Три поворота колеса Дхармы
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
«Три поворота колеса Дхармы» ( санскрит : тридхармачакра-правартана , тибетский : chos kyi 'khor log gsum ) — это махаянская буддийская основа для классификации и понимания учений буддийских сутр и учений Будды Шакьямуни в целом. [ 1 ] [ 2 ] Эта система классификации впервые появляется в Самдхинирмочана-сутре и в трудах школы Йогачара . [ 1 ] Эта система классификации позже стала распространенной в различных модифицированных формах в тибетском буддизме , а также в восточноазиатском буддизме .
Согласно схеме трех поворотов, первые проповеди Будды, записанные в Трипитаке ранних буддийских школ , представляют собой «первый поворот» (который включает все шравакаяны тексты ). Сутры, которые фокусируются на учении о пустоте ( шуньята ), такие как корпус Праджняпарамита-сутры , считаются охватывающими «второй поворот» (который в этой схеме считается временным), а сутры, которые учат темам йоги (особенно доктрине трех природ ), как и Самдхинирмочана Сутра, представляют собой последний и окончательный «третий поворот». [ 2 ]
В восточноазиатском буддизме эта система классификации была расширена и модифицирована в различные доктринальные классификации, называемые «паньцзяо» (判教), которые были разработаны различными китайскими буддийскими школами. [ 3 ] [ 4 ]
Обзор
[ редактировать ]
Первый поворот
[ редактировать ]Традиционно считается, что первый поворот произошел в Дир-парке в Сарнатхе недалеко от Варанаси на севере Индии . Оно состояло из учения о четырех благородных истинах , взаимозависимом возникновении , пяти совокупностях , полях чувств , не-самости , тридцати семи средствах пробуждения и всех основных буддийских учениях, общих для всех буддийских традиций и встречающихся в различных Сутрапитаках и Винайи . Коллекции [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Эти учения известны как учения « Хинаяны » (малой или малой колесницы) в Махаяне. [ 8 ] В восточноазиатском буддизме это называется «учением существования» (有相法輪), поскольку оно обсуждает реальность с точки зрения явлений ( дхарм ), которые объясняются как существующие. [ 9 ]
Учения Абхидхармы различных традиций шравакаяны (т.е. немахаяны) (таких как вайбхасика и тхеравада ) обычно также относят к этой категории.
Второй поворот
[ редактировать ]
Говорят, что второй поворот произошел на Пик Стервятника горе в Раджагрихе , штат Бихар , Индия. Второй поворот подчеркивает учение о пустоте (санскр. шуньята ) и пути бодхисаттвы . [ 8 ] [ 5 ] Основными сутрами этого второго поворота считаются Праджняпарамиты сутры . [ 5 ] В восточноазиатском буддизме второй поворот называется «учением о том, что изначальная природа всех вещей пуста, что знаки в конечном итоге не реальны» (無相法輪). [ 9 ]
Второй поворот также связан с бодхисаттвой Манджушри . [ 5 ] Аналитические тексты Мадхьямаки школы Нагарджуны обычно относятся ко второму повороту. [ 10 ]
Третий поворот
[ редактировать ]Источники Йогачары
[ редактировать ]
Первым источником сутр, в котором упоминаются «три поворота», является Арья-самдхи-нирмочана-сутра ( Благородная сутра Объяснения глубоких тайн), основополагающая сутра школы Йогачара . [ 1 ] Основные идеи в этом тексте включают сознание-хранилище ( алаявиджняна ), а также доктрину только познания ( виджняпти-матра ) и «трех природ» ( трисвабхава ). Самдхинирмочана подтверждает , что учения предыдущих поворотов подлинны, но также неполны и требуют дальнейшего разъяснения и интерпретации. [ 11 ] Согласно Самдхинирмочане, все предыдущие два поворота имели «основное намерение», которое относится к трем природам (и их тройственному отсутствию сущности), центральной доктрине третьего поворота. [ 12 ]
Самдхинирмочана также утверждает , что ее учение является окончательной и самой глубокой истиной, которая не может привести к нигилистической интерпретации Дхармы, цепляющейся за небытие (в отличие от второго колеса, которое может быть неправильно истолковано в негативном ключе), а также является неоспоримой и неопровержимо (тогда как второе колесо можно опровергнуть). [ 13 ] Таким образом, третий поворот также называют «колесом хорошего различения» ( сувибхакта ) и «колесом установления высшего» ( парамартха -винишкая ). [ 14 ] В восточноазиатском буддизме третий поворот называется «последним поворотом колеса Дхармы» (無上法輪). [ 9 ]
другие сутры Махаяны Считается, что связаны со школой Йогачара и, следовательно, с третьим поворотом (хотя сами эти сутры не упоминают «три поворота»). К ним относятся Ланкаватара-сутра и Гханавьюха-сутра , обе из которых обсуждают такие темы Йогачары, как алаявиджняна , три природы и идеализм только ума, а также татхагатагарбхи . идеи [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Учения третьего поворота получили дальнейшее развитие в многочисленных трудах мастеров школы Йогачара, таких как Асанга , Васубандху , Схирамати , Дхармапала , Шилабхадра , Сюаньцзан , Джнянашримитра и Ратнакарашанти .
