Jump to content

Индивидуалистический анархизм

(Перенаправлено с Анархо-индивидуализма )

Индивидуалистический анархизм — это ветвь анархизма , которая ставит личность и ее волю выше внешних детерминантов, таких как группы, общество, традиции и идеологические системы. Хотя обычно его противопоставляют социальному анархизму , [ 1 ] как индивидуалистические, так и социальные [ 1 ] анархизм оказали влияние друг на друга. Некоторые анархо-капиталисты утверждают, что анархо-капитализм является частью индивидуалистической анархистской традиции, в то время как другие не согласны и утверждают, что индивидуалистический анархизм является лишь частью социалистического движения и частью либертарианской социалистической традиции. [ 2 ] С экономической точки зрения, в то время как европейские анархисты-индивидуалисты являются плюралистами, которые защищают анархизм без прилагательных и синтетический анархизм , варьирующийся от анархо-коммунистического до мутуалистического экономического типа, большинство американских анархистов-индивидуалистов 19-го века выступали за мутуализм, либертарианскую социалистическую форму рыночного социализма или свободный Рыночная социалистическая форма классической экономики . [ 3 ] Анархисты-индивидуалисты выступают против собственности, которая нарушает теорию справедливости , то есть дает привилегии вследствие несправедливого приобретения или обмена и, таким образом, является эксплуататорской. [ 4 ] стремясь «разрушить тиранию капитала, то есть собственности» путем взаимного кредита . [ 5 ]

Индивидуалистический анархизм представляет собой группу из нескольких традиций мысли и индивидуалистических философий внутри анархистского движения . Среди ранних влияний на индивидуалистический анархизм Джозайя Уоррен ( суверенитет личности ), Макс Штирнер ( эгоизм ), [ 6 ] Лисандр Спунер ( естественное право ), Пьер-Жозеф Прудон ( мутуализм ), Генри Дэвид Торо ( трансцендентализм ), [ 7 ] Герберт Спенсер ( закон равной свободы ) [ 8 ] и Ансельм Бельгарриг ( гражданское неповиновение ). [ 9 ]

Индивидуалистический анархизм внутри анархизма — это прежде всего литературный феномен. [ 10 ] хотя социальный анархизм был доминирующей формой анархизма, [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] возник в конце 19 века как отличие от индивидуалистического анархизма после того, как анархо-коммунизм заменил коллективистский анархизм в качестве доминирующей тенденции. [ 15 ] Индивидуалистический анархизм описывается некоторыми как анархическая ветвь, наиболее подверженная влиянию либерализма и связанная с ним ( классический либерализм, заимствующий антикапиталистические понятия и социалистическую экономику от классической политической экономии и трудовой теории стоимости ), а также описываемый как часть либеральное или либерально-социалистическое крыло — в отличие от коллективистского или коммунистического крыла — анархизма и либертарианского социализма. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Однако большинство не согласны с этим разделением, поскольку социальные анархисты, включая анархистов-коллективистов и коммунистов, считают анархистов-индивидуалистов социалистами и социалистами-либертарианцами из-за их оппозиции капиталистической прибыли, процентам и заочной ренте. [ 19 ] Сама идея разделения индивидуалистов и социалистов также оспаривается, поскольку индивидуалистический анархизм в значительной степени является социалистическим. [ 20 ] и может рассматриваться как форма индивидуалистического социализма , при этом нелокеанский индивидуализм охватывает социализм. [ 21 ] Индивидуалистический анархизм является основой большинства анархистских школ мысли, влияя почти на все анархистские тенденции и внося большой вклад в анархистский дискурс. [ 22 ] [ 23 ]

Термин «индивидуалистический анархизм» часто используется как классификационный термин, но в самых разных смыслах. Некоторые, например, авторы «Anarchist FAQ», используют классификацию индивидуалистический анархизм/ социальный анархизм . [ 3 ] Другие, такие как Джеффри Остергаард , которые считают индивидуалистический анархизм явно несоциалистическим, признавая анархо-капиталистическую часть индивидуалистической анархической традиции, соответственно используют классификацию индивидуалистический анархизм/социалистический анархизм. [ 24 ] Однако другие не считают анархо-капитализм частью анархистского движения , утверждая, что анархизм исторически был антикапиталистическим движением, и анархисты отвергают его совместимость с капитализмом . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Кроме того, анализ нескольких анархистов-индивидуалистов, которые защищали анархизм свободного рынка, показывает, что он отличается от анархо-капитализма и других капиталистических теорий тем, что эти анархисты-индивидуалисты сохраняют трудовую теорию стоимости и социалистические доктрины . [ 20 ] [ 30 ] Другие классификации включают общинный / мутуалистический анархизм. [ 31 ] Майкл Фриден выделяет четыре основных типа индивидуалистического анархизма. Фриден говорит, что первый тип — это тип, связанный с Уильямом Годвином , который защищает самоуправление с «прогрессивным рационализмом , включающим доброжелательность к другим». Второй тип — это аморальная корыстная рациональность эгоизма , которая больше всего ассоциируется с Максом Штирнером . Третий тип «обнаружен в ранних предсказаниях Герберта Спенсера и в предсказаниях некоторых его учеников, таких как Вордсворт Донисторп , предвидевших избыточность государства в источнике социальной эволюции». Четвертый тип сохраняет умеренную форму эгоизма и предполагает социальное сотрудничество посредством защиты рыночных отношений. [ 8 ] Индивидуалистический анархизм разных видов имеет следующие общие черты:

  1. Концентрация на личности и ее воле в предпочтении любых конструкций, таких как мораль, идеология, социальные обычаи, религия, метафизика, идеи или воля других. [ 32 ] [ 33 ]
  2. Отказ от идеи революции или ее оговорки, рассматривая ее как время массового восстания, которое может привести к созданию новой иерархии. Вместо этого они отдают предпочтение более эволюционным методам создания анархии посредством альтернативного опыта, экспериментов и образования, которые могут быть реализованы сегодня . [ 34 ] [ 35 ]
  3. Особое внимание уделяется индивидуальному опыту и исследованиям. Мнение о том, что отношения с другими людьми или вещами могут отвечать только личным интересам и могут быть настолько временными и бескомпромиссными, насколько это желательно, поскольку в индивидуалистическом анархизме жертвоприношение обычно отвергается. Таким образом, Макс Штирнер рекомендовал объединения эгоистов . [ 36 ] [ 37 ]

Двумя социализмами Такера были государственный социализм, который он связывал с марксистской школой, и либертарианский социализм , который он защищал. Что общего у этих двух школ социализма, так это трудовая теория стоимости и цели, с помощью которых анархизм преследовал разные средства. [ 38 ]

Эгоистическая . форма индивидуалистического анархизма, заимствованная из философии Макса Штирнера , поддерживает человека, делающего именно то, что ему заблагорассудится, не обращая внимания на Бога, государство или моральные правила [ 39 ] Для Штирнера права были призраками в сознании, и он считал, что общества не существует, но «человеки являются его реальностью» - он поддерживал собственность силой силы, а не морального права. [ 40 ] Штирнер выступал за самоутверждение и предвидел «объединения эгоистов», сплоченных уважением к безжалостности друг друга. [ 41 ]

Европейская тенденция индивидуалистического анархизма защищала насильственные индивидуальные действия по индивидуальному исправлению , пропаганду делом и критику организации. Такие индивидуалистические анархические тенденции включают французский нелегализм. [ 42 ] и итальянский антиорганизационный мятеж . [ 43 ]

Другая важная тенденция внутри индивидуалистических анархистских течений подчеркивает индивидуальное субъективное исследование и пренебрежение социальными условностями. Индивидуалистическая анархическая философия привлекала «художников, интеллектуалов и начитанный городской средний класс в целом». [ 44 ]

Историк-анархист Джордж Вудкок писал о склонности индивидуалистического анархизма не доверять сотрудничеству, выходящему за рамки самого необходимого для аскетической жизни . [ 9 ]

Ранние влияния

[ редактировать ]

Уильям Годвин

[ редактировать ]
Уильям Годвин , радикальный либерал и утилитарист , который был одним из первых, кто поддержал то, что стало известно как индивидуалистический анархизм.

Уильяма Годвина можно считать анархистом-индивидуалистом. [ 41 ] Годвин выступал за крайний индивидуализм, предлагая устранить всякое сотрудничество в труде. [ 45 ] Годвин был утилитаристом, который считал, что не все люди имеют одинаковую ценность: некоторые из нас «более ценны и важны», чем другие, и зависят от нашей полезности в достижении общественного блага. Поэтому он верит не в равные права, а в жизнь человека, которой следует отдавать предпочтение, которая наиболее способствует общему благу. [ 46 ] Годвин выступал против правительства, потому что оно нарушает право человека на «частное суждение» при определении того, какие действия наиболее максимизируют полезность, но также подвергает критике любую власть над суждением человека. Этот аспект философии Годвина, за вычетом утилитаризма, позже был развит Штирнером в более крайнюю форму. [ 47 ]

Годвин довел индивидуализм до радикальной степени, противопоставив отдельных лиц, выступающих вместе в оркестрах, написав в « Политической справедливости» , что «все, что понимается под термином сотрудничество, в некотором смысле является злом». [ 45 ] Он считал, что демократия предпочтительнее других форм правления. [ 48 ]

Политические взгляды Годвина были разнообразны и не вполне согласуются ни с одной из идеологий, претендующих на его влияние, поскольку авторы «Социалистического стандарта» , органа Социалистической партии Великобритании , считают Годвина одновременно индивидуалистом и коммунистом; [ 49 ] Мюррей Ротбард вообще не считал Годвина представителем индивидуалистического лагеря, называя его «основателем коммунистического анархизма »; [ 50 ] а историк Альберт Вейсборд безоговорочно считает его анархистом-индивидуалистом. [ 51 ]

Пьер-Жозеф Прудон

[ редактировать ]

Пьер-Жозеф Прудон был первым философом, назвавшим себя «анархистом». [ 52 ] Некоторые считают Прудона анархистом-индивидуалистом. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] в то время как другие считают его социальным анархистом . [ 56 ] [ 57 ] Некоторые комментаторы не идентифицируют Прудона как анархиста-индивидуалиста из-за его предпочтения ассоциациям в крупных отраслях, а не индивидуальному контролю. [ 41 ]

Макс Штирнер

[ редактировать ]
Портрет Макса Штирнера работы Фридриха Энгельса

Иоганн Каспар Шмидт, более известный как Макс Штирнер (псевдоним , который он взял из школьного прозвища, которое он получил в детстве из-за высокого лба, на немецком языке « Штирн »), был немецким философом , который считается одним из отцов литературы. нигилизм , экзистенциализм , постмодернизм и анархизм , особенно индивидуалистический анархизм. Основная работа Штирнера — «Эго и его собственность» , также известная как «Эго и его собственность» ( Der Einzige und sein Eigentum на немецком языке, что буквально переводится как «Единственный [индивид] и его собственность » или «Уникальный индивидуум и его собственность» ). [ 58 ] Этот труд был впервые опубликован в 1844 году в Лейпциге и с тех пор выходил в многочисленных изданиях и переводах.

