Брахма Сутры
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Брахма -сутры ( санскрит : Брахмасутрани ), также известные как Веданта-сутра (санскрит: Веданта-сутра), [ 1 ] [ примечание 1 ] Шарирака Сутра , [ примечание 2 ] и Бхикшу-сутра , [ примечание 3 ] — это санскритский текст, который синтезирует и гармонизирует идеи и практики Упанишад. Его приписывают мудрецам Бадараяне , которого также называют Вьясой (аранжировщиком), но, вероятно, это накопление дополнительных дополнений и изменений, сделанных различными авторами к более раннему труду, завершенному в сохранившейся форме ок. 400–450 гг. н.э. [ 5 ] [ примечание 4 ] Самая старая версия может быть составлена между 500 и 200 годами до нашей эры. [ 6 ] [ 7 ] наиболее вероятной датой является 200 г. до н.э. [ 8 ]
Брахма -сутры состоят из 555 афористических стихов ( сутр ) в четырех главах. [ 9 ] дело с достижением знания Брахмана. [ 1 ] [ 10 ] Предполагая, что Упанишады являются безошибочными откровениями, описывающими одну и ту же метафизическую Реальность, Брахман , который не может быть различным для разных людей, текст пытается синтезировать и гармонизировать разнообразные, а иногда и явно противоречивые видьи («знания») и упасаны (медитация, поклонение). о Брахмане . Это делается с точки зрения бхедабхеды , [ 1 ] утверждая, как утверждает Джон Коллер: «что Брахман и Атман в некоторых отношениях различны, но на самом глубоком уровне неразличимы (адвайта), тождественны». [ 11 ] Первая глава объединяет различные взгляды на Брахман или Абсолютную Реальность, содержащиеся в Упанишадах. Во второй главе рассматриваются и рассматриваются возражения, выдвигаемые идеями конкурирующих ортодоксальных школ индуистской философии, таких как ньяя , йога , вайшешика и мимамса , а также неортодоксальных школ, таких как буддизм и джайнизм . [ 12 ] В третьей главе сравниваются видья и упасаны, встречающиеся в Упанишадах, и решается, какие из них схожи и могут быть объединены, а какие различны. [ 13 ] В последней главе говорится, почему такие знания являются важной человеческой потребностью. [ 6 ]
Брахма -сутры — один из трех наиболее важных текстов Веданты наряду с Основными Упанишадами и Бхагавад-Гитой . [ 1 ] [ 4 ] [ сеть 1 ] Он оказал влияние на различные школы индийской философии, но по-разному интерпретировался недуалистической Адвайта Веданты подшколой Вишиштадвайта и Двайта Веданта, а также другими. , теистическими подшколами [ сеть 1 ] Некоторые комментарии к Брахма-сутрам утеряны для истории или еще не найдены; из сохранившихся наиболее хорошо изученные комментарии к Брахма-сутрам включают бхашью Ади Шанкары , [ 1 ] Рамануджа , Мадхвачарья , Бхаскара , Баладева Видьябхушан , Раманандачарья и многие другие. [ 14 ]
Автор и хронология
[ редактировать ]Брахма -сутры или Брахмасутра приписывают Бадараяне . [ 15 ] В некоторых текстах Бадараяну еще называют Вьяса , что буквально означает «тот, кто устраивает». [ 15 ]
Бадараяна был Гуру (учителем) Джаймини , последнему приписывают авторство Мимамса-сутр школы индуистской философии Мимамса. [ 15 ] Это вполне вероятно, учитывая, что и Бадараяна, и Джаймини цитируют друг друга, анализируя теории друг друга, Бадараяна подчеркивает знание, в то время как Джаймини подчеркивает ритуалы, иногда соглашаясь друг с другом, иногда не соглашаясь, часто противореча друг другу. [ 16 ]
Текст Брахма-сутры датируется веками, последовавшими за Буддой и Махавирой , поскольку в главе 2 он упоминает и критикует идеи буддизма и джайнизма. [ 17 ] Относительная хронология текста также основана на том факте, что Бадараяна цитирует все основные известные ортодоксальные индуистские философские школы, кроме Ньяи . [ 17 ] [ 18 ] Точный век его составления или завершения в окончательном виде неизвестен. 200 г. до н. э. кажется наиболее вероятной датой его первоначального составления. [ 8 ] такие ученые, как Лохтефельд, предполагают, что текст был составлен где-то между 500 и 200 годами до нашей эры, [ 6 ] [ 7 ] в то время как Сарвепалли Радхакришнан и Дасгупта независимо предполагают, что II век до н.э. является более вероятным. [ 19 ] [ 20 ] Поль Деуссен относит это время к 200 г. до н. э. и 400 г. н. э. [ 19 ]
Герман Якоби в начале 20-го века предположил, что буддийские концепции Мадхьямаки, такие как Шуньявада , признанные в Брахма-сутрах , могут быть поздним изобретением, и предполагает, что и Шуньявада, и Брахма-сутры могли возникнуть между 200 и 450 годами нашей эры. [ 19 ] Дэниел Ингаллс не согласился с хронологией Якоби в своей статье 1954 года, критикуя предположения Якоби и интерпретацию сутр 2.2.28-32 при датировке всего документа и заявляя, что « Брахма-сутры не могли быть составлены позже начала нашей эры». . [ 21 ] [ 22 ] По словам Хадзиме Накамура, Брахма-сутры, вероятно, были завершены в нынешнем виде между 400 и 450 годами нашей эры. [ 5 ] Существование более ранних версий Брахма-сутр и множества авторов, предшествовавших Бадарайане, подтверждается текстовыми свидетельствами. [ 23 ]
Некоторые ученые, такие как Сенгаку Майеда, утверждают, что Брахма-сутры , дошедшие до наших дней, могут быть работой нескольких авторов, кроме тех, кто жил после Бадараяны, и что эти авторы составляли сохранившиеся в настоящее время Брахма-сутры, начиная примерно с 300 г. до н.э. 400-450 гг. н.э. [ 24 ] [ примечание 5 ] Накамура утверждает, что первоначальная версия Брахма-сутр, вероятно, очень древняя и ее создание совпадает с периодом Кальпа-сутр (1-е тысячелетие до н.э.). [ 27 ]
Наталья Исаева утверждает: «В целом ученые довольно единодушны, считая наиболее вероятной датой появления Брахма-сутр где-то между II веком до нашей эры и II веком нашей эры. [ 19 ]
Назначение более поздней даты из-за упоминания концепций буддизма и т. д. отвергается Мадхвачарьей в его работе «Анувьякхьяна». [ 28 ] Упоминание различных философий и их критика в Брахма- сутрах он объясняет опровержением общих идей, которые вечны, а не конкретных школ мысли, таких как буддизм и т. д. Поэтому нет необходимости относить более позднюю дату.
