Царица Савская
Царица Савская | |
---|---|
Персональный | |
Религия | Религия Соломона |
Национальность | Смотреть |
Другие имена | Македа |
Царица Савская , [а] также называется Билкис [б] (Йеменская и исламская традиция) и Македа [с] (эфиопская традиция) — фигура, впервые упомянутая в еврейской Библии . В оригинальной истории она привозит караван ценных подарков для израильского царя Соломона . Этот аккаунт подвергся обширным еврейским , исламским , йеменским [1] [2] и эфиопских разработок, и он стал предметом одного из самых распространенных и плодотворных циклов легенд в Азии и Африке . [3]
Современные историки и археологи идентифицируют Савскую как древнее южноаравийское королевство Саба, существовавшее на территории современного Йемена, хотя никаких следов самой царицы обнаружено не было. [4] [5] Существование королевы оспаривается некоторыми историками. [6]
Рассказы
[ редактировать ]Библейский
[ редактировать ]Царица Савская מַלְכַּת שְׁבָא, romanized: Malkaṯ Šəḇāʾ [7] в еврейской Библии ; Койне Греческое : царица Сабы , латинизированное: basílissa Sabá , в Септуагинте ; [8] Syriac : ܡܠܟܬ ܫܒܐ ; [9] [ необходима латинизация ] Геэз : رنجة سابا , латинизированный: Нагшате Саба. [10] ), имя которого не указано, прибыл в Иерусалим «с весьма большой свитой, с верблюдами, несущими благовония и весьма много золота и драгоценных камней» ( 3 Царств 10 :2). «Никогда больше не было такого изобилия благовоний» (10:10; 2 Паралипоменон 9 :1–9), как то, что она дала Соломону. Она пришла «чтобы доказать ему трудные вопросы», на которые Соломон к ее удовлетворению ответил. Они обменялись подарками, после чего она вернулась на свою землю. [11] [12]
Использование термина хиддот или «загадки» ( 3 Царств 10 :1), из арамейского языка заимствованного слова , форма которого указывает на изменение звука не ранее шестого века до нашей эры, указывает на позднее происхождение текста. [11] Поскольку нет никаких упоминаний о падении Вавилона в 539 г. до н.э., Мартин Нот считал, что Книга Царств получила окончательную редакцию около 550 г. до н.э. [13]
Сева была довольно известна в классическом мире, а ее страна называлась Аравия Феликс . [12] Примерно в середине I тысячелетия до нашей эры сабейцы жили также в Эфиопии и Эритрее , на территории, которая позже стала царством Аксум . [14] В Библии есть пять мест, где автор отличает Савию ( שׁבא ), то есть йеменских сабеев, от Сева ( סבא ), то есть африканских сабеев. В Пс. 72:10 они упоминаются вместе: «цари Савские и Савские принесут дары». [15] Однако эта дифференциация правописания может быть чисто надуманной; надписи коренных народов не имеют такого значения, и и йеменские, и африканские сабеи пишутся там совершенно одинаково. [14]
до сих пор не найдено никаких надписей Хотя в Южной Аравии , подтверждающих существование самой царицы Савской, в южноаравийских надписях упоминается южноаравийская царица ( mlkt , древний южноаравийский : 𐩣𐩡𐩫𐩩 ). [1] [16] А на севере Аравии в ассирийских надписях неоднократно упоминаются арабские царицы. [17] Кроме того, сабейские племена знали титул mqtwyt («высокопоставленный чиновник», сабейский : 𐩣𐩤𐩩𐩥𐩺𐩩 ). Макада или Макуэда , личное имя царицы в эфиопских легендах, можно интерпретировать как популярный перевод титула mqtwyt . [18] Этот титул может происходить от древнеегипетского слова m'kit ( 𓅖𓎡𓇌𓏏𓏛 ) «защитница, домохозяйка ». [19]
Визит королевы мог быть торговой миссией . [12] [14] Ранняя торговля Южной Аравии с Месопотамией, связанная с перевозкой древесины и специй на верблюдах , засвидетельствована в начале 9 века до нашей эры и, возможно, началась еще в 10 веке. [11] Недавняя теория предполагает, что надпись Офела в Иерусалиме была написана на сабайском языке и что этот текст свидетельствует о торговых связях между древней Южной Аравией и Иудейским царством в 10 веке до нашей эры. [20]
Древний сабайский храм Аввам , известный в фольклоре как Махрам («Святилище») Билкис , был недавно раскопан археологами, но во многих найденных там надписях до сих пор не обнаружено никаких следов царицы Савской. [12] Другой сабейский храм, Храм Барран ( араб . معبد بران ), также известен как Араш Билкис («Трон Билкис»), который, как и близлежащий храм Аввам, также был посвящен богу Алмаке , но связь между Барраном Храм и Савская также не были установлены археологически. [21]
Библейские рассказы о царице Савской и кораблях Офира послужили основой для легенд об израильтянах, путешествовавших в свите царицы Савской, когда она вернулась в свою страну, чтобы воспитать своего ребенка от Соломона. [22]
христианин
[ редактировать ]В христианских писаниях упоминается «царица Юга» ( греч . βασίλισσα νότου , латынь : Retina austri ), которая «пришла из самых отдаленных уголков земли», то есть с окраин известного тогда мира, чтобы услышать мудрость Соломона. ( Мф. 12:42; Лк. 11:31). [23]
Мистическая интерпретация «Песни Песней» , которая считалась буквальной основой для рассуждений аллегористов, впервые появляется у Оригена , написавшего объемистый комментарий к «Песни Песней». [24] В своем комментарии Ориген отождествлял невесту «Песни Песней» с «царицей юга» Евангелий (т. е. царицей Савской, которая, как предполагается, была эфиопкой). [25] Другие предлагали либо женитьбу Соломона на дочери фараона , либо его брак с израильтянкой Суламитью . Первое было излюбленным мнением мистических толкователей до конца XVIII века; последний получен с момента его введения Гудом (1803). [24]
