Jump to content

Хамза ибн Али

(Перенаправлено с Хамзы бин Али )
Хамза ибн Али ибн Ахмад
Рожденный 985
Умер 1021
Мекка , Шарифат Мекки (по одному утверждению)
Причина смерти Обезглавливание (по одному утверждению)
Годы активности в. 1017 –1021
Известный Основатель друзов религии
Оппоненты

Хамза ибн Али ибн Ахмад ( арабский : حمزة بن علي بن أحمد , латинизированный : Хамза ибн Али ибн Ахмад ; ок. 985 – ок. 1021) был персидским исмаилитским миссионером 11-го века и лидером-основателем друзов . Он родился в Зозане в Большом Хорасане в Персии, управляемой Саманидами (современный Хаф, провинция Хорасан Разави , Иран ), и проповедовал свою неортодоксальную ветвь исмаилизма в Каире во время правления фатимидского халифа аль-Хакима би-Амра Аллаха . По мнению Хамзы, аль-Хаким был проявленным Богом. Несмотря на сопротивление со стороны авторитетного исмаилитского духовенства, Хамза упорствовал, очевидно, его терпел или даже покровительствовал сам аль-Хаким, и создал параллельную иерархию миссионеров в Египте и Сирии. После исчезновения аль-Хакима — или, скорее всего, убийства — в феврале 1021 года Хамза и его последователи подверглись преследованиям со стороны нового режима. Сам Хамза объявил о своем выходе на пенсию в своем последнем послании своим последователям, в котором он также пообещал, что аль-Хаким скоро вернется и возвестит конец времен . После этого Хамза исчез, хотя один современный источник утверждает, что он бежал в Мекка , где он был признан и казнен. Его ученик Баха ад-Дин аль-Муктана возобновил миссионерскую деятельность Хамзы в 1027–1042 годах, завершив доктрины веры друзов.

Источник

[ редактировать ]

Жизнь Хамзы ибн Али и его точная роль в зарождении движения друзов не совсем ясны, поскольку основные источники о нем — современный христианский летописец Яхья Антиохийский , мусульманский историк Ибн Зафир и собственные послания Хамзы — часто противоречивый. [ 1 ]

По словам Ибн Зафира, Хамза ибн Али родился в Зозане в Хорасане и первоначально занимался изготовлением войлока . [ 1 ] [ 2 ] Он эмигрировал в Фатимидский Египет и, похоже, не действовал до 1817 г. [ 1 ] хотя он, возможно, присутствовал в Каире уже в 1013 году, поскольку он описывает события, связанные с назначением Абд ар-Рахима ибн Ильяса наследником ( вали Ахд аль-муслимин ) фатимидским халифом аль-Хакимом би-Амр Аллахом. ( р. 996–1021 ). [ 3 ]

Предыстория: исмаилитский даав при аль-Хакиме.

[ редактировать ]

В то время движение исмаилитов ( дава ), государственная религия Фатимидского халифата, находилось в смятении из-за появления инославных верований. Их распространял аль-Хасан ибн Хайдара аль-Фаргани аль-Ахрам, исмаилит из Ферганской долины . Его учение известно лишь косвенно, из полемических сочинений, опровергающих их исмаилитского даи Хамида ад-Дина аль-Кирмани . [ 4 ] [ 5 ] По словам аль-Кирмани, аль-Ахрам проповедовал неизбежность конца времен, когда формальная религия и религиозный закон ( шариат ) будут отменены и заменены чистым, исконным райским поклонением Богу. [ 6 ] [ 7 ] Подобные антиномистские и милленаристские концепции были ключевым компонентом раннего исмаилизма. Однако по мере того, как режим Фатимидов консолидировался, а ранние исмаилитские мессианские обещания были отодвинуты в далекое будущее, официальная доктрина фатимидских имамов-халифов решительно отвергла эти потенциально революционные принципы. [ 8 ] [ 9 ]

