Jump to content

Проблема демаркации

(Перенаправлено с «Проблемы демаркации »)

В философии науки и эпистемологии является проблемой демаркации вопрос о том, как отличить науку от ненауки . [ 1 ] Он также исследует границы между наукой, лженаукой и другими продуктами человеческой деятельности, такими как искусство , литература и верования . [ 2 ] [ 3 ] Дебаты продолжаются после более чем двух тысячелетий диалога между философами науки и учеными в различных областях. [ 4 ] [ 5 ] Дебаты имеют последствия для того, что можно назвать «научными» в таких темах, как образование и государственная политика . [ 6 ] : 26, 35 

Раннюю попытку демаркации можно увидеть в попытках греческих натурфилософов и практиков-медиков отличить свои методы и описания природы от мифологических или мистических представлений их предшественников и современников. [ 7 ]

Аристотель подробно описал, что значит иметь научное знание чего-либо. Чтобы быть научным, говорил он, нужно иметь дело с причинами, нужно использовать логические доказательства и нужно идентифицировать универсалии, которые «присущи» частностям смысла. Но прежде всего, чтобы иметь науку, нужно иметь аподиктическую уверенность . Это последняя черта, которая, по мнению Аристотеля, наиболее ярко отличала научный способ познания. [ 2 ]

- Ларри Лаудан , «Конец проблемы демаркации» (1983).

ГЕР Ллойд отметил, что в некотором смысле группы, занимающиеся различными формами исследования природы, пытаются «узаконить свои собственные позиции». [ 8 ] предъявляя «претензии на новый вид мудрости… которая призвана обеспечить высшее просвещение и даже превосходящую практическую эффективность». [ 9 ] медики Авторы- гиппократовской традиции утверждали, что их дискуссии основывались на демонстрации логической необходимости — теме, развитой Аристотелем в его «Апостериорной аналитике» . [ 10 ] Одним из элементов этой полемики для науки было требование ясного и недвусмысленного изложения аргументов, отказ от образов, аналогий и мифов старой мудрости. [ 11 ] Некоторые из заявленных ими натуралистических объяснений явлений оказались весьма причудливыми и мало опирающимися на реальные наблюдения. [ 12 ]

Цицерона В «De Divinatione» имплицитно использованы пять критериев научного разграничения, которые также используются современными философами науки. [ 13 ]

Логический позитивизм

[ редактировать ]

Логический позитивизм , сформулированный в 1920-х годах, представляет собой идею о том, что только утверждения о фактах или логических отношениях между понятиями имеют смысл. Все остальные утверждения лишены смысла и называются « метафизикой » (см. теорию проверяемости значения, также известную как верификационизм ).

По словам А. Дж. Айера , метафизики делают заявления, которые утверждают, что обладают «знанием реальности, которая [превосходит] феноменальный мир». [ 14 ] Айер, член Венского кружка и известный английский логик-позитивист, утверждал, что делать какие-либо утверждения о мире за пределами непосредственного чувственного восприятия невозможно. [ 15 ] Это потому, что даже первые предпосылки метафизиков обязательно начинаются с наблюдений, сделанных посредством чувственного восприятия. [ 15 ]

Айер подразумевал, что разграничение происходит, когда утверждения становятся «фактически значимыми». [ 15 ] Чтобы быть «фактически значимым», утверждение должно быть проверяемым. [ 15 ] Чтобы быть проверяемым, утверждение должно быть проверяемым в наблюдаемом мире или в фактах, которые можно вывести из «полученного опыта». [ 15 ] Это называется критерием «проверяемости». [ 15 ]

Это различие между наукой, которая, по мнению Венского кружка, обладала эмпирически проверяемыми утверждениями, и тем, что они уничижительно называли «метафизикой», у которой таких утверждений не было, можно рассматривать как представляющее другой аспект проблемы демаркации. [ 16 ] Логический позитивизм часто обсуждается в контексте разграничения науки и ненауки или лженауки. Однако «предложения верификационистов преследовали цель решить совершенно другую демаркационную проблему, а именно проблему между наукой и метафизикой». [ 17 ]