Предполагается, что невеста «Песней Песней» была черной из-за отрывка из «Песни Песней» 1:5, который в пересмотренной стандартной версии (1952) переводится как «Я очень смугл, но красив», как и Иероним ( лат . Nigra). sum, sed formosa ), в то время как в Новой исправленной стандартной версии (1989) есть фраза «Я чёрный и красивый», как в Септуагинте ( древнегреческий : μέλαινα εἰμί καί καλή ). [26]
Одна из легенд гласит, что царица Савская принесла Соломону те же дары, которые волхвы позже преподнесли Иисусу . [27] В средние века христиане иногда отождествляли царицу Савскую с сивиллой Саввой . [28]
коптский
[ редактировать ]История о Соломоне и царице была популярна среди коптов , о чем свидетельствуют фрагменты коптской легенды, сохранившиеся в берлинском папирусе. Царица, покорившись обманом, дает Соломону столп , на котором написана вся земная наука. Соломон посылает одного из своих демонов за колонной из Эфиопии, откуда она мгновенно прибывает. В коптской поэме царица Куша Есаба задает Соломону загадки. [29]
Эфиопский
[ редактировать ]Самая обширная версия легенды появляется в эфиопской национальной саге «Кебра Нагаст» («Слава царей»). [30] переведен с арабского в 1322 году. [31] [32] [33] Здесь Менелик I — ребенок Соломона и Македы (эфиопское имя царицы Савской; она — ребенок человека, уничтожившего легендарного царя-змея Арве [34] ), от которого до сих пор претендует на свое происхождение эфиопская династия. Хотя абиссинская история содержит гораздо больше подробностей, в ней отсутствуют какие-либо упоминания о волосатых ногах царицы или о каких-либо других элементах, которые могли бы отразиться на ней неблагоприятно. [35] [36]
На основании Евангелий от Матфея ( Матфея 12:42 ) и Луки ( Луки 11:31) «царица Юга» утверждается как царица Эфиопии. В те времена царь Соломон искал торговцев со всего мира, чтобы купить материалы для строительства Храма . Среди них был Тамрин, великий купец царицы Эфиопии Македы. Вернувшись в Эфиопию, Тамрин рассказал царице о чудесных вещах, которые он видел в Иерусалиме, а также о мудрости и щедрости Соломона, после чего она решила навестить Соломона. Ее тепло встретили, предоставили для проживания дворец и каждый день получали большие подарки. Соломон и Македа говорили с великой мудростью, и по его наставлению она обратилась в иудаизм. Перед ее отъездом в королевском дворце был большой пир. Македа осталась во дворце на ночь, после того как Соломон поклялся, что не причинит ей никакого вреда, а она в ответ поклялась, что не будет воровать у него. Поскольку еда была острой, Македа проснулась ночью от жажды и пошла попить воды, когда появился Соломон, напомнив ей о ее клятве. Она ответила: «Не обращай внимания на свою клятву, просто дай мне попить воды».
В ту же ночь Соломону приснился сон о восходе солнца над Израилем, но, подвергшись жестокому обращению и презрению со стороны иудеев, солнце начало светить над Эфиопией и Римом. Соломон подарил Македе кольцо в знак веры, а затем она ушла. По пути домой она родила сына, которого назвала Баина-лехкем (т.е. бин аль-Хаким, «Сын мудреца», позже названный Менилек). После того, как мальчик вырос в Эфиопии, он отправился в Иерусалим с кольцом и был принят с большими почестями. Король и народ тщетно пытались убедить его остаться. Соломон собрал своих приближенных и объявил, что отправит своего первенца в Эфиопию вместе с их первенцами. Он добавил, что ждет третьего сына, который женится на дочери римского царя и будет править Римом, чтобы всем миром правили потомки Давида. Затем Баина-Лехкем был помазан на царство первосвященником Садоком и взял имя Давид. Названы имена первенцев дворян, последовавших за ним, и даже сегодня некоторые эфиопские семьи ведут от них свое происхождение. Перед отъездом сыновья священников украли Ковчег Завета после того, как их лидер Азарий принес жертву по приказу одного Божьего ангела. С большим плачем процессия покинула Иерусалим на ветряной повозке, которую вел и вез архангел Михаил. Придя к Красному морю , Азария открыл народу, что Ковчег находится у них. Давид молился Ковчегу, и люди радовались, пели, танцевали, трубили в рожки и флейты и били в барабаны. Ковчег проявил свои чудесные силы во время перехода через бурное море, и все прибыли невредимыми. Когда Соломон узнал, что Ковчег украден, он послал всадника за ворами и даже сам погнался за ними, но ни один не смог их поймать. Соломон вернулся в Иерусалим и приказал священникам хранить молчание о краже и поместить копию Ковчега в Храм, чтобы иностранные народы не могли сказать, что Израиль утратил свою славу. [37] [38]
По некоторым источникам, царица Македа входила в династию, основанную За Беси Ангабо в 1370 году до нашей эры. Предполагаемым выбором семьи для управления Аксумом был брат Македы, принц Нурад, но его ранняя смерть привела к ее наследованию престола. Судя по всему, она правила Эфиопским королевством более 50 лет. [39] В списке царств Эфиопии 1922 года утверждается, что Македа правил с 1013 по 982 год до нашей эры, а даты соответствуют эфиопскому календарю . [40]
В эфиопской книге Аксум Македа описывается как основавшая новую столицу в Азебе . [41]
Эдвард Уллендорф считает, что Македа является искажением имени Кэндис , имени или титула нескольких эфиопских цариц из Мероэ или Себы . Кандака — имя той царицы эфиопской, чей камергер обратился в христианство по проповеди Филиппа Евангелиста ( Деяния 8:27 ) в 30 году нашей эры. века (?) В эфиопской версии романа об XIV говорится , Александр Македонский ( что эфиопский Мекедон ) встретил царицу Кандаке Нубии Александре . [42] Традиция о том, что библейская царица Савская была простодушной правительницей Эфиопии, посетившей царя Соломона в Иерусалиме, повторяется в рассказе Иосифа Флавия I века . Он идентифицировал гостью Соломона как царицу Египта и Эфиопии.
