Jump to content

Повествование о создании Бытия

Страница полузащита
(Перенаправлено от создания в христианстве )

Создание , Джеймс Тиссо (1836-1902).

Повествование о создании Genesis - это миф о создании [ А ] как иудаизма , так и христианства , [ 1 ] Сказано в книге Бытия гл. 1–2. В то время как еврейская и христианская традиция заключается в том, что аккаунт является одной из всесторонней истории [ 2 ] [ 3 ] Современные ученые библейской критики определяют учетную запись как составную работу [ 4 ] состоящий из двух историй, взятых из разных источников. [ B ]

Первая учетная запись в Бытии 1: 1–2: 3, из того, что ученые называют источником священника (P), в основном датированного 6 -м веком до нашей эры. [ 5 ] В этой истории Элохим (еврейское общее слово для « Бога ») создает небеса и землю за шесть дней, затем опирается, благословляет и освящает седьмую (то есть библейская суббота ). Вторая учетная запись, которая занимает остальную часть Бытия 2, в основном из источника Джахвиста (J), [ 6 ] [ 7 ] обычно датируется 10 -м или 9 -м веками до н.э. [ 5 ] В этой истории Бог (теперь называемый личным именем Яхве ) создает Адама , первого человека, из пыли и помещает его в Эдемский сад . Там ему дают господство над животными. Ева , первая женщина, создана из ребра Адама в качестве его спутника.

Первый крупный комплексный проект Petdateuch [ C ] Считается, что он был составлен в конце 7 -го или 6 -го века до нашей эры ( источник Джахвиста ), а затем был расширен другими авторами ( источником священника ), на очень похожие на Genesis, как известно сегодня. [ 8 ] На авторы текста повлияли мезопотамская мифология и древняя ближневосточная космология , и заимствовали у них несколько тем, адаптируя и интегрируя их с их уникальной верой в одного Бога . [ 9 ] [ 10 ] [ D ] Комбинированное повествование - это критика мезопотамского богословия творения: Генезис подтверждает монотеизм и отрицает многобожие . [ 11 ]

Композиция

Cuneiform Tablet с эпосом Atra-Hasis в Британском музее

Жанр

Genesis обычно обращается как повествование или история, [ 12 ] [ 13 ] счет о серии связанных событий или опыта, [ 14 ] [ 15 ] Будь то необыкновенная (история) или вымышленная ( легенда , миф). [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

Научные работы часто называют Genesis Myth, жанром фольклора , состоящего в основном из повествований , которые играют фундаментальную роль в обществе. Для ученых это сильно отличается от народного использования термина «миф», который относится к убеждению, которое не соответствует действительности. Вместо этого достоверность мифа не является определяющим критерием. [ 19 ] [ E ]

Согласно Коттеру, Genesis 1 - это «история», поскольку в нем изображен характер и характеристика, рассказчик и драматическое напряжение, выраженное в серии инцидентов, расположенных во времени. [ 20 ] [ f ]

C. Джон Коллинз считает жанр первого повествования как «возвышенное повествование о прозе » по трем причинам: отсутствие актеров, кроме Бога, самого упорядоченного способа повествования и риторически «высокого» языка, таких как « Неподобный ». В Бытии 1: 6 «Большой свет» и «меньший свет» для Солнца и Луны соответственно в стихе 16, а также « скот и ползучих вещей, и зверь земли» в стихе 24. [ 21 ] Фактически, на возвышенности , классической работе 1-го века по эстетике , ссылается на стихи 3 и 9 как примерные стиля «возвышенного». [ 22 ] Восставленный тон отрывка почти литургическим образом побуждает читателя созерцать доброту, силу и творчество Бога, который создал небеса и землю своим словом. [ 23 ] Коллинз отмечает, что «возвышенный» стиль повествования исключает «буквальную» интерпретацию. [ 24 ] Во втором повествовании проявляется человеческая деятельность, и поэтому ее язык становится более обычным по сравнению с первым повествованием, что заставляет Коллинза классифицировать его жанр как «нормальный повествование о прозе». [ 25 ]

По словам Карра, Genesis также можно рассматривать как «историческую», «часть более широкого спектра первоначально анонимного, похожих на историю древних ближневосточных повествований». [ G ]

Авторство и знакомства

Хотя православные евреи и «фундаменталистские христиане» приписывают авторство « Книги Бытия Моисею » в соответствии с верой », мозаическое авторство было подвергнуто сомнению с 11 -го века и было отвергнуто в стипендии с 17 -го века. [ 2 ] [ 3 ] Ученые библейской критики пришли к выводу, что вместе со следующими четырьмя книгами (составляя то, что евреи называют Торой и библейскими учеными, называют Пятикнижие), является «составной работой, продуктом многих рук и периодов». [ 4 ] [ B ]

Повествование о создании состоит из двух отдельных счетов, взятых из разных источников. [ B ] Первая учетная запись в Бытии 1: 1–2: 3, из того, что ученые называют источником священника (P), в основном датированного 6 -м веком до нашей эры. [ 5 ] Вторая учетная запись, которая старше и занимает остальную часть Genesis 2, в основном из источника Jahwist (J), [ 6 ] обычно датируется 10 -м или 9 -м веками до н.э. [ 5 ]

Две истории были объединены, но в настоящее время нет научного консенсуса, когда повествование достигло своей окончательной формы. [ 26 ] Распространенная гипотеза среди библейских ученых сегодня заключается в том, что первое главное всеобъемлющее повествование о пенттеуче было составлено в 7 -м или 6 -м веках до нашей эры. [ 8 ] Значимое меньшинство ученых считает, что первые одиннадцать глав Бытия, также известные как первобытная история , могут быть датированы до н.э. до н.э., основанные на разрывах между содержимым работ и другими частями еврейской Библии . [ 27 ]

«Персидский имперский разрешение», который вызвал значительный интерес, хотя и все еще противоречиво, [ Цитация необходима ] Предлагает, что персы после их завоевания Вавилона в 538 году до н.э. согласились предоставить Иерусалим большую меру местной автономии в империи, но требовали от местных органов власти создать единый кодекс закона, принятый всем сообществом. Согласно этой теории, в обществе были две влиятельные группы: священнические семьи, которые контролировали храм, и землевладельцы, которые составляли «старейшины», которые были в конфликте по многим вопросам. У каждого была своя собственная «история происхождения», но персидское обещание значительно повышенной местной автономии для всех обеспечило мощный стимул для сотрудничества в создании одного текста. [ 28 ]

Две истории

Повествование о творении состоит из двух историй, [ 29 ] [ B ] Примерно эквивалентно двум первым главам книги Бытия [ 30 ] (В оригинальном тексте на иврите нет отделов главы; см. « Главы и стихи Библии »).

В первой истории божество Творца называется « Элохим » (общее слово иврите для « Бога »), тогда как во второй истории его называют составным божественным именем; « Боже » . Традиционные или евангельские ученые, такие как Коллинз, объясняют этот вариант в стиле одного автора, чтобы, например, подчеркнуть единство и трансцендентность «Бога» в первом повествовании, который создал небеса и землю самим собой. [ 31 ] Критические ученые, такие как Ричард Эллиот Фридман , напротив, считают это доказательством множественного авторства. Фридман утверждает, что источник Jahwist изначально использовал только название «L ord » (Yahweh), но более поздний редактор добавил «Бог», чтобы сформировать составное имя: «Таким образом, это представляется усилием Redactor (R) смягчить Переход от создания P, который использует только «Бог» (тридцать пять раз), к предстоящим J Stories, в которых используется только имя YHWH ». [ 32 ]

Первый счет ( Бытие 1: 1–2: 3 ) использует повторяющуюся структуру божественного фиата и удовлетворения, затем заявление », и было вечер, и было утро, [ n тур ] День: «Для каждого из шести дней творения. В каждом из первых трех дней существует акт деления: день первый отделяет тьму от света , второй день« воды выше »из« воды внизу », и и День третий море из земли Существа и человечество заполняют землю. [ 33 ]

Во второй истории Яхве создает Адама , первого человека, из пыли и помещает его в Эдемский сад . Там ему дают господство над животными. Ева , первая женщина, создана из ребра Адама в качестве его спутника.

