Фрейдомарксизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2020 г. ) |
Часть серии о |
марксизм |
---|
Часть серии статей о |
Психоанализ |
---|
Фрейдомарксизм — это широкое обозначение философских взглядов, основанных как на марксистской философии Карла Маркса , так и на психоаналитической теории Зигмунда Фрейда . Его история в континентальной философии началась в 1920-х и 30-х годах и с тех пор проходит через критическую теорию , лакановский психоанализ и постструктурализм .
Зигмунд Фрейд
[ редактировать ]Зигмунд Фрейд обращается к марксизму в своих «Новых вводных лекциях по психоанализу» 1932 года , в которых он нерешительно оспаривает то, что он считает марксистским взглядом на историю .
Согласно Фрейду, Маркс ошибочно приписывает траекторию общества необходимому «естественному закону или концептуальной [диалектической] эволюции»; вместо этого, как предполагает Фрейд, это можно отнести к случайным факторам: «психологическим факторам, таким как степень конституциональной агрессивности», «твердости организации внутри орды» и «материальным факторам, таким как владение более совершенным оружием». [1] Однако Фрейд не отвергает полностью марксизм: «Сила марксизма явно заключается не в его взгляде на историю или основанных на нем пророчествах о будущем, а в его проницательном указании на решающее влияние, которое экономические обстоятельства людей влияют на их интеллектуальные, этические и художественные взгляды». [2]
Появление
[ редактировать ]Зарождение фрейдомарксистского теоретизирования произошло в 1920-х годах в Германии и Советском Союзе. Советский педагог Арон Залкинд был самым видным сторонником марксистского психоанализа в Советском Союзе. советский философ В. Юринец и аналитик-фрейдист Зигфрид Бернфельд Эту тему обсуждали . Советский лингвист Валентин Волошинов , член кружка Бахтина , начал марксистскую критику психоанализа в своей статье 1925 года «За пределами социального», которую он более существенно развил в своей книге 1927 года « Фрейдизм: марксистская критика ». [3] В 1929 году Вильгельма Райха книга «Диалектический материализм и психоанализ» была опубликована на немецком и русском языках в двуязычном журнале коммунистической теории « Unter dem Banner des Marxismus» , « Под знаменем марксизма » . Завершающим направлением этой мысли можно считать статью Отто Фенихеля 1934 года « Психоанализ как ядро будущей диалектико-материалистической психологии» Райха Zeitschrift für Politische Psychologie und Sexualökonomie , которая появилась в « Журнале политической психологии и сексуальной экономики » . Одним из членов берлинской группы марксистских психоаналитиков вокруг Райха был Эрих Фромм , который позже привнес фрейдомарксистские идеи в изгнанную Франкфуртскую школу, возглавляемую Максом Хоркхаймером и Теодором В. Адорно .
Вильгельм Райх
[ редактировать ]Вильгельм Райх [4] [5] [6] [7] был австрийским психоаналитиком, [8] представитель второго поколения психоаналитиков после Фрейда и радикальный психиатр . Он был автором нескольких влиятельных книг и эссе, в первую очередь «Анализ характера» (1933), «Массовая психология фашизма» (1933), [8] и «Сексуальная революция» (1936). [9] Его работа над характером способствовала развитию книги Анны Фрейд « Эго и механизмы защиты» (1936), а его идея мышечной брони – выражения личности в движениях тела – сформировала такие инновации, как психотерапия тела . Фрица Перлза , Гештальт-терапия биоэнергетический Александра Лоуэна и анализ первичная Артура Янова терапия . Его произведения оказали влияние на поколения интеллектуалов: во время студенческих восстаний 1968 года копии «Массовой психологии фашизма» . в Париже и Берлине студенты писали его имя на стенах и бросали в полицию [10]
Критическая теория
[ редактировать ]Франкфуртская школа
[ редактировать ]Часть серии о |
Франкфуртская школа |
---|
Франкфуртская школа Института социальных исследований взяла на себя задачу выбрать, какие части мысли Маркса могли бы послужить прояснению социальных условий, которых сам Маркс никогда не видел. Они опирались на другие школы мысли, чтобы восполнить предполагаемые упущения Маркса. Макс Вебер оказал большое влияние, как и Фрейд. В обширной книге Института Studien über Authorität und Familie (под редакцией Макса Хоркхаймера , Париж, 1936) Эрих Фромм является автором социально-психологической части. Еще одним новым членом института стал Герберт Маркузе , который прославился в США в 1950-е годы.