Историки полагают, что династия Соломоновых островов фактически началась в 1270 году с императора Екуно Амлака , который при поддержке Эфиопской церкви сверг династию Загве , правившую Эфиопией с где-то в X веке. Связь с царем Соломоном заложила прочную основу для национального единства Эфиопии. «Эфиопы рассматривают свою страну как избранную Богом страну, место последнего пристанища, которое Он выбрал для Ковчега – и Савва и ее сын были средством, с помощью которого он попал туда». [43] Несмотря на то, что династия официально завершилась в 1769 году при императоре Иоасе , эфиопские правители продолжали прослеживать свою связь с ней, вплоть до последнего императора 20-го века Хайле Селассие . [44]
Согласно одной из традиций, эфиопские евреи ( Бета Исраэль , «фалаши») также ведут свое происхождение от Менелика I, сына царя Соломона и царицы Савской. [45] Мнение, которое кажется более историческим, состоит в том, что фалаши происходят от тех евреев, которые поселились в Египте после первого изгнания и которые после падения персидского владычества (539–333 гг. до н.э.) на границах Нила проникли в Судан, откуда они направились в западные части Абиссинии. [46]
Несколько императоров подчеркивали важность Кебра Негаст . Один из первых примеров этого можно проследить в письме принца Касы (короля Иоанна IV) королеве Виктории в 1872 году. [47] Каса заявляет: «Есть книга под названием Кебра Нагаст , которая содержит законы всей Эфиопии, и в этой книге указаны имена шумов (правителей), церквей и провинций. Я молюсь, чтобы вы узнали, у кого есть эта книга. и пришлите его мне, потому что в моей стране мои люди не будут подчиняться моим приказам без него». [43] Несмотря на историческое значение, придаваемое Кебра Негаст , до сих пор остаются сомнения в том, восседала ли королева на троне.
иудаизм
[ редактировать ]По словам Иосифа Флавия ( Ант. 8:165–173), царица Савская была царицей Египта и Эфиопии и привезла в Израиль первые образцы бальзамина , который рос на Святой Земле во времена историка. [12] [48] Иосиф Флавий ( «Древности 2,5–10») изображает Камбиса завоевавшим столицу Эфиопии и изменившим ее название с Севы на Мероэ . [49] Иосиф Флавий утверждает, что царица Савская или Саба происходила из этого региона и что он носил имя Саба до того, как стал известен под именем Мероэ. Кажется, существует также некоторое сходство между словом Саба и именем или титулом царей Эфиопии Сабако . [50] [ устаревший источник ]
Талмуд ( Бава Батра не женщина, а царство Савское (на основе различных интерпретаций еврейского слова « млкт 15б) настаивает на том, что в Иерусалим пришла »). Баба Батра 15б: «Тот, кто говорит малкат Шеба (I Царств X, 1), означает, что женщина ошибается; ... это означает царство (מַלְכֻת) Савского». [51] Это объясняется тем, что она была женщиной, которая находилась в своем положении не из-за того, что была замужем за королем, а из-за своих собственных заслуг. [52]
Наиболее подробное описание визита царицы к Соломону дано в Таргум Шени к Эстер (см.: Разговор царицы Савской ). Удод сообщил Соломону, что царство Савское — единственное царство на земле , не подвластное ему, и что его царица поклоняется солнцу. После этого он отправил его Китору в землю Савскую с письмом, прикрепленным к его крылу, с приказанием царице прийти к нему в качестве подданной. После этого она послала ему все морские корабли, нагруженные драгоценными дарами, и шесть тысяч юношей одинакового роста, родившихся в один и тот же час и одетых в пурпурные одежды. У них было письмо, в котором говорилось, что она может прибыть в Иерусалим в течение трех лет, хотя обычно путешествие занимало семь лет. Когда царица прибыла и пришла во дворец Соломона, думая, что стеклянный пол — это лужа с водой, она подняла подол платья, обнажив ноги. Соломон сообщил ей о ее ошибке и отчитал ее за волосатые ноги. Она попросила у него троих ( Таргум Шени к Есфири 1:3) или, согласно Мидраш ( Прит. 2. 6; Ялк. 2., § 1085, Мидраш ха-Хефез ), еще загадки для проверки его мудрости. [3] [11] [12] [48]
Йеменский манускрипт под названием «Мидраш ха-Хефез» (опубликованный С. Шехтером в «Фольк-лоре» , 1890, стр. 353 и след.) дает девятнадцать загадок, большинство из которых встречаются разбросанными по Талмуду и Мидрашам, которые автор атрибутов «Мидраша ха-Хефеза» царице Савской. [53] Большинство из этих загадок — это просто библейские вопросы, некоторые из которых не очень поучительны. Две настоящие загадки: «Не двигаясь при жизни, он движется, когда ему отрубают голову» и «Произведенный из земли, человек производит его, а его пища — плод земли». Ответ на первый вопрос: «дерево, из которого, если снять верхушку, можно превратить движущийся корабль»; ответ на последний вопрос: «фитиль». [54]
Раввины, осуждающие Соломона, интерпретируют 3 Царств 10:13 как означающее, что Соломон имел преступную связь с царицей Савской, потомком которой был Навуходоносор , разрушивший Храм (ср. Rashi ad loc.). По мнению других, грех, приписываемый Соломону в 3 Царств 11 :7 и след. является лишь переносным: имеется в виду не то, что Соломон впал в идолопоклонство , а то, что он был виновен в том, что не смог удержать своих жен от идолопоклоннических практик ( Шаб. 56б). [53]
Алфавит Сираха утверждает, что Навуходоносор был плодом союза Соломона и царицы Савской. [3] В Каббале царица Савская считалась одной из цариц демонов и иногда отождествлялась с Лилит , сначала в Таргуме Иова (1:15), а позднее в Зоаре и последующей литературе. Еврейский и арабский миф утверждает, что царица на самом деле была джинном , получеловеком-полудемоном. [55] [56]
В ашкеназском фольклоре фигура слилась с популярным образом Елены Троянской или фрау Венеры немецкой мифологии. Заклинания ашкенази обычно изображают царицу Савскую соблазнительной танцовщицей. До последних поколений ее часто изображали как похитительницу детей и демоническую ведьму . [56]
исламский
[ редактировать ]Храм Аввама или «Махрам Билкис» («Святилище царицы Савской») — это сабейский храм, посвященный главному божеству Сабы, Алмаке (часто называемому «Господином Аввама»), недалеко от Мариба на территории современного Йемен .
Я нашел [там] женщину, правящую ими, и ей дано все, и у нее великий престол. Я обнаружил, что она и ее люди кланяются солнцу, а не Богу. Сатана представил им их дела правильными и отвратил их от правильного пути, так что они не могут найти свой путь.
