Буддийская эсхатология
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2022 г. ) |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Часть серии о |
Эсхатология |
---|
Буддийская эсхатология , как и многие аспекты современной буддийской практики и веры, возникла во время своего развития в Китае и, посредством смешения буддийского космологического понимания и даосских эсхатологических взглядов, создала сложный канон апокалиптических верований. Эти верования, хотя и не являются полностью частью ортодоксального буддизма , образуют важную коллекцию китайских буддийских традиций, которые устраняют разрыв между монашеским орденом и местными верованиями Имперского Китая.
Хотя основным источником сочинений, описывающих эсхатологические верования в китайском буддизме, являются так называемые «апокрифические» тексты, они представляют собой бесценный источник информации для изучения буддизма в том виде, в котором он действительно практиковался, поскольку имеющиеся монашеские источники, изображающие буддизм, представляют собой лишь верхушку айсберг, тело которого по большей части все еще погружено под воду и скрыто от глаз (Zürcher (Perspectives) 169). Эти эсхатологические буддийские группы начали появляться в Китае с 402 г. н.э. (46 г. Овермайера), и их численность и сложность возрастали от Суй до династии Сун. Именно здесь появились многие группы мирян и священнослужителей (мирян и духовенства), такие как Общество Белого Лотоса и буддийское духовенство Амида , которые занялись распространением эсхатологических писаний.
В буддийской эсхатологии есть два важнейших момента: появление Майтрейи и Проповедь семи солнц .
Майтрейя
[ редактировать ]Будда описал свое учение, исчезнувшее через пять тысяч лет после его ухода: [ 1 ] что соответствует примерно 4600 году нашей эры . В это время знание Дхармы также будет потеряно. Последние его мощи будут собраны в Бодхгае и кремированы. [ 1 ] Наступит новая эра, в которой появится следующий Будда Майтрейя, но ей будет предшествовать вырождение человеческого общества. Это будет период жадности, похоти, бедности, недоброжелательности, насилия, убийств, нечестия, физической слабости, сексуальной развращенности и общественного краха , и даже сам Будда будет забыт. [ 2 ] За этим последует новый золотой век (см. ниже).
Самое раннее упоминание о Майтрейе содержится в Чакаватти (Сиханада) Сутте в Дигха Никае 26 Палийского канона .
В тот период, братья, в мире восстанет Возвышенный по имени Майтрейя, Полностью Пробудившийся, исполненный мудрости и доброты, счастливый, обладающий знанием миров, непревзойденный как наставник для смертных, желающих быть ведомыми, учитель для богов. и люди, Возвышенный, Будда, такой же, как я сейчас. Он сам досконально познает и увидит, как бы лицом к лицу, эту вселенную с Ее мирами духов, Ее Брахмами и Ее Марами, Ее миром отшельников и брахманов, князей и народов, подобно тому, как я теперь сам досконально знаю и вижу их.
— Дигха Никайя, 26 лет.
Затем предсказано, что Будда Майтрея родится в городе Кетумати на территории современного Бенареса, королем которого будет Чаккаватти Санкха. Санкха будет жить в бывшем дворце царя Махапанады, но позже отдаст дворец, чтобы стать последователем Майтрейи. [ 3 ] [ 4 ]
В буддизме Махаяны Майтрейя достигнет бодхи за семь дней, минимальный период, благодаря своим многочисленным жизням подготовки. Став Буддой, он будет править Чистой Землей Кетумати, земным раем, связанным с индийским городом Варанаси или Бенаресом в Уттар-Прадеше. В буддизме Махаяны Будды правят Чистой Землей (Будда Амитабха правит Чистой Землей Сукхавати, более известной как Западный рай). [ 5 ]
В это время он научит человечество десяти недобродетельным поступкам (убийству, воровству, сексуальным проступкам, лжи, сеющим разногласиям, оскорбительным речам, праздным речам, жадности, вредным намерениям и неправильным взглядам) и десяти добродетельным поступкам (отказу от : убийство, воровство, сексуальные проступки, ложь, сеющие разногласия, оскорбительные высказывания, пустословие, алчность, вредные намерения и неправильные взгляды). Он описан Конзе в буддийских писаниях:
Господь ответил: «Тогда Майтрейя, лучший из людей, покинет небеса Тушиты и отправится в свое последнее перерождение. Как только он родится, он сделает семь шагов вперед, и там, где он опустит ноги, вырастет драгоценный камень или лотос. Он поднимет глаза на десять сторон и произнесет такие слова: «Это мое последнее рождение. После этого перерождения не будет. Никогда я не вернусь сюда, но, весь чистый, я выиграю Нирвану».
