Древние космонавты
Претензии | Разумная внеземная жизнь посетила Землю в древние времена и повлияла на человеческую цивилизацию. |
---|---|
Смежные научные дисциплины | Археология |
(Обзор псевдонаучных концепций) |
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Древние астронавты (или древние инопланетяне ) относятся к псевдонаучному набору убеждений. [1] [2] [3] [4] которые утверждают, что разумные инопланетные существа посещали Землю и вступали в контакт с людьми в древности и доисторические времена. [1] [2] [4] Сторонники предполагают, что этот контакт повлиял на развитие современных культур, технологий, религий и биологии человека. [1] [2] Общепринятая позиция заключается в том, что божества большинства, если не всех, религий имеют внеземное происхождение и что передовые технологии, принесенные на Землю древними астронавтами, интерпретировались ранними людьми как свидетельство божественного статуса. [1] [2] [5]
Идея о том, что древние астронавты существовали и посещали Землю, не воспринимается всерьез учеными и археологами , которые считают подобные утверждения псевдоархеологическими. [6] и/или ненаучно . [7] исследованиях он не получил должного внимания В рецензируемых . [8] Когда сторонники идеи представляют доказательства в пользу своих убеждений, они часто искажаются или сфабрикованы . [9] Кроме того, история мысли, связанной с этой темой, показывает, что ее сторонники взяли на вооружение убеждения сторонников превосходства белой расы , чтобы доказать, что коренные культуры во всем мире были неспособны на те технологические и культурные достижения, которых они достигли. [1] [10] [11]
Среди известных сторонников этих убеждений во второй половине 20-го века, написавших множество книг или регулярно появляющихся в средствах массовой информации, можно назвать Робер Шарру , Жака Бержье , Жана Сенди , Эриха фон Деникена , [1] [2] [4] Александр Казанцев , Захария Ситчин , Роберт К.Г. Темпл , Джорджио А. Цукалос , Дэвид Хэтчер Чилдресс , Питер Колосимо и Мауро Биглино .
Обзор
Для обозначения утверждений о древних астронавтах используются различные термины, например, древние инопланетяне, [12] древние уфонавты, [13] древние космические пилоты, [14] палеоконтакт, [15] астронавты или инопланетные боги, [16] [17] или палео- или библейский-SETI ( поиск внеземного разума ). [18] [19]
Верующие в такие древние истории об астронавтах часто утверждают, что все или некоторые люди являются либо потомками, либо творениями внеземного разума, приземлившимися на Земле в какой-то момент в древнем прошлом. Связанная с этим идея заключается в том, что человеческие знания, религия и культура пришли от инопланетных посетителей в древние времена, и древние астронавты действовали как « материнская культура ». Кроме того, сторонники часто заявляют, что путешественники из космоса построили многие сооружения на Земле (например, египетские пирамиды и каменные головы Моаи на острове Пасхи ) или помогали людям в их строительстве. [20] Сторонники утверждают, что доказательства существования древних астронавтов основаны на документальных пробелах в исторических и археологических записях, при этом ссылаясь на археологические артефакты , которые, по их мнению, вопреки общепринятым объяснениям, являются анахронизмом и предположительно выходят за рамки технических возможностей людей, которые их создали. Их иногда называют « неуместными артефактами »; и включать произведения искусства и легенды, которые верующие переосмысливают, чтобы они соответствовали историям о внеземных контактах или технологиях. [21]
Будучи псевдоархеологией , эта идея получает освещение в маргинальных средствах массовой информации , таких как на канале History сериал «Древние пришельцы» . [22] Такие шоу используют стратегию, известную как « полив », чтобы смешать факты с вымыслом, чтобы распространить теории альтернативного прошлого с образами, которые следуют убеждениям сторонников превосходства белой расы , нативистов , империалистов , колониальных поселенцев и христианской идентичности , актуальным для прошлое. [23] Знаменитые сторонники древних инопланетян заявляют, что являются частью угнетенного меньшинства ученых, которых «большая археология» сговорилась лишить избирательных прав, в то время как их идентичность как индивидуалистов или мошенников согласуется с отсутствием у этих людей полномочий. [24]
Подобно археологическим начинаниям критикуемого прошлого, эти сторонники сосредотачиваются в первую очередь на монументальных археологических сооружениях, утверждая, что они могли быть построены только при вмешательстве инопланетян. Подразумевается, что небелые коренные народы в регионах, где появляются эти памятники, не могли построить их самостоятельно. [25] Однако писательница сиу Дакота/Лакота Рут Х. Бернс в журнале Atmos возражает, что древняя теория инопланетян и идея инопланетян в целом поддерживают точку зрения коренных, неевропейских народов. Отрицание встреч с инопланетянами и рассказов коренных народов о своем происхождении от инопланетян является частью «стирания коренных народов», поскольку оно сводит к минимуму или полностью игнорирует точки зрения коренных народов. Многие коренные народы ведут свое происхождение от «звездных людей» и им подобных — инопланетян, которые, будучи прародителями коренных народов, по определению не могут быть белыми или «арийцами». [26]
Общая черта в этих историях изображает инопланетян со светлой кожей или арийским цветом лица, как утверждает известный сторонник инопланетных астронавтов Эрих фон Деникен в своей основополагающей работе «Колесницы богов?» [10] [11] Таким образом, некоторые сторонники древних астронавтов ассоциируются с сторонниками превосходства белой расы, хотя их теории иногда применимы и к европейским культурам. [27] [28]
Эти утверждения настолько диковинны, что до недавнего времени ведущие археологи, по сути, игнорировали их как абсурд. [23] Те немногие преданные научно-популярные толкователи и скептики, которые все же высказали свое мнение по поводу этих идей, повсеместно подвергли их критике. Например, Карл Саган писал: «В длинном списке поп-археологии «древних астронавтов» случаи, представляющие кажущийся интерес, имеют вполне разумные альтернативные объяснения, либо были неверно сообщены, либо представляют собой простые уловки, мистификации и искажения». [29]
История верований древних инопланетян и их сторонников
Повествования о палеоконтакте или «древнем астронавте» впервые появились в ранней научной фантастике конца 19 - начала 20 веков, включая роман 1898 года « Покорение Марса Эдисона». [30] и произведения Г. П. Лавкрафта . [31] Идея была всерьез предложена журналистом Гарольдом Т. Уилкинсом в 1954 году. Ее популярность выросла в 1960-х годах, главным образом благодаря космической гонке и успеху работ Эриха фон Деникена, хотя она также получила ограниченное внимание как серьезная гипотеза. Критики появлялись на протяжении 1970-х годов, дискредитируя утверждения фон Деникена. Уфологи отделили эту идею от споров об НЛО. К началу 1980-х годов поддержки удалось найти мало. [32]
Шкловский и Саган
Карл Саган стал соавтором широко популярной книги «Разумная жизнь во Вселенной» совместно с советским астрофизиком Иосифом Шкловским , опубликованной в 1966 году. [33] В своей книге « Мозг Брока » 1979 года Саган предположил, что он и Шкловский, возможно, вдохновили волну книг о древних астронавтах 1970-х годов, выражая неодобрение «фон Дэникену и другим некритичным писателям», которые, по-видимому, основывались на этих идеях не как на осторожных предположениях, а как на «веских доказательствах». внеземного контакта». [34] Саган отметил, что, хотя многие легенды, артефакты и предполагаемые неуместные артефакты приводились в поддержку гипотез древних астронавтов, «очень немногие из них требуют чего-то большего, чем мимолетное упоминание» и могут быть легко объяснены с помощью более традиционных гипотез . Саган также подтвердил свой более ранний вывод о том, что визиты инопланетян на Землю возможны, но не доказаны и маловероятны. [35]
Эрих фон Деникен
Эрих фон Дэникен был ведущим сторонником этой гипотезы в конце 1960-х и начале 1970-х годов, получив большую аудиторию благодаря публикации в 1968 году своего бестселлера « Колесницы богов?» и его продолжения.
