Храм Шикхарбадха
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Шикхарбаддха мандир — это традиционное индуистское или джайнское место поклонения , обычно отличающееся архитектурой, характеризующейся надстройками с башенками и куполами и часто построенными из резного мрамора, песчаника или другого камня. Хотя такие мандиры распространены во многих ветвях индуизма, использование термина шикхарбаддха мандир для описания таких мандиров наиболее распространено в сваминараянской ветви индуизма, а также в джайнизме. Противоположностью храму шиххарбадха является храм без башни шихара , то есть с плоской крышей. [ 1 ]
Определение
[ редактировать ]Мандир – это индуистский, джайнский или буддийский храм. Термин шикхарбаддха состоит из санскритского слова шикхара, что означает горную вершину, и баддха , что означает связанный. [ 2 ] Таким образом, шикхарбаддха мандир относится к типу индуистского или джайнского храма с вершиной на вершине священного храма, из-за чего он кажется ограниченным горной вершиной.
Цели и значение
[ редактировать ]Мандиры Шикхарбаддха размещают священные изображения божества в центральных святилищах, становясь таким образом священным пространством и местом поклонения, куда индуисты приходят, чтобы молиться, поклоняться, медитировать и проявлять преданность Божеству. [ 3 ] Мандиры Шикхарбаддх служат не только традиционными местами поклонения, но также выполняют важные функции в социальной и культурной сферах индуистской жизни Индии. Джордж Мичелл, исследователь индийской археологии и архитектуры, заметил: «Храм является наиболее характерным художественным выражением индуизма, концентрируя как социальную, так и духовную жизнь общества, которому он служит». [ 4 ] Традиционные мандиры шикхарбаддха также были построены за пределами Индийского субконтинента и служат для членов индуистской диаспоры средством общения и прославления своего культурного и духовного наследия. Сваминараян , освятивший шесть мандиров шиххарбадха в Гуджарате , Индия, между 1822 и 1828 годами, описал пятикратное значение этих традиционных индуистских мандиров. Во-первых, мандиры служили святым местом для поклонения, построенным и освященным в соответствии с индуистскими писаниями. Учитывая их святость, они также были идеальными местами для празднования индуистских праздников и проведения религиозных ритуалов. Мандиры дополнительно функционировали как место духовных собраний и обучения, а также как центры изучения санскрита, священных писаний и религиозного искусства. Наконец, мандиры служили базой для благотворительных услуг: преданные жертвовали милостыню, лекарства и одежду нуждающимся. [ 5 ]
Структура и символика
[ редактировать ]Шилпа Шастры, священные индуистские тексты, которые предписывают каноны традиционной архитектуры, повествуют, как структура шикхарбаддха мандира символически представляет тело Пуруши , или Космического Человека. [ 6 ] Мандир построен по образцу Васту Пуруша Мандалы , которая представляет собой метафизический проект, изображающий персонифицированную ведическую космологию. [ 7 ] От фундамента мандира до флагов ( дваджа ), развевающихся на вершинах ( шихар ), каждая главная внешняя деталь символизирует части формы божества Пуруши, а хранящиеся в нем мурти олицетворяют душу сооружения. [ 8 ] Это порождает определенные правила этикета для верующих, например, снимать обувь при входе в храм.
Структура шихарбаддха мандира также отражает глубоко укоренившиеся оттенки духовного устремления и просветления. Например, вершина ( шихар ), похожая по форме на гору, символизирует стремление вверх. [ 9 ] Ученый Рэймонд Уильямс описывает купола и шпили как «напоминание преданным о том, что в священном месте жительства богов грань между земным и божественным нарушена. Таким образом, им напоминают, что цель их визита – помочь их собственному духовному восхождению. Один мирянин заметил, что храмы построены в форме вершины гор с самыми высокими шпилями, напоминающими небесный мир; в обыденный мир привнесено прикосновение бесконечности». [ 10 ] Внутреннее святилище ( гарбхагруха ), где обитает Божество, служит метафорическим зародышем храма; соответственно, говорят, что преданные обретают новую духовную жизнь, поклоняясь здесь. [ 9 ]
Обычаи и ритуалы
[ редактировать ]Хотя шикхарбаддха мандиры могут различаться по своим ежедневным ритуалам, определенные обычаи и практики относительно распространены среди различных индуистских сект. Многие мандиры исполняют пять арти в течение дня. Время проведения каждого арти соответствует ритуалам, связанным со священными мурти или изображениями Господа, расположенными в мандире. [ 11 ] Первое арти , или мангла арти , совершается перед восходом солнца. Шангар -арти совершается после того, как мурти были украшены одеждой. Раджбхогарти совершается в полдень, когда мурти предлагают еду. В сумерках сандхья-арти совершается . Заключительное арти дня, шаянарти , совершается перед тем, как мурти укладываются на ночь. Арти и другие ритуалы в шикхарбаддха-мандире выполняются садху ; в других типах мандиров миряне пуджари- такие роли обычно выполняют .