Структура
[ редактировать ]Брахма -сутры состоят из 555 афоризмов или сутр, разделенных на четыре главы ( адхьяя ), каждая глава разделена на четыре части ( пада ). [ 9 ] Каждая часть далее подразделяется на разделы, называемые Адхикаранами, с сутрами . [ 9 ] Некоторые ученые, такие как Фрэнсис Клуни, называют Адхикараны «тематическим исследованием» с определенным герменевтическим процессом. [ 29 ] [ 30 ]
Раздел | 1-е включение | 2-й включен | 3-я площадка | 4-я пада | Общий |
Глава 1 | 31 | 32 | 43 | 28 | 134 |
Глава 2 | 37 | 45 | 53 | 22 | 157 |
Глава 3 | 27 | 41 | 66 | 52 | 186 |
Глава 4 | 19 | 21 | 16 | 22 | 78 |
Всего Сутр: | 555 |
Каждая Адхикарана Брахма -сутр имеет разное количество сутр, и большинство разделов текста структурированы так, чтобы обращаться к следующему: [ 9 ] [ 32 ] [ примечание 6 ]
- Сангати (सङ्गति): связь между разделами, синтез или объединение знаний. Установка контекста.
- Вишайя (विषय): предмет, проблема или тема
- Висмайя (विज्मय): сомнение, неуверенность или растерянность. Также называется Сандеха (сомнение)
- Пурва-пакша (पूर्वपक्ष): взгляд на первый взгляд, или предыдущая часть и аргументы
- Сиддханта (सिद्धान्त): представленная теория и аргументы, предлагаемая доктрина или выводы.
В тексте Брахма-сутры 189 адхикаран . [ 35 ] [ примечание 7 ] Каждый раздел (тематическое исследование) в тексте открывается Мукхья (главной, главной) сутрой, в которой излагается цель этого раздела, а различные разделы Брахма -сутр включают Вишая-Вакья (приведите текстовые источники и доказательства, которые они используют). [ 9 ]
Сутры предназначались для помощи в памяти ученика, прошедшего долгие дискуссии со своим гуру, поскольку средства памяти или подсказки и максимум мыслей были сжаты в нескольких словах, которые были недвусмысленными, передающими суть рассуждений по теме. [ 36 ] Сутры текста, как утверждает Ади Шанкара в своем комментарии, структурированы как нить, которая связывает тексты Веданты, как гирлянда из цветов. [ 9 ]
Содержание
[ редактировать ]Сенгаку Майеда утверждает, что Брахма-сутры дистиллируют и консолидируют обширные учения, содержащиеся в различных Упанишадах индуизма, обобщая, систематизируя, объединяя и систематизируя теории Упанишад. [ 24 ] возможно, «написано с точки зрения Бхедабхеды-веданты». [ 37 ] Ведическая литература превратилась в огромную коллекцию идей и практик, начиная от практических ритуалов (карма-канда) и заканчивая абстрактной философией (джняна-канда). [ 24 ] [ 38 ] с разными и противоречивыми теориями по метафизическим проблемам, разнообразными взаимно противоречащими несистематизированными учениями о ритуалах и философиями, присутствующими в Упанишадах. [ 24 ] [ 38 ] Развивались традиции текстологической интерпретации. -сутра» Джаймини В то время как «Мимамса Бадараяны фокусировалась на внешних ритуалах как духовном пути, «Брахма-сутры» , единственная сохранившаяся работа из нескольких таких сборников, фокусировались на внутренней философии как духовном пути. [ 24 ] [ 38 ]
Вступительная сутра
То есть исследование Брахмана
Поэтому исследование Брахмана
— Брахма сутра 1.1.1 [ 39 ]
Оригинальный санскрит: [ 40 ] [ 41 ]
В тексте рассматриваются и критикуются большинство основных ортодоксальных школ индуистской философии, а также все неортодоксальные индийские философии, такие как буддизм, за исключением философий санкхьи и йоги , которые в нем высоко ценятся. Он постоянно ссылается на них во всех своих четырех главах, добавляя в сутрах 2.1.3 и 4.2.21, что йога и санкхья схожи. [ 42 ] В тексте часто цитируются и цитируются десять основных Упанишад , особенно Каушитаки Упанишада и Шветашватара Упанишада в нескольких сутрах. Кроме того, здесь также упоминаются Упанишады, которые сейчас неизвестны и утеряны. [ 42 ] Содержание текста также признает и анализирует различные ведические школы и упоминает существование множества расходящихся версий одного и того же основного текста. [ 43 ]
Сутры Брахма-сутр представляют собой афоризмы, которые Поль Деуссен называет «нитями, вытянутыми в плетении, образующими основу паутины», и понятными, «когда уток » с комментариями. добавляется [ 44 ]
Глава 1: Что такое Брахман?
[ редактировать ]Центральной темой первой главы считается Саманвая (Гармония), поскольку она направлена на очищение, синхронизацию и приведение в гармоничное целое, казалось бы, разнообразных и противоречивых отрывков в различных текстах Шрути . [ 45 ] [ 46 ] Он состоит из 134 сутр: одиннадцать адхикаран в первой паде , семь адхикаран во второй, четырнадцать адхикаран в третьей и восемь в четвертой паде . [ 47 ] Различные подшколы Веданты по-разному интерпретировали сутры последней Пады , а некоторые насчитывают только семь Адхикаран в четвертой Паде . [ 47 ]
Восприятие, вывод и слово
Если это правильно, то это происходит не из источника, а из прямого вывода.
Если скажут, что в отношении Слова (Вед) возникнет противоречие, мы скажем, что это не так, потому что происхождение всего происходит из восприятия и умозаключения.
Комментарий Ади Шанкары: «Восприятие означает Шрути ; его достоверность не зависит ни от чего другого; умозаключение есть Смрити ».
