Супрематизм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Дискриминация |
---|
Супрематизм – это убеждение, что определенная группа людей превосходит всех остальных. [1] Предполагаемые высшие люди могут определяться по возрасту , полу , расе , этнической принадлежности , религии , сексуальной ориентации , языку , социальному классу , идеологии , национальности , культуре или принадлежности к любой другой части определенного населения.
Сексуальный
[ редактировать ]Некоторые феминистские теоретики [2] утверждают, что в патриархате стандарт мужского «превосходства» обеспечивается посредством множества культурных, политических, религиозных, сексуальных и межличностных стратегий. [2] [3] С 19 века существовал ряд феминистских движений, выступавших против мужского превосходства, обычно направленных на достижение равных юридических прав и защиты женщин во всех культурных, политических и межличностных отношениях. [4] [5] [6]
Расовый
[ редактировать ]Столетия европейского колониализма в Америке , Африке , Австралии , Океании и Азии были оправданы взглядами сторонников превосходства белой расы . [7] Белые американцы европейского происхождения, участвовавшие в рабовладельческой индустрии, пытались оправдать свою экономическую эксплуатацию чернокожих , создавая научную теорию превосходства белых и неполноценности черных . [8] Томас Джефферсон , пионер научного расизма и поработитель более 600 чернокожих людей (считающихся собственностью согласно Статьям Конфедерации ), [9] писал, что чернокожие «уступают белым в телесных и умственных способностях». [10] Оправдание завоевания и порабощения коренных американцев исходило из их дегуманизированного восприятия как «безжалостных индейских дикарей», как описано в Декларации независимости Соединенных Штатов . [11] [12]
В XIX веке фраза « Бремя белого человека », обозначающая мысль о том, что белые обязаны сделать общества других народов более «цивилизованными», широко использовалась для оправдания империалистической политики как благородного предприятия. [13] [14] Томас Карлейль , известный своим историческим отчетом о Французской революции « Французская революция: история» , утверждал, что политика европейского превосходства была оправдана на том основании, что она приносила наибольшую пользу «неполноценным» коренным народам. [15] Однако даже на момент публикации в 1849 году основная работа Карлейля по этой теме « Случайные беседы по негритянскому вопросу » была плохо принята его современниками. [16]
До начала Гражданской войны в США Конфедеративные Штаты Америки были основаны на основе конституции, которая содержала статьи, ограничивавшие способность правительства ограничивать или вмешиваться в институт «негритянского» рабства. [17] В Краеугольной речи вице-президент Конфедерации Александр Стивенс заявил, что одним из основополагающих принципов Конфедерации является превосходство белых над черными рабами. [18] После войны тайное общество «Ку-клукс-клан на Юге было создано ». Его целью было сохранить превосходство белых протестантов после периода Реконструкции , что оно и делало посредством насилия и запугивания. [19]
По словам Уильяма Николса, религиозный антисемитизм можно отличить от современного антисемитизма , основанного на расовой или этнической почве. «Разграничительной линией была возможность эффективного обращения... еврей переставал быть евреем после крещения ». Однако, что касается расового антисемитизма: «Теперь ассимилированный еврей все еще оставался евреем, даже после крещения… Начиная с эпохи Просвещения , уже невозможно провести четкие границы между религиозными и расовыми формами враждебности по отношению к евреям». Как только евреи эмансипируются и появляется светское мышление, не оставляя позади старой христианской враждебности к евреям, новый термин «антисемитизм» становится почти неизбежным, даже до появления явно расистских доктрин». [20]