Однако самым взрывоопасным из взглядов аль-Ахрама было то, что линия имамов подошла к концу и что Бог проявился в личности халифа аль-Хакима, который, соответственно, был ожидаемым мессией, аль-Каимом . [ 10 ] [ 11 ] [ 2 ] Это тоже не было чем-то новым: несколько шиитских групп, известных как «экстремисты» ( гулат ), были склонны обожествлять своих имамов, начиная уже с Али ( годы правления 656–661 ). Тот факт, что фатимидские теологи, такие как Кади ан-Нуман, продолжали осуждать такие взгляды как ересь в конце 10 века, показывает их сохраняющуюся актуальность. [ 12 ] Несмотря на то, что согласно официальной доктрине Фатимидов аль-Хаким был полностью еретиком, аль-Хаким, по-видимому, не только терпел распространение таких концепций, но, как сообщается, также причислял аль-Ахрама к своим близким соратникам, что привело к широко распространенным предположениям среди современников о том, что еретические идеи аль-Ахрама не были не только одобрен халифом, но даже создан им. [ 13 ] Аль-Ахрам также пытался склонить на свою сторону чиновников, отправляя им письма по этому поводу. [ 2 ] Аль-Ахрам был убит в январе/феврале 1018 года (или 1019 года, по словам Хальма), когда сопровождал халифа во время прогулки верхом. Реакция аль-Хакима на это событие — убийцу быстро казнили, а жертву похоронили в богатой одежде, привезенной из дворца, — лишь усилила подозрения в том, что он симпатизирует взглядам аль-Ахрама. [ 14 ] Однако после убийства аль-Хаким прервал контакты с последователями аль-Ахрама, и начатое им движение на некоторое время приостановилось. [ 2 ]

Начало миссии Хамзы

[ редактировать ]

Хамза также следовал подобному учению: он обосновался в мечети на Райдан-канале, за городскими воротами Баб ан-Насра , и там излагал точку зрения, что в аль-Хакиме воплотился Бог. Он принял титул «лидера адептов» ( хади аль-мустаджибин ), и число его последователей быстро росло. По свидетельству средневековых летописцев, он тоже пользовался благосклонностью аль-Хакима: когда он пожаловался халифу, что его жизни угрожает опасность, ему подарили оружие, которое он демонстративно вывесил на каждом входе в мечеть Райдан. [ 15 ] Неясно, когда именно Хамза начал свою миссию. Самое раннее из его посланий, содержащее дату, датируется июлем 1017 года. [ 16 ] В предыдущем, недатированном пятом послании Хамза принес новую клятву ( митак ) своим последователям, которые впервые были названы « народом единобожия » ( аль-Мувахидун ). В нем они обязались отказаться от всякой прежней верности и поклясться в послушании «нашему Господу аль-Хакиму, Единому, Единственному, Единственному» и отдать в его распоряжение тело и душу, включая все свое имущество и даже своих детей. . [ 16 ]

В исторических источниках Аль-Хаким обычно изображается благосклонно настроенным к движению Хамзы. Современные историки более скептически относятся к заявлениям (в основном исходящим от враждебно настроенных историков-суннитов) о том, что халиф на самом деле сам инициировал новую доктрину. Историк Дэвид Р.В. Брайер пишет, что «аль-Хаким не играл активной роли в создании того, что должно было стать друзским дава , и, каким бы проницательным политиком он ни был, он не колебался отказываться от всей видимой поддержки движения во времена реальных трудностей». ", и что он "не хотел, чтобы его видели причастным к формирующемуся движению, пока он не увидит, как на него отреагировало большинство людей". [ 17 ] Действительно, из-за беспорядков, вызванных новой доктриной, халиф вынудил Хамзу приостановить свою миссию на следующий год (409 г.х. , 1018/19 г. н.э.), который, таким образом, не учитывается в календаре друзов (который начинается с 408 г.). АХ [ 18 ] ). Лишь с мая 1019 г. (410 г. хиджры) Хамза возобновил свою деятельность, предположительно с разрешения халифа. [ 19 ] [ 20 ]

Хамза и ад-Дарзи

[ редактировать ]