Герберт Маркузе
[ редактировать ]«Эрос и цивилизация» — одно из самых известных ранних произведений Маркузе. Написанная в 1955 году, она представляет собой попытку диалектического синтеза Маркса и Фрейда, название которой отсылает к книге Фрейда « Цивилизация и ее недовольство» . Представление Маркузе о нерепрессивном обществе (которое скорее противоречит концепции Фрейда об обществе как естественно и обязательно репрессивном), основанное на Марксе и Фрейде, предвосхитило ценности контркультурных социальных движений 1960-х годов.
В книге Маркузе пишет о социальном значении биологии – история рассматривается не как классовая борьба , а как борьба с подавлением наших инстинктов. Он утверждает, что капитализм (если его никогда не называют таковым) мешает нам достичь нерепрессивного общества, «основанного на фундаментально ином опыте бытия, фундаментально иных отношениях между человеком и природой и фундаментально иных экзистенциальных отношениях».
Эрих Фромм
[ редактировать ]Эрих Фромм, некогда член Франкфуртской школы , покинул группу в конце 1930-х годов. Кульминацией социальной и политической философии Фромма стала его книга «Здоровое общество» , опубликованная в 1955 году, в которой приводились доводы в пользу гуманистического, демократического социализма . Опираясь главным образом на работы Маркса, Фромм стремился вновь подчеркнуть идеал личной свободы, отсутствующий в большей части советского марксизма и чаще встречающийся в трудах классических либералов . Марка социализма Фромма отвергала как западный капитализм , так и советский коммунизм , которые он рассматривал как дегуманизирующие и бюрократические социальные структуры, которые привели к практически универсальному современному феномену отчуждения .
Другие разработки
[ редактировать ]Франц Фанон
[ редактировать ]Французский психиатр и философ из Вест-Индии Франц Фанон опирался как на психоаналитическую, так и на марксистскую теорию в своей критике колониализма . Среди его основополагающих работ в этой области — «Черная кожа», «Белые маски» (1952) и «Бедные Земли» (1961).
Поль Рикёр
[ редактировать ]В своей книге 1965 года «Фрейд и философия: эссе об интерпретации » французский философ Поль Рикёр сравнил их (вместе с Фридрихом Ницше ), охарактеризовав их общий метод как « герменевтику подозрения ».
лаканианство
[ редактировать ]Жак Лакан был французским психоаналитиком с философским складом ума, чья точка зрения получила широкое влияние во французской психиатрии и психологии. Лакан считал себя преданным наследию Фрейда и спасающим его. В своем 16-м « семинаре D’un Autre à l’autre » Лакан предлагает и развивает гомологию между марксистским понятием прибавочной стоимости и своим собственным понятием прибавочного наслаждения / objet a . [11] Хотя Лакан сам не был марксистом, многие марксисты (особенно маоисты ) опирались на его идеи.
Луи Альтюссер
[ редактировать ]Французский философ-марксист Луи Альтюссер широко известен как теоретик идеологии , а его самое известное эссе — «Идеология и идеологические государственные аппараты: заметки к исследованию» . В эссе устанавливается концепция идеологии, также основанная на Грамши теории гегемонии . Фрейда и Лакана В то время как гегемония в конечном итоге полностью определяется политическими силами, идеология опирается на концепции бессознательного и зеркальной фазы соответственно и описывает структуры и системы, которые позволяют нам осмысленно иметь концепцию самости . Эти структуры, по мнению Альтюссера, одновременно являются агентами репрессий и неизбежны: невозможно избежать идеологии, не подвергнуться ей. Различие между идеологией и наукой или философией не обеспечивается раз и навсегда эпистемологическим разрывом (термин, заимствованный у Гастона Башелара ): этот «разрыв» представляет собой не хронологически определенное событие, а процесс. Вместо уверенной победы идет непрерывная борьба с идеологией: «Идеология не имеет истории».
Его эссе «Противоречие и сверхдетерминация» заимствует концепцию сверхдетерминации из психоанализа, чтобы заменить идею «противоречия» более сложной моделью множественной причинности Грамши в политических ситуациях (идея, тесно связанная с концепцией гегемонии ).
Корнелиус Касториадис
[ редактировать ]Греко-французский философ, психоаналитик и социальный критик Корнелиус Касториадис также продолжил работу Лакана.
Славой Жижек
[ редактировать ]Словенский философ Славой Жижек пропагандирует форму марксизма, сильно модифицированную лакановским психоанализом и гегелевской философией. Жижек оспаривает концепцию идеологии Альтюссера, поскольку она упускает из виду роль субъективности . [12]
Постструктурализм
[ редактировать ]Крупнейшие французские философы, связанные с постструктурализмом , постмодернизмом и/или деконструкцией , в том числе Жан-Франсуа Лиотар , Мишель Фуко и Жак Деррида , глубоко занимались как марксизмом, так и психоанализом. В частности, Жиль Делёз и Феликс Гваттари совместно работали над теоретической работой «Капитализм и шизофрения» в двух томах: «Анти-Эдип» (1972) и «Тысяча плато» (1980).
