Jump to content

Эсхатология

(Перенаправлено с Эсхатона )
Четыре всадника Апокалипсиса , гравюра на дереве из Апокалипсиса Альбрехта Дюрера (1497–1498), Staatliche Kunsthalle Karlsruhe

Эсхатология ( / ˌ ɛ s k ə ˈ t ɒ l ə i / ; от древнегреческого ἔσχατος ( eskhatos ) «последний» и -логия ) касается ожиданий конца нынешнего века , человеческой истории или самого мира. [1] Конец света или Конец времен [2] предсказывается несколькими мировыми религиями (как авраамическими , так и неавраамическими), которые учат, что негативные мировые события достигнут кульминации. Вера в то, что конец света неизбежен, известна как апокалиптика , и с течением времени ее придерживались как представители основных религий, так и культы Судного дня . В контексте мистицизма этот термин метафорически относится к концу обычной реальности и воссоединению с божественным . Религии трактуют эсхатологию как будущее событие, предсказанное в священных текстах или фольклоре. Хотя в других религиях могут существовать концепции обновления или трансформации после значимых событий, явное описание новой земли в первую очередь встречается в христианских учениях в контексте эсхатологии, это описание можно найти в 21-й главе Книги Откровения .

Авраамические религии придерживаются линейной космологии со сценариями последнего времени, содержащими темы трансформации и искупления . В иудаизме термин «конец дней» относится к Мессианскому веку и включает в себя сбор изгнанной еврейской диаспоры , пришествие Мессии , воскресение праведников и будущий мир . Христианство изображает последнее время как период скорби , который предшествует второму пришествию Христа Царство , который встретится с восстанием Антихриста вместе с его структурой власти и лжепророками и возвестит Божье . В более поздних традициях ислама отдельные хадисы подробно описывают, что Судному Дню предшествует появление Масиха ад-Даджала , а за ним следует нисхождение Исы (Иисуса), который восторжествует над ложным Мессией или Антихристом; его поражение приведет к череде событий, которые закончатся восходом солнца на западе и началом Киямы ( Судного Дня).

Дхармические религии, как правило, имеют более циклическое мировоззрение с эсхатологией последнего времени, характеризующейся распадом , искуплением и возрождением (хотя некоторые считают, что переходы между циклами происходят относительно без происшествий). В индуизме конец времени наступает, когда Калки , последнее воплощение Вишну , спускается на белого коня и кладет конец нынешней Кали-юге , завершая цикл, который начинается снова с возрождения мира. В буддизме Будда предсказал , что его учение будет забыто через 5000 лет, после чего последуют беспорядки. В нем говорится, что бодхисаттва по имени Майтрейя появится и заново откроет учение Дхармы Будды , и что окончательное разрушение мира произойдет тогда через семь солнц.

С момента разработки концепции глубокого времени в XVIII в. [3] Вычисление предполагаемого возраста планеты Земля , научный дискурс о конце времен считали окончательной судьбой Вселенной . Теории включали « Большой разрыв» , «Большое сжатие» , «Большой отскок » и «Большое замораживание» ( тепловая смерть ). Социальные и научные комментаторы также обеспокоены глобальными катастрофическими рисками и сценариями , которые могут привести к вымиранию человечества .

Этимология

[ редактировать ]

Слово «эсхатология» происходит от древнегреческого термина ἔσχατος ( éschatos ), означающего «последний», и -logy , означающего «изучение», и впервые появилось в английском языке около 1844 года. [4] Оксфордский словарь английского языка определяет эсхатологию как «часть богословия, касающуюся смерти, суда и окончательной судьбы души и человечества». [5]

Линейная космология

[ редактировать ]
Подробная эсхатологическая карта
Свиток Книги Исайи

Основные положения современной еврейской эсхатологии (в произвольном порядке) включают: [6]

В иудаизме последние времена обычно называют «концом дней» ( ахарит ха-ямим , אחרית הימים), фраза, которая несколько раз встречается в Танахе . О последних временах говорится в Книге Даниила и во многих других пророческих отрывках еврейских писаний, а также в Талмуде , особенно в Трактате Авода Зара .

Идея мессианского века, эпохи глобального мира и познания Творца, занимает видное место в еврейской мысли и включена в концепцию конца дней. Хорошо известный отрывок из Книги Исаии описывает это будущее состояние мира: «Они перекуют мечи свои на орала и копья свои — ​​на серпы; не поднимет народ меча на народ, и они не будут больше учиться военному делу» (2 :4). [6] Маймонид (1135–1204) далее описывает Мессианскую Эру в Мишне Тора : «И в то время не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни соперничества. Ибо добра будет много, и все деликатесы будут доступны, как прах. занятием мира будет только познание Бога   ... народ Израиля будет обладать великой мудростью; они будут воспринимать эзотерические истины и постигать мудрость своего Создателя, как написано (Исайя 11:9). ): «Ибо земля наполнится познанием Бога, как воды наполняют море». [8]

В Каббале Зоар утверждает , что семь дней недели, основанные на семи днях творения, соответствуют семи тысячелетиям творения. [9] Седьмой день недели, субботний день отдыха, соответствует седьмому тысячелетию, эпохе всеобщего покоя или мессианской эры. Седьмое тысячелетие начинается в 6000 году утра и является последним временем, когда может прийти Мессия. Ряд ранних и поздних еврейских ученых писали в поддержку этого, в том числе Рамбан , [10] Исаак Абарбанель , [11] Авраам ибн Эзра , [12] Рабейну Бахья , [13] Виленский Гаон , [14] Любавичский Ребе , [15] Рамхаль , [16] Арье Каплан [17] и Ребецин Эстер Юнгрейс . [18]

Зороастризм

[ редактировать ]

Фрашокерети — зороастрийское учение об окончательном обновлении вселенной, когда зло будет уничтожено, а все остальное будет тогда в совершенном единстве с Богом ( Ахура Мазда ). Доктринальные предпосылки таковы:

  1. Добро в конечном итоге победит зло.
  2. Творение, изначально совершенно доброе, впоследствии было испорчено злом.
  3. В конечном итоге мир будет восстановлен до того совершенства, которым он обладал во время создания.
  4. «Спасение человека зависело от суммы мыслей, слов и поступков [этого человека], и не могло быть никакого вмешательства, ни сострадательного, ни капризного, со стороны какого-либо божественного существа, чтобы изменить это». Таким образом, каждый человек несет ответственность за судьбу своей души и одновременно разделяет ответственность за судьбу мира. [19]

Зороастрийская эсхатология считается одной из старейших в истории человечества. Дата рождения его основателя, Зороастра , неизвестна, а научные даты варьируются от 500 до 1500 г. до н.э. Плиний Старший даже предполагает, что Зороастров было два. [20] Однако, поскольку верования соответствовали основным авраамическим верованиям и, возможно, предшествовали им, полностью разработанная концепция конца света не была утверждена в зороастризме до 500 г. до н.э. Бахман Яшт описывает:

В конце твоей десятой-сотой зимы солнце становится все более невидимым и более пятнистым; год, месяц и день короче; и земля становится более бесплодной; и урожай не даст семени. И люди становятся более лживыми и более склонными к гнусным поступкам. Им не будет благодарности. Почетное богатство перейдет к тем, кто придерживается извращенной веры. И темная туча сделает все небо ночью, и прольется дождь более ядовитых существ, чем вода.

Последует битва между праведниками и злодеями во Фрашокерети . На землю Саошьянт прибудет как последний спаситель человечества и осуществит воскрешение мертвых . Язата него Айрьяман . и Атар расплавят металл на холмах и горах, который потечет лавой по земле, и все человечество, как живое, так и воскресшее, должно будет пройти через Ашаван пройдет по расплавленной реке, как по теплому молоку, а грешник сгорит. Затем он потечет в ад, где уничтожит Ангра-Майнью и последние остатки зла.

Праведники будут вкусить парахамы , которая дарует им бессмертие. Человечество станет подобно Амеша Спентасу , живущему без еды, голода, жажды, оружия и травм. Тела станут настолько легкими, что не будут отбрасывать тени. Все человечество будет говорить на одном языке и принадлежать к одной нации без границ. Все будут иметь единую цель и цель, объединившись с Ахура Маздой для вечного и божественного возвышения. [21] [19]

Гностицизм

[ редактировать ]

В гностическом кодексе «Происхождение мира» (возможно, датируемом концом третьего века нашей эры) говорится, что во время так называемого завершения эпохи Солнце и Луна потемнеют, поскольку звезды изменят свой обычный курс. Короли начнут войну друг с другом, и гром потрясет мир. Коррумпированные Архонты будут оплакивать. Море будет взволновано битвой царей, опьяневших от пылающего меча . Наконец, великий гром раздастся от Софии , женщины на небесном своде над силами Хаоса . Она низвергнет развращенных богов в пропасть , где они будут сражаться друг с другом, пока не останется только их вождь Ялдабаоф и не уничтожит себя. Дальше небеса Архонтов рухнут друг на друга, прежде чем Земля погрузится в пропасть. Свет покроет тьму и устранит ее, а затем превратится в нечто большее, чем все, что когда-либо существовало прежде. Источник тьмы растворится, и недостаток будет удален от корня. Те, кто не был усовершенствован в Незачатый получит славу в своих царствах и царствах бессмертных, а те, которые были, войдут в бесцарское царство. Все будут судимы согласно своим делам и гнозису . [22]

христианство

[ редактировать ]

Христианская эсхатология — это исследование, изучающее конечную судьбу отдельной души и всего тварного порядка, основанное прежде всего на библейских текстах Ветхого и Нового Заветов .

