Драма
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
| ||||||
Жанры прозы | ||||||
| ||||||
Жанры поэзии | ||||||
| ||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
Литературный портал | ||||||
Драма — особый вид художественного произведения , представленный в спектакле : пьесе , опере , пантомиме , балете и т. д., исполняемый в театре , по радио или телевидению . [1] Драматический лад, рассматриваемый как жанр поэзии в целом, противопоставляется эпическому и лирическому ладам еще со времен Аристотеля » «Поэтики ( ок. 335 г. до н.э. ) — самого раннего труда по теории драматургии . [2]
Термин «драма» происходит от греческого слова, означающего «поступок» или « поступок » ( классический греческий : δρᾶμα , драма ), которое происходит от слова «я делаю» ( классический греческий : δράω , dráō ). Две маски, связанные с драмой, представляют собой традиционное родовое разделение между комедией и трагедией .
В английском языке (как и во многих других европейских языках) слово «игра» или «игра» (перевод англосаксонского pleġan или латинского ludus ) было стандартным термином для обозначения драм до Уильяма Шекспира времен – так же, как его создателем был драматург, а не драматург , а здание было скорее театром, чем театром . [3]
Использование слова «драма» в более узком смысле для обозначения определенного типа пьесы относится к современной эпохе. «Драма» в этом смысле относится к пьесе, которая не является ни комедией, ни трагедией, например, Золя «Тереза Ракен» (1873) или Чехова «Иванов» (1887). Именно в этом более узком смысле кино- и телеиндустрия , а также киноведение , стали описывать « драму » как жанр в своих средствах массовой информации. Термин « радиодрама » использовался в обоих смыслах — первоначально он транслировался в живом исполнении. Его также можно использовать для обозначения более высокомерного и серьезного конца драматической продукции радио . [4]
Разыгрывание драмы в театре , исполняемой актерами на сцене перед публикой , предполагает совместные способы производства и коллективную форму восприятия. Структура драматических текстов , в отличие от других видов литературы , находится под прямым влиянием этого совместного производства и коллективного приема. [5]
Мим – это форма драмы, в которой действие истории рассказывается только посредством движения тела. Драма может сочетаться с музыкой : драматический текст в опере обычно поется повсюду; что касается некоторых балетов, танец «выражает или имитирует эмоции, характер и повествовательное действие». [6] Мюзиклы включают как устные диалоги , так и песни ; а в некоторых формах драмы есть музыкальное сопровождение или музыкальное сопровождение, подчеркивающее диалог ( мелодрама и японское Но ). например, [7] Скрытая драма – это форма, предназначенная для чтения, а не для исполнения. [8] В импровизации драма не предшествует моменту исполнения; исполнители спонтанно придумывают драматический сценарий перед публикой. [9]
История западной драмы
[ редактировать ]Классическая греческая драма
[ редактировать ]Западная драма берет свое начало в классической Греции . [10] Театральная культура города -государства Афин породила три жанра драмы: трагедию , комедию и сатировскую пьесу . Их происхождение остается неясным, хотя к V веку до нашей эры они были официально закреплены в соревнованиях, проводимых в рамках праздников в честь бога Диониса . [11] Историкам известны имена многих древнегреческих драматургов, и не в последнюю очередь Теспида , которому приписывают новаторство актера (« лицемера »), который говорит (а не поет) и изображает персонажа (а не говорит от своего лица), при этом взаимодействие с хором и его руководителем (« корифеем »), которые были традиционной частью исполнения недраматической поэзии ( дифирамбической , лирической и эпической ). [12]
Однако до наших дней сохранилась лишь небольшая часть произведений пяти драматургов: мы имеем небольшое количество полных текстов трагиков Эсхила , Софокла и Еврипида , а также комиков Аристофана и, с конца IV века, Менандра. . [13] Историческая трагедия Эсхила « Персы » — старейшая из сохранившихся драм, хотя, когда она получила первую премию на конкурсе Города Дионисия в 472 г. до н.э., он писал пьесы уже более 25 лет. [14] Соревнование (« агон ») трагедий могло начаться еще в 534 г. до н. э.; официальные записи (« дидаскалиай ») начинаются с 501 г. до н. э., когда была введена пьеса сатиров . [15] Трагические драматурги должны были представить тетралогию пьес (хотя отдельные произведения не обязательно были связаны сюжетом или темой), которая обычно состояла из трех трагедий и одной пьесы сатира (хотя были сделаны исключения, как в случае с « Алкестидой » Еврипида в 438 г. до н. э.). . Комедия была официально отмечена премией на состязании с 487 по 486 год до нашей эры.
