Хамза ибн Али
Хамза ибн Али ибн Ахмад | |
---|---|
Рожденный | 985 |
Умер | 1021 Мекка , Шарифат Мекки (по одному утверждению) |
Причина смерти | Обезглавливание (по одному утверждению) |
Годы активности | в. 1017 –1021 |
Известный | Основатель друзов религии |
Оппоненты |
Хамза ибн Али ибн Ахмад ( арабский : حمزة بن علي بن أحمد , латинизированный : Хамза ибн Али ибн Ахмад ; ок. 985 – ок. 1021) был персидским исмаилитским миссионером 11-го века и лидером-основателем друзов . Он родился в Зозане в Большом Хорасане в Персии, управляемой Саманидами (современный Хаф, провинция Хорасан Разави , Иран ), и проповедовал свою неортодоксальную ветвь исмаилизма в Каире во время правления фатимидского халифа аль-Хакима би-Амра Аллаха . По мнению Хамзы, аль-Хаким был проявленным Богом. Несмотря на сопротивление со стороны авторитетного исмаилитского духовенства, Хамза упорствовал, очевидно, его терпел или даже покровительствовал сам аль-Хаким, и создал параллельную иерархию миссионеров в Египте и Сирии. После исчезновения аль-Хакима — или, скорее всего, убийства — в феврале 1021 года Хамза и его последователи подверглись преследованиям со стороны нового режима. Сам Хамза объявил о своем выходе на пенсию в своем последнем послании своим последователям, в котором он также пообещал, что аль-Хаким скоро вернется и возвестит конец времен . После этого Хамза исчез, хотя один современный источник утверждает, что он бежал в Мекка , где он был признан и казнен. Его ученик Баха ад-Дин аль-Муктана возобновил миссионерскую деятельность Хамзы в 1027–1042 годах, завершив доктрины веры друзов.
Жизнь
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Жизнь Хамзы ибн Али и его точная роль в зарождении движения друзов не совсем ясны, поскольку основные источники о нем — современный христианский летописец Яхья Антиохийский , мусульманский историк Ибн Зафир и собственные послания Хамзы — часто противоречивый. [ 1 ]
По словам Ибн Зафира, Хамза ибн Али родился в Зозане в Хорасане и первоначально занимался изготовлением войлока . [ 1 ] [ 2 ] Он эмигрировал в Фатимидский Египет и, похоже, не действовал до 1817 г. [ 1 ] хотя он, возможно, присутствовал в Каире уже в 1013 году, поскольку он описывает события, связанные с назначением Абд ар-Рахима ибн Ильяса наследником ( вали Ахд аль-муслимин ) фатимидским халифом аль-Хакимом би-Амр Аллахом. ( р. 996–1021 ). [ 3 ]
Предыстория: исмаилитский даав при аль-Хакиме.
[ редактировать ]В то время движение исмаилитов ( дава ), государственная религия Фатимидского халифата, находилось в смятении из-за появления инославных верований. Их распространял аль-Хасан ибн Хайдара аль-Фаргани аль-Ахрам, исмаилит из Ферганской долины . Его учение известно лишь косвенно, из полемических сочинений, опровергающих их исмаилитского даи Хамида ад-Дина аль-Кирмани . [ 4 ] [ 5 ] По словам аль-Кирмани, аль-Ахрам проповедовал неизбежность конца времен, когда формальная религия и религиозный закон ( шариат ) будут отменены и заменены чистым, исконным райским поклонением Богу. [ 6 ] [ 7 ] Подобные антиномистские и милленаристские концепции были ключевым компонентом раннего исмаилизма. Однако по мере того, как режим Фатимидов консолидировался, а ранние исмаилитские мессианские обещания были отодвинуты в далекое будущее, официальная доктрина фатимидских имамов-халифов решительно отвергла эти потенциально революционные принципы. [ 8 ] [ 9 ]
