Треугольная торговля
Треугольная торговля или треугольная торговля — это торговля между тремя портами или регионами. Трехсторонняя торговля обычно развивается, когда регион имеет экспортные товары, которые не нужны в регионе, из которого поступает его основной импорт . Его использовали для компенсации торгового дисбаланса между различными регионами.
В атлантической работорговле использовалась система трехстороннего трансатлантического обмена, исторически известная как трехсторонняя торговля, которая действовала между Европой, Африкой и Америкой с 16 по 19 века. Европейские рабочие оборудовали суда с рабами и отправляли произведенные европейские товары, принадлежащие торговым компаниям, в Западную Африку для получения рабов, которых они отправляли в Америку, в частности, в Бразилию и на Карибские острова. Во-первых, в Западной Африке купцы продавали или обменивали европейские промышленные товары местным работорговцам в обмен на рабов. Затем команды перевезли рабов и оставшиеся европейские промышленные товары в Америку, где судовые торговцы продавали рабов и европейские промышленные товары владельцам плантаций. Затем торговцы закупали сахар и патоку у владельцев плантаций, а бригады отправляли их в североамериканские колонии (позже США), где купцы продавали оставшиеся запасы европейских промышленных товаров и рабов, а также сахар и патоку с плантаций местным покупателям. а затем закупили североамериканские товары для продажи в Европе, включая табак, сахар, хлопок, ром, рис, пиломатериалы и шкуры животных.
Эта торговля по объему торговли велась в основном с Южной Америкой, где продавалось большинство рабов, но классическим примером, преподанным в исследованиях 20-го века, является колониальная торговля патокой , которая включала окольную торговлю рабами , сахаром (часто в жидкой форме, как патока ), и ром между Западной Африкой , Вест-Индией и северными колониями Британской Северной Америки в 17-18 веках. [ 1 ] [ 2 ] В ходе этой треугольной торговли рабы выращивали сахар, который использовался для приготовления рома, который, в свою очередь, обменивался на большее количество рабов. В этом контуре морской путь на запад из Африки в Вест-Индию (а позже и в Бразилию ) был известен как Средний проход ; его груз состоял из похищенных или недавно купленных африканцев .
В эпоху парусного спорта отдельные маршруты также формировались под сильным влиянием ветров и течений . Например, из основных торговых держав Западной Европы было гораздо легче плыть на запад, пройдя сначала южнее 30° северной широты и достигнув так называемых « пассатов », прибыв таким образом в Карибское море, а не направляясь прямо на запад, в материковая часть Северной Америки . Возвращаясь из Северной Америки, проще всего было следовать за Гольфстримом в северо-восточном направлении по западным ветрам . (Еще до путешествий Христофора Колумба португальцы использовали аналогичный треугольник для плавания на острова Канарские и Азорские , а затем он был расширен вширь.)
Странами, которые контролировали трансатлантический рынок рабов до 18 века с точки зрения количества отправленных рабов, были Великобритания, Португалия и Франция.