В этой главе Брахма-сутры утверждается, что все Упанишады в первую очередь направлены на познание и медитацию Брахмана , высшей реальности, и последовательно описывают их. [ 50 ] Брахман — это источник, из которого возник мир, в котором он пребывает и к которому возвращается. Единственным источником познания этого Брахмана являются Шрути или Упанишады. [ 51 ]
Первое слово ( атха – сейчас, тогда) первой сутры вызывало разные интерпретации. Рамануджа и Нимбарка утверждают, что это относится к познанию Брахмана, которое приходит «после познания кармана и его плодов». Шанкара считает, что это указывает на «приобретение четырех необходимых» качеств: «различение между вечными и невечными вещами, отвращение к наслаждению чувственными объектами здесь и в следующем мире, обладание самоограничением, спокойствием и т. д. и желание быть абсолютно свободным». Валлабха не согласен с тем, что человеку необходимы четыре качества, прежде чем приступить к исследованию Брахмана, и интерпретирует « атху » как просто начало новой темы. [ 52 ]
Сутры 1.1.5–11 отражают точку зрения школы санкхья о том, что Брахман не может быть причиной мира и что Принцип мира бессознателен. Текст опровергает это утверждение, используя ссылки на Священные Писания, чтобы доказать, что Принцип мира и сам Брахман сознательны. Остальные сутры в Паде 1.1 и все сутры в Падах 1.2 и 1.3 утверждают, что Брахман является основным фокусом Упанишад, представляет собой различные аспекты эмпирической реальности, цитируя в поддержку различные стихи из Тайттирия-упанишады , Чандогья-упанишады , Каушитаки-упанишады , Мундака-упанишады. , Катха Упанишада , Брихадараньяка-упанишада и Прашна-упанишада . [ 53 ] [ 54 ]
В первой главе сутр 1.4.1–15 представлены теории санкхьи о Пракрити и отвергаются ее теории, демонстрируя их несовместимость и неправильные интерпретации Катхи, Брихадараньяки, Шветашватара и Тайттирия Упанишад. [ 53 ] Сутры 1.4.23-27 утверждают, согласно многим школам, что Брахман является действующей причиной и материальной причиной мира. [ 53 ] Последняя сутра первой главы распространяет аргументы, опровергающие теории санкхьи, на теории атомистов ( Вайшешика ). школа индуистской философии [ 53 ]
Глава 2: Обзор конкурирующих теорий
[ редактировать ]Вторая глава ( Авиродха : отсутствие конфликта, непротиворечивость): обсуждает и опровергает возможные возражения против философии Веданты и утверждает, что центральные темы Веданты совпадают в различных ведических текстах. [ 9 ] Брахма Сутра утверждает, исследует и отвергает опровержения, выдвинутые другими школами мысли, которые теперь относятся к индуизму, джайнизму и буддизму. [ 55 ] Вторая глава состоит из 157 сутр, с тринадцатью Адхикаранами в первой Паде , восемью во второй, семнадцатью Адхикаранами в третьей и девятью в четвёртой Паде . [ 56 ] В то время как вся первая глава сосредоточена на демонстрации того, что доктрина санкхьи о том, что мир, созданный бессознательной Прадханой , ошибочна и что Упанишады обосновывают сознательный Брахман как причину мира, вторая глава посвящена ответу на возражения против учение о Брахмане, поднятое в других школах. Первая Адхикарана утверждает, что когда смрити (тексты умозрительных рассуждений) противоречат шрути ( Ведам), должно быть подтверждено только то, что поддерживается Ведами. [ 57 ]
Вторая глава Брахма-сутры по-разному интерпретировалась различными монистическими, теистическими и другими подшколами Веданты. [ 50 ] [ 58 ] Школа Адвайты, например, утверждает Фрэнсис Клуни, утверждает, что система Адвайты, основанная на «идентичности Атмана и Брахмана», является последовательной системой, в то время как другие системы конфликтуют с Упанишадами или внутренне несовместимы или несогласованы с наблюдаемой реальностью и космосом. [ 50 ] Теистические подшколы интерпретируют текст как утверждение, что Атман отличается от Брахмана, и после этого каждая объясняет, как другие системы противоречат Упанишадам или являются бессвязными. [ 58 ]
Пада 2.1 открывается аргументом Адхикараны школ санкхьи и вайшешики о том, что смрити должна быть основой для изучения концепции Брахмана, а также их возражениями против теории отражения Веданты. Брахма -сутры в пунктах 2.1.13–2.1.20 утверждают, что субъект и объект едины в Брахмане, что согласуется с санкхьей в том, что причина и следствие тождественны, добавляя, что Брахман и эмпирический мир, следовательно, едины. [ 59 ] Сутры с 2.1.21 по 2.1.36 представляют проблему зла , предлагая собственную доктрину для ее решения, утверждая, что Брахман не является ни несправедливым, ни жестоким, и что неравенство и зло существуют в мире из-за воли, выбора и обстоятельств, созданных действия живых существ во времени. [ 60 ]
Сутры Пады 2.1 по-разному интерпретируются Адвайтой, Двайтой, Вишиштадвайтой и другими подшколами Веданты. [ 60 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Монистическая школа Адвайты считает, что невежество или авидья (неправильное знание) является корнем «проблемы зла»; напротив, дуалистические школы Веданты считают карму и сансару корнем. [ 63 ] [ примечание 8 ]
Атомистические физико-теологические теории школ Вайшешики и Санкхья находятся в центре внимания первых семнадцати сутр Пады 2.2. [ 64 ] Теории буддизма опровергаются в сутрах с 2.2.18 по 2.2.32. [ примечание 9 ] в то время как теории джайнизма анализируются с помощью текста сутр с 2.2.33 по 2.2.36. [ 12 ] [ 66 ]
Теории других ортодоксальных традиций обсуждаются в пунктах с 2.2.37 по 2.2.45. [ 67 ] Рамануджа и Шанкара расходятся во мнениях в своих формулировках, а также в критике существовавших тогда ортодоксальных традиций в своих комментариях, но оба согласны с тем, что теория возникновения Прадьюмны (интеллекта) в конкурирующей ортодоксальной системе является основным недостатком. [ 68 ]
Первые восемь тематических исследований в третьей Паде главы 2 обсуждают, имеет ли мир происхождение или нет, является ли вселенная совечной Брахману или является следствием Брахмана (интерпретируемого как дуалистический Бог в теистических подшколах Веданты). и возвращается ли Вселенная периодически в Брахман. [ 69 ] Последние девять Адхикаран третьей Пады обсуждают природу души, вечна ли она, является ли душа агентом, отношения души с Брахманом, и приводят доказательства того, что душа существует и бессмертна. [ 70 ] [ 71 ]
Последняя пада второй главы извлекает и обобщает теории человеческого тела, органов чувств, органов действия и их связи с праной (жизненным дыханием) в различных ведических брахманах и упанишадах. [ 72 ] [ 73 ] Брахма -сутры утверждают, что органы внутри живого существа являются независимыми принципами в седьмой и восьмой Адхикаране четвертой Пады . [ 73 ] [ 74 ] Различные подшколы Веданты по-разному интерпретируют сутры четвертой Пады . [ 73 ]
Глава 3: Средства духовного познания
[ редактировать ]Третья глава ( Садхана : средства): описывает процесс, посредством которого может быть достигнуто окончательное освобождение. Обсуждаемые темы разнообразны. [ 77 ] Третья глава является самой длинной и состоит из 186 сутр, с шестью адхикаранами в первой паде , восемью во второй, тридцатью шестью в третьей и четырнадцатью адхикаранами в четвертой паде . [ 78 ]
Природа освобождения знаний
[ редактировать ]Третья глава посвящена стремлению к познанию Брахмана и средствам его достижения. [ 50 ] К неудовлетворенности мирской жизнью и усилению стремления к освобождению обращаются, рассматривая теорию смерти и возрождения, [ 79 ] карма и важность поведения и свободной воли, [ 80 ] и связь между Атманом (Я, Душой) и Брахманом обсуждаются в разделах 3.1 и 3.2 текста. [ 50 ] [ 81 ]
Даже прямым выводом в богослужении
И (Брахман постигается) также в совершенной медитации, согласно восприятию (Шрути, Пратьякша ) и умозаключению (Смрити, Анумана ).