Одна из первых типологий , которая использовалась для классификации различных человеческих рас, была изобретена Жоржем Ваше де Лапужом (1854–1936), теоретиком евгеники , опубликовавшим L'Aryen et son rolesocial (1899 – « Ариец и его социальная роль »). ") в 1899 году. В своей книге он делит человечество на различные, иерархические расы , начиная с высшей расы, которой является "арийская белая раса, долихоцефальная", и заканчивая низшей расой, которая является "брахицефальной", "посредственной и «инертная» раса, эта раса лучше всего представлена южноевропейскими крестьянами - католиками ». [21] Между ними Вашер де Лапуж выделил « Homo europaeus » ( тевтонский , протестантский и т. д.), « Homo alpinus » ( оверньятский , турецкий и т. д.) и, наконец, « Homo mediterraneus » ( неаполитанский , андалузский и т. д.). По мнению Лапужа, евреи были брахицефалами, как и арийцы; но он считал их опасными именно по этой причине; он думал, что они были единственной группой, которая угрожала вытеснить арийскую аристократию. [22] Вашер де Лапуж стал одним из ведущих вдохновителей нацистского антисемитизма и нацистской расистской идеологии . [23]
Антидиффамационная лига [24] (ADL) и Южный центр по борьбе с бедностью [25] осудить сочинения о «еврейском превосходстве» отрицателя Холокоста , бывшего Великого волшебника ККК и теоретика заговора Дэвида Дьюка как антисемитские – в частности, его книгу «Еврейский превосходство: мое пробуждение к еврейскому вопросу » . [26] Кевин Б. Макдональд , известный своей теорией иудаизма как «групповой эволюционной стратегии» , также был обвинен АДЛ в «антисемитизме» и стороннике превосходства белой расы в своих трудах на эту тему. [27] и его собственный университетский факультет психологии. [28]
Корнел Уэст , афроамериканский философ, пишет, что религиозные взгляды сторонников превосходства чернокожих возникли в Америке как часть богословия черных мусульман в ответ на превосходство белой расы. [29]
В Африке чернокожие жители Южного Судана утверждают, что они подвергаются расистской форме арабского превосходства , которую они приравнивают к историческому белому превосходству южноафриканского апартеида . [30] Предполагаемый геноцид и этнические чистки во время продолжающейся войны в Дарфуре были описаны как пример арабского расизма . [31] Например, в своем анализе источников конфликта Джули Флинт и Алекс де Ваал говорят, что полковник Каддафи , лидер Ливии , спонсировал «арабское превосходство» по всей Сахаре в 1970-е годы. Каддафи поддерживал « Исламский легион » и суданскую оппозицию « Национальный фронт » , включая « Братьев-мусульман» и «Ансар», партии «Умма военное крыло ». Каддафи пытался использовать такие силы для аннексии Чада в 1979–81 годах. Каддафи поддержал войну суданского правительства на юге в начале 1980-х годов, а взамен ему было разрешено использовать регион Дарфур в качестве « черного хода в Чад ». В результате первые признаки «арабской расистской политической платформы» появились в Дарфуре в начале 1980-х годов. [32]
В Азии древние индийцы считали всех иностранцев варварами . Мусульманский ученый Аль-Бируни писал, что индийцы называли иностранцев нечистыми. [33] Несколько столетий спустя Дюбуа замечает, что «индусы смотрят на европейцев как на варваров, совершенно невежественных во всех принципах чести и хорошего воспитания... В глазах индуса пария ( изгой ) и европеец находятся на одном уровне». [33] Китайцы считали европейцев отвратительными, призрачными существами и даже считали их чертями. Китайские писатели также называли иностранцев варварами. [34]
Нацистская Германия
[ редактировать ]С 1933 по 1945 год нацистская Германия под властью Адольфа Гитлера пропагандировала веру в существование высшей, арийской расы Херренволк , или господствующей расы . Государственная пропаганда отстаивала веру в то, что германские народы , которых они называли «арийцами», были господствующей расой или Herrenvolk , члены которой превосходили евреев , славян и цыган , так называемых «цыган». Артюр де Гобино , французский расовый теоретик и аристократ, обвинил в падении старого режима во Франции расовое смешение , которое, по его мнению, разрушило чистоту нордической расы . Теории Гобино, которые привлекли большое и сильное количество последователей в Германии, подчеркивали веру в существование непримиримой полярности между арийской и еврейской культурами . [35]
Религиозный
[ редактировать ]христианин
