Jump to content

Мухаккима

(Перенаправлено с Харурия )

Мухаккима ( арабский : محكّمة ) и аль-Харурийя ( арабский : الحرورية ) относятся к мусульманам, которые отвергли арбитражное разбирательство между Али и Муавией I в битве при Сиффине в 657 году нашей эры. [ 1 ] Название Мухаккима происходит от их лозунга ла Хукма илла ли-ллах ( لا حكم إلا لله ), что означает «нет суда ( хукм ), кроме Божьего». [ 1 ] Название аль-Харурийя относится к их выводу из армии Али в деревню Харура недалеко от Куфы. [ 1 ] Этот эпизод ознаменовал начало хариджитского движения , и термин «мухаккима» часто также применяется в расширении к более поздним хариджитам. [ 1 ]

В последнее время некоторые приверженцы ибадийского ислама , который обычно называют умеренным ответвлением хариджитского движения, заявили, что предшественников как ибадизма, так и экстремистских хариджитских сект следует правильно называть Мухаккима и аль-Харурийя , а не хариджитами.

По словам аль-Шахрастани , шафиитского учёного XI века нашей эры, протохариджитскую группу называли аль-Мухаккима аль-Ула . [ 2 ] Они уходят корнями в халифатских всадников , существовавших во времена Мухаммеда. [ 3 ] Группу аль-Мухаккима аль-Ула возглавлял человек по имени Зу аль-Хувайшира ат-Тамими . [ 4 ] более известный как Хуркус ибн Зухайр ас-Саади , вождь племени тамим , ветеран битвы при Хунайне и хариджиты в первом поколении , протестовавшие против раздачи военных трофеев. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Согласно нескольким хадисам, было записано, что Хуркус предсказал Мухаммеду, что позже он восстанет против Халифата. [ 9 ]

Поначалу «Войска Хуркуса» были среди тех, кто участвовал в мусульманском завоевании Персии под руководством Арфаджи , генерала Рашидуна, командующего армией и флотом в Ираке. Во время завоевания Хузестана Хуркус победил Хормузана в 638 году в Ахвазе (известном в современную эпоху как Хормизд-Ардашир ), чтобы подчинить город. [ 10 ] Однако позже, во время правления Усмана, Хуркус был одним из главарей из Басры, которые сговорились убить Усмана . [ 9 ] Это солдаты Али во время битвы при Сиффине , которые позже восстали против Халифата Али и спланировали свое восстание в деревне Харури. [ 2 ]

В хозяине Хуркуса также находились эмбрионы еще одного хариджита, происходящего из племени Баджила . [ 11 ] которую возглавил Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби , который впоследствии стал основателем группы Ибади . [ 12 ]

Битва при Сиффине

[ редактировать ]

Во время битвы при Сиффине Муавия предложил Али разрешить спор посредством арбитража, при этом каждая сторона назначит судей, которые будут выносить решение в соответствии с Кораном. [ 1 ] Хотя большая часть армии Али приняла это предложение, одна группа, в основном из племени Тамим, яростно возражала против арбитража, считая его ставящим человеческое суждение выше слова Божьего. [ 1 ] Свой протест они выразили, заявив, что «нет судьи кроме Бога и нет суда кроме Бога» ( ля хакама илля-ллах, ва-ля хукма илля ли-ллах) . [ 13 ] или день Хукму илля ли-ллах [ 14 ] ) Это отсылка к аяту фал-хукму лиллях , Коран 40:12. [ 15 ] От этого выражения, которое они первыми употребили, они стали известны как аль-мухаккима , или аль-мухаккима аль-ула (букв. первый Мухаккима ). [ 13 ] Первоначально этот термин, возможно, иронично относился к их отказу от арбитража, поскольку слово мухакким означает «арбитр». [ 16 ]

Более поздние события

[ редактировать ]

Первоначальная группа несогласных, включая Хуркуса ибн Зухайра ас-Саади , [ 17 ] отправились в деревню Харура недалеко от Куфы, где избрали малоизвестного солдата по имени Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби . своим лидером [ 1 ] Это породило их альтернативное название — аль-Харурийя . [ 1 ] К несогласным постепенно присоединились и другие перебежчики из Куфы, куда вернулась армия Али в ожидании решения арбитража. [ 1 ] в то время как Али убедил некоторых инакомыслящих вернуться в Куфу. [ 18 ] Однако, когда арбитраж закончился вердиктом, неблагоприятным для Али, большое количество его последователей покинули Куфу, чтобы присоединиться к ибн Вахбу, который тем временем перенес свой лагерь в другое место вдоль канала Нахраван . [ 1 ] [ 18 ]