Фальсифицируемость

[ редактировать ]

Карл Поппер считал демаркацию важной проблемой философии науки. Поппер формулирует проблему демаркации следующим образом:

Проблему нахождения критерия, который позволил бы нам провести различие между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой и логикой, а также «метафизическими» системами — с другой, я называю проблемой демаркации ». [ 18 ]

Фальсифицируемость — это демаркационный критерий, предложенный Поппером в противовес верификационизму: «утверждения или системы утверждений, чтобы считаться научными, должны быть способны вступать в противоречие с возможными или мыслимыми наблюдениями». [ 19 ]

Против проверяемости

[ редактировать ]

Поппер отверг решения проблемы демаркации, основанные на индуктивных рассуждениях , и поэтому отверг логико-позитивистские ответы на проблему демаркации. [ 18 ] Он утверждал, что логически-позитивисты хотят провести демаркацию между метафизическим и эмпирическим, потому что они верят, что эмпирические утверждения имеют смысл, а метафизические - нет. В отличие от Венского кружка, Поппер заявил, что его предложение не является критерием «значимости».

Критерий демаркации Поппера подвергался критике как за исключение законной науки... и за то, что он придавал некоторым псевдонаукам статус научных... По словам Ларри Лаудана (1983, 121), он "имеет нежелательные последствия, заключающиеся в признании "научными" всех чудаковатое заявление, в котором содержатся заведомо ложные утверждения». Астрология, которую Поппер справедливо воспринимает как необычайно ясный пример лженауки, на самом деле была проверена и полностью опровергнута... Точно так же основные угрозы научному статусу психоанализа, еще одной из его основных целей, исходят не от утверждений, что его невозможно проверить, но на основании заявлений о том, что он был протестирован и не прошел тесты. [ 19 ]

- Свен Уве Ханссон , Стэнфордская энциклопедия философии , «Наука и псевдонаука»

Поппер утверждал, что Юма проблема индукции показывает, что невозможно сделать значимые универсальные утверждения на основе любого количества эмпирических наблюдений. [ 20 ] Следовательно, эмпирические утверждения не более «проверяемы», чем метафизические утверждения.

Это создает проблему для демаркации, которую позитивисты хотели определить между эмпирическим и метафизическим. По их собственному «критерию проверяемости», утверждал Поппер, эмпирическое включается в метафизическое, и демаркация между ними перестает существовать.

Решение проблемы фальсифицируемости

[ редактировать ]

В более поздних работах Поппер заявил, что фальсифицируемость является одновременно необходимым и достаточным критерием демаркации. Он описал фальсифицируемость как свойство «логической структуры предложений и классов предложений», благодаря которому научный или ненаучный статус утверждения не меняется со временем. Это было резюмировано как утверждение, которое можно фальсифицировать «тогда и только тогда, когда оно логически противоречит некоторому (эмпирическому) предложению, описывающему логически возможное событие, которое было бы логически возможно наблюдать». [ 19 ]

Куновский постпозитивизм

[ редактировать ]

Томас Кун , американский историк и философ науки, часто ассоциируется с тем, что называется постпозитивизмом или постэмпиризмом . В своей книге 1962 года «Структура научных революций » Кун разделил процесс занятия наукой на два разных направления, которые он назвал нормальной наукой и экстраординарной наукой (иногда известной как «революционная наука»), последняя из которых вводит новую « парадигму ». которая решает новые проблемы, продолжая при этом предлагать решения проблем, решенных предыдущей парадигмой. [ 19 ]

Наконец, и это на данный момент моя главная мысль, внимательный взгляд на научную деятельность показывает, что это нормальная наука, в которой сэр Карл не происходит такого рода испытаний, как , а не экстраординарная наука, которая наиболее сильно отличает науку от других предприятий. . Если критерий демаркации существует (мы не должны, я думаю, искать резкий или решающий критерий), то он может лежать как раз в той части науки, которую сэр Карл игнорирует.