В Городе Дионисии соревновались пять комических драматургов (хотя во время Пелопоннесской войны их количество могло быть сокращено до трех), каждый из которых предлагал одну комедию. [16] Древнегреческую комедию традиционно делят на «старую комедию» (5 век до н.э.), «среднюю комедию» (4 век до н.э.) и «новую комедию» (конец 4-2 века до н.э.). [17]
Классическая римская драма
[ редактировать ]После расширения Римской республики (527–509 гг. до н. э.) на несколько греческих территорий между 270 и 240 гг. до н. э. Рим столкнулся с греческой драмой . [18] В более поздние годы республики и посредством Римской империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) театр распространился на запад по Европе, вокруг Средиземноморья и достиг Англии; Римский театр был более разнообразным, обширным и сложным, чем театр любой другой культуры до него. [19]
Хотя греческая драматургия продолжала исполняться на протяжении всего римского периода, 240 год до н. э. знаменует собой начало регулярной римской драмы . [20] Однако с самого начала империи интерес к полнометражным драмам уступил место более широкому разнообразию театральных развлечений. [21] Первыми важными произведениями римской литературы стали трагедии и комедии , написанные Ливием Андроником с 240 г. до н.э. [22] Через пять лет Гней Невий тоже начал писать драму. [22] Пьесы обоих писателей не сохранились. Хотя оба драматурга писали в обоих жанрах , Андроник больше всего ценился за свои трагедии, а Невий - за комедии; их преемники имели тенденцию специализироваться на том или другом, что привело к разделению дальнейшего развития каждого вида драмы. [22]
К началу II века до нашей эры в Риме прочно утвердилась драматургия и гильдия писателей ( collegium poetarum ). образовалась [23] Все дошедшие до нас римские комедии представляют собой fabula palliata (комедии на греческие сюжеты) и написаны двумя драматургами: Титом Макцием Плавтом (Плавтом) и Публием Теренцием Афером (Теренцией). [24] Перерабатывая греческие оригиналы, римские комические драматурги упразднили роль хора в делении драмы на эпизоды и ввели музыкальное сопровождение ее диалогов (от одной трети диалога в комедиях Плавта до двух третей в комедиях Плавта). Теренция). [25] Действие всех сцен разворачивается во внешней локации улицы, и осложнения часто возникают из- за подслушивания . [25]
Плавт, более популярный из них, писал между 205 и 184 годами до нашей эры, и сохранилось двадцать его комедий, из которых его фарсы наиболее известны ; им восхищались остроумие его диалогов и использование разнообразных поэтических размеров . [26] Сохранились все шесть комедий, написанных Теренсом между 166 и 160 годами до нашей эры; сложность его сюжетов, в которых он часто объединял несколько греческих оригиналов, иногда осуждалась, но его двойные сюжеты позволяли изощренно представить контрастное человеческое поведение. [26] Ни одна ранняя римская трагедия не сохранилась, хотя в свое время она пользовалась большим уважением; историкам известны три ранних трагика — Квинт Энний , Марк Пакувий и Луций Аций . [25]
Со времен империи сохранилось творчество двух трагиков — одного неизвестного автора, а другого — философа-стоика Сенеки . [27] Сохранились девять трагедий Сенеки, все из которых представляют собой fabula crepidata (трагедии, адаптированные из греческих оригиналов); его «Федра» , например, была основана на « Еврипида » Ипполите . [28] Историки не знают, кто написал единственный дошедший до нас образец fabula praetexta (трагедий на римские сюжеты) «Октавия» , но в прежние времена его ошибочно приписывали Сенеке из-за его появления в качестве персонажа трагедии. [27]
Средневековый
[ редактировать ]Начиная с раннего средневековья , церкви устраивали театрализованные версии библейских событий, известные как литургические драмы , чтобы оживить ежегодные торжества. [29] Самый ранний пример — пасхальный образ «Кого вы ищете?» (Кем-Кверитис) ( ок. 925 ). [30] Две группы отзывчиво пели на латыни , хотя никакого подражания персонажам не было. К 11 веку он распространился по Европе в Россию , Скандинавию и Италию ; за исключением Испании исламской эпохи .
В X веке Хросвита написал шесть пьес на латыни по образцу Теренция , но в которых затрагивались религиозные темы. комедий [31] Ее пьесы - первые известные произведения, написанные женщиной-драматургом, и первая известная западная драма постклассической эпохи. [31] Позже Хильдегард Бингенская написала музыкальную драму «Ordo Virtutum» ( ок. 1155 ). [31]
Одной из самых известных ранних светских пьес является куртуазная пастораль «Робин и Марион» , написанная в 13 веке на французском языке Адамом де ла Галлем . [32] «Интерлюдия студента и девушки» ( ок. 1300 ), одна из самых ранних известных на английском языке, кажется, наиболее близка по тону и форме к современным французским фарсам , таким как «Мальчик и слепой» . [33]
Многие пьесы сохранились во Франции и Германии позднего средневековья , когда религиозные драмы того или иного типа ставились почти в каждой европейской стране. Многие из этих пьес содержали комедию , чертей , злодеев и клоунов . [34] В Англии торговые гильдии начали ставить народные « мистерические пьесы », которые состояли из длинных циклов множества пьес или «конкурсов», из которых сохранились четыре : Йорк ( 48 пьес), Честер (24), Уэйкфилд (32) и так называемый « N-Town » (42). «Вторая пьеса пастухов» из цикла «Уэйкфилд» — это фарсовая история об украденной овце, которую ее главный герой Мак пытается выдать за своего новорожденного ребенка, спящего в кроватке; вызывают пастырей, у которых он украл оно кончается, когда на Рождество Иисуса . [35]
Моральные пьесы (современный термин) возникли как отдельная драматическая форма около 1400 года и процветали в раннюю елизаветинскую эпоху в Англии. Персонажи часто использовались для представления различных этических идеалов. Обыватель , например, включает в себя такие фигуры, как Добрые дела, Знания и Сила, и эта характеристика усиливает для зрителя конфликт между добром и злом. Замок Настойчивости ( ок. 1400–1425 ) изображает путь архетипической фигуры от рождения до смерти. Хорест ( ок. 1567 ), поздняя «гибридная мораль» и один из самых ранних примеров английской пьесы о мести , объединяет классическую историю Ореста с пороком из средневековой аллегорической традиции, чередуя комические, фарсовые сцены с серьезными, трагическими. те. [36] Также важное значение в этот период имели народные драмы « Игры ряженых» , исполнявшиеся во время рождественских праздников. Придворные маски были особенно популярны во времена правления Генриха VIII . [37]
Елизаветинская и Якобинская эпохи
[ редактировать ]Один из величайших расцветов драматургии в Англии пришелся на XVI и XVII века. Многие из этих пьес были написаны в стихах, особенно пятистопным ямбом . Помимо Шекспира, такие авторы, как Кристофер Марлоу , Томас Миддлтон и Бен Джонсон выдающимися драматургами этого периода были . Как и в средневековый период , исторические пьесы прославляли жизнь прошлых королей, усиливая имидж монархии Тюдоров . Авторы этого периода черпали некоторые из своих сюжетных линий из греческой мифологии и римской мифологии или из пьес выдающихся римских драматургов, таких как Плавт и Теренций .
