Юэчжи
Общая численность населения | |
---|---|
По данным Шиджи , глава 123, от 100 000 до 200 000 конных лучников. [8] В главе 96А Ханьшу записано: 100 000 семей, 400 000 человек , из которых 100 000 способны носить оружие. [9] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Западный Китай | (до 2 века до н.э.) [8] |
Центральная Азия | (2 век до н.э. – 1 век нашей эры) |
Северная Индия | (1 век нашей эры – 4 век нашей эры) |
Языки | |
бактрийский [10] (в Бактрии в I веке н. э.) | |
Религия | |
буддизм индуизм [11] Джайнизм [12] Шаманизм Зороастризм манихейство Кушанские божества |
Юэчжи Уэйд ( китайский : 月氏 ; пиньинь : Юэчжи, Ружи или Ружи ; -Джайлз : Юэ 4 -чи 1 , Ты 4 -чи 1 или Джу 4 -чи 1 ;) были древним народом, впервые описанным в китайской истории как кочевые скотоводы, жившие на засушливых лугах в западной части современной китайской провинции Ганьсу , в 1-м тысячелетии до нашей эры. После крупного поражения от хунну в 176 г. до н. э. юэчжи разделились на две группы, мигрировавшие в разных направлениях: Большие юэчжи ( Dà Yuezhī 大月氏) и малые юэчжи ( Xiώo Yuèzhī 小月氏). Это положило начало сложному эффекту домино, который распространился во всех направлениях и в процессе определил ход истории большей части Азии на столетия вперед. [13]
Большие юэчжи первоначально мигрировали на северо-запад в Илийскую долину (на современных границах Китая и Казахстана), где, как сообщается, они вытеснили элементы саков . Они были изгнаны из Илийской долины усунями и мигрировали на юг, в Согдию , а затем поселились в Бактрии . Следовательно, Больших юэчжи часто отождествляли с народами, упомянутыми в классических европейских источниках как завоевавшие Греко-Бактрийское царство , такими как Тохарои (греч. Τοχάροι ; санскрит Тухара ) и Асии (или Асиои ). В I веке до нашей эры одно из пяти основных племен Больших Юэчжи в Бактрии, кушаны ( китайский : 貴霜 ; пиньинь : Гуйшуан ), начало подчинять себе другие племена и соседние народы. Последующая Кушанская империя своего развития в III веке нашей эры, простиралась от Турфана в Таримской котловине на севере до Паталипутры на Гангской равнине Индии , на пике на юге. Кушаны сыграли важную роль в развитии торговли на Шелковом пути и распространении буддизма в Китае. .
Малые юэчжи мигрировали на юг, к краю Тибетского нагорья . Сообщается, что некоторые из них поселились среди народа Цян в Цинхае и участвовали в восстании провинции Лян (184–221 гг. Н.э.) против династии Восточная Хань . Говорят, что другая группа юэчжи основала государство Кумуда город - (ныне известный как Кумул и Хами ) в восточном Тариме. Четвертая группа Малых Юэчжи, возможно, стала частью народа Цзе в Шаньси , основавшего государство Позднего Чжао в 4 веке нашей эры (хотя это остается спорным).
Многие ученые полагают, что юэчжи были индоевропейским народом. [14] [15] Хотя некоторые ученые связывают их с артефактами вымерших культур Таримской котловины, такими как Таримские мумии и тексты, записывающие тохарские языки , доказательств такой связи нет. [16]
До 221 г. до н. э. | Юэчжи сильны возле Дуньхуана, недалеко от западного конца коридора Хэси , и контролируют торговлю нефритом из бассейна Тарима . Где-то на западе живут усуни , [18] а дальше на восток, возле плато Ордос, проживают хунну или их предшественники. |
---|---|
215 г. до н.э. | Хунну терпят поражение от династии Цинь и отступают на север, на Монгольское нагорье . |
207 г. до н.э. | Хунну начинают кампанию набегов на юэчжи. |
О 176 г. до н.э. | Хунну наносят юэчжи крупное поражение. |
173 г. до н.э. | Юэчжи побеждают усуней . |
165 г. до н.э. | Большинство юэчжи начинают мигрировать на запад, в Илийскую долину ; эта фракция позже известна как «Великие Юэчжи». Большая часть другой фракции, известной как «Маленькие юэчжи», селится на Тибетском плато и в бассейне Тарима. |
132 г. до н.э. | Усуни нападают на Великих Юэчжи, вытесняя их на юг из Илийской долины. |
132–130 гг. до н. э. | Великие юэчжи мигрируют на запад, затем на юг и расселяются в северо-западной Бактрии . |
128 г. до н.э. | Китайский посланник по имени Чжан Цянь достигает Великого Юэчжи. |
О 30 г. н. э. | Одно из пяти племен, входящих в состав Великих юэчжи, — кушаны, становится доминирующим и составляет основу Кушанского царства . |
Самые ранние упоминания в китайских текстах
[ редактировать ]В трех доханьских текстах упоминаются народы, похожие на юэчжи, хотя и под несколько разными именами. [19]
- В философском трактате Гуаньцзы (73, 78, 80 и 81) упоминаются кочевники-скотоводы, известные как Ючжи 禺氏 ( древнекитайский : *ŋʷjo-kje) или Нючжи 牛氏 ( OC : *ŋʷjə-kje), которые поставляли нефрит китайцам. . [20] [19] ( Сейчас считается, что « Гуаньцзы» был составлен около 26 г. до н. э. на основе более старых текстов, в том числе некоторых из эпохи государства Ци , 11-3 веков до н. э. Большинство ученых больше не приписывают его основное авторство Гуань Чжуну , чиновнику Ци. в VII веке до нашей эры. [21] ) Экспорт нефрита из Таримской впадины, по крайней мере, с конца 2-го тысячелетия до нашей эры, хорошо задокументирован археологически. Например, сотни кусочков нефрита, найденных в гробнице Фу Хао ( ок. 1200 г. до н. э. ), происходят из района Хотана , на южном краю Таримской впадины. [22] По мнению Гуаньцзы , ючжи/ньючжи, в отличие от соседних сюнну , не вступали в конфликт с близлежащими китайскими государствами.
- В эпическом романе « Сказание о царе Му, сыне неба» (начало IV века до н. э.) также упоминается равнина Ючжи 禺知 (OC: *ŋʷjo-kje) к северо-западу от земель Чжоу. [19]
- В главе 59 « И Чжоу Шу» (вероятно, датируемой IV-I веками до нашей эры) упоминается народ Ючжи 禺氏 (OC: *ŋʷjo-kje), живший к северо-западу от владений Чжоу и предлагающий лошадей в качестве дани. Позднее дополнение содержит имя Юэди 月氐 (OC: *ŋʷjat-tij), которое может быть орфографической ошибкой имени Юэчжи 月氏 (OC: *ŋʷjat-kje), найденного в более поздних текстах. [19]
В I веке до нашей эры Сыма Цянь , широко известный как основатель китайской историографии , описывает, как династия Цинь (221–206 до н.э.) покупала нефрит и высоко ценимых военных лошадей у народа, которого Сыма Цянь называл учжи 烏氏 (OC: *ʔa-kje), возглавляемый человеком по имени Ло. Ужи обменивали эти товары на китайский шелк , который затем продавали другим соседям. [23] [24] Вероятно, это первое упоминание о юэчжи как о стержне торговли на Шелковом пути . [25] который в III веке до нашей эры начал связывать китайские государства с Центральной Азией и, в конечном итоге, с Ближним Востоком, Средиземноморьем и Европой.