Работорговля в Атлантическом треугольнике
[ редактировать ]Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Наиболее исторически значимой трехсторонней торговлей была трансатлантическая работорговля , которая действовала между Европой, Африкой и Америкой с 16 по 19 века. Невольничьи корабли покидали европейские порты (такие как Бристоль и Нант ) и направлялись в африканские порты, загруженные товарами, произведенными в Европе. Там работорговцы покупали порабощенных африканцев путем обмена товаров, а затем отправлялись в Америку через Средний проход, чтобы продать порабощенный груз в европейских колониях . В так называемом «золотом треугольнике» невольничий корабль должен был вернуться в Европу, чтобы снова начать цикл. [ 3 ] Порабощенных африканцев в первую очередь покупали для работы на плантациях для производства ценных товарных культур (таких как сахар , хлопок и табак ), которые пользовались большим спросом в Европе. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Работорговцы из европейских колоний иногда сами отправлялись в Африку, исключая европейскую часть путешествия. [ 9 ] [ 10 ]
Классическим примером является колониальная торговля патокой . Торговцы закупали сахар-сырец (часто в жидкой форме, патоку) на плантациях Карибского бассейна и отправляли его в Новую Англию и Европу, где он продавался винокуренным компаниям, производившим ром. Торговые капиталисты использовали деньги от продажи сахара для покупки рома, мехов и пиломатериалов в Новой Англии, которые их бригады отправляли в Европу. На прибыль от европейских продаж купцы приобретали европейские промышленные товары, включая инструменты и оружие, а на следующем этапе отправляли эти промышленные товары вместе с американским сахаром и ромом в Западную Африку, где обменивали товары на рабов, захваченных местными жителями. властители. Затем бригады перевезли рабов на Карибы и продали их владельцам сахарных плантаций. Деньги от продажи рабов в Бразилии, на Карибских островах и на юге Америки использовались для покупки большего количества сырья, возобновляя цикл. По словам историка Клиффорда Шиптона, путешествие по полному треугольнику занимало в среднем календарный год. [ 11 ]
Первая часть треугольника пролегала от европейского порта к порту в Западной Африке (тогда известному как « Невольничий берег »), куда корабли доставляли товары для продажи и торговли, такие как медь , ткань , безделушки, рабские четки , оружие и боеприпасы . [ 12 ] Когда корабль прибудет, его груз будет продан или обменен на рабов. Порты, которые вывозили этих порабощенных людей из Африки, включают Уиду , Лагос , Анехо (Маленький Попо), Гранд-Попо , Агуэ , Жакин , Порто-Ново и Бадагри . [ 13 ] В этих портах торговали рабами, которых поставляли из африканских общин, племен и королевств, включая Алладу и Уиду , которые позже были захвачены королевством Дагомея . [ 14 ]
На втором этапе корабли совершили путь по Среднему пути из Африки в Новый Свет . Многие рабы умерли от болезней в переполненных трюмах невольничьих кораблей. Когда корабль достиг Нового Света, выживших порабощенных продавали на Карибах или в американских колониях. Затем корабли были подготовлены к их тщательной очистке, осушению и загрузке экспортными товарами для обратного рейса, третьего этапа, в порт приписки. [ 15 ] из Вест-Индии основными экспортными грузами были сахар, ром и патока; из Вирджинии , табака и конопли . Затем корабль вернулся в Европу, чтобы завершить треугольник.
Отдельные корабли обычно не следовали по треугольному маршруту. Невольничьи корабли были построены для перевозки большого количества людей, а не грузов, и различия в продолжительности пересечения Атлантики означали, что они часто прибывали в Америку вне сезона. Таким образом, корабли с рабами часто возвращались в свой порт приписки с любыми товарами, которые были легко доступны в Америке, но с большой частью или всей своей вместимостью с балластом. [ 16 ] [ 17 ] Товарные культуры перевозились в основном отдельным флотом, который плавал только из Европы в Америку и обратно. [ 18 ] В своих книгах Герберт С. Кляйн утверждал, что во многих областях (стоимость торговли, способы транспорта, уровни смертности, доходы и выгоды от торговли для европейцев и «так называемая трехсторонняя торговля») ненаучная литература изображает ситуацию, которую современная историография уже давно опровергла. [ 19 ]
Наконец, даже если идея «треугольной торговли» по сути неверна, атлантическая работорговля была одной из наиболее сложных международных торговых операций, существовавших в современный период. (…) Таким образом, хотя фактическая «треугольная торговля», возможно, и не существовала как значительное развитие для торговых судов, экономические связи между Азией, Европой, Африкой и Америкой явно включали в себя сеть отношений, охватывающую весь земной шар. [ 20 ]
