Сценарий мандомбе
Мандомбе | |
---|---|
![]() | |
Тип сценария | |
Создатель | Радио Плата |
Период времени | 1978 – настоящее время |
Направление | Слева направо ![]() |
Языки | Английский , английский , английский Tshiluba , суахили |
Связанные скрипты | |
Родительские системы | Искусственный сценарий
|

Мандомбе или Мандомбе — сценарий, предложенный в 1978 году в Мбанза-Нгунгу в Нижнее Конго провинции Демократической Республики Конго Вабеладио Пайи , который рассказал, что он был открыт ему во сне Симоном Кимбангу , пророком кимбангуистов . Церковь . Мандомбе основан на священных формах. и
и предназначен для написания африканских языков, таких как киконго , а также четырех национальных языков Конго, киконго я лета , лингала , тшилуба и суахили , хотя в нем недостаточно гласных для написания лингала, что полностью означает, что это алфавит семи банту. Его преподают в кимбангистских церковных школах в Анголе, Республике Конго и Демократической Республике Конго, однако он не является официальным сценарием ни для одной страны. Его также продвигает Кимбангистский центр негро-африканской литературы (CENA). Академия Мандомбе в CENA в настоящее время работает над расшифровкой сценария на других африканских языках. [1] Он был классифицирован как третий по жизнеспособности коренной письменности среди недавних коренных западноафриканских письменностей, уступая только слоговому письму Вай и алфавиту Нко . [2]
Было сделано предварительное предложение включить этот скрипт в комбинированную кодировку символов ISO 10646 / Unicode . [3] Пересмотренное предложение Unicode было написано в феврале 2016 года Андреем Ровенчаком, Хельмой Паш, Чарльзом Райли и Нандефо Робертом Вази.
Структура
[ редактировать ]В мандомбе есть согласные и гласные буквы, которые объединены в слоговые блоки, как в хангыле . Все буквы имеют форму квадрата S или 5. Шесть гласных различаются цифрами, добавленными справа от 5-образной формы. Согласные делятся на четыре «группы» или формы, которые различаются добавлением короткой черточки к 5-образной форме для трех групп; и на четыре «семейства» или ориентации, которые отличаются отражением и вращением форм букв. Четыре семейства согласных прикреплены к одному и тому же углу гласной, которая отражается или поворачивается в соответствии с согласной, так что согласная находится в разных углах слогового блока в зависимости от ее ориентации. В отличие от стенографии Питмана , которая также различает согласные путем вращения, в мандомбе группы и семейства не образуют естественных классов, за исключением пятой группы фрикативов и аффрикатов, образованных путем инвертирования одной из четырех основных групп. Последовательности гласных и носовые гласные создаются с помощью диакритических знаков, а преназализованные согласные - с помощью префиксов. n (основная 5-образная форма) и группы согласных, вставляя согласную между двумя частями гласной (между 5-образной формой и дополнительными штрихами).
гласные
[ редактировать ]Гласные буквы состоят из двух частей: основная 5-форма письма Мандомбе плюс цифра или — в случае ü ( / y / ) — путем изменения основной гласной буквы u . Гласная 1 — это i , гласная 2 u , гласная 3 e , гласная 4 o и гласная 5 a .
Гласная самостоятельно может записываться индивидуально и образовывать слог . в последовательности гласных или дифтонге Однако диакритический знак используется для второй гласной или части гласной. То есть lio (два слога) пишется li плюс диакритический знак для o , а mwa (один слог) пишется mu плюс диакритический знак для a . Диакритические знаки ставятся в конце последнего удара гласной. существует диакритический знак Хотя для u , последовательности, оканчивающиеся на u, обычно записываются как два полных слога, второй из которых — wu . Эта стратегия, очевидно, используется и в некоторых других случаях вместо использования диакритических знаков. [ нужна ссылка ]
Латиница | Мандомбе | Состав | Диакритический знак |
---|---|---|---|
я | ![]() | ![]() ![]() | ![]() |
в | ![]() | ![]() ![]() | ? |
и | ![]() | ![]() ![]() | ![]() |
тот | ![]() | ![]() ![]() | ![]() |
а | ![]() | ![]() ![]() | ![]() |
Ü это . У него нет диакритического знака.