- Буддийские писания Эдварда Конзе
В настоящее время он проживает в Тушите , но приедет в Джамбудвипу как преемник исторического Будды Шакьямуни . Майтрейя достигнет полного просветления еще при жизни, и после этого пробуждения он вернет вечное учение Дхармы . на этот план [ нужна ссылка ]
Проповедь семи солнц
[ редактировать ]В Саттасурия-сутте (проповеди «Семи Солнц») в Ангуттара-никае [AN 7.66] Палийского канона : [ 6 ] Будда описывает окончательную судьбу мира в апокалипсисе, который будет характеризоваться последующим появлением на небе семи солнц, каждое из которых будет вызывать постепенное разрушение, пока Земля не будет разрушена:
Все вещи непостоянны, все аспекты существования нестабильны и невечны. Существа настолько утомятся и начнут испытывать отвращение к составляющим их вещам, что будут быстрее искать освобождения от них. Наступит время, о монахи, когда через сотни тысяч лет дожди прекратятся. Все саженцы, вся растительность, все растения, травы и деревья засохнут и перестанут существовать... После большого промежутка времени наступит новый сезон, когда появится второе солнце. Теперь все ручьи и пруды высохнут, исчезнут, перестанут существовать.
- Ангуттара-Никая, 7.66. [ 2 ]
Канон продолжает описывать постепенное разрушение каждого солнца. Третье солнце высушит могучий Ганг и другие великие реки. Четвертый вызовет испарение великих озер, а пятый высушит океаны. Наконец появятся последние солнца:
Снова, по прошествии огромного периода времени, появится шестое солнце, и оно испечет Землю, как горшечник обжигает горшок. Все горы будут вонять и поднимать клубы дыма. Спустя еще один большой промежуток времени появится седьмое солнце, и Земля будет пылать огнем, пока не превратится в одну массу пламени. Горы сгорят, искра будет разнесена ветром и отправится в миры Божии... Таким образом, монахи, все сущее сгорит, погибнет и не будет больше существовать, кроме тех, кто видел путь.
- Ангуттара-Никая, 7.66. [ 2 ]
Проповедь завершается тем, что планету охватывает огромный ад. [ 2 ]
События
[ редактировать ]Буддисты верят, что исторический Будда Шакьямуни — лишь последний из серии Будд, уходящей корнями в прошлое. Вера в упадок и исчезновение буддизма в мире оказала значительное влияние на развитие буддизма со времен Будды. В буддизме Ваджраяны и различных других формах эзотерического буддизма использование тантры оправдано упадочным состоянием современного мира. Восточноазиатская вера в упадок Дхармы (называемая маппо по -японски ) сыграла важную роль в возникновении буддизма Чистой Земли . В рамках традиции Тхеравады дебаты о том, достижима ли нирвана в наше время, способствовали созданию Ордена Дхаммаютта в Таиланде . [ нужна ссылка ]
В Китае буддийская эсхатология была усилена даосским влиянием: широко подчеркиваются мессианские черты Майтрейи. Фигура принца Лунного света 月光童子 приобретает известность, неизвестную в санскритских источниках. Так, один из апокрифов династии Тан предсказывает его перерождение в женском облике, тем самым создавая религиозную легитимность У Цзэтянь узурпации императрицы . Развивая даосские ассоциации, «Сутра Самантабхадры» изображает принца Лунного света, живущего на острове Пэнлай в пещере.