Исследование 2017 года подтверждает гипотезу о том, что экспорт пороха в Африку увеличил трансатлантическую работорговлю: «Увеличение количества пороха на один процент привело в движение пятилетний цикл рабства, который увеличил экспорт рабов в среднем на 50%». и влияние продолжало расти с течением времени». [ 21 ]
Новая Англия
[ редактировать ]Новая Англия также производила ром из карибского сахара и патоки , которые отправляла в Африку, а также в Новый Свет . [ 22 ] Тем не менее, «треугольная торговля», рассматриваемая применительно к Новой Англии, была фрагментарной операцией. По словам историка Клиффорда Шиптона, ни один торговец Новой Англии не завершил последовательный обход полного треугольника, что в среднем занимало календарный год. [ 11 ] Концепция треугольной торговли Новой Англии была впервые предложена, но безрезультатно, в книге Джорджа Х. Мура 1866 года, была подхвачена в 1872 году историком Джорджем К. Мэйсоном и получила полное рассмотрение в лекции американского бизнесмена и историка в 1887 году. Уильям Б. Виден. [ 11 ]
В контексте разрозненной операции, а не последовательной схемы, обширные «фермы» восточного побережья после 1690 года всерьез поддерживали собственность на юге Новой Англии, земельные банки и валюту в рамках плантационного комплекса Большого Карибского моря. Историк Шон Келли исследует «американских работорговцев» девятнадцатого века, потому что «североамериканская трансатлантическая работорговля до 1776 года была, по сути, просто еще одной отраслью транспортной торговли». [ 23 ] [ 24 ] В семнадцатом веке колониальные хартии и королевские уполномоченные препятствовали более ранним попыткам создать в Новой Англии транспортную торговлю, например, со стороны Atherton Trading Company и Джона Халла . Но предложения Пелега Сэнфорда обеспечили основу для реализации «ферм» и перевозчиков. Связи внутри комплекса также будут ослабевать и ослабевать в зависимости от волн войны и ураганов . До 1780 года способствовал сезон ураганов в Атлантике тому, что Новая Англия и Большой Карибский бассейн обходили ограничения на торговлю. Ньюпортские авиаперевозчики, например, снабжали продовольствием голландские, датские и особенно французские плантации в Большом Карибском бассейне, которые периодически превышали скучные британские территории, чтобы компенсировать ураганное сокращение экспорта и импорта. [ 25 ] Периодические судебные процессы и казни известных контрабандистов ослабили королевское эмбарго мирного времени, особенно в ответ на незаконный провоз, а также одобрение Генеральной Ассамблеей Аквиднека как убежища для пиратов. Эти пираты начали расходиться из Ньюпорта между войной королевы Анны и массовыми казнями 1723 года, в результате чего морской порт стал доминирующим транспортным узлом, а Провиденс занял второе место. Британские авианосцы продолжали снабжать плантации за пределами империи. [ 26 ] [ 27 ]
Эмбарго военного времени, которое сократило внешнюю торговлю, в свою очередь, будет стимулировать спекулятивные предприятия, а также земельные и устьевые аукционы племенных заповедников Наррагансетт , находящихся под законодательной (публичной) юрисдикцией, частными трастами, особый тип фидуциарных отношений для субсидирования счетов расходов, регулярных поставок аннуитеты или и то, и другое. Участники торгов на площадке часто были внутренними «составными» лицами. [ 28 ] йомены и рыбаки, [ 29 ] который (по мнению некоторых историков) неправильно понял [ 30 ] доходов, полученных от транспортной торговли, как доход «компетенции». Среди участников торгов также были конкурентоспособные перевозчики во второстепенных морских портах, таких как Провиденс. [ 31 ] Несмотря на довоенный подъем индустриального сельского хозяйства «Большого Северо-Востока», [ 32 ] «Фермы» южной Новой Англии и транспортная торговля [ 33 ] в карибском сахаре , патоке , рисе, кофе, индиго, красном дереве и « бывалых рабах » до 1740 года, [ 34 ] начал рассеиваться к выборам 1800 г. [ 35 ] и в значительной степени превратился в аграрные руины во время войны 1812 года . [ 36 ]
Ньюпорт и Бристоль, штат Род-Айленд , были крупными портами, вовлеченными в колониальную треугольную работорговлю. [ 37 ] Многие крупные купцы и торговцы Ньюпорта участвовали в торговле, тесно сотрудничая с купцами и торговцами в Карибском бассейне и Чарльстоне, Южная Каролина . [ 38 ]
Статистика
[ редактировать ]Согласно исследованиям, предоставленным Университетом Эмори [ 39 ] а также Генри Луи Гейтса-младшего , около 12,5 миллионов рабов были перевезены из Африки в колонии в Северной и Южной Америке. Веб-сайт «Путешествия: база данных Трансатлантической работорговли» собирает данные о прошлой торговле рабами из Африки. Это показывает, что в четверку лучших стран вошли Португалия, Великобритания, Франция и Испания.
