30 ] "выпускать", [ 30 ] [ сеть 7 ] «избавление». [ 31 ] Иногда проводят различие между чето-вимукти , «освобождением ума», и панна-вимукти , «освобождением посредством понимания». [ 32 ] Буддийская традиция признает два вида четовимукти : временный и постоянный, причем последний эквивалентен панна-вимукти . [ 32 ] [ примечание 3 ]

Йогачара использует термин ашрая паравритти , «революция основы». [ 34 ]

... внезапное отвращение, поворот или возвращение алая виджняна обратно в исходное состояние чистоты [...] Ум возвращается в исходное состояние непривязанности, неразличения и недвойственности». [ 35 ]

Нирвана – это «выброс» беспокоящих эмоций, что то же самое, что и освобождение. [ сеть 8 ] Использование термина «просветление» для перевода слова «нирвана» стало популярным в XIX веке, отчасти благодаря усилиям Макса Мюллера, который последовательно использовал этот термин в своих переводах. [ 36 ]

Пробуждение Будды

[ редактировать ]

состояние будды

[ редактировать ]

Есть три признанных типа Будды: [ 37 ]

  • Архат ( пали : арахант ), те, кто достигает нирваны, следуя учению Будды. [ 37 ] Иногда термин Шравакабудда (пали: савакабудда ) используется для обозначения такого типа пробужденного человека; [ нужна ссылка ]
  • Пратьекабудды (пали: пачекабудда ), те, кто достигают Нирваны посредством самореализации, без помощи духовных наставников и учителей, но не обучают Дхарме ; [ 37 ]
  • Самьяксамбудда (пали: самма самбудда ), часто называемый просто Буддой , тот, кто достиг Нирваны своими собственными усилиями и мудростью и умело учит этому других. [ 38 ] [ не удалось пройти проверку ]

Говорят, что Сиддхартха Гаутама , известный как Будда, достиг полного пробуждения, известного как самьяксамбодхи (санскрит; пали: саммасамбодхи ), «совершенное состояние будды», или ануттара-самьяк-самбодхи , «высшее совершенное пробуждение». [ 39 ] В частности, ануттара-самьяк-самбодхи , буквально означающее непревзойденное, полное и совершенное просветление, часто используется для того, чтобы отличить просветление Будды от просветления Архата.

Термин «Будда и путь к состоянию будды» понимается несколько по-разному в различных буддийских традициях. Эквивалентным термином для Будды является Татхагата , «ушедший».

Пробуждение Будды

[ редактировать ]

Канонические отчеты

[ редактировать ]

В суттапитаке , буддийском каноне, сохранившемся в традиции Тхеравады , можно найти пару текстов, частью повествования которых является достижение Буддой освобождения. [ 40 ] [ 41 ] [ примечание 4 ]

Арияпариесана Сутта (Маджхима Никая 26) описывает, как Будда был недоволен учением Ахара Каламы и Уддаки Рамапутты , странствовал дальше по стране Магадхан, а затем нашел «приятный кусок земли», который послужил для устремления. Тогда в сутте говорится только, что он достиг Ниббаны. [ 42 ]

В Ванапаттха-сутте (Маджхима Никая 17) [ 43 ] Будда описывает жизнь в джунглях и достижение пробуждения. Махасачака Сутта (Маджхима Никая 36) описывает его аскетические практики, от которых он отказался. После этого он вспомнил спонтанное состояние джханы и приступил к практике джханы. Обе сутты повествуют, как, устранив беспокойства ума и достигнув концентрации ума , он достиг трех знаний (видхья): [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]

  1. Взгляд на его прошлые жизни
  2. Понимание механизма кармы и реинкарнации
  3. Понимание четырех благородных истин

