Jump to content

Эволюционная этика

(Перенаправлено из Эволюционной этики )

Эволюционная этика – это область исследований, которая исследует, как эволюционная теория может повлиять на наше понимание этики и морали . [1] Круг вопросов, исследуемых эволюционной этикой, весьма широк. Сторонники эволюционной этики утверждают, что она имеет важные последствия в области описательной этики , нормативной этики и метаэтики .

Описательная эволюционная этика состоит из биологических подходов к морали, основанных на предполагаемой роли эволюции в формировании психологии и поведения человека. Такие подходы могут быть основаны на таких научных областях, как эволюционная психология , социобиология или этология , и направлены на объяснение определенного человеческого морального поведения, способностей и тенденций в эволюционных терминах. Например, почти повсеместное убеждение в том, что инцест является морально неправильным, можно объяснить как эволюционную адаптацию, которая способствовала выживанию человека.

Нормативная (или предписывающая) эволюционная этика, напротив, стремится не объяснить моральное поведение, а оправдать или опровергнуть определенные нормативные этические теории или утверждения. Например, некоторые сторонники нормативной эволюционной этики утверждают, что эволюционная теория подрывает некоторые широко распространенные взгляды на моральное превосходство человека над другими животными.

Эволюционная метаэтика задается вопросом, какое отношение эволюционная теория имеет к теориям этического дискурса, к вопросу о том, существуют ли объективные моральные ценности и о возможности объективного морального знания. Например, некоторые специалисты по эволюционной этике обратились к эволюционной теории для защиты различных форм морального антиреализма (грубо говоря, утверждения о том, что объективных моральных фактов не существует) и морального скептицизма.

Первую заметную попытку изучить связь между эволюцией и этикой была предпринята Чарльзом Дарвином в книге «Происхождение человека» (1871). В главах IV и V этой работы Дарвин намеревался объяснить происхождение человеческой морали, чтобы показать, что между человеком и животными не существует абсолютного разрыва. Дарвин стремился показать, как утонченное моральное чувство, или совесть , могло развиться в результате естественного эволюционного процесса, который начался с социальных инстинктов, укорененных в нашей природе как социальных животных.

Вскоре после публикации книги Дарвина «Происхождение человека » эволюционная этика приняла совершенно иной – и гораздо более сомнительный – поворот в форме социального дарвинизма . Ведущие социальные дарвинисты, такие как Герберт Спенсер и Уильям Грэм Самнер, стремились применить уроки биологической эволюции к социальной и политической жизни. Подобно тому, как в природе, утверждали они, прогресс происходит посредством безжалостного процесса конкурентной борьбы и «выживания наиболее приспособленных», так и человеческий прогресс будет происходить только в том случае, если правительство позволит неограниченную деловую конкуренцию и не будет прилагать усилий для защиты «слабых» или «неприспособленных». «посредством законов о социальном обеспечении. [2] Такие критики, как Томас Генри Хаксли , Дж. Э. Мур , Уильям Джеймс , Чарльз Сандерс Пирс , [3] и Джон Дьюи резко критиковал такие попытки извлечь этические и политические уроки из дарвинизма, и к началу десятилетий двадцатого века социальный дарвинизм широко считался дискредитированным. [4]

Современное возрождение эволюционной этики во многом обязано книге Э. О. Уилсона 1975 года «Социобиология: новый синтез» . В этой работе Уилсон утверждает, что существует генетическая основа для широкого спектра человеческого и нечеловеческого социального поведения.

Совсем недавно ряд биологов-эволюционистов, в том числе Ричард Александер , Роберт Триверс и Джордж Уильямс , выступили за иную связь между этикой и эволюцией. По словам Александра: «Этические вопросы и изучение морали или концепций справедливости, добра и зла проистекают исключительно из существования конфликта интересов ». [5] Последние, в свою очередь, являются неизбежными последствиями генетической индивидуальности. Александер утверждал, что «поскольку мораль включает в себя конфликт интересов, ее нелегко обобщить до универсального, несмотря на практически постоянные усилия философов-утилитаристов сделать это; мораль не черпает свое значение из набора универсалий или неоспоримых фактов». [6] Скорее, он утверждал,

Два основных вклада, которые эволюционная биология может внести в эту проблему, заключаются в том, чтобы, во-первых, оправдать и способствовать сознательному осознанию того, что именно конфликты интересов, сконцентрированные на индивидуальном уровне, приводят к этическим вопросам, и, во-вторых, помочь идентифицировать характер и интенсивность конфликтов интересов, возникающих в конкретных случаях. [5]

