Jump to content

Еврейский атеизм

(Перенаправлено с «Еврей-атеист» )

Еврейский атеизм [1] относится к атеизму людей, которые являются этническими и (по крайней мере, в некоторой степени) культурными евреями .

Вопреки распространенному мнению, термин «еврейский атеизм» не является противоречием. [2] ведь еврейская идентичность включает в себя не только религиозные компоненты, но и этнические и культурные. еврейского закона Акцент на происхождении по линии матери означает, что даже религиозно консервативные ортодоксальные еврейские власти признают атеиста, рожденного от еврейской матери, полностью евреем . [3]

Еврейский секуляризм , который описывает евреев, которые явно не отвергают существование Бога, но также не верят, что это важная часть их еврейства, имеет давнюю традицию в Соединенных Штатах. [4] Исследование, проведенное в 2013 году Исследовательским центром Pew, называющих себя показало, что 62% американских евреев, евреями, считают, что быть евреем — это в основном вопрос происхождения и культуры, и только 15% говорят, что это в основном вопрос религии. Даже среди евреев по вероисповеданию 55% считают, что быть евреем — это в основном вопрос происхождения и культуры, а 66% говорят, что для того, чтобы быть евреем, необязательно верить в Бога. [5]

Организованная еврейская жизнь

[ редактировать ]

Был феномен атеистических и светских еврейских организаций, в основном в прошлом веке, от еврейского социалистического Бунда в Польше начала двадцатого века до современного Конгресса светских еврейских организаций и Общества гуманистического иудаизма в Соединенных Штатах.

Многие еврейские атеисты чувствуют себя комфортно в рамках любой из трех основных неортодоксальных еврейских конфессий ( реформистской , консервативной и реконструктивистской ). Это представляет собой меньшее противоречие, чем может показаться на первый взгляд, учитывая, что в иудаизме упор делается на практику, а не на веру, причем даже основные руководства по иудаизму предполагают, что вера в Бога не является необходимой предпосылкой для соблюдения еврейских обрядов. [6] Однако ортодоксальный иудаизм рассматривает принятие «ига Небес» (суверенитета Бога Израиля в мире и божественного происхождения Торы ) как фундаментальное обязательство для евреев, а реформистское движение отвергает попытки присоединения к атеистические храмы, несмотря на то, что многие евреи-реформисты являются атеистами/агностиками. [7] Тем не менее, отмечено присутствие атеистов во многих конфессиях современного иудаизма от светского гуманистического иудаизма до консервативного иудаизма. [8]

Еврейская теология

[ редактировать ]

Реформистский иудаизм девятнадцатого и начала двадцатого веков в США, который стал доминирующей формой иудаизма там к 1880-м годам, глубоко сформировался под влиянием его взаимодействия с известными скептиками и атеистами, такими как Роберт Ингерсолл и Феликс Адлер . К ним относятся сочинения таких раввинов, как Исаак Майер Уайз , Кауфман Колер , Эмиль Г. Хирш , Йозеф Краускопф , Аарон Хан и Дж. Леонард Леви , в результате чего можно было наблюдать отчетливо панентеистический характер реформистского еврейского богословия США, что многие рассматривались бы как атеистические или поддерживающие атеистические тенденции. [9]

Либеральная еврейская теология выдвигает мало метафизических требований и, таким образом, совместима с атеизмом на онтологическом уровне. Основатель реконструктивистского иудаизма Мордехай Каплан придерживался натуралистического определения Бога , в то время как некоторые теологии после Холокоста также избегали личного бога . [10] [11] Еврейский философ Говард Ветштейн выдвинул неметафизический подход к религиозным обязательствам, согласно которому метафизический теизм-атеизм не является проблемой. [12] Гарольд Шульвейс , консервативный раввин, воспитанный в реконструктивистской традиции, утверждает, что еврейское богословие должно перейти от сосредоточения внимания на Боге к акценту на «благочестии». Эта «теология предикатов», продолжая использовать теистический язык, снова делает мало метафизических утверждений, которые неверующие сочли бы предосудительными. [13] [14]