Постижение Четырех Благородных Истин здесь называется пробуждением. [ 28 ] Монах ( бхиккху ) «...достиг недостигнутой высшей безопасности от рабства». [ 44 ] Пробуждение также описывается как синоним нирваны , угасания страстей, в результате чего страдания прекращаются и больше не происходит перерождений. [ 45 ] Возникает озарение, что это освобождение несомненно: «Знание возникло во мне, и озарение: моя свобода определенна, это мое последнее рождение, теперь нет возрождения». [ 45 ]

Критическая оценка

[ редактировать ]

Шмитхаузен [ примечание 5 ] отмечает, что упоминание четырех благородных истин как составляющих «освобождающего прозрения», которое достигается после овладения рупа-джханами, является более поздним дополнением к таким текстам, как Маджхима Никайя 36. [ 46 ] [ 12 ] [ 13 ] Бронкхорст замечает, что

... отчеты, включающие Четыре Благородные Истины, имели совершенно иную концепцию процесса освобождения, чем та, которая включает Четыре Дхьяны и уничтожение опьяняющих веществ. [ 47 ]

Это ставит под сомнение надежность этих рассказов, а также связь между дхьяной и прозрением, которая является основной проблемой в изучении раннего буддизма. [ 13 ] [ 12 ] [ 18 ] термин праджня , который был заменен четырьмя истинами в тех текстах, где «освобождающему прозрению» предшествовали четыре джханы. Первоначально, возможно, использовался [ 48 ] Бронкхорст также отмечает, что представление о том, что именно представляет собой это «освобождающее прозрение», развивалось во времени. Хотя первоначально это, возможно, не было указано, позже четыре истины послужили таковыми и были заменены пратитьясамутпадой , а еще позже, в школах Хинаяны, доктриной несуществования субстанциальной самости или личности. [ 49 ] И Шмитхаузен отмечает, что в буддийском каноне существуют и другие описания этого «освобождающего прозрения»:

«что пять Скандх непостоянны, неприятны и не являются ни Я, ни принадлежащими самому себе»; [ примечание 6 ] «созерцание возникновения и исчезновения ( удайабая ) пяти скандх»; [ примечание 7 ] «осознание скандх как пустых ( риттака ), суетных ( тучака ) и лишенных какой-либо сути или субстанции ( асарака ). [ примечание 8 ] [ 50 ]

Примером этой замены и ее последствий является Маджхима Никая 36:42–43, в которой рассказывается о пробуждении Будды. [ 51 ]

Понимание бодхи и состояния будды

[ редактировать ]

Термин бодхи приобрел множество значений и коннотаций в ходе развития буддийской мысли в различных школах.

Ранний буддизм

[ редактировать ]

В раннем буддизме бодхи имело значение, синоним нирваны , используя лишь несколько различных метафор для описания прозрения, которое подразумевало исчезновение лобхи (жадности), досы (ненависти) и мохи (заблуждения).

Тхеравада

[ редактировать ]

В буддизме Тхеравады бодхи и нирвана имеют одно и то же значение: освобождение от жадности, ненависти и заблуждений. Бодхи , в частности, относится к реализации четырёх стадий просветления и становлению Арахатом . [ 19 ] Оно равно высшему прозрению, осознанию четырёх благородных истин, ведущему к освобождению. [ 19 ] Достижение полного пробуждения по смыслу эквивалентно достижению Нирваны . [ сеть 9 ] Достижение нирваны — конечная цель Тхеравады и других традиций шраваков. [ сеть 10 ] Оно предполагает отказ от десяти оков и прекращение дуккхи или страданий. Полное пробуждение достигается в четыре этапа. По словам Ньянатилоки,

(Через Бодхи) человек пробуждается от сна или оцепенения (наложенного на ум) загрязнениями ( килеса , см.) и постигает Четыре Благородные Истины ( сакча , см.). [ 20 ]

