Канцелярский фашизм
Часть серии на |
Фашизм |
---|
![]() |
Канцелярский фашизм (также клеро-фэшизм или клерико-фальшизм )-это идеология, которая сочетает в себе политические и экономические доктрины фашизма с клерикализмом . Термин использовался для описания организаций и движений, которые сочетают в себе религиозные элементы с фашизмом, получают поддержку от религиозных организаций, которые поддерживают сочувствие к фашизму или фашистские режимы, в которых духовенство играет ведущую роль.
История
[ редактировать ]Термин канцелярский фашизм (клеро-фэшизм или клирико-фальшизм) появился в начале 1920-х годов в Королевстве Италии , ссылаясь на фракцию римско-католического Партито Пополаре Итальяно (PPI), которая поддерживала Бенито Муссолини и его regime. Предположительно, это было придумано Дон Луиджи Штурзо , священником и лидером христианского демократа , который выступил против Муссолини и выйдет в изгнание в 1924 году, [ 1 ] Хотя этот термин также использовался перед маршем Муссолини на Риме в 1922 году для обозначения католиков в северной Италии, которые защищали синтез римско -католицизма и фашизма. [ 2 ]
Штурзо провели различие между «филофашистами», которые покинули католический PPI в 1921 и 1922 годах, и «клерикальными фашистами», которые остались в партии после марша в Риме , выступая за сотрудничество с фашистским правительством. [ 3 ] В конце концов, последняя группа сблизилась с Муссолини, оставив PPI в 1923 году и создав Centro Nazionale Italiano. PPI был расформирован фашистским режимом в 1926 году. [ 4 ]
С тех пор этот термин использовался учеными, стремящимися противопоставить авторитарный консервативный клерикальный фашизм с более радикальными вариантами. [ 5 ] Христианские фашисты сосредоточены на внутренней религиозной политике, такой как принятие законов и правил, которые отражают их взгляд на христианство . Радикализированные формы христианского фашизма или клерикального фашизма (клеро-фашизм или клерико-фальшизм) появлялись на крайне правом политического спектра в некоторых европейских странах в межвоенный период в первой половине 20-го века. [ 6 ]
Фашистская Италия
[ редактировать ]
В 1870 году недавно сформированное королевство Италии аннексировало оставшиеся папские состояния , лишив папу его временной власти . Однако в Латеранском договоре 1929 года Муссолини признал папу суверенным правителем государства Ватикана , и римско -католицизм стал государственной религией фашистской Италии . [ 7 ] [ 8 ]
В марте 1929 года был проведен общенациональный плебисцит, чтобы публично одобрить Латеранский договор. Оппоненты были запуганы фашистским режимом: Католическая организация действий ( Азионе Каттолика ), и Муссолини утверждали, что «нет» голосов из тех «немногих нездоровых антиклеров , которые отказываются принять дочерние пакты латерана». [ 9 ] Почти девять миллионов итальянцев проголосовали, или 90 процентов зарегистрированного электората, и только 136 000 проголосовали «нет». [ 10 ]
Почти сразу после подписания договора отношения между Муссолини и Церковью снова испортились. Муссолини «называл католицизм, по происхождению, незначительной сектой, которая распространилась за пределы Палестины только потому, что привилась на организацию Римской империи». [ 11 ] После согласования «он конфисковал больше вопросов католических газет в ближайшие три месяца, чем в предыдущие семь лет». [ 11 ] Муссолини, как сообщается, приблизился к тому, чтобы быть отлученным от католической церкви примерно в это же время. [ 11 ]
В 1938 году итальянские расовые законы и манифест расы, фашистский режим был обнародован чтобы преследовать итальянских евреев [ 12 ] а также протестантские христиане , [ 8 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Особенно евангелисты и пятидесятники . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Тысячи итальянских евреев и небольшое количество протестантов погибли в нацистских концентрационных лагерях . [ 12 ] [ 15 ]
Несмотря на близкий союз Муссолини с Германией Гитлера, Италия не полностью приняла геноцидную идеологию нацизма по отношению к евреям. Нацисты были разочарованы отказом итальянских властей сотрудничать в обстановках евреев, и ни один евреи не были депортированы до формирования итальянской социальной республики после перемирия Кассибила . [ 16 ] В итальянском независимом штате Хорватия немецкий посланник Зигфрид Каше посоветовал Берлину, что итальянские силы «явно повлияли» против Ватикана против немецкого антисемитизма. [ 17 ] По мере того, как в Италии росло чувство антиоши, использование Ватиканского радио для трансляции папского неодобрения расового убийства и антисемитизма разозлило нацистов. [ 18 ] Когда в июле 1943 года Муссолини был свергнут, немцы переехали в Италию и начали обзор евреев.