По словам фон Деникена, для изготовления некоторых артефактов требуются более сложные технологические возможности, чем те, которые были доступны древним культурам, создавшим их. Фон Деникен утверждает, что эти артефакты были созданы либо непосредственно инопланетными посетителями, либо людьми, которые получили необходимые знания от упомянутых посетителей. К ним относятся Стоунхендж , Пумапунку , Моаи острова Пасхи , Великая пирамида в Гизе и древние электрические батареи Багдада .
Фон Дэникен пишет, что древнее искусство и иконография по всему миру иллюстрируют воздушные и космические аппараты, нечеловеческих, но разумных существ, древних астронавтов и артефакты анахронически передовых технологий. Фон Деникен также утверждает, что географически разделенные исторические культуры разделяют художественные темы, что, по его мнению, подразумевает общее происхождение. Одним из таких примеров является интерпретация фон Деникеном крышки саркофага, найденной в гробнице майя , правителя Паленке классической эпохи , Пакаля Великого . Фон Деникен пишет, что на рисунке изображен сидящий космонавт. Иконография и сопровождающий текст майя , однако, отождествляют его как портрет самого правителя с Мировым Древом мифологии майя .
Истоки многих религий интерпретируются фон Дэникеном как реакции на встречи с инопланетной расой. По его мнению, люди считали технологии пришельцев сверхъестественными , а самих пришельцев — богами . Фон Деникен утверждает, что устные и письменные традиции большинства религий содержат упоминания об инопланетных гостях в виде описаний звезд и транспортных объектов, путешествующих по воздуху и космосу. Одним из таких является откровение Иезекииля , которое Дэникен интерпретирует как подробное описание приземляющегося космического корабля ( «Космические корабли Иезекииля »).
Гипотезы фон Деникена стали популяризироваться в США после NBC-TV документального фильма «В поисках древних астронавтов», который вел Род Серлинг , и фильма «Колесницы богов» .
Критики утверждают, что фон Дэникен исказил данные, что многие из его утверждений были необоснованными и что ни одно из его основных утверждений не было подтверждено. [36] В частности, христианское креационистское сообщество резко критикует большую часть работ фон Деникена. Автор -креационист «Молодой Земли» Клиффорд А. Уилсон опубликовал книгу «Crash Go the Chariots» в 1972 году, в которой он попытался дискредитировать все утверждения, сделанные в книге «Колесницы богов» . [37]
В «Колесницах богов»? Что касается линий Наска , фон Деникен утверждает, что «с воздуха впечатление, которое произвела на меня равнина Наска длиной 60 км [37 миль], было впечатлением аэродрома». [38] Учитывая, что он находился в процессе поиска доказательств существования древних инопланетян, фон Деникен демонстрирует предвзятость подтверждения , поскольку он не считает линии Наска рукотворными до тех пор, пока не будет опубликована книга « Колесницы богов». Эту этическую точку зрения, которую он представляет, может легко принять читатель, знакомый с воздушными путешествиями и неразвитыми знаниями о природе геоглифов . Кроме того, поскольку большинство читателей «Колесниц богов»? не обучены рассматривать артефакты древних цивилизаций, их интерпретации во многом зависят от мнения фон Деникена об артефактах. Кеннет Л. Федер утверждает, что читатель, впервые увидевший линии Наска в книге об инопланетянах, с гораздо большей вероятностью свяжет эти особенности с внеземным происхождением, а не с цивилизацией, существовавшей на Земле. [39]
В 1970 году фон Деникен признал, что разметку Наска «можно было разместить в гигантском масштабе, работая по модели с использованием системы координат». [40]
Захария Ситчин
Серия Захарии Ситчина «Хроники Земли» , начиная с «12-й планеты» , вращается вокруг уникальной интерпретации Ситчиным древних шумерских и ближневосточных текстов, мегалитических памятников и артефактов со всего мира. [41] [42] Он выдвигает гипотезу, что боги старой Месопотамии были астронавтами с планеты « Нибиру », которую, как утверждает Ситчин, шумеры считали отдаленной «12-й планетой» (считая Солнце, Луну и Плутон планетами), связанной с богом Мардуком . По словам Ситчина, Нибиру продолжает вращаться вокруг Солнца по вытянутой орбите на протяжении 3600 лет. Современная астрономия не нашла никаких доказательств, подтверждающих идеи Ситчина. [41]
Ситчин утверждает, что существуют шумерские тексты, в которых рассказывается история о том, что 50 ануннаков , жителей планеты под названием Нибиру, пришли на Землю примерно 400 000 лет назад с намерением добывать сырье, особенно золото, для транспортировки обратно на Нибиру. Из-за своей малочисленности они вскоре устали от этой задачи и начали заниматься генетическим проектированием рабочих для работы в шахтах. После долгих проб и ошибок они в конечном итоге создали Homo sapiens sapiens : « Адапа » (образец человека) или Адама из позднейшей мифологии. Ситчин утверждал, что аннунаки активно участвовали в делах человечества до тех пор, пока их культура не была уничтожена глобальными катастрофами, вызванными внезапным окончанием последнего ледникового периода около 12 000 лет назад. Видя, что люди выжили и все, что они построили, было разрушено, Ануннаки покинули Землю, предоставив людям возможность и средства управлять собой. Работа Ситчина не получила широкой научной поддержки и подверглась резкой критике со стороны профессионалов, проверявших его гипотезы. семитские языки Ученый Майкл С. Хейзер говорит, что многие из переводов Ситчина шумерских и месопотамских слов не согласуются с месопотамскими клинописными двуязычными словарями, созданными древними аккадскими писцами. [43] [44] [45]
Алан Ф. Алфорд , автор книги «Боги нового тысячелетия» (1996), был приверженцем гипотезы древних астронавтов. Большая часть его работ основана на гипотезах Ситчина. Однако теперь, после более глубокого анализа, он находит недостатки в гипотезе Ситчина, заявляя, что: «Теперь я твердо придерживаюсь мнения, что эти боги олицетворяли падающее небо; другими словами, нисхождение богов было поэтической интерпретацией мифа о катаклизме, который лежал в основе древних ближневосточных религий». [46]
Роберт Темпл
В книге Роберта К. Г. Темпла 1976 года «Тайна Сириуса » утверждается, что народ догонов на северо-западе Мали сохранил записи о посещениях инопланетян, произошедших примерно 5000 лет назад. Он цитирует различные доказательства, в том числе передовые астрономические знания, унаследованные племенем, описания и сравнительные системы верований с древними цивилизациями, такими как Древний Египет и Шумер . Его работа во многом опирается на исследования культурных антропологов Марселя Гриоля и Жермен Дитерлен . [47]
Его выводы подверглись критике со стороны ученых, которые указали на неточности в отчете Темпла и предположили, что догоны, возможно, недавно получили часть своей астрономической информации, вероятно, из европейских источников, и, возможно, исказили этнографию догонов. [48] [49] [50]
Религии НЛО
Различные новые религиозные движения, в том числе некоторые направления теософии , саентологии , раэлизма , Общества Этериуса и Небесных Врат , верят в древние и современные контакты с внеземным разумом. Многие из этих религий рассматривают как древние писания, так и недавние откровения как связанные с действиями пришельцев с других планетарных систем. Психологи обнаружили, что религии НЛО имеют сходство, которое позволяет предположить, что члены этих групп сознательно или подсознательно связывают очарование с мемами из научной фантастики . [51]
Претензии сторонников
Среди учёных существует мнение, что гипотеза древних астронавтов не невозможна, но неоправданна и ненужна. «Тайны», приводимые в качестве доказательства этой гипотезы, можно объяснить, не обращаясь к древним астронавтам; Сторонники ищут загадки там, где их нет. [9] Поскольку древние астронавты не нужны, следует применить бритву Оккама и отвергнуть гипотезу в соответствии с научным консенсусом. [52]
Древние религиозные тексты
Сторонники цитируют древнюю мифологию в поддержку своей точки зрения, основанной на идее о том, что древние мифы о сотворении богов, которые спускаются с небес на Землю, чтобы создать или научить человечество, представляют собой изображения инопланетных посетителей, чьи превосходные технологии объясняют их восприятие как богов. Сторонники проводят аналогию с событиями в наше время, когда изолированные культуры подвергаются воздействию передовых технологий, например, когда в начале 20-го века в южной части Тихого океана были обнаружены « культы груза »: культуры, которые считали, что различные западные корабли и их груз являются посланные богами во исполнение пророчеств об их возвращении. [53] [ источник, созданный пользователем? ]
Древний шумерский миф об Энума Элише , начертанный на клинописных табличках и являющийся частью Библиотеки Ашшурбанипала , гласит, что человечество было создано для служения богам, называемым « Аннунаки ». Сторонники гипотезы полагают, что Аннунаки были инопланетянами, пришедшими на Землю для добычи золота для собственных нужд. По мнению сторонников гипотезы, Аннунаки осознали, что добыча золота наносит ущерб их расе, а затем создали человеческую расу в качестве рабов. [54]
Рамаяна
В индуистской мифологии боги и их аватары путешествуют с места на место на летательных аппаратах, называемых Вимана . Есть много упоминаний об этих летающих объектах в Рамаяне , которые использовал ланкийский король Равана из Шри-Ланки, датированные V или IV веком до нашей эры. Ниже приведены некоторые примеры:
Из книги 6, Песнь CXXXIII: Волшебная машина: [55]
Не моя ли дивная колесница,
Названный Пушпак, созданный руками божественными.
