Jump to content

История евреев в Литве

(Перенаправлен из иудаизма в Литве )

Литовские евреи
Регионы со значительным населением
 Литва 2256 евреев и 192 Карайм по состоянию на переписи 2021 года [ 1 ]
Языки
Идиш , иврит , русский , польский и литовский
Религия
Иудаизм
Связанные этнические группы
Евреи , ашкенази евреи , белорусские евреи , русские евреи , латышские евреи , украинские евреи , эстонские евреи , польские евреи

История евреев . в Литве охватывает период с 14 -го века до наших дней В стране все еще есть небольшая община, а также обширная литовская еврейская диаспора в Израиле , Соединенных Штатах , Южной Африке и других странах.

Ранняя история

[ редактировать ]

Происхождение евреев Литвы было предметом больших спекуляций. Первым надежным документом, подтверждающим присутствие евреев в Великом Герцогстве Литва, является хартией 1388 года, предоставляя привилегии евреям в Тракае . [ 2 ] Собрание вместе разбросанных еврейских поселенцев в достаточном количестве и с достаточной властью для формирования сообществ и получения привилегий от их литовских правителей подразумевает упущение значительного времени от первых миграций. Поэтому различные историки пытались утверждать, что евреи мигрировали в Литву ранее. Например, Авраам Харкави (1835–1919) утверждал, что первые евреи мигрировали в 10 -м веке из Хазар -хаганата (см. Также Хазар Гипотеза о происхождении Ашкенази ). [ 3 ] Другие историки утверждают, что евреи мигрировали из Германии в 12 веке. Немецкие евреи преследовали в эпоху крестовых походов . [ 2 ] Традиционный язык подавляющего большинства евреев Литвы, идиш , основан на средневековом немецком языке, на котором говорится о средневековом немецком языке. Другая теория заключается в том, что евреи мигрировали во время правления великого княчья Гедиминаса (Царствованного 1316–1341), привлеченного его приглашением торговцев и ремесленников в 1323–1324 гг. И экономические возможности - в то время у Литва не было города в западном смысле слова и экономические возможности , нет магдебургских прав или закрытых гильдий . [ 3 ] В 14 -м веке великое герцогство Литвы расширилось до Галисии -Вольхинии (см. Галисию -Вольгиния войны ) и княжества Киева (см. Битву на реке Ирпин и битва при Голубых водах ), территории, уже обитаемые евреями. [ 4 ] После смерти Казимира III (1370) состояние польских евреев изменилось в худшую сторону. Влияние римско -католического духовенства в Польском дворе росло; Луи из Анжу был безразличным к благополучию своих подданных, и его стремление обратить евреев в христианство вместе с возросшей еврейской иммиграцией из Германии заставило польских евреев опасаться их будущего.

Хартия 1388 года

[ редактировать ]

Герцог Витаутас предоставил привилегии евреям Тракай 24 июня 1388 года. [ 2 ] Позже аналогичные привилегии были предоставлены евреям Бреста (1 июля 1388 г.), Гродно (1389), Латске , Владимиру и другим крупным городам. Хартия была смоделирована по аналогичным документам, предоставленным Казимиру III, и ранее Болелеслау Калиш , евреям в Польше в 1264 году. Поэтому, похоже, что влиятельные польские евреи сотрудничали с ведущими литовски Полем

Под хартией литовские евреи сформировали класс свободных предметов во всех уголовных делах непосредственно в юрисдикцию великого княчья и его официальных представителей, а также в мелких исках в юрисдикции местных чиновников на равных с меньшими дворянами ( Szlachta ), Бояры и другие свободные граждане. Официальными представителями польского короля и великого княчья были воевород ( Палатин ) в Польше и Старший (Староста) в Литве, которые были известны как «еврейские судьи» (Иудекс Джудрум) и их депутаты. [ 5 ] Еврейский судья решил все дела между христианами и евреями и всеми уголовными исками, в которых были обеспокоены евреями; Однако в гражданских исках он действовал только по применению заинтересованных сторон. Любая сторона, которая не смогла подчиняться повестку судьи, должен был заплатить ему штраф. Ему также принадлежали все штрафы, собранные от евреев за незначительные преступления. Его обязанности включали опекунство людей, имущества и свободы поклонения евреям. Он не имел права вызывать кого -либо в свой суд, за исключением жалобы заинтересованной стороны. В вопросах религии евреям получили обширную автономию.