В этот момент хариджиты провозгласили халифат Али недействительным и начали объявлять неверными всех, кто не принимал их точку зрения. [ 1 ] Из Нахравана они начали агитировать против Али и совершать набеги на его территории. [ 18 ] Когда попытки примирения потерпели неудачу, силы Али атаковали хариджитов в их лагере, нанеся им тяжелое поражение в битве при Нахраване в 658 году. [ 1 ] Это кровопролитие закрепило раскол хариджитов от последователей Али, а призывы хариджитов к мести в конечном итоге привели к убийству Али в 661 году. [ 1 ] [ 19 ]

В более широком смысле остатки группы Хуркуса из Мухаккима аль-Ула или протохариджитов Харурийи , пережившие битву при Нахраване, позже оказали влияние на отколовшиеся секты Азарика , Суфрия , Ибадия, Язидия, Маймуния, Аджарида, аль- байхасия и радикальные секты Недждат . [ 2 ] [ Примечания 1 ] Эти жестокие воинственные секты будут отравлять всю историю халифатов Рашидун , Омейядов и Аббасидов эндемическими восстаниями.

Эгалитарная хариджитская доктрина, выдвинутая проповедниками суфритской ветви, также нашла уважение среди стад берберских солдат из-за в значительной степени неравного обращения с ними в Халифате. [ 20 ] Тем самым спровоцировав Великое берберское восстание , которое в определенной степени ослабило халифат Омейядов . [ 21 ]

Этимология Мухаккима

[ редактировать ]

Последователи Али, которые покинули его армию в знак протеста против арбитража, были названы Мухаккима в честь их возгласа « ла хукма илля ли-ллах» . Глагол хаккама означает, среди прочего, этот принцип, который означает судить, решать, а отглагольное существительное тахким — суждение или решение. Причастное существительное мухаккима образовано от этого отглагольного существительного и обозначает в совокупности всех тех, кто провозглашает этот принцип, ла хукма илля ли-ллах ( لا حكم إلا لله ). Единство последователей Али было расколото во время кризиса второй фитны ( 64/683), когда они раскололись на три основные школы: экстремистские азарика и умеренные ибадиты оказались на противоположных полюсах, а суфрии - где-то посередине. [ 22 ]

Убеждения

[ редактировать ]

Первые инакомыслящие хотели выйти из армии Али, чтобы отстоять свои принципы. [ 19 ] Они считали, что третий халиф Усман заслужил свою смерть из-за своих ошибок и что Али был законным халифом, а Муавия был мятежником. [ 19 ] Они полагали, что в Коране ясно сказано, что как мятежник Муавия не имеет права на арбитраж, а скорее должен бороться до тех пор, пока он не покается, указывая на следующие аяты: [ 19 ] [ 18 ]

Если две стороны верующих враждуют друг с другом, то примирите их. А если один восстает против другого, то сражайтесь с наглецом, пока он не возвратится под повеление Божие. (Коран 49:9)

Сражайтесь с ними до тех пор, пока не исчезнет фитна (искушение) и религия не будет полностью принадлежать Богу (Коран 8:39-40).

Несогласные считали, что, согласившись на арбитраж, Али совершил тяжкий грех, отвергнув Божий суд ( хукм ), и попытался заменить ясное постановление Бога человеческим судом, что послужило основой для их девиза «ла хукма илла ли-ллах » ( لا حكم إلا لله , «суд принадлежит только Богу»). [ 18 ] Они также считали, что мусульмане верны только Корану и сунне Мухаммеда, Абу Бакра и Умара, и отрицали, что право на имамата должно быть основано на близком родстве с Мухаммедом. [ 19 ] Эти убеждения нашли выражение в их уходе из армии Али. [ 19 ]

Халед Абу Эль Фадл пишет:

Отдельные сообщения о дебатах между Али и хариджитами отражают явное напряжение по поводу значения законности и последствий верховенства закона. В одном из таких отчетов члены хариджитов обвинили Али в том, что он принимает суд и власть (хакимийя) над людьми вместо того, чтобы соблюдать власть закона Бога. Услышав об этом обвинении, Али призвал людей собраться вокруг него и достал большую копию Корана. 'Али прикоснулся к Корану, велев ему говорить с людьми и информировать их о законе Бога. Удивленные люди, собравшиеся вокруг Али, воскликнули: «Что ты делаешь? Коран не может говорить, потому что это не человек!» Услышав это, Али воскликнул, что именно это и было его точкой зрения. Коран, объяснил Али, — это всего лишь чернила и бумага, и он не говорит сам за себя. Вместо этого именно люди приводят его в действие в соответствии со своими ограниченными личными суждениями и мнениями. [... В] историческом контексте лозунги хариджитов первоначально представляли собой призыв к символизму законности и верховенству закона, который позже перерос в недвусмысленное радикальное требование установления четких демаркационных линий между законным и незаконным. [ 23 ]

Помимо имени аль-Мухаккима мусульманские учёные и летописцы также придумали имя Сабаия по отношению к группе как уничижительное прозвище, что означает «последователи Абдуллы ибн Сабы» . [ 2 ] Как Мухаммад Саид Рослан, египетский салафитский священнослужитель, объяснил, что средневековые исламские ученые связывают первых хариджитов, убивших Усмана, с последователями Абдуллы ибн Сабы. [ 24 ]

Ибадиты и хариджиты

[ редактировать ]