Христианские эсхатологические исследования направлены на изучение и обсуждение таких вопросов, как природа божественного и божественная природа Иисуса Христа , смерть и загробная жизнь , рай и ад , Второе пришествие Иисуса , воскресение мертвых , восхищение , Скорбь. , милленаризм , конец света , Страшный суд , а также Новое небо и Новая Земля в мире грядущем .

Эсхатологические отрывки встречаются во многих местах Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете . В Ветхом Завете апокалиптическую эсхатологию можно найти, в частности, в Исаии 24–27, Исаии 56–66, Иоиля , Захарии 9–14, а также в заключительных главах Книги Даниила и Иезекииля . [23] В Новом Завете применимыми отрывками являются 24-я глава Евангелия от Матфея , 13-я глава Марка , притча « Об овцах и козлах » и Книга Откровения . Откровение часто занимает центральное место в христианской эсхатологии.

Второе пришествие Христа — центральное событие христианской эсхатологии в более широком контексте полноты Царства Божия . Большинство христиан верят, что смерть и страдания будут существовать до возвращения Христа. Однако существуют различные взгляды на порядок и значение других эсхатологических событий.

Книга Откровения лежит в основе большей части христианской эсхатологии. Изучение Откровения обычно делится на четыре методологии толкования или герменевтики :

Христиане первого века верили, что Иисус вернется еще при их жизни. Когда обращенные Павлом в Фессалониках подверглись гонениям со стороны Римской империи , они верили, что конец света неминуем. [33] Большинство ученых, участвовавших в третьем поиске, считают, что Иисус был эсхатологическим пророком, который верил, что « Царство Божие » наступит при его жизни или при жизни его современников. [34] [35] [36] Эта точка зрения, широко известная как «последовательная эсхатология», имела влияние в начале и середине двадцатого века и продолжает оказывать влияние сегодня в предлагаемых портретах Исторического Иисуса . Однако Ч. Х. Додд и другие настаивали на «осуществленной эсхатологии», утверждающей, что собственное служение Иисуса исполнило пророческие надежды. Многие консервативные ученые заняли парадоксальную позицию: отрывки из Царства Божьего описывают царство, которое одновременно «настоящее» и «все еще грядущее», утверждая, что эсхатология Павла является опорой. [37] : 208–209  RT France и NT Wright, среди других, исторически восприняли апокалиптические заявления Иисуса о неизбежном конце как относящиеся к падению Иерусалима и разрушению Храма в 70 году нашей эры. [38] [39] [40] [41] : 143–152  Таким образом, в его эсхатологическом контексте появилось множество интерпретаций термина «Царство Божие», например, апокалиптическая , реализованная или установленная эсхатология, однако среди ученых не возникло единого мнения. [42] [43]

В то время как некоторые из тех, кто верит в буквальное толкование Библии, утверждают, что предсказание дат и времени бесполезно, другие верят, что Иисус предсказал признаки конца дней. Однако точное время придет, как «вор ночью» ( 1 Фес. 5:2 ). Они также могут ссылаться на Матфея 24:36 , в котором цитируются слова Иисуса:

«А о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».

Великая скорбь

[ редактировать ]

В Новом Завете Иисус называет этот период, предшествующий концу времен, «Великой скорбью» ( Матфея 24:21 ), «Скорбью» ( Марка 13:19 ) и «днями отмщения» ( Луки 21:22 ).

Книга Матфея описывает опустошение:

Итак, когда вы увидите мерзость запустения , о которой говорил пророк Даниил, стоящую на святом месте (кто читает, да разумеет). Тогда находящиеся в Иудее пусть бегут в горы. Тот, кто на кровле, пусть не сойдет.   ...И тот, кто в поле, пусть не возвращается назад, чтобы взять одежду свою, и горе беременным.   ...Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если не сократятся те дни, не спасется никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Возникший хаос повлияет на беременных и новорожденных, и бич распространится по всему телу, за исключением избранных. Яркие образы этого раздела подробно повторяются в Евангелии от Марка 13:14–20 .

Евангелие от Луки описывает полный распад социальной структуры с широкомасштабными бедствиями и войнами:

И сказал им: «Народ восстанет на народ, и царство на царство. Будут великие землетрясения, и в разных местах голод и моры. И будут ужасы и великие знамения с неба. Но прежде всего этого они будут полагать они возьмут на тебя руки и будут преследовать тебя, предавая тебя в синагоги и темницы, и ты будешь приведен к царям и правителям ради имени Моего. Это будет для тебя возможностью свидетельствовать, поэтому запомни, чтобы ты не размышлял заранее. как ответить, ибо Я дам тебе уста и мудрость, которой никто из твоих противников не сможет противостоять или противоречить. Тебя будут преданы и родители, и братья, и родственники, и друзья, а некоторых из вас приставят. смерть. Вы будете ненавидимы всеми за имя Мое, но ни один волос с головы вашей не погибнет.

«Но когда вы увидите Иерусалим, окруженный войсками, то знайте, что приблизилось запустение его. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и те, кто внутри города, пусть удаляются, и не те, кто снаружи, войди в нее, ибо это дни отмщения, чтобы исполнить все написанное. Горе беременным женщинам и кормящим грудью младенцам в те дни! Ибо будет великое горе на земле и гнев на этот народ. Они падут от острия меча и будут отведены в плен среди всех народов, и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не закончатся времена язычников.

«И будут знамения в солнце и луне и звездах, и на земле уныние народов в недоумении от рева моря и волн, люди изнемогают от страха и предчувствия того, что грядет на мир. силы небесные поколеблются, и тогда они увидят Сына Человеческого, грядущего в облаке с силой и великой славой. Теперь, когда это начнет происходить, выпрямитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается искупление ваше. "

И рассказал им притчу: «Посмотрите на смоковницу и все деревья. Как только они распустят лист, вы увидите сами и узнаете, что лето уже близко. Так и когда вы увидите, что эти вещи берут место, вы знаете, что приблизилось Царствие Божие. Истинно говорю вам: род сей не прейдет, пока все не совершится. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

В Книге Откровения «великая скорбь» (Отк. 7:14б) относится к времени скорби для народа Божьего.

католицизм

[ редактировать ]

«Исповедание веры» обращается к католическим убеждениям относительно последних дней. [44] Католицизм придерживается амилленаристской школы мысли, пропагандируемой Августином Гиппонским в его работе «Город Божий» .

протестантизм

[ редактировать ]

Современное использование термина « Конечные времена» возникло из буквальной веры в христианский милленаризм. В этой традиции библейский апокалипсис считается, что неизбежен, а различные текущие события являются предзнаменованиями надвигающегося Армагеддона . Эти убеждения были выдвинуты адвентистским движением ( миллеритами ), Свидетелями Иеговы и диспенсациональными премилленаристами . В 1918 году группа из восьми известных проповедников подготовила Лондонский манифест , предупреждающий о неизбежном втором пришествии Христа вскоре после освобождения Иерусалима британцами в 1917 году.

Милленаристы и амилленаристы
[ редактировать ]
Антихрист, Лукас Кранах Старший (1521 г.). Здесь Антихрист изображен в тройной короне римского папства.

Протестанты делятся на милленаристов и амилленаристов. Милленаристы концентрируются на вопросе о том, увидят ли истинные верующие Великую Скорбь или будут удалены от нее в результате так называемого восхищения перед Скорби .

Амилленаристы полагают, что последние времена охватывают время от вознесения Христа до последнего дня, и утверждают, что упоминание «тысячи лет» в Книге Откровения следует воспринимать метафорически (т. е. не буквально), и эта точка зрения продолжает оставаться актуальной. вызвать раскол внутри протестантского христианства .

В протестантском христианстве существует ряд эсхатологических верований. Христианские премилленаристы , которые верят, что конец света наступает сейчас, обычно конкретизируют сроки, кульминацией которых станет конец света. Некоторые Израиль, Европейский Союз считают или Организацию Объединенных Наций главными игроками, роль которых была предсказана в Священном Писании. В диспенсациональных премилленаристских трудах существует вера в то, что христиане будут призваны на Небеса Христом во время восхищения , которое произойдет перед Великой Скорби, предсказанной в Евангелии от Матфея 24–25; Марка 13 и Луки 21. Скорбь описана в Книге Откровения.

«Конец времен» может также относиться к прошедшему веку или длительному периоду в отношениях между человеком и Богом. [45] Приверженцы этой точки зрения цитируют Второе послание к Тимофею и проводят аналогии с концом двадцатого и началом двадцать первого века.

после изгнания, Еврейские книги пророчеств такие как Даниил и Иезекииль, получают новые интерпретации в этой христианской традиции, в то время как апокалиптические прогнозы появляются в иудео-христианских Сивиллинских оракулах , которые включают Книгу Откровения, приписываемую Иоанну, апокрифический Апокалипсис Петра и Вторая книга Ездры .

Адвентисты и миллериты
[ редактировать ]
Икона Второго пришествия. Греческий, ок. 1700 г. н. э.

