Эмоциональный интеллект
Часть серии о |
Эмоции |
---|
![]() ![]() |
Эмоциональный интеллект ( ЭИ ) определяется как способность воспринимать, использовать, понимать, управлять эмоциями и справляться с ними. Люди с высоким эмоциональным интеллектом могут распознавать свои эмоции и эмоции других, использовать эмоциональную информацию для управления мышлением и поведением, различать различные чувства и соответствующим образом их называть, а также корректировать эмоции для адаптации к окружающей среде. [1]
Хотя этот термин впервые появился в 1964 г. [2] оно приобрело популярность благодаря бестселлеру 1995 года « Эмоциональный интеллект» , написанному научным журналистом Дэниелом Гоулманом . Гоулман определил ЭИ как набор навыков и характеристик, которые определяют эффективность лидерства. [3] Некоторые исследователи предполагают, что эмоциональный интеллект можно изучить и укрепить, в то время как другие утверждают, что это врожденная характеристика. [4]
Для измерения EI были разработаны различные модели. В 1987 году Кейт Бизли использовал термин «эмоциональный коэффициент» ( EQ ) в статье, названной в честь « коэффициента интеллекта» (IQ). [5] Модель черт , разработанная Константиносом В. Петридесом в 2001 году, фокусируется на самоотчетах о поведенческих склонностях и предполагаемых способностях. [6] The ability model, (Mayeret al., 2023) focuses on the individual's ability to process emotional information and use it to navigate the social environment.[7] Исходную модель Гоулмана теперь можно считать смешанной моделью , сочетающей в себе то, что с тех пор моделировалось отдельно как EI способностей и EI черт .
Recent research has focused on emotion recognition, which refers to the attribution of emotional states based on observations of visual and auditory nonverbal cues.[8] In addition, neurological studies have sought to characterize the neural mechanisms of emotional intelligence.[9]
Studies show that there is a correlation between people with high EI and positive workplace performance,[10] although no causal relationships have been shown. EI is typically associated with empathy because it involves a person connecting their personal experiences with those of others. Since its popularization in recent decades, methods of developing EI have become sought by people seeking to become more effective leaders.[11]
Criticisms have centered on whether EI is a real intelligence, and whether it has incremental validity over IQ and the Big Five personality traits.[12][13] However, meta-analyses have found that certain measures of EI have validity even when controlling for IQ and personality.[14][15]
History
[edit]The concept of Emotional Strength was introduced by Abraham Maslow in the 1950s.[16] The term "emotional intelligence" seems first to have appeared in a 1964 paper by Michael Beldoch,[17] and in the 1966 paper by B. Leuner titled Emotional Intelligence and Emancipation which appeared in the psychotherapeutic journal Practice of child psychology and child psychiatry.[18]
In 1983, Howard Gardner's Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences[19] introduced the idea that traditional types of intelligence, such as IQ, fail to fully explain cognitive ability. He introduced the idea of multiple intelligences which included both interpersonal intelligence (the capacity to understand the intentions, motivations and desires of other people) and intrapersonal intelligence (the capacity to understand oneself, to appreciate one's feelings, fears and motivations).[20]
The first published use of the term "EQ" (Emotional Quotient) is an article by Keith Beasley in 1987 in the British Mensa magazine.[5]
In 1989, Stanley Greenspan put forward a model to describe EI, followed by another by Peter Salovey and John Mayer the following year.[21]
However, the term became widely known with the publication of Goleman's book: Emotional Intelligence – Why it can matter more than IQ (1995).[22] It is to this book's bestselling status that the term can attribute its popularity.[23] Goleman followed up with several similar publications that reinforce use of the term.[24][25]
Late in 1998, Goleman's Harvard Business Review article entitled "What Makes a Leader?"[3] caught the attention of senior management at Johnson & Johnson's Consumer Companies (JJCC). The article spoke to the importance of Emotional Intelligence (EI) in leadership success, and cited several studies that demonstrated that EI is often the distinguishing factor between great leaders and average leaders. JJCC funded a study which concluded that there was a strong relationship between superior performing leaders and emotional competence, supporting theorists' suggestions that the social, emotional, and relational competency set referred to as Emotional Intelligence is a distinguishing factor in leadership performance.[26]
Tests measuring EI have not replaced IQ tests as a standard metric of intelligence,[27] and Emotional Intelligence has received criticism regarding its role in leadership and business success.[28]
Definitions
[edit]Emotional intelligence has been defined, by Peter Salovey and John Mayer, as "the ability to monitor one's own and other people's emotions, to discriminate between different emotions and label them appropriately, and to use emotional information to guide thinking and behavior". This definition was later broken down and refined into four proposed abilities: perceiving, using, understanding, and managing emotions. These abilities are distinct yet related.[1]
Emotional intelligence also reflects abilities to join intelligence, empathy, and emotions to enhance thought and understanding of interpersonal dynamics.[29] However, substantial disagreement exists regarding the definition of EI, with respect to both terminology and operationalization. Currently, there are three main models of EI:
Different models of EI have led to the development of various instruments for the assessment of the construct. While some of these measures may overlap, most researchers agree that they tap different constructs.
Specific ability models address the ways in which emotions facilitate thought and understanding. For example, emotions may interact with thinking and allow people to be better decision makers.[29] A person who is more emotionally responsive to crucial issues will attend to the more crucial aspects of their life.[29] The emotional facilitation factor also involves knowing how to include or exclude emotions from thought, depending on the context and situation.[needs copy edit][29] This ability[specify] is related to[vague] emotional reasoning and understanding in response to the people, environment, and circumstances one encounters.[29]
Ability model
[edit]Salovey and Mayer's strive to define EI within the confines of the standard criteria for a new intelligence.[32] Following their continuing research, their initial definition of EI was revised to "The ability to perceive emotion, integrate emotion to facilitate thought, understand emotions, and to regulate emotions to promote personal growth." However, after pursuing further research, their definition of EI evolved into "the capacity to reason about emotions, and of emotions, to enhance thinking. It includes the abilities to accurately perceive emotions, to access and generate emotions so as to assist thought, to understand emotions and emotional knowledge, and to reflectively regulate emotions so as to promote emotional and intellectual growth."[7]
The ability-based model views emotions as useful sources of information that help one to make sense of and navigate the social environment.[33][34] The model proposes that individuals vary in their ability to process information of an emotional nature and in their ability to relate emotional processing to wider cognition. This ability manifests itself in certain adaptive behaviors. The model claims that EI includes four types of abilities:
- Perceiving emotions
- the ability to detect and decipher emotions in faces, pictures, voices, and cultural artifacts—including the ability to identify one's own emotions. Perceiving emotions is a basic aspect of emotional intelligence, as it makes all other processing of emotional information possible.
- Using emotions
- the ability to harness emotions to facilitate various cognitive activities, such as thinking and problem-solving. The emotionally intelligent person can capitalize fully upon his or her changing moods in order to best fit the task at hand.
- Understanding emotions
- the ability to comprehend emotion language and to appreciate complicated relationships among emotions. For example, understanding emotions encompasses the ability to be sensitive to slight variations between emotions, and the ability to recognize and describe how emotions evolve over time.
- Managing emotions
- the ability to regulate emotions in both ourselves and in others. The emotionally intelligent person can harness emotions, even negative ones, and manage them to achieve intended goals.
The ability EI model has been criticized for lacking face and predictive validity in the workplace.[35] However, in terms of construct validity, ability EI tests have great advantage over self-report scales of EI because they compare individual maximal performance to standard performance scales and do not rely on individuals' endorsement of descriptive statements about themselves.[36]
Measurement
[edit]The current measure of Mayer and Salovey's model of EI, the Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT), is based on a series of emotion-based problem-solving items.[34][37] Consistent with the model's claim of EI as a type of intelligence, the test is modeled on ability-based IQ tests. By testing a person's abilities on each of the four branches of emotional intelligence, it generates scores for each of the branches as well as a total score.
Central to the four-branch model is the idea that EI requires attunement to social norms. Therefore, the MSCEIT is scored in a consensus fashion, with higher scores indicating higher overlap between an individual's answers and those provided by a worldwide sample of respondents. The MSCEIT can also be expert-scored so that the amount of overlap is calculated between an individual's answers and those provided by a group of 21 emotion researchers.[34]
Although promoted as an ability test, the MSCEIT test is unlike standard IQ tests in that its items do not have objectively correct responses. Among other challenges, the consensus scoring criterion means that it is impossible to create items (questions) that only a minority of respondents can solve, because, by definition, responses are deemed emotionally "intelligent" only if the majority of the sample has endorsed them. This and other similar problems have led some cognitive ability experts to question the definition of EI as a genuine intelligence.[38]
In a study by Føllesdal,[39] the MSCEIT test results of 111 business leaders were compared with how their employees described their leader. It was found that there were no correlations between a leader's test results and how he or she was rated by the employees, with regard to empathy, ability to motivate, and leader effectiveness. Føllesdal also criticized the Canadian company Multi-Health Systems, which administers the test. The test contains 141 questions but it was found after publishing the test that 19 of these did not give the expected answers. This has led Multi-Health Systems to remove answers to these 19 questions before scoring but without stating this officially.
Other measurements
[edit]Various other specific measures also assess ability in emotional intelligence. These include:
- Diagnostic Analysis of Non-verbal Accuracy (DANVA)[40]
- The Adult Facial version includes 24 photographs of equal amount of happy, sad, angry, and fearful facial expressions of both high and low intensities which are balanced by gender. The tasks of the participants is to answer which of the four emotions is present in the given stimuli.
- Japanese and Caucasian Brief Affect Recognition Test (JACBART)[41]
- Participants try to identify 56 faces of Caucasian and Japanese individuals expressing seven emotions such happiness, contempt, disgust, sadness, anger, surprise, and fear, which may also trail off for 0.2 seconds to a different emotion.
- Situational Test of Emotional Understanding (STEU)[42]
- Test-takers complete 42 multiple-choice items assessing whether they understand which of five emotions a person would be experiencing in a given situation. There is also a brief version (STEU-B) consisting of 19 items.
- Situational Test of Emotion Management (STEM)[42]
- Test-takers complete 44 multiple-choice items in which they select which of four possible responses is the most effective action to manage emotions in a specified situation. There is also a brief version (STEM-B) consisting of 18 items.
