Карма в буддизме
Переводы карма | |
---|---|
Английский | карма |
санскрит | Карман ( IAST : karman ) |
Есть | 𑀓𑀫𑁆𑀫 ( камма ) |
Бенгальский | Карма ( кворум ) |
бирманский | удача ( MLCTS : kàɰ̃ ) |
китайский | промышленность или промышленность ( Пиньинь : вчера ) |
японский | карма или гоу ( Ромаджи : гоу ) |
кхмерский | Карма ( UNGEGN : хромой ; ALA-LC : хромой ; ИПА: [ты] ) |
корейский | 업 или 業 ( RR : ухб ) |
сингальский | Карма ( карма ) |
тибетский | от་. ( Уайли : the; ТХЛ : ле; ) |
Тагальский | оставаться |
тайский | карма ( RTGS : гам ) |
вьетнамский | Карма |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Карма (санскрит: कर्म, пали: камма ) — это санскритский термин, который буквально означает «действие» или «действие». В буддийской традиции карма относится к действию, вызванному намерением ( четана ), которое приводит к будущим последствиям. Эти намерения считаются определяющим фактором перерождения в сансаре , цикла перерождения.
Этимология
[ редактировать ]Карма (санскрит, также karman , пали: kamma , тиб. las [ 1 ] ) — санскритский термин, который буквально означает «действие» или «действие». Слово карма происходит от глагольного корня kṛ , который означает «делать, совершать, совершать, совершать». [ 2 ]
Кармафала (тиб. rgyu'bras [ 3 ] [ 1 ] [ примечание 1 ] ) — «фрукт» , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] "эффект" [ 7 ] или «результат» [ 8 ] кармы . Похожий термин — кармавипака , «взросление». [ 9 ] или «готовить» [ 10 ] от кармы :
Отдаленные последствия кармического выбора называются «зрелостью» (випака) или «плодом» (пхала) кармического действия». [ 5 ]
Метафора заимствована из сельского хозяйства: [ 6 ] [ 11 ]
Кто-то сеет семя, проходит некоторое время, в течение которого происходит какой-то таинственный невидимый процесс, а затем растение прорастает, и его можно собирать. [ 6 ]
Буддийское понимание кармы
[ редактировать ]
Карма и кармапхала — фундаментальные понятия в буддизме. [ 8 ] [ 12 ] Концепции кармы и кармапхалы объясняют, как намеренные действия удерживают человека привязанным к перерождению в сансаре , тогда как буддийский путь, примером которого является Благородный Восьмеричный Путь , показывает нам выход из сансары . [ 13 ]
Возрождение
[ редактировать ]Возрождение , [ примечание 2 ] , является общим убеждением во всех буддийских традициях. В нем говорится, что рождение и смерть в шести мирах происходят в последовательных циклах, вызванных невежеством ( авидья ), желанием ( тришна ) и ненавистью ( двеша ). Цикл перерождений называется самсарой . Это безначальный и постоянно продолжающийся процесс. [ 14 ] Освобождения от сансары можно достичь, следуя буддийскому пути . Этот путь ведет к видье (знанию) и успокоению тришны и двеши . Тем самым продолжающийся процесс перерождения останавливается.
Карма
[ редактировать ]Цикл перерождений определяется кармой , [ 14 ] буквально «действие». [ примечание 3 ] В буддийской традиции карма относится к действиям, движимым намерением ( четана ), [ 20 ] [ 21 ] [ 6 ] [ цитата 1 ] поступок, совершенный сознательно посредством тела, речи или ума, который приводит к будущим последствиям. [ 24 ] Ниббедхика Сутта , Ангуттара Никая 6.63:
Намерение ( четана ), говорю вам, — это камма. С намерением человек совершает камму посредством тела, речи и интеллекта. [ сеть 1 ] [ примечание 4 ]
По словам Питера Харви,
Это психологический импульс, стоящий за действием, и есть «карма», то, что запускает цепочку причин, завершающуюся кармическими плодами. Таким образом, действия должны быть намеренными, если они хотят принести кармические плоды. [ 25 ]
И, по словам Гомбриха,
Будда определил карму как намерение; независимо от того, проявлялось ли намерение в физической, голосовой или мысленной форме, только намерение имело моральный характер: хороший, плохой или нейтральный [...] Фокус интереса сместился с физического действия, вовлекая людей и объекты в реальность. мир, к психологическому процессу. [ 26 ]
По мнению Гомбриха, это было великое нововведение, опровергающее брахманскую, кастовую этику. Это отказ от кастовых различий, дающий одинаковую возможность достичь освобождения всем людям, а не только брахманам: [ 27 ]
Брамин или изгой бывает не по рождению, а по делам ( камма ). [ 28 ] [ примечание 5 ]
То, как следует интерпретировать этот акцент на намерении, стало предметом споров внутри различных буддийских школ и между ними. [ 29 ] [ примечание 6 ]
Кармафала
[ редактировать ]Карма ведет к будущим последствиям, карма-пхала , «плоду действия». [ 4 ] Любое действие может вызвать самые разные результаты, но кармическими результатами являются только те результаты, которые являются следствием как моральных качеств действия, так и намерения, стоящего за ним. [ 31 ] [ примечание 7 ] По мнению Райхенбаха,
[Последствия, предусмотренные законом кармы, включают в себя больше (и меньше), чем наблюдаемые естественные или физические результаты, которые следуют за выполнением действия. [ 33 ]
Действует «закон кармы».
... конкретно в моральной сфере [.] [Он касается] не общих отношений между действиями и их последствиями, а, скорее, моральных качеств действий и их последствий, таких как боль и удовольствие, а также хороший или плохой опыт. для исполнителя действия. [ 33 ]
Хорошие моральные поступки ведут к здоровым перерождениям, а плохие моральные поступки ведут к нездоровым перерождениям. [ 14 ] [ цитата 3 ] [ цитата 4 ] Главным фактором является то, как они способствуют благополучию других в положительном или отрицательном смысле. [ 38 ] Особенно дана , дающая буддийскому ордену, становилась все более важным источником положительной кармы . [ 39 ]
Как эти намеренные действия приводят к перерождению и как идею перерождения следует согласовать с доктринами непостоянства и отсутствия «я» , [ 40 ] [ цитата 5 ] является вопросом философского исследования в буддийских традициях, для которого было предложено несколько решений. [ 14 ] В раннем буддизме не разработано явной теории перерождения и кармы. [ 17 ] и «доктрина кармы могла быть второстепенной в ранней буддийской сотериологии ». [ 18 ] [ 19 ] В раннем буддизме возрождение приписывалось жажде или невежеству. [ 15 ] [ 16 ]
В позднем буддизме основная идея заключается в том, что намеренные действия, [ 41 ] движимый клешами («тревожными эмоциями»), [ сеть 3 ] четана («воля»), [ 20 ] или танха («жажда», «жажда») [ 42 ] создавать впечатления , [ сеть 4 ] [ примечание 8 ] тенденции [ сеть 4 ] или «семена» в уме. Эти впечатления, или «семена», созреют в будущий результат или плод . [ 43 ] [ цитата 6 ] [ примечание 9 ] Если мы сможем преодолеть свои клеши , то мы разорвем цепь причинных следствий , ведущую к перерождению в шести сферах. [ сеть 3 ] Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения обеспечивают теоретическую основу, объясняющую, как беспокоящие эмоции приводят к перерождению в сансаре . [ 44 ] [ примечание 10 ]
Сложный процесс
[ редактировать ]Учение Будды о карме не является строго детерминистским, а включает в себя косвенные факторы, в отличие от учения джайнов . [ 45 ] [ 46 ] [ сеть 6 ] [ цитата 7 ] Это не жесткий и механический процесс, а гибкий, текучий и динамический процесс. [ 47 ] и не все нынешние условия можно приписать карме. [ 46 ] [ примечание 11 ] [ цитата 8 ] Не существует установленной линейной зависимости между конкретным действием и его результатами. [ сеть 6 ] Кармический эффект поступка определяется не только самим поступком, но и характером человека, совершающего поступок, и обстоятельствами, в которых оно совершено. [ сеть 6 ] [ 48 ]
Карма также не то же самое, что «судьба» или «предопределение». [ сеть 7 ] Кармические результаты — это не «приговор», вынесенный Богом или другим всемогущим существом, а скорее результаты естественного процесса. [ 49 ] [ 25 ] [ 6 ] [ цитата 9 ] Определенный жизненный опыт является результатом предыдущих действий, но наши реакции на этот опыт не предопределены, хотя и приносят свои плоды в будущем. [ 54 ] [ цитата 10 ] Несправедливое поведение может привести к возникновению неблагоприятных обстоятельств, которые облегчат совершение еще более несправедливого поведения, но, тем не менее, свобода не совершать несправедливого поведения сохраняется. [ 55 ]
Освобождение от сансары
[ редактировать ]Реальная важность учения о карме и ее плодах заключается в признании необходимости срочно остановить весь процесс. [ 56 ] [ 57 ] Ачинтита Сутта предупреждает, что «результаты каммы» — это один из четырёх непостижимых предметов . [ 58 ] [ сеть 8 ] предметы, находящиеся за пределами всякой концептуализации [ 58 ] и не может быть понято логическим мышлением или разумом. [ примечание 12 ]
По мнению Гомбриха, эта сутра могла быть предостережением против тенденции «вероятно, со времен Будды и до сих пор» понимать учение о карме «обратно», объяснять неблагоприятные условия в этой жизни, когда другие объяснения недоступны. [ 61 ] Возможно, обретение лучшего перерождения было [ 62 ] [ 63 ] и до сих пор является главной целью для многих людей. [ 64 ] [ 65 ] Принятие мирянами буддийских верований и практик считается хорошим делом, которое приносит заслуги и хорошее перерождение. [ 66 ] но не приводит к нирване , [ 66 ] и освобождение от сансары , конечная цель Будды. [ 67 ] [ 61 ]
В палийских суттах
[ редактировать ]Согласно буддийской традиции, Господь Будда обрел полное понимание действия кармы во время своего просветления. [ 68 ] [ примечание 13 ] По словам Бронкхорста, эти знания являются более поздними дополнениями к истории. [ 69 ] точно так же, как и само понятие «освобождающего прозрения». [ 69 ] [ примечание 14 ]
В AN 5.292 Господь Будда утверждал, что невозможно избежать переживания результата кармического поступка после его совершения. [ 73 ]
В Ангуттара Никае утверждается, что кармические результаты переживаются либо в этой жизни (П. диттадхаммика ), либо в будущих жизнях (П. сампарайика ). [ 74 ] Первое может включать в себя легко наблюдаемую связь между действием и кармическими последствиями, например, когда вор схвачен и подвергнут пыткам властями; [ 74 ] но связь не обязательно должна быть настолько очевидной и фактически обычно не наблюдаема.