Группы и семейства согласных
[ редактировать ]Существует четыре основных формы согласных . Каждая форма (основной символ) может отражаться по горизонтали, вертикали или по обеим сторонам, обозначая другую согласную; образованные таким образом четыре согласных считаются группой, а отраженные таким же образом согласные — семейством. Эти согласные соединяются с гласными, которые отражаются аналогичным образом, образуя слоги.
- Семья 1
- Согласная основной направленности присоединяется слева внизу от гласной.
- Семья 2
- Согласная плюс гласная отражается как горизонтально, так и вертикально (повернуто на 180 °).
- Семья 3
- Согласная плюс гласная отражается горизонтально.
- Семья 4
- Согласная плюс гласная отражается вертикально.
Диакритические знаки гласных отражаются вместе с основной гласной.
Использование геометрической трансформации также присутствует в стенографии Питмана и слоговом письме канадских аборигенов , хотя согласные мандомбе в одной и той же группе, похоже, не имеют каких-либо фонологических отношений (за исключением пятой группы, называемой mazita ma zindinga , в которой все согласные являются аффрикатами и фрикативами ). .
Примеры
[ редактировать ]Согласный | Семья 1 | Семья 2 | Семья 3 | Семья 4 |
---|---|---|---|---|
![]() Группа 1 | ![]() н а | ![]() в а | ![]() это | ![]() т а |
![]() Группа 2 | ![]() быть | ![]() dиз | ![]() ж е | ![]() г е |
![]() Группа 3 | ![]() к о | ![]() м о | ![]() lэто | ![]() p o |
![]() Группа 4 | ![]() я | ![]() р я | ![]() з я | ![]() да да |
Мазита ма динги | ![]() вот и все | ![]() диджей ты | ![]() тссс ты | ![]() да u |
Сложные персонажи
[ редактировать ]- Преназализация согласных обозначается с вариацией на
(n) отделен от гласной. Он всегда присоединяется к согласному телу, иначе некоторые знаки можно было бы прочитать более чем одним способом.
- Назализация гласной обозначается присоединенным диакритическим знаком:
.
- Если
помещается между двумя отдельными частями гласного глифа, он представляет собой промежуточный /r/.
Примеры сложных слогов
[ редактировать ]Тоны
[ редактировать ]Высокий тон | ![]() | пыль |
Цифры
[ редактировать ]Цифра 1 напоминает арабскую цифру 1, а цифры 2–5 основаны на этой форме. 6 и 9 — квадратные версии арабских 6 и 9, а 7–8 образованы их отражением.
1–5 также являются формами, используемыми для гласных iueo a.
цифра | Мандомбе |
---|---|
0 | ![]() |
1 | ![]() |
2 | ![]() |
3 | ![]() |
4 | ![]() |
5 | ![]() |
6 | ![]() |
7 | ![]() |
8 | ![]() |
9 | ![]() |
Пунктуация
[ редактировать ]Точка используется как разделитель слов для разделения слов.
Пунктуация соответствует латинице. Запятая имеет вид короткой строки, , точка, повернутая ви,
, как и диакритический знак для o , а также их комбинации двоеточия и точки с запятой (точка с запятой î, двойное двоеточие
). Восклицательный знак похож на лямбду, λ, а вопросительный знак — на перевернутую букву Y, ⅄.
См. также
[ редактировать ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Написание мандомбе (на французском языке)
- Сценарий мандомбе
- Паш описывает сценарий, его происхождение и использование.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паш, Хельма. 2008. Конкурирующие сценарии: введение латинского алфавита в Африке. Международный журнал социологии языка 191:65–109.
- ^ Унсет, Питер. 2011. Изобретение сценариев этнического возрождения в Западной Африке. В книге «Континуум успехов и неудач в усилиях по развитию языка и этнической идентичности» , под ред. Джошуа А. Фишман и Офелия Гарсия, стр. 23–32. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Ровенчак, Андрей; Паш, Хельма; Райли, Чарльз; Вази, Нандефо Роберт (20 июля 2015 г.). «Предварительное предложение по кодированию сценария Мандомбе в SMP пересмотренной UCS)» (PDF) . Юникод . Проверено 30 июля 2015 г.