Mixed model
[edit]The model introduced by Daniel Goleman[24] focuses on EI as a wide array of competencies and skills that drive leadership performance. Goleman's model outlines five main EI constructs:[3]
- Self-awareness – the ability to know one's emotions, strengths, weaknesses, drives, values, and goals and recognize their impact on others while using gut feelings to guide decisions
- Self-regulation – involves controlling or redirecting one's disruptive emotions and impulses and adapting to changing circumstances
- Social skill – managing relationships to get along with others
- Empathy – considering other people's feelings especially when making decisions
- Motivation – being aware of what motivates them
Goleman includes a set of emotional competencies within each construct of EI. Emotional competencies are not innate talents, but rather learned capabilities that must be worked on and can be developed to achieve outstanding performance. Goleman posits that individuals are born with a general emotional intelligence that determines their potential for learning emotional competencies.[43] Goleman's model of EI has been criticized in the research literature as mere "pop psychology".[29]
Measurement
[edit]Two measurement tools are based on the Goleman model:
- The Emotional Competence Inventory (ECI), which was created in 1999, and the Emotional and Social Competence Inventory (ESCI), a newer edition of the ECI, which was developed in 2007. The Emotional and Social Competence – University Edition (ESCI-U) is also available. These tools developed by Goleman and Boyatzis provide a behavioral measure of the Emotional and Social Competencies.
- The Emotional Intelligence Appraisal, which was created in 2001 and which can be taken as a self-report or 360-degree assessment.[44]
Trait model
[edit]Konstantinos V. Petrides proposed a conceptual distinction between the ability-based model and a trait-based model of EI and has been developing the latter over many years in numerous publications.[45][46] Trait EI is "a constellation of emotional self-perceptions located at the lower levels of personality."[46] In layman's terms, trait EI refers to an individual's self-perceptions of their emotional abilities. This definition of EI encompasses behavioral dispositions and self-perceived abilities and is measured by self report, as opposed to the ability-based model which refers to actual abilities, which have proven highly resistant to scientific measurement. Trait EI should be investigated within a personality framework.[47] An alternative label for the same construct is trait emotional self-efficacy.
The trait EI model is general and subsumes the Goleman model discussed above. The conceptualization of EI as a personality trait leads to a construct that lies outside the taxonomy of human cognitive ability. This is an important distinction in that it bears directly on the operationalization of the construct and the theories and hypotheses that are formulated about it.[45]
Measurement
[edit]There are many self-report measures of EI,[48] including the EQ-i, the Swinburne University Emotional Intelligence Test (SUEIT), and the Schutte EI model. None of these assess intelligence, abilities, or skills (as their authors often claim), but rather, they are limited measures of trait emotional intelligence.[46] The most widely used and widely researched measure of self-report or self-schema (as it is currently referred to) emotional intelligence is the EQ-i 2.0.[citation needed][49] Originally known as the BarOn EQ-i, it was the first self-report measure of emotional intelligence available, the only measure predating Goleman's bestselling book.[citation needed]
The Trait Emotional Intelligence Questionnaire (TEIQue) provides an operationalization for the model of Konstantinos V. Petrides and colleagues, that conceptualizes EI in terms of personality.[50] The test encompasses 15 subscales organized under four factors: well-being, self-control, emotionality, and sociability. The psychometric properties of the TEIQue were investigated in a study on a French-speaking population, where it was reported that TEIQue scores were globally normally distributed and reliable.[51]
The researchers found TEIQue scores were unrelated to nonverbal reasoning (Raven's matrices), which they interpreted as support for the personality trait view of EI (as opposed to the view that it is a form of intelligence). As expected, TEIQue scores were positively related to some of the Big Five personality traits (extraversion, agreeableness, openness, conscientiousness) as well as inversely related to others (alexithymia, neuroticism). A number of quantitative genetic studies have been carried out within the trait EI model, which have revealed significant genetic effects and heritabilities for all trait EI scores.[52] Two studies (one a meta-analysis) involving direct comparisons of multiple EI tests yielded very favorable results for the TEIQue.[31][53]
The Big Five Personality Traits theory offers a straightforward framework for understanding and enhancing relationships by uncovering the motivations behind people's behaviors. This theory is equally valuable for self-awareness and for improving interpersonal dynamics. Also referred to as the Five Factor Model, the Big Five Model is the most widely accepted personality theory. It suggests that personality can be distilled into five fundamental dimensions, often remembered as CANOE or OCEAN (conscientiousness, agreeableness, neuroticism, openness, extraversion). In contrast to other trait theories that sort individuals into binary categories (e.g. introvert or extrovert), the Big Five Model asserts that each personality trait exists on a spectrum. Consequently, individuals are positioned along a continuum between two contrasting poles.[54]
General effects
[edit]A review published in the Annual Review of Psychology in 2008 found that higher emotional intelligence is positively correlated with:[29]
- Better social relations for children – Among children and teens, emotional intelligence positively correlates with good social interactions and relationships, and negatively correlates with deviance from social norms and anti-social behavior measured both in and out of school as reported by children themselves, their own family members, and their teachers.
- Better social relations for adults – High emotional intelligence among adults is correlated with better self-perception of social ability and more successful interpersonal relationships, with less interpersonal aggression and problems.
- Highly emotionally intelligent people are perceived more positively by others – Other people perceive those with high EI to be more pleasant, socially skilled, and empathic.
- Better academic achievement[55] – Emotional intelligence is correlated with greater achievement in academics as reported by teachers, but generally not higher grades once the factor of IQ is taken into account.
- Better social dynamics at work as well as better negotiating ability.
- Better well-being – Emotional intelligence is positively correlated with higher life satisfaction and self-esteem, and lower levels of insecurity or depression. It is also negatively correlated with poor health choices and behavior.
Emotionally intelligent people are more likely to have a better understanding of themselves and to make conscious decisions based on emotion and rationale combined. Overall, it leads a person to self-actualization.[56]
The relevance and importance of emotional intelligence in contexts of business leadership, commercial negotiation, and dispute resolution has been recognized, and professional qualifications and continuous professional development have incorporated aspects of understanding emotions and developing greater insight into emotional interactions.[57] Especially in the globalized world, the ability to be a world leader is becoming important. A high EQ allows business leaders to interact with various different cultures, and they must be comfortable in these diverse cultural environments, having diverse teams and organization.[editorializing] EQ has become an essential part of leading an organization.[citation needed]
Interactions with other phenomena
[edit]Bullying
[edit]Bullying is an abusive social interaction between peers that can include aggression, harassment, and violence. Bullying is typically repetitive and enacted by those who are in a position of power over the victim. A growing body of research illustrates a significant relationship[clarification needed] between bullying and emotional intelligence.[58] It also shows that emotional intelligence is a key factor in cybervictimization.[59]
Emotional intelligence (EI) is a set of abilities related to the understanding, use, and management of emotion as it relates to one's self and others. Mayer et al. define EI as: "accurately perceiving emotion, using emotions to facilitate thought, understanding emotion, and managing emotion".[60] The concept combines emotional and intellectual processes.[61] Lower emotional intelligence appears to be related to involvement in bullying, as the bully and/or the victim of bullying. EI seems to play an important role in both bullying behavior and victimization in bullying; given that EI is illustrated to be[clarification needed] malleable, EI education could improve bullying prevention and intervention initiatives.[62]
Job performance
[edit]A meta-analysis of emotional intelligence and job performance showed correlations of r=.20 (for job performance & ability EI) and r=.29 (for job performance and mixed EI).[15] Earlier research on EI and job performance had shown mixed results: a positive relation has been found in some of the studies, while in others there was no relation or an inconsistent one.[15] This led researchers Cote and Miners[63] to offer a compensatory model between EI and IQ, that posits that the association between EI and job performance becomes more positive as cognitive intelligence decreases, an idea first proposed in the context of academic performance.[64][full citation needed] The results of the former study[specify] supported the compensatory model: employees with low IQ get higher task performance and organizational citizenship behavior directed at the organization, the higher their EI. It has also been observed that there is no significant link between emotional intelligence and work attitude-behavior.[65]
Another study suggests that EI is not necessarily a universally positive trait.[66] The study found a negative correlation between EI and managerial work demands[clarification needed]; while under low levels of managerial work demands, they found a negative relationship between EI and teamwork effectiveness. An explanation for this[how?] may be gender differences in EI, as women tend to score higher levels than men.[13] This furthers the idea that job context plays a role in the relationships between EI, teamwork effectiveness, and job performance.
Another study assessed a possible link between EI and entrepreneurial behaviors and success.[67]
Хотя исследования между эмоциональным интеллектом (ЭИ) и производительностью труда показали неоднозначные результаты с высокой и низкой корреляцией, EI, несомненно, является лучшим предсказателем, чем большинство методов найма, обычно используемых в компаниях, таких как рекомендательные письма или сопроводительные письма . К 2008 году 147 компаний и консалтинговых фирм в США разработали программы с участием EI для обучения и найма сотрудников. [15] Van Rooy and Viswesvaran[68] showed that EI correlated significantly with different domains in performance, ranging from .24 for job performance to .10 for academic performance. Employees high on EI would be more aware of their own emotions and others', which in turn, could lead companies to better profits and less unnecessary expenses.[how?] This is especially important for expatriate managers, who have to deal with mixed emotions and feelings, while adapting to a new working culture.[68] Сотрудники с высоким уровнем эмоционального интеллекта демонстрируют большую уверенность в своих должностях, что позволяет им позитивно решать сложные задачи. [69]
Согласно научной книге журналиста Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект обеспечивает больший успех в карьере, чем IQ. [70] Другие исследования показали, что сотрудники с высоким уровнем EI работают значительно лучше, чем сотрудники с низким уровнем EI. Это измеряется самоотчетами и различными показателями эффективности работы, такими как заработная плата, продвижение по службе и повышение заработной платы. [71] По данным Лопеса и др. [72] ЭИ способствует развитию прочных и позитивных отношений с коллегами и эффективной работе в рабочих группах. Это улучшает производительность работников, обеспечивая эмоциональную поддержку и инструментальные ресурсы, необходимые для достижения успеха в выполнении своих функций. [73] Эмоционально интеллектуальные сотрудники имеют больше ресурсов, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями и сложными задачами, что позволяет им преуспевать в таких ситуациях. [72] Например, Ло и др. [71] обнаружили, что ЭИ был лучшим предсказателем производительности труда, помимо общих когнитивных способностей, среди ИТ-ученых в компьютерной компании в Китае.
