Jump to content

Сенсорная история

Пять человек, каждый из которых использует одно из пяти чувств. Цветная литография по мотивам Л.-Л. Бойли.

Сенсорная история — это область академических исследований , изучающая роль пяти чувств, которые они играли в прошлом. Частично оно возникло как реакция на отсутствие серьезного внимания, уделяемого сенсорному опыту в традиционных книгах по истории, которые часто рассматривают сенсорный опыт как технику письма, а не как серьезное направление исследования. [ 1 ] Работы по сенсорной истории пытаются передать более глубокое понимание прошлого посредством акцента на физическом опыте.

Одним из наиболее значительных сторонников сенсорной истории является американский историк Марк М. Смит . Антропологические подходы к сенсорным исследованиям оказали заметное влияние на сенсорную историю, и между этими двумя дисциплинами велись серьезные дискуссии и частичное совпадение. [ 2 ] Преходящий характер сенсорного опыта делает сенсорную историю трудной темой для изучения и написания. Эта проблема находит отражение в дискуссиях в этой области, например, о том, какие методы презентации подходят для произведений сенсорной истории. [ 1 ] [ 3 ]

Карл Маркс На возможность чувственной истории обратил внимание в «Экономических и философских рукописях 1844 года» , в которых заявил, что «формирование пяти чувств есть труд всей мировой истории вплоть до настоящего времени». [ 4 ] В 1942 году Люсьен Февр , французский историк и один из основателей школы «Анналов» , призвал к изучению истории чувств и поэтому считается одним из первых историков, рассматривающих чувства как законную историческую область исследования. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

На развитие сенсорной истории также повлияли другие академические дисциплины, такие как философия и антропология . Идею о том, что зрение является важнейшим чувством современной эпохи, особенно отстаивал философ Мишель Фуко . Философы Маршалл Маклюэн и Уолтер Дж. Онг развили эту идею в своей теории «великого разрыва». Теория утверждает, что изобретение печатного станка вызвало фундаментальный сдвиг в том, как люди используют свои чувства – от слуха, являющегося самым важным чувством, к зрению. [ 1 ] Концепция превосходства зрения в современном мире также побудила обратить особое внимание на другие четыре чувства в работах по истории чувств, чтобы устранить это неравенство. Антропологи, такие как Дэвид Хоуз и Констанс Классен, также внесли значительный вклад в изучение сенсорной истории, особенно в отношении важности контекста в сенсорной истории, благодаря своей работе в более широкой области сенсорных исследований. [ 9 ]

Историк Ален Корбен в 1982 году выпустил одну из первых книг, посвященных исключительно сенсорной истории, «Отвратительное и ароматное: запах и французское социальное воображение» , дискуссию о роли запаха во Франции 18 и 19 веков. [ 9 ] [ 10 ] В 1994 году Джордж Х. Рёдер написал эссе « Приходя к нашим чувствам» , в котором утверждал, что историческим исследованиям все еще не хватает взаимодействия с чувствами, особенно в учебниках по истории. [ 2 ] Историком, наиболее представившим сенсорную историю в 21 веке, является Марк М. Смит, написавший как книгу на тему самой сенсорной истории, так и книги, в которых исторические события исследуются через чувства. [ 1 ] [ 8 ] [ 11 ]

Сенсорную историю часто пишут из-за значительного отсутствия каких-либо исследований сенсорики в конкретной исторической области ранее. [ 12 ] Это означает, что сенсорные историки могут просто пересмотреть первичные и вторичные источники, используя сенсорную призму, чтобы поддержать свою работу. [ 1 ] Историк Марк М. Смит называет сенсорную историю «привычкой», которую можно использовать во многих областях исторических исследований. [ 1 ] [ 13 ] Историзация чувств является важной концепцией для историков чувств при проведении исследований, а это означает рассмотрение чувств в их историческом контексте, отбрасывая при этом более современные концепции чувств. [ 1 ] [ 8 ] Эта концепция лежит в основе многих сенсорных историй, поскольку, если описания чувственного опыта нельзя принимать за чистую монету, тогда требуется более строгое исследование. Идея историзации чувств находится под значительным влиянием сенсорных антропологических исследований. Сенсорная история — это область, которая допускает междисциплинарное сотрудничество с такими областями, как антропология и медиа-исследования .