Светская еврейская культура

[ редактировать ]

Многие еврейские атеисты отвергли бы даже этот уровень ритуальной и символической идентификации, вместо этого приняв радикальный секуляризм и полностью основывая свое еврейство на этнической принадлежности и светской еврейской культуре . Возможности светского еврейства включают идентификацию с еврейской историей и народностью , погружение в еврейскую литературу (включая таких нерелигиозных еврейских авторов, как Филип Рот и Амос Оз ), потребление еврейской еды , использование еврейского юмора и привязанность к еврейскому еврейству. такие языки, как идиш , иврит или ладино . Высокий процент израильских евреев считают себя светскими, отвергая некоторые религиозные обряды (см. Религия в Израиле ). В то время как некоторые неверующие еврейского происхождения не считают себя евреями, предпочитая называть себя исключительно атеистами, другие полагают, что иудаизм, возможно, является культурой и традицией, которую можно принять без религиозной веры, несмотря на то, что еврейская культура вращается вокруг авраамических представлений о Боге . [15]

Многие еврейские атеисты продолжают соблюдать еврейские традиции, праздники и обычаи, но рассматривают их скорее как культурное наследие, а не как религиозные обязательства. Например, празднование Хануки или Песаха можно рассматривать как важный семейный и культурный ритуал, а не религиозное действие. [16] [17] В документальном сериале » « Еврейское счастье , наряду с рассмотрением других аспектов, тема «Кто такой еврей?» широко обсуждается. В одном из эпизодов семья атеистов глубоко придерживается определенных еврейских религиозных традиций, таких как Шаббат , который, как утверждает один из героев документального фильма, пришел к нам как традиция из древних времен, но очень хорошо вписывается в современную реальность. В частности, это открывает возможность просто провести целый день в общении со своими детьми, избавившись от повсеместных современных проблем вроде фаббинга , FOMO и других. [18]

Некоторые еврейские атеисты активно участвуют в светских и гуманистических движениях, которые выступают за отделение церкви от государства, права человека и научное мировоззрение. [19] [20]

Известные люди

[ редактировать ]

Есть много известных евреев, которые были атеистами или агностиками, в том числе Альберт Эйнштейн , Карл Маркс и Зигмунд Фрейд . Их взгляды на религию часто влияли на их работы и философские позиции, а также оказали огромное влияние на последующих учёных и философов. [21] [22] [23] Исторически многие известные евреи отвергали веру в божеств. Некоторые отрицают существование традиционного божества, продолжая при этом использовать религиозный язык. Карл Маркс родился в этнически еврейской семье, но вырос в лютеране и является одним из самых известных и влиятельных мыслителей-атеистов современной истории; он разработал диалектический и исторический материализм , ставший основой его критики капитализма и его теории научного социализма . Маркс оказал большое влияние на других выдающихся еврейских интеллектуалов, включая Моисея Гесса . В одном из своих наиболее цитируемых комментариев о религии он заявил: «Религия — это вздох угнетенного существа, сердце бездушного мира и душа бездушных условий. Это опиум народа ». [24]

Противоречивый симбиоз между религиозностью и атеизмом среди атеистов в еврейском контексте имеет качества двойственности и широко обсуждался в «Кембриджском справочнике по атеизму» в качестве первоисточника, а также то, как еврейские мыслители справляются с этой динамикой. Эта тонкая связь также очевидна у других выдающихся еврейских атеистов, сохранивших свою культурную самобытность. В тексте обсуждается, как концепция религии, разработанная в иудео-христианском контексте, может быть неверной, если применяться вне этого контекста. Однако тщательное применение этих концепций может пролить свет на уникальные взгляды евреев-атеистов, которые до сих пор ценят свое культурное наследие. [25] [26] Зигмунд Фрейд написал «Будущее иллюзии» , в котором он одновременно избегал религиозных убеждений и обрисовал их истоки и перспективы. В то же время он призвал своего еврейского коллегу воспитывать сына в рамках еврейской религии, аргументируя это тем, что «если вы не дадите своему сыну вырасти евреем, вы лишите его тех источников энергии, которые невозможно заменить ничем другим». ." [27] О его взглядах на религию и еврейскую идентичность неоднократно писали и другие исследователи. [28] [29]