С 1980-х годов западные учителя, ориентированные на Тхераваду, начали подвергать сомнению главенство прозрения. По мнению Таниссаро Бхиккху , джхана и випассана (прозрение) образуют интегрированную практику. [ 52 ] Полак и Арбель, вслед за такими учеными, как Веттер и Бронкхорст, утверждают, что правильное усилие , четыре правильных усилия (ограничение чувств, предотвращение возникновения нездоровых состояний и порождение здоровых состояний ), осознанность и дхьяна образуют интегрированную практику, какая дхьяна представляет собой реализацию прозрения, ведущего к пробужденному осознанию, которое является «нереактивным и ясным». [ 53 ] [ 54 ]

В махаянской мысли бодхи — это осознание нераздельности сансары и нирваны , а также единства субъекта и объекта. [ 21 ] Подобно праджне , осознанию природы Будды , бодхи реализует шуньяту и таковость . [ 21 ] Со временем пробуждение Будды стало пониматься как немедленное полное пробуждение и освобождение, а не как понимание и уверенность в том, как следовать, чтобы достичь просветления. Однако в некоторых традициях дзэн это совершенство снова стало релятивизированным; по словам одного современного мастера дзэн, «Будда Шакьямуни и Бодхидхарма все еще практикуют». [ 55 ]

Махаяна различает три формы пробужденных существ: [ 21 ]

  1. Арахат – Освобождение для себя; [ примечание 9 ]
  2. Бодхисаттва – Освобождение живых существ;
  3. Полное состояние будды .

В различных школах Махаяны существуют различные дальнейшие объяснения и интерпретации. [ 21 ] В Махаяны буддизме Бодхисаттва является идеалом. Конечная цель — не только собственное освобождение в состоянии будды, но и освобождение всех живых существ. Космология буддизма Махаяны рассматривает широкий круг будд и бодхисаттв, которые помогают людям на пути к освобождению.

Буддизм Нитирэн , ветвь буддизма Махаяны, рассматривает состояние будды как состояние совершенной свободы, в котором человек пробуждается к вечной и окончательной истине, которая является реальностью всех вещей. Это высшее состояние жизни характеризуется безграничной мудростью и бесконечным состраданием. Лотосовая сутра открывает, что состояние будды — это потенциальная возможность в жизни всех существ. [ сеть 11 ]

природа Будды

[ редактировать ]

В доктринах Татхагатагарбхи и природы Будды бодхи становится эквивалентом универсального, естественного и чистого состояния ума:

Бодхи — конечная цель карьеры Бодхисаттвы [...] Бодхи — это чистое универсальное и непосредственное знание, которое распространяется на все время, все вселенные, все существа и элементы, обусловленные и необусловленные. Оно абсолютно и тождественно Реальности, и поэтому оно есть Татхата . Бодхи безупречно и неконцептуально, и, поскольку оно не является внешним объектом, его невозможно понять дискурсивным мышлением. У него нет ни начала, ни середины, ни конца, и он неделим. Оно недвойственно ( адваям ) [...] Единственный возможный способ постичь его — это самадхи йогина. [ 56 ]

Согласно этим доктринам, бодхи вечно существует в уме человека, хотя и требует удаления загрязнений ума. Это видение изложено в таких текстах, как Шурангама-сутра и Уттаратантра .

В буддизме Сингон также считается, что состояние Бодхи естественно присуще уму. Бодхи — это естественное и чистое состояние ума, в котором не делается различий между воспринимающим субъектом и воспринимаемыми объектами. Это также понимание Бодхи, найденное в буддизме Йогачара .

Чтобы достичь этого видения недвойственности, необходимо осознать собственный ум:

... это означает, что вы должны познать естественное состояние ума, устранив разделение на воспринимающего субъекта и воспринимаемые объекты, которое обычно происходит в мире и ошибочно считается реальным. Это также соответствует определению Йогачары... что пустота ( шуньята ) — это отсутствие этого воображаемого разделения. [ 57 ]

Ваджраяна

[ редактировать ]

Во время развития буддизма Махаяны различные направления мысли о Бодхи постоянно развивались. Были предприняты попытки гармонизировать различные термины.

