Новые беспорядки в Хали
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2020 г. ) |
Новые беспорядки в Хали | |
---|---|
Часть раздела Бенгалии (1947) | |
![]() Ганди слушает выжившего в Ноахали, 1946 год. | |
Расположение | Регион Ноахали , Бенгалия , Британская Индия |
Дата | Октябрь – ноябрь 1946 г. |
Цель | Бенгальские индуисты |
Летальные исходы | 285, [ 1 ]
~200 ( Рой Бучер , командующий индийской армией) [ 2 ] , ~200 ( Фрэнсис Такер [ 3 ] |
Преступники | Бывшие военнослужащие частной милиции |
Часть серии о |
Преследование индусов в Индии до 1947 года |
---|
Проблемы |
Инциденты |
Беспорядки в Ноахали представляли собой серию полуорганизованных массовых убийств , изнасилований и похищений в сочетании с грабежами и поджогами индуистской собственности, совершенных мусульманской общиной в районах Ноахали в округе Читтагонг в Бенгалии (ныне в Бангладеш ) в октябре – ноябре. 1946 год, за год до обретения Индией независимости от британского правления . [ 4 ]
Он затронул территории, находящиеся под полицейскими участками Рамгандж , Бегумгандж , Райпур, Лакшмипур , Чхагалнайя и Сандвип в районе Ноахали, а также территории под полицейскими участками Хаджигандж , Фаридгандж , Чандпур , Лакшам и Чауддаграм в районе Типпера, общая площадь которых составляет более 2000 квадратных метров. миль. [ 5 ]
Резня индуистского населения началась 10 октября, в день Коджагари Лакшми Пуджи. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] и продолжалось безостановочно около недели. Около 50 000 индуистов остались в пострадавших районах под строгим надзором мусульман, где администрация не имела права голоса. [ 9 ] В некоторых районах индуистам приходилось получать разрешения от мусульманских лидеров, чтобы выезжать за пределы своих деревень.
Махатма Ганди разбил лагерь в Ноакхали на четыре месяца и совершил поездку по району с миссией по восстановлению мира и межобщинной гармонии. Тем временем руководство Конгресса начало принимать предложенный раздел Индии, а миротворческая миссия и другие лагеря помощи были заброшены. Большинство выживших мигрировали в Западную Бенгалию , Трипуру. [ 10 ] и Ассам . [ 11 ]
Причина бунта
[ редактировать ]Когда прошли выборы в 1937 году в провинциях Индии , власть в Бенгалии перешла в руки мусульман . Но во время длительного британского правления индуисты в основном занимали место правителя (контролировали заминдари). Они также были впереди в образовании и экономике. подчиняться многим новым законам нового мусульманского правительства Образованные и финансово развитые индуисты были вынуждены различными способами . Один из которых проявляется во многих местах, включая Ноахали . Часть мусульман искала возможность выразить свои старые обиды на индуистских заминдаров (местных правителей). И это была возможность, которую они получили в конце британского правления в Индии . [ 12 ]
Попытки запретить индуистам трудоустройство, низкий статус мусульман в провинциях с индуистским большинством, раздел Бенгалии и нелепо фанатичные провокации со стороны Мусульманской лиги привели к такому ужасному инциденту. Отношения между индусами и мусульманами были очень деликатными. После этого ложные новости о совместном нападении индуистов на мусульман в Калькутте , где доминируют индуисты , в ответ на нападения мусульман в День прямых действий распространились преувеличенно, подливая масла в огонь накопившегося ранее гнева. Считается, что индуистско-мусульманские беспорядки в Ноахали были вызваны главным образом недовольством мусульман против индуистов, когда британское правление заканчивалось, а также ложными новостями о резне против мусульман в Калькутте и ее возмущении. [ 13 ] Кроме того, ходили слухи, что Джаминдер из Рамганджа Раджендра Лал Чоудхури собирался принести в жертву мусульманского мальчика вместо козла во время жертвоприношения, которое положило начало этому событию. 11 октября 1946 г. начались беспорядки. [ 14 ] [ 15 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Межобщинная напряженность в Ноахали началась вскоре после Великих беспорядков в Калькутте между мусульманами и индуистами. Хотя было тихо, напряжение нарастало. В течение шести недель, предшествовавших беспорядкам в Ноахали, штаб Восточного командования в Калькутте получал сообщения, свидетельствующие о напряженности в сельских районах округов Ноахали и Читтагонг. [ 16 ] Деревенские поэты и балладисты сочиняли антииндуистские стихи и стишки, которые декламировали и пели на рынках и в других общественных местах. [ 17 ]
Насилие в Ид аль-Фитр
[ редактировать ]29 августа, в день Ид аль-Фитр , напряженность переросла в насилие. Распространился слух, что индусы накопили оружие. [ 18 ] Группа индуистских рыбаков подверглась нападению с применением смертоносного оружия во время ловли рыбы на реке Фени . Один из них был убит, двое серьезно ранены. Другая группа из девяти индуистских рыбаков из Чарурии подверглась жестокому нападению с применением смертоносного оружия. Семеро из них госпитализированы. [ 19 ] Деви Прасанна Гуха, сын конгрессмена из деревни Бабупур при полицейском участке Рамганджа, был убит. [ 20 ] [ 21 ] На одного из его братьев и слугу напали. Офис Конгресса перед их домом был подожжен. [ 19 ] Чандра Кумар Кармакар из Монпуры был убит недалеко от Джамалпура. Джамини Дей, работница отеля, была убита недалеко от Гошбага. Ашу Сен из Девисингхпура был жестоко избит в Таджумиархате в Чар Парвати. Раджкумар Чоудхури из Банспары подвергся жестокому нападению по дороге домой. [ 19 ]
Все имущество шести или семи индуистских семей Канур Чар было разграблено. В Карпаре мусульманская банда, вооруженная смертоносным оружием, вошла в дом Джадава Маджумдара и разграбила имущество на сумму рупий. 1500. Накул Маджумдар подвергся нападению. Были разграблены дома Прасанны Мохана Чакраборти из Татархила, Набина Чандра Натха из Миралипура и Радхи Чаран Натха из Латипура. Пять членов семьи Натх из Латипура получили ранения. [ 19 ]
Храм семейного божества Харендры Гоша из Райпура был осквернен: теленка зарезали и бросили внутрь храма. Чандипуре . Аналогичным образом был осквернен храм Шивы доктора Джадунатха Маджумдара в Домашние святыни Нагендры Маджумдара и Раджкумара Чоудхури из Дадпура были осквернены, а идолы украдены. Изображения Дурги Ишвара Чандры Патхака из Кетури, Кедарешвара Чакраборти из Меркачара, Ананты Кумара Де из Анграпары и Прасанны Мохана Чакраборти из Татархила были разбиты. [ 19 ]
Коммунальная пропаганда
[ редактировать ]