Около 4% сил сопротивления были официально католическими организациями, но католики доминировали в других «независимых группах», таких как партизаны Фиамме и Осоппо были также католические боевики , и в бригадах Гарибальди , выдающимися которые позже служили Христианский политик -демократ. [ 19 ] В северной Италии напряженность между католиками и коммунистами в движении заставила католиков сформировать Фиамме Верди как отдельную бригаду христианских демократов. [ 20 ] После войны идеологические разделения между бывшими партизанами вновь появились, став отличительной чертой послевоенной итальянской политики . [ 21 ] [ 22 ]
Примеры клерикального фашизма
[ редактировать ]


Примеры политических движений, которые включают определенные элементы клерикального фашизма в их идеологии, включают:
- Отцовский фронт в Австрии возглавлял австрийские католические канцлеры Энгельберт Dollfuss и Курт Шушнигг .
- Рексистская партия в Бельгии во главе с Леоном Дегреллом , бельгийским католиком .
- Бразильский интегральный акт в Бразилии возглавлял бразильский католический плинио Сальгадо .
- Националистический альянс освобождения в Аргентине во главе с Хуаном Квералето .
- Движение Усташа во главе с вождем и премьер -министром Анте Павелком в Независимом штате Хорватия [ 23 ] и его сторонники в хорватской католической церкви .
- Движение Лапуа и патриотическое народное движение (IKL) в Финляндии во главе с лютеранами ( Körtti ) Vihtori Kosola и Vilho Annala соответственно. Пастор Элиас Симоки возглавил молодежную организацию IKL « Синие и черные» .
- Немецкие христиане нацистской партии в нацистской Германии во главе с Людвигом Мюллером , который попытался, но не смог объединить немецкие протестанты во время Кирченкампфа .
- Метаксизм и режим 4 августа в Греции , который возглавлял Иоаннис Метаксас и сильно поддерживал греческую православную церковь .
- Национальный синархистский союз в Мексике во главе с мексиканским католическим Хосе Антонио Урквизой до его убийства в 1938 году, это было возрождением католической реакции, которая вызвала войну в Кристеро ; В середине века движение станет в центре теории заговора , которая утверждала, что оно проникло в различные учреждения под названием El Yunque .
- Национальный радикальный лагерь в Польше во главе с Болеслау Пиасецци , Генриком Россманом , Тадеуш Глюзински и Яном Мосдорфом, которые сильно включали польский католицизм в свою идеологию, особенно фракцию фалангиста.
- Национальный союз в Португалии возглавлял премьер -министры Антонио де Оливейра Салазар и Марсело Каетано .
- Национальнаяххристианская лига обороны / Железная охрана Румынии , которой возглавлялся набожный румынский православный корнелиу Зелеа Кодреану .
- Сербское действие , ультранационалистский и канцелярский фашист [ 24 ] Движение, активное в Сербии с 2010 года. [ 25 ]
- Словацкая народная партия (ľudaks) в Словакии во главе с президентом Жезефом Тисо , католическим священником.
- Фет в Испании национальный во главе с испанским католическим Франциско Франко , который превратился в католицизм .
- Серебряный легион Америки в Соединенных Штатах во главе с Уильямом Дадли Пелли, который объединил американское христианство (в частности протестантизм ) с американским белым национализмом .