Некоторые другие известные евреи всем сердцем приняли атеизм, полностью отвергая религиозность. Анархистка Эмма Гольдман родилась в ортодоксальной еврейской семье и отвергла веру в Бога. [30] в то время как премьер-министр Израиля Голда Меир , когда ее спросили, верит ли она в Бога, ответила: «Я верю в еврейский народ, а еврейский народ верит в Бога». [31] О Давиде Бен-Гурионе , основателе Израиля , известном своим атеизмом, часто говорили: «Хотя он и не верил в Бога, кажется, Бог верил в него». [32] В мире развлечений Вуди Аллен сделал карьеру на напряжении между своим еврейством и религиозными сомнениями («Бога не только нет, но попробуйте на выходных нанять сантехника»). [33] Дэвид Сильверман , президент организации «Американские атеисты» с 2010 по 2018 год, после бар-мицвы поклялся, что никогда больше не будет лгать о том, что он не атеист. [34] Американский еврейский писатель Филип Рот был откровенным атеистом и называл себя антирелигиозным . Айн Рэнд , родившаяся в России американская философ еврейского происхождения, была убежденной атеисткой и считала атеизм неотъемлемой частью своей философии объективизма . Ее атеистические идеи существенно повлияли на либертарианство и современную культуру. Однако в интервью Майку Уоллесу в 1959 году Айн Рэнд не смогла дать удовлетворительного ответа на вопросы об «обществе, в котором действует принцип «дьявол забирает всех и собак съест собаку»» и о государственном социальном обеспечении (например, пенсии, пособия и т. д.), что эффективно демонстрирует, что социалистическая теория смягчила капитализм за счет предстоящих реформ и социальных изменений, сделав его более совершенным. [35]

Исследования

[ редактировать ]

Еврейский атеизм имеет долгую историю, письменные источники которой восходят к 17 веку. Голландский философ Барух Спиноза считается еврейским вестником светской эпохи. [36] [37] Пьер Бейль в своем «Историко-критическом словаре » назвал Спинозу «величайшим атеистом». Особенно усердствовали в обвинении Спинозы в атеизме еврейские мыслители XIX века (критикуя его труд «Этика »), [38] [39] [40] [41] особенно в плане его отрицания « откровения », но это не был атеизм в современном понимании.

В 19 и 20 веках многие евреи придерживались светских и социалистических идеалов. В частности, в Советском Союзе и других странах Восточной Европы многие евреи стали атеистами под влиянием коммунистической идеологии. [42] [43] [44]

