Дэниел Обер

Даниэль-Франсуа-Эспри Обер (англ. Французский: [danjɛl fʁɑ̃swa ɛspʁi obɛːʁ] ; 29 января 1782 — 12 мая 1871) — французский композитор и директор Парижской консерватории .
Обер родился в творческой семье и сначала был композитором-любителем, а затем профессионально занялся написанием опер, когда в 1820 году его семья рухнула. Вскоре он установил профессиональное сотрудничество с либреттистом Эженом Скрибом , которое продлилось 41 год и поставило 39 опер, большинство из которых из них коммерческий успех и успех у критиков. Больше всего он связан с комической оперой и написал 35 произведений в этом жанре. Вместе со «Скрибом» он написал первую французскую большую оперу « La Muette de Portici» («Немая женщина из Портичи») в 1828 году, проложившую путь к масштабным произведениям Джакомо Мейербера .
Обер занимал два важных официальных музыкальных поста. С 1842 по 1871 год он был директором главной музыкальной академии Франции, Парижской консерватории, которую он расширил и модернизировал. С 1852 года до падения Второй империи в 1870 году он был директором императорской капеллы в Лувре , для которой написал значительное количество литургических произведений и другой религиозной музыки.
Преданный Париж, Обер отказался покинуть город, когда франко-прусская война привела к осаде Парижа и последующему подъему Парижской Коммуны . Он умер в своем доме в Париже в возрасте 89 лет, незадолго до того, как французское правительство восстановило контроль над столицей.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Обер родился 29 января 1782 года в Кане в Нормандии, куда гостила его мать. [1] Семья была норманнского происхождения, но проживала в Париже. [2] Дед Обера был «peintre du Roi» — королевским художником — ответственным за скульптуру и позолоту королевских карет, а отец Обера, Жан-Батист Даниэль, был офицером королевской охоты, базирующейся в «petites écuries du Roi» — небольшие королевские конюшни – в предместье Сен-Дени в Париже. [3] У него и его жены Франсуазы Аделаиды Эспри, урожденной Винсент, было трое сыновей и дочь. [4] Когда Оберу было семь лет, началась Французская революция , и его отцу пришлось найти другое занятие, которое позволило бы ему продолжать обеспечивать свою семью. Он основал издательство и открыл типографию на улице Сен-Лазар , где пережил период террора и процветал при Директории и консульстве . У него был салон , который посещали артисты всех мастей, где иногда выступал молодой Обер: к подростковому возрасту он был опытным скрипачом, пианистом и певцом. [5]
Хотя его отец поощрял его музыкальный талант, Обер рассчитывал заняться семейным бизнесом по продаже печатной продукции, и после того, как Амьенский договор (1802 г.) положил конец войне между Францией и Великобританией, он отправился в Лондон, чтобы изучать торговлю и английский язык. В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува Чарльз Шнайдер пишет, что Обер, очевидно, имел некоторый успех в Лондоне как исполнитель и как композитор. [5] Более ранний биограф, Чарльз Малерб , пишет, что, хотя Обер не получил какого-либо глубокого понимания торговли и финансов за свои шестнадцать месяцев в Лондоне, он восхищался британской сдержанностью и сдержанностью и подражал ей, что соответствовало его собственной врожденной скромности. [6] Его застенчивость стала широко известна. Он никогда не выступал перед публикой в качестве дирижера и на протяжении всей своей карьеры слишком нервничал, чтобы присутствовать на собственных премьерах. [7] [n 1] Он никогда не был женат. [4]
Вернуться в Париж
[ редактировать ]
В 1803 году закончился хрупкий мир между Францией и Великобританией; начались Наполеоновские войны , и Обер уехал из Лондона в Париж, где оставался до конца своей жизни. [5] Там он был принят в Академическое общество детей Аполлона, престижное объединение музыкантов и любителей музыки, членом которого его отец был с 1784 года. [9] Среди сочинений Обера этого периода были пять концертов для виолончели, премьера которых состоялась солистом Ламаре , от имени которого изначально были опубликованы по крайней мере три из них, хотя вскоре выяснилось их настоящее авторство. [10] Похвала, данная скрипичному концерту Обера (1808), побудила его предпринять новую постановку старой комической оперы « Жюли » для любительского общества в 1811 году. [11] Оркестр состоял из двух скрипок, двух альтов, виолончели и контрабаса, но Обер эффективно использовал небольшие силы, и пьеса была хорошо принята. Луиджи Керубини , доминирующая фигура в парижских оперных кругах, присутствовал среди публики и, признавая мощный, хотя и неподготовленный талант молодого композитора, взял его в качестве частного ученика. [1]