Буддизм верит в циклы, в которых продолжительность жизни людей меняется в соответствии с человеческой природой. В Чаккавати-сутте Будда объяснил взаимосвязь между продолжительностью жизни человека и его поведением. Согласно этой сутте, в прошлом неумелое поведение было неизвестно человечеству. В результате люди жили невероятно долго — 80 000 лет — наделенные великой красотой, богатством, удовольствиями и силой. Однако со временем они начали вести себя самым неумелым образом. Это привело к постепенному сокращению продолжительности человеческой жизни до такой степени, что сейчас она составляет 100 лет, при этом человеческая красота, богатство, удовольствия и сила уменьшаются пропорционально. В будущем, поскольку мораль продолжает деградировать, человеческая жизнь будет продолжать сокращаться до такой степени, что нормальная продолжительность жизни составит 10 лет, а половой зрелости люди достигнут в пять лет.
В конечном итоге условия ухудшятся до такой степени, что наступит «интервал меча», когда мечи появятся в руках всех людей, и они будут охотиться друг на друга, как дичь. Однако несколько человек найдут убежище в пустыне, чтобы избежать резни, а когда резня закончится, они выйдут из укрытия и решат снова начать жизнь, полную умелых и добродетельных действий. С восстановлением добродетели продолжительность человеческой жизни снова будет постепенно увеличиваться, пока не достигнет 80 000 лет, при этом люди достигают половой зрелости в 500 лет. Согласно Палийскому канону, именно в зените этого нового золотого века появится Майтрейя (DN). 26:25).
Согласно тибетской буддийской литературе, [ нужны разъяснения ] первый Будда прожил 1 000 000 лет и имел рост 100 локтей, а 28-й Будда, Сиддхартха Гаутама (563–483 гг. До н. э. ), прожил 80 лет, а его рост составлял 20 локтей. Это соответствует индуистской эсхатологии, которая утверждает, что этот век — 28-я Кали-юга .
В других традициях, таких как дзэн, [ нужна ссылка ] принят несколько утилитарный взгляд. Часто существует представление, что в каждый момент времени проявляются как рождение, так и смерть. Поскольку человек «умирает» от момента к моменту, он одинаково «возрождается» в каждый последующий момент, в том, что можно воспринимать как непрерывный цикл. Таким образом, фокус практикующего смещается от размышлений о воображаемой конечной цели в будущем к осознанности в настоящий момент. В этом случае мировоззрение рассматривается как функциональный инструмент пробуждения практикующего к реальности такой, какая она существует, прямо сейчас.
Причины конца истинной дхармы
[ редактировать ]Из-за представления о трех стадиях Дхармы, как учил Будда Шакьямуни, эсхатологическая мысль присуща буддизму в том смысле, что непостоянство влияет на учения сангхи и Дхармы так же, как оно влияет на все другие аспекты видимого мира. Однако что отличает эсхатологические группы от ортодоксального духовенства, так это вера в то, что период упадка Дхармы уже начался и что конец Дхармы близок. Эти учения, часто пропагандируемые самопровозглашенными мессианскими деятелями, противоречат одобренным государством буддийским учениям, поскольку они часто критикуют или осуждают «текущее» положение дел как внутри правительства, так и среди народа. Конечно, существует множество источников этой эсхатологической веры, и на протяжении всей истории буддизма в Китае проводились различные расчеты, определяющие начало упадка Дхармы. Хотя первоначально предполагалось, что период Истинной Дхармы (когда учения Будды преподаются точно и спасение возможно) продлится 1000 лет, одним из первых источников беспокойства среди духовенства было принятие женщин в монашеский орден, что, как утверждалось, сократили время Истинной Дхармы до 500 лет. Об этом говорится в сказке о Махападжапати , в котором женщина преданно следует за Буддой после того, как ей было отказано во вступлении в его орден, пока Ананда не убедит Будду позволить ей присоединиться к другим ученикам. Затем он говорит Ананде:
Если бы, Ананда, женщины не получили выхода из дома и бездомности в дхамме и дисциплине, провозглашенной Искателем Истины, то жизнь Брахмы, Ананда, продолжалась бы долго, истинная Дхамма просуществовала бы тысячу лет. Но с тех пор, как, Ананда, женщины пошли дальше... в дхамме и дисциплине, провозглашенной Искателем Истины, теперь Ананда, путь Брахмы не продлится долго, истинная Дхамма просуществует только пятьсот лет.
— Хорнер, Qtd. В Чаппелле 124
Когда его попросили объяснить, почему принятие женщин в духовенство имело такое влияние, говорят, что он объяснил следующее:
Даже, Ананда, поскольку те домохозяйства, в которых много женщин, легко становятся жертвами грабителей и воров, даже в этом случае Ананд-дхамма и дисциплинированные женщины получают выход из дома в бездомность, то благоденствие Брахмы не продлится долго.