Счет Чжан Цяня
[ редактировать ]Самый ранний подробный отчет о юэчжи можно найти в главе 123 «Записок великого историка» Сыма Цяня , в которой описывается миссия Чжан Цяня в конце 2 века до нашей эры. По сути, тот же текст появляется в главе 61 «Книги Хань» , хотя Сыма Цянь добавил отдельные слова и фразы, чтобы прояснить смысл. [26]
В обоих текстах используется имя Юэчжи 月氏 (OC: *ŋʷjat-kje), состоящее из символов, означающих «луна» и «клан» соответственно. [19] несколько различных латинизаций этого китайского В печати появилось имени. Иранолог Х. У. Бэйли отдал предпочтение Уэ-Тши . [27] Другое современное китайское произношение имени — Ручжи , основанное на тезисе о том, что иероглиф 月 в имени является ошибкой переписчика для 肉 ; однако Тьерри считает этот тезис «совершенно неверным». [19]
Юэчжи и сюнну
[ редактировать ]Рассказ начинается с того, что юэчжи заняли луга к северо-западу от Китая в начале II века до нашей эры:
Великие Юэчжи были кочевой ордой. Они передвигались, следуя за своим скотом, и имели те же обычаи, что и хунну. Поскольку их солдат насчитывалось более ста тысяч, они были сильны и презирали хунну. В прошлом они жили в регионе между Дуньхуаном и Цилианем .
— Книга Хань , 61
Область между горами Цилиан и Дуньхуаном лежит в западной части современной китайской провинции Ганьсу , но никаких археологических остатков юэчжи в этой местности до сих пор не обнаружено. [16] Некоторые ученые утверждают, что «Дуньхуан» должен быть Дуньхун , горой в Тянь-Шане , и что Цилиан следует интерпретировать как название Тянь-Шаня. Таким образом, они поместили первоначальную родину юэчжи на 1000 км дальше на северо-запад, в луга к северу от Тянь-Шаня (в северной части современного Синьцзяна ). [16] [28] Другие авторы предполагают, что территория, определенная Сыма Цяном, была всего лишь ядром империи, охватывающей западную часть Монгольской равнины, верховья Желтой реки , бассейн Тарима и, возможно, большую часть Центральной Азии, включая Горный Алтай . место пазырыкских захоронений плато Укок . [29]
К концу III века сюннуский монарх Туман даже отправил своего старшего сына Моду в качестве заложника к юэчжи. Юэчжи часто нападали на своего соседа усуня, чтобы завладеть рабами и пастбищами. Первоначально Усунь жил вместе с юэчжи в районе между Дуньхуаном и горой Цилиан. Юэчжи напали на усуней, убили их монарха Нандуми и захватили его территорию. Сын Нандуми, Кунмо бежал к хунну и был воспитан монархом хунну.
Постепенно хунну окрепли, и началась война с юэчжи. Согласно китайским данным, было как минимум четыре войны. Первая война разразилась во время правления хуннуского монарха Тумана (умершего в 209 г. до н. э.), внезапно напавшего на юэчжи. Юэчжи хотели убить Моду, сына хуннуского короля Тумана, которого они держали в качестве заложника, но Моду украл у них хорошую лошадь и сумел бежать в свою страну. Впоследствии он убил своего отца и стал правителем хунну. [32] Похоже, что хунну не победили юэчжи в этой первой войне. Вторая война произошла в 7-м году эры Моду (203 г. до н. э.). В этой войне большая часть территории, первоначально принадлежавшей юэчжи, была захвачена хунну, и гегемония юэчжи начала пошатываться. Третья война, вероятно, произошла в 176 г. до н. э. (или незадолго до этого), и юэчжи потерпели сильное поражение.
Незадолго до 176 г. до н.э. хунну под предводительством одного из вождей племени Моду вторглись на территорию юэчжи в регионе Ганьсу и одержали сокрушительную победу. [33] [34] Моду хвастался в письме (174 г. до н. э.) ханьскому императору. [35] что благодаря «превосходству своих воинов и силе своих лошадей ему удалось уничтожить юэчжи, перебить или заставить подчиниться большую часть племени». Сын Моду, Лаошан Чаньюй (правил 174–166 до н.э.), впоследствии убил царя юэчжи и, согласно кочевым традициям, «сделал чашу для питья из его черепа ». ( Шиджи 123. [8] )Жена убитого короля стала новым монархом Большого Юэчжи. [36] [37]
Тем не менее, примерно в 173 г. до н. э. усуни, по-видимому, потерпели поражение от юэчжи, которые убили короля усуней ( кунми по-китайски : 昆彌 или кунмо по-китайски : 昆莫 ), известного как Нандуми ( китайский : 難兜靡 ). [33] [38]
Исход великих юэчжи
[ редактировать ]После поражения от хунну юэчжи разделились на две группы. Малый или Малый Юэчжи ( Сяо Юэчжи ) переселился в «южные горы», предположительно, в горы Цилиан на краю Тибетского нагорья , чтобы жить с Цян . [39]
Так называемые «Большие» или «Великие юэчжи» ( Dà Yuèzhī , 大月氏) начали мигрировать на северо-запад примерно в 165 г. до н.э. [40] сначала поселившись в Илийской долине , непосредственно к северу от гор Тянь-Шаня , где они разгромили саев (саков): «Юэчжи напали на царя саев, который продвинулся на значительное расстояние на юг, и юэчжи затем заняли его земли» ( Книга Хань 61 4Б). Это было «первое исторически зафиксированное перемещение народов, происходящих с высокогорных плато Азии». [41]
В 132 г. до н. э. усуни в союзе с хунну и из мести за предыдущий конфликт снова сумели вытеснить юэчжи из Илийской долины, вынудив их двинуться на юго-запад. [33] Юэчжи прошли через соседнюю городскую цивилизацию Даюань (в Фергане ) и поселились на северном берегу Окса , в районе северной Бактрии , или Трансоксианы (современные Таджикистан и Узбекистан ).
Визит Чжан Цяня
[ редактировать ]Юэчжи посетила в Трансоксиане китайская миссия под руководством Чжан Цяня в 126 г. до н.э. [42] который стремился к наступательному союзу с юэчжи против хунну. Его просьба о союзе была отклонена юэчжи, которые теперь жили мирной жизнью в Трансоксиане и не были заинтересованы в мести. Чжан Цянь, проведший год в Трансоксиане и Бактрии , написал подробный отчет в « Шицзи » , который дает значительное представление о ситуации в Центральной Азии того времени. [43]
Чжан Цянь также сообщил:
Великие юэчжи живут в 2000 или 3000 ли [832–1247 км] к западу от Даюаня , к северу от реки Гуй [ Окс ]. Они граничат на юге с Даксией [ Бактрией ], на западе с Анси [ Парфией ], а на севере с Канджу [за средним Яксартом /Сырдарьей]. Это народ кочевников , кочующих со своими стадами с места на место, и их обычаи подобны обычаям хунну. У них около 100 000 или 200 000 воинов-лучников.
—Шиджи , 123 года [8]
В подробном анализе физических типов и культур Центральной Азии Чжан Цянь сообщает:
Хотя государства от запада Даюаня до Аньси (Парфия) говорят на довольно разных языках, их обычаи в целом схожи, а языки взаимно понятны. У мужчин глубоко посаженные глаза, густые бороды и бакенбарды. Они искусны в торговле и готовы торговаться за доли цента. Женщины пользуются большим уважением, а мужчины принимают решения по совету своих женщин.
