Jump to content

Шарль-Валентен Алкан

(Перенаправлено от Чарльза Валентина Алкана )

Шарль-Валентен Алкан, ок. 1835. Портрет Эдуара Дюбюфе .

Шарль-Валентен Алкан [n 1] [n 2] ( Французский: [ʃaʁl valɑ̃tɛ̃ alkɑ̃] ; 30 ноября 1813 — 29 марта 1888) — французский композитор и пианист-виртуоз. На пике своей славы в 1830-х и 1840-х годах он вместе со своими друзьями и коллегами Фредериком Шопеном и Ференцем Листом входил в число ведущих пианистов Парижа, города, в котором он провел практически всю свою жизнь.

Алкан получил множество наград в Парижской консерватории , куда он поступил еще до шести лет. Его карьера в салонах и концертных залах Парижа была отмечена его периодическим длительным отказом от публичных выступлений по личным причинам. Хотя у него был широкий круг друзей и знакомых в парижском художественном мире, включая Эжена Делакруа и Жорж Санд , с 1848 года он начал вести затворнический образ жизни, продолжая при этом писать свои композиции, практически все из которых написаны для клавишных. В этот период он опубликовал, среди других работ, свои сборники крупномасштабных этюдов во всех мажорных тональностях (соч. 35) и во всех минорных тональностях (соч. 39). Последний включает его Симфонию для фортепиано соло (соч. 39, № 4–7) и Концерт для фортепиано соло (соч. 39, № 8–10), которые часто считаются одними из его шедевров и имеют большое музыкальное и техническое значение. сложность. Алкан вышел из добровольного выхода на пенсию в 1870-х годах, чтобы дать серию сольных концертов, на которых присутствовало новое поколение французских музыкантов.

Привязанность Алкана к своему еврейскому происхождению проявляется как в его жизни, так и в работе. Он был первым композитором, включившим еврейские мелодии в художественную музыку . Свободно владея ивритом и греческим языком , он посвятил много времени совершенно новому переводу Библии на французский язык. Это произведение, как и многие его музыкальные произведения, сейчас утеряно. Алкан никогда не был женат, но его предполагаемый сын Эли-Мириам Делаборд , как и Алкан, был виртуозным исполнителем как на фортепиано, так и на педальном фортепиано , а также редактировал ряд произведений старшего композитора.

После его смерти (которая, согласно стойкой, но необоснованной легенде, была вызвана падением книжного шкафа), музыка Алкана оказалась в забвении, ее поддерживали лишь несколько музыкантов, включая Ферруччо Бузони , Эгона Петри и Кайхосру Сорабджи . С конца 1960-х годов под руководством Раймонда Левенталя и Рональда Смита многие пианисты записали его музыку и вернули ее в репертуар.

Отец Алкана, Алкан Морханж.

Алкан родился Шарлем-Валентином Морханжем 30 ноября 1813 года на улице Рю де Брак, 1 в Париже в семье Алкана Морханжа (1780–1855) и Жюли Морханж, урожденной Абрахама. [9] Алкан Морханге происходил из давно существовавшей еврейской ашкеназской общины в районе Меца ; [10] деревня Моранж расположена примерно в 30 милях (48 км) от города Мец. Шарль-Валентен был вторым из шести детей – старшей сестры и четырех младших братьев; в его свидетельстве о рождении указано, что он был назван в честь соседа, который был свидетелем рождения. [11]

Алкан Морханж поддерживал семью как музыкант, а затем как владелец частной музыкальной школы в Марэ , в еврейском квартале Парижа. [12] В раннем возрасте Шарль-Валентен и его братья и сестры приняли имя своего отца как свою фамилию (и были известны под этим во время учебы в Парижской консерватории и последующей карьеры). [n 3] Его брат Наполеон (1826–1906) стал профессором сольфеджио в консерватории, его брат Максим (1818–1897) сделал карьеру, сочиняя легкую музыку для парижских театров, а его сестра Селеста (1812–1897) была певицей. [14] Его брат Эрнест (1816–1876) был профессиональным флейтистом . [15] а младший брат Гюстав (1827–1882) должен был опубликовать различные танцы для фортепиано. [16]

Вундеркинд (1819–1831)

[ редактировать ]
Отчет о прослушивании Алкана по теории музыки в Парижской консерватории в 1819 году . ( Национальный архив , Париж)
Отчет о прослушивании клавишника Алкана в Парижской консерватории в 1820 году. (Национальный архив, Париж)

Алкан был вундеркиндом . [17] Он поступил в Парижскую консерваторию в необычайно раннем возрасте и изучал игру на фортепиано и органе. Записи его прослушиваний сохранились в Национальном архиве в Париже. На прослушивании сольфеджио 3 июля 1819 года, когда ему было чуть больше 5 лет 7 месяцев, экзаменаторы отметили Алкана (который даже в столь ранние времена упоминается как «Алкан (Валентин)», и чей возраст указан неправильно как шесть лет. полтора) как «имеющий красивый голосок». Профессия Алкана Морханжа указана как «правитель нотной бумаги». На прослушивании Шарля-Валентена на фортепиано 6 октября 1820 года, когда ему было почти семь лет (и где его зовут «Алкан (Моранж) Валентин»), экзаменаторы комментируют: «У этого ребенка удивительные способности». [18]

Алкан стал любимцем своего учителя в консерватории Жозефа Циммермана , который также преподавал Жоржа Бизе , Сезара Франка , Шарля Гуно и Амбруаза Тома . [19] В возрасте семи лет Алкан выиграл первый приз по сольфеджио, а в последующие годы - призы по фортепиано (1824 г.), гармонии (1827 г., будучи учеником Виктора Дурлена ) и органу (1834 г.). [20] В возрасте семи с половиной лет он дал свое первое публичное выступление, выступив в роли скрипача и исполнив арию и вариации Пьера Роде . [21] 1 Алкана Opus , набор вариаций для фортепиано на тему Дэниела Штайбельта , датируется 1828 годом, когда ему было 14 лет. Примерно в это же время он также начал преподавать в школе своего отца. Антуан Мармонтель , один из учеников Шарля-Валентена, который позже стал его лучшим учеником , писал о школе:

Маленькие дети, в основном евреи, получили элементарное музыкальное образование, а также выучили первые зачатки французской грамматики... [Там] я получил несколько уроков от молодого Алкана, который был на четыре года старше меня... Я вижу еще раз... та поистине приходская среда, где формировался талант Валентина Алкана и где расцветала его трудолюбивая юность... Это было похоже на подготовительную школу, юношеский пристрой к консерватории. [22]

Примерно с 1826 года Алкан стал выступать в качестве солиста фортепиано в ведущих парижских салонах , в том числе у принцессы Московской (вдовы маршала Нея ) и герцогини де Монтебелло . Вероятно, с этими местами его познакомил его учитель Циммерман. [23] В то же время Алкан Морханж организовал концерты с участием Шарля-Валентена на общественных площадках Парижа в сотрудничестве с ведущими музыкантами, включая сопрано Джудитту Паста и Генриетту Зонтаг , виолончелиста Огюста Франшома и скрипача Ламбера Массара , с которыми Алкан давал концерты в редкий визит из Франции в Брюссель в 1827 году. [24] В 1829 году, в возрасте 15 лет, Алкан был назначен со-профессором сольфеджио – среди его учеников в этом классе несколько лет спустя был его брат Наполеон. [1] Таким образом, музыкальная карьера Алкана началась задолго до Июльской революции 1830 года, положившей начало периоду, когда «клавишная виртуозность... полностью доминировала в профессиональном музицировании» в столице. [25] привлекая со всей Европы пианистов, которые, как писал Генрих Гейне , вторглись «как саранча, роившаяся, чтобы очистить Париж». [26] Тем не менее Алкан продолжил учебу и в 1831 году поступил на классы органа Франсуа Бенуа , у которого он, возможно, научился ценить музыку Иоганна Себастьяна Баха , одним из немногих французских защитников которого тогда был Бенуа. [27]

Ранняя слава (1831–1837).