В соответствии с этими справедливыми законами евреи Литвы достигли определенной степени процветания, неизвестной их польским и немецким со-религионистам в то время. Сообщества Бреста, Гродно, Тракай, Лутска и Минска быстро росли в богатстве и влиянии. Каждая община имела в его голове еврейский старейшина. Эти старейшины представляли общины во всех внешних отношениях, в обеспечении новых привилегий и в регулировании налогов. Такие чиновники, однако, не упоминаются титулом «Старейшина» до конца 16 -го века. До этого времени в документах просто заявляют, например, что «евреи Бреста смиренно применяются» и т. Д. В договоре должности, которые старейшины объявили под присягой, что они будут выполнять обязанности позиции и будут отказаться от должности в офисе истечение срока назначенного срока. Старший действовал совместно с раввином, чья юрисдикция включала все еврейские дела, за исключением судебных дел, назначенных суду заместителя, а последняя - королю. Однако в религиозных делах апелляция от решения раввина и старшего было разрешено только в совет, состоящий из главных раввинов городов короля. Кантор, Секстон и Шошет был подвержен приказу раввина и старейшины.

Доброжелательная вода и терпимость Вайтаута привлекли его к его еврейским подданным, и в течение долгого времени среди них были текущие традиции, касающиеся его щедрости и благородства характера. Его двоюродный брат, король Польши Джогаила , не мешал своей администрации во время жизни Витаутаса.

Правило Jagiellon

[ редактировать ]

В 1569 году Польша и Литва были объединены ( Союз Люблин ). Как правило, это было время процветания и относительной безопасности для евреев обеих стран (за исключением восстания Чмилницки в 17 веке). Тем не менее, несколько событий, такие как изгнание евреев из Великого Герцогства Литвы между 1495 и 1503 годами, произошли в Литве.

Изгнание евреев в 1495 году и возвращение в 1503 году

[ редактировать ]

Казимир сменил как король Польши его сыном Джоном Альбертом, а на литовском престоле его младший сын Александр Джагеллон . Последний подтвердил Хартию привилегий, предоставленных евреям его предшественникам, и даже дал им дополнительные права. Еврейские кредиторы его отца получили часть сумм из -за них, а остальные были удержаны под различными предлогами. Благоприятное отношение к евреям, которое характеризовало литовских правителей в течение нескольких поколений, было неожиданно и радикально изменено указом, обнародованным Александром в апреле 1495 года. В этом постановлении все евреи, живущие в самой Литве, и соседние территории были приказаны покинуть страну.

Изгнание, очевидно, не сопровождалось обычными жестокостями; Ибо не было никакой популярной вражды к литовским евреям, и указ рассматривался как акт простого точки зрения со стороны абсолютного правителя. Некоторые из дворянства, однако, утвердили постановление Александра, ожидая прибыли в результате отъезда их еврейских кредиторов, о чем свидетельствуют многочисленные судебные процессы по возвращению изгнанников в Литовский Изгнанники мигрировали в Крыму , и что, безусловно, большее число поселилось в Польше, где с разрешения короля Джона I Альберта они зарекомендовали себя в городах, расположенных недалеко от Литовская граница. Это разрешение, данное первым сроком на два года, было продлено «из -за крайней нищеты евреев из -за больших потерь, понесенных ими». Расширение, которое применялось ко всем городам Королевства, предоставило удовольствие от всех свобод, которые были предоставлены их польским братьям ( Краков , 29 июня 1498). Изгнанные караиты поселились в польском городе Ратно , теперь известный как Ратн, Украина.

Причины неожиданного изгнания, вероятно, было много, в том числе религиозные причины, необходимость заполнения истощенной казначейства, конфисковав деньги евреев, личную вражду и другие причины.

Вскоре после вступления Александра на престол Польши он позволил еврейским изгнанникам вернуться в Литву. Начиная с марта 1503 года, как показывают документы, все еще существующие, их дома, земли, синагоги и кладбища были возвращены им, и им было предоставлено разрешение на получение их старых долгов. Новая хартия привилегий позволила им жить по всей Литве, как и раньше. Возвращение евреев и их попытка восстановить свои старые владения привели ко многим трудностям и судебным процессам. Александр сочтел необходимым издать дополнительный указ (апрель 1503 г.), направляя своего вице-региона для обеспечения соблюдения закона. Несмотря на это, часть имущества не была обнаружена евреями в течение многих лет.