Поскольку сенсорная история касается чувственного опыта отдельных людей, она связана с понятием истории «снизу вверх» , которая фокусируется на жизни обычных людей на протяжении всей истории.

Интерсенсорность

[ редактировать ]

Интерсенсориальность (также пишется как интерсенсориальность) — это слово, используемое историками сенсорики для описания одной из целей сенсорной истории, которая состоит в том, чтобы рассмотреть пять чувств вместе и то, как они работают согласованно. Работы по истории, рассматривающие всю межсенсорность предмета, направлены на то, чтобы обеспечить более полный и увлекательный взгляд на историю. Историки еды, давно приверженные подходу, согласно которому привилегированный вкус (как свойство отдельных продуктов питания, так и средство социального различия в кулинарных вопросах), теперь отдают почетное место всем пяти чувствам при анализе товаров, блюд и блюд. . Они также описывают, как индустриализация производства продуктов питания шла рука об руку с тем, как внимание к чувствам помогло изобретать, разрабатывать и производить такие товары, как консервные банки, сыры или полуфабрикаты (телеобеды), которые были приемлемы и привлекательны для потребителей. ' глаза, носы, уши, зубы и языки. При этом они уделяют особое внимание социальному классу, полу и другим организационным принципам общества. [ 14 ]

Проблемы

[ редактировать ]

Вопрос о том, как представить сенсорную историю, представляет собой серьезную проблему. [ 1 ] [ 10 ] Сенсорный опыт по своей природе преходящ, поэтому историки должны подумать, как лучше всего его представить и обсудить. Еще одна проблема для сенсорных историков при проведении сенсорной истории — как получить доступ к сенсорному опыту прошлого. Письменные описания чувственных переживаний многочисленны и часто используются, но некоторые историки идут дальше и пытаются воссоздать прошлые сенсорные переживания в надежде, что, испытав их сами, они смогут лучше понять прошлое. [ 3 ] Что касается этой дилеммы, историк Ален Корбен утверждает, что историк всегда является «узником языка», исследуя прошлое. [ 15 ]

Метод представления сенсорной истории был важной темой дискуссий в области сенсорной истории. Такие историки, как Питер Чарльз Хоффер, отдают приоритет доведению своей работы до аудитории. [ 3 ] Это может включать в себя более творческие методы презентации, такие как живые музеи или интерактивные выставки, чтобы аудитория могла глубже пережить и понять прошлое. Другие историки, такие как Марк М. Смит, не согласны с этим методом изложения, поскольку приоритет отдается историчности чувств. [ 1 ] Смит утверждает, что то, как люди чувствуют сейчас, фундаментально отличается от того, что люди чувствовали в прошлом, в зависимости от таких факторов, как местоположение и контекст. Он утверждает, что представления сенсорной истории, такие как живые музеи, подрывают целостность сенсорной истории, поскольку они предполагают, что человек способен переживать прошлое так же, как это делали те, кто пережил этот опыт, независимо от их принципиально разных контекстов и мест. ненужное значение «потребления» прошлого. [ 1 ] Однако в более поздней работе Уильяма Таллетта утверждается, что использование наших чувств в настоящем для сенсорных реконструкций прошлого может быть полезным сравнительным упражнением, которое проливает свет на преемственность и различия между современным и прошлым сенсорным опытом. [ 16 ]

Еще одна важная дискуссия в отношении сенсорной истории связана с актуальностью теории «великого разрыва», представленной Маршаллом Маклюэном в «Галактике Гутенберга» , для изучения сенсорной истории. Сенсорные историки придают этой теории разную степень важности.

Осязание исторически считалось одним из «низших» чувств, то есть не требующим каких-либо умственных способностей. Немецкий натуралист Лоренц Окен охарактеризовал африканцев как нецивилизованных «человеков-кожи» в противоположность цивилизованным европейским «человекам-глазам», таким образом используя прикосновения для поддержки расистской идеологии . [ 17 ] В результате такого взгляда на осязание как на «низшее» и «нецивилизованное» чувство, серьезный исторический анализ роли, которую осязание играло в прошлом, отсутствовал до конца 20-го века, когда впервые «процветал» интерес к истории чувств. . Истории прикосновений естественно подходят для истории сексуальности , но прикосновения также занимают центральное место в истории христианских практик. [ 18 ] Например, в Англии эпохи Возрождения и раннего Нового времени дебаты варьировались от роли поцелуя в христианской практике до законности « королевского прикосновения », которое, как считалось, исцеляло больных. [ 19 ] [ 20 ] Кроме того, чувство осязания является настолько неотъемлемой частью повседневной жизни и опыта, что в исторических источниках оно не часто упоминается явно , как и «предполагаемая история», как ее назвала историк Констанс Классен. [ 17 ]