[ редактировать ]Академики Кэрол Лансинг и Эдвард Д. Инглиш утверждают, что христианское превосходство было мотивацией крестовых походов на Святую Землю , а также мотивом крестовых походов против мусульман и язычников по всей Европе. [36] Кровавый навет – это широко распространенная в Европе теория заговора , которая привела к столетиям погромов и массовых убийств европейских еврейских меньшинств, поскольку она утверждала, что евреям требовалась чистая кровь христианского ребенка, чтобы приготовить мацу на Песах . Фома Кантимпре пишет о кровавом проклятии , которое евреи наложили на себя и все свои поколения на суде Понтия Пилата , где Иисус был приговорен к смертной казни: «Очень образованный еврей, который в наши дни обратился в (христианина) веры сообщает нам, что один, пользовавшийся среди них репутацией пророка, под конец своей жизни сделал следующее предсказание: «Будьте уверены, что облегчение от этой тайной болезни, которой вы подвержены, можно получить только через христианскую кровь». («соло сангвиника Кристиано»)». [37] также Работорговлю в Атлантике частично приписывают христианскому превосходству. [38] Ку -клукс-клан был описан как христианская организация сторонников превосходства белой расы , как и многие другие группы сторонников превосходства белой расы, такие как Posse Comitatus и движения «Христианская идентичность» и «Позитивное христианство» . [39] [40]
исламский
[ редактировать ]Академики Халед Абу Эль Фадл , Ян Лаг и Джошуа Коун отмечают, что, хотя Коран и другие исламские писания выражают толерантные убеждения, также имели место многочисленные случаи мусульманского или исламского превосходства. [41] Примеры того, как сторонники превосходства интерпретировали ислам, включают участие мусульман в африканской работорговле начала 20-го века, , панисламизм продвигаемый Абдул Хамидом II , [42] джизья и правила брака в мусульманских странах навязываются немусульманам, [43] и большинство мусульманских интерпретаций правил плюрализма в Малайзии . По мнению ученого Бернарда Льюиса , классическая исламская юриспруденция налагает на мусульман бессрочную обязанность распространять мусульманское правление и исламские законы на всех немусульман во всем мире. [44]
Северная Африка пережила многочисленные случаи массовых убийств и этнических чисток евреев и христиан. [45] особенно в Марокко, Ливии и Алжире, где в конечном итоге евреи были вынуждены жить в гетто . [46] Указы, предписывавшие разрушение синагог, были приняты в средние века в Египте, Сирии, Ираке и Йемене. [47] В определенное время в Йемене, Марокко и Багдаде евреев заставляли принять ислам или грозили смертной казнью по исламу . [48] Хотя антисемитские инциденты имели место и до 20 века, антисемитизм усилился после арабо-израильского конфликта . После арабо-израильской войны 1948 года исход палестинцев , создание государства Израиль и победы Израиля во время войн 1956 и 1967 годов стали серьёзным унижением для противников Израиля – прежде всего Египта, Сирии и Ирака. [49] Однако к середине 1970-х годов подавляющее большинство евреев покинули страны с мусульманским большинством , переехав в основном в Израиль, Францию и США. [50] Причины исхода евреев разнообразны и спорны. [50]
еврейский
[ редактировать ]Илан Паппе , израильский историк- эмигрант , пишет, что Первая алия в Израиль «создала общество, основанное на еврейском превосходстве» внутри «поселенческих кооперативов», которыми владели и управляли евреи. [51] Джозеф Массад , профессор арабских исследований , считает, что «еврейское превосходство» всегда было «доминирующим принципом» в религиозном и светском сионизме . [52] [53] Сионизм был основан с целью создания суверенного еврейского государства, в котором евреи могли бы быть большинством, а не меньшинством. Теодор Герцль , идеологический отец сионизма, считал антисемитизм вечной чертой всех обществ, в которых евреи жили как меньшинства, и в результате считал, что только разделение может позволить евреям избежать вечных преследований . «Пусть дадут нам суверенитет над куском поверхности Земли, достаточным для нужд нашего народа, тогда мы сделаем все остальное!» [54]