Закон 1566 года

[ редактировать ]

В то же время середина 16 -го века стал свидетелем растущего антагонизма между меньшей дворянностью и евреями. Их отношения стали напряженными, и вражда христиан начала беспокоить жизнь литовских евреев. Антивнизирующее чувство, которое сначала должно быть связано с экономическими причинами, вызванными конкуренцией, воспитывалось духовенством, которое затем занималось крестовым походом против еретиков , в частности, лютеране , кальвинисты и евреи. Реформация , которая распространилась из Германии, имела тенденцию ослабить верность римско -католической церкви . Частые случаи происходили в браке католических женщин с евреями, турками или татарами . Епископ Вильниуса жаловался на Сигисминдюнд августа (декабрь 1548 г.) частоты таких смешанных браков и образования потомства в верах их отцов. Шлайхта . также видел в евреях опасных конкурентов в коммерческих и финансовых обязательствах В своих отношениях с сельскохозяйственными классами лорды предпочитали евреев как посредников, создавая тем самым чувство травмы со стороны Shlyakhta . Освобождение евреев от военной службы и власти и богатства еврейских налоговых фермеров усилило негодование Шлахты . Члены дворянства, такие как Борзобогати , Загоровски и другие, пытались конкурировать с евреями в качестве арендаторов таможенных доходов, но никогда не были успешными. Поскольку евреи жили в городах и на землях царя, дворянство не могла пользоваться ними, а не получить от них прибыль. Они даже не имели права посещать евреев на своих поместьях без разрешения царя; Но, с другой стороны, их часто раздражала эрекция на их поместьях платных домов еврейских налоговых собратьев.

Следовательно, когда наступил благоприятный момент, литовская дворянство пыталась обеспечить большую власть над евреями. На рационе Вильны в 1551 году дворянство призвало ввести специальный налог на опрос одного дуката на голову, и вольхинийские дворяне потребовали, чтобы еврейские налоговые собрания были запрещены возводить в таверны в тавернах на своих поместьях.

Оппозиция евреям, наконец, была кристаллизована и обнаружила определенное выражение в репрессивном литовском законе 1566 года, когда литовским дворянам впервые было разрешено принять участие в национальном законодательстве. Параграф Двенадцать этого закона содержит следующие статьи:

«Евреи не должны носить дорогостоящую одежду, ни золотые цепочки, а также их жены не будут носить золотые или серебряные украшения. У евреев не будут серебряные монтажи на своих сабли и кинжалов; их будут различать характерную одежду; они будут носить желтые шапки, и их жены -жены из желтого льна, чтобы все могли быть разрешено отличить евреев от христиан ».

Другие ограничения аналогичного характера содержатся в том же параграфе. Тем не менее, король проверил желание дворянства изменить по существу старые чартеры евреев. [ Цитация необходима ]

В польском литюанском Содружестве

[ редактировать ]

Влияние восстания казаков в Литве

[ редактировать ]

Ярость этого восстания разрушила организацию литовских еврейских общин. Оставшиеся в живых, которые вернулись в свои старые дома во второй половине 17 -го века, были практически обездоленными. Войны, которые постоянно бушевали на литовской территории, привели к разрушению всей страны и лишали евреев возможности заработать больше, чем голые средства к существованию. Интенсивность их борьбы за существование не дала им времени восстановить условия, которые существовали до 1648 года. Джон Казимир (1648–1668) стремился улучшить их состояние, предоставив различные уступки еврейским общинам Литвии. Попытки вернуться к старому порядку в общественной организации не хотели, как это видно из современных документов. Таким образом, в 1672 году еврейские старейшины из разных городов и деревень в Великом Герцогстве Литва получили хартию от короля Майкла Вишниовики (1669–1673), указывая на то, что из -за растущего числа евреев виновными в совершении преступлений против Shlyakhta вражде христиан к евреям, и из -за неспособности еврейских старейшин наказывать таких преступников, которые защищены и другие христиане, которые приводят к лордами Суды по наказанию и исключению от общины, когда это необходимо. «Усилия по воскресению старой власти Кахалса не были успешными. Обнищавшие еврейские торговцы, Не имея собственной столицы, были вынуждены занимать деньги у дворянства, из церквей, общин, монастырей и различных религиозных займов . .

В 1792 году еврейское население в Литве оценивалось в 250 000 (по сравнению с 80-100 000 в 1648 году во всей Польше и Литве). Вся торговля и отрасли промышленности Литвы, в настоящее время быстро снижаясь, находились в руках евреев. Дворянство жила по большей части в своих поместьях и фермах, некоторые из которых управлялись еврейскими арендаторами. Городские свойства были сосредоточены во владении монастырей, церквей и меньшей дворянства. Христианские торговцы были бедны. Таково было состояние дел в Литве во время второго перегородка Польши (1793), когда евреи стали субъектами России.

