Jump to content

СС Чокто

Координаты : 45 ° 32'03 "N 83 ° 30'33" W  /  45,534272 ° N 83,509266 ° W  / 45,534272;

SS Choctaw , нарисованный художником-маринистом Великих озер Говардом Фрименом Спрэгом (1871–1899).
История
Соединенные Штаты
Имя Чокто
Тезка Люди чокто
Оператор
Порт приписки Ишпеминг, Мичиган , США
Строитель Кливлендская судостроительная компания
Номер двора 17
Запущен 25 мая 1892 г.
В эксплуатации 24 июня 1892 г.
Не работает 11 июля 1915 г.
Идентификация США Официальный номер 126874
Судьба Протаранил канадский пароход «Ваконда» на озере Гурон и затонул вскоре после столкновения.
Обнаружено крушение 23 мая 2017 г.
Общие характеристики
Класс и тип Озерное грузовое судно
Тоннаж
Длина 266,9 футов (81,4 м)
Луч 38,1 футов (11,6 м)
Глубина 17,9 футов (5,5 м)
Установленная мощность
Движение 1 × гребной винт фиксированного шага
Емкость 2800 коротких тонн (2500 т )
Экипаж 22

SS Choctaw со стальным корпусом, — американский грузовой корабль находившийся в эксплуатации с 1892 по 1915 год на Великих озёрах Северной Америки. Это было так называемое наблюдательное судно, содержащее элементы традиционных озерных грузовых судов и китобойных судов, спроектированных Александром Макдугаллом . Чокто был построен в 1892 году компанией Cleveland Shipbuilding Company в Кливленде, штат Огайо , и первоначально принадлежал компании Lake Superior Iron Company. В 1894 году она была продана компании Cleveland-Cliffs Iron Company и провела с ней остаток своей трудовой жизни. На своем регулярном маршруте между Детройтом , Эсканабой , Маркеттом (все в Мичигане ) и Кливлендом она перевозила железную руду вниз и уголь вверх .

11 июля 1915 года в тумане «Чокто» направлялся в Маркетт на озере Гурон с грузом угля из Кливленда. К востоку от Преск-Айл-Лайт грузовое судно было протаранено идущим вниз канадским каналером Ваконда . Хотя «Чокто» затонула всего за 17 минут, ее команда из 22 человек сумела спастись и была подобрана «Вакондой» .

В течение долгого времени охотники за затонувшими кораблями искали затонувший корабль «Чокто» из-за его уникальной конструкции. Место крушения было обнаружено командой Национального морского заповедника Тандер-Бей 23 мая 2017 года, почти через 102 года после того, как оно затонуло. Она была обнаружена лежащей на глубине 300 футов (90 метров) на правом которой борту, нос был частично погружен в дно озера. затонувший корабль был внесен в Национальный реестр исторических мест 10 декабря 2018 года .

В 1843 году боевой корабль USS Michigan , построенный в Эри, штат Пенсильвания , стал первым судном с железным корпусом, построенным на Великих озерах . [ 1 ] В середине 1840-х годов канадские компании начали импортировать железные суда, изготовленные на верфях Соединенного Королевства . Однако только в 1862 году первое торговое судно с железным корпусом «Купец» . на Великих озерах было построено [ 1 ] Несмотря на успех « Купца» , деревянные суда оставались предпочтительнее железных вплоть до 1880-х годов из-за их дешевизны и обилия древесины. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В начале 1880-х годов верфи вокруг Великих озер начали строить железные корабли в относительно больших масштабах; В 1882 году «Оноко» , железный грузовой корабль, временно стал самым большим судном на озерах . [ 4 ] [ 5 ] В 1884 году на Великих озерах были построены первые стальные грузовые суда, а к 1890-м годам большинство кораблей, построенных на озерах, были изготовлены из стали. [ 6 ] [ 7 ]

На протяжении 1880-х годов торговля железной рудой на Великих озерах росла в геометрической прогрессии, в первую очередь из-за увеличения размеров озерных грузовых судов и увеличения количества рейсов, совершаемых рудными судами к рудным докам озера Верхнее . [ 8 ] Поскольку железные дороги не могли справиться с быстрым производством железной руды (которая обычно предназначалась для литейных заводов в Огайо и Пенсильвании ), большая ее часть перевозилась навалочными грузовыми судами. [ 8 ] Количество железной руды, добытой вокруг озера Верхнее, выросло с примерно 3 500 000 длинных тонн (3 556 164 т ) в 1886 году до более 9 000 000 длинных тонн (9 144 422 т) в 1890 году. [ 9 ]