…
Эта колесница, хранившаяся с величайшей осторожностью,
Пронесет тебя через воздушные поля,
И ты загоришься неутомимо
В королевском городе прекрасной Айодхьи.
Из книги 6, Песнь CXXIV: «Отъезд»: [55]
Быстро по воздуху, как Рама , выбрал
Чудесная машина возникла из земли.
И украшен лебедями и серебряными крыльями
Нес через облака свой груз королей.
Эрих фон Деникен обсуждает Рамаяну и виманы в главе 6 книги « Колесницы богов»? предполагая, что это были «космические аппараты». В поддержку своей гипотезы он приводит цитату, которая, по его словам, взята из перевода Махабхараты К. Роя 1889 года: « Бхима летел со своей Виманой на огромном луче, который был таким же ярким, как солнце, и издавал шум, подобный раскату грома. буря». [56] [57]
Библия
Книга Бытия и Книга Еноха.
Книга Бытия , глава 6, стихи 1–2 и 4, гласит:
Когда число людей на земле начало увеличиваться и у них родились дочери, сыновья Божьи увидели, что дочери человеческие прекрасны, и женились на любой из них, какую выбрали... Нефилимы были на земле в те времена. дни – а также после – когда сыны Божьи приходили к дочерям человеческим и рождали от них детей.
- Бытие 6: 1–4 (новая международная версия)
Многие христиане считают эти группы разными семьями детей Адама и Евы. Другая интерпретация состоит в том, что нефилимы - дети «сынов Бога» и «дочерей людей», хотя ученые в этом не уверены. [58] Версия короля Иакова переводит «Нефилимы» как «гиганты» (или Гибборимы ). Сторонники древних астронавтов утверждают, что Адам и Ева съели запретный плод , чтобы «быть богоподобными», и это было первым шагом в эволюции человека . [ нужна ссылка ]
Первая часть апокрифической Книги Еноха расширяет и интерпретирует Бытие 6:1: «сыны Божьи» представляли собой группу из 200 « ангелов », называемых « Стражи », которые спустились на Землю, чтобы размножаться с людьми. Их потомками являются Нефилимы, «гиганты», «поглотившие все достижения людей». Когда люди больше не могли поддерживать нефилимов, они обратились против человечества. Наблюдатели также обучали людей металлургии и обработке металлов , косметике , колдовству , астрологии , астрономии и метеорологии . Затем Бог приказал заключить Наблюдателей в землю и создал Великий Потоп (или многочисленные мифы о Потопе ), чтобы избавить Землю от Нефилимов и людей, получивших знания от Наблюдателей. Чтобы обеспечить выживание человечества, Ноя предупреждают о приближающемся разрушении. Поскольку они не повиновались Богу, в книге Стражи описываются как « падшие ангелы ». [59] [ оригинальное исследование? ]
Некоторые сторонники древних астронавтов утверждают, что эта история представляет собой исторический отчет о посещении Земли инопланетянами, которых называли Наблюдателями, потому что их миссией было наблюдение за человечеством. Некоторые инопланетяне не подчинились приказам; они вступали в контакт с людьми, скрещивались с человеческими женщинами и делились с ними знаниями. Таким образом, нефилимы были получеловеческими-полуинопланетными гибридами . [60] [ нужен лучший источник ]
Чак Мисслер и Марк Истман утверждают, что современные НЛО несут падших ангелов или потомков падших ангелов, и что «генеалогия Ноя не была запятнана вторжением падших ангелов. Похоже, что эта фальсификация человеческого генофонда была серьезной проблемой на Земле». планета Земля». [61]
Фон Деникен также предполагает, что два ангела, посетившие Лота в 19-й главе Бытия, были древними астронавтами, которые использовали атомное оружие, чтобы разрушить город Содом . [62]
Марк Дем переосмысливает Книгу Бытия, написав, что человечество зародилось на другой планете и что Бог Библии — инопланетянин. [63]
Книга Иезекииля
В первой главе Книги Иезекииля рассказывается о видении, в котором Иезекииль видит «огромное облако», содержащее огонь и излучающее молнии и «сияющий свет». Внутри облака этот отрывок описывает херувимов и офаним :
...и в огне было нечто похожее на четырех живых существ. По виду они были человеческими, но у каждого из них было четыре лица и четыре крыла. Их ноги были прямыми; ноги их были как у теленка и блестели, как полированная медь. Под крыльями с четырех сторон у них были человеческие руки. У всех четверых были лица и крылья, и крылья одного касались крыльев другого. Каждый пошел прямо вперед; они не поворачивались при движении...Глядя на живых существ, я увидел на земле рядом с каждым существом колесо с четырьмя лицами. Таков был вид и строение колес: они сверкали, как топаз, и все четыре были похожи друг на друга. Каждый из них выглядел как колесо, пересекающее колесо. Двигаясь, они шли в любом из четырех направлений, с которыми столкнулись существа; колеса не меняли направления по мере движения существ. Ободья их были высокие и грозные, и все четыре ободья были полны глаз кругом. Когда живые существа двигались, колеса рядом с ними двигались; и когда животные поднялись из земли, поднялись и колеса.