Подтверждая разнообразную историю еврейского атеизма, отражающую широкий спектр взглядов и подходов к вопросам веры и идентичности, в статье Владимира Минкова на портале Times of Israel говорится о том, что значительная часть современных евреев США идентифицируют себя как атеисты или агностики. Это явление обусловлено различными факторами, в том числе отсутствием глубокого понимания еврейских религиозных учений и желанием обрести еврейскую идентичность вне традиционных религиозных рамок. [45] Кроме того, интервью с евреями-атеистами, опубликованные в «Табеле», подчеркивают, что многие из них продолжают соблюдать еврейские традиции и участвовать в культурной деятельности, несмотря на отказ от своих религиозных убеждений. Это демонстрирует двойственность, когда культурно-этническая идентичность и определенная религиозность сохраняются даже при отсутствии веры в Бога. [46] дискуссий по теме веры и идентичности в еврейском контексте. что атеизм среди евреев не только широко распространен, но и многогранен, предоставляя богатый материал для исследований и Эти примеры показывают , несмотря на отсутствие веры в Бога, что делает атеизм среди евреев интересным предметом для междисциплинарных исследований. [47]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ де Ланге, Николас Роберт Майкл (2000). Введение в иудаизм . //Несмотря на название книги, со стр. 79 она достаточно подробно рассматривает тему статьи о еврейском атеизме. (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 79 –. ISBN  0521466245 .
  2. ^ Мадорский, Лев (April 23, 2022). "Евреи-атеисты(Jewish-atheists)" (in Russian) . Retrieved June 23, 2024 .
  3. ^ «Что делает еврея «евреем»?» . Хабад.орг . Проверено 22 декабря 2018 г.
  4. ^ Не на небесах: Традиция еврейской светской мысли . Дэвид Биале . Издательство Принстонского университета, 2015, с. xii.
  5. ^ «Портрет американских евреев» . Исследовательский центр Пью . 1 октября 2013 г.
  6. ^ Септимус, Дэниел (10 января 2003 г.). «Должен ли еврей верить в Бога?» . MyJewishLearning.com . Проверено 22 декабря 2018 г.
  7. ^ «Евреи-реформисты отвергают храм без Бога» . Нью-Йорк Таймс . 13 июня 1994 года . Проверено 22 декабря 2018 г.
  8. ^ Берлинерблау, Жак (6 ноября 2007 г.). «Во славу еврейского атеизма» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 года . Проверено 22 декабря 2018 г. {{cite news}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  9. ^ Лэнгтон, Дэниел Р. «Дискурсы сомнения: место атеизма, скептицизма и неверности в реформистской еврейской мысли Северной Америки девятнадцатого века» в Annual Jewish Union College Annual (2018), Vol.88. стр. 203-253.
  10. ^ Каплан, Мордехай (1937). Значение Бога в современной еврейской религии . Нью-Йорк: Еврейский книжный дом Бермана.
  11. ^ Рубинштейн, Ричард (1966). После Освенцима: радикальная теология и современный иудаизм . Индианаполис: Боббс-Меррилл. п. 87 . Проверено 22 декабря 2018 г.
  12. ^ Веттштейн, Ховард (2012). Значение религиозного опыта . Издательство Оксфордского университета. стр. 27, 212–213. ISBN  9780199841363 .
  13. ^ Шульвейс, Гарольд М. (1984). Зло и мораль Бога . Цинциннати: Издательство Еврейского союзного колледжа. п. 87. ИСБН  9780878201563 .
  14. ^ Шулвейс, Гарольд М. (1995). Для тех, кто не может поверить: преодоление препятствий на пути к вере . Многолетник Харпер. п. 133 . ISBN  9780060926519 .
  15. ^ Здесь приведен пример атеиста, отвергающего еврейскую идентификацию: Фен, Дженнифер; Орлофф, Элвин (январь 2005 г.). «Хипстерский антисемитизм» . Zeek.com . Проверено 22 декабря 2018 г.
  16. ^ Малкин, Яаков (2014). Иудаизм без Бога? Иудаизм как культура и Библия как литература . В этой книге обсуждается концепция культурного иудаизма, которая отделена от религиозных верований.
  17. ^ Абидор, Митчелл. «Культурные евреи: светский иудаизм в Америке» . (ссылка недействительна) Описывает феномен светского иудаизма в США. Архивировано из оригинала 6 мая 2024 года . Проверено 24 июня 2024 г.
  18. ^ «Еврейское счастье (телепередача)» , Arc.Ask3.Ru (на русском языке), 12 января 2024 г. , получено 23 июня 2024 г.
  19. ^ Докинз, Ричард (2006). Бог-обман . Упоминает ряд известных еврейских атеистов и их вклад в светское движение.