Самьютта Никая проводит основное различие между прошлой кармой (П. пуранакамма ), которая уже возникла, и кармой, созданной в настоящем (П. Навакамма ). [ 75 ] Поэтому в настоящем человек как создает новую карму (П. навакамма ), так и сталкивается с результатом прошлой кармы (П. каммавипака ). Карма в раннем каноне также тройственна: мысленное действие (С. manaḥkarman ), телесное действие (S. kāyakarman ) и речевое действие (S. vākkarman ). [ 76 ]
В буддийских традициях
[ редактировать ]В буддизме развивались различные буддийские философские школы, дающие различные интерпретации более тонких аспектов кармы. Основная проблема — это соотношение между доктриной отсутствия «я» и «хранением» следов своих поступков. [ 40 ] для чего предлагались различные решения.
Ранний индийский буддизм
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Понятие кармы зародилось в ведической религии , где оно было связано с выполнением ритуалов. [ 77 ] или инвестиции в добрые дела [ 78 ] обеспечить вход на небеса после смерти, [ 77 ] [ 78 ] в то время как другие люди отправляются в подземный мир. [ 78 ]
Досектантский буддизм
[ редактировать ]Концепция кармы, возможно, имела второстепенное значение в раннем буддизме. [ 17 ] [ 79 ] Шмитхаузен задался вопросом, играла ли уже роль кармы в теории возрождения раннего буддизма. [ 79 ] [ 19 ] отмечая, что «доктрина кармы могла быть второстепенной в ранней буддийской сотериологии». [ 18 ] Лангер отмечает, что первоначально карма могла быть лишь одной из нескольких концепций, связанных с перерождением. [ 80 ] [ примечание 15 ] Тиллман Веттер отмечает, что в раннем буддизме возрождение приписывалось жажде или невежеству. [ 15 ] Басвелл также отмечает, что «ранний буддизм не отождествляет телесное и умственное движение, а желание (или жажду, тришна ) как причину кармических последствий». [ 16 ] Мэтьюз отмечает, что «не существует единого основного систематического изложения» по теме кармы и «необходимо составить отчет из десятков мест, где карма упоминается в текстах». [ 17 ] это может означать, что эта доктрина была второстепенной по отношению к основной перспективе ранней буддийской сотериологии. [ 17 ]
По словам Веттера, «Будда сначала искал и осознал «бессмертное» ( амата/амрита). [ примечание 16 ] ), который касается здесь и сейчас. [ примечание 17 ] Только после этого осознания он познакомился с доктриной возрождения». [ 87 ] Бронкхорст не согласен и заключает, что Будда «ввел концепцию кармы, которая значительно отличалась от общепринятых взглядов его времени». [ 88 ] По мнению Бронкхорста, не физическая и умственная деятельность как таковая считалась ответственной за перерождение, а намерения и желания. [ 89 ]
Учение о карме, возможно, было особенно важно для простых людей, для которых было важнее справиться с непосредственными требованиями жизни, такими как проблемы боли, несправедливости и смерти. Доктрина кармы отвечала этим требованиям и со временем стала важной сотериологической целью сама по себе. [ 65 ]
Традиция вайбхашика-сарвастивадина
[ редактировать ]Вайбхашика-Сарвастивада имела широкое влияние в Индии и за ее пределами. Их понимание кармы в Сарвастиваде стало нормативным для буддизма в Индии и других странах. [ 90 ] По словам Денниса Хироты,
Сарвастивадины утверждали, что существует дхарма «одержимости» ( прапти ), которая действует со всеми кармическими действиями, так что каждое действие или мысль, хотя и мгновенно исчезают, создают «обладание» этим действием в континууме мгновений, которые мы переживаем как человек. Это владение само по себе кратковременно, но постоянно воспроизводит подобное владение в последующий момент, даже если первоначальное действие находится в прошлом. Благодаря такому постоянному возрождению действие «обладает» до тех пор, пока не будет реализован результат. [ 91 ]
» «Абхидхармахридая Дхармашри была первым систематическим изложением доктрины вайбхашика-сарвастивады, а третья глава, « Карма-варга» , систематически рассматривает концепцию кармы. [ 92 ]
Другое важное толкование, Махавибхаса , дает три определения кармы:
- действие; карма здесь заменяется в тексте синонимами крия или каритра , оба из которых означают «деятельность»;
- формальное поведение винаи;
- человеческая деятельность как агент различных эффектов; Карма как то, что связывает определенные действия с определенными последствиями, является основной темой экспозиции. [ 93 ]
Философ IV века Васубандху составил « Абхидхарма-кошу» — обширный сборник, в котором развились позиции школы вайбхашика - сарвастивадин по широкому кругу вопросов, поднятых в ранних сутрах. Четвертая глава Коши посвящена изучению кармы, а вторая и пятая главы содержат формулировки механизма плода и возмездия. [ 76 ] Это стало основным источником понимания точки зрения раннего буддизма для более поздних философов Махаяны . [ 94 ]
Дарштантика-Саутрантика
[ редактировать ]Школа Дарштантика- Саутрантика стала пионером идеи кармических семян (С. Биджа ) и «особой модификации психофизической серии» (С. самтатипанамавишеша ) для объяснения действия кармы. [ 95 ] По словам Денниса Хироты,
[Т] он Саутрантикас [...] настаивал на том, что каждое действие существует только в настоящий момент и немедленно исчезает. Чтобы объяснить причинную связь, они учили, что с каждым кармическим действием происходит «ароматизация», которая, хотя и не является дхармой или существующим фактором сама по себе, оставляет остаточное впечатление в последующих сериях ментальных мгновений, заставляя его подвергаться процессу тонкой эволюции, в конечном итоге приводящему к к результату действия. Таким образом, считается, что совершенные хорошие и плохие поступки оставляют «семена» или следы настроения, которые принесут свои плоды. [ 91 ]
Традиция Тхеравадина
[ редактировать ]Канонические тексты
[ редактировать ]В Тхераваде Абхидхамме и комментаторских традициях карма рассматривается подробно. Абхидхамма Сангаха Ануруддхачарии предлагает рассмотрение этой темы, исчерпывающее рассмотрение которого содержится в пятой книге (5.3.7). [ 96 ]