В качестве примера генетического конфликта родители выбираются так, чтобы распределять свое время и ресурсы поровну среди своих потомков, но любой конкретный ребенок более тесно связан с самим собой, чем с кем-либо из своих братьев и сестер, и поэтому будет желать большего родительского вклада, чем любой из них. родитель выбран, чтобы дать. [7] Следствием этого конфликта родителей и потомков является то, что естественный отбор неспособен привить универсальное понимание того, что является «справедливым» или «справедливым» в отношении обращения с братьями и сестрами, поскольку поведение, наиболее способствующее распространению родительских генов, различается. от того, что наиболее благоприятно для генов ребенка.

Александер отметил, что внимание к конфликтам интересов распространено среди биологов и других нефилософов, но что «многие философы-моралисты не подходят к проблеме морали и этики так, как если бы она возникла как попытка разрешить конфликт интересов». [8] Он определил то, что он называл «моральными системами», как социальные ( неразвитые ) реакции на конфликты интересов. [9] Среди других примеров он привел социальные правила или законы, навязывающие моногамию. Поведенческие конфликты, которые рассматриваются такими правилами, имеют эволюционное происхождение в (генетическом) сексуальном конфликте между мужчинами и женщинами. [10]

Описательная эволюционная этика

[ редактировать ]

Наиболее широко распространенной формой эволюционной этики является описательная эволюционная этика. Описательная эволюционная этика стремится объяснить различные виды моральных явлений полностью или частично в генетических терминах. Рассматриваемые этические темы включают альтруистическое поведение, этику сохранения, врожденное чувство справедливости, способность к нормативному руководству, чувство доброты или любви, самопожертвование, избегание инцеста, родительскую заботу, внутригрупповую лояльность, моногамию, чувства, связанные с конкурентоспособностью. и возмездие , моральный «обман» и лицемерие .

Ключевой вопрос эволюционной психологии заключался в том, как могли развиться альтруистические чувства и поведение как у людей, так и у нечеловеческих животных, когда процесс естественного отбора основан на размножении с течением времени только тех генов, которые лучше адаптируются к изменениям в окружающей среде. разновидность. Теории, рассматривающие эту проблему, включают родственный отбор , групповой отбор и взаимный альтруизм (как прямой, так и косвенный, а также в масштабе всего общества). Специалисты по описательной эволюционной этике также спорят о том, следует ли рассматривать различные типы моральных явлений как адаптации, возникшие в результате их прямых адаптивных преимуществ, или как побочные эффекты, возникшие как побочные эффекты адаптивного поведения.

Нормативная эволюционная этика

[ редактировать ]

Нормативная эволюционная этика — наиболее противоречивая ветвь эволюционной этики. Нормативная эволюционная этика направлена ​​на определение того, какие действия правильны, а какие нет, и какие вещи хороши или плохи с эволюционной точки зрения. Оно не просто описывает , но предписывает цели , ценности и обязательства. Социальный дарвинизм , о котором говорилось выше, является наиболее исторически влиятельной версией нормативной эволюционной этики. Как знаменито утверждал философ Дж. Э. Мур , многие ранние версии нормативной эволюционной этики, по-видимому, допускали логическую ошибку, которую Мур назвал натуралистической ошибкой . Это была ошибка определения нормативного свойства, такого как добро, в терминах какого-то ненормативного, натуралистического свойства, такого как удовольствие или выживание.

Более сложные формы нормативной эволюционной этики не должны совершать ни натуралистическую ошибку, ни ошибку «должно быть» . Но все разновидности нормативной эволюционной этики сталкиваются с трудной задачей объяснения того, как эволюционные факты могут иметь нормативный авторитет для рациональных агентов. «Независимо от того, почему у человека есть данная черта, перед рациональным агентом всегда стоит вопрос: правильно ли мне ее проявлять или вместо этого мне следует отказаться от нее и сопротивляться ей, насколько я могу?» [11]

Эволюционная метаэтика

[ редактировать ]

Эволюционная теория, возможно, не сможет сказать нам, что морально правильно, а что неправильно, но она может пролить свет на то, как мы используем моральный язык, или поставить под сомнение существование объективных моральных фактов или возможность морального познания. Такие специалисты по эволюционной этике, как Майкл Рьюз , Э.О. Уилсон , Ричард Джойс и Шэрон Стрит, защищали подобные утверждения.