В приведенном выше стихе ( аяте ) после разведки близлежащих земель птица, известная как худ-худ ( удод ), возвращается к царю Соломону и рассказывает, что землей Савской управляет царица. В письме Соломон предлагает царице Савской, которая, как и ее последователи, поклонялась солнцу , подчиниться Богу . Она заявляет, что письмо благородно, и спрашивает своих главных советников, какие действия следует предпринять. Они отвечают, упоминая, что ее королевство известно своей мощью и склонностью к войне, однако командование остается исключительно за ней. Поступок, свидетельствующий о дипломатических качествах ее руководства, [58] она отвечает не грубой силой, а посылает своих послов преподнести подарок царю Соломону. Он отказывается от подарка, заявляя, что Бог дает гораздо превосходящие дары и что только послы радуются этому подарку. Царь Соломон поручает послам вернуться к царице со строгим сообщением, что если он отправится к ней, то приведет с собой контингент, который она не сможет победить. Затем королева планирует навестить его в его дворце. Прежде чем она прибудет, царь Соломон спрашивает нескольких своих вождей, кто принесет ему трон царицы Савской, прежде чем они придут к нему в полном подчинении. [59] Ифрит сначала предлагает переместить свой трон , прежде чем царь Соломон поднимется со своего места. [60] Однако вместо этого человек, знающий Священное Писание, вместо этого в мгновение ока перенес свой трон во дворец царя Соломона, после чего царь Соломон восклицает о своей благодарности Богу, поскольку царь Соломон предполагает, что это Божье испытание, чтобы увидеть, благодарен ли царь Соломон или неблагодарный. [61] Царь Соломон маскирует свой трон, чтобы проверить ее осведомленность о собственном троне, спрашивая ее, кажется ли он знакомым. Она отвечает, что во время ее путешествия к нему ее двор сообщил ей о пророчестве царя Соломона, и с тех пор она и ее подданные приняли решение подчиниться Богу. Затем царь Соломон объясняет, что Бог — единственный бог, которому она должна поклоняться, а не включать его в ряд с другими ложными богами, которым она поклонялась. Позже царицу Савскую приглашают войти в роскошный зал. При первом взгляде она принимает зал за озеро и задирает юбку, чтобы не намочить одежду. Царь Соломон сообщает ей, что это не вода, а гладкие стеклянные плиты. Признавая, что это было чудо строительства, подобного которому она раньше не видела, она заявляет, что в прошлом она причинила вред своей душе, но теперь подчиняется вместе с царем Соломоном Богу (27:22–44). [62]
Ей сказали: «Войди во дворец». Но когда она увидела это, она подумала, что это водоем, и обнажила голени, [чтобы пройти сквозь них]. Он сказал: «Действительно, это дворец, [пол которого] сделан гладким из стекла». Она сказала: «Мой Господь, воистину, я обидела себя и подчиняюсь вместе с Соломоном Богу, Господу миров».
История царицы Савской в Коране имеет некоторое сходство с Библией и другими еврейскими источниками. [12] Некоторые мусульманские комментаторы, такие как Аль-Табари , Аль-Замахшари и Аль-Байдави, дополняют эту историю. Здесь они утверждают, что имя царицы — Билкис ( арабское : بِلْقِيْس ), вероятно, происходит от греческого : παλλακίς , латинизированного : паллакис или еврейского «пилегеш » (« наложница »). Коран не называет царицу, называя ее «женщиной, правящей ими» ( араб . امْرَأَةً تَمْلِكُهُمْ ), [64] народ Савский. [65]
По некоторым данным, затем он женился на королеве, в то время как другие традиции говорят, что он выдал ее замуж за короля Хамдана . [3] По мнению учёного Аль-Хамдани , царица Савская была дочерью Ильшары Яхдиба , сабейского царя Южной Аравии. [18] В другой сказке говорится, что она дочь джинна ( или пери). [66] и человек. [67] По мнению Э. Уллендорфа, Коран и его комментаторы сохранили самое раннее литературное отражение его полной легенды, которая среди учёных дополняет повествование, заимствованное из еврейской традиции. [3] предполагается, что это Таргум Шени . Однако, согласно Энциклопедии иудаики Таргум Шени, датируется примерно 700 годом. [68] Аналогичным образом, по общему мнению, Таргум Шени датируется концом 7-го или началом 8-го века. [69] который датируется появлением ислама почти на 200 лет позже. Кроме того, М.Ю. Бердичевский [70] объясняет, что этот Таргум является самым ранним повествовательным изложением царицы Савской в еврейской традиции.
Йоруба
[ редактировать ]Клан Йоруба Иджебу в Иджебу-Оде , Нигерия богатой бездетной дворянкой , утверждает, что она была их , известной как Олойе Биликису Сунгбо . средневековая система стен и рвов, известная как Эредо Они также утверждают, что ей была посвящена и построенная примерно в 10 веке нашей эры.
После раскопок 1999 года археолог Патрик Дарлинг, известный как «архитектор», сказал: «Я не хочу преувеличивать теорию Савской, но ее нельзя сбрасывать со счетов... Местные жители верят в нее, и это то, что важно... Самым убедительным аргументом против этого на данный момент является датировка». [71]
В искусстве
[ редактировать ]В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Средневековый
[ редактировать ]Отношение к Соломону в литературе, искусстве и музыке также включает в себя подтемы царицы Савской и Суламамитянки из Песни Песней . Царь Соломон и царица Савская не были обычным явлением до 12 века. В христианской иконографии Соломон представлял Иисуса, а Савва представляла языческую Церковь; следовательно, встреча Савской с Соломоном, несущим богатые дары, предвещала поклонение волхвов . С другой стороны, восседающая на троне Савия символизировала коронацию Девы . [11]
Скульптуры царицы Савской можно найти на великих готических соборах, таких как Шартр , Реймс , Амьен и Уэллс . [11] Соборы XII века в Страсбурге , Шартре , Рочестере и Кентербери включают художественные исполнения в витражах и украшениях дверных косяков. [72] То же самое относится и к романскому искусству : эмалевое изображение чернокожей женщины в монастыре Клостернойбург . [73] Царица Савская, стоящая в воде перед Соломоном, изображена на окне часовни Королевского колледжа в Кембридже . [3]
Ренессанс
[ редактировать ]Прием королевы был популярной темой во времена итальянского Возрождения . Он появляется в бронзовых дверях Флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти , во фресках Беноццо Гоццоли ( Кампо Санто , Пиза ) и в Лоджии Рафаэля ( Ватикан ). Примеры венецианского искусства — Тинторетто ( Прадо ) и Веронезе ( Пинакотека , Турин ). В 17 веке Клод Лоррен написал картину «Посадка царицы Савской» ( Национальная галерея , Лондон ). [11]
Пьеро делла Франчески в Фрески Ареццо ( ок. 1466 г.) на тему « Легенды о Истинном Кресте» содержат две панели, посвященные визиту царицы Савской к Соломону. Легенда связывает балки дворца Соломона (обожаемого царицей Савской) с деревом распятия. Ренессансное продолжение аналогии между визитом царицы к Соломону и поклонением волхвов очевидно в Триптихе «Поклонение волхвов» (ок. 1510) Иеронима Босха . [74]
Литература
[ редактировать ]В книге Боккаччо «О знаменитых женщинах» ( лат . De Mulieribus Claris ) Иосиф Флавий называет царицу Савскую Никаулой . Боккаччо пишет, что она царица Эфиопии и Египта , а некоторые говорят, что она также царица Аравии . Он пишет, что у нее был дворец на «очень большом острове» под названием Мероэ , расположенном в реке Нил . Оттуда Никаула отправился в Иерусалим, чтобы увидеться с царем Соломоном . [75]
О. Генри В рассказе «Дар волхвов» содержится следующее описание, передающее драгоценность волос главной героини Деллы Диллингем Янг: «Если бы царица Савская жила в квартире напротив вентиляционной шахты, Делла позволила бы своим волосам свисать. когда-нибудь окно высохнет, чтобы обесценить драгоценности и подарки Ее Величества».