[ редактировать ]
Жорж Санд

В первые годы Июльской монархии Алкан продолжал преподавать и играть на публичных концертах и ​​в видных социальных кругах. Он стал другом многих, кто активно участвовал в мире искусства в Париже, в том числе Ференца Листа (который жил там с 1827 года), Жорж Санд и Виктора Гюго . Неизвестно, когда именно он впервые встретил Фредерика Шопена , приехавшего в Париж в сентябре 1831 года. [28] В 1832 году Алкан исполнил сольную партию в своем первом камерном концерте для фортепиано и струнных в Консерватории. В том же году, в возрасте 19 лет, он был избран во влиятельное Société Académique des Enfants d'Apollon (Общество Детей Аполлона ) , членами которого были Луиджи Керубини , Фроменталь Галеви , дирижер Франсуа Хабенек и Лист, который был избран в 1824 году в возрасте двенадцати лет. Между 1833 и 1836 годами Алкан участвовал во многих концертах Общества. [29] [30] Алкан дважды безуспешно боролся за Римскую премию : в 1832 году и снова в 1834 году; кантаты и написанные им для конкурса «Герман и Кетти» « L'Entrée en loge » остались неопубликованными и неисполненными. [31]

Сантьяго Масарнау

В 1834 году Алкан начал дружбу с испанским музыкантом Сантьяго Масарнау , результатом которой стала обширная и часто интимная переписка. [32] [n 4] Как и практически вся корреспонденция Алкана, этот диалог теперь носит односторонний характер; все его документы (включая его рукописи и его обширную библиотеку) были либо уничтожены самим Алканом, как явствует из его завещания, [33] или потерялся после его смерти. [34] Позже, в 1834 году, Алкан посетил Англию, где дал сольные концерты и где второй Concerto da camera исполнил в Бате его посвященный Генри Иббот Филд ; [35] он был опубликован в Лондоне вместе с некоторыми сольными фортепианными пьесами. Письмо Масарнау [36] и заметка во французском журнале о том, что Алкан играл в Лондоне с Мошелесом и Крамером , [35] указывают на то, что он вернулся в Англию в 1835 году. Позже в том же году Алкан, найдя место уединения в Пископе недалеко от Парижа, завершил свои первые по-настоящему оригинальные произведения для фортепиано соло, « Двенадцать каприсов» , опубликованные в 1837 году под названием Opp. 12, 13, 15 и 16. [37] Оп. 16, « Три скерци храбрости» , посвящен Масарнау. В январе 1836 года Лист рекомендовал Алкана на должность профессора Женевской консерватории , от которой Алкан отказался. [38] а в 1837 году он написал восторженную рецензию на сочинение Алкана. 15 каприсов в музыкальном журнале Revue et Gazette . [39]

На площади Орлеана (1837–1848 гг.)

[ редактировать ]
Площадь Орлеана

С 1837 года Алкан жил на площади Орлеана в Париже, где жили многочисленные знаменитости того времени, в том числе Мария Тальони , Александр Дюма , Жорж Санд и Шопен. [40] Шопен и Алкан были личными друзьями и часто обсуждали музыкальные темы, в том числе работу по теории музыки, которую Шопен предлагал написать. [41] К 1838 году, в возрасте 25 лет, Алкан достиг пика своей карьеры. [42] Он часто давал сольные концерты, начали публиковаться его более зрелые произведения, он часто выступал на концертах с Листом и Шопеном. 23 апреля 1837 года Алкан принял участие в прощальном концерте Листа в Париже вместе с 14-летним Сезаром Франком и виртуозом Иоганном Петером Пиксисом . [43] 3 марта 1838 года на концерте у пианиста Папе Алкан играл с Шопеном, Циммерманом и учеником Шопена Адольфом Гутманом в исполнении ныне утерянной транскрипции Алкана двух частей Бетховена . Седьмой симфонии для двух фортепиано восемь рук. [44]

В этот момент, на период, который совпал с рождением и детством его внебрачного сына Эли -Мириам Делаборд (1839–1913), Алкан на шесть лет ушел в частное обучение и композицию, вернувшись на концертную площадку только в 1844 году. [45] [n 5] Алкан не утверждал и не отрицал своего отцовства Делаборда, что, однако, предполагали его современники. [47] Мармонтель загадочно написал в биографии Делаборда, что «[его] рождение - это страница из романа из жизни великого художника». [48] Алкан дал ранние уроки игры на фортепиано Делаборду, который должен был последовать примеру своего настоящего отца и стать виртуозом клавишных инструментов. [49]

Возвращение Алкана на концертную площадку в 1844 году было с энтузиазмом встречено критиками, которые отметили «замечательное совершенство» его техники и хвалили его как «образец науки и вдохновения», «сенсацию» и «взрыв». [50] Они также прокомментировали присутствовавших знаменитостей, включая Листа, Шопена, Санда и Дюма. В том же году он опубликовал свой фортепианный этюд «Le chemin defer» , который критики, вслед за Рональдом Смитом, считают первым музыкальным изображением парового двигателя. [51] Между 1844 и 1848 годами Алкан выпустил серию виртуозных пьес: «25 прелюдий соч. 31 для фортепиано или органа и соната соч. 33 Четыре возраста . [52] После сольного концерта Алкана в 1848 году композитор Джакомо Мейербер был настолько впечатлен, что пригласил пианиста, которого он считал «самым замечательным артистом», подготовить фортепианную аранжировку увертюры к его предстоящей опере «Пророк» . Мейербер услышал и одобрил аранжировку Алкана увертюры в четыре руки (которую Алкан сыграл со своим братом Наполеоном) в 1849 году; опубликованная в 1850 году, это единственная запись увертюры, которая была списана во время репетиций в Опере . [53]

Отступление (1848–1872)

[ редактировать ]
Одна из двух известных фотографий Алкана; см. § Личность для другого

В 1848 году Алкан был горько разочарован, когда руководитель консерватории Даниэль Обер заменил уходящего на пенсию Циммермана посредственным Антуаном Мармонтелем на посту руководителя фортепианного отделения консерватории - должность, которую Алкан с нетерпением ожидал и которую он активно лоббировал в Консерватории. поддержка Занда, Дюма и многих других ведущих деятелей. [54] Раздосадованный Алкан в письме к Санд назвал это назначение «самым невероятным и самым позорным назначением»; [55] и Делакруа отметил в своем дневнике: «Своей конфронтацией с Обером [Алкан] был очень расстроен и, несомненно, будет таковым и дальше». [56] Расстройство, вызванное этим инцидентом, может объяснить нежелание Алкана выступать на публике в последующий период. На его уход также повлияла смерть Шопена; в 1850 году он написал Масарнау: «Я потерял силы, чтобы принести какую-либо экономическую или политическую пользу», и оплакивал «смерть бедного Шопена - еще один удар, который я глубоко почувствовал». [57] Шопен на смертном одре в 1849 году выразил свое уважение к Алкану, завещав ему свою незаконченную работу по фортепианной методике, намереваясь завершить ее. [41] а после смерти Шопена ряд его учеников перешли в Алкан. [58] Дав два концерта в 1853 году, Алкан, несмотря на свою известность и технические достижения, ушел в виртуальное уединение примерно на двадцать лет. [59]

Об этом периоде жизни Алкана мало что известно, кроме того, что помимо сочинения он был погружен в изучение Библии и Талмуда . На протяжении всего этого периода Алкан продолжал переписку с Фердинандом Хиллером . [60] которого он, вероятно, встретил в Париже в 1830-х годах, [61] и с Масарнау, из которого можно почерпнуть некоторые идеи. Похоже, что Алкан завершил полный перевод на французский, ныне утерянный, как Ветхого Завета , так и Нового Завета , с языков оригинала. [62] В 1865 году он писал Хиллеру: «Переведя большую часть апокрифов , я перехожу ко второму Евангелию , которое перевожу с сирийского ... Приступая к переводу Нового Завета, меня внезапно поразило единственная идея – что нужно быть евреем, чтобы иметь возможность это сделать». [63]

Несмотря на его изоляцию от общества, в этот период были написаны и опубликованы многие основные фортепианные произведения Алкана, в том числе Douze études dans tous les тонны шахтеров , соч. 39 (1857), Сонатина , соч. 61 (1861), 49 эскиссов , соч. 63 (1861), пять сборников песнопений (1857–1872), а также Концертная соната для виолончели и фортепиано, соч. 47 (1856 г.). Это не осталось незамеченным; Ганс фон Бюлов , например, дал хвалебную рецензию на соч. 35 этюдов в Neue Berliner Musikzeitung в 1857 году, году, когда они были опубликованы в Берлине, с комментарием, что «Алкан, несомненно, является самым выдающимся представителем современной фортепианной школы в Париже. Нежелание виртуоза путешествовать и его твердая репутация как Учитель, объясните, почему в настоящее время его работе в Германии уделяется так мало внимания». [64]

С начала 1850-х годов Алкан начал серьезно обращать свое внимание на педальное фортепиано (pédalier). В 1852 году Алкан дал свои первые публичные выступления на педалере, получившие признание критиков. [65] С 1859 года он начал публиковать пьесы, обозначенные как «для органа или фортепиано на педали». [66]

Новое появление (1873–1888)

[ редактировать ]
Педаль рояля Érard Алкана сейчас находится в Музее музыки в Париже.