Комментатор буддизма Ваджраяны Буддхагухья рассматривает различные термины как синонимы:

Например, он определяет пустоту ( шуньяту ) как таковость ( татхата ) и говорит, что таковость — это внутренняя природа ( свабхава ) ума, которая есть Просветление ( бодхи-читта ). Более того, он часто использует термины таковость ( татхата ) и осознание таковости ( татхата-джняна ) как синонимы. Но поскольку Осознанность ( джняна ) недвойственна, Осознание Таковости — это не столько Осознание Таковости, сколько Осознание, которое есть Таковость. Другими словами, термин «Таковость-Осознание» функционально эквивалентен Просветлению. Наконец, не следует забывать, что это Осознание Таковости или Совершенное Просветление есть Махавайрочана [Первичный Будда, несозданный и вечно существующий]. Другими словами, ум по своей внутренней природе — это Махавайрочана, которым человек «становится» (или наоборот), когда достигает совершенного просветления. [ 57 ]

День Бодхи

[ редактировать ]

Пробуждение Шакьямуни празднуется в День Бодхи . В Шри-Ланке и Японии для этого празднования используются разные дни. Согласно традиции Тхеравады в Шри-Ланке, Шакьямуни достиг состояния будды в полнолуние в мае. Это празднуется в весакха-пуджу , полнолуние в мае, известное как Самбуддхатва джаянти (или Самбуддха джаянти). [ сеть 12 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. также Лоренс Петер ван ден Бош, Теософия или пантеизм? Гиффордские лекции Фридриха Макса Мюллера о естественной религии : «Три основные темы его Гиффордских лекций о естественной религии заключались в открытии Бога, открытии души и открытии единства Бога и души в великих религиях мира. ."
  2. Маджхима Никая, глава 36.
  3. По мнению Гомбриха, это различие искусственно и связано с более поздними, слишком буквальными интерпретациями сутт. [ 33 ]
  4. ^ См. Маджхима Никая, главы 4, 12, 26 и 36.
  5. В его часто цитируемой статье « О некоторых аспектах описаний или теорий «освобождающего прозрения» и «просветления» в раннем буддизме».
  6. ^ Маджхима Никая 26
  7. ^ Ангуттара Никая II.45 (PTS)
  8. ^ Самьютта Никая III.140–142 (ПТС)
  9. ^ Сюда также входит Пратьекабудда , но он не упоминается Фишером-Шрайбером, Эрхардом и Динером (2008).
  1. ^ Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , стр. 5051, лемма «бодхи».
  2. ^ Перейти обратно: а б Гимелло 2004 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Басуэлл 2004 , с. 50.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Коэн 2006 , с. 1.
  5. ^ Перейти обратно: а б Коэн 2006 , с. 2.
  6. ^ Коэн 2006 , стр. 2–3.
  7. ^ Перейти обратно: а б Коэн 2006 , с. 3.
  8. ^ Коэн 2006 , с. 9.
  9. ^ Коэн 2006 , с. 4.
  10. ^ Коэн 2006 , стр. 6–7.
  11. ^ Каммиски, Дэвид (2 июня 2017 г.). «Буддийский модернизм и Кант о Просвещении» . Буддийская философия : 205–220. дои : 10.1002/9781119424246.ch11 . ISBN  978-1-119-06824-2 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бронкхорст, 1993 год .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Веттер 1988 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Норман 1997 , с. 29.
  15. ^ Норман 2005 , с. 25.
  16. ^ Норман 1997 , с. 30.
  17. ^ Веттер 1988 , с. XXIX, XXII.
  18. ^ Перейти обратно: а б Гомбрич 1997 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , с. 50.
  20. ^ Перейти обратно: а б Ньянатилока 1980 , стр. 40.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , с. 51.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Ньянатилока 1980 , с. 150.