Религиозные движения, которые ожидают, что Второе пришествие Христа будет катастрофическим событием, обычно называют адвентизмом . Они возникали на протяжении всей христианской эпохи, но были особенно распространены после протестантской Реформации . Эмануэль Сведенборг считал второе пришествие символическим и произошло в 1757 году. Наряду с другими он разработал религиозную систему вокруг второго пришествия Христа, раскрытую в новых пророчествах или особых откровениях, не описанных в Библии. Миллериты — это различные религиозные группы , которые также полагаются на особый дар толкования для предсказания второго пришествия.

Разница между миллеритским и адвентистским движениями XIX века и современными пророчествами заключается в том, что Уильям Миллер и его последователи, основываясь на библейской интерпретации, предсказали, что время Второго пришествия произойдет в 1844 году. быть спровоцированы будущими войнами и моральной катастрофой , и что это время скорби уже близко.

Адвентисты седьмого дня верят, что библейское пророчество предсказывает сценарий конца времен, в котором Соединенные Штаты совместно с Католической церковью предписывают поклонение в день, отличный от истинной субботы, субботы, как предписано в Десяти заповедях (Исход 20:8). –11). Это приведет к ситуации, когда человек должен будет сделать выбор за или против Библии как воли Бога. [46]

Претерист
[ редактировать ]

Другой взгляд на последние времена претеризм . Оно отличает время конца от конца времени . Претеристы полагают, что термин «последние дни» (или «Время конца ») относится не к последним дням Земли и не к последним дням человечества, а к концу Ветхого Завета между Богом и Израилем ; что, согласно претеризму, произошло, когда Храм в Иерусалиме был разрушен в 70 г. н.э.

Претеристы верят, что пророчества , такие как Второе пришествие , осквернение еврейского храма, разрушение Иерусалима, приход антихриста , Великая скорбь , наступление Дня Господня и Страшный суд , — исполнились. когда римляне разграбили Иерусалим и полностью разрушили его Храм.

Сторонники полного претеризма не верят в грядущее воскресение мертвых . Они относят это событие (как и Второе пришествие) к 70 году. Сторонники частичного претеризма верят в грядущее воскресение. Полные претеристы утверждают, что частичные претеристы — это просто футуристы , поскольку они верят, что Второе пришествие, Воскресение, Вознесение и Суд еще впереди.

первого века Многие претеристы полагают, что христиане пережили Восхищение, чтобы воссоединиться со Христом .

Согласно претеристской интерпретации последних времен, многие «временные переходы» в Новом Завете предсказывают Второе пришествие Христа, причем последние дни должны произойти при жизни его учеников: Мф. 10:23, Матф. 16:28, Матф. 24:34, Матф. 26:64, Рим. 13:11–12, 1 Кор. 7:29–31, 1 Кор. 10:11, Фил. 4:5, Иакова 5:8–9, 1 Пет. 4:7, 1 Ин. 2:18.

диспенсационалисты
[ редактировать ]

Диспенсационализм — это евангелистская футуристическая интерпретация Библии, которая предусматривает серию устроений или периодов, в которых Бог общается с людьми в соответствии с различными библейскими заветами . Система убеждений в первую очередь уходит корнями в труды Джона Нельсона Дарби и по своему содержанию является премилленаристской . Восстановление Израиля в 1948 году дало мощный импульс диспенсационалистской системе убеждений. , войны Израиля после 1948 года с его арабскими соседями оказали дополнительную поддержку По словам Джона Ф. Уолворда . [47] После Шестидневной войны 1967 года и войны Судного дня в 1970-х годах казалось правдоподобным, в 1973 году многим христианам-фундаменталистам что беспорядки на Ближнем Востоке вполне могут привести к исполнению различных библейских пророчеств и к битве Армагеддон.

Члены диспенсационалистского движения, такие как Хэл Линдси , Дж. Дуайт Пятидесятник , Джон Уолвурд , все из которых имеют образование в Далласской духовной семинарии , и некоторые другие писатели, утверждали далее, что Европейское экономическое сообщество , которое предшествовало Европейскому Союзу , станет Объединённым Союзом. Государства Европы , которые, в свою очередь, станут возрожденной Римской империей, управляемой антихристом . Возрожденная Римская империя также фигурировала в Нового Завета видении будущего авторами . Тот факт, что в начале 1970-х годов в Европейское экономическое сообщество входило (ошибочно считалось) семь стран, считался важным; это сравняло Сообщество с семиглавым зверем, упомянутым в Откровении. Это конкретное пророчество потребовало пересмотра, но идея возрожденной Римской империи осталась.

Диспенсационализм, в отличие от миллеритского адвентистского движения, зародился в XIX веке, когда Джон Нельсон Дарби , основатель «Плимутские братья» религиозной деноминации , включил в свою систему библейского толкования систему организации библейского времени в ряд дискретных устроений. , каждый из которых знаменует собой отдельный завет с Богом. Убеждения Дарби были широко разглашены в И. Скофилда Сайруса «Справочной Библии Скофилда» , аннотированной Библии, которая стала популярной в Соединенных Штатах.

Поскольку большинство библейских пророков писали в то время, когда Храм в Иерусалиме еще функционировал, они писали так, как будто он все еще будет стоять во время предсказанных событий. Согласно претеризму, это было исполнением пророчеств. Однако, по мнению футуристов , их разрушение в 70 году нашей эры приостановило пророческий график. Поэтому многие такие верующие ожидали возвращения евреев в Израиль и восстановления Храма до того, как могло произойти Второе пришествие. [48] [49]

Премилленаризм после Скорби

[ редактировать ]

Взгляд на Второе пришествие Христа, которого придерживаются премилленаристы после Великой скорби, утверждает, что Церкви Христа придется подвергнуться великим гонениям, поскольку она будет присутствовать во время великой скорби.

Конкретные пророческие движения

[ редактировать ]
Уильям Миллер предсказал конец света в 1843 году, известный как Великое разочарование .

В 1843 году Уильям Миллер сделал первое из нескольких предсказаний о том, что конец света наступит всего через несколько месяцев. Поскольку его предсказания не сбылись (так называемое « Великое разочарование »), последователи Миллера основали отдельные группы, наиболее успешной из которых является Церковь адвентистов седьмого дня .

Члены Веры Бахаи считают, что интерпретация Миллером знаков и дат пришествия Иисуса была по большей части правильной. [50] Они верят, что исполнение библейских пророчеств о пришествии Христа произошло благодаря предшественнику их собственной религии — Бабу . По словам Баба, 4 апреля 1844 года было «первым днем, когда Дух сошел» в его сердце. [51] Его последующее заявление мулле Хусейну-и Бушруи о том, что он «Обетованный» — событие, которое теперь бахаи отмечают как главный святой день , — произошло 23 мая 1844 года. Именно в октябре того же года Баб отправился в путь. в паломничестве в Мекку , где открыто заявил о своих претензиях шарифу Мекки . [52] [53] Первое освещение этих событий на Западе было в 1845 году в газете «Таймс» . [54] за ними последовали другие в 1850 году в Соединенных Штатах. [55] Первый бахаи, приехавший в Америку, состоялся в 1892 году. [52] В нескольких книгах и брошюрах бахаи упоминаются миллериты, пророчества, использованные Миллером, и великое разочарование, в первую очередь « » Уильяма Сирса Вор в ночи . [56] [57] [58]

Реставрационизм (христианский примитивизм)

[ редактировать ]

Теология последнего времени также важна для реставрационных христианских религий, которые считают себя отличными как от католицизма, так и от протестантизма.

Свидетели Иеговы
[ редактировать ]
Бывшая штаб-квартира Сторожевой Башни в Бруклине . Общество сделало ряд решительных заявлений о надвигающихся последних днях и последующем хаосе между 1879 и 1924 годами.

Эсхатология Свидетелей Иеговы занимает центральное место в их религиозных верованиях. Они верят, что Иисус Христос правил на небесах как царь с 1914 года (дата, которая, по их мнению, была предсказана в Библии), и что после этого времени произошел период очищения, в результате которого Бог избрал Исследователей Библии , связанных с Чарльзом Тейзом Расселом, в качестве своего человек в 1919 году. Они также верят, что уничтожение тех, кто отвергает библейское послание [59] и таким образом умышленно отказываемся подчиняться Богу [60] [61] вскоре произойдет Армагеддон , гарантируя, что начало нового земного общества будет состоять из добровольных подданных этого царства.

Доктрины религии, относящиеся к 1914 году, являются наследием ряда решительных заявлений, касающихся 1799 года. [62] 1874, [62] 1878, [63] 1914, [64] 1918 [65] и 1925 г. [66] сделанные в публикациях Общества Сторожевой Башни между 1879 и 1924 годами. Утверждения о значении тех лет, включая присутствие Иисуса Христа, начало «последних дней», уничтожение мирских правительств и земное воскресение еврейских патриархов, были последовательно заброшен. [67] В 1922 году главный журнал общества « Сторожевая башня » охарактеризовал его хронологию как «не более сильную, чем его самое слабое звено», но также заявил, что хронологические отношения «имеют божественное происхождение и божественно подтверждены   … в отдельном классе, абсолютно и безоговорочно». правильный" [68] и «неоспоримые факты», [62] а отказ от учения Рассела был описан как «эквивалент отречения от Господа». [69]

Общество Сторожевой Башни признало, что его первые лидеры продвигали «неполные и даже неточные концепции». [70] Руководящий совет Свидетелей Иеговы заявляет, что, в отличие от ветхозаветных пророков , его толкования Библии не являются вдохновенными или непогрешимыми . [71] [72] [73] В нем говорится, что библейские пророчества можно полностью понять только после их исполнения, приводя примеры библейских персонажей, которые не понимали значения полученных ими пророчеств. В литературе Общества Сторожевой Башни часто цитируются Притчи 4:18: «Стезя праведных подобна яркому свету, которое становится все светлее и светлее, пока не установится день» ( NWT ), чтобы поддержать свою точку зрения о том, что будет увеличение знаний во «время конца», и что этот рост знаний нуждается в корректировке. В публикациях Общества Сторожевой Башни также говорится, что несбывшиеся ожидания отчасти объясняются стремлением к Царству Бога и что они не ставят под сомнение свои основные убеждения . [74] [75] [76]

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
[ редактировать ]

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) верят, что когда-нибудь в будущем произойдет Второе пришествие Иисуса на Землю. Церковь СПД и ее лидеры не делают никаких предсказаний даты Второго пришествия.