Основные отчеты в каждой главе соединены литературным мостом в Бытии 2: 4 : «Это поколения небес и земли, когда они были созданы». Это перекликается с первой линией Бытия 1, «в начале Бог создал небеса и землю», и обратно в следующей фразе »... в тот день, когда Бог создал землю и небеса». Этот стих - одна из десяти «поколений» ( иврит : תולדות toledot ), используемые по всему Бытию, которые обеспечивают литературную структуру для книги. [ 34 ] Обычно они функционируют как заголовки на то, что приходит после, но позиция этого, первая из серии, была предметом больших дебатов. [ 35 ]

Перекрывающиеся истории Бытия 1 и 2 обычно считаются противоречивыми, но также дополнительными, [ B ] [ H ] С первой (священнической историей), связанной с созданием всего космоса , в то время как второй (история Джахвиста) фокусируется на человеке как моральном агенте и культиваторе его окружающей среды. [ 30 ] [ я ]

Месопотамское влияние

Мардук, Бог Вавилона, уничтожение Тиамата, дракона Премьер -хаоса

Сравнительная мифология обеспечивает исторические и межкультурные перспективы еврейской мифологии . Оба источника, стоящих за повествованием о создании Genesis, находились под влиянием мезопотамской мифологии , [ 36 ] [ 9 ] [ 37 ] [ 10 ] Заимствуя несколько тем у них, но адаптируя их к их вере в одного Бога , [ 9 ] [ 10 ] [ D ] Создание монотеистического творения в противодействии политеистическому мифу о соседях древних Израиля . [ 38 ] [ 39 ] [ страница необходима ] [ 10 ] [ J ]

Genesis 1 несет поразительные сходства и различия с Enuma Elish , вавилонским мифом о создании . [ 37 ] Миф начинается с двух первозданных сущностей: APSU , мужского пресноводного божества и Тиамата , божества женского соленой воды. Первые боги родились из их сексуального союза. И Апсу, и Тиамат были убиты младшими богами. Мардук , лидер богов, строит мир с телом Тиамата, который он разбивает на двоих. С половиной, он строит купольный небо выпуск в небе, чтобы сдерживать верхние воды Тиамата. С другой половиной Мардук образует сухую землю, чтобы сдерживать ее нижнюю воду. Затем Мардук организует небесные тела и назначает задачи богов в поддержании космоса. Когда боги жалуются на свою работу, Мардук создает людей из крови Божьего Кингу . Благодарные боги строят храм для Мардука в Вавилоне . [ 40 ] Это похоже на цикл Баала , в котором Ханаанитский Бог Баал строит себя космическим храмом в течение семи дней. [ 41 ]

Как в Genesis 1 , так и в Enuma Elish Creation состоит из вынесения порядка из хаоса . Перед творением не было ничего, кроме космического океана . Во время создания куполообразного небосвора установлено, чтобы сдерживать воду и сделать землю обитаемой. [ 42 ] Оба завершаются созданием человека по имени «человек» и строительство храма для Бога (в Бытии 1 этот храм - весь космос). [ 43 ] В отличие от Enuma Elish , Genesis 1 является монотеистическим. Там нет теогонии (рассказа о происхождении Бога), и нет никаких следов сопротивления снижению хаоса к порядку (греческая: богослужение , горит. [ 9 ] Боги в Enuma Elish - это аморальные , они обладают ограниченными силами, и они создают людей, чтобы быть их рабов . Однако в Бытии 1 Бог все силен. Он создает людей по божественному образу и заботится об их благополучии, [ 44 ] и дает им господство над каждым живым существом. [ 45 ]

Enuma Elish также оставила следы на Genesis 2. Оба начинаются с ряда заявлений о том, чего не существовало в тот момент, когда началось творение; Enuma Elish имеет пружину (в море), как и точка, где начинается творение, параллельно пружине (на земле - Бытие 2 примечательно является «сухой» историей творения) в Бытии 2: 6, что «поливало все лицо земля "; В обоих мифах Яхве/Боги сначала создают человека, чтобы служить ему/им, а затем животных и растительность. В то же время, и, как и в случае с Genesis 1, еврейская версия радикально изменила свою вавилонскую модель: Например, Ева, кажется, наполняет роль богини -матери , когда, в Бытии 4: 1 , она говорит, что она «создана Человек с Яхве », но она не божественное существо, как ее вавилонский коллега. [ 46 ]

Genesis 2 имеет тесные параллели со вторым мезопотамским мифом, эпическим атрой-хасисом -параллели, которые фактически распространяются на протяжении всего Бытия 2–11 , от создания до наводнения и его последствий. Эти двое разделяют многочисленные сюжеты (например, божественный сад и роль первого человека в саду, создание человека из смеси земли и божественного вещества, вероятности бессмертия и т. Д.), И схожи Общая тема: постепенное разъяснение отношений человека с Богом (-ами) и животными. [ 47 ]

Космология

Генезис 1–2 отражает древние идеи о науке: по словам Ea Speiser , «по теме создания библейской традиции, согласованной с традиционными принципами вавилонской науки». [ 48 ] Вступительные слова Бытия 1: «В начале Бог создал небеса и землю», подводятся в веру автора, что Яхве , бог Израиля, несет единоличную ответственность за творение и не имел конкурентов. [ 49 ] Позже еврейские мыслители, приняв идеи из греческой философии , пришли к выводу, что мудрость Бога , слово и дух проникли в все вещи и дали им единство. [ 50 ] Христианство, в свою очередь, приняло эти идеи и отождествило Иисуса : творческим словом «В начале было Слово, и слово было с Богом, а Слово было Богом» ( Иоанна 1: 1 ). [ 51 ] Когда евреи вступили в контакт с греческой мыслью, последовало за большим интерпретацией основной космологии повествования Бытия. Библейские авторы задумали космос как плоскую землю в форме диска в центре, подземный мир для мертвых внизу и небеса выше. [ 52 ] Под землей были «воды хаоса», Космическое море, где проживают мифические монстры, победившие и убитые Богом; В Исходе 20: 4 Бог предупреждает от создания образа «всего, что находится в водах под землей». [ 49 ] Были также воды над Землей, и поэтому Raqia ( FIMALED ), твердая чаша, была необходима, чтобы не дать им затоплять мир. [ 53 ] В течение эллинистического периода это было в значительной степени заменено более «научной» моделью, как представляла греческие философы, согласно которой Земля была сферой в центре концентрических оболочек небесных сфер, содержащих солнце, луна, звезды и планеты. [ 52 ]

Идея о том, что Бог создал мир из ничего ( Creatio ex nihilo ), сегодня стала центральной для ислама, христианства и иудаизма - действительно, средневековый еврейский философ Маймонид чувствовал, что это единственная концепция, которой разделяют три религии [ 54 ] - Тем не менее, это не найдено непосредственно ни в Бытии, ни во всей ивритной Библии. [ 55 ] По словам Уолтона, священнические авторы Бытия 1 были обеспокоены не происхождением материи (материал, который Бог сформировал в обитаемый космос), а с назначением ролей, чтобы космос должен был функционировать. [ 56 ] Джон Дэй, однако, считает, что Genesis 1 четко дает отчет о создании материальной вселенной. [ 57 ] Несмотря на это, доктрина еще не была полностью разработана в начале 2-го века, хотя ученые-ранние христианские ученые начали видеть напряженность между идеей мирового формирования и всемогущностью Бога; К началу 3-го века эта напряженность была разрешена, было преодолевало мировое формирование, и создание бывшего Нихило стало фундаментальным принципом христианского богословия. [ 58 ]

Альтернативные библейские учетные записи создания

Повествования Бытия не единственные библейские отчеты о создании. Библия сохраняет две контрастные модели творения. Первая - это модель « логотипов » (речи), где верховный бог «говорит» в состоянии покоя. Бытие 1 является примером творения по речи. [ 59 ]

Вторая - модель « агона » (борьба или борьбы), в которой Божья победа в битве за монстров моря отмечает его суверенитет и мощность. [ 60 ] В Библии нет полного боевого мифа. Тем не менее, есть фрагментарные намеки на такой миф в Исаии 27: 1 , Исаия 51: 9–10 , Иов 26: 12–13 . Эти отрывки описывают, как Бог победил силы хаоса. Эти силы олицетворяются как морские монстры . Эти монстры по -разному называют Yam (Sea), Nahar (River), Leviathan (Coiled One), Рахаб (высокомерный один) и танин (дракон). [ 61 ]

Псалом 74 и Исаия 51 Напомним миф о ханааните , в котором Бог создает мир, побеждая водные божества: «Просыпайся, бодрствовано! Море, вода Великой Глубины, которые сделали бездны моря дорогой, которую выкупленные могли ходить ... » [ 62 ]

Первое повествование: Бытие 1: 1–2: 3

Древние дни Уильяма Блейка (копия D, 1794)

Фон

Первый рассказ о создании разделен на семь дней, в течение которых Бог создает свет (день 1); небо (день 2); Земля, моря и растительность (день 3); Солнце и луна (день 4); животные воздуха и моря (день 5); и сухопутные животные и люди (день 6). Бог отдохнул от Своей работы в седьмой день творения, субботу . [ 63 ]

Использование чисел в древних текстах часто было нумерологическим, а не фактическим - то есть цифры использовались, потому что они имели некоторую символическую ценность для автора. [ 64 ] Число семь, обозначающее божественное завершение, пронизывает Бытие 1: Стих 1: 1 состоит из семи слов, стих 1: 2 имеет четырнадцать, а 2: 1–3 имеет 35 слов (5 × 7); Элохим упоминается 35 раз: «Небеса/Неполад» и «Земля» 21 раз, и фразы », и это было так», и «Бог увидел, что это было хорошо» происходит 7 раз каждый. [ 65 ]

Космос, созданный в Бытии 1, имеет поразительное сходство с скинией в Исходе 35–40 , которая была прототипом храма в Иерусалиме и в центре внимания священнического поклонения Яхве ; По этой причине, и поскольку другие истории творения на Ближнем Востоке также также кульминация со строительством храма/дома для Бога Создателя , Бытие 1 можно интерпретировать как описание строительства космоса как дома Бога, для которого храм в Иерусалиме служил земным представителем. [ 66 ]

Предварительное творение (Бытие 1: 1–2)

1 В начале Бог [ Элохим ] [ k ] Создал небеса и землю.
2 и Земля была без формы и пустота; И тьма была на лице глубокого. И Дух [ Руах ] Божий двигался на лицо воды. [ 67 ]