- Иезекииль 1:5–9, 15–19 (новая международная версия)
В четвертой главе « Колесниц богов»? В книге, озаглавленной «Был ли Бог космонавтом?», фон Деникен предполагает, что Иезекииль видел космический корабль или космические корабли; эта гипотеза была выдвинута Моррисом Джессапом в 1956 году. [64] и Артуром В. Ортоном в 1961 году. [65] Подробную версию этой гипотезы описал Йозеф Ф. Блюмрих в своей книге «Космические корабли Иезекииля» (1974). [66]
В другом месте Библии
характеристики Ковчега Завета , Урима и Туммима предполагают высокие технологии, возможно, инопланетного происхождения. Говорят, что [67]
Роберт Дион и Пол Мисраки опубликовали в 1960-х годах книги, в которых описывались события в Библии , вызванные инопланетной технологией . [68] [69] Барри Даунинг , пресвитерианский священник , в 1968 году написал книгу, в которой доказывал, что Иисус был инопланетянином , цитируя в качестве доказательства Иоанна 8:23 и другие библейские стихи. [70]
Некоторые сторонники древних астронавтов, такие как Фон Дэникен и Барри Даунинг, полагают, что концепция ада в Библии может быть реальным описанием планеты Венера, принесенной на Землю инопланетянами, фотографии горячей поверхности Венеры показывающими людям . [ нужна ссылка ] Сторонники гипотезы заявляют, что « Бог » и « Сатана » были инопланетянами, которые не пришли к согласию относительно того, следует ли разрешать людям информацию, предлагаемую древом познания. Дэвид Чилдресс , ведущий сторонник гипотезы создания древних астронавтов, сравнивает эту историю с греческой сказкой о Прометее , который дал человечеству знание огня. Сторонники древних астронавтов полагают, что библейская концепция сатаны основана на неправильно понятом визите инопланетян. Эрих фон Деникен утверждал, что потомки инопланетян имели детей от гоминидов , и в Библии это было названо « первородным грехом ». Фон Деникен считает, что библейский великий потоп был наказанием за то, что внеземной «Бог» обнаружил, что привязанные к Земле падшие ангелы спаривались с обезьяноподобными древними людьми. [71]
Книга вторжений
Чилдресс и другие написали, что отрывок из « Книги вторжений», описывающий прибытие Туата Де Дананн в Ирландию, фиксирует «прибытие инопланетян на космических кораблях с маскировочными устройствами» в Слив-Аниерин . В тексте говорится: «Таким образом, они были Туата Де Дананд, пришедшие в Ирландию. Таким образом они пришли в темных облаках. Они высадились на горах Конмайн Рейн в Коннахте и навели тьму на солнце на три дня и три ночи». [72]
Древние произведения искусства
Петроглифические свидетельства со всего мира
Сторонники древних астронавтов считают, что (духовных существ) хопи найденные в пустыне наскальные рисунки качин связывают происхождение племен хопи и зуни со «звездными людьми». Они указывают на подобные гравюры в других местах как на свидетельство того, что инопланетяне посещали множество различных древних цивилизаций. [ нужна ссылка ]
Другая художественная поддержка гипотезы древних астронавтов была найдена в палеолита наскальных рисунках . Говорят, что Воджина в Австралии и наскальные рисунки в Валкамонике в Италии (см. выше) имеют сходство с современными астронавтами. [73] Сторонники гипотезы древних астронавтов иногда утверждают, что такие сходства, как куполообразные головы, интерпретируемые как существа в космических шлемах, доказывают, что раннего человека посетила инопланетная раса. [74]
Искусство Средневековья и Возрождения
Дополнительная поддержка этой гипотезы опирается на изображения летающих тарелок и других неопознанных летающих объектов в Средневековья и искусстве Возрождения . [75] [ источник, созданный пользователем ]
Некоторые примеры этих упомянутых объектов включают яйцевидную форму в небе на картине Мадонна с Младенцем « и младенцем Святым Иоанном», неопознанный летающий объект в « Аннунциационе » ( Благовещение ) (1486) Карло Кривелли, «сферический объект с усиками», который похож на Спутник ») Бонавентуры Салимбени в «Сантиссима Тринита » ( «Святая Троица (1595 г.), а также на множество таких неопознанных летающих объектов в « Миколо делла неве » Мазолино да Паникале («Снежное чудо») (1428 г.). По мнению итальянского искусствоведа Диего Куоги, эти предметы содержат в себе религиозную символику, поскольку большинство картин того времени были на религиозные темы. В таких работах, по его словам, в небе часто появляются ангелы и «сияющие облака». Он говорит, что объект в « Мадонне с Младенцем» — это одно из этих сияющих облаков, объект в «Благовещении» — это вихрь ангелов, объект, похожий на спутник в «Сантиссима Тринита», — это земной шар, представляющий творение с двумя скипетрами, которые держит Бог и Христа , а Мираколо делла Неве содержит множество линзовидных облаков . [76]
Линии Наска
Древние линии Наска — это сотни огромных наземных рисунков, выгравированных в высокогорной пустыне южного Перу . Некоторые из них представляют собой стилизованные животные и человекоподобные фигуры, а другие представляют собой просто прямые линии длиной в сотни метров. Поскольку фигуры были созданы для того, чтобы их можно было увидеть с большой высоты, [ нужна ссылка ] они были связаны с гипотезой древних астронавтов. В 1970-х годах писатель-псевдоисторик Эрих фон Дэникен популяризировал идею о том, что линии и фигуры Наска могли быть созданы «по инструкциям с самолетов» и что более длинные и широкие линии могли быть взлетно-посадочными полосами для космических кораблей. По словам археолога Кеннета Федера , внеземная интерпретация фон Дэникена не подтверждается никакими доказательствами. Федер писал, что «линии интерпретируются археологами как церемониальные тропы древнего народа Наска; именно таким образом они использовались в сравнительно недавнем прошлом». [77]
Джо Никелл из Университета Кентукки воссоздал одну из фигур, используя только деревянные колья и веревку. [78]
Древние артефакты
Древние летательные аппараты
Сторонники идеи древних астронавтов говорят, что некоторые артефакты, обнаруженные в Египте ( Птица Саккара ) и Колумбии - Эквадоре ( артефакты Кимбая ), похожи на современные самолеты и планеры. [79] [80] Однако ведущие археологи интерпретировали эти артефакты как стилизованные изображения птиц и насекомых. [ нужна ссылка ]
Древние сооружения и мегалитические памятники
Предлагаемые доказательства существования древних астронавтов включают существование древних памятников и мегалитических руин, таких как пирамиды Гизы в Египте, Мачу-Пикчу в Перу или Баальбек в Ливане , Моаи на острове Пасхи и Стоунхендж в Англии. [81] Сторонники говорят, что эти каменные сооружения не могли быть построены с использованием технических возможностей и инструментов людей того времени, и далее утверждают, что многие из них невозможно воспроизвести даже сегодня. Они предполагают, что большой размер строительных камней, точность, с которой они были уложены, а также расстояния, на которые многие из них транспортировались, оставляют открытым вопрос о том, кто построил эти объекты. [ нужна ссылка ]
Эти идеи категорически отвергаются господствующей археологией. Некоторые ведущие археологи участвовали в экспериментах по перемещению больших мегалитов . В результате этих экспериментов удалось переместить мегалиты массой не менее 40 тонн. [82] [83] и некоторые предполагают, что при наличии большей рабочей силы можно было бы буксировать более крупные мегалиты с использованием известных древних технологий. [84]
Пирамиды Египта
Фон Деникен утверждает, что древний Египет с его великими сооружениями комплекса пирамид Гизы, такими как Великая пирамида Гизы и Великий Сфинкс Гизы , внезапно и без переходов и развития стал «фантастической, готовой цивилизацией». [85] Сторонники древних астронавтов предполагают, что такие места, как пирамиды Гизы, были построены инопланетянами. [86] [87] Однако археологические данные демонстрируют не только долгий культурный путь доисторического Египта , но и процессы развития, которым подверглись древние египтяне. [87] Египетские гробницы начинались с того, что важных лидеров деревень хоронили в скале и засыпали земляными насыпями. В конце концов, у первых фараонов были гробницы, покрытые одноэтажными квадратными конструкциями из сырцового кирпича, называемыми мастабами . возникла Ступенчатая пирамида из нескольких мастаб, сложенных друг на друга в одну структуру. Это привело к строительству фараона Джосера Ступенчатой пирамиды в Саккаре , которая, как известно из записей, была построена древнеегипетским архитектором и советником Имхотепом . [88] Именно фараон Сноферу приказал превратить свою пирамиду из ступенчатой в настоящую пирамиду, подобную знаменитым пирамидам Гизы. [89] Папирусный документ , похожий на журнал, который вел чиновник по имени инспектор Мерер, также был обнаружен с записями о строительстве Великой пирамиды. [90]
Хороший
Статуи Моаи с острова Пасхи были перенесены на многие мили из карьера Рано Рараку на их нынешнее место, и археологи задавались вопросом, как такие массивные статуи могли быть перевезены. [91] В фольклоре коренных жителей Рапа-Нуи говорится, что вожди и священники использовали ману , чтобы заставить статуи острова ходить. [92] В 1982 году чешский инженер Павел Павел и группа из шестнадцати человек использовали точную копию бетонного моаи, чтобы проверить метод, с помощью которого можно было бы транспортировать статуи. Они привязали к нему веревки и двумя группами тянули и крутили его вперед-назад, заставляя двигаться вперед шагающим движением. Они назвали это «методом холодильника» и продемонстрировали, что массивные статуи можно легко переместить небольшой группой людей. [93]
Религиозные и культурные практики
Ряд древних культур, таких как древние египтяне и некоторые коренные американцы, искусственно удлиняли черепа своих детей. Некоторые сторонники древних астронавтов предполагают, что это было сделано для подражания инопланетным посетителям, в которых они видели богов. [94] [95]
Акенатен
Среди древних правителей, изображенных с вытянутыми черепами, — фараон Эхнатон и Нефертити . Предполагается, что изображение Эхнатона и его семьи с такими чертами, как удлиненные черепа, конечности, недоразвитое туловище и гинекомастия в искусстве Амарны, является следствием семейного заболевания. [96] [97] Брак между членами семьи, особенно братьями и сестрами, был обычным явлением в древнеегипетских королевских семьях, что повышало риск таких нарушений. [98] [97] Исследования останков правящей семьи 18-й династии Египта обнаружили свидетельства уродств и болезней. [97] Предлагаемые синдромы Эхнатона включают синдром Лойса-Дитца , синдром Марфана , синдром Фрелиха и синдром Антли-Бикслера . [96] [97] Эхнатон поклонялся богу солнечного диска Атону , и предполагается, что такое поклонение могло указывать на болезнь, которую облегчает солнечный свет. [99] [100]
В популярной культуре
Древние астронавты часто упоминались в научной фантастике и фильмах ужасов в самых разных средствах массовой информации. В статье 2004 года в Skeptic журнале Джейсон Колавито пишет, что фон Дэникен позаимствовал многие концепции книги из Le Matin des Magiciens (« Утро волшебников» ), что эта книга, в свою очередь, находилась под сильным влиянием « Мифов Ктулху» и что ядро Гипотеза древних астронавтов берет свое начало в Зов произведениях Лавкрафта « Ктулху » и « В горах безумия » . [101] Позже Колавито развил эту идею в своей книге «Культ инопланетных богов: Г. П. Лавкрафт и внеземная поп-культура» .