В 1937 году Голам Сарвар Хусейни , потомок мусульманской семьи Пиров, был избран в Законодательное собрание Бенгалии по списку партии Кришак Праджа . Однако на выборах 1946 года он проиграл кандидату от Мусульманской лиги. Отец и дед Голама Сарвара были благочестивыми мусульманами и вели покаянную жизнь. Их семья была потомственными хадимами в Диара Шарифе в Шьямпуре, почитаемом как святое место как мусульманами, так и индуистами. После в День прямых действий беспорядков в Калькутте Хусейни начал произносить провокационные речи, призывая мусульманские массы отомстить за беспорядки в Калькутте. [ 22 ] [ 23 ] В некоторых местах начали бойкотировать индуистские магазины. В районах полицейских участков Рамгандж и Бегумгандж лодочники-мусульмане отказались переправлять пассажиров-индуистов. [ 23 ] В первую неделю сентября мусульмане разграбили индуистские магазины на рынке Сахапура. [ 23 ] Индусы подвергались преследованиям и приставаниям, когда они возвращались в свои родные деревни из Калькутты, чтобы провести праздники пуджи. [ 23 ] Начиная со 2 октября участились случаи случайных убийств, воровства и грабежей. [ 24 ]
События
[ редактировать ]По словам губернатора Берроуза, «непосредственным поводом для начала беспорядков стало разграбление базара [рынка] в полицейском участке Рамганджа после проведения массового митинга и провокационной речи Голама Сарвара Хусейни ». [ 25 ] Это включало нападения на офисы Сурендры Натха Боса и Раджендры Лала Роя Чоудхури, бывшего президента коллегии адвокатов Ноакхали и известного лидера индуистской Махасабхи . [ 26 ]
Насилие
[ редактировать ]Беспорядки начались 10 октября, в день Коджагари Лакшми Пуджи , когда бенгальские индуисты участвовали в пудже. Гулам Сарвар приказал мусульманским массам идти маршем к рынку Сахапура. Другой лидер Мусульманской лиги, Касем, также прибыл на рынок Сахапура со своей частной армией, известной тогда как Касемер Фауз . [ 27 ] [ № 1 ]

После этого армия Касема двинулась в Нараянпур к заминдарскому офису Сурендранатха Басу. К ним присоединилась еще одна мусульманская банда из Кальяннагара. Некоторые арендаторы-мусульмане также присоединились к толпе и напали на офис заминдари . [ нужна ссылка ]

11 октября частная армия Голама Сарвара, известная как Мияр Фауз , напала на резиденцию Раджендралала Ройчоудхури, президента коллегии адвокатов Ноакхали и округа Ноакхали Хинду Махасабха. Он был очень близок с доктором Шьямой Прасадом Мукерджи. Во время нападения Свами Трямбакананда из Бхарат Севашрам Сангхи находился в их доме в качестве гостя. Ройчоудхури весь день отгонял толпу со своей террасы с помощью винтовки. С наступлением темноты, когда они отступили, он отправил свами и членов его семьи в безопасное место. На следующий день толпа снова атаковала. [ нужна ссылка ]
Отрубленная голова Раджендралала Ройчоудхури была преподнесена Голаму Сарвару на блюде. [ 28 ] По словам Сучеты Криплани , Раджендралал Ройчоудхури пошел по стопам Шиваджи и Гуру Гобинд Сингха и стал мучеником, защищая свою веру и честь семьи. [ 29 ] Ачарья Крипалани, стойкий сторонник ненасилия, считал, что сопротивление, оказанное Раджендралалом Ройчоудхури и его семьей, было ближайшим приближением к ненасилию. [ 29 ] Через три месяца Махатма Ганди , совершая поездку по Ноахали, посетил их выпотрошенный дом. 11 января 1947 года трупы Ройчоудхури были эксгумированы из болота в Азимпуре и доставлены перед молитвенным собранием Махатмы Ганди в средней школе Ламчара. После молитвы трупы кремировали по индуистским обрядам. [ нужна ссылка ]

12 октября резиденция Читтаранджана Дутты Райчаудхури в Шайестагандже, расположенном под полицейским участком Райпура, подверглась нападению мусульманской толпы. [ нужна ссылка ] Частная армия Касема напала на семью Дас из Гопаирбага недалеко от рынка Сомпара, под полицейским участком Рамгандж. Семья Дас была непосредственным соседом Касема. [ нужна ссылка ] Семья Чаудхури из деревни Ноахола под полицейским участком Рамганджа также подверглась нападению со стороны мусульманской толпы. Нападавшие прибегли к убийствам, грабежам и поджогам. [ нужна ссылка ] Другая мусульманская толпа напала на резиденцию Яшоды Пала и Бхарата Бхуяна в Гобиндапуре под полицейским участком Рамганджа. [ нужна ссылка ] Между Амишапарой и Сатгарией резиденции Бхаумиков и Палов были полностью уничтожены пожаром. [ нужна ссылка ] В Нандиграме частная армия Голама Сарвара сожгла резиденцию Нага, почту и школу, основанную Раманикантой Нагом. Индусы из близлежащих районов укрылись в резиденции Нагов, и поначалу их охраняла полиция, отбивая первые нападения. Затем нападавшие прибегли к беспорядочному грабежу в деревне. [ нужна ссылка ] 13 октября в 12 часов дня толпа из 200–250 мусульман, вооруженных смертоносным оружием, напала на индусов в Чангиргаоне. Было сожжено 1500 маундов риса и разрушены все храмы. Индуистских женщин лишили шанкхи. [ Н 2 ] и синдур . Мужчин заставили совершить намаз . [ 30 ]
14 октября Джогендра Чандра Дас, MLA из Чандпура , Типпера , написал Джогендре Натху Мандалу, заявив, что тысячи индусов из зарегистрированной касты подверглись нападению в районе полицейского участка Рамгандж в Ноакхали. Их дома грабили и поджигали, а их насильно обращали в ислам. [ 31 ]

По словам очевидцев, [ ВОЗ? ] нападавшие использовали бензин, чтобы поджечь дома. На отдаленном острове Сэндвип, где не было автомобилей, с материка привозили бензин, чтобы поджечь дома. По мнению Ракеша Батабьяла, использование бензина и керосина указывает на преднамеренный и организованный характер нападений. [ 32 ] В Сандвипе революционный борец за свободу Лалмохан Сен был убит, когда пытался помешать мусульманской толпе убить индусов. [ 33 ] [ 34 ]

Насилие вспыхнуло в районе полицейского участка Рамгандж на севере района Ноахали 10 октября 1946 года. Развязанное насилие было описано как «организованная ярость мусульманской мафии». [ 35 ] Вскоре оно охватило соседние полицейские участки Райпур, Лакшмипур, Бегумгандж и Сандип в Ноакхали, а также Фаридгандж, Хаджигандж, Чандпур, Лакшман и Чудаграм в Типпере. [ 36 ] Согласно гандианца Ашоки Гупты отчету , во время визита Махатмы Ганди в этот район по меньшей мере 2000 индуистов были вынуждены сменить религию на ислам, шестеро были вынуждены вступить в брак насильно, а один был убит. [ 37 ] Однако по официальной оценке их было 200. [ 38 ]
Джашода Ранджан Дас, один из домовладельцев Ноахали Наури, был убит во время беспорядков. Ему удалось спасти жену и детей, отправить их с помощью местных мусульман в Западную Бенгалию, и он остался у своих шуринов. Через несколько месяцев с помощью Махатмы Ганди тела были найдены.