Вступительная фраза Бытия 1: 1 традиционно переводится на английском языке как « в начале созданного Бога». [ 68 ] Этот перевод предлагает Creatio ex nihilo ( « Создание из ничего » ). [ 69 ] Иврит, однако, неоднозначен и может быть переведен другими способами. [ 70 ] NRSV переводит стихи 1 и 2 как: «В начале , когда Бог создал небеса и землю, Земля была бесформенной пустотой   ...». Этот перевод предполагает, что Земля, в некотором роде, уже существовала, когда Бог начал Свою творческую деятельность Полем [ 71 ]

Библейские ученые Джон Дей и Дэвид Тошио Цумура утверждают, что Бытие 1: 1 описывает начальное создание вселенной, первое письмо: «С момента земли и небеса в смысле воздуха/ветра уже существовало в генерале 1 -го поколения. 2, наиболее естественно предположить, что генерал 1: 1 относится к творческому действию Бога при их создании ». [ 72 ] [ 73 ] Другие ученые, такие как RN Whybray , Christine Hayes , Michael Coogan , Cynthia Chapman и John H. Walton, утверждают, что Бытие 1: 1 описывает создание упорядоченной вселенной из ранее существовавшего хаотического материала. [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]

Слово «создано» переводит еврейскую бара » , слово, используемое только для творческой деятельности Бога; Люди не участвуют в Баре » . [ 78 ] Уолтон утверждает, что Бара « не обязательно ссылается на создание материи. На древнем Ближнем Востоке «создать» означало назначение ролей и функций. Бара , которую Бог выступает в Бытии 1, озабоченных озабоченных «небеса и земли» из хаоса в упорядоченное существование. [ 79 ] Дневные споры Уолтона о функциональной интерпретации повествования о творении. Дэй утверждает, что создание материала - это «единственный естественный способ взять текст» и что эта интерпретация была единственной для большей части истории. [ 57 ]

Большинство переводчиков считают фразу «небеса и земля» быть меризмом, означающей весь космос. [ 80 ] Бытие 1: 2 описывает Землю как «бесформенную и пустоту». Эта фраза представляет собой перевод еврейского тоху ва-боху ( תֹהוּ וָבֹהוּ ). [ 81 ] Тоху сам по себе означает «пустота, бесполезность». Он используется для описания пустынной пустыни. Боху не имеет известного значения, хотя, по -видимому, это связано с арабским словом Бахия («чтобы быть пустым»),), [ 82 ] и был, по -видимому, придуман для рифмы и укрепления Тоху . [ 83 ] Эта фраза также появляется в Иеремии 4:23 , где пророк предупреждает Израиль , что восстание против Бога приведет к возвращению тьмы и хаоса, как будто Земля была «не создана». [ 84 ]

Стих 2 продолжается: « Тьма была на лице глубины » . Слово глубоко переводит еврейский Təhôm ( תְהוֹם ), изначальный океан . Тьма и təhôm -два еще одного элемента хаоса в дополнение к Tohu Wa-Bohu . В Enuma Elish водянистая глубина олицетворяется как богиня Тиамат , враг Мардука . В Genesis, однако, нет такой персонификации. Элементы хаоса считаются не злыми, а как признаки того, что Бог не начал Свою творческую работу. [ 85 ]

Стих 2 заканчивается: «И Руах Божий [Элохим] двигался на лицо вода». Есть несколько вариантов перевода еврейского слова Ruach ( רוּחַ ). Это может означать «дыхание», «ветер» или «дух» в разных контекстах. Традиционный перевод - это «Дух Божий». [ 86 ] В еврейской Библии Дух Божий понимается как продолжение Божьей силы. Термин аналогичен высказыванию «руки Господа» ( 2 Царств 3:15 ). Исторически христианские богословы поддержали «дух», поскольку он оказывал библейскую поддержку присутствию Святого Духа , третьего лица Троицы , в творении. [ 87 ]

Другие переводчики спорят о переводе Руаха как «ветра». Например, NRSV делает его «ветром от Бога». [ 77 ] Аналогично, слово Elohim иногда может функционировать как превосходное прилагательное (например, «могучий» или «великий»). Поэтому фраза Руах Элохим может означать «великий ветер». Связь между ветром и водянистым хаосом также наблюдается в повествовании о наводнении Genesis , где Бог использует ветер, чтобы вода шла в Бытие 8: 1. [ 88 ] [ 89 ]

В Энуме Элиш , бог шторма Мардука побеждает Тиамата своим ветром. В то время как истории о космической битве до создания были знакомы древним израильтянам (См. Выше ) , в Genesis 1 нет такой битвы, хотя текст включает в себя первобытный океан и ссылки на Божий ветер. Вместо этого, Genesis 1 изображает единственного Бога, чья сила неоспорима и кто выводит порядок из хаоса. [ 90 ]

Шесть дней творения (1: 3–2: 3)

Первый день творения, Жан Коломбе из Heures de Louis de Laval [ FR ] (см. Луи де Лаваль )

Создание происходит в течение шести дней. Творческие действия организованы таким образом, чтобы первые три дня создали среду, необходимую для творений последних трех дней для процветания. Например, Бог создает свет на первый день и легкие небесные тела на четвертый день. [ 75 ]

Дни творения [ 75 ]
День 1 свет День 4 небесные тела
День 2 море и небосворот День 5 Птицы и рыба
День 3 земля и растения День 6 земли животных и люди

Каждый день следует похожим литературным шаблону: [ 91 ]

  1. ВВЕДЕНИЕ: «И Бог сказал"
  2. Команда: "Пусть будет"
  3. Отчет: «И это было так»
  4. Оценка: «И Бог увидел, что это было хорошо»
  5. Последовательность времени: «И был вечер, и было утро»

Стих 31 подводит итог все творение: «Бог видел все, что он сделал, и, действительно, это было очень хорошо». Согласно библейскому ученому Р.Н. Whybray , «Это оценка мастера его собственной работы   ... у него не обязательно есть этический коннотацию: это не человечество, которое, как говорят,« хорошее », а работа Бога как ремесленник». [ 78 ]

В конце шестого дня, когда творение завершено, мир - это космический храм, в котором роль человечества - поклонение Богу. Это параллели, что и Enuma Elish , а также повторяет Иов 38 , где Бог вспоминает, как звезды, « сыновья Божьи », пели, когда был заложен угловой камень творения. [ 92 ]

Первый день (1: 3–5)

3 И Бог сказал: «Пусть будет свет». И был свет. 4 И Бог увидел свет, что это было хорошо; и Бог разделил свет от тьмы. 5 И Бог назвал Светлый день, и темнота, которую он назвал ночью. И был вечер, и однажды было утро. [ 93 ]

Процесс творения иллюстрирует суверенитет Бога и всемогущество . Бог создает Fiat; Вещи возникают по божественному указу. [ 94 ] Как король, Бог может просто говорить о том, что произойдет. [ 95 ] В первый день Бог создает свет и отделяет свет от тьмы. Затем он называет их. [ 77 ] Поэтому Бог создает время. [ 96 ]

Создание по речи не найдено в мезопотамской мифологии, но оно присутствует в некоторых древних египетских мифах о творении . [ 97 ] В то время как в некоторых египетских рассказах есть Бог, создающий мир, чихая или мастурбируя, богословие Мемфита заставляет PTAH создавать речь. [ 98 ] В Genesis творческие действия начинаются с речи и доработаны с именованием. Это имеет параллели в других древних ближневосточных культурах. В богословии Мемфита Бог Создателя называет все. Точно так же Энума Элиш начинается, когда небо, земля и боги были неназванными. Уолтон пишет: «В таком мышлении, чего не было, если они не были названы». [ 97 ] Согласно библейскому ученому Наум Сарне , это сходство «совершенно поверхностно», потому что в других древних повествованиях создание речи включает магию : [ 99 ]

Выражение правильного слова, как и производительность правильных магических действий, может или, скорее, неизбежно должно реализовать возможности, присущие инертному материю. Другими словами, это подразумевает мистическую связь, объединяющую материю со своим манипулятором   ... Миры отдельно - это концепция создания Genesis By Divine Fiat. Обратите внимание, как Библия проходит в абсолютном молчании природу вопроса, если в любом случае, попечите, которое Божественное Слово действовало творчески. Его присутствие или отсутствие не имеют значения, поскольку между ним и Богом нет связи. "Пусть будет!" Или, как повторил псалмист, «он говорил, и это было так», [Псалом 33: 9] относится не к высказываниям волшебного слова, а к выражению всемогущей, суверенной, неуязвимой воли абсолютной, трансцендентной Бог, которому вся природа полностью подчинен.