Однако самым взрывоопасным из взглядов аль-Ахрама было то, что линия имамов подошла к концу и что Бог проявился в личности халифа аль-Хакима, который, соответственно, был ожидаемым мессией, аль-Каимом . [ 10 ] [ 11 ] [ 2 ] Это тоже не было чем-то новым: несколько шиитских групп, известных как «экстремисты» ( гулат ), были склонны обожествлять своих имамов, начиная уже с Али ( годы правления 656–661 ). Тот факт, что фатимидские теологи, такие как Кади ан-Нуман, продолжали осуждать такие взгляды как ересь в конце 10 века, показывает их сохраняющуюся актуальность. [ 12 ] Несмотря на то, что согласно официальной доктрине Фатимидов аль-Хаким был полностью еретиком, аль-Хаким, по-видимому, не только терпел распространение таких концепций, но, как сообщается, также причислял аль-Ахрама к своим близким соратникам, что привело к широко распространенным предположениям среди современников о том, что еретические идеи аль-Ахрама не были не только одобрен халифом, но даже создан им. [ 13 ] Аль-Ахрам также пытался склонить на свою сторону чиновников, отправляя им письма по этому поводу. [ 2 ] Аль-Ахрам был убит в январе/феврале 1018 года (или 1019 года, по словам Хальма), когда сопровождал халифа во время прогулки верхом. Реакция аль-Хакима на это событие — убийцу быстро казнили, а жертву похоронили в богатой одежде, привезенной из дворца, — лишь усилила подозрения в том, что он симпатизирует взглядам аль-Ахрама. [ 14 ] Однако после убийства аль-Хаким прервал контакты с последователями аль-Ахрама, и начатое им движение на некоторое время приостановилось. [ 2 ]
Начало миссии Хамзы
[ редактировать ]Хамза также следовал подобному учению: он обосновался в мечети на Райдан-канале, за городскими воротами Баб ан-Насра , и там излагал точку зрения, что в аль-Хакиме воплотился Бог. Он принял титул «лидера адептов» ( хади аль-мустаджибин ), и число его последователей быстро росло. По свидетельству средневековых летописцев, он тоже пользовался благосклонностью аль-Хакима: когда он пожаловался халифу, что его жизни угрожает опасность, ему подарили оружие, которое он демонстративно вывесил на каждом входе в мечеть Райдан. [ 15 ] Неясно, когда именно Хамза начал свою миссию. Самое раннее из его посланий, содержащее дату, датируется июлем 1017 года. [ 16 ] В предыдущем, недатированном пятом послании Хамза принес новую клятву ( митак ) своим последователям, которые впервые были названы « народом единобожия » ( аль-Мувахидун ). В нем они обязались отказаться от всякой прежней верности и поклясться в послушании «нашему Господу аль-Хакиму, Единому, Единственному, Единственному» и отдать в его распоряжение тело и душу, включая все свое имущество и даже своих детей. . [ 16 ]
В исторических источниках Аль-Хаким обычно изображается благосклонно настроенным к движению Хамзы. Современные историки более скептически относятся к заявлениям (в основном исходящим от враждебно настроенных историков-суннитов) о том, что халиф на самом деле сам инициировал новую доктрину. Историк Дэвид Р.В. Брайер пишет, что «аль-Хаким не играл активной роли в создании того, что должно было стать друзским дава , и, каким бы проницательным политиком он ни был, он не колебался отказываться от всей видимой поддержки движения во времена реальных трудностей». ", и что он "не хотел, чтобы его видели причастным к формирующемуся движению, пока он не увидит, как на него отреагировало большинство людей". [ 17 ] Действительно, из-за беспорядков, вызванных новой доктриной, халиф вынудил Хамзу приостановить свою миссию на следующий год (409 г.х. , 1018/19 г. н.э.), который, таким образом, не учитывается в календаре друзов (который начинается с 408 г.). АХ [ 18 ] ). Лишь с мая 1019 г. (410 г. хиджры) Хамза возобновил свою деятельность, предположительно с разрешения халифа. [ 19 ] [ 20 ]
Хамза и ад-Дарзи
[ редактировать ]Хотя Хамза был настоящим основателем религии друзов, [ 21 ] [ 22 ] свое название он получил от другого пропагандиста-единомышленника, который вскоре стал соперником, турка ад-Дарази (вероятно, происходящего от персидского слова, обозначающего портной). От него последователи Хамзы стали известны как «дарзиты» ( дарзия ) и «друзы» (от ломаной формы множественного числа дуруз ). [ 23 ] Точные отношения между Хамзой и ад-Дарзи неясны. Яхья из Антиохии представляет его как ученика Хамзы, но Ибн Зафир утверждает обратное. [ 1 ]