И различие как света, так и света от практики действия
И как и в случае с (физическим) светом и тому подобным, существует неразличение (двух «Я»), света (Самости) по своей активности из-за повторяющихся заявлений (в Писании).
Следовательно, по бесконечности, таков и пол
Поэтому (индивидуальная душа вступает в единство) с бесконечным (высшим Я), ибо таково (является библейским) указанием.
В разделах 3.3 и 3.4 описывается необходимость самостоятельного изучения, рефлексии прочитанных текстов, медитации и т. д., [ 84 ] как шаги на пути к прогрессу и роль саньясы (монаха, нищего) в стремлении к духовному знанию. [ 50 ]
Упасана (поклонение, медитация)
[ редактировать ]Третья пада , как утверждает Жорж Тибо, открывает новый раздел и тему в главе 3 Брахма-сутр , описывая, как «медитация на Брахмане позволяет индивидуальной душе получить окончательное освобождение», и гармонизируя различные взгляды Упанишад на этот счет. [ 85 ] [ 86 ] Упанишады описывают множество упасан о Брахмане, имеющих значительное сходство, но также и различия из-за различий в передаче в разных ведических школах. Брахма-сутра в Адхикаранах третьей и четвертой пады, утверждает Тибо, утверждает, что в этих учениях нет противоречия и что «различные Упанишады следует рассматривать как учения об одном и том же предмете, и поэтому идеи должны быть объединены в одно». медитация». [ 85 ]
Это правда и другие
Ибо Истины и так далее (в разных текстах) представляют собой одно и то же знание.
Наиболее часто упоминаемыми текстами в этих разделах являются Брихадараньяка-упанишада , Чандогья-упанишада , Каушитаки-упанишада , Катха-упанишада , а также неупанишадические части Шатапатха-Брахмана и Аитерея-араньяки . [ 85 ] Темой медитации, как утверждают Брахма-сутры, является духовное познание Брахмана; объектом этого знания, утверждает Тибо, является «Брахман, рассматриваемый как внутреннее Я всего». [ 89 ]
Хотя упасану можно рассматривать как разновидность медитации, это нечто большее, чем дхьяна или сидение в медитации; [ примечание 10 ] это непрерывная практика «постоянного поминания» о Брахмане или Божественном в течение дня как кульминация жизни духовного развития. [ 90 ]
Брахма-сутры, помимо рекомендации медитации, предполагают, что ритуалы и обряды не нужны, поскольку именно знание достигает цели. [ 91 ]
И именно поэтому нет необходимости зажигать огонь и так далее.
В сутрах 3.4.26 и 3.4.27 текст добавляет, что ритуалы, однако, могут духовно подготовить ум, удалить внутренние загрязнения, дать спокойствие и отвлечься от чувственных занятий и, следовательно, помочь ему в способности медитировать и получить окончательное знание. [ 93 ] В тексте также обсуждается в сутрах с 3.4.28 по 3.4.31, существуют ли ограничения на пищу (мясо), которую можно употреблять во время духовного путешествия. Сутры, переводит Тибо, вытекают из ведических текстов, в которых говорится, что существует «запрет причинять вред любому живому существу», однако, как утверждают писания, «только в случае опасности для жизни, в случаях крайней необходимости пища любого рода разрешается». разрешено есть». [ 94 ] [ 95 ]
Последние три сутры главы 3 утверждают, что человек, преследующий средства духовного познания, должен стремиться к детскому состоянию невинности, психологическому состоянию, свободному от гнева, эгоцентризма, гордости и высокомерия. [ 96 ] Текст заявляет, что, согласно ведической литературе, знание возможно в этой жизни, что каждый сам является препятствием на этом пути, что освобождение и свобода являются плодом знания. [ 97 ] [ 98 ]
Глава 4: Польза духовного знания
[ редактировать ]Четвертая глава ( Пхала : результат): рассказывает о состоянии, которое достигается при окончательном освобождении. Это самая короткая глава, содержащая 78 сутр и 38 адхикаран. [ 77 ] Последняя глава содержит четырнадцать адхикаран в первой паде , одиннадцать во второй, шесть в третьей и семь адхикаран в четвертой. [ 99 ] В последней главе Брахма-сутры обсуждаются необходимость и плоды самопознания, состояние свободы и освобождения. [ 50 ]
Вступительные сутры главы 4 продолжают обсуждение медитации как средства познания, а в сутре 4.1.3 резюмируется, что это состояние, в котором человек принимает: «Я есть Брахман, а не другое существо» (Ади Шанкара), как «Ты действительно Я есть, о святое божество, и я действительно есть ты, о святое божество» (Джабалас), и «Бога следует созерцать как Самость», а индивидуум — это тело Бога. (Рамануджа). [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ]
По достижении Душой Высшего света проявляется ее истинная природа, как мы заключаем из слова «свой».
«Я», чья истинная природа проявила себя, высвобождается; согласно обещанию (данному в Священном Писании).
Свет, в который входит душа, — это Самость, согласно теме главы.
Освобожденная душа пребывает в неотделении от высшего Я (Брахмана), потому что оно видимо.