Катхаватту , в которой обсуждается ряд спорных моментов, прямо или косвенно связанных с понятием каммы». [ 97 ] Это включало дебаты со школой Пудгалавадина , которая постулировала временное существование человека (S. pudgala , P. puggala ), чтобы объяснить созревание кармических последствий с течением времени. [ 97 ] В «Катхаватту» также записаны дебаты тхеравадинов с андхаками (которые, возможно, были махасангхиками ) относительно того, являются ли старость и смерть результатом ( випака ) кармы. [ 98 ] Тхеравада утверждала, что это не (по-видимому, не потому, что между ними нет причинно-следственной связи, а потому, что они хотели зарезервировать термин випака исключительно для умственных результатов) «субъективные явления, возникающие в результате воздействия каммы». [ 98 ]
В каноническом взгляде Тхеравады на камму «вера в то, что совершенные дела или идеи, возникшие в момент смерти, имеют особое значение». [ 99 ]
Передача заслуг
[ редактировать ]Милиндапанха , предлагает некоторые интерпретации теории кармы , , параканонический текст Тхеравады противоречащие ортодоксальной позиции. [ 100 ] В частности, Нагасена допускает возможность передачи заслуг людям и одному из четырех классов петов , возможно, из уважения к народным верованиям. [ 101 ] Нагасена ясно дает понять, что недостатки не могут быть переданы. [ 102 ] Один ученый утверждает, что разделение заслуг «может быть связано с ведической шраддхой , поскольку буддийская практика заключалась в том, чтобы не нарушать существующие традиции, когда устоявшиеся обычаи не противоречат буддийскому учению». [ 103 ]
Петаватту , которая является полностью канонической, поддерживает еще более широкую передачу заслуг, включая возможность разделения заслуг со всеми петами. [ 101 ]
Махаянская традиция
[ редактировать ]Индийская традиция йогачары
[ редактировать ]В философской традиции Йогачара , одной из двух основных школ Махаяны, принцип кармы был значительно расширен. В формулировке Йогачары говорится, что весь опыт без исключения является результатом созревания кармы. [ 104 ] Говорят, что кармические семена (S. bija ) хранятся в «хранилище сознания» (S. ālayavijñāna ) до тех пор, пока они не созреют в опыте. Также используется термин васана («ароматизация»), и йогачарины спорили, были ли васана и биджа по сути одним и тем же, семена были результатом ароматизации или ароматизация просто влияла на семена. [ 105 ] Кажущийся внешний мир — это всего лишь «побочный продукт» ( адхипати-пхала ) кармы. Обусловленность ума, возникающая в результате кармы, называется самскара . [ 106 ] «Трактат о действии» ( Кармасиддхипракарана ), также написанный Васубандху, подробно рассматривает тему кармы с точки зрения Йогачары. [ 107 ] По словам ученого Дэна Люстхауса,
») Васубандху В «Вимшатике» ( «Двадцати стихах неоднократно и разными способами подчеркивается, что карма интерсубъективна и что на течение каждого потока сознания ( виджняна-сантана , т. е. меняющегося человека) глубоко влияют его отношения с другими потоками сознания. [ 106 ]
По мнению Бронкхорста, в то время как в более ранних системах «не было ясно, как серия полностью ментальных событий (поступок и его следы) могла привести к нементальным, материальным последствиям», с (предполагаемым) идеализмом системы Йогачара это это не проблема. [ 108 ]
В традициях Махаяны карма не является единственной основой перерождения. бодхисаттв что перерождения после Говорят , седьмой стадии (С. бхуми ) сознательно направляются на благо других, все еще находящихся в ловушке сансары . [ 109 ] Таким образом, это не неконтролируемые перерождения. [ 109 ]
Философия мадхьямаки
[ редактировать ]Нагарджуна сформулировал трудности формирования теории кармы в своей самой известной работе « Муламадхьямакакарика» («Основные стихи о Срединном пути»):
Если бы (действие) продолжалось до времени созревания, (действие) было бы вечным. Если бы (действие) было прекращено, как прекращенное могло бы принести плод? [ примечание 3 ]
Муламадхьямакавритти -Акутобхайя , также обычно приписываемая Нагарджуне, [ 110 ] приходит к выводу, что невозможно, чтобы действие каким-то образом продолжалось, а также чтобы оно немедленно исчезло и сохраняло эффективность в более позднее время. [ примечание 18 ]
Тибетский буддизм
[ редактировать ]В тибетском буддизме учение о карме относится к предварительным учениям, обращающим ум к буддийской дхарме. [ 111 ]
В традиции Ваджраяны негативная прошлая карма может быть «очищена» с помощью таких практик, как медитация на Ваджрасаттву, поскольку обе они являются психологическим феноменом ума. [ 112 ] [ 113 ] Совершивший действие после очищения кармы не испытывает тех негативных результатов, которые он получил бы в противном случае. [ 114 ] Совершение десяти негативных действий из эгоизма и заблуждений причиняет вред всем участникам. В противном случае, любя других, получает любовь; тогда как; люди с закрытыми сердцами могут быть лишены счастья. [ 113 ] В карме хорошо то, что ее можно очистить исповедью, если мысли станут позитивными. [ 115 ] В рамках практики семи ответвлений Гуру-йоги исповедь является противоядием от отвращения.
Восточноазиатские традиции
[ редактировать ]Это было
[ редактировать ]![]() | В этом разделе используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( Октябрь 2017 г. ) |
Догэн Киген утверждал в своем «Сёбогэндзо» , что кармические латентности решительно не пусты, доходя до того, что утверждал, что веру в пустоту кармы следует характеризовать как «небуддийскую», хотя он также утверждает, что «закон кармана не имеет конкретных существование." [ 116 ]
Дзэн Самый известный коан о карме называется « Дикая лисица Байчжана» (百丈野狐). История коана рассказывает о древнем учителе дзэн, чей ответ на вопрос представляет неправильное представление о карме, утверждая, что человек, имеющий основу в развитии великой практики, «не впадает в причину и следствие». Из-за своего неумелого ответа учитель пожинает плоды, прожив 500 жизней дикой лисой. Затем он может появиться в облике человека и задать тот же вопрос учителю дзэн Байчжану, который отвечает: «Он не в неведении относительно причины и следствия». Услышав этот ответ, старый учитель освобождается от жизни дикой лисы. Точка зрения дзэн избегает двойственности утверждения, что просветленный человек либо подчиняется закону кармы, либо свободен от него, и что ключ не в незнании кармы.