Философия Макса Штирнера , которую иногда называют эгоизмом, представляет собой форму индивидуалистического анархизма. [ 59 ] Штирнер был гегельянским философом, чье имя «с привычной регулярностью появляется в исторически ориентированных обзорах анархистской мысли как одного из самых ранних и самых известных представителей индивидуалистического анархизма». [ 6 ] В 1844 году была опубликована работа Штирнера «Эго и его собственное» , которая считается «основополагающим текстом традиции индивидуалистического анархизма». [ 6 ] Штирнер не рекомендует, чтобы человек пытался устранить государство, а просто игнорировал государство, когда оно противоречит его автономному выбору, и соглашался с ним, когда это способствует его интересам. [ 60 ] Штирнер говорит, что эгоист отвергает стремление к преданности «великой идее, доброму делу, доктрине, системе, высокому призванию», утверждая, что эгоист не имеет политического призвания, а скорее «живет за себя», не обращая внимания на « насколько хорошо или плохо человечество может пострадать от этого». [ 61 ] Штирнер считал, что единственным ограничением прав человека является его способность получать то, что он желает. [ 62 ] Штирнер предполагает, что наиболее общепринятые социальные институты, включая понятие государства , собственности как права , естественных прав в целом и само понятие «общества» как юридической и идеальной абстрактности, были всего лишь призраками в сознании. Штирнер хочет «упразднить не только государство, но и общество как институт, ответственный за своих членов». [ 63 ] Штирнер выступал за самоутверждение и предвидел союз эгоистов , несистематические объединения, которые он предлагал в качестве формы организации вместо государства. [ 64 ] Союз понимается как отношение между эгоистами, которое постоянно возобновляется при поддержке всех сторон волевым актом. [ 41 ] [ 65 ] Даже убийство допустимо, «если оно мне подходит», [ 66 ] хотя анархисты-эгоисты утверждают, что эгоизм будет способствовать подлинным и спонтанным союзам между людьми. [ 67 ]

Концепция Штирнера «эгоистической собственности» не только означает отсутствие моральных ограничений в том, как человек приобретает и использует вещи , но и включает в себя и других людей. [ 68 ] Его приверженность эгоизму резко контрастирует с альтруизмом Годвина . Хотя Штирнер был противником коммунизма , по тем же причинам, по которым он выступал против капитализма , гуманизма , либерализма , прав собственности и национализма , рассматривая их как формы власти над личностью и как привидения в сознании, он оказал влияние на многих анархо-коммунистов и пост- коммунистов. левые анархисты . Авторы Anarchist FAQ сообщают, что «многие представители анархистского движения в Глазго, Шотландия, буквально восприняли «Союз эгоистов» Штирнера как основу для своей анархо-синдикалистской организации в 1940-х годах и позже». Точно так же известный историк-анархист Макс Неттлау заявляет, что «[читая Штирнера, я утверждаю, что его нельзя интерпретировать иначе, как в социалистическом смысле». [ 69 ]

Эта позиция в отношении собственности сильно отличается от естественного права коренных американцев, формы индивидуалистического анархизма, который защищает неприкосновенность частной собственности, заработанной трудом. [ 70 ] Среди других эгоистов — Джеймс Л. Уокер , Сидни Паркер , Дора Марсден и Джон Беверли Робинсон . В России индивидуалистический анархизм, вдохновленный Штирнером, в сочетании с уважением к Фридриху Ницше привлек небольшое количество последователей из богемных художников и интеллектуалов, таких как Лев Черный, а также несколько волков-одиночек, которые нашли самовыражение в преступлениях и насилии. [ 71 ] Они отвергали организацию, полагая, что только неорганизованные люди застрахованы от принуждения и доминирования, полагая, что это сохраняет их верность идеалам анархизма. [ 72 ] Этот тип индивидуалистического анархизма вдохновил анархо-феминистку Эмму Гольдман . [ 71 ]

Ранний индивидуалистический анархизм в Соединенных Штатах

[ редактировать ]

Намеренные общинные эксперименты, инициированные Джозайей Уорреном, оказали влияние на европейских анархистов-индивидуалистов конца 19-го и начала 20-го веков, таких как Эмиль Арманд , и основанные ими намеренные сообщества. [ 73 ]

Американская версия индивидуалистического анархизма делает сильный акцент на принципе ненападения и индивидуальном суверенитете . [ 74 ] Некоторые анархисты-индивидуалисты, такие как Торо [ 75 ] [ 76 ] не говорите об экономике, а просто о праве «отрыва» от государства и предвидите постепенную ликвидацию государства путем социальной эволюции.

Развитие и расширение

[ редактировать ]

Анархо-феминизм, свободная любовь, свободомыслие и проблемы ЛГБТ

[ редактировать ]

В Европе интерес к свободной любви развился во французских и испанских индивидуалистических анархистских кругах: «Антиклерикализм, как и в остальном либертарианском движении, является еще одним из частых элементов, которые приобретут актуальность в зависимости от того, в какой степени (Французская) Республика начинает конфликтовать с церковью [...] Антиклерикальный дискурс, к которому часто призывает французский индивидуалист Андре Лоруло , окажет свое влияние в Estudios (испанское индивидуалистическое анархистское издание). ответственность, которую он нес в прошлом за негативные события, за его иррациональность, которая делает его контрапунктом философского и научного прогресса. Будет критика прозелитизма и идеологических манипуляций, которая случается как с верующими, так и с агностиками». [ 77 ] Эти тенденции продолжатся во французском индивидуалистическом анархизме в творчестве и активизме Шарля-Огюста Бонтана и других. В испанском индивидуалистическом анархистском журнале Ética and Iniciales «существует сильный интерес к публикации научных новостей, обычно связанных с определенной атеистической и антитеистической одержимостью, философией, которая также будет способствовать указанию на несовместимость между наукой и религией, верой и Таким образом, будет много разговоров о теориях Дарвина или об отрицании существования души». [ 78 ]

Анархо-натуризм

[ редактировать ]

Индивидуалистические анархистские группы также были связаны с натуризмом. [ 79 ] и анархист-индивидуалист Анри Зисли пропагандировал натуризм во Франции. [ 80 ]

Индивидуалистический анархизм в США

[ редактировать ]

Мутуализм и утопизм

[ редактировать ]
Стивен Перл Эндрюс

Для американского историка-анархиста Юнис Минетт Шустер «[i] очевидно [...], что прудоновский анархизм можно было найти в Соединенных Штатах, по крайней мере, еще в 1848 году, и что он не осознавал своей близости к индивидуалистическому анархизму. Джозайи Уоррена и Стивена Перла Эндрюса [...] Уильям Б. Грин представил этот прудоновский мутуализм в его самой чистой и систематической форме». [ 81 ] Уильям Бэтчелдер Грин наиболее известен своими работами «Взаимное банковское дело» (1850), в которых предлагалась беспроцентная банковская система, и «Трансцендентализмом» — критикой философской школы Новой Англии . Он рассматривал мутуализм как синтез «свободы и порядка». [ 81 ] Его «ассоциативность [...] сдерживается индивидуализмом. [...] «Занимайтесь своим делом», «Не судите, чтобы вас не судили». В вопросах, которые являются чисто личными, как, например, нравственное поведение, индивид суверенен, как и в отношении того, что он сам производит. По этой причине он требует «взаимности» в браке — равного права женщины на свою собственную личность. свобода и собственность. [ 81 ] В некоторых индивидуалистических анархистских кругах мутуализм стал означать некоммунистический анархизм. [ 82 ]

Бостонские анархисты

[ редактировать ]

Другая форма индивидуалистического анархизма была обнаружена в Соединенных Штатах и ​​пропагандировалась так называемыми бостонскими анархистами. [ 71 ] По умолчанию американские индивидуалисты без труда приняли концепции о том, что «один человек нанимает другого» или что «он руководит им» в своем труде, а скорее требовали, чтобы «все естественные возможности, необходимые для производства богатства, были доступны всем на равных условиях». и что монополии, вытекающие из особых привилегий, созданных законом, должны быть отменены». [ 83 ]

Они считали государственный монополистический капитализм (определяемый как спонсируемая государством монополия) [ 84 ] не позволяло труду быть полностью вознагражденным.