  23. ^ Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , стр. 281.
  24. ^ Перейти обратно: а б Капло, 1989 .
  25. ^ Люстхаус 1998 .
  26. ^ К 2003 году .
  27. ^ Перейти обратно: а б Нанамоли и Бодхи 1995 , стр. 340–342.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Warder 2000 , стр. 47–48.
  29. ^ Перейти обратно: а б Снеллинг 1987 , с. 27.
  30. ^ Перейти обратно: а б Боукер 1997 , с. [ нужна страница ] .
  31. ^ Ньянатилока 1980 , с. 239.
  32. ^ Перейти обратно: а б Гомбрич 2005 , стр. 147.
  33. ^ Гомбрич 2005 , стр. 147–148.
  34. ^ Парк 1983 , стр. 126–132.
  35. ^ Парк 1983 , с. 127.
  36. ^ Скотт 2009 , с. 8.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Снеллинг 1987 , с. 83-4: «Вместо архата , который ищет освобождения от болезненного царства циклического существования только для себя, и пратьека-будды , который добивается этого в частном порядке и никогда не стремится передать Дхарму другим, мы имеем в Махаяне Бодхисаттва [...]»
  38. ^ Снеллинг 1987 , с. 81.
  39. ^ Мэлл 2005 , с. 83.
  40. ^ Warder 2000 , стр. 45–50.
  41. ^ Форе 1991
  42. ^ Нанамоли и Бодхи 1995 , с. 259.
  43. ^ Нанамоли и Бодхи 1995 , с. [ нужна страница ] .
  44. ^ Нанамоли и Бодхи 1995 , с. 199.
  45. ^ Перейти обратно: а б Уордер 2000 , с. 49.
  46. ^ Шмитхаузен 1981 .
  47. ^ Бронкхорст 1993 , с. 110.
  48. ^ Бронкхорст 1993 , с. 108.
  49. ^ Бронкхорст 1993 , стр. 100–101.
  50. ^ Бронкхорст 1993 , с. 101.
  51. ^ Бронкхорст 1993 , стр. 102–103.
  52. ^ Гули 2008 .
  53. ^ Поляк 2011 .
  54. ^ Доска 2017 .
  55. ^ Харрис 2004 , с. 103.
  56. ^ Себастьян 2005 , с. 274.
  57. ^ Перейти обратно: а б Ходж 2003 , стр. 31–32.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Арбель, Керен (2017), Ранняя буддийская медитация: четыре джханы как актуализация прозрения , Routledge, заархивировано из оригинала 4 апреля 2019 г. , получено 14 ноября 2018 г.
  • Боукер, Джон, изд. (1997), Оксфордский словарь мировых религий , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-19213965-8
  • Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в древней Индии , Motilal Banarsidass Publ.
  • Басвелл, Роберт, изд. (2004), Энциклопедия буддизма , справочник MacMIllan, США.
  • Коэн, Роберт С. (2006), За пределами просветления: буддизм, религия, современность , Рутледж
  • Фор, Бернар (1991), Риторика непосредственности. Культурная критика чань/дзен-буддизма , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN  0-691-02963-6
  • Фишер-Шрайбер, Ингрид; Эрхард, Франц-Карл; Динер, Майкл С. (2008), Лексикон буддизма. Мудрость, религия, психология, мистика, культура и литература , Ашока
  • Гимелло, Роберт М. (2004), «Бодхи» , в Басвелле, Роберт Э. (ред.), Энциклопедия буддизма , Макмиллан, заархивировано из оригинала 5 ноября 2019 г. , получено 5 ноября 2019 г.
  • Гомбрич, Ричард Ф. (1997), Как начался буддизм. Условное происхождение ранних учений , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО
  • Гомбрич, Ричард (2005), Доброта и сострадание как средство достижения нирваны. В: Пол Уильямс (редактор), «Буддизм: ранние буддийские школы и история доктрины; доктрина Тхеравады, Том 2» , Тейлор и Фрэнсис.
  • Харрис, Ишвар К. (2004), Смеющийся Будда Тофукудзи: Жизнь мастера дзен Кейдо Фукусимы , World Wisdom Books, ISBN  978-0-941532-62-4
  • Ходж, Стивен (2003), Тантра Маха-Вайрочана-Абхисамбодхи, с комментариями Буддхагуи , Лондон: RoutledgeCurzon
