Просветление в буддизме
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Английский термин «просветление» — это западный перевод различных буддийских терминов, в первую очередь «бодхи» и «вимутти» . Абстрактное существительное бодхи ( / ˈ b oʊ d i / ; санскрит : बोधि ; пали : бодхи ) означает знание, мудрость или пробужденный интеллект Будды. [ сеть 1 ] Глагольный корень будх- означает «пробуждать», и его буквальное значение ближе к пробуждению . Хотя термин буддхи также используется в других индийских философиях и традициях, наиболее распространено его использование в контексте буддизма . Вимукти – это свобода или освобождение от оков и препятствий .
Термин «просвещение» в XIX веке был популяризирован в западном мире благодаря переводам британского филолога Макса Мюллера . Оно имеет западный оттенок общего понимания трансцендентной истины или реальности. Этот термин также используется для перевода некоторых других буддийских терминов и концепций, которые используются для обозначения (начального) прозрения ( праджня (санскрит), у (китайский), кэнсё и сатори (японский)); [ 1 ] [ 2 ] знание ( видья ); «выдувание» ( нирвана ) беспокоящих эмоций и желаний; и достижение высшего состояния будды ( самьяк сам бодхи ), примером которого является Гаутама Будда .
Что именно представляло собой пробуждение Будды, неизвестно. Возможно, это включало в себя знание того, что освобождение достигается путем сочетания осознанности и дхьяны , применяемого для понимания возникновения и прекращения жажды. Связь между дхьяной и прозрением является основной проблемой изучения буддизма и одной из основ буддийской практики.
Этимология
[ редактировать ]Бодхи , санскрит Бодхи , [ сеть 2 ] «пробуждение», [ 3 ] «совершенное знание», [ сеть 2 ] «совершенное знание или мудрость (благодаря которой человек становится बुद्ध [Буддой [ сеть 3 ] ] или जिन [ джина , архант ; «победоносный», «победитель» [ сеть 4 ] ], просветленный или просветленный интеллект (Будды или जिन)». [ сеть 1 ]
Слово Бодхи — абстрактное существительное , образованное от глагольного корня *budh- , [ 3 ] Санскрит Меркурий , [ сеть 3 ] [ сеть 5 ] «пробудиться, узнать», [ 3 ] «проснуться, проснуться, бодрствовать», [ сеть 5 ] «прийти в сознание (после обморока)», [ сеть 5 ] «наблюдать, прислушиваться, следить». [ сеть 5 ]
Это соответствует глаголам буджхати (пали) и бодхати , बोदति, «становиться или осознавать, воспринимать, учиться, знать, понимать, пробуждаться». [ сеть 6 ] или будхьяте (санскрит).
Санскритское существительное женского рода *budh- — это बुद्धि , буддхи , «предвидение, интуиция, восприятие, точка зрения». [ сеть 3 ]
Перевод
[ редактировать ]используется термин «просветление» Роберт С. Коэн отмечает, что в большинстве английских книг по буддизму для перевода термина бодхи . [ 4 ] Корень буддх , от которого произошли и бодхи , и Будда , означает «проснуться» или «восстановить сознание». [ 4 ] Коэн отмечает, что бодхи — это не результат просветления, а путь реализации или прихода к пониманию. [ 4 ] Термин «просветление» ориентирован на событие, тогда как термин «пробуждение» ориентирован на процесс. [ 4 ] Западное использование термина «просвещать» имеет христианские корни, как, например, у Кальвина: «Только Бог просвещает наш разум, чтобы мы могли постичь Его истины». [ 5 ]
начала XIX века Бодхи переводилось как «интеллект». [ 5 ] Термин «просвещать» впервые был использован в 1835 году в английском переводе французской статьи. [ 6 ] в то время как первое зарегистрированное использование термина «просветление» зачислено (Оксфордским словарем английского языка) в Журнал Азиатского общества Бенгалии (февраль 1836 г.). В 1857 году газета «Таймс» использовала термин «Просветлённый» для обозначения Будды в короткой статье, которая в следующем году была перепечатана Максом Мюллером . [ 7 ] После этого использование этого термина уменьшилось, но вновь появилось с публикацией « Чипов Макса Мюллера из немецкой мастерской» , которая включала перепечатку статьи в «Таймс» . Книга была переведена в 1969 году на немецкий язык с использованием термина « der Erleuchtete ». [ 8 ] Макс Мюллер был эссенциалистом , который верил в естественную религию и считал религию неотъемлемой способностью человека. [ 9 ] «Просвещение» было средством уловить естественные религиозные истины, в отличие от простой мифологии. [ 10 ] [ примечание 1 ] На эту точку зрения повлияла кантовская мысль, особенно определение Кантом Просвещения как свободного, беспрепятственного использования разума. Перевод Мюллера повторил эту идею, изображая буддизм как рациональную и просвещенную религию, соответствующую естественным религиозным истинам, присущим людям. [ 11 ]