Национальный союз в Португалии во главе с премьер -министрами Антонио де Оливейра Салазар и Марсело Каетано не рассматриваются такие историки, как Стэнли Дж. Пейн , Томас Джерард Галлахер , Хуан Хосе Линц , Антонио Коста Пинто , Роджер Гриффин , Роберт Пастон и Ховард Дж. хотя такие историки считают его фашистом, как Мануэль де Лусена, Хорхе Паис де Соуза, Мануэль Лофф и Херминио Мартинс. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Одним из действий Салазара было запретить национальных синдикалистов/фашистов. Салазар дистанцировался от фашизма и нацизма, который он критиковал как «языческий кесаризм », который не признал ни юридических, ни моральных ограничений. [ 30 ]
Аналогичным образом, фронт Отечественной страны в Австрии возглавлял австрийские католические канцлеры Энгельберт Dollfuss и Курт Шушнигг, часто не рассматривается как полностью фашистская партия. Это называлось полуфашистским и даже имитационным фашистом. Dollfuss был убит нацистами, застрелен в его кабинете СС и оставил истекать кровью. Первоначально его режим получил поддержку от фашистской Италии, которая сформировала фронт Стреса с Великобританией и Францией. [ Цитация необходима ]
Использование термина
[ редактировать ]Ученые, которые принимают использование термина, дебаты о канцелярском фашизме о том, какой из перечисленных примеров должен быть назван как «канцелярский фашист», причем усташе является наиболее широко включенным примером. В примерах, которые упоминаются выше, степень официальной католической поддержки и степень канцелярского влияния на законодательство и правительство варьируются. Более того, несколько авторов отвергают концепцию канцелярского режима , утверждая, что целый фашистский режим не становится «канцелярским», если элементы духовенства поддерживают его, в то время как другие не готовы использовать термин «канцелярский фашизм» за пределами контекста То, что они называют фашистской эпохой между концами двух мировых войн (1918–1945). [ 31 ]
Некоторые ученые считают определенные современные движения формы клерикального фашизма, такие как христианская идентичность и христианский реконструкционизм в Соединенных Штатах ; [ 32 ] «Самая вирулентная форма» исламского фундаментализма , [ 33 ] Исламизм ; [ 34 ] и боевик индуистский национализм в Индии . [ 32 ]
Политический теоретик Роджер Гриффин предупреждает от «гиперинфляции клерикального фашизма». [ 35 ] Согласно Гриффину, использование термина «клерикальный фашизм» должен быть ограничено «особыми формами политики, которые возникают, когда религиозные священнослужители и профессиональные богословы приводят либо к сговору со светской идеологией фашизма (появление, особенно в межвоенной Европе ; ) упадок или коллапс ». [ 36 ] Гриффин добавляет, что «клерикальный фашизм» никогда не должен использоваться для характеристики политического движения или режима во всей его полноте, поскольку он может быть максимально быть фракцией в фашизме », в то время как он определяет фашизм как« революционный, светский вариант ультранационализма. об общем возрождении общества через человеческое агентство ». [ 37 ]
В случае Словацкого государства некоторые ученые отвергли использование термина канцелярского фашизма в качестве ярлыка для режима, и они особенно отвергли использование термина Clerical Fashist в качестве ярлыка для Jozef Tiso . [ 38 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Алоис Худал
- Католическая церковь и нацистская Германия
- Христианский национализм
- Христофашизм
- Критика сионизма
- Хиндутва
- Исламофашизм
- Каханизм
- Национальный союз (Италия, 1923)
- Позитивное христианство
- Религиозный национализм
- Ratlines (последствия Второй мировой войны)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Eatwell 2003 .
- ^ Лакеур, Уолтер (25 октября 2006 г.). Происхождение фашизма: исламский фашизм, исламофобия, антисемитизм . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 14 января 2008 года.