Второй день (1: 6–8)

Древние израильтяне и другие ближневосточные люди понимали, что мир окружен водой. Верхние воды содержатся с помощью твердого купола или небосвода (небо). Купол был поддержан горами. [ 100 ]

6 И Бог сказал: «Пусть в разгар воды будет небосмерт, и пусть оно разделяет воды от вод». 7 и Бог создал небосворот и разделил воды, которые находились под небосводом из вод, которые были над небосводом; И это было так. 8 и Бог назвал небо небо. И был вечер, и было утро, второй день. [ 101 ]

Во второй день Бог создает небосворот ( ракия ), который называется Шамаим ( « небо » или « Небес » ), [ 102 ] разделить воды. Вода была «первичной генеративной силой» в языческих мифологиях. В Genesis, однако, первобытный океан не обладает силами и полностью подходит для Бога. [ 103 ]

Ракия получен из раки , глагола, используемого для выбивания металла в тонкие пластины. [ 104 ] Древние люди по всему миру считали, что небо было твердым, а небосвод в Бытии 1 был понят как твердый купол. [ 105 ] В древней ближневосточной космологии Земля представляет собой плоский диск, окруженный водами выше и воды внизу. Файмс - это твердый купол, который опирается на горы по краям Земли. Это прозрачно, что позволяет мужчинам видеть синий цвет вод выше «окна», чтобы дождь упал. Солнце, луна и звезды находятся под небосводом. Глубоко внутри земли находится подземный мир или Шеол . Земля поддерживается колоннами, потопленными в воды внизу. [ 106 ]

Приведенные выше воды являются источником осадков, поэтому функция ракии заключалась в том, чтобы контролировать или регулировать погоду. [ 107 ] В повествовании о поводке Genesis «все фонтаны великой глубокой разрыва» из вод под землей и из «окон» неба. [ 108 ]

Третий день (1: 9–13)

И Бог сказал: «Пусть воды под небесами будут собраны вместе в одно место, и пусть сухая земля появится». И это было так. 10 и Бог назвал сухую землю, и собрание вод, называемых он морями; И Бог увидел, что это было хорошо. 11 И Бог сказал: «Пусть земля выдвинула траву, траву, дающую семена и фруктовый дерево, приносящий фрукты после своего рода, где его семя, на земле». И это было так. 12 и Земля принесла траву, траву, дающую семена после своего рода, и плоды деревьев, в которых его семя, после своего рода; И Бог увидел, что это было хорошо. 13, и был вечер, и было утро, третий день. [ 109 ]

К концу третьего дня Бог создал основополагающую среду света, небес, морей и земли. [ 110 ] Бог не создает и не создает деревья и растения, а вместо этого повелевает земле производить их. Основное богословское значение, по -видимому, заключается в том, что Бог дал ранее бесплодной Земле способность производить растительность, и теперь это делает это по его командованию. «Согласно (кому -то) вида», по -видимому, рассчитывает на законы, найденные позже в Pentatuchuch, что придает большую нагрузку на святость посредством разделения. [ 111 ]

В первые три дня Бог создал время, климат и растительность, все необходимые для правильного функционирования космоса. Для древних народов, живущих в аграрном обществе , климатические или сельскохозяйственные бедствия могут вызвать широкие страдания через голод. Тем не менее, Бытие 1 описывает первоначальное творение Бога как «хорошее» - мир природы изначально не был угрозой для выживания человека. [ 112 ]

Три уровня космоса затем заполнены в том же порядке, в котором они были созданы - Heavens, Sea, Earth.

Четвертый день (1: 14–19)

Творение - Библия Историал (ок. 1411)

14 И Бог сказал: «Пусть на небесах будет огнями, чтобы разделить день с ночи; и пусть они будут для знаков, и в течение сезонов, и в течение нескольких дней и лет; 15 и пусть они будут для огней на небо, чтобы дать свет на землю ». И это было так. 16 и Бог сделал два великих огня: больший свет, чтобы править днем, и меньший свет, чтобы править ночью; и звезды. 17 и Бог поставил их на небо, чтобы дать свет на землю 18 и править в течение дня и в течение ночи и разделить свет от тьмы; И Бог увидел, что это было хорошо. 19 И был вечер, и было утро, четвертый день. [ 113 ]

В первый день Бог вырабатывает свет (иврит: 'ô us ). На четвертый день Бог создает «огни» или «лампы» (иврит: ма'шор ), установленным на небосводе. [ 114 ] Это то же самое слово, которое использовалось в других местах в Пятикнижие для лампа или меноры в скинии , еще одна ссылка на то, что космос является храмом. [ 115 ] В частности, Бог создает «больший свет», «меньший свет» и звезды. По словам Виктора Гамильтона , большинство ученых согласны с тем, что выбор «большего света» и «меньшего света», а не более явного «солнца» и «луны», является антимифологической риторикой, предназначенной для противоречия широко распространенных современных убеждениях на солнце и луне Божества . [ 116 ] Действительно, Раши утверждает, что описание четвертого дня показывает, что солнце и луна действуют только в соответствии с волей Бога, и поэтому демонстрирует, что глупо поклоняться им. [ 117 ]

На четвертый день вводится язык «постановления». Небесные тела будут «управлять» днем ​​и ночью, а также сезоны, годы и дни. Это было важным важным значением для священнических авторов , так как три фестиваля паломничества были организованы вокруг циклов как солнца, так и луны в лунном календаре , который мог бы иметь либо 12 или 13 месяцев. [ 118 ]

В Бытии 1:17 звезды установлены на небосводе. В вавилонском мифе небеса были сделаны из различных драгоценных камней с звездами, выгравированными на их поверхности (сравните Исход 24:10, где старейшины Израиля видят Бога на сапфировом поле небес). [ 119 ]

Пятый день (1: 20–23)

И Бог сказал: «Пусть воды роя с роя живых существ, и пусть птица летит над землей на открытом небо». 21 и Бог создал великих морских монстров, и все живое существо, которое ползуется, с которыми вода роилась, после своего рода и каждую крылатую птицу после своего рода; И Бог увидел, что это было хорошо. 22 И Бог благословил их, сказав: «Будь плодотворным и умножай, и наполните воды в морях, и пусть птица размножается на земле». 23, и был вечер, и было утро, пятый день. [ 120 ]

На пятый день Бог создает животных моря и воздуха. ивритный термин Непеш Шайя ( « Живые существа » В Бытии 1:20 сначала используется ). Они имеют более высокий статус, чем все, что было создано до этого, и они получают Божье благословение . [ 77 ]

Еврейское слово танин (перевод как «морские существа» или «морские монстры») в Бытии 1:21 используется в других местах в Библии в отношении хаос-монстров по имени Рахаб и Левиафан ( Псалом 74 : 13, Исаия 27 : 1 и 51 : 9). В египетских и мезопотамских мифологиях ( инструкциях Мерикаре и Энумы Элиша ), бог создателя должен сражаться с морскими монстрами, прежде чем он сможет сделать небо и землю. В Genesis, однако, нет намека на бой, а танин - просто существа, созданные Богом. Следовательно, учетная запись Бытия является явной полемикой против мифологий древнего мира. [ 121 ]

Шестой день (1: 24–31)

Создание животных (1506–1511), Грао Васко

24 И Бог сказал: «Пусть Земля вынесет живое существо после своего добром, крупного рогатого скота и ползущего и зверя Земли после своего рода». И это было так. 25 и Бог сделал зверя Земли после своего рода, а скот после своего рода, и все, что пробивается на земле после своего рода; И Бог увидел, что это было хорошо.

26 И Бог сказал: «Давайте сделаем человека по нашему образу после нашего подобия; И пусть они проживают над рыбой моря, а над птицей воздуха, а также над скотом, а также над всей землей, а также над каждой ползучивой вещью, которая ползуется на земле ». 27 И Бог создал человека по своему собственному образу, по образу Божьему создал Его Он; Мужчина и женщина создали его. 28 и Бог благословил их; и Бог сказал им: «Будь плодотворным, умножайся, пополняй землю и подчиняй ее; и иметь доминирование над рыбой моря, а над птицей воздуха и на каждом живом существе, которое ползуется на земле ». 29 И Бог сказал: «Вот, я дал вам каждую траву, дающую семя, которое находится на лице всей земли, и каждое дерево, в котором плод дерева, уступающего семени - для вас это будет для еды; 30 и каждому зверя Земли, и каждому птицу воздуха, и ко всему, что на земле ползает, где есть живая душа, [я дал] каждую зеленую траву для еды ». И это было так. 31 и Бог увидел все, что он сделал, и вот, это было очень хорошо. И был вечер, и было утро, шестой день. [ 122 ]

На шестой день Бог создает наземных животных и людей. Как и животные моря и воздуха, наземные животные обозначены Непеш Шайя ( « Живые существа » ). Они делятся на три категории: одомашненные животные ( Бехема ), которые стадают животных, которые служат добычей ( remeś ) и дикими хищниками ( ḥayya ). Земля «вызывает» животных так же, как она принесла растительность на третий день. [ 123 ]

В Бытии 1:26 Бог говорит: «Давайте сделаем человека   ...». Это породило несколько теорий, из которых два наиболее важны, что «мы» - величественное множественное число , [ 124 ] или что это отражает обстановку в божественном совете с Богом, возведенным на престол как царя и предлагая создание человечества меньшим божественным существам. [ 125 ] Традиционная интерпретация заключается в том, что «нас» относится к множеству людей в Божестве, что отражает тринитаризм . Некоторые оправдывают это, заявив, что множественное число раскрывает «двойственность в Божестве», которая напоминает «Дух Божий», упомянутый в стихе 2; «И Дух Божий двинулся на лицо воды». [ 126 ]

Создание человечества - это кульминация учетной записи творения и подразумеваемая цель Бога для создания мира. Все, что создано до этого момента, было сделано для использования человечеством. [ 78 ] Человек был создан в « образе Бога ». Значение этого неясно, но предложения включают: [ 127 ] [ 128 ]

  1. Имея духовные качества Бога, такие как интеллект, воля и т. Д.;
  2. Иметь физическую форму Бога;
  3. Комбинация этих двух;
  4. Быть Божьим коллегой на земле и способствовать отношения с ним;
  5. Быть представителем Бога или наместника на земле;
  6. Иметь доминирование над творением, как ангелы в Псалме 8: 5 ;
  7. Моральное превосходство и возможность прославления (ср. Ефесянам 4:24 ; Галатам 3:10 ; 1 Коринфянам 15: 49–58 ).