Полагать
[ редактировать ]Японский Тендай / Чистой Земли учитель Генсин преподавал серию из десяти размышлений для умирающего человека, в которых особое внимание уделялось размышлениям о Будде Амида как средству очищения огромного количества кармы. [ 117 ] [ соответствующий? ]
Нитирэн буддизм
[ редактировать ]Буддизм Нитирэн учит, что трансформация и изменение посредством веры и практики меняют неблагоприятную карму — негативные причины, созданные в прошлом, которые приводят к негативным результатам в настоящем и будущем, — на позитивные причины для благ в будущем. [ 118 ]
Современные интерпретации и противоречия
[ редактировать ]Социальная обусловленность
[ редактировать ]Буддийские модернисты часто предпочитают приравнивать карму к социальной обусловленности, в отличие от, как выразился один учёный, «ранних текстов, [которые] дают нам мало оснований интерпретировать «обусловленность» как вливание в психику внешних социальных норм или пробуждение». как просто выход за пределы всех психологических обусловленностей и социальных ролей, кармическая обусловленность семантически смещается в сторону «культурной обусловленности» под влиянием западных дискурсов, которые возвышают человека над социальным, культурным и институциональным. Традиционное значение процесса кармического обусловления, однако, в первую очередь этическое и сотериологическое — действия определяют обстоятельства в этой и будущих жизнях». [ 119 ]
По сути, это понимание ограничивает сферу традиционного понимания кармических последствий, так что оно охватывает только самскары — привычки, предрасположенности и тенденции — а не внешние эффекты, и в то же время расширяет сферу, включив в нее социальную обусловленность, которая не включает в себя конкретное влияние. волевое действие. [ 119 ]
Теория кармы и социальная справедливость
[ редактировать ]Некоторые западные комментаторы и буддисты возразили против некоторых аспектов теории кармы и предложили различные варианты ее пересмотра. Эти предложения подпадают под категорию буддийского модернизма . [ 120 ]
«Основная критика» буддийской доктрины кармы заключается в том, что некоторые считают, что «карма может быть социально и политически обессиливающей по своему культурному эффекту, что, даже не намереваясь делать это, карма может фактически поддерживать социальную пассивность или молчаливое согласие перед лицом угнетения со стороны общества». различные виды». [ 121 ] Дейл С. Райт, ученый, специализирующийся на дзен-буддизме, предложил переформулировать эту доктрину для современных людей, «отделив ее от элементов сверхъестественного мышления», чтобы утверждалось, что карма обуславливает только личные качества и склонности, а не перерождение и внешние события. . [ 122 ]
Лой утверждает, что идея слишком легкого накопления заслуг становится «духовным материализмом», и эту точку зрения разделяют другие буддийские модернисты. [ примечание 19 ] и более того, эта карма использовалась для оправдания расизма, касты, экономического угнетения, врожденных дефектов и всего остального. [ 123 ]
Лой далее утверждает, что точка зрения, согласно которой страдания, подобные тем, которые пережили жертвы Холокоста, можно частично объяснить кармическим созреванием этих жертв, является «фундаментализмом, который обвиняет жертв и оправдывает их ужасающую судьбу», и что это «нечто больше нельзя спокойно терпеть. Настало время современным буддистам и современному буддизму «перерасти это», пересмотрев или отвергнув учение о карме. [ 124 ]
Другие учёные, однако, утверждают, что учение о карме не поощряет осуждение и обвинение, учитывая, что жертвами были не те же люди, которые совершили действия, а, скорее, они были просто частью того же потока мыслей — континуума, что и действующие лица прошлого. [ 125 ] и что учение о карме вместо этого дает «полностью удовлетворительное объяснение страданий и потерь», в котором верующие находят утешение. [ 125 ]
См. также
[ редактировать ]- буддизм
- Паттхана
- Анантарика-карма
- Сознание (буддизм)
- Развитие кармы в буддизме
- Указатель статей по буддизму
- Карма
- Заслуги (буддизм)
- Пратитья-самутпада (Взаимозависимое возникновение)
- Самсара (буддизм)
- Светский буддизм
- Двенадцать Нидан
- Индийские религии
- Другой
- Миф об Эр (Платон)
Примечания
[ редактировать ]- ^ В общей тибетской речи термин las , «карма», часто используется для обозначения всего процесса кармы и плодов. [ 1 ]
- ^ Санскрит, пунараавритти, пунарутпатти, пунарджанман или пунарджилвату
- ^ В раннем буддизме возрождение приписывалось жажде или невежеству. [ 15 ] [ 16 ] а теория кармы , возможно, имела второстепенное значение в ранней буддийской сотериологии. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
- ^ Существует много разных переводов приведенной выше цитаты на английский язык. Например, Питер Харви переводит цитату следующим образом: «Именно волю ( четана ), о монахи, я называю кармой; пожелав, человек действует посредством тела, речи и ума». (А.III.415). [ 25 ]
- ↑ Сутта-нипата, стих 1366.
- ^ Например, Саутрантика , подраздел Сарвастивады , самой важной из ранних буддийских школ , [ 30 ] считали намерение стимулом кармы , действия, которое приводит к последствиям. [ 29 ] Вайбхашика . , другая часть Сарвастивады, отделила намерение от действия, рассматривая намерение как собственно карму [ 24 ] [ цитата 2 ]
- ^ В Абхидхарме для ясности они упоминаются под конкретными именами: кармические причины являются «причиной результатов» (S. vipāka-hetu ), а кармические результаты являются «результирующим плодом» (S. vipāka-phala ). . [ 32 ]
- ^ См. также Санкхара .
- ^ О бидже см. также Йогачара # Карма, семена и сознание-хранилище.
- ^ Двенадцатичленная цепь в том виде, в каком мы ее знаем, является результатом постепенного развития. Известны и более короткие версии. Согласно Шуману, двенадцатичастная цепь может представлять собой комбинацию трех последовательных жизней, каждая из которых показана некоторыми самкарами. [ 44 ]
- ^ См. также Шивака Сутту (Самьютта Никая 36.21), в которой Будда упоминает восемь различных возможных причин, из-за которых могут возникнуть чувства. Только восьмая причина может быть приписана карме. [ 46 ]
- ↑ Дасгупта объясняет, что в индийской философии ачинтья — это «то, что неизбежно следует принимать для объяснения фактов, но что не выдерживает проверки логики». [ 59 ] См. также Агги-Ваччаготта Сутта , «Беседа с Ватсаготрой об [сравнении] Огня», Маджхима Никая 72, [ 60 ] [ сеть 9 ] в котором Ватсаготра задает Будде вопрос по «десяти неопределенным вопросам». [ 60 ] и Будда объясняет, что Татхагата подобен потухшему огню и «глубок, безграничен, непостижим, как море». [ сеть 9 ]
- ↑ Понимание перерождения и нового появления в соответствии со своими поступками — это первые два знания, которые, как говорят, Будда приобрел во время своего просветления, как описано в Маджхима Никае 36. [ 69 ]
- ^ Бронкхорст следует за Шмитхаузеном, который в своей часто цитируемой статье « О некоторых аспектах описаний или теорий «освобождающего прозрения» и «просветления» в раннем буддизме » отмечает, что упоминание четырех благородных истин как составляющих «освобождающее прозрение», который достигается после овладения рупа-джханами и является более поздним дополнением к таким текстам, как Маджхима Никайя 36. [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] Это ставит под сомнение надежность этих рассказов, а также связь между дхьяной и прозрением, которая является основной проблемой в изучении раннего буддизма. [ 69 ] [ 70 ] [ 72 ] По мнению Тильмана Веттера, первоначально только практика дхьяны и возникающее в результате успокоение ума могли составлять освобождающую практику Господа Будды. [ 70 ]
- ^ Лангер: «Когда я искал материал в санскритских текстах, стали очевидными две вещи: во-первых, перерождение, занимающее центральное место в индийской философии, не встречается в самых ранних текстах; и, во-вторых, возрождение и карман, по-видимому, не существуют. Фактически, первоначально карман, по-видимому, был лишь одной из нескольких концепций, связанных с перерождением, но с течением времени он оказался более популярным, чем другие. любопытный понятие «перерождения по желанию», иногда называемое в текстах камачара. Желание, называемое в текстах по-разному камой или крату, направлено на конкретную форму или место перерождения и может быть спонтанным (в момент). время смерти) или культивируемое в течение длительного времени. Это понимание, кажется, имеет некоторое сходство с буддийским представлением о том, что умственное усилие, позитивное состояние ума могут привести к хорошему перерождению». [ 80 ]
- ^ Станислав Шайер, польский ученый, в 1930-х годах утверждал, что Никаи сохраняют элементы архаичной формы буддизма, близкой к брахманическим верованиям. [ 81 ] и выжил в традиции Махаяны. [ 82 ] [ 83 ] По словам Шайера, одним из этих элементов является то, что нирвана была задумана как достижение бессмертия и обретение бессмертной сферы, из которой не будет пути назад. [ 84 ] Согласно Фальку, в доканонической традиции существует тройственное разделение реальности, третье царство — это царство нирваны, «сфера амриты», характеризующаяся праджней. Эта нирвана является «обителью» или «местом», которого достигает просветленный святой человек. [ 85 ] По мнению Фалька, эта схема отражена в доканонической концепции пути к освобождению. [ 85 ] Нирванический элемент как «сущность» или чистое сознание имманентен самсаре. Три тела представляют собой концентрические реальности, которые удаляются или оставляются, оставляя только ниродхакаю освобожденного человека. [ 85 ] См. также Риту Лангер (2007), «Буддийские ритуалы смерти и возрождения: современная шри-ланкийская практика и ее истоки» , стр. 26-28, о «повторной смерти» ( punarmrtyu ). [ 86 ]
- ^ Тилманн Веттер, Пробуждение Будды , на который ссылается Бронкхорст. [ 87 ]
- ^ Муламадхьямакавритти-Акутобхайя , sDe dge тибетский Трипитака (Токио, 1977), стр. 32, 4.5, цит. по Даргьяю, 1986, стр. 170. [ 40 ]
- ^ Кен Джонс, Социальное лицо буддизма: подход к политической и социальной активности , Wisdom Publications, 1989, цитируется в «Буддийская этика без кармического возрождения?» Уинстон Л. Кинг Журнал буддийской этики, том 1, 1994 г.