- ^ Сантилли, Карло (2001). FiloFascisti и Popular Party (1923-1926) [ Фило-фашисты и Народная партия (1923-1926) ] (тезис) (на итальянском языке). Римский университет - La Sapienza. п. 5
- ^ Чарльз Сантулли, Id.
- ^ Тревор-Ропер, HR (1981). «Феномен фашизма». В Вульф, С. (ред.). Фашизм в Европе . Лондон: Метуэн. п. 26 , цитируется в Eatwell (2003)
- ^ Feldman, Turda & Georgescu 2008 .
- ^
В период после подписания пакта Латерана 1929 года, который объявил католицизм государственной религией в италии в контексте комплексной регуляции отношений с Ватиканом и итальянским правительством, католическая культурная поддержка Муссолини консолидируется.
-Уайли Файнштейн, Цивилизация Холокоста в Италии: поэты, художники, святые, антисемиты (2003), с. 19, Лондон : издательство Фэйрли Дикинсон Университет ISBN 0-8386-3988-7 - ^ Jump up to: а беременный Керцер, Дэвид И. (2014). Папа и Муссолини: Тайная история Пия XI и рост фашизма в Европе . Нью -Йорк : Рэндом Хаус . С. 196–198. ISBN 978-0-8129-9346-2 .
- ^ Поллард 2014 , с. 49
- ^ Поллард 2014 , с. 61.
- ^ Jump up to: а беременный в DM Smith 1982, p. 162–163
- ^ Jump up to: а беременный Гиордано, Альберто; Холиан, Анна (2018). «Холокост в Италии» . Мемориальный музей Холокоста Соединенных Штатов . Получено 15 августа 2018 года .
В 1938 году итальянский фашистский режим при Бенито Муссолини принял серию расовых законов, которые наложили многочисленные ограничения на еврейское население страны. В то время, когда были приняты законы, подсчитано, что в Италии жили около 46 000 евреев, из которых около 9 000 человек родились и, следовательно, подлежат дальнейшим ограничениям, таким как требования к месту жительства. [...] оценки показывают, что в период с сентября 1943 года по март 1945 года около 10 000 евреев были депортированы. Подавляющее большинство погибли, главным образом в Освенциме .
- ^ Jump up to: а беременный Поллард 2014 , с. 109–111.
- ^ Jump up to: а беременный Занини, Паоло (2015). «Двадцать лет преследования пятидесятников в Италии: 1935-1955». Журнал современных итальянских исследований . 20 (5). Тейлор и Фрэнсис : 686–707. doi : 10.1080/1354571x.2015.1096522 . HDL : 2434/365385 . S2CID 146180634 . ; Занини, Паоло (2017). «Кульминация антипротюрного сотрудничества между фашистским государством и католической церковью: Бытие и применение циркуляра буффарини». Общество и история (на итальянском языке). 155 (155). Francoangeli : 139–165. Doi : 10.3280/ss2017-155006 .
- ^ Jump up to: а беременный в "Пендекостале Risveglio" (на итальянском языке). Собрание Бога в Италии . Архивировано из оригинала 1 мая 2017 года . Получено 15 августа 2018 года .
- ^ Гилберт (2004) , с. 307–308.
- ^ Гилберт (1986) , с. 466.
- ^ Гилберт (2004) , с. 308, 311.
- ^ О'Рейли (2001) , с. 178.
- ^ О'Рейли (2001) , с. 218
- ^ Кларк, Саймон (2018). «Послевоенная итальянская политика: стазис и хаос» . Террор победил: итальянский подход к победе над терроризмом . Арлингтон, штат Вирджиния : Центр исследований политики безопасности в Школе политики и правительства Шара ( Университет Джорджа Мейсона ). С. 30–42. ISBN 978-1-7329478-0-1 Полем LCCN 2018955266 .
- ^ Фут, Джон (март 2012 г.). «Наследие итальянского сопротивления» . История сегодня . 62 (3).
- ^ Biondich 2007b , p. 383-399.