Флаг судов с рабами | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место назначения | португальский | Британский | Французский | испанский | Голландский | Американский | датский | Общий |
Португальский Бразилия | 4,821,127 | 3,804 | 9,402 | 1,033 | 27,702 | 1,174 | 130 | 4,864,372 |
Британский Карибский бассейн | 7,919 | 2,208,296 | 22,920 | 5,795 | 6,996 | 64,836 | 1,489 | 2,318,251 |
Французский Карибский бассейн | 2,562 | 90,984 | 1,003,905 | 725 | 12,736 | 6,242 | 3,062 | 1,120,216 |
Испанская Америка | 195,482 | 103,009 | 92,944 | 808,851 | 24,197 | 54,901 | 13,527 | 1,292,911 |
Голландская Америка | 500 | 32,446 | 5,189 | 0 | 392,022 | 9,574 | 4,998 | 444,729 |
Соединенные Штаты | 382 | 264,910 | 8,877 | 1,851 | 1,212 | 110,532 | 983 | 388,747 |
Датская Вест-Индия | 0 | 25,594 | 7,782 | 277 | 5,161 | 2,799 | 67,385 | 108,998 |
Европа | 2,636 | 3,438 | 664 | 0 | 2,004 | 119 | 0 | 8,861 |
Африка | 69,206 | 841 | 13,282 | 66,391 | 3,210 | 2,476 | 162 | 155,568 |
не прибыл | 748,452 | 526,121 | 216,439 | 176,601 | 79,096 | 52,673 | 19,304 | 1,818,686 |
Общий | 5,848,266 | 3,259,443 | 1,381,404 | 1,061,524 | 554,336 | 305,326 | 111,040 | 12,521,339 |
Другие треугольные сделки
[ редактировать ]Термин «трехсторонняя торговля» также относится к множеству других сделок.
- Предполагается, что треугольная торговля имела место между древней Восточной Грецией (и, возможно, Аттикой ), Коммосом и Египтом. [ 40 ]
- Торговая модель, сложившаяся перед американской войной за независимость между Великобританией , колониями Британской Северной Америки и британскими колониями в Карибском бассейне . Обычно это включало экспорт сырых ресурсов, таких как рыба (особенно соленая треска ), сельскохозяйственная продукция или пиломатериалы , из британских североамериканских колоний рабам и плантаторам в Вест-Индии ; сахар и патока из стран Карибского бассейна; и различные промышленные товары из Великобритании. [ 41 ]
- Отгрузка Ньюфаундленда соленой трески и кукурузы из Бостона на британских судах в Южную Европу. [ 42 ] Сюда также входила поставка вина и оливкового масла в Великобританию.
- Новый «сахарный треугольник» возник в 1820-х и 1830-х годах, когда американские корабли доставляли местную продукцию на Кубу , затем привозили сахар или кофе с Кубы на побережье Балтийского моря ( Российскую империю и Швецию ), а затем прутковый железо и коноплю обратно в Новую Англию. [ 43 ]
- Корабли, следовавшие из Британии в Австралию в последней трети XIX века, обнаружили нехватку грузов, которые нужно было отвезти обратно в Великобританию. Поэтому они отвезли уголь из Нового Южного Уэльса в Китай, а затем погрузили чай и шелк и отвезли обратно в Великобританию. Клипер «Фермопилы» был одним из кораблей, следовавших по этому треугольному маршруту. Когда пароходы станут достаточно экономичными, чтобы преодолевать необходимые расстояния, они смогут совершать два рейса в Австралию в год: один возвращается прямо в Великобританию с австралийской шерстью, а другой — через Китай. Это конкурировало с Конференцией Китая и Японии , картелем владельцев пароходов, которые яростно защищали свою торговлю и для этого выиграли ряд судебных дел. [ 44 ] : 123–128
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эмерт, Филлис (1995). Колониальная трехсторонняя торговля: экономика, основанная на человеческих страданиях . Карлайл, Массачусетс: ISBN Discovery Enterprises Ltd. 978-1-878668-48-6 . OCLC 32840704 .
- ^ Мерритт, Дж. Э. (1960). «Треугольная торговля». История бизнеса . 3 (1). Информа Великобритания Лимитед: 1–7. дои : 10.1080/00076796000000012 . ISSN 0007-6791 . S2CID 153930643 .
