Jump to content

Микстекское письмо

(Перенаправлено из сценария Mixtec )
Пример графических изображений, которые микстеки использовали для невербального общения посредством письма. Здесь, на этой картине, которая является репродукцией произведения из Кодекса Зуш-Наттолл , несколько воинов разграбляют деревню.

Миктекское письмо зародилось как логографическая система письма в постклассический период мезоамериканской истории. Записи генеалогии, исторических событий и мифов можно найти в доколумбовых кодексах миштеков . Прибытие европейцев в 1520 году нашей эры вызвало изменения в форме, стиле и функциях миштекской письменности. Сегодня эти кодексы и другие рукописи микстеков используются в качестве источника этнографической , лингвистической и исторической информации для ученых и помогают сохранить самобытность микстеков, поскольку миграция и глобализация привносят новые культурные влияния.

История Микстека

[ редактировать ]

Микстеки коренной , народ Мезоамерики , расположенный в западном регионе современных мексиканских штатов Оахака восточной части Герреро и южной части Пуэблы. Историю миштеков можно проследить до периода формирования и продолжается в классический и постклассический периоды до прибытия европейцев в 1520 году нашей эры. Сегодня в регионе по-прежнему проживают носители языков Mixtec и Mixtecan. За 2500 лет до прибытия европейцев микстеки развили сложные социальные и экономические традиции, эффективно эксплуатировали свою разнообразную окружающую среду, создали метод письма и сохранили свою автономию от других цивилизаций, таких как ацтеки . [ 1 ]

Язык микстеков является частью отомангской семьи языков, семейства мезоамериканских языков, включающего сапотекский язык , еще один коренной язык, встречающийся в Оахаке. Носители микстеков прибыли в Оахаку, особенно в регион Альта, в ранний период формирования, 1500–750 гг. До н.э. Сельское хозяйство сформировало основу цивилизации миштеков, а сельскохозяйственные деревни датируются 1350 годом до нашей эры. [ 1 ] Сегодня говорящие на Mixtec все еще встречаются в Оахаке и соседних регионах Пуэбла и Герреро , хотя миграция распространяется по Мексике и Соединенным Штатам.

В ранний классический период, 200 г. до н.э. – 300 г. н.э., цивилизация миштеков стала более сложной с принятием иерархической системы поселений. Артефакты и архитектура отображают функции и статусные различия, отражающие эту систему иерархии. [ 1 ] Были развиты городские центры, первым из которых стало основное поселение Юкуита . Юкуита был крупнейшим и самым сложным из городских центров ранней классической эпохи и просуществовал 500 лет. Считалось, что в этот период он был возможной столицей миштекских государств. [ 1 ] Поздний классический период был продолжением успеха и развития раннего классического периода.

Постклассический период датируется 1000 г. н. э. и заканчивается прибытием европейцев в 1519 г. В этот период регион был населен крошечными королевствами, называемыми сеньориос и касикасго, центрами которых были предыдущие городские центры. В это время у миштеков было наибольшее население, хотя монументальных городских проектов наблюдался упадок; территории и сооружения поддерживались и повторно использовались, в то время как новые церемониальные центры и проекты были менее многочисленными и менее впечатляющими. Несмотря на это, микстеки в этот период были источником влияния на Мезоамерику. Археологические данные предоставили свидетельства того, что соседние регионы влияли на искусство и культуру микстеков в предшествующие периоды, тогда как в постклассический период роль изменилась: влияние микстеков проникло в регион и соседние культуры. Это разделение культуры также встречается в системах письма доколумбовой Мезоамерики , поскольку фонетические элементы и символы действовали в разных культурах. [ 2 ]

Прибытие испанцев в Оахаку в 1520 году нашей эры положило начало колониальному периоду. Микстеки оказали лишь незначительное сопротивление. Система энкомьенда была создана в регионе между 1525 и 1530 годами нашей эры, а миссионеры начали свои усилия по обращению микстеков в 1538 году нашей эры. [ 1 ] Приход испанского влияния внес изменения в культуру микстеков, как это видно на следующем примере системы письма микстеков.

Карта с изображением микстеков. Доклассические территории отмечены треугольником, круглые точки обозначают классические сайты, а постклассические сайты отмечены квадратом.