- Томас С. Кун , «Логика открытий или психология исследования?», в «Критике и росте знаний» (1970), под редакцией Имре Лакатоса и Алана Масгрейва.

Взгляд Куна на демаркацию наиболее ярко выражен в его сравнении астрономии с астрологией. С древних времен астрономия была деятельностью по решению головоломок и, следовательно, наукой. Если предсказание астронома не удавалось, то это была загадка, которую он мог надеяться решить, например, с помощью дополнительных измерений или корректировок теории. Напротив, у астролога не было подобных загадок, поскольку в этой дисциплине «особые неудачи не порождали исследовательских загадок, поскольку ни один человек, каким бы опытным он ни был, не мог использовать их в конструктивной попытке пересмотреть астрологическую традицию»… Поэтому По мнению Куна, астрология никогда не была наукой. [ 19 ]

Поппер раскритиковал критерий демаркации Куна, заявив, что астрологи занимаются решением головоломок, и поэтому критерий Куна признал астрологию наукой. Он заявил, что критерий Куна приводит к «серьезной катастрофе… [] замене рационального критерия науки социологическим». [ 19 ]

Фейерабенд и Лакатос

[ редактировать ]

Работа Куна во многом поставила под сомнение демаркацию Поппера и подчеркнула человеческое, субъективное качество научных изменений. Пол Фейерабенд был обеспокоен тем, что сам вопрос демаркации был коварным: наука сама по себе не нуждалась в критерии демаркации, но вместо этого некоторые философы стремились оправдать особое положение власти, с помощью которого наука могла доминировать в общественном дискурсе. [ 21 ] Фейерабенд утверждал, что наука на самом деле не является чем-то особенным ни с точки зрения ее логики, ни с точки зрения метода, и никакие претензии ученых на особый авторитет не могут быть подтверждены. Он утверждал, что в истории научной практики не может быть найдено ни одного правила или метода, которые не были бы нарушены или обойдены в какой-то момент с целью развития научных знаний. И Имре Лакатос , и Фейерабенд предполагают, что наука не является автономной формой рассуждения, а неотделима от более широкой совокупности человеческих мыслей и исследований. [ нужна ссылка ]

Пол Р. Тагард предложил еще один набор принципов, чтобы попытаться преодолеть эти трудности, и заявил, что обществу важно найти способ сделать это. Согласно методу Тагарда, теория не является научной, если она удовлетворяет двум условиям: [ 22 ]

  1. Эта теория на протяжении длительного периода времени была менее прогрессивной, чем альтернативные теории, и имела множество нерешенных проблем; и...
  2. Сообщество практиков мало пытается развивать теорию для решения проблем, не проявляет заботы о попытках оценить теорию по сравнению с другими и избирательно рассматривает подтверждения и опровержения.

Тагард уточнил, что иногда теории какое-то время будут просто «бесперспективными», прежде чем они действительно заслужат звание лженауки. В качестве примера он привел астрологию: она находилась в застое по сравнению с достижениями физики в 17 веке и только позже стала «лженаукой» с появлением альтернативных объяснений, предоставленных психологией в 19 веке.

Тагард также заявил, что его критерии не следует интерпретировать настолько узко, чтобы допускать умышленное игнорирование альтернативных объяснений, или настолько широко, чтобы обесценивать нашу современную науку по сравнению с наукой будущего. Его определение носит практический характер и обычно направлено на то, чтобы отличить псевдонауку от областей исследований, которые находятся в застое и не имеют активных научных исследований.