Еврейская культура в Литве

[ редактировать ]
Этот раздел скопирован из еврейской энциклопедии . [ 6 ]

Основание иешивота в Литве было обусловлено литовскими политическими евреями, которые учились на Западе, и немецким евреям, которые мигрировали примерно в Литве и Польшу. Очень мало известно об этих ранних иешивотах . Никаких упоминаний о них или выдающихся литовских раввинов в еврейских писаниях до 16 -го века. Первым известным раввинским авторитетом и главой иешивой был Исаак Безалел из Владимира , Волхиния , который уже был стариком, когда Соломон Лурия отправился в Остро в четвертом десятилетии 16 -го века. Другая раввинская власть, Калман Хаберкастер , раввин Острога и предшественник Лурии, умер в 1559 году. Случайные ссылки на иешиву Бреста встречаются в трудах современного кролика Соломона Лурии (умер в 1585 году), Моисейсерлс (умер 1572 г.), и и и и Дэвид Ганс (умер в 1613 году), который говорит о своей деятельности. Из иешивота Острога и Владимира в Волхинии известно, что они процветали в середине 16 -го века, и что их головы соперничали друг с другом в Талмудическая стипендия. Упоминание также упоминается Гансом главы Кременца Ешивы , Исаака Коэна (умер в 1573 году), о которых мало что известно иначе.

Во время Люблинского союза Соломон Лурия был раввином из Острога и считался одним из величайших талмудических властей в Польше и Литве. В 1568 году Кинг Сигисминд приказал, чтобы костюмы между Исааком Бородавкой и Менделем Исаковичем, которые были партнерами в сельском хозяйстве определенных таможенных налогов в Литве, должны быть принесены для решения раввина Соломона Лурия и двух вспомогательных раввинов из Пинска и Тиктина .

Далеко идущий авторитет ведущих раввинов Польши и Литвы, и их широкое знание практической жизни очевидны из многочисленных решений, упомянутых в ответ . В Эйтане Ха-Эзрачи («Острог», 1796) Авраама Рапопорта (известный также как Авраам Шренцель; умер в 1650 году), раввин Мейр Сак цитируется следующим образом: «Я решительно протестую против обычаев наших общин-лидеров о покупке свободы еврея Преступники. может избежать наказания, приняв христианство. То же самое чувство было выражено в 16 -м веке Махарамом Люблином ( Responsa , § 138). Еще один случай, упомянутый Кацем из той же ответа , также показывает, что еврейские преступники обращались за помощью священников против власти еврейских судов, обещая стать обращенным в христианство.

Решения польских литюанских раввинов часто отмечаются также широтой зрения, как это инстановирует решение Джоэла Сиркса ( Byis Hadash, § 127), чтобы евреи могут использовать в своих религиозных службах, мелодии, используемых в христианских церквях. «Поскольку музыка не является ни евреем, ни христианином, и управляется универсальными законами».

Решения Лурии, Меира Каца и Мордекай Джаффе показывают, что раввины были знакомы с русским языком и его филологией. Jaffe, например, в случае развода, когда написание имени женщины, как Люпка или Любка, было под вопросом, решило, что слово правильно написано с «B», а не с «P», так как происхождение Название было русским глаголом Lubit = "to love", а не Lupit = ", чтобы победить" ( Levush ha-butz we-argaman, § 129). Мейр Кац ( Гебурат Анасим, § 1) объясняет, что имя Брест-Литовска написано в случаях развода «Брест», а не «оживленное», потому что большинство литовских евреев используют русский язык ». Это не так, как и в районе Куджава, название этого города всегда пишется «оживленным». Кац (немецкий) По завершении своего ответа выражает надежду, что когда Литва станет более просвещенной, люди будут говорить только на одном языке- немецком языке -и что также будет написан Брест-Литовск.

Пункты от ответа

[ редактировать ]
Этот раздел скопирован из еврейской энциклопедии . [ 6 ]

Ответ . пролил интересный свет также на жизнь литовских евреев и на их отношения со своими христианскими соседями Бенджамин Аарон Солник заявляет в своем Масат Биньямине (конец 16 -го и начала 17 -го века), что «христиане заимствуют одежду и украшения у евреев, когда ходят в церковь». Sirkes (LC § 79) рассказывает, что христианская женщина пришла к раввину и выразила сожаление о том, что не смогла спасти еврейскую шлиому от утопления. Несколько христиан смотрели безразлично, в то время как утопляющий еврей боролся в воде. Они были подняты и сильно избиты священником, который появился через несколько минут, за то, что не смог спасти еврея.