Согласно церковному учению, истинное Евангелие будет преподаваться во всех частях мира до Второго пришествия. [77] Они также верят, что перед Вторым пришествием будет усиливаться война, землетрясения, ураганы и техногенные катастрофы. [78] Бедствия всякого рода произойдут до прихода Христа. [79] По возвращении Иисуса Христа все люди будут воскрешены: праведники в первом воскресении, а неправедные во втором, более позднем воскресении. Христос будет царствовать в течение 1000 лет, после чего произойдет Страшный Суд.

Реализованная эсхатология

[ редактировать ]

Реализованная эсхатология — это христианская эсхатологическая теория, согласно которой эсхатологические отрывки Нового Завета относятся не к будущему, а к служению Иисуса и его вечному наследию. [80] [81]

Схема «Равны собрания» ( Ард аль-Хашр) в Судный день из рукописи с автографом Футухат аль-Маккия и суфийского мистика мусульманского философа Ибн Араби , ок. 1238 . Показаны Арш ( Трон Божий ), кафедры для праведников (аль-Аминун), семь рядов ангелов , Гавриил (ар-Рух), Араф (Преграда), Пруд Изобилия , аль-Макам аль. - Махмуд (Достойная похвалы станция; где исламский пророк Мухаммед будет стоять, чтобы заступиться за верующих), Мизан (Весы), Ас-Сират (Мост), Джаханнам (Ад) и Мардж аль-Джаннат (Райский луг) . [82]

Мусульмане есть три периода, верят, что перед Судным Днем и существуют споры о том, могут ли эти периоды пересекаться. [83] [84] [85]

Сунниты верят, что после этого мертвые будут стоять в большом собрании, ожидая свитка с подробным описанием их праведных дел, греховных поступков и окончательного суда. [примечание 1] [86] Мухаммед будет первым, кто воскреснет. [87] Наказания будут включать адхаб , или сильную боль и смущение, и хызы , или стыд. [88] Между смертью и воскресением будет также наказание могилы. [89] Некоторые ученые-сунниты объясняют некоторые знаки метафорически.

Основная версия суннитской версии
Хронология основного ислама

Признаки приближающегося конца времени делятся на главные и второстепенные :Говорят, что после второго периода третий период отмечен десятью главными знаками, известными как аламату'с-саах аль-кубра (Основные признаки конца). [примечание 2] Они заключаются в следующем:

  1. Огромное черное облако дыма (духан) покроет землю. [примечание 3]
  2. Три погружения земли, одно на Востоке. [примечание 3]
  3. Одно погружение земли на Западе. [примечание 3]
  4. Одно погружение земли в Аравии. [примечание 3]
  5. Ложный мессия — антихрист Масих ад-Даджаль — появится с огромной силой в виде одноглазого человека со слепым правым глазом и уродливым, как виноград. Хотя верующие не будут обмануты, он будет утверждать, что он Бог, что у него есть ключи от рая и ада, и собьет многих с пути. [90] На самом деле его рай — это ад, а его ад — это рай. За Даджалем последуют семьдесят тысяч евреев Исфахана в персидских шалях. [примечание 4]
  6. Возвращение . Исы ( Иисуса ) с четвертого неба, чтобы убить Даджала [91]
  7. Я'джудж и Ма'джудж ( Гог и Магог ), иафетское племя порочных существ, которые были заключены в тюрьму Зул-Карнайном , вырвутся на свободу. Они опустошат землю, выпьют всю воду Тивериадского озера и убьют всех верующих на своем пути. Иса, Имам Аль-Махди и верующие с ними пойдут на вершину горы и помолятся об уничтожении Гога и Магога. В конце концов Бог пошлет болезни и червей, чтобы уничтожить их. [примечание 5] [92]
  8. Солнце взойдет с запада. [93] [94] [95]
  9. Даббат аль-ард , или Зверь Земли , выйдет из-под земли, чтобы поговорить с людьми. [примечание 6]
  10. Прозвучит второй удар трубы, мертвые вернутся к жизни, и из Йемена выйдет огонь , который соберет всех на Махшар Аль-Кияма (Собрание для Суда). [96]

Многие из признаков, показанных выше, являются общими как для суннитских, так и для шиитских верований, за некоторыми исключениями, например, Имама Аль-Махди победа над Аль-Масихом ад-Даджалем .

Понятия и терминология в шиитской эсхатологии включают Миад , Сокрытие , Аль-Ямани и Суфьяни . В шиитов-двунадесятников повествованиях о последних днях литература в основном вращается вокруг Мухаммада аль-Махди , который, по мнению многих, является истинным двенадцатым назначенным преемником Мухаммеда. Мухаммад аль-Махди поможет человечеству противостоять обману Даджаля , который попытается привлечь людей к новой мировой религии, которую называют «великим обманом». [97] [ нужна цитата для проверки ]

Ахмадия считается отличной от основного течения ислама. В его написании нынешняя эпоха стала свидетелем зла человеческого и гнева Божьего, войн и стихийных бедствий. [98] Гулам Ахмад рассматривается как обещанный Мессия и Махди , исполняющий исламские и библейские пророчества, а также писания других религий, таких как индуизм. Его учение установит духовную реформу и установит век мира. Это будет продолжаться тысячу лет и объединит человечество под одной верой. [99]

Ахмадийцы верят, что, несмотря на жесткое и сильное сопротивление и дискриминацию, они в конечном итоге одержат победу, и их послание будет подтверждено как мусульманами, так и немусульманами. Ахмадийцы также включают в свою доктрину эсхатологические взгляды других религий и считают, что Мирза Гулам Ахмед попадает в эту последовательность. [100]

Вера Бахаи

[ редактировать ]
Дом Поклонения Бахаи, Дели, Индия

В Вере Бахаи творение не имеет ни начала, ни конца; [101] Бахаи считают эсхатологии других религий символическими. По вере бахаи, человеческое время отмечено серией прогрессивных откровений , в которых последовательные посланники или пророки приходят от Бога. [102] Приход каждого из этих посланников рассматривается как судный день для приверженцев предыдущей религии, которые могут решить принять нового посланника и войти в «рай» веры или осудить нового посланника и войти в «ад». отрицания. С этой точки зрения термины «рай» и «ад» становятся символическими терминами, обозначающими духовный прогресс человека и его близость к Богу или отдаленность от него. [102] По вере бахаи, Бахаулла (1817–1892), основатель Веры Бахаи, был Вторым пришествием Христа, а также исполнением предыдущих эсхатологических ожиданий ислама и других основных религий. [103]

Зарождение Веры Бахаи совпадает с Великим разочарованием миллеритского пророчества в 1844 году.

Абдул-Баха учил, что Армагеддон начнется в 1914 году. [104] но без четкого указания даты его окончания. [105] Бахаи верят, что массовое мученичество, ожидаемое во время Конца Времен, уже произошло в историческом контексте Веры Бахаи. [106] [107] Бахаи ожидают, что их вера в конечном итоге будет принята массами мира, что ознаменует наступление золотого века .

Растафари

[ редактировать ]
Хайле Селассие I считается воплощением бога в растафари .

Растафари имеют уникальную интерпретацию последних времен, основанную на Ветхом Завете и Книге Откровения . Они верят, что эфиопский император Хайле Селассие I — это воплощение Бога , Царь царей и Господь господствующих, упомянутый в Откровении 5:5. Они считали коронацию Селассие вторым пришествием , а Вторую итало-эфиопскую войну — исполнением Откровения. Существует также ожидание, что Селассие вернется на судный день и вернет домой «потерянных детей Израиля», под которыми в растафари подразумеваются те, кого забрали из Африки в результате работорговли . Тогда наступит эра мира и гармонии на горе Сион в Африке. [108]

Циклическая космология

[ редактировать ]

Вайшнавская традиция связывает современную индуистскую эсхатологию с фигурой Калки , десятого и аватара Вишну последнего . Многие индуисты верят, что прежде чем эпоха подойдет к концу, Калки перевоплотится в Шиву и одновременно растворит и возродит вселенную. Шиваиты придерживаются мнения, что Шива непрерывно разрушает и создает мир. [109]

В индуистской эсхатологии время циклично и состоит из кальп . Каждый длится 4,1–8,2 миллиарда лет, что составляет один полный день и ночь для Брахмы , который будет жить 311 триллионов 40 миллиардов лет. В пределах кальпы есть периоды создания , сохранения и упадка . После этого большего цикла все творение сожмется до сингулярности. [ нужна ссылка ] а затем снова будет расширяться из этой единственной точки, поскольку века продолжаются в религиозном фрактальном узоре. [85] [ нужна цитата для проверки ]

В нынешней кальпе есть четыре эпохи, охватывающие цикл. Они продвигаются от начала полной чистоты к нисхождению в полное разложение. Последняя из четырех эпох — Кали-юга (которая, по мнению большинства индуистов, является нынешним временем), характеризуется ссорами, лицемерием, нечестием, насилием и разложением. Четыре столпа дхармы будут сведены к одному, и все, что останется, — это истина. [110] Как написано в Гите : [111]

Йада йада хи дхармасья гланирбхавати Бхарата
Абхьюттханам адхармасья тадатманам сриджамьяхам

О потомок Бхараты, всякий раз, когда происходит упадок религии и рост безбожия, в это время Я проявляю Свою вечно совершенную форму в этом материальном мире.