К середине 1870-х годов стало обычным называть Будду «просветленным», а к концу 1880-х годов в английской литературе доминировали термины «просветленный» и «просветление». [ 7 ]
Связанные термины
[ редактировать ]Понимание
[ редактировать ]Бодхи
[ редактировать ]Хотя буддийская традиция рассматривает бодхи как относящееся к полному и окончательному освобождению ( самьяксамбудх ), оно также имеет более скромное значение, заключающееся в знании того, что путь, по которому следует следовать, ведет к желаемой цели. По словам Йоханнеса Бронкхорста , [ 12 ] Тиллман Веттер, [ 13 ] и КР Норман, [ 14 ] Бодхи сначала не был указан. КР Норман:
Совершенно неясно, что означает обретение бодхи . Мы привыкли к переводу слова «просветление» для бодхи , но это вводит в заблуждение… Неясно, для чего пробудился Будда и в какой именно момент наступило пробуждение. [ 15 ]
По мнению Нормана, бодхи , по сути, могло означать знание о том, что ниббана была достигнута. [ 16 ] [ 17 ] благодаря практике дхьяны . [ 14 ] [ 13 ] Первоначально, возможно, упоминалась только «праджня». [ 12 ] и Тиллман Веттер даже заключает, что первоначально сама дхьяна считалась освобождающей, с успокоением удовольствия или боли в четвертой джхане, а не с обретением какой-то совершенной мудрости или прозрения. [ 13 ] Гомбрич также утверждает, что упор на понимание возник позже. [ 18 ]
В Тхеравады буддизме бодхи означает реализацию четырех стадий просветления и становление архатом . [ 19 ] В буддизме Тхеравады бодхи равно высшему прозрению и реализации четырех благородных истин, ведущих к освобождению. [ 19 ] По словам Ньянатилоки,
(Через Бодхи) человек пробуждается от сна или оцепенения (наложенного на ум) загрязнениями ( килеса , см.) и постигает Четыре Благородные Истины ( сакча , см.). [ 20 ]
Это приравнивание бодхи к четырем благородным истинам является более поздним развитием, ответом на развитие индийской религиозной мысли, где «освобождающее прозрение» считалось необходимым для Освобождения . [ 12 ] [ 13 ] Четыре благородные истины как освобождающее прозрение Будды в конечном итоге были вытеснены Пратитьясамутпадой , двенадцатью цепочками причинно-следственных связей, а еще позже — анаттой, пустотой самости. [ 12 ]
В Махаяны буддизме бодхи равно праджне , постижению природы Будды , шуньяте и татхате . [ 21 ] Это равно осознанию недвойственности абсолютного и относительного . [ 21 ]
Праджня
[ редактировать ]В буддизме Тхеравады панна (пали) означает «понимание», «мудрость», «проницательность». [ 22 ] «Прозрение» эквивалентно випассане , постижению трех признаков существования, а именно аниччи , дуккхи и анатты . [ 22 ] Прозрение ведет к четырем стадиям просветления и Нирване. [ 22 ]
В буддизме Махаяны Праджня (санскрит) означает «проницательность» или «мудрость» и влечет за собой понимание шуньяты . Достижение этого понимания часто рассматривается как достижение «просветления». [ 23 ] [ нужна цитата для проверки ]
У, кэнсё и сатори
[ редактировать ]У — это китайский термин, обозначающий первоначальное понимание. [ 2 ] Кенсё и сатори — японские термины, используемые в традициях дзэн . Кенсё означает «видеть свою истинную природу». Кен означает «видение», шо означает «природа», «сущность». [ 24 ] cq Природа Будды. Сатори (яп.) часто используется как синоним кэнсё, но относится к опыту кэнсё. [ 24 ] Традиция Риндзай рассматривает кэнсё как необходимое условие для достижения состояния будды , но считает, что дальнейшая практика необходима для достижения состояния будды.