Лурия дает отчет ( ответный, § 20) ссоры, которая произошла в литовской общине о канторе, которого некоторые из членов хотели уволить. Синагога была закрыта, чтобы помешать ему выполнять свои функции, и, таким образом, религиозные службы были прекращены на несколько дней. В связи с этим этот вопрос был перенесен к местному лорду, который приказал вновь открыть здание, заявив, что Дом Божий не может быть закрыт, и что претензии кантора должны решаться учеными раввинами Литвы. Джозеф Кац упоминает ( She'erit Yosef, § 70) еврейская община, которая была запрещена местными властями, чтобы убить крупный рогатый скот и продавать мясо - оккупация, которая обеспечила средства к существованию для большой части литовских евреев. В течение года, после этого запрета, еврейская община несколько раз оценивалась по температуре трех овраг на головы крупного рогатого скота, чтобы предоставить средства, с которыми можно побудить чиновников предоставить слушание по делу. Евреи, наконец, достигли соглашения с городскими магистратами, в соответствии с которым они должны были заплатить сорок овралена за право на убийство скота. В соответствии с Хиллель Бен Херц ( Бета Хиллель, Йорех де'Ах , § 157), Нафтали говорит, что евреи Вильны были вынуждены раскрыть свои головы, когда придерживались клятвы в суде, но позже приобрели у Трибунала привилегия клянусь на покрытой головке, Практика впоследствии стала ненужной из -за решения одного из их раввинов о том, что клятва может быть принята с открытой головой.

Ответ Мейр Люблин показывает (§ 40) , что литовские общины часто помогали немецким и австрийским евреям . При исключении евреев из Силезии , когда еврейские жители Шельца имели привилегию оставаться при условии, что они заплатят сумму в 2000 Гулдена, литовские общины внесли одну пятую сумму.

Вильна Гаон

[ редактировать ]
Раввин Элайджа Бен Соломон, называемый Вильна Гаон , считается величайшим из всех лишних евреев [ 7 ]

Религиозные обряды в значительной степени обязаны Элайджа Бен Соломон (1720–1797), Вильна Гаон, [ 7 ] который жил в величайшем городе Литвы, Вильния . Его стиль исследования Торы и Талмуда сформировал аналитическую форму «литовского стиля», которая все еще практиковалась в большинстве иешивах . Само движение Ешивы является типичным литовским развитием, инициированным главным учеником Вильны Гаон, раввином Хаим Волозин .

Миснагдимом во главе с Вильной Гаон , были ранними противниками хасидского иудаизма который резко осудил инновации со стороны хасидима . Несмотря на это, несколько выдающихся хасидских ученых и династий происходили из Литвы, такие как Карлин-Столин, основанный Аароном из Карлина , Копуст, основанный Иегудой Лейб Шнеерсон и Коиданов . Некоторые польские хасидские династии даже поселились в Литве, такие как динам Элайджи Виноград .

Литовские евреи при русской империи

[ редактировать ]

В 1795 году последняя третья перегородка закончила существование польского илитуанского Содружества , и бывшие земли Великого Герцогства Литва стали частью российского разделения .

К концу 19-го века многие евреи в Литве бежали из Восточной Европы , чтобы избежать антиврейских погромов в Русской империи и антисемитизма . Десятки тысяч литовских евреев эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Южную Африку . [ 8 ] Небольшое число также эмигрировало в Османскую империю в Палестинский регион, который станет британским мандатом Палестины .

Республика Литва (1918–1940)

[ редактировать ]
Историческое литовское еврейское население
Год Поп ±%
1389 6,000 —    
1569 120,000 +1900.0%
1764 76,474 −36.3%
1792 250,000 +226.9%
1939 263,000 +5.2%
1959 24,683 −90.6%
1970 23,566 −4.5%
1979 14,703 −37.6%
1989 12,398 −15.7%
2001 4,007 −67.7%
2011 3,050 −23.9%
2021 2,256 −26.0%
Источник: [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Литовские евреи принимали активное участие в «Войнах свободы в Литве» . 29 декабря 1918 года правительство Литвы призвала добровольцев защищать литовское государство; из 10 000 добровольцев более 500 евреев. Более 3000 евреев служили в литовской армии в период с 1918 по 1923 год. [ 14 ] Первоначально еврейская община получила большую сумму автономии в области образования и налогообложения через общественные советы или Kehillot . [ Цитация необходима ]

В 1923 году по всей Литве, надписи и вывески на нелитуанских языках были смазаны смолой , а фашистские группы-отречения на стенах домов. [ 15 ] Премьер -министр Литвы Августинас Волдемрас официально осудил антисемитские акты покрытия знаков с смолой, заявив, что «каждый литовский, проходящий мимо этих вывесок, должен опустить его глаза от стыда». [ 15 ]