При изучении связи между производительностью труда и эмоциональным интеллектом важно учитывать влияние « управления », которое означает позитивное взаимопонимание между сотрудником и его руководителем. [74] Предыдущие исследования показали, что качество этих отношений может влиять на субъективные оценки производительности труда. [75] Сотрудники с сильным эмоциональным интеллектом, как правило, посвящают больше времени налаживанию взаимопонимания с руководителями. В результате люди с более высоким EI с большей вероятностью добьются благоприятных результатов при оценке эффективности по сравнению с людьми с более низким EI. [69]
Основываясь на теоретических и методологических подходах, показатели EI подразделяются на три основных направления: (1) показатели, основанные на способностях (например, MSCEIT), (2) самоотчеты о показателях способностей (например, SREIT, SUEIT и WLEIS) и (3) смешанные модели (например, AES, ECI, опросник EI, EIS, EQ-I и GENOS), которые включают измерения EI и традиционных социальных навыков. [76] О'Бойл мл. и др. [14] обнаружили, что все три потока EI вместе имеют положительную корреляцию 0,28 с производительностью труда. Аналогично, каждый из потоков EI независимо получил положительную корреляцию 0,24, 0,30 и 0,28 соответственно. Потоки 2 и 3 показали возрастающую достоверность прогнозирования производительности труда, помимо личных качеств ( пятифакторная модель ) и общих когнитивных способностей . Оба потока 2 и 3 были вторым по значимости показателем производительности труда после общих когнитивных способностей. Поток 2 объяснил 13,6% общей дисперсии, тогда как поток 3 объяснил 13,2%. Чтобы проверить достоверность этих результатов, был разработан анализ систематической ошибки публикации. Результаты показали, что исследования корреляции ЭИ и производительности труда, проведенные до 2010 года, не предоставили существенных доказательств. [ нужна ссылка ] предполагать наличие предвзятости публикации . Отмечая, что О'Бойл-младший и др. [14] включили самооценку успеваемости и академическую успеваемость в свой метаанализ, Джозеф, Джин, Ньюман и О'Бойл [15] сотрудничали для обновления метаанализа, чтобы сосредоточиться конкретно на производительности труда; используя показатели производительности труда, эти авторы показали r = 0,20 (для производительности труда и EI способностей) и r = 0,29 (для производительности труда и смешанного EI). [15]
Консорциум исследований эмоционального интеллекта в организациях утверждает, что существует экономическое обоснование в пользу эмоционального интеллекта. [77] но, несмотря на обоснованность предыдущих выводов, некоторые исследователи все еще сомневаются в том, оказывает ли корреляция ЭИ и производительности труда реальное влияние на бизнес-стратегии. Критики утверждают, что популярность исследований ЭИ обусловлена рекламой в СМИ, а не объективными научными результатами. [63] Кроме того, связь между производительностью труда и EI не так сильна, как предполагалось. Эти отношения требуют присутствия других конструкций для достижения важных результатов. Например, исследования показали, что ЭИ положительно связан с эффективностью командной работы в условиях работы с высокими управленческими требованиями, что повышает производительность труда. Это связано с активацией сильных эмоций во время выполнения данной работы. В этом сценарии эмоционально умные люди демонстрируют лучший набор ресурсов для достижения успеха в своей роли. Однако люди с высоким ЭИ демонстрируют такой же уровень производительности, как и сотрудники с неэмоциональным интеллектом, в различных условиях работы. [66] Более того, Джозеф и Ньюман [13] предполагают, что компоненты эмоционального восприятия и эмоциональной регуляции ЭИ в значительной степени способствуют производительности труда в условиях работы с высокими эмоциональными требованиями. Луна и час [78] обнаружили, что эмоциональное истощение («выгорание») существенно влияет на соотношение производительности труда и ЭИ. Эмоциональное истощение показало отрицательную связь с двумя компонентами ЭИ (оптимизмом и социальными навыками). Эта ассоциация также негативно повлияла на производительность труда. [ нужны разъяснения ] Следовательно, связь между производительностью труда и ЭИ сильнее в условиях сильного эмоционального истощения или выгорания; Другими словами, сотрудники с высоким уровнем оптимизма и социальных навыков обладают лучшими ресурсами, чтобы преуспеть в условиях высокого эмоционального истощения .
Лидерство
[ редактировать ]В нескольких исследованиях предпринимаются попытки изучить взаимосвязь между ЭИ и лидерством. Хотя ЭИ играет положительную роль в эффективности лидерства, эффективным лидера делает то, что он/она делает со своей ролью, а не его/ее навыки и способности межличностного общения. Хотя в прошлом хороший или эффективный лидер отдавал приказы и контролировал общую производительность организации, сегодня почти все по-другому: теперь ожидается, что лидеры будут мотивировать и создавать чувство принадлежности, которое позволит сотрудникам чувствовать себя комфортно и, таким образом, заставит их работать больше. эффективно. [79]
Это не означает, что действия важнее эмоционального интеллекта. Лидерам по-прежнему необходимо эмоционально расти, чтобы справляться со стрессом, сохранять жизненный баланс и многое другое. [80] Например, правильный способ эмоционального роста — это развитие чувства сопереживания, поскольку сочувствие является ключевым фактором, когда дело касается эмоционального интеллекта. В исследовании, проведенном с целью анализа взаимосвязи между ЭИ школьных консультантов и лидерскими навыками, был сделан вывод: [ как? ] что некоторые участники были хорошими лидерами, потому что их эмоциональный интеллект был развит в ходе подготовки консультантов, где учат сопереживанию. [81]
Здоровье
[ редактировать ]Метаанализ 44 величин эффекта, проведенный Schutte et al. в 2007 г. обнаружили, что эмоциональный интеллект связан с улучшением психического и физического здоровья. В частности, черта ЭИ имела более сильную связь с психическим и физическим здоровьем. [82] Это было повторено в 2010 году исследователем Александрой Мартинс, которая обнаружила, что черта EI является сильным предиктором здоровья после проведения метаанализа, основанного на 105 размерах эффекта и 19 815 участниках. Этот метаанализ также показал, что это направление исследований достигло достаточной достаточности и стабильности, чтобы сделать вывод, что ЭИ является положительным предиктором здоровья. [31]
В более раннем исследовании Майера и Салови утверждалось, что высокий уровень эмоционального интеллекта может повысить благосостояние человека, поскольку он играет роль в улучшении отношений. [83]
Самооценка и наркозависимость
[ редактировать ]Исследование, проведенное в Индии в 2012 году, подвергло перекрестному исследованию эмоциональный интеллект, самооценку и от марихуаны . зависимость [84] Из выборки из 200 человек, 100 из которых были зависимы от каннабиса, а остальные 100 были эмоционально здоровы, зависимая группа набрала исключительно низкие баллы по EI по сравнению с контрольной группой. Они также обнаружили, что у зависимой группы также были низкие показатели самооценки по сравнению с контрольной группой.
Другое исследование, проведенное в 2010 году, изучало, связан ли низкий уровень ЭИ со степенью наркотической и алкогольной зависимости в Австралии. [85] При обследовании 103 пациентов реабилитационного центра для наркозависимых они исследовали их ЭИ наряду с другими психосоциальными факторами за месячный интервал лечения. Они обнаружили, что показатели ЭИ участников улучшились по мере того, как уровень зависимости снизился в рамках лечения.
Академическая успеваемость
[ редактировать ]Метаанализ 2020 года показал, что учащиеся с более высоким эмоциональным интеллектом показывают более высокую успеваемость в школе. [55] Это была сводка более чем 1246 эффектов из 158 различных исследований с размером выборки 42 529 человек. Учащиеся с более высоким эмоциональным интеллектом имели лучшие результаты по стандартизированным тестам и получали более высокие оценки. Эффект был значительно больше для гуманитарных наук, чем для естественных/математических областей обучения, и значительно больше для способностей эмоционального интеллекта (измеренных с помощью объективных задач), чем для рейтинговых шкал эмоционального интеллекта. Связь эмоционального интеллекта с более высокими академическими достижениями по-прежнему оставалась значимой даже после рассмотрения влияния личности и интеллекта студентов «Большой пятерки».