Лизандер Спунер, помимо своей индивидуалистической анархистской активности, был также важным активистом против рабства и стал членом Первого Интернационала . [ 85 ]

Некоторые бостонские анархисты, в том числе Бенджамин Такер, называли себя социалистами , что в 19 веке часто использовалось в смысле стремления к улучшению условий рабочего класса (т. е. « трудовой проблемы »). [ 86 ] Бостонские анархисты, такие как Такер и его последователи, продолжают считаться социалистами из-за их противодействия ростовщичеству. [ 87 ] Они делают это потому, что, как отмечает современный экономист Джим Стэнфорд, существует множество различных видов конкурентных рынков, таких как рыночный социализм, а капитализм — это только один тип рыночной экономики. [ 88 ] Примерно к началу 20 века период расцвета индивидуалистического анархизма прошел. [ 89 ]

Индивидуалистический анархизм в Европе

[ редактировать ]

Европейский индивидуалистический анархизм исходил из корней, заложенных Уильямом Годвином . [ 41 ] Пьер-Жозеф Прудон и Макс Штирнер . Прудон был одним из первых пионеров анархизма , а также важного индивидуалистического анархического течения мутуализма . [ 53 ] [ 54 ] Штирнер стал центральной фигурой индивидуалистического анархизма благодаря публикации своей основополагающей работы «Эго и его собственные» , которая считается «основополагающим текстом в традиции индивидуалистического анархизма». [ 6 ]

Важные течения европейского индивидуализма включают свободную любовь и натуризм . [ 90 ]

Из наследия Прудона и Штирнера возникла сильная традиция французского индивидуалистического анархизма . Ранним важным анархистом-индивидуалистом был Ансельм Бельгарриг . Он участвовал во Французской революции 1848 года , был автором и редактором журналов Anarchie, Journal de l'Ordre и Au fait! О свершившийся факт! Interpretation de l'idée démocratique и написал важный ранний анархистский манифест в 1850 году. Каталонский историк индивидуалистического анархизма Ксавье Диес сообщает, что во время своих путешествий по Соединенным Штатам «он, по крайней мере, контактировал с (Генри Дэвидом) Торо и, вероятно, (Иосией) Уорреном ». . [ 91 ]

Позже эту традицию продолжили такие интеллектуалы, как Альбер Либертад , Андре Лоруло , Эмиль Арман , Виктор Серж , Зо д'Акса и Риретт Мэтрежан , которые в 1905 году разработали теорию в главном индивидуалистическом анархистском журнале Франции «L'Anarchie» . [ 92 ]

В этом смысле «теоретические позиции и жизненный опыт французского индивидуализма глубоко иконоборительны и скандальны даже в либертарианских кругах. Призыв нудистского натуризма , решительная защита методов контроля над рождаемостью, идея « союзов эгоистов» «С единственным оправданием сексуальных практик, которые будут пытаться реализовать на практике, не без трудностей, установят образ мыслей и действий и приведут к сочувствию у одних и сильному неприятию у других». [ 90 ]

Карикатура на банду Бонно

Нелегалы ​​обычно не искали морального обоснования для своих действий, признавая лишь реальность «могущества», а не «права»; и по большей части незаконные действия совершались просто для удовлетворения личных желаний, а не ради какого-то большего идеала. [ 42 ] теоретика Макса Штирнера, Под влиянием эгоизма а также Пьера-Жозефа Прудона (его взгляд на то, что « собственность — это воровство! »), Клеман Дюваль и Мариус Жакоб предложили теорию la reprise individuelle ( индивидуального освоения ), которая оправдывала грабеж богатых и личных лиц. действия против эксплуататоров и системы. [ 42 ]

Германия

[ редактировать ]

В Германии шотландско-немецкий Джон Генри Маккей стал самым важным пропагандистом индивидуалистических анархистских идей. Он соединил штирнеристский эгоизм с позициями Бенджамина Такера и фактически перевел Такера на немецкий язык. Два его собственных полувымышленных произведения, «Die Anarchisten» и «Der Freiheitsurer» , внесли свой вклад в индивидуалистическую теорию посредством обновления эгоистических тем в рамках рассмотрения анархистского движения. Английские переводы этих работ прибыли в Соединенное Королевство и в индивидуалистические американские круги во главе с Такером. [ 93 ]

В Италии индивидуалистический анархизм имел сильную тенденцию к нелегализации и насильственной пропаганде, совершая действия, аналогичные французскому индивидуалистическому анархизму, но, возможно, более крайние. [ 94 ] и которые подчеркивали критику организации, будь то анархистская или другого типа. [ 95 ]

Индивидуалистический анархизм был одной из трёх категорий анархизма в России , наряду с более известными анархо-коммунизмом и анархо-синдикализмом . [ 96 ] Ряды русских анархистов-индивидуалистов формировались преимущественно из интеллигенции и рабочего класса . [ 96 ] По мнению историка-анархиста Пауля Аврича , «двумя ведущими представителями индивидуалистического анархизма, оба базирующимися в Москве , были Алексей Алексеевич Боровой и Лев Черный (урожденный Павел Дмитриевич Турчанинов). От Ницше они унаследовали стремление к полному перевороту всех ценности, принятые буржуазным обществом, политические, моральные и культурные. Кроме того, они находились под сильным влиянием Макса Штирнера и Бенджамина Такера, немецких и американских теоретиков. индивидуалистического анархизма, они требовали полного освобождения человеческой личности от оков организованного общества». [ 96 ]

Некоторые русские анархисты-индивидуалисты «нашли высшее выражение своего социального отчуждения в насилии и преступности, другие присоединились к авангардным литературным и художественным кругам, но большинство оставалось « философскими » анархистами, которые вели оживленные салонные дискуссии и разрабатывали свои индивидуалистические теории в тяжеловесных трудах. журналы и книги». [ 96 ]

Лев Черный выступал за ницшеанское ниспровержение ценностей буржуазного российского общества и отвергал добровольные коммуны анархо-коммуниста Петра Кропоткина как угрозу свободе личности. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] Ученые, в том числе Аврич и Аллан Антлифф, интерпретировали это видение общества как находящееся под сильным влиянием анархистов-индивидуалистов Макса Штирнера и Бенджамина Такера. [ 100 ]

Хотя Испания находилась под влиянием американского индивидуалистического анархизма, она была более тесно связана с французскими течениями. Примерно в начале 20-го века индивидуализм в Испании набрал силу благодаря усилиям таких людей, как Дорадо Монтеро, Рикардо Мелла , Федерико Уралес , Мигель Хименес Игуалада , Мариано Галлардо и Х. Элизальде, которые переводили французских и американских индивидуалистов. [ 90 ] Важным в этом отношении были также такие журналы, как La Idea Libre , La Revista Blanca , Etica , Iniciales , Al margen , Estudios и Nosotros . Самыми влиятельными мыслителями были Макс Штирнер , Эмиль Арманд и Хан Райнер . Как и во Франции, распространение эсперанто и национализма имело значение, равно как и натуризм и течения свободной любви . [ 90 ] Позже Арманд и Райнер сами начали писать в испанской индивидуалистической прессе. Концепция Армана о любовном товариществе сыграла важную роль в мотивации полиамории как реализации личности. [ 90 ]

Каталонский историк Ксавье Диес сообщает, что испанскую индивидуалистическую анархистскую прессу широко читали члены анархо-коммунистических групп и члены анархо-синдикалистского профсоюза CNT . Были также случаи выдающихся анархистов-индивидуалистов, таких как Федерико Уралес и Мигель Хименес Игуалада, которые были членами CNT, и Х. Элизальде, который был одним из основателей и первым секретарем Иберийской анархической федерации (IAF). [ 101 ]

С октября 1937 года по февраль 1938 года испанский анархист-индивидуалист Мигель Хименес Игуалада был редактором индивидуалистического анархистского журнала Nosotros. [ 90 ] в котором появились многие произведения Армана и Райнера. Он также участвовал в публикации другого анархистского журнала-индивидуалиста « Аль Марген»: Publicación quincenalиндивидуалиста . [ 102 ] В юности занимался нелегальной деятельностью. [ 101 ] На его мысли глубоко повлиял Макс Штирнер, главным популяризатором которого он был в Испании благодаря своим собственным произведениям. Он опубликовал и написал предисловие [ 90 ] к четвертому изданию на испанском языке книги «Эго и его собственные» 1900 года. Он предложил создать « Союз эгоистов » в качестве федерации анархистов-индивидуалистов в Испании, но это не увенчалось успехом. [ 103 ]

Федерико Уралес был выдающимся анархистом-индивидуалистом, редактировавшим «La Revista Blanca» . Индивидуалистический анархизм Уралеса находился под влиянием Огюста Конта и Чарльза Дарвина . Он рассматривал науку и разум как защиту от слепого рабства власти. Он критиковал влиятельных мыслителей-индивидуалистов, таких как Ницше и Штирнер, за пропаганду асоциального эгоистического индивидуализма и вместо этого продвигал индивидуализм с солидарностью, рассматриваемой как способ гарантировать социальное равенство и гармонию. Он резко критиковал анархо-синдикализм , который, по его мнению, страдает от чрезмерной бюрократии; и он думал, что это имеет тенденцию к реформизму. Вместо этого он отдавал предпочтение небольшим группам, основанным на идеологической ориентации. Он поддержал и участвовал в создании IAF в 1927 году. [ 101 ]

В 2000 году Ateneo Libertario Ricardo Mella, Ateneo Libertario Al Margen, Ateneu Enciclopèdic Popular, Ateneo Libertario de Sant Boi и Ateneu Libertari Poble Sec y Fundació D'Estudis Libertaris i Anarcosindicalists переиздали сочинения Эмиля Армана о свободных и индивидуальных произведениях, которые привели к индивидуалистическому анархизму и любовному товариществу. . [ 104 ]

Индивидуалистический анархизм в Латинской Америке

[ редактировать ]