Хотя Хамза был настоящим основателем религии друзов, [ 21 ] [ 22 ] свое название он получил от другого пропагандиста-единомышленника, который вскоре стал соперником, турка ад-Дарази (вероятно, происходящего от персидского слова, обозначающего портной). От него последователи Хамзы стали известны как «дарзиты» ( дарзия ) и «друзы» (от ломаной формы множественного числа дуруз ). [ 23 ] Точные отношения между Хамзой и ад-Дарзи неясны. Яхья из Антиохии представляет его как ученика Хамзы, но Ибн Зафир утверждает обратное. [ 1 ]

Современный историк Маршалл Ходжсон попытался различить доктринальные различия между ними, утверждая, что ад-Дарзи все еще находился в пределах исмаилизма, в то время как учение Хамзы о божественности аль-Хакима фактически вывело его доктрину за пределы не только исмаилизма. , но и ислама в целом. [ 24 ] Этот тезис был отвергнут Брайером. [ 25 ] и аль-Дарзи теперь рассматривается историками как особенно ревностный приверженец божественности аль-Хакима, написавший письма высокопоставленным чиновникам и командирам Фатимидов, призывая их присоединиться к нему. [ 26 ] [ 27 ] Действительно, в своих посланиях Хамза критикует своего коллегу как за то, что ад-Дарзи оспаривает роль Хамзы как лидера их движения, так и за чрезмерно рьяные, экстремистские и провокационные действия его последователей, которые преждевременно раскрыли идеи движения. и поставил его под угрозу нападения. [ 28 ]

День аль-Каины

[ редактировать ]

По словам Яхьи Антиохийского, главным противником доктрин, пропагандируемых Хамзой и ад-Дарзи, был лидер авторитетного исмаилитского дава , главный турецкий миссионер ( даи ад-духат ) Кут Тегин. Действительно, турецкие гильманы (солдаты-рабы) из армии Фатимидов, похоже, в целом были против нового учения. В это время последователи соперничающих лидеров регулярно устраивали драки на улицах Каира, проклиная друг друга как неверных. [ 29 ]

Конфликт между двумя сторонами достиг апогея в мечети Амр ибн аль-Ас в Фустате (Старый Каир) 19 июня 1019 года (12 сафар 410 года хиджры), известный в друзской традиции как «День аль-Каины », имя, значение которого неизвестно. [ 1 ] [ 30 ] В тот день некоторые из последователей Хамзы вошли в мечеть Амр, громко заявляя о своей вере, но столкнулись с сопротивлением местных жителей, которые начали устремляться к мечети. Когда главный суннитский судья ( кади аль-кудат ) узнал о событиях, он пошел в мечеть, где люди Хамзы пытались заставить его зачитать заявление, подтверждающее божественность аль-Хакима. Кади возражал, и собравшаяся толпа пришла в ярость и линчевала последователей Хамзы, таща их трупы по улицам города. [ 1 ] [ 31 ] [ 32 ] В тот же день аль-Хаким уволил префектов полиции столицы и наказал зачинщиков линчевания. [ 33 ] Это только спровоцировало население и войска: 29 июня турецкие солдаты окружили дом ад-Дарзи и после короткого боя с его сторонниками, забаррикадировавшимися там, штурмовали его. Около сорока сторонников ад-Дарзи были убиты, но самому ад-Дарзи удалось бежать и найти убежище во дворце халифа . Затем турки собрались перед воротами дворца, требуя, чтобы его выдали им для наказания; исторические источники ничего не говорят о судьбе ад-Дарзи, но в посланиях Хамзы сообщается, что он был казнен аль-Хакимом. [ 1 ] [ 34 ] [ 35 ]