В это время хаоса последний аватар, Калки , наделённый восемью сверхчеловеческими способностями, появится на белом коне. Калки соберет армию, чтобы «установить праведность на земле» и оставить «разумы людей чистыми, как кристалл».

По завершении Кали-Юги следующий Цикл Юг начнется с новой Сатья-Юги , в которой все снова станут праведными с восстановлением Дхармы. За этим, в свою очередь, последуют эпохи Трета-юги , Двапара-юги и снова еще одна Кали-юга. Затем этот цикл будет повторяться до тех пор, пока больший цикл существования под властью Брахмы не вернется к сингулярности . [ нужна ссылка ] и рождается новая вселенная. [108] Цикл рождения , роста , упадка и обновления на индивидуальном уровне находит свое отражение в космическом порядке, но в верованиях вайшнавов на него влияет смутное божественное вмешательство.

Не существует классического описания начала и конца. [112] в буддизме; Масао Абэ объясняет это отсутствием Бога. [113]

История встроена в продолжающийся процесс сансары или «безначальные и бесконечные циклы рождения-смерти-перерождения». [114] Буддисты верят, что всему есть конец [115] но это не окончательно, потому что им суждено родиться свыше. Однако авторы буддийских писаний Махаяны приводят в буддийской традиции особое описание конца времен: оно описывает возвращение Будды Майтрейи , которое приведет к концу света. [116] Это составляет одну из двух основных ветвей буддийской эсхатологии, другой является Проповедь Семи Солнц . Конец времени в буддизме может также включать культурную эсхатологию, охватывающую «последние вещи», включая идею о том, что Шакьямуни Будды дхарма также придет к концу. [117]

Майтрейя

[ редактировать ]

Будда описал, как его учения исчезли через пять тысяч лет после того, как он их проповедовал: [118] что соответствует примерно 4300 году, поскольку он родился в 623 году до нашей эры. [119] В это время знание Дхармы также будет потеряно. Последние его мощи будут собраны в Бодхгае и кремированы. [ нужна ссылка ] Наступит новая эра, в которой появится следующий Будда Майтрейя, но ей будет предшествовать вырождение человеческого общества. Это будет период жадности, похоти, бедности, недоброжелательности, насилия, убийств, нечестия, физической слабости, сексуальной развращенности и общественного краха, и даже сам Будда будет забыт. [85]

За этим последует приход Майтрейи, когда учения дхармы будут забыты. Майтрейя был первым бодхисаттвой, вокруг которого развился культ примерно в третьем веке нашей эры. [120]

Самое раннее известное упоминание о Майтрейе встречается в Чаккаватти, или Сиханада-сутте, в Дигха-никае 26 Палийского канона . В нем Гаутама Будда предсказал, что его учение дхармы будет забыто через 5000 лет.

В тот период, братья, в мире восстанет Возвышенный по имени Майтрейя, Полностью Пробудившийся, исполненный мудрости и доброты, счастливый, обладающий знанием миров, непревзойденный как наставник для смертных, желающих быть ведомыми, учитель для богов. и люди, Возвышенный, Будда, такой же, как я сейчас. Он сам досконально познает и увидит, как бы лицом к лицу, эту вселенную с Ее мирами духов, Ее Брахмами и Ее Марами, Ее миром отшельников и брахманов, князей и народов, подобно тому, как я теперь сам досконально знаю и вижу их.

Дигха Никая, 26 лет.

Затем текст предсказывает рождение Будды Майтрейи в городе Кетумати на территории современного Бенареса , царем которого станет Чаккаватти Санкха. Санкха будет жить в бывшем дворце царя Махапанады и станет отшельником, который последует за Майтрейей. [121] [122]

В буддизме Махаяны Майтрейя достигнет бодхи за семь дней, минимальный период, благодаря его многожизненной подготовке. Став Буддой, он будет править Чистой Землей Кетумати, земным раем, который иногда ассоциируется с индийским городом Варанаси или Бенаресом в современном Уттар-Прадеше . В буддизме Махаяны Будда управляет страной чистоты. Например, Амитабха возглавляет Сукхавати, более известный как «Западный рай». [123]

Бодхисаттва Майтрейя периода искусства Гандхары второго века.

Примечательное учение, которое он вновь откроет, — это учение о десяти недобродетельных поступках: убийство, воровство, сексуальные проступки, ложь, сеющая разногласия речь, оскорбительная речь, праздная речь, жадность, вредные намерения и неправильные взгляды. Десять добродетельных дел заменят их отказом от каждой из этих практик. Эдвард Конзе в своих «Буддийских писаниях» (1959) описывает Майтрейю:

Господь ответил: «Тогда Майтрейя, лучший из людей, покинет небеса Тушиты и отправится в свое последнее перерождение. Как только он родится, он сделает семь шагов вперед, и там, где он опустит ноги, вырастет драгоценный камень или лотос. Он поднимет глаза на десять направлений и произнесет такие слова: «Это мое последнее рождение. После этого перерождения не будет. Никогда я не вернусь сюда, но, весь чистый, я выиграю Нирвану».

- Буддийские писания [124]

Майтрея в настоящее время проживает в Тушите , но при необходимости приедет в Джамбудвипу в качестве преемника исторического Будды Шакьямуни . Майтрейя достигнет полного просветления при жизни, и после этого пробуждения он вернет вневременное учение дхармы на этот план и заново откроет для себя просветление . [125] Мандала Арья Майтрейи , основанная в 1933 году ламой Анагарикой Говиндой , основана на идее Майтрейи.

Эсхатология Майтрейи образует центральный канон Общества Белого Лотоса , религиозного и политического движения, возникшего в Юаньском Китае . [126] Позже она разрослась в китайскую подпольную преступную организацию, известную как Триады , которая существует сегодня как международная подпольная преступная сеть. [ нужна ссылка ]

Обратите внимание, что никакого описания Майтрейи нет ни в одной другой сутте канона, что ставит под сомнение подлинность писания. Кроме того, проповеди Будды обычно происходят в ответ на вопрос или в определенном контексте, но у этой сутты есть начало и конец, и ее содержание сильно отличается от других. Это привело некоторых к выводу, что вся сутта является апокрифической или подделанной. [125]

Проповедь семи солнц

[ редактировать ]

В своей «Проповеди семи солнц» Палийского канона Будда описывает окончательную судьбу Земли в апокалипсисе, характеризующемся последующим появлением на небе семи солнц , каждое из которых вызывает постепенное разрушение, пока планета не будет разрушена:

Все вещи непостоянны, все аспекты существования нестабильны и невечны. Существа настолько утомятся и начнут испытывать отвращение к составляющим их вещам, что будут быстрее искать освобождения от них. Наступит время, о монахи, когда через сотни тысяч лет дожди прекратятся. Все саженцы, вся растительность, все растения, травы и деревья засохнут и перестанут существовать.   ...По прошествии большого времени наступит еще один сезон, когда появится второе солнце. Теперь все ручьи и пруды высохнут, исчезнут, перестанут существовать.

- Ангуттара-Никая, VII, 6.2 Палийский канон [85]

Канон продолжает описывать постепенное разрушение каждого солнца. Третье солнце высушит реку Ганг и другие реки, а четвертое приведет к испарению озер; пятый высушит океаны. Позже:

Снова, по прошествии огромного периода времени, появится шестое солнце, и оно испечет Землю, как горшечник обжигает горшок. Все горы будут вонять и поднимать клубы дыма. Спустя еще один большой промежуток времени появится седьмое солнце, и Земля будет полыхать огнем, пока не превратится в одну массу пламени. Горы сгорят, искра разнесется по ветру и отправится в миры Божии.   ...Так, монахи, все сущее сгорит, погибнет и не будет больше никого, кроме тех, кто видел путь.

- Ангуттара-Никая, VII, 6.2 Палийский канон [85]

Проповедь завершается тем, что Земля погрузилась в обширный холокост. Палийский канон не указывает, когда это произойдет относительно Майтрейи. [85]

Скандинавская мифология

[ редактировать ]
Один сражается со своим старым врагом Фенриром
Рагнарек после того, как Сурт охватил мир огнем

Скандинавская мифология изображает конец дней как Рагнарёк , древнескандинавский термин, который можно перевести как «сумерки богов». Это будет ознаменовано опустошением, известным как Фимбулветр , которое охватит Мидгард в холоде и темноте. Солнце и луна исчезнут с неба, и воздух наполнится ядом. Мертвые поднимутся из-под земли, и воцарится отчаяние.