В большинстве мандиров также есть колокола ( ганта ) внутри или рядом с центральным храмом, в которые верующие могут звонить при входе. Преданные звонят в гханту как обращение к божеству перед началом поклонения. Звон колоколов также используется для объявления начала арти , а также во время самой церемонии арти . Поклоняющийся может пойти в другие места комплекса мандира, где находятся мурти божеств. Во время типичного посещения мандира преданные комплекса совершают прадакшину , обходя одну или несколько святынь и рассматривая мурти на священных территориях.
Некоторые преданные остаются в мандире, чтобы послушать катху — чтение отрывков из священных писаний и религиозных бесед, проводимых аскетом или образованным домохозяином. В более крупных мандирах, в том числе во многих мандирах шиххарбаддха, есть актовые залы, где проводятся эти беседы. Если толпа слишком велика для актового зала, как в важные праздничные дни, часто используется открытое пространство внутреннего двора. [ 12 ]
Важнейшим ритуалом любого шикхарбаддха мандира является прана пратиштха , священная церемония, во время которой освящаются мурти и призываются Божества в изображения. Индуистские писания уточняют, что только «тот, в каждом органе которого полностью находится Параматма , чистый Махапуруш имеет право совершать прана пратиштха , потому что только он может вызвать Параматму внутри своего сердца в мурти ». [ 13 ] Соответственно, духовные гуру или старшие садху часто проводят ритуалы пратиштхи для открытия шихарбаддха мандиров.
Известные храмы шихарбадхи
[ редактировать ]Мандир Сомнатх в Гуджарате считается одним из двенадцати джьотирлинга святилищ Господа Шивы и имеет историю, восходящую к началу общей территории. в Дели Храм Чхатарпур представляет собой один из крупнейших индуистских храмовых комплексов в Индии. Многочисленные традиционные мандиры шикхарбаддха также были построены за пределами Соединенных Штатов.
Джайнский центр Лестера также является известным шихарбаддха мандиром. [ 14 ] Его главный идол – Господь Шантинатха . Этот храм является первым в мире, обслуживающим секты дигамбара и шветамбара . Это также первый освященный джайнский храм в западном мире.
Шикхарбаддха мандиры и традиция Сваминараян
[ редактировать ]В сваминараянской традиции «строительство мандиров остается важным средством выражения и продвижения сваминараянской «упасаны»». [ 15 ] Со времен Сваминараяна группы преданных поклонялись дома в небольших семейных святилищах, называемых гар мандирами . Затем, когда семьям нужно было собираться вместе, они строили хари мандиры , обычно простые здания, часто переоборудованные из склада или чего-то подобного, и в которых проводились упрощенные ритуалы, не требующие садху в качестве пуджари. В свою очередь, по мере того, как община преданных росла в размерах и могла нести расходы, преданные строили мандиры шихарбаддха как выражение своей преданности; первые шесть таких мандиров шикхарбадха были построены самим Сваминараяном. Ученый Ханна Ким объясняет: «Другими словами, резной каменный мандир самым конкретным образом демонстрирует преданную приверженность сатсанги учению Сваминараяна и их решимость направить свои ресурсы на его реализацию». [ 16 ]
В Сваминараян организации мандиры строятся за счет тысяч добровольных пожертвований, что считается выражением преданности преданных. Ученый Ханна Ким отмечает: «От сбора средств до окончательной полировки камня тысячи сатсанги добровольно вносили свой вклад в проекты мандира как средство, с помощью которого они могли воспитать в себе образ идеального преданного, того, чье поведение миметически связано с Поэтому он, как и Гуру, находится в состоянии постоянного служения Бхагвану. Как рассказывают сатсанги , это предписанная преданностью поза служения и жертвоприношения, примером которой является Гуру, побуждает их взять на себя обязательство спонсировать и построить мандиры шиххарбаддха в рекордно короткие сроки — от шестнадцати месяцев до чуть более двух лет». [ 16 ]