Есть три причины, по которым более высокий эмоциональный интеллект может предсказать более высокую успеваемость. [ нужна полная цитата ] Во-первых, эмоционально умные ученики способны регулировать свои эмоции в школе — они способны контролировать свою тревогу, связанную с тестами и оценками, а также свою скуку, когда материал не является по своей сути интересным. [ нужна полная цитата ] Это означает, что их эмоции не влияют на результаты тестов или способность учиться. [ нужна полная цитата ] Во-вторых, эмоционально развитые учащиеся способны строить лучшие социальные отношения с другими учащимися и преподавателями. [ нужна полная цитата ] Это означает, что у них есть источники помощи в случае необходимости — другие ученики и учителя с большей готовностью помогут им, когда они застрянут. [ нужна полная цитата ] В-третьих, некоторые способности эмоционального интеллекта (например, понимание эмоций) пересекаются с академическим содержанием, особенно в гуманитарных науках. То есть анализ универсальных тем в литературе или социальных сил, лежащих в основе исторических событий, требует знания человеческих эмоций. [ нужна полная цитата ]
Критика
[ редактировать ]EI и оригинальный анализ Гоулмана 1995 года подверглись критике в научном сообществе : [86]
Предсказательная сила
[ редактировать ]Лэнди проводит различие между «коммерческим» и «академическим» обсуждением ЭИ, основывая это различие на предполагаемой предсказательной силе ЭИ с точки зрения каждого из них. [87] По словам Лэнди, первый делает завышенные заявления о прикладной ценности ЭИ, а второй пытается предостеречь пользователей от таких заявлений. Например, Гоулман (1998). [ двусмысленный ] [ нужна полная цитата ] утверждает, что «наиболее эффективные лидеры схожи в одном важном отношении: все они обладают высокой степенью того, что стало известно как эмоциональный интеллект… эмоциональный интеллект является непременным условием лидерства». Напротив, Майер (1999) [ нужна полная цитата ] предупреждает, что «высказанная в популярной литературе мысль о том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом обладают безоговорочным преимуществом в жизни, в настоящее время кажется чрезмерно восторженной и необоснованной с точки зрения разумных научных стандартов». Лэнди далее усиливает этот аргумент, отмечая, что данные, на которых основаны эти утверждения, хранятся в «собственных базах данных», что означает, что они недоступны независимым исследователям для повторного анализа, репликации или проверки. [87]
Трудно создать объективные показатели эмоционального интеллекта и продемонстрировать его влияние на лидерство, поскольку многие шкалы являются показателями самооценки. [88]
В ходе академического обмена в 2009 году Антонакис и Ашканаси/Дэсборо в основном согласились с тем, что исследователи, проверяющие, имеет ли значение ЭИ для лидерства, не делали этого, используя надежные исследовательские планы; поэтому в настоящее время нет убедительных доказательств того, что EI предсказывает результаты лидерства с учетом личности и IQ. [89] Антонакис утверждал, что ЭИ может быть не нужен для эффективности лидерства (он называл это феноменом «проклятия эмоций», поскольку лидеры, которые слишком чувствительны к своему эмоциональному состоянию и эмоциональному состоянию других, могут испытывать трудности с принятием решений, которые приведут к эмоциональному труду для достижения эффективности лидерства). лидер или последователи). Метаанализ 2010 года, похоже, подтверждает позицию Антонакиса: он обнаружил, что при использовании данных, свободных от проблем общего источника и общих методов, показатели EI коррелируют только ρ = 0,11 с показателями трансформационного лидерства . [90] Барлинг, Слейтер и Келлоуэй также поддерживают эту позицию в отношении трансформационного лидерства. [91]
Показатели способностей EI показали худшие результаты (т. е. ρ=0,04); WLEIS (показатель Вонга) показал немного лучшие результаты (ρ=0,08), а метод Бар-Он [92] измерения немного лучше (ρ=0,18). Однако достоверность этих оценок не учитывает влияние IQ или личности «большой пятерки», которые коррелируют как с показателями EI, так и с лидерством. [93] Исследование, анализирующее влияние EI как на производительность труда, так и на лидерство, показало, что метааналитические оценки валидности EI упали до нуля, когда контролировались черты «большой пятерки» и IQ. [94] Метаанализ показал тот же результат для способности EI. [13]
Измерения EI по самооценке и чертам характера сохраняют достаточную прогностическую достоверность в отношении производительности труда после контроля черт «Большой пятерки» и IQ. [13] Однако большую прогностическую достоверность показателей EI можно объяснить включением в них содержания, связанного с мотивацией достижения, самоэффективностью и самооценкой производительности. [95] Метааналитические данные подтверждают, что самооценка эмоционального интеллекта, предсказывающая производительность труда, обусловлена смешанными показателями EI и личностного EI, затрагивающими самоэффективность и самооценку производительности, в дополнение к областям невротизма, экстраверсии, добросовестности и IQ. . Таким образом, прогностическая способность смешанного ЭИ в отношении производительности труда падает до нуля при контроле этих факторов. [15]
Исследование способности прогнозировать EI в отношении производительности труда пришло к выводу, что более высокий EI связан с более высокой эффективностью лидерства в отношении достижения организационных целей. [96] Это исследование показывает, что ЭИ может служить инструментом определения того, кто может (или нет) эффективно взаимодействовать с коллегами. Кроме того, можно развивать и усиливать свои лидерские качества, развивая свой эмоциональный интеллект. ЭИ можно целенаправленно развивать, особенно аспекты «облегчения мышления с помощью эмоций» и «мониторинга и регулирования эмоций» на рабочем месте. [97]
Корреляции с личностью
[ редактировать ]Исследователи выразили обеспокоенность по поводу того, в какой степени самоотчетные показатели EI коррелируют с установленными личностными качествами. Показатели эмоционального интеллекта и личностные показатели, полученные по самоотчетам, сходятся, поскольку оба они предназначены для измерения личностных качеств. [46] Два измерения « Большой пятерки» выделяются как наиболее связанные с самооценкой ЭИ: невротизм и экстраверсия . Невротизм относится к негативной эмоциональности и тревожности . Люди, которые набирают высокие баллы по невротизму, скорее всего, наберут низкие баллы по самооценке показателей ЭИ.
В исследованиях изучалось многомерное влияние личности и интеллекта на EI, а также предпринимались попытки скорректировать оценки с учетом ошибок измерения. Например, одно исследование показало, что общий интеллект (измеренный с помощью теста Wonderlic Personnel Test), доброжелательность (измеряемый с помощью NEO-PI), а также пол могут надежно предсказать степень способности к эмоциональному интеллекту. [98] Они дали множественную корреляцию (R) 0,81 с MSCEIT (идеальный прогноз был бы 1). Этот результат был повторен. [99] Репликация выявила множественный R, равный 0,76, с использованием теста интеллекта Кеттелла «Культурная ярмарка» и опросника большой пятерки (BFI); значимыми ковариатами были интеллект (стандартизированный бета = 0,39), доброжелательность (стандартизированный бета = 0,54) и открытость (стандартизированный бета = 0,46).
Исследование показателя эмоционального интеллекта способностей дало аналогичные результаты (множественный R = 0,69), при этом значимыми предикторами являются интеллект, стандартизированная бета = 0,69 (с использованием теста замен и субтеста по шкале Векслера, общего задания на знание из 40 пунктов) и эмпатия, стандартизированная бета = 0,26 (с использованием анкетного показателя эмпатической тенденции). [100] Антонакис и Дитц (2011b) [ нужна полная цитата ] также покажите, как включение или исключение важных переменных управления может фундаментально изменить результаты.
Интерпретации корреляции между опросниками EI и личностью были разными, но наиболее распространенной точкой зрения является точка зрения на EI с чертами, которая по-новому интерпретирует EI как совокупность личностных качеств. [51] [101]
Метаанализ 2011 года классифицировал исследования ЭИ на три направления: «(1) модели, основанные на способностях, в которых используются объективные тестовые задания; (2) измерения самоотчета или отчетов коллег, основанные на четырехветвевой модели ЭИ; и (3) ) «смешанные модели» эмоциональных компетенций». Было обнаружено, что эти «три потока имеют корректную корреляцию в диапазоне от 0,24 до 0,30 с производительностью труда. Эти три потока по-разному коррелируют с когнитивными способностями, а также с невротизмом, экстраверсией, открытостью, доброжелательностью и добросовестностью. Потоки 2 и 3 имеют наибольшую дополнительную достоверность за пределами когнитивные способности и пятифакторная модель (FFM)». Метаанализ пришел к выводу, что «все три направления EI демонстрируют значительную относительную важность при наличии FFM и интеллекта при прогнозировании производительности труда». [14] Последующий метаанализ, проведенный в 2015 году, еще больше подтвердил эти результаты и снял опасения по поводу «сомнительной конструктной валидности смешанных показателей EI», утверждая, что «инструменты смешанного EI оценивают сочетание способностей EI и самовосприятия в дополнение к личностным качествам». и познавательные способности». [15]
142 источников данных , проведенный в 2017 году, Метаанализ выявил очень большое совпадение между общим фактором личности и чертой ЭИ. Совпадение было настолько большим, что они пришли к выводу: «Результаты показывают, что общий фактор личности очень похож, а возможно, даже синоним, черте ЭИ». [102] Однако перекрытие между общим фактором личности и ЭИ способностей было более умеренным, с корреляцией около 0,28. [102]
В 2021 году в двух обзорных статьях рассматривалась связь между эмоциональным интеллектом и темной триадой черт личности ( нарциссизм , макиавеллизм и психопатия ). [103] Это исследование показало, что эмоциональный интеллект демонстрирует негативные ассоциации со всеми тремя областями темной триады личности. Из четырех ветвей способностей эмоционального интеллекта наибольшее влияние оказало управление эмоциями (по сравнению с восприятием, использованием или пониманием эмоций) и психопатия (по сравнению с нарциссизмом или макиавеллизмом). Два разных аспекта нарциссизма демонстрируют разные отношения с эмоциональным интеллектом. Уязвимый нарциссизм (характеризующийся тревогой и хрупкой самооценкой) был связан с более низким эмоциональным интеллектом. Однако грандиозный нарциссизм (характеризующийся самоуверенностью, доминированием и раздутым чувством эго) связан с более высоким уровнем эмоционального интеллекта. Это указывает на то, что не всем «темным» личностям недостает эмоционального интеллекта.
Метаанализ 2021 года показал, что эмоциональный интеллект положительно связан с надежной привязанностью у взрослых, но отрицательно связан с ненадежными стилями привязанности, такими как тревожная привязанность и избегающая привязанность. [104] Ассоциации с тревожной привязанностью и избегающей привязанностью были значимы как для ЭИ способностей, так и для рейтинговых шкал ЭИ. Однако только рейтинговые шкалы ЭИ показали значительную положительную связь с надежной привязанностью. Авторы предполагают, что раннее развитие стилей привязанности может способствовать (или препятствовать) развитию эмоциональных способностей и черт, связанных с ЭИ.
Социально желательный ответ
[ редактировать ]Социально желательное реагирование (SDR), или «притворство хорошего», представляет собой модель ответа, при которой тестируемые систематически представляют себя с чрезмерной положительной предвзятостью. [105] [ нужна полная цитата ] Давно известно, что эта предвзятость искажает ответы на личностные опросники. [106] [ нужна полная цитата ] выступая в качестве посредника в отношениях между показателями самоотчета. [107] [ нужна полная цитата ]
Было высказано предположение, что желаемое реагирование представляет собой «набор ответов» — ситуативную и временную модель реагирования. [108] [ нужна полная цитата ] Это контрастирует со «стилем реагирования», который представляет собой более долгосрочное качество, подобное черте. Принимая во внимание контексты, в которых используются некоторые опросники EI с самоотчетами (например, условия занятости), проблемы наборов ответов в сценариях с высокими ставками очевидны. [109] [ нужна полная цитата ]
Существуют доказательства того, что люди могут «притворяться хорошими» в тестах на эмоциональный интеллект, что приводит к неточным измерениям, а несколько исследований показывают, что люди могут искажать свои ответы как на самооценочные, так и на оцениваемые информантом измерения эмоционального интеллекта, когда им дано указание. [110] [111] [112] [113]
Существует несколько методов предотвращения социально желательного реагирования на поведенческие опросники. Некоторые исследователи считают, что перед прохождением личностного теста необходимо предупреждать участников тестирования о том, чтобы они не притворялись хорошими. [114] [ нужна полная цитата ] В некоторых реестрах используются шкалы достоверности, чтобы определить вероятность или последовательность ответов по всем пунктам.