Восточноазиатский (китайский) буддизм делает упор на понимание природы Будды. Этот термин происходит от индийской мысли татхагата-гарбха, «чрева ушедшего» (Будды), врожденного потенциала каждого разумного существа стать Буддой . Эта идея была интегрирована с идеей Йогачары алая виджняна и получила дальнейшее развитие в китайском буддизме , который объединил индийский буддизм с исконной китайской мыслью. Природа Будды стала означать как потенциал пробуждения, так и всю реальность, динамическое взаимопроникновение абсолютного и относительного. В этом пробуждении осознается, что наблюдатель и наблюдаемое не являются отдельными сущностями, а взаимозависимы. [ 25 ] [ 26 ]
Знание
[ редактировать ]Термин видхья используется в отличие от авидхьи , невежества или отсутствия знания, которое привязывает нас к сансаре . Махасачака Сутта [ примечание 2 ] описывает три знания, которых достиг Будда: [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
- Взгляд на его прошлые жизни
- Понимание механизма кармы и реинкарнации
- Понимание четырех благородных истин
По мнению Бронкхорста, первые два знания являются более поздними дополнениями, тогда как понимание четырёх истин представляет собой более позднее развитие, в ответ на совпадающие религиозные традиции, в которых «освобождающее прозрение» стало уделяться больше внимания практике дхьяны . [ 12 ]
Свобода
[ редактировать ]Вимукти, также называемое мокшей , означает «свобода». [ 30 ] "выпускать", [ 30 ] [ сеть 7 ] «избавление». [ 31 ] Иногда проводят различие между чето-вимукти , «освобождением ума», и панна-вимукти , «освобождением посредством понимания». [ 32 ] Буддийская традиция признает два вида четовимукти : временный и постоянный, причем последний эквивалентен панна-вимукти . [ 32 ] [ примечание 3 ]
Йогачара использует термин ашрая паравритти , «революция основы». [ 34 ]
... внезапное отвращение, поворот или возвращение алая виджняна обратно в исходное состояние чистоты [...] Ум возвращается в исходное состояние непривязанности, неразличения и недвойственности». [ 35 ]
Нирвана
[ редактировать ]Нирвана – это «выброс» беспокоящих эмоций, что то же самое, что и освобождение. [ сеть 8 ] Использование термина «просветление» для перевода слова «нирвана» стало популярным в XIX веке, отчасти благодаря усилиям Макса Мюллера, который последовательно использовал этот термин в своих переводах. [ 36 ]
Пробуждение Будды
[ редактировать ]состояние будды
[ редактировать ]Есть три признанных типа Будды: [ 37 ]
- Архат ( пали : арахант ), те, кто достигает нирваны, следуя учению Будды. [ 37 ] Иногда термин Шравакабудда (пали: савакабудда ) используется для обозначения такого типа пробужденного человека; [ нужна ссылка ]
- Пратьекабудды (пали: пачекабудда ), те, кто достигают Нирваны посредством самореализации, без помощи духовных наставников и учителей, но не обучают Дхарме ; [ 37 ]
- Самьяксамбудда (пали: самма самбудда ), часто называемый просто Буддой , тот, кто достиг Нирваны своими собственными усилиями и мудростью и умело учит этому других. [ 38 ] [ не удалось пройти проверку ]
Говорят, что Сиддхартха Гаутама , известный как Будда, достиг полного пробуждения, известного как самьяксамбодхи (санскрит; пали: саммасамбодхи ), «совершенное состояние будды», или ануттара-самьяк-самбодхи , «высшее совершенное пробуждение». [ 39 ] В частности, ануттара-самьяк-самбодхи , буквально означающее непревзойденное, полное и совершенное просветление, часто используется для того, чтобы отличить просветление Будды от просветления Архата.
Термин «Будда и путь к состоянию будды» понимается несколько по-разному в различных буддийских традициях. Эквивалентным термином для Будды является Татхагата , «ушедший».