К 1934 году, в националистической тенденции, которая отражалась по всей Европе, правительство сократило большую часть этой автономии, и случаи антисемитизма увеличился. [ Цитация необходима ]

Литовские евреи в Швхшне приветствуют президента Литвы Антанаса Сметона и его компаньонов под знаменем литовского и иврита и желания в следующий раз приехать из Вильниуса (1928) [ 16 ]

Президент Литвы Антанас Сметона был известен своей терпимой позицией по отношению к евреям, и его радикальные противники ни разу не назвали его «еврейским королем». [ 15 ] [ 17 ] В соответствии с правлением Сметоны в Литве ни один ансоюксский закон не принял, и высокопоставленные литовские чиновники, включая министров, не говорили публично заявления о анлеевских заявлениях. [ 17 ] Сметона считала евреев не иностранцами, а как литовские граждане иностранной национальности и сам действовали против антисемитских актов с его заявлениями, за которыми позже последовали действия правительственных учреждений (например, цензура). [ 17 ] Литовские суды, военные коменданты, литовские полицейские силы сильно наказали участников антитела физических нападений или разбивания окон евреев (виновные были наказаны штрафами , заключены в тюрьму или даже отправлены в тюрьмы труда). [ 17 ] Более того, правительство Литвы также не терпело антиврейских нападений и серьезно наказало своих участников, особенно активистов. [ 17 ] Следовательно, евреи пожелали Сметоне долгое правило Литвы. [ 17 ] Однако в соответствии с правлением Сметоны Литва была антикоммунистической и не терпила оскорблений правительства Германии, но в то же время защищали неверных евреев, как в 1934 году Министерство национальной обороны Литвы приняло приказ для командных графств , где было заявлено », в котором было указано» Министерство национальной обороны Литвы приказа Серьезно наказать всех, кто оскорбляет правительство Германии, а также те, кто преднамеренно агитирует против литовских евреев; Еврейские организации, которые, по -видимому, находятся под коммунистическим прикрытием или поддаются коммунистическому влиянию ». [ 17 ] в 1938 году Конституция Литвы (последний в межвоенный период ) не изменила ситуацию с литовскими евреями, и она оставалась таковой до оккупации Литвы в 1940 году . [ 17 ]

После советской оккупации в июне 1940 года некоторые еврейские коммунисты взяли на себя значительную роль в NKVD и местной коммунистической номенклатуре (EG Nachman Dushanski ). [ 18 ] [ 19 ] Другие евреи, особенно религиозные евреи и сионисты, подвергались суровому коммунистическому правительству в Литве, навязанном советам, в Литве до вторжения Германии. [ Цитация необходима ]

Вторая мировая война и Холокост

[ редактировать ]

Литовская республика была занята Советским Союзом в июне 1940 года, а через год, в июне 1941 года, занятой немцами . Во время Второй мировой войны 91–95% еврейского населения Литвы были убиты - почти все евреи, которым не удалось покинуть Литву и ее окрестности. Это был самый высокий уровень жертвы евреев в любой стране в Холокосте . [ 20 ] [ Лучший источник необходим ]

Хоральная синагога Вильния , единственная синагога в городе, которая пережила нацистский Холокост и послевоенное советское угнетение.

Единственной европейской иешивой, которая пережила Холокост, была Мир Ешива . С помощью японского консула в Каунасе, Чине Сугихара , его лидеры и студенты удалось сбежать в Шанхайский гетто .

Советская эра (1944–1990)

[ редактировать ]

После изгнания нацистских немецких войск в 1944 году Советы повторно обработали Литовку в качестве советской республики и преследовали ряд литовцев за сотрудничество с нацистами. Места массовых убийств военного времени, таких как девятый форт недалеко от Каунаса, стали памятниками. Чтобы избежать националистических тем, мемориалы были объявлены во имя всех жертв, хотя ясное большинство из них были евреями. Большинство выживших никогда не возвращались, переехав в Израиль . На протяжении всего советского правления была напряженность между еврейской общиной и властями в отношении права на эмигрирование в Израиль и как правильно отметить Холокост. Большинство евреев в советской Литве прибыли после войны, с русскими и идишами в качестве основного языка.