Освобожденная душа, утверждает Брахма-сутры , имеет природу Брахмана, обладающую внутренней силой и знанием, свободную от зла, свободную от горя, свободную от страдания, обладающую блаженством, и «для такой есть свобода во всех мирах». [ 105 ] [ 106 ]
Комментарии
[ редактировать ]было написано множество комментариев К тексту Брахма-сутры , но многие из них, например комментарий Бодхаяны, [ примечание 11 ] Упаварша, [ примечание 12 ] и восемнадцать из двадцати одного, упомянутого Нараяной в «Мадхвавиджая-бхава-пракашике», считаются потерянными. [ 14 ] Из сохранившихся комментариев самый ранний из сохранившихся — Ади Шанкара . [ 14 ]
Разнообразие комментариев к Брахма-сутрам, написанных различными подшколами индуизма (см. Таблицу), свидетельствует о центральной важности Упанишад, которые резюмируются в тексте. [ 14 ]
ученый | Изображение | Дата | Традиция | Сампрадая | Тема/Влияние [ 14 ] [ 110 ] |
---|---|---|---|---|---|
Ади Шанкарачарья [ 111 ] | 9 век | Адвайта
(Брахмасутрабхашья) |
Дасанами Сампрадая | недвойственность («невторость») дживатмана и Атмана -Брахмана | |
Бхаскара, [ 112 ] | 9 век | भेदाभेदा | |||
Ядавапракаша [ 113 ] | 11 век | भेदाभेदा | Вайшнавизм | ||
Рамануджачарья [ 114 ] | 11 век | Вишиштадвайта
( Шрибхашья ) |
Шри (Лакшми) Сампрадая | Квалифицированный недуализм Вайшнавизм | |
Мадхвачарья [ 115 ] | 13 век | Двайта
(Мадхва бхашья) |
Брахма (Мадхва)/Садх Сампрадая | Дуализм | |
Нимбаркачарья [ 116 ] | 13 век | Двайтадвайта
(Веданта-Париджата-Саурабха) |
Кумара Сампрадая | Дифференциальный монизм | |
Шрикантхачарья Шивачарья [ 117 ] | 13 век | Шива-Вишиштадвайта / Шива Адвайта
(Шрикантха Бхасья) |
Шрута Шайва Сиддханта [ 118 ] | Квалифицированный недуализм | |
Шрипати Пандитачарья [ 119 ] | 14 век | Вишесадвайта
(Шрикарабхашья) |
Вирашайва | Дифференциальный монизм | |
Валлабхачарья [ 120 ] | 16 век | Шуддхадвайта
(Анубхашья) |
Рудра Сампрадая | Чистый недуализм | |
Сука [ 121 ] | 16 век | भेदावादा
( Шукабхашья ) |
Пересмотренный дуализм | ||
Виджняна-бхикшу [ 122 ] | 17 век | Атма Брахмаикья бхедавада
(Виджнанамрита-бхасьям) |
Неотличимый недуализм (Авибхага Адвайта)
Теистическая- санкхья | ||
Баладева Видьябхушана [ 123 ] | 18 век | Ачинтьябхедабхеда
( Говинда-бхашья и Брахма-сутра-карика-бхашья) |
Брахма-Мадхва-Гаудия Вайшнава Сампрадая | Непостижимое единство и различие | |
Рамбхадрачарья | 20 век (1998) | Вишиштадвайта | Тулси Пит Рамананди Сампрадая | Квалифицированный недуализм | |
Бхадрешдас Свами | 21 век (2017) | Акшар Пурушоттам Даршан | Сваминараян Сампрадая | Пять вечных сущностей: Пурушоттам, Акшар, Майя, Ишвар, Джива. |
Экзегеза
[ редактировать ]Сутры в тексте могут читаться и читались по-разному. [ 45 ] Некоторые комментаторы читают каждую строку отдельно, в то время как другие иногда читают две как одну, считая некоторые сутры контекстуально связанными. [ 45 ] Творческие читатели читают последнее слово сутры как начальное слово для следующего, некоторые рассматривают данный стих как Пурва-пакша (противоположная точка зрения), в то время как другие читают тот же стих как Сиддханта (предлагаемое учение или заключение). [ 45 ] Например, утверждает Грегори Дарлинг, Ади Шанкара в своем комментарии к сутре 4.3.14 считает упомянутого в ней Сагуна Брахмана Пурва-пакшей , но признает, что некоторые учёные интерпретируют эту сутру как Сиддханту . [ 45 ] Другим примером является интерпретация Шанакрой набора сутр (2.3.19-28) как отражающего Пурва-пакшу , а Рамануджа считает тот же набор сутр отражающим Сиддханту . Шанкара утверждает, что описание индивидуального «я» ( дживы ) как атомарного размера в этих сутрах отмечает Пурва-пакшу , тогда как Рамануджа считает это Сиддхантой. Разногласия между комментаторами касаются того, где разделить текст на Адхикараны . есть четкое разделение на Адхьяи и Пады Хотя в тексте , ни одно разделение Адхикаран сутры в каждой Адхикаране не является общепринятым, что приводит к разногласиям относительно того, как следует разделять . [ 124 ]
Другой аспект текста сутр, который приводит к различиям в толкованиях, заключается в том, что слова в сутрах могут означать разные вещи. В сутре 2.3.15 используется слово антара , которое означает как «без», так и «посреди». Шанкара, Рамануджа и Нимбарка согласны с тем, что это слово означает «посреди», но Мадхва утверждает, что это слово должно означать «без». Весьма вероятно, что интерпретации, данные Шанкарой, Рамануджей, Нимбаркой и Мадхвой, возникли не на пустом месте, а их ключевые элементы, скорее всего, существовали еще до Брахма-сутр написания самих . Чрезвычайно сложно определить, какие из интерпретаций комментаторов на самом деле верны оригиналу, и есть вероятность, что автор Брахма- сутр не имел в виду философскую систему, согласно которой Шанкара, Рамануджа, Нимбарка, Мадхва и их преемники высказались. [ 125 ]
Переводы
[ редактировать ]Брахма -сутры были переведены на немецкий язык Полем Деуссеном и на английский Джорджем Тибо. [ 126 ] Перевод Тибо, по мнению Де Бари и Эмбри, «вероятно, лучший полный перевод на английский язык». [ 126 ] Винаяк Сакарам Гейт из Института восточных исследований Бхандаркара сравнительный анализ комментариев Нимбарки , Рамануджи , Валлабхи , Ади Шанкары и Мадхвачарьи провел подробный к Брахма-сутре и пришел к выводу, что сбалансированные комментарии Нимбарки и Рамануджи дают наиболее близкий смысл Брахма-сутры. принимая во внимание оба вида сутр: те, которые говорят о единстве, и те, которые говорят разницы. [ 127 ] [ нужна страница ]
Влияние
[ редактировать ]Текст является частью Прастханатраи , или трех отправных точек школы Веданты . индуистской философии [ 4 ] Брахма -сутры составляют Ньяя прастхану (न्याय प्रस्थान) или «отправную точку канонической основы рассуждений», в то время как Основные Упанишады составляют Шрути прастхану или «отправную точку услышанных писаний», а Бхагавад-гита представляет собой Смрити прастхану или «отправную точку запоминания канонической основы». [ 4 ]
Природа и влияние Брахма-сутр , как утверждает Поль Дойссен, «находятся по отношению к Упанишадам в том же отношении, как христианская догматика к Новому Завету: она исследует их учение о Боге, мире, душе в условиях ее странствий и избавления, устраняет очевидные противоречия доктрин, систематически связывает их вместе и особенно заботится о защите их от нападок противников». [ 128 ]
Веды, согласно Веданте, состоят из двух частей, как утверждает Деуссен, которые демонстрируют «далеко идущую аналогию с Ветхим и Новым Заветами», Часть произведений (карма-канда), которая включает в себя благословляющие мантры , жертвоприношения и церемонии, подобные Ветхому. Завет и Часть Знания (джнана-канда), которая фокусируется на метафизических вопросах о мире, творце, душе, теологии, морали и добродетелях, таких как Новый Завет. [ 128 ] Соответствующее влияние двух документов: Нового Завета на христианство и Брахма-сутр на индуизм, было очень значительным. [ 128 ] Эта аналогия влияния имеет много общих элементов, но Арвинд Шарма утверждает, что существуют различия в роли и влиянии Нового Завета в христианстве и Брахма-сутр в индуистских традициях, поскольку в индуизме тексты никогда не считались закрытыми, средства и смысл сотериология различалась, и было принято разнообразие идей о двойственности и монизме, а также о Боге. [ 129 ]
Влияние текста Брахма-сутры на Веданту и, в свою очередь, на индуизм было историческим и центральным, утверждает Накамура: [ 130 ]
Преобладание мысли Веданты обнаруживается не только в философских трудах, но и в различных формах ( индуистской ) литературы, таких как эпос, лирическая поэзия, драма и так далее. Что особенно заслуживает внимания, так это то, что индуистские религиозные секты, общая вера индийского населения, искали в философии Веданты теоретические основы своего богословия. Влияние Веданты заметно в священной литературе индуизма, такой как различные Пураны, Самхиты, Агамы и Тантры. Многие комментарии к фундаментальному писанию Веданты, Брахма-сутрам , были написаны основателями или ведущими учёными различных сект индуизма и передаются по сей день как документы, необходимые в соответствующих сектантских традициях. Большинство традиционных и консервативных ученых в Индии сегодня, называемых пандитами, являются учениками Веданты, и подавляющее их число принадлежит к линии Шанкары – по данным некоторых авторитетов, пять шестых всех пандитов.