- ^ Dijana Jelaca, Masa Kolanovic, Danijela Lugaric: культурная жизнь капитализма в Югославии: (пост) социализм и его другие
- ^ Петрович, Предраг; Стакич, Исидора (29 мая 2018 г.). «Западные Балканы: Форум исследований экстремизма» (PDF) . www.britishcouncil.rs . Британский совет . стр. 9–10 . Получено октября 2018 года 24
- ^ Мануэль де Лусена, Интерпретации салазаризма , 1984
- ^ Хорхе Паис де Соуза, полный фашизм Салазара , пресса Университета Коимбры, 2012
- ^ Лофф, Мануэль (2008). Наш век фашист! Мир, увиденный Салазаром и Франко (1936-1945) [ Наш век фашист! Мир, видимый Салазаром и Франко (1936-1945) ] (на португальском языке).
- ^ Мартинс, Герминио; Вульф С. (1968). Европейский фашизм .
- ^ Кей 1970 , с. 68
- ^ Гриффин 2007 , с. 213-227.
- ^ Jump up to: а беременный Берлет, Чип (2005). «Христианская идентичность: апокалиптический стиль, политическая религия, палингенез и неофашизм» . В Гриффине, Роджер (ред.). Фашизм как тоталитарное движение . Нью -Йорк: Routledge . п. 196. ISBN 978-0-415-34793-8 Полем Получено 23 ноября 2014 года .
Лайонс и я вкладываем христианскую идентичность в категорию клерикального фашизма, и мы также включили воинственное теократическое протестантское протестантское движение, называемое христианским реконструкцией ... Случай может быть рассмотрен для ... индуистской националистической (Хиндувата) Бхаратия Джаната. Вырос из индуистского движения Rashtriya Swayamsevak Sangh).
- ^ Берлет, Чип (2006). «Когда отчуждение поворачивается вправо: популистский заговор, апокалиптический стиль и неофашистские движения» . В Лангмане, Лорен; Kalekin-Fishman, Devorah (Eds.). Эволюция отчуждения: травма, обещание и тысячелетие . Роуман и Литтлфилд. п. 130. ISBN 9780742518353 Полем
В наиболее вирулентной форме теократический исламский фундаментализм может быть формой клерикального фашизма (теократический фашизм, построенный вокруг существующих институционализированных священнослужителей). Это спорная точка зрения ...
- ^ Мозаффари, Мехди (март 2007 г.). «Что такое исламизм? История и определение концепции» (PDF) . Тоталитарные движения и политические религии . 8 (1): 17–33. doi : 10.1080/14690760601121622 . S2CID 9926518 . Получено 23 ноября 2014 года .
«Клурикальный фашизм», пожалуй, ближайшая концепция, которая ближе всего к исламизму.
- ^ Гриффин 2007 , с. 215
- ^ Гриффин 2007 , с. 213.
- ^ Гриффин 2007 , с. 224
- ^ Ward 2013 , p. 267.
Библиография
[ редактировать ]- Уолтер К. Андерсен . «Партия Бхаратия Джаната: в поисках индуистского националистического лица», в новой политике права: нео-популистские партии и движения в устоявшихся демократиях , изд. Ханс-Георг Бетц и Стефан Иммерфолл (Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1998), с. 219–232. ISBN 0-312-21134-1 ; ISBN 0-312-21338-7 .
- Стефан Арвссон. Арийские идолы: индоевропейская мифология как идеология и наука . ( Университет Чикагской Прессы , 2006) ISBN 0-226-02860-7 .
- Партха Банерджи, в животе зверя: индуистские сторонники превосходства и BJP Индии (Дели: Ajanta, 1998). OCLC 43318775
- Биондич, Марк (2005). «Религия и нация в военном времени Хорватия: размышления о политике Усташа по принудительным религиозным обращениям, 1941–1942 гг.». Славянский и восточно -европейский обзор . 83 (1): 71–116. doi : 10.1353/see.2005.0063 . JSTOR 4214049 . S2CID 151704526 .