Лишенные своей первоначальной цели, турецкие войска обратились против Хамзы и его последователей, атаковали мечеть Райдан и подожгли ее ворота. Сам Хамза сообщает в двух своих посланиях (10 и 19), как, имея всего двенадцать последователей, пятеро из которых были либо слишком стары, либо слишком молоды, чтобы сражаться, ему удалось в течение целого дня сдерживать атаки своих врагов, прежде чем «Чудесное» появление аль-Хакима заставило нападавших отступить. [ 36 ] [ 28 ] Хамза относит это чудо к дню исламского нового года (1 мухаррам 410 г.х./9 мая 1019 г. н.э.), который, таким образом, ознаменовал возобновление миссионерской деятельности друзов (« божественный призыв »). [ 37 ] Беспорядки распространились, дисциплина солдат рухнула, и порядок был восстановлен только после того, как большая часть Каира была сожжена. Летописцы, враждебно настроенные по отношению к аль-Хакиму, такие как Яхья Антиохийский или более поздние историки-сунниты, видели в этом преднамеренную попытку халифа наказать кайренцев за противодействие учению друзов. [ 38 ] [ 19 ]

Последние годы

[ редактировать ]

Доктрины гулата , распространенные в последние годы правления аль-Хакима, очевидно, пропагандировались одновременно и независимо рядом миссионеров. Их роли и взаимоотношения неясны. Аль-Ахраму, например, отводилась важная роль более поздними суннитскими историками, но Хамза обошел его молчанием. Тем не менее, Хамза, похоже, действительно сыграл ведущую роль: даже если у аль-Дарзи были свои последователи, источники предполагают, что он признавал лидерство Хамзы в некоторых вопросах. [ 39 ] В любом случае, после смерти ад-Дарзи, к 1019 году Хамза стал почти бесспорным лидером нового движения. [ 40 ]

Что еще более важно, именно Хамза превратил новую религию в организованное движение, подобное официальному исмаилитскому дауа , назначив своих даи в Египте и Сирии. [ 40 ] Кроме того, он отобрал некоторых из своих старших учеников и установил их в иерархии «рангов», возглавляемой им самим (см. Ниже). [ 40 ] [ 41 ]

Исчезновение Аль-Хакима и смерть Хамзы

[ редактировать ]

В ночь на 13 февраля 1021 года халиф аль-Хаким исчез во время одной из своих обычных ночных поездок, вероятно, став жертвой дворцового заговора. Власть захватила его сестра, Ситт аль-Мульк , будучи регентом при сыне аль-Хакима, аз-Захире ( годы правления 1021–1036 ). [ 42 ] Новый режим быстро отменил многие противоречивые решения аль-Хакима, обеспечив возврат к исмаилитской ортодоксальности. В рамках этой исмаилитской реакции власти Фатимидов начали жестокое преследование против движения друзов, в результате чего последующие семь исламских лет (411–418 гг. Хиджры) стали периодом молчания в друзских источниках. [ 43 ]

Через несколько месяцев после исчезновения аль-Хакима Хамза написал прощальное послание ( Рисалат аль-Гайба , «Послание оккультизма»), в котором объявил о своем выходе на пенсию и сокрытии или сокрытии аль-Хакима ( гайба ). В нем Хамза призывал своих последователей сохранять веру, поскольку период испытаний скоро пройдет и последние времена . наступят [ 1 ] [ 44 ] [ а ]

По словам современного багдадского летописца аль-Хатиба аль-Багдади , Хамза бежал от преследований в Мекку , где был отдан под защиту местного правителя, Шарифа Мекки . Однако вскоре его узнали египетские паломники, совершавшие хадж , и потребовали его казни. Шариф колебался – по словам Хайнца Хальма, вероятно, ожидая увидеть, продержится ли новый режим в Египте – но после ряда предполагаемых признаков божественного недовольства он приказал обезглавить Хамзу и одного из его рабов перед одними из ворот Египта. Кааба . Трупы были распяты и забиты камнями прохожими; их останки позже были сожжены. [ 44 ]

Последствия

[ редактировать ]