ЭИ как поведение, а не интеллект
[ редактировать ]Ранние работы Гоулмана подверглись критике за предположение, что ЭИ — это тип интеллекта или когнитивных способностей . Айзенк пишет, что описание ЭИ Гоулманом содержит необоснованные предположения об интеллекте в целом и что оно даже противоречит тому, чего исследователи привыкли ожидать при изучении типов интеллекта:
«[Гоулман] ярче, чем большинство других, иллюстрирует фундаментальную абсурдность тенденции классифицировать практически любой тип поведения как «интеллект». Гоулман признает, что они могут быть совершенно некоррелированными, и в любом случае, если мы не можем их измерить, как мы узнаем, что они связаны? Итак, вся теория построена на зыбучих песках: нет прочной научной основы». [115]
Точно так же Локк утверждает, что концепция ЭИ — это неправильная интерпретация конструкции интеллекта, и предлагает альтернативную интерпретацию: это не другая форма или тип интеллекта, а интеллект — способность схватывать абстракции — применимый к конкретной сфере жизни: эмоции. Он предлагает переименовать эту концепцию и назвать ее навыком. [116]
Суть этой критики заключается в том, что научные исследования зависят от обоснованного и последовательного использования конструктов и что до введения термина ЭИ психологи установили теоретические различия между такими факторами, как способности и достижения, навыки и привычки, установки и ценности, а также личностные качества. и эмоциональные состояния. [117] Некоторые ученые считают, что термин ЭИ объединяет и объединяет такие общепринятые концепции и определения.
ЭИ как умение, а не моральное качество
[ редактировать ]Адам Грант предупреждал о распространенном, но ошибочном восприятии ЭИ как желательного морального качества, а не навыка. [118] Грант утверждал, что хорошо развитый ЭИ является не только инструментом для достижения целей, но и может действовать как оружие для манипулирования другими, лишая их способности рассуждать. [118]
EI как мера соответствия
[ редактировать ]
Одна из критических замечаний в адрес работ Майера и Салови исходит из исследования, которое предполагает, что EI, измеряемый MSCEIT, может быть всего лишь показателем конформности. [119] Этот аргумент основан на использовании MSCEIT оценки, основанной на консенсусе, а также на том факте, что баллы по MSCEIT распределены отрицательно (это означает, что его баллы лучше различают людей с низким EI, чем людей с высоким EI).
ЭИ как форма знания
[ редактировать ]Другая критика гласит, что в отличие от тестов когнитивных способностей MSCEIT «проверяет знание эмоций, но не обязательно способность выполнять задачи, связанные с оцениваемыми знаниями». [120] Если кто-то знает, как ему следует вести себя в эмоционально нагруженной ситуации, это не обязательно означает, что он действительно сможет осуществить заявленное поведение.
NICHD стремится к консенсусу
[ редактировать ]Национальный институт здоровья детей и человеческого развития признал, что, поскольку существуют разногласия по теме ЭИ, сообщество психиатров должно согласовать некоторые рекомендации для описания хорошего психического здоровья и позитивных психических условий жизни. В своем разделе «Позитивная психология и концепция здоровья» они объясняют: «В настоящее время существует шесть конкурирующих моделей положительного здоровья, которые основаны на таких концепциях, как превышение нормы, сильные стороны характера и основные добродетели, зрелость развития, социальное развитие. эмоциональный интеллект, субъективное благополучие и устойчивость . Но эти концепции определяют здоровье в философских, а не эмпирических терминах. Доктор [Лоуренс] Беккер предположил необходимость достижения консенсуса в отношении концепции позитивного психологического здоровья...». [121]
См. также
[ редактировать ]- Эмоциональная грамотность – понимание своих эмоций и эмоций других людей.
- Коэффициент эмпатии - психологический самооценочный показатель эмпатии.
- Метод эмоционального мышления – Мероприятия по развитию эмоционального интеллекта.
- Модель четырех краеугольных камней эмоционального интеллекта – эмоциональная модель, ориентированная на знания, практическое применение и исследование.
- Жизненные навыки – Способности к адаптивному и позитивному поведению.
- Краткое описание человеческого интеллекта - Обзор и актуальное руководство по человеческому интеллекту
- Навыки работы с людьми - тип навыков межличностного общения.
- Позитивная психология - подход к психологическим научным исследованиям.
- Психологическое мышление - способность человека к самоанализу, саморефлексии, самоанализу и личному пониманию.
- Религиозность и эмоциональный интеллект . Связь между религиозностью и интеллектом.
- Мягкие навыки – сочетание навыков, которые позволяют людям ориентироваться в окружающей среде.
- Умеренность (добродетель) - кардинальная добродетель контроля над излишествами.
- Марк Брэкетт – американский психолог-исследователь
- Джошуа Фридман - американские академические
- Анабель Дженсен – американский педагог и писатель
- Кэролайн Саарни – психолог развития
- Клод Штайнер – американский психотерапевт и психолог (1935-2017)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Колман А (2008). Словарь психологии (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199534067 .
- ^ Белдок М., Давитц-младший (1976). Передача эмоционального смысла . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 39. ИСБН 9780837185279 . OCLC 647368022 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гоулман и др. (2023). «Что делает лидера?». Гарвардское деловое обозрение . 76 : 92–105.
- ^ Йовановский А (28 марта 2020 г.). «Эмоциональный интеллект» . Библиотека тренеров . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бизли К. (май 1987 г.). «Эмоциональный фактор» (PDF) . Менса : 25.
- ^ Петридес К.В., Фернхэм А. (ноябрь 2001 г.). «Черта эмоционального интеллекта: психометрическое исследование со ссылкой на установленную таксономию черт». Европейский журнал личности . 15 (6): 425–48. дои : 10.1002/пер.416 . S2CID 144031083 .
- ^ Перейти обратно: а б Майер Дж. Д., Саловей П., Карузо Д. Р. (июль 2004 г.). «Эмоциональный интеллект: теория, выводы и последствия». Психологический опрос . 15 (3): 197–215. дои : 10.1207/s15327965pli1503_02 . S2CID 144415437 .
- ^
- Дюран К., Галлай М., Сеньёрик А., Робишон Ф., Бодуэн Ж.Ю. (май 2007 г.). «Развитие распознавания эмоций по лицу: роль конфигурационной информации» (PDF) . Журнал экспериментальной детской психологии . 97 (1): 14–27. дои : 10.1016/j.jecp.2006.12.001 . ПМИД 17291524 . S2CID 18976192 . Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2018 г.
- Бенцигер Т (2014). «Измерение способности распознавания эмоций». В Микалосе AC (ред.). Энциклопедия исследований качества жизни и благополучия . Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 3934–3941. дои : 10.1007/978-94-007-0753-5_4188 . ISBN 978-94-007-0753-5 .
- ^
- «Ученые составили первую карту «эмоционального интеллекта» мозга» . Новости США и мировой отчет. 28 января 2013 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 г.
- Косоногов В.В., Воробьева Е., Ковш Е., Ермаков П.Н. (2019). «Обзор нейрофизиологических и генетических коррелятов эмоционального интеллекта» (PDF) . Международный журнал когнитивных исследований в области науки, техники и образования . 7 (1): 137–142. дои : 10.5937/IJCRSEE1901137K . ISSN 2334-847X . Архивировано (PDF) из оригинала 11 февраля 2020 г.
- ^ Чжан Хуэйхуа, Ван Хуэй; ЧЖАН Хуэй-Хуа, ВАН Хуэй (28 февраля 2011 г.) Метаанализ взаимосвязи между индивидуальным эмоциональным интеллектом и производительностью на рабочем месте» . Acta Psychologica Sinica (на китайском языке) « . : 188. ISSN 0439-755X .
- ^ «Эмоциональный интеллект в лидерстве: почему это важно» . Блог бизнес-аналитики . 03.04.2019 . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^
- Хармс П.Д., Креде М. (2010). «Остающиеся проблемы в исследованиях эмоционального интеллекта: перекрытие конструкций, артефакты методов и отсутствие дополнительной достоверности». Промышленная и организационная психология: перспективы науки и практики . 3 (2): 154–158. дои : 10.1111/j.1754-9434.2010.01217.x . S2CID 144371039 .
- Кавазотт Ф., Морено В., Хикманн М. (2012). «Влияние интеллекта лидера, личности и эмоционального интеллекта на трансформационное лидерство и эффективность управления». Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 23 (3): 443–455. дои : 10.1016/j.leaqua.2011.10.003 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джозеф Д.Л., Ньюман Д.А. (январь 2010 г.). «Эмоциональный интеллект: интегративный метаанализ и каскадная модель». Журнал прикладной психологии . 95 (1): 54–78. дои : 10.1037/a0017286 . ПМИД 20085406 . S2CID 11238077 .
- ^ Перейти обратно: а б с д О'Бойл-младший Э.Х., Хамфри Р.Х., Поллак Дж.М., Ховер Т.Х., Стори П.А. (01 июля 2011 г.). «Связь между эмоциональным интеллектом и производительностью труда: метаанализ» . Журнал организационного поведения . 32 (5): 788–818. дои : 10.1002/job.714 . ISSN 1099-1379 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джозеф Д.Л., Джин Дж., Ньюман Д.А., О'Бойл Э.Х. (март 2015 г.). «Почему самооценка эмоционального интеллекта предсказывает производительность труда? Метааналитическое исследование смешанного ЭИ». Журнал прикладной психологии . 100 (2): 298–342. дои : 10.1037/a0037681 . ПМИД 25243996 . S2CID 1602838 .
- ^ Дхани П. (5 марта 2021 г.). «Эмоциональный интеллект: история, модели и меры» . Исследовательские ворота .
- ^
- Белдок М. (1964). «Чувствительность к выражению эмоционального смысла в трех способах общения». В работе Давитца Дж.Р. и др. (ред.). Передача эмоционального значения . МакГроу-Хилл. стр. 31–42.
- Белдок М (1973). «Чувствительность к выражению эмоционального значения в трех способах общения» . В Аргайле М (ред.). Вклад в социальные взаимодействия: Социальные встречи . Издатели транзакций. ISBN 9780202368979 .