- Хадзиме Накамура (2004), История ранней философии Веданты, Том 2 [ 130 ]
описывает роль Брахма-сутр Фритьоф Шуон следующим образом в индуизме:
Веданта, содержащаяся в Упанишадах, затем сформулированная в « Брахма-сутрах» и, наконец, прокомментированная и объясненная Шанкарой, представляет собой бесценный ключ для открытия глубочайшего смысла всех религиозных доктрин и для осознания того, что Санатана Дхарма тайно проникает во все формы традиционная духовность.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ От Веданты , что буквально означает «конечная цель Вед » . [ 2 ]
- ^ Шарирака означает «то, что живет в теле ( Шарира ), или Я, Душа». [ 3 ] Название Сарирака-сутры встречается, например, в произведениях Ади Шанкары. [ 4 ]
- ^ Что буквально означает «Сутры для монахов или нищих». [ 4 ]
- ^ : [ 5 ] «...мы можем считать, что 400–450 годы — это период, в течение которого Брахма-сутры были составлены в ее дошедшей до нас форме».
- ^ Белвалкар предполагает, что когда-то существовали тексты в стиле Брахма-сутры для всех основных Упанишад и индуистских текстов, таких как Брихадараньяка-упанишада , Чандогья-упанишада и Бхагавад-гита . [ 25 ] Сохранившаяся в настоящее время версия Брахма-сутры представляет собой составную версию, утверждает Белвакар, с самым старым слоем, состоящим из Чандогья-Брахмасутры; второй уровень, который объединил различные Брахма-сутры в один документ и добавил Смрити -пады и Тарка-пады ; а третий слой текста был добавлен последним в хронологическом порядке, защищая философию Веданты от новых теорий противостоящих неортодоксальных школ индийской философии. [ 25 ] Около 15 сутр Брахма-сутр могут быть добавлены очень поздно, утверждает Белвалкар. [ 25 ] Я.Б. ван Бютенен писал в 1956 году, что теория Белвакара правдоподобна, но ее трудно доказать. [ 26 ]
- ^ Самые ранние известные корни этой методологии описаны в текстах Джаймини о Пурва-Мимамсе. [ 9 ] [ 33 ] [ 34 ]
- ^ Монисты, теисты и другие субтрадиции Веданты по-разному подсчитывают количество Адхикаран. Например, Рамануджа считает сутры с 2.2.28 по 2.2.32 двумя Адхикаранами, в то время как другие считают их одной. Таким образом, общее количество Адхикаран в тексте Брахма-сутр незначительно варьируется от 189 в некоторых подшколах Веданты. См. страницу li во «Введении» Тибо. [ 35 ]
- ^ Стивен Каплан пишет (в сокращении): «Авидья - это фундаментальная экзистенциальная проблема и фундаментальная философская/теологическая проблема Адвайта Веданты. Это причина зла, существующего в мире. Устраните невежество, и человек поймет, что атман - это Брахман. Это также важнейший философский вопрос в философии Адвайты. Адвайта не должна объяснять, почему совершенное божество было мотивировано создать мир или почему вселюбящий Бог создал мир со злом. Адвайта, нет ни творения, ни какого-либо Бога, создающего мир. Высшая истина — это Брахман, единый, не имеющий второго, истинное Я, Атман». [ 63 ]
- ^ Сутры с 2.2.18 по 2.2.27 утверждают и опровергают теорию «постоянства субъекта и субстанции», а сутры с 2.2.28 по 2.2.32 утверждают и опровергают теорию буддизма «все пусто». Однако аргументы, предлагаемые монистическими и теистическими подшколами Веданты, различаются, особенно аргументы Шанкары, Мадхвы и Рамануджи, причем последние два также опровергают аргументы Шанкары в этом разделе. [ 12 ] Сутру посредством анализа сутры трех ученых см. у Грегори Дарлинга. [ 65 ]
- ↑ Медитация ( упасана ) определяется Шанкарой, утверждает Клаус Витц, как «непрерывная последовательность сравнимых основных концепций, убеждений, не перемежающихся несходными, которая протекает в соответствии с писаниями и связана с объектом, предписанным в писаниях». [ 90 ] Для Шанкары медитация кажется родственной дхьяне , как практике концентрации на объекте медитации, утверждает Витц, состоянию «поглощения или погружения, по существу, в одну мысль» и «концентрации на ней, исключая общепринятые представления, пока не если так же полностью отождествляться с ним, как со своим телом». [ 90 ]
- ^ Комментарий Бодхаяны к Брахма-сутрам , а также комментарии Танки, Драмиды, Бхартрипрапанчи, Бхартримитры, Бхартрихари (V век). [ 107 ] ), Брахмадатта и Шриватсанка упоминаются в Раманудже XII века и в Сиддхитрайе Ямуначарьи XI века , все эти комментарии, вероятно, намного старше комментария Ади Шанкары. [ 14 ] [ 108 ]
- ^ Упаварша - уважаемый ученый, чей комментарий к Брахма-сутрам, возможно, был самым ранним, и тот, кого почитают различные и антагонистические подшколы Веданты; его упоминают Шанкара, Бхаскара и даже ученые неведантистских школ индуистской философии. [ 109 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Лохтефельд (2002) , с. 124.
- ^ Деуссен (2015) , стр. 3–4.
- ^ Радхакришна (1960) , с. 22 со сноской 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Isaeva (1992) , p. 35, with footnote 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Накамура (1989) , с. 436.
- ^ Перейти обратно: а б с Лохтефельд (2002) , с. 746.