Английская реставраторская комедия
[ редактировать ]Реставрационная комедия — это английские комедии, написанные и исполненные в Англии в период Реставрации с 1660 по 1710 год. Комедия нравов используется как синоним Реставрационной комедии. [38] После того, как публичный театр был запрещен режимом пуританским , повторное открытие театров в 1660 году с Реставрацией Карла II ознаменовало возрождение английской драмы . [39] Реставрационная комедия известна своей сексуальной откровенностью, вежливостью, космополитическим остроумием , актуальной тематикой, а также многолюдными и шумными сюжетами. Его драматурги свободно воровали у современной французской и испанской сцены, из английских пьес Якобина и Каролины и даже из греческих и римских классических комедий, авантюрно комбинируя различные сюжетные линии. Возникающие в результате различия в тонах в одной пьесе были оценены, а не осуждены, поскольку публика ценила «разнообразие» как внутри, так и между пьесами. Реставрационная комедия дважды достигла своего пика. Жанр достиг впечатляющей зрелости в середине 1670-х годов с феерией аристократических комедий. За этим коротким золотым веком последовали двадцать неурожайных лет, хотя достижение первой профессиональной женщины-драматурга Афры Бен в 1680-х годах является важным исключением. В середине 1690-х годов возник второй краткий Реставрационный комедийный ренессанс, ориентированный на более широкую аудиторию. Комедии золотого пика 1670-х и 1690-х годов существенно отличаются друг от друга.
Десентиментальные или «жесткие» комедии Джона Драйдена , Уильяма Уичерли и Джорджа Этериджа отражали атмосферу при дворе и откровенно прославляли аристократический мачо -образ жизни, полный непрекращающихся сексуальных интриг и завоеваний. Граф Рочестер , реальный повеса эпохи Реставрации, придворный и поэт, лестно изображен в романе Этериджа «Человек моды» (1676) как буйный, остроумный, интеллектуальный и сексуально неотразимый аристократ, образец для представления потомков об гламурном повесе эпохи Реставрации. (на самом деле это никогда не был очень распространенный персонаж в комедиях Реставрации). Единственная пьеса, которая больше всего поддерживает обвинения в непристойности, выдвигаемые тогда и сейчас в отношении комедии Реставрации, - это, вероятно, шедевр Уичерли « Деревенская жена» (1675), название которого содержит непристойный каламбур , а пресловутая «китайская сцена» представляет собой серию устойчивых двусмысленных смыслов. . [40]
Во время второй волны комедии Реставрации в 1690-х годах «более мягкие» комедии Уильяма Конгрива и Джона Ванбру были призваны привлечь более социально разнообразную аудиторию с сильным элементом среднего класса, а также женщин-зрительниц. Комический фокус смещается от молодых влюбленных, перехитривших старшее поколение, к перипетиям супружеских отношений. Конгрива В «Любви за любовь» (1695) и «Пути мира» (1700) взаимные уступки пар, проверяющих свою привлекательность друг для друга, мутировали в остроумные брачные дебаты накануне свадьбы, как в романе Конгрива. знаменитая сцена «Оговорка». В фильме Ванбру «Спровоцированная жена » (1697) есть легкие прикосновения и более человечно узнаваемые персонажи, а в «Рецидиве» (1696) восхищаются своим одноразовым остроумием и характеристикой лорда Фоппингтона, экстравагантного и наигранного бурлескового пижона с темной стороной. [41] Толерантность к комедии Реставрации даже в ее измененной форме иссякла к концу 17 века, поскольку общественное мнение обратилось к респектабельности и серьезности даже быстрее, чем это сделали драматурги. [42] На долгожданной звездной премьере в 1700 году « Пути мира» , первой за пять лет комедии Конгрива, публика проявила лишь умеренный энтузиазм по поводу этой тонкой и почти меланхоличной работы. На смену комедии секса и остроумия пришла сентиментальная комедия и драма образцовой морали.
Модерн и постмодерн
[ редактировать ]Ключевой и новаторский вклад XIX века норвежского драматурга Хенрика Ибсена и XX века немецкого театрального деятеля Бертольта Брехта доминирует в современной драматургии; каждый из них вдохновил традицию подражателей, в число которых входят многие из величайших драматургов современности. [43] Произведения обоих драматургов, по-своему, одновременно модернистские и реалистические , включающие в себя формальное экспериментирование , метатеатральность и социальную критику . [44] С точки зрения традиционного теоретического дискурса жанра, творчество Ибсена описывается как кульминация « либеральной трагедии », а творчество Брехта — как историзированная комедия. [45]
Среди других важных драматургов современной эпохи - Антонен Арто , Август Стриндберг , Антон Чехов , Франк Ведекинд , Морис Метерлинк , Федерико Гарсиа Лорка , Юджин О'Нил , Луиджи Пиранделло , Джордж Бернард Шоу , Эрнст Толлер , Владимир Маяковский , Артур Миллер , Теннесси Уильямс. , Жан Жене , Эжен Ионеско , Сэмюэл Беккет , Гарольд Пинтер , Фридрих Дюрренматт , Дарио Фо , Хайнер Мюллер и Кэрил Черчилль .
Опера
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2016 г. ) |
Западная опера — вид драматического искусства, возникший в эпоху Возрождения. [46] в попытке возродить классическую греческую драму, в которой сочетались диалог, танец и песня. Будучи тесно переплетенной с западной классической музыкой , опера претерпела огромные изменения за последние четыре столетия и по сей день является важной формой театра. Обращает на себя внимание большое влияние немецкого композитора XIX века Рихарда Вагнера на оперную традицию. По его мнению, в операх его времени не было должного баланса между музыкой и театром, поскольку музыка казалась в этих произведениях более важной, чем драматический аспект. Чтобы восстановить связь с классической драмой, он полностью обновил оперную форму, подчеркнув равное значение музыки и драмы в произведениях, которые он назвал « музыкальными драмами ».