Даже, Ананда, как когда болезнь, известная как приступы плесени на рисе, рисовое поле не длится долго, так же, Ананда, в женщине и дисциплине женщины достигают прогресса... что жизнь Брахмы не продлится долго.
Даже, Ананда, как когда болезнь, известная как красная ржавчина, поражает целое поле сахарного тростника, это поле сахарного тростника не длится долго, даже в этом случае, Ананда, в какой бы дхамме и дисциплине... этот Брахма- жизнь продлится недолго.
— Хорнер, Qtd. в Чаппелле 125
Таким образом, похоже, что женщины в духовенстве по той или иной причине рассматривались как фактор, ускоривший процесс упадка Дхармы. В противном случае, что более важно, прекращение Дхармы считалось вызванным «моральной распущенностью учеников и [можло] быть восстановлено, если ученики реформировались [ред]» (Chappell 125). Именно здесь в эсхатологических группах возникает раскол: в то время как некоторые верят, что Истинную Дхарму можно восстановить посредством более усердной практики и возвращения к правильной передаче, пониманию и применению Истинной Дхармы (Глава 127), другие группы полагали, что это произошло из-за неправильная политическая практика со стороны государства и что Спаситель необходим, чтобы свергнуть установленный порядок и установить новую эру мира и Истинной Дхармы. Эти идеологии, конечно, не одобрялись судом, а такие апокрифические тексты считались опасными, еретическими и подрывными (Zürcher (Perspectives) 170) и служили источником вдохновения для сожжения апокрифических писаний. Из этих спасителей один Бодхисаттва, в частности, в конечном итоге был связан с Китаем и поэтому является идеальным кандидатом для изучения этих групп, выступающих против истеблишмента: Бодхисаттва, которого стали называть Юэгуан, или Принц Лунный Свет.
Во времена династии Сун
[ редактировать ]Из-за исторически непростых отношений между буддизмом и конфуцианским государством, а также для того, чтобы вести людей в соответствии с истинной Дхармой, во времена династий Суй и Тан появилось множество эсхатологических групп (обычно прикрепленных к монастырям) и проповедовали, что цикл упадка Дхармы начался из-за к моральной распущенности или неудачам государства. Среди них многие группы, которые проповедовали большую преданность учению Дхармы как методу спасения, считались безобидными, и поэтому некоторые из их апокрифических писаний пережили сожжение еретических текстов. Однако при династии Южная Сун буддийский монашеский орден находился под все более и более тяжелыми ограничениями, такими как «контроль над рукоположением, запрет проповедей и странствующей евангелизации монахов, а также ограничение экономической мощи монастырей» (Овермайер 43). Это вызвало появление многих немонашеских групп, которые часто возглавлялись мирянами, у которых были волосы и которые могли игнорировать другие монашеские правила (Овермайер 43–44), и которые проповедовали эсхатологическую весть, обычно через один из пяти стандартных апокалиптических сценариев: Возвращение Майтрейи, Чистой Земли Амиды, манихея Чен Чуня, или конфуцианского Просветленного Императора (Овермайер 45). Из этих групп особенно влиятельной является Секта Белого Лотоса. Его влияние очевидно в том, что позднее государство называло любую эсхатологическую или неортодоксальную буддийскую секту «Белым лотосом».
Секта Белого Лотоса, основанная Мао Цзы-Юанем в 1133 году, делала упор на строгие диетические ограничения своих учеников, например, им не разрешалось пить вино и они должны были соблюдать вегетарианскую диету (Овермайер 47). Несмотря на эти диетические ограничения, которые отражали те, которым должен следовать монашеский орден, Белый Лотос возглавляли женатые священнослужители, которые «писали свои собственные писания и ритуальные тексты на народном языке» (Овермайер 47), и группа также допускала учениц-женщин. . Отношения Мао с государством также менялись на протяжении всей его жизни, поскольку Белый Лотос подвергся нападению со стороны буддийских монахов вскоре после его основания из-за его «неприятия безбрачия», а также со стороны правительства из-за его «популярности среди народа» (Овермайер 47). Сосланный в 1131 году из-за растущей популярности своего движения, Мао был быстро помилован и в 1133 году начал проповедовать при дворе императора. Однако в 1157 году он был снова сослан из-за популярности своей секты и сходства с манихейцами, другой вегетарианской сектой (Овермайер 48). Тем не менее его секта продолжала распространяться до 20 века.