Непонятно, почему в 1873 году Алкан решил выйти из добровольной безвестности и дать серию из шести концертов Пти в фортепианных салонах Эрара . Возможно, это было связано с развивающейся карьерой Делаборда, который, вернувшись в Париж в 1867 году, вскоре стал постоянным участником концертов, включая в свои сольные концерты многие произведения своего отца, и который в конце 1872 года получил ускользнувшее назначение. Сам Алкан, профессор консерватории. [67] Успех концертов Petits привел к тому, что они стали ежегодными (с периодическими перерывами, вызванными состоянием здоровья Алкана) до 1880 года или, возможно, позже. [68] На Petits Concerts звучала музыка не только Алкана, но и его любимых композиторов, начиная с Баха, исполнявшаяся как на фортепиано, так и на педали, а иногда и с участием другого инструменталиста или певца. В этих концертах ему помогали его братья и сестры, а также другие музыканты, в том числе Делаборд, Камиль Сен-Санс и Огюст Франшом. [69]

Среди тех, кто столкнулся с Алканом на этом этапе, был молодой Винсент д'Инди , который вспоминал «тонкие, крючковатые пальцы» Алкана, играющие Баха на педальном фортепиано Эрарда: «Я слушал, прикованный к месту выразительной, кристально чистой игрой». Позже Алкан сыграл сочинение Бетховена . 110 сонат , о которых д'Инди сказал: «Что случилось с великой поэмой Бетховена... Я не могу начать описывать – прежде всего в Ариозо и Фуге, где мелодия, проникая в тайну самой Смерти, поднимается вверх до яркого света, воздействовало на меня с таким избытком энтузиазма, какого я никогда с тех пор не испытывал. Это был не Лист — возможно, менее совершенный с технической точки зрения, — но он был более интимным и более человечным   ...» [70]

Биограф Шопена Фредерик Никс Алкана категорически отказал ему в доступе искал у Алкана его воспоминания в 1880 году, но консьерж : «На мой… запрос, когда его можно было найти дома, ответом было… решительное «Никогда». ." Однако несколько дней спустя он нашел Алкана у Эрара, и Никс пишет об их встрече, что «он принял меня не просто вежливо, но и очень дружелюбно». [71]

Могила Шарля-Валентина Алкана, кладбище Монмартр , Париж

Согласно свидетельству о смерти, Алкан умер в Париже 29 марта 1888 года в возрасте 74 лет. [72] Алкан был похоронен 1 апреля ( пасхальное воскресенье ) в еврейской части кладбища Монмартр в Париже. [73] недалеко от могилы его современника Фроменталя Галеви ; его сестра Селеста позже была похоронена в той же могиле. [74]

В течение многих лет считалось, что Алкан встретил свою смерть, когда книжный шкаф перевернулся и упал на него, когда он потянулся за томом Талмуда с высокой полки. Эта сказка, которую распространил пианист Исидор Филипп , [75] уволен Хью Макдональдом , который сообщает об обнаружении современного письма одним из его учеников, в котором объясняется, что Алкан был найден распростертым на своей кухне под порте-параплюи (тяжелая вешалка для пальто / зонтов) после того, как его консьерж услышал его стон . Возможно, он потерял сознание, обрушив это на себя, пытаясь найти поддержку. Сообщается, что его отнесли в спальню, и вечером того же дня он умер. [76] История книжного шкафа, возможно, уходит корнями в легенду, рассказанную об Арье Лейбе бен Ашере , раввине Меца , города, из которого произошла семья Алкана. [77]

Личность

[ редактировать ]
Одна из двух известных фотографий Алкана; см . в § Отступление (1848–1872). другие

Алкан был описан Мармонтелем (который ссылается на «прискорбное недоразумение в момент нашей карьеры в 1848 году») следующим образом:

Мы не будем приводить портрет Валентина Алкана сзади, как на некоторых виденных нами фотографиях. Его умная и оригинальная физиономия заслуживает того, чтобы быть снятой в профиль или в лоб. Голова сильная; глубокий лоб — у мыслителя; рот большой и улыбающийся, нос правильной формы; годы поседели бороду и волосы... взгляд прекрасный, немного насмешливый. Его сутулая походка, его пуританское поведение придают ему вид англиканского священника или раввина – для чего у него есть способности. [78]

Алкан не всегда был отстраненным или отчужденным. В письме к другу Шопен описывает посещение театра с Алканом в 1847 году, чтобы увидеть комика Арнала : «[Арнал] рассказывает зрителям, как он отчаянно хотел пописать в поезде, но не смог добраться до туалета раньше, чем они остановился в Орлеане. В том, что он сказал, не было ни одного пошлого слова, но все поняли и разошлись со смеху». [79] Хью Макдональд отмечает, что Алкан «особенно пользовался покровительством русских аристократических дам, «des dames très parfumées et froufroutantes [сильно надушенных и украшенных оборками дам]», как их описал Исидор Филипп». [80]

Отвращение Алкана к общению и публичности, особенно после 1850 года, казалось своевольным. Сообщается, что Лист сказал датскому пианисту Фрицу Хартвигсону , что «Алкан обладал лучшей техникой, которую он когда-либо знал, но предпочитал жизнь отшельника». [81]

Более поздняя переписка Алкана содержит много отчаянных комментариев. В письме примерно 1861 года он писал Хиллеру:

С каждым днем ​​я становлюсь все более человеконенавистническим и женоненавистническим... нечего делать путного, хорошего или полезного... некому себя посвятить. Моя ситуация делает меня ужасно грустным и несчастным. Даже музыкальное производство потеряло для меня свою привлекательность, поскольку я не вижу смысла и цели». [82]

Этот дух аномии, возможно, заставил его в 1860-х годах отклонить просьбы выступать публично или разрешить исполнение своих оркестровых сочинений. [83] Однако не следует игнорировать, что столь же неистовые самоанализы он писал в своих письмах начала 1830-х годов к Масарнау. [84]

Хью Макдональд пишет, что «загадочный характер Алкана отражен в его музыке – он одевался строго, старомодно, несколько церковно – только в черное – отговаривал посетителей и редко выходил на улицу – у него было мало друзей – нервничал на публике и был патологически беспокоился о своем здоровье, хотя оно было хорошим». Рональд Смит пишет, что «характеристики Алкана, несомненно, усугубленные его изоляцией, доведены до грани фанатизма, а в основе творчества Алкана также лежит жестокий навязчивый контроль; его одержимость конкретной идеей может граничить с патологией». [85]

Джек Гиббонс пишет о личности Алкана: «Алкан был умным, живым, юмористическим и сердечным человеком (все характеристики ярко проявляются в его музыке), единственным преступлением которого, кажется, было яркое воображение и чьи случайные эксцентричности (умеренные по сравнению с поведение других «нервных» артистов!) проистекало главным образом из его сверхчувствительной натуры». [86] Макдональд, однако, предполагает, что «Алкан был человеком глубоко консервативных идей, чей образ жизни, манера одежды и вера в традиции исторической музыки отличали его от других музыкантов и мира в целом». [87]

Синагога Назарета в Париже, где Алкан некоторое время занимал должность органиста.

Алкан вырос в религиозной еврейской семье. Его дед Марикс Морханж был печатником Талмуда в Меце и, вероятно, был меламедом (учителем иврита) в еврейской общине в Париже. [88] Широкая репутация Алкана как исследователя Ветхого Завета и религии, а также высокое качество его еврейского почерка. [89] свидетельствуют о его знании религии, а некоторые его привычки указывают на то, что он выполнял по крайней мере некоторые из ее обязанностей, таких как соблюдение законов кашрута . [90] считала Алкана Парижская Консистория , центральная еврейская организация города, авторитетом в области еврейской музыки. В 1845 году он помогал Консистории в оценке музыкальных способностей Самуэля Наумбурга , впоследствии назначенного хазаном (кантором) главной парижской синагоги; [91] а позже он внес хоровые произведения в каждый из сборников синагогальной музыки Наумбурга (1847 и 1856). [92] Алкан был назначен органистом синагоги Назарета в 1851 году, хотя почти сразу же оставил этот пост по «художественным причинам». [93]

Алкана соч. 31 набор прелюдий включает в себя ряд пьес, основанных на еврейской тематике, в том числе некоторые под названием Prière (Молитва) , одному предшествует цитата из Песни Песней , а другой под названием Ancienne mélodie de la synagogue (Мелодия старой синагоги). [94] Считается, что этот сборник является «первым изданием музыкального искусства, специально раскрывающим еврейские темы и идеи». [95] Три композиции синагогальных мелодий Алкана, подготовленные для его бывшей ученицы Зины де Мансуров, являются еще одним примером его интереса к еврейской музыке; Кессус Дрейфус дает подробный анализ этих работ и их происхождения. [96] Среди других работ, свидетельствующих об этом интересе, нет. 7 его соч. 66. 11 Grands preludes et 1 Transcription (1866), озаглавленная «Alla giudesca» и помеченная как «con divozione», пародия на чрезмерную хазаническую практику; [97] и медленная часть сонаты для виолончели соч. ветхозаветного пророка Михея и используются мелодические образы, заимствованные из кантилляции хафтара 47 (1857 г.), которому предшествует цитата из в синагоге. [74]

Опись квартиры Алкана, сделанная после его смерти, указывает на более 75 томов на иврите или связанных с иудаизмом, оставленных его брату Наполеону (а также 36 томов нотной рукописи). [98] Все это потеряно. [99] Завещание по завещанию Консерватории об учреждении премий за сочинение кантат на темы Ветхого Завета. [№ 6] бенефициары отказались от участия в игре на педальном фортепиано и в еврейской благотворительной организации по обучению учеников. [101]

Гектор Берлиоз (фрагмент), 1863 год, автор Пьер Пети.