- Биондич, Марк (2007a). «Споры, окружающие католическую церковь в военное время Хорватия, 1941–45» . Независимое штат Хорватия 1941–45 . Routledge . С. 31–59. ISBN 9780415440554 .
- Биондич, Марк (2007b). «Радикальный католицизм и фашизм в Хорватии, 1918–1945». Тоталитарные движения и политические религии . 8 (2): 383–399. doi : 10.1080/14690760701321346 . S2CID 145148083 .
- Чарльз Блумберг и Саул Дубоу , ред. Христианский национализм и рост африканера Бродербонд в Южной Африке, 1918–48 (Блумингтон: издательство Университета Индианы , 1989). ISBN 0-253-31235-3
- Брахам, Рэндольф Л .; Миллер, Скотт (2002) [1998]. Последние жертвы нацистов: Холокост в Венгрии . Детройт: издательство Уэйнского государственного университета . ISBN 0-8143-2737-0 .
- Буладжич, Милан (1994). Роль Ватикана в распаде югославского государства: миссия Ватикана в независимом штате Хорватия . Усташи преступления геноцида. Белград: Стручна Книга.
- Буладжич, Милан (2002). Джасеновак: еврейский сербийский Холокост (роль Ватикана) в Нази-Осташ Хорватии (1941-1945) . Белград: Фонд исследований геноцида, экспертная книга. ISBN 9788641902211 .
- Корнуэлл, Джон (1999). Гитлер Папа: Тишина Пия XII . Лондон: книги викингов . ISBN 9780670876204 Полем
Издание: Pehucukzww4c.
- Eatwell, Roger (2003). «Размышления об фашизме и религии» . Архивировано из оригинала 1 мая 2007 года . Получено 14 февраля 2007 года .
- Эйнсли Т. Эмбри , «Функция Раштрии Сэйамсевак Сангх: определить индуистскую нацию», в области бухгалтерского учета фундаментализма, проекта фундаментализма . 4 -е изд. Мартин Э. Марти и Р. Скотт Эпплби (Чикаго: Университет Чикагской Прессы , 1994), с. 617–652. ISBN 0-226-50885-4 .
- Falconi, Carlo (1970). Тишина Пия XII . Бостон и Торонто: Литтл, Браун и Компания.
- Фельдман, Мэтью; Турда, Мариус; Георгеску, Тюдор, ред. (2008). Клурикальный фашизм в Межвоенной Европе . Routledge . ISBN 9781317968993 .
- Гилберт, Мартин (1986). Холокост: еврейская трагедия . Коллинз. ISBN 0-00-216305-5 .
- Гилберт, Мартин (2004). Праведные: незамеченные герои Холокоста . Генри Холт и компания. ISBN 978-1-4299-0036-2 .
- Гриффин, Роджер , изд. (2005). Фашизм, тоталитаризм и политическая религия . Routledge . ISBN 9781136871689 .
- Гриффин, Роджер (2007). «Священный шторм»: «канцелярский фашизм» через призму модернизма ». Тоталитарные движения и политические религии . 8 (2): 213–227. doi : 10.1080/14690760701321130 . S2CID 143765495 .
- Juergensmeyer, Mark (1993). Новая холодная война?: Религиозный национализм противостоит светскому государству . Беркли: Университет Калифорнийской прессы . ISBN 0-520-08651-1 .
- Кей, Хью (1970). Салазар и современная Португалия . Боярышник книги. ISBN 9783785700785 .
- Керцер, Дэвид И. (2014). Папа и Муссолини: Тайная история Пия XI и рост фашизма в Европе . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780198716167 .
- Laqueur, Walter (1966). Фашизм: прошлое, настоящее, будущее . Нью-Йорк; Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1997. ISBN 0-19-5117793-X
- Николас М. Наги-Талавера, зеленые рубашки и остальные: история фашизма в Венгрии и Румынии . Яши и Оксфорд: Центр румынских исследований, 2001. ISBN 973-9432-11-5 .
- Нелис, Ян; Морелли, Энн; Прат, Дэнни, ред. (2015). Католицизм и фашизм в Европе 1918–1945 гг . Георг Олмс. ISBN 9783487421278 .