- ^ Лейнер Б (1966). «Эмоциональный интеллект и эмансипация». Практика детской психологии и детской психиатрии . 15 : 193-203.
- ^ Гарднер Х (1983). Рамки ума . Нью-Йорк: Основные книги.
- ^ Смит МК (2002). «Говард Гарднер, множественный интеллект и образование» . Энциклопедия неформального образования . Архивировано из оригинала 2 ноября 2005 г. Проверено 1 ноября 2005 г.
- ^ Саловей П., Майер Дж.Д. (1989). «Эмоциональный интеллект» . Воображение, познание и личность . 9 (3): 185–211. doi : 10.2190/dugg-p24e-52wk-6cdg . hdl : 10654/36316 . S2CID 219900460 .
- ^ Гоулман Д. (1996). Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ . Бантамские книги. ISBN 978-0-553-38371-3 .
- ^ Шавбель Д. «Дэниел Гоулман о лидерстве и силе эмоционального интеллекта - Forbes» . Форбс . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 г. Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гоулман Д. (1998). Работа с эмоциональным интеллектом . Нью-Йорк: Bantam Books.
- ^
- Лантьери Л., Гоулман Д. (2008). Развитие эмоционального интеллекта: методы развития внутренней силы у детей . Звучит правда. ISBN 978-1-59179-849-1 .
- Гоулман Д. (2011). Мозг и эмоциональный интеллект: новые идеи . Больше, чем звук. ISBN 978-1-934441-15-2 .
- Гоулман Д. (2011). Лидерство: сила эмоционального интеллекта . Больше, чем звук.
- ^ Кавалло К., Бриенца Д. (2001). «Эмоциональная компетентность и лидерские качества в Johnson & Johnson: исследование эмоционального интеллекта и лидерства» . Консорциум по исследованию эмоционального интеллекта в организациях . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Браун Х (14 ноября 2018 г.). «Что такое эмоциональный интеллект и как его улучшить? (Определение + тест EQ)» . Positivepsychologyprogram.com . Проверено 3 февраля 2019 г.
- ^ Тобак С (13 февраля 2012 г.). «Почему эмоциональный интеллект — это просто прихоть» . Новости CBS . Архивировано из оригинала 28 ноября 2012 г. Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Майер Дж.Д., Робертс Р.Д., Барсаде С.Г. (2008). «Способности человека: эмоциональный интеллект» . Ежегодный обзор психологии . 59 : 507–36. дои : 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646 . ПМИД 17937602 . S2CID 11801336 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г.
- ^ Клюмпер Д.Х. (2008). «Черта эмоционального интеллекта: влияние самооценки и социальной желательности». Личность и индивидуальные различия . 44 (6): 1402–1412. дои : 10.1016/j.paid.2007.12.008 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мартинс А., Рамальо Н., Морин Э. (2010). «Всеобъемлющий метаанализ взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и здоровьем». Журнал личности и индивидуальных различий . 49 (6): 554–564. дои : 10.1016/j.paid.2010.05.029 .
- ^
- Майер Дж.Д., Саловей П., Карузо Д.Р., Ситарениос Г. (сентябрь 2001 г.). «Эмоциональный интеллект как стандарт интеллекта». Эмоция . 1 (3): 232–42. дои : 10.1037/1528-3542.1.3.232 . ПМИД 12934682 .
- Макканн С., Джозеф Д.Л., Ньюман Д.А., Робертс Р.Д. (апрель 2014 г.). «Эмоциональный интеллект - это фактор второго уровня интеллекта: данные иерархических и бифакторных моделей». Эмоция . 14 (2): 358–374. дои : 10.1037/a0034755 . ПМИД 24341786 .
- ^ Майер Дж. Д., Саловей П. (1997). «Что такое эмоциональный интеллект?». В Саловей П., Слейтер Д. (ред.). Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для педагогов . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 3–31. ISBN 978-0-521-51806-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Саловей П., Гревал Д. (2005). «Наука эмоционального интеллекта» . Современные направления психологической науки . 14 (6): 6. doi : 10.1111/j.0963-7214.2005.00381.x . S2CID 2143869 .
- ^ Брэдберри Т.Р., Су Л.Д. (2003). «Оценка эмоционального интеллекта на основе способностей и навыков» (PDF) . Псикотема . 18 Приложение: 59–66. ПМИД 17295959 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 сентября 2012 г. Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ Брэкетт М.А., Майер Дж.Д. (сентябрь 2003 г.). «Конвергентная, дискриминантная и возрастающая достоверность конкурирующих показателей эмоционального интеллекта». Бюллетень личности и социальной психологии . 29 (9): 1147–58. дои : 10.1177/0146167203254596 . ПМИД 15189610 . S2CID 5744173 .
- ^ Майер Дж.Д., Саловей П., Карузо Д.Р., Ситарениос Г. (март 2003 г.). «Измерение эмоционального интеллекта с помощью MSCEIT V2.0». Эмоция . 3 (1): 97–105. дои : 10.1037/1528-3542.3.1.97 . ПМИД 12899321 .
- ^ Петридес К.В. (2015). «Способности и черты эмоционального интеллекта». В Chamorro-Premuzic T, фон Штумм С., Фернхэм А. (ред.). Справочник Уайли-Блэквелла по индивидуальным различиям . Лондон: Джон Уайли и сыновья. стр. 656–78. ISBN 978-1-119-05030-8 .
- ^ Фёллесдаль Х (2008). Эмоциональный интеллект как способность: оценка конструктивной достоверности результатов теста эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (MSCEIT) (докторская диссертация). Университет Осло. Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 г.
- ^ Новицкий С., депутат парламента Герцога (1 марта 1994 г.). «Индивидуальные различия в невербальной передаче аффекта: диагностический анализ шкалы невербальной точности» . Журнал невербального поведения . 18 (1): 9–35. дои : 10.1007/BF02169077 . ISSN 1573-3653 . S2CID 144426091 .
- ^ Мацумото Д., ЛеРу Дж., Уилсон-Кон С., Рарок Дж., Кукен К., Экман П., Ирисарри Н., Левингер С., Учида Х., Йи А., Амо Л. (01.09.2000). «Новый тест для измерения способности распознавания эмоций: краткий японский и кавказский тест Мацумото и Экмана на распознавание аффектов (JACBART)» . Журнал невербального поведения . 24 (3): 179–209. дои : 10.1023/А:1006668120583 . ISSN 1573-3653 . S2CID 18039888 .
- ^ Перейти обратно: а б Макканн С., Робертс Р.Д. (2008). «Новые парадигмы оценки эмоционального интеллекта: теория и данные» . Эмоция . 8 (4): 540–551. дои : 10.1037/a0012746 . PMID 18729584 – через APA.
- ^ Бояцис Р.Э., Гоулман Д., Ри К. (2000). «Кластерная компетентность в области эмоционального интеллекта: данные Опроса эмоциональной компетентности (ECI)». В Bar-On R, Паркер Дж.Д. (ред.). Справочник по эмоциональному интеллекту . Том. 99. Сан-Франциско: Джосси-Басс. стр. 343–62.
- ^ Брэдберри Т., Гривз Дж. (2009). Эмоциональный интеллект 2.0 . Сан-Франциско: Западная группа издателей. ISBN 978-0-9743206-2-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Петридес К.В., Фернем А. (2000). «О размерной структуре эмоционального интеллекта». Личность и индивидуальные различия . 29 (2): 313–320. CiteSeerX 10.1.1.475.5285 . дои : 10.1016/s0191-8869(99)00195-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Петридес К.В., Пита Р., Коккинаки Ф (май 2007 г.). «Расположение черт эмоционального интеллекта в пространстве личностных факторов». Британский журнал психологии . 98 (Часть 2): 273–89. дои : 10.1348/000712606x120618 . ПМИД 17456273 .
- ^ Петридес К.В., Фернем А. (2001). «Черта эмоционального интеллекта: психометрическое исследование со ссылкой на установленную таксономию черт». Европейский журнал личности . 15 (6): 425–448. дои : 10.1002/пер.416 . S2CID 144031083 .
- ^ Перес Х.К., Петридес П.Дж., Фернем А. (2005). «Измерение черт эмоционального интеллекта». В Шульце Р., Робертсе Р.Д. (ред.). Международный справочник по эмоциональному интеллекту . Кембридж, Массачусетс: Хогрефе и Хубер. стр. 123–43. CiteSeerX 10.1.1.474.294 .
- ^ Бар-Он Р. и Паркер JDA (ред.) (2000). Справочник по эмоциональному интеллекту: теория, развитие, оценка и применение дома, в школе и на рабочем месте .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Петридес К.В., Фернхэм А. (2003). «Черта эмоционального интеллекта: поведенческая проверка в двух исследованиях распознавания эмоций и реакции на индукцию настроения». Европейский журнал личности . 17 :39–75. дои : 10.1002/пер.466 . S2CID 4287409 .
- ^ Перейти обратно: а б Миколайчак М., Люминет О., Лерой С., Рой Э. (июнь 2007 г.). «Психометрические свойства опросника эмоционального интеллекта: факторная структура, надежность, конструкция и возрастающая достоверность во франкоязычном населении» . Журнал оценки личности . 88 (3): 338–53. дои : 10.1080/00223890701333431 . ПМИД 17518555 . S2CID 21196733 .
- ^ Вернон П.А., Петридес К.В., Братко Д., Шермер Дж.А. (октябрь 2008 г.). «Поведенческое генетическое исследование черт эмоционального интеллекта». Эмоция . 8 (5): 635–42. дои : 10.1037/a0013439 . ПМИД 18837613 .
- ^ Гарднер Дж. К., Квалтер П. (2010). «Одновременная и возрастающая достоверность трех показателей эмоционального интеллекта». Австралийский журнал психологии . 62 : 5–12. дои : 10.1080/00049530903312857 .
- ^
- Чека П., Фернандес-Беррокаль П. (2015). «Роль коэффициента интеллекта и эмоционального интеллекта в процессах когнитивного контроля» . Границы в психологии . 6 : 1853. doi : 10.3389/fpsyg.2015.01853 . ПМК 4664650 . ПМИД 26648901 .
- Саловей П., Гревал Д. (2005). «Наука эмоционального интеллекта» . Современные направления психологической науки . 14 (6): 281–285. дои : 10.1111/j.0963-7214.2005.00381.x . ISSN 0963-7214 . JSTOR 20183048 . S2CID 2143869 .
