Микстекское письмо
![]() | этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( февраль 2024 г. ) |

Миктекское письмо зародилось как логографическая система письма в постклассический период мезоамериканской истории. Записи генеалогии, исторических событий и мифов можно найти в доколумбовых кодексах миштеков . Прибытие европейцев в 1520 году нашей эры вызвало изменения в форме, стиле и функциях миштекской письменности. Сегодня эти кодексы и другие рукописи микстеков используются в качестве источника этнографической , лингвистической и исторической информации для ученых и помогают сохранить самобытность микстеков, поскольку миграция и глобализация привносят новые культурные влияния.
История Микстека
[ редактировать ]Микстеки — коренной , народ Мезоамерики , расположенный в западном регионе современных мексиканских штатов Оахака восточной части Герреро и южной части Пуэблы. Историю миштеков можно проследить до периода формирования и продолжается в классический и постклассический периоды до прибытия европейцев в 1520 году нашей эры. Сегодня в регионе по-прежнему проживают носители языков Mixtec и Mixtecan. За 2500 лет до прибытия европейцев микстеки развили сложные социальные и экономические традиции, эффективно эксплуатировали свою разнообразную окружающую среду, создали метод письма и сохранили свою автономию от других цивилизаций, таких как ацтеки . [ 1 ]
Язык микстеков является частью отомангской семьи языков, семейства мезоамериканских языков, включающего сапотекский язык , еще один коренной язык, встречающийся в Оахаке. Носители микстеков прибыли в Оахаку, особенно в регион Альта, в ранний период формирования, 1500–750 гг. До н.э. Сельское хозяйство сформировало основу цивилизации миштеков, а сельскохозяйственные деревни датируются 1350 годом до нашей эры. [ 1 ] Сегодня говорящие на Mixtec все еще встречаются в Оахаке и соседних регионах Пуэбла и Герреро , хотя миграция распространяется по Мексике и Соединенным Штатам.
В ранний классический период, 200 г. до н.э. – 300 г. н.э., цивилизация миштеков стала более сложной с принятием иерархической системы поселений. Артефакты и архитектура отображают функции и статусные различия, отражающие эту систему иерархии. [ 1 ] Были развиты городские центры, первым из которых стало основное поселение Юкуита . Юкуита был крупнейшим и самым сложным из городских центров ранней классической эпохи и просуществовал 500 лет. Считалось, что в этот период он был возможной столицей миштекских государств. [ 1 ] Поздний классический период был продолжением успеха и развития раннего классического периода.
Постклассический период датируется 1000 г. н. э. и заканчивается прибытием европейцев в 1519 г. В этот период регион был населен крошечными королевствами, называемыми сеньориос и касикасго, центрами которых были предыдущие городские центры. В это время у миштеков было наибольшее население, хотя монументальных городских проектов наблюдался упадок; территории и сооружения поддерживались и повторно использовались, в то время как новые церемониальные центры и проекты были менее многочисленными и менее впечатляющими. Несмотря на это, микстеки в этот период были источником влияния на Мезоамерику. Археологические данные предоставили свидетельства того, что соседние регионы влияли на искусство и культуру микстеков в предшествующие периоды, тогда как в постклассический период роль изменилась: влияние микстеков проникло в регион и соседние культуры. Это разделение культуры также встречается в системах письма доколумбовой Мезоамерики , поскольку фонетические элементы и символы действовали в разных культурах. [ 2 ]
Прибытие испанцев в Оахаку в 1520 году нашей эры положило начало колониальному периоду. Микстеки оказали лишь незначительное сопротивление. Система энкомьенда была создана в регионе между 1525 и 1530 годами нашей эры, а миссионеры начали свои усилия по обращению микстеков в 1538 году нашей эры. [ 1 ] Приход испанского влияния внес изменения в культуру микстеков, как это видно на следующем примере системы письма микстеков.