Несмотря на отсутствие каких -либо намерений поддержать проект, еврейской общине было разрешено открыть еврейский музей в 1944 году, который находился в квартире его первого режиссера Шмерла Качергински. [ 21 ] Учреждение служило общественным центром, который получил сотни запросов со всего мира о судьбе отдельных евреев в Литве. [ 21 ] В 1945 году музей был перенесен в бывшую библиотеку гетто и тюремные здания в Вильниусе. [ 21 ] Первая выставка в музее была названа « жестокое уничтожение евреев во время немецкой оккупации ». [ 21 ] В 1949 году Совет министров Литовской советской социалистической республики де -факто закрыл музей, когда он заказал его реорганизован в Музее местной истории Вильния. [ 21 ] Еврейская школа Вильния была закрыта в 1946 году, а та в Каунасе 1950. [ 21 ] Еврейское кладбище в Вильнии было вымощено, старая синагога Вильния была разрушена, в то время как еврейские могильные камни использовались для строительства лестницы на холме Таурас, а также в Евангелической реформатской церкви. [ 21 ] В то время как институционализированная еврейская память была отменена, несколько мемориалов были разрешены, по крайней мере, с сорока пяти из 231 мемориалов Холокоста в Литве, построенных до 1991 года. [ 21 ] Смерть Сталина принесла некоторое улучшение статуса литовских евреев, когда новые еврейские общины переехали в страну из менее развитых частей СССР и некоторого развития повествования о Холокосте на протяжении многих лет. [ 21 ] Книжные массовые убийства в Литве были опубликованы в 1965 и 1973 годах как первая публикация, которая непосредственно рассмотрила тему Холокауста. [ 21 ] Выставка «Искусство евреев в Литве» была открыта в Каунасе и Вильниусе в 1988 году как первое публичное проявление еврейской культуры в любом месте Советского Союза. [ 21 ] Литовская еврейская культурная ассоциация была основана в 1988 году, и она была переименована в литовую еврейскую общину в 1991 году. [ 21 ]

Евреи в современной Литве

[ редактировать ]
Вильна Гаон Еврейский государственный музей
Интерьер синагоги Вильния

Еврейское население Литвы продолжает медленное снижение. В переписи 2001 года по этнической принадлежности было 4 007 евреев. К 2021 году это сократилось к 2011 году до 3050 и 2256. У евреев также были самые старые профили; 41% евреев находились в демографии 60+ возрастных, и только 13,2% были в возрасте до 20 лет. Этническую принадлежность также было 192 караимов в общей сложности 2448; Это было значительное снижение по сравнению с числом 423 в 2011 году. Караимы исторически определялись как этнически отличные от евреев в Литве. Как в переписи 2001 и 2011 годов евреи были пятым по величине этническим меньшинством в Литве, за поляками, русскими, белорусами и украинцами и сразу впереди немцев. [ 22 ] [ 23 ]

Интерес среди потомков литовских евреев стимулировал туризм и обновление в исследованиях и сохранении исторических ресурсов и владений сообщества. Растущее число литовских евреев заинтересована в обучении и практике использования идиша. [ 24 ] В 2000 году еврейское население страны составило 3600. [ 25 ]

Начало 21-го века было отмечено конфликтами между членами Чабад-Любавича и светскими лидерами. В 2005 году главный раввин Шлом Бер Крински был физически удален из синагоги двумя мужчинами, нанятыми светским лидером общины г -ном Альперовичем, который затем объявил нового главного раввина . [ 26 ] Более подробную информацию см. Споры, связанные с Чабад-Любавич, Литва .

Общественные дебаты последовали над мемориалами нацистским сотрудникам. была разбита мемориальной табличкой в ​​центральной части Вильниуса В 2019 году еврейская литовская политика Станисловы Томаса . [ 27 ] [ 28 ] Литовские власти также удалили несколько мемориалов других сотрудников. Удаление этих мемориалов вызвало антисемитскую негативную реакцию, что привело к угрозам против хоровой синагоги , единственной оставшейся синагоги Вильниуса, наряду со штаб -квартирой еврейской общины, оба из которых были временно закрыты из -за угроз. [ 29 ]