Принудительные преобразования
[ редактировать ]Деревню за деревней насильно обращали в ислам. Мужчин заставляли носить тюбетейки и отращивать бороды. Женщин лишили шанкхи и синдура и заставили читать калму . Мулавис посетил их дома и передал исламские учения. [ нужна ссылка ]
Ашока Гупта , чей муж тогда был судьей в Читтагонге , был одним из первых посторонних, прибывших в Ноакхали, чтобы оказать помощь.
Когда новости об убийствах и насильственном обращении впервые появились в новостях, газета Star of India , патронируемая Мусульманской лигой, отрицала какие-либо случаи насильственного обращения. [ 39 ] Однако Хусейн Шахид Сухраварди , отвечая на вопрос Дхирендранатха Датты на собрании, заявил, что в Типпере было зарегистрировано 9895 случаев насильственного обращения. Точная цифра для Ноахали неизвестна, но она исчисляется тысячами. [ 39 ] Эдвард Скиннер Симпсон заявил в своем отчете, что 22 550 случаев насильственного обращения имели место в трех районах полицейских участков Фаридгандж, Чандпур и Хаджигандж в округе Типпера. Доктор Тадж-уль-Ислам Хашми пришел к выводу, что число изнасилованных или обращенных в христианство индуистских женщин, вероятно, во много раз превышает число убитых индуистов. По данным М.А. Хана, не менее 95% индусов Ноахали обратились в ислам. [ нужна ссылка ] По словам судьи Г.Д. Хослы, все индуистское население Ноахали было разграблено и затем насильно обращено в ислам. [ 40 ]
Официальные события
[ редактировать ]13 октября Камини Кумар Дутта, лидер Индийского национального конгресса в Законодательном совете Бенгалии , посетил Ноахали со следственной целью в своем личном качестве, во время которого взял интервью у Абдуллы, окружного суперинтенданта полиции. 15-го числа он встретился с министром гражданского снабжения правительства Бенгалии, направлявшимся в Ноахали. По возвращении он связался с Министерством внутренних дел временного правительства с просьбой принять эффективные меры по исправлению положения и заявил, что никто извне не может проникнуть в нарушенные районы, не рискуя своей жизнью. Он также заявил, что власти стремились скрыть от общественности весь этот эпизод. До 14 октября в пострадавшие районы не направлялись никакие силы. [ 41 ]
Хусейн Шахид Сухраварди, премьер-министр Бенгалии, провел 16 октября в Калькутте пресс-конференцию, на которой он признал насильственное обращение, грабежи и грабежи индусов в Ноахали. Настаивая на том, что инциденты прекратились, он сказал, что понятия не имеет, почему эти инциденты произошли. Он заявил, что войскам стало трудно продвигаться, поскольку каналы были забиты, мосты повреждены, а дороги заблокированы. Он подумывал о том, чтобы сбрасывать с воздуха печатные призывы и предупреждения вместо того, чтобы бросаться в бой с войсками. [ 42 ] 18 октября Фредерик Берроуз , губернатор Бенгалии, вместе с Сухраварди и генеральным инспектором полиции Бенгалии посетил Фени на самолете и облетел пострадавшие районы. [ нужна ссылка ] Позже правительство Бенгалии направило официальную группу в Ноахали и Типперу для оценки ситуации. В состав команды входили Джогендра Натх Мандал, недавно назначенный ответственным за право во временном правительстве ; Шамсуддин Ахмед, министр труда правительства Бенгалии; Абул Хашим , секретарь Мусульманской лиги провинции Бенгалия; Фазлур Рахман; Хамидул Хук Чоудхури ; Моаззем Хоссейн; А. Малик и Б. Вахидуззаман. [ 31 ]
19 октября Дживатрам Бхагвандас Крипалани , избранный президент Индийского национального конгресса; Сарат Чандра Бос , ответственный за строительство, шахты и энергетику во временном правительстве; Сурендра Мохан Гош, президент комитета Конгресса провинции Бенгалия; Сучета Крипалани ; генерал-майор А.С. Чаттерджи; Кумар Дебендра Лал Хан и редактор «Анандабазар Патрика» прилетели в Читтагонг по предложению Махатмы Ганди. [ 43 ] По пути они сделали короткую остановку в Комилле , где тысячи жертв-индуистов сообщили о зверствах. В Читтагонге они встретились с Фредериком Берроузом , губернатором Бенгалии, который заверил их, что, по словам Сухраварди, премьер-министра Бенгалии, все было мирно и упорядоченно. Он объяснил изнасилования и приставания к индуистским женщинам естественным, поскольку они более привлекательны, чем мусульманки. [ 44 ]
21 октября Артур Хендерсон , заместитель государственного секретаря по делам Индии и Бирмы , зачитал доклад губернатора Бенгалии в Палате общин , в котором говорилось, что число жертв, как ожидается, будет в трехзначном диапазоне. [ 45 ] Сарат Чандра Бос оспорил это заявление, заявив, что 400 индусов были убиты в результате одного инцидента в офисе и резиденции домовладельца Сурендранатха Боса. [ 46 ]
25 октября на массовом митинге в Нью-Дели под председательством Суреша Чандры Маджумдара, управляющего директора газет «Анандабазар Патрика» и «Хиндустан стандарт» , была принята резолюция с требованием немедленного отзыва губернатора Бенгалии, роспуска Мусульманской лиги. служение и вмешательство центра. [ 47 ] На пресс-конференции в Калькутте 26 октября генерал-лейтенант Ф.Р.Р. Бухер, командующий Восточным командованием, заявил, что невозможно оценить, сколько времени потребуется, чтобы восстановить доверие пострадавшего населения к правительству. [ 47 ]
Операции по оказанию помощи
[ редактировать ]
Когда новости о событиях в Ноахали достигли внешнего мира, индийские социальные, религиозные и политические институты выступили с просьбой провести операции по оказанию помощи и спасению. Среди них выделялись Бхарат Севашрам Сангха , Хинду Махасабха , Индийский национальный конгресс, Коммунистическая партия Индии , Индийская национальная армия , Прабартак Сангха , Абхай Ашрам , Арья Самадж и Гита Пресс. [ 48 ] 30 гуманитарных организаций и шесть медицинских миссий провели гуманитарную работу в Ноахали. Кроме того, в соответствии с планом Ганди «одна деревня – один рабочий» было создано 20 лагерей. [ 49 ]