Идея о том, что инопланетяне посещали Землю в прошлом, часто встречается в художественных произведениях. Например, в комиксе « Тор» считается, что вся скандинавская мифология основана на реальных существах, живущих в других измерениях, которым викинги поклонялись как богам и которые вновь появляются на Земле в наше время. Однако работа Дэникена со временем вдохновила несколько работ и франшиз, таких как «Вечные» , «Звездные врата» , «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» , «Прометей» и «Секретные материалы» . Все эти работы не воспринимают эту идею всерьез, а просто используют ее как повествовательный прием. [102] Другой подход может заключаться в том, чтобы исключить инопланетян из истории и вместо этого сосредоточиться на устройствах, которые они оставили после себя, как в романах «Алая мечта» , «Галактический реликт» , «Мир Птаввов» , «Инструментальщик Коан » и «Огонь на бездне» . [103] Инопланетяне также могут выглядеть как древняя раса , которая создала или пасла людей в ранние времена; и может присутствовать, а может и не присутствовать в произведении в наши дни. [104]
«Древние пришельцы» — телесериал, в котором участвуют сторонники гипотезы древних астронавтов, такие как Джорджио А. Цукалос , Дэвид Чилдресс , Эрих фон Деникен, Стивен М. Грир и Ник Поуп . [105] [ не удалось пройти проверку ]
Сторонники
Многие публикации приводят доводы в пользу гипотезы о древних астронавтах. Яркие примеры включают в себя:
- 1919: Чарльз Форт (книга «Книга проклятых »)
- 1953: Десмонд Лесли (книга « Летающие тарелки приземлились »)
- 1954: Гарольд Т. Уилкинс (книга « Летающие тарелки с Луны »)
- 1956: Моррис К. Джессап (книга, НЛО и Библия )
- 1957: Питер Колосимо (книга » планета «Неизвестная )
- 1958: Джордж Хант Уильямсон (книга «Тайные места льва »)
- 1958: Анри Лот [106] (книга « В поисках фресок Тассили: история доисторических наскальных рисунков Сахары »)
- 1960: Жак Бержье и Луи Повелс (книга Le Matin des Magiciens ( Утро волшебников ))
- 1960: Бринсли Ле Поер Тренч (книга « Небесные люди »)
- 1961: Матест М. Агрест (статья «Астронавты былых времен») [107]
- 1963: Робер Шарру (книга « Неизвестная история людей за 100 000 лет - сто тысяч лет неизвестной истории человека »)
- 1964: Питер Колосимо (книга Вневременная « Земля »)
- 1964: У. Рэймонд Дрейк (книга « Боги или космонавты? »)
- 1964: Робер Шарру (книга « Наследие богов »)
- 1965: Пол Мисраки (книга « Летающие тарелки сквозь века »)
- 1965: Робер Шарру (книга «Неизвестные боги »)
- 1967: Брэд Стайгер (книга «Угроза летающей тарелки »)
- 1967: Джон Мичелл (книга «Видение летающей тарелки» )
- 1968: Эрих фон Дэникен (книга « Воспоминания о будущем: неразгаданные тайны прошлого» , в переводе « Колесницы богов? »)
- 1968: Барри Даунинг (книга «Библия и летающие тарелки »)
- 1969: Роберт Дион (книга « Бог управляет летающей тарелкой »)
- 1969: Джин Сенди (книга «Те боги, сотворившие небо и землю»; библейский роман )
- 1969: Жак Валле (книга « Паспорт в Магонию: от фольклора до летающих тарелок »)
- 1970: Джон Кил (книга «Операция Троянский конь »)
- 1972: Т. К. Летбридж (книга «Легенда о сынах Божьих: фантазия? »).
- 1974: Чарльз Берлиц (книга «Бермудский треугольник »)
- 1974: Йозеф Ф. Блюмрих (книга « Иезекииля » Космические корабли )
- 1974: Клод Ворильон, он же Раэль (книга Le Livre Qui Dit La Vérité - Книга, которая говорит правду )
- 1974: Робин Коллинз (книга « Колонизировали ли Землю космонавты? »)
- 1975: Грэм Кэрнс-Смит ( биохимик , который предположил, что предки людей могли иметь инопланетную биохимию, и представил доказательства, подтверждающие эту возможность, в журнале биологических исследований) [108]
- 1975: Серж Ютен (книга « Инопланетные расы и фантастические цивилизации »)
- 1976: Роберт К. Г. Темпл (книга «Тайна Сириуса »)
- 1976: Джон Бакстер , Томас Аткинс (книга « Пришел огонь: Загадка великого сибирского взрыва »)
- 1977: Джон Филип Кохейн (книга «Парадокс: аргументы в пользу внеземного происхождения человека »)
- 1977: Уоррен Смит (книга «Путешествие НЛО» )
- 1978: Джордж Сассун и Родни Дейл (книга «Машина манны »)
- 1978: Захария Ситчин (книга «12-я планета »)
- 1984: Сальвадор Фрейшедо (книга ¡Defendámonos de los Dioses! - Испанский: Давайте защитим себя от богов!)
- 1988: Сальвадор Фрейкседо (книга La Granja Humana - исп.: Человеческая ферма)
- 1988: Райли Мартин (книга «Приход Тана »)
- 1989: Сальвадор Фрейшедо (книга La Menaza Extraterrestre - исп.: Инопланетная угроза).