- ^ Золото, Сьюзан Дадли (2006). США В. Амистад: Мятеж на невольничьем корабле . Маршалл Кавендиш. п. 35 . ISBN 978-0-7614-2143-6 .
- ^ Вебер, Жак. «Работорговля в Нанте с 1763 по 1793 год» (PDF) . Национальный центр научных исследований (на французском языке).
- ^ Виндт, Жерар; Консиль, Жан-Мишель (июнь 2013 г.). «Нант, Бордо и рабовладельческая экономика. В 18 веке города Нант и Бордо извлекли выгоду как из «работорговли», так и из рабовладельческой экономики». Экономические альтернативы . 325 :17–21.
- ^ Морган, Кеннет (2007). Рабство и Британская империя: от Африки до Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 9780191566271 . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Ковалески-Уоллес, APoEE, Элизабет (2006). Британская работорговля и общественная память . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231137140 .
- ^ Ливерпуль и работорговля , Энтони Тибблс, директор Морского музея Мерсисайда.
- ^ About.com: Трансатлантическая работорговля. Архивировано 14 октября 2008 г. в Wayback Machine . По состоянию на 6 ноября 2007 г.
- ^ «Треугольная торговля» . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала 25 ноября 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Кертис, Уэйн (2006–2007). И бутылка рома . Нью-Йорк: Три Риверс Пресс. стр. 117-119 ISBN 978-0-307-33862-4 .
- ↑ Шотландия и отмена работорговли. Архивировано 3 января 2012 г. в Wayback Machine . По состоянию на 28 марта 2007 г.
- ^ Манн, К. (2007). «Архив африканской семьи: Лоусоны из Литтл-Попо/Анехо (Того), 1841–1938». Английский исторический обзор . CXXII (499): 1438–1439. дои : 10.1093/ehr/cem350 . ISSN 0013-8266 .
- ^ Ломбард, Дж (2018). «Королевство Дагомея». Западноафриканские королевства в девятнадцатом веке . Рутледж. стр. 70–92. дои : 10.4324/9780429491641-3 . ISBN 978-0-429-49164-1 . S2CID 204268220 .
- ^ AP Миддлтон, Табачный берег .
- ^ Дюкетт, Николя Дж. (июнь 2014 г.). «Выявление связи между переполненностью судов и смертностью рабов» . Журнал экономической истории . 74 (2): 535–552. дои : 10.1017/S0022050714000357 . ISSN 0022-0507 . S2CID 59449310 .
- ^ Вулф, Брендан (1 февраля 2021 г.). «Невольничьи корабли и средний проход». В Миллере, Патти (ред.). Энциклопедия Вирджиния . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Гуманитарные науки Вирджинии – Библиотека Вирджинии . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Эммер, ПК: Голландцы в атлантической экономике, 1580–1880 гг . Торговля, рабство и эмансипация. Серия сборников исследований Variorum CS614, 1998.
- ^ Кляйн, Герберт С. (1999). Атлантическая работорговля . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-46020-4 .
- ^ Кляйн, Герберт С. Атлантическая работорговля . Издательство Кембриджского университета, 1999. с. 101.
- ^ Уотли, Уоррен С. (2017). «Гипотеза оружейного рабства и британская работорговля XVIII века» (PDF) . Исследования по экономической истории . 67 : 80–104. дои : 10.1016/j.eeh.2017.07.001 .
- ^ «Рабство в Род-Айленде» . Рабство на Севере. По состоянию на 11 сентября 2011 г.
- ^ Келли, Шон М. (30 мая 2023 г.). Американские работорговцы: торговцы, моряки и трансатлантическая торговля в пленах, 1644–1865 гг . Издательство Йельского университета. п. 81. ИСБН 978-0-300-27155-3 .
- ^ Оукс, Джеймс (сентябрь 2023 г.). «Корабли уходят» . Нью-Йоркское обозрение книг . ISSN 0028-7504 .
- ^ Шварц, Стюарт Б. (2016). Море штормов: история ураганов в Большом Карибском бассейне от Колумба до Катрины . Издательство Принстонского университета. стр. 48–49. ISBN 978-0-691-17360-3 .