Микстековое письмо и кодексы
[ редактировать ]Микстекское письмо классифицируется как логографическое , то есть используемые символы и изображения представляют собой законченные слова и идеи, а не слоги или звуки. В микстеке отношения между графическими элементами обозначают значение текста, тогда как в других мезоамериканских письменностях графические изображения не включены в текст. [ 2 ] Символы, используемые в Mixtec, можно разделить на три типа: пиктографические символы , идеографические символы и фонетические знаки. [ 3 ] [ 4 ] Пиктографические символы могут напоминать предмет, который они предназначены представлять, и относиться к одному или нескольким словам. Они часто встречаются в именах людей и географических названиях. Идеографические символы не требуют знания языка микстеков для их понимания, поскольку они встречаются в других языках региона и представляют идею, которую они призваны изобразить. Эти символы также могут называться идеограммами или идеограммами. [ 3 ] Фонетические символы, используемые в Mixtec, важны для значения слов, в которых они используются, поскольку язык Mixtec тональный. [ 3 ] Тональный язык опирается на различия и изменения тона слова, чтобы отразить значение этого слова. Эти фонетические символы указывают тон произнесенного слова или вместо этого представляют собой омоним предполагаемого слова.
Происхождение системы письма Mixtec неизвестно. [ 1 ] но обнаружено, что другие мезоамериканские доколумбовые системы письма, такие как система письма ацтеков, имеют схожие черты. Система письма микстеков встречается в кодексах, относящихся к постклассическому периоду, предшествовавшему приходу европейцев в 1520 году нашей эры. Кодексы миштеков представляют собой записи, записанные на украшенных полосках коры и шкур животных. Термин «кодекс» (единственное число) обычно применяется к переплетенным книгам, хотя ученые используют его для обозначения мезоамериканских писаний. Кодексы изготавливаются путем складывания коры в форме книги, напоминающей аккордеон, или путем покрытия полосок коры и кожи гипсом, чтобы образовалась гладкая поверхность для письма. [ 5 ]
Общие темы, встречающиеся в кодексах, — это биографии правителей и других влиятельных фигур, записи генеалогических древ элиты, мифологии и описания церемоний. [ 3 ] [ 4 ] Содержание биографических кодексов может быть предвзятым, поскольку субъект может диктовать события и информацию, которую он хотел бы включить, и было обнаружено, что обращение к дополнительным кодексам позволяет лучше изучить человека или регион на основе различных изображенных событий и рассказов. [ 3 ]
Некоторые примеры сохранившегося письма микстеков содержатся в Кодексе Зуше-Наттолла , который сейчас хранится в Британском музее . В Кодексе Зуше-Натталл записано множество событий миштеков, включая некоторые завоевания миштеков между 11 и 12 веками, а также некоторые заключенные союзы. Несмотря на это, он был изготовлен где-то в 14 веке. [ 6 ]
После прибытия испанцев в 1520 году нашей эры система письма микстек стала гибридной с европейскими стилями и мотивами письма. Некоторые из этих кодексов включают европейские глоссы, которые облегчают перевод применительно к кодексам доколумбового периода. [ 3 ] Другие демонстрируют алфавитное письмо, заменяющее традиционное графическое письмо. В этом гибридном стиле письма участвовали только авторы коренных народов, тогда как испанские писатели использовали строго европейские методы письма, что отражало их роль завоевателей. [ 4 ] В этот период изменилась и функция кодексов; ритуальные и гадательные аспекты кодексов исчезли, в то время как генеалогические и культурные записи сохранились. Новые жанры возникли в результате спонсорской поддержки Испании, поскольку они поручали авторам Mixtec записывать информацию о людях и их прошлом. Сегодня трудно сказать, изменили ли авторы свою информацию, чтобы успокоить новое европейское присутствие, или их сочинения отражают точное изображение микстеков того времени. [ 5 ]
Сочинения миштеков не только использовались в качестве инструмента колониальной власти, но и были допустимыми юридическими документами. Сочинения микстеков в колониальный период использовались для документирования и обоснования земельных претензий потомственной знати, а также для сохранения и поддержания культуры микстеков. Мифы о происхождении продолжали фиксироваться как часть генеалогических записей. Церковь, зная о религиозных мотивах и мифах о творении, записанных в этих кодексах, конфисковала и уничтожила их; Считается, что до колониального периода существовало гораздо больше кодексов. [ 4 ]