—Шиджи , 123 года [44]
Чжан Цянь также описал остатки Греко-Бактрийского царства на другом берегу реки Окс (Китайский Гуй ) как ряд автономных городов-государств под сюзеренитетом Юэчжи: [45]
Даксия расположена более чем в 2000 ли к юго-западу от Даюаня, к югу от реки Гуй. Его жители обрабатывают землю и имеют города и дома. Их обычаи подобны обычаям Та-Юаня. У него нет великого правителя, а есть лишь несколько мелких вождей, управляющих различными городами. Люди плохо владеют оружием и боятся сражений, но они искусны в торговле. После того, как Великие Юэчжи двинулись на запад и напали на эти земли, вся страна оказалась под их властью. Население страны велико, насчитывает около 1 000 000 и более человек. Столица называется городом Ланши и имеет рынок, где покупаются и продаются всевозможные товары.
—Шиджи , 123 года [46]
Более поздние китайские отчеты
[ редактировать ]Следующее упоминание о юэчжи в китайских источниках встречается в главе 96А Книги Хань (завершенной в 111 г. н.э.), относящейся к началу I века до н.э. В это время юэчжи описываются как занимавшие всю Бактрию, организованные в пять основных племен или сихоу (кит. 翖侯, «союзный принц»). [47] Эти племена были известны китайцам как:
- Сюми (休密) в Западном Вахане и Зибаке ;
- Гуйшуанг (貴霜) в Бадахшане и прилегающих территориях к северу от Окса ;
- Шуангми (雙靡) в районе Шугнан или Читрал . [48]
- Сидун (肸頓) в районе Балха , и;
- Думи (都密) в районе Термеза . [49]
В «Книге Поздней Хань» (5 век н.э.) также записан визит посланников юэчжи в китайскую столицу во 2 г. до н. э., которые давали устные учения по буддийским ученику сутрам, что позволяет предположить, что некоторые юэчжи уже следовали буддийской вере в I веке. до нашей эры (Балдев Кумар 1973).
Глава 88 «Книги Поздней Хань» опирается на сообщение Бань Юна , основанное на походах его отца Бан Чао в конце I века нашей эры. В нем сообщается, что одному из пяти племен юэчжи, Гуйшуану , удалось взять под контроль племенную конфедерацию: [53]
Более ста лет спустя сихоу Гуйшуана по имени Цюцзю Цюэ (кит. 丘就卻, Куджула Кадфизы) напали и истребили четырех других сихоу . Он провозгласил себя царем королевства Гуйшуан (Кушан). Он вторгся в Аньси ( Парфия ) и захватил регион Гаофу (кит. 高附, Кабул ). Он также победил все королевства Пуда (кит. 濮達) и Джибин (кит. 罽賓, Капиша - Гандхара ). Цюцзю Цюэ (Куджула Кадфизес) на момент смерти было более восьмидесяти лет.Его сын, Ян Гаочжэнь (Ch:閻高珍) ( Вима Такто ), стал королем вместо него. Он вернулся и победил Тяньчжу (Северо-Западная Индия) и назначил генерала, чтобы контролировать и руководить им. Юэчжи тогда стали чрезвычайно богатыми. Все королевства называют [своего короля] царём Гуйшуана (Кушана), но ханьцы называют их настоящим именем Да Юэчжи.
Чжан Шоуцзе Более поздняя китайская аннотация к «Шицзи» (цитируя Вань Чжэня 萬震 в Наньчжучжи 南州志 [«Странные вещи из южного региона»], ныне утерянного текста III века из царства У ), описывает кушанов как живущих в та же территория к северу от Индии, в городах греко-римского стиля и с развитыми ремеслами. Цитаты сомнительны, поскольку Ван Чжэнь, вероятно, никогда не посещал королевство Юэчжи по Шелковому пути , хотя он мог получить информацию из торговых портов на южном побережье. [56] Китайские источники продолжали использовать имя Юэчжи и редко использовали Кушан (или Гуйшуан ) в качестве общего термина:
Великие Юэчжи расположены примерно в семи тысячах ли [2910 км] к северу от Индии. Их земля находится на большой высоте; климат сухой; регион отдаленный. Король государства называет себя «сыном неба». В этой стране так много верховых лошадей, что их число часто достигает нескольких сотен тысяч. Планировка города и дворцы очень похожи на таковые в Дацине [Римской империи]. Кожа людей там красновато-белая. Люди искусны в конной стрельбе из лука. Местные продукты, раритеты, сокровища, одежда и обивка очень хороши, и даже Индия не может с ними сравниться.
- Ван Чжэнь (3 век нашей эры) [57]
Красота
[ редактировать ]Среднеазиатские народы, называвшие себя кушанами , были среди завоевателей Греко-Бактрийского царства во II веке до нашей эры. [62] и, как широко распространено мнение, возникли как династический клан или племя Юэчжи. [63] [64] Область Бактрии, которую они заселили, стала называться Тохаристаном . Поскольку некоторые жители Бактрии стали известны как Тухара (санскрит) или Тохарой (Τοχάριοι; греческий), эти имена позже стали ассоциироваться с юэчжи.
Кушаны говорили на бактрийском языке , восточно-иранском языке . [65]
Бактрия
[ редактировать ]до нашей эры Бактрия была завоевана греками при Александре Македонском и с тех пор заселена эллинистической цивилизацией Селевкидов В III веке .
Образовавшееся Греко-Бактрийское царство просуществовало до II века до нашей эры. Этот район подвергся давлению со стороны различных кочевых народов, и греческий город Александрия на Оксе, по-видимому, был сожжен дотла примерно в 145 году до нашей эры. [66] Последний греко-бактрийский царь Гелиокл I отступил и перенес свою столицу в Кабулскую долину. Примерно в 140–130 гг. до н. э. Греко-Бактрийское государство было завоевано кочевниками и распалось. Греческий географ Страбон упоминает об этом событии в своем описании среднеазиатских племен, которые он называл « скифами »: [67]
Все или большая часть из них — кочевники. Наиболее известны племена, которые лишили греков Бактрианы : асии, пасианы, тохары и сакараули, пришедшие из страны по другую сторону Яксарта [ Сырдарьи], напротив саков и согдианов .
писал в I веке до нашей эры, Римский историк Помпей Трог, приписывал разрушение греко-бактрийского государства сакаравкам и азиатам, «царям тохаров». [67] И Помпей, и римский историк Юстин (2 век нашей эры) отмечают, что парфянский царь Артабан II был смертельно ранен в войне против тохаров в 124 году до нашей эры. [69] Было предложено несколько взаимоотношений между этими племенами и племенами, упомянутыми в китайских источниках, но они остаются спорными. [67]
После того как они поселились в Бактрии, юэжи в некоторой степени эллинизировались , о чем свидетельствует принятие ими греческого алфавита и некоторые сохранившиеся монеты, отчеканенные в стиле греко-бактрийских царей, с текстом на греческом языке. [70]
О коврах Ула
[ редактировать ]По мнению Сергея Яценко, ковры с яркими вышитыми сценами, обнаруженные в Ноин-Уле , были изготовлены юэчами в Бактрии и получены хунну путем коммерческого обмена или дани, поскольку юэчжи, возможно, долгое время оставались данниками хунну. время после их поражения. Вышитые ковры были среди хунну одними из самых ценных предметов роскоши. Считается, что фигуры, изображенные на коврах, отражают одежду и обычаи юэчжи, когда они находились в Бактрии в I веке до нашей эры – I веке нашей эры. [71]
Тилля Тепе
[ редактировать ]Могилы Тилля-Тепе , наполненные многочисленными артефактами, датируемыми периодом между I веком до нашей эры и I веком нашей эры, вероятно, принадлежали юэчжи / ранним кушанам после падения Греко -Бактрийского царства и до возникновения Кушанского царства . Империя . [72] Они соответствуют времени, когда юэчжи еще не столкнулись с буддизмом. [72]
В Гиндукуше
[ редактировать ]Территория Гиндукуша ( Паропамисады ) находилась под властью западного индо-греческого царя до правления Гермея (годы правления ок. 90 г. до н. э. – 70 г. до н. э.). После этой даты в этом районе не было известно ни одного индо-греческого царя. По мнению Бопеараччи , никаких следов индо-скифской оккупации (как и монет крупных индо-скифских правителей, таких как Мауэс или Азес I ) не обнаружено в Паропамисаде и западной Гандхаре . Гиндукуш, возможно, был подчинен юэчжи. [ оригинальное исследование? ] в котором к тому времени уже почти два столетия доминировала Греко-Бактрия .