В буддизме Нитирэн
[ редактировать ]Ничирен, мессианский буддийский лидер Японии эпохи Камакура, родился в 1222 году. Во времена Ничирена в Японии произошло множество стихийных бедствий, таких как наводнения, ураганы, землетрясения, голод, оползни, приливные волны и кометы. Считалось, что период упадка Дхармы уже разворачивается (Кодера 42–43). Ничирен раскритиковал проповеди буддийских школ Амитабхи и Чистой Земли и вместо этого утверждал, что бедствия связаны с человеческим поведением и что только человеческая праведность может предотвратить стихийные бедствия (Кодера 43). Он описал ситуацию так:
Мы видели много знамений на небе и на земле: голод и язвы. Вся страна наполнена нищетой. Лошади и коровы умирают на обочинах дорог, как и люди; и некому их хоронить. Более половины населения мертво, и оплакивать их некому. Тем временем выжившие взывают к спасительной силе Будды Амитабхи Западного Рая или состраданию Будды-Исцелителя Востока... Согласно эзотерическому буддийскому учению, они обильно окропляют святой водой из пяти ваз или сидят. в медитации, смиряясь с пустотностью всего. Некоторые пишут имена семи богов удачи на листках бумаги и сотнями прикрепляют их к дверным косякам своих домов, в то время как другие делают то же самое с изображениями пяти могущественных бодхисаттв или воздают должное богам небес. и земля... Но пусть люди делают, что хотят, голод и язвы все еще свирепствуют. Повсюду нищие, а вдоль дороги стоят непогребенные трупы.
— Ничирен, Qtd. В Кодере 42–43
Вместо этого Ничирен проповедовал, что только возвращение к учению Лотосовой Сутры спасет страну от разрушения (Кодера 44). Его проповедь Лотосовой Сутры, а также пренебрежительное отношение к буддийским группам Хонен встретили большое сопротивление, и за свою жизнь он несколько раз был заключен в тюрьму или сослан. Во время одного из таких случаев его чуть не казнили, но его спасли чудесные обстоятельства: небо «внезапно запылало молниями», а у палача закружилась голова и он упал (Кодера 47). Из-за чудесного характера своего выживания Ничирен поверил, что его тело умерло, только для того, чтобы начать свою вторую духовную жизнь (Кодера 47). Это только укрепило его имидж мессианского спасителя Японии, и он проповедовал Лотосовую сутру до своей смерти в 1282 году.
Система убеждений Ничирена заключалась в его объяснении монгольских вторжений в Японию в 1274 и 1281 годах. Из-за своей веры в то, что апокалипсис наступит из-за моральных лишений населения Японии, Ничирен рассматривал пришествие монголов как естественную силу, посланную для искоренения монголов. неправильные верования и практики монахов Хонен и местных религиозных деятелей с целью утверждения Истинной Дхармы после них (Кодера 50). Он считал, даже после того, как оба вторжения потерпели неудачу, что только «полное и внезапное обращение» спасет страну от разрушений, созданных монахами других сект и конфессий (Кодера 51).
Принц Мунлайт
[ редактировать ]Принц Лунный свет, или Юэгуан Тунцзы , изначально был относительно небольшим бодхисаттвой в докитайском буддизме Махаяны, но из-за сочетания даосских эсхатологических верований, концепции Мофа (последнего периода Дхармы) и представления о сверхъестественном спасителе, Юэгуан Тунцзы стал важной фигурой в буддийских апокалиптических преданиях.
