Грумман ФФ
ФФ/СФ "Фифи" | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Морской истребитель |
Производитель | Грумман |
Дизайнер | |
Основные пользователи | ВМС США |
Количество построенных | 116 [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1932–1934 |
Дата введения | июнь 1933 г. |
Первый полет | 29 декабря 1931 г. |
Ушедший на пенсию | 1940 |
Развитый в | Грумман XSBF |
Grumman FF «Fifi» (фирменное обозначение G-5 ) — американский истребитель- биплан, эксплуатировавшийся в ВМС США в 1930-х годах. [ 2 ] Это был первый самолет-носитель с убирающимся шасси. [ 3 ] Он производился по лицензии в Канаде и известен как Goblin на канадской службе и Delfin (английский: «Дельфин») на испанской службе.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]FF -1 был первым законченным проектом самолета Grumman для ВМС США. Военно-морской флот спросил у Grumman, можно ли переоборудовать их убирающееся шасси, изготовленное для самолетов O2U -1 Scout, на истребители ВМФ Boeing F4B -1; вместо этого Грумман предложил новую конструкцию истребителя. [ 4 ] Прототип XFF-1 (серийный номер A8878) был построен по контракту, заключенному 22 апреля 1931 года, и совершил первый полет 29 декабря того же года. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Двухместная конструкция с закрытой кабиной, цельнометаллическим фюзеляжем и крыльями, обтянутыми большей частью тканью. Первоначально XFF-1 оснащался Wright R-1820 -E Cyclone радиальным двигателем мощностью 616 л.с. (459 кВт) , во время эксплуатационных испытаний он достиг скорости 195 миль в час (314 км/ч). Позже оригинальный двигатель был заменен на Wright R-1820-F Cyclone мощностью 750 л.с. (560 кВт), и XFF-1 достиг максимальной скорости 201 миль в час (323 км/ч), что быстрее, чем у любого истребителя ВМС США, находящегося на вооружении. время. [ 6 ]
19 декабря 1932 года был размещен производственный заказ на 27 двухместных самолетов FF-1 (G-5). Тем временем компания Grumman завершила работу над вторым прототипом (серийный номер A8940) в конфигурации двухместного разведчика под названием XSF-1 (G). -6). Впоследствии было заказано 33 серийных SF-1 в двухместной конфигурации. От FF-1 они принципиально отличались переработанным внутренним оборудованием и двигателем Р-1820-84 «Циклоны» вместо модели Р-1820-78, установленной в истребительном варианте. [ 6 ] Также был построен один XSF-2 с двухрядным двигателем Pratt & Whitney R-1535-72 вместо Cyclone. [ 2 ]
Отличительная конструкция убирающегося основного шасси для FF-1 возникла благодаря тому, что Гровер Ленинг нанял будущего основателя Grumman, Лероя Груммана , который нанял Груммана и Джейка Свирбула для работы в своей собственной авиастроительной фирме в 1928 году - после создания Loening Aeronautical. Engineering Company закрылась в период 1932–1933 годов, а Ленинг, в свою очередь, внес свой вклад в последующие успехи фирмы Grumman , выпустив Разработанная Grumman конструкция убирающейся главной передачи с ручным кривошипным приводом использовалась в ряде проектов военных самолетов Loening, используемых на FF-1, а затем Grumman F2F и F3F на последующих конструкциях истребителей-бипланов ; кульминацией которого стал Grumman F4F Wildcat , также использовавший его, а также одномоторные амфибийные Grumman JF и J2F Duck . многоцелевые военные самолеты-бипланы [ 7 ] [ 8 ]
Операционная история
[ редактировать ]
FF-1 поставлялись в истребительную эскадрилью VF-5B авианосца « Лексингтон» начиная с июня 1933 года. [ 5 ] На вооружении FF-1 стал известен как «Fifi». [ 6 ] Поставка SF-1 началась 30 марта 1934 года, они также служили на борту « Лексингтона» в составе разведывательной эскадрильи VS-3B. [ 6 ]


И FF-1 , и SF-1 были выведены из состава эскадрилий ВМС США первой линии в конце 1935 и 1936 годов. 25 оставшихся FF-1 были отправлены на завод военно-морских самолетов в Филадельфии, где они были модифицированы и переименованы в FF-2. У FF-2 были сняты верхние пушки капота и заменены одним пулеметом калибра .30 в правом борту фюзеляжа в той же конфигурации, что и у SF-1. Они использовались на авиабазах резерва ВМС США. СФ-1 также использовались в Военно-морском резерве. Последний FF-2 был исключен из военно-морского реестра в 1942 году. [ 9 ]