Аргентинский историк-анархист Анхель Каппеллетти сообщает, что в Аргентине «[среди] рабочих, приехавших из Европы в первые два десятилетия века, было любопытно несколько штирнерианских индивидуалистов, находящихся под влиянием философии Ницше , которые видели в синдикализме потенциального врага анархистская идеология. Они создали [...] группы по интересам , число которых в 1912 году, по словам Макса Неттлау , достигло 20. В 1911 году в Колоне появилось периодическое издание El Único , которое называло себя «Publicación uniqueista». ". [ 105 ]

Мюррей Букчин критиковал индивидуалистический анархизм за его оппозицию демократии и приверженность « стилю жизни » в ущерб антикапитализму и классовой борьбе . [ 106 ]

Джордж Бернард Шоу первоначально заигрывал с индивидуалистическим анархизмом, прежде чем пришел к выводу, что это «отрицание социализма и, по сути, является антисоциализмом, доведенным настолько близко до логического завершения, насколько осмелится донести его любой здравомыслящий человек». Аргумент Шоу заключался в том, что даже если богатство изначально распределялось поровну, степень невмешательства, которую отстаивал Такер, привела бы к тому, что распределение богатства стало бы неравным, поскольку это позволило бы частное присвоение и накопление. [ 107 ] По словам Карлотты Андерсон, американские анархисты-индивидуалисты признают, что свободная конкуренция приводит к неравномерному распределению богатства, но они «не считают это несправедливостью». [ 108 ] Тем не менее, Питер Маршалл заявляет, что «эгалитарные последствия традиционных анархистов-индивидуалистов», таких как Такер и Лизандер Спунер, были упущены из виду. [ 109 ]

Коллективистские и социальные анархисты оспаривают утверждение анархистов-индивидуалистов о том, что свободная конкуренция и рынки приведут к созданию либертарианско - эгалитарного анархистского общества , которое разделяют с ними анархисты-индивидуалисты. По их мнению, «государственное вмешательство просто поддерживает систему классовой эксплуатации и придает капитализму человеческое лицо». [ 110 ]

Авторы Anarchist FAQ утверждают, что анархисты-индивидуалисты не защищали свободную конкуренцию и рынки как нормативные требования, а просто считали, что это лучшие средства, чем те, которые предлагались анархо-коммунистами для развития анархистского общества. Анархисты-индивидуалисты, такие как Такер, считали, что интересы, прибыли, рента и ростовщичество исчезнут, чего ни анархо-капиталисты, ни социальные анархисты не считали правдой или не верили, что это произойдет. На свободном рынке людям платили бы пропорционально тому, сколько труда они вложили, а в противном случае имела бы место эксплуатация или ростовщичество. Теория заключалась в том, что нерегулируемая банковская деятельность приведет к увеличению доступности денег и что это приведет к быстрому распространению новых предприятий, что, в свою очередь, повысит спрос на рабочую силу. Это заставило Такера поверить в то, что трудовая теория стоимости будет подтверждена и равные объемы труда будут получать равную оплату. Позже Такер стал скептически относиться к тому, что свободная конкуренция может убрать концентрированный капитал. [ 111 ]

Индивидуалистический анархизм и анархо-капитализм

[ редактировать ]

Хотя анархо-капитализм иногда называют формой индивидуалистического анархизма, [ 24 ] [ 112 ] [ 113 ] некоторые ученые критиковали их, в том числе некоторых марксистов и правых либертарианцев , за то, что они приняли это за чистую монету. [ 30 ] Другие ученые, такие как Бенджамин Фрэнкс, который считает анархо-капитализм частью индивидуалистического анархизма и, следовательно, исключает из анархистского лагеря те формы индивидуалистического анархизма, которые защищают или укрепляют иерархические формы, [ 20 ] подверглись критике со стороны тех, кто включает индивидуалистический анархизм как часть анархистских и социалистических традиций, исключая при этом анархо-капитализм, [ 109 ] [ 30 ] включая авторов Anarchist FAQ . [ 3 ] Некоторые ученые-анархисты критиковали тех, особенно представителей англо-американской философии, которые определяют анархизм только с точки зрения оппозиции государству, тогда как анархизм, включая как индивидуалистические, так и социальные традиции, представляет собой нечто гораздо большее. [ 114 ] [ 115 ] [ 116 ] Анархисты, включая как индивидуалистов, так и социальных анархистов, также критиковали некоторых марксистов и других социалистов за исключение анархизма из социалистического лагеря. [ 3 ] В книге «Европейский социализм: история идей и движений » Карл Ландауэр резюмировал разницу между анархистами-коммунистами и анархистами-индивидуалистами, заявив, что «анархисты-коммунисты также не признают никакого права общества принуждать человека. Они отличаются от анархических индивидуалистов своими убеждениями. что люди, освободившись от принуждения, вступят в добровольные объединения коммунистического типа, тогда как другое крыло полагает, что свободный человек предпочтет высокую степень изоляции». [ 4 ] [ 117 ]

Без трудовой теории стоимости , [ 112 ] некоторые утверждают, что анархисты-индивидуалисты XIX века приближаются к современному движению анархо-капитализма, [ 24 ] [ 113 ] хотя это оспаривается [ 20 ] или отклонено. [ 118 ] По мере изменения экономической теории популярность теории труда классической экономики была вытеснена субъективной теорией стоимости неоклассической экономики , и Мюррей Ротбард , ученик Людвига фон Мизеса экономики Мизеса , объединил австрийскую школу с абсолютистскими взглядами на права человека. и неприятие государства, которое он усвоил, изучая американских анархистов-индивидуалистов XIX века, таких как Такер и Спунер. [ 119 ] В середине 1950-х годов Ротбард стремился отличиться от коммунистических и социалистических экономических взглядов других анархистов, включая анархистов-индивидуалистов 19-го века, утверждая, что «мы не анархисты [...], но и не архисты [.. .]. Возможно, тогда мы могли бы назвать себя новым именем: нонархист». [ 20 ]

В анархизме существует сильное течение, включая анархистских активистов и ученых, которые отвергают тот факт, что анархо-капитализм можно считать частью анархистского движения, поскольку анархизм исторически был антикапиталистическим движением , и анархисты считают его несовместимым с капиталистическими формами. [ 120 ] [ 121 ] [ 122 ] [ 123 ] [ 124 ] Хотя некоторые считают анархо-капитализм формой индивидуалистического анархизма, [ 125 ] [ 126 ] другие утверждают, что индивидуалистический анархизм в значительной степени социалистичен, и оспаривают концепцию разделения между социалистом и индивидуалистом. [ 20 ] [ 127 ] Некоторые авторы отрицают, что анархо-капитализм является формой анархизма. [ 128 ] и что капитализм совместим с анархизмом. [ 129 ]

В «Справочнике анархизма Пэлгрейва » говорится, что «как справедливо отмечает Бенджамин Фрэнкс, индивидуализмы, которые защищают или укрепляют иерархические формы, такие как отношения экономики и власти анархо-капитализма, несовместимы с практиками социального анархизма, основанными на развитии имманентных благ, которые оспаривают такие как неравенства». Лоуренс Дэвис осторожно спрашивает: «[Я] является анархо-капитализмом на самом деле формой анархизма или вместо этого совершенно другой идеологической парадигмой, приверженцы которой пытались экспроприировать язык анархизма для своих собственных антианархистских целей?» Дэвис цитирует Иэна Маккея , «которого Фрэнкс называет авторитетом, подтверждающим его утверждение о том, что «академический анализ следует за активистскими течениями в отрицании точки зрения, что анархо-капитализм имеет какое-либо отношение к социальному анархизму», как утверждающего «весьма решительно по самому страницы, цитируемые Фрэнксом, что анархо-капитализм ни в коем случае не является разновидностью анархизма». Маккей пишет, что «[мне] важно подчеркнуть, что анархистская оппозиция так называемым капиталистическим «анархистам» не не отражают какие-то дебаты внутри анархизма, как любят притворяться многие из этих типов, а дебаты между анархизмом и его старым врагом капитализмом. [...] Точно так же, учитывая, что анархисты и «анархо»-капиталисты имеют фундаментально разные анализы и цели, вряд ли можно «сектантски» указывать на это». [ 130 ]