  • Капло, Филипп (1989), Три столпа дзэн: преподавание, практика и просветление , Нью-Йорк: Anchor Books, ISBN  0-385-26093-8
  • Лай, Уэлен (2003), Буддизм в Китае: исторический обзор. В Антонио С. Куа (ред.): Энциклопедия китайской философии (PDF) , Нью-Йорк: Routledge, заархивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2014 г.
  • Люстхаус, Дэн (1998), буддийская философия, китайский язык. В: Энциклопедия философии Routledge: Индекс , Тейлор и Фрэнсис.
  • Мэлл, Линнарт (2005), Исследования Аштасахасрика Праджняпарамиты и другие эссе , Motilal Banarsidass Publishers, ISBN  9788120827479
  • Нанамоли, монах; Бодхи, Бхиккху (1995), Беседы Будды средней длины. Новый перевод Маджхима Никаи
  • Норман, КР (1997), Филологический подход к буддизму , Лекции Буккё Дендо Кёкай, 1994, Школа восточных и африканских исследований (Лондонский университет)
  • Норман, КР (2005). Буддийский форум, том V: Филологический подход к буддизму . Рутледж. ISBN  978-1-135-75154-8 .
  • Ньянатилока (1980), Буддийский словарь. Руководство по буддийским терминам и доктринам. Четвертое исправленное издание , Буддийское издательское общество.
  • Пак, Сон Бэ (1983), Буддийская вера и внезапное просветление , SUNY Press
  • Полак, Гжегож (2011), Пересмотр Джханы: на пути к критической реконструкции ранней буддийской сотериологии , UMCS
  • Кули, Натали (2008), «Множественные буддийские модернизмы: Джхана в конвертированной тхераваде» (PDF) , Pacific World 10:225–249 , заархивировано (PDF) из оригинала 11 марта 2019 г. , получено 14 ноября 2018 г.
  • Шмитхаузен, Ламберт (1981), О некоторых аспектах описаний или теорий «освобождающего прозрения» и «просветления» в раннем буддизме». В: Исследования джайнизма и буддизма (Мемориал Людвига Альсдорфа), под редакцией Клауса Брюна и Альбрехта Вецлера, Висбаден 1981, 199–250.
  • Скотт, Рэйчел М. (2009), «Нирвана» продается? Буддизм, богатство и храм Дхаммакая в современном Таиланде , SUNY Press
  • Себастьян, CD (2005), Метафизика и мистицизм в буддизме Махаяны , Дели: Публикации Шри Сатгуру.
  • Снеллинг, Джон (1987), Буддийский справочник. Полное руководство по буддийскому учению и практике , Лондон: книги Century в мягкой обложке.
  • Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , BRILL
  • Уордер, АК (2000), Индийский буддизм , Дели: Издательство Motilal Banarsidass.
Веб-ссылки
  1. ^ Перейти обратно: а б Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, бодхи. Архивировано 16 августа 2011 года в Wayback Machine.
  2. ^ Перейти обратно: а б Санскритский словарь разговорного санскрита «бодхи» . Архивировано 21 декабря 2019 года в Wayback Machine .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Санскритский словарь разговорного санскрита, Budh. Архивировано 25 декабря 2019 года в Wayback Machine.
  4. ^ Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, jina. Архивировано 16 августа 2011 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, Budh. Архивировано 16 августа 2011 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Санскритский словарь разговорного санскрита, бодхати. Архивировано 23 декабря 2019 года в Wayback Machine.
  7. ^ "Вдохновение" . Энциклопедия.com .
  8. ^ «Нирвана и Просветление» . Studybuddhism.com . Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 года . Проверено 6 октября 2022 г.
  9. ^ Кусала Бхикшу (март 2008 г.). «Буддийское Просвещение против Нирваны» . UrbanDharma.org . Архивировано из оригинала 9 февраля 2015 года . Проверено 9 января 2010 г. По состоянию на сентябрь 2010 г.