С 1990-х годов [55] [56] Ортодоксальные еврейские раввины из Израиля, в первую очередь те, кто связан с Хабад-Любавич и религиозными сионистскими организациями, [55] [56] [57] включая Институт Темпла , [55] [56] [57] создали современное движение Ноя . Эти организации Ноя, возглавляемые религиозными сионистскими и ортодоксальными раввинами, нацелены на неевреев, чтобы убедить их следовать законам Ноя . [55] [56] [57] Однако эти религиозные сионисты и ортодоксальные раввины, которые руководят современным движением Ноахидов и часто связаны с движением Третьего Храма , [55] [56] [57] разъяснять расистскую и идеологию превосходства идеологию , которая заключается в вере в то, что еврейский народ является избранным Богом народом и в расовом отношении превосходит неевреев, [55] [56] [57] и наставник Ноахида, потому что они верят, что мессианская эра начнется с восстановления Третьего Храма на Храмовой горе в Иерусалиме для восстановления еврейского священства наряду с практикой ритуальных жертвоприношений и установления еврейской теократии в Израиле, при поддержке общин Ноахидов. [55] [56] [57] Дэвид Новак , профессор еврейской теологии и этики в Университете Торонто , осудил современное движение Ноахидов, заявив, что «если евреи говорят язычникам, что им делать, это форма империализма ». [58] [59] [60]
После выборов в законодательные органы Израиля 2022 года победившая правая коалиция включала в себя альянс, известный как Религиозная сионистская партия , которую американский еврейско-американский обозреватель Дэвид Э. Розенберг описал как политическую партию, «движимую еврейским превосходством и антиарабскими настроениями». расизм ». [61]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Супрематист» . Мерриам-Вебстер . 7 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Грэм, Филип (2017). «Мужская сексуальность и порнография» . Мужчины и секс: подход сексуального сценария . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 250–251. дои : 10.1017/9781316874998.013 . ISBN 978-1107183933 . LCCN 2017004137 .
Патриархальные убеждения утверждают «естественное» превосходство мужчины с правом на лидерство в семье и общественной жизни.
- ^ Пегги Ривз Сэнди, Женская власть и мужское доминирование: о истоках сексуального неравенства, Cambridge University Press, 1981, стр. 6–8 , 113–114 , 174 , 182 . ISBN 978-0-521-28075-4
- ^ Словарь и тезаурус Коллинза . Лондон: Коллинз. 2006. ISBN 978-0-00-722405-0 .
- ^ Хмм, Мэгги (1992). Современные феминизмы: политические, литературные, культурные . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-08072-9 .
- ^ Корнелл, Друцилла (1998). В основе свободы: феминизм, секс и равенство . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-02896-5 .
- ^ Такаши Фудзитани, Джеффри Майлз Уайт, Лиза Йонеяма, Опасные воспоминания: Азиатско-Тихоокеанская война (и) , с. 303 , 2001.
- ^ Боггс, Джеймс (октябрь 1970 г.). «Искоренение расизма и расистов в Соединенных Штатах». Черный ученый . 2 (2). Издательства «Парадигма»: 2–5. дои : 10.1080/00064246.1970.11431000 . JSTOR 41202851 .
- ^ Финкельман, Пол (2012). Рабство в США . Юридический факультет Университета Дьюка. п. 116.
- ↑ Пол Финкельман (12 ноября 2012 г.). «Чудовище из Монтичелло» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ «Facebook называет декларацию независимости «языком ненависти» » . Хранитель . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ На Западе . Издательство Университета Небраски. 2000. с. 96.
- ^ Миллер, Стюарт Крейтон (1982). Доброжелательная ассимиляция: американское завоевание Филиппин, 1899–1903 гг . Издательство Йельского университета. п. 5. ISBN 978-0-300-03081-5 .
... империалистические редакторы выступили за сохранение всего архипелага (используя) более громкие оправдания, связанные с «бременем белого человека».
- ^ Архив мнений, International Herald Tribune (4 февраля 1999 г.). «На наших страницах: 100, 75 и 50 лет назад; 1899: Просьба Киплинга» . International Herald Tribune : 6. Отмечает, что новое стихотворение Редьярда Киплинга «Бремя белого человека» «расценивается как самый сильный из когда-либо опубликованных аргументов в пользу расширения».
- ^ «Случайные беседы по негритянскому вопросу» .
- ^ «Случайные беседы по негритянскому вопросу» .
- ^ «Конституция Конфедеративных Штатов» . 11 марта 1861 г .: «Ни один законопроект, закон ex post facto или закон, отрицающий или ущемляющий право собственности негритянских рабов, не может быть принят».