Современный историк Маршалл Ходжсон попытался различить доктринальные различия между ними, утверждая, что ад-Дарзи все еще находился в пределах исмаилизма, в то время как учение Хамзы о божественности аль-Хакима фактически вывело его доктрину за пределы не только исмаилизма. , но и ислама в целом. [ 24 ] Этот тезис был отвергнут Брайером. [ 25 ] и аль-Дарзи теперь рассматривается историками как особенно ревностный приверженец божественности аль-Хакима, написавший письма высокопоставленным чиновникам и командирам Фатимидов, призывая их присоединиться к нему. [ 26 ] [ 27 ] Действительно, в своих посланиях Хамза критикует своего коллегу как за то, что ад-Дарзи оспаривает роль Хамзы как лидера их движения, так и за чрезмерно рьяные, экстремистские и провокационные действия его последователей, которые преждевременно раскрыли идеи движения. и поставил его под угрозу нападения. [ 28 ]
День аль-Каины
[ редактировать ]По словам Яхьи Антиохийского, главным противником доктрин, пропагандируемых Хамзой и ад-Дарзи, был лидер авторитетного исмаилитского дава , главный турецкий миссионер ( даи ад-духат ) Кут Тегин. Действительно, турецкие гильманы (солдаты-рабы) из армии Фатимидов, похоже, в целом были против нового учения. В это время последователи соперничающих лидеров регулярно устраивали драки на улицах Каира, проклиная друг друга как неверных. [ 29 ]
Конфликт между двумя сторонами достиг апогея в мечети Амр ибн аль-Ас в Фустате (Старый Каир) 19 июня 1019 года (12 сафар 410 года хиджры), известный в друзской традиции как «День аль-Каины », имя, значение которого неизвестно. [ 1 ] [ 30 ] В тот день некоторые из последователей Хамзы вошли в мечеть Амр, громко заявляя о своей вере, но столкнулись с сопротивлением местных жителей, которые начали устремляться к мечети. Когда главный суннитский судья ( кади аль-кудат ) узнал о событиях, он пошел в мечеть, где люди Хамзы пытались заставить его зачитать заявление, подтверждающее божественность аль-Хакима. Кади возражал, и собравшаяся толпа пришла в ярость и линчевала последователей Хамзы, таща их трупы по улицам города. [ 1 ] [ 31 ] [ 32 ] В тот же день аль-Хаким уволил префектов полиции столицы и наказал зачинщиков линчевания. [ 33 ] Это только спровоцировало население и войска: 29 июня турецкие солдаты окружили дом ад-Дарзи и после короткого боя с его сторонниками, забаррикадировавшимися там, штурмовали его. Около сорока сторонников ад-Дарзи были убиты, но самому ад-Дарзи удалось бежать и найти убежище во дворце халифа . Затем турки собрались перед воротами дворца, требуя, чтобы его выдали им для наказания; исторические источники ничего не говорят о судьбе ад-Дарзи, но в посланиях Хамзы сообщается, что он был казнен аль-Хакимом. [ 1 ] [ 34 ] [ 35 ]
Лишенные своей первоначальной цели, турецкие войска обратились против Хамзы и его последователей, атаковали мечеть Райдан и подожгли ее ворота. Сам Хамза сообщает в двух своих посланиях (10 и 19), как, имея всего двенадцать последователей, пятеро из которых были либо слишком стары, либо слишком молоды, чтобы сражаться, ему удалось в течение целого дня сдерживать атаки своих врагов, прежде чем «Чудесное» появление аль-Хакима заставило нападавших отступить. [ 36 ] [ 28 ] Хамза относит это чудо к дню исламского нового года (1 мухаррам 410 г.х./9 мая 1019 г. н.э.), который, таким образом, ознаменовал возобновление миссионерской деятельности друзов (« божественный призыв »). [ 37 ] Беспорядки распространились, дисциплина солдат рухнула, и порядок был восстановлен только после того, как большая часть Каира была сожжена. Летописцы, враждебно настроенные по отношению к аль-Хакиму, такие как Яхья Антиохийский или более поздние историки-сунниты, видели в этом преднамеренную попытку халифа наказать кайренцев за противодействие учению друзов. [ 38 ] [ 19 ]