Проектирование и строительство

[ редактировать ]

Названный в честь индейского племени чокто с юга Соединенных Штатов, чокто был построен в 1892 году на берегу реки Кайахога для судостроительной компанией Кливленда компании Lake Superior Iron Company в Ишпеминге, штат Мичиган . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Ее корпус имел длину 266,9 футов (81,4 м) и ширину 38,1 фута (11,6 м). [ 13 ] и имел трюм глубиной 17,9 футов (5,5 м) и водное дно . Он имел валовую регистровую вместимость 1573,61 тонны и чистую регистровую вместимость 1256,28 тонны. [ 10 ] [ 14 ]

Поперечное Чокто сечение

Судно имело корму с вырезом не было внутренних переборок и семь грузовых люков, а между передней таранной переборкой и переборкой двигателя в корме . Чокто мог перевозить 2800 коротких тонн (2500 т) груза; при полной загрузке ее осадка составляла 16 футов (4,9 м) . [ 15 ] Он был оснащен 900 л.с. (670 кВт ) паровым двигателем тройного расширения мощностью , пар для которого обеспечивался двумя угольными морскими котлами Scotch . [ 11 ] [ 16 ] [ 17 ]

Спроектирован шведским военно-морским архитектором Арендтом Ангстремом. [ 18 ] Чокто имел необычный дизайн. Это было стальное грузовое судно, похожее на культовую конструкцию «Китовая спина» , изобретенную капитаном Александром МакДугаллом , но в отличие от «Китовой спины» у нее были прямые борта и обычный нос. [ 19 ] Эта комбинация означала, что от ватерлинии вверх ее борта были наклонены внутрь, образуя конфигурацию « кувыркающегося дома ». Корабли с такой гибридной конструкцией были известны как «мониторы», «полукитобойцы» или «прямолинейные», и, как и настоящие китобои, они были уязвимы для промокания палубы в штормовых условиях. [ 11 ] [ 20 ] [ 21 ] Чокто был одним из трех когда-либо построенных полукитобойных кораблей; у нее был идентичный родственный корабль по имени Андасте и «близкий» корабль по имени Юма . [ 11 ] [ 16 ] [ 17 ] [ а ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Чокто выброшена на берег после столкновения с LC Waldo.

Чокто был спущен на воду 25 мая 1892 года под бортовым номером 17. [ 24 ] и поступил на вооружение позже, в 1892 году, под официальным номером 126874. [ 10 ] Ее регулярный маршрут пролегал между Детройтом , Эсканабой , Маркеттом (все в Мичигане ) и Кливлендом, штат Огайо . [ 25 ] она перевозила железную руду По пути вниз из Эсканабы и Маркетта перевозила уголь для литейных заводов в Детройте и Кливленде, а вверх , которым питалось горнодобывающее оборудование. [ 25 ] Чокто совершила свое первое плавание в Маркетт в июне 1892 года. [ 14 ] В 1894 году она была продана компании Cleveland-Cliffs Iron Company . [ 10 ]

Когда чокто ехал по озеру Сент-Клер 19 апреля 1893 года, одна из головок цилиндров взорвалась, в результате чего двое пожарных ошпарились до смерти, а еще один серьезно ранен. [ 14 ] [ 16 ] [ 17 ] 20 мая 1896 года чокто столкнулся с более крупным стальным грузовым судном LC Waldo , которое проделало 10-футовую (3,0 м) дыру в ; чокто правом борту она затонула на мелководье у шлюзов Су . [ 14 ] 1 июня 1896 года был произведен временный ремонт чокто в Су-Сент. Мари, штат Мичиган , прежде чем она отплыла в Кливленд, штат Огайо. [ 14 ] [ 26 ] [ 27 ]