Кристины де Пизан Книга «Книга города дам» продолжает традицию называть царицу Савскую «Никаулой». Автор восхваляет королеву за светскую и религиозную мудрость и ставит ее, наряду с христианскими и еврейскими пророчицами, на первое место в списке достойных женщин-язычниц. [ нужна ссылка ]
Кристофера Марло Доктор Фауст называет царицу Савскую Сабой , когда Мефистофель пытается убедить Фауста в мудрости женщин, с которыми он предположительно будет встречаться каждое утро. [76]
Жерара де Нерваля Автобиографический роман «Путешествие на Восток» (1851) подробно описывает его путешествия по Ближнему Востоку с большой художественной свободой. Он подробно резюмирует рассказанную в турецком кафе историю о любви короля Солимана к Балкис, царице Сабы, но ей, в свою очередь, суждено полюбить Адонирама ( Хирама Абифа Солимана ), главного мастера Храма , из-за божественная генеалогия ее и Адонирама. Солиман начинает завидовать Адонираму, и когда он узнает о трех мастерах, которые хотят сорвать его работу, а затем убить его, Солиман умышленно игнорирует предупреждения об этих заговорах. Адонирам убит, а Балкис бежит из королевства Солимана. [77]
В книге Леопольда Седара Сенгора «Элегия королевы Саба», опубликованной в его «Элегиях мажоров» в 1976 году, царица Савская используется в любовном стихотворении и в политическом послании. В 1970-х годах он использовал басню о царице Савской, чтобы расширить свое представление о Негритуде и Еврафрике , включив в него «арабо-берберскую Африку». [78]
Редьярда Киплинга « В книгу Просто такие истории» включен рассказ о «Бабочке, которая топала» . Там Киплинг определяет Балкис, «Царицу, которая была Савской, Соболей и Золотыми Реками Юга», как лучшую и, возможно, единственную возлюбленную из 1000 жен Сулеймана бин-Дауда, царя Соломона. Ей явно приписывают великую мудрость («Балкис, почти такая же мудрая, как Мудрейший Сулейман-бин-Дауд»); тем не менее, Киплинг, возможно, подразумевает в ней большую мудрость, чем ее муж, поскольку она способна мягко манипулировать им, афритами и джиннами, которыми он командует, другими сварливыми женами Сулеймина бен-Дауда, бабочкой из титула и жена бабочки, тем самым принося всем гармонию и счастье.
Царица Савская появляется как персонаж в «Кольце Соломона» , четвертой книге Джонатана Страуда » «Последовательность Бартимеуса . Она изображается как тщеславная женщина, которая, опасаясь великой силы Соломона, посылает капитана своей царской гвардии убить его, приводя в движение события книги.
В современной популярной культуре к ней часто обращаются как к саркастическому ответу человеку с раздутым чувством своих прав, например: «Как ты думаешь, кто ты, царица Савская?» [79]
Фильм
[ редактировать ]- В исполнении Габриэль Робинн в «Царице Савской» (1913).
- В исполнении Бетти Блайт в «Царице Савской» (1921).
- В исполнении Франс Делии в «Колыбели Бога» (1926).
- В исполнении Дороти Пейдж в фильме «Царь Соломон на Бродвее» (1935).
- В исполнении Леоноры Руффо в «Царице Савской» (1952).
- В исполнении Джины Лоллобриджиды в фильме «Соломон и Савская» (1959).
- В исполнении Уинифред Брайан в фильме «Царица Савская встречает человека-атома» (1963).
- В исполнении Ани Филлипс в фильме «Рим '78» (1978).
- В исполнении Холли Берри в фильме «Соломон и Савская » (1995)
- В исполнении Вивики А. Фокс в фильме «Соломон» (1997).
- В исполнении Аамито Лагума в «Три тысячи лет тоски» (2022)
Музыка
[ редактировать ]- Соломон (сочинено в 1748 году; впервые исполнено в 1749 году), оратория Георга Фридриха Генделя ; «Прибытие царицы Савской» из этого произведения часто исполняется как концертное произведение.
- Царица Савская (1862), опера Шарля Гуно
- Царица Савская (1875), опера Карла Гольдмарка
- Королева Шеба (1926), опера Рейнальдо Хана
- Белкис, Царица Савская (1931), балет Отторино Респиги
- Соломон и Балкис (1942), опера Рэндалла Томпсона
- Царица Савская (1953), кантата для женских голосов Марио Кастельнуово-Тедеско
- «Черная красавица» (1970), песня Focus
- «Лейла, царица Савская» (1981), песня Долли Дотс
- «Трон золота» (1984), песня Steel Pulse
- «Шева» (1989), песня Bad Brains
- «Настоящая царица Савская» (1991), песня Great White
- Пулемет (1993), автор Slowdive [80]
- « Айша » (1996), Халед
- " Makeda " (1998), франкоязычный R&B французско-камерунского дуэта Les Nubians.
- «Балкис» (2000), песня Сити Нурхализа
- "Thing Called Love" (1987), песня Джона Хайатта
Телевидение
[ редактировать ]- В исполнении Холли Берри в фильме «Соломон и Савская » (1995)
- В исполнении Вивики А. Фокс в фильме «Соломон» (1997).
- В исполнении Андруллы Бланшетт в фильме «Лексс» , 4 сезон, 21 серия : «Вива Лексс Вегас» (2002).