Последние годы
[ редактировать ]Доктрины гулата , распространенные в последние годы правления аль-Хакима, очевидно, пропагандировались одновременно и независимо рядом миссионеров. Их роли и взаимоотношения неясны. Аль-Ахраму, например, отводилась важная роль более поздними суннитскими историками, но Хамза обошел его молчанием. Тем не менее, Хамза, похоже, действительно сыграл ведущую роль: даже если у аль-Дарзи были свои последователи, источники предполагают, что он признавал лидерство Хамзы в некоторых вопросах. [ 39 ] В любом случае, после смерти ад-Дарзи, к 1019 году Хамза стал почти бесспорным лидером нового движения. [ 40 ]
Что еще более важно, именно Хамза превратил новую религию в организованное движение, подобное официальному исмаилитскому дауа , назначив своих даи в Египте и Сирии. [ 40 ] Кроме того, он отобрал некоторых из своих старших учеников и установил их в иерархии «рангов», возглавляемой им самим (см. Ниже). [ 40 ] [ 41 ]
Исчезновение Аль-Хакима и смерть Хамзы
[ редактировать ]В ночь на 13 февраля 1021 года халиф аль-Хаким исчез во время одной из своих обычных ночных поездок, вероятно, став жертвой дворцового заговора. Власть захватила его сестра, Ситт аль-Мульк , будучи регентом при сыне аль-Хакима, аз-Захире ( годы правления 1021–1036 ). [ 42 ] Новый режим быстро отменил многие противоречивые решения аль-Хакима, обеспечив возврат к исмаилитской ортодоксальности. В рамках этой исмаилитской реакции власти Фатимидов начали жестокое преследование против движения друзов, в результате чего последующие семь исламских лет (411–418 гг. Хиджры) стали периодом молчания в друзских источниках. [ 43 ]
Через несколько месяцев после исчезновения аль-Хакима Хамза написал прощальное послание ( Рисалат аль-Гайба , «Послание оккультизма»), в котором объявил о своем выходе на пенсию и сокрытии или сокрытии аль-Хакима ( гайба ). В нем Хамза призывал своих последователей сохранять веру, поскольку период испытаний скоро пройдет и последние времена . наступят [ 1 ] [ 44 ] [ а ]
По словам современного багдадского летописца аль-Хатиба аль-Багдади , Хамза бежал от преследований в Мекку , где был отдан под защиту местного правителя, Шарифа Мекки . Однако вскоре его узнали египетские паломники, совершавшие хадж , и потребовали его казни. Шариф колебался – по словам Хайнца Хальма, вероятно, ожидая увидеть, продержится ли новый режим в Египте – но после ряда предполагаемых признаков божественного недовольства он приказал обезглавить Хамзу и одного из его рабов перед одними из ворот Египта. Кааба . Трупы были распяты и забиты камнями прохожими; их останки позже были сожжены. [ 44 ]
Последствия
[ редактировать ]Руководство друзским движением, теперь рассеянным и уничтоженным, взял на себя один из главных учеников Хамзы, Баха ад-Дин аль-Муктана , который с 1027 года пытался воссоздать движение, рассылая свои собственные послания различным общинам друзов. [ 45 ] Аль-Муктана оставался главой миссионерского движения друзов до 1042 года, когда он опубликовал свое прощальное послание, объявив о своем уходе в подполье. В этом заключительном послании он снова подтвердил неизбежное наступление конца времен и Страшного суда при аль-Хакиме, где истина будет проявлена, так что в его собственной деятельности больше не будет необходимости. [ 46 ] До тех пор он приказал своим последователям скрывать свою истинную преданность и даже называть его по имени, если это необходимо, чтобы сохранить свое прикрытие. [ 47 ]