- Новак, Виктор (2011). Магнум крик: полвека клинизма в Хорватии Тол. 1B. Джагодина: Гамбит. ISBN 9788676240494 .
- Новак, Виктор (2011). Магнум кримин: полвека клерикализма в Хорватии . Тол. 2. Jagodina: Gambit. ISBN 9788676240494 .
- О'Рейли, Чарльз Т. (2001). Забытые сражения: Итальянская война об освобождении, 1943–1945b . Lexington Books . ISBN 978-0-7391-0195-7 .
- Валид Фарес , Ливанский христианский национализм: подъем и падение этнического сопротивления (Boulder, Col.: L. Rienner, 1995). ISBN 1-55587-535-1
- Phayer, Michael (2000). Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 . Блумингтон и Индианаполис: издательство Университета Индианы . ISBN 9780253337252 .
- Phayer, Michael (2008). Пий XII, Холокост и холодная война . Блумингтон и Индианаполис: издательство Университета Индианы . ISBN 9780253349309 .
- Поллард, Джон Ф. (2008). «Кларикальный фашизм: контекст, обзор и вывод». Клурикальный фашизм в Межвоенной Европе . Лондон-Нью-Йорк: Routledge . С. 221–234. ISBN 9781317968993 .
- Поллард, Джон Ф. (2014). Ватикан и итальянский фашизм, 1929-32: исследование в области конфликта . Кембридж : издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-26870-7 .
- Родос, Энтони (1973). Ватикан в эпохе диктаторов 1922–1945 . Нью -Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 9780030077364 .
- Ривелли, Марко Аурелио (1998). состояние Хорватии 1941–1945 Скрытый геноцид: независимое гг . Лозанна: Возраст человека. ISBN 9782825111529 .
- Ривелли, Маркус Аурелио (1999). Архиепископ геноцида: монсеньор Степинак, Ватикан и диктатура Усташа в Хорватии, гг 1941-1945 . Милан: Каос. ISBN 9788879530798 .
- Ривелли, Маркус Аурелио (2002). «Бог с нами!»: Церковь Пий XII соучастник нацистского факсизма [ «Бог с нами!»: Церковь Пий XII соучастника нацистского фашизма ] (на итальянском языке). Милан: Каос. ISBN 9788879531047 .
- Роткирхен, Ливия (1989). «Политика Ватикана и« еврейская проблема »в независимой Словакии (1939–1945)». В Маррусе, Майкл Р. (ред.). Нацистский Холокост . Тол. 3. Wesport: Meckler. С. 1306–1332. ISBN 0-88736-255-9 Полем или ISBN 0-88736-256-7
- Rychlak, Ronald J. (2010). Гитлер, Война и Папа (пересмотренный и расширенный изд.). Саут -Бенд: наш воскресный посетитель. ISBN 9781612781969 .
- Шиндли, Ванда; Макара, Пеар, ред. (2005). Jasenovac: Материалы первой международной конференции и выставки в концентрационных лагерях Jasenovac . Даллас издательство. ISBN 9780912011646 .
- Volovici, Leon (1991). Националистическая идеология и антисемитизм: случай румынских интеллектуалов в 1930 -х годах . Оксфорд: Pergamon Press . ISBN 0-08-041024-3 .
- Уорд, Джеймс Мейс (2013). Священник, политик, соавтор: Йозеф Тисо и создание фашистской Словакии . Итака: издательство Корнелльского университета . ISBN 978-0-8014-6812-4 .
- Вольф, Ричард Дж. «Католическая церковь и диктатура в Словакии и Хорватии, 1939-1945». Записи Американского католического исторического общества Филадельфии 88, нет. 1/4 (1977): 3–30. http://www.jstor.org/stable/44210893 .
- Различные авторы, «канцелярский фашизм» в Interwar Europe , Специальный выпуск тоталитарных движений и политических религий , том 8, выпуск 2, 2007.