Когда в Бытии 1:26 Бог говорит: «Давайте сделаем человека», используемое ивритское слово - это Адам ; В этой форме это общее существительное, «человечество», и не подразумевает, что это творение является мужчинами. После первого упоминания слова всегда появляется как Ха-Адам , «Человек», но, как показывает Бытие 1:27 («Так Бог создал человека на его [собственном] образе, по образу Божьему создал Его; мужчина и женщина Создал его. ») Слово все еще не исключительно мужчин. [ 129 ]

Бог благословляет человечество, приказывая им воспроизвести, «подчинить» ( kbШ ) Землю и «Правило» ( RDH ) над ней, в том, что известно как культурный мандат . Человечество должно расширить Царство Божье за ​​пределами Идена и, подражая Богу Создателя, состоит в том, чтобы труд, чтобы привести Землю в его служение, до конца выполнения мандата. [ 130 ] Это будет включать в себя потомство потомства, подчинение и пополнение земли (например, использование природных ресурсов), доминирование над существами (например, одомашнивание животных), труд в целом и брак. [ 131 ] [ 132 ] Бог говорит животным и людям, что он дал им «зеленые растения для еды» - творение - быть вегетарианцем . Только позже, после наводнения, человеку дано разрешение есть плоть. Священник-автор Genesis, кажется, оглядывается на идеальное прошлое, в котором человечество жило в мире как с собой, так и с животным Царством, и которое можно было бы переоборудовать через правильную жертвенную жизнь в гармонии с Богом . [ 133 ]

По завершении Бог видит, что «все, что он сделал ... было очень хорошо» ( Бытие 1:31 ). По словам Израиля Кноля , это подразумевает, что материалы, которые существовали до создания (« Тоху ва-Боху» , «тьма», « Техом »), не были «очень хорошими». Таким образом, он предположил, что источник священника настроил эту дихотомию, чтобы смягчить проблему зла . [ 134 ] Однако, по словам Коллинза, поскольку создание человека является кульминацией первого аккаунта создания, «очень хорошо» должно означать представление человека как корону Божьего творения, которое должно служить Ему. [ 135 ]

Седьмой день: Божественный отдых (2: 1–3)

Седьмой день творения , от 1493 Нюрнбергской хроники Хартманна Перела

И небеса и земля были закончены, и все их хозяин. 2 И на седьмой день Бог завершил Свою работу, которую Он сделал; И он отдыхал на седьмой день от всей своей работы, которую он сделал. 3 И Бог благословил седьмой день и освятил его; Потому что в этом он отдохнул от всей своей работы, которую сделал Бог в создании. [ 136 ]

За творением следует "отдых". В древней ближневосточной литературе божественный отдых достигается в храме в результате принесения порядок в хаос. Отдых - это и разъединение, так как работа творения закончена, но и вовлеченность, так как божество теперь присутствует в его храме, чтобы поддерживать надежный и упорядоченный космос. [ 137 ] субботни «Помните День 11 : с Исходом 20: 8–20 : Сравните Ты не делаешь ни какую работу, ни сын, ни твоя дочь, ни твоя, не служащая, ни твоя горничная, ни скот, ни Твой незнакомец, который находится в твоих воротах; Я седьмой сделал небо и землю, море, и все это в них, и покоился на день ;

Второе повествование: Бытие 2: 4–2: 25

Создание Лукаса Кранаха , 1534

Генезис 2–3, история Эдемского сада , вероятно, был написан около 500 г. до н.э. как «дискурс о идеалах в жизни, опасности в человеческой славе и принципиально неоднозначной природе человечества - особенно человеческих умственных способностях». [ 138 ] Сад, в котором происходит действие, находится на мифологической границе между человеком и божественными мирами, вероятно, на дальней части космического океана возле края мира; После обычной древней ближневосточной концепции река Эден сначала образует этот океан, а затем разделяется на четыре реки, которые проходят от четырех угла земли в направлении своего центра. [ 138 ] Согласно Мередит Клайн , которая представляет богословие завета и структуру интерпретации , повествование устанавливает место «теста на климатическое испытательное срок», которое также происходит, где происходит «Кризис завета» в Генезисе 3. [ 139 ]

Перикоп , который составляет второе повествование, обычно начинается в Бытие 2: 4 («Это поколения небес и земли, когда они были созданы, в тот день, когда Господь Бог создал землю и небеса». ) Поскольку он широко признан как хиазм (в следующей цитате каждому субъекту хиазмама предшествует «[ x ]», чтобы обозначить свое место в хиастической конфигурации; »Это поколения [ a ] небеса [ b ] и из земли [ c ], когда они были созданы [ c ' ] в тот день, когда Господь Бог сделал [ b ' ] землей [ a ' ] и небеса "). [ 140 ]

Происхождение человечества и жизни растений (2: 4–7)

Содержание открытия стиха 4 - это наборное введение, похожее на то, что в вавилонских мифах. [ 141 ] Перед созданием человека Земля - ​​бесплодная стойкая стойка, поливая «ḏ» ( אד ); Бытие 2: 6 версии короля Джеймса имеет перевод «туман» для этого слова, следуя еврейской практике. С середины 20-го века гебраисты обычно признали, что реальное значение-«весна подземной воды». [ 142 ]

В Бытии 1 характерное слово для Божьей деятельности - Бара , «Создан»; В Genesis 2 слово, используемое, когда он создает человек, - это ятсар ( ייצר yîer ), что означает «фальшивый», слово, используемое в таких контекстах, как гончар, создающий горшок из глины. [ 143 ] Бог дышит своим дыханием в глину, и он становится нефешом ( נֶ֫פֶשׁ ), слово, означающее «жизнь», «жизнеспособность», «Живая личность»; Человек делится Нефешем со всеми существами, но текст описывает этот жизненный акт Бога только по отношению к человеку. [ 144 ]

Эдемский сад (2: 8–14)

Слово «Эдем» происходит от корня, означающего « плодородие »: первый человек - работать в Божьем чудесном плодородном саду. [ 145 ] « Дерево жизни » - это мотив от мезопотамского мифа: в эпосе Гильгамеша (ок. 1800 г. до н.э.) [ L ] Герой дается растение, чье зовут «Человек становится молодым в старости», но змей крадет у него растение. [ 146 ] Клайн считает дерево жизни как символ или печать вознаграждения вечной жизни за успешное выполнение завета человеком. [ 147 ] Было много научной дискуссии о типе знаний, предоставленных вторым деревом. Предложения включают: человеческое качества, сексуальное сознание, этические знания или универсальные знания; с последним, что является самым широко принятым. [ 148 ] В Эдеме у человечества есть выбор между мудростью и жизнью, и выбирает первое, хотя Бог задумал их для второго. [ 149 ]

Мифический Иден и его реки могут представлять настоящего Иерусалима, Храма и Земли Обетованной. Иден может представлять божественный сад на Сионе , горе Божьей, которая также была Иерусалимом; в то время как настоящий Гихон был весной возле города (отражая весну, которая Уотерс Эдем); И образы сада, с его змеей и херувивами, рассматривались как отражение реальных изображений храма Соломона с его медным змеем ( Нехуштаном ) и хранения хранения . [ 150 ] Genesis 2 - единственное место в Библии, где Иден появляется как географическое место: в другом месте (особенно в книге Иезекииля ) это мифологическое место, расположенное на Святой горе Божьей, с отголосками мезопотамского мифа о царе как Изначальный человек, помещенный в божественный сад, чтобы охранять дерево жизни «посреди сада» (2: 9). [ 151 ]

Божий завет с Адамом (2: 15–17)

Клайн утверждает, что условия Завета (божественная юридическая сделка с божественно санкционированными обязательствами), в частности, завет работ , суммированы в стихах 15-17. В стихе 15 человечество - это «одевать» и «держать» сад (KJV) или «работать с этим» и «позаботиться об этом» ( NIV ). В стихе 17 Бог дает «фокус -испытательный запрет», что Адам не должен есть дерево знания добра и зла, что относится к «судебному различению» (ср. 2 Царств 14:17 ; 1 Царств 3: 9 , 28 ) и проклятие прилагается, если запрещено запрещение, которое, как говорят, является смертью, хотя Клайн интерпретирует это духовной смертью или вечной потери, а не физической смерти. [ 152 ] Еврейский за этим находится в форме, используемой в Библии для вынесения смертных приговоров . [ 153 ] « Добро и зло » также можно интерпретировать как меризм , поэтому в этом случае это будет означать просто «все».