Пробуждение Будды
[ редактировать ]Канонические отчеты
[ редактировать ]В суттапитаке , буддийском каноне, сохранившемся в традиции Тхеравады , можно найти пару текстов, частью повествования которых является достижение Буддой освобождения. [ 40 ] [ 41 ] [ примечание 4 ]
Арияпариесана Сутта (Маджхима Никая 26) описывает, как Будда был недоволен учением Ахара Каламы и Уддаки Рамапутты , странствовал дальше по стране Магадхан, а затем нашел «приятный кусок земли», который послужил для устремления. Тогда в сутте говорится только, что он достиг Ниббаны. [ 42 ]
В Ванапаттха-сутте (Маджхима Никая 17) [ 43 ] Будда описывает жизнь в джунглях и достижение пробуждения. Махасачака Сутта (Маджхима Никая 36) описывает его аскетические практики, от которых он отказался. После этого он вспомнил спонтанное состояние джханы и приступил к практике джханы. Обе сутты повествуют, как, устранив беспокойства ума и достигнув концентрации ума , он достиг трех знаний (видхья): [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
- Взгляд на его прошлые жизни
- Понимание механизма кармы и реинкарнации
- Понимание четырех благородных истин
Постижение Четырех Благородных Истин здесь называется пробуждением. [ 28 ] Монах ( бхиккху ) «...достиг недостигнутой высшей безопасности от рабства». [ 44 ] Пробуждение также описывается как синоним нирваны , угасания страстей, в результате чего страдания прекращаются и больше не происходит перерождений. [ 45 ] Возникает озарение, что это освобождение несомненно: «Знание возникло во мне, и озарение: моя свобода определенна, это мое последнее рождение, теперь нет возрождения». [ 45 ]
Критическая оценка
[ редактировать ]Шмитхаузен [ примечание 5 ] отмечает, что упоминание четырех благородных истин как составляющих «освобождающего прозрения», которое достигается после овладения рупа-джханами, является более поздним дополнением к таким текстам, как Маджхима Никайя 36. [ 46 ] [ 12 ] [ 13 ] Бронкхорст замечает, что
... отчеты, включающие Четыре Благородные Истины, имели совершенно иную концепцию процесса освобождения, чем та, которая включает Четыре Дхьяны и уничтожение опьяняющих веществ. [ 47 ]
Это ставит под сомнение надежность этих рассказов, а также связь между дхьяной и прозрением, которая является основной проблемой в изучении раннего буддизма. [ 13 ] [ 12 ] [ 18 ] термин праджня , который был заменен четырьмя истинами в тех текстах, где «освобождающему прозрению» предшествовали четыре джханы. Первоначально, возможно, использовался [ 48 ] Бронкхорст также отмечает, что представление о том, что именно представляет собой это «освобождающее прозрение», развивалось во времени. Хотя первоначально это, возможно, не было указано, позже четыре истины послужили таковыми и были заменены пратитьясамутпадой , а еще позже, в школах Хинаяны, доктриной несуществования субстанциальной самости или личности. [ 49 ] И Шмитхаузен отмечает, что в буддийском каноне существуют и другие описания этого «освобождающего прозрения»:
«что пять Скандх непостоянны, неприятны и не являются ни Я, ни принадлежащими самому себе»; [ примечание 6 ] «созерцание возникновения и исчезновения ( удайабая ) пяти скандх»; [ примечание 7 ] «осознание скандх как пустых ( риттака ), суетных ( тучака ) и лишенных какой-либо сути или субстанции ( асарака ). [ примечание 8 ] [ 50 ]
Примером этой замены и ее последствий является Маджхима Никая 36:42–43, в которой рассказывается о пробуждении Будды. [ 51 ]
Понимание бодхи и состояния будды
[ редактировать ]Термин бодхи приобрел множество значений и коннотаций в ходе развития буддийской мысли в различных школах.
Ранний буддизм
[ редактировать ]В раннем буддизме бодхи имело значение, синоним нирваны , используя лишь несколько различных метафор для описания прозрения, которое подразумевало исчезновение лобхи (жадности), досы (ненависти) и мохи (заблуждения).
Тхеравада
[ редактировать ]В буддизме Тхеравады бодхи и нирвана имеют одно и то же значение: освобождение от жадности, ненависти и заблуждений. Бодхи , в частности, относится к реализации четырёх стадий просветления и становлению Арахатом . [ 19 ] Оно равно высшему прозрению, осознанию четырёх благородных истин, ведущему к освобождению. [ 19 ] Достижение полного пробуждения по смыслу эквивалентно достижению Нирваны . [ сеть 9 ] Достижение нирваны — конечная цель Тхеравады и других традиций шраваков. [ сеть 10 ] Оно предполагает отказ от десяти оков и прекращение дуккхи или страданий. Полное пробуждение достигается в четыре этапа. По словам Ньянатилоки,
(Через Бодхи) человек пробуждается от сна или оцепенения (наложенного на ум) загрязнениями ( килеса , см.) и постигает Четыре Благородные Истины ( сакча , см.). [ 20 ]
С 1980-х годов западные учителя, ориентированные на Тхераваду, начали подвергать сомнению главенство прозрения. По мнению Таниссаро Бхиккху , джхана и випассана (прозрение) образуют интегрированную практику. [ 52 ] Полак и Арбель, вслед за такими учеными, как Веттер и Бронкхорст, утверждают, что правильное усилие , четыре правильных усилия (ограничение чувств, предотвращение возникновения нездоровых состояний и порождение здоровых состояний ), осознанность и дхьяна образуют интегрированную практику, какая дхьяна представляет собой реализацию прозрения, ведущего к пробужденному осознанию, которое является «нереактивным и ясным». [ 53 ] [ 54 ]
Махаяна
[ редактировать ]В махаянской мысли бодхи — это осознание нераздельности сансары и нирваны , а также единства субъекта и объекта. [ 21 ] Подобно праджне , осознанию природы Будды , бодхи реализует шуньяту и таковость . [ 21 ] Со временем пробуждение Будды стало пониматься как немедленное полное пробуждение и освобождение, а не как понимание и уверенность в том, как следовать, чтобы достичь просветления. Однако в некоторых традициях дзэн это совершенство снова стало релятивизированным; по словам одного современного мастера дзэн, «Будда Шакьямуни и Бодхидхарма все еще практикуют». [ 55 ]
Махаяна различает три формы пробужденных существ: [ 21 ]
- Арахат – Освобождение для себя; [ примечание 9 ]
- Бодхисаттва – Освобождение живых существ;
- Полное состояние будды .