Сведения о первой профессионально поставленной опере Обера «Военный сезон» (1813) расходятся. Некоторые старые источники утверждают, что он был встречен «неблагоприятно». [12] и был «провалом». [10] Шнайдер (2001) пишет, что у него было «16 удовлетворительных представлений, и он был возрожден в 1826 году и поставлен в провинции». [5] Шнайдер добавляет, что следующие семь лет Обер жил беззаботной жизнью, пока резкое ухудшение финансового положения Оберов и смерть его отца в 1820 году не вынудили его обеспечить себе доход, чтобы содержать семью. Он посвятил себя сочинению, особенно опер. «Шатлен» (1820) и «Эмма» (1821) на либретто Эжена де Планара имели успех как во Франции, так и в Германии. [5]
Оперативный успех
[ редактировать ]В 1822 году Обер начал сотрудничество с либреттистом Эженом Скрибом , которое продлилось 41 год и поставило 39 опер. [13] Биограф Обера Робер Летелье пишет, что имена Скриба и Обера стали такими же связанными во французских умах, как позже были связаны имена Гилберта и Салливана в британских. [14] Первой совместной работой партнеров стал «Лестер, или Замок Кенилворт» , трехактная комическая опера , сюжет которой Скриб заимствовал в сотрудничестве с Мелесвиллем из Вальтера Скотта « исторического романа Кенилворт» . [n 2] Он был поставлен труппой Опера-Комик в Зале Фейдо в январе 1823 года с Антуаном Поншаром и Антуанеттой Лемонье в главных ролях, и в течение следующих пяти сезонов он был представлен 60 раз. [16] Шнайдер пишет о сотрудничестве:

В течение оставшейся части 1820-х годов сотрудничество Обера со Scribe было в основном успешным, и по меркам того времени оно длилось долго. [17] Напротив, его единственная опера этого периода без «Писца» была показана семь раз. [n 3] сделало его кавалером Почетного легиона К 1825 году Обер стал достаточно выдающимся в своей профессии, чтобы правительство Карла X . [n 4]
Хотя большинство опер Обера этого периода были в устоявшемся жанре комической оперы – произведения с устным диалогом, обычно в трех действиях – в 1825 году он написал первую французскую большую оперу « La Muette de Portici» , пятиактную пьесу с обширным балетные номера и речитатив вместо разговорного диалога. Оригинальное либретто было написано Жерменом Делавинем , адаптировано и отредактировано Scribe. После премьеры в Парижской опере в феврале 1828 года постановки открылись в Лондоне в мае 1829 года и в Нью-Йорке в ноябре того же года. [20] К 1882 году пьеса была дана более 500 раз в Париже и исполнялась в переводных версиях по всей Европе. [21] Зрелищный балет «Мазаньелло» с тем же сюжетом, исполненный на музыку Обера, был популярен в Лондоне в конце 1820-х годов. [22] Шнайдер пишет, что Обер укрепил свою международную репутацию с помощью «Невесты» (1829 г.) и « Фра Дьяволо» (1830 г.), оба с «Скрибом». [5]
Институт и консерватория
[ редактировать ]
В 1829 году Обер был избран одним из шести членов Академии изящных искусств Института Франции вслед за Франсуа-Жозефом Госсеком , присоединившись к совместным старейшинам Керубини и Жан-Франсуа Ле Сюёру и их коллегам Анри Бертону . Франсуа-Адриан Буальдье и Шарль Катель . [23] За 42 года его членства к нему присоединились такие композиторы, как Адольф Адам , Гектор Берлиоз , Шарль Гуно и Амбруаз Тома . [23] При правительстве короля Луи-Филиппа Обер был назначен директором придворных концертов в 1839 году, а, когда Керубини вышел на пенсию в 1842 году, директором консерватории. [19] Шнайдер пишет, что на последнем посту срок полномочий Обера был отмечен:
В 1830-е годы Обер написал вместе со Скрибом двенадцать опер, половину из них комические оперы, а половину - более серьезные произведения для Оперы: «Бог и баядерка» (1830), «Фильтр» (1831), «Служение или ложные монайеры » (1832), «Густав III, или Бал-маскарад» (1833 г.), «Медный конь» (1835 г.) и «Озеро фей» (1839 г.). [n 5]
Спустя годы
[ редактировать ]
Обер был любимым и добросовестным директором консерватории; [24] он руководил менее консервативным режимом, чем его предшественник, и ввел такие изменения, как разрешение аплодисментов на концертах консерватории и предоставление преподавателям большей свободы в том, чему они обучают своих студентов. [25] Он расширил отделение композиции, фортепиано и оркестровых инструментов. [26] Его обычная скромность распространялась на запрет исполнения любых его произведений в Консерватории на протяжении всего его директорства. [27] Под его руководством тренировались несколько лауреатов Римской премии – главной музыкальной премии Франции, в том числе Жорж Бизе , Эрнест Гиро , Теодор Дюбуа и Жюль Массне .