Кавычки
[ редактировать ]- ^ Руперт Гетин: «[Карма — это] преднамеренные «действия» тела, речи и разума существа — все, что делается, сказано или даже просто мыслится с определенным намерением или волеизъявлением»; [ 22 ] «[а] коренная карма или «действие» считается умственным действием или намерением; это аспект нашей умственной жизни: «Это «намерение» я называю кармой; сформировав намерение, человек совершает действия (карма) телом, речью и умом». [ 23 ]
- ^ Гомбрич: «Телесные и словесные действия выражали намерение другим и поэтому назывались виджняпти, «информация». [ 24 ]
- ^ Карма и сансара:
- Питер Харви: «Перемещение существ между перерождениями — это не случайный процесс, а упорядоченный и управляемый законом кармы, принципом, согласно которому существа перерождаются в соответствии с природой и качеством своих прошлых действий; они являются «наследниками» своих прошлых действий». действия (М.III.123)». [ 34 ]
- Дэмиен Киоун: «В космологии [сфер существования] карма функционирует как лифт, который переносит людей с одного этажа здания на другой. Хорошие дела приводят к движению вверх, а плохие — к нисходящему. система наград и наказаний, установленная Богом, но своего рода естественный закон, подобный закону гравитации, таким образом, индивидуумы являются единственными виновниками своих удач и неудач». [ 35 ]
- Александр Берзин: «Коротко говоря, внешний и внутренний циклы времени очерчивают сансару – бесконтрольно повторяющиеся перерождения, чреватые проблемами и трудностями. Эти циклы движутся импульсами энергии, известными в системе Калачакры как «ветры кармы». Карма – это сила, тесно связанная с разумом и возникающая из-за замешательства относительно реальности». [ сеть 2 ]
- Пол Уильямс: «Все перерождения происходят из-за кармана и непостоянны. Если не достичь просветления, в каждом перерождении человек рождается и умирает, чтобы переродиться в другом месте в соответствии с совершенно безличной причинной природой собственного кармана. Бесконечный цикл рождения перерождение и повторная смерть — это самсара». [ 36 ]
- ^ Полезные и вредные действия:
- Рингу Тулку: «Мы создаем [кармические результаты] тремя разными способами: действиями, которые являются положительными, отрицательными или нейтральными. Когда мы чувствуем доброту и любовь и с таким отношением совершаем хорошие дела, которые приносят пользу как нам самим, так и другим, это Это позитивное действие. Когда мы совершаем вредные поступки из одинаково вредных намерений, это негативное действие. Наконец, когда наша мотивация безразлична и наши поступки не являются ни вредными, ни полезными, это нейтральное действие, которое мы испытываем, будет соответствовать качеству. наших действий». [ 37 ]
- Гетин: [Р]рождение в низших мирах считается результатом относительно нездоровой (акушала/акусала) или плохой (папа) кармы, тогда как перерождение в высших сферах является результатом относительно здоровой (кушала/кусала), или хорошая (пунья/пунья) карма. [ 22 ]
- ^ Даргрей: «Когда [буддийское] понимание кармы соотносится с буддийской доктриной всеобщего непостоянства и отсутствия самости, возникает серьезная проблема относительно того, где хранится этот след и что представляет собой оставшийся след. Проблема усугубляется, когда След остается скрытым в течение длительного периода, возможно, в течение многих жизней. Решающая проблема, стоявшая перед всеми школами буддийской философии, заключалась в том, где хранится след и как он может оставаться в постоянно меняющемся потоке явлений, которые формируют личность. и какова природа этого следа». [ 40 ]
- ^ Семена и плоды:
- Питер Харви: «Карму часто сравнивают с семенем, а два слова, обозначающие кармический результат, випака и пхала , означают соответственно «созревание» и «плод». Таким образом, действие похоже на семя, которое рано или поздно прорастет как часть его естественный процесс созревания приводит к тому, что тот, кто совершает действие, получает определенные плоды». [ 25 ]
- Кен Маклеод: «Карма, таким образом, описывает, как наши действия развиваются в опыт, внутренний и внешний. Каждое действие — это семя, которое вырастает или развивается в наше восприятие мира. Каждое действие либо запускает новый процесс роста, либо усиливает старый, поскольку описывается четырьмя результатами . [ примечание 1 ] [ сеть 5 ]
- ^ Таниссаро Бхиккху : «В отличие от теории линейной причинности , которая побудила ведистов и джайнов рассматривать отношения между действием и его результатом как предсказуемые и взаимные, принцип этой/той обусловленности делает эти отношения по своей сути сложными. Результаты каммы, испытанной в любой момент времени, происходят не только из прошлой каммы, но и из настоящей каммы. Это означает, что, хотя существуют общие закономерности, связывающие привычные действия с соответствующими результатами [МН. 135], не существует однозначной связи между конкретным действием и его результатами. Вместо этого результаты определяются контекстом действия, как с точки зрения действий, которые предшествовали, так и последовавшим за ним. это [МН 136] и с точки зрения состояния ума в момент действия или переживания результата [АН 3:99 [...] Петли обратной связи, присущие той или иной обусловленности, означают, что отработка какой-либо конкретной ситуации]. причинно-следственная связь может быть очень действительно сложно. Это объясняет, почему Будда говорит в AN 4:77, что результаты каммы являются результатом. невесомый . Только человек, развивший умственный диапазон Будды – еще одного невесомого – сможет проследить хитросплетения каммической сети. Основная предпосылка каммы проста — умелые намерения приводят к благоприятным результатам, а неумелые — к неблагоприятным, — но процесс, посредством которого эти результаты проявляются сами по себе, настолько сложен, что его невозможно полностью отобразить. Мы можем сравнить это с множеством Мандельброта , математическим набором, порожденным простым уравнением, но чей график настолько сложен, что, вероятно, никогда не будет полностью исследован». [ примечание 2 ] [ сеть 6 ]
- ^ Шивака Сутта (Самьютта Никая 36.21): «Поэтому любые брахманы и созерцатели, которые придерживаются доктрины и считают, что все, что чувствует человек - удовольствие, боль, ни удовольствие, ни боль - полностью вызвано тем, что было сделано раньше, - ускользает мимо того, что они сами знают, проскользнут мимо того, что согласовано миром. Поэтому я говорю, что эти брахманы и созерцатели неправы».
- ^ Не система поощрений и наказаний:
- Дэмиен Киоун: «Карма — это не система наград и наказаний, установленная Богом, а своего рода естественный закон, аналогичный закону гравитации. Таким образом, люди являются единственными авторами своих удач и неудач».
- Питер Харви заявляет: [ 25 ] - «Закон кармы рассматривается как естественный закон, присущий природе вещей, подобно закону физики. Он не управляется Богом, и действительно, сами боги находятся под его властью. Хорошие и плохие перерождения не происходят, следовательно, рассматриваются как «награды» и «наказания», а просто как естественные результаты определенных видов действий». [ 50 ]
- Дзонгсар Кхьенце: «[Карму] обычно понимают как своего рода моралистическую систему возмездия – «плохую» карму и «хорошую» карму. Но карма – это просто закон причины и следствия, который не следует путать с моралью или этикой. Нет один, включая Будду, установил фундаментальную планку того, что является негативным и что является позитивным. Любая мотивация и действие, которые уводят нас от таких истин, как «все составные вещи непостоянны», могут привести к негативу. последствия, или плохая карма. И любое действие, которое приближает нас к пониманию таких истин, как «все эмоции — это боль», может привести к положительным последствиям, или хорошей карме. В конце концов, не только Будде было судить; вы действительно можете знать мотивацию своих действий». [ 51 ]
- Кхандро Ринпоче утверждает: «Буддизм – нетеистическая философия. Мы верим не в Создателя, а в причины и условия, которые создают определенные обстоятельства, которые затем реализуются. Это называется кармой. Это не имеет ничего общего с суждением; не существует тот, кто отслеживает нашу карму и отправляет нас вверх или вниз, Карма — это просто целостность причины, или первого действия, и ее следствия, или результата, который затем становится другой причиной. причина может иметь множество результатов, и каждый из них может вызвать тысячи новых творений. Подобно тому, как горсть семян может созреть в целое поле зерна, небольшое количество кармы может породить безграничные последствия». [ 52 ]
- Валпола Рахула утверждает: «Теорию кармы не следует путать с так называемой «моральной справедливостью» или «вознаграждением и наказанием». Идея моральной справедливости, или награды и наказания, возникает из концепции высшего существа, Бог, который судит, является законодателем и решает, что правильно, а что нет. Термин «справедливость» двусмыслен и опасен, и от его имени человечеству причиняется больше вреда, чем пользы. Карма — это теория причины и следствия, действия и противодействия; это естественный закон, который не имеет ничего общего с идеей справедливости или вознаграждения и наказания. Каждое волевое действие производит свои последствия или результаты. последствия и плохое действие плохие последствия, это не справедливость, не награда и не наказание, назначенное кем-либо или какой-либо силой, выносящей суждение о вашем поступке, но это происходит в силу его собственной природы, его собственного закона». [ 53 ]
- ^ Руперт Гетин: «С буддийской точки зрения определенный жизненный опыт действительно является результатом предыдущих действий; но наши реакции на этот опыт, желательные или нежелательные, не предопределены, а представляют собой новые действия, которые со временем приносят свои плоды в Будущее Буддийское понимание индивидуальной ответственности не означает, что мы никогда не должны искать или ожидать помощи другого, чтобы лучше справляться с жизненными невзгодами. нездоровые действия, совершенные в прошлой жизни, не означают, что нельзя обращаться к врачу, чтобы вправить сломанную ногу». [ 54 ]
Подзаметки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Группа переводов Падмакара, 1994 , с. 101.