Затем произойдет битва между — с одной стороны — Богами с асиром , Ванирами. [127] и Эйнхерия , возглавляемые Одином , и — с другой стороны — силы Хаоса, включая огненных великанов и йотунов , возглавляемых Локи . В бою Один будет целиком проглочен своим старым врагом Фенриром . [128] Бог Фрейр сражается с Суртом, но проигрывает. Видарр , сын Одина, затем отомстит за своего отца, разорвав челюсти Фенрира и нанеся удар копьем волку в сердце. Змей Ёрмунганд откроет свою зияющую пасть и встретится в бою с Тором . Тор, также сын Одина, победит змея, но после этого сделает девять шагов, прежде чем рухнет собственной смертью. [129]

После этого люди побегут из своих домов, когда солнце почернеет и земля утонет в море. Звезды исчезнут, пар поднимется, и пламя коснется небес. Этот конфликт приведет к гибели большинства главных Богов и сил Хаоса. Наконец, Сурт бросит огонь по девяти мирам. Океан тогда полностью затопит Мидгард . [130]

После катаклизма мир возродится новым и плодородным, и выжившие Боги встретятся. Бальдр , ещё один сын Одина, возродится в новом мире По словам Вёлуспа, . Два выживших человека, Лиф и Лифрасир , затем заново заселят эту новую землю. [131]

Египетская мифология

[ редактировать ]


Египетские тексты обычно рассматривают распад мира как возможность, которой следует избегать, и по этой причине они не часто описывают его подробно. Однако многие тексты намекают на идею, что миру после бесчисленных циклов обновления суждено закончиться. Этот конец описан в отрывке из « Текстов гроба» и более подробно в « Книге мертвых» , где Атум говорит, что однажды он разрушит упорядоченный мир и вернется в свое первобытное, инертное состояние в водах хаоса. Все вещи, кроме создателя, перестанут существовать, кроме Осириса, который выживет вместе с ним. [132] Подробности этой эсхатологической перспективы остаются неясными, в том числе и судьба умерших, связанных с Осирисом. [133] Тем не менее, когда бог-творец и бог обновления вместе находятся в водах, породивших упорядоченный мир, существует вероятность того, что новое творение возникнет таким же образом, как и старое. [134]

Нет конца времени

[ редактировать ]

Даосская вера не интересуется тем, что было до или после жизни, зная только свое собственное бытие в Дао. Философия заключается в том, что люди приходят и уходят, как горы, деревья и звезды, но Дао будет продолжаться с незапамятных времен . [ нужна ссылка ]

Аналогии в науке и философии

[ редактировать ]
Схема, показывающая жизненный цикл Солнца .

Исследователи будущего и трансгуманисты исследуют, как ускоряющиеся темпы научного прогресса могут привести к « технологической сингулярности » в будущем, которая глубоко и непредсказуемо изменит ход человеческой истории и приведет к тому, что Homo sapiens перестанет быть доминирующей формой жизни на Земле. Земля. [135] [136] [ неправильный синтез? ]