Получив известие о Ноакхали, Ашутош Лахири, генеральный секретарь Хинду Махасабхи, немедленно отправился в Чандпур. Шьяма Прасад Мукерджи , Нирмал Чандра Чаттерджи и Пандит Нарендранатх Дас вместе с другими рабочими вылетели в Комиллу и вошли в пострадавший район в сопровождении военного эскорта. Был реквизирован и отправлен в пострадавший район самолет с рисом, чирой , хлебом, молоком, печеньем, ячменем и медикаментами. Остальные партии гуманитарной помощи были отправлены поездом. [ 50 ] Пострадавшим людям, нашедшим убежище в Калькутте, была предоставлена защита примерно в 60 центрах города и пригородов. [ 50 ] Шьяма Прасад Мукерджи назначил M/SPK Mitter & Co., бухгалтерскую фирму из Калькутты, для контроля над сбором, расходованием и аудитом средств, внесенных общественностью. [ 51 ]

Нирмал Чандра Чаттерджи, исполняющий обязанности президента Бенгальской провинции Хинду Махасабха; Дебендранат Мукерджи, генеральный секретарь; и Нагендранат Бос, помощник госсекретаря, проследовал в пострадавшие районы Ноахали и Типпера. [ 52 ] Чаттерджи проконсультировался с Ларкином, комиссаром по оказанию помощи, и счел зональное поселение лучшим методом оказания помощи и безопасности, принимая во внимание будущее переселение жертв в их соответствующие деревни. Соответственно, центры помощи были открыты в Бамни при полицейском участке Райпура, Далалбазаре при полицейском участке Лакшмипура и Пайкпаре при полицейском участке Фаридганджа. [ 52 ] М.Л. Бисвас, секретарь индуистской Махасабхи Бенгальской провинции; П. Бардхан, медицинский секретарь; и казначей Дж. Н. Банерджи были отправлены в другие пострадавшие районы для создания центров помощи. В каждом из центров оказания помощи имелось мобильное медицинское подразделение под командованием медицинских работников. [ 52 ] Санат Кумар Рой Чоудхури, вице-президент Бенгальской провинциальной индуистской Махасабхи, открыл хорошо оборудованную больницу на 25 коек в Лакшмипуре в память о Раджендралале Райчаудхури. Доктор Субходх Митра был назначен руководителем больницы. [ 52 ] Нирмал Чандра Чаттерджи посетил Ноакхали в третий раз и открыл в Баджапати студенческий дом под названием «Шьямапрасад Чхатрабас». [ 52 ]

20 октября на заседании Чаттограм Махила Сангхи, читтагонгского отделения Всеиндийской женской конференции , под председательством Нелли Сенгупта , была принята резолюция, согласно которой организация будет работать над оказанием помощи и возвращением похищенных индуистских женщин в Ноакхали. . [ 53 ] Комитет помощи Ноахали был сформирован с целью оказания помощи и реабилитации пострадавших индуистских женщин. [ 54 ] С 26 октября комитет начал еженедельно отправлять группу добровольцев во главе с Ашокой Гуптой в Ноахали для проведения операций по оказанию помощи. [ 55 ] Их задачей было найти похищенных индуистских женщин, оказать помощь беженцам на железнодорожных станциях и подготовить список пострадавших деревень на основе рассказов пострадавших жителей деревни. Лила Рой достигла Рамганджа 9 декабря, пройдя 90 миль пешком от Чаумохани. Она вернула 1307 похищенных девочек. Ее организация, Институт национальных служб, создала 17 лагерей помощи в Ноахали. [ 48 ] В декабре Шрихатта Махила Сангха решила отправить Кираншаши Деба, Лилу Дасгупту, Саралабала Деб и Сухасини Даса в Ноакхали для оказания помощи. [ 56 ] Лидерами Конгресса, которые возглавили работу по оказанию помощи, были Сатиш Чандра Дасгупта, Дхирендранатх Дутта, Трайлокья Чакрабарти и Бишваранджан сенатор. [ 48 ]
Махатма Ганди отправил четырех индуистских девочек к Суджате Деви, невестке Читтаранджана Даса , на реабилитацию. Суджата Деви основала «Бангия Палли Сангатан Самити» для реабилитации и бесплатную школу для обучения девочек. [ 57 ]
Правительство Бенгалии назначило Специального комиссара по оказанию помощи с полномочиями по распределению средств среди беженцев. [ 58 ] В постановлении правительства от 10 февраля 1947 года было объявлено о выделении 250 рупий каждому пострадавшему домохозяйству на восстановление, а также обещана сумма в размере 200 рупий каждому пострадавшему ткачу, рыбаку и крестьянину на покупку нового ткацкого станка, лангала, повозки с волами или рыболовного снаряжения при предоставлении доказательств. потери. Спасатели были удивлены решением правительства рассматривать всю совместную семью как одно хозяйство или единицу и утверждали, что сумма в 250 рупий совершенно недостаточна для восстановления усадьбы. Ашока Гупта встретился 11 февраля с Ахтаруззаманом, дополнительным районным судьей Ноахали, от имени гуманитарных работников и получил разъяснения по поводу правительственного распоряжения, чтобы ни одна из пострадавших семей не осталась в стороне. [ 59 ]
Мирная миссия Ганди
[ редактировать ]
Ганди сыграл роль в охлаждении ситуации. Он совершил поездку по региону со своими помощниками и сыграл важную роль в смягчении межобщинной напряженности. [ 37 ]
18 октября Бидхан Чандра Рой лично связался с Ганди, высоко оценив резню индусов в Ноакхали и, в частности, тяжелое положение индуистских женщин. Во время вечерней молитвы Ганди с беспокойством упомянул о событиях в Ноахали. Он сказал, что если половина индийского человечества будет парализована, Индия никогда не сможет чувствовать себя по-настоящему свободной. Он скорее предпочел бы, чтобы индийские женщины были обучены владеть оружием, чем чтобы они чувствовали себя беспомощными. 19 октября он решил посетить Ноахали. [ 46 ] Перед отъездом 6 ноября он дал интервью доктору Амии Чакраварти в ашраме Абхая в Содепуре, недалеко от Калькутты. После интервью доктор Амия Чакраварти сказала, что самой насущной необходимостью на данный момент было спасти похищенных индуистских женщин, к которым, очевидно, военные не могли приблизиться, потому что после насильственного обращения их держали под чадрой. [ 60 ]
Ганди отправился в Ноакхали 6 ноября и на следующий день прибыл в Чаумухани. Проведя две ночи в резиденции Джогендры Маджумдара, 9 ноября он босиком отправился в тур по Ноахали. За следующие семь недель он преодолел 116 миль и посетил 47 деревень. Свою базу он разместил в полусгоревшем доме в деревне Шрирампур, где пробыл до 1 января. Он организовывал молитвенные собрания, встречался с местными мусульманскими лидерами и пытался завоевать их доверие. Недоверие между индуистами и мусульманами продолжало существовать, и отдельные случаи насилия происходили даже во время его пребывания в Ноахали. Сообщается, что вечером 10 ноября два человека были убиты, когда они возвращались домой после вечерней молитвы Ганди в лагере помощи Дуттапара. [ 61 ]