Около 12:00 ( EST ) 26 мая 1900 года чокто сел на мель возле Пуэнт-о-Пен на озере Верхнее, недалеко от Су-Сент. Мари, Онтарио . [ 28 ] 26 апреля 1902 года чокто ударился о камень или ударился о дно после того, как его подняли волны возле Маркетта, и частично затонул, достигнув убежища в гавани Маркетт. [ 17 ] [ 29 ]

Чокто находился в гавани Маркетт 9 ноября 1913 года во время шторма на Великих озерах в том же году длиной 545 футов (166 м) , когда ее капитан Чарльз А. Фокс увидел, как стальное грузовое судно Генри Б. Смит покинуло убежище гавани. Это был последний раз, когда Генри Б. Смита видели на плаву; она была одним из двенадцати кораблей, потерянных во время шторма. [ 30 ]

Последний рейс и столкновение

[ редактировать ]
Ваконда ок. 1911 год

11 июля 1915 года погодные условия на озере Гурон были очень туманными. [ 31 ] Чокто под командованием капитана Фокса направлялся из Кливленда в Маркетт с грузом угля. [ 17 ] [ 32 ] Около 4:30 утра (EST) канадский каналер Wahcondah , направлявшийся с грузом пшеницы из Форт-Уильяма, Онтарио, в Монреаль , [ 33 ] зрячие чокто . [ 34 ] [ 35 ] Капитан «Ваконды» приказал включить двигатели своего корабля, но это не помешало «Ваконде» врезаться в левый борт «Чокто» между ее первым и вторым грузовыми люками. [ 34 ] После столкновения капитан «Ваконды» из виду потерял чокто . [ 35 ] Экипаж «Ваконды» переместил Чокто после того, как увидел ее высокую воронку сквозь густой туман. В конце концов капитан Фокс приказал . борт спустить спасательные шлюпки Чокто, но судно затонуло так быстро, что некоторые члены его команды не смогли вовремя добраться до спасательных шлюпок и были вынуждены прыгнуть за [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Экипаж «Чокто» достиг Ваконды на своих спасательных шлюпках. [ 40 ] Хотя «Чокто» затонула всего за 17 минут, весь ее экипаж из 22 человек спасся. [ 14 ] [ 17 ] [ 41 ] [ б ] Несмотря на то, что ее носовая часть получила значительные повреждения, «Ваконда» осталась на плаву и доставила команду «Чокто» в Сарнию, Онтарио . [ 43 ] [ 37 ] [ 44 ] Приблизительное место было затопления Чокто указано как пять–шесть миль (8,0–9,7 км) к востоку от Преск-Айл-Лайт . [ 45 ] По словам Фокса:

Мы не видели « Ваконду» , пока она не оказалась на расстоянии десяти футов [3,0 м] от нас. Она поймала нас по левому борту и ударила по балкам, иначе она бы разрубила нас пополам. Мы как можно быстрее отчалили в спасательных шлюпках, узнав, что корабль не может плавать. « Чокто» накренился на левый борт и начал снижаться головой. Затем она выровнялась и начала крениться на правый борт. Когда она повернула на правый борт, ее корма поднялась из воды, и она перевернулась, опускаясь днищем вверх. Когда она перевернулась, мы находились в шлюпках примерно в 400 футах [120 м] от нас. Казалось, будто миллион тарелок и сотни палочек разбились, когда корабль перевернулся. [ 46 ]

На следующий день после того, как она затонула, капитан Нельсон Браун с парохода Джеймс Х. Рид заметил Чокто верхние каюты , плывущие у Преск-Айл, штат Мичиган , и смог прочитать название корабля, когда он приблизился к ним. [ 35 ] [ 43 ] [ 47 ] Через девять дней после того , как Чокто обнаружили 40 футов (12 м) ее каюты и несколько бревен в одной миле (1,6 км) к северу от острова Мидл . затонула, береговая охрана и смотритель маяка [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]

Расследование

[ редактировать ]