Иногда термин «физическая эсхатология» применяется к долгосрочным предсказаниям астрофизики о будущем Земли и окончательной судьбе Вселенной . [137] [138] Примерно через 6 миллиардов лет Солнце превратится в красного гиганта . Жизнь на Земле станет невозможной из-за повышения температуры задолго до того, как планета, возможно, будет поглощена Солнцем или останется обугленной. [139] Позже Солнце станет белым карликом .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Коран 74:38
  2. ^ Сахих Муслим, Книга 41, Хадис 6931.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Сахих Муслим
  4. ^ Муслим, Книга 41, Хадис 7034.
  5. ^ Коран 21:96
  6. ^ Коран 27:82
  1. ^ Кэрролл 2000 , с. 420.
  2. ^ «BBC – Религии – Христианство: Конец времен» . Би-би-си онлайн . 19 июля 2011 г. Проверено 10 ноября 2017 г.
  3. ^ Редферн, Мартин (2003). Земля: очень краткое введение . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-280307-8 . OCLC   49906936 .
  4. ^ Словарь – Определение эсхатологии . Интернет-словарь Вебстера .
  5. ^ «Эсхатология, н. », деф. а, Оксфордский словарь английского языка . Проверено 18 мая 2016 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Еврейская эсхатология» . Еврейская энциклопедия . Проверено 1 мая 2012 г.
  7. ^ Гинзбург, Ицхах (2007). Каббала и медитация для народов . Издательское общество ГалЭйнай. ISBN  978-965-7146-12-5 .
  8. ^ Мишне Тора, Законы королей 12:5
  9. ^ Зоар, Вайера 119а.
  10. ^ Рамбан о Бытии (2:3)
  11. ^ Абарбанель о Бытии 2
  12. ^ Рамбан цитирует Ибн Эзру в книге Левит (25:2)
  13. ^ Бахья в Бытии 2:3
  14. ^ Сафра Д'Цниуса, Ch. 5
  15. ^ Сефер ха-Сихос 5750:254
  16. ^ Дерех Ашем 4:7:2
  17. ^ Страница 318, Настоящий Мессия. Каплан, Арье (1 августа 1991 г.). Антология Арье Каплана: освещающие изложения еврейской мысли и практики уважаемого учителя . Публикации Месоры. ISBN  9780899068664 . Проверено 2 сентября 2015 г.
  18. ^ Флейшер, Малка (27 октября 2008 г.). « Это Эрев Шаббат мира» – Еврейский мир – Новости» . Национальные новости Израиля.
  19. ^ Перейти обратно: а б Бойс, Мэри (1979). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 27–29. ISBN  978-0-415-23902-8 . .
  20. ^ Уэст, Мартин Личфилд (2013). Hellenica: Том III: Философия, музыка и метр, Литературные переулки, Вария . ОУП Оксфорд. стр. 89–109. ISBN  978-0-19-960503-3 .
  21. ^ Тейлор, Ричард П. (2000). Смерть и загробная жизнь: Культурная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 312. .
  22. ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстон (2009). «О происхождении мира». Гностическая Библия . Шамбала . Проверено 1 февраля 2022 г.
  23. ^ Бокэм, Р.Дж. (1996). «Апокалиптика». В DRW Wood, IH Marshall, AR Millard, JI Packer и DJ Wiseman (ред.), New Bible Dictionary (3-е изд., стр. 53). Лестер, Англия; Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press.
  24. ^ Тиндейл, Уильям, Притча о нечестивом маммоне , ок. 1526, (факсимильная копия более позднего издания, без ISBN, Benediction Classics, 2008), стр. 4–5.
  25. ^ Смит, Джон Ховард (5 февраля 2021 г.). Мечта о Судном дне: американский милленаризм и апокалиптика, 1620–1890 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-753375-8 .
  26. ^ Лютер, Мартин, «Проповедь в двадцать пятое воскресенье после Троицы; Матфея 24: 15–28», Church Postil , 1525 г.
  27. ^ Ж. Х. Мерля Д'Обинья История Реформации шестнадцатого века , книга VI, глава XII, стр. 215.
  28. Кальвин, Джон, «Лекция пятьдесят вторая», комментарий к книге Даниила , том
  29. ^ «Пояснительные примечания ко всей Библии: Матфей: Матфей, ​​глава 24» . www.sacred-texts.com .
  30. ^ Все дороги ведут в Рим, Майкл де Семлен. Публикации Дорчестора Хауса, с. 205. 1991 г.
  31. ^ Грегг, Стивен (1997). Откровение: четыре взгляда . Нэшвилл, Теннесси: Издательство Thomas Nelson Publishing . п. 34. ISBN  978-0840721280 .
  32. ^ Эллиотт, Эдвард Бишоп (1862). Хоры Апокалиптические . Том. IV (5-е изд.). Лондон: Сили, Джексон и Холлидей. стр. 562–563.
  33. ^ См . 2-е послание к Фессалоникийцам, главу 2 и Сын погибели .
  34. ^ Тайссен, Герд и Аннетт Мерц. Исторический Иисус: подробное руководство. Крепость Пресс. 1998 г. перевод с немецкого (издание 1996 г.). Глава 1. Поиски исторического Иисуса. стр. 1–15.
  35. ^ Эрман, Барт . Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия. Оксфорд. 1999. с. 127.
  36. ^ Мейер, Джон П. (1999). «Современное состояние« Третьего поиска »исторического Иисуса: потеря и приобретение» . Библика . 80 :482 . Проверено 20 сентября 2018 г.
  37. ^ Геддерт, Ти Джей (1992). «Апокалиптическое учение». В Грине, Джоэл Б.; Макнайт, шотландец; Маршалл, И. Ховард (ред.). Словарь Иисуса и Евангелий: Сборник современных библейских исследований . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. ISBN  978-0-8308-1777-1 .
  38. ^ RT France, Евангелие от Марка, Новый международный комментарий к греческому Завету (Grand Rapids: Eerdmans, 2002), 541–543
  39. ^ NT Райт, Иисус и победа Бога (Миннеаполис: Крепость, 1996), стр. 329–365.
  40. ^ NT Райт Надежда отложена? Против догмы отсрочки. часто цитируются примеры Раннее христианство, 2018. В Ветхом Завете , когда язык космического разрушения используется для обозначения политических катастроф, например, в Иезеке. 32:8; Амос 8:9; Зеф. 1:15.
  41. ^ Хогетерп, Альберт Лос-Анджелес (2009). Ожидания конца: сравнительное традиционно-историческое исследование эсхатологических, апокалиптических и мессианских идей в свитках Мертвого моря и Новом Завете . Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN  978-90-04-17177-0 .
  42. ^ Знакомый незнакомец: Знакомство с Иисусом из Назарета Майкла Джеймса МакКлимонда (2004), стр. 77–79
  43. ^ Изучение исторического Иисуса: оценки состояния текущих исследований Брюса Чилтона и Крейга А. Эванса (1998), стр. 255–257.
  44. ^ Объяснение этих убеждений опубликовано на сайте Святого Престола.
  45. ^ Чанг Соппе, Сок Люн (2014). Божья тайна, которая есть Христос . ВестБоу Пресс. ISBN  978-1490815947 .
  46. ^ «Как адвентисты седьмого дня смотрят на католицизм» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2006 года . Проверено 4 июля 2009 г. – Основные утверждения с официального сайта адвентистской церкви.
  47. ^ Джон Ф. Уолворд (1990) [1974]. «Армагедон, нефть и ближневосточный кризис» .
  48. ^ «Прокламация III Международного сионистского конгресса» . Христианское действие для Израиля. 25 февраля 1996 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
  49. ^ «Нерассказанная история: роль христианских сионистов в создании современного Израиля» . Раввин Джейми Коуэн. 13 июля 2002 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
  50. ^ Момен, Муджан (1992). «Фундаментализм и либерализм: к пониманию дихотомии» . Обзор исследований бахаи . 2 (1).
  51. ^ Момен, Муджан (2007). «Мессианское сокрытие и теофаническое раскрытие» (PDF) . Интернет-журнал исследований бахаи . 1 : 71–88. ISSN   1177-8547 . Проверено 14 апреля 2012 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б Кэмерон, Гленн; Момен, Венди (1996). Основная хронология бахаи . Оксфорд, Великобритания: Джордж Рональд. стр. 15–20, 125. ISBN.  0-85398-404-2 – через Интернет-библиотеку Бахаи.
  53. ^ Шоги Эффенди Раббани. Бог проходит мимо . п. 9.
  54. ^ Момен, Муджан (1999). «Ранние западные описания верований баби и бахаи» . Статьи энциклопедии . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 2 февраля 2012 г.
  55. ^ «Раннее упоминание о Бабише в западных газетах, лето 1850 года» . Исторические документы и газетные статьи . Интернет-библиотека бахаи. 17 сентября 2010 г. Проверено 14 апреля 2012 г.
  56. ^ Сирс, Уильям (1961). Вор в ночи . Лондон: Джордж Рональд. ISBN  0-85398-008-Х .
  57. ^ Бауэрс, Кеннет Э. (2004). Бог снова говорит: введение в веру бахаи . Издательский фонд Бахаи. п. 12. ISBN  1-931847-12-6 .
  58. ^ Мотлах, Хушидар Хью (1992). Я приду снова (изд. «Великое разочарование»). Маунт-Плезант, Мичиган: Глобальная перспектива. стр. 205–213. ISBN  0-937661-01-5 .
  59. ^ «Служение по домам — почему это важно сейчас?». Сторожевая башня . 15 июля 2008 г. стр. 5–6.
  60. ^ Вы можете жить вечно в раю на Земле , Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1989, стр. 155.
  61. ^ Откровение - его великая кульминация близка! , Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1988, с. 6.
  62. ^ Перейти обратно: а б с «Сторожевая башня» , 1 марта 1922 г., стр. 73: «Таким образом, неоспоримые факты показывают, что «время конца» началось в 1799 году; что второе присутствие Господа началось в 1874 году».
  63. ^ «Наша Вера» (PDF) . Вестник утра . Сентябрь 1875 г. с. 52. Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2008 г.
  64. «Сторожевая башня» , 15 июля 1894 г., с. 1677. Архивировано 1 апреля 2019 года в Wayback Machine : «Мы не видим причин для изменения цифр — и не могли бы изменить их, даже если бы захотели. Мы считаем, что это даты Бога, а не наши. Но имейте в виду, что конец 1914 год — это дата не начала, а конца времени скорби».
  65. ^ 1 сентября 1916 г. «Сторожевая башня» , страницы 264–265. Архивировано 13 июля 2009 г. в Wayback Machine.
  66. ^ Миллионы ныне живущих никогда не умрут , 1920, стр. 97, «Основываясь на ранее изложенном аргументе, что старый порядок вещей, старый мир, заканчивается и, следовательно, уходит, и что новый порядок приходит и что 1925 год ознаменует воскресение верных, достойных прошлого, и начало восстановления, разумно заключить, что миллионы людей, живущих сейчас на Земле, все еще будут на Земле в 1925 году. Тогда, основываясь на данных обещаниях, изложенные в божественном Слове, мы должны прийти к положительному и неоспоримому выводу, что миллионы ныне живущих людей никогда не умрут».
  67. ^ Холден, Эндрю (2002). Свидетели Иеговы: портрет современного религиозного движения . Рутледж. п. 1 . ISBN  0-415-26609-2 .
  68. ^ «Крепкий канат хронологии», Сторожевая башня , 15 июля 1922 г., стр. 217, «Хронология настоящей истины представляет собой, прежде всего, цепочку дат   … До сих пор это цепь, и не более прочная, чем ее Однако между датами современной хронологии существуют четко установленные связи. Эти внутренние связи дат придают гораздо большую силу, чем можно найти в других [светских, археологических] хронологиях. замечательный характер, поскольку ясно указывает на то, что эта хронология принадлежит не человеку, а Богу. Имея божественное происхождение и божественно подтвержденную, хронология настоящей истины сама по себе стоит в особом классе, абсолютно и безоговорочно правильная».
  69. «Сторожевая башня» , 1 мая 1922 г., стр. 132: «Отказаться от избранного Господом инструмента или отказаться от него означает отказаться от самого Господа или отвергнуть его по принципу, согласно которому тот, кто отвергает слугу, посланного Мастером, тем самым отвергает Мастера.   ... Брат Рассел был слугой Господа. Тогда отвергнуть его и его работу равносильно отречению от Господа по ранее объявленному принципу».
  70. ^ Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Божьего (Общество Сторожевой Башни, 1993), глава 10.