Компания Canadian Car and Foundry Co приобрела лицензию на производство G-23 , улучшенного FF-1, из которых было построено в общей сложности 52 экземпляра, некоторые из которых были собраны из компонентов американского производства. Тридцать четыре были приобретены испанским республиканским правительством в 1937 году путем предъявления поддельных турецких верительных грамот. Эта партия была построена в первую очередь для того, чтобы обойти американское эмбарго, наложенное на воюющие стороны во время гражданской войны в Испании . [ 3 ] Названный ВВС GE-23 Delfin (en: «Дельфин») Испании республиканскими военно-воздушными силами , этот самолет участвовал в конфликте, но был превзойден истребителями противника, и потери были высокими. Победа над Heinkel He 59 B была единственным зарегистрированным «убийством» истребителя-биплана Grumman. [ 1 ] Одиннадцать выжили и служили в Ejército del Aire Español , прозванном Педро Рико за свою округлость. [ 1 ]
отвергли его как истребитель Хотя первоначально Королевские ВВС Канады как устаревший и слишком медленный, с началом войны последние 15 серийных самолетов CC&F были приняты на вооружение как Goblin Is . Этот тип самолета служил в RCAF с 17 сентября 1940 года по 21 апреля 1942 года. Полет «А» 118-й эскадрильи RCAF был оснащен «Гоблинами» в Рокклиффе в Оттаве и впоследствии стал 118-й (истребительной) эскадрильей, позже дислоцированной в Дартмут, Новая Шотландия , где гоблины какое-то время составляли единственную боевую силу на востоке. побережье.
До использования RCAF единичные экземпляры были доставлены в Никарагуа, Японию и Мексику.
Единственный G-23, купленный правительством Никарагуа, прослужил ограниченно, а затем был отправлен на свалку на аэродроме Зололтан в 1942 году, где ему суждено было оставаться там до 1961 года, когда он был куплен и отправлен в США. В 1966 году Грумман восстановил самолет, а затем передал его ВМС США, где он остается одной из экспозиций Музея военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [ 10 ]
Японский экземпляр был куплен как образец ходовой части Grumman, однако к моменту его поставки уже использовались более совершенные конструкции. [ 11 ]
Мексиканский образец должен был стать образцом самолета, позволяющим разместить там производственную линию, но этого так и не произошло. [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]- XFF-1 (Грумман Модель G-5)
- Единственный прототип, [ 1 ] серийный номер А8878 [ 6 ]
- ФФ-1
- 27 построено, [ 1 ] двухместный палубный истребитель ВМС США [ 6 ]
- ФФ-2
- 25 [ 1 ] оригинальных истребителей FF-1, переоборудованных Заводом военно-морских самолетов с двойным управлением для использования в качестве учебно-тренировочных истребителей. [ 2 ]
- XSF-1 (Грумман Модель G-6)
- Один построен, [ 1 ] второй прототип, серийный номер А8940 [ 6 ]
- СФ-1
- 33 построено, [ 1 ] двухместный палубный разведчик ВМС США [ 6 ]
- XSF-2 (Грумман Модель G-13)
- Один самолет, [ 1 ] планер SF-1 с двигателем Pratt & Whitney R-1535 -72 Twin Wasp Junior мощностью 650 л.с. (485 кВт), приводящим в движение винт Hamilton Standard . [ 2 ]
- GG-1
- Демонстратор одной компании, построенный из компонентов FF-1 и SF-1. Оснащен двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 450 лошадиных сил (340 кВт) . Позже был модифицирован двигателем Wright R-1820-F52 мощностью 890 лошадиных сил (660 кВт) , полноразмахными разъемными закрылками на нижней поверхности верхнего крыла и элеронами на нижнем крыле и продан американскому бизнесмену Говарду Ф. Кляйну в качестве демонстратора канадского автомобиля. и литейная компания . [ 13 ]
- Гоблин Мк.1
- 15 G-23 построены по лицензии Canadian Car & Foundry Company, но не поставлены испанским республиканцам. Позже принят в состав RCAF. [ 1 ]
- AXG1
- Единственный Grumman G-23, поставленный ВВС Императорского флота Японии для испытаний в 1935 году.