  20. ^ «Еврейский секуляризм: историческая перспектива» . (ссылка недействительна) Описана роль евреев-атеистов в различных светских и гуманистических движениях . Проверено 24 июня 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  21. ^ Сторр, Энтони (1989). Фрейд: Очень краткое введение . Очень короткие вступления. Издательство Оксфордского университета.
  22. ^ Хоффманн, Банеш (1972). Альберт Эйнштейн: творец и бунтарь .
  23. ^ Шварц, Стивен (1997). Вера Альберта Эйнштейна .
  24. ^ Маркс, Карл (1844). К критике философии права Гегеля. Введение (на немецком языке).
  25. ^ Шервин, Барух (2006). Еврейская религиозная и философская этика. В «Кембриджском справочнике по атеизму» . Издательство Кембриджского университета.
  26. ^ Кон-Шербок, Дэн (1994). Атеизм и агностицизм в иудаизме. В иудаизме: история, вера и практика . Рутледж.
  27. ^ Ариэль, Дэвид С. (1995). Во что верят евреи? . Нью-Йорк: Шокированные книги. п. 248. ИСБН  9780805210590 .
  28. ^ Гей, Питер (1988). Фрейд: Жизнь для нашего времени . В этой биографии описываются взгляды Фрейда на религию и еврейскую идентичность. Нью-Йорк: WW Norton & Company.
  29. ^ Йерушалми, Йосеф Хаим (1991). Моисей Фрейда: иудаизм бесконечен и бесконечен . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  30. ^ Хитченс, Кристофер , изд. (2007). «Философия атеизма». Портативный атеист . Филадельфия: Да Капо Пресс. стр. 129–133. ISBN  9780306816086 .
  31. ^ Розен, Джонатан (14 декабря 2003 г.). «Так было ли это странно с точки зрения Бога?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 декабря 2018 г. Похоже, он разделяет мнение Голды Меир: «Я верю в еврейский народ, а еврейский народ верит в Бога».
  32. ^ Перес, Шимон; Ландау, Дэвид (2011). Бен-Гурион: политическая жизнь .
  33. ^ «Цитаты Вуди Аллена» . Проверено 22 декабря 2018 г.
  34. ^ Свободомыслие, Аризона (12 декабря 2013 г.). «Дэйв Сильверман: «Я атеист (и ты тоже); Почему я изменил свое мнение о еврейском атеизме » . Ютуб . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 22 декабря 2018 г.
  35. ^ «Айн Рэнд - Майк Уоллес - Полное интервью 1959 года» . 15 декабря 2012 года . Проверено 9 июля 2024 г.
  36. ^ Надлер, Стивен (2011). Книга, выкованная в аду: скандальный трактат Спинозы и рождение светской эпохи . Издательство Принстонского университета. стр. 166—168.
  37. ^ Пивоваров, Д.В. (2012). "Спиноза: философия религии" . cyberleninka.ru (in Russian). Вестник экономики, управления и права, no. 1 (18). pp. 65-75 (2012) . Retrieved July 9, 2024 .
  38. ^ Грец, Генрих (1853). История ( евреев на немецком языке). 11 томов. Еврейское издательское общество Америки.
  39. ^ Хирш Вайс, Исаак (1871). Дор Дор ве-Доршав [ Каждое поколение и его учёные ] (на иврите). 8 томов.
  40. ^ Белл, Дэвид Р. (1984). Спиноза в Германии с 1670 года до эпохи Гете . Издательство Чикагского университета.
  41. ^ Харви, Уоррен Зев (2000). Расцвет современной еврейской мысли . Издательство Университета Брандейса.
  42. ^ Еврейская атеистическая община в Советской России / YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . В этой энциклопедии представлен обзор истории еврейского атеизма в Советском Союзе. ISBN  9780300119039 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  43. ^ «Еврейский атеизм в СССР» . (ссылка недействительна?) Описываются условия, при которых многие евреи стали атеистами в СССР. {{cite web}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  44. ^ Познер, Менахем (19 августа 2019 г.). «Лейбель Мочкин, 95 лет, смелый хасидский активист в СССР и за его пределами» . Проверено 24 июня 2024 г.
  45. ^ Миньков Владимир (26 июня 2014 г.). «Около половины евреев атеисты – почему это так и почему они евреи» . Блоги The Times of Israel .
  46. ^ Погребин, Эбигейл (16 марта 2023 г.). «Ритуал, даже будучи атеистом, имеет огромную силу» . tablemag.com .
  47. ^ Харрис, Рэйчел С. (2024). Журнал еврейской идентичности . Том. 17. Издательство Университета Джонса Хопкинса.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 524ff0a8ef1ec20d04a973d8bbcf0b10__1721372760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/10/524ff0a8ef1ec20d04a973d8bbcf0b10.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish atheism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)