Основные работы
[ редактировать ]- Freudianism: A Marxist Critique (1927) by Valentin Voloshinov
- Анализ характера (1933) Вильгельма Райха
- Черная кожа, белые маски (1952) Франца Фанона
- Эрос и цивилизация: философское исследование Фрейда (1955) Герберта Маркузе
- Разумное общество (1955) Эриха Фромма
- Жизнь против смерти: психоаналитический смысл истории (1959) Нормана О. Брауна
- Идеология и идеологические государственные аппараты (1970) Луи Альтюссера
- Капитализм и шизофрения (1972/1980) Жиля Делеза и Феликса Гваттари
- Либидинальная экономика (1974) Жана-Франсуа Лиотара
- Ложное сознание: эссе о реификации Джозефа Габеля
- Возвышенный объект идеологии (1989) Славоя Жижека
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрейд 1973 , с. 214.
- ^ Фрейд 1973 , с. 215.
- ^ Волошинов, В. Н. (1976). «Введение переводчика». Фрейдизм: марксистская критика . Титуник И.Р., Брюсс Нил Х. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Academic Press. стр. XXIV – XXXVIII. ISBN 978-1-4832-9679-1 . ОСЛК 899000369 .
- ^ «J.6 Какие методы воспитания детей пропагандируют анархисты?». Анархистский FAQ .
Вильгельм Райх снова стал главным пионером в этой области (превосходное краткое введение в его идеи можно найти в книге Мориса Бринтона «Иррациональность в политике»). В книге «Дети будущего» Райх сделал множество предложений, основанных на его исследованиях и клиническом опыте, для родителей, психологов и педагогов, стремящихся разработать либертарианские методы воспитания детей. (Он не использовал термин «либертарианец», но именно таковы его методы.) Следовательно, в этом и последующих разделах мы суммируем основные идеи Райха, а также идеи других либертарианских психологов и педагогов, находившихся под его влиянием. , такие как А.С. Нил и Александр Лоуэн .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ «В более ранней статье («Некоторые мысли о либертарианстве», брошюра № 35) я утверждал, что определять позицию как «антиавторитарную» на самом деле не значит вообще определять позицию, «а просто указать отношения оппозиции к другой позиции, авторитарной... С психоаналитической стороны, Вильгельм Райх (Сексуальная революция, Peter Neville-Vision Press, Лондон, 1951 | Анализ характера, Orgone Institute Press, Нью-Йорк, 1945; и Функция of the Orgasm, Orgone Institute Press, NY, 1942) был предпочтительнее Фрейда, потому что, несмотря на его собственные слабости – его утопические тенденции и его возможный сдвиг в сторону «оргонов» и «бионов» – Райх уделял больше внимания социальным условиям психических событий. чем Фрейд (см., например, А. Дж. Бейкер, «Критика Фрейда Рейхом», Либертарианец № 3, январь 1960 г.)». «Список чтения для либертарианцев», Дэвид Айверсон. Лист № 39
- ^ Мартин, Джим. Оргонные наркоманы: Вильгельм Райх против ситуационистов .
Я также буду обсуждать других левых либертарианцев, писавших о Райхе, поскольку они имеют отношение к общему обсуждению идей Райха... В 1944 году Пол Гудман, автор книг « Взросление абсурда» , «Эмпайр-сити » и соавтор книги «Гештальт-терапия» , начал открывать для своей американской аудитории работы Вильгельма Райха в крошечной либертарианско-социалистической и анархистской среде.
- ^ Бейкер, AJ (март 1975 г.). «Сиднейское либертарианство и толчок». Широкоформатный лист . № 81.
Летом 1950-51 гг. многочисленные члены АКК и другие заинтересованные лица провели в Доме металлургов ряд встреч с целью формирования политического общества в центре города. Здесь возникло разделение между более радикальным крылом (включая, например, Уотерса и Грэма Харрисона) и более консервативным крылом (включая, например, Стова и Эрика Даулинга). Об общей направленности этих встреч можно судить по тому факту, что, когда Гарри Хутон предложил название нового Общества «Анархистское», а некоторые консерваторы предложили «Демократическое» в качестве названия для нового Общества, оба были отвергнуты, а «Либертарианское Общество» было принято как приемлемое. заголовок. Точно так же тогда в качестве девиза этого Общества была принята (и продолжена более поздним Либертарианским обществом) ранняя цитата Маркса, использованная Вильгельмом Райхом в качестве девиза его «Сексуальной революции», а именно: «Поскольку не нам создавать план будущее, которое сохранится на все времена, тем более, что нам, современникам, предстоит бескомпромиссно критическая оценка всего существующего, бескомпромиссная в том смысле, что наша критика не боится ни своих собственных результатов, ни конфликта с властью предержащими.