- ^ Перейти обратно: а б Клостермайер (2010) , с. 501.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинсон и Уилкинсон (1994) , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Радхакришна (1960) , стр. 23–24.
- ^ Радхакришна (1960) , с. 21.
- ^ Коллер (2013) , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с Дорогая (2007) , стр. 161–164.
- ^ Шивананда (1977) , стр. 465–467.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Радхакришна (1960) , стр. 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б с Радхакришна (1960) , с. 22 со сносками 3 и 4.
- ^ Пол Дойссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментариям Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , стр. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Радхакришна (1960) , стр. 22 со сноской 6.
- ^ Пол Дойссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментариям Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , стр. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д Н. В. Исаева (1992), Шанкара и индийская философия, Издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN 978-0-7914-1281-7 , стр. 36
- ^ Радхакришна (1960) , с. 22 со сносками 3 и 4.
- ^ Дэниел Ингаллс (1954), Аргументы Шанкары против буддистов, Философия Востока и Запада, Том 3, номер 4, страница 299
- ^ Грегори Дарлинг (2007), Оценка ведантической критики буддизма, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803633 , страницы 6–7.
- ^ Клостермайер (2007) , с. 354.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шанкарачарья; Сенгаку Маеда (2006), Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары, State University of New York Press, ISBN 978-8120827714 , стр. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с С. К. Белвалкар (1936), Дрштантас в «Брахмасутрах» , Гарвардский журнал азиатских исследований, Vol. 1, № 1, стр. 30-31
- ^ JAB ван Буйтенен (1956), Ведартхасамграха Рамануджи, Институт последипломного образования и исследований Деканского колледжа, OCLC 1541182 , стр. 28
- ^ Клаус Витц (1998), Высшая мудрость Упанишад: Введение, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815735 , страница 53 со сноской 118.
- ^ «Сарвамула Грантха — Ачарья Шримаданандатиртха» . anandamakaranda.in . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Фрэнсис Клуни (1998), Схоластика: межкультурные и сравнительные перспективы (редактор: Хосе Игнасио Кабезон), State University of New York Press, ISBN 978-0791437780 , страницы 178-179.
- ^ Кришна Рой (2011), Феноменология и индийская философия (редакторы: Д.П. Чаттопадхьяя, Л.Э. Эмбри и Дж. Моханти), State University of New York Press, ISBN 978-1438436586 , страницы 293-294.
- ^ С.К. Белвалкар (1936), Дрштантас в Брахмасутрах , Гарвардский журнал азиатских исследований, Том. 1, № 1, стр. 28-32
- ^ Грегори Дарлинг (2007), Оценка ведантической критики буддизма, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803633 , страницы 7–8.
- ^ Фрэнсис X Клуни (1997), Что такое Бог? Поиски правильного понимания деваты в теории брахманических ритуалов (мимамса), Международный журнал индуистских исследований, Vol. 1, № 2, стр. 337-385
- ^ Питер М. Шарф (1996), Обозначение общих терминов в древнеиндийской философии: грамматика, ньяя и мимамса, Труды Американского философского общества, новая серия, том. 86, № 3, стр. ix
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 1, Священные книги Востока в Google Books , том 34 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press , страницы xxxii-lxxvi
- ^ Сутры были подсказками памяти.
- ^ Эндрю Дж. Николсон, Бхедабхеда Веданта , Интернет-энциклопедия философии
- ^ Перейти обратно: а б с Поль Дойссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментарию Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , страницы 19–25, 6–12.
- ^ Радхакришна (1960) , с. 227.
- ^ Брахма сутра Бхасья Ади Шанкара, Архив 2.
- ^ Джордж Адамс (1993), Структура и значение Брахма-сутр Бадараяны , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120809314 , стр. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Дойссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментарию Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , страницы 22–23.
- ^ Пол Дойссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментариям Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , стр. 24.
- ^ Пол Дойссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментариям Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , стр. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грегори Дарлинг (2007), Оценка ведантической критики буддизма, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803633 , стр. 8
- ^ Хосе Перейра (1986), Бадараяна: создатель систематического богословия, религиоведения (издательство Кембриджского университета), том 22, выпуск 2, страницы 193-204
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 1, Священные книги Востока в Google Books , том 34 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы xxxii-xlvi
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 301–302 со сносками.
- ^ Брахма сутра Бхасья Ади Шанкара, Архив 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрэнсис X Клуни (1993), Богословие после Веданты: эксперимент в сравнительной теологии, State University of New York Press, ISBN 978-0791413654 , страницы 68-71.
- ^ Харшананда, Свами (2009), Шесть систем индуистской философии, Учебник, стр.73
- ^ Гейт 1926 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д Поль Дойссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментарию Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , страницы 39-40.
- ^ Брахма сутра Бхасья Ади Шанкара, Архив 2.
- ^ Харшананда, Свами (2009), Шесть систем индуистской философии, Учебник, стр.75
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 1, Священные книги Востока в Google Books , том 34 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы xlvii-lix
- ^ Гейт 1926 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Шанкарачарья; Сенгаку Маеда (2006), Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары, State University of New York Press, ISBN 978-8120827714 , страницы 12–13.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 345–354 со сносками.
- ^ Перейти обратно: а б с Радхакришна (1960) , стр. 354–365 со сносками.
- ^ С. Бидерман (1982), «Учредительный» Бог: индийское предложение, Философия Востока и Запада, Том. 32, № 4, стр. 425-437
- ^ А. Л. Херман (1971), Индийская теодицея: Шанкара и Рамануджа о Брахма Сутре II. 1. 32-36 , Философия Востока и Запада, Том. 21, № 3, стр. 265-281
- ^ Перейти обратно: а б Стивен Каплан (2007), Видья и авидья: одновременно и одновременно?: Голографическая модель для освещения дебатов об Адвайте, Философия Востока и Запада, Том 57, Номер 2, страницы 178-203
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 366–377 со сносками.
- ^ Грегори Дарлинг (2007), Оценка ведантической критики буддизма, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803633 , страницы 165-368.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 378–390 со сносками.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 391–396 со сносками.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 1, Священные книги Востока в Google Books , том 34 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страница li
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 397–403.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 403–422.
- ^ Пол Дойссен (1993), Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментариям Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , страницы 285-354.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 1, Священные книги Востока в Google Books , том 34 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы lix
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 74–100
- ^ Радхакришна (1960) , с. 429.
- ^ Клаус Витц (1998), Высшая мудрость Упанишад: Введение, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815735 , страницы 210-212.
- ^ Майкл Команс (1993), Вопрос о важности самадхи в современной и классической Адвайта Веданте, Философия Востока и Запада, Том 43, Номер 1, страницы 19-38
- ^ Перейти обратно: а б Харшананда, Свами (2009), Шесть систем индуистской философии, Букварь, стр.77
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 1, Священные книги Востока в Google Books , том 34 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы lix-lxxvi
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 100-132
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 112-121
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 133-183
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 457–460.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 171-173
- ^ Клаус Витц (1998), Высшая мудрость Упанишад: Введение, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815735 , страницы 209-216.