Китайская опера в течение более длительного периода времени развивалась более консервативно.
Пантомима
[ редактировать ]Пантомима (неформально «панто»), [47] — это разновидность музыкальной комедийной постановки, предназначенная для семейного развлечения. Он был разработан в Англии и до сих пор исполняется по всей Великобритании, обычно в период Рождества и Нового года и, в меньшей степени, в других англоязычных странах. Современная пантомима включает в себя песни, шутки, фарс и танцы, использует актеров разных полов и сочетает в себе актуальный юмор с историей, основанной на известной сказке, басне или народной сказке . [48] [49] Это совместная форма театра, в которой зрители должны подпевать определенным частям музыки и выкрикивать фразы исполнителям.
Эти истории следуют традициям басен и народных сказок . Обычно урок извлекается, и с некоторой помощью зрителей герой/героиня спасает положение. В пьесах этого типа используются стандартные персонажи, которые можно увидеть в масках и комедии дель арте , в число этих персонажей входят злодей (доктор), клоун/слуга (Арлекино/Арлекин/пуговицы), любовники и т. д. В этих пьесах обычно упор делается на мораль. дилеммы , а добро всегда побеждает зло, такая игра также очень интересна, что делает ее очень эффективным способом охвата многих людей.
Пантомима имеет долгую театральную историю в западной культуре, восходящую к классическому театру. 16-го века Частично он развился из итальянской традиции комедии дель арте , а также других европейских и британских сценических традиций, таких как маски и мюзик-холл 17-го века . [48] Важной частью пантомимы до конца 19 века была арлекинада . [50] За пределами Британии слово «пантомима» обычно используется для обозначения мимики , а не обсуждаемой здесь театральной формы. [51]
Мим
[ редактировать ]Мим – это театральное средство, в котором действие истории рассказывается посредством движения тела без использования речи. Исполнение пантомимы возникло в Древней Греции , и это слово взято от имени одного танцора в маске по имени Пантомимус , хотя их выступления не обязательно были немыми. [52] В средневековой Европе развивались ранние формы пантомимы, такие как ряженые пьесы и более поздние немые шоу . начала девятнадцатого века В Париже закрепил многие атрибуты , Жан-Гаспар Дебюро которые мы узнали в наше время, в том числе молчаливую фигуру с белым лицом. [53]
Жак Копо , находившийся под сильным влиянием комедии дель арте и японского театра Но , использовал маски при обучении своих актеров. Этьен Декру , его ученик, находился под сильным влиянием этого и начал исследовать и развивать возможности пантомимы и утонченной телесной пантомимы в высокоскульптурную форму, выводя ее за рамки натурализма . Жак Лекок внес значительный вклад в развитие пантомимы и физического театра . своими методами обучения [54]
Балет
[ редактировать ]В то время как в некоторых балетах делается упор на «линии и модели движений», драматический танец «выражает или имитирует эмоции, характер и повествовательное действие». [6] Такие балеты представляют собой театральные произведения, в которых есть персонажи и которые «рассказывают историю». [55] Танцевальные движения в балете «часто тесно связаны с повседневными формами физического выражения, [так что] почти всем танцам присуща выразительность», и это используется для передачи как действия, так и эмоций; Мим также используется. [55] Примеры включают Петра Ильича Чайковского » «Лебединое озеро , в котором рассказывается история Одетты, принцессы, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна, Сергея Прокофьева балет «Ромео и Джульетта» , основанный на знаменитой пьесе Шекспира, и Игоря Стравинского » «Петрушка . , в котором рассказывается история любви и ревности трех марионеток.
Творческая драма
[ редактировать ]Творческая драматургия включает в себя драматические действия и игры, используемые преимущественно в образовательных учреждениях с детьми. Его корни в Соединенных Штатах начались в начале 1900-х годов. Уинифред Уорд считается основоположницей творческой драмы в образовании, основавшей первое академическое использование драмы в Эванстоне, штат Иллинойс. [56]
Азиатская драма
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ].