Это ознаменовало конец «божественного призыва» друзов, т. е. его активной миссионерской фазы. С тех пор и по сей день друзы представляют собой закрытую общину, в которой не ни обращение в веру, ни отступничество . допускается [ 48 ] 71 послание аль-Муктаны вместе с посланиями Хамзы и другого ученика, Исмаила ибн Мухаммада аль-Тамими , составленными аль-Муктаной, образуют священное писание друзов, Послания мудрости ( Расаил аль-Хикма ). или Высшая Мудрость ( аль-Хикма аш-Шарифа ). Из шести книг первые две содержат работы Хамзы и других, а остальные четыре включают сочинения аль-Муктаны. [ 49 ] [ 48 ] Тридцать из 113 Посланий Мудрости (номера с 6 по 35) приписывают Хамзе. [ 1 ]
Учения
[ редактировать ]Часть серии о
Друзы |
---|
Доктрина, пропагандируемая Хамзой в его посланиях, отражает идеи, распространенные среди иранских исмаилитов в 10 веке, особенно в работах Абу Якуба ас-Сиджистани . [ 1 ] И Хамза, и его помощник Исмаил ат-Тамими приписывали и развивали неоплатонические идеи о мировой душе и универсальном интеллекте , которые были поглощены доктриной исмаилитов. [ 1 ] [ 50 ] Брайер называет друзов гулатской сектой исмаилизма, но подчеркивает, что идеи, поддерживаемые Хамзой, «являются всего лишь логическим, хотя и крайним развитием идей исмаилитов за предыдущие полтора столетия». [ 51 ] По словам Брайера, основой мотивации Хамзы была божественность аль-Хакима и все более выраженная ненависть к организованной религии, выраженная как в исмаилитском дааве , так и в традиционном суннитском религиозном истеблишменте. [ 52 ] В результате, хотя терминология и космология его новой религии выдают исмаилитское происхождение, его подход к исмаилитским принципам был весьма эклектичным: «Как какой-то фокусник, Хамза подбросил всю исмаилитскую систему в воздух, поймав и изменить те аспекты, которые ему нравились, и отбросить те, которые ему не нравились». [ 53 ]
Космология
[ редактировать ]Ранний исмаилизм рассматривал историю как последовательность циклов, каждый из которых начинался пророческой личностью, такой как Ной или Мухаммед , за которым следовали семь имамов и завершался появлением мессии ( Махди или аль-Каима ), который положил начало золотому веку. или Страшный суд . [ 54 ] Хамза адаптировал эту концепцию, утверждая, что в каждом историческом цикле Бог проявляется, принимая телесную форму. В результате в течение этого цикла непосредственное присутствие Бога означало, что никакая открытая религия или закон не были необходимы. [ 1 ] Кроме того, Бог-Творец эманировал ряд низших творений, начиная от Вселенского Разума и ниже. Поскольку Вселенский Разум в своей гордыне считал себя Богом, Творец также противопоставил противника ( хидд ему и каждому из низших творений ). Подобно Богу, каждая из этих пар воплощается в каждом историческом цикле. [ 55 ]
Во время библейского творения Бог воплотился как аль-Бар (от арабского или персидского слова, означающего «Творец» или «Бог»), в то время как Универсальный Разум был воплощен как Адам , а его противник — как Дьявол (по имени Харит ибн Мурра). . [ 1 ] [ 55 ] Дьяволу удалось соблазнить Адама, Еву и их потомков восстать против аль-Бара. Бог исчез из мира, положив начало циклу затмения ( даур ас-сатр ). [ 1 ] Поскольку Бог больше не проявлялся в мире, вместо этого он послал пророков — Ноя, Авраама , Моисея , Иисуса и, наконец, Мухаммеда — создать религиозный закон ( шариат ), чтобы наказать человечество. [ 1 ] [ 56 ] В резком разрыве как с суннитской, так и с шиитской доктриной Хамза считал Мухаммеда воплощением Дьявола, тогда как воплощением Вселенского Разума в то время был Салман Перс . все четыре халифа Рашидуна , включая Али . К противникам также причисляются [ 55 ] Хамза продолжал принимать фундаментальный исмаилитский догмат о том, что шариат имеет как внешнее значение ( захир ), соответствующее буквальному толкованию коранического откровения ( танзил ), так и скрытую внутреннюю истину ( батин ), доступную лишь немногим. отбирайте посвященных посредством аллегорической ( тавиль ) интерпретации. [ 1 ] [ 57 ]