- ^ Берджесс, Дуглас Р. (2012). «Кризис Хартии и Права: Пиратство и колониальное сопротивление в Род-Айленде семнадцатого века». Журнал социальной истории . 45 (3): 605–622. ISSN 0022-4529 .
- ^ Ханна, Марк Г. (22 октября 2015 г.). Пиратские гнезда и расцвет Британской империи, 1570-1740 гг . Книги прессы UNC. стр. 365–392. ISBN 978-1-4696-1795-4 .
- ^ Бушман, Ричард Лайман (1998). «Рынки и сложные фермы в ранней Америке». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 55 (3): 351–374. ISSN 0043-5597 .
- ^ Кулик, Гэри (1985). «Плотины, рыба и фермеры: защита общественных прав в Род-Айленде восемнадцатого века». Деревня в эпоху капиталистической трансформации: очерки социальной истории сельской Америки . Университет Северной Каролины Press (Чапел-Хилл): 25–50.
- ^ Куликофф, Аллан (1 февраля 2014 г.). От британских крестьян до колониальных американских фермеров . Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press. стр. 104 и 207. ISBN. 978-0-8078-6078-6 .
- ^ Викерс, Дэниел (1990). «Компетентность и конкуренция: экономическая культура в ранней Америке». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 47 (1): 3–29. дои : 10.2307/2938039 . ISSN 0043-5597 . JSTOR 2938039 .
- ^ Рон, Ариэль (2020). Массовый Левиафан: сельскохозяйственная реформа и сельский Север в рабовладельческой республике . Джу Пресс. п. 12. ISBN 978-1-4214-3932-7 .
- ^ Кларк-Пуджара, Кристи (2016). Темная работа: Рабский бизнес в Род-Айленде . Нью-Йорк Пресс. стр. 24–27. ISBN 978-1-4798-7042-4 .
- ^ О'Мэлли, Грегори Э. (2014). Заключительные отрывки: Межколониальная работорговля в Британской Америке, 1619–1807 гг . Книги прессы UNC. п. 213. ИСБН 978-1-4696-1535-6 .
- ^ Кларк-Пуджара, Кристи (2016). Темная работа: Рабский бизнес в Род-Айленде . Нью-Йорк Пресс. п. 90. ИСБН 978-1-4798-7042-4 .
- ^ Тейлор, Алан (2010). Гражданская война 1812 года: американские граждане, британские подданные, ирландские повстанцы и индийские союзники . Альфред А. Кнопф. стр. 31 и 119. ISBN. 978-1-4000-4265-4 .
- ^ «Неправедная торговля» . Журнал Провидения . 12 марта 2006 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ Дойч, Сара (1982). «Неуловимые гвинейцы: работорговцы из Ньюпорта, 1735–1774». Ежеквартальный журнал Новой Англии . 55 (2): 229–253. дои : 10.2307/365360 . JSTOR 365360 .
- ^ Работорговли , Трансатлантическая работорговля - оценки
- ^ Джонс, Дональд В.; Археологический институт Америки; Пенсильванский университет. Университетский музей (2000). «Внешние связи Крита в раннем железном веке» . Внешние отношения Крита раннего железного века, 1100–600 гг . до н.э. п. 97. ИСБН 9780924171802 .
- ^ Курланский, Марк . Треска: Биография рыбы, изменившей мир . Нью-Йорк: Уокер, 1997. ISBN 0-8027-1326-2 .
- ^ Морган, Кеннет. Бристоль и атлантическая торговля в восемнадцатом веке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1993. ISBN 0-521-33017-3 . стр. 64–77.
- ^ Крис Эванс и Йоран Риден, Балтийское железо в атлантическом мире в восемнадцатом веке : Брилл, 2007 ISBN 978-90-04-16153-5 , 273.
- ^ Кинг, Питер (2017). «Абердинская линия»: несравненное судоходное предприятие Джорджа Томпсона-младшего . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-0-7509-7851-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- База данных Трансатлантической работорговли , портал данных, касающихся истории трехсторонней торговли трансатлантических работорговческих рейсов.
- Отчет Руководящего комитета Университета Брауна по вопросам рабства и правосудия