Дэвис пишет, что «Фрэнкс утверждает, не подкрепляя доказательствами, что большинство основных форм индивидуалистического анархизма были в значительной степени анархо-капиталистическими по содержанию, и делает из этой предпосылки вывод, что большинство форм индивидуализма несовместимы с анархизмом». Дэвис утверждает, что «вывод необоснован, поскольку посылка ложна, а ее обоснованность зависит от дальнейшего предположения, что анархо-капитализм действительно является формой анархизма. Если мы отвергаем эту точку зрения, то мы также должны отвергнуть индивидуальный анархистский стиль аргументации против коллективного анархистского стиля «пропасти», который следует из этого». [ 130 ] Дэвис утверждает, что «идеологической основой анархизма является вера в то, что общество может и должно быть организовано без иерархии и доминирования. Исторически анархисты вели борьбу против широкого спектра режимов доминирования, от капитализма, государственной системы, патриархата, гетеросексизма и доминирования. от господства природы до колониализма, военной системы, рабства, фашизма, превосходства белых и некоторых форм организованной религии». По словам Дэвиса, «хотя эти взгляды варьируются от преимущественно индивидуалистических до преимущественно коммунитарных, черты, общие практически для всех, включают упор на самоуправление и методы саморегулирования организации, добровольные ассоциации, децентрализованное общество, основанное на принцип свободной ассоциации, в котором люди будут управлять и управлять собой». [ 131 ] Наконец, Дэвис включает сноску, в которой говорится, что «[и] индивидуалистический анархизм можно с полным основанием рассматривать как форму как социализма, так и анархизма. Были ли анархисты-индивидуалисты последовательными анархистами (и социалистами) - это совершенно другой вопрос. [...] Маккей комментирует следующее: «Любой индивидуалистический анархизм, поддерживающий наёмный труд, является непоследовательным анархизмом. Его можно легко сделать последовательным анархизмом, последовательно применяя его собственные принципы. «анархо»-капитализм отвергает столь многие основные, основополагающие принципы анархизма [...], что его невозможно привести в соответствие с идеалами анархизма»». [ 132 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Маккей, Иэн. Анархистский FAQ. АК Пресс. Окленд. 2008. стр. 59-60.
  2. ^ Маккей, Иэн. Анархистский FAQ. АК Пресс. Окленд. 2008. стр. 22, 526.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Маккей, Иэн, изд. (2012) [2008]. Анархистский FAQ . Том. Я/II. Стирлинг: АК Пресс. ISBN  9781849351225 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Маккей, Иэн, изд. (2012) [2008]. «Приложение: Анархизм и анархо-капитализм». Анархистский FAQ . Том. Я/II. Стирлинг: АК Пресс. ISBN  9781849351225 .
  5. ^ Дана, Чарльз Андерсон. Прудон и его «Народный банк» . п. 46.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Леопольд, Дэвид (4 августа 2006 г.). «Макс Штирнер» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  7. ^ Диес 2006 , стр. 31–32: «Параллельно, по другую сторону Атлантики, в другом контексте наполовину созданной нации, Соединенных Штатов, другие философы развивали аналогичную индивидуалистическую мысль, хотя и со своей спецификой. Генри Дэвид Торо (1817 г.) –1862), один из писателей, близких к движению трансценденталистской философии, является одним из самых известных. Его наиболее представительная работа – «Уолден», появившаяся в 1854 году, хотя и написанная между 1845 и 1847 годами, когда Торо решил поселиться в изоляции. хижину в лесу и жить в тесном контакте с природой, в жизни уединения и трезвости. Из этого опыта его философия пытается донести до нас идею о том, что уважительное возвращение к природе необходимо и что счастье превыше всего. все плоды природы, внутреннее богатство и гармония личности с окружающей средой. Многие видели в Торо одного из предшественников энвайронментализма и примитивистского анархизма, представленного сегодня Джоном Зерзаном. Для Джорджа Вудкока такое отношение может быть также мотивировано определенной идеей сопротивления прогрессу и неприятия растущего материализма, который характеризует североамериканское общество середины XIX века».
  8. ^ Перейти обратно: а б Фриден, Майкл. Идеологии и политическая теория: концептуальный подход. Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-829414-X . стр. 313–314
  9. ^ Перейти обратно: а б Вудкок 1962 год .
  10. ^ Скирда, Александр (2002). Лицом к лицу с врагом: история анархистской организации от Прудона до мая 1968 года . АК Пресс. п. 191.
  11. ^ Дженнингс, Джереми (1993). "Анархизм". В Итвелле, Роджер; Райт, Энтони (ред.). Современные политические идеологии . Лондон: Пинтер. стр. 127–146. ISBN   978-0-86187-096-7 . «[...] анархизм выступает не за неограниченную свободу личности (как, по-видимому, верят «анархо-капиталисты»), а, как мы уже видели, за расширение индивидуальности и сообщества» (стр. 143). .
  12. ^ Гей, Кэтлин; Гей, Мартин (1999). Энциклопедия политической анархии . АВС-КЛИО. п. 15. ISBN   978-0-87436-982-3 . «Для многих анархистов (каких бы то ни было убеждений) анархо-капитализм является противоречивым термином, поскольку «традиционные» анархисты выступают против капитализма».
  13. ^ Моррисс, Эндрю (2008). «Анархо-капитализм». В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . МУДРЕЦ; Институт Катона. стр. 13–14. два : 10.4135/9781412965811.n8 . ISBN   978-1-4129-6580-4 . OCLC   191924853 . «Социальные анархисты, те анархисты с коммунитарными взглядами, критикуют анархо-капитализм, потому что он позволяет людям накапливать значительную власть через рынки и частную собственность».
  14. ^ Фрэнкс, Бенджамин (август 2013 г.). Фриден, Майкл; Стирс, Марк (ред.). "Анархизм". Оксфордский справочник политических идеологий . Издательство Оксфордского университета: 393–394. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199585977.013.0001 . Индивидуализмы, которые защищают или укрепляют иерархические формы, такие как отношения экономики и власти анархо-капитализма [...], несовместимы с практиками социального анархизма. [...] Академический анализ все чаще следует за активистскими течениями, отвергающими точку зрения о том, что анархо-капитализм имеет какое-либо отношение к социальному анархизму.
  15. ^ Маккей, Иэн, изд. (2012). Анархистский FAQ . Том. II. Стирлинг: АК Пресс. ISBN  9781849351225 . Нет, это далеко не так. Большинство анархистов конца девятнадцатого века признали коммунистический анархизм подлинной формой анархизма, и он быстро заменил коллективистский анархизм как доминирующую тенденцию. Очень немногие анархисты находили убедительным индивидуалистическое решение социального вопроса или попытки некоторых из них отлучить социальный анархизм от движения.
  16. ^ Бойд, Тони; Харрисон, Кевин, ред. (2003). «Марксизм и анархизм». Понимание политических идей и движений . Издательство Манчестерского университета. п. 251. ISBN   9780719061516 .
  17. ^ Маккей, Иэн, изд. (2012). «Раздел G - Является ли индивидуалистический анархизм капиталистическим?». Анархистский FAQ . Том. II. Стирлинг: АК Пресс. ISBN  9781849351225 .
  18. ^ Карсон, Кевин (2017). «Анархизм и рынки». В июне, Натан Дж. (2017). Компаньон Брилла по анархизму и философии . БРИЛЛ. п. 81. ISBN   9789004356894 .
  19. ^ Маккей, Иэн. Анархистский FAQ. АК Пресс. Окленд. 2008. стр. 59.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фрэнкс, Бенджамин (август 2013 г.). Фриден, Майкл; Стирс, Марк (ред.). "Анархизм". Оксфордский справочник политических идеологий . Издательство Оксфордского университета: 385–404. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199585977.013.0001 .
  21. ^ Вуд, Эллен Мейксинс (1972). Разум и политика: подход к значению либерального и социалистического индивидуализма . Издательство Калифорнийского университета. п. 7. ISBN   0520020294 .
  22. ^ «Инакомыслие 21 века: анархизм, антиглобализация и защита окружающей среды» (PDF) . Обзоры выбора в Интернете . 44 (10): 44–5863. 2007. doi : 10.5860/choice.44-5863 . hdl : 10072/12679 . S2CID   35607336 . Архивировано из оригинала (PDF) 03 марта 2019 г.
  23. ^ Мицман, Артур (1977). «Анархизм, экспрессионизм и психоанализ» . Новая немецкая критика (10): 77–104. дои : 10.2307/487673 . JSTOR   487673 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Остергаард, Джеффри . "Анархизм". Словарь современной социальной мысли Блэквелла . Издательство Блэквелл. п. 14.
  25. ^ Мельцер, Альберт (2000). Анархизм: аргументы за и против . АК Пресс. п. 50. «Философия «анархо-капитализма», выдуманная «либертарианскими» новыми правыми, не имеет ничего общего с анархизмом, известным собственно анархистскому движению».
  26. ^ Гудвей, Дэвид (2006). Анархистские семена под снегом: леволибертарианская мысль и британские писатели от Уильяма Морриса до Колина Уорда . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 4. «Либертарианство» и «либертарианство» часто используются анархистами как синонимы слов «анархист» и «анархизм», в основном как попытка дистанцироваться от негативных коннотаций слова «анархия» и его производных. Ситуация значительно изменилась. осложнилась в последние десятилетия ростом анархо-капитализма, «минимального этатизма» и крайне правой философии невмешательства, которую защищают такие теоретики, как Мюррей Ротбард и Роберт Нозик, и принятием ими слов «либертарианец» и «либертарианство». Поэтому теперь стало необходимым провести различие между их правым либертарианством и левым либертарианством анархической традиции».