Одной из первых сенсорных историй, посвященных слуху, является книга Алена Корбена «Деревенские колокола: звук и значение во французской деревне девятнадцатого века» , в которой исследуются значения, заложенные в звуке колоколов во французских деревнях XIX века. [ 21 ] Изучение городов, особенно с точки зрения индустриализации , является распространенной темой в истории звука или слуха. [ 22 ] Например, термин « звуковой ландшафт » часто относится как к звукам физической среды обитания, так и к тому, как эти звуки воспринимаются, особенно в отношении того, как изменяются звуковые ландшафты определенных городов и как это изменение влияет на его жителей. [ 23 ] Это обязательно опирается на междисциплинарные исследования в области звуковых ландшафтов, исследований звука и городской истории . [ 24 ] Историк Марк М. Смит предложил термин «акустемология» в качестве названия этой области исследований. Особое значение в этой теме имеет изобретение методов записи, которое, по мнению некоторых историков, стало поворотным моментом в истории чувства слуха и радикально изменило отношение общества к чувству слуха. Такие ученые, как Джонатан Стерн, выступили с критикой этого повествования, показав, что многие новые формы прослушивания, связанные с технологиями записи и воспроизведения, предшествовали изобретению и популяризации записанного звука. [ 25 ] Кроме того, особый интерес представляет то, как изменилось относительное восприятие и чувствительность людей к звуку. [ 26 ] В центре внимания данного исследования было регулирование, [ 27 ] агитация против, [ 28 ] и объединение социальных групп с [ 29 ] городской шум.

Парфюмер Эжен Риммель заявил в XIX веке, что «история парфюмерии в некотором роде является историей цивилизации». [ 30 ] Обонянию редко . уделялось какое-либо внимание в изучении истории, что отчасти связано с трудностями, которые создает английский язык при описании обонятельных ощущений Аристотель впервые указал на это в «О аниме» , и это постоянно проявляется в использовании слов, связанных со вкусом, при описании запахов. [ 31 ] Более распространенное описание запахов – это просто определение того, приятный запах или нет. Обоняние исторически считается одним из «низших» чувств (таких как осязание и вкус), поскольку оно связано с животными, которые часто обладают более острым обонянием, чем люди. [ 32 ] Обоняние также обычно считается недооцененным чувством, особенно в западных обществах. [ 33 ] [ 34 ] Эта точка зрения также в некоторой степени исходит от философа Иммануала Канта , который заявил, что это «наименее полезное» и «наиболее легко ненужное чувство». [ 35 ] В книге Алена Корбена «Отвратительное и ароматное » он утверждает, что обоняние по своей сути связано с социальной властью, поскольку исторически определенные группы людей считались «меньшими» из-за отсутствия гигиены. [ 36 ] [ 37 ]

История вкуса традиционно связана с историей еды и ее изучением , однако сенсорная история вкуса пытается проанализировать это чувство на протяжении всей истории более широко и выйти за рамки гастрономии . [ 18 ] Поскольку чувство вкуса неразрывно связано с актом еды, так и история вкуса неизбежно связана с моралью и грехом чревоугодия , а, следовательно , и с историей христианской церкви. Исторически вкус считается низшим чувством, особенно потому, что он требует физического контакта с предметом дегустации.