Некоторые философы, поддерживающие эволюционную метаэтику, используют ее, чтобы подорвать взгляды на человеческое благосостояние, основанные на аристотелевской телеологии или других целенаправленных теориях человеческого процветания. Ряд мыслителей обратились к эволюционной теории в попытке развенчать моральный реализм или поддержать моральный скептицизм. Шэрон Стрит — один из выдающихся специалистов по этике, который утверждает, что эволюционная психология подрывает моральный реализм. По мнению Стрита, принятие моральных решений человеком «тщательно пропитано» эволюционными влияниями. Естественный отбор, утверждает она, вознаградил бы моральные предрасположенности, повышающие приспособленность, а не те, которые отслеживают моральные истины, если бы они существовали. Было бы примечательным и маловероятным совпадением, если бы «морально слепые» этические черты, направленные исключительно на выживание и воспроизводство, тесно совпадали с независимыми моральными истинами. Поэтому мы не можем быть уверены, что наши моральные убеждения точно соответствуют объективной моральной истине. Следовательно, реализм заставляет нас принять моральный скептицизм. Подобный скептицизм, утверждает Стрит, неправдоподобен. Поэтому нам следует отвергнуть реализм и вместо этого принять некую антиреалистическую точку зрения, допускающую рационально обоснованные моральные убеждения. [12]

Защитники морального реализма предложили два типа ответов. Один из них — отрицать, что сложившиеся моральные реакции, скорее всего, будут резко расходиться с моральной истиной. По мнению Дэвида Коппа, например, эволюция будет способствовать моральным реакциям, которые способствуют социальному миру, гармонии и сотрудничеству. Но именно такие качества лежат в основе любой правдоподобной теории объективной моральной истины. Таким образом, предполагаемая «дилемма» Стрита – отрицать эволюцию или принять моральный скептицизм – является ложным выбором. [13]

Второй ответ Стриту — отрицать, что мораль настолько «насыщена» эволюционными влияниями, как утверждает Стрит. Уильям Фицпатрик, например, утверждает, что «даже если существует значительное эволюционное влияние на содержание многих наших моральных убеждений, остается возможным, что многие из наших моральных убеждений формируются частично (а в некоторых случаях полностью) посредством автономное моральное размышление и рассуждение, так же, как и наши математические, научные и философские убеждения». [14] Широкую изменчивость моральных кодексов, как в разных культурах, так и в исторических периодах, трудно объяснить, если мораль так широко формируется генетическими факторами, как утверждает Стрит.

Другой распространенный аргумент, который сторонники эволюционной этики используют для разоблачения морального реализма, заключается в утверждении, что успех эволюционной психологии в объяснении человеческих этических реакций делает понятие моральной истины «объяснительно излишним». Если мы сможем полностью объяснить, например, почему родители естественным образом любят своих детей и заботятся о них с чисто эволюционной точки зрения, нет необходимости ссылаться на какие-либо «жуткие» реалистические моральные истины для какой-либо объяснительной работы. Таким образом, из соображений теоретической простоты мы не должны постулировать существование таких истин, а вместо этого должны объяснить широко распространенную веру в объективную моральную истину как «иллюзию, навязанную нам нашими генами, чтобы заставить нас сотрудничать с одним человеком». другой (чтобы наши гены выжили)». [15]