  27. ^ Маршалл 1992 , с. 565: «На самом деле, немногие анархисты приняли бы «анархо-капиталистов» в анархистский лагерь, поскольку они не разделяют заботы об экономическом равенстве и социальной справедливости. Их корыстные, расчетливые рыночные люди были бы неспособны практиковать добровольное сотрудничество. Поэтому анархо-капиталистов, даже если они отвергают государство, лучше всего называть правыми либертарианцами, а не анархистами».
  28. ^ «Раздел F - Является ли «анархо»-капитализм разновидностью анархизма?» Архивировано 9 сентября 2019 г. в Wayback Machine . Анархистские часто задаваемые вопросы (2008). Опубликовано в виде книги издательством «Anarchist FAQ» в виде тома I. Окленд/Эдинбург: AK Press. 558 стр. ISBN   9781902593906 .
  29. ^ Ньюман, Сол (2010). Политика постанархизма, Издательство Эдинбургского университета . п. 43. ISBN   0748634959 . «Важно проводить различие между анархизмом и некоторыми направлениями правого либертарианства, которые иногда носят одно и то же название (например, анархо-капитализм Мюррея Ротбарда)».
  30. ^ Перейти обратно: а б с Адамс, Мэтью С.; Леви, Карл, ред. (2018). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 64–66. ISBN  978-3-319-75619-6 .
  31. ^ Карсон, Кевин , «Часто задаваемые вопросы о мутуалистах». Архивировано 18 июля 2007 г. в Wayback Machine .
  32. ^ Диес 2006 , стр. 30–31: «В жизни каждого отдельного человека каждое звено, независимо от того, в какой форме оно представлено, представляет собой цепь, обуславливающую, а значит, и устраняющую состояние свободного человека. Из этого следует два следствия: свобода будет Это последнее понятие останется вне словаря Штирнера, поскольку и этика, и мораль будут двумя абсолютными понятиями, которые как таковые не могут быть поставлены выше индивидуальной воли. материальное состояние или духовный, «по ту сторону добра и зла», как заявил Ницше в одном из своих главных произведений, коллективные убеждения, общие предрассудки, социальные условности станут, следовательно, объектом разрушения».
  33. ^ «Однако сам Штирнер не имеет никакого отношения к «высшим существам». Действительно, с целью заняться исключительно своими интересами, он нападает на все «высшие существа», рассматривая их как разновидность того, что он называет «привидениями», или идеями, которым индивидуумы приносят себя в жертву и которые в первую очередь находятся под их властью. среди них — абстракция «Человек», в которую погружаются и теряются все уникальные личности. По его словам, «либерализм — это религия, потому что он отделяет мою сущность от меня и ставит ее выше меня, потому что он возвышает «Человека» до уровня. в той же степени, что и любой другая религия делает с Богом... она ставит меня ниже Человека». В самом деле, тот, «кто увлечен Человеком, оставляет людей вне внимания настолько, насколько простирается это увлечение, и плавает в идеальных, священных интересах. Человек, видите ли, не личность, а идеал, призрак». [стр. 176 и стр. 79]. , государство, религия и (иногда) само общество. Мы обсудим критику капитализма Штирнером, прежде чем перейти к его видению эгоистического общества и тому, как оно соотносится с социальным анархизмом. «G.6 Каковы идеи Макса Штирнера». Архивировано 23 ноября 2010 г. в Wayback Machine в FAQ по анархистам.
  34. ^ «Первый касается средств действия здесь и сейчас (и, следовательно, способа возникновения анархии). Индивидуалисты обычно предпочитают образование и создание альтернативных институтов, таких как взаимные банки, союзы, коммуны, и т. д. Такая деятельность, утверждают они, будет гарантировать, что нынешнее общество постепенно превратится из правительства в анархическое. Они в первую очередь эволюционисты, а не революционеры, и им не нравится использование социальных анархистов прямых действий для создания революционных ситуаций». «A.3.1 Каковы различия между индивидуалистами и социальными анархистами?» Архивировано 23 ноября 2010 г. на Wayback Machine в FAQ по анархистам.
  35. ^ Диес 2006 , с. 30: «Поэтому каждая революция, совершаемая во имя абстрактных принципов, таких как равенство, братство, свобода или гуманность, преследует одну и ту же цель: аннулировать волю и суверенитет личности, чтобы доминировать над ней».
  36. ^ Диес 2006 , с. 31: Наконец, и эта тема мало раскрыта баварским философом, очевидно, что, несмотря на любой культ индивидуального суверенитета, для людей необходимо и желательно сотрудничать. Но опасность объединения влечет за собой воспроизводство общества в ином масштабе, и очевидно, что в этом контексте индивиды должны отказаться от значительной части своего суверенитета. Штирнер предлагает «союзы эгоистов», образованные свободными людьми, которые могут время от времени объединяться для сотрудничества, но избегают стабильности или постоянства.
  37. ^ «Союзы, которых желает Штирнер, должны быть основаны на свободном соглашении, будучи спонтанными и добровольными ассоциациями, созданными на основе взаимных интересов участвующих сторон, которые «лучше всего будут заботиться о своем благополучии, если объединятся с другими». [стр. 309] союзы, в отличие от государства, существуют для того, чтобы обеспечить то, что Штирнер называет «общением» или «союзом» между индивидами. Чтобы лучше понять природу этих объединений, которые заменят государство, Штирнер перечисляет отношения между друзьями: любовники и играющие дети в качестве примеров. вовлеченные в них ничем не жертвуют, будучи принадлежащими к ним. Такие ассоциации основаны на взаимности и свободном и спонтанном сотрудничестве между равными. Как говорит Штирнер, «общение — это взаимность, это действие, коммерция, Таким образом, Штирнер искал широкий эгоизм, который ценил других и их уникальность, и таким образом критиковал узкий эгоизм людей, забывших о богатстве других. являются:
    «Но это был бы человек, который не знает и не может оценить никаких наслаждений, исходящих от интереса к другим, от внимания, проявленного к другим. Это был бы человек, лишенный бесчисленных удовольствий, с жалким характером... не быть ли ему жалким эгоистом, а не настоящим эгоистом... Человек, который любит человека, в силу этой любви более богатый человек, чем тот, кто никого не любит». [Нет богов, нет мастеров, т. 1, с. 23]» Каковы различия между индивидуалистами и социальными анархистами?
  38. ^ Браун, Сьюзен Лав (1997). «Свободный рынок как спасение от правительства». В Carrier, Джеймс Г., изд. Значения рынка: свободный рынок в западной культуре . Издательство Берг. п. 107. ISBN   9781859731499 .
  39. ^ Миллер, Дэвид (1987). Энциклопедия политической мысли Блэквелла . Издательство Блэквелл. п. 11. ISBN  0631227814 .
  40. ^ «То, чего достигает моя мощь, является моей собственностью; и позвольте мне объявить собственностью все, что я чувствую себя достаточно сильным, чтобы достичь, и позвольте мне расширить мою фактическую собственность настолько, насколько я имею на это право, то есть дать себе возможность взять ...» Из Эго и его собственное , цитируется в Оссар, Майкл (1980). Анархизм в драмах Эрнста Толлера . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 27. ISBN  0873953932 .
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и Вудкок, Джордж (2004). Анархизм: история либертарианских идей и движений . Бродвью Пресс. п. 20. ISBN  0140206221 .
  42. ^ Перейти обратно: а б с Парри, Ричард. Банда Бонно. Rebel Press, 1987. с. 15
  43. ^ Вудкок 1962 : «Анархистский историк Джордж Вудкок сообщает об инциденте, в котором важный итальянский социальный анархист Эррико Малатеста оказался вовлеченным «в спор с анархистами-индивидуалистами Патерсона , которые настаивали на том, что анархизм вообще не подразумевает никакой организации и что каждый человек должен действовать исключительно по его импульсам. Наконец, в одном из шумных споров индивидуальный порыв некоего Чианкабиллы побудил его застрелить Малатесту, который был тяжело ранен, но упорно отказывался назвать имя нападавшего».
  44. ^ Парри 1987 , с. 15 .
  45. ^ Перейти обратно: а б " «Уильям Годвин» . Британская энциклопедия . Проверено 18 августа 2024 г.
  46. ^ Маклафлин, Пол (2007). Анархизм и власть: философское введение в классический анархизм . Издательство Эшгейт. п. 119. ИСБН  978-0754661962 .
  47. ^ Маклафлин, Пол (2007). Анархизм и власть: философское введение в классический анархизм . Издательство Эшгейт. п. 123. ИСБН  978-0754661962 .
  48. ^ Маршалл, Питер (1984). Уильям Годвин . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 106. ИСБН  978-0-300-03175-1 . OCLC   9971338 .
  49. ^ «Уильям Годвин, Шелли и коммунизм» ALB, The Socialist Standard
  50. ^ Ротбард, Мюррей. « Эдмунд Берк, анархист. Архивировано 12 января 2014 г. в archive.today ».
  51. ^ Вейсборд, Альберт (1937). «Либертарианство» . Завоевание власти . Нью-Йорк : Ковичи-Фриде. ОСЛК   1019295 . Архивировано из оригинала 23 мая 2018 г. Проверено 5 августа 2008 г.
  52. ^ «Анархизм». Архивировано 16 февраля 2009 г. в Wayback Machine , BBC Radio 4 программа , В наше время , четверг, 7 декабря 2006 г. Ведущий Мелвин Брэгг из BBC, с Джоном Кином, профессором политики Вестминстерского университета . Рут Кинна , старший преподаватель политики в Университете Лафборо , и Питер Маршалл , философ и историк.