Бриджит Франсуа-Саппе указывает на частоту, с которой Алкана сравнивали с Берлиозом как его современниками, так и позже. Она упоминает, что Ганс фон Бюлов назвал его «Берлиозом фортепиано», а Шуман, критикуя соч. В «15 романсах » утверждалось, что Алкан просто «подражал Берлиозу на фортепиано». Далее она отмечает, что Ферруччо Бузони повторил сравнение с Берлиозом в черновике (но неопубликованной) монографии, а Кайхосру Сорабджи отметил, что соч. Алкана. 61 Сонатина была похожа на «сонату Бетховена, написанную Берлиозом». [102] Берлиоз был на десять лет старше Алкана, но не посещал консерваторию до 1826 года. Они были знакомы и, возможно, оба находились под влиянием необычных идей и стиля Антона Райхи , который преподавал в консерватории с 1818 по 1836 год, а также звучности. композиторов периода Французской революции. [103] Они оба создали в своей музыке индивидуальные, действительно своеобразные звуковые миры; однако между ними есть существенные различия. Алкан, в отличие от Берлиоза, оставался преданным немецкой музыкальной традиции; его стиль и композиция во многом определялись его пианизмом, тогда как Берлиоз с трудом играл на клавишных и почти ничего не писал для фортепиано соло. Таким образом, произведения Алкана также включают миниатюры и (среди его ранних работ) салонную музыку - жанры, которых Берлиоз избегал. [104]

Привязанность Алкана к музыке своих предшественников проявляется на протяжении всей его карьеры, от его аранжировок для клавишных инструментов Седьмой симфонии Бетховена (1838 г.) и менуэта Моцарта 40- й симфонии (1844 г.) до наборов «Сувениры для концертов консерватории» ( 1844 г.). 1847 и 1861) и комплект «Сувениры де камерной музыки» (1862), включающий транскрипции музыки Моцарта, Бетховена, И.С. Баха, Гайдна , Глюка и других. [105] Алкана В этом контексте следует упомянуть обширную каденцию к 3-му фортепианному концерту Бетховена (1860), включающую цитаты из финала 5-й симфонии Бетховена . [106] Транскрипции Алкана вместе с оригинальной музыкой Баха, Бетховена, Генделя , Мендельсона , Куперена и Рамо часто исполнялись во время серии Petits Concerts, данных Алканом в Эрарде. [107]

Что касается музыки своего времени, Алкан был без энтузиазма или, во всяком случае, отстранен. Он сказал Хиллеру, что « Вагнер — не музыкант, он — болезнь». [108] Хотя он восхищался талантом Берлиоза, его музыка ему не нравилась. [109] На Petits Concerts исполнялись чуть более поздние произведения, чем Мендельсон и Шопен (оба умерли примерно за 25 лет до начала серии концертов), за исключением собственных произведений Алкана и иногда некоторых его любимых произведений, таких как Сен-Санс . [110]

Отрывок из второй части сонаты «Четыре века» , соч. 33, демонстрирующий одну из самых сложных музыкальных текстур Алкана.

«Как... Шопен, - пишет пианист и академик Кеннет Гамильтон , - музыкальное творчество Алкана было сосредоточено почти исключительно на фортепиано». [111] Некоторые из его музыкальных произведений требуют чрезвычайной технической виртуозности, четко отражая его собственные способности, часто требуя большой скорости, огромных прыжков в скорости, длинных отрезков быстрых повторяющихся нот и поддержания широко расположенных контрапунктических линий. [112] Иллюстрация (справа) из Большого соната Смит анализирует как «шесть частей обратимого контрапункта плюс два дополнительных голоса и три удвоения - всего одиннадцать частей». [113] Некоторые типичные музыкальные приемы, такие как внезапный взрывной финальный аккорд после тихого отрывка, были установлены на ранней стадии сочинений Алкана. [114]

Макдональд предполагает, что

в отличие от Вагнера, Алкан не стремился переделать мир посредством оперы; ни, как Берлиоз, ослеплять толпу, ставя оркестровую музыку на службу литературному выражению; и даже не расширять поле гармонической идиомы, как в случае с Шопеном или Листом. Вооруженный своим ключевым инструментом, фортепиано, он постоянно стремился выйти за пределы присущих ему технических ограничений, оставаясь, по-видимому, нечувствительным к ограничениям, которые сдерживали более сдержанных композиторов. [115]

Однако не вся музыка Алкана длинная или технически сложная; например, многие из соч. 31 прелюдия и из набора «Эскизов» , соч. 63. [116]

Более того, по структуре Алкан в своих сочинениях придерживается традиционных музыкальных форм , хотя часто доводил их до крайностей, как это было с фортепианной техникой. Исследование соч. 39, нет. 8 (первая часть Концерта для фортепиано соло ) занимает в исполнении почти полчаса. Описывая это «гигантское» произведение, Рональд Смит отмечает, что оно убедительно по тем же причинам, что и музыка классических мастеров; «основное единство его основных тем и ключевая структура, которая в основном проста и надежна». [117]

« Песнь », соч. 38, нет. 2, озаглавленный Fa , непрерывно повторяет ноту своего названия (всего 414 раз), несмотря на меняющиеся гармонии, которые заставляют его «врезаться... в текстуру с безжалостной точностью лазерного луча ». [118] Смоделировав свои пять наборов песнопений » Мендельсона на основе первой книги «Песни без слов , Алкан позаботился о том, чтобы пьесы в каждом из его наборов следовали точно таким же тональностям и даже настроениям оригинала. [119] Алкан был строг в своем энгармоническом написании, иногда модулируясь клавишами, содержащими двойные диезы или двойные бемоли , поэтому пианистам иногда приходится мириться с необычными тональностями, такими как ми мажор, энгармонический эквивалент фа мажор , а иногда и тройные. -острый. [n 7]

Работает

[ редактировать ]

Ранние работы

[ редактировать ]
Из этюда 1838 года для левой руки .

По словам Смита, самые ранние работы Алкана указывают на то, что в раннем подростковом возрасте он «был выдающимся музыкантом, но пока ... скорее трудолюбивым, чем ... творческим». [121] Только с его 12 каприсами (соч. 12–13 и 15–16, 1837 г.) его сочинения начали привлекать серьезное внимание критиков. Оп. В комплект из 15 «Сувениры: Трое morceaux в жанре патетики» , посвященный Листу, входит «Ветер» — одно время единственное произведение композитора, регулярно появлявшееся в сольных концертах. [n 8] Эти работы, однако, не встретили одобрения Роберта Шумана , который писал: «Поражаешься такому фальшивому, такому неестественному искусству... последняя [произведение, озаглавленное Morte (Смерть) , представляет собой] заросшую пустыню, заросшую с кистью и сорняками... не видно ничего, кроме черного на черном». [124] Рональд Смит, однако, находит в этой последней работе, в которой цитируется тема Dies Irae , также используемая Берлиозом, Листом и другими, предзнаменования Мориса Равеля , Модеста Мусоргского и Чарльза Айвза . [125] Шуман, однако, положительно отреагировал на отрывки из «Les mois» (первоначально часть опубликована как соч. 8 в 1838 г., позже опубликована как полный комплект в 1840 г. как соч. 74): [n 9] «[Здесь] мы находим такую ​​превосходную шутку об оперной музыке в № 6 [ L'Opéra ], что лучшую шутку трудно себе представить... Композитор... хорошо понимает более редкие эффекты своего инструмента». [126] Техническое мастерство Алкана в игре на клавиатуре было подтверждено публикацией в 1838 году « Трех великих этюдов» (первоначально без номера опуса, позже переизданных как соч. 76), первого только для левой руки, второго только для правой руки, третьего для обеих рук; и все это с большой трудностью, описанное Смитом как «вершина пианистического трансцендентализма». [127] Это, пожалуй, самый ранний пример письма одной рукой как «самостоятельного существа, способного охватить все регистры фортепиано, выступать в роли аккомпанируемого солиста или полифониста ». [128]

Раннеспелость

[ редактировать ]
Открытие второй части («Квази-Фауст») Сонаты соч. 33, с пометкой «Sataniquement» ( сатанинский ).

Крупномасштабный дуэт Алкана (по сути соната), соч. 21 для скрипки и фортепиано (посвящается Кретьену Урхану ) и его фортепианное трио соч. 30 появились в 1841 году. Помимо них, Алкан опубликовал лишь несколько второстепенных произведений в период с 1840 по 1844 год, после чего была выпущена серия виртуозных произведений, многие из которых он играл на своих успешных сольных концертах в Эраре и других местах; [129] в их число входили « Похоронный марш» (соч. 26), «Триумфальный марш» (соч. 27) и «Le chemin defer» (также опубликованный отдельно как соч. 27). В 1847 году появилась соч. 31 прелюдия ( во всех мажорных и минорных тональностях , с дополнительной заключительной пьесой, возвращающейся в до мажор ) и его первое крупномасштабное единое фортепианное произведение, Большая соната Les quatre âges (соч. 33). Соната структурно новаторская в двух отношениях; каждая часть медленнее, чем предыдущая, и произведение предполагает практику прогрессивной тональности , начиная с ре мажор и заканчивая солью минор . Соната, посвященная Алкану Морханжу, в своих последовательных частях изображает его «героя» в возрасте 20 лет (оптимистичный), 30 ( «Квази- Фауст » , страстный и фаталистический), 40 (прирученный) и 50 (страдающий: часть предваряется цитатой из Эсхила » « Освобожденного Прометея ). [130] В 1848 году последовал набор Алкана из 12 этюдов dans tous les тонн мажор, соч. 35, чьи существенные пьесы варьируются по настроению от беспокойного Allegro barbaro (№ 5) и интенсивной Chant d'amour-Chant de mort (Песня о любви – Песнь смерти) (№ 10) до описательного и живописного L' incendie au Village voisin (Пожар в соседней деревне) (№ 7). [131]