Взгляды некоторых историков

[ редактировать ]

Многих историков науки интересует развитие науки от ее первоначальных истоков; следовательно, они определяют науку в достаточно широких терминах, чтобы включить ранние формы естественных знаний. В статье о науке в одиннадцатом издании учёный Британской энциклопедии и историк Уильям Сесил Дампьер Уэтэм определил науку как «упорядоченное знание природных явлений и отношений между ними». [ 23 ] В своем исследовании греческой науки Маршалл Кладжетт определил науку как «во-первых, упорядоченное и систематическое понимание, описание и/или объяснение природных явлений и, во-вторых, [математические и логические] инструменты, необходимые для этого предприятия». [ 24 ] Подобное определение появилось совсем недавно в Дэвидом Пингри исследовании ранней науки : «Наука представляет собой систематическое объяснение воспринимаемых или воображаемых явлений или же основана на таком объяснении. Математика находит место в науке только как один из символических языков». в котором могут быть выражены научные объяснения». [ 25 ] Эти определения имеют тенденцию подчеркивать предмет науки, а не ее метод, и с этой точки зрения философская задача установить демаркацию между наукой и ненаукой становится «проблемной, если не бесполезной». [ 26 ]

Ларри Лаудан после изучения различных исторических попыток установить демаркационный критерий пришел к выводу, что «философия не смогла принести пользу» в своих попытках отличить науку от ненауки — отличить науку от псевдонауки. Ни одна из прошлых попыток не была принята большинством философов, и, по его мнению, они не должны быть приняты ни ими, ни кем-либо еще. Он заявил, что многие обоснованные убеждения не являются научными и, наоборот, многие научные гипотезы не являются обоснованными. Он также заявил, что критерии демаркации исторически использовались как механизмы борьбы в полемических спорах между «учеными» и «псевдоучеными». Приведя ряд примеров из повседневной практики футбола и столярного дела, а также из ненаучных исследований, таких как литературная критика и философия, он считал вопрос о том, является ли убеждение хорошо обоснованным или нет, более практически и философски значимым, чем вопрос о том, является ли оно научным. или нет. По его мнению, демаркация между наукой и ненаукой была псевдопроблемой, которую лучше всего было бы заменить исследованием различия между надежным и ненадежным знанием, не утруждая себя вопросом, является ли это знание научным или нет. Он оставил такие фразы, как «псевдонаука» или «ненаучное», в риторике политиков и социологов. [ 2 ]

После Лаудана

[ редактировать ]

Другие не согласились с Лауданом. Себастьян Лутц, например, утверждал, что демаркация не должна быть единственным необходимым и достаточным условием, как предполагал Лаудан. [ 2 ] Скорее, рассуждения Лаудана в лучшем случае устанавливают, что должен быть один необходимый критерий и один, возможно, другой достаточный критерий. [ 27 ]

Были предложены различные типологии или таксономии наук и ненаук, достоверных знаний и иллюзорных знаний. [ 28 ] Ян Хакинг , Массимо Пильуччи и другие отметили, что наука в целом соответствует Людвига Витгенштейна концепции семейного сходства . [ 29 ] [ 30 ]

Другие критики выступали за несколько критериев демаркации. [ 31 ] некоторые полагают, что должен быть один набор критериев для естественных наук, другой набор критериев для социальных наук, а утверждения, связанные со сверхъестественным, могут иметь набор псевдонаучных критериев. [ 6 ] Антрополог Шон М. Рафферти из Университета Олбани, SUNY, в своей книге «Мизантропология: наука, лженаука и изучение человечества» противопоставляет науку и псевдонауку в своей дисциплине следующим образом:

[E] Даже для тех подполей, где существует значительный элемент интерпретации, эти интерпретации по-прежнему основаны на вещественных доказательствах и ограничиваются ими. А интерпретации всегда предварительны, ожидая возможного опровержения противоречивыми доказательствами... Лженаука, напротив, пренебрегает доказательствами. Псевдоученый заранее приходит к предпочтительному выводу, а затем выбирает доказательства, часто вырванные из какого-либо соответствующего контекста, чтобы обеспечить предполагаемую поддержку своих выводов. Часто предвзятое заключение оправдывает некую идентичность или идеологию. Противоречивые доказательства отмахиваются или игнорируются, и в крайнем случае всегда можно заявить о заговоре с целью подавления псевдонаучных идей. [ 32 ]

