Санатана Дхарма
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Санатана Дхарма ( Деванагари : Санатан Дхарма , что означает «вечная дхарма » или «вечный порядок») [ 1 ] — альтернативный термин, используемый некоторыми индуистами для обозначения индуизма вместо термина «индуистская дхарма» . Этот термин встречается в санскрите и других индийских языках. [ 2 ] [ 3 ] Обычно он используется для обозначения более традиционного взгляда на индуизм.
Этот термин обозначает «вечный» или абсолютный набор обязанностей или религиозно предписанных практик, возложенных на всех индуистов, независимо от класса, касты или секты. [ 1 ]
В настоящее время многие индуисты на Индийском субконтиненте называют себя санатанистами, то есть теми, кто следует «вечной дхарме», чтобы вызвать определенную однородность в индуизме, хотя это также иногда используется джайнами и буддистами, которые верят в такие концепции, как возрождение. Его использование для обозначения индуизма как религии было популяризировано с 19 века поборниками индуистской ортодоксальности, такими как Пандит Шраддха Рам, чтобы отреагировать на миссионеров и индуистских реформаторов, таких как Арья Самадж и Брахмо Самадж. Помимо его использования в социально-религиозном контексте, он также сохраняет политическую необходимость для многих индуистов по сей день. [ 4 ]
Этимология
На санскрите Санатана Дхарма примерно переводится как «вечный закон» или, менее буквально, «вечный путь». [ 5 ] На пали эквивалентный термин — Дхаммо Санатано ( Дхаммо Санатано ). [ 5 ] На хинди санскритское слово татсама дхарма ( религия ) используется как « религия ». [ 6 ] [ нужна проверка ] Санатана Дхарма ( Санатан Дхарма ) примерно переводится как «вечная религия». [ 7 ]
Дхарма часто переводится как «долг», «религия» или «религиозный долг», но имеет более глубокий смысл. Это слово происходит от санскритского корня « дхри » ( धृ ), который означает «поддерживать» или «то, что является неотъемлемой частью чего-либо» (например, дхарма сахара должна быть сладкой, огонь — горячим). человека Дхарма состоит из обязанностей, которые поддерживают его в соответствии с его врожденными характеристиками, как духовными, так и материальными, порождая два соответствующих типа: [ 8 ]
- Санатана-дхарма – обязанности, выполняемые в соответствии с духовной (конституционной) идентичностью человека как атмана (Я), и поэтому одинаковы для всех. Общие обязанности включают такие добродетели, как честность, воздержание от причинения вреда живым существам, чистота, доброжелательность, милосердие, терпение, снисходительность, сдержанность, щедрость и аскетизм. [ 1 ]
- Варнашрама-дхарма ( она же Свадхарма) – обязанности, выполняемые в соответствии со своей материальной (обусловленной) природой и специфичные для человека в данный конкретный момент времени. «Собственный долг» человека в соответствии с его или ее классом, варной и этапом жизни должен побеждать в случае конфликта с Санатана-дхармой (например, воин, причиняющий вред другим, как это объяснено в Бхагавад-гите ). [ 1 ]
Согласно понятию санатана-дхармы , вечной и внутренней склонностью живого существа ( атмана ) является выполнение севы (служения). Санатана-дхарма , будучи трансцендентной, относится к универсальным и аксиоматическим законам, которые находятся за пределами наших временных систем убеждений. [ 8 ]
История
Фраза дхарма санатана встречается в классической санскритской литературе , например, в «Манусмрити» (4-138). [ 9 ] ( ок. 1-3 века н.э.) и в Бхагавата-пуране. [ 10 ] [ 11 ] ( ок. 8-10 века н.э.).