Микстековое письмо и кодексы

[ редактировать ]

Микстекское письмо классифицируется как логографическое , то есть используемые символы и изображения представляют собой законченные слова и идеи, а не слоги или звуки. В микстеке отношения между графическими элементами обозначают значение текста, тогда как в других мезоамериканских письменностях графические изображения не включены в текст. [ 2 ] Символы, используемые в Mixtec, можно разделить на три типа: пиктографические символы , идеографические символы и фонетические знаки. [ 3 ] [ 4 ] Пиктографические символы могут напоминать предмет, который они предназначены представлять, и относиться к одному или нескольким словам. Они часто встречаются в именах людей и географических названиях. Идеографические символы не требуют знания языка микстеков для их понимания, поскольку они встречаются в других языках региона и представляют идею, которую они призваны изобразить. Эти символы также могут называться идеограммами или идеограммами. [ 3 ] Фонетические символы, используемые в Mixtec, важны для значения слов, в которых они используются, поскольку язык Mixtec тональный. [ 3 ] Тональный язык опирается на различия и изменения тона слова, чтобы отразить значение этого слова. Эти фонетические символы указывают тон произнесенного слова или вместо этого представляют собой омоним предполагаемого слова.

Происхождение системы письма Mixtec неизвестно. [ 1 ] но обнаружено, что другие мезоамериканские доколумбовые системы письма, такие как система письма ацтеков, имеют схожие черты. Система письма микстеков встречается в кодексах, относящихся к постклассическому периоду, предшествовавшему приходу европейцев в 1520 году нашей эры. Кодексы миштеков представляют собой записи, записанные на украшенных полосках коры и шкур животных. Термин «кодекс» (единственное число) обычно применяется к переплетенным книгам, хотя ученые используют его для обозначения мезоамериканских писаний. Кодексы изготавливаются путем складывания коры в форме книги, напоминающей аккордеон, или путем покрытия полосок коры и кожи гипсом, чтобы образовалась гладкая поверхность для письма. [ 5 ]

Общие темы, встречающиеся в кодексах, — это биографии правителей и других влиятельных фигур, записи генеалогических древ элиты, мифологии и описания церемоний. [ 3 ] [ 4 ] Содержание биографических кодексов может быть предвзятым, поскольку субъект может диктовать события и информацию, которую он хотел бы включить, и было обнаружено, что обращение к дополнительным кодексам позволяет лучше изучить человека или регион на основе различных изображенных событий и рассказов. [ 3 ]

Некоторые примеры сохранившегося письма микстеков содержатся в Кодексе Зуше-Наттолла , который сейчас хранится в Британском музее . В Кодексе Зуше-Натталл записано множество событий миштеков, включая некоторые завоевания миштеков между 11 и 12 веками, а также некоторые заключенные союзы. Несмотря на это, он был изготовлен где-то в 14 веке. [ 6 ]

После прибытия испанцев в 1520 году нашей эры система письма микстек стала гибридной с европейскими стилями и мотивами письма. Некоторые из этих кодексов включают европейские глоссы, которые облегчают перевод применительно к кодексам доколумбового периода. [ 3 ] Другие демонстрируют алфавитное письмо, заменяющее традиционное графическое письмо. В этом гибридном стиле письма участвовали только авторы коренных народов, тогда как испанские писатели использовали строго европейские методы письма, что отражало их роль завоевателей. [ 4 ] В этот период изменилась и функция кодексов; ритуальные и гадательные аспекты кодексов исчезли, в то время как генеалогические и культурные записи сохранились. Новые жанры возникли в результате спонсорской поддержки Испании, поскольку они поручали авторам Mixtec записывать информацию о людях и их прошлом. Сегодня трудно сказать, изменили ли авторы свою информацию, чтобы успокоить новое европейское присутствие, или их сочинения отражают точное изображение микстеков того времени. [ 5 ]

Сочинения миштеков не только использовались в качестве инструмента колониальной власти, но и были допустимыми юридическими документами. Сочинения микстеков в колониальный период использовались для документирования и обоснования земельных претензий потомственной знати, а также для сохранения и поддержания культуры микстеков. Мифы о происхождении продолжали фиксироваться как часть генеалогических записей. Церковь, зная о религиозных мотивах и мифах о творении, записанных в этих кодексах, конфисковала и уничтожила их; Считается, что до колониального периода существовало гораздо больше кодексов. [ 4 ]

Календарь

[ редактировать ]