  53. ^ Перейти обратно: а б Джордж Эдвард Райнс, изд. (1918). «Анархизм» . Американская энциклопедия . Нью-Йорк: Американская энциклопедия Corp., стр. 624. OCLC   7308909 .
  54. ^ Перейти обратно: а б Гамильтон, Питер (1995). Эмиль Дюркгейм . Нью-Йорк: Рутледж. п. 79. ИСБН  0415110475 .
  55. ^ Фаге, Эмиль (1970). Политики и моралисты девятнадцатого века . Фрипорт: Книги для библиотек Press. п. 147. ИСБН  0836918282 .
  56. ^ Боуэн, Джеймс; Пуркис, Джон (2004). Изменение анархизма: анархическая теория и практика в глобальную эпоху . Издательство Манчестерского университета. п. 24 . ISBN  9780719066948 .
  57. ^ Ноулз, Роб (зима 2000 г.). «Политическая экономия снизу: коммунитарный анархизм как забытый дискурс в истории экономической мысли». Обзор истории экономики . 31 (31): 30–47. дои : 10.1080/10370196.2000.11733332 . S2CID   141027974 .
  58. ^ Моггач, Дуглас. Новые гегельянцы. Издательство Кембриджского университета. п. 177.
  59. ^ Гудвей, Дэвид (2006). Анархистские семена под снегом . Издательство Ливерпульского университета. п. 99 . ISBN  1846310261 .
  60. ^ Моггач, Дуглас. Новые гегельянцы. Издательство Кембриджского университета, 2006 г., стр. 190.
  61. ^ Моггач, Дуглас. Новые гегельянцы. Издательство Кембриджского университета, 2006 г., стр. 183.
  62. ^ Американская энциклопедия: Библиотека универсальных знаний. Энциклопедия Корпорация. п. 176
  63. ^ Хайдер, Ульрике. Анархизм: левый, правый и зеленый , Сан-Франциско: City Lights Books, 1994, стр. 95–96.
  64. ^ Томас, Пол (1985). Карл Маркс и анархисты . Лондон: Рутледж / Кеган Пол . п. 142 . ISBN  0710206852 .
  65. ^ Нюберг, Свейн Олав. «Союз эгоистов» (PDF) . Нет, мы служим . 1 . Осло, Норвегия: Свейн Олав Нюберг: 13–14. OCLC   47758413 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2010 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
  66. ^ Моггач, Дуглас. Новые гегельянцы. Издательство Кембриджского университета, 2006 г., стр. 191
  67. ^ Карлсон, Эндрю (1972). «Философский эгоизм: немецкие предшественники» . Анархизм в Германии . Метучен: Пугало Пресс. ISBN  0810804840 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 г. Проверено 4 декабря 2008 г.
  68. ^ Моггач, Дуглас. Новые гегельянцы. Издательство Кембриджского университета, 2006 г., стр. 194
  69. ^ Маккей, Иэн, изд. (2012). «Каковы идеи Макса Штирнера?». Анархистский FAQ . Том. II. Стирлинг: АК Пресс. ISBN  9781849351225 .
  70. ^ Вейр, Дэвид. Анархия и культура. Издательство Массачусетского университета . 1997. с. 146
  71. ^ Перейти обратно: а б с Леви, Карл. « Анархизм ». Microsoft Encarta, Интернет-энциклопедия 2007 г. Архивировано 13 октября 2009 г. в Wayback Machine 31 октября 2009 г.
  72. ^ Аврич, Пол. «Анархисты в русской революции». Русское обозрение , Том. 26, № 4. (октябрь 1967 г.). п. 343
  73. ^ Диес 2007 , с. 42.
  74. ^ Мэдисон, Чарльз А. (1945). «Анархизм в США». Журнал истории идей . 6 (1). Издательство Пенсильванского университета: 46–66. дои : 10.2307/2707055 . JSTOR   2707055 .
  75. ^ Джонсон, Эллвуд. Доброе слово: пуританское влияние на американскую литературу , Clements Publishing, 2005, стр. 138.
  76. ^ Энциклопедия социальных наук под редакцией Эдвина Роберта Андерсона Селигмана, Элвина Сондерса Джонсона, 1937, стр. 12.
  77. ^ Диес 2007 , с. 143.
  78. ^ Диес 2007 , с. 152.
  79. ^ Бони, Стефано (2010). «Натуризм». Международная энциклопедия революции и протеста . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–2. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp1713 . ISBN  978-1-4051-9807-3 . С 1880-х годов анархо-индивидуалистические публикации и учения пропагандировали социальную освободительную функцию натуризма и осуждали вырубку лесов, механизацию, цивилизацию и урбанизацию как разлагающие последствия консолидации индустриально-капиталистического порядка.
  80. ^ Бони, Стефано (2010). «Зислый, Анри (1872–1945)». Международная энциклопедия революции и протеста . Джон Уайли и сыновья. п. 1. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp1749 . ISBN  978-1-4051-9807-3 . Анри Зисли, самопровозглашенный анархист-индивидуалист, считается одним из предшественников и главных организаторов натуристского движения во Франции и одним из его самых способных и откровенных защитников во всем мире.
  81. ^ Перейти обратно: а б с Анархизм коренных американцев: исследование левого американского индивидуализма, Юнис Минетт Шустер. Архивировано 13 февраля 2016 года в Wayback Machine.
  82. ^ Уилбур, Шон П. (2018). «Мутуализм». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл. Справочник Пэлгрейва по анархизму . Спрингер. п. 221. ISBN   9783319756202 .
  83. ^ Мэдисон, Чарльз А. «Анархизм в Соединенных Штатах». Журнал истории идей , том 6, № 1, январь 1945 г., с. 53.
  84. ^ Шварцман, Джек. «Ингаллс, Хэнсон и Такер: американские анархисты девятнадцатого века». Американский журнал экономики и социологии , Vol. 62, № 5 (ноябрь 2003 г.). п. 325.
  85. ^ Вудкок 1962 , с. 459.
  86. ^ Брукс, Фрэнк Х. 1994. Анархисты-индивидуалисты: Антология свободы (1881–1908). Издатели транзакций. п. 75.
  87. ^ «G.1.4 Почему социальный контекст важен при оценке индивидуалистического анархизма?» в FAQ по анархистам. Архивировано 15 марта 2013 г., в Wayback Machine.
  88. ^ Стэнфорд, Джим. Экономика для всех: Краткое руководство по экономике капитализма. Анн-Арбор: Мичиган, Pluto Press. 2008. с. 36.
  89. ^ Аврич, Пол . 2006. Голоса анархистов: устная история анархизма в Америке . АК Пресс . п. 6.
  90. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Диез 2006 .
  91. ^ Диес 2007 , с. 60.
  92. ^ Вудкок 1962 : «На окраинах движения, и особенно в индивидуалистической фракции, которая стала относительно сильной после 1900 года и начала публиковать свою собственную сектантскую газету, – 315 – L'Anarchie (1905–14), существовали группы и отдельные лица. которые жили в основном преступностью. Среди них были некоторые из самых оригинальных, а также некоторые из самых трагических фигур в анархической истории».
  93. ^ Райли, Томас А. (1945). «Анархизм Новой Англии в Германии». Ежеквартальный журнал Новой Англии . 18 (1): 25–38. дои : 10.2307/361389 . ISSN   0028-4866 . JSTOR   361389 .
  94. ^ Вудкок 1962 : «В этот момент, воодушевленные разочарованием, которое последовало за провалом всеобщей забастовки, террористические индивидуалисты, которые всегда - несмотря на влияние Малатесты - выживали как небольшое меньшинство среди итальянских анархистов, вмешались ужасно и трагически».
  95. ^ Вудкок 1962 : «в споре с анархистами-индивидуалистами Патерсона , которые настаивали на том, что анархизм вообще не предполагает никакой организации и что каждый человек должен действовать исключительно согласно своим импульсам. Наконец, в одном шумном споре индивидуальный импульс определенного Чианкабилья приказал ему застрелить Малатесту, который был тяжело ранен, но упорно отказывался назвать имя нападавшего».
  96. ^ Перейти обратно: а б с д Аврич, Пол (2006). Русские анархисты . Стирлинг: АК Пресс . п. 56. ИСБН  1904859488 .
  97. ^ Аврич 2006 , с. 180.
  98. ^ Аврич 2006 , с. 254.
  99. ^ Chernyi, Lev (1923) [1907]. Novoe Napravlenie v Anarkhizme: Asosiatsionnii Anarkhism (Moscow; 2nd ed.). New York.
  100. ^ Антлифф, Аллан (2007). «Анархия, власть и постструктурализм» (PDF) . Субстанция . 36 (113): 56–66. дои : 10.1353/sub.2007.0026 . S2CID   146156609 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 апреля 2016 г. Проверено 10 марта 2008 г.
  101. ^ Перейти обратно: а б с Диез 2007 .
  102. ^ Диес 2006 , с. 47: «Среди редакторов и сотрудников журнала Al Margen, который перенесет свою редакцию в Эльду, в Аликанте, мы найдем Мигеля Хименеса Игуаладу...»
  103. ^ Диес 2006 , с. 48: «Начиная с 1930-х годов его мышление начало склоняться к индивидуализму, и как глубокий штирнерианец он пытался продвигать федерацию индивидуалистов»
  104. ^ «Анархистский индивидуализм и любящий дух товарищества». Архивировано 19 июля 2009 г. в Wayback Machine. Эмилем Арманом
  105. ^ Рама, Карлос М; Каппеллетт, Анхель Дж (1990). El Anarquismo en América Latina (на испанском языке). Fundacion Biblioteca Ayacuch. п. CLVII. ISBN  9789802761173 . Ницше-анархизм.
  106. ^ Моррис, Брайан (2014). «Политическое наследие Мюррея Букчина» . Антропология, экология и анархизм: читатель Брайана Морриса . ПМ Пресс . стр. 169–170. ISBN  978-1-60486-986-6 .
  107. ^ Гриффит, Гарет. Социализм и превосходный мозг: политическая мысль Джорджа Бернарда Шоу . Рутледж (Великобритания). 1993. с. 310.
  108. ^ Андерсон, Карлотта Р. Всеамериканский анархист: Джозеф А. Лабади и рабочее движение , издательство Wayne State University Press, 1998, стр. 250.
  109. ^ Перейти обратно: а б Маршалл 1992 , стр. 564–565.
  110. Хейвуд, Эндрю (16 февраля 2017 г.). "Анархизм". Политические идеологии: Введение (6-е изд.). Лондон: Международное высшее образование Макмиллана. п. 146. ISBN   9781137606044 . «Анархисты-коллективисты утверждают, что государственное вмешательство просто поддерживает систему классовой эксплуатации и придает капитализму человеческое лицо. Анархисты-индивидуалисты предполагают, что вмешательство искажает конкурентный рынок и создает экономику, в которой доминируют как государственные, так и частные монополии».
  111. ^ Маккейн, Ян, изд. (2008). «Является ли индивидуалистический анархизм капиталистическим?» Архивировано 24 октября 2020 г. на сайте Wayback Machine . Часто задаваемые вопросы по анархистам . Я Окленд: АК Пресс. ISBN   9781902593906 .