Зрение исторически считалось одним из «высших» чувств, поскольку оно связано с чтением и использованием мысли. Это также было связано с высшими классами общества, чья работа не связана с ручным трудом , в отличие от низших классов, которых даже называли просто «руками». [ 38 ] Это также отражено в использовании терминов « Темные века » и « Просвещение » для описания периода истории, в котором был достигнут минимальный прогресс, в отличие от периода, когда были заложены основы современной мысли. [ 17 ] Благодаря этому предполагаемому превосходству, особенно в сенсорной иерархии Запада, в практике традиционного историописания нет недостатка в визуальном анализе. Визуальные источники, такие как фотографии и картины, часто используются в качестве важных источников в исторических произведениях. В своем эссе « Когда видение создает запахи » Марк М. Смит утверждает, что из этих визуальных источников можно извлечь информацию о других четырех чувствах, чтобы получить более полное понимание прошлого сенсорного опыта. [ 39 ]

Значительные работы

[ редактировать ]

Во время «бума» сенсорной истории в конце 20-го и начале 21-го века в области сенсорной истории было создано множество значительных работ. [ 40 ] Историк Марк М. Смит написал вводную книгу « Сенсорная история» и сенсорную историю Гражданской войны в США в книге « Запах битвы и вкус осады». Серия книг под названием «Культурная история чувств» исследует роль, которую пять чувств играли от древности до современности, посредством различных эссе на эту тему. Кроме того, в книге «Империя чувств: читатель культуры» Дэвид Хоуз отобрал эссе, которые представляют собой широкий срез этой области. [ нужна ссылка ] Об обновлении истории продуктов питания, выходящем за рамки вкуса и охватывающем другие чувства, см. Вабре, Брейгель, Аткинс (2021). [ 41 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Смит, Марк (2007). Сенсорная история . Берг. ISBN  978-1-84520-415-0 .
  2. ^ Jump up to: а б Хоуз, Дэвид (2008). «Могут ли эти сухие кости жить? Антропологический подход к истории чувств». Журнал американской истории . 95 (2): 442–451. дои : 10.2307/25095629 . JSTOR   25095629 .
  3. ^ Jump up to: а б с Хоффер, Питер Чарльз (2008). Сенсорные миры в ранней Америке . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  978-0801873539 .
  4. ^ Маркс, Карл (1932). Экономические и философские рукописи 1844 года . Издательство «Прогресс».
  5. ^ Икин, Эмили (20 декабря 2003 г.). «МЫСЛЕННЫЙ ЦЕНТР; История, которую можно увидеть, услышать, понюхать, потрогать и попробовать» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 01 июня 2020 г.
  6. ^ «Осмысление истории США | Американский историк» . www.oah.org . Проверено 01 июня 2020 г.
  7. ^ Хаке, Даниэла; Масселуайт, Пол (2018). Империя чувств: сенсорные практики колониализма в ранней Америке . Брилл. ISBN  9789004340633 .
  8. ^ Jump up to: а б с Корбен, Ален (2005). «Изложение культурной истории чувств». Империя чувств: Чувственная культура. Читатель : 128–139.
  9. ^ Jump up to: а б Виддис, Эмма (2020). «Проблемы сенсорной истории». Критика: Исследования по истории России и Евразии . 21 : 199–206. дои : 10.1353/kri.2020.0009 . S2CID   214071385 .
  10. ^ Jump up to: а б Денни, Питер (2011). «Оглядываясь назад, продвигаясь вперед: переосмысление сенсорной истории». Переосмысливая историю: журнал теории и практики . 15 (4): 601–616. дои : 10.1080/13642529.2011.603940 . S2CID   143453743 .
  11. ^ Смит, Марк (2015). Запах битвы, вкус осады: сенсорная история гражданской войны . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199759989 .
  12. ^ Рид, Сарен Энн (2016). «Сенсорная история у кромки воды: исторический и культурный анализ австралийских городских набережных в Перте и Кэрнсе» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  13. ^ Смит, Марк (2007). «Производя смысл, потребляя смысл, обретая смысл: опасности и перспективы сенсорной истории». Журнал социальной истории . 40 (4): 841–858. дои : 10.1353/jsh.2007.0116 . S2CID   144268667 .
  14. ^ Сильви Вабре, Мартин Брейгель, Питер Дж. Аткинс, ред. История еды. Праздник чувств в Европе, с 1750 года по настоящее время , Оксон/Нью-Йорк: Рутледж, 2021.
  15. ^ «Форум: Чувства» (PDF) . Немецкая история . 32 (2): 256–273. 2014. дои : 10.1093/gerhis/ghu034 .