В своем «Комментарии к отличению среднего от крайностей» ( Мадхьянтавибхага -бхашья ) Васубандху комментирует три поворота и то, как они связаны с тремя природами. Согласно Васубандху, первый поворот учит несуществованию «я» (атмана) посредством анализа пяти совокупностей . Второй поворот затем устанавливает, как сама (ложная) видимость (несуществующего) «я» возникает из его совокупных частей посредством зависимого возникновения . Третий поворот объясняет фундаментальную природу самой пустоты, то есть то, как существует несуществование «я», то есть существование несуществующего, объясненное тремя природами. В этом смысле абсолютная истина в третьем повороте считается одновременно существующей и несуществующей. [ 19 ]
В своем комментарии к « Чэн вэйши лунь» (成 Weishi обсудить запись; Тайсё № 1830) Куйджи (ученик Сюаньцзана) перечисляет следующие сутры как наиболее важные сутры для школы Йогачара: [ 20 ] [ 21 ]
- Буддхаватамсака Сутра (Хуаянь)
- Самдхинирмочана Сутра (深密)
- * Татхагата-утпада-гуна-аламкара-вьюха (Татхагата проявляется в величественных достоинствах и добродетелях)
- Махаяна-абхидхарма-сутра (Абхидхарма)
- Ланкаватара Сутра (楞迦)
- Ганавьюха Сутра (Толстый Ян)
В китайской Йогачаре важные трактаты для третьего поворота включали Йогачарабхуми-шастру Сюаньцзана , «Чэн Вейши Лунь» и Дашабхумикасутрашастру ( Шиди цзин лунь 十地經論, T.26.1522, также называемую Дилун ), которая представляет собой Васубандху комментарий на Даш. абхумика-сутра ( Шиди Цзин Сутра). [ 22 ] [ 23 ]
Учения о природе Будды
[ редактировать ]Индийская традиция йогачары в конечном итоге разработала различные работы, в которых йогачара синтезировалась с мыслью татхагатагарбхи, присутствующей в различных сутрах Махаяны . [ 24 ] Этот синтез объединил учение Татхагатагарбхи с доктриной алаявиджняны и доктриной трех природ. Некоторыми ключевыми источниками этой индийской тенденции являются Сутра , Гханавьюха Сутра и Ратнаготравибхага Ланкаватара . [ 24 ] [ 17 ]
Эта традиция Йогачара-Татхагатагарбхи стала влиятельной в восточноазиатском буддизме и в Тибете. Переводчик Парамартха (499-569 гг. н. э.) был известен тем, что пропагандировал эту синкретическую йогачару и защищал теорию «непорочного сознания» ( амала-виджняна ), которое раскрывается после алая-виджняна . очищения [ 25 ]
Как отметил Ян Вестерхофф , отождествление учений о природе будды с третьим поворотом Йогачары произошло не только потому, что несколько сутр (например, Ланкаватара ) явно синтезировали эти две доктрины, но и потому, что:
понятие татхагатагарбхи более естественно соответствует характеристике высшей реальности, которую мы находим в Йогачаре, чем тому, что мы находим в Мадхьямаке . Характеристика последней конечной реальности с точки зрения пустоты в первую очередь негативна, она описывает ее с точки зрения того, чего нет (субстанциально существующего ядра, свабхава ), тогда как характеристика первой более позитивна, постулируя основополагающее сознание, которое является источником. всего вида. [ 26 ]
Из-за влияния мысли Йогачара-Татхагатагарбхи некоторые буддийские традиции также рассматривают учение Татхагатагарбхи (также известное как природа будды ) как часть третьего поворота. Например, Джонанга мастер Долпопа Шерап Гьелцен (1292-1361) считал, что сутры Татхагатагарбхи содержат «окончательные окончательные утверждения о природе высшей реальности, изначальной основы или субстрата за пределами цепи зависимого происхождения». [ 27 ]
Для Долпопы, некоторые из ключевых «сутр с окончательным смыслом» включали: Шрималадеви Синханада Сутра , Татхагатагарбха Сутра , Махаяна Махапаринирвана Сутра , Ангулималийа Буддхаватам. Акасутра , Сутра , Гханавьюха , Сутра Ланкаватара Сутра и Самдхинирмочана Сутра . [ 28 ] Классификация сутр Татхагатагарбхи, предложенная Дёлпопой, оказала влияние на многих более поздних тибетских авторов. [ 29 ] Мастер Риме (1813–1899) также считал , Джамгон Конгтрул что эти сутры о природе будды относятся к окончательному третьему повороту. [ 30 ]