В феврале 2024 года европейский еврейский конгресс сообщил, что камеры безопасности поймали неизвестного преступника, бросая камень в Центр еврейской общины Литвак (LJC) и разбивая стакан, а также камни, брошенные в дома евреев в округе Шиауляи . [ 30 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ «Перепись населения и жилья - портал официальной статистики» .
  2. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Евреи » . Универсальная литовская энциклопедия (в литовской). Наука и энциклопедия издательский центр. 2018-11-14.
  3. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гринбаум, Маша (1995). Евреи Литвы: история замечательной общины 1316–1945 (8 -е изд.). Израиль: Gefen Books. С. 2–5. ISBN  965-229-132-3 .
  4. ^ Сирутавичюс, Влад; Сталионас, Дарий; Шиаучюнайт-Веробикен, Джургита (2012). Литовские евреи. Историческая студия (в литовском языке). Белые луки. Стр. 38-39. ISBN  9789955236344 .
  5. ^ History of the Jews in Russia and Poland From the Earliest Times until the Present Day" by SM Dubnow , translated from the Russian by I. Friedlaender, "Jewish publication society of America", Philadelphia, 1916 p.65
  6. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Литва» , еврейская энциклопедия
  7. ^ Подпрыгнуть до: а беременный . ​Гантант, центральный пулерог -преследователь литовского еврея
  8. ^ Мартин Гилберт, евреи в двадцатом веке (Нью -Йорк: Schocken Books, 2001).
  9. ^ "Yivo | Литва" . Yivoencyclopedia.org . Получено 2013-04-16 .
  10. ^ "Приложение Демоскопа Weekly" . Demoscope.ru. 2013-01-15. Archived from the original on 2013-10-12 . Retrieved 2013-04-14 .
  11. ^ http://www.ajcarchives.org/ajc_data/files/2002_13_wjp.pdf Archived 2016-03-03 на машине Wayback [ только URL PDF ]
  12. ^ «База данных индикаторов» . Db1.stat.gov.lt. Архивировано из оригинала 14-10-2013 . Получено 2013-04-14 .
  13. ^ Yivo | Население и миграция: население после Первой мировой войны . Yivoencyclopedia.org. Получено на 2013-04-14.
  14. ^ Gruodytė, Edita; Adomaitytė, Aurelija. «Трагедия Холокоста в Литве: от корней идентичности до усилий по примирению» (PDF) . Wroclaw Review . Де Грюйтер: 93.
  15. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в ИИДИНТ, Альфонсас. «Литовские поляки и« король евреев »Антанас Сметона» . 15min.lt (в литовском языке) . Получено 25 декабря 2023 года .
  16. ^ «Синагога Швкна, рыночная площадь» . Еврейское наследие Литва (в литовском языке). 2 мая 2019 года.
  17. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час Труска, Лиудас (2004). «Политика Сметоны в отношении евреев (1927-1940)» . История (в литовском языке). Lix (LX): 69-72, 77.
  18. ^ Maslauskienė, Nijolė (2004). «Композиция литовских коммунистов в октябре - июне 1941 года - июнь 1941 года» . Исследовательский центр геноцида и устойчивости Литвы (в Литве).
  19. ^ Maslauskienė, Nijolė (2004). «Включение литовских национальных меньшинств в администрацию LSSR и национальные отношения между советской бюрократией 1940–1941 гг.» Исследовательский центр геноцида и устойчивости Литвы (в Литве).
  20. ^ Брук, Даниэль (26 июля 2015 г.). «Двойной геноцид» . Журнал Slate . Получено 15 августа 2018 года - через Slate.
  21. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Елена Суботич (2019). Желтая звезда, красная звезда: Холокост воспоминания после коммунизма . Итака, Нью -Йорк и Лондон : издательство Корнелльского университета . С. 167–174. ISBN  9781501742408 .
  22. ^ https://osp.stat.gov.lt/documents/10180/21710/gyv_calba_tiky.pdf/1d9dac9a-3d45-4798-93f5-941fed0053f [ только URL ]
  23. ^ «Население по этнической принадлежности | Статистика Литва» . Архивировано из оригинала на 2007-06-04.
  24. ^ «Литовские евреи оживляют идиш» . 15 августа 2018 года . Получено 15 августа 2018 года - через News.bbc.co.uk.
  25. ^ «Евреи Литвы» . Музей еврейского народа в Бейт Хэтфутсот . Получено 27 июня 2018 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
  26. ^ Международный отчет о свободе религиозной свободы за архив 2006-09-22 на машине Wayback
  27. ^ Памятная табличка, которая разбила С. Том, качая вину и вытаскивая еврейскую карту
  28. ^ Разбитая мемориальная табличка с Нореикой, которая будет восстановлена ​​в Вильниусе
  29. ^ «Литовская община открывает Vilnius Shul через несколько дней после оспариваемого закрытия» . Времена Израиля . 11 августа 2019 года.
  30. ^ «После нападения вандализма литовская еврейская община просит повысить государственную защиту» . Европейский еврейский конгресс . 7 февраля 2024 года . Получено 12 июня 2024 года .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Эта статья включает в себя текст из публикации, который сейчас в общественном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Литва» . Еврейская энциклопедия . Нью -Йорк: Funk & Wagnalls.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29cd75e692b64e5dd4fafc174c2ad697__1726241700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/97/29cd75e692b64e5dd4fafc174c2ad697.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Lithuania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)