Как и в большинстве других мезоамериканских культур, у миштеков был 260-дневный священный календарь. [ 7 ] Дни, составляющие этот календарь, обозначались в микстекской письменности комбинацией цифры, называемой коэффициентом, и определенного знака или символа. [ 7 ] Это число колеблется от одного до тринадцати, а существует 20 знаков, которые переходят от крокодила к цветку . [ 7 ] Календарь движется таким образом, что цифры и знаки движутся параллельно, поэтому они начинаются с крокодила и переходят на два Ветра и три Дома . Однако после тринадцати Ридов число сбрасывается, давая следующему знаку (которым на данный момент является Ягуар ) присвоенный коэффициент, равный единице. Однако при достижении семи цветков знаки сбрасываются, но коэффициент продолжает расти, давая восемь крокодилов. [ 7 ] В календаре Mixtec годы работали по-другому, и для обозначения фактической продолжительности года использовалось только четыре знака. Это были кролик, тростник, кремень и домик. [ 7 ] Именно эти знаки и символы позволили проследить историю микстеков почти до 940 г. н.э., поскольку микстеки датировали многие важные события этими знаками и коэффициентами. [ 7 ]

Сегодняшний день

[ редактировать ]

Сегодня кодексы изучаются на предмет их важности для этноистории миштеков и региона. Этноисторические данные, собранные из этих кодексов, можно применять и сравнивать с другими кодексами, европейскими сочинениями и записями событий, а также с археологическими данными постклассического и колониального периодов. В дополнение к этим другим материалам изучение кодексов мистеков дополняется консультациями мистеков, живущих в районах, описанных в этих трудах. Изучение устных традиций, связанных с кодексами, дает более полное понимание информации и историй, которые они содержат, поскольку они часто использовались для декламации и чтения. [ 4 ]

В течение двадцатого века по всей Мексике произошло возрождение традиционных писаний, что совпало с Мексиканской революцией и появлением темы национальной идентичности и единства. [ 5 ] Сегодня число говорящих на Mixtec составляет около полумиллиона человек в Мексике и США. Усилия лингвистов, антропологов и микстеков помогают сохранить язык, несмотря на влияние испанского и английского языков. Сохранение кодексов и традиций, которые они представляют, помогает современным микстекам сохранять и восстанавливать свои исторические традиции, а также узаконивать свою культуру с помощью позитивной идентичности культуры коренных народов. [ 5 ] [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Споры, Рональд М. 1984 Микстеки в древние и колониальные времена. Университет Оклахомы Пресс. Норман, Оклахома
  2. ^ Jump up to: а б Бун, Элизабет и Уолтер Д. Миньото. 1994 Письмо без слов. Издательство Университета Дьюка. Дарем, Северная Каролина.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Фланнери, Кент В. и Джойс Маркус. 1983 Облачные люди. Academic Press Inc. Нью-Йорк
  4. ^ Jump up to: а б с д и Террачино, Кевин 2001 Микстеки колониальной Оахаки, издательство Стэнфордского университета. Стэнфорд, Калифорния
  5. ^ Jump up to: а б с д Кармак, Роберт М., Джанин Гаско, Гэри Х. Госсен. 2007 Наследие Мезоамерики. История и культура индейской цивилизации. Прентис-Холл, Аппер-Сэддл-Ривер, Нью-Джерси.
  6. ^ «Британский музей: Кодекс Зуш-Наттолл» . Проверено 11 июня 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж «Древние письменности: микстек» . Архивировано из оригинала 18 августа 2012 года . Проверено 29 апреля 2007 г.
  8. ^ Нагенгаст, Кэрол и Майкл Кирни. 1990 Миштекская этническая принадлежность: социальная идентичность, политическое сознание и политическая активность. Латиноамериканское обозрение 25:61-91

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ресталл, Мэтью. 1997. Наследники иероглифов: письменность коренных народов в колониальной Мезоамерике, Америка 54:239-267.
  • Тройк, Нэнси П. 1978. Фундаментальные изменения в интерпретации микстекских кодексов. Американская античность 43:553-568.
  • Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки, Vol. IV. Этноистория. 1986. Рональд Спорес, изд. Издательство Техасского университета. Остин, Техас.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc25bde8ffd5b79ce6f1881fa8c2c3d8__1708714620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/d8/bc25bde8ffd5b79ce6f1881fa8c2c3d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mixtec writing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)