Как и в Бактрии при копировании греко-бактрийской чеканки, юэчжи копировали чеканку Гермеаса в огромных масштабах, вплоть до примерно 40 г. н. э., когда рисунок сливался с чеканкой кушанского царя Куджулы Кадфиза . На таких монетах могут быть самые ранние известные имена Юэчжи ябгу (второстепенный королевский титул, аналогичный титулу принца), а именно Сападбизес. [ оригинальное исследование? ] и/или Agesiles , которые оба жили примерно в 20 г. до н.э.
Кушанская империя
[ редактировать ]После этого они расширили свой контроль над северо-западной частью Индийского субконтинента, основав Кушанскую империю , которая должна была править этим регионом в течение нескольких столетий. [73] [64] [74] Несмотря на изменение названия, большинство китайских авторов продолжали называть кушанов юэчжи.
Кушаны расширились на восток в I веке нашей эры. Первый кушанский император Куджула Кадфис якобы ассоциировал себя с царем Гермеем . на своих монетах [ нужна ссылка ]
Кушаны интегрировали буддизм в пантеон многих божеств и стали великими пропагандистами буддизма Махаяны , а их взаимодействие с греческой цивилизацией помогло процветанию гандхарской культуры и греко-буддизма .
В течение I и II веков Кушанская империя расширилась в военном отношении на север и оккупировала части Таримской котловины , поставив их в центр прибыльной торговли Центральной Азии с Римской империей . Кушаны сотрудничали в военном отношении с китайцами против их общих врагов. Это включало кампанию китайского генерала Бан Чао против согдийцев в 84 г. н. э., когда последние пытались поддержать восстание царя Кашгара . Примерно в 85 году нашей эры [ нужна ссылка ] Кушаны также помогали китайцам в нападении на Турфан , к востоку от Таримской котловины.
После военной поддержки, оказанной ханьцам, кушанский император запросил брачный союз с ханьской принцессой и отправил подарки китайскому двору в ожидании, что это произойдет. После того, как ханьский суд отказался, кушанская армия численностью 70 000 человек двинулась на Бан Чао в 86 году нашей эры. К тому времени, когда армия достигла своей цели, армия, очевидно, была истощена и потерпела поражение от китайских войск. Кушаны отступили и позже отдали дань китайскому императору Хань Хэ (89–106).
Ченпана — принца, посланного к ним в качестве заложника и ставшего фаворитом кушанского императора Примерно в 120 году нашей эры кушанские войска посадили на трон Кашгара , расширив тем самым свою власть и влияние в Таримской котловине . [75] Там они представили письменность брахми , индийский язык пракрит для управления и греко-буддийское искусство , которое развилось в сериндийское искусство .
После этой территориальной экспансии кушаны принесли буддизм в северную и северо-восточную Азию как посредством прямых миссионерских усилий, так и посредством перевода буддийских писаний на китайский язык. [76] Среди основных кушанских миссионеров и переводчиков были Локакшема (родился около 147 г. н. э. ) и Дхармаракша ( ок. 233–311 гг. ) , Оба из которых были влиятельными переводчиками сутр Махаяны на китайский язык. Они отправились в Китай и основали бюро переводов, оказавшись тем самым в центре передачи буддизма на Шелковом пути . [ нужна ссылка ]
В « Хрониках Трех Королевств » (глава 3) записано, что в 229 году нашей эры «король Да Юэчжи [кушанас] Бодяо 波調 ( Васудева I ) послал своего посланника с данью, а Его Величество (Император Цао Жуй ) даровал ему титул короля Да Юэчжи, близкого к Вэй (Ch: 親魏大月氏王, Цинь Вэй Да Юэчжи Ван )».
Вскоре после этого военная мощь кушанов начала падать. Соперничающая Сасанидская империя Персии распространила свои владения на Бактрию во время правления Ардашира I около 230 г. н.э. Сасаниды также оккупировали соседнюю Согдию к 260 году нашей эры и превратили ее в сатрапию . [77]
В течение III и IV веков Кушанская империя была разделена и завоевана сасанидами, племенами эфталитов с севера, [78] и империи Гупта и Яудхейя из Индии.
Более поздние упоминания о Малых Юэчжи
[ редактировать ]Сяо Юэчжи относится к менее милитаризованным юэчжи, которые поселились в северном Китае (после миграции Больших юэчжи). [79] Этот термин используется по отношению к народам в таких разных местах, как Тибет , Цинхай , Шаньси и Таримский бассейн.
По словам археолога Софии-Катрин Псаррас, некоторые из малых юэчжи поселились среди народа цян в Хуанчжуне , Цинхай . [80] Говорят, что Юэчжи и Цян были среди членов отряда верных варваров из Хуанчжуна, который поднял мятеж против династии Хань во время восстания Лянчжоу (184–221 гг. Н. Э.). [81]
Говорят, что элементы Малого Юэчжи были частью народа Цзе , происходящего из округа Юше в Шаньси. [82] Другие теории более тесно связывают Цзе с хунну, канджу или тохароязычными народами Тарима. Под предводительством Ши Лэ (императора Мин Позднего Чжао) народ Цзе основал династию Позднего Чжао (319–351). Популяция Цзе позже была уничтожена Ран Минем из недолговечной династии Ран Вэй во время войны Ран Вэй и Позже Чжао .
В Тибете Гар н.э. или мГар – название клана, связанное с кузнецами – возможно, произошли от Малых Юэчжи, переселившихся в Цян в 162 г. до [83]
Китайский монах по имени Гао Цзюйхуэй, который путешествовал по бассейну Тарима в 10 веке, описал Чжунюнь (仲雲; Уэйд-Джайлс Чонг-юнь ) как потомков Малых Юэчжи. [84] Это был город-государство Кумуда (также Чимуда или Кунуда ), к югу от Лоп-Нура в восточном Тариме. [27] (После последующего поселения на уйгурском языке в этом районе людей, говорящих , Кумуда стал известен как Чунгуль , Ксунгуль и Кумул . Под последующим влиянием ханьских китайцев он стал известен как Хами .)
Какой бы ни была их судьба, Сяо Юэчжи перестали идентифицироваться под этим именем и, похоже, были включены в состав других этнических групп, включая тибетцев , уйгуров и ханьцев .