Ряд произведений Алкана этого периода так и не исполнялись и утеряны. Среди пропавших произведений - несколько струнных секстетов и полномасштабная оркестровая симфония си минор , которая была описана в статье 1846 года критиком Леоном Крейцером, которому Алкан показал партитуру. [132] Крейцер отмечал, что вступительное адажио симфонии возглавлялось «еврейскими буквами, написанными красными чернилами... Это не что иное, как стих из Книги Бытия : И сказал Бог: Да будет свет: и стал свет». Крейцер полагал, что, по сравнению с концепцией Алкана, « Йозефа Гайдна » Творение было «просто свечой ( лампионом )». [133] Еще одно недостающее произведение - это одноактная опера, часто упоминавшаяся во французской музыкальной прессе 1846–1847 годов как скоро будет поставленная в Комической опере , но так и не реализованная. Алкан также упомянул об этом произведении в письме 1847 года музыковеду Франсуа-Жозефу Фетису , заявив, что оно было написано «несколько лет назад». Его тема, название и либреттист остаются неизвестными. [134]

Внутренняя ссылка

[ редактировать ]
Тема вариаций op. 39 нет. 12, Фестиваль Эзопа

Во время своего двадцатилетнего отсутствия среди публики между 1853 и 1873 годами Алкан написал многие из своих наиболее известных сочинений, хотя между публикацией соч. 35 этюдов и его следующую группу фортепианных произведений в 1856 и 1857 годах. Из них, несомненно, самым значительным был огромный сборник Opus 39 из двенадцати этюдов во всех минорных тональностях, который содержит Симфонию для фортепиано соло (номера четыре, пять , шесть и семь) и Концерт для фортепиано соло (номера восемь, девять и десять). [№ 10] Концерт . исполняется почти час Номер двенадцать соч. 39 представляет собой набор вариаций Le festin d'Ésope ( «Пир Эзопа » ). Остальные компоненты Op. 39 имеют аналогичный рост. Смит описывает Op. 39 в целом как «выдающееся достижение, собирающее... наиболее полное проявление многогранного гения Алкана: его темную страсть, его жизненный ритмический драйв, его острую гармонию, его порой возмутительный юмор и, прежде всего, его бескомпромиссность». фортепианное письмо». [135]

В том же году появилась Концертная соната , соч. 47, для виолончели и фортепиано, «одни из самых сложных и амбициозных в романтическом репертуаре… предвосхищая Малера в сопоставлении возвышенного и тривиального». По мнению музыковеда Бриджит Франсуа-Саппе, его четыре части снова демонстрируют предвкушение прогрессивной тональности, каждая из которых возрастает на большую треть . [136] Другие предвидения Малера (родившегося в 1860 г.) можно найти в двух «военных» соч. 50 фортепианных этюдов 1859 года «Каприччио алла солдатеска» и «Le tambour bat aux champs» (Барабан отбивает отступление) , [137] а также в некоторых миниатюрах «Эскиссов» 1861 года , соч. 63. [138] Причудливая и не поддающаяся классификации Марсия funebre, sulla morte d'un Pappagallo ( Похоронный марш по случаю смерти попугая , 1859 г.) для трех гобоев , фагота и голосов, описанная Кеннетом Гамильтоном как « Монти-Питонская », [139] тоже относится к этому периоду.

Отрывок из Les Diablotins Op. 63 нет. 45 с кластерами тонов

1861 «Эскиссы» года представляют собой набор самых разнообразных миниатюр, начиная от крошечных 18-тактовых №. 4, Les Cloches (Колокола) под резкие тона номера No. 45, Les Diablotins (Бесы) и завершается дальнейшим упоминанием церковных колоколов в №. 49, Лаус Део (Слава Богу). Как и более ранние прелюдии и два набора этюдов , они охватывают все мажорные и минорные тональности (в данном случае каждая тональность покрывается дважды, с дополнительной пьесой до мажор). [140] Алкана с обманчивым названием Им предшествовала публикация «Сонатины» , соч. 61, в «классическом» формате, но это произведение «безжалостной экономии, [которое] хотя и длится менее двадцати минут… во всех отношениях является крупным произведением». [141]

Два значительных произведения Алкана этого периода представляют собой музыкальные пересказы литературных произведений. Salut, cendre du pauvre , соч. 45 (1856 г.), следует за отрывком из стихотворения «Меланколи» Габриэля -Мари Легуве ; [142] в то время как Super flumina Babylonis , Op. 52 (1859 г.) представляет собой детальное музыкальное воссоздание эмоций и пророчеств 137-го псалма («У вод Вавилона…»). Этому отрывку предшествует французская версия псалма, который, как полагают, является единственным остатком перевода Библии Алкана. [143] Лирическая сторона Алкана в этот период проявилась в пяти комплектах песнопений, вдохновленных Мендельсоном (соч. 38, 65, 67 и 70), появившихся между 1857 и 1872 годами, а также в ряде второстепенных пьес, таких как три Ноктюрны , опп. 57 и 60бис (1859 г.).

Публикации Алкана для органа или педалера начались с его « Бенедикта» , соч. 54 (1859 г.). В том же году он опубликовал набор очень скудных и простых прелюдий в восьми григорианских ладах (1859, без номера опуса), которые, по мнению Смита, «кажется, стоят вне барьеров времени и пространства» и которые, по его мнению, раскрыть «существенную духовную скромность Алкана». [144] За ними последовали такие произведения, как « 13 молитв » , соч. 64 (1865 г.), и « Экспромт на хорал Лютера » « Крепкий вал — наш Бог » , соч. 69 (1866 г.). [145] Алкан также выпустил книгу из 12 этюдов только для педалборда (без номера опуса, 1866 г.) и Бомбардо-карильона для дуэта педалборда (четыре фута) 1872 г. [146]

Однако возвращение Алкана на концертную площадку на его Petits Concerts ознаменовало конец его публикаций; его последней выпущенной работой была Токкатина , соч. 75, в 1872 году. [147] [№ 11]

Прием и наследие

[ редактировать ]
Ферруччо Бузони за фортепиано, ок. 1895 г.

У Алкана было мало последователей; [№ 12] однако у него были важные поклонники, в том числе Лист, Антон Рубинштейн , Франк, а в начале двадцатого века — Бузони, Петри и Сорабджи. Рубинштейн посвятил ему свой пятый фортепианный концерт. [149] и Франк посвятил Алкану свою Большую симфоническую пьесу ор. 17 для органа. [150] Бузони включил Алкана вместе с Листом, Шопеном, Шуманом и Брамсом в пятерку величайших фортепианных композиторов со времен Бетховена. [151] Исидор Филипп и Делаборд отредактировали новые издания его произведений в начале 1900-х годов. [152] В первой половине ХХ века, когда имя Алкана было еще малоизвестно, Бузони и Петри включали его произведения в свои спектакли. [153] Сорабджи опубликовал статью об Алкане в своей книге « Вокруг музыки» 1932 года ; [154] он продвигал музыку Алкана в своих обзорах и критике, а его Шестая симфония для фортепиано ( Symphonia claviensis ) (1975–76) включает раздел, озаглавленный «Квази-Алкан» . [155] [156] Английский композитор и писатель Бернард ван Дирен похвалил Алкана в эссе в своей книге 1935 года « Вниз среди мертвецов» . [157] и композитор Хамфри Сирл также призвал к возрождению своей музыки в эссе 1937 года. [158] Пианист и писатель Чарльз Розен, однако, считал Алкана «второстепенной фигурой», чья единственная музыка, представляющая интерес, возникла после 1850 года как расширение техник Листа и «оперных техник Мейербера». [159]

На протяжении большей части 20-го века работы Алкана оставались в безвестности, но с 1960-х годов они неуклонно возрождались. Раймонд Левенталь провел новаторскую расширенную передачу об Алкане на радио WBAI в Нью-Йорке в 1963 году: [160] а позже включил музыку Алкана в сольные концерты и записи. Английский пианист Рональд Смит пропагандировал музыку Алкана посредством выступлений, записей, биографии и Общества Алкана, президентом которого он был на протяжении многих лет. [161] Работы Алкана также записывали Джек Гиббонс , Марк-Андре Амлен , Марк Латимер , Джон Огдон , Хусейн Сермет и Марк Винер , среди многих других. [162] Рональд Стивенсон сочинил фортепианную пьесу Festin d'Alkan (имеется в виду Op. 39, № 12 Алкана). [163] и композитор Майкл Финнисси также написал пьесы для фортепиано, относящиеся к Алкану, например, Алкан-Паганини , №. 5 из истории фотографии в звуке . [164] Марка-Андре Амлена «Этюд № IV» представляет собой вечный Алкана этюд, сочетающий в себе темы из Симфонии , соч. 39, нет. 7 и собственный этюд о вечном двигателе Алкана, соч. 76, нет. 3. Он посвящен Аверилу Ковачу и Франсуа Люгено, активистам английского и французского обществ алканов соответственно. Как пишет Гамелен в предисловии к этому этюду, идея объединить их возникла у композитора Алистера Хинтона , финал Сонаты для фортепиано № 5 (1994–95) которого включает существенный раздел, озаглавленный «Alkanique». [165]