В различных школах Махаяны существуют различные дальнейшие объяснения и интерпретации. [ 21 ] В Махаяны буддизме Бодхисаттва является идеалом. Конечная цель — не только собственное освобождение в состоянии будды, но и освобождение всех живых существ. Космология буддизма Махаяны рассматривает широкий круг будд и бодхисаттв, которые помогают людям на пути к освобождению.
Буддизм Нитирэн , ветвь буддизма Махаяны, рассматривает состояние будды как состояние совершенной свободы, в котором человек пробуждается к вечной и окончательной истине, которая является реальностью всех вещей. Это высшее состояние жизни характеризуется безграничной мудростью и бесконечным состраданием. Лотосовая сутра открывает, что состояние будды — это потенциальная возможность в жизни всех существ. [ сеть 11 ]
природа Будды
[ редактировать ]В доктринах Татхагатагарбхи и природы Будды бодхи становится эквивалентом универсального, естественного и чистого состояния ума:
Бодхи — конечная цель карьеры Бодхисаттвы [...] Бодхи — это чистое универсальное и непосредственное знание, которое распространяется на все время, все вселенные, все существа и элементы, обусловленные и необусловленные. Оно абсолютно и тождественно Реальности, и поэтому оно есть Татхата . Бодхи безупречно и неконцептуально, и, поскольку оно не является внешним объектом, его невозможно понять дискурсивным мышлением. У него нет ни начала, ни середины, ни конца, и он неделим. Оно недвойственно ( адваям ) [...] Единственный возможный способ постичь его — это самадхи йогина. [ 56 ]
Согласно этим доктринам, бодхи вечно существует в уме человека, хотя и требует удаления загрязнений ума. Это видение изложено в таких текстах, как Шурангама-сутра и Уттаратантра .
В буддизме Сингон также считается, что состояние Бодхи естественно присуще уму. Бодхи — это естественное и чистое состояние ума, в котором не делается различий между воспринимающим субъектом и воспринимаемыми объектами. Это также понимание Бодхи, найденное в буддизме Йогачара .
Чтобы достичь этого видения недвойственности, необходимо осознать собственный ум:
... это означает, что вы должны познать естественное состояние ума, устранив разделение на воспринимающего субъекта и воспринимаемые объекты, которое обычно происходит в мире и ошибочно считается реальным. Это также соответствует определению Йогачары... что пустота ( шуньята ) — это отсутствие этого воображаемого разделения. [ 57 ]
Ваджраяна
[ редактировать ]Во время развития буддизма Махаяны различные направления мысли о Бодхи постоянно развивались. Были предприняты попытки гармонизировать различные термины.
Комментатор буддизма Ваджраяны Буддхагухья рассматривает различные термины как синонимы:
Например, он определяет пустоту ( шуньяту ) как таковость ( татхата ) и говорит, что таковость — это внутренняя природа ( свабхава ) ума, которая есть Просветление ( бодхи-читта ). Более того, он часто использует термины таковость ( татхата ) и осознание таковости ( татхата-джняна ) как синонимы. Но поскольку Осознанность ( джняна ) недвойственна, Осознание Таковости — это не столько Осознание Таковости, сколько Осознание, которое есть Таковость. Другими словами, термин «Таковость-Осознание» функционально эквивалентен Просветлению. Наконец, не следует забывать, что это Осознание Таковости или Совершенное Просветление есть Махавайрочана [Первичный Будда, несозданный и вечно существующий]. Другими словами, ум по своей внутренней природе — это Махавайрочана, которым человек «становится» (или наоборот), когда достигает совершенного просветления. [ 57 ]
День Бодхи
[ редактировать ]Пробуждение Шакьямуни празднуется в День Бодхи . В Шри-Ланке и Японии для этого празднования используются разные дни. Согласно традиции Тхеравады в Шри-Ланке, Шакьямуни достиг состояния будды в полнолуние в мае. Это празднуется в весакха-пуджу , полнолуние в мае, известное как Самбуддхатва джаянти (или Самбуддха джаянти). [ сеть 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Буддизм и психология - Буддизм, осознанность и психология
- Буддийская философия - буддийская философская традиция
- Божественное просветление - Человеческая мысль, которой помогает божественная благодать.