Самой ранней формой индийской драмы была санскритская драма . [57] был период относительного мира, Между I и X веком нашей эры в истории Индии во время которого были написаны сотни пьес. [58] С исламскими завоеваниями , начавшимися в 10 и 11 веках, театр был обескуражен или полностью запрещен. [59] Позже, в попытке восстановить ценности и идеи коренных народов, деревенский театр стал поощряться по всему субконтиненту, развиваясь на различных региональных языках с 15 по 19 века. [60] Движение Бхакти оказало влияние на выступления в нескольких регионах. Помимо региональных языков, в Ассаме наблюдался подъем вайшнавской драмы на искусственно смешанном литературном языке под названием Браджавали . [61] Особая форма одноактных пьес под названием Анкиа Наат развилась в произведениях Санкардева . [62] особое представление которого называется Бхаона . [63] Современный индийский театр развивался в период колониального правления Британской империи , с середины 19 века до середины 20 века. [64]
Санскритский театр
[ редактировать ]Самые ранние сохранившиеся фрагменты санскритской драмы датируются I веком нашей эры. [65] Богатство археологических свидетельств более ранних периодов не дает никаких указаний на существование театральной традиции. [66] Древние Веды ( гимны 1500–1000 гг. до н.э., которые являются одними из самых ранних образцов литературы). [ сломанный якорь ] в мире) не содержат и намека на это (хотя некоторые из них составлены в форме диалога ), а ритуалы ведического периода , похоже, не развились в театр. [66] « Махабхашья» содержит Патанджали самое раннее упоминание о том, что, возможно, было зародышем санскритской драмы. [67] Этот трактат по грамматике, датируемый 140 г. до н.э., указывает вероятную дату возникновения театра в Индии . [67]
Основным источником свидетельств существования санскритского театра является «Трактат о театре» ( Натьяшастра ), сборник, дата составления которого неизвестна (по оценкам, от 200 г. до н.э. до 200 г. н.э.) и чье авторство приписывается Бхарате Муни . « Трактат» — наиболее полное произведение драматургии древнего мира. В нем рассматриваются актерское мастерство , танец , музыка , драматическое построение , архитектура, костюмы , грим , реквизит , организация трупп, публика, конкурсы, а также предлагается мифологическое объяснение происхождения театра. [67]
Его драматургия считается высшим достижением санскритской литературы . [68] В нем использовались стандартные персонажи , такие как герой ( наяка ), героиня ( найика ) или клоун ( видусака ). Актеры могли специализироваться на определенном типе. Ему покровительствовали короли, а также деревенские собрания. Среди известных ранних драматургов - Бхаса , Калидаса (известный « Урваши», «Победа доблестью» , «Малавика и Агнимитра» , «Признание Шакунталы» ), Шудрака (известный «Маленькой глиняной тележкой »), Ашвагхоша , Дандин и император Харша (известный «Наганандой» , «Ратнавали») . и ) Приядаршика . Сакунтала (в английском переводе) оказала влияние на Гете « Фауста» (1808–1832). [68]
Мобильный театр
[ редактировать ]В Индии сложилась особая форма театра, где вся съемочная группа путешествует, ставя спектакли с места на место, с самодельными сценами и оборудованием, особенно в восточных частях страны. Джатра ( по-бенгальски означает «путешествие»), берущая свое начало в вайшнавском движении Чайтаньи Махапрабху в Бенгалии , представляет собой традицию, которая следует этому формату. [69] Вайшнавские игры в соседнем штате Ассам, пионером которых был Шриманта Санкардева , принимают формы Анкиа Наат и Бхаона . Это, наряду с западными влияниями, вдохновило развитие современного мобильного театра, известного на ассамском языке как Бхрамьоман , в Ассаме. [70] Современный Брамйоман ставит все, от индуистской мифологии до экранизаций западной классики и голливудских фильмов . [71] и использовать современные методы, такие как живые визуальные эффекты. [ нужна ссылка ] По оценкам, ассамский мобильный театр представляет собой индустрию стоимостью в сто миллионов долларов. [72] Автономный характер «Бхрамьомана», когда все оборудование и даже сцена переносятся самим коллективом, позволяет устраивать шоу даже в отдаленных деревнях, обеспечивая более широкий охват. [ нужна ссылка ] Пионерами этой отрасли являются Ачьют Лахкар и Враджанатх Сарма .
Современная индийская драма
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2018 г. ) |
Рабиндранат Тагор был новаторским современным драматургом, написавшим пьесы, известные своим исследованием и сомнением в вопросах национализма, идентичности, спиритуализма и материальной жадности. [73] Его пьесы написаны на бенгали и включают «Читру» ( Читрангада , 1892), «Король темной палаты» ( Раджа , 1910), «Почтовое отделение» ( Дакгар , 1913) и «Красный олеандр» ( Рактакараби , 1924). [73] Гириш Карнад — известный драматург, написавший ряд пьес, в которых используются история и мифология для критики и проблематизации идей и идеалов, имеющих современную актуальность. Многочисленные пьесы Карнада, такие как «Туглак» , «Хаявадана» , «Таледанда» и «Нага-Мандала» , вносят значительный вклад в индийскую драму. Виджай Тендулкар и Махеш Даттани — одни из крупнейших индийских драматургов ХХ века. Мохан Ракеш на хинди и датчанин Икбал на урду считаются архитекторами драмы нового века. датского Икбала «Аадхе Адхур» Мохана Ракеша и «Дара Шико» считаются современной классикой.
Китай
[ редактировать ]Китайский театр имеет долгую и сложную историю. Сегодня ее часто называют китайской оперой, хотя обычно это относится конкретно к популярной форме, известной как Пекинская опера и Куньцю ; в Китае было много других форм театра, таких как дзадзю .
Япония
[ редактировать ]Японская драма Но — это серьезная драматическая форма, сочетающая драму, музыку и танец в целостное эстетическое представление. Он сложился в 14-15 веках и имеет свои музыкальные инструменты и технику исполнения, которые часто передавались от отца к сыну. Исполнителями в основном были мужчины (как для мужских, так и для женских ролей), хотя женщины-любители также исполняют драмы Но. Драма Но поддерживалась правительством, и особенно военными: многие военачальники имели свои собственные труппы и иногда выступали сами. Его до сих пор исполняют в Японии. [74]
Кёген — комический аналог драмы Но. Он больше концентрируется на диалоге, а не на музыке, хотя инструменталисты Но иногда появляются и в Кёгене. Драма Кабуки , развивающаяся с 17 века, представляет собой еще одну комическую форму, включающую танец.
Современная театральная и музыкальная драма также получила развитие в Японии в таких формах, как сингэки и ревю Такарадзука .
См. также
[ редактировать ]- Антитеатральность
- Прикладная драма
- Августовская драма
- Христианская драма
- Шкафовая драма
- Комедийная драма
- Костюмированная драма
- Криминальная драма
- Отечественная драма
- Драматическая школа
- Драматическая структура
- Драматическая теория
- Аннотация к драме
- Драматургия
- Развлечение
- Флэш-драма
- Народная пьеса
- Героическая драма
- История театра
- Гипердрама
- Юридическая драма
- Медицинская драма
- Мелодрама
- Монодрама
- Тайная игра
- Одноактная пьеса
- Политическая драма
- Мыльная опера
- Театральные награды
- Двуручное оружие
- Стих-драма и драматический стих
- Хорошо сделанная пьеса
- Якшагана
Примечания
[ редактировать ]- ^ Элам (1980, 98).