  16. ^ Таллетт, Уильям (2023). Запах и прошлое: носы, архивы, рассказы . Лондон: Bloomsbury Academic. ISBN  978-1-3503-7181-1 . Проверено 12 сентября 2023 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Классен, Констанс (2012). Глубочайшее чувство . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  9780252094408 .
  18. ^ Jump up to: а б фон Хоффман, Виктория (2016). От обжорства к просвещению: мир вкуса в Европе раннего Нового времени . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  9780252099083 .
  19. ^ Мошенска, Джо (2014). Ощущение удовольствия: чувство осязания в Англии эпохи Возрождения . ОУП Оксфорд. ISBN  9780191022036 .
  20. ^ Броган, Стивен (2015). Королевское прикосновение в Англии раннего Нового времени: политика, медицина и грех . Бойделл и Брюэр. ISBN  9780861933372 .
  21. ^ Корбен, Ален (1999). Деревенские колокола: звук и значение во французской деревне девятнадцатого века . Макмиллан Паблишерс Лимитед. ISBN  9780333752807 .
  22. ^ Мэнселл, Джеймс (2018). «Новые истории городского пейзажа». Журнал городской истории . 44 (2): 341–348. дои : 10.1177/0096144217705648 . S2CID   149002877 .
  23. ^ Хенди, Дэвид (2013). Шум: человеческая история звука и прослушивания . Экко. ISBN  9780062283092 .
  24. ^ Гудейл, Грег (2011). Sonic Persuasion: чтение звука в эпоху звукозаписи . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  9780252093203 .
  25. ^ Стерн, Джонатан (2003). Звуковое прошлое: культурные истоки воспроизведения звука . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-3013-4 . Проверено 12 сентября 2023 г.
  26. ^ Бутин, Эйми (2015). Город шума: звук и Париж девятнадцатого века . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  9780252097263 .
  27. ^ Томпсон, Эмили (2004). Звуковой ландшафт современности: архитектурная акустика и культура прослушивания в Америке, 1900–1933 гг . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  9780262701068 .
  28. ^ Бийстервельд, Карин (2017). Механический звук: технологии, культура и общественные проблемы шума в двадцатом веке . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  9780262534239 .
  29. ^ Стоувер, Дженнифер (2015). « Просто молчи, пу-лиз»: «Нью-Йорк Амстердам Ньюс» борется с послевоенной «кампанией против шума » . Радикальный обзор истории . 121 : 145–168. дои : 10.1215/01636545-2800013 .
  30. ^ Рейнарц, Джонатан (2014). Ароматы прошлого: исторические взгляды на запахи . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  9780252096020 .
  31. ^ Йохансен, Томас К. (1996). «Аристотель об обонянии». Фронезис . 41 (1): 1–19. дои : 10.1163/156852896321051765 . JSTOR   4182513 .
  32. ^ Брэдли, Марк (2014). Обоняние и древние чувства . Рутледж. ISBN  9781317565819 .
  33. ^ Эльзевир. «Почему в западных обществах недооценивают обоняние?» . Эльзевир Коннект . Проверено 2 июня 2020 г.
  34. ^ Грэм, Рут (29 января 2012 г.). «Запах: недооцененное чувство» . Бостон Глобус . Проверено 2 июня 2020 г.
  35. ^ Фейгель, Лара (2 декабря 2006 г.). «Лара Фейгель: Гений в наших ноздрях» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 2 июня 2020 г.
  36. ^ Корбен, Ален (2018). Запах и история: читатель . Издательство Университета Западной Вирджинии.
  37. ^ Классен, Констанс; Хоуз, Дэвид; Синнотт, Энтони (2002). Аромат: культурная история запаха . Рутледж. ISBN  9781134822409 .
  38. ^ «Расширяющаяся область сенсорных исследований - сенсорные исследования» . Проверено 2 июня 2020 г.
  39. ^ Смит, Марк (2010). «Когда вид создает запахи». Американское искусство . 24 (3): 12–14. дои : 10.1086/658204 . JSTOR   10.1086/658204 . S2CID   194100305 .
  40. ^ «Оглядываясь назад: взрыв сенсорной истории | Психолог» . thepsychologies.bps.org.uk . Проверено 2 июня 2020 г.
  41. ^ Сильви Вабре, Мартин Брейгель, Питер Дж. Аткинс, ред. История еды. Праздник чувств в Европе, с 1750 года по настоящее время, Оксон/Нью-Йорк: Рутледж, 2021.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61c0d6789e423a4a7a3702b197b508de__1721640960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/de/61c0d6789e423a4a7a3702b197b508de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sensory history - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)