Руководство друзским движением, теперь рассеянным и уничтоженным, взял на себя один из главных учеников Хамзы, Баха ад-Дин аль-Муктана , который с 1027 года пытался воссоздать движение, рассылая свои собственные послания различным общинам друзов. [ 45 ] Аль-Муктана оставался главой миссионерского движения друзов до 1042 года, когда он опубликовал свое прощальное послание, объявив о своем уходе в подполье. В этом заключительном послании он снова подтвердил неизбежное наступление конца времен и Страшного суда при аль-Хакиме, где истина будет проявлена, так что в его собственной деятельности больше не будет необходимости. [ 46 ] До тех пор он приказал своим последователям скрывать свою истинную преданность и даже называть его по имени, если это необходимо, чтобы сохранить свое прикрытие. [ 47 ]

Это ознаменовало конец «божественного призыва» друзов, т. е. его активной миссионерской фазы. С тех пор и по сей день друзы представляют собой закрытую общину, в которой не ни обращение в веру, ни отступничество . допускается [ 48 ] 71 послание аль-Муктаны вместе с посланиями Хамзы и другого ученика, Исмаила ибн Мухаммада аль-Тамими , составленными аль-Муктаной, образуют священное писание друзов, Послания мудрости ( Расаил аль-Хикма ). или Высшая Мудрость ( аль-Хикма аш-Шарифа ). Из шести книг первые две содержат работы Хамзы и других, а остальные четыре включают сочинения аль-Муктаны. [ 49 ] [ 48 ] Тридцать из 113 Посланий Мудрости (номера с 6 по 35) приписывают Хамзе. [ 1 ]

Доктрина, пропагандируемая Хамзой в его посланиях, отражает идеи, распространенные среди иранских исмаилитов в 10 веке, особенно в работах Абу Якуба ас-Сиджистани . [ 1 ] И Хамза, и его помощник Исмаил ат-Тамими приписывали и развивали неоплатонические идеи о мировой душе и универсальном интеллекте , которые были поглощены доктриной исмаилитов. [ 1 ] [ 50 ] Брайер называет друзов гулатской сектой исмаилизма, но подчеркивает, что идеи, поддерживаемые Хамзой, «являются всего лишь логическим, хотя и крайним развитием идей исмаилитов за предыдущие полтора столетия». [ 51 ] По словам Брайера, основой мотивации Хамзы была божественность аль-Хакима и все более выраженная ненависть к организованной религии, выраженная как в исмаилитском дааве , так и в традиционном суннитском религиозном истеблишменте. [ 52 ] В результате, хотя терминология и космология его новой религии выдают исмаилитское происхождение, его подход к исмаилитским принципам был весьма эклектичным: «Как какой-то фокусник, Хамза подбросил всю исмаилитскую систему в воздух, поймав и изменить те аспекты, которые ему нравились, и отбросить те, которые ему не нравились». [ 53 ]

Космология

[ редактировать ]

Ранний исмаилизм рассматривал историю как последовательность циклов, каждый из которых начинался пророческой личностью, такой как Ной или Мухаммед , за которым следовали семь имамов и завершался появлением мессии ( Махди или аль-Каима ), который положил начало золотому веку. или Страшный суд . [ 54 ] Хамза адаптировал эту концепцию, утверждая, что в каждом историческом цикле Бог проявляется, принимая телесную форму. В результате в течение этого цикла непосредственное присутствие Бога означало, что никакая открытая религия или закон не были необходимы. [ 1 ] Кроме того, Бог-Творец эманировал ряд низших творений, начиная от Вселенского Разума и ниже. Поскольку Вселенский Разум в своей гордыне считал себя Богом, Творец также противопоставил противника ( хидд ему и каждому из низших творений ). Подобно Богу, каждая из этих пар воплощается в каждом историческом цикле. [ 55 ]