Значение

[ редактировать ]

Что касается естественнонаучного образования , Майкл Д. Гордин писал:

Каждому учащемуся государственных или частных школ требуется несколько лет изучения естественных наук, но лишь небольшая часть из них делает карьеру в науке. Остальных мы учим науке так много, чтобы они поняли, что значит быть ученым, и, будем надеяться, стали научно грамотными и применили некоторые из этих уроков в своей жизни. Для таких студентов существенен миф о яркой линии разграничения. [ 33 ] : 220 

Обсуждения проблемы демаркации затрагивают риторику науки и способствуют критическому мышлению , что важно для демократии. [ 6 ] : 35  Например, Гордин заявил: «Демаркация остается необходимой для чрезвычайно высоких политических ставок отрицания изменения климата и других маргинальных антирегулирующих доктрин». [ 33 ] : 225 

Философ Герберт Кейт [ де ] отмечал:

Возможно, самая важная функция разграничения между наукой и ненаукой состоит в том, чтобы отказать политическим и религиозным властям в праве выносить обязательные суждения об истинности определенных фактов. [ 34 ]

Забота о правильном питании человека привела к появлению в 1942 году следующей заметки:

Если нашим мальчикам и девочкам предстоит столкнуться с поверхностными и зачастую неинформативными заявлениями о науке и медицине, сделанными по радио и в ежедневной прессе, желательно, если не необходимо, внести коррективы в виде точной фактической информации. предоставляться в школах. Хотя это не призыв к учителям химии сразу же ввести изучение белков в свои учебные программы, это предложение, чтобы они, по крайней мере, информировались и были готовы отвечать на вопросы и противодействовать последствиям дезинформации . [ 35 ]