Органные произведения Алкана стали одними из последних его произведений, вернувшихся в репертуар. [166] Что касается произведений Алкана для педального фортепиано, то из-за недавнего возрождения инструмента они снова исполняются так, как изначально задумано (а не на органе), например, итальянским педальным пианистом Роберто Просседой , [167] а записи Алкана на педальном фортепиано были сделаны Жаном Дюбе. [168] и Оливье Латри . [169]

Избранные записи

[ редактировать ]

В этот список вошли избранные премьеры и другие записи музыкантов, тесно связанных с творчеством Алкана. Полная дискография доступна на сайте Общества Алкан. [170]

  • Фортепианное трио, соч. 30 – играет Трио Алкан. Записано в 1992 году. Наксос, 8555352 (2001).
  • Большая соната , соч. 33 – играет Марк-Андре Амлен (фортепиано). Записано в 1994 году. Гиперион, CDA669764 (1995).
  • Этюды во всех минорных тональностях , соч. 39 - играет Рональд Смит (фортепиано). Записано в 1977 году. EMI, SLS 5100 [3 пластинки] (1978), частично переиздано EMI Gemini, 585 4842 (2003).
  • «Этюды в всех шахтёрах» , соч. 39 и другие произведения – в исполнении Джека Гиббонса (фортепиано). Записано в 1995 году. ASV, CD DCS 227 [2 компакт-диска] (1995).
  • Симфония для фортепиано соло (соч. 39, № 4–7) - играет Эгон Петри (фортепиано). в. 1952–53. Отчеты симпозиума, компакт-диск 1145 (1993)
  • Симфония для фортепиано соло , соч. 39, нет. 4–7 и другие произведения – в исполнении Гамелена (фортепиано). Записано в 2000 году. Гиперион, CDA67218 (2001).
  • Концерт , соч. 39, нет. 8–10 - играет Джон Огдон (фортепиано). Запись 1969 года. RCA, LSC-3192 [LP] (1972). Великие британские пианисты, 4569132 (1999)
  • Концерт , соч. 39, н.п. 8–10 и Третий сборник песен , соч. 65 - в исполнении Хамлена (фортепиано). Записано в 2006 году. Hyperion Records CDA67569 (2007).
  • Le festin d'Esope (соч. 39, № 12) и другие произведения - в исполнении Раймона Левенталя . Записано в 1966 году. RCA LM 2815 [моно LP], LSC-2815 [стерео LP]; Высокопроизводительная серия BMG 633310 (1999 г.)
  • Концертная соната , соч. 47, для виолончели и фортепиано - играют Стивен Осборн (фортепиано) и Альбан Герхардт (виолончель). Запись 2008 г. Hyperion CDA67624 (2008 г.).
  • 11 пьес в религиозном стиле и транскрипция «Мессии» Генделя , соч. 72, в исполнении Кевина Бойера (орган). Записано в 2005 году. Токката TOCC 0031 (2007).
  • Ч. В. Алкан: Большая соната и сольная симфония для фортепиано в исполнении Винченцо Мальтемпо (Piano Classics PCL0038)
  • Гл. В. Алкан: Пир Эзопа, Сонатина, Увертюра и Труа Морсо, соч. 15, в исполнении Мальтемпо (Piano Classics PCL0056)
  • Ч. В. Алкан: Сольный концерт для фортепиано с оркестром и этюды соч. 39 н. 1, 2, 3 в исполнении Мальтемпо (Piano Classics PCL0061)
  • Гл. В. Алкан/Да Мотта: Полные транскрипции Вианны да Мотта в исполнении Мальтемпо (Toccata Classics TOCC0237)
  • Ч. V Alkan: Chanson de la folle au bord de la mer: Сборник эксцентричных фортепианных произведений в исполнении Мальтемпо (Piano Classics PCL0083)

Примечания

  1. Алкан иногда добавлял к своей подписи «айне» (старший), чтобы отличить себя от своих четырех братьев, все из которых были профессиональными музыкантами. [1] и этот суффикс иногда использовался его издателями. [2] В личной переписке он часто подписывался «Валентин Алкан», а знакомым он был известен как Валентин. Что касается переноса слова «Шарль-Валентен»; его имя встречается как с дефисом, так и без него, даже при его жизни. Сообщается, что это было в его acte de naissance (свидетельстве о рождении), оба с дефисом. [3] и без. [4] Сам Алкан иногда использовал дефис в своих опубликованных работах – например, в предисловии к соч. 31 прелюдия – а иногда и нет – его соч. 1 появился как «CV Alkan». [5] Встречаются и другие формы: Концертная соната соч. 47 имеет на титульном листе «Ch:V в Алкан" [6] (см. подпись в шапке иллюстрации к этой статье); Подпись Алкана в его письмах часто имеет форму «C:V:Alkan». [7] Власти Алкана, похоже, используют как дефисные, так и недефисные формы без разбора, даже меняя свое мнение в зависимости от книги – сравните, например, названия Франсуа-Саппи (1991) и Франсуа-Саппи и Лугено (2013).
  2. Имя Алкана иногда ошибочно называют Шарлем-Анри Валентином (или Викторином) Морханжем. [8] Вполне возможно, что использование имени «Анри» возникло из-за неправильного понимания аббревиатуры «Ч.». «Викторин» возник в результате опечатки в Кайхосру Сорабджи эссе об Алкане в его книге «Вокруг музыки» 1932 года. (См. Бюллетень Общества Алкан 87 , 5.)
  3. Очевидная гибкость фамилий может быть связана с относительно недавним французским законом 1807 года, который требовал от евреев брать новые фамилии; это могло быть фактором, повлиявшим на окончательное решение всех детей Алкана Моханжа использовать фамилию Алкан, а не Моханж. Само имя Алкан, по-видимому, происходит от фамилии, распространенной среди евреев Мозельского региона, а не от еврейского имени. [13]
  4. ^ Переписка находится в Испанском историческом архиве - ссылку на оригиналы см. В разделе «Источники» ниже. Письма охватывают период с 1834 по 1874 год.
  5. Рождение Делаборда было зарегистрировано на имя его матери Лины Эраим Мириам, 38 лет, из Нанта (которая остается неопознанной) и неназванного отца. Некоторые усматривают значение в том факте, что фамилия ребенка Делаборд, которая, как предполагается, была взята от его приемной матери, была девичьей фамилией матери Жорж Санд. [46]
  6. ^ Алкан указывает в своем завещании тексты, которые будут использоваться, включая выдержки из книг Малахии , Иова и Плача . [100]
  7. ^ Например, в соч. Алкана. 39, нет. 10, где после ноты ми-диез фа-тройной-диез логически используется как приближение к соль-двойному-диезу. [120]
  8. ^ Он часто фигурировал в программах Гарольда Бауэра и Аделы Верн . [122] Бауэр также записал произведение на фортепьяно . [123]
  9. ^ Нумерация опусов работ Алкана хаотична, часто не в порядке дат, дублируется или имеет пробелы в последовательности.
  10. ^ Каждый из оп. 39 этюдов в тональности, которая на целую четверть выше предыдущей; первая часть Симфонии , этюд №. 4 — до минор , вторая — фа минор и так далее. Поэтому ни Симфония , ни Концерт не имеют домашней тональности .
  11. ^ Как упоминалось выше, соч. 76 представляет собой переиздание « Трех больших этюдов» 1839 года, первоначально опубликованное без номера опуса.
  12. Утверждение, что Эрнест Фанелли был учеником Алкана в консерватории. [148] ошибается, поскольку Фанелли поступил в консерваторию в 1876 году, спустя много времени после того, как Алкан покинул ее.