Учения, содержащиеся в некоторых «трактатах Майтрейи », таких как Мадхьянтавибхагакарика , Ратнаготравибхага и Дхармадхарматавибхага, также считаются частью третьего поворота в нескольких школах тибетского буддизма. Более того, в тибетском буддизме буддийская тантра и связанные с ней писания иногда также считаются частью третьего поворота. [ 31 ]
Окончательный и предварительный
[ редактировать ]Схема трех поворотов, найденная в текстах Йогачары, идентифицирует учение Йогачары как окончательную и окончательную интерпретацию учения Будды. Однако позже схема была принята более широко, и разные школы буддизма , а также отдельные буддийские мыслители дают разные объяснения относительно того, являются ли второй или третий повороты «окончательными» (санскр. nītārtha ), «предварительным» или «неявным». (санскр. neyartha, т.е. требующий толкования). В контексте буддийской герменевтики «окончательное» относится к учениям, которые не нуждаются в дальнейшем объяснении и должны пониматься как есть, тогда как «неявное» или «предварительное» относится к учениям, которые целесообразны и полезны, но должны быть дополнительно истолкованы и изложены. . [ 32 ]
В тибетской традиции некоторые школы, такие как Ньингма, считают, что второй и третий повороты являются окончательными. Работы Ньингма, как правило, подчеркивают взаимодополняемость учений второго и третьего поворота. [ 33 ] Между тем, школа Гелуг считает окончательным только второй поворот. Основатель школы гелуг Цонкапа отверг окончательную природу текстов йогичары и вместо этого утверждал, что окончательные сутры - это только те, которые учат пустоте как конечному смыслу. В этом он опирается на Учение Акшаямати Сутры . [ 34 ] Школа Джонанг , с другой стороны, считает только сутры третьего поворота окончательными и считает тексты второго поворота предварительными. [ 8 ]
Подобные идеи в других сутрах
[ редактировать ]В других сутрах Махаяны также упоминается аналогичная идея учения Будды на разных этапах: некоторые из них являются предварительными, а другие считаются окончательными.
( Сутра Дхаранишварараджа также известная как Татхагатамахакарунанирдеша) упоминает, что это часть «необратимого поворота», и использует метафору постепенного процесса очистки берилла для описания способа учения Будды, состоящего из трех этапов учения: 1. «беседы о непостоянстве, страдании, отсутствии «я» и непривлекательности, которые вызывают отвращение», 2. «дискурсы о пустоте, отсутствии знаков и желаний» и, наконец, 3. «дискурсы, известные как «Необратимое колесо Дхармы» и «Очищение тройной сферы». " [ 35 ] Тибетские толкователи обычно рассматривают этот отрывок как относящийся к трем поворотам (хотя сама сутра не использует эту терминологию). [ 35 ] « Дхаранишварараджа» важен еще и потому, что он является ключевым источником « Ратнаготравибхаги» , влиятельного трактата, посвященного природе будды. [ 35 ]
Махаяна Махапаринирвана Сутра утверждает, что ее учение является высшей и окончательной Дхармой . [ 36 ] В нем также говорится, что учения о не-я и пустоте являются временными умелыми средствами . [ 37 ] Махапаринирвана -сутра считает, что высшими учениями являются учения «вайтульи» («хорошо сбалансированных» или «обширных») сутр Махаяны (таких как сама Махапаринирвана ), которые учат вечной природе Татхагаты и тому, как «все живое существа обладают природой будды». [ 38 ]
Подобные классификации
[ редактировать ]Четвертый поворот
[ редактировать ]Школы Ваджраяны иногда называют буддийскую тантру «четвертым поворотом». Как объяснил Лама Сурья Дас , некоторые традиции считают Дзогчен четвертым поворотом. [ 39 ]
Восточноазиатская школа Мадхьямаки
[ редактировать ]По мнению японского ученого Дзюнджиро Такакусу , школа Санрон (Санлун) Мадхьямака разделила учение на три дхармачакры , но с разными определениями для каждой: также [ 40 ]
- Коренное колесо сутры Аватамсака .