Предлагаемые ссылки на другие группы
[ редактировать ]Отношения между юэчжи и другими народами Центральной Азии неясны. На основании заявленного сходства имен разные ученые отнесли их к нескольким группам, но ни одна из этих идентификаций не получила широкого признания. [87]
Мэллори и Мэйр предполагают, что юэчжи и усуни были среди кочевых народов, по крайней мере некоторые из которых говорили на иранских языках , которые переселились в северный Синьцзян из среднеазиатских степей во 2-м тысячелетии до нашей эры. [88]
Такие ученые, как Эдвин Пуллибланк , Йозеф Маркварт и Ласло Тордай , предполагают, что название Iatioi — народ Центральной Азии, упомянутый Птолемеем в «Географии» (150 г. н.э.) — также может быть попыткой передать юэчжи. [89]
Была лишь ограниченная научная поддержка теории, разработанной У.Б. Хеннингом , который предположил, что юэчжи произошли от гути (или гутианов) и связанного с ними, но малоизвестного племени, известного как тукри , которые были родными для гор Загрос ( современные Иран и Ирак), в середине III тысячелетия до н. э. Помимо фонологического сходства этих имен с *ŋʷjat-kje и Tukhara, Хеннинг указывал, что гути могли мигрировать из Загроса в Ганьсу , [90] к тому времени, когда юэчжи вошли в исторические записи в Китае, в I тысячелетии до нашей эры. Однако единственное вещественное доказательство, представленное Хеннингом, а именно подобная керамическая посуда, обычно считается далеко не убедительным. [57]
Предлагаемые связи с Абхира , [91] Аорсы , азиаты , геты , готы , гуши , джат , массагеты , [92] [93] [94] и другие группы также не получили особой поддержки. [87]
Юэчжи-тохарская гипотеза
[ редактировать ]Когда в северной части Таримской котловины были обнаружены рукописи, датируемые VI-VIII веками нашей эры, написанные на двух до сих пор неизвестных индоевропейских языках, лингвист начала XX века Фридрих В.К. Мюллер отождествил их с загадочным « языком twγry («Toγari»)». использовался для перевода индийских буддийских санскритских текстов и упоминался как источник древнетюркской ( уйгурской ) рукописи. [95] [96] Затем Мюллер предложил связать имя «Тоγари» (Тогар/Токар) с тохарой народом Тохаристана (сами связанным с юэчжи), описанным в ранних греческих историях. [95] [96] Таким образом, он назвал вновь открытые языки « тохарскими », что стало общим названием как языков Таримских рукописей, так и людей, их создавших. [65] [97] Большинство историков отвергают отождествление тохаров Тарима с тохарами Бактрии, главным образом потому, что неизвестно, что они говорили на каких-либо других языках, кроме бактрийского, совершенно непохожего восточно-иранского языка . [10] [98] Другие ученые предполагают, что юэжи/ кушаны, возможно, ранее говорили на тохарском языке, прежде чем перешли на бактрийский язык по прибытии в Бактрию, что является примером вторжения или колонизации элиты, принявшей местный язык (как это также наблюдалось у греков , турок или арабов после их прибытия в Бактрию). последовательные поселения в Бактрии). [99] [100] Однако, хотя тохарский язык содержит некоторые заимствования из бактрийского языка, в бактрийском языке нет никаких следов тохарского языка. [65]
Другой возможный эндоним юэчжи был предложен Х.В. Бейли 9-го и 10-го веков они упоминались Хотан-Сака , который утверждал, что в иранских текстах как Гара . По словам Бейли, Ту Гара («Великие Гара») были Великими Юэчжи. [27] Это согласуется с древнегреческим Τόχαροι Tokharoi (латинизированным Tochari ) в отношении фракции кушанов, завоевавших Бактрию, а также с тибетским языковым названием Gar (или mGar ), для членов Малых юэчжи, поселившихся в Тибете. Империя .
Хакан Айдемир, доцент Стамбульского университета Медениет , реконструирует этноним * Арки ~ * Ярки , лежащий в основе китайских транскрипций 月氏 ( древнекитайский * ŋwat-tēɦ ~ [ŋ]ʷat-tēɦ ) и 月支 ( поздний ханьский * ŋyat-tśe) ), а также различные другие зарубежные транскрипции и тохарский этноним Арши . [101] Айдемир предполагает, что * Арки ~* Ярки этимологически индоевропейское . [102]
Артефакты кочевников в Ганьсу и Нинся (V-IV века до н.э.)
[ редактировать ]Многочисленные артефакты кочевников относятся к районам южной Нинся и юго-восточной Ганьсу периода V-IV веков до н.э. Они очень похожи на произведения кочевой культуры Ордоса, расположенной дальше на восток, и отражают сильное скифское влияние. [103] Некоторые из этих артефактов были китаизированы соседним государством Цинь в Китае, вероятно, также для потребления кочевниками. [103] Фигуры кочевников с длинными носами, едущих на верблюдах, также регулярно появляются на юге Нинся с IV века до нашей эры. [103] В частности, культура Шацзин (700–100 гг. До н.э.) Ганьсу была предложена в качестве кандидата на происхождение юэчжи. [104]
- Бронзовое украшение для лошади ( культура Шацзин, 700-100 гг. до н.э.)
Культура Ширензиго
[ редактировать ]Учитывая археологические и генетические данные, еще одно место происхождения на северо-восточной границе Таримской впадины было также предложено : археологические памятники Юэгунтай-Сихэйгоу (岳公台-西黑沟), соответствующие культуре Ширензигоу и культуре Баркол в Уезд Барколь Синьцзяна . Это поставило бы юэчжи между культурой Субеши на западе, культурой Янбулак на востоке, последствиями культуры Чемурчек на севере и широкой пустынной территорией на юге, примерно в тысяче километров от Центральных равнин Китая. [108]
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
- Иранцы в Китае
- Доисламский период Афганистана
- Индо-Парфянское царство
- Индо-Сасанидский
- эфталит
- История центральной степи
- История Китая
- История Афганистана
- История Индии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 104. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
В Ноин-Уле (Нойон-Уул), Монголия, в замечательных элитных гробницах хунну обнаружены ткани, связанные с изобразительной традицией юэчжи: декоративные лица очень напоминают халчаянские портреты, а местные орнаменты включают элементы греко-римского стиля. дизайн. Эти артефакты, скорее всего, были изготовлены в Бактрии.
- ^ Франкфурт, Анри-Поль (1 января 2020 г.). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой (примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Журнал ученых : 26–27, рис.8 « Королевский портрет юэчжи в диадеме».
- ^ Перейти обратно: а б Считается юэчжи-сака или просто юэчжи. Полосьмак, Наталья Владимировна; Франкфор, Анри-Поль; Цепова, Ольга (2015). «Новые открытые полихромные тени, выброшенные на дебют нотр ère dans les «tumuli» № 20 и № 31 Нойн-Улы (Республика Монголия)» . Азиатское искусство . 70 : 3–32. дои : 10.3406/arasi.2015.1881 . ISSN 0004-3958 . JSTOR 26358181 .
стр.3: "Эти гобелены были, по-видимому, изготовлены в Бактрии или в Гандхаре во времена правления саков-юэчжи, когда эти страны были связаны с Парфянской империей и "эллинизированным Востоком". На них изображены группы мужчин, воинов высокого статус, а также короли и/или принцы, выполняющие ритуалы питья, борьбы или участия в религиозной церемонии, процессия, ведущая к алтарю с горящим на нем огнем, и двое мужчин, участвующих в ритуале».
- ^ Перейти обратно: а б Неру, Лолита (14 декабря 2020 г.). «ХАЛЧАЯН» . Энциклопедия Ираника Онлайн . Брилл.
О « Халчаяне », «месте поселения и дворца кочевника Юэжи»: «Изображения фигур с лицами, близкими к лицам правящего рода Халчаяна (ТАБЛИЦА I), были обнаружены в последнее время на шерстяных фрагментах, извлеченных из захоронение кочевников у озера Байкал в Сибири, Ноин-Ула, дополняющее более раннюю находку на том же месте), предметы, датируемые временем юэчжи/кушанского контроля над Бактрией, появились на шерстяных фрагментах, найденных недавно в погребении кочевников на юге. -восточный Синьцзян ( Сампула ), примерно того же времени, изготовленный, вероятно, в Бактрии, как, вероятно, также образцы из Ноин-Улы».
- ^ Яценко, Сергей А. (2012). «Юэчжи о бактрийской вышивке на текстиле, найденном в Нойон-ууле, Монголия» (PDF) . Шелковый путь . 10 .
- ^ Перейти обратно: а б Полосьмак, Наталья Васильевна (2012). «История, вышитая шерстью» . НАУКА из первых рук . 31 (Н1).