Цитаты

  1. ^ Перейти обратно: а б Конвей (2012), 223.
  2. ^ См., например, Алкан (1848 г.),
  3. ^ Смит (2001) I, 14.
  4. ^ Франсуа-Саппе (1991), 304.
  5. ^ Алкан (1828), 1.
  6. ^ Алкан (1857), 1.
  7. ^ См. примеры в Conway (2013b), 4–10.
  8. ^ Смит (2000) I, 14.
  9. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 86.
  10. ^ Бламонт и Бламонт (2005), 3–8.
  11. ^ Франсуа-Саппи (1991), 303–5.
  12. ^ Конвей (2012), 222–5.
  13. ^ См. Конвей (2003a), 12–13.
  14. ^ Смит (2000) I, 16.
  15. ^ Старр (2003), 6.
  16. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 88.
  17. ^ Конвей (2012), 224.
  18. ^ Конвей (2012), 222–223.
  19. ^ Смит (2000) I, 17.
  20. ^ Франсуа-Саппе (1991), 14.
  21. ^ Эдди (2007), 2.
  22. ^ Мармонтель (1878), 119–20 (на французском языке); перевод в Конвее (2012), 224–5.
  23. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 88–9.
  24. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 91–2.
  25. ^ Ринк (1997), 1.
  26. ^ Цитируется по Уокеру (1989), 163.
  27. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 95.
  28. ^ Кеннеди, Майкл (редактор), «Фридерик Шопен» , Оксфордский музыкальный онлайн-словарь, по состоянию на 19 июля 2013 г. (требуется подписка)
  29. ^ Эдди (2007), 6.
  30. ^ Уокер (1989), 96.
  31. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 97, 102.
  32. ^ Конвей (2010), 2–3.
  33. ^ Лугено (1997), 26.
  34. ^ Смит (2000) I, 83–5.
  35. ^ Перейти обратно: а б Смит (2000) I, 22.
  36. Письмо Масарнау от 18/19 августа 1835 года. Коллекция Санхурхо, Испанский исторический архив.
  37. ^ Конвей (2013b), 4–5.
  38. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 106.
  39. ^ Revue et Gazette Musicale , октябрь 1837 г., 460–461 (на французском языке). Перепечатано как: Ференц Лист, «Критический обзор: Три пьесы в жанре пафоса К.-В. Алкана: Работа 15, 3. Книга 12 капризов», Бюллетень Общества Алкана №. 8 (19 апреля 1988 г.), 5–7, по состоянию на 6 мая 2013 г.
  40. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 110.
  41. ^ Перейти обратно: а б Конвей (2012), 229–30.
  42. ^ Конвей (2012), 225–7.
  43. ^ Уильямс (1990), 91; Конвей (2012), 226.
  44. ^ Конвей (2012), 226 и н. 9
  45. ^ Смит (2000) I, 31–2.
  46. ^ « Антуанетта Софи Виктуар Делаборд. Архивировано 13 марта 2016 года в Wayback Machine », Жорж Санд (на французском языке), по состоянию на 4 мая 2013 года; Конвей (2012), 227.
  47. ^ Смит (2000) I, 27.
  48. ^ Мармонтель (1882), 158.
  49. ^ Франсуа-Саппе (1991), 52–3.
  50. ^ Франсуа-Саппе (1991), 31–3.
  51. ^ Смит (2000) II, 157.
  52. ^ Смит (2000) II, 261–2.
  53. ^ Конвей (2012), 229, где цитируется (№ 102) и переводятся соответствующие отрывки из Мейербера (1960–2006).
  54. ^ Смит (2000) I, 42–45.
  55. Письмо от 14 августа 1848 г.; Лугено и Сен-Жеран (1992), 22 (перевод с французского оригинала).
  56. Запись от 7 апреля 1849 г., цитируется по Conway (2012), 229.
  57. Письмо Масарнау от 29 марта 1850 г., Коллекция Санхурхо, Национальный исторический архив Испании (перевод с оригинального французского языка).
  58. ^ Мармонтель (1878), 122; Смит (2000) I, 48.
  59. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 135–7.
  60. Сейчас в архивах Кёльна; подборка опубликована в Hiller (1958–70).
  61. ^ Испания (1996), 97.
  62. ^ Смит (2000) I, 54 года.
  63. Письмо от мая 1865 г., цитируется по Conway (2012), 231.
  64. ^ фон Бюлов, Ганс, "CV Алкан: Двенадцать этюдов для фортепиано в двух сюитах, соч. 35", Neue Berliner Musikzeitung vol. 11 нет. 35, 26 августа 1857 г. (на немецком языке). Перепечатано во французском переводе: «Суждение современника», Bulletin de la Société Alkan no. 6 , ноябрь 1987 г., 3–12, по состоянию на 4 июля 2013 г.
  65. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013) 58–59.
  66. ^ Смит (2000) II, 221–3.
  67. ^ Франсуа-Саппе и Лугено (2013), 133–4.
  68. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 137–8.
  69. ^ Смит (2000) I, 66–7.
  70. ^ Цитируется в Smith (2000) I, 101.
  71. ^ Смит (2000) I, 70–1.
  72. ^ Франсуа-Саппе (1991), 310.
  73. ^ Смит (2000) I, 75.
  74. ^ Перейти обратно: а б Конвей (2012), 237.
  75. ^ Смит (2000) I, 74.
  76. ^ Макдональд (1988), 118–20.
  77. ^ Конвей (2012), 230; Эллеф, Зев, «Плата за критику» , «Еврейское обозрение книг », № 8, по состоянию на 23 мая 2013 г.
  78. ^ Мармонтель (1878), 125–6 (на французском языке), переведено Конвеем (2012), 231.
  79. ^ Цитируется в Эттвуде (1999), 270.
  80. Макдональд, Хью, «Алкан [Моранж], (Чарльз-) Валентин » §1, Oxford Music Online , по состоянию на 26 июля 2013 г. (требуется подписка)
  81. ^ Смит (2000) I, 95
  82. ^ Sietz (1958–70), т. 2, 15–16 (перевод с французского языка).
  83. ^ Смит (2000) I, 57.
  84. ^ «Алкан/Масарнау: дебют переписки», Бюллетень Общества Алкана №. 88, декабрь 2012 г. , 6–12, по состоянию на 4 июля 2013 г.; Конвей (2013b), 4–10.
  85. ^ Бурштейн (2006)
  86. ^ Гиббонс, Джек, Мифы об Алкане , Пианист и композитор Джека Гиббонса, 2002, по состоянию на 27 января 2012 г.
  87. ^ Франсуа-Саппи (1991), 129 (перевод с французского).
  88. ^ Конвей (2012), 207; Конвей (2003a), 12 лет; Конвей (2003b), 2.
  89. ^ Кессус Дрейфус (2013), 70.
  90. ^ См. Хиллер, (1958-70), vI, стр. 166 и т.II, стр. 30, где Алкан упоминает о необходимости готовить самостоятельно и т. д.
  91. ^ Конвей (2012), 219.
  92. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 132–3.
  93. ^ Конвей (2012), 234.
  94. ^ Франсуа-Саппи (1991), 286.
  95. ^ Конвей (2012), 235–6.
  96. ^ Кессоус Дрейфус (2013), 47–173.
  97. ^ Конвей (2012), 235
  98. ^ Франсуа-Саппе (1991), 315.
  99. ^ Смит (2000) I, 84–5.
  100. ^ Лугено (1997), 35–48.
  101. ^ Франсуа-Саппи (1991), 318–20.
  102. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 5.
  103. ^ Конвей (2012), 205.
  104. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 8–9; Конвей (2013а), 2.
  105. ^ Франсуа-Саппе (1991), 293–4.
  106. ^ Смит (2000) II, 178–181.
  107. ^ Смит (2000) I, 62–67.
  108. Письмо Хиллеру от 31 января 1860 г., цитируется по François-Sappey (1991), 198 (переведено здесь с оригинального французского языка).
  109. ^ Смит (2000) I, 54–5.
  110. ^ Смит (2000) I, 62, 66.
  111. ^ Гамильтон, Кеннет, «Алкан, (Чарльз-) Валентин [Валентин Морханж]» , Oxford Companion to Music онлайн, по состоянию на 20 июля 2013 г. (требуется подписка)
  112. ^ Смит (2000) II, 17, 245.
  113. ^ Смит (2000) II, 75.
  114. ^ Смит (2000) II, 18.
  115. ^ Франсуа-Саппи (1991), 130 (перевод с французского оригинала).
  116. ^ Смит (2000) II, 38–9, 47.
  117. ^ Смит (2000) II, 128, 134.
  118. ^ Смит (2000) II, 57
  119. ^ МакКаллум, П. (2013), 5.
  120. ^ Алкан (1998), 172, третий состав.
  121. ^ Смит (2000) II, 1.
  122. ^ Смит (2000) II, 21.
  123. ^ «Записи произведений Алкана» , с. 2. Веб-сайт Общества Алкан, по состоянию на 30 сентября 2017 г.
  124. ^ Шуман (1880), 317, цитируется по Конвею (2012), 226.
  125. ^ Смит (2000) II, 21–2.
  126. ^ Шуман (1880), 486, цитируется по Конвею (2012), 227.
  127. ^ Смит (2000) II, 90.
  128. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 25 (перевод с оригинального французского языка).
  129. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 29.
  130. ^ Смит (2000) II, 67–80.
  131. ^ Смит (2000) II, 98–109.
  132. ^ Конвей (2012), 208, 236
  133. ^ Крейцер (1846), 13–4. Перевод основан на цитате из Conway (2012), 237.
  134. ^ Хаммонд (2017), стр. 7–9.
  135. ^ Смит (2000) II, 110
  136. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 45 (цитата переведена с французского оригинала).
  137. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 50.
  138. ^ Смит (2000) II, 47.
  139. ^ Лян, Чанг Тоу, « Кеннет Гамильтон о культе Алкана (Часть 1) », Pianomania, по состоянию на 15 мая 2013 г.
  140. ^ Смит (2000) II, 46–50.
  141. ^ Смит (2000) II, 81.
  142. ^ Легуве (1828), 182–3.
  143. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 50.
  144. ^ Смит (2000) II, 223.
  145. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013) 60–65.
  146. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013), 63, 69.
  147. ^ Смит (2000) II, 170.
  148. Розар, Уильям, «Фанелли, Эрнест» , Oxford Music Online , по состоянию на 7 июля 2013 г. (требуется подписка)
  149. ^ Франсуа-Саппи (1991), 201, №2.
  150. ^ Смит (2000) II, 221.
  151. ^ Смит (2000) I, 11.
  152. ^ Смит (2000) I, 76–7.
  153. ^ Франсуа-Саппи и Лугено (2013) 151.
  154. ^ Сорабджи, Кайхосру, «Шарль Анри Валентин Морханж (Алкан)», перепечатано в Бюллетене Общества Алкана 87 , стр. 5–8, по состоянию на 30 сентября 2017 г.
  155. ^ «Фортепианная симфония Сорабджи № 6, Symphonia Clavinienses», - Бюллетень Общества Алкана 87, стр. 4–5, по состоянию на 30 сентября 2017 г.
  156. ^ Роберж, Марк-Андре, « Названия работ, сгруппированных по категориям, заархивированные 22 октября 2013 года в Wayback Machine », сайт ресурсов Сорабджи, по состоянию на 18 мая 2013 года.
  157. ^ Смит (2000), II, 103.
  158. ^ Сирл (1937), пас .
  159. ^ Розен (1995), пикс.
  160. ^ «Коллекция Раймонда Левенталя» , Университет Мэриленда, по состоянию на 13 июля 2013 г.
  161. Шоу, Ричард, « Рональд Смит: героический пианист и поборник музыки Алкана », The Guardian , 8 июля 2004 г., по состоянию на 16 мая 2013 г.
  162. ^ «Записи произведений Алкана» , веб-сайт Общества Алкана, по состоянию на 30 сентября 2017 г.
  163. ^ Внесено в онлайн-каталог работ под номером RSS 337. Архивировано 12 марта 2013 года в Wayback Machine Общества Рональда Стивенсона, по состоянию на 16 мая 2013 года.
  164. ^ «Майкл Финнисси: История фотографии в звуке». Архивировано 15 декабря 2012 года в Wayback Machine , пианист Ян Пейс, по состоянию на 4 июля 2013 года.
  165. ^ Хамельн (2005), iii.
  166. Toccata Classics сделала полную запись «CD с участием Шарля-Валентина Алкана». Архивировано 8 июля 2013 года на archive.today , с участием Кевина Бойера.
  167. ^ " "Le festin d'Alkan": конференция и фортепианный марафон в консерватории Керубини" (Пресс-релиз). Сайт Флоренции. 22 ноября 2013 года . Проверено 27 июня 2015 г.
  168. ^ Disque Sirius, SYR141446: op. 64, нет. 5 (2011).
  169. ^ Наивный , V5278: Op. 66, нет. 5 и 10 (2011).
  170. ^ «Записи произведений Алкана» , веб-сайт Общества Алкана, по состоянию на 30 сентября 2017 г.