- ↑ Фрэнсис Фергюссон пишет, что «драма, в отличие от лирики , не является прежде всего композицией в вербальной среде; слова возникают, как можно выразиться, из основной структуры происшествия и характера . Как отмечает Аристотель , « поэт или «создатель» должен быть создателем сюжетов, а не стихов, поскольку он поэт, потому что он подражает , а то, что он подражает, — это действия » » (1949, 8).
- ^ Уикхэм (1959, 32–41; 1969, 133; 1981, 68–69). сохраняется смысл создателя пьес как «создателя», а не «писателя» В слове драматург . «Театр» , один из первых специально построенных театров в Лондоне, был преднамеренной ссылкой на латинский термин, обозначающий этот конкретный театр, а не на термин, обозначающий здания в целом (1967, 133). Слово «драматург» «было в то время еще неизвестно в английском языке» (1981, 68).
- ^ Банхэм (1998, 894–900).
- ^ Пфистер (1977, 11).
- ^ Перейти обратно: а б Британская энциклопедия .
- ↑ См. записи «опера», «американский музыкальный театр», «мелодрама» и «Но» в Banham (1998).
- ^ « Манфред» , Байрона например, является хорошим примером « драматической поэмы ». См. статью «Байрон (Джордж Джордж)» в Banham (1998).
- ^ Некоторые формы импровизации, особенно комедия дель арте , импровизируют на основе «лацци» или черновых набросков сценического действия (см. Гордон (1983) и Дюшартр (1929)). Все формы импровизации основаны на немедленной реакции друг на друга, на ситуациях персонажей (иногда установленных заранее) и зачастую на их взаимодействии с публикой. Классические формулировки импровизации в театре возникли у Джоан Литтлвуд и Кейта Джонстона в Великобритании и Виолы Сполин в США; см. Джонстон (1981) и Сполин (1963).
- ^ Браун (1998, 441), Картледж (1997, 3–5), Голдхилл (1997, 54) и Лей (2007, 206). Таксиду отмечает, что «большинство учёных теперь называют «греческую» трагедию «афинской» трагедией, что исторически правильно» (2004, 104). Браун пишет, что древнегреческая драма «по сути была творением классических Афин : все драматурги, которые позже считались классиками, действовали в Афинах в V и IV веках до нашей эры (время афинской демократии ), и все сохранившиеся пьесы датируются с этого периода» (1998, 441). «Можно сказать, что доминирующая культура Афин пятого века , — пишет Голдхилл, — изобрела театр » (1997, 54).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 13–15) и Бэнхэм (1998, 441–447).
- ^ Банхэм (1998, 441–444). Дополнительную информацию об этих древнегреческих драматургах можно найти в статьях, отнесенных к категории «Древнегреческие драматурги и драматурги» в Википедии .
- ↑ Теория о том, что «Привязанный Прометей» не был написан Эсхилом, привела к тому, что это число составило шесть драматургов, чьи работы сохранились.
- ^ Банхэм (1998, 8) и Брокетт и Хильди (2003, 15–16).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 13, 15) и Бэнхэм (1998, 442).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 18) и Бэнхэм (1998, 444–445).
- ^ Банхэм (1998, 444–445).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 43).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 36, 47).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 43). Для получения дополнительной информации о древнеримских драматургах см. статьи, отнесенные к категории «Древнеримские драматурги и драматурги» в Википедии .
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 46–47).
- ^ Перейти обратно: а б с Брокетт и Хильди (2003, 47).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 47–48).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 48–49).
- ^ Перейти обратно: а б с Брокетт и Хильди (2003, 49).
- ^ Перейти обратно: а б Брокетт и Хильди (2003, 48).
- ^ Перейти обратно: а б Брокетт и Хильди (2003, 50).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 49–50).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 76, 78). Многие церкви исполняли только одну или две литургические драмы в год, а большее число вообще никогда не исполняло их.
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 76).
- ^ Перейти обратно: а б с Брокетт и Хильди (2003, 77).
- ^ Уикхэм (1981, 191; 1987, 141).
- ^ Бевингтон (1962, 9, 11, 38, 45), Диллон (2006, 213) и Уикхэм (1976, 195; 1981, 189–190). В книге «Ранние английские этапы» (1981) Уикхем указывает на существование «Интерлюдии студента и девушки» как на свидетельство того, что старомодное мнение о том, что комедия зародилась в Англии в 1550-х годах с «Иглы» Гаммера Гертона и Ральфа Ройстера Дойстера , ошибочно, игнорируя как и богатая традиция средневековой комической драмы ; см. Уикхэм (1981, 178).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 86)
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 97).
- ^ Спивак (1958, 251–303), Бевингтон (1962, 58–61, 81–82, 87, 183) и Вейманн (1978, 155).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 101–103).
- ^ Джордж Генри Неттлтон, Артур Британские драматурги от Драйдена до Шеридана с. 149
- ^ Хэтч, Мэри Джо (2009). Три лица лидерства: менеджер, художник, священник . Джон Уайли и сыновья. п. 47.
- ^ «Китайская сцена» из пьесы Уичерли на YouTube.
- ^ «Спровоцированная жена» - это что-то вроде пьесы о проблеме Реставрации , в которой уделяется внимание подчиненному правовому положению замужних женщин, а также сложностям «развода» и раздельного проживания - вопросам, которые были выдвинуты на первый план в середине 1690-х годов в некоторых печально известных делах, рассмотренных Палатой представителей. Лорды .
- ^ Взаимосвязанными причинами этого изменения вкусов были демографические изменения, Славная революция 1688 года, неприязнь Уильяма и Мэри к театру, а также судебные иски, поданные против драматургов Обществом реформирования нравов (основанным в 1692 году). Когда Джереми Коллиер напал на Конгрива и Ванбру в своем «Кратком обзоре безнравственности и богохульства английской сцены» в 1698 году, он подтвердил уже произошедший сдвиг во вкусах аудитории.