Продуктивность Обера как оперного композитора несколько замедлилась через годы после его назначения в консерваторию, но в период с 1843 по 1869 год он написал 13 новых опер, в том числе La part du diable (Доля дьявола, 1943), Haydée, ou Le secret (1847). , L'enfant prodigue (Блудный сын. 1850), Манон Леско (1856 - за 28 лет до версии Массне и за 37 лет до версии Пуччини ) и его последнее сотрудничество с Писцом, Черкешенка (Черкешенка, 1861). После смерти Скриба в 1861 году Обер написал еще только две оперы, обе на либретто Адольфа д'Эннери и Эжена Кормона : Le premier jour de bonheur (Первый день счастья, 1868) и Rêve d'amour (Сон о любви, 1869). ). [5]

Le premier jour de bonheur имел значительный успех, и рецензенты отметили свежесть партитуры восьмидесятилетнего композитора: «Его музыка по большей части такая же свежая и сверкающая, как лучшие драгоценности Масаньелло или The Crown Diamonds ». [28] [29] Это был исключительный кассовый успех. [30] в течение следующих нескольких сезонов его давали 167 раз в Париже и ставили в Вене, Берлине, Будапеште и других европейских городах. [31]
Во времена Второй империи Обер был назначен директором Имперской часовни Наполеоном III в 1852 году. [19] и сочинил немалое количество музыки для императорской капеллы в Лувре . Музыкальные силы там были значительные: хор и оркестр насчитывали по 40 музыкантов каждый. Они выступали под руководством дирижеров Оперы, а не композитора. [32]
Ко времени франко-прусской войны 1870 года Обер был стар и болен. Он отказался покинуть Париж и оставался там во время осады Парижа и последующего подъема Парижской Коммуны . Он ушел с поста директора консерватории, чтобы использовать здание под больницу. [33] На короткое время его сменил на посту директора Франсиско Сальвадор-Даниэль , назначенный коммунарами и расстрелянный французским правительством одиннадцать дней спустя, а на более длительный срок — Амбруаз Тома , который занимал этот пост с 1871 по 1896 год. [34]
Здоровье Обера ухудшилось, и в мае 1871 года он слег в постель. Двое друзей – Томас и его коллега-композитор Жан-Батист Векерлин – по очереди присматривали за ним. [35] Рано утром 12 мая он умер в своем доме на улице Сен-Жорж в возрасте 89 лет. [4] Похоронен на кладбище Пер-Лашез . [36]
Музыка
[ редактировать ]Опера
[ редактировать ]
Общее количество опер или других сценических произведений Обера, приведенное в разных источниках, незначительно различается в зависимости от того, включено ли сотрудничество с другими композиторами. [№ 6] Гроув дает общее количество 51, начиная с «Жюли» в 1805 году и заканчивая «Рев д'амур» в 1869 году. Из них 35 представляют собой комические оперы с устными диалогами. В жанре есть серьезные и даже трагические сюжеты, а некоторые из опер Обера, например «Манон Леско» , далеки от комических, но большинство его комических опер беззаботны. [5]
Музыковед Хью Макдональд пишет об Обере: «Вместе с Адольфом Адамом он взял на себя мантию Адриана Буальдье и Фердинанда Герольда и передал ее, в свою очередь, Амбруазу Тома и Жаку Оффенбаху ». [20] Макдональд считает, что лучшим из совместных произведений Обера и Писца является « La Muette de Portici» , «грандиозная опера, послужившая образцом для мейерберовского жанра». Он отмечает, что, несмотря на успех этой работы, Обер после этого редко писал серьезные оперы, в основном ограничиваясь более легкими оперными формами. Тот же писатель заключает:
Макдональд считает « Фра Дьяволо» самой успешной из комических опер Обера: «В музыке есть живая весна, и всегда проявляется обильный мелодический дар Обера». Он добавляет, что, хотя влияние Россини заметно, есть также хроматические штрихи, предвосхищающие Сметану , который сочинял музыку через 30 лет после Обера. [37] Летелье комментирует чувствительность Обера к французскому языку, «остроумно и пикантно отмечая естественные изгибы и нюансы текста, которые Скриб мог так легко передать». [38] В своих более поздних произведениях, начиная с «Партии дьявола» (1843), Обер развил более лирическую манеру и стал менее консервативным в плане гармонии. Летелье пишет, что в рамках оперно-комического жанра Обер «углубил масштаб драматической выразительности». [29]