Аль-Хаким и новая религия
[ редактировать ]По мнению Хамзы, создание Фатимидского халифата положило начало новому циклу, в котором Бог снова тайно принял человеческий облик ( насут ) в лице фатимидских имамов-халифов. [ 1 ] [ 41 ] Примечательно, что Хамза не причисляет к этим воплощениям первого фатимидского халифа аль-Махди Биллаха ( годы правления 909–934 ), а начинает только с его преемника аль-Каима ( годы правления 934–946 ); по мнению историка Хайнца Хальма , вероятно, это отголосок сомнений в его легитимности. [ 41 ] Кульминацией этого процесса стало публичное провозглашение божественности аль-Хакима в 1017/18 году, что стало началом миссии Хамзы. [ 1 ] Это событие фактически завершило цикл, начатый Мухаммедом, и, таким образом, откровение Мухаммеда (Коран) и закон (шариат) были отменены как во внешнем, так и во внутреннем смысле. [ 1 ] Хамза отрицал существование как рая, так и ада и обещал неизбежность того дня, когда аль-Хаким с мечом в руке будет судить мир. В этот день все неверующие будут наказаны, и даже мусульмане, не принявшие новое вероучение, будут низведены до статуса зимми ; Хамза подробно пишет об отличительной одежде и украшениях, которые указывали на их низший статус. [ 58 ]
Вместо предыдущего религиозного закона Хамза теперь проповедовал новый «духовный закон» ( аш-шариа ар-руханийя ), основанный на семи моральных принципах . Как отмечает историк Дэниел Де Смет, это были простые предписания, «которые не имели никакого эзотерического измерения и, следовательно, не подлежали интерпретации». [ 1 ] Таким образом, целью движения друзов было восстановление условий, существовавших до падения Адама; Хамза видел себя «новым Адамом», перед которым стояла задача «владеть мечом нашего Господа», чтобы добиться возвращения к утраченным райским условиям. [ 1 ]
Однако Дьявол и его приспешники снова вмешались в божественное дело, приняв форму лидеров Фатимидского дава , которые настроили народ и армию против аль-Хакима. [ 1 ] В соответствии со своей концепцией пар эманаций Бога и их противников, Хамза установил иерархию из пяти космических рангов ( худуд ), соответствующих эманациям Бога-Творца (аль-Хакима), и назначил каждому из них ведущую фигуру истеблишмент Фатимидов был их противником: сам Хамза был воплощением Вселенского Разума, и ему противостоял назначенный преемник аль-Хакима на посту халифа Абд ар-Рахим ибн Ильяс; Следующим на очереди был Исмаил ат-Тамими, воплощение Мировой Души, которому противостоял назначенный преемник аль-Хакима на посту имама аль-Аббас ибн Шуайб; затем Слово , некий Мухаммад ибн Вахб аль-Кураши, которому противостоял даи ад-дуат , Кут Тегин; затем правое крыло, Али ибн Ахмад ибн ад-Даиф, которому противостоял заместитель даи ад-Дуат Джафар ад-Дарир; и, наконец, левое крыло, Баха ад-Дин аль-Муктана (конечный преемник Хамзы), которому противостоял кади аль-кудат Ахмад ибн Абил-Авамм. [ 41 ] Продолжающееся сопротивление со стороны истеблишмента в конечном итоге привело к тому, что Бог сбросил свой земной сосуд (аль-Хаким) в ночь своего исчезновения. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Де Смет 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1971 , с. 154.
- ^ Хальм 2003 , стр. 279–280.
- ^ Брайер 1975a , стр. 66–69.
- ^ Хальм 2003 , стр. 282–285.
- ^ Брайер 1975a , стр. 66–68.
- ^ Хальм 2003 , стр. 282–284.
- ^ Хальм 2003 , стр. 281–282.
- ^ Брайер 1975a , стр. 59–61.
- ^ Брайер 1975a , с. 68.