- ^ Перейти обратно: а б Полосьмак, Наталья Васильевна (2010). «Мы выпили сому, мы стали бессмертными…» . НАУКА из первых рук . 26 (Н2).
- ^ Перейти обратно: а б с д Уотсон 1993 , с. 234.
- ^ Хулсеве, AFP и Лоу, MAN Китай в Центральной Азии: Ранний этап: 125 г. до н.э. – 23 г. н.э.: Аннотированный перевод глав 61 и 96 истории бывшей династии Хань . Лейден. Э. Дж. Бирлл. 1979. ISBN 90-04-05884-2 , стр. 119–120.
- ^ Перейти обратно: а б Хансен 2012 , стр. 72.
- ^ Бопеарачи 2007 , с. 45.
- ^ Подмигните, Андре (1997). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: славянские цари и исламское завоевание, 11–13 вв . Издательство Оксфордского университета. п. 57. ИСБН 90-04-10236-1 .
- ^ Дин, Риаз (2022). Каменная башня: Птолемей, Шелковый путь и 2000-летняя загадка . Дели: Пингвин Викинг. стр. 73–81 (Гл. 7, Миграция юэчжи). ISBN 978-0670093625 .
- ^ Нараин 1990 , стр. 152–155 «[Мы] должны идентифицировать их [тохарцев] с Юэ-чи из китайских источников... [C] консенсус ученых отождествляет Юэ-чи с тохарцами... [T]Общепризнанным является индоевропейское этническое происхождение юэчых = тохарцев... Юэчжи = тохарский народ... Юэчжи = тохарцы..."
- ^ Ру 1997 , с. 90 «Они, по почти единодушному мнению, индоевропейцы, вероятно, самые восточные из населявших степи».
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэллори и Мэйр 2000 , стр. 283–284.
- ^ На основе Бенджамина (2007), если не указано иное.
- ^ Ланьхай, Вэй; Хуэй, Ли; Вэнькан, Сюй (2015). «Отдельное происхождение тохаров и юэчжи» . Тохарские тексты в контексте: Международная конференция по тохарским рукописям и культуре Шелкового пути, 25-29 июня 2013 г. Хемпен. п. 284. ИСБН 978-3-944312-26-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тьерри 2005 .
- ^ "Les Saces", Iaroslav Lebedynsky, ISBN 2-87772-337-2 , с. 59
- ^ Лю Цзяньго (2004). Отличие и исправление кованой классики до Цинь . Сиань: Народная пресса Шэньси. ISBN 7-224-05725-8 . стр. 115–127
- ^ Лю 2001a , с. 265.
- ^ Бенджамин 2007 , с. 32.
- ^ Лю 2010 , стр. 3–4.
- ^ Лю 2001a , с. 273.
- ^ Лоу, Майкл А.Н. (1979). "Введение". В Хулсеве, Энтони Франсуа Паулюс (ред.). Китай в Центральной Азии: ранний этап: 125 г. до н.э. – 23 г. н.э.; Аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань» . Брилл. стр. 1–70. ISBN 978-90-04-05884-2 . стр. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б с Х. В. Бейли, Индо-скифские исследования: хотанские тексты (том 7). Кембридж, Издательство Кембриджского университета , стр. 6–7, 16, 101, 116, 121, 133.
- ^ Перейти обратно: а б Лю 2001a , стр. 267–268.
- ^ Enoki, Koshelenko & Haidary 1994 , pp. 169–172.
- ^ Яценко, Сергей А. (2012). «Юэчжи о бактрийской вышивке на текстиле, найденном в Нойон-ууле, Монголия» (PDF) . Шелковый путь . 10 .
- ^ Перейти обратно: а б Франкфурт, Анри-Поль (1 января 2020 г.). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой (примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Journal des Savants : 26–27, рис.8.
- ^ Мэллори и Мэйр 2000 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б с Бенджамин, Крейг (октябрь 2003 г.). «Юэчжийское переселение и Согдия» . Трансоксианский веб-фестиваль . 1 (Эран уд Анеран). Трансоксиана . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Беквит 2009 , стр. 380–383.
- ^ Зуев, Ю. А. (2002). Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии . Алматы. п. 15.
...Маодун с гордостью сообщил императору Ханю: . . . Благодаря благосклонности Неба командиры и солдаты находились в здоровом состоянии, а лошади были сильными, что позволило мне уничтожить Уэчджи, которые были истреблены или сдались в плен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Книга Хана, том. 61
- ^ Майр, Виктор Х. , изд. (1998). Народы восточной части Центральной Азии эпохи бронзы и раннего железного века . Том. 2. Институт изучения человека в сотрудничестве с Музейными публикациями Пенсильванского университета. п. 777. ИСБН 978-0-941694-63-6 .
Судя по всему, среди Великих юэчжи по крайней мере один раз правящей королевой назначалась женщина. «Чжан Цянь чжуань» 張騫傳 (Биография Чжан Цяня) в « Истории Хань» записывает, что после того, как король Большого Юэчжи был убит сюнну, его жена была назначена королевой.
- ^ Беквит, 2009 , стр. 6–7.
- ^ Enoki, Koshelenko & Haidary 1994 , p. 170.
- ^ Шаванн (1907) «Западные страны по мнению Хоу Хань Чжоу ». Тунг Пао , сер.2:8, с. 189, н. 1
- ^ Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. стр. 27–28 . ISBN 0-8135-1304-9 .
- ^ Шелковый путь, Северный Китай , К. Майкл Хоган, Мегалитический портал, А. Бернхэм, изд.
- ^ Уотсон 1993 , стр. 233–236.
- ^ Уотсон 1993 , с. 245.
- ^ Enoki, Koshelenko & Haidary 1994 , p. 175.
- ^ Уотсон 1993 , с. 235.
- ^ Нараин 1990 , с. 158.
- ^ Сагар, Кришна Чандра (1992). Иностранное влияние на Древнюю Индию . Северный книжный центр. ISBN 978-81-7211-028-4 .
- ^ Хилл (2004), стр. 29, 318–350.
- ^ ХАЛЧАЯН — Энциклопедия Ираника . п. Рисунок 1.
- ^ Роуленд, Бенджамин (1971). «Греко-бактрийское искусство и Гандхара: Халчаян и гандхарские бодхисаттвы» Архивы азиатского искусства 25 : 29–3 ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111029 .
- ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 56. ИСБН 978-8412527858 .
- ^ Нараин 1990 , с. 159.
- ^ Хилл 2009 , стр. 28–29.
- ^ Более чем сто лет спустя Цюцзю, Сихоу Гуйшуана, напал и уничтожил четырех Сихоу и утвердился в качестве короля с титулом короля Гуйшуана. Вторгнитесь в Аньси и захватите возвышенность. Он также уничтожил Пуду и Джибина, и у каждого из них была своя страна. Цю Цзюкэ умер в возрасте восьмидесяти лет, и от его имени королем стал его сын Ян Гаочжэнь. После того, как Тяньчжу был воскрешен, во главе его был назначен генерал. С тех пор Юэчжи стал самым процветающим, и все страны называли его королем Гуйшуана. Первоначальное название династии Хань было Дайюэ Шиюнь. Ханьшу , 96 лет
- ^ Ю Тайшань (2-е издание, 2003 г.). Всеобъемлющая история западных регионов . Чжэнчжоу: Чжунчжоу Guji Press. ISBN 7-5348-1266-6
- ^ Перейти обратно: а б Примечания к разделу 13 « Западные регионы по Хоу Ханьшу» , пер. Джон Хилл.