- Лим АГ (15 июня 2020 г.). «Большая пятерка личностных качеств» . Проверено 11 декабря 2020 г.
- Лим АГ (3 ноября 2022 г.). «Большая пятерка личностных качеств» . Просто Психология .
- ^ Перейти обратно: а б Макканн С, Цзян Й, Браун Л.Е., Дабл КС, Бучич М., Минбашян А (2020). «Эмоциональный интеллект предсказывает академическую успеваемость: метаанализ» . Психологический вестник . 146 (2): 150–186. дои : 10.1037/bul0000219 . ПМИД 31829667 . S2CID 209342554 – через APA.
- ^
- Хеффернан М., Куинн Гриффин М.Т., Фитцпатрик Дж.Дж. (август 2010 г.). «Самосострадание и эмоциональный интеллект медсестер». Международный журнал сестринского дела . 16 (4): 366–73. дои : 10.1111/j.1440-172X.2010.01853.x . ПМИД 20649668 . S2CID 1902234 .
- Брэттон В.К., Додд Н.Г., Браун Ф.В. (январь 2011 г.). «Влияние эмоционального интеллекта на точность самосознания и лидерские качества» . Журнал развития лидерства и организации . 32 (2): 127–149. дои : 10.1108/01437731111112971 . ISSN 0143-7739 .
- ^
- Уайтнер С. (25 ноября 2020 г.). «Важность эмоционального интеллекта в бизнесе» . Форбс . Проверено 26 февраля 2021 г.
- JCA Global Ltd. и CIPS (2017), «Эмоциональный интеллект в секторе закупок» , по состоянию на 26 февраля 2021 г.
- Келли Э.Дж. и др. (сентябрь 2016 г.). «Важность эмоционального интеллекта в переговорах и посредничестве» . Международное сравнительное правоведение . 2 (1): 55–60. дои : 10.1016/j.icj.2016.07.001 .
- ^
- Лэмб Дж., Пеплер DJ, Крейг В. (апрель 2009 г.). «Подход к издевательствам и виктимизации» . Канадский семейный врач . 55 (4): 356–60. ПМК 2669002 . ПМИД 19366941 .
- Ломас Дж., Стаф С., Хансен К., Дауни Л.А. (26 июля 2011 г.). «Взаимосвязь между издевательствами, виктимизацией, чертами эмоционального интеллекта, самоэффективностью и сочувствием среди подростков». Социальная психология образования . 15 (1): 41–58. дои : 10.1007/s11218-011-9168-9 . ISSN 1381-2890 . S2CID 143679923 .
- Ломас Дж., Стаф С., Хансен К., Дауни Л.А. (февраль 2012 г.). «Краткий отчет: Эмоциональный интеллект, виктимизация и издевательства у подростков». Журнал подросткового возраста . 35 (1): 207–11. doi : 10.1016/j.adolescent.2011.03.002 . hdl : 1959.3/190030 . ПМИД 21470670 .
- ^ Рей Л., Кинтана-Ортс К., Мерида-Лопес С., Экстрима Н. (01.07.2018). «Эмоциональный интеллект и кибервиктимизация сверстников у подростков: гендер как модератор» . Комуникар (на испанском языке). 26 (56): 09–18. дои : 10.3916/c56-2018-01 . hdl : 10272/15115 . ISSN 1134-3478 .
- ^ Майер Дж.Д., Робертс Р.Д., Барсаде С.Г. (2008). «Человеческие способности: эмоциональный интеллект». Ежегодный обзор психологии . 59 : 507–36. дои : 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646 . ПМИД 17937602 . S2CID 11801336 .
- ^ Толегенова А.А., Якупов С.М., Чунг С., Садуова М., Якупов М.С. (2012). «Теоретическое формирование эмоционального интеллекта и детская травма подростков» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 69 : 1891–1894. дои : 10.1016/j.sbspro.2012.12.142 .
- ^ Маккенна Дж., Уэбб Дж. (2013). «Эмоциональный интеллект». Британский журнал профессиональной терапии . 76 (12): 560. дои : 10.1177/030802261307601202 . S2CID 208741104 .
- ^ Перейти обратно: а б Коте С., Майнерс, Коннектикут (2006). «Эмоциональный интеллект, когнитивный интеллект и производительность труда». Ежеквартальный журнал административной науки . 51 (1): 1–28. дои : 10.2189/asqu.51.1.1 . JSTOR 20109857 . S2CID 142971341 .
- ^ (Петридес, Фредериксон и Фернхэм, 2004)
- ^ Релохо Д., Пилао С.Дж., Дела Роза Р. (2015). «От страсти к эмоциям: эмоциональный фактор как предиктор поведения преподавателей на работе» (PDF) . Журнал педагогической психологии . 8 (4): 1–10. дои : 10.26634/jpsy.8.4.3266 . Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фарх К.И., Со М.Г., Теслук П.Е. (июль 2012 г.). «Эмоциональный интеллект, эффективность командной работы и производительность труда: регулирующая роль контекста работы». Журнал прикладной психологии . 97 (4): 890–900. дои : 10.1037/a0027377 . ПМИД 22390388 .
- ^ Ахметоглу Г., Лейтнер Ф., Чаморро-Премузик Т. (декабрь 2011 г.). «EQ-номика: понимание взаимосвязи между индивидуальными различиями в чертах эмоционального интеллекта и предприимчивости» (PDF) . Личность и индивидуальные различия . 51 (8): 1028–1033. дои : 10.1016/j.paid.2011.08.016 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Рой Д.Л., Висвесваран К. (1 августа 2004 г.). «Эмоциональный интеллект: метааналитическое исследование прогностической достоверности и номологической сети». Журнал профессионального поведения . 65 (1): 71–95. дои : 10.1016/S0001-8791(03)00076-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Сай Т, Трамвай С, О'Хара, Лос-Анджелес (1 июня 2006 г.). «Взаимосвязь эмоционального интеллекта сотрудников и менеджеров с удовлетворенностью работой и производительностью». Журнал профессионального поведения . 68 (3): 461–473. дои : 10.1016/j.jvb.2005.10.003 .
- ^ Гоулман Д. (1994). Эмоциональный интеллект . Бантамские книги. ISBN 9780747526254 .
- ^ Перейти обратно: а б Лоу К.С., Вонг К.С., Сонг Л.Д. (июнь 2004 г.). «Конструкция и критерий достоверности эмоционального интеллекта и его потенциальная полезность для исследований в области управления». Журнал прикладной психологии . 89 (3): 483–96. дои : 10.1037/0021-9010.89.3.483 . ПМИД 15161407 .
- ^ Перейти обратно: а б Лопес П.Н., Гревал Д., Кадис Дж., Галл М., Саловей П. (2006). «Доказательства того, что эмоциональный интеллект связан с производительностью труда, а также с аффектом и отношением на работе». Псикотема . 18 Приложение: 132–8. ПМИД 17295970 .
- ^ Зайберт С.Е., Краймер М.Л., Лиден Р.К. (апрель 2001 г.). «Теория социального капитала карьерного успеха». Журнал Академии менеджмента . 44 (2): 219–237. JSTOR 3069452 .
- ^ Русманьер Д (23 января 2015 г.). «Что каждый должен знать об управлении» . Гарвардское деловое обозрение . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 г. Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ Янссен О, Ван Иперен, НЗ (1 июня 2004 г.). «Целевые ориентации сотрудников, качество обмена между лидерами и членами, а также результаты работы и удовлетворенность работой» . Журнал Академии менеджмента . 47 (3): 368–384. hdl : 2066/64290 . ISSN 0001-4273 . JSTOR 20159587 . S2CID 221246676 . Архивировано из оригинала 21 марта 2015 г.
- ^ Ашканасы Н.М., Даус CS (1 июня 2005 г.). «Слухи о смерти эмоционального интеллекта в организационном поведении сильно преувеличены» (PDF) . Журнал организационного поведения . 26 (4): 441–452. дои : 10.1002/job.320 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2015 г.
- ^ Чернисс С. (1999). «Бизнес-обоснование эмоционального интеллекта» . Консорциум по исследованию эмоционального интеллекта в организациях . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Луна TW, час WM (1 сентября 2011 г.). «Эмоциональный интеллект, эмоциональное истощение и производительность труда». Социальное поведение и личность . 39 (8): 1087–1096. дои : 10.2224/сбп.2011.39.8.1087 .
- ^ Дабке Д (2016). «Влияние эмоционального интеллекта и трансформационного поведения лидера на воспринимаемую эффективность лидерства: взгляд из нескольких источников». Бизнес-перспективы и исследования . 4 (1): 27–40. дои : 10.1177/2278533715605433 . S2CID 147415251 .
- ^ Ахиаузу А., Нвока, Северная Каролина (2010). «Маркетинг в управлении: лидерство с эмоциональным интеллектом для эффективного корпоративного управления». Корпоративное управление . 10 (2): 150–162. дои : 10.1108/14720701011035675 .
- ^ Маллен П.Р., Гутьеррес Д., Ньюхарт С. (2018). «Эмоциональный интеллект школьных консультантов и его связь с лидерством». Профессиональное школьное консультирование . 32 (1б): 2156759X1877298. дои : 10.1177/2156759X18772989 . S2CID 149709509 .
- ^ Шютте Н.С., Малуфф Дж.М., Торстейнссон Э.Б., Бхуллар Н., Рук С.Е. (апрель 2007 г.). «Метааналитическое исследование связи между эмоциональным интеллектом и здоровьем». Личность и индивидуальные различия . 42 (6): 921–33. дои : 10.1016/j.paid.2006.09.003 .
- ^ Майер Дж. Д., Саловей П. (1993). «Интеллект эмоционального интеллекта» (PDF) . Интеллект . 17 (4): 433–442. дои : 10.1016/0160-2896(93)90010-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2018 г. Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Нехра Д.К., Шарма В., Муштак Х., Шарма Н.Р., Шарма М., Нехра С. (июль 2012 г.). «Эмоциональный интеллект и самооценка у лиц, злоупотребляющих каннабисом» (PDF) . Журнал Индийской академии прикладной психологии . 38 (2): 385–393. Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2018 г.
- ^ Браун Э., Чиу Э., Нил Л., Тобин Дж., Рид Дж. (16 января 2012 г.). «Является ли низкий эмоциональный интеллект основным причинным фактором наркотической и алкогольной зависимости?». Австралийская академическая пресса . Боуэн-Хиллз, Квинсленд, Австралия: 91–101. S2CID 73720582 .