- В исполнении Амани Зейн в фильме «Царица Савская: За мифом » (2002).
- играет Йетиде Бадаки в «Американских богах» . В роли Билкис
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иврит : מַלְכַּת שְׁבָא , латинизированный : Malkaṯ Səḇāʾ ; арабский : ملكة سبا , латинизированный : Маликат Саба ; Геэз : رنجة سابا , латинизированный: Нагшате Саба.
- ^ Арабский : بلقيس , латинизированный : Balqīs
- ^ Геэз : ማክዳ , латинизировано: Makəda
См. также
[ редактировать ]- Белкис
- Храм Барран , также известный как «Трон Билкис».
- Арва аль-Сулейхи
- Библейские и коранические повествования
- Билокация
- Хадрамаут
- Легенды Африки
- Список легендарных монархов Эфиопии
- минейцы
- кахтанит
- Катабан
- Судабех
- Бану Хамдан
- Замок Белькейс
- Гора Белкейс (Царица Савская) (персидская Arc.Ask3.Ru)
- Царь Соломон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Отголоски легендарной королевы» . Гарвардский богословский бюллетень . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ «Царица Савская – сокровища Древнего Йемена» . Хранитель . 25 мая 2002 г. Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Э. Уллендорф (1991), «БИЛКИС», Энциклопедия ислама , том. 2 (2-е изд.), Брилл , стр. 1219–1220.
- ^ «Коллекция | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Израиль Финкельштейн, Давид и Соломон: В поисках библейских священных царей и корней западной традиции стр.167
- ^ National Geographic, выпуск «Загадки истории», сентябрь 2018 г., стр. 45.
- ^ Фрэнсис Браун , изд. (1906), «שְׁבָא», Иврит и английский лексикон , Oxford University Press, стр. 985а
- ^ Алан Инглэнд Брук; Норман Маклин; Генри Джон Теккерей, ред. (1930), Ветхий Завет на греческом языке (PDF) , том. II.2, Издательство Кембриджского университета, стр. 243
- ^ Дж. Пейн Смит , изд. (1903), «ƒƒƒƒƒ», Краткий сирийский словарь , т. 1, с. 1, Издательство Оксфордского университета, с. 278а [ мертвая ссылка ]
- ^ Диллманн, август (1865 г.), «ἀἰἰἰἰἰἰ», Lexicon linguae Aethiopicae , Weigel, p. 687а
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Самуэль Абрамски; С. Дэвид Сперлинг; Аарон Роткофф; Хаим Зев Хиршберг; Батья Байер (2007), «СОЛОМОН», Энциклопедия иудаики , том. 18 (2-е изд.), Гейл, стр. 755–763.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джозеф Тоби (2007), «ЦАРСТВА САВСКАЯ», Энциклопедия иудаики , том. 16 (2-е изд.), Гейл, с. 765
- ^ Джон Грей (2007), «Короли, Книга», Энциклопедия иудаики , том. 12 (2-е изд.), Гейл, стр. 170–175.
- ^ Перейти обратно: а б с AFL Beeston (1995), «SABAʾ», Энциклопедия ислама , том. 8 (2-е изд.), Брилл, стр. 663–665.
- ^ Джон МакКлинток ; Джеймс Стронг , ред. (1894), «Себа», Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы , т. 9, Harper & Brothers, стр. 495–496.
- ^ Марактен, Мохаммед (2008). «Женские надписи, недавно обнаруженные АФСМ в храме Авам/Махрам Билкис в Марибе, Йемен» . Материалы семинара по арабистике . 38 : 231–249. ISSN 0308-8421 . JSTOR 41223951 .
- ^ Джон Грей (2007), «САБЕА», Еврейская энциклопедия , том. 17 (2-е изд.), Гейл, с. 631
- ^ Перейти обратно: а б А. Джамме (2003), «САБА (ВЗГЛЯД)», Новая католическая энциклопедия , вып. 12 (2-е изд.), Гейл, стр. 12–11. 450–451
- ^ Э.А. Уоллис Бадж (1920), «мкит», Египетский иероглифический словарь , т. 1, Джон Мюррей, с. 288б
- ^ Вайнстуб, Дэниел (2023). «Ладан из Савской для Иерусалимского храма» . Иерусалимский журнал археологии . 4 : 42–68. дои : 10.52486/01.00004.2 . ISSN 2788-8819 . S2CID 257845221 .
- ^ «Храм Барран» . Проект Мадайн . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Хаим Зев Хиршберг; Хайим Дж. Коэн (2007), «АРАБИЯ», Энциклопедия иудаики , том. 3 (2-е изд.), Гейл, с. 295
- ^ Джон МакКлинток ; Джеймс Стронг , ред. (1891), «Савская», Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы , т. 1, с. 9, Harper & Brothers, стр. 626–628.
- ^ Перейти обратно: а б Джон МакКлинток ; Джеймс Стронг , ред. (1891), «Песни», Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы , т. 2, Harper & Brothers, стр. 92–98.
- ^ Ориген (1829), Д. Кайо; Д. Гийон (ред.), Комментарии к Оригену , Избранное собрание, сс. Отцы Церкви, т. 10, Мекиньон-Гавард, с. 332
- ^ Рафаэль Лоу; и др. (2007), «БИБЛИЯ», Энциклопедия иудаики , вып. 3 (2-е изд.), Гейл, с. 615
- ^ Джон МакКлинток ; Джеймс Стронг , ред. (1891), «Соломон», Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы , т. 9, Harper & Brothers, стр. 861–872.
- ^ Арнальдо Момильяно; Эмилио Суарес де ла Торре (2005), «СИВИЛЛИНСКИЕ ОРАКУЛЫ», Энциклопедия религии , том. 12 (2-е изд.), Гейл, стр. 8382–8386
- ^ Лейпольдт, Йоханнес (1909), «История коптской литературы», Карл Брокельманн ; Франц Николаус Финк ; Йоханнес Лейпольдт ; Энно Литтманн (ред.), История христианской литературы Востока (2-е изд.), Амеланг, стр. 165–166.
- ^ Хаббард, Дэвид Аллен (1956). Литературные источники «Кебра Нагаст » Сент-Эндрюс. п. 358.
- ^ Белчер, Венди Лора (1 января 2010 г.). «Они приходят из Шевы: средневековый эфиопский миф, газеты США и современное американское повествование». Каллалу . 33 (1): 239–257. дои : 10.1353/кал.0.0607 . JSTOR 40732813 . S2CID 161432588 .