Пребывание Ганди в Ноахали вызвало возмущение мусульманского руководства. В январе 1947 года Ганди в беседе с жителями деревни Фатехпур спросил: «Легче всего преследовать здесь индусов, поскольку вы, мусульмане, составляете большинство. Но так ли это почетно?» [ 62 ]
12 февраля 1947 года, выступая на митинге в Комилле, А. К. Фазлул Хук заявил, что присутствие Ганди в Ноахали нанесло огромный вред исламу. [ 63 ] Его присутствие вызвало ожесточение между индусами и мусульманами. [ 63 ] Негодование по поводу пребывания Ганди в Ноахали росло с каждым днем. К концу февраля 1947 года оно стало вульгарным. Маршрут Ганди каждый день намеренно загрязняли, а мусульмане начали бойкотировать его встречи. [ 63 ] Фазлул Хук далее задался вопросом, как мусульмане Ноахали и Типперы терпят присутствие Ганди. [ 64 ]
Беженцы
[ редактировать ]Выжившие бежали из Ноахали и Типперы в два этапа. Первые партии беженцев прибыли в Калькутту после массовых убийств и насильственного обращения в другую веру. Поток беженцев утих, когда правительство объявило о мерах по оказанию помощи, и организации по оказанию помощи начали работать в Ноахали и Типпере. Однако в марте 1947 года, когда Конгресс согласился на раздел Индии, лагеря помощи были заброшены, и произошел новый приток беженцев в Трипуру , Ассам и регион, который должен был стать Западной Бенгалией . Около 50 000 индуистских беженцев, укрывшихся во временных лагерях помощи, впоследствии были переселены в Гувахати в Ассаме. [ 65 ]
Последствия
[ редактировать ]По словам историка Ракеша Батабьяла, ситуация так и не вернулась в норму. [ 66 ] Спорадические случаи насилия продолжались, и даже полицию не пощадили. В одном инциденте в начале ноября, о котором Фредерик Берроуз сообщил Фредерику Петику-Лоуренсу , старший офицер СВБ и его полицейский отряд подверглись нападению трижды, когда сопровождали выживших индуистов в лагерь беженцев. Полиции пришлось открыть огонь; семь человек были убиты и десять ранены. [ 67 ] Бенгальское периодическое издание «Дешер Вани» , издаваемое в «Ноахали», цитирует сотрудника по оказанию помощи в районе полицейского участка Рамганджа, который заявил, что даже спустя четыре месяца люди не вернулись в свои дома. [ 25 ]
Расследование и сокрытие
[ редактировать ]29 сентября 1946 года правительство Бенгалии издало постановление, запрещающее прессе публиковать информацию о любых общественных беспорядках. В любых заявлениях, рекламах, уведомлениях, новостях или мнениях запрещалось упоминать: название места, где произошел инцидент; каким образом жертвы были убиты или ранены; название сообщества, к которому принадлежал жертва или преступник; а также разрушение или осквернение мест отправления культа или святынь, если таковые имеются. По словам Рамеша Чандры Маджумдара , обнародование постановления стало основной причиной того, что новости о происшествиях не публиковались в прессе в течение недели. [ 68 ]
Правительство Бенгалии назначило Эдварда Скиннера Симпсона, бывшего судью, расследовать инциденты в Ноахали. Его доклад был скрыт правительством. По прибытии в Калькутту по пути в Ноахали Ганди запросил копию отчета у премьер-министра Сухраварди. Последний первоначально согласился предоставить ему копию. Однако губернатор и секретари категорически возражали против такого предложения, и Сухраварди отказался передать отчет Ганди. Копия отчета находилась у Матура, секретаря Сухраварди, который тайно предоставил краткое изложение газете The Statesman . Редактор опубликовал подвергнутую цензуре версию 13 ноября 1946 года. В отчете Симпсон упомянул, что для надлежащего расследования событий в Ноахали необходимо привлечь не менее 50 старших офицеров на период в шесть месяцев. [ 69 ]
Ноахали накануне раздела
[ редактировать ]Хотя резня и массовые обращения в другую веру прекратились в октябре, преследования индуистского населения в Ноакхали продолжались даже во время пребывания там Ганди. Через неделю после отъезда Ганди из Ноакхали А.В. Таккар написал 9 марта из Чандпура перед отъездом в Мумбаи, что беззаконие все еще сохраняется в Ноакхали и Типпере. Даже через пять месяцев после октябрьских беспорядков не было никаких признаков их прекращения. Напротив, вывод некоторых временных полицейских участков поощрял криминальные элементы. [ 70 ] 19 марта 1947 года мусульмане провели тайные собрания в разных местах. Они угрожали индусам массовой резней. [ 71 ] 23 марта Гулам Сарвар созвал большое собрание в Сонапуре под полицейским участком Рамганджа. Этот день должен был отмечаться как День Пакистана, и программой дня была всеобщая забастовка. Тысячи мусульман соберутся на митинг, о котором было объявлено на деревенских рынках 20 марта барабанным боем. При объявлении о встрече индусы начали бежать, опасаясь дальнейших притеснений. Железнодорожная станция Чумохани была забита индуистскими беженцами. [ 72 ] Сотрудники миротворческой миссии Ганди обратились к окружному суперинтенданту полиции, окружному магистрату и министру Абдулу Гофрану не разрешить проведение встречи. Однако в DSP заявили, что встреча состоится и полиция примет адекватные меры безопасности. Сотрудники по оказанию помощи сообщили об этом Махатме Ганди и Сухраварди, и последний 22 марта телеграфировал правительственное постановление в Noakhali SP, запрещающее собрания в общественных местах, шествия и лозунги. Однако встречи можно проводить и в частных местах, таких как медресе и мечети. [ 73 ] Рехан Али, начальник полицейского участка Рамганджа, сообщил, что встреча пройдет на территории Амталы, которая является частным местом, так как находится рядом с мечетью, и поэтому распоряжение правительства не будет нарушено. [ 73 ] Руководство Мусульманской лиги решило провести встречу любой ценой. Лидеры Мусульманской лиги Мохаммад Эршад и Муджибур Рахман пригласили министра Абдула Гофрана в качестве одного из спикеров на встрече. [ 74 ] 23 марта от 4000 до 5000 мусульман прошли процессией из Рамганджа в Казирхиль, а затем обратно в Рамгандж, скандируя лозунги, и собрались на митинг. [ 75 ] Обращаясь к собравшимся, один из выступавших Юнус Миан Пандит раскритиковал индусов за практику неприкасаемости и отсутствие системы пурды и оправдал их экономический бойкот. [ 66 ]