В конце 19 века этот термин был возрожден во время движения индуистского возрождения как название индуизма как религии, чтобы избежать необходимости использовать термин « индуист », который имеет некоренное персидское происхождение. [ 12 ] [ 13 ]
Сегодня Санатана Дхарма ассоциируется только с индуизмом . [ 2 ] В современном использовании термин санатана дхарма приуменьшается и используется для подчеркивания «традиционного» или санатани («вечного») мировоззрения в отличие от социально-политического индуизма, принятого такими движениями, как Арья Самадж . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] В отличие от усилий Лахорской Санатана Дхарма Сабхи по сохранению индуистской традиции от натиска реформ, сейчас подчеркивается, что Санатана Дхарма не может быть жесткой, она должна быть всеобъемлющей, не исключая лучшего и всеобщего знания, чтобы направлять кармический процесс, тем более, что Санатана не имеет ни начала, ни конца. [ 17 ]
Конкуренция с другими конфессиями
Санатани и реформисты (такие как « Арья Самадж» , « Радха Соами» и « Миссия Рамакришны» ) конкурировали за приверженцев на протяжении более столетия, иногда создавая глубокие расколы в индуистском обществе, как в случае с южноафриканскими индуистами, которые были расколоты между арийцами и реформистами. Самадж и Санатанис. [ 18 ] Хотя реформистские группы изначально были лучше организованы, к 1860-м годам процесс внутренней контрреформы шел и в группах Санатани, и возникли общества, пропагандирующие ортодоксальные верования в современном направлении, такие как Санатана Дхарма Ракшини Сабха в 1873 году. [ 19 ] [ 20 ] Некоторые религиозные комментаторы сравнивают дихотомию Санатани-Самаджи в индуизме с католико - протестантским разделением в христианстве . [ 21 ]
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д «Санатана дхарма | Индуизм» . Британская энциклопедия . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лестер Р. Курц (2007), Боги в глобальной деревне: мировые религии в социологической перспективе , Pine Forge Press, 2007, стр. 49, ISBN 978-1-4129-2715-4 ,
... Индуизм – или Санатана Дхарма, как его предпочитают называть некоторые верующие – сейчас искажается в религиозной традиции, и здесь речь идет об остатках его Истины. Сейчас он включает в себя слои сложных отложений многих разных культур на протяжении веков. Его замечательное разнообразие и доктринальная толерантность...
- ^ Раджараджан, РКК (январь 2020 г.). Дравидская/тамильская концепция религии является ли санатанадхарма религией? . В нюансы культуры. Очерки по культурологии.
- ^ «Концепция Санатан Дхармы: ее корни и исторический контекст ее использования» . Индийский экспресс . 4 сентября 2023 г. Проверено 25 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б так Харви, Эндрю (2001). Учение индуистских мистиков . Валун: Шамбала. стр. XIII. ISBN 1-57062-449-6 . ). См. также Рене Генон , «Введение в изучение индуистских доктрин» (изд. 1921 г.), София Переннис, ISBN 0-900588-74-8, часть III, глава 5 «Закон Ману», стр. 146. О значении слова «дхарма» см. также Рене Генон , Исследования индуизма , София Переннис, ISBN 0-900588-69-3, глава 5, с. 45
- ^ его санскритское значение имеет значение «закон» или, более буквально, «то, что поддерживает; то, что прочно установлено», исходя из первоначального значения «деревянный столб, используемый в качестве опоры».
- ^ Брайант, Эдвин; Экстранд, Мария (23 июня 2004 г.). Движение Харе Кришна: постхаризматическая судьба религиозной трансплантации . Издательство Колумбийского университета. п. 445. ИСБН 978-0-231-50843-8 .
- ^ Перейти обратно: а б «Санатана Дхарма» . Сердце индуизма . Проверено 17 апреля 2020 г.
Дхарму часто переводят как «долг», «религия» или «религиозный долг», однако ее значение более глубокое, не поддающееся краткому английскому переводу. Само слово происходит от санскритского корня «дхри», что означает «поддерживать». Другое родственное значение — «то, что является неотъемлемой частью чего-либо». Например, дхарма сахара — быть сладким, а дхарма огня — быть горячим. Следовательно, дхарма человека состоит из обязанностей, которые поддерживают его в соответствии с его врожденными характеристиками. Такие характеристики являются как материальными, так и духовными, порождая два соответствующих типа дхармы:
(а) Санатана-дхарма – обязанности, которые учитывают духовную (конституциональную) идентичность человека как атмана и, таким образом, одинаковы для всех.
(б) Варнашрама-дхарма – обязанности, выполняемые в соответствии с материальной (обусловленной) природой и специфичные для человека в данное конкретное время (см. Варнашрама Дхарма).
Согласно понятию санатана-дхармы, вечной и внутренней склонностью живого существа (атмана) является выполнение севы (служения). Санатана-дхарма, будучи трансцендентной, относится к универсальным и аксиоматическим законам, которые находятся за пределами наших временных систем убеждений. ... - ^ Манусмрити (4-138) ,
... «Сатьям бруятприйам бруйанна бруятсатьямаприям. Приям ча нанритам бруядеша дхармах санатанах». (Перевод: «Говори правду, говори правду, которая приятна. Не говори правду, чтобы манипулировать. Не говори лжи, чтобы угодить или польстить кому-то. Это качество вечной дхармы »).