Проблему демаркации сравнивают с проблемой отличия фейковых новостей от реальных новостей, которая стала заметной во время президентских выборов в США в 2016 году . [ 36 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Резник, Дэвид Б. (2000). «Прагматический подход к проблеме демаркации». Исследования по истории и философии науки . Часть А. 31 (2): 249–267. Бибкод : 2000ШПСА..31..249Р . дои : 10.1016/S0039-3681(00)00004-2 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Лаудан, Ларри (1983), «Упадок проблемы демаркации» , в Коэне, RS; Лаудан Л. (ред.), Физика, философия и психоанализ: очерки в честь Адольфа Грюнбаума , Бостонские исследования по философии науки, том. 76, Дордрехт: Д. Рейдель, стр. 111–127, ISBN.  90-277-1533-5 . Альтернативный источник: [1]
  3. ^ Лакатос, И.; Фейерабенд, П.; Моттерлини, М. (1999). За и против метода: включая лекции Лакатоса о научном методе и переписку Лакатоса-Фейерабенда . Издательство Чикагского университета. п. 20. ISBN  9780226467740 . LCCN   99013581 . Проблему демаркации можно сформулировать следующим образом: что отличает науку от лженауки? Это крайняя формулировка, поскольку более общая проблема, называемая обобщенной проблемой демаркации, на самом деле является проблемой оценки научных теорий и пытается ответить на вопрос: когда одна теория лучше другой?
  4. ^ Гауч, Хью Дж. младший (2003). Научный метод на практике . стр. 3–7. ISBN  978-0-521-81689-2 .
  5. ^ Обложка, Дж.А.; Курд, Мартин, ред. (1998). Философия науки: центральные проблемы . WW Нортон. стр. 1–82. ISBN  978-0-393-97175-0 .
  6. ^ Jump up to: а б с Пильуччи, Массимо ; Будри, Мартен , ред. (2013). Философия лженауки: новый взгляд на проблему демаркации . Чикаго: Издательство Чикагского университета . дои : 10.7208/Чикаго/9780226051826.001.0001 . ISBN  9780226051796 . OCLC   824088394 .
  7. ^ Ллойд, Германия (1983), Наука, фольклор и идеология: исследования в области наук о жизни в Древней Греции , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 79–80, ISBN.  0-521-27307-2 Столкнувшись с... конкуренцией со стороны множества более или менее эксплуататорских соперничающих целителей, врачи, ответственные за многие или большинство трактатов Гиппократа, объединяются, по крайней мере, в своем желании превратить практику врачевания в τἐχνη. ... [Не] они не только в большинстве случаев отвергают вмешательство священников и пророков, но и критикуют многие современные практики и предположения.
  8. ^ Ллойд, Германия (1983), Наука, фольклор и идеология: исследования в области наук о жизни в Древней Греции , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 215, ISBN  0-521-27307-2
  9. ^ Ллойд, Германия (1986), Революция мудрости: исследования утверждений и практики древнегреческой науки , Sather Classical Lectures, vol. 52, Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, стр. 117–118, ISBN.  0-520-06742-8
  10. ^ Ллойд, Германия (1986), Революция мудрости: исследования утверждений и практики древнегреческой науки , Sather Classical Lectures, vol. 52, Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, стр. 141–147, ISBN.  0-520-06742-8
  11. ^ Ллойд, Германия (1986), Революция мудрости: исследования утверждений и практики древнегреческой науки , Sather Classical Lectures, vol. 52, Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, стр. 213–214, ISBN.  0-520-06742-8
  12. ^ Ллойд, Германия (1979), Магическая причина и опыт: исследования происхождения и развития греческой науки , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 15–27 , ISBN  0-521-29641-2
  13. ^ Фернандес-Беанато, Дамиан (2020). «Демаркация науки Цицероном: отчет об общих критериях». Исследования по истории и философии науки . Часть A. 83 : 97–102. Бибкод : 2020ШПСА..83...97Ф . дои : 10.1016/j.shpsa.2020.04.002 . ПМИД   32958286 . S2CID   216477897 .
  14. ^ Уотлинг, Джон (январь 1967 г.). «Классика аналитической философии. Роберт Р. Аммерман. (McGraw-Hill. 1965. Стр. 413. Цена 2 фунта 12 шиллингов)». Философия . 42 (159): 95. дои : 10.1017/s0031819100000954 . ISSN   0031-8191 . S2CID   170790018 .
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Айер, Эй Джей (1936). «Язык, истина и логика» . Природа . 138 (3498): 13–29. Бибкод : 1936Natur.138..823G . дои : 10.1038/138823a0 . S2CID   4121089 .
  16. ^ Грейлинг, AC., Витгенштейн: очень краткое введение , Oxford University Press, 2001, стр. 67–68.