- Ветвящее колесо текстов Хинаяны и Махаяны .
- Колесо, которое сжимает все ветви, чтобы вернуть их к корню, Сутра Лотоса .
Тяньтай
[ редактировать ]Китайская школа Тяньтай разработала схему доктринальной классификации ( паньцзяо ), которая разделила учения Будды на пять периодов (五時): [ 41 ]
- Период цветочного орнамента 華嚴時. Внезапное учение изложено в виде сутры Аватамсака , содержащей непосредственное содержание опыта просветления Будды. Мало кто может это понять.
- Период Оленьего парка Период Оленьего парка (представленный Агама- сутрами ) представляет собой постепенное и более простое учение.
- литература периода Вайпулья (представленная литературой Вималакирти-сутры и т. д.); этот и следующий периоды представляют постепенно более глубокие учения.
- период Праджни (представленный сутрами Праджняпарамиты ).
- Период Лотоса-Нирваны, Лотосовая сутра и Махапаринирвана-сутра , учение, которое не является ни внезапным, ни постепенным.
Хуайен
[ редактировать ]Точно так же в школе Хуайен было пять периодов панцзяо учений дхармы. По словам патриарха Цзунми : [ 42 ]
- , Учения Хинаяны особенно сарвастивадинов.
- , Учения Махаяны включая Йогачару и Мадхьямаку.
- «Последние учения», основанные на учениях Татхагатагарбхи , особенно « Пробуждение веры».
- Внезапное учение , «которое скорее «раскрыло» ( сянь ), чем выразило учение вслух»
- Полные, или совершенные, учения Аватамсака -сутры и школы Хуа-янь.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Киоун, Дэмиен (2004). Словарь буддизма, стр. 302. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860560-7 .
- ^ Jump up to: а б «три оборота колеса» . Оксфордский справочник . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Рональд С. Грин, Чанджу Мун, Передача Дхармы Будды Гёненом в трех странах , BRILL, 2018, стр. 28.
- ^ Мун, Чанджу (2006). История доктринальной классификации в китайском буддизме: исследование систем Паньцзяо. Университетское издательство Америки.
- ^ Jump up to: а б с д Группа переводов Падмакара; Лонгченпа (2020). Обретение покоя в иллюзиях: Трилогия покоя, Том 3 , Введение переводчика, с. XXV. Публикации Шамбалы.
- ^ Далай-лама, Тубтен Чодрон (2017). Приближаясь к буддийскому пути, стр. 99-100. Саймон и Шустер.
- ^ Форд, Джеймс Л. (2006). Дзёкэй и буддийская преданность в раннесредневековой Японии, с. 39. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д Карр, Брайан; Махалингам, Индира (2002). Сопутствующая энциклопедия азиатской философии, стр. 349 . Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с Мюллер, А. Чарльз (2012). Собрание сочинений корейского буддизма: 諸敎學 Доктринальные трактаты: избранные труды, с. 34 . Том 6 Собрания сочинений корейского буддизма, Орден корейского буддизма Чогье.
- ^ Рэндалл Коллинз, Социология философии: глобальная теория интеллектуальных изменений. Издательство Гарвардского университета, 2000, страницы 221–222.
- ^ Уильямс, Пол (2004), Буддизм Махаяны , Бери-Сент-Эдмундс, Англия: Routledge, стр. 79, ISBN 0-415-02537-0
- ^ Кинан, Джон (2000), Писание о объяснении основного значения , стр. 47-49. Беркли: Центр Нумата, ISBN 1-886439-10-9 .
- ^ Кинан, Джон (2000), Писание о объяснении основного значения , стр. 43. Беркли: Центр Нумата, ISBN 1-886439-10-9 .