- ^ Александр Стивенс (21 марта 1861 г.). « Речь о «краеугольном камне»» . «Наше новое правительство основано на совершенно противоположной идее; его фундамент, его краеугольный камень покоится на великой истине о том, что негр не равен белому человеку; что рабское подчинение высшей расе является его естественным и нормальным явлением. состояние."
- ^ Эрик Фонер, Реконструкция: незавершенная революция Америки, 1863–1877, Perennial (HarperCollins), 1989, стр. 425–426.
- ^ Николс, Уильям: христианский антисемитизм, история ненависти (1993), с. 314.
- ^ Хехт, Дженнифер Майкл (2003). Конец души: научная современность, атеизм и антропология во Франции . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 171. ИСБН 978-0231128469 . OCLC 53118940 .
- ^ Хехт, Дженнифер Майкл (2003). Конец души: научная современность, атеизм и антропология во Франции . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 171–172. ISBN 978-0231128469 . OCLC 53118940 .
- ^ См . Пьер-Андре Тагиефф , Цвет и кровь – Доктрины расистов по-французски («Цвет и кровь – Расистские доктрины по-французски »), Париж, Mille et une nuits , 2002, 203 страницы, и La Force du préjugé – Эссе о расизм и его двойники , Тель Галлимар , Ла Декуверт, 1987, 644 страницы.
- ^ «Дэвид Дьюк: Идеология» . АДЛ.орг . Антидиффамационная лига . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Американский Ренессанс» . Южный юридический центр по борьбе с бедностью . Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Герцог, Дэвид. Еврейское превосходство: мое пробуждение к еврейскому вопросу. Осознанная журналистика, 2007.
- ^ «Кевин Макдональд: Идеология» . archive.adl.org/ . Антидиффамационная лига . Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Райдер, Тиффани (6 октября 2008 г.). «Академический сенат отмежевывается от профессора Макдональда» . Ежедневный 49er . Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 года . Проверено 31 июля 2017 г.
- ^ Корнел Уэст , Расовые вопросы , Beacon Press, 1993, стр. 99 : «Основная цель черной мусульманской теологии – с ее отчетливым представлением о происхождении белых людей, основанным на превосходстве черных, – заключалась в противодействии превосходству белых».
- ^ «Расизм в Судане» . Февраль 2011.
- ^ «Добро пожаловать в Бней-Брит» . Бнайбрит.ca. 4 августа 2004 года. Архивировано из оригинала 19 сентября 2010 года . Проверено 11 июля 2010 г.
- ^ Флинт и де Ваал, Дарфур: Новая история долгой войны , ред. ред. (Лондон и Нью-Йорк: Zed Books, 2008), стр. 47–49.
- ^ Jump up to: а б Первая весна: Золотой век Индии Авраама Эрали с. 313
- ^ «Призрачное прошлое: политика, экономика и раса в карибской жизни» , Элвин О. Томпсон, с. 210
- ^ Бламирес, Киприан; Джексон, Пол. Мировой фашизм: Историческая энциклопедия: Том 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, Inc, 2006. с. 62.
- ^ Кэрол Лансинг; Эдвард Д. Инглиш, Спутник средневекового мира, Том. 7, Джон Уайли и сыновья, 2009, с. 457 , ISBN 978-1405109222
- ^ Альберт Эрман, «Истоки обвинения в ритуальном убийстве и кровавого навета», Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли , Том. 15, № 4 (весна 1976 г.): 86
- ^ Мэри Э. Хант, Дайанн Л. Ной, Новое феминистское христианство: много голосов, много взглядов, SkyLight Paths Publishing, 2010, стр. 122 , ISBN 978-1594732850
- ^ Р. Скотт Эпплби, Двойственность священного: религия, насилие и примирение , серия Комиссии Карнеги по предотвращению смертельных конфликтов, Rowman & Littlefield, 2000, стр. 103 , ISBN 978-0847685554
- ^ «PublicEye.org – Веб-сайт Ассоциации политических исследований» . publiceye.org . Проверено 4 июля 2015 г.