- ^
- Мерфи К.Р., изд. (февраль 2014 г.). Критика эмоционального интеллекта: каковы проблемы и как их решить? . Психология Пресс. ISBN 978-1-317-82433-6 .
- Дурловский П. (30 октября 2015 г.). «Преимущества эмоционального интеллекта» . psychcentral.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б Лэнди Ф.Дж. (2005). «Некоторые исторические и научные проблемы, связанные с исследованиями эмоционального интеллекта». Журнал организационного поведения . 26 (4): 411–424. дои : 10.1002/job.317 .
- ^ Муренский К.Л. (2000). «Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, личностью, способностью к критическому мышлению и лидерскими качествами организации на высших уровнях управления» . Dissertation Abstracts International: Раздел B: Наука и техника – через PsyNET.
- ^ Антонакис Дж., Ашканаси Н.М., Дасборо М.Т. (2009). «Нужен ли лидерству эмоциональный интеллект?» . Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 20 (2): 247–261. дои : 10.1016/j.leaqua.2009.01.006 .
- ^ Хармс П.Д., Креде М. (2010). «Эмоциональный интеллект, трансформационное и транзакционное лидерство: метаанализ» . Журнал лидерства и организационных исследований . 17 (1): 5–17. дои : 10.1177/1548051809350894 . S2CID 2247881 . Архивировано из оригинала 12 июня 2011 г.
- ^ Барлинг Дж., Слейтер Ф., Келловей Э.К. (май 2000 г.). «Трансформационное лидерство и эмоциональный интеллект: предварительное исследование». Журнал развития лидерства и организации . 21 (3): 157–161. дои : 10.1108/01437730010325040 .
- ^ Бар-Он Р. (2006). «Модель эмоционально-социального интеллекта Бар-Он (ESI)». Псикотема . 18 Приложение: 13–25. ПМИД 17295953 .
- ^ Антонакис Дж (2009). « Эмоциональный интеллект»: что он измеряет и имеет ли значение для лидерства?» (PDF) . В Граен ГБ (ред.). Лидерство LMX — проекты, меняющие правила игры: инструменты, основанные на исследованиях . Том. VII. Гринвич, Коннектикут: Издательство Information Age. стр. 163–192. Архивировано (PDF) из оригинала 20 ноября 2018 г.
- ^ Хармс П.Д., Креде М. (2010). «Остающиеся проблемы в исследованиях эмоционального интеллекта: перекрытие конструкций, артефакты методов и отсутствие дополнительной достоверности». Промышленная и организационная психология: перспективы науки и практики . 3 (2): 154–158. дои : 10.1111/j.1754-9434.2010.01217.x . S2CID 144371039 .
- ^ Ньюман Д.А., Джозеф Д.Л., Макканн С. (2010). «Эмоциональный интеллект и производительность труда: важность регулирования эмоций и эмоционального трудового контекста». Промышленная и организационная психология: перспективы науки и практики . 3 (2): 159–164. дои : 10.1111/j.1754-9434.2010.01218.x . S2CID 145567449 .
- ^ Розете Д., Чиарроки Дж. (01.07.2005). «Эмоциональный интеллект и его связь с результатами работы на рабочем месте и эффективностью лидерства». Журнал развития лидерства и организации . 26 (5): 388–399. дои : 10.1108/01437730510607871 . ISSN 0143-7739 .
- ^ Гроувс К.С., Макинру, член парламента, Шен В. (8 февраля 2008 г.). «Развитие и измерение эмоционального интеллекта лидеров». Журнал развития менеджмента . 27 (2): 225–250. дои : 10.1108/02621710810849353 . ISSN 0262-1711 .
- ^ Шульте М., Ри М.Дж., Карретта Т.Р. (2004). «Эмоциональный интеллект: не более чем г и личность». Личность и индивидуальные различия . 37 (5): 1059–1068. дои : 10.1016/j.paid.2003.11.014 .
- ^ Фиори М., Антонакис Дж. (2011). «Модель способностей эмоционального интеллекта: поиск действенных показателей» . Личность и индивидуальные различия (представленная рукопись). 50 (3): 329–334. дои : 10.1016/j.paid.2010.10.010 .
- ^ Антонакис Дж., Дитц Дж. (2011). «Ищете достоверность или проверяете ее? Опасности пошаговой регрессии, анализа экстремальных показателей, гетероскедастичности и ошибок измерения» . Личность и индивидуальные различия (представленная рукопись). 50 (3): 409–415. дои : 10.1016/j.paid.2010.09.014 .
- ^
- Смит Л., Чиарроки Дж., Heaven PC (2008). «Стабильность и изменение черт эмоционального интеллекта, моделей конфликтного общения и удовлетворенности отношениями: годовое продольное исследование». Личность и индивидуальные различия . 45 (8): 738–743. дои : 10.1016/j.paid.2008.07.023 .
- Остин Э.Дж. (2008). «Исследование времени реакции ответов на тесты на черты и способности эмоционального интеллекта» (PDF) . Личность и индивидуальные различия . 46 (3): 381–383. дои : 10.1016/j.paid.2008.10.025 . hdl : 20.500.11820/c3e59b2b-8367-4e8a-9d9c-9fb87c186fc1 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б ван дер Линден Д., Пекаар К.А., Баккер А.Б., Шермер Дж.А., Вернон П.А., Данкель К.С., Петридес К.В. (январь 2017 г.). «Совпадение общего фактора личности и эмоционального интеллекта: метаанализ» . Психологический вестник . 143 (1): 36–52. дои : 10.1037/bul0000078 . ISSN 1939-1455 . ПМИД 27841449 . S2CID 29455205 .
- ^
- Уокер С.А., Дабл КС, Бирни ДП (2021). «Сложные отношения между темной триадой и эмоциональным интеллектом: систематический обзор» . Обзор эмоций . 13 (3): 257–274. дои : 10.1177/17540739211014585 . S2CID 235779606 – через SAGE.
- Михельс, Мориц; Ральф, Шульце (2021). «Эмоциональный интеллект и темная триада: метаанализ» . Личность и индивидуальные различия . 180 : 110961. doi : 10.1016/j.paid.2021.110961 .
- ^ Уокер С.А., Дабл КС, Кунст Х, Чжан М, Макканн С (2022). «Эмоциональный интеллект и привязанность во взрослом возрасте: метаанализ» . Личность и индивидуальные различия . 184 : 111174. doi : 10.1016/j.paid.2021.111174 . ISSN 0191-8869 – через Elsevier Science Direct.
- ^ Паулхус, 2002 г. [ нужна полная цитата ]
- ^
- Холтгрейвс, 2004 г. [ нужна полная цитата ]
- Макфарланд и Райан, 2000 г. [ нужна полная цитата ]
- Пиблс и Мур, 1998 г. [ нужна полная цитата ]
- Николс и Грин, 1997 г. [ нужна полная цитата ]
- Зербе и Паульюс, 1987 г. [ нужна полная цитата ]
- ^
- Николс и Грин, 1997 г. [ нужна полная цитата ]
- Гангстер и др., 1983 г. [ нужна полная цитата ]
- ^
- Паулс и Крост, 2004 г. [ нужна полная цитата ]
- Паулхюс, 1991 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Паулхус и Рид, 2001 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Чой, С., Клюмпер, Д.Х., и Саули, К.С. (2011). Что, если мы подделаем эмоциональный интеллект? Тест на ослабление достоверности критерия. Журнал оценки личности, 93(3), 270277. https://doi.org/10.1080/00223891.2011.558870.
- ^ Дэй, Ал., и Кэрролл, Ю.А. (2008). Подделка эмоционального интеллекта (ЭИ): сравнение искажений ответов по способностям и показателям ЭИ, основанным на чертах характера. Журнал организационного поведения: Международный журнал промышленной, профессиональной и организационной психологии и поведения, 29 (6), 761–784. https://doi.org/10.1002/job.485
- ^ Тетт, Р.П., Фрейнд, К.А., Кристиансен, Н.Д., Фокс, К.Э., и Костер, Дж. (2012). Притворство в самоотчете по тестам эмоционального интеллекта и личности: влияние возможностей фальсификации, когнитивных способностей и типа работы. Личность и индивидуальные различия, 52 (2), 195–201. https://doi.org/10.1016/j.paid . 2011.10.017
- ^ Уокер, С.А., и Макканн, К. (2023). Притворяйтесь хорошими в самоотчетах по сравнению с сообщениями информаторов об эмоциональном интеллекте. Оценка. https://doi.org/10.1177/10731911231203960
- ^ например, МакФарланд, 2003 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Айзенк HJ (2000). Интеллект: новый взгляд . Издатели транзакций. ISBN 978-0-7658-0707-6 .
- ^ Локк Э.А. (2005). «Почему эмоциональный интеллект — неверная концепция». Журнал организационного поведения . 26 (4): 425–431. дои : 10.1002/job.318 .
- ^ Маттиуцци П.Г. (2008). «Эмоциональный интеллект? Я его не чувствую» . Повседневная психология . Архивировано из оригинала 20 июля 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б Грант А (2 января 2014 г.). «Темная сторона эмоционального интеллекта» . Атлантика . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года.
- ^ Робертс Р.Д., Зейднер М., Мэтьюз Дж. (сентябрь 2001 г.). «Соответствует ли эмоциональный интеллект традиционным стандартам интеллекта? Некоторые новые данные и выводы». Эмоция . 1 (3): 196–231. дои : 10.1037/1528-3542.1.3.196 . ПМИД 12934681 .
- ^ Броды Н. (2004). «Что такое когнитивный интеллект и чем не является эмоциональный интеллект» (PDF) . Психологический опрос . 15 (3): 234–238. дои : 10.1207/s15327965pli1503_03 . S2CID 219727559 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 февраля 2016 г.
- ^ Ниткин Р., Харрис М. (29 августа 2006 г.). «Национальный консультативный совет по исследованиям в области медицинской реабилитации: протокол заседания 2–3 декабря 2004 г.» . Национальный институт здоровья детей и человеческого развития . Архивировано из оригинала 16 июля 2009 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- 10 книг, которые стоит прочитать по версии Harvard Business Review: об эмоциональном интеллекте . Бостон: HBR. 2015. ISBN 978-1511367196 .