Календарь
[ редактировать ]Как и в большинстве других мезоамериканских культур, у миштеков был 260-дневный священный календарь. [ 7 ] Дни, составляющие этот календарь, обозначались в микстекской письменности комбинацией цифры, называемой коэффициентом, и определенного знака или символа. [ 7 ] Это число колеблется от одного до тринадцати, а существует 20 знаков, которые переходят от крокодила к цветку . [ 7 ] Календарь движется таким образом, что цифры и знаки движутся параллельно, поэтому они начинаются с крокодила и переходят на два Ветра и три Дома . Однако после тринадцати Ридов число сбрасывается, давая следующему знаку (которым на данный момент является Ягуар ) присвоенный коэффициент, равный единице. Однако при достижении семи цветков знаки сбрасываются, но коэффициент продолжает расти, давая восемь крокодилов. [ 7 ] В календаре Mixtec годы работали по-другому, и для обозначения фактической продолжительности года использовалось только четыре знака. Это были кролик, тростник, кремень и домик. [ 7 ] Именно эти знаки и символы позволили проследить историю микстеков почти до 940 г. н.э., поскольку микстеки датировали многие важные события этими знаками и коэффициентами. [ 7 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Сегодня кодексы изучаются на предмет их важности для этноистории миштеков и региона. Этноисторические данные, собранные из этих кодексов, можно применять и сравнивать с другими кодексами, европейскими сочинениями и записями событий, а также с археологическими данными постклассического и колониального периодов. В дополнение к этим другим материалам изучение кодексов мистеков дополняется консультациями мистеков, живущих в районах, описанных в этих трудах. Изучение устных традиций, связанных с кодексами, дает более полное понимание информации и историй, которые они содержат, поскольку они часто использовались для декламации и чтения. [ 4 ]
В течение двадцатого века по всей Мексике произошло возрождение традиционных писаний, что совпало с Мексиканской революцией и появлением темы национальной идентичности и единства. [ 5 ] Сегодня число говорящих на Mixtec составляет около полумиллиона человек в Мексике и США. Усилия лингвистов, антропологов и микстеков помогают сохранить язык, несмотря на влияние испанского и английского языков. Сохранение кодексов и традиций, которые они представляют, помогает современным микстекам сохранять и восстанавливать свои исторические традиции, а также узаконивать свою культуру с помощью позитивной идентичности культуры коренных народов. [ 5 ] [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Группа Mixtec : Codex Vindobonensis Mexicanus I , Codex Selden , Codex Zouche-Nuttall , Codex Waecker-Gotter , Codex Colombino-Becker .
- Микстеканские языки
- Мезоамериканские системы письма
- Мезоамериканские календари
- Иероглифы майя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Споры, Рональд М. 1984 Микстеки в древние и колониальные времена. Университет Оклахомы Пресс. Норман, Оклахома
- ^ Jump up to: а б Бун, Элизабет и Уолтер Д. Миньото. 1994 Письмо без слов. Издательство Университета Дьюка. Дарем, Северная Каролина.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фланнери, Кент В. и Джойс Маркус. 1983 Облачные люди. Academic Press Inc. Нью-Йорк
- ^ Jump up to: а б с д и Террачино, Кевин 2001 Микстеки колониальной Оахаки, издательство Стэнфордского университета. Стэнфорд, Калифорния
- ^ Jump up to: а б с д Кармак, Роберт М., Джанин Гаско, Гэри Х. Госсен. 2007 Наследие Мезоамерики. История и культура индейской цивилизации. Прентис-Холл, Аппер-Сэддл-Ривер, Нью-Джерси.
- ^ «Британский музей: Кодекс Зуш-Наттолл» . Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Древние письменности: микстек» . Архивировано из оригинала 18 августа 2012 года . Проверено 29 апреля 2007 г.
- ^ Нагенгаст, Кэрол и Майкл Кирни. 1990 Миштекская этническая принадлежность: социальная идентичность, политическое сознание и политическая активность. Латиноамериканское обозрение 25:61-91
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ресталл, Мэтью. 1997. Наследники иероглифов: письменность коренных народов в колониальной Мезоамерике, Америка 54:239-267.
- Тройк, Нэнси П. 1978. Фундаментальные изменения в интерпретации микстекских кодексов. Американская античность 43:553-568.
- Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки, Vol. IV. Этноистория. 1986. Рональд Спорес, изд. Издательство Техасского университета. Остин, Техас.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Научитесь читать символы Mixtec
- ИНЕГИ [1]
- SIL Мексика [2]