- ^ Манро-Хей, Стюарт (31 октября 2006 г.). Поиски Ковчега Завета: Истинная история Скрижалей Моисея (Новое издание). ИБТаурис. ISBN 9781845112486 .
- ^ Манро-Хей, Стюарт (2004). «Абу аль-Фарадж и Абу аль-Изз». Анналы Эфиопии . 20 (1): 23–28. дои : 10.3406/ethio.2004.1067 .
- ^ Манзо, Андреа (2014). «Змеи и жертвоприношения: предварительный взгляд на дохристианскую эфиопскую религию» . Эфиопия 17 :7–2 дои : 10.15460/aethiopica.17.1.737 . ISSN 2194-4024 .
- ^ Э. Уллендорф (1991), «БИЛКИС», Энциклопедия ислама , том. 2 (2-е изд.), Брилл , стр. 1219–1220.
- ^ Уилли Ф. Пейдж; Р. Хант Дэвис-младший, ред. (2005), «Династия Соломоновых Островов», Энциклопедия африканской истории и культуры , том. 2 (переработанная редакция), «Факты в деле», с. 206
- ^ Литтманн, Энно (1909), «История эфиопской литературы», Карл Брокельманн ; Франц Николаус Финк ; Йоханнес Лейпольдт ; Энно Литтманн (ред.), История христианской литературы Востока (2-е изд.), Амеланг, стр. 246–249.
- ^ Э.А. Уоллис Бадж (1922), Царица Савская и ее единственный сын Менелек , Общество Медичи
- ^ Уилли Ф. Пейдж; Р. Хант Дэвис-младший, ред. (2005), «Македа, царица (царица Савская)», Энциклопедия африканской истории и культуры , том. 1 (переработанная редакция), Факты в деле, стр. 158–159.
- ^ Рей, CF (1927). В стране Голубого Нила . Лондон: Камелот Пресс. п. 266.
- ^ Кларк, Джон Хенрик (2002). « Культурное единство негритянской Африки...»: переоценка Шейха Анта Диопа открывает еще одну дверь в африканскую историю» . Присутствие Африки (165/166): 53–64. дои : 10.3917/presa.165.0053 . JSTOR 43617128 .
- ^ Винсент ДиМарко (1973), «Путешествия по средневековым женщинам : Александр Великий и королева амазонок» , в книге Теодора Берхема; Фолькер Капп; Франц Линк (ред.), Литературный ежегодник , Duncker & Humblot, стр. 47–66, 56–57, ISBN 9783428487424
- ^ Перейти обратно: а б «Древняя история в глубине: Царица Савская» . Би-би-си . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Уилли Ф. Пейдж; Р. Хант Дэвис-младший, ред. (2005), «Династия Соломоновых Островов», Энциклопедия африканской истории и культуры , том. 2 (переработанная редакция), «Факты в деле», с. 206
- ^ К. Грубый; Т.В. Фесух (2003), «ФАЛАШАС», Новая католическая энциклопедия , том. 5 (2-е изд.), Гейл, стр. 609–610.
- ^ Фейтлович, Жак (1920), «Фалаши» (PDF) , Американский еврейский ежегодник , 22 : 80–100, заархивировано из оригинала (PDF) 04 марта 2016 г. , получено 18 ноября 2014 г.
- ^ «BBC - История - Глубокая древняя история: Царица Савская» . Би-би-си . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блау, Людвиг (1905), «ШЕБА, ЦАРСТВА» , Еврейская энциклопедия , т. 11, Фанк и Вагналл, стр. 235–236.
- ^ Уильям Бодэм Донн (1854 г.), «ЭФИОПИЯ», в книге Уильяма Смита (редактор), Словарь греческой и римской географии , том. 1, Литтл, Браун и Ко., с. 60б
- ^ Уильям Бодэм Донн (1857), «САБА», в книге Уильяма Смита (ред.), Словарь греческой и римской географии , том. 2, Мюррей, с. 863а‒863б
- ^ Ястроу, Маркус (1903), «מַלְכׇּה», Словарь таргумим, Талмуда Бабли и Йерушалми, а также мидрашской литературы , том. 2, Лужак, с. 791б
- ^ Махарша Баба Батра 15б
- ^ Перейти обратно: а б Макс Селигсон ; Мэри В. Монтгомери (1906), «СОЛОМОН», в Исидоре Сингере ; и др. (ред.), Еврейская энциклопедия , том. 11, с. 436а–448а
- ^ Джозеф Джейкобс (1906), «ЗАГАДКА», у Исидора Сингера ; и др. (ред.), Еврейская энциклопедия , том. 10, с. 408б–409а
- ^ Гершом Шолем (2007), «ДЕМОНЫ, ДЕМОНОЛОГИЯ», Энциклопедия иудаики , том. 5 (2-е изд.), Гейл, стр. 572–578.
- ^ Перейти обратно: а б Сюзанна Хешель (2007), «ЛИЛИТ», Энциклопедия иудаики , том. 13 (2-е изд.), Гейл, стр. 17–20.
- ^ Сафи Каскас Q27:24 , islamawakened.com
- ^ Амина, Вадуд (1999). Коран и женщина: перечитывая священный текст с точки зрения женщины (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-1980-2943-4 . OCLC 252662926 .
- ^ «Аль-Коран аль-Карим – Священный Коран » . Аль-Коран аль-Карим — Священный Коран . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ «Аль-Коран аль-Карим – Священный Коран » . Аль-Коран аль-Карим — Священный Коран . Проверено 01 января 2020 г.
- ^ «Аль-Коран аль-Карим – Священный Коран » . Аль-Коран аль-Карим — Священный Коран . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ «Аль-Коран аль-Карим – Священный Коран » . Аль-Коран аль-Карим — Священный Коран . Проверено 01.09.2018 .
- ↑ Сурат ан-Намль 27:44.
- ↑ Сурат ан-Намль 27:23.
- ↑ Сурат ан-Намль 27:22.
- ^ Розовое масло Йозефа Фрайхерра фон Хаммер-Пургшталь. Первая и вторая бутылка: Легенды и заказчики Востока, собранные из арабских, персидских и турецких источников BoD - Книги по запросу 9783861994862 с. 103 (немецкий)
- ^ Хаммер-Пургшталь, Йозеф Фрайхерр фон (5 марта 2016 г.) [1813]. Розовое масло. Первая и вторая бутылка: Легенды и заказчики Востока, собранные из арабских, персидских и турецких источников (на немецком языке). Совет директоров – Книги по запросу. п. 103. ИСБН 9783861994862 .