Подходящий помощник (2: 18–25)

После наблюдения Бога о том, что «нехорошо, чтобы человек был один» в Бытии 2:18 , но прежде чем он заставит Адама спать, а затем создает Еву со своей стороны в стихах 21–22, описано первое записанное действие Адама. То есть его именование других существ ( Бытие 2: 19–20 , которое, по -видимому, является осуществлением власти и доминированием Адама в Бытии 1:28 . [ 154 ] В стихе 20 также говорится, что среди всех животных никто не был признан подходящим помощником для него, что приводит к отчету о создании Евы. [ 155 ]

Первая женщина создана из одного из ребра Адама , чтобы быть Эзер Кенегдо ( Помог против ' êzer kəneḡdō ) [ 156 ] - Термин, особенно трудно перевести - человеку. Kəneḡdō означает «рядом с, напротив, аналог для него», а «êzer означает активное вмешательство от имени другого человека. [ 157 ] Божье именование элементов космоса в Бытии 1 иллюстрировало Его власть над творением ; Теперь именование мужчины животных (и женщины) иллюстрирует авторитет Адама в творении. [ 158 ]

Женщину называют Ишах ( אשה ' iШ-ushāh ), «Женщина», с объяснением, что это потому, что она была взята из Иша ( ÎШ ) ' ’îš , значение «Человек», [ 156 ] Но два слова на самом деле не связаны. [ 159 ] Позже, после завершения истории сада, она получает имя: ḥawwāh ( חוה , Ева). Это означает «жить» на иврите, от корня, который также может означать «змею». [ 160 ] Ассириолог Сэмюэль Ноа Крамер связывает творение Евы с древним шумерским мифом об Энки , который был исцелен богиней Нин-Ти , «Леди ребра»; Это стало «леди, которая делает живую» через каламбур на слове Ti , что означает как «ребра», так и «делать живой» в шумеровском языке. [ 161 ] Еврейское слово, традиционно переведенное «ребра» на английском языке, также может означать «сторона», «камеру» или «луч». [ 162 ] Давняя экзегетическая традиция утверждает, что использование ребра со стороны мужчины подчеркивает, что и мужчина, и женщина имеют одинаковое достоинство, потому что женщина была создана из того же материала, что и мужчина, сформировал и дал жизнь теми же процессами. [ 163 ]

Интерпретации

Иден ( Лукас Кранах Старший , 1472–1553)

Гексамаральная литература

Повествование о создании Genesis вдохновило жанр еврейской и христианской литературы, известной как гексамалальная литература . Эта литература была посвящена составу комментариев, проповеди и трактатов, связанных с толкованием повествования о библейском творении в древние и средневековые времена. Первым христианским примером этого жанра был гексайемрон Базилика Цезарии , и многие другие работы были написаны от авторов, включая Августин Гиппо , Джейкоб из Серуга , Джейкоб из Эдессы , Бонавента и так далее. [ 164 ]

Структура интерпретация

Структурная интерпретация (также известная как «литературная структура», «теория структуры» или «Гипотеза структуры») является описанием структуры первого повествования о создании (точнее, Бытие 1: 1–2: 4A ). [ 165 ] Библейские ученые и богословы представляют структуру в качестве доказательства того, что первое повествование о творении представляет собой символическое, а не буквальное представление о творении.

Две триады и три королевства

Анализ Клайн делит шесть дней создания в Genesis на две группы по три («триады»). Введение, Бытие 1: 1–2, «В начале… Земля была без формы и пустоты, а тьма была на лице глубокого…», описывает первичную вселенную, содержащую тьму, водянистую «глубокую» и бесформенная земля, над которой видит Дух Божий. Следующие три дня описывают первую триаду: создание света и его отделение от первичной темноты (Быт. 1: 3–5); Создание «небосвора» в первичных водах, чтобы небеса (пространство между небосводом и поверхностью морей) и «Вода под небосводом» может появиться (Быт. 1: 6–8); и разделение вод под небосводом в моря и сухую землю с его растениями и деревьями. Вторая триада описывает население трех элементов первого: солнце, луна и звезд на день и ночь (Быт. 1: 14–19), рыбу и птицы для небес и морей (Быт. 1: 20– 23), и, наконец, животные и человек для растительной земли (24–31). [ 166 ] Эта структура проиллюстрирована в следующей таблице. [ 167 ]

Первая триада - царства творений Вторая триада -
День 1 (свет) Пусть будет свет (1: 3). Пусть будут огни (1:14). День 4 (светила)
День 2 (небо/вода) Пусть в разгар воды будет небосворот, и пусть он разделяет воды от вод (1: 6). Позвольте воде заглушить существами и пусть птицы летят над землей (1:20). День 5 (птицы/рыба)
День 3 (земля/растительность) Пусть появляется сухая земля (1: 9).
Пусть земля производит растительность (1:11).
Пусть земля производит живые существа (1:24).
Давайте сделаем человека (1:26).
Я даю вам каждое растение для семян ... и каждое дерево, в котором есть фрукты с семенами ... для еды (1:29).
День 6 (земли животных/люди)
Король Творца
День 7 (суббота)

Существуют различия в том, как классифицировать две триады, но анализ Клайн наводит на мысль: первая триада (дни 1–3) рассказывает о создании царств творений и второй триады (дни 4–6), производство Полем Кроме того, эта структура не без богословского значения, поскольку все созданные сферы и регенты шести дней являются подчиненными Вассалами Бога, которые занимают его королевскую субботу покой как короля Создателя на седьмой день. Таким образом, седьмой день отмечает кульминацию недели творения. [ 166 ]

Сторонники и критики

Структурная интерпретация проводится многими теистическими эволюционистами и некоторыми прогрессивными креационистами . Некоторые утверждают, что у него есть прецедент в трудах отца церкви Августин бегемота . [ 168 ] Арье Нордзидж из Утрехтского университета был первым сторонником гипотезы структуры в 1924 году. [ Цитация необходима ] Николаас Риддербос (не должен быть запутан со своим более известным братом Германом Николаасом Риддербосом ) популяризировал вид в конце 1950-х годов. [ 169 ] В наше время он получил признание благодаря работе таких богословов и ученых, как Мередит Дж. Клайн, Анри Блохер , Джон Х. Уолтон и Брюс Уолтке . Ветхий Завет и Пятик Ученый Гордон Уэнам поддерживает схематическую интерпретацию Бытия 1, как описано в следующей цитате.

К сожалению, одно устройство, которое наше повествование использует для выражения согласованности и целеустремленности работы Творца, а именно, распределение различных творческих действий до шести дней было захвачено и интерпретировано чрезмерно литералистично ... шестидневная схема Но одно из нескольких средств, используемых в этой главе, для подчеркнутого системы и порядка, встроенного в создание. Другие устройства включают в себя использование повторяющихся формул, тенденцию группировать слова и фразы в десятки и семерки, литературные методы, такие как хиазма и инклюзив, расположение творческих действий в соответствующие группы и так далее. Если бы эти намеки были недостаточно, чтобы указать схематизацию шестидневной истории создания, само повествовательное направление в том же направлении. [ 170 ]

Взгляд на основу была успешной в современную эпоху, потому что он рассматривается как резолюция традиционного конфликта между повествованием о создании Бытия и современной наукой. Он представляет альтернативу буквальным интерпретациям повествований Бытия, которые поддерживаются некоторыми консервативными христианами и креационистами на популярном уровне. Креационисты, которые придерживаются буквалистического подхода, предъявили обвинение в том, что христиане, которые интерпретируют генезис символически или аллегорически, назначают науку авторитет в отношении писания. [ 171 ] Адвокаты вида структуры отвечают, отмечая, что Писание подтверждает общее откровение Бога в природе (ср. Псалом 19 ; Римлянам 1: 19–20 ); Поэтому в нашем поиске правды о происхождении вселенной мы должны быть чувствительны как к «Книге слов» (Писание), так и к «Книге работ» (природа). Поскольку Бог является автором обеих «книг», мы должны ожидать, что они не конфликтуют друг с другом при правильном интерпретации. [ 172 ] [ страница необходима ]

Противники интерпретации структуры включают Джеймса Барра , Эндрю Стейнманна , Роберта МакКейба и Тин Ван. [ 173 ] Кроме того, некоторые систематические богословы , такие как Уэйн Грудем и Миллард Эриксон , критиковали структуру интерпретацию, считая это неподходящим прочтением текста Genesis. [ 174 ] Грудем утверждает, что, «хотя мнение« структуры »не отрицает правдивости Писания, оно принимает интерпретацию Писания, которая при более внимательном рассмотрении кажется очень маловероятным». [ 175 ]

Буквальные интерпретации

Значение, которое нужно получить от повествования о создании Genesis, будет зависеть от понимания читателя его жанра , литературного «типа», которому он принадлежит (например, миф о создании, историческая сага или научная космология). [ 176 ]

В то время как библейская критика деконструировала многие традиционные взгляды на Библию, консервативные евангельские традиции склонны интерпретировать повествование о создании Genesis буквальным образом, но также участвовали в (иногда горячем) споре о интерпретации генезиса. [ 177 ]

Согласно библейскому ученому Фрэнсису Андерсену , неправильно понимание намерения автора (-ов) и культуры, в которой они написали, приведет к неправильному прочтению. [ 178 ] Реформированный евангелический ученый Брюс Уолтке предостерегает против одного такого неправильного прочтения: «деревянно буквальный» подход, который приводит к « науке о создании », а также к таким «неправдоподобным интерпретациям», как « теория пробелов », презумпцию « молодой Земли », и отрицание эволюции . [ 179 ] Ученый еврейских исследований , Джон Д. Левенсон , идет дальше, сомневаясь, может ли историчность быть связана с Genesis вообще:

Сколько истории стоит за историей Genesis? Поскольку действие первобытной истории не представлено как происходящее на плоскости обычной человеческой истории и имеет так много сродств с древней мифологией, очень надуманно говорить о его повествованиях как исторических. [ 180 ]

Другой ученый, Конрад Хайерс , подытожил ту же мысль, написав, « буквалистская интерпретация счетов Бытия является неуместной, вводящей в заблуждение и неработаемой [потому что] он предполагает и настаивает на своего рода литературе и намерении, которых нет». [ 181 ]

Смотрите также

Примечания

  1. ^ Термин -миф используется здесь в его академическом смысле, означающая «традиционная история, состоящая из событий, которые якобы историчны, хотя часто сверхъестественны, объясняя происхождение культурной практики или природного явления». Это не используется для означания «что -то ложное».
    Научные произведения часто называют Genesis Myth ( Dolansky 2016 ). В то время как автор Genesis 1–11 «демифологизировал» его повествование, удаляя вавилонские мифы и те элементы, которые не соответствовали его собственной вере, это остается мифом в том смысле, что это история происхождения. ( Гамильтон 1990 , с. 57–58)
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Мозаическое авторство Genesis было отвергнуто в стипендии, а повествование о создании Genesis, как полагают, состоит из двух разных историй, приписываемых двум разным авторам.
    • Эрман (2024) : «Книга Бытия является первой книгой Пядьбера, как известны первые пять книг еврейской библии. Книги, но научный консенсус заключается в том, что Моисей не писал ни одного из них.
    • Эрман (2021) : «Ученые думали, что Пятикнижие, первые пять книг еврейской Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), не были написаны Моисеем, а позже, и что они не представляют ни одной работы Единственным автором, но компиляция источников, каждый из них написан в разное время. более очевидно, чем в первых отчетах самой первой книги, в историях творения главах Генезиса 1 и 2. Ученые стали признавать, что то, что сказано в Бытии 1, не может быть легко (или вообще) примирено с тем, что сказано в Genesis 2. Это, по -видимому, не являются двумя дополнительными отчетами о том, как произошло творение;
    • Дэрил Чарльз (2013 , стр. 2-3) отмечает, что евангелисты имеют тенденцию к буквальному чтению Бытия, принимая его как историю, в отличие от литературного чтения, но также объясняет, что интерпретация генезиса является вопросом (иногда нагретым) Спор для евангелистов.
    • Для примера апологетического взгляда, см. Уэйн Джексон, есть ли в Genesis два аккаунта создания? , Апологетика Пресса.
  3. ^ Серия из пяти книг, которые начинаются с Бытия и заканчиваются Второзаконие
  4. ^ Jump up to: а беременный Влияние мезопотамской мифологии:
    • Klamm & Winitzer (2023) : «Отпечаток мифической мысли и литературы Месопотамии о первичной истории Genesis (Genesis 1–11) трудно переоценить, даже если библейская единица также содержит много, что является немесопотамским в происхождении, и даже даже содержит много, что является немесопотамским, и даже библейская единица также содержит много, что является немесопотамским, и даже если библейская единица также содержит много, что является немесопотамским, и даже если библейская единица также содержит много, что является немесопотамским, и даже если библейская единица также содержит много, что является немесопотамским, и даже если библейская единица также содержит многое, которое является немесопотамским, и даже если библейская единица также содержит многое, которое является немесопотамским, и даже если библейская единица также содержит много. Если в конечном итоге он должен рассматриваться на его собственных условиях и, в более широком смысле, из Библии в целом. Не полностью скрывает эти предшественники. в далеком месте ".
    • Для некоторых евангельских взглядов:
  5. ^ Гамильтон (1990 , с. 57–58) отмечает, что, хотя Бревард Чайлс , как известно, предположил, что автор Генезиса 1–11 «демитологизировал» свое повествование, что означает, что он удалил из своих источников (вавилонские мифы) те элементы, которые не соответствовали С его собственной верой, Генезис все еще может быть назван мифическим.
  6. ^ Согласно Коттеру (2003 , стр. 7-8), священническому автору Genesis 1 должен был столкнуться с двумя основными трудностями, чтобы представить его повествование. Во-первых, существует тот факт, что, поскольку на данный момент существует только Бог, никто не был доступен, чтобы стать рассказчиком; Рассказчик решил это, представив ненавязчивого «рассказчика третьего лица». Во-вторых, возникла проблема конфликта: конфликт необходим для того, чтобы вызвать интерес читателя к истории, но ничто иное не существует, ни хаос-монстр, ни другой бог, не может быть никакого конфликта. Это было решено путем создания минимального напряжения: Бог противостоит самому небытию, пробелом мира «без формы и пустоты». Рассказывание истории таким образом было преднамеренным выбором: в Библии есть ряд историй творения, но они, как правило, рассказывают от первого лица, мудростью, инструментом, с помощью которого Бог создал мир; Выбор всеведущего рассказчика от третьего лица в повествовании Бытия позволяет рассказчику создать впечатление, что все рассказывается, и ничего не сдерживается.
  7. ^ «Таким же В этой перспективе Genesis является частью более широкого спектра первоначально анонимных, похожих на историю древних ближневосточных повествований »( Carr 1996 , p. 21).
  8. ^ Levenson (2004 , стр. 9): «Одним из аспектов повествования в Genesis, который требует особого внимания. [...] Это не могло произойти, если бы существование вариации рассматривалось как серьезный дефект или если жесткая последовательность была сочтена необходимым для эффективного повествования ».
  9. ^ Дэвид М. Карр указывает на различия между двумя историями. Он утверждает, что в высококвалифицированном семидневном повествовании о Бытии 1 представлен всемогущий Бог, который создает богослужающее человечество, в то время как однодневное творение Бытия 2 использует простой линейный повествование, бог, который может потерпеть неудачу, а также добиться успеха, и человечество, которое не похоже на Богом, но наказано за попытку стать Богом, похожим на Богом ( Карр 1996 , с. 62–64). Даже порядок и метод творения отличаются ( Carr 1996 , pp. 62–64). «Вместе эта комбинация параллельного характера и контрастного профиля указывает на различное происхождение материалов в Genesis 1 и Genesis 2, однако элегантно они были в настоящее время объединены» ( Carr 1996 , p. 64).
    C. Джон Коллинз , напротив, утверждает, что «утверждение о том, что в P -учетной записи не хватает антропоморфизмов, ошибочно ошибочно», указывая на образы Бога как «мастера, проходящего через свою рабочую неделю». Коллинз сомневается в том, что истории поступают из разных источников, и говорит, что, поскольку первоначальные источники «невозможно», «литературное целое приглашает нас прочитать два перикопа в дополнении». Таким образом, он подчеркивает «общий поток повествования», рассматривая первое повествование как «общепринятый» рассказ, за ​​которым следует «крупный план» в том, как Бог создал человечество во втором повествовании. Он заявляет, что «если кто -то произвел этот текст, сшивая источники вместе, он действительно оставил швы плавными». ( Коллинз 2006 , с. 229–231)
  10. ^ Klamm & Winitzer (2023) : «Причина этого признания месопотамского приоритета достаточно легко оценить. Когда дело дошло до происхождения мира, традиции этой« нации от старой »(Иер. 5:15) - переезда, это, Поскольку история Гилгамеша делает явную, БРИМ СВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ - не просто отмахнуться от Следовательно, Месопотамия составит тонкий баланс: как Библия включила эту древнюю традицию, в то же время не теряя собственных претензий на богословскую революцию? »
  11. ^ Слово, переведенное «Бог» в Бытии 1: 1–2, является Элохим , а слово, переведенное «дух» - это Руах ( Хейс 2012 , с. 37–38).
  12. ^ «История греха Адама и Евы в Эдемском саду (2,25–3,24) демонстрирует сходство с Гильгамешем, эпическим стихотворением, которое рассказывает о том, как его герой потерял возможность для бессмертия и смирился со своим человечеством. [... ] Библейский рассказчик адаптировал мезопотамский предшественник к израильскому богословию »( Levenson 2004 , стр. 9).