- ^ Чаппл 1986 , с. 2.
- ^ Лихтер и Эпштейн 1983 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б Бизнес 1992 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Киоун 2000 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б с д и Гомбрич 2009 , стр. 19.
- ^ Глава 2001 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Краг 2006 , с. 11.
- ^ Киоун 2000 , с. 810-813.
- ^ Клостермайер 1986 , с. 93.
- ^ Киоун 2000 , с. 37.
- ^ Ламотт 1987 , с. 15.
- ^ Бакнелл 1984 .
- ^ Jump up to: а б с д Басуэлл 2004 , с. 712.
- ^ Jump up to: а б с Веттер 1988 , с. 21
- ^ Jump up to: а б с Басуэлл 2004 , с. 416.
- ^ Jump up to: а б с д и Мэтьюз 1986 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Шмитхаузен 1986 , стр. 206–207.
- ^ Jump up to: а б с Бронкхорст 1998 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Бронкхорст, 1998 год .
- ^ Гетин 1998 , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б Гетин 1998 , с. 119.
- ^ Гетин 1998 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с Гомбрич 1997 , стр. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и Харви 1990 , стр. 39–40.
- ^ Гомбрич 1997 , стр. 51.
- ^ Гомбрич 1996 , стр. 65–66.
- ^ Гомбрич 1996 , стр. 68.
- ^ Jump up to: а б Гомбрич 1997 , стр. 54–55.
- ^ Гомбрич 1997 , стр. 54.
- ^ Райхенбах 1988 , с. 399.
- ^ Уолдрон 2003 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Райхенбах 1990 , с. 1.
- ^ Харви 1990 , с. 39.
- ^ Keown 2000 , Kindle Location 794-797.
- ^ Уильямс 2002 , стр. 74.
- ^ Рингу Тулку 2005 , с. 31.
- ^ Веттер 1988 , с. 84.
- ^ Веттер 1988 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и Даргяй 1986 , с. 170.
- ^ Веттер 1988 , с. 52, примечание 8.
- ^ Бронкхорст 1998 , с. 12.
- ^ Харви 1990 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Шуман 1997 , стр. 88–92.
- ^ Бизнес 1975 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с Гомбрич 2009 , стр. 20.
- ^ Харви 1990 , с. 42.
- ^ Бизнес 1975 , с. 131.
- ^ Киоун 2000 , стр. 794–796.
- ^ Keown 2000 , Kindle лок. 794-796.
- ^ Дзонгсар Джамьянг Кхьенце 2012 , стр. 76.
- ^ Кхандро Ринпоче 2003 , с. 95.
- ^ Уолпола Рахула, 2007 , Kindle Locations 860-866.
- ^ Jump up to: а б Гетин 1998 , с. 27.
- ^ Гетин 1998 , стр. 153–154.
- ^ Гомбрич 2009 , стр. 21–22.
- ^ Веттер 1988 , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б Басвелл и Лопес 2013 , с. 14.
- ^ Дасгупта 1991 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Басвелл и Лопес 2013 , с. 852.
- ^ Jump up to: а б Гомбрич 2009 , стр. 20–22.
- ^ Веттер 1987 , стр. 50–52.
- ^ Веттер 1988 , стр. 80–82.
- ^ Гомбрич 1991 .
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз 1986 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 1999 , с. 120.
- ^ Веттер 1988 , с. 79.
- ^ Гольдштейн 2011 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с д и Бронкхорст, 1993 год .
- ^ Jump up to: а б с Веттер 1988 .
- ^ Шмидтаузен и др. 1981 год .
- ^ Гомбрич 1997 .
- ^ Макдермотт 1980 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б МакДермотт 1984 , с. 21.
- ^ СН.4.132
- ^ Jump up to: а б Ламотт 2001 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Самуэль 2010 .
- ^ Jump up to: а б с Веттер 1988 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Шмитхаузен 1986 .
- ^ Jump up to: а б Лангер 2007 , с. 26.
- ^ Линдтнер 1997 ; Линднер 1999 ; Акизуки 1990 , стр. 25–27; Рэй 1999 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Реат 1998 , с. xi.
- ^ Конзе 1967 , с. 10.
- ^ Рэй 1999 , стр. 374–377.
- ^ Jump up to: а б с Рэй 1999 , с. 375.
- ^ Лангер 2007 , стр. 26–28.
- ^ Jump up to: а б Бронкхорст 1998 , с. 3.
- ^ Бронкхорст 1998 , с. 16.
- ^ Бронкхорст 1998 , с. 14.
- ^ Рёсе 1987 , стр. 3.
- ^ Jump up to: а б Хирота 2004 , с. 5100.
- ^ Рёсе 1987 , стр. 3–4.
- ^ Рёсе 1987 , стр. 39–40.
- ^ Ламотт 2001 .
- ^ Парк 2007 , стр. 234–236.
- ^ Мэтьюз 1986 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б МакДермотт 1975 , с. 424.
- ^ Jump up to: а б Макдермотт 1975 , стр. 426–427.
- ^ Макдермотт 1980 , с. 168.
- ^ МакДермотт 1984 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Макдермотт 1984 , стр. 109–111.
- ^ МакДермотт 1977 , с. 463.
- ^ МакДермотт 1977 , с. 462.
- ^ Харви 2000 , с. 297 .
- ^ Люстхаус 2002 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Люстхаус 2002 , с. 48.
- ^ Ламотт 2001 , стр. 13, 35.
- ^ Бронхорст 2000 .
- ^ Jump up to: а б Харви 2000 , с. 130.
- ^ Хантингтон 1986 , с. 4.
- ^ Norgay 2014 , p. v.
- ^ Калу Ринпоче 1993 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Сопа Ринпоче 2004 , с. ix.
- ^ Трангу Ринпоче 2012 , стр. 20–21.
- ^ Patrul Rinpoche 2011 , pp. 264–265.
- ^ Догэн 1975 , стр. 142, 149.
- ^ Лопес 2001 , с. 239.
- ^ Фаулер и Фаулер 2009 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б МакМахан 2008 , с. 198.
- ^ МакМахан 2008 , с. 174.
- ^ Райт 2004 , с. 81.
- ^ Райт 2004 , стр. 89–90.
- ^ Loy 2008 , p. 57.
- ^ Loy 2008 , p. 55.
- ^ Jump up to: а б Берк 2003 , стр. 32–33.
Источники
[ редактировать ]Печатные источники
[ редактировать ]Сутта Питака
[ редактировать ]- Связанные беседы Будды: новый перевод Самьютта Никаи , перевод Бодхи, Бхиккху, Бостон: Wisdom Publications, 2000, ISBN 0-86171-331-1
- Беседы Будды средней длины: новый перевод Маджхима Никаи , перевод Нанамоли, Бхиккху, Бостон: Wisdom Publications, 1995, ISBN 0-86171-072-Х
Буддийские учителя
[ редактировать ]- Далай-лама (1998), Четыре благородные истины , Торсонс
- Догэн, Киген (1975), Сёбогензо: Глаз и сокровищница истинного закона, Том. 1 , Косен Нисияма и Джон Стивенс (переводчики), Сендай, Япония: Daihokkaikaku Publishing Co.
- Дзонгсар Джамьянг Кьенце (2012), Не для счастья, Руководство по так называемым предварительным практикам , Публикации Шамбалы, ISBN 978-1-61180-030-2
- Геше Таши Церинг (2005), Четыре благородные истины: основа буддийской мысли, Том I , Мудрость, Kindle Edition
- Гольдштейн, Джозеф (2011), Одна Дхарма: развивающийся западный буддизм , HarperCollins, Kindle Edition
- Гольдштейн, Джозеф (2013), Осознанность: Практическое руководство по пробуждению , звучит правдоподобно, Kindle Edition
- Калу Ринпоче (1993), Светлый ум: Путь Будды , Мудрость, ISBN 0-86171-118-1
- Каменец, Роджер (1995), Еврей в лотосе: новое открытие поэтом еврейской идентичности в буддийской Индии , HarperOne
- Кхандро Ринпоче (2003), Эта драгоценная жизнь , Шамбала
- Кхенчен Кончог Гьялтшен (2009), Полное руководство по буддийскому пути , Снежный лев
- Лама Сурья Дас (1997), Пробуждение внутреннего Будды , Broadway Books, Kindle Edition
- Лейф, Джудит (2009), Введение в книгу Чогьяма Трунгпы «Истина о страдании и пути освобождения» (под редакцией Джуди Лейф) , Шамбала
- Мингьюр Ринпоче (2007), Радость жизни: раскрытие секрета и науки счастья , Harmony Kindle Edition
- Моффитт, Филип (2008), Танцы с жизнью: буддийские идеи для поиска смысла и радости перед лицом страдания , Родейл, Kindle Edition
- Группа переводов Падмакара (1994), Слова моего идеального учителя , HarperCollins Publishers India
- Патрул Ринпоче (2011), Слова моего идеального учителя , Первое университетское издательство, ISBN 978-0-300-16532-6
- П.А. Паютто (1993), «Недоразумения закона каммы» , Добро, зло и за его пределами: Камма в учении Будды , www.buddhanet.net, заархивировано из оригинала 4 октября 2013 г.