- ^ Яценко, Сергей А. (2012). «Юэчжи о бактрийской вышивке на текстиле, найденном в Нойон-ууле, Монголия» (PDF) . Шелковый путь . 10 .
- ^ Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 104. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
- ^ Яценко, Сергей А. (2012). «Юэчжи о бактрийской вышивке на текстиле, найденном в Нойон-ууле, Монголия» (PDF) . Шелковый путь . 10 .
- ^ Яценко, Сергей А. (2012). «Юэчжи о бактрийской вышивке на текстиле, найденном в Нойон-ууле, Монголия» (PDF) . Шелковый путь . 10 .
- ^ Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. п. 15. ISBN 978-0-231-13924-3 .
- ^ Рунион, Мередит Л. (2007). История Афганистана . Вестпорт: Гринвуд Пресс. п. 46 . ISBN 978-0-313-33798-7 .
Народ юэчжи завоевал Бактрию во втором веке до нашей эры и разделил страну на пять вождеств, одним из которых стала Кушанская империя. Осознавая важность объединения, эти пять племен объединились под властью одного доминирующего кушанского племени, а основные правители произошли от юэчжи.
- ^ Перейти обратно: а б Лю 2001b , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с Краузе, Тодд Б.; Слокам, Джонатан. «Тохарян Онлайн: Введение в серию» . Техасский университет в Остине . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Бернард 1994 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с Enoki, Koshelenko & Haidary 1994 , p. 174.
- ^ Страбон , 11-8-1 .
- ^ Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. п. 31 . ISBN 0-8135-1304-9 .
Казалось бы, это доказывает, что Юэ-чжи китайской истории – если они, как предполагается, соответствуют Тохароям греческой истории – с этого времени обосновались в Бактрии, стране, из которой они позже сделали «Тохаристан».
- ^ Нараин 1990 , с. 161.
- ^ Яценко, Сергей А. (2012). «Юэчжи о бактрийской вышивке на текстиле, найденном в Нойон-ууле, Монголия» (PDF) . Шелковый путь . 10 .
- ^ Перейти обратно: а б Сринивасан, Дорис (30 апреля 2007 г.). На пороге эпохи: искусство в мире докушаны . БРИЛЛ. п. 16. ISBN 978-90-474-2049-1 .
- ^ Рунион, Мередит Л. (2007). История Афганистана . Вестпорт: Гринвуд Пресс. п. 46 . ISBN 978-0-313-33798-7 .
Народ юэчжи завоевал Бактрию во втором веке до нашей эры и разделил страну на пять вождеств, одним из которых стала Кушанская империя. Осознавая важность объединения, эти пять племен объединились под властью одного доминирующего кушанского племени, а основные правители произошли от юэчжи.
- ^ Беквит 2009 , стр. 84–85.
- ^ Хилл 2009 , стр. 14, 43.
- ^ Ронг, Синьцзян (2004 г.). «Сухопутный путь или морской путь? Комментарий к изучению путей передачи и территорий, в которых распространялся буддизм в период Хань» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 144 . Перевод Чжоу, Сюцинь: 26–27.
- ^ Марк Дж. Дрезден (1981), «Вступительное примечание», в Гитти Азарпае, Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве , Беркли, Лос-Анджелес, Лондон: University of California Press, стр. 5, ISBN 0-520-03765-0 .
- ^ «Афганистан: Центральная Азия и Сасанидское правление, ок. 150 г. до н.э. – 700 г. н.э.» США: Страновые исследования Библиотеки Конгресса . 1997 год . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Роман, Джулиан (2018). Возвышение династии Тан: воссоединение Китая и военный ответ степным кочевникам (581-626 гг. н.э.) . Перо и меч. стр. 237–238. ISBN 978-1-4738-8779-4 .
- ^ София-Карин Псаррас, Ханьская материальная культура , Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета, стр. 31, 297.
- ^ Халун, Густав (1949). «Восстание Лянчжоу 184–221 гг. Н.э.» (PDF) . Большая Азия . Новая серия. 1 (1): 119–132. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хау, Стивен Г. (2006). Пекин – Краткая история . Рутледж. п. 201. ИСБН 978-1-134-15033-5 .
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. РА1-352. ISBN 978-1-83860-868-2 .
- ^ Оуян Сю и Синь Удай Ши, 1974, Новые анналы пяти династий , Пекин, Издательство Чжунхуа, стр. 918 – цитируется: Eurasian History, 2008–09, The Yuezhi and Dunhuang (月氏与敦煌) (18 марта 2017 г.).
- ^ Яценко, Сергей А. (2012). «Юэчжи о бактрийской вышивке на текстиле, найденном в Нойон-ууле, Монголия» (PDF) . Шелковый путь . 10 : 45–46.
- ^ Франкфурт, Анри-Поль (1 января 2020 г.). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой (примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Journal des Savants : 26–27, рис.9.
- ^ Перейти обратно: а б Мэллори и Мэйр 2000 , стр. 98–99, 281–283.
- ^ Мэллори и Мэйр 2000 , с. 318.
- ^ Джутти, Сандип С. (2003). «Геты» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 127 : 15–17.
- ^ Хеннинг, WB (1978) «Первые индоевропейцы в истории»
- ^ Бальфур, Эдвард (1885). Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии, Коммерческая промышленность и наука: продукты минерального, растительного и животного царств, полезные искусства и производства . Бернард Куоритч. п. 556.
По мнению доктора Бхау Даджи, эти Юэ-Чи, по-видимому, были Абхира.
- ^ Джхутти 2003 , с. 22.
- ^ Ким, Хён Джин (18 апреля 2013 г.). Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета. п. 201. ИСБН 978-1-107-06722-6 .
- ^ Enoki, Koshelenko & Haidary 1994 , p. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Манко Намба Вальтер (октябрь 1998 г.). «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских носителей цента в китайском Туркестане до X века н.э.» (PDF) . Китайско-платонические статьи (85).
- ^ Перейти обратно: а б «Введение в тохарский язык» . lrc.la.utexas.edu .
- ^ Адамс, Дуглас К. (1988). Тохарская историческая фонология и морфология . Американское восточное общество. стр. 2–4. ISBN 978-0-940490-71-0 .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 590.
- ^ Нараин 1990 , с. 153.
- ^ Беквит 2009 , с. 5, сноска 16, а также стр. 380–383 в приложении B, а также см. Hitch 2010 , p. 655: «Он приравнивает тохарцев к юэчжи, а усуней к асвинам, как будто это установленные факты, и ссылается на свои аргументы в приложении Б. Но для большинства ученых эти отождествления остаются скорее спорными, чем установленными».
- ^ Айдемир 2019 , с. 273.
- ^ Айдемир 2019 , с. 263" на основании различных топонимических данных * Арки и * Ярки представляются древнейшими реконструируемыми формами. Однако пока не совсем ясно, какая из них является первичной формой. Для того чтобы это знать, нам необходимо прежде всего знать этимологию имени. Без этого было бы трудно определить первичную форму, однако это должно быть предоставлено специалистам по индоевропейскому языкознанию».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Банкер, Эмма К. (2002). Кочевое искусство степей Восточной Евразии: Юджин В. Оттепель и другие известные коллекции Нью-Йорка . Метрополитен-музей. стр. 24–25.
- ^ Комиссаров, С.А. (2017). «Культура Шацзин (Ганьсу, Китай): основные памятники и проблемы хронологии» . Паэс.ру.