Оперная музыка композитора отличается яркостью колоратурных пассажей для хора и солистов, обилием ансамблевого сочинения, особенно в финалах актов. [39] Летелье перечисляет вокальные жанры, которые Обер ввел в свои партитуры: баллада , баркарола , болеро , канон , бурбонез (смеющаяся песня), шансон , куплет , галоп , ноктюрн , тур , тирольский и песня вальс . [40] Оркестровка Обера, отражающая влияние его друга Россини, стала образцом для французских оперных композиций на протяжении XIX века, в том числе Бизе и Массне. В комических операх оркестр Обера обычно состоит из пикколо, двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов, четырех валторн, двух труб или корнетов с поршнями , тромбонов, литавр, малого барабана, треугольника, большого барабана, тарелок, арфы и струны. [41]
Церковная музыка
[ редактировать ]
Хотя Обер был и остается наиболее известным своими операми, он написал значительное количество религиозной музыки, начиная с Messe solennelle для трех сольных голосов и оркестра в 1812 году. Среди его наиболее известных религиозных произведений - Dona nobispacem (1828). которую композитор повторно использовал в La Muette de Portici . [5] Большинство его литургических произведений было написано после его назначения директором императорской капеллы в 1852 году. Биограф Шарль Малерб отмечает, что наиболее продуктивными годами Обера для религиозной музыки были 1854, 1858, 1859 годы. 1860, 1863 и 1865 годы - годы, когда он сочинял музыку. никаких опер. [42] Церковные работы для императорской часовни включают Pie Jesu , Stabat Mater и многочисленные декорации разделов Мессы , в том числе Kyries , Glorias , Benedictuses и Agnus Deis . Другие религиозные произведения включают 12 настроек O salutaris hostia , написанных между 1854 и 1870 годами. [5]
Большинство произведений, написанных Обером для императорской капеллы, по словам Шнайдера, «просты по стилю, гомофонны и мелодичны». Лишь немногие из них были опубликованы, но большинство сохранилось в рукописях, часто в двух версиях: одна с оркестровым сопровождением и одна с органом. [5]
Другая музыка
[ редактировать ]С 1790-х годов Обер сочинял камерные и оркестровые произведения, в том числе сонату для фортепиано, два струнных квартета, фортепианное трио, фортепианный квартет, скрипичный концерт, пять концертов для виолончели, написанных для Жака-Мишеля Юреля де Ламара , и вариации на тему. по Генделю . [5]
Помимо литургической музыки, Обер написал значительное количество светских хоровых и других вокальных произведений, в том числе кантаты в ознаменование свадьбы Наполеона III и других событий императорского или национального значения. [5]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Биограф Обера Роберт Летелье считает, что это общепринятое мнение об Обере верно лишь отчасти, отмечая, что в зрелом возрасте Обер имел уверенную и непринужденную манеру общения. [8]
- ↑ Писец часто писал свои либретто в сотрудничестве с другими писателями. Для Обера он работал, в частности, с XB Saintine , E.-J.-E. Мазер и Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж, а также Мелесвилль и Жермен Делавинь . [15]
- ↑ «Вандом в Испании » на слова Адольфа-Симониса Эмписа и Эдуарда Меннеше и музыку, написанную в соавторстве с Фердинандом Герольдом , была дана в Парижской опере в зале Ле Пелетье в 1823 году. [18]
- ↑ В ордене его последовательно повышали до офицера (1835 г.), командора (1847 г.) и великого офицера (1861 г.). [19]
- ^ Соответственно, на английском языке: «Бог и танцовщица», «Зелье», «Клятва или фальшивомонетчики», «Гюстав III или бал-маскарад», «Бронзовый конь и сказочное озеро».
- ^ Обер сотрудничал с другими композиторами в четырех сценических произведениях: Вандом в Испании (1823, с Фердинандом Герольдом ); Три жанра (1824, с Адрианом Буальдье ); Маркиза де Бринвилье (1831, с Дезире-Александром Баттоном , Анри-Монтаном Бертоном , Феличе Бланжини , Буэльдье, Мишелем Карафа , Луиджи Керубини и Фердинандо Паером ); и Les premiers pas (1847, с Адольфом Адамом , Карафой и Фроменталем Галеви ). [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хюффер, стр. 128–129.