  71. Откровение – его великая кульминация , Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1988, стр. 9.
  72. ^ «Лжепророки». Рассуждение на основе Священного Писания . Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. с.137:Не допустили ли Свидетели Иеговы ошибок в своем учении?.
  73. ^ «К кому нам идти, если не к Иисусу Христу?». Сторожевая башня . 1 марта 1979 г. с. 23. «верный и благоразумный раб» предупредил весь народ Божий о знамении времени, указывающем на близость правления Царства Божьего. Однако в этом отношении следует заметить, что этот «верный и благоразумный раб» никогда не был вдохновлен, никогда не был совершенен. Те сочинения некоторых представителей класса «рабов», которые стали христианской частью Слова Божьего, были вдохновлены и непогрешимы [библия], но это не относится к другим произведениям с тех пор.
  74. Почему с годами произошли изменения в учениях Свидетелей Иеговы?, «Свидетели Иеговы», «Рассуждение на основании Писаний » , 1989, Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, стр. 205.
  75. ^ «Не оставляйте места дьяволу!», Сторожевая башня , 15 марта 1986 г., стр. 19.
  76. ^ «Идите в ногу с организацией Иеговы», Сторожевая башня , 15 января 2001 г., страница 18.
  77. ^ Матфея 24:14 KJV
  78. Учение и Заветы 45:26.
  79. ^ учение и заветы 45:26
  80. ^ Джордж Элдон Лэдд ; Дональд Альфред Хагнер (1993). Богословие Нового Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 56. ИСБН  0802806805 . Архивировано из оригинала 24 июня 2019 г. Проверено 3 июня 2019 г.
  81. ^ МакКим, Дональд К. (2014). Вестминстерский словарь богословских терминов (2-е изд.). Луисвилл, Кентукки: Пресвитерианское издательство. п. 106. ИСБН  978-1611643862 . Проверено 3 апреля 2017 г.
  82. ^ Бегли, Уэйн Э. Сад Тадж-Махала: пример архитектурного планирования и символизма Великих Моголов, в: Вескоат, Джеймс Л.; Вольшке-Бульман, Иоахим (1996). Сады Великих Моголов: источники, места, изображения и перспективы Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия, ISBN   0884022358 . стр. 229–231.
  83. ^ Яхья, Харун (1 января 2008 г.). Ясность среди путаницы: Имам Махди и конец времен . Глобальное издательство. Киндл издание. п. 64.
  84. ^ Ричардсон, Джоэл (7 апреля 2006 г.). Антихрист: ожидаемый Мессия ислама . Приятное слово — подразделение издательства WinePress. п. 284. ИСБН  9781414104409 .
  85. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хупер, преподобный Ричард (20 апреля 2011 г.). Конец дней: предсказания конца из древних источников . Седона, Аризона. п. 156. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ постоянная мертвая ссылка ]
  86. ^ Мухаммад, С. Умар (1999). «Эсхатологические дискурсы мусульман о колониализме в Северной Нигерии». Журнал Американской академии религии . 67 (1). Издательство Оксфордского университета: 59–84. дои : 10.1093/jaarel/67.1.59 . JSTOR   1466033 .
  87. ^ Эспозито, Джон (2003). Оксфордский словарь ислама. Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-512558-4 , стр.264.
  88. ^ «Награда и наказание», Энциклопедия Корана (2005)
  89. ^ Леор Халеви, https://www.nytimes.com/2007/05/04/opinion/04iht-edhalevi.1.5565834.html.
  90. ^ Кристин Худа Додж (18 апреля 2009 г.). Книга «Все, что понимает ислам»: полное руководство по мусульманским верованиям, обычаям и культуре . Ф+В Медиа. п. 182. ИСБН  9781605507248 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  91. ^ Джон Л. Эспозито (13 июля 2011 г.). Что каждый должен знать об исламе . Издательство Оксфордского университета, США. п. 28. ISBN  9780199794133 .
  92. ^ Джавед Ахмад Гамиди (2009). Ислам: краткое введение . п. 46. [ постоянная мертвая ссылка ]
  93. ^ Солнце восходит с запада [Восход солнца с запада] (на арабском языке).
  94. ^ Алви Шихаб (2011). Изучение ислама на Западе . Грамедиа Пустака Утама. п. 16. ISBN  9789792267716 .
  95. ^ Солнце восходит с запада [Восход солнца с запада] (на арабском языке). 26 марта 2018 г.
  96. ^ Яхья, Харун (1 января 2008 г.). Ясность среди путаницы: Имам Махди и конец времен . Глобальное издательство. Киндл издание. п. 64.
  97. ^ Гнев Иешуа - Страница xxxv, Лео Пауль Джампьетро -
  98. ^ «Пророчества об Обетованном Мессии — www.aaiil.org» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 мая 2011 года . Проверено 27 марта 2010 г.
  99. ^ Обзор религий , январь 2009 г., том 104, выпуск 1. стр. 18–22.
  100. ^ Вера и философия ислама - стр. 180, Шамим Ахтер - 2009 г.
  101. ^ Смит, Питер (2008). Введение в веру Бахаи . Издательство Кембриджского университета . п. 112 . ISBN  978-0-521-86251-6 .
  102. ^ Перейти обратно: а б Смит, Питер (2000). «Эсхатология» . Краткая энциклопедия Веры Бахаи . Оксфорд: Публикации Oneworld. стр. 133–134 . ISBN  1-85168-184-1 .
  103. ^ Бак, Кристофер (2004). «Эсхатология глобализации: новый взгляд на множественное мессианство Бахауллы (стр. 143–178)» . В Шароне, Моше (ред.). Исследования современных религий, религиозных движений и верований баби-бахаи . Бостон: Брилл . ISBN  9004139044 .
  104. ^ 'Абдул-Баха (1959). Скрижали Божественного Плана (впервые написаны 1 апреля 1916 г.). Уилметт, Иллинойс: Издательский фонд Бахаи. п. 45 (Западные Штаты, Сообщение №1).
  105. ^ Всемирный Дом Справедливости (октябрь 1985 г.). Обещание мира во всем мире . Хайфа, Израиль: Всемирный центр бахаи. п. 1. ISBN  085398-216-3 .
  106. ^ Смит, П. (1999). Краткая энциклопедия веры Бахаи . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. стр. 98 и 247–248 . ISBN  1-85168-184-1 .
  107. ^ Стивен Лэмбден. «Катастрофа, Армагеддон и Тысячелетие: некоторые аспекты толкования апокалиптической символики Баби-Бахаи» . Bahai-library.com . Проверено 12 ноября 2011 г.
  108. ^ Перейти обратно: а б Браун, Сильвия; Харрисон, Линдси (2008). Конец света: предсказания и пророчества о конце света . Издательская группа «Пингвин». ISBN  978-1-4406-3141-2 .
  109. ^ Би-би-си. «Шива» . bbc.co.ke. ​Би-би-си . Проверено 23 марта 2021 г.
  110. ^ «Вишну Пурана» . Astrojyoti.com. 5 октября 2009 года . Проверено 21 ноября 2011 г.
  111. ^ Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж (2000). Шримад Бхагавад Гита . п. 232.
  112. ^ Лопес, Дональд С. (2001). История буддизма . Нью-Йорк: Харпер. п. 33. В отличие от многих других традиций, буддийские писания не содержат классического описания конца времен, апокалипсиса или эсхатона. цитируется в: Нетланд, Гарольд ; Янделл, Кейт (2009). «Дхарма или Евангелие?». Буддизм: христианское исследование и оценка . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. п. 196. ИСБН  9780830838554 . Проверено 7 июля 2019 г.
  113. ^ Абэ, Масао (1985). «Буддийская нирвана - ее значение в современной мысли и жизни». В ЛаФлере, Уильям Р. (ред.). Дзен и западная мысль . Библиотека философии и религии (переиздание). Бейзингсток: Макмиллан. п. 214. ИСБН  9781349069941 . Проверено 7 июля 2019 г. Поскольку в буддизме нет Бога, нет творения или Страшного суда, а есть Пустота. Таким образом, для буддизма история не имеет ни начала, ни конца.
  114. ^ Нетланд, Гарольд; Янделл, Кейт (2009). Буддизм: христианское исследование и оценка . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP Academic. п. 196. ИСБН  9780830838554 .
  115. ^ Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , Brill.
  116. ^ Биркс, Х. Джеймс (2009). Энциклопедия времени: наука, философия, теология и культура . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. п. 409. ИСБН  9781412941648 .
  117. ^ Брайант, Клифтон; Пек, Деннис (15 июля 2009 г.). Энциклопедия смерти и человеческого опыта: 1- . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. п. 422. ИСБН  9781412951784 .
  118. ^ Джонстон (ФСС), Джеймс (1889). Отчет столетней конференции протестантских миссий мира: состоявшейся в Эксетер-холле (9–19 июня), Лондон, 1888 г. Дж. Нисбет и компания. ISBN  978-0-8370-6891-6 .
  119. ^ Видьябхушана, Сатис Чандра (1988). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-0565-1 .
  120. ^ «Майтрейя» . Британская энциклопедия. 20 июля 2023 г.
  121. ^ кошелек, Сутта; Никайя, Дигха; Канон, Пали. « Чаккаватти Сутта: Император, вращающий колесо » . Основной буддизм . п. 26. Архивировано из оригинала 5 мая.
  122. ^ Vipassana.info, Палийский словарь собственных имен: Меттейя
  123. ^ «Введение в «Майтрейя Сутру» и «Майтрейю Сутру» (PDF) . Проверено 27 ноября 2012 г. .
  124. ^ Конзе, Эдвард (30 июля 1959 г.). Буддийские писания . Пингвинская классика. стр. 256 . ISBN  0140440887 .
  125. ^ Перейти обратно: а б Ричард Гомбрич , Буддизм Тхеравады: социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо . Рутледж и Кеган Пол, 1988, страницы 83–85.
  126. ^ Моут, Фредерик В. (2003). Императорский Китай 900–1800 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-01212-7 .
  127. ^ Дэн. «Война Асов и Ваниров» . Скандинавская мифология для умных людей . Проверено 7 сентября 2022 г.
  128. ^ Ларрингтон (1996:266).
  129. ^ Ларрингтон, Кэролайн (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN  0-19-283946-2 .
  130. ^ Беллоуз, Генри Адамс (2004). Поэтическая Эдда: Мифологические стихи . Дуврские публикации . ISBN  0-486-43710-8 .
  131. ^ Бьок, Джесси (2005). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . ISBN  0-14-044755-5 .
  132. ^ Хорнунг 1982 , стр. 162–165.
  133. ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2004 , стр. 67–68.
  134. ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , стр. 18–19.
  135. ^ Сандберг, Андерс . Обзор моделей технологической сингулярности
  136. ^ «Журнал h+ | Освещение технологических, научных и культурных тенденций, которые коренным образом меняют человека» . Hplusmagazine.com. Архивировано из оригинала 23 декабря 2010 г. Проверено 9 сентября 2011 г.
  137. ^ Чиркович, Милан М. «Ресурсное письмо: PEs-1: физическая эсхатология». Американский журнал физики 71.2 (2003): 122–133.
  138. ^ Баум, Сет Д. «Обречено ли человечество? Выводы астробиологии». Устойчивое развитие 2.2 (2010): 591–603.
  139. ^ Зейлик, Массачусетс; Грегори, SA (1998). Вводная астрономия и астрофизика (4-е изд.). Издательство Колледжа Сондерса. п. 322. ИСБН  0-03-006228-4 .

Источники

[ редактировать ]
  • Кэрролл, Джон Т. (2000). «Эсхатология» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN  978-9053565032 .
  • Дюнан, Франсуаза ; Зиви-Кош, Кристиан (2004) [французское издание, 1991 г.]. Боги и люди в Египте: 3000 г. до н.э. – 395 г. н.э. Перевод Дэвида Лортона. Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-8853-2 .
  • Хорнунг, Эрик (1982) [немецкое издание 1971 г.]. Представления о Боге в Египте: Один и Многие . Перевод Джона Бейнса. Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-1223-4 .
  • Микс, Дмитрий; Фавар-Микс, Кристина (1996) [французское издание, 1993 г.]. Повседневная жизнь египетских богов . Перевод Г.М. Гошгаряна. Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-8248-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 011e07367856d966a354e6ffc78724ab__1722174960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/ab/011e07367856d966a354e6ffc78724ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eschatology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)