- Рингу Тулку (2005), Смелые шаги к бесстрашию: три средства передвижения тибетского буддизма , Снежный лев
- Рингу Тулку (2012), Путаница возникает как мудрость: сердечный совет Гампопы на пути Махамудры , Шамбала, Kindle Edition.
- Сонам Ринчен (2006), Как работает карма: Двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения , Снежный лев
- Тубтен Джинпа (2014), Тренировка разума: Большая коллекция (Kindle Edition) , Мудрость
- Трангу Ринпоче (2001), Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения , Снежный лев
- Трангу Ринпоче (2012), Указывая на Дхармакаю: Учения по тексту Девятого Кармапы , Нама Будда
- Тралег Кьябгон (2001), Сущность буддизма , Шамбала
- Цонкапа (2000), Катлер, Джошуа В.К. (редактор), Великий трактат об этапах пути к просветлению, том 1 , Снежный лев
- Уолпола Рахула (2007), Чему учил Будда (изд. Kindle), Grove Press
- Сопа Ринпоче, Лама Тубтен (2004), Николас Рибуш (ред.), Становление Ваджрасаттвой: тантрический путь очищения / Лама Тубтен Еше , Wisdom Publications, ISBN 0-86171-389-3
Научные источники
[ редактировать ]- Акизуки, Рёмин (1990), Новая Махаяна: буддизм для постмодернистского мира , Jain Publishing Company
- Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в древней Индии , Мотилал Банарсидасс
- Бронкхорст, Йоханнес (1998), «Верил ли Будда в карму и перерождение?» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 21 (1): 1–20.
- Бронкхорст, Йоханнес (2000), «Карма и телеология: проблема и ее решения в индийской философии» , Studia Philologica , серия монографий, том. XV, Токио: Международный институт буддийских исследований Международного колледжа передовых буддийских исследований, заархивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2019 г.
- Бакнелл, Род (1984), «Буддийский путь к освобождению: анализ списка этапов», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 7 (2)
- Берк, Эрин (2003), «Кармические расчеты: социальные последствия кармической причинности в Тибете», Хрестоматия: Ежегодный обзор студенческих исследований в Чарльстонском колледже, том 2, 2003 г.
- Басуэлл, Роберт Э., изд. (2004), Энциклопедия буддизма , Macmillan Reference USA
- Басвелл, Роберт Э.; Лопес, Дональд С. младший, ред. (2013), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press
- Чаппл, Кристофер (1986), Карма и творчество , State University of New York Press, ISBN 0-88706-250-4
- Коллинз, Стивен (1999), Самоотверженные люди: образы и мысли в буддизме Тхеравады , Cambridge University Press
- Конзе, Эдвард (1967), Тридцать лет исследований буддизма. Избранные эссе Эдварда Конзе (PDF) , Бруно Кассирера
- Даргьяй, Лобсанг (1986), «Концепция кармы Цон-Кха-Па», в Нойфельдте (ред.), Карма и возрождение: постклассические разработки , State University of New York Press, ISBN 0-87395-990-6
- Дасгупта, Сурендранатх (1991), История индийской философии, Том 4 , Мотилал Банарсидасс
- Даулинг, Томас Л. (2006), «Доктрина кармы и сектантское развитие», в Нарайне, А.К. (редактор), Исследования на пали и буддизме: мемориальный том в честь Бхикку Джагдиша Кашьяпа , BR Publishing Corporation
- Фаулер, Джинин; Фаулер, Мерв (2009). Пение на склонах холмов . Портленд, Орегон: Sussex Academic Press.
- Гарфилд, Джей Л. (1995), Фундаментальная мудрость Срединного пути. Муламадхьямакакарика Нагарджуны , Oxford University Press
- Гарфилд, Джей (2013), «Просто еще одно слово для обозначения того, что терять нечего: свобода, свобода действий и этика для мадхьямиков», в Дасти, Мэтью Р.; Брайант, Эдвин Ф. (ред.), Свобода воли, свобода действий и индивидуальность в индийской философии , Oxford University Press.
- Гетин, Руперт (1998), Основы буддизма , Oxford University Press
- Гомбрич, Ричард Ф. (1991), Буддийские заповеди и практика. Традиционный буддизм в сельской местности Цейлона , Мотилалл Банарсидасс
- Гомбрич, Ричард (1996), Буддизм Тхеравады. Социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо , Рутледж
- Гомбрич, Ричард Ф. (1997), Как начался буддизм. Условное происхождение ранних учений , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО
- Гомбрич, Ричард (2009), Что думал Будда , Равноденствие
- Гудман, Стивен Д. (1992), «Ситуационное моделирование: Пратитьясамутпада», в Тартанг Тулку (ред.), Карма и возрождение: постклассические разработки , Crystal Mirror Series I-III, Dharma Publishing
- Харви, Питер (1990), Введение в буддизм , издательство Кембриджского университета.
- Харви, Брайан Питер (1995), Самоотверженный ум: личность, сознание и нирвана в раннем буддизме , Routledge, ISBN 0-7007-0338-1
- Харви, Брайан Питер (2000), Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы , Routledge, ISBN 0-521-55640-6
- Хирота, Деннис (2004), «Карман: буддийские концепции», Джонс, Линдси (редактор), Энциклопедия религии (2-е изд.), Macmillan Reference USA
- Хантингтон, Клер В. младший (1986), «Акутобхая» и ранняя индийская Мадхьямика (тома I и II) (буддизм, Индия, Китай, Тибет). доктор философии диссертация , Мичиганский университет
- Хантингтон, Джон К.; Бангдел, Дина (2003), Круг блаженства: буддийское медитативное искусство , Сериндия
- Калупахана, Дэвид (1975), Причинность: центральная философия буддизма , University of Hawaii Press
- Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: Публикации Шри Сатгуру.
- Калупахана, Дэвид (1995), Этика в раннем буддизме , University of Hawaii Press
- Киоун, Дэмиен (2000), Буддизм: очень краткое введение , Oxford University Press, Kindle Edition
- Клостермайер, Клаус К. (1986), «Современные концепции кармы и перерождения среди североиндийских вайшнавов», в Нойфельдте, Рональд В. (редактор), Карма и перерождение: постклассическое развитие , публикации Шри Сатгуру
- Копф, Гереон (2001), За пределами личной идентичности: Догэн, Нисида и феноменология отсутствия себя , Psychology Press
- Краг, Ульрих Тимме (2006), Ранние буддийские теории действия и результата: исследование Кармафаласамбандхи, Прасаннапада Чандракирти, стихи 17.1–20 , Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям, Венский университет, ISBN 3-902501-03-0
- Ламотт, Этьен (1987), Кармасиддхи Пракарана: Трактат о действии Васубандху , Asian Humanities Press
- Ламот, Этьен (1988), История индийского буддизма , публикации Института востоковедов Лувена.