13 мая 1947 года Уильям Баррет, комиссар дивизии Читтагонг , представил совершенно секретный отчет П. Д. Мартину, дополнительному секретарю Министерства внутренних дел правительства Бенгалии, с подробным описанием преследования индусов. [ 70 ] Он сообщил, что группы мусульман иногда обыскивали индусов и забирали вещи, которые им нравились. В некоторых случаях у индусов отбирали их повседневные покупки. Кокосы и орехи бетеля были насильно вывезены из индуистских домов. Скот украли. Были взяты листы гофрированного железа и брус. Рисовые растения были выкорчеваны с земель, принадлежавших индусам. Были предприняты усилия по закрытию кинотеатров, принадлежащих индуистам. Были выдвинуты требования, чтобы мусульмане имели 50% лицензий на ткацкие станки, хотя подавляющее большинство ткачей были индусами, принадлежащими к касте йогов . Были предприняты усилия по избавлению рынков от индуистских торговцев и владельцев магазинов. Индусам, восстановившим свои дома, было приказано покинуть район. Заявителям-индуистам в полицейском участке угрожали мусульмане, и они были вынуждены согласиться на то, чтобы их дела были скомпрометированы. К индусам открыто обращались как к малаунам и кафирам . [ 76 ] 13 мая стало известно, что индуистская женщина из деревни Дхармапур была спасена во время похищения мусульманами. [ 77 ] 16 мая была предпринята неудачная попытка похищения двух индуистских женщин. [ 78 ]
Последствия в Бихаре и Соединенных провинциях
[ редактировать ]В ответ на беспорядки в Ноахали в конце 1946 года Бихар потрясли беспорядки. [ 79 ] Серьезное насилие вспыхнуло в Чхапра и районах Саран в период с 25 по 28 октября. [ 80 ] В период с 30 октября по 7 ноября массовые массовые убийства в Бихаре приблизили раздел к неизбежности. [ нужна ссылка ] Очень скоро Патна , Мунгер и Бхагалпур также стали местами серьезной турбулентности. Началось как месть за бунт в Ноахали. [ нужна ссылка ] властям было трудно справиться с этими беспорядками, поскольку они охватывали большую территорию разрозненных деревень, а число жертв невозможно было точно установить: «Согласно последующему заявлению британского парламента, число погибших составило По оценкам The Statesman , партия Конгресса признала цифру в 2000 человек; 30 000». [ 81 ] Однако к 3 ноября, по официальной оценке, число смертей составило всего 445 человек. [ 36 ] В 1950 году Фрэнсис Тукер , который на момент беспорядков был главнокомандующим Восточным командованием Индии, оценил число погибших мусульман между 7000 и 8000. [ 82 ]
Серьезные беспорядки также произошли в Гархмуктешваре в Соединенных провинциях , где в ноябре 1946 года произошла резня, во время которой «индуистские паломники на ежегодной религиозной ярмарке нападали и истребляли мусульман не только на территории фестиваля, но и в соседнем городе», в то время как полиция практически ничего не делала; По оценкам, число погибших составило от 1000 до 2000 человек. [ 83 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Касемер Фауз буквально означает «армия Касема».
- ^ Шанкха ( бенгальский : শাঁখা ) — браслет из раковины, который традиционно носят замужние бенгальские индуистские женщины как знак своей семейной жизни.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ РОЙ, Сукумар (1947). Ноахалитский Махатма (Махатма по-ноахалитовски) (на бенгали). Калькутта: Orient Book Company. п. 14.
- ^ Хаджари, Нисид (2015). Полуночные ярости: Смертельное наследие раздела Индии . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 69.
- ^ Такер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Лондон: Cassell and Company Ltd., с. 174.
- ^ «Бенгальская загадка: как беспорядки в Ноакхали создают шаблон для антииндуистского насилия в Восточной Бенгалии» . Новости18 . 9 июня 2022 г. Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Синха, Динеш Чандра; Дасгупта, Ашок (1 января 2011 г.). 1946: Великие убийства в Калькутте и геноцид Ноахали (PDF) (Первое издание). Калькутта: Шри Химансу Майти . Проверено 4 июля 2017 г.
- ^ Ганди в книге «Ноахали: кровавая глава общественной бойни» . BBC Bangla (на бенгали). 2 октября 2019 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Махатма Ганди приехал в Ноакхали, чтобы остановить индуистско-мусульманские беспорядки . Somoy News (на бенгали). 2 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2019 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ РОЙ, Сукумар (1947). Ноахалитский Махатма (Махатма по-ноахалитовски) (на бенгали). Калькутта: Orient Book Company. п. 11.
- ^ Синха, Динеш Чандра; Дасгупта, Ашок (2011). 1946: Великие убийства в Калькутте и геноцид Ноахали . Калькутта: Химангшу Майти. стр. 278–280. ISBN 9788192246406 .
- ^ Дев, Читта Ранджан (2005). «Два дня с Мохандасом Ганди» . Ишани . 1 (4). Фонд Махатмы Ганди Ишани. Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ Дасгупта, Аниндита (2001). «Отрицание и сопротивление: Силхети разделяет «беженцев» в Ассаме» . Современная Южная Азия . 10 (3). Южноазиатский форум по правам человека: 352. doi : 10.1080/09584930120109559 . S2CID 144544505 . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ Общественное сосуществование и история индуистского мусульманского Дандаба в Индии. Страница 242
- ^ Коммунализм и история индуистского мусульманского Дандаба в Индии. Страницы 306-351
- ^ «Махатма Ганди теряет козу в Ноахали, чтобы подавить беспорядки» . Banglanews24.com (на бенгали). 24 октября 2021 г. Проверено 30 января 2022 г.
- ^ «Ганди в Ноахали: Кровавая глава общественной бойни — BBC…» . архив.ph . 2 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2019 года . Проверено 7 июня 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Лондон: Касселл. п. 170. OCLC 937426955 .
Сообщения, полученные в штаб-квартире командования за шесть недель до начала беспорядков, безусловно, указывали на напряженность в сельской местности, особенно в Ноакхали и Читтагонге.
- ^ Мукерджи, Кали Прасанна (2003). Между разделом страны [ За разделом страны ] (на бенгали). Калькутта: Вивекананда Сахитья Кендра. п. 36.
- ^ Мукерджи, Кали Прасанна (2003). Между разделом страны [ За разделом страны ] (на бенгали). Калькутта: Вивекананда Сахитья Кендра. п. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гош Чоудхури, Харан К. (6 февраля 1947 г.). Труды Законодательного собрания Бенгалии (PBLA) . Том. LXXVII. Законодательное собрание Бенгалии.