- GE.23 Дельфин
- Обозначение 34 G-23, поставленных испанским республиканцам в 1938 году. Поставлено 34.
Операторы
[ редактировать ]
Канада
- Королевские ВВС Канады
- 118-я (истребительная) эскадрилья RCAF - 15 самолетов, получивших обозначение Goblin I. [ 11 ]
- 123-я эскадрилья (армейское сотрудничество) RCAF - 5 самолетов (переведены из 118-й (F) эскадрильи, получившей обозначение Goblin I [ 14 ]
Япония
- Императорский флот Японии - один экземпляр CC&F, получивший обозначение AXG. [ 11 ]
Мексика
- Мексиканские ВВС - образец для производства в Мексике. [ 12 ]
Никарагуа
- Военный авиационный корпус - 1 экземпляр, серийный ГН-3. [ 12 ]
Испанская Республика
- Республиканские ВВС Испании - поставлено 34 самолета серийных от AD-001 до AD-034. [ 12 ]
- ВВС - 11 экземпляров, переживших гражданскую войну.
Соединенные Штаты
- ВМС США
Технические характеристики (ФФ-1)
[ редактировать ]Данные из Полной энциклопедии мировой авиации. [ 2 ] и американские боевые самолеты
Общие характеристики
- Экипаж: два (пилот и наблюдатель/наводчик)
- Длина: 24 фута 6 дюймов (7,47 м)
- Размах крыльев: 34 фута 6 дюймов (10,52 м)
- Высота: 11 футов 1 дюйм (3,38 м)
- Площадь крыла: 310 кв. футов (28,8 м 2 )
- Пустой вес: 3098 фунтов (1405 кг)
- Максимальный взлетный вес: 4677 фунтов (2121 кг)
- Силовая установка: 1 Wright R-1820-78 Cyclone радиальный двигатель , мощностью 700 л.с. (520 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 207 миль в час (333 км/ч, 180 узлов) на высоте 4000 футов (1200 м)
- Диапазон: 685 миль (1100 км, 595 миль)
- Практический потолок: 22 100 футов (6 735 м)
- Скорость набора высоты: 1667 футов/мин (8,47 м/с).
Вооружение
- 2 пулемета Browning M1919 калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) или 1 пулемет калибра 0,30 дюйма (0,30 дюйма) и 1 x 0,5 дюйма (12,7 мм), Browning M2 закрепленные в фюзеляже; 1x 0,30 дюйма гибкий в задней кабине
- 2 бомбы по 100 фунтов (45 кг) M30 или 116 фунтов (53 кг) Mk4 под крыльями
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
- Список самолетов ВВС Канады
- Список самолетов Республиканских ВВС Испании
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Франсильон, 1989, стр.62.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Иден и Моенг 2002, с. 762.
- ^ Jump up to: а б Винчестер 2002, с. 21.