  17. ^ Ханссон, Свен Уве (2008). «Наука и псевдонаука» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2008 г.). 4.1. Логические позитивисты.
  18. ^ Jump up to: а б Поппер, Карл (4 ноября 2005 г.). Логика научных открытий (2-е изд.). Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780203994627 . ISBN  9780203994627 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Ханссон, Свен Уве (2008). «Наука и псевдонаука» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2008 г.). 4.2 Фальсификационизм.
  20. ^ Хьюм, Дэвид (4 сентября 2018 г.). Исследование о человеческом понимании . Студия. ISBN  9788027246601 . OCLC   1055285629 .
  21. ^ Тейлор, Калифорния (1996). Определение науки: риторика демаркации . Риторика серии «Гуманитарные науки». Университет Висконсина Пресс. п. 41. ИСБН  9780299150341 . LCCN   96000180 .
  22. ^ Тагард, Пол Р. (1978), «Почему астрология - это лженаука», PSA: Proceedings of the Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association , 1978 : 223–234, doi : 10.1086/psaprocbienmeetp.1978.1.192639 , S2CID   147050929
  23. ^ "Наука" . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). 1911.
  24. ^ Кладжетт, Маршалл (1963), Греческая наука в древности , Нью-Йорк: Collier Books, стр. 4
  25. ^ Пингри, Дэвид (1992), «Элленофилия против истории науки», Isis , 83 (4): 554–563, Бибкод : 1992Isis...83..554P , doi : 10.1086/356288 , S2CID   68570164
  26. ^ Маккласки, Стивен К. (2005), «Различные астрономии, разные культуры и вопрос культурного релятивизма», в «Фонтане», Джон В.; Синклер, Рольф М. (ред.), Современные исследования в области археоастрономии: беседы во времени и пространстве , Дарем, Северная Каролина: Carolina Academic Press, стр. 71, ISBN  0-89089-771-9
  27. ^ Лутц, Себастьян (2011), «О якобы существенной особенности критериев демаркации науки» (PDF) , The Reasoner , 5 (8): 125–126, заархивировано из оригинала (PDF) 9 ноября 2012 г.
  28. ^ Например: Манер, Мартин (2007). «Отделение науки от ненауки». В Койперсе, Тео А.Ф. (ред.). Общая философия науки: актуальные проблемы . Справочник по философии науки. Амстердам: Северная Голландия. стр. 515–575. дои : 10.1016/B978-044451548-3/50011-2 . ISBN  978-0444515483 . OCLC   123374590 . См. рисунки 2, 3 и 4, на которых показаны различные взаимоотношения науки, ненауки, иллюзорного знания (паранауки), обычного знания и достоверного знания.
  29. ^ Ирзик, Гюрол; Нола, Роберт (июль 2011 г.). «Подход по семейному сходству к природе науки для научного образования» . Наука и образование . 20 (7): 591–607. Бибкод : 2011Sc&Ed..20..591I . дои : 10.1007/s11191-010-9293-4 . S2CID   18651223 .
  30. ^ Пильуччи, Массимо (2013). «Проблема демаркации: (запоздалый) ответ Лаудану» . В Пильуччи, Массимо; Будри, Мартен (ред.). Философия лженауки: новый взгляд на проблему демаркации . Чикаго: Издательство Чикагского университета . стр. 9–28. дои : 10.7208/Чикаго/9780226051826.003.0002 . ISBN  9780226051796 . OCLC   824088394 . См. рисунки 1.2 и 1.3.
  31. ^ Фернандес-Беанато, Дамиан (2020). «Многокритериальный подход к проблеме демаркации» . Журнал общей философии науки . 51 (3): 375–391. дои : 10.1007/s10838-020-09507-5 .
  32. ^ Рафферти, Шон (2023). Мизантропология: наука, лженаука и изучение человечества . Нью-Йорк (Нью-Йорк): Рутледж. п. 2. ISBN  978-1-032-23177-8 .
  33. ^ Jump up to: а б Гордин, Майкл Д. (2015). «Миф 27. О том, что четкая демаркационная линия отделила науку от лженауки». В цифрах, Рональд Л .; Кампуракис, Костас (ред.). Яблоко Ньютона и другие мифы о науке . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 219–225. дои : 10.4159/9780674089167-029 . ISBN  9780674967984 . OCLC   906121832 .
  34. ^ Койт, Герберт (2004) [Опубликовано на немецком языке в 2000 г.]. «Для чего нужна демаркация?». Философия Карла Поппера (1-е английское изд.). Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 50 . ISBN  9780521548304 . OCLC   54503549 .
  35. ^ Хьюберт Брэдфорд Викери (1942) «Либих и белки», Журнал химического образования , цитата со страницы 79, два : 10.1021/ed019p73
  36. ^ ЛеВайн, Майкл В. (2016): «Наука имеет опыт борьбы с фейковыми новостями — и Facebook следует принять это к сведению» , Мик
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50d85f02d10cd44af468436259beb0e4__1706033400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/e4/50d85f02d10cd44af468436259beb0e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Demarcation problem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)