- ^ Дас, Сухасини (2004). Ноахали: 1946 г. [ Ноахали:1946 ] (на бенгали). Дакка: Сахитья Пракаш. п. 10. ISBN 9844653738 .
- ^ Мукерджи, Кали Прасанна (2003). Между разделом страны [ За разделом страны ] (на бенгали). Калькутта: Вивекананда Сахитья Кендра. п. 37.
- ^ Уайтхед, Эндрю (20 мая 1997 г.). «Самый темный час Ноахали». Индийский экспресс .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дас, Сухасини (2004). Ноахали: 1946 год . Дакка: Сахитья Пракаш. п. 11. ISBN 9844653738 .
- ^ Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Нью-Дели: Публикации Sage. п. 280. ИСБН 0-7619-3335-2 .
Со 2 октября по всему району участились случайные убийства, хищения товаров и грабежи.
- ^ Перейти обратно: а б Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 98. ИСБН 978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 277.
- ^ Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Издательство Сейдж. п. 277. ИСБН 0-7619-3335-2 .
Это включало нападение на «Кутчери бари Бабу Суерндры Натха Боса и Рай Сахеба Раджендры Лал Рэя Чоудхури из Карпары».
- ^ Рой, Т. (2007). Замалчиваемая глава истории: исход индусов из Восточного Пакистана и Бангладеш, 1947–2006 гг . Буквелл. п. 420. ИСБН 978-81-89640-43-9 . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Гош, Беной Бхусан (1978). Биэтничность и бенгальский [ Теория двух наций и бенгальцы ] (на бенгали). Калькутта. п. 68.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Криплани, Сучета . Трагедия Ноахали Типпера . Калькутта: Комитет спасения, помощи и реабилитации Ноахали. п. 12 . Проверено 27 апреля 2011 г.
- ^ Найяр, Пьярелал (1966). Махатма Ганди: Последний этап . Том. Я (2) (2-е изд.). Ахмедабад: Издательство Навадживан. стр. 91–92. OCLC 773250180 .
- ^ Перейти обратно: а б Бисвас, Бипад Бханджан (2003). Бхарат Бибхаджан: Джогендранатх О Др. Амбедкар (на бенгали). стр. 44.
- ^ Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Нью-Дели: Публикации Sage. п. 274. ИСБН 0-7619-3335-2 .
Использование керосина и бензина указывает на преднамеренный и организованный характер нападений, поскольку нападавшая толпа, как сообщил один из пострадавших, имела «обильный запас».
- ^ Сенгупта, Субходх Чандра; Басу, Анджали, ред. (январь 2002 г.). «Сансад Бангали Чаритабхидхан» Лалмохан Сен [Лалмохан Сен]. Самсад Бангали Чаритабхидхан (Библиографический словарь) (на бенгали). Том. 1 (4-е изд.). Калькутта: Шишу Сахитья Самсад. п. 501. ИСБН 8185626650 .
- ^ Бандиопадьяй, Сандип (2010). Назад к истории: Беспорядки сорока шестого года [ Беспорядки в Калькутте, 1946 г. ] (на бенгали). Калькутта: Радикально. п. 66. ИСБН 9788185459073 .
- ^ Гош Чоудхури, Харан К. (6 февраля 1947 г.). Труды Законодательного собрания Бенгалии (PBLA) . Том. LXXVII. Законодательное собрание Бенгалии. п. 39. Цитируется в Batabyal 2005, p. 272.
- ^ Перейти обратно: а б Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 48. ИСБН 978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 272.
- ^ Перейти обратно: а б Гупта, Ашока . «Те дни в Ноахали…» . Публикации семинара . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 98. ИСБН 978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 273.
- ^ Перейти обратно: а б Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Нью-Дели: Публикации Sage. п. 282. ИСБН 0-7619-3335-2 .
Х.С. Сухраварди... отвечая на вопрос Дхирендранатха Датты в Законодательном собрании Бенгалии, привел цифру в 9895 случаев насильственного обращения в Типперу, в то время как данные о Ноахали не были известны, «но (которые) исчислялись тысячами. '
- ^ Хосла, Грузия (1989). Суровый расчет: обзор событий, предшествовавших разделу Индии и последовавших за ним . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 68. ИСБН 978-0-19-562417-5 .
- ^ Синха, Динеш Чандра; Дасгупта, Ашок (2011). 1946: Великие убийства в Калькутте и геноцид Ноахали . Калькутта: Химангшу Майти. п. 268. ИСБН 9788192246406 .
- ^ Синха, Динеш Чандра; Дасгупта, Ашок (2011). 1946: Великие убийства в Калькутте и геноцид Ноахали . Калькутта: Химангшу Майти. п. 264. ИСБН 9788192246406 .
- ^ Синха, Динеш Чандра; Дасгупта, Ашок (2011). 1946: Великие убийства в Калькутте и геноцид Ноахали . Калькутта: Химангшу Майти. п. 265. ИСБН 9788192246406 .
- ^ Криплани, Дживатрам Бхагвандас (2003). Ганди: его жизнь и мысли . Нью-Дели: Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. стр. 255–256. ISBN 9788123011141 .
- ^ «Бенгалия (Возмущения)» . Парламентские дебаты (Хансард) . 21 октября 1946 года . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Синха, Динеш Чандра; Дасгупта, Ашок (2011). 1946: Великие убийства в Калькутте и геноцид Ноахали . Калькутта: Химангшу Майти. стр. 266–267. ISBN 9788192246406 .
- ^ Перейти обратно: а б Синха, Динеш Чандра; Дасгупта, Ашок (2011). 1946: Великие убийства в Калькутте и геноцид Ноахали . Калькутта: Химангшу Майти. п. 270. ИСБН 9788192246406 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дас, Сухасини (2004). Ноахали: 1946 год . Дакка: Сахитья Пракаш. п. 13. ISBN 984-465-373-8 .
- ^ Найяр, Пьярелал (январь 1966 г.). Махатма Ганди: Последний этап . Том I, книга вторая (2-е изд.). Ахмедабад: Издательство Навадживан. стр. 54. OCLC 773250180 .
- ^ Перейти обратно: а б Краткий отчет о деятельности по оказанию помощи индуистской Махасабхе во время «убийства в Калькутте» и «резни в Ноакхали» . Калькутта: Индуистская Махасабха Бенгалии. 1946. с. 3 . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ Краткий отчет о деятельности индуистской Махасабхи по оказанию помощи во время «убийства в Калькутте» и «резни в Ноакхали» . Калькутта: Индуистская Махасабха Бенгалии. 1946. с. 6 . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Краткий отчет о деятельности индуистской Махасабхи по оказанию помощи во время «убийства в Калькутте» и «резни в Ноакхали» . Калькутта: Индуистская Махасабха Бенгалии. 1946. с. 5 . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ Гупта, Ашока (1999). Ноахалир Дурьогер Дайн . Калькутта: Ная Удёг. п. 11. ISBN 8185971552 .