- ↑ Джордан, Кори К. «Восхождение Груммана: Глава первая». Архивировано 3 ноября 2013 г. в Wayback Machine Planes and Pilots Of World War Two, 2000. Проверено: 22 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Какатт 1989, с. 155–162.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Суонборо и Бауэрс 1976, с. 195.
- ^ Мерриам, Рэй (2017). Обзор Второй мировой войны; № 30; Дикая кошка Груммана . Хусик-Фолс, Нью-Йорк, США: Merriam Press. ISBN 9781387487929 .
Необычная конструкция основных стоек шасси с ручным убиранием для всех истребителей ВМС США Grumman вплоть до F4F, а также для универсального биплана-амфибии Grumman J2F была первоначально создана в 1920-х годах Лероем Грумманом для Гровера Лёнинга.
- ^ Испытание шасси FM 2 Wildcat-2 (видео). Рино, Невада, США: Роберт Спеллман. Событие происходит в 0:24 . Проверено 25 сентября 2021 г. - через YouTube.
Испытание шасси FM 2 Wildcat: вы можете увидеть, как механик в кабине вручную включает шасси.
- ^ Грин и Суонборо 1988, с. 259.
- ^ «ФФ-1» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации. Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Франсильон, 1989, стр.60.
- ^ Jump up to: а б с д Франсильон, 1989, стр.61.
- ^ Данн, Ричард С. (1996). Истребители-бипланы Grumman в действии . Кэрроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal. ISBN 0-89747-353-1 . ОСЛК 34959007 .
- ^ Костенюк, Самуэль; Гриффин, Джон (1977). Истории эскадрильи RCAF и самолеты 1924-1968 гг . Торонто: Национальный музей человека Канады. п. 255. ИСБН 0-88866-577-6 .
- ^ Вагнер, Р. (1982). Американские боевые самолеты. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company, Inc.
Библиография
[ редактировать ]- Баррера, Дэвид Гесали (2005). Дельфин: самолет Grumman CC&F G-23 во время гражданской войны в Испании . Испания: Монтмело. ISBN 978-8460979777 . (на испанском языке)
- Какатт, Лен, изд. (1989). Великий самолет мира – «Одноместные истребители-бипланы Грумман». . Лондон: Маршалл Кавендиш. ISBN 1-85435-250-4 .
- Иден, Пол; Моенг, Соф (2002). Полная энциклопедия мировой авиации . Лондон: Янтарные книги. ISBN 0-7607-3432-1 .
- Франсильон, Рене Дж. (1989). Grumman Aircraft с 1929 года . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0870212468 .
- Грин, Уильям (октябрь 1966 г.). «Странная история первого истребителя Груммана». Flying Review International . 22 (2).
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1988). Полная книга бойцов . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN 0-7607-0904-1 .
- Грин, Уильям и Суонборо, Гордон (февраль – май 1979 г.). «Грумман под любым другим именем...». Энтузиаст авиации (9): 26–39. ISSN 0143-5450 .
- Леви, Ховард (октябрь 1966 г.). «Всю дорогу домой». Воздушный прогресс . 19 (4).
- Леви, Ховард (декабрь 1966 г.). «Восстановленный гоблин канадской постройки». Канадская авиация . 39 (12).
- Листеманн, Фил Х. (2008). Грумман ФФ . Союзные Крылья №6. Лондон: Филедиция. ISBN 978-2953254402 .
- Ламсден, Алек (апрель – июль 1980 г.). «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 12. С. 46–47. ISSN 0143-5450 .
- Р-Рода, Педро (апрель – июль 1980 г.). «Обратный разговор». Любитель воздуха . Нет. 12. с. 47. ISSN 0143-5450 .
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-870219685 .
- Винчестер, Джим (2002). Истребители 20 века . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 1840373881 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Грумман FF-1 «Фифи»
- Grumman FF. Архивировано 15 ноября 2017 г. в Wayback Machine - Национальный музей военно-морской авиации.