Во время библейского творения Бог воплотился как аль-Бар (от арабского или персидского слова, означающего «Творец» или «Бог»), в то время как Универсальный Разум был воплощен как Адам , а его противник — как Дьявол (по имени Харит ибн Мурра). . [ 1 ] [ 55 ] Дьяволу удалось соблазнить Адама, Еву и их потомков восстать против аль-Бара. Бог исчез из мира, положив начало циклу затмения ( даур ас-сатр ). [ 1 ] Поскольку Бог больше не проявлялся в мире, вместо этого он послал пророков — Ноя, Авраама , Моисея , Иисуса и, наконец, Мухаммеда — создать религиозный закон ( шариат ), чтобы наказать человечество. [ 1 ] [ 56 ] В резком разрыве как с суннитской, так и с шиитской доктриной Хамза считал Мухаммеда воплощением Дьявола, тогда как воплощением Вселенского Разума в то время был Салман Перс . все четыре халифа Рашидуна , включая Али . К противникам также причисляются [ 55 ] Хамза продолжал принимать фундаментальный исмаилитский догмат о том, что шариат имеет как внешнее значение ( захир ), соответствующее буквальному толкованию коранического откровения ( танзил ), так и скрытую внутреннюю истину ( батин ), доступную лишь немногим. отбирайте посвященных посредством аллегорической ( тавиль ) интерпретации. [ 1 ] [ 57 ]

Аль-Хаким и новая религия

[ редактировать ]

По мнению Хамзы, создание Фатимидского халифата положило начало новому циклу, в котором Бог снова тайно принял человеческий облик ( насут ) в лице фатимидских имамов-халифов. [ 1 ] [ 41 ] Примечательно, что Хамза не причисляет к этим воплощениям первого фатимидского халифа аль-Махди Биллаха ( годы правления 909–934 ), а начинает только с его преемника аль-Каима ( годы правления 934–946 ); по мнению историка Хайнца Хальма , вероятно, это отголосок сомнений в его легитимности. [ 41 ] Кульминацией этого процесса стало публичное провозглашение божественности аль-Хакима в 1017/18 году, что стало началом миссии Хамзы. [ 1 ] Это событие фактически завершило цикл, начатый Мухаммедом, и, таким образом, откровение Мухаммеда (Коран) и закон (шариат) были отменены как во внешнем, так и во внутреннем смысле. [ 1 ] Хамза отрицал существование как рая, так и ада и обещал неизбежность того дня, когда аль-Хаким с мечом в руке будет судить мир. В этот день все неверующие будут наказаны, и даже мусульмане, не принявшие новое вероучение, будут низведены до статуса зимми ; Хамза подробно пишет об отличительной одежде и украшениях, которые указывали на их низший статус. [ 58 ]

Вместо предыдущего религиозного закона Хамза теперь проповедовал новый «духовный закон» ( аш-шариа ар-руханийя ), основанный на семи моральных принципах . Как отмечает историк Дэниел Де Смет, это были простые предписания, «которые не имели никакого эзотерического измерения и, следовательно, не подлежали интерпретации». [ 1 ] Таким образом, целью движения друзов было восстановление условий, существовавших до падения Адама; Хамза видел себя «новым Адамом», перед которым стояла задача «владеть мечом нашего Господа», чтобы добиться возвращения к утраченным райским условиям. [ 1 ]