  112. ^ Перейти обратно: а б Аврич, Пол (1996). Голоса анархистов: устная история анархизма в Америке (сокращенное издание в мягкой обложке). Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 282. ISBN   9780691044941 . «Хотя есть много достойных исключений, которые все еще носят «социалистический» ярлык, большинство людей, называющих себя сегодня анархистами-индивидуалистами, являются последователями австрийской экономической теории Мюррея Ротбарда и отказались от трудовой теории стоимости».
  113. ^ Перейти обратно: а б Аутуэйт, Уильям (2003). Словарь современной социальной мысли Блэквелла . "Анархизм". Хобокен: Уайли-Блэквелл. п. 13. ISBN   9780631221647 . «Их сегодняшние преемники, такие как Мюррей Ротбард, отказавшись от трудовой теории стоимости, называют себя анархо-капиталистами».
  114. ^ Маклафлин, Пол (2007). Анархизм и власть: философское введение в классический анархизм . Эшгейт. стр. 28. Архивировано 8 февраля 2024 г. в Wayback Machine –166. ISBN   9780754661962 . «Как мы увидим, анархисты действительно отвергают государство. Но утверждать, что этот центральный аспект анархизма является окончательным, значит недооценивать анархизм. [...] [Оппозиция государству] (вопреки мнению многих ученых) не является окончательный анархизм ».
  115. ^ Джун, Натан (сентябрь 2009 г.). «Анархистская философия и борьба рабочего класса: краткая история и комментарии». Работа в США . 12 (3): 505–519. два : 10.1111/j.1743-4580.2009.00251.x . ISSN   1089-7011 . «Одно распространенное заблуждение, которое неоднократно повторялось теми немногими англо-американскими философами, которые удосужились затронуть эту тему [...], заключается в том, что анархизм можно определить исключительно с точки зрения оппозиции государствам и правительствам» (стр. 507). .
  116. ^ Фрэнкс, Бенджамин (август 2013 г.). Фриден, Майкл; Стирс, Марк (ред.). "Анархизм". Оксфордский справочник политических идеологий . Издательство Оксфордского университета: 385–404. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199585977.013.0001 . «[Многие] сомнительно считают антиэтатизм неустранимым универсальным принципом, лежащим в основе анархизма. [...] Тот факт, что [анархисты и анархо-капиталисты] разделяют основную концепцию «антиэтатизма», которое часто выдвигается как [...] общность между ними [...], недостаточно для создания общей идентичности [...], потому что [они интерпретируют] концепцию неприятия государства [...] по-разному, несмотря на первоначальное сходство в номенклатуре» (с. 386–388).
  117. ^ Ландауэр, Карл (1960). Европейский социализм: история идей и движений . Издательство Калифорнийского университета. п. 127.
  118. ^ Вик, Дэвид (1978). «Анархистское правосудие». Архивировано 28 сентября 2020 г. в Wayback Machine . В Чепмене, Джоне В.; Пеннок, Дж. Роланд Пеннок, ред. Анархизм: Номос XIX . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 227–228. «Из истории анархистской мысли и действий Ротбард вытянул единственную нить, нить индивидуализма, и определил этот индивидуализм способом, чуждым даже духу Макса Штирнера или Бенджамина Такера, чье наследие, я полагаю, он претензии – не говоря уже о том, насколько чужд его путь духу Годвина, Прудона, Бакунина, Кропоткина, Малатесты и исторически анонимных лиц, которые своими мыслями и действиями пытались дать анархизм — живой смысл. Из этой нити Ротбард выдумывает еще одну буржуазную идеологию». Проверено 7 апреля 2020 г.
  119. ^ Миллер, Дэвид, изд. (1987). Энциклопедия политической мысли Блэквелла . Хобокен: Уайли-Блэквелл. п. 290. ISBN   0-631-17944-5 .
  120. ^ Маршалл 1992 , стр. 564–565: «Анархо-капиталисты выступают против государства просто потому, что они в первую очередь капиталисты. [...] Их не волнуют социальные последствия капитализма для слабых, бессильных и невежественных. [...] Таким образом, анархо-капитализм упускает из виду эгалитарные последствия традиционных анархистов-индивидуалистов, таких как Спунер и Такер. На самом деле, немногие анархисты приняли бы это. «анархо-капиталисты» в лагерь анархистов, поскольку они не разделяют заботы об экономическом равенстве и социальной справедливости. Их корыстные, расчетливые рыночные люди были бы неспособны практиковать добровольное сотрудничество и взаимопомощь, даже если бы они были анархо-капиталистами. они отвергают государство, поэтому их лучше всего называть правыми либертарианцами, а не анархистами».
  121. ^ Мельцер, Альберт (2000). Анархизм: аргументы за и против . Окленд: АК Пресс. п. 50. «Философия «анархо-капитализма», выдуманная «либертарианскими» новыми правыми, не имеет ничего общего с анархизмом, известным собственно анархистскому движению».
  122. ^ Гудвей, Дэвид (2006). Анархистские семена под снегом: леволибертарианская мысль и британские писатели от Уильяма Морриса до Колина Уорда . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 4. «Либертарианство» и «либертарианство» часто используются анархистами как синонимы слов «анархист» и «анархизм», в основном как попытка дистанцироваться от негативных коннотаций слова «анархия» и его производных. Ситуация значительно изменилась. осложнилась в последние десятилетия ростом анархо-капитализма, «минимального этатизма» и крайне правой философии невмешательства, которую защищали такие теоретики, как Ротбард и Нозик, и принятием ими слов «либертарианец» и «либертарианство». поэтому теперь становится необходимым провести различие между их правым либертарианством и левым либертарианством анархической традиции».
  123. ^ Ньюман, Сол (2010). Политика постанархизма . Издательство Эдинбургского университета. п. 43. «Важно проводить различие между анархизмом и некоторыми направлениями правого либертарианства, которые иногда носят одно и то же название (например, анархо-капитализм Ротбарда)». ISBN   0748634959
  124. ^ Маккейн, Ян, изд. (2008). «Является ли «анархо»-капитализм разновидностью анархизма?» Архивировано 9 сентября 2019 г. на Wayback Machine . Часто задаваемые вопросы по анархистам . Я Окленд: АК Пресс. ISBN   9781902593906 .
  125. ^ Боттомор, Том (1991). "Анархизм". Словарь марксистской мысли . Оксфорд: Справочник Блэквелла. п. 21 . ISBN  0-63118082-6 .
  126. ^ См.
    • Алан и Тромбли, Стивен (ред.) Баллок, Нортоновский словарь современной мысли , WW Norton & Co (1999), стр. 30.
    • Барри, Норман. Современная политическая теория , 2000, Пэлгрейв, с. 70.
    • Адамс, Ян. Политическая идеология сегодня , Издательство Манчестерского университета (2002). ISBN   0-7190-6020-6 , с. 135.
    • Грант, Мойра. Ключевые идеи в политике , Нельсон Томас, 2003 г. ISBN   0-7487-7096-8 , с. 91.
    • Хайдер, Ульрика. Анархизм: левый, правый и зеленый , Огни большого города, 1994. с. 3.
    • Аврич, Пол . Голоса анархистов: устная история анархизма в Америке , сокращенное издание в мягкой обложке (1996), с. 282.
    • Торми, Саймон. Антикапитализм , One World, 2004. стр. 118–119.
    • Райко, Ральф . Подлинный немецкий либерализм XIX века , Политехническая школа, Центр исследований в области прикладной эпистемологии, подразделение CNRS, 2004.
    • Баски, Дональд. Демократический социализм: глобальный обзор, Praeger/Greenwood (2000), с. 4.
    • Хейвуд, Эндрю. Политика: второе издание, Пэлгрейв (2002), с. 61.
    • Предложение, Джон. Герберт Спенсер: Критические оценки , Routledge (Великобритания) (2000), с. 243.
  127. ^ Маккей, Иэн, изд. (2012). Анархистский FAQ . Том. II. Стирлинг: АК Пресс. ISBN  9781849351225 .
  128. ^ См.
    • К, Дэвид. «Что такое анархизм?» Ублюдок Пресс (2005)
    • Маршалл 1992 , Глава 38
    • МакСаорса, Иэн. «Является ли «анархо» капитализм против государства?» Спанк Пресс (архив)
    • Уэллс, Сэм. «Анархо-капитализм — это не анархизм, а политическая конкуренция — это не экономическая конкуренция» Frontlines 1 (январь 1979 г.)
  129. ^ См.
    • Пейкофф, Леонард. «Объективизм: философия Айн Рэнд» Даттон Взрослый (1991), глава «Правительство»
    • Дойл, Кевин. «Криптовалютная анархия, кибергосударства и пиратские утопии», Нью-Йорк: Lexington Books, (2002), стр. 447–48.
    • Шихан, Шон М. Книги реакции на «анархизм», 2003, стр. 17
    • Кельзен, Ганс. Коммунистическая теория права. Вм. Издательство С. Хейн (1988), с. 110
    • Эгберт. Теллеген, Мартен. Вулсинк «Общество и его окружающая среда: введение» Рутледж (1998), с. 64
    • Джонс, Джеймс «Веселый месяц май» Akashic Books (2004), стр. 37–38.
    • Спаркс, Крис. Айзекс, Стюарт «Политические теоретики в контексте» Рутледж (2004), с. 238
    • Букчин, Мюррей. «Анархизм после дефицита» AK Press (2004), с. 37
    • Беркман, Александр. «Жизнь анархиста» Seven Stories Press (2005), с. 268.
  130. ^ Перейти обратно: а б Адамс, Мэтью С.; Леви, Карл, ред. (2018). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 64. ИСБН  978-3-319-75619-6 .
  131. ^ Адамс, Мэтью С.; Леви, Карл, ред. (2018). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 65. ИСБН  978-3-319-75619-6 .
  132. ^ Адамс, Мэтью С.; Леви, Карл, ред. (2018). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 65–66. ISBN  978-3-319-75619-6 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83b2936904f97d287e5682f3f40d6218__1723396860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/18/83b2936904f97d287e5682f3f40d6218.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Individualist anarchism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)