- ^ Jump up to: а б Павон-Куэльяр, Давид [на испанском языке] (2017). «Марксизм, психоанализ и критика психологии - Райх: подрывные фрейдомарксистские предложения против адаптивных психологических уступок буржуазного психоанализа» . Марксизм и психоанализ: за психологию или против? . Концепции критической психологии (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон : Рутледж . стр. 125–129. ISBN 9781138916586 . LCCN 2016032101 .
- ↑ О том, что он был одной из самых радикальных фигур в психиатрии, см. Sheppard 1973 .
- Данто 2007 , с. 43: «Вильгельм Райх, психоаналитик второго поколения, возможно, чаще всего ассоциирующийся с политическим радикализмом…»
- Тернер 2011, с. 114: «[Мобильная клиника Райха была], возможно, самым радикальным и политически активным психоаналитическим предприятием на сегодняшний день».
- Информацию о публикации и значении «Массовой психологии фашизма и анализа персонажей» см. в Sharaf 1994 , стр. 163–164, 168.
- Об анализе характера как важном вкладе в психоаналитическую теорию см.:
- Янг-Брюль 2008 , с. 157: «Райх, на полтора года моложе Анны Фрейд, был самым молодым преподавателем в Учебном институте, где его занятия по психоаналитической технике, позднее представленные в книге под названием « Анализ характера », имели решающее значение для всей группы его современников».
- Стерба 1982 , с. 35: «Эта книга [ Анализ характера ] даже сегодня служит прекрасным введением в психоаналитическую технику. По моему мнению, понимание Райхом и технический подход к сопротивлению подготовили путь для книги Анны Фрейд « Эго и механизмы защиты» (1936)».
- Гантрип 1961 , с. 105: «...две важные книги середины 1930-х годов: «Анализ характера» (1935) Вильгельма Райха и «Эго и механизмы защиты» (1936) Анны Фрейд».
- Подробнее о влиянии «Массовой психологии фашизма» см. Kirkpatrick 1947 , Burgess 1947 ; Бендикс 1947 ; и Тернер 2011, с. 152.
- ^ Об Анне Фрейд см. Bugental, Schneider and Pierson 2001 , p. 14: «Работа Анны Фрейд об эго и механизмах защиты возникла на основе ранних исследований Райха (А. Фрейд, 1936/1948)».
- О Перлзе, Лоуэне и Янове см. Sharaf 1994 , p. 4.
- О студентах см. Элкинд, 18 апреля 1971 г .; и Тернер 2011, стр. 13–14.
- ^ Лакан, Жак (18 августа 2011 г.). Семинар Жака Лакана: Книга XVI: От Другого к другому: 1968-1969 . п. 9 . Проверено 4 мая 2022 г.
Подобно тому, как каждый объект несет в себе что-то прибавочную стоимость , точно так же избыточное наслаждение [ plus-de-jouir ] позволяет изолировать о-объект [ objet a ].
- ^ Жижек, Славой (1989). Возвышенный объект идеологии . Лондон и Нью-Йорк: Verso Books . п. 43 и след.
Библиография
[ редактировать ]- Фрейд, Зигмунд (1973). Новые вводные лекции по психоанализу . Хармондсворт: Книги Пингвинов .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Райх, Вильгельм (1972). «Диалектический материализм и психоанализ». В Баксандалле, Ли (ред.). Секс-Пол; очерки, 1929–1934 (PDF) . Нью-Йорк: Винтажные книги . стр. 1–74. ISBN 0-394-71791-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2021 г. Проверено 15 мая 2020 г.
- Фенихель, Отто (1967). «Психоанализ как ядро будущей диалектико-материалистической психологии». Американское Имаго . 24 (4): 290–311. JSTOR 26302273 . ПМИД 4868452 .
- Макфарланд, Роб (2020). «Фрейдомарксизм» в «Красной Вене» . Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус . ISBN 9781640140677 .
- Павон-Куэльяр, Давид [на испанском языке] (2017). Марксизм и психоанализ: в психологии или против? . Лондон: Рутледж . ISBN 9781138916562 .
- Пальмье, Жан-Мишель [на французском языке] (1969). Вильгельм Райх: Essai Sur La Naissance Du Freudo-Marxisme [ Вильгельм Райх: Очерк о рождении фрейдо-марксизма ] (на французском языке). Париж: ISBN UGE 9780320059612 .