- Ламот, Этьен (2001), Кармасиддхи Пракарана: Трактат о действии Васубандху , английский перевод Лео М. Прюдена, Asian Humanities Press
- Лангер, Рита (2007), Буддийские ритуалы смерти и возрождения: современная практика Шри-Ланки и ее истоки , Routledge
- Лихтер, Дэвид; Эпштейн, Лоуренс (1983), «Ирония в тибетских представлениях о хорошей жизни», в Киз, Чарльз Ф.; Дэниел, Э. Валентен (ред.), Карма: антропологическое исследование , University of California Press
- Линдтнер, Кристиан (1997), «Проблема доканонического буддизма» , Обзор буддийских исследований , 14 (2): 2, doi : 10.1558/bsrv.v14i2.14851 , S2CID 247883744
- Линдтнер, Кристиан (1999), «От брахманизма к буддизму», Asian Philosophy , 9 (1): 5–37, doi : 10.1080/09552369908575487
- Лопес, Дональд С. (2001), История буддизма , HarperCollins
- Лой, Дэвид Р. (2008), Деньги, Секс, Война, Карма: Заметки для буддийской революции , Мудрость, ISBN 978-0861715589
- Люстхаус, Дэн (2002), Буддийская феноменология: философское исследование буддизма йогачара и Чэн Вэй-ши лунь , RoutledgeCurzon, ISBN 0-415-40610-2
- Мэйси, Джоанна (1991), Взаимная причинность в буддизме и общей теории систем: Дхарма природных систем , SUNY
- Мэтьюз, Брюс (1986), «Глава седьмая: Постклассическое развитие концепций кармы и перерождения в буддизме Тхеравады», в Нойфельдте, Рональд В. (редактор), Карма и возрождение: Постклассическое развитие , Государственный университет Нью-Йорка Йорк Пресс, ISBN 0-87395-990-6
- Макдермотт, Джеймс Пол (1975), «Дебаты о Катхаватту Камме», Журнал Американского восточного общества , том. 95, нет. 3 июля – сентябрь 1975 г.
- Макдермотт, Джеймс Пол (1977), «Камма в Милиндапанье», Журнал Американского восточного общества , том. 97, нет. 4 октября – декабрь 1977 г.
- Макдермотт, Джеймс П. (1980), «Карма и возрождение в раннем буддизме», в О'Флаэрти, Венди Донигер (редактор), Карма и возрождение в классических индийских традициях , University of California Press, ISBN 0-520-03923-8
- Макдермотт, Джеймс Пол (1984), Развитие ранней буддийской концепции каммы / кармы , Munshiram Manoharlal Publishers, ISBN 81-215-0208-Х
- МакМахан, Дэвид Л. (2008), Создание буддийского модернизма , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-518327-6
- Монье-Вильямс (1964) [1899], Санскритско-английский словарь (PDF) , Лондон: Oxford University Press , получено 27 декабря 2008 г.
- Норгей, Кхенпо Тензин (2014), Смахивание пыли с вашей природы будды: цель предварительных занятий по Дзогчену , Независимая издательская платформа CreateSpace, ISBN 978-1505587319
- Падма, Шри; Барбер, AW, ред. (2009), Буддизм в долине реки Кришна в Андхре , State University of New York Press
- Пак, Чанхван (2007), Возвращение к теории саутрантики семян ( биджа ) (докторская диссертация), Калифорнийский университет, Беркли
- Рэй, Реджинальд (1999), Буддийские святые в Индии: исследование буддийских ценностей и ориентаций , Oxford University Press.
- Риат, Н. Росс (1998), Салистамба Сутра , Мотилал Банарсидасс
- Райхенбах, Брюс (1988), «Закон кармы и принцип причинности», Philosophy East and West , 38 (4): 399–410, doi : 10.2307/1399118 , JSTOR 1399118
- Райхенбах, Брюс (1990), Закон кармы: философское исследование , Гавайский университет Press, ISBN 0-8248-1352-9
- Ронкин, Ноа (2005), Ранняя буддийская метафизика: создание философской традиции , Routledge, ISBN 0-203-53706-8
- Рёсе, Ватару (1987), Исследование Абхидхармардаи: историческое развитие концепции кармы в мысли Сарвастивады (PDF) (докторская диссертация), Университет Висконсина-Мэдисона, заархивировано из оригинала (PDF) 16 ноября, 2014 год
- Рис Дэвидс, Кэролайн Августа (2007), Буддизм , Davids Press
- Сэмюэл, Джеффри (2010), Истоки йоги и тантры. Индийские религии до тринадцатого века , издательство Кембриджского университета
- Шуман, Ганс Вольфганг (1997), буддизм. Основатель компании «Школы и системы» , Асока
- Шмитхаузен, Ламберт; Везлер, Альбрехт; Брюн, Клаус; Альсдорф, Людвиг (1981). «О некоторых аспектах описаний или теорий« освобождающего прозрения »и« просветления »в раннем буддизме». Исследования в области джайнизма и буддизма . Старые и новые индийские исследования. Том 23. Висбаден: Франц Штайнер. ISBN 9783515028745 . OCLC 1086295202 .
- Шмитхаузен, Ламберт (1986), «Критический ответ», в книге Рональда В. Нойфельдта (редактор), Карма и возрождение: постклассические разработки , SUNY
- Симмер-Браун, Джудит (1987), «Видеть зависимое происхождение страдания как ключ к освобождению», Журнал созерцательной психотерапии , вып. 4, Институт Наропы
- Смит, Хьюстон; Новак, Филип (2009), Буддизм: краткое введение (изд. Kindle), HarperOne
- Веттер, Тиллман (1987), «Некоторые замечания о старых частях Суттанипиты», в Сейфорте Рюгге, Сейфорт; Шмитхаузен, Ламберт (ред.), Ранний буддизм и мадхьямака , BRILL
- Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , BRILL
- Уолдрон, Уильям С. (2003), Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли , Рутледж
- Уолсер, Джозеф (2005), Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура , издательство Колумбийского университета
- Уорднер, АК (1970), индийский буддизм
- Уотсон, Бертон (1993), Сутра Лотоса , издательство Колумбийского университета
- Уильямс, Пол (2002), Буддийская мысль (изд. Kindle), Тейлор и Фрэнсис
- Уильямс, Пол, изд. (2005), Буддизм — критические концепции в религиоведении II , Ши Хуэйфэн
- Райт, Дейл С. (2004), «Критические вопросы к натурализованной концепции кармы в буддизме» , Журнал буддийской этики , 11
Веб-источники
[ редактировать ]- ^ Таниссаро Бхиккху, пер. (1997). Ниббедхика Сутта: Проникающий , AN 6.63, PTS: A iii
- ^ Александр Берзин, Обзор Калачакры.
- ^ Jump up to: а б Тубтен Чодрон (1993). Двенадцать звеньев – Часть 2 из 5 (PDF)
- ^ Jump up to: а б «Карма | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com .
- ^ Что такое Карма? стр.2 , Кен МакЛеод
- ^ Jump up to: а б с д «Крылья пробуждения: Часть I» (PDF) . www.accesstoinsight.org . Перевод Таниссаро Бхиккху. Центр долины, Калифорния: Лесной монастырь Метта. 2010. стр. 47–48.
- ^ «Что такое карма?» . Studybuddhism.com .
- ^ «Ачинтита Сутта: Непредсказуемое» . www.accesstoinsight.org .
- ^ Jump up to: а б «Агги-Ваччагота Сутта: Ваччаготта в огне» . www.accesstoinsight.org . Перевод Таниссаро Бхиккху.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Научные источники
- Нойфельдт, Рональд В., изд. (1986), Карма и возрождение: постклассические разработки , SUNY
- Гананатх Обейсекере (2002). Представление о карме: этическая трансформация в возрождении индейцев, буддистов и греков . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23243-3 .
- Гетин, Руперт (1998). Основы буддизма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-289223-1 .
- Журнал
- Плохая карма Будды: проблема в истории буддизма Тхеравады Джонатан С. Уолтерс, Numen, Vol. 37, № 1 (июнь 1990 г.), стр. 70–95.
- Первоисточники
- Далай-лама (1992). Смысл жизни , переведенный и отредактированный Джеффри Хопкинсом. Мудрость.
- Геше Сонам Ринчен (2006). Как работает карма: Двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения . Снежный лев
- Кхандро Ринпоче (2003). Эта драгоценная жизнь . Шамбала
- Рингу Тулку (2005). Смелые шаги к бесстрашию: три средства тибетского буддизма . Снежный лев.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Общий
- Буддийская философия, Камма , Сурендранатх Дасгупта, 1940 г.
- Что такое Карма? , Кен МакЛеод
- «Основные положения о карме» , Джеффри Котик
- Что такое реинкарнация? , Александр Берзин
- Понимание кармы , Реджинальд Рэй
- Сарвастивада
- Тхеравада
- Карма Таниссаро Бхиккху
- Непонимание закона каммы Праюдх Паютто
- Дхаммапада Стих 128 Суппабуддхасакья Ваттху Рассказ о Будде и Суппабудде, отце бывшей жены Будды Яшодхары
- Йогачара
- Ричард Кинг (1998), Виджнаптиматрата и контекст Абхидхармы ранней Йогачары , Азиатская философия, Том. 8 № 1 марта 1998 года.
- Ньингма
- Лонгченпа (1308–1364), Карма, причина и следствие , глава IV «Великой колесницы».