Комплексы Шихарбаддха Мандир также включают в себя многочисленные связанные структуры. Садху, служащие в храме, обычно проживают в общежитиях на территории комплекса. Яркой особенностью храмов Сваминараяна являются гостевые дома ( дхармашалы ), которые предоставляются посетителям. [ 17 ] Рэймонд Уильямс отмечает: «По запросу членам предоставляется ночлег в простых, но комфортабельных комнатах. Еда и жилье предоставляются отдельным лицам или семьям, которые желают посетить храм во время своих путешествий или совершают религиозное паломничество, чтобы посетить храм. В главных храмах предусмотрены условия для большого количества людей, приезжающих в храмы на праздники, продолжающиеся несколько дней. Тем не менее, большинство посетителей делают пожертвования, принимая только двух или трех гостей. обследование . Храм BAPS в Амдаваде построил восьмиэтажную дхармашалу, на первом этаже которой находится современное медицинское учреждение, где паломники могут пройти полное медицинское строятся при многих храмах, главным образом для размещения возросшего числа паломников». [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ [Прогрессивные джайны Индии, Сатиш Кумар Джайн, Шраман Сахитья Санстан, 1975, стр. 57]
- ^ Апте, Ваман С. (1998). Практический санскритско-английский словарь . Издательство Банарсидасс. ,
- ^ Уильямс, Раймонд (2001). Введение в сваминараянский индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 123–136. ISBN 978-0-521-65422-7 . .
- ^ Мичелл, Джордж (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. п. 14. .
- ^ Мукундчарандас, Садху (2005). Сваминараян: Введение . Сваминараян Акшарпит. п. 39. ИСБН 81-7526-259-1 .
- ^ Элгуд, Хизер (1999). Индуизм и религиозные искусства . Нью-Йорк: Касселл. п. 116. ИСБН 0-304-70739-2 .
- ^ Клостермайер, Клаус (2007). Обзор индуизма . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 268–271. ISBN 978-0-7914-7081-7 .
- ^ Мукундчарандас, Садху (2005). Индуистские обряды и ритуалы . Сваминараян Акшарпит. стр. 6–7. ISBN 81-7526-356-3 . .
- ^ Jump up to: а б Мукундчарандас, Садху (2005). Индуистские обряды и ритуалы . Сваминараян Акшарпит. п. 6. ISBN 81-7526-356-3 .
- ^ Уильямс, Раймонд (2001). Введение в сваминараянский индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 124–125. ISBN 978-0-521-65422-7 .
- ^ Мукундчарандас, Садху (2005). Индуистские обряды и ритуалы . Сваминараян Акшарпит. п. 9. ISBN 81-7526-356-3 .
- ^ Уильямс, Раймонд (2001). Введение в сваминараянский индуизм . Издательство Кембриджского университета. п. 132. ИСБН 978-0-521-65422-7 .
- ^ Панчратра, Вайхаяси Самхита (9/82-84.90)
- ^ «Джайнские храмы в Великобритании | Институт джайнологии» . www.jainology.org . Проверено 18 декабря 2017 г.
- ^ Ким, Ханна (2009). «Общественное участие и личные желания: храмы Бапса Сваминараяна и их вклад в дискурсы о религии». Международный журнал индуистских исследований . 13 (3): 367. doi : 10.1007/s11407-010-9081-4 . S2CID 4980801 .
- ^ Jump up to: а б Ким, Ханна (2009). «Общественное участие и личные желания: храмы Бапса Сваминараяна и их вклад в дискурсы о религии». Международный журнал индуистских исследований . 13 (3): 370. doi : 10.1007/s11407-010-9081-4 . S2CID 4980801 .
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Раймонд (2001). Введение в сваминараянский индуизм . Издательство Кембриджского университета. п. 133. ИСБН 978-0-521-65422-7 .