Соединение дарвинизма с моральным реализмом не приводит к неприемлемым результатам в эпистемологии . [16] Никакие два мира, которые ненормативно идентичны, не могут нормативно различаться. Реализация нормативных свойств метафизически возможна в таком мире, как наш. [17] Филогенетическое заимствование морального смысла не лишает этические нормы независимых и объективных истинностных значений . [18] Существует параллель с общетеоретическими принципами, которые, будучи неизменными сами по себе, обнаруживаются в ходе исследования. Этическое априорное познание оправдано в той мере, в какой другое априорное знание. доступно [19] Разбирая подобные ситуации, развивающийся ум обдумывал идеализированные модели, подчиняющиеся определенным законам. В социальных отношениях было освоено взаимоприемлемое поведение. Кооперативное решение в соперничестве между конкурентами представлено равновесием Нэша . [20] Этот образец поведения не является традиционным (метафизически конструктивным), но представляет собой объективное отношение, подобное равновесию силы или импульса в механике. [21]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ ФитцПатрик, Уильям (2021 г.), Залта, Эдвард Н. (редактор), «Мораль и эволюционная биология» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 6 февраля 2024 г.
  2. ^ Грегори Бэшем, Книга философии: от Вед до новых атеистов, 250 вех в истории философии . Нью-Йорк: Стерлинг, 2015, с. 318.
  3. ^ «Чарльз Сандерс Пирс» . Антидетерминизм, тихизм и эволюционизм . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2022.
  4. ^ Ричард Хофштадтер, Социальный дарвинизм в американской мысли , ред. ред. Бостон: Beacon Press, 1955, стр. 203.
  5. ^ Jump up to: а б Александр, Ричард Д. (1980). «Эволюция, социальное поведение и этика». У Энгельгардта — Х. Тристам; Каллахан, Дэниел (ред.). Знать и ценить: в поисках общих корней. Том IV «Основ этики и ее связи с наукой» . Гастингсский центр. стр. 124–149. ISBN  0916558045 .
  6. ^ Александр, Ричард Д. (1987). «Эволюционные подходы к человеческому поведению: что ждет будущее?». В Бетциге, Лаура; Богерхофф Малдер, Моник; Тёрке, Пол (ред.). Репродуктивное поведение человека: дарвиновская перспектива . Издательство Кембриджского университета. стр. 317–341. ISBN  9780521327381 .
  7. ^ Триверс, Роберт Л. (1974). «Конфликт родителей и детей» . Американский зоолог . 14 (1): 249–264.
  8. ^ Александр, Ричард Д. (1987). Биология моральных систем . Альдин Де Грюйтер. ISBN  9780202011738 .
  9. ^ Например, «ограничения для отдельных лиц и подгрупп, обслуживающих их собственные интересы, возникают исключительно из-за вероятности непомерно высоких затрат, налагаемых некоторой частью остального общества; именно такое определение моральных систем я здесь развиваю».
  10. ^ Муус, Харриет (2024). «Эволюционная этика и выбор партнера» . ФилПаперс . Центр цифровой философии . Проверено 31 июля 2024 г.
  11. ^ Фитцпатрик, «Мораль и эволюционная биология», Раздел 3.2.
  12. ^ Шэрон Стрит, «Дарвиновская дилемма для реалистических теорий ценности». Философские исследования , 127: 109–66.
  13. ^ Дэвид Копп, «Дарвиновский скептицизм в отношении морального реализма». Вопросы философии , 18: 186–206.
  14. ^ Фицпатрик, «Мораль и эволюционная биология», Раздел 4.1.
  15. ^ Майкл Руз и Э.О. Уилсон, «Эволюция этики». New Scientist , 102: 1478 (17 октября 1985 г.): 51–52.
  16. ^ Скарсауне, Кнут Олав (1 января 2011 г.). «Дарвин и моральный реализм: выживание самых сомнительных» . Философские исследования . 152 (2): 229–243. дои : 10.1007/s11098-009-9473-8 . ISSN   1573-0883 .
  17. ^ Кунс, Кристиан. «Как доказать, что некоторые поступки неправильны (не выдвигая при этом существенных моральных предпосылок) // «Философские исследования», (2011), 155, (1), 83-98. ISSN 0031-8116
  18. ^ Лутц, Мэтью; Ленман, Джеймс (1 июня 2006 г.). «Моральный натурализм» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  19. ^ Шафер-Ландау, Р. Эволюционное разоблачение морального реализма и морального знания //» Дж. Этика и социальная философия». ((2012), 7, (1), 1-37
  20. ^ Розенберг, Алекс. «Сделает ли геномика больше для метафизики, чем Локк?» // Бониоло, Джованни и Де Анна, Габриэле, «Эволюционная этика и современная биология», Издательство Кембриджского университета: [Кембридж и др., 2009], стр. 178-198. ISBN   978-0-521-12270-2
  21. ^ Арнис Мазловскис, «Эволюционный, вневременной. и современный этос» // «Религиозно-философские статьи» [Религиозно-философские статьи] (2020), XXVIII, с.55-73. ISSN 1407-1908

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 003398ffe9eb2fe899c4268e967d6ecb__1722446880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/cb/003398ffe9eb2fe899c4268e967d6ecb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Evolutionary ethics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)