Ссылки

  1. ^ Leeming & Leeming 2004 , p. 113.
  2. ^ Jump up to: а беременный Baden 2012 , p. 13
  3. ^ Jump up to: а беременный Friedman & Dolansky Overton 2007 , p. 734.
  4. ^ Jump up to: а беременный Супер 1964 , с. XXI.
  5. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Coogan & Chapman 2018 , с. 48
  6. ^ Jump up to: а беременный Коллинз 2018 , с. 71
  7. ^ Bandstra 2008 , с. 37
  8. ^ Jump up to: а беременный Дэвис 2001 , с. 37
  9. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Сарна 1997 , с.
  10. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Klamm & Winitzer 2023 .
  11. ^ Wenham 2003b , p. 37
  12. ^ Coats 1983 , p. 3
  13. ^ Тернер 2009 , с. 2
  14. ^ Рэндом Хаус 1979 .
  15. ^ Спенсер 2018 .
  16. ^ Carey & Snodgrass 1999 .
  17. ^ Хармон 2012 .
  18. ^ Вебстер 1984 .
  19. ^ Derretic 2020 .
  20. ^ Коттер 2003 , с. 5–9.
  21. ^ Коллинз 2006 , с. 43–44.
  22. ^ Коллинз 2006 , с. 43
  23. ^ Коллинз 2006 , с. 78–79.
  24. ^ Коллинз 2006 , с. 44
  25. ^ Коллинз 2006 , с. 103
  26. ^ WhyBray 2001 , p. 41
  27. ^ Gmirkin 2006 , с. 240–241.
  28. ^ Will 2006 , стр. 169, 217–18.
  29. ^ Эрман 2021 .
  30. ^ Jump up to: а беременный Альтер 1981 , с. 141.
  31. ^ Коллинз 2006 , с. 229
  32. ^ Коллинз 2006 , с. 227
  33. ^ van Ruiten 2000 , pp. 9–10.
  34. ^ Cross 1973 , pp. 301ff.
  35. ^ Томас 2011 , с. 27–28.
  36. ^ Ламберт 1965 .
  37. ^ Jump up to: а беременный Levenson 2004 , p. 9
  38. ^ Leeming 2004
  39. ^ Смит 2001 .
  40. ^ Хейс 2012 , с. 29–33.
  41. ^ Смит и Питард 2008 , с. 615.
  42. ^ Coogan & Chapman 2018 , с. 34
  43. ^ McDermott 2002 , с. 25–27.
  44. ^ Hayes 2012 , с. 33 и 35.
  45. ^ Coogan & Chapman 2018 , с. 35
  46. ^ Van Seters 1992 , стр.
  47. ^ Карр 1996 , с. 242–248.
  48. ^ Seidman 2010 , с. 166
  49. ^ Jump up to: а беременный Райт 2002 , с. 53
  50. ^ Kaiser 1997 , p. 28
  51. ^ Parrish 1990 , pp. 183–84.
  52. ^ Jump up to: а беременный В 2003 году , с. 119
  53. ^ Ryken et al 1998 , p.
  54. ^ Soskice 2010 , с. 24
  55. ^ Heaven 2002 , p.
  56. ^ Уолтон 2006 , с. 183.
  57. ^ Jump up to: а беременный День 2014 , с. 4
  58. ^ Май 2004 , с. 179
  59. ^ Fishbane 2003 , стр. 34–35.
  60. ^ Fishbane 2003 , p. 35
  61. ^ Сарна 1966 , с.
  62. ^ Hutton 2007 , p. 274
  63. ^ Сарна 1966 , с. 1–2.
  64. ^ Хайерс 1984 , с. 74
  65. ^ Wenham 1987 , p. 6
  66. ^ Levenson 2004 , p. 13
  67. ^ Бытие 1: 1–1: 2 .
  68. ^ Уолтон 2001 , с. 69
  69. ^ Лонгман 2005 , с. 103
  70. ^ Bandstra 2008 , с. 38-39.
  71. ^ Longman 2005 , с. 102–103.
  72. ^ День 2021 , с. 5–6.
  73. ^ Tsumura 2022 , с.
  74. ^ Хейс 2012 , с. 37
  75. ^ Jump up to: а беременный в Coogan & Chapman 2018 , с. 30
  76. ^ Уолтон 2001 , с. 72
  77. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Whybray 2001 , p. 43
  78. ^ Jump up to: а беременный в Whybray 2001 , p. 42
  79. ^ Уолтон 2006 , с. 183–184.
  80. ^ Уолтон 2001 , с. 728, примечание 17.
  81. ^ WhyBray 2001 , с. 42–43.
  82. ^ День 2014 , с. 8
  83. ^ Alter 2004 , p. 17
  84. ^ Томпсон 1980 , с. 230.
  85. ^ Уолтон 2001 , с. 73–74.
  86. ^ Blenkinsopp 2011 , с.
  87. ^ Уолтон 2001 , с. 76–77.
  88. ^ Blenkinsopp 2011 , с. 33–34.
  89. ^ Walton 2001, pp. 74–75.
  90. ^ Hayes 2012 , с. 38–39.
  91. ^ Арнольд 1998 , с. 23
  92. ^ Blenkinsopp 2011 , с. 21–22.
  93. ^ Бытие 1: 3–1: 5
  94. ^ Arnold 1998 , p. 26
  95. ^ Bandstra 2008 , с. 39
  96. ^ Walton 2001 , p. 79
  97. ^ Jump up to: а беременный Walton 2003 , p. 158
  98. ^ Longman 2005 , p. 74
  99. ^ Сарна 1966 , с.
  100. ^ Coogan & Chapman 2018 , p. 31
  101. ^ Genesis 1:6–1:8
  102. ^ Walton 2001 , p. 111.
  103. ^ Сарна 1966 , с.
  104. ^ Hamilton 1990 , p. 122
  105. ^ Seeley 1991, pp. 228 & 235.
  106. ^ Knight 1990 , p. 175.
  107. ^ Walton 2001, pp. 112–113.
  108. ^ Wenham 2003a , p. 29
  109. ^ Genesis 1:9–1:13
  110. ^ Bandstra 2008 , с. 41
  111. ^ Kissling 2004 , p. 106
  112. ^ Уолтон 2001 , с. 115–116.
  113. ^ Бытие 1: 14–1: 19
  114. ^ Уолш 2001 , с. 37 (сноска 5).
  115. ^ Уолтон 2001 , с. 124
  116. ^ Hamilton 1990 , p. 127
  117. ^ Коллинз 2006 , с. 57
  118. ^ Bandstra 2008 , с. 41-42.
  119. ^ Уолтон 2003 , с. 158–59.
  120. ^ Бытие 1: 20–1: 23
  121. ^ Walton 2003 , p. 160.
  122. ^ Бытие 1: 24–31
  123. ^ Walton 2001 , p. 127
  124. ^ Дэвидсон 1973 , с. 24
  125. ^ Levenson 2004 , p. 14
  126. ^ Гамильтон 1990 , с. 133-134.
  127. ^ Kvam et al. 1999 , с.
  128. ^ Kline 2016 , с. 13
  129. ^ Альтер 2004 , с. 18–19, 21.
  130. ^ Kline 2016, pp. 13–14.
  131. ^ Collins 2006 , p. 130.
  132. ^ Уолтон 2001 , с. 132.
  133. ^ Rogerson 1991, pp. 19ff.
  134. ^ Knohl 2003 , p. 13
  135. ^ Collins 2006 , p. 78
  136. ^ Genesis 2:1–2:3
  137. ^ Walton 2006, pp. 157–58.
  138. ^ Jump up to: а беременный Stordalen 2000 , с. 473–74.
  139. ^ Kline 2016, pp. 17–18.
  140. ^ Collins 2006 , p. 41, 109.
  141. ^ Van Seters 1998 , p.
  142. ^ Андерсен 1987 , с. 137–40.
  143. ^ Альтер 2004 , с. 20, 22.
  144. ^ Дэвидсон 1973 , с. 31
  145. ^ Levenson 2004 , p. 15
  146. ^ Davidson 1973 , p. 29
  147. ^ Kline 2016 , p. 19
  148. ^ Kooij 2010 , с. 17
  149. ^ Подключение 1990 , с.
  150. ^ Stordalen 2000 , с. 307–10.
  151. ^ Дэвидсон 1973 , с. 33.
  152. ^ Kline 2016 , с. 19–20.
  153. ^ Альтер 2004 , с. 21
  154. ^ Коллинз 2006 , с. 138.
  155. ^ Коллинз 2006 , с. 139
  156. ^ Jump up to: а беременный Галамбуш 2000 , с. 436.
  157. ^ Альтер 2004 , с. 22
  158. ^ Тернер 2009 , с. 20
  159. ^ Гарр 2012 , с. 127
  160. ^ Гастингс 2003 , с. 607
  161. ^ Крамер 1963 , с. 149
  162. ^ Джейкобс 2007 , с. 37
  163. ^ Hugenberger 1988 , p. 184.
  164. ^ Катсос 2023 , с. 15-16.
  165. ^ Van Ruiten 2000 , p. 9
  166. ^ Jump up to: а беременный Kline 1996 , p. 6
  167. ^ Van Ruiten 2000 , p. 10
  168. ^ Молодой 1988 , с. 42–45.
  169. ^ McCabe 2005 , с. 19–67.
  170. ^ Wenham 1987 , с. 39–40.
  171. ^ 2007 .
  172. ^ Берри 2003 .
  173. ^ Batten et al .
  174. ^ Эриксон 1998 , с. 407–408.
  175. Правительство 2020 , с. 408.
  176. ^ Вуд 1990 , с. 323–24.
  177. ^ Дэрил Чарльз 2013 , с. 2-3.
  178. ^ Андерсен 1987 , с.
  179. ^ Waltke 1991 , с. 6–9.
  180. ^ Levenson 2004 , p. 11
  181. ^ Хайерс 1984 , с. 28

Источники

Дальнейшее чтение

Структура интерпретация

Библейские тексты

Месопотамские тексты

Структура интерпретация

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c3e361599df457980705229e9fcd22f__1727097300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/2f/3c3e361599df457980705229e9fcd22f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Genesis creation narrative - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)