Источники

Архивы


Музыкальные издания

Журналы, посвященные Алкану

Книги и статьи

  • Эттвуд, Уильям Г. (1999). Парижские миры Фредерика Шопена. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN   978-0-300-07773-5 .
  • Бламонт, Клоди и Жак Бламон (2005). «Семья Шарля-Валентена Морханжа, известного как Алкан, французского пианиста и композитора», в Revue du Circle de Généalogie Litéraire vol. 83, 2–11.
  • Конвей, Дэвид (2003a). «Алкан и его еврейские корни. Часть 1: Предыстория» в Бюллетене Общества Алкана №. 61 , 8–13, по состоянию на 22 апреля 2013 г.
  • Конвей, Дэвид (2003b). «Алкан и его еврейские корни. Часть 2: Алкан и иудаизм» в Бюллетене Общества Алкана №. 62 , 2–11, по состоянию на 22 апреля 2013 г.
  • Конвей, Дэвид (2010). «Переписка Алкана-Масарнау» в Бюллетене Общества Алкана № 82 , 2–6, по состоянию на 23 апреля 2013 г.
  • Конвей, Дэвид (2012). Еврейство в музыке: Вступление в профессию от эпохи Просвещения до Рихарда Вагнера . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-1-107-01538-8
  • Конвей, Дэвид (2013a). «Книги» в бюллетене Общества Алкана №. 89 , 1–4, по состоянию на 6 мая 2013 г.
  • Конвей, Дэвид (2013b). «Алкан / Масарнау II: Алкан в Пископе» в Бюллетене Общества Алканов №. 89 , 4–10, по состоянию на 6 мая 2013 г.
  • Кертис, Минна (1959). Бизе и его мир . Лондон: Секер и Варбург.
  • Эдди, Уильям А. (2007). Шарль Валентин Алкан: его жизнь и его музыка . Олдершот: Издательство Ashgate. ISBN   978-1-84014-260-0 .
  • Испания, Мишель (1996). Немецкие евреи Парижа в эпоху Гейне: Ашкеназский перевод . На французском языке. Париж: Press Universitaires de France. ISBN   978-2-13-047531-6 .
  • Франсуа-Саппе, Бриджит (редактор) (1991). Шарль Валентин Алкан . На французском языке. Париж: Файард. ISBN   978-2-213-02779-1 .
  • Франсуа-Саппе, Бриджит и Франсуа Люгено (2013). Шарль-Валентен Алкан . На французском языке. Париж: Блю Нюи. ISBN   978-2-35884-023-1 .
  • Хаммонд, Николас, Франсуа Люгено и Сет Блэклок (2017). Алкана « Оперный акт », в Бюллетене Общества Алкана №. 94 , март 2017 г., стр. 7–11, по состоянию на 14 октября 2017 г.
  • Хиллер, Фердинанд, изд. Р. Зитц (1958–70). Из переписки Фердинанда Хиллера (1826–1861): Вклады в биографию Фердинанда Хиллера (7 томов). На немецком языке. Кельн: Арно Фольк-Верлаг.
  • Кессус Дрейфус, Энни (2013). Прохожий Моста Европы; Шарль Валентин Алкан между традицией и современностью . На французском языке. Экс-ан-Прованс: Editions Massareth. ISBN   978-2-911942-17-4 .
  • Крейцер, Леон (1846). «Сочинения М. В. Алкана» в Revue et Gazette Musicale , 11 января 1846 г., стр. 15–16. На французском языке.
  • Лакомб, Эрве (2000). Бизе, рождение творческой личности . На французском языке. Париж: Файард. ISBN   978-2-213-60794-8 .
  • Легуве, Габриэль-Мари (1828). Полное собрание сочинений, том. II . На французском языке. Париж: Луи Жане.
  • Лугено, Франсуа и Жак-Филипп Сен-Жеран (1992). «Алкан и Жорж Санд: анализ эпистолярных отношений», в Л. ле Гийу (интр.), Вокруг Жорж Санд: смеси, предложенные Жоржу Любену . На французском языке. Брест: Факультет литературы и социальных наук Брестского университета.
  • Лугено, Франсуа (1997). Заметка о генеалогии семьи Шарля-Валентена Морханжа . На французском языке. Париж: Компания Алкан.
  • Макдональд, Хью (1988). «Подробнее о смерти Алкана» в The Musical Times , том. 129, 118–20.
  • Мармонтель, Антуан (1878). Знаменитые пианисты: Силуэты и медальоны (2-е издание). На французском языке. Париж: Heugel et fils.
  • Мармонтель, Антуан (1882). Современные виртуозы: силуэты и медальоны . На французском языке. Париж: Heugel et fils.
  • МакКаллум, Питер (2013). Шарль-Валентен Алкан и его Recueils de Chants, Volume One , аннотации к компакт-диску Toccata Classics TOCC0157, «Шарль-Валентен Алкан: Полные Recueils de Chants, Volume One», в исполнении Стефани МакКаллум, по состоянию на 14 мая 2013 г.
  • [ ненадежный источник? ] МакКаллум, Стефани (2007). «Алкан: загадка или шизофреник?» в Бюллетене Общества Алкана №. 75 , 2–10, по состоянию на 9 мая 2013 г.
  • Мейербер, Джакомо, изд. Хайнц и Гудрун Беккер и Сабина Хенце-Дёринг (1960–2006). На немецком языке. Переписка и дневники , 8 тт. Берлин: Де Грюйтер.
  • Проседа, Роберто (2013). « Invenzioni » в Musica@ (выходящее два раза в месяц издание Консерватории Альфредо Казеллы, Л'Акуила, Италия), № 31, январь – февраль 2013 г., 31–32 (на итальянском языке), по состоянию на 18 июня 2013 г.
  • Ринк, Джон (1997). Шопен: Фортепианные концерты . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-44109-4 .
  • Розен, Чарльз (1995). Романтическое поколение . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN   978-0-674-77933-4 .
  • Шуман, Роберт, тр. и изд. Ф. Р. Риттер (1880). Музыка и музыканты: Очерки и критика, 2-я серия . Лондон: У. Ривз.
  • Сирл, Хамфри (1937). «Просьба об Алкане», в журнале «Музыка и письма» , том. 18 нет. 3 (июль 1937 г.)
  • Смит, Рональд (2000). Алкан: Человек, Музыка . (2 тома в одном). Лондон: Кан и Аверилл. ISBN   978-1-871082-73-9 .
  • Старр, Марк (2003). «Флейта Алкана» в Бюллетене Общества Алкана №. 61 , 5–6, по состоянию на 21 апреля 2013 г.
  • Уокер, Алан (1989). Ференц Лист: Виртуозные годы 1811–1847 , Лондон: Фабер и Фабер. ISBN   978-0-571-15278-0 .
  • Уильямс, Адриан (1990). Портрет Листа: он сам и его современники . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-816150-9 .
[ редактировать ]

О Алкане

[ редактировать ]

Партитуры и ноты

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 686a20e979a77b31b420224deb311d32__1720616820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/32/686a20e979a77b31b420224deb311d32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charles-Valentin Alkan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)