- ^ Уильямс (1993, 25–26) и Мои (2006, 17). Мои пишет, что «Ибсен - самый важный драматург, писавший после Шекспира. Он основатель современного театра. Его пьесы - мировая классика, ставятся на всех континентах и изучаются в классах повсюду. В любой год появляются сотни постановок Ибсена. в мире." К ибсенитам относятся Джордж Бернард Шоу и Артур Миллер ; В число брехтинцев входят Дарио Фо , Джоан Литтлвуд , У. Х. Оден , Питер Вайс , Хайнер Мюллер , Питер Хакс , Тони Кушнер , Кэрил Черчилль , Джон Арден , Говард Брентон , Эдвард Бонд и Дэвид Хэйр .
- ^ Мои (2006, 1, 23–26). Таксиду пишет: «Возможно, исторически более точно, хотя методологически менее удовлетворительно, рассматривать натуралистическое движение в театре в сочетании с более антииллюзионистской эстетикой театров того же периода. Они переплетаются и переплетаются во всевозможных сложных способами, даже когда они яростно осуждают друг друга (возможно, особенно когда) в излюбленном режиме того времени, в манифесте» (2007, 58).
- ^ Уильямс (1966) и Райт (1989).
- ^ «Опера | История и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ Лоунер, с. 16
- ^ Перейти обратно: а б Рид-Уолш, Жаклин. «Пантомима», Оксфордская энциклопедия детской литературы , Джек Зипес (редактор), Oxford University Press (2006), ISBN 9780195146561
- ^ Майер (1969), с. 6
- ^ «История пантомимы» , It's-Behind-You.com, 2002, по состоянию на 10 февраля 2013 г.
- ^ Словарь Нового Света Вебстера , World Publishing Company, 2-е издание для колледжа, 1980, стр. 1027
- ^ Гуцвиллер (2007).
- ^ Реми (1954).
- ^ Коллери (2001).
- ^ Перейти обратно: а б Британская энциклопедия
- ^ Эрлих (1974, 75–80).
- ^ Ричмонд, Суонн и Заррилли (1993, 12).
- ^ Брэндон (1997, 70) и Ричмонд (1998, 516).
- ^ Брэндон (1997, 72) и Ричмонд (1998, 516).
- ^ Брэндон (1997, 72), Ричмонд (1998, 516) и Ричмонд, Суонн и Заррилли (1993, 12).
- ^ ( Неог 1980 , стр. 246)
- ^ Неог, Махешвар (1975). Ассамская драма и театр: серия из двух лекций, прочитанных в Индийской школе драмы и Азиатском театральном центре, Нью-Дели, апрель 1962 года . Неог.
- ^ Неог, Махешвар (1984). Бхаона: Ритуальная игра Ассама . Академия Сангит Натак.
- ^ Ричмонд (1998, 516) и Ричмонд, Суонн и Заррилли (1993, 13).
- ^ Брэндон (1981, xvii) и Ричмонд (1998, 516–517).
- ^ Перейти обратно: а б Ричмонд (1998, 516).
- ^ Перейти обратно: а б с Ричмонд (1998, 517).
- ^ Перейти обратно: а б Брэндон (1981, xvii).
- ^ Джатра Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка , Питер Дж. Клаус, Сара Даймонд, Маргарет Энн Миллс. Опубликовано Тейлором и Фрэнсисом, 2003 г. ISBN 0-415-93919-4 . Страница 307 .
- ^ РАМЕШ МЕНОН (15 февраля 1988 г.). «Мобильный театр пускает глубокие корни в Ассаме» . Индия сегодня . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ «Передвижной театр успешен, потому что мы ставим спектакли в деревнях» .
- ^ «Экранный приветствие пионеру мобильного театра – документальному документу ветерана Ратны Оджха Ачьют Лахкар» .
- ^ Перейти обратно: а б Банхам (1998, 1051).
- ^ «Предыстория Но-Кёгэна» . Архивировано из оригинала 15 июля 2005 года . Проверено 27 февраля 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Бэнхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43437-8 .
- Баумер, Рэйчел Ван М. и Джеймс Р. Брэндон, ред. 1981. Санскритский театр в спектакле. Дели: Мотилал Банарсидасс, 1993. ISBN 978-81-208-0772-3 .
- Бевингтон, Дэвид М. 1962. От человечества к Марлоу: рост структуры в популярной драме тюдоровской Англии. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Бхатта, С. Кришна. 1987. Индийско-английская драма: критическое исследование. Нью-Дели: Стерлинг.
- Брэндон, Джеймс Р. 1981. Введение. У Баумера и Брэндона (1981, xvii–xx).
- Брэндон, Джеймс Р., изд. 1997. Кембриджский путеводитель по азиатскому театру. 2-й, изм. ред. Кембридж: Кембриджский университет. ISBN 978-0-521-58822-5 .
- Брокетт, Оскар Г. и Франклин Дж. Хильди. 2003. История театра . Издание девятое, международное издание. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 0-205-41050-2 .
- Браун, Эндрю. 1998. «Древняя Греция». В Кембриджском путеводителе по театру. Эд. Мартин Бэнэм. Кембридж: Кембриджский университет. 441–447. ISBN 0-521-43437-8 .
- Берт, Дэниел С. 2008. Драма 100: Рейтинг величайших пьес всех времен. Факты о файле ser. Нью-Йорк: Факты в файле/информационной базе. ISBN 978-0-8160-6073-3 .
- Каллери, Димфа. 2001. Через тело: Практическое руководство по физическому театру. Лондон: Ник Херн. ISBN 1-854-59630-6 .
- Карлсон, Марвин. 1993. Теории театра: исторический и критический обзор от греков до наших дней. Расширенное изд. Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8154-3 .
- Картледж, Пол. 1997. «'Глубокие пьесы': театр как процесс в греческой гражданской жизни». В Истерлинге (1997c, 3–35).