- Хонгаку - доктрина восточноазиатского буддизма.
- Иллюминирование - исламская философия, представленная Сухраварди.
- Кевала-джняна – Всеведение в джайнизме
- Субитизм – внезапное пробуждение к
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См. также Лоренс Петер ван ден Бош, Теософия или пантеизм? Гиффордские лекции Фридриха Макса Мюллера о естественной религии : «Три основные темы его Гиффордских лекций о естественной религии заключались в открытии Бога, открытии души и открытии единства Бога и души в великих религиях мира. ."
- ↑ Маджхима Никая, глава 36.
- ↑ По мнению Гомбриха, это различие искусственно и связано с более поздними, слишком буквальными интерпретациями сутт. [ 33 ]
- ^ См. Маджхима Никая, главы 4, 12, 26 и 36.
- ↑ В его часто цитируемой статье « О некоторых аспектах описаний или теорий «освобождающего прозрения» и «просветления» в раннем буддизме».
- ^ Маджхима Никая 26
- ^ Ангуттара Никая II.45 (PTS)
- ^ Самьютта Никая III.140–142 (ПТС)
- ^ Сюда также входит Пратьекабудда , но он не упоминается Фишером-Шрайбером, Эрхардом и Динером (2008).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , стр. 5051, лемма «бодхи».
- ^ Перейти обратно: а б Гимелло 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б с Басуэлл 2004 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коэн 2006 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 2006 , с. 2.
- ^ Коэн 2006 , стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 2006 , с. 3.
- ^ Коэн 2006 , с. 9.
- ^ Коэн 2006 , с. 4.
- ^ Коэн 2006 , стр. 6–7.
- ^ Каммиски, Дэвид (2 июня 2017 г.). «Буддийский модернизм и Кант о Просвещении» . Буддийская философия : 205–220. дои : 10.1002/9781119424246.ch11 . ISBN 978-1-119-06824-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бронкхорст, 1993 год .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Веттер 1988 .
- ^ Перейти обратно: а б Норман 1997 , с. 29.
- ^ Норман 2005 , с. 25.
- ^ Норман 1997 , с. 30.
- ^ Веттер 1988 , с. XXIX, XXII.
- ^ Перейти обратно: а б Гомбрич 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Ньянатилока 1980 , стр. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с Ньянатилока 1980 , с. 150.
- ^ Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , стр. 281.
- ^ Перейти обратно: а б Капло, 1989 .
- ^ Люстхаус 1998 .
- ^ К 2003 году .
- ^ Перейти обратно: а б Нанамоли и Бодхи 1995 , стр. 340–342.
- ^ Перейти обратно: а б с Warder 2000 , стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б Снеллинг 1987 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Боукер 1997 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ньянатилока 1980 , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Гомбрич 2005 , стр. 147.
- ^ Гомбрич 2005 , стр. 147–148.
- ^ Парк 1983 , стр. 126–132.
- ^ Парк 1983 , с. 127.
- ^ Скотт 2009 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с Снеллинг 1987 , с. 83-4: «Вместо архата , который ищет освобождения от болезненного царства циклического существования только для себя, и пратьека-будды , который добивается этого в частном порядке и никогда не стремится передать Дхарму другим, мы имеем в Махаяне Бодхисаттва [...]»
- ^ Снеллинг 1987 , с. 81.
- ^ Мэлл 2005 , с. 83.
- ^ Warder 2000 , стр. 45–50.
- ^ Форе 1991
- ^ Нанамоли и Бодхи 1995 , с. 259.
- ^ Нанамоли и Бодхи 1995 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Нанамоли и Бодхи 1995 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б Уордер 2000 , с. 49.
- ^ Шмитхаузен 1981 .
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 110.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 108.
- ^ Бронкхорст 1993 , стр. 100–101.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 101.
- ^ Бронкхорст 1993 , стр. 102–103.
- ^ Гули 2008 .
- ^ Поляк 2011 .
- ^ Доска 2017 .