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 1, Священные книги Востока в Google Books , том 34 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы lxvi-lxxv
- ^ Фрэнсис X Клуни (1993), Богословие после Веданты: эксперимент в сравнительной теологии, State University of New York Press, ISBN 978-0791413654 , страницы 70–72.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 245-246
- ^ Радхакришна (1960) , с. 490.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 1, Священные книги Востока в Google Books , том 34 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, стр. lxxii-lxxiii
- ^ Перейти обратно: а б с Клаус Витц (1998), Высшая мудрость Упанишад: Введение, Мотилал Банаршидасс, ISBN 978-8120815735 , стр. 198-200; См. также : Радхакришна 1960 , стр. 100-1. 528–529
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, стр. 306
- ^ Радхакришна (1960) , с. 512.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 307-309
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 309-312
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 514–515.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 552–524.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 325-330
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 522–524.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 1, Священные книги Востока в Google Books , том 34 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы lxxvi-lxxxv
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 525–526.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 337-340
- ^ Пол Дойссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментариям Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , страницы 401-417.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 405-408
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 553–555.
- ^ Радхакришна (1960) , с. 445.
- ^ Джордж Тибо, Веданта-сутры, часть 2 , Священные книги Востока, том 38 (редактор: Макс Мюллер), Oxford University Press, страницы 407-411
- ^ Хадзиме Накамура (2004), История ранней философии Веданты, Часть 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120819634 , стр. 25.
- ^ Хадзиме Накамура (2004), История ранней философии Веданты, Часть 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120819634 , страницы 5–6, 61–63.
- ^ Хадзиме Накамура (2004), История ранней философии Веданты, Часть 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120819634 , страницы 29–37, 46–48.
- ^ Стивен Кац (2000), Мистика и Священное Писание, Oxford University Press, ISBN 978-0195097030 , стр. 12.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 28–39.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 39–45.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 45–46.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 47–60.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 61–66.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 78–82.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 66–78.
- ^ К. Шивараман (2001), Шиваизм в философской перспективе, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120817715 , страницы 33-36, 472-499.
- ^ Радхакришна (1960) .
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 88–93.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 93–94.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 94–96.
- ^ Радхакришна (1960) , стр. 97–102.
- ^ Гейт 1926 , с. 46.
- ^ Гейт 1926 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Теодор Де Бари и Эйнсли Эмбри (2013), Путеводитель по восточной классике, издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0231066754 , стр. 97.
- ^ Гат 1926 .
- ^ Перейти обратно: а б с Поль Дойссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментарию Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1519117786 , страницы 20–21.
- ^ Арвинд Шарма (1995), Философия религии и Адвайта Веданта, издательство Penn State University Press, ISBN 978-0271028323 , страницы 62-71.
- ^ Перейти обратно: а б Хадзиме Накамура (2004), История ранней философии Веданты, Часть 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120819634 , стр. 3
- ^ Ф. Шуон (1975), Один из величайших светил мира, в духовных перспективах, Очерки мистицизма и метафизики (редактор: TMP Mahadevan), Арнольд Хейнеман, ISBN, стр. 91
- ^ Клаус Витц (1998), Высшая мудрость Упанишад: Введение, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815735 , стр. 11
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Коллинсон, Дайан; Уилкинсон, Роберт (1994), Тридцать пять восточных философов , Рутледж
- Дарлинг, Грегори (2007), Оценка ведантической критики буддизма , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803633
- Деуссен, Пол (2015), Система Веданты: согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментариям Шанкары к ним , ISBN 978-1519117786
- Гхат, В.С. (1926), Веданта, исследование Брахма-сутр с бхасьями Шанкары, Рамануджи, Нимбарки, Мадхавы и Валлабхи , Институт восточных исследований Бхандаркара
- Isaeva, N.V. (1992), Shankara and Indian Philosophy , State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-1281-7
- Клостермайер, Клаус К. (2007). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-7082-4 .
- Клостермайер, Клаус К. (2010), Обзор индуизма (Третье изд.), State University of New York Press, ISBN 978-0791470824
- Коллер, Джон. М (2013). «Шанкара». В Мейстере, Чад В.; Копан, Пол (ред.). Путеводитель Рутледжа по философии религии (2-е изд.). Рутледж. ISBN 978-0-415-78294-4 .
- Лохтефельд, Джеймс (2002), «Брахман», Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Vol. 1: AM , Rosen Publishing, ISBN 978-0823931798
- Накамура, Хадзиме (1989). История ранней философии Веданты: Часть 1 . Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0651-4 .
- Радхакришна, Сарвепалли (1960). Брахма Сутра, Философия духовной жизни .
- Шивананда (1977), Брахма Сутры , Мотилал Банарсидасс
- Веб-источники
- ^ Перейти обратно: а б индуистской философии Веданты (2013) Британская энциклопедия
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Переводы и транслитерация
- Веданта-сутры , часть 1, перевод Джорджа Тибо (английский, 1890, экзегеза Ади Шанкары, теистическая интерпретация)
- Веданта-сутры, часть 2, перевод Джорджа Тибо (английский, 1890, экзегеза Ади Шанкары, теистическая интерпретация)
- Веданта-сутры в переводе Джорджа Тибо (английский, 1890, Экзегеза Рамануджи, теистическая интерпретация)
- Сравнительный анализ традиционных комментариев к Брахма-сутрам. https://archive.org/download/in.ernet.dli.2015.283844/2015.283844.The-Vedanta.pdf
- Брахма Сутра, Философия духовной жизни (английский) Перевод Сарвепалли Радхакришнана (английский, несколько ученых включают монистические и теистические интерпретации), - на archive.org
- Брахма-сутра на 10 индийских языках и римской транслитерации ИИТ Канпур
- Комментарии
- Шри Бхашья - Брахма Сутра Бхашья Рамануджачарьи (санскрит) - на archive.org
- Брахма Сутра Бхашья Ади Шанкарачарьи (санскрит) - на archive.org
- Брахмасутра Шанкара Бхашья с Ратна-Прабхой Говиндананды, Бхамати Вачаспати Мишры и Ньяя-Нирная Анандагари (санскрит) - на archive.org
- Брахмасутра Шанкара Бхашья с Бхамати Вачаспати Мишры, Калпатару Амалананды и Парималой Аппайи Дикшиты (санскрит) - на archive.org
- Анубхашья о Брахма-сутре Валлабхачарьи с комментариями (4 тома) (санскрит) - на archive.org
- Брахмасутра Бхасья Шри Мадхвачарьи с толкованиями (санскрит) - на archive.org
- Веданта-Париджата-Саурабха Нимбарки и Веданта-Каустубха Шринивасы (английский) - на archive.org или в корректурном издании, включая глоссарий.