- ^ «Таргум Шени», Энциклопедия иудаики, 1997 .
Кажется, что наиболее приемлемой является точка зрения, согласно которой ее составление относится к концу седьмого или началу восьмого века, точка зрения, которая подкрепляется ее связью с «Пиркей де-Р». Элиэзер
- ^ Алинда Дасма. «ТАРГУМ К ЭСФИРЕ». Книга Эстер. Август 2013 Международная еврейско-христианская библейская неделя : 6-й
Таргум Шени: Теперь мы можем кратко обратить внимание на вторую основную традицию Эстер Таргуме, известную как Таргум Шени. Эта работа датируется концом VII или началом VIII века. /// Перевод: Эта работа (Таргум Шени) датируется концом VII или началом VIII века.
- ^ Бердичевский, Мика Дж. Мимекор Исраэль: Избранные классические еврейские народные сказки . стр. 24–27.
Настоящий текст представляет собой перевод истории, которая происходит в Таргум Шени из Книги Эстер, датируется седьмым - началом восьмого века и является самым ранним повествовательным изложением царицы Савской в еврейской традиции.
- ^ «Археологи находят ключи к разгадке существования царицы Савской в Нигерии и находят пирамиды, которые могут соперничать с Египтом» . www.hartford-hwp.com .
- ^ Берд, Вики, редактор; Царица Савская: легенда и реальность ( Санта-Ана, Калифорния : Музей культурного искусства Бауэрса, 2004), с. 17.
- ^ Николай Верденский : Клостернойбургский алтарь, 1181 год; столбец №4/17, ряд №3/3. Обратите внимание на сопутствующий предмет и гекзаметровый стих: «Регина Саба». «Vulnere dignare regina fidem Salemonis». Иконографическая база данных Института Варбурга, заархивированная 3 марта 2016 г. в Wayback Machine ; получено 24 декабря 2013 г.
- ^ «Интернет-галерея искусств, база данных изображений изобразительного искусства с возможностью поиска» . www.wga.hu. Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Джованни Боккаччо , Знаменитые женщины в переводе Вирджинии Браун 2001, стр. 90; Кембридж и Лондон, издательство Гарвардского университета; ISBN 0-674-01130-9 ;
- ^ Марлоу, Кристофер; Доктор Фауст и другие пьесы: Oxford World Classics, с. 155.
- ^ Жерар де Нерваль. Путешествие на Восток , III.3.1–12. Пер. Конрад Эльфинстон. Антиподы Пресс. 2013.
- ^ Сплет, Дженис (2002). «Арабские составляющие Африканите: Сенгор и царица Савская» . Исследования африканской литературы . 33 (4): 60–75. JSTOR 3820499 .
- ^ Стюарт, Стэнли (3 декабря 2018 г.). «В поисках настоящей царицы Савской» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 19 февраля 2021 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Slowdive — Machine Gun , получено 4 октября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Талаби, Кишаш (1356 г. хиджры), 262–4
- Кисаи, Кишаш (1356 г. хиджры), 285–92 гг.
- Г. Вейль, Библия, Коран и Талмуд... (1846)
- Г. Рош, Царица Савская в роли царицы Билкис (jahrb. f. Prot. Theol., 1880) 524–72
- М. Грюнбаум, Новый вклад в семитские знания (1893) 211-21.
- Э. Литтманн, Легенда о царице Савской в традициях Аксума (1904 г.)
- Л. Гинзберг, Сказания о евреях , 3 (1911), 411; 4 (1913), 143–9; (1928), 288–91.
- Х. Шпейер, Библейские истории в Коране (1931, переиздание 1961), 390–9.
- Э. Бадж, Царица Савская и ее единственный сын Менелек (1932)
- Дж. Рикманс, Монархический институт в Южной Аравии до ислама (1951)
- Э. Уллендорф, Кэндис (Деяния VIII, 27) и царица Савская (Исследования Нового Завета, 1955, 53–6)
- Э. Уллендорф, Еврейско-еврейские элементы в абиссинском (монофизитском) христианстве (JSS, 1956, 216–56)
- Д. Хаббард, Литературные источники Кебра Нагаст (докторская диссертация Университета Сент-Эндрюс, 1956, 278–308)
- Преследование христиан-химьяритов в шестом веке (1956)
- Бюллетень американских школ восточных исследований 143 (1956) 6–10; 145 (1957) 25–30; 151 (1958) 9–16
- А. Джамме, Южноаравийская палеография Ж. Пиренна (1957).
- Р. Боуэн, Ф. Олбрайт (ред.), Археологические открытия в Южной Аравии (1958)
- Библейский энциклопедический словарь (1963) 2067–70
- Т. Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (1972) 1270–1527 гг.
- В. Даум (редактор), Царица Савская: искусство, легенды и археология между Востоком и Западом (1988)
- Дж. Ласснер, Демонизация царицы Савской: границы пола и культуры в постбиблейском иудаизме и средневековом исламе (1993)
- М. Брукс (редактор), Кебра Нагаст (Слава королей) (1998)
- Дж. Бретон, Аравия Феликс со времен царицы Савской: от восьмого века до нашей эры до первого века нашей эры (1999)
- Д. Крамми, Земля и общество в христианском королевстве Эфиопия: с тринадцатого по двадцатый век (2000)
- А. Гюнтер (редактор), Караванные королевства: Йемен и древняя торговля благовониями (2005)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с царицей Савской, на Викискладе?
- Словарное определение царицы Савской в Викисловаре
- Словарное определение 𐩣𐩡𐩫𐩩𐩪𐩨𐩱 в Викисловаре
- Царица Савская
- Монархи 10 века до нашей эры
- Женщины 10 века до нашей эры
- Древние еврейские женщины
- арабские королевы
- Бета Израиль
- Книги королей
- Переходит в иудаизм из язычества
- Эфиопские евреи
- Еврейские монархи
- Евреи и иудаизм в Эфиопии
- Демоны
- Монархи в еврейской Библии
- Люди, существование которых оспаривается
- Монархи Йемена
- Смотреть
- Соломон
- Безымянные люди Библии
- Женщины в еврейской Библии
- Люди 10 века до нашей эры
- Люди Корана
- Книги летописей люди
- Легендарные монархи
- Лилит
- Мифологические человеческие гибриды
- Ведьмы в фольклоре
- Споры, связанные с расой, в искусстве