Культура Шацзин раннего железного века. Стоянки этой культуры обнаружены в центральной части провинции Ганьсу (Китай). Раскопано семь крупных могильников и почти столько же укреплённых поселений (со стенами из уплотнённого лёсса). На ранних стоянках была обнаружена расписная керамика, связанная с местной традицией неолита-раннего бронзового века, но ядро этой культуры составляют артефакты скифского типа. Это позволяет уточнить хронологические рамки культуры как 900-400 гг. до н.э., но, вероятно, с более поздними конкретными датами. Выдвигались различные предположения относительно этнического происхождения «народа шацзин», который может иметь некоторые связи с тохароязычными юэчжи, прототибетскими цянами и жунами или даже с иранскими усунями. Культура Шацзин могла возникнуть в результате взаимодействия всех этих (или близких) этнических и культурных компонентов.
- ^ Банкер, Эмма К. (2002). Кочевое искусство степей Восточной Евразии: Юджин В. Оттепель и другие известные коллекции Нью-Йорка . Метрополитен-музей. С. 120–121, п. 92.
- ^ Банкер, Эмма К. (2002). Кочевое искусство степей Восточной Евразии: Юджин В. Оттепель и другие известные коллекции Нью-Йорка . Метрополитен-музей. п. 45, пункт 7.
- ^ Банкер, Эмма К. (2002). Кочевое искусство степей Восточной Евразии: Юджин В. Оттепель и другие известные коллекции Нью-Йорка . Метрополитен-музей. п. 122, пункт 94.
- ^ Лан-Хай Вэй, Райан; Ли, Хуэй (2013). «Отдельное происхождение тохаров и юэчжи: результаты последних достижений археологии и генетики» . Международная конференция по тохарским рукописям и культуре Шелкового пути. Венский университет, Вена. 26–28 июня 2013 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Айдемир, Хакан (2019). «Реконструкция имени Юэчжи 月氏/月支» . Международный журнал старых уйгурских исследований (1/2): 249–282.
- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-4008-2994-1 .
- Бенджамин, Крейг (2007). Юэчжи: происхождение, миграция и завоевание Северной Бактрии . Бреполи. ISBN 978-2-503-52429-0 .
- Бернард, П. (1994). «Греческие королевства Средней Азии». В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии, Том II. Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: 700 г. до н.э. – 250 г. н.э. (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. стр. 96–126. ISBN 978-92-3-102846-5 .
- Бопеараччи, Осмунд (2007). «Некоторые наблюдения по хронологии ранних кушанов». В Гиселене, Рика (ред.). От индо-греков до Сасанидов: данные для истории и исторической географии . Полет. XVII. Бюрес-сюр-Иветт: Группа по изучению ближневосточной цивилизации. ISBN 978-2-9521376-1-4 .
- Дорнейх, Крис М. (2008). Китайские источники по истории Нюси-Уси-Аси(ои)-Риши(ка)-Арси-Арши-Ружжи и их Гуйшуан-Кушанской династии. Шиджи 110/Ханьшу 94А: Сюнну: краткий обзор китайского оригинального текста и нескольких западных переводов с дошедшими до нас аннотациями . Берлин. Для чтения или скачивания перейдите по ссылке: [1]
- Эноки, К.; Кошеленко .; Г.А Хайдари, З. (1 января 1994 г.). «Юэ-чжи и их миграции». В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. – 250 г. н.э. (PDF) . Париж: ЮНЕСКО . стр. 171–191. ISBN 978-92-3-102846-5 .
- Хэнкс, Брайан К.; Линдафф, Кэтрин М. (2009). Социальная сложность в доисторической Евразии: памятники, металлы и мобильность . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-51712-6 .
- Хансен, Валери (2012). Шелковый путь: новая история . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-993921-3 .
- Хау, Стивен Г. (2006). Пекин – Краткая история . Рутледж. ISBN 978-1-134-15032-8 .
- Хилл, Джон Э. (2003). Народы Запада из Вэйлюэ 魏略, автор Юй Хуан 魚豢 : китайский отчет третьего века, составленный между 239 и 265 годами нашей эры. Черновой вариант аннотированного перевода на английский язык
- ——— (2009). Через Нефритовые ворота в Рим: исследование Шелкового пути во времена поздней династии Хань, 1-2 века нашей эры . Чарльстон, Южная Каролина: BookSurge. ISBN 978-1-4392-2134-1 .
- Хитч, Дуг (2010). «Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 130 (4): 654–658. Бибкод : 2010IJNAr..39..207P . дои : 10.1111/j.1095-9270.2009.00260_11.x . Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2013 г. Проверено 2 января 2015 г.
- Лю, Синьру (2001a). «Миграция и расселение юэчжи-кушанов. Взаимодействие и взаимозависимость кочевых и оседлых обществ». Журнал всемирной истории . 12 (2): 261–292. дои : 10.1353/jwh.2001.0034 . JSTOR 20078910 . S2CID 162211306 .
- ——— (2001б). «Шелковый путь: сухопутная торговля и культурные взаимодействия в Евразии». В Адас, Майкл (ред.). Земледельческие и скотоводческие общества в древней и классической истории . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Университета Темпл. стр. 151–179. ISBN 978-1-56639-832-9 .
- ——— (2010). Шелковый путь в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516174-8 .
- Лоу, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. (1999). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 87–88 . ISBN 978-0-521-47030-8 .
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-884964-98-5 .
- ———; ——— (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Мэллори, JP; Майр, Виктор Х. (2000). Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05101-6 .
- Нараин, АК (1990). «Индоевропейцы в Средней Азии». В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . стр. 151–177. дои : 10.1017/CHOL9780521243049.007 . ISBN 978-1-139-05489-8 .
- Рикет, Вашингтон (1998). Гуаньцзы: Политические, экономические и философские очерки раннего Китая , том. 2. Принстон: Издательство Принстонского университета.
- Ру, Жан-Поль (1997). Центральная Азия, история и цивилизация [ Центральная Азия: история и цивилизация ] (на французском языке). Файярд . ISBN 978-2-213-59894-9 .
- Тьерри, Франсуа (2005). «Юэчжи и Коучаны, Подводные камни и опасности китайских источников» . В Бопеарачи, Осмунд; Буссак, Мари-Франсуаза (ред.). Афганистан, древний перекресток между востоком и западом . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 421–539. ISBN 978-2-503-51681-3 .
- Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Китая: Династия Хань II (переработанная ред.). Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-08166-5 . ISBN 978-0-231-08167-2 (pbk.) Перевод с Шиджи Сыма Цяня
- Уэст, Барбара А. (1 января 2009 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издание информационной базы . ISBN 978-1-4381-1913-7 . Проверено 29 мая 2015 г.
- Яп, Джозеф П. (2009). Войны с хунну, перевод глав 2 и 4 Цзыжи тунцзяня, AuthorHouse. ISBN 978-1-4490-0604-4
- Цюрхер, Э. (1969). «Юэ-чжи и Канишка в китайских источниках». В Бэшаме, Артур Ллевеллин (ред.). Записки о дате Канишки . Брилл. стр. 346–390. ISBN 978-90-04-00151-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Раздел 13 – Королевство Да Юэчжи» , Западные регионы согласно Хоу Ханьшу , пер. Джон Хилл
- Примечания к разделу 13 – Лингвистический анализ связи между юэчжи и кушаном
- Элиот, Чарльз Нортон Эджкамб (1911). » энциклопедия Британская Том. 28 (11-е изд.). стр. 100-1 944–945.
- Монголия: хунну и юэчжи - Обзор истории хунну и их войн с юэчжи
- «Миграция юэчжи и Согдия» , Крейг Бенджамин.
- «После Александра: Центральная Азия до ислама» – миграция кочевников в Центральной Азии, Касым Абдуллаев
- «Индия и Китай: снаружи и внутри» , Локеш Чандра.
- Гуаньцзы - онлайн-текст Национального университета Сунь Ятсена.
- «Доказательства того, что смешанное население Запада и Востока жило в Таримской котловине еще в раннем бронзовом веке» , Ли и др. BMC Biology 2010, 8:15.