  10. ^ Дэвид Лой (2010). «Просветление в буддизме и адвайта-веданта: нирвана и мокша — одно и то же?» . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 9 января 2010 г. По состоянию на сентябрь 2010 г.
  11. ^ «Гошо» . Библиотека буддизма Нитирэн . Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 17 июня 2018 г.
  12. ^ «День поя полнолуния Весак» . 12 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2022 г. Проверено 6 октября 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кэрритерс, Майкл (1983), Лесные монахи Шри-Ланки: антропологическое и историческое исследование , Oxford University Press .
  • Казинс, Л.С. (1996), «Истоки медитации прозрения» (PDF) , в Скорупски, Т. (ред.), Буддийский форум IV, материалы семинара 1994–1996 гг ., Лондон: Школа восточных и африканских исследований, стр. 35–58, заархивировано из оригинала (PDF) 7 мая 2021 г. , получено 28 ноября 2014 г.
  • Дюмулен, Генрих (2000), История дзен-буддизма , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers .
  • Дюмулен, Генрих (2005a), Дзен-буддизм: История , том. 1: Индия и Китай, World Wisdom Books, ISBN  978-0-941532-89-1 .
  • Дюмулен, Генрих (2005b), Дзен-буддизм: История , том. 2: Япония, World Wisdom Books, ISBN.  978-0-941532-90-7 .
  • Хори, Виктор Соген (зима 1994 г.), «Обучение и обучение в монастыре Дзэн Риндзай» (PDF) , Журнал японоведов , 20 (1): 5–35, doi : 10.2307/132782 , JSTOR   132782 , заархивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2018 г. , дата обращения 28 октября 2012 г. .
  • Хори, Виктор Соген (1999), «Перевод дзен-разговорника » (PDF) , Nanzan Bulletin , 23 : 44–58, заархивировано (PDF) из оригинала 16 января 2020 г. , получено 12 октября 2020 г.
  • Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: Публикации Шри Сатгуру .
  • Кинг, Ричард (2002), Ориентализм и религия: постколониальная теория, Индия и «Мистический Восток» , Рутледж .
  • Лоу, Альберт (2006), Хакуин о Кенсё: Четыре способа познания , Бостон и Лондон: Шамбала .
  • МакМахан, Дэвид Л. (2008), Создание буддийского модернизма , Oxford University Press, ISBN  978-0199720293 .
  • Макрей, Джон (2003), Видеть сквозь дзен: встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме , The University Press Group, ISBN  978-0520237988 .
  • Мор, Мишель (2000), «Выход из недвойственности: практика коан в традиции Риндзай со времен Хакуина», в Хейне, Стивен; Райт, Дейл С. (ред.), Коан: тексты и контексты в дзен-буддизме , Оксфорд: Oxford University Press .
  • Секида, Кацуки (1985), Обучение дзен: методы и философия , Нью-Йорк, Токио: Уэзерхилл .
  • Шенкман, Р. (2008), Опыт самадхи: углубленное исследование буддийской медитации , Шамбала, ISBN  978-1590305218 .
  • Райт, Дейл С. (2000), Философские размышления о дзен-буддизме , Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
  • Райт, Дейл (2016), Что такое буддийское просветление? , Издательство Оксфордского университета, ISBN  978-0190622596 .
  • Винн, Александр (2007), «Происхождение буддийской медитации» (PDF) , Routledge, заархивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2019 г. , получено 28 ноября 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 31b88c1d12bb1d1f897f5346398ecd84__1724101080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/84/31b88c1d12bb1d1f897f5346398ecd84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enlightenment in Buddhism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)