- 1993: Дэвид Айк (книга « И истина сделает вас свободными »)
- 1996: Алан Ф. Алфорд (книга « Боги нового тысячелетия »)
- 1996: Мерри Хоуп (книга «Связь с Сириусом: раскрытие тайн Древнего Египта »)
- 1996: Ричард К. Хоугланд (книга « Памятники Марса: город на краю вечности »)
- 1998: Ллойд Пай (книга «Все, что вы знаете, неправильно - Книга первая: Эволюция человека »)
- 1998: Джеймс Герберт Бреннан (книга «Марсианский генезис »)
- 1999: Дэвид Хэтчер Чилдресс (книга «Технологии богов», «Невероятная наука древних »)
- 1999: Лоуренс Гарднер (книга « Бытие королей Грааля: взрывная история генетического клонирования »)
- 2003: Бурак Элдем (книга, 2012: Встреча с Мардуком )
- 2009: Джорджио Цукалос и др. (ТВ, Древние пришельцы )
См. также
- Археоастрономия
- Внеземная гипотеза
- Первый контакт (научная фантастика)
- Список тем, характеризуемых как лженаука
- Панспермия
- Псевдоархеология
- Научное фэнтези
- Силурийская гипотеза
- Ксеноархеология
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и ж Либ, Майкл (1998), «Причудливая психопатология» , Дети Иезекииля: пришельцы, НЛО, расовый кризис и наступление последнего времени , Дарем, Северная Каролина и Лондон : Duke University Press , стр. 51–54, 249–251, doi : 10.2307/j.ctv11sn0vx.6 , ISBN 978-0-8223-2137-8 , OCLC 9354231
- ^ Jump up to: а б с д и Хаммер, Олав ; Шварц, Карен (2021), «Древние пришельцы» , в Зеллере, Бене (ред.), Справочник по религиям НЛО , Справочники Брилла по современной религии, том. 20, Лейден и Бостон : Brill Publishers , стр. 151–177, doi : 10.1163/9789004435537_008 , ISBN. 978-90-04-43437-0 , ISSN 1874-6691 , S2CID 243018663
- ^ Мэй, Эндрю (2016), Псевдонаука и научная фантастика (иллюстрированное издание), Гейдельберг : Springer Verlag , стр. 133, Бибкод : 2017psf..книга.....M , ISBN 978-3-319-42605-1
- ^ Jump up to: а б с Веттерлинг-Брэггин, Мэри (1983), «Гипотеза древнего астронавта: наука или лженаука?» , в Грим, Патрик (редактор), «Философия науки и оккультизма» (1-е изд.), Олбани, Нью-Йорк : State University of New York Press , стр. 278–288, ISBN. 978-0-87395-572-0 , заархивировано из оригинала 19 марта 2024 г. , получено 26 июля 2021 г.
- ^ Гитара , об. 1, Literary Licensing, LLC, ноябрь 1961 г., с. 12, ISBN 1258674610 , заархивировано из оригинала 20 февраля 2022 г. , получено 8 июня 2019 г.
- ^ Ратье, Уильям (январь – февраль 1978 г.), «Миф о древнем астронавте», Archeology , 31 (1), Нью-Йорк: Археологический институт Америки : 4–7, ISSN 0003-8113 , JSTOR 41726852
- ^ Коул, Джон Р. (1980), «Культовая археология и ненаучные методы и теории», в книге Шиффер, Майкл Б. (редактор), « Достижения в области археологических методов и теории» , том. 3, Кембридж, Массачусетс : Academic Press , стр. 1–33, doi : 10.1016/B978-0-12-003103-0.50006-X , ISBN 978-0-12-003103-0 , JSTOR 20170153 , S2CID 142959012
- ^ Харрольд; «Ноев ковчег и древние астронавты: псевдонаучные представления о прошлом среди выборки студентов колледжей»; Скептический исследователь; том 11.1; 1986: 61; Комитет по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях ; 13 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Хайнс. Т. Лженаука и паранормальные явления . Книги Прометея, 2003. с. 304
- ^ Jump up to: а б Бонд, Сара Э. (13 ноября 2018 г.). «Псевдоархеология и расизм, стоящий за древними пришельцами» . Гипераллергический . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Близкие контакты расистского толка» . Южный юридический центр по борьбе с бедностью . Архивировано из оригинала 19 марта 2024 года . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Громаки, Гэри (2012), «Древние пришельцы или демонический обман?» , Journal of Ministry & Theology , 16 (2), заархивировано из оригинала 29 ноября 2022 г. , получено 11 июля 2016 г.
- ^ Льюис, Джеймс Р. (2012), «Раскопки традиций: альтернативная археология как стратегии легитимации», Numen: International Review for the History of Religies , vol. 59, нет. 2/3, стр. 202–221, doi : 10.1163/156852712X630789.
- ^ Грюншлосс, Андреас (2007), «Рассказы древних астронавтов. Популярный дискурс о нашем религиозном прошлом» (PDF) , Fabula , 48 (3–4): 205–228, doi : 10.1515/FABL.2007.018 , S2CID 163071861 , в архиве ( PDF) из оригинала от 5 октября 2016 г. , получено 11 июля 2016 г.
- ^ Херрик, Джеймс А. (6 февраля 2009 г.), «Люди, стоящие за мифами: Эрих фон Деникен» , «Christianity Today» , заархивировано из оригинала 29 ноября 2022 г. , получено 11 июля 2016 г.
- ^ Хискок, Питер (2012), «Кино, сверхъестественная археология и скрытое человеческое прошлое», Numen: International Review for the History of Religions , vol. 59, нет. 2/3, стр. 156–177, doi : 10.1163/156852712X630761.
- ^ Ханеграафф, Воутер Дж. (2007), «Художественная литература в пустыне реальности: мифы о Ктулху Лавкрафта», Овен , 7 (1): 85–109, doi : 10.1163/157005906X154728
- ^ Рихтер, Йонас (2012), «Следы богов: древние астронавты как видение нашего будущего» , Numen: International Review for the History of Religions , vol. 59, нет. 2/3, стр. 222–248, doi : 10.1163/156852712X630798 , заархивировано из оригинала 29 ноября 2022 г. , получено 29 июня 2019 г.
- ^ Льюис, Джеймс Р.; Андерссон, Пиа (2012), «Введение (к специальному выпуску об альтернативной археологии)», Numen: International Review for the History of Religions , vol. 59, нет. 2/3, стр. 119–124, doi : 10.1163/156852712X630734.
- ^ Олиен, Майкл Д. (1978), «Принесли ли древние астронавты цивилизацию?» , Человеческий миф: введение в антропологию , США: Harper & Row, стр. 236–241, 245, 255 , ISBN. 0-06-044918-7
- ^ О'Хехир, Эндрю (31 августа 2005 г.), «Археология с темной стороны» , Салон , заархивировано из оригинала 7 декабря 2019 г. , получено 11 июля 2016 г.
- ^ Киллгроув, Кристина. «Что на самом деле думают археологи о древних пришельцах, затерянных колониях и отпечатках пальцев богов» . Форбс . Архивировано из оригинала 11 июля 2023 года . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Уэйд, Лиззи (12 апреля 2019 г.). «Вера в инопланетян, Атлантиду растет» . Наука . 364 (6436): 110–111. Бибкод : 2019Sci...364..110W . дои : 10.1126/science.364.6436.110 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 30975865 . S2CID 109940906 . Архивировано из оригинала 11 июля 2023 года . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Росси, Франко (2021). «Расплата с популярным изучением инопланетной археологии» . Публичная археология . 18 (3): 162–183. дои : 10.1080/14655187.2021.1920795 . S2CID 237124510 . Архивировано из оригинала 10 октября 2022 года . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ « Древние пришельцы: разрушительная перспектива» . Журнал «Либерейтор» . 28 февраля 2019. Архивировано из оригинала 11 июля 2023 года . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Бернс (Хопкинс), Рут, она же Канкудутавин (Женщина Красной дороги) (8 августа 2023 г.). «Древние связи: коренные народы и инопланетяне» . Атмосфера . Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 4 января 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «7 древних мест, которые, по мнению некоторых людей, были построены инопланетянами» . Нэшнл Географик . 11 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ Стотерс, Ричард (2007). «Неопознанные летающие объекты в классической древности» . Классический журнал . 103 (1): 79–92. ISSN 0009-8353 . JSTOR 30038660 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ Сказка (2011) , стр. 65–68, 79 .
- ^ «Предвидение марсианских цивилизаций» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
По сюжету марсиане были ростом 14 футов и обладали достаточно развитыми технологиями, чтобы посетить Землю 9000 лет назад.
- ^ Карта 2018: с. 249
- ^ Уильямс, Уильям Ф. (2013). Энциклопедия лженауки: от похищений инопланетянами до зональной терапии . Рутледж. ISBN 9781135955229 – через Google Книги.