- Чакраборти, Каустав, изд. 2011. Индийско-английская драма. Нью-Дели: Обучение PHI.
- Дешпанде, врач общей практики, изд. 2000. Современная индийская драма: Антология. Нью-Дели: Сахитья Акедеми.
- Диллон, Джанетт. 2006. Кембриджское введение в ранний английский театр. Кембриджские введения в литературу сер. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83474-2 .
- Дюшартр, Пьер Луи. 1929. Итальянская комедия . Полная переиздание. Нью-Йорк: Дувр, 1966. ISBN 0-486-21679-9 .
- Дукоре, Бернард Ф., изд. 1974. Драматическая теория и критика: от греков до . Флоренция, Кентукки: Хайнле и Хайнле. ISBN 0-03-091152-4 .
- Дюрант, Уилл и Ариэль Дюрант. 1963 История цивилизации, том II: Жизнь Греции . 11 томов. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Истерлинг, ЧП, 1997а. «Шоу для Диониса». В Истерлинге (1997c, 36–53).
- Истерлинг, ЧП, 1997б. «Форма и исполнение». В Истерлинге (1997c, 151–177).
- Истерлинг, ЧП, изд. 1997в. Кембриджский компаньон греческой трагедии . Кембриджские товарищи по литературе сер. Кембридж: Кембриджский университет. ISBN 0-521-42351-1 .
- Эрлих, Харриет В. 1974. « Творческая драматургия как метод обучения в классе ». Элементарный английский 51:1 (январь): 75–80.
- Элам, Кейр. 1980. Семиотика театра и драмы . Новые Акценты Сер. Лондон и Нью-Йорк: Метуэн. ISBN 0-416-72060-9 .
- Фергюссон, Фрэнсис . 1949. Идея театра: исследование десяти пьес, Искусство драмы в меняющейся перспективе. Принстон, Нью-Джерси: Принстон, UP, 1968. ISBN 0-691-01288-1 .
- Голдхилл, Саймон. 1997. «Аудитория афинской трагедии». В Истерлинге (1997c, 54–68).
- Гордон, Мел. 1983. Лацци : Комические рутины комедии дель арте . Нью-Йорк: Публикации журнала исполнительского искусства. ISBN 0-933826-69-9 .
- Гуцвиллер, Кэтрин. 2007. Путеводитель по эллинистической литературе. Лондон: Блэквелл. ISBN 0-631-23322-9 .
- Харш, Филип Уэйли. 1944. Справочник классической драмы . Стэнфорд: Стэнфордский университет; Оксфорд: Оксфорд UP.
- Джонстон, Кейт . 1981. Импро: импровизация и театр Ред. Лондон: Метуэн, 2007. ISBN 0-7136-8701-0 .
- Лей, Грэм. 2006. Краткое введение в древнегреческий театр. Преподобный изд. Чикаго и Лондон: Университет Чикаго П. ISBN 0-226-47761-4 .
- Неог, Махешвар (1980). Ранняя история веры и движения вайшнавов в Ассаме: Шанкарадева и его времена . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0007-6 .
- О'Брайен, Ник. 2010. Станиславский на практике . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0415568432 .
- О'Брайен, Ник. 2007. Театральность греческой трагедии: игровое пространство и хор. Чикаго и Лондон: Университет Чикаго П. ISBN 0-226-47757-6 .
- Пандей, Судхакар и Фрейя Тарапоревала, ред. 1999. Исследования в современной Индии. Нью-Дели: Престиж.
- Пфистер, Манфред. 1977. Теория и анализ драмы . Пер. Джон Холлидей. Европейские исследования по английской литературе Сер. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1988. ISBN 0-521-42383-X .
- Реми, Тристан. 1954. Жан-Гаспар Дебюро. Париж: Л'Арш.
- Рем, Раш . 1992. Греческий трагический театр. Исследования театральной постановки сер. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-11894-8 .
- Ричмонд, Фарли. 1998. «Индия». В Банхеме (1998, 516–525).
- Ричмонд, Фарли П., Дариус Л. Суонн и Филип Б. Заррилли, ред. 1993. Индийский театр: традиции исполнения. Университет Гавайев П. ISBN 978-0-8248-1322-2 .
- Спивак, Бернард. 1958. Шекспир и аллегория зла: история метафоры по отношению к его главным злодеям. Нью-Йорк и Лондон: Columbia UP. ISBN 0-231-01912-2 .
- Сполин, Виола . 1967. Импровизация для Театра . Третья рев. Эд Эванстон, II издательство Северо-Западного университета, 1999. ISBN 0-8101-4008-X .
- Таксиду, Ольга. 2004. Трагедия, современность и траур . Эдинбург: Эдинбург, UP. ISBN 0-7486-1987-9 .
- Уикхэм, Глинн . 1959. Ранние английские этапы: 1300–1660. Том. 1. Лондон: Рутледж.
- Уикхэм, Глинн . 1969. Драматическое наследие Шекспира: Сборник исследований по средневековой, тюдоровской и шекспировской драме. Лондон: Рутледж. ISBN 0-710-06069-6 .
- Уикхэм, Глинн , изд. 1976. Английские моральные интерлюдии. Лондон: Дент. ISBN 0-874-71766-3 .
- Уикхэм, Глинн . 1981. Ранние английские этапы: 1300–1660. Том. 3. Лондон: Рутледж. ISBN 0-710-00218-1 .
- Уикхэм, Глинн . 1987. Средневековый театр. 3-е изд. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-31248-5 .
- Вейманн, Роберт. 1978. Шекспир и популярная традиция в театре: исследования социального измерения драматической формы и функции. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-3506-2 .
- Вейманн, Роберт. 2000. Авторское перо и актерский голос: Игра и письмо в Шекспировском театре . Эд. Хелен Хигби и Уильям Уэст. Кембриджские исследования в области литературы и культуры эпохи Возрождения. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-78735-1 .