И мусульманские, и немусульманские ученые склонны называть ибадитов «умеренными хариджитами». [ 25 ] и ибади обычно идентифицируются в академических источниках как ответвление хариджитского движения, которое откололось от более экстремистских хариджитских течений в конце 7 века нашей эры. [ 26 ] [ 18 ] [ 1 ] [ 27 ] Большинство ученых идентифицируют хариджитов как тех, кто вышел из армии Али из-за своего отказа от арбитража. [ 28 ] Ибади традиционно использовали прилагательное вахби (имея в виду Ибн Вахба ар-Расиби) для описания своей конфессии и твердо идентифицировали себя с ахль ан-Нахраваном (народом Нахравана). [ 28 ] До недавнего времени некоторые ибадиты также считали ибадизм сектой хариджизма. [ 28 ] В 20 веке Ибадис отошел от сектантства и выступил за сближение с суннитским исламом. [ 29 ] Со временем Ибадису стало не по себе от ярлыка хариджита. [ 27 ] и современные ибадиты категорически возражают против того, чтобы их классифицировали как хариджитов. [ 25 ] В своих возражениях некоторые современные авторы Ибади указывают на различия между доктриной Ибади и некоторыми наиболее крайними верованиями, обычно связанными с хариджитами. [ 29 ] Ученый-ибади Насир ибн Силайман ас-Сабии утверждал, что предшественников ибадитов следует называть аль-Мухаккима и аль-Харурийя, и что первое четкое использование термина хариджиты (хариджиты) в качестве существительного собственного появляется только после раскол ибадитов от более экстремистских хариджитских сект. [ 29 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Мусульманские учёные-сунниты согласились, что езидийа и маймуния были наиболее отклоняющимися среди всех хариджитских сект согласно доктрине исламского имана , поскольку у них есть дополнительные разные концепции пророка в исламе и Коране. Таким образом, по мнению профессора доктора Мухаммада Исы аль-Харири, именно по этой причине юристы и ученые ислама заклеймили езидов и маймуний как истинных кафиров (еретиков в исламе). [ 2 ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Леви Делла Вида, Г. (2012). «Кхариридджитес». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0497 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Ирхам Зухди и Абидун 2015 , стр. 399–423
  3. ^ Jump up to: а б Кенни 2006 , с. 26.
  4. ^ Кенни 2006 , с. 28.
  5. ^ Германия 2008 , с. 09.
  6. ^ аль-Саллаби, Али (2017). «Ориентализм и исламская история» (электронная книга) . Биография Али ибн Аби Талиба Издательство Даруссалам. п. 151. ИСБН  9786035001670 . Проверено 20 декабря 2021 г. ... после этого стать выдающимся лидером хариджитов. Однако в повествовании упоминается, что его звали Хуркус, а имя его отца было неизвестно. В другом повествовании утверждается, что его звали Малик...
  7. ^ Сигорич, Томас (2009). Насилие и вера в поздней античности. Воинствующая преданность в христианстве и исламе (в твердом переплете) . Университет Пенсильвании Пресс, Инкорпорейтед. п. 210. ИСБН  9780812241136 . Получено 23 декабря. … во время своего собственного восстания.38 В конце седьмого века секта Суфрия Хариджи проследила свою общинную родословную через ряд более ранних хариджитов до двух мучеников Нахравана, Зу Тафината и Хуркуса б.
  8. ^ М. Ахрари, Эхсан (2017). Исламский вызов и глобальная безопасность США в эпоху неопределенности (электронная книга) . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 317. ИСБН  9780773548367 . Проверено 20 декабря 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б Субани 2013 , стр. 44.
  10. ^ Джалалипур 2014 , с. 7.
  11. ^ Доннер 2014 , с. 196 197 342
  12. ^ Кенни (2006) , с. 41, называет его «первым хариджитским халифом».
  13. ^ Jump up to: а б Джебли, Моктар (2012). «Тахким». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7311 .
  14. ^ Дэн Кон-Шербок (1997). Хик, Джон (ред.). Ислам в мире разнообразных вероисповеданий Ислам в мире разнообразных вероисповеданий Библиотека философии и религии . Спрингер. п. 158. ИСБН  1349253243 . Проверено 8 августа 2024 г.
  15. ^ Шейх Серадж Хендрикс. Хариджиты и их влияние на современный ислам 1 .
  16. ^ Валери Дж. Хоффман (2009). Дж. Э. Линдсей; Дж. Армаджани (ред.). Историческая память и воображаемые сообщества: современные сочинения Ибади о хариджизме . Том. Исторические аспекты ислама. Принстон: Дарвин Пресс. п. 197.
  17. ^ Сизгорич, Томас (2009). Насилие и вера в поздней античности: воинствующая преданность в христианстве и исламе . Издательство Пенсильванского университета. стр. 206–207. ISBN  0812241134 . Проверено 8 августа 2024 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Джон Олден Уильямс; Джастин Корфилд (2009). «Хаваридж» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195305135 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Франческа, Эрсилия (2006). «Хариджи». В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Светить. дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQCOM_00103 .
  20. ^ JT Brown 1963 , стр. 11–16.
  21. ^ Кларк 2013 , с. 510.
  22. ^ Уилкинсон, Джон К. (2014). «Ибадизм. Некоторые пересмотры его истоков и раннего развития». В Зиаке, Анжелики (ред.). Об ибадизме . Германия: Георг Олмс Верлаг АГ. п. 43. ИСБН  978-3-487-14882-3 .
  23. ^ Абу Эль Фадл, Халед (2004), Коэн, Джошуа; Чесман, Дебора (ред.), Ислам и проблемы демократии , Принстон, штат Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN  978-0-691-11938-0
  24. ^ Хаким, Сайфудин (2021). «Знакомство с основами веры хариджитов (Часть 1)» . Мусульманин.or.id (на индонезийском языке). Мусульманин.ор.ид . Проверено 20 декабря 2021 г. Diraasaatun fil Bid'ati wal Mubtadi'in доктора. Мухаммад Саид Руслан
  25. ^ Jump up to: а б Хоффман, Валери Джон (2012). Основы ибадиитского ислама . Сиракузы : Издательство Сиракузского университета . ISBN  9780815650843 .
  26. ^ Джон Л. Эспозито, изд. (2014). «Ибадис» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года.
  27. ^ Jump up to: а б Кейт Левинштейн, Рача (2013). «Ибадис». У Герхарда Бёверинга; Патрисия Кроун (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета.
  28. ^ Jump up to: а б с Валери Дж. Хоффман (2009). Дж. Э. Линдси; Дж. Армаджани (ред.). Историческая память и воображаемые сообщества: современные сочинения Ибади о хариджизме . Том. Исторические аспекты ислама. Принстон: Дарвин Пресс. стр. 187–188.
  29. ^ Jump up to: а б с Валери Дж. Хоффман (2009). Дж. Э. Линдси; Дж. Армаджани (ред.). Историческая память и воображаемые сообщества: современные сочинения Ибади о хариджизме . Том. Исторические аспекты ислама. Принстон: Дарвин Пресс. стр. 193–195.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d328428fd4512c8a42f4914226f54e2__1723112220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/e2/1d328428fd4512c8a42f4914226f54e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muhakkima - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)