- ^ Шкловский и Саган (1966) , стр. 448–464. Глава 33: «Возможные последствия прямого контакта»
- ^ Саган, Карл (1980). Мозг Брока: размышления о романтике науки . Книги Баллантайна. ISBN 978-0345336897 . Архивировано из оригинала 19 марта 2024 года . Проверено 11 июля 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Shklovskii & Sagan (1966) .
- ^ Эриха фон Деникена " Колесницы богов ?: Наука или шарлатанство?" Архивировано 24 августа 2019 года в Wayback Machine ; Роберт Шиффер. Через Debunker.com; первоначально опубликовано в журнале NICAP UFO Investigator , октябрь/ноябрь 1974 г.
- ^ Клиффорд Уилсон, Crash Go the Chariots , Lancer Books, 1972 [ нужна страница ] [ ISBN отсутствует ]
- ^ фон Деникен, Эрих (1968). Колесницы богов? . ГП Патнэм Сыновья. п. 17.
- ^ Федер, Кеннет (2018), Мошенничество, мифы и тайны , Oxford Press, стр. 189–206, ISBN 978-0190629656
- ^ Федер, Кеннет (15 апреля 2013 г.). Мошенничества, мифы и тайны (PDF) (8-е изд.). Макгроу-Хилл Образование. п. 224. ИСБН 978-0078035074 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2019 года . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Роберт Т. (1994–2009), «Словарь скептика» , Захария Ситчин и Хроники Земли , John Wiley & Sons, заархивировано из оригинала 20 сентября 2019 г. , получено 5 января 2013 г.
- ^ Килганнон, Кори (8 января 2010 г.), «Происхождение видов с точки зрения инопланетянина» , The New York Times , заархивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. , получено 29 октября 2010 г. ,
г-на Ситчина раньше называли глупым — учёными, историками и археологами, которые отвергают его гипотезы как лженауку и критикуют их обоснование — его переводы древних текстов и его понимание физики.
- ^ «Открытое письмо Захарии Ситчину» , stichiniswrong.com , заархивировано из оригинала 5 октября 2011 г. , получено 5 октября 2011 г.
- ^ Пилкингтон, Марк (август 2003 г.), «Захария Ситчин» , Fortean Times , заархивировано из оригинала 3 апреля 2013 г.
- ^ «Ануннаки» , stichiniswrong.com , заархивировано из оригинала 14 октября 2012 г. , получено 5 января 2013 г.
- ^ Ancient Astronauts , Eridu.co.uk, заархивировано из оригинала 17 июля 2011 г. , получено 18 июня 2011 г.
- ↑ Темпл, Роберт К.Г., Тайна Сириуса , 1976. ISBN 0-09-925744-0
- ^ Саган (2011) .
- ^ Ян Ридпат (1978), «Исследование «тайны» Сириуса » , Skeptical Inquirer , заархивировано из оригинала 16 февраля 2008 г. , получено 13 октября 2007 г.
- ^ ван Бик, Уолтер Э.А. (1991), «Восстановление догонов: полевая оценка работ Марселя Гриоля», Current Anthropology , vol. 32, стр. 139–167, номер документа : 10.1086/203932 , S2CID 224796672.
- ^ Партридж, CH (2003), Религии НЛО , Routledge, ISBN 978-0-415-26324-5
- ^ Кэрролл, RT Словарь скептика: сборник странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений . Уайли, 2003. стр. 21–22. [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Культы грузов». Архивировано 28 ноября 2012 г., в Wayback Machine ; SJSU.edu
- ^ Марк, Джошуа Дж. (4 мая 2018 г.), «Энума Элиш - Вавилонский эпос творения - Полный текст» , Энциклопедия всемирной истории , заархивировано из оригинала 23 апреля 2021 г. , получено 9 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Рамайан из Валмиков . Перевод Ральфа Т. Х. Гриффита. Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 года . Проверено 11 марта 2014 г. - через Sacred-Texts.com.
- ^ фон Деникен, Эрих; Колесницы богов? ; «Глава 6: Древнее воображение и легенды или древние факты?»; 1968.
- ^ «Виманы» . main.org . Архивировано из оригинала 10 февраля 2010 года.
- ↑ Джеймс Орр говорит, что «нелегко быть уверенным в интерпретации этого странного отрывка». «Нефилимы», Международная стандартная библейская энциклопедия, Джеймс Орр, изд. (Чикаго: Howard-Severance, 1930), Vol. IV, с. 2133.
- ^ Книга Еноха (английский и шведский переводы) , Enoksbok.se, заархивировано из оригинала 26 августа 2017 г. , получено 11 марта 2014 г.
- ^ Древние пришельцы , Серия 2 Эпизод 7: Ангелы и пришельцы
- ^ Мисслер, Чак и Марк Истман, Встречи с инопланетянами: секрет феномена НЛО (Coeur d'Alene, ID: Koinonia House, 1997), 207.
- ^ фон Деникен, 37 лет. Ле Поер Тренч ранее предполагал, что космический корабль использовал ядерное оружие для уничтожения Содома; Бринсли Ле Поер Тренч, The Sky People (Нью-Йорк: Award Books, 1970; авторские права 1960, Лондон) 64–65.
- ^ Гордон Штайн, Энциклопедия паранормальных явлений, Prometheus Books, 1996, стр. 29
- ^ фон Дэникен, 38–39. Моррис К. Джессап , НЛО и Библия (Нью-Йорк: Citadel Press, 1956) 56–59.
- ^ Ортон, Артур В. (март 1961 г.), Четырёхликие посетители Иезекииля , Аналоговые научные факты и художественная литература, стр. 99, заархивировано из оригинала 29 марта 2015 г. , получено 29 марта 2015 г. - через электронный текст в Project Gutenberg.
- ^ Йозеф Ф. Блюмрих: Космические корабли Иезекииля , Corgi Books, 1974.
- ^ AncientDimensions Mysteries: De-Coded: The Ark Of The Covenant , Farshores.org, заархивировано из оригинала 26 июля 2011 г. , получено 18 июня 2011 г.
- ^ Профиль Пола Мисраки в НЛО в 1980-х годах Джерома Кларка, Apogee Books, 1990
- ^ Филип Х. Меллинг, Фундаментализм в Америке: милленаризм, идентичность и воинствующая религия, 1999, с. 183
- ↑ Библия и летающие тарелки , первое издание, 1968 г. Второе издание, опубликованное в 1997 г. ISBN 1-56924-745-5
- ^ «Древние пришельцы и создание человека» . Древние пришельцы . 24 ноября 2011 г., 27:20 минута. Канал истории . Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ Колавито (2015) , стр. 94–95.
- ↑ Наскальные рисунки и такие места, как Вондинья, обсуждаются в книге «НЛО: продолжающаяся загадка» , Reader's Digest Association, 1991, ISBN 978-0895773975
- ^ Доказательства НЛО , Etcontact.net, заархивировано из оригинала 28 марта 2014 г. , получено 11 марта 2014 г.
- ^ Искусство и НЛО – Часть 5 , Sprezzatura.it, 23 ноября 2002 г., архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. , получено 18 июня 2011 г.
- ^ Полидоро 2005
- ^ Федер, КЛ «Древние астронавты». В Майкле Шермере (Эд). Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. п. 19
- ^ The Mysterious Nazca Lines , Onagocag.com, 7 августа 1982 г., архивировано из оригинала 15 июля 2011 г. , получено 18 июня 2011 г.
- ^ Лето 2012: стр. 8.
- ^ Странные артефакты, Древние летающие машины , Загадки мира, 17 декабря 1903 г., заархивировано из оригинала 14 июня 2011 г. , получено 18 июня 2011 г.
- ^ Кристофер Пенчак, Магия Вознесения: Ритуал, миф и исцеление для Нового Эона, 2007, стр. 226
- ^ НОВА | Стенограммы | Тайны затерянных империй | Стоунхендж , PBS, 11 февраля 1997 г., заархивировано из оригинала 30 августа 2017 г. , получено 18 июня 2011 г.