- ^ Харрис 2004 , с. 103.
- ^ Себастьян 2005 , с. 274.
- ^ Перейти обратно: а б Ходж 2003 , стр. 31–32.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Арбель, Керен (2017), Ранняя буддийская медитация: четыре джханы как актуализация прозрения , Routledge, заархивировано из оригинала 4 апреля 2019 г. , получено 14 ноября 2018 г.
- Боукер, Джон, изд. (1997), Оксфордский словарь мировых религий , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-19213965-8
- Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в древней Индии , Motilal Banarsidass Publ.
- Басвелл, Роберт, изд. (2004), Энциклопедия буддизма , справочник MacMIllan, США.
- Коэн, Роберт С. (2006), За пределами просветления: буддизм, религия, современность , Рутледж
- Фор, Бернар (1991), Риторика непосредственности. Культурная критика чань/дзен-буддизма , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN 0-691-02963-6
- Фишер-Шрайбер, Ингрид; Эрхард, Франц-Карл; Динер, Майкл С. (2008), Лексикон буддизма. Мудрость, религия, психология, мистика, культура и литература , Ашока
- Гимелло, Роберт М. (2004), «Бодхи» , в Басвелле, Роберт Э. (ред.), Энциклопедия буддизма , Макмиллан, заархивировано из оригинала 5 ноября 2019 г. , получено 5 ноября 2019 г.
- Гомбрич, Ричард Ф. (1997), Как начался буддизм. Условное происхождение ранних учений , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО
- Гомбрич, Ричард (2005), Доброта и сострадание как средство достижения нирваны. В: Пол Уильямс (редактор), «Буддизм: ранние буддийские школы и история доктрины; доктрина Тхеравады, Том 2» , Тейлор и Фрэнсис.
- Харрис, Ишвар К. (2004), Смеющийся Будда Тофукудзи: Жизнь мастера дзен Кейдо Фукусимы , World Wisdom Books, ISBN 978-0-941532-62-4
- Ходж, Стивен (2003), Тантра Маха-Вайрочана-Абхисамбодхи, с комментариями Буддхагуи , Лондон: RoutledgeCurzon
- Капло, Филипп (1989), Три столпа дзэн: преподавание, практика и просветление , Нью-Йорк: Anchor Books, ISBN 0-385-26093-8
- Лай, Уэлен (2003), Буддизм в Китае: исторический обзор. В Антонио С. Куа (ред.): Энциклопедия китайской философии (PDF) , Нью-Йорк: Routledge, заархивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2014 г.
- Люстхаус, Дэн (1998), буддийская философия, китайский язык. В: Энциклопедия философии Routledge: Индекс , Тейлор и Фрэнсис.
- Мэлл, Линнарт (2005), Исследования Аштасахасрика Праджняпарамиты и другие эссе , Motilal Banarsidass Publishers, ISBN 9788120827479
- Нанамоли, монах; Бодхи, Бхиккху (1995), Беседы Будды средней длины. Новый перевод Маджхима Никаи
- Норман, КР (1997), Филологический подход к буддизму , Лекции Буккё Дендо Кёкай, 1994, Школа восточных и африканских исследований (Лондонский университет)
- Норман, КР (2005). Буддийский форум, том V: Филологический подход к буддизму . Рутледж. ISBN 978-1-135-75154-8 .
- Ньянатилока (1980), Буддийский словарь. Руководство по буддийским терминам и доктринам. Четвертое исправленное издание , Буддийское издательское общество.
- Пак, Сон Бэ (1983), Буддийская вера и внезапное просветление , SUNY Press
- Полак, Гжегож (2011), Пересмотр Джханы: на пути к критической реконструкции ранней буддийской сотериологии , UMCS
- Кули, Натали (2008), «Множественные буддийские модернизмы: Джхана в конвертированной тхераваде» (PDF) , Pacific World 10:225–249 , заархивировано (PDF) из оригинала 11 марта 2019 г. , получено 14 ноября 2018 г.
- Шмитхаузен, Ламберт (1981), О некоторых аспектах описаний или теорий «освобождающего прозрения» и «просветления» в раннем буддизме». В: Исследования джайнизма и буддизма (Мемориал Людвига Альсдорфа), под редакцией Клауса Брюна и Альбрехта Вецлера, Висбаден 1981, 199–250.
- Скотт, Рэйчел М. (2009), «Нирвана» продается? Буддизм, богатство и храм Дхаммакая в современном Таиланде , SUNY Press
- Себастьян, CD (2005), Метафизика и мистицизм в буддизме Махаяны , Дели: Публикации Шри Сатгуру.