Первоначальная история Юэгуана такова: Юэгуан родился в семье жалкого домохозяина по имени Шригупта, который по требованию «учителей-еретиков» приглашает Будду на трапезу, одновременно устраивая ловушку, направленную на то, чтобы лишить его жизни. Юэгуан, которому сейчас 16 лет, умоляет своего отца воздержаться от этого проступка, но Шригупта закрывает глаза на мольбы сына. Когда приходит Будда, будучи всевидящим, он превращает ловушку, кострище, в пруд с лотосами. Шригупта от своего стыда немедленно обращается и просветляется (Zürcher (Принц Лунный свет) 208). Однако в тексте династии Суй под названием «Шэньри Цзин» Юэгуан приобретает более важное значение.
Просветив Шригупту, Будда произносит пророчество относительно Юэгуана, заявляя, что позже он родится святым правителем и что он возродит Истинную Дхарму в то время, когда она вот-вот угаснет (Zürcher (Принц Лунный свет) 208). Таким образом, мы видим, что Юэгуан берет на себя роль не Будды, вновь открывающего Истинную Дхарму, а, скорее, спасителя людей, посланных, чтобы избежать апокалиптического катаклизма конца Дхармы и келпы. Вместо того, чтобы возобновить учение Дхармы в новом цикле времени, Юэгуан теперь просто отложит окончание текущего цикла до тех пор, пока оно снова не исчезнет. В этом смысле он является «великим возрожденцем», а не фигурой мессии. Действительно, в Сутре Уничтожения Учения он утверждает, что «во время исчезновения [его] Учения оно будет похоже на масляную лампу, которая сияет еще ярче, когда она вот-вот погаснет – и тогда оно гаснет» (Сутра Уничтожения Доктрины, цитата. В Zürcher (Принц Лунный свет) 211–12).
Еще одно упоминание о Юэгуане можно найти в тексте 583 г. н. э. , переведенном Нарендраясой, в котором говорится, что Юэгуан перевоплощается в последний период Дхармы как Да Син , правитель континента Джамбудвипа. Здесь говорится, что он заставит буддизм снова процветать посредством «воспроизведения и распространения священных текстов, создания изображений Будды любого рода и создания бесчисленных буддийских святилищ во всех частях империи» (Цюрхер («Принц Лунный свет»). ) 210). Однако эта интерпретация, по-видимому, напрямую относится к суйскому императору Венди, который в 601 году нашей эры построил сотни реликвий-святилищ по всему своему королевству (Цюрхер (Принц Лунный свет) 210).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джермано, Дэвид (2012). Воплощение Дхармы: почитание буддийских реликвий в Азии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 14. ISBN 9780791484401 .
- ^ Jump up to: а б с д Хупер, преподобный Ричард (2011). Конец дней: предсказания конца из древних источников . Седона, Аризона. п. 156.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Сутта Питака, Дигха Никая, Палийский канон » п. 26. Архивировано из оригинала 5 мая 2012 г.
- ^ Vipassana.info, Палийский словарь собственных имен: Меттейя
- ^ «Введение в «Майтрейя Сутру» и «Майтрейю Сутру» (PDF) . Проверено 27 ноября 2012 г. .
- ^ Бхиккху Суджато (переводчик), Нумерованные беседы 7.66, 7. Великая глава: Семь солнц (Саттасуриясутта), https://suttacentral.net/an7.66/en/sujato?lang=en&layout=plain&reference=none¬es=asterisk&highlight= false&script=латиница
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Чаппелл, Дэвид Веллингтон (1980). «Ранние предчувствия смерти буддизма». Нумен . 27 (1): 122–54. дои : 10.2307/3269985 . JSTOR 3269985 .
- Кодера, Такаши Джеймс (1979). « Ничирен и его националистическая эсхатология» . Религиоведение . 15 (1): 41–53. дои : 10.1017/S0034412500011057 . S2CID 170854567 .
- Овермайер, Дэниел Л. (1972). «Народно-буддийская религия: творение и эсхатология в средневековом Китае». История религий . 12 (1): 42–70. дои : 10.1086/462666 . S2CID 162217796 .
- Цюрхер, Эрик (1982). «Перспективы изучения китайского буддизма». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 114 (1): 161–76. дои : 10.1017/S0035869X00159210 . S2CID 163461354 .
- Цюрхер, Эрик (1982). « «Принц Лунный свет». Мессианизм и эсхатология в раннесредневековом китайском буддизме». Тунг Пао . 68 (1–3): 1–75. дои : 10.1163/156853282X00073 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с буддийской эсхатологией, на Викискладе?