- ^ НОВА Онлайн | Тайны Нила: Третья попытка , Pbs.org, 27 августа 1999 г., заархивировано из оригинала 30 апреля 2009 г. , получено 18 июня 2011 г.
- ^ Исторический канал «Мега-двигатели: древние загадочные ходы»
- ^ Däniken 1972, цитируется в Feder 2020: стр. 225
- ^ Карта 2018: с. 82
- ^ Jump up to: а б Федер 2020: с. 226
- ^ Федер 2020: стр. 227–228.
- ^ Федер 2020: с. 229
- ^ Талле и Маруард, 2014: стр. 8–10.
- ^ Хант и Липо 2011: с. 55
- ^ Хант и Липо 2011: с. 56
- ^ Хант и Липо 2011: с. 79
- ^ Кевин Бернс (исполнительный продюсер) (2011), Ancient Aliens , Серия 3, Эпизод 8: Пришельцы и затерянные миры (кинофильм), A+E Networks
- ^ Веско, Ренато; Чилдресс, Дэвид Хэтчер (1994), Искусственные НЛО 1944–1994: 50 лет подавления (1-е изд.), Стелле, Иллинойс: Сеть издателей AUP, ISBN 0932813232 , OCLC 32056133
- ^ Jump up to: а б Ретиф и Силлиерс, 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эшрагян и Лоис 2012: с. 661
- ^ Хабихт и Хеннеберг, 2015 г.
- ^ Карта 2018: с. 80
- ^ Эшрагян и Лоис 2012: с. 662
- ^ Колавито, Джейсон (2004), «Колесничий богов» , Скептик , т. 10, нет. 4, заархивировано из оригинала 2 августа 2016 г. , получено 6 июля 2018 г.
- ^ Макс Эври (5 ноября 2021 г.). «Классика лженауки, вдохновившая «Вечных»… и многие другие фильмы» . ИГН. Архивировано из оригинала 31 мая 2022 года . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ Джеймс Дэвис Николл (8 октября 2021 г.). «Пять научно-фантастических романов, посвященных древним инопланетным артефактам» . Тор. Архивировано из оригинала 13 августа 2022 года . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ Клют, Джон (1997). Древние расы . Лондон: Орбита. Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Ancient Aliens , History.com, 14 июня 2011 г., архивировано из оригинала 4 июля 2011 г. , получено 18 июня 2011 г.
- ^ Лот, Анри (1903–1991) , Daviddarling.info, 1 февраля 2007 г., заархивировано из оригинала 6 апреля 2016 г. , получено 18 июня 2011 г.
- ^ Агрест, Матест (1961), КОСМОНАВТЫ ДРЕВНОСТИ , НА СУШЕ И НА МОРЕ (in Russian), Moscow, Geografgis, pp. 526–542
- ^ Кэрнс-Смит, А.Г. (1975), «Дело об инопланетном происхождении», Труды Королевского общества B , том. 189, нет. 1095, стр. 249–274, Bibcode : 1975RSPSB.189..249C , doi : 10.1098/rspb.1975.0056 , S2CID 83571446
Библиография
- Кард, Джеб (2018), Жуткая археология , University of New Mexico Press, ISBN 978-0-8263-5914-8
- Шарру, Роберт (1974), Мастера мира , паб Berkley. Корпорация, ASIN B0006WIE1O
- Колавито, Джейсон (2005), Культ инопланетных богов: Лавкрафт и внеземная поп-культура , Книги Прометея , ISBN 1-59102-352-1
- Колавито, Джейсон (2015), Основания Атлантиды, древние астронавты и другое альтернативное прошлое: 148 документов, цитируемых авторами маргинальной истории, переведенных с аннотациями , МакФарланд, ISBN 978-1476619408
- Дэникен, фон (1972), Колесницы богов , Издательская группа Беркли, ISBN 0-425-16680-5
- Эшрагян, Ахад; Лойс, Барт (2012), «Синдром Лойса-Дитца: возможное решение загадочного синдрома Эхнатона и его семьи», South African Medical Journal , 102 (8): 661–664, doi : 10.7196/samj.5916 , hdl : 10067 /1011150151162165141 , PMID 22831939
- Федер, Кеннет (2020), Мошенничества, мифы и тайны , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 978-0190096410
- Грюншлосс, Андреас (июнь 2006 г.), « Рассказы «древнего астронавта»: популярный дискурс о нашем религиозном прошлом» (PDF) , Marburg Journal of Religion , vol. 11, нет. 1, ISSN 1612-2941 , заархивировано (PDF) из оригинала 9 марта 2008 г. , получено 9 декабря 2006 г.
- Хабихт, Майкл; Хеннеберг, Мачей (2015), «Рост мумифицированных фараонов подтверждает исторические предположения о браках между братьями и сестрами». Американский журнал физической антропологии , 157 (3): 519–525, doi : 10.1002/ajpa.22728 , PMID 25916977 , S2CID 205335354
- Хант, Терри; Липо, Карл (2011), Ходившие статуи: разгадка тайны острова Пасхи , Free Press, ISBN 978-1-4391-5031-3
- Полидоро, Массимо (2005), «В моей картине НЛО!», Skeptical Inquirer , том. 29, нет. 3
- Раэль (1974), Послание инопланетян , Nova Dist, ISBN 2-940252-20-3
- Ретиф, Франсуа Питер; Сильерс, Луиза (2011), «Эхнатон, уникальный фараон», Южноафриканский медицинский журнал , 101 (9): 628–630, PMID 21920162
- Саган, Карл (2011) [1979], Мозг Брока: размышления о романтике науки , Издательская группа Random House, ISBN 978-0-394-50169-7
- Шкловский Иосиф Сергеевич ; Саган, Карл (1966), Разумная жизнь во Вселенной , перевод Ферн, Паулы, Сан-Франциско, Калифорния: Холден-Дэй, OCLC 257089397
- Ситчин, Захария (1999), 12-я планета (Хроники Земли, Книга 1) , Avon, ISBN 0-380-39362-Х
- Соммер, Моргана (2012). Псевдоархеология и теория древних космонавтов: анализ современной системы убеждений (магистр). Калифорнийский государственный университет, Монтерей-Бей. Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 29 апреля 2022 г.
- Талле, Пьер; Маруард, Грегори (2014), «Гавань Хуфу на побережье Красного моря в Вади-эль-Джарфе, Египет», Ближневосточная археология , 77 (1): 4–14, doi : 10.5615/neareastarch.77.1.0004 , S2CID 163572620
Дальнейшее чтение
- Авалос, Гектор (2002), «Древний Ближний Восток в современной научной фантастике: « 12-я планета » Захарии Ситчина как тематическое исследование», Journal of Higher Criticism , vol. 9, нет. 1, стр. 49–70.
- Фэган, Гаррет Г. (2006). Археологические фантазии: как псевдоархеология искажает прошлое и вводит общественность в заблуждение . Рутледж. ISBN 0-415-30593-4
- Харрис, Кристи. (1975). Небесный человек на тотемном столбе? . Нью-Йорк: Атенеум. [ ISBN отсутствует ]
- Штибинг, Уильям Х. (1984). Древние астронавты, космические столкновения и другие популярные теории о прошлом человечества . Книги Прометея. ISBN 0-87975-285-8
- История, Рональд. (1976). Явление космических богов: пристальный взгляд на теории Эриха фон Деникена . Харпер и Роу. ISBN 0-06-014141-7
- Трефил, Джеймс. (2007). «Кем были древние инженеры Египта?» . Скептический исследователь (Комитет скептического расследования) 17.1.
- Уайт, Питер. (1976). Прошлое человечно: развенчание глупых теорий фон Дэникена . Таплингер. [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
- «Маргинальная» или «культовая» археология, исследованная профессиональным археологом Китом Фитцпатрик-Мэттьюзом , заархивировано из оригинала 14 декабря 2007 г. , получено 4 февраля 2007 г.
- Древние астронавты - Словарь скептика
- Даннинг, Брайан . «Скептоид №449: Древние астронавты» . Скептоид .
- www
.история .с /показывает /древние пришельцы /сезон-16