Однако Дьявол и его приспешники снова вмешались в божественное дело, приняв форму лидеров Фатимидского дава , которые настроили народ и армию против аль-Хакима. [ 1 ] В соответствии со своей концепцией пар эманаций Бога и их противников, Хамза установил иерархию из пяти космических рангов ( худуд ), соответствующих эманациям Бога-Творца (аль-Хакима), и назначил каждому из них ведущую фигуру истеблишмент Фатимидов был их противником: сам Хамза был воплощением Вселенского Разума, и ему противостоял назначенный преемник аль-Хакима на посту халифа Абд ар-Рахим ибн Ильяс; Следующим на очереди был Исмаил ат-Тамими, воплощение Мировой Души, которому противостоял назначенный преемник аль-Хакима на посту имама аль-Аббас ибн Шуайб; затем Слово , некий Мухаммад ибн Вахб аль-Кураши, которому противостоял даи ад-дуат , Кут Тегин; затем правое крыло, Али ибн Ахмад ибн ад-Даиф, которому противостоял заместитель даи ад-Дуат Джафар ад-Дарир; и, наконец, левое крыло, Баха ад-Дин аль-Муктана (конечный преемник Хамзы), которому противостоял кади аль-кудат Ахмад ибн Абил-Авамм. [ 41 ] Продолжающееся сопротивление со стороны истеблишмента в конечном итоге привело к тому, что Бог сбросил свой земной сосуд (аль-Хаким) в ночь своего исчезновения. [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Де Смет 2017 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1971 , с. 154.
  3. ^ Хальм 2003 , стр. 279–280.
  4. ^ Брайер 1975a , стр. 66–69.
  5. ^ Хальм 2003 , стр. 282–285.
  6. ^ Брайер 1975a , стр. 66–68.
  7. ^ Хальм 2003 , стр. 282–284.
  8. ^ Хальм 2003 , стр. 281–282.
  9. ^ Брайер 1975a , стр. 59–61.
  10. ^ Брайер 1975a , с. 68.
  11. ^ Хальм 2003 , стр. 284–285.
  12. ^ Брайер 1975a , стр. 64–66.
  13. ^ Хальм 2003 , с. 285.
  14. ^ Хальм 2003 , стр. 285–286.
  15. ^ Хальм 2003 , стр. 286–287.
  16. ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , с. 287.
  17. ^ Брайер 1975a , стр. 75–78.
  18. ^ Хальм 2003 , с. 456 (прим. 457).
  19. ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , с. 292.
  20. ^ Брайер 1975a , стр. 78–79.
  21. ^ Брайер 1975a , с. 48.
  22. ^ Хальм 2003 , стр. 286.
  23. ^ Хальм 2003 , стр. 288.
  24. ^ Брайер 1975a , стр. 82–83.
  25. ^ Брайер 1975a , с. 83.
  26. ^ Брайер 1975a , стр. 69–71.
  27. ^ Хальм 2003 , стр. 288–289.
  28. ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , стр. 291.
  29. ^ Хальм 2003 , стр. 288, 289.
  30. ^ Хальм 2003 , стр. 289.
  31. ^ Брайер 1975a , стр. 72–73.
  32. ^ Хальм 2003 , стр. 289–290.
  33. ^ Хальм 2003 , стр. 290.
  34. ^ Брайер 1975a , стр. 70–71.
  35. ^ Хальм 2003 , стр. 290–291.
  36. ^ Макарим 1974 , стр. 20–22.
  37. ^ Макарим 1974 , с. 22.
  38. ^ Брайер 1975a , стр. 73, 75–76.
  39. ^ Брайер 1975a , стр. 79–80.
  40. ^ Jump up to: а б с Брайер 1975а , с. 80.
  41. ^ Jump up to: а б с д Хальм 2003 , стр. 294.
  42. ^ Хальм 2003 , стр. 294–309.
  43. ^ Хальм 2003 , стр. 324–326.
  44. ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , стр. 324.
  45. ^ Хальм 2003 , стр. 326–327.
  46. ^ Хальм 2003 , стр. 329, 330.
  47. ^ Хальм 2003 , стр. 329.
  48. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 189.
  49. ^ Хальм 2003 , с. 326.
  50. ^ Брайер 1975a , стр. 57–58.
  51. ^ Брайер 1975a , с. 50.
  52. ^ Брайер 1975b , с. 239.
  53. ^ Брайер 1975b , с. 241.
  54. ^ Брайер 1975a , стр. 52–53.
  55. ^ Jump up to: а б с Хальм 2003 , с. 293.
  56. ^ Хальм 2003 , стр. 293–294.
  57. ^ Брайер 1975a , стр. 54–55.
  58. ^ Хальм 2003 , стр. 295–296.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хамзы ибн Али «Рисалат аль-Гайба» («Послание оккультизма», написанное в 1021 году) не следует путать с одноименным трактатом, написанным в 1042 году его учеником Баха ад-Дином аль-Муктаной (о котором см. Крачковский и Хальм 1993 , стр. 544).

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17ec4863067942b9bf1b7ff1cb594579__1722462480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/79/17ec4863067942b9bf1b7ff1cb594579.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hamza ibn Ali - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)