- ^ Вестерхофф, январь (2018). Золотой век индийской буддийской философии , с. 186. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Харрис, Ян Чарльз (1991). Преемственность Мадхьямаки и Йогачары в индийском буддизме Махаяны, с. 78 . БРИЛЛ.
- ^ Цохар, Рой (2018). Йогачара-буддийская теория метафоры. п. 15. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б «Гханавьюхасутра – Природа Будды» . buddhanature.tsadra.org . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Ланкаватарасутра – Природа Будды» . buddhanature.tsadra.org . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Эдельгласс и др. Справочник Рутледжа по индийской буддийской философии, стр. 277–278. Тейлор и Фрэнсис.
- ^ T1830 Беседы Ченг Вэйши [T43.229c29-230a1], CBETA
- ^ Ши, Джен-Куан (2006). Доктринальная связь между схемами Паньцзяо и способностью человека к просветлению в мысли Цзизана и Куйцзи . Университет Висконсина – Мэдисон.
- ^ Мюллер, AC «Краткий обзор школы Фасян 法相宗» . www.acmuller.net . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Тагава, Шуней (2014). Живая Йогачара: Введение в буддизм только сознания , стр. xx-xxi. Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-895-5 .
- ^ Jump up to: а б Люстхаус, Дэн (2018). Что является и чем не является Йогачара.
- ^ Лустхаус, Дэн, Буддийская феноменология: философское исследование буддизма йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь, Routledge, 2014, стр. 274.
- ^ Вестерхофф, январь (2018). Золотой век индийской буддийской философии , с. 187. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Сайрус Стернс, Будда из Долпо: исследование жизни и мысли тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена , State University of New York Press, Олбани, 1999, стр. 87
- ^ Брунхольцль, Карл (2014). Когда облака расходятся, Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой, стр . 4-5 . Бостон и Лондон: Снежный лев.
- ^ Брунхольцль, Карл (2014). Когда облака расходятся, Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой, стр . 6-9 . Бостон и Лондон: Снежный лев.
- ^ Брунхольцль, Карл (2014). Когда облака расходятся, Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой, с. 881 . Бостон и Лондон: Снежный лев.
- ^ Рэй, Реджинальд А. Тайна мира Ваджры: Тантрический буддизм Тибета, 2002, стр. 126.
- ^ Лопес, Дональд С. Буддийская герменевтика , 1993, Введение.
- ^ Группа переводов Падмакара; Лонгченпа (2020). Обретение покоя в иллюзиях: Трилогия покоя, Том 3 , Введение переводчика, с. xxvii. Публикации Шамбалы.
- ^ Ньюленд, Гай (2008–2009), Введение в пустоту: как учат в Великом трактате Цонкапы об этапах пути , стр. 20. Итака
- ^ Jump up to: а б с Бурчарди, Энн. «Учение о Великом Сострадании Татхагаты» . 84000 Перевод слов Будды . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Блюм, Марк (пер.) (2013). Нирвана Сутра: Том 1 , с. 291. БДК Америка, Гавайский университет Press. ISBN 978-1-886439-46-7 .
- ^ Блюм, Марк (пер.) (2013). Нирвана Сутра: Том 1 , стр. xvi-xvii, 225-233. БДК Америка, Гавайский университет Press. ISBN 978-1-886439-46-7 .
- ^ Блюм, Марк (пер.) (2013). Нирвана Сутра: Том 1 , стр. xvi-xvii и стр. 286. БДК Америка, Гавайский университет Press. ISBN 978-1-886439-46-7 .
- ^ Лама Сурья Дас, Пробуждение внутреннего Будды: восемь шагов к просветлению, с. 63.
- ^ Дзюнджиро Такакусу, Основы буддийской философии, Motilal Banarsidass Publ., 1998, стр. 109.
- ^ А. Чарльз Мюллер (транс), Очерк четырехчастного учения Тяньтай Четырехчастное учение Тяньтай, составленное буддизмом Корё Шрамана Чегван Корё Самана http://www.acmuller.net/kor-bud/sagyoui.html
- ^ Басуэлл, Роберт Э. (1991), «Краткий» подход к медитации Кан-хуа: эволюция практического субитизма в китайском чань-буддизме. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли, Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, стр. 233
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Три поворота колеса Дхармы – почему каждый из них важен для всех нас – Джей Л. Гарфилд
- Три поворота колеса Дхармы — Джеймс Блюменталь