- ^ Джошуа Коэн, Ян Лаг, Халед Абу Эль Фадл, Место толерантности в исламе, Beacon Press, 2002, стр. 23 , ISBN 978-0807002292
- ^ Гарет Дженкинс, Политический ислам в Турции: бег на запад, движение на восток?, Macmillan, 2008, стр. 59 , ISBN 978-1403968838
- ^ Малис Рутвен, Ислам: очень краткое введение, Oxford University Press, 1997, Macmillan, 2008 , стр. 117 , ISBN 978-0-19-950469-5
- ^ Льюис, Бернард, Политический язык ислама , стр. 73
- ^ «Забытые беженцы – историческая хронология» . 27 сентября 2008 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2008 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Румани, Морис. Случай евреев из арабских стран: забытый вопрос , 1977, стр. 26–27.
- ^ «Обращение с евреями в арабских/исламских странах» . Jewishvirtuallibrary.org. 19 февраля 1947 года . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Бат Йеор, Дело , 1985, с. 61
- ^ Льюис (1986), с. 204
- ^ Jump up to: а б Шенхав, Иегуда А. (2006). Арабские евреи: постколониальное прочтение национализма, религии и этнической принадлежности . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804752961 – через Google Книги.
- ^ Илан Паппе (1999). Вопрос Израиля и Палестины . Психология Пресс. п. 89. ИСБН 978-0415169479 .
В то время как Первая алия создала общество, основанное на еврейском превосходстве, методом колонизации Второй алии было отделение от палестинцев.
- ^ Дэвид Хирш, Антисионизм и антисемитизм: космополитические размышления. Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine , Серия рабочих документов Йельской инициативы по междисциплинарному исследованию антисемитизма; обсуждение книги Джозефа Массада «Концы сионизма: расизм и палестинская борьба», Interventions , Vol. 5, № 3, 440–451, 2003.
- ↑ Согласно Джозефа Массада , «Ответу на отчет Специального комитета по рассмотрению жалоб» заархивированному 13 сентября 2006 г. в Wayback Machine на его веб-сайте Колумбийского университета, во время митинга 2002 года он сказал: «Израильские евреи будут продолжать чувствовать угрозу, если они будут упорствовать». в поддержку еврейского превосходства». Массад говорит, что другие неверно процитировали его слова, утверждая, что Израиль является «еврейским расистским государством». См., например, Дэвид Горовиц, Профессора: 101 самый опасный академик в Америке , Regnery Publishing, 271 , 2006.
- ^ Герцль, Теодор (1896). «Палестина или Аргентина?». Еврейское государство (на немецком языке). sammlungen.ub.uni-frankfurt.de. п. 29[31]. Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фельдман, Рэйчел З. (8 октября 2017 г.). «Бней Ной (Дети Ноя)» . Проект «Мировые религии и духовность» . Архивировано из оригинала 21 января 2020 года . Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фельдман, Рэйчел З. (август 2018 г.). «Дети Ноя: создал ли мессианский сионизм новую мировую религию?» (PDF) . Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 22 (1). Беркли : Издательство Калифорнийского университета : 115–128. дои : 10.1525/номер.2018.22.1.115 . eISSN 1541-8480 . ISSN 1092-6690 . LCCN 98656716 . OCLC 36349271 . S2CID 149940089 . Проверено 4 ноября 2020 г. - через Project MUSE .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Илани, Офри (12 сентября 2018 г.). «Мессианская сионистская религия, верующие которой поклоняются иудаизму (но не могут его практиковать)» . Гаарец . Тель-Авив . Архивировано из оригинала 9 февраля 2020 года . Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ Кресс, Майкл (2018). «Современное движение Ноя» . Мое еврейское образование . Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Персонал, ТОИ. «Главный раввин: неевреям нельзя разрешать жить в Израиле» . www.timesofisrael.com . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «Истинная причина, по которой смешанные браки вредны для евреев» . Гаарец . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Розенберг, Дэвид Э. (30 октября 2022 г.). «Что отличает крайне правых в Израиле» . Внешняя политика . Вашингтон, округ Колумбия : Компания Graham Holdings . ISSN 0015-7228 . Архивировано из оригинала 8 ноября 2022 года . Проверено 9 ноября 2022 г.