- ^ Дас, Сухасини (2004). Ноахали: 1946 год . Дакка: Сахитья Пракаш. п. 12. ISBN 9844653738 .
- ^ «О нашем основателе» . Махила Сева Самити . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ Дас, Сухасини (2004). Ноахали: 1946 год . Дакка: Сахитья Пракаш. п. 25. ISBN 9844653738 .
- ^ Дас, Мохуа (9 мая 2012 г.). «Зал щедрости Бобби снова в старых руках» . Телеграф . Калькутта. Архивировано из оригинала 17 сентября 2013 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ Найяр, Пьярелал (январь 1966 г.). Махатма Ганди: Последний этап . Том. Я книга вторая (2-е изд.). Ахмедабад: Издательство Навадживан. п. 85. ОСЛК 773250180 .
- ^ Гупта, Ашока (1999). В день катастрофы Ноахали [ Ноахалир Дурджогер Дайн ] (на бенгали). Калькутта: Ная Удёг. стр. 27–28. ISBN 8185971552 .
- ^ Синха, Динеш Чандра; Дасгупта, Ашок (2011). 1946: Великие убийства в Калькутте и геноцид Ноахали . Калькутта: Химангшу Майти. п. 271. ИСБН 9788192246406 .
- ^ Гош, Бисваруп (2011). «Религия и политика в Бенгалии: резня в Ноахали 1946-47». Труды Индийского исторического конгресса . 72 : 936–946. JSTOR 44146785 .
- ^ Батабьял, Р. (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Серия SAGE по современной истории Индии (на индонезийском языке). Публикации SAGE. п. 357. ИСБН 978-81-321-0205-2 . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Маджумдер, Рамеш Чандра (1975). История Бенгалии [ История Бангла Деш ] (на бенгали). Калькутта: Типографии и издательства общего назначения. п. 425.
- ^ Чаттерджи, Р. (1947). Современный обзор . Прабаси Пресс Частная, Лимитед. п. 178 . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Гош, Парта С. (2013). Беженцы и мигранты в Южной Азии: характер и последствия (PDF) . Мемориальный музей и библиотека Неру. ISBN 978-81-87614-70-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2014 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Нью-Дели: Публикации Sage. п. 276. ИСБН 0-7619-3335-2 .
Ситуация так и не вернулась в норму... В течение следующих нескольких месяцев вся территория пылала напряжением... [В] 1947 году Юнус Миа Пандит, председательствуя на митинге в Хилпарато, посвященном празднованию Дня Пакистана 23 марта, раскритиковал неприкасаемость и отсутствие системы Пурда среди индуистов и оправдывало их бойкот со стороны мусульман.
- ^ Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. стр. 98–99. ISBN 978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 275.
- ^ Маджумдар, Рамеш Чандра (1975). История Бенгалии [ История Бангла Деш ] (на бенгали). Том. 4. Калькутта: типографии и издательства общего назначения. п. 422.
- ^ Маджумдар, Рамеш Чандра (1975). История Бенгалии [ История Бангла Деш ] (на бенгали). Том. 4. Калькутта: типографии и издательства общего назначения. п. 421.
- ^ Перейти обратно: а б Маджумдер, Рамеш Чандра (1975). История Бенгалии [ История Бангла Деш ] (на бенгали). Том. 4. Калькутта: типографии и издательства общего назначения. п. 428.
- ^ Имеется в виду Сайед Абул, изд. (2011). Дневник миссии Ноахали Ганди [ Дневник миссии Ноахали Ганди ] (на бенгали). Калькутта: Катха. п. 50.ISBN 9789380476070 .
- ^ Имеется в виду Сайед Абул, изд. (2011). Дневник миссии Ноахали Ганди [ Дневник миссии Ноахали Ганди ] (на бенгали). Калькутта: Катха. п. 52.ISBN 9789380476070 .
- ^ Перейти обратно: а б Имеется в виду Сайед Абул, изд. (2011). Дневник миссии Ноахали Ганди [ Дневник миссии Ноахали Ганди ] (на бенгали). Калькутта: Катха. п. 54.ISBN 9789380476070 .
- ^ Имеется в виду Сайед Абул, изд. (2011). Дневник миссии Ноахали Ганди [ Дневник миссии Ноахали Ганди ] (на бенгали). Калькутта: Катха. п. 55.ISBN 9789380476070 .
- ^ Имеется в виду Сайед Абул, изд. (2011). Дневник миссии Ноахали Ганди [ Дневник миссии Ноахали Ганди ] (на бенгали). Калькутта: Катха. п. 56.ISBN 978-93-8047-607-0 .
- ^ Синха, Динеш Чандра; Дасгупта, Ашок (2011). 1946: Великие убийства в Калькутте и геноцид Ноахали . Калькутта: Химангшу Майти. стр. 333–334. ISBN 9788192246406 .
- ^ Имеется в виду Сайед Абул, изд. (2011). Дневник миссии Ноахали Ганди [ Дневник миссии Ноахали Ганди ] (на бенгали). Калькутта: Катха. п. 60.ISBN 9789380476070 .
- ^ Имеется в виду Сайед Абул, изд. (2011). Дневник миссии Ноахали Ганди [ Дневник миссии Ноахали Ганди ] (на бенгали). Калькутта: Катха. п. 65.ISBN 9789380476070 .
- ^ Ян Стивенс, Пакистан (Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1963), с. 110.
- ^ Ян Стивенс, Пакистан (Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1963), стр. 110–111.
- ^ Ян Стивенс, Пакистан (Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1963), с. 111.
- ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Лондон: Касселл. п. 182. OCLC 937426955 .
Число погибших мусульман... составило около семи-восьми тысяч. Мусульманская лига пыталась оценить эту цифру в пределах от двадцати до тридцати тысяч. Наши отчеты показывают, что это значительное преувеличение, но, с другой стороны, неверно ли оценивать потери примерно в две-три тысячи убитых или даже меньше.
- ^ Ян Стивенс, Пакистан (Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1963), с. 113.


- Раздел Индии
- 1946 год в Британской Индии.
- беспорядки 1946 года
- Массовое убийство 20-го века в Бангладеш
- Нападения на религиозные здания и сооружения в Бангладеш
- Поджог в Бангладеш
- Религиозные беспорядки в Бангладеш
- Сексуальное насилие во время массовых беспорядков и массовых беспорядков
- Грабежи в Азии
- Этническая чистка в Азии
- Бенгальское президентство
- Резня бенгальских индусов в Британской Индии
- Резня в 1946 году
- История Всеиндийской мусульманской лиги
- Антииндуистское насилие в Бангладеш
- Убийства 1946 года в Индии
- События октября 1946 года в Азии
- События ноября 1946 года в Азии
- История Ноахали
- Изнасилование в Бангладеш
- Похищения людей в Бангладеш
- Похищение в 1940-х годах.
- Пожары 1940-х годов в Азии