- ^ Хальм 2003 , стр. 284–285.
- ^ Брайер 1975a , стр. 64–66.
- ^ Хальм 2003 , с. 285.
- ^ Хальм 2003 , стр. 285–286.
- ^ Хальм 2003 , стр. 286–287.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , с. 287.
- ^ Брайер 1975a , стр. 75–78.
- ^ Хальм 2003 , с. 456 (прим. 457).
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , с. 292.
- ^ Брайер 1975a , стр. 78–79.
- ^ Брайер 1975a , с. 48.
- ^ Хальм 2003 , стр. 286.
- ^ Хальм 2003 , стр. 288.
- ^ Брайер 1975a , стр. 82–83.
- ^ Брайер 1975a , с. 83.
- ^ Брайер 1975a , стр. 69–71.
- ^ Хальм 2003 , стр. 288–289.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , стр. 291.
- ^ Хальм 2003 , стр. 288, 289.
- ^ Хальм 2003 , стр. 289.
- ^ Брайер 1975a , стр. 72–73.
- ^ Хальм 2003 , стр. 289–290.
- ^ Хальм 2003 , стр. 290.
- ^ Брайер 1975a , стр. 70–71.
- ^ Хальм 2003 , стр. 290–291.
- ^ Макарим 1974 , стр. 20–22.
- ^ Макарим 1974 , с. 22.
- ^ Брайер 1975a , стр. 73, 75–76.
- ^ Брайер 1975a , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б с Брайер 1975а , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 2003 , стр. 294.
- ^ Хальм 2003 , стр. 294–309.
- ^ Хальм 2003 , стр. 324–326.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , стр. 324.
- ^ Хальм 2003 , стр. 326–327.
- ^ Хальм 2003 , стр. 329, 330.
- ^ Хальм 2003 , стр. 329.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 189.
- ^ Хальм 2003 , с. 326.
- ^ Брайер 1975a , стр. 57–58.
- ^ Брайер 1975a , с. 50.
- ^ Брайер 1975b , с. 239.
- ^ Брайер 1975b , с. 241.
- ^ Брайер 1975a , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 2003 , с. 293.
- ^ Хальм 2003 , стр. 293–294.
- ^ Брайер 1975a , стр. 54–55.
- ^ Хальм 2003 , стр. 295–296.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хамзы ибн Али «Рисалат аль-Гайба» («Послание оккультизма», написанное в 1021 году) не следует путать с одноименным трактатом, написанным в 1042 году его учеником Баха ад-Дином аль-Муктаной (о котором см. Крачковский и Хальм 1993 , стр. 544).
Источники
[ редактировать ]- Абу-Изеддин, Неджла (1993) [1984]. Друзы: новое исследование их истории, веры и общества (второе изд.). Лейден, Нью-Йорк, Кельн: Brill. ISBN 90-04-09705-8 .
- Брайер, Дэвид Р.В. (1975). «Истоки религии друзов» . Дер Ислам . 52 (1): 47–84. дои : 10.1515/islm.1975.52.1.47 . ISSN 1613-0928 . S2CID 201807131 .
- Брайер, Дэвид Р.В. (1975). «Истоки религии друзов (Fortsetzung)» . Дер Ислам . 52 (2): 239–262. дои : 10.1515/islm.1975.52.2.239 . ISSN 1613-0928 . S2CID 162363556 .
- Брайер, Дэвид Р.В. (1976). «Истоки религии друзов» . Дер Ислам . 53 (1): 5–27. дои : 10.1515/islm.1976.53.1.5 . ISSN 1613-0928 . S2CID 162266101 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Де Смет, Дэниел (2017). «Хамза б. Али» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Хальм, Хайнц (2003). Халифы Каира: Фатимиды в Египте, 973–1074 гг. на ( немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Крачковски И. и Хальм Хайнц (1993). «аль-Муттана» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 544. ИСБН 978-90-04-09419-2 .
- Маделунг, Уилферд (1971). «Хамза б. Али » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 154. OCLC 495469525 .
- Макарим, Сами Насиб (1974). Вера друзов . Книги Каравана. ISBN 978-0-88206-003-3 .