- Снеллинг, Джон (1987), Буддийский справочник. Полное руководство по буддийскому учению и практике , Лондон: книги Century в мягкой обложке.
- Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , BRILL
- Уордер, АК (2000), Индийский буддизм , Дели: Издательство Motilal Banarsidass.
- Веб-ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, бодхи. Архивировано 16 августа 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Санскритский словарь разговорного санскрита «бодхи» . Архивировано 21 декабря 2019 года в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б с Санскритский словарь разговорного санскрита, Budh. Архивировано 25 декабря 2019 года в Wayback Machine.
- ^ Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, jina. Архивировано 16 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, Budh. Архивировано 16 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Санскритский словарь разговорного санскрита, бодхати. Архивировано 23 декабря 2019 года в Wayback Machine.
- ^ "Вдохновение" . Энциклопедия.com .
- ^ «Нирвана и Просветление» . Studybuddhism.com . Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 года . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Кусала Бхикшу (март 2008 г.). «Буддийское Просвещение против Нирваны» . UrbanDharma.org . Архивировано из оригинала 9 февраля 2015 года . Проверено 9 января 2010 г. По состоянию на сентябрь 2010 г. [update]
- ^ Дэвид Лой (2010). «Просветление в буддизме и адвайта-веданта: нирвана и мокша — одно и то же?» . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 9 января 2010 г. По состоянию на сентябрь 2010 г. [update]
- ^ «Гошо» . Библиотека буддизма Нитирэн . Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ «День поя полнолуния Весак» . 12 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2022 г. Проверено 6 октября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]В этой статье отсутствуют номера ISBN для перечисленных книг . ( февраль 2024 г. ) |
- Кэрритерс, Майкл (1983), Лесные монахи Шри-Ланки: антропологическое и историческое исследование , Oxford University Press .
- Казинс, Л.С. (1996), «Истоки медитации прозрения» (PDF) , в Скорупски, Т. (ред.), Буддийский форум IV, материалы семинара 1994–1996 гг ., Лондон: Школа восточных и африканских исследований, стр. 35–58, заархивировано из оригинала (PDF) 7 мая 2021 г. , получено 28 ноября 2014 г.
- Дюмулен, Генрих (2000), История дзен-буддизма , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers .
- Дюмулен, Генрих (2005a), Дзен-буддизм: История , том. 1: Индия и Китай, World Wisdom Books, ISBN 978-0-941532-89-1 .
- Дюмулен, Генрих (2005b), Дзен-буддизм: История , том. 2: Япония, World Wisdom Books, ISBN. 978-0-941532-90-7 .
- Хори, Виктор Соген (зима 1994 г.), «Обучение и обучение в монастыре Дзэн Риндзай» (PDF) , Журнал японоведов , 20 (1): 5–35, doi : 10.2307/132782 , JSTOR 132782 , заархивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2018 г. , дата обращения 28 октября 2012 г. .
- Хори, Виктор Соген (1999), «Перевод дзен-разговорника » (PDF) , Nanzan Bulletin , 23 : 44–58, заархивировано (PDF) из оригинала 16 января 2020 г. , получено 12 октября 2020 г.
- Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: Публикации Шри Сатгуру .
- Кинг, Ричард (2002), Ориентализм и религия: постколониальная теория, Индия и «Мистический Восток» , Рутледж .
- Лоу, Альберт (2006), Хакуин о Кенсё: Четыре способа познания , Бостон и Лондон: Шамбала .
- МакМахан, Дэвид Л. (2008), Создание буддийского модернизма , Oxford University Press, ISBN 978-0199720293 .
- Макрей, Джон (2003), Видеть сквозь дзен: встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме , The University Press Group, ISBN 978-0520237988 .
- Мор, Мишель (2000), «Выход из недвойственности: практика коан в традиции Риндзай со времен Хакуина», в Хейне, Стивен; Райт, Дейл С. (ред.), Коан: тексты и контексты в дзен-буддизме , Оксфорд: Oxford University Press .
- Секида, Кацуки (1985), Обучение дзен: методы и философия , Нью-Йорк, Токио: Уэзерхилл .
- Шенкман, Р. (2008), Опыт самадхи: углубленное исследование буддийской медитации , Шамбала, ISBN 978-1590305218 .
- Райт, Дейл С. (2000), Философские размышления о дзен-буддизме , Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Райт, Дейл (2016), Что такое буддийское просветление? , Издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0190622596 .
- Винн, Александр (2007), «Происхождение буддийской медитации» (PDF) , Routledge, заархивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2019 г. , получено 28 ноября 2014 г.