- ^ Малерб, с. 7
- ^ Малерб, с. 8
- ^ Jump up to: а б с «Сборник парижских надписей (1881–1891)» , Комитет парижских надписей; и Малерб, с. 15
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Шнайдер, Герберт. «Обер, Даниэль-Франсуа-Эспри» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. (требуется подписка)
- ^ Малерб, с. 13
- ^ Хюффер, с. 129
- ^ Летелье, стр. 4–5
- ^ Гонкур, с. 120; и Малерб, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Хюффер и др ., стр. 252–255
- ^ Малерб, с. 32
- ^ «Обер, Даниэль Франсуа Эспри» , Британская энциклопедия 1911, стр. 889
- ^ Хьюффер и др ., стр. 253–254; и Шнайдер в Гроуве
- ^ Летелье, с. 5
- ^ Малерб, стр. 42, 47 и 51.
- ^ Малерб, с. 36
- ^ Малерб, стр. 36–40.
- ^ Малерб, с. 37
- ^ Jump up to: а б с Малерб, с. 70
- ^ Jump up to: а б с Макдональд, с. 7
- ^ Малерб, с. 40; и Шнайдер в Гроуве
- ^ «Королевский театр», The Morning Post , 8 июня 1829 г., стр. 2
- ^ Jump up to: а б «Академики с 1795 года». Архивировано 2 июня 2021 года в Wayback Machine , Академия изящных искусств. Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Мартине, с. 100; и Феррис, с. 277
- ^ Мартине, стр. 158 и 166.
- ^ Летелье, с. 22
- ^ Мартине, стр. 157 и 230.
- ^ «Франция», The Examiner , 29 февраля 1868 г., стр. 130–131.
- ^ Jump up to: а б Летелье, с. 42
- ^ «Франция», The Morning Post , 31 марта 1868 г., стр. 5
- ^ Летелье, с. 6
- ^ Малерб, стр. 78–79.
- ^ Летелье, стр. 22–23
- ^ Бурлиге, Гай и Кристи Барбакан. «Дэниел, Франсиско (Альберто Клементе) Сальвадор». Архивировано 2 июня 2021 года в Wayback Machine и Смит, Ричард Лэнгэм. «Томас, (Чарльз Луи) Амбруаз» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. (требуется подписка)
- ^ Малерб, с. 86
- ^ "Les tombes du Père Lachaise" . Архивировано 2 июня 2021 года в Wayback Machine , Париж. Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Макдональд, с. 8
- ^ Летелье, с. 32
- ^ Летелье, с. 36
- ^ Летелье, с. 39
- ^ Летелье, с. 41
- ^ Малерб, с. 80
Источники
[ редактировать ]- Феррис, Джордж Т. (1893). Великие композиторы музыки: немецкие, французские и итальянские . Лондон: В. Скотт. OCLC 1045619287 .
- Гонкур, Эдмон де ; Гонкур, Жюль де (1881). Искусство XVIII века. Третья серия . Париж: Плотник. OCLC 1157129541 .
- Хюффер, Фрэнсис (1912). «Обер, Даниэль-Франсуа-Эспри» . Словарь музыки и музыкантов Гроува (второе изд.). Лондон: Макмиллан. OCLC 928682975 .
- Хюффер, Фрэнсис; Мария Луиза Перейя; Альфред Левенберг (1954). «Обер, Даниэль-Франсуа-Эспри». Словарь музыки и музыкантов Гроува (пятое изд.). Лондон: Макмиллан. OCLC 772793170 .
- Летелье, Роберт Игнатиус (2010). Даниэль-Франсуа-Эспри Обер: Человек и его музыка . Ньюкасл: Кембриджские ученые. ISBN 978-1-4438-2563-4 .
- Макдональд, Хью (1995). «Даниэль Обер». В Аманде Холден (ред.). Путеводитель по опере «Пингвин» . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-051385-1 .
- Малерб, Чарльз (1910). Обер . Париж: Эрни Лоуренс. OCLC 797004510 .
- Мартине, Андре (1893). Анекдотическая история консерватории музыки и декламации . Париж: Э. Колб. OCLC 812174704 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Дэниела Обера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Дэниела Обера в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- энциклопедия Британская Том. III (9-е изд.). 1878. с. 66. .
- 1782 рождения
- 1871 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Директора Парижской консерватории
- Французские композиторы балета
- Французские оперные композиторы
- Французы нормандского происхождения
- Французские композиторы-романтики
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Члены Королевской академии Бельгии
- Музыканты из Кана
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)