- ^ Свами Прабхупада, Бхактиведанда, «Шримад-Бхагаватам (Бхагавата Пурана) (8.14.4)» , «Бхактиведанда Ведабасе» ,
... «чатур-юганте калена грастан чрути-ганан йатха. санатанах» (Перевод: «В конце каждых четырех юг великие святые, видя, что вечные [санатанах] профессиональные обязанности [дхармах] человечества используются неправильно, восстанавливают принципы религии».) ...
. Другие шлоки : 3.16.18 ( санатано дхармо ); 7.11.2 ( дхармам санатанам ); 7.11.5 ( санатанам дхармам ); 8.8.39 , 8.14.4 , 10.4.39 ( дхармах санатанах ). - ^ Авторитет, тревога и канон Лори Л. Паттон, стр. 103.
- ^ Краткий Оксфордский словарь мировых религий. Эд. Джон Боукер. Издательство Оксфордского университета, 2000 г.
- ^ Дж. Завос, Защита индуистской традиции: Санатана Дхарма как символ православия в колониальной Индии , Религия (Academic Press), Том 31, номер 2, апрель 2001 г., стр. 109-123; см. также Р. Д. Бэрд, « Свами Бхактиведанта и встреча с религиями», «Современные индийские ответы на религиозный плюрализм» , под редакцией Гарольда Кауарда, State University of New York Press, 1987)
- ^ Dansk etnografisk forening (1995), Folk, Volumes 36-37 , Dansk etnografisk forening, 1995,
... Арья Самадж и их деятельность можно понимать как представляющие движение культурного возрождения ... ортодоксальных индуистов, санатанисов, которые поддерживали и защитил Санатана Дхарму (вечную религию)...
- ^ Анупама Арья (2001), Религия и политика в Индии: исследование роли Арьи Самаджа , KK Publications, 2001,
... Самадж выступает против идолопоклонства, которое практикуется в традиционной индуистской Санатана Дхарме ... разница Между Арья Самадж и этими движениями было то, что первое было возрожденческим и фундаменталистским движением...
- ^ Робин Райнхарт (1999), Одна жизнь, много жизней: опыт современной индуистской агиографии , Oxford University Press, США, 1999, стр. 20, ISBN 978-0-7885-0555-3 ,
... Лахорское Санатана Дхарма Сабха [общество вечной дхармы], которое представляло собой организацию, занимавшуюся сохранением того, что она считала истинной индуистской традицией, от натиска групп реформ и возрождения ...
- ^ «Миссия Санатана» . Санатана Миссия . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Тиллайвел Найду (1992), Движение Арья Самадж в Южной Африке , Motilal Banarsidass Publ., 1992, ISBN 978-81-208-0769-3 ,
... Прием был оказан Арья Самадж ... Индуистская община ... была расколота на два лагеря, один поддерживающий, а другой антагонистический ... непримиримая позиция, которая характеризовала диалог между двумя группами ... два термина В моду вошли «самаджисты» и «санатанисы»…
- ^ Филип Лютгендорф (1991), Жизнь текста: исполнение Рамчаритманов Тулсидаса , University of California Press, 1991, ISBN 978-0-520-06690-8 ,
... Возможно, наиболее значительное влияние Арья Самадж, самого реформистского... пришло из представленной им организационной модели, которой все чаще стали подражать ортодоксальные группы... Санатан Дхарм Ракшини Сабха... сформированная в Калькутта в 1873 году...
- ^ Тика Рам Шарма, Д. М. Гупта (1987), Очерки о Рабиндранате Тагоре , Вимал Пракашан, 1987,
... Последствия ожесточенной и жестокой атаки Арьясамаджа на идолопоклонство и столь же восторженное опровержение Санатаниса в первые три десятилетия этот век представлял собой тревожную сцену столкновения между индуистами и мусульманами...
- ^ Агехананда Бхарати (Свами) (1972), Азиаты в Восточной Африке: Джайхинд и УхуруПрофессионально-техническая серия , Nelson-Hall Co., 1972, ISBN 978-0-911012-49-1 ,
... Если мы рассматриваем Арья Самадж как протестантское движение — а это так во всех отношениях — а санатани как традиционалистов, индуистских «католиков», так сказать…