После того, как Чокто затонул, компания Cleveland-Cliffs оклеветала Ваконду , утверждая, что она двигалась с чрезмерной для данных условий скоростью и должна нести ответственность за столкновение. [ 50 ] Чокто Экипаж подтвердил заявления ее владельца. [ 50 ] Капитан Корнелиус Дайнин принял обвинение против своего судна, но заявил, что чокто также бежал на полной скорости, не следил за ним и принял Ваконды сигнал вместо того, чтобы подать сигнал тревоги и повернуть назад. [ 33 ] [ 50 ] Изучение Чокто журнала бортового показало , что, несмотря на туман, она двигалась на полной скорости в течение всего года, включая момент столкновения. [ 50 ] Судья, рассматривавший дело, постановил, что Чокто и Ваконда . виновны оба [ 50 ] Компания Cleveland-Cliffs обжаловала это решение, заявив, что судья не имел права игнорировать показания экипажа Чокто , основанные на данных бортового журнала, и заявила, что непроверка скорости судна в тумане не является наказуемым правонарушением. [ 50 ] Они также утверждали, что наблюдатель не нужен на носу «Чокто » из-за конструкции корабля-монитора с хорошей видимостью, и что даже правильно расположенный наблюдатель имел бы трудности с общением с рулевым на расстоянии 200 футов (61,0 м). [ 50 ] Суд не принял этот довод, заявив, что:

Его отсутствие на обычном и правильном месте в носовой части не может быть оправдано по этим причинам. Мы не находим никаких свидетельств такого обычая; и тип корабля не является достаточным оправданием. Море было спокойным, и стоять на носовой башне не составило бы труда, а это место, по-видимому, не превышало бы расстояния для донесений. [ 50 ]

В конечном итоге суд установил следующее:

Вполне вероятно, что они могли бы избежать этой ошибки. Эта точка зрения приводит к выводу, что чокто следует осудить за отсутствие бдительности и что ущерб следует разделить. [ 50 ]

Чокто была застрахована на 80 200 долларов США (что эквивалентно 1,75 миллиона долларов США в 2023 году), а ее груз был оценен в 80 000 долларов США (что эквивалентно 1,74 миллиона долларов США в 2023 году). [ 51 ] [ 46 ]

Крушение

[ редактировать ]
Чокто (кораблекрушение)
SS Choctaw находится в Мичигане.
СС Чокто
Координаты 45 ° 32'03 "N 83 ° 30'33" W  /  45,534272 ° N 83,509266 ° W  / 45,534272;
Номер ссылки NRHP . 100003214 [ 52 ] [ 53 ]
Добавлено в НРХП 10 декабря 2018 г.

Чокто была очень востребована затонувшим кораблем из-за своего уникального дизайна. Было предпринято несколько безуспешных попыток найти корабль; некоторые из них привели к обнаружению одного или нескольких затонувших кораблей. [ 17 ] [ 54 ] Охотник за кораблекрушениями Стэн Сток провел независимые поиски чокто в 2003 году; он обнаружил место крушения шхуны «Кайл Спенглер», но не смог найти Чокто . [ 17 ] [ 55 ] Охотники за кораблекрушениями из Национального морского заповедника Тандер-Бей в сотрудничестве со Стоком в 2008 году составили карту места крушения Кайла Спенглера . В августе 2008 года они сотрудничали с Университетом Род-Айленда, но вместо того, чтобы найти Чокто , они обнаружили место крушения пассажирского парохода «Мессенджер» . [ 17 ]

В 2011 году группа, состоящая из опытных охотников за затонувшими кораблями и старшеклассников, попыталась найти чокто . Их поисковые усилия были отражены в документальном фильме «Проект Шипхант». Хотя им не удалось найти чокто , они нашли обломки грузового судна со стальным корпусом «Этрурия» , которое затонуло на озере после столкновения с пароходом «Амаса Стоун» . [ 56 ] и шхуна MF Merrick , затонувшая в 1889 году после столкновения с пароходом Rufus P. Ranney . [ 54 ] [ 57 ] [ 58 ]

Открытие

[ редактировать ]
, полученное гидролокатором бокового обзора Изображение чокто

В период с апреля по июль 2017 года Национальный морской заповедник Тандер-Бей сотрудничал с испытаний для Управлением по исследованию и исследованию океана Национального управления океанических и атмосферных исследований нового оборудования, включая беспилотные авиационные системы и автономные подводные аппараты , которые были разработаны для поиска пропавших кораблекрушений. [ 59 ] 23 мая 2017 года исследователи из морского заповедника Тандер-Бей обнаружили два затонувших корабля в глубоких водах озера Гурон. [ 60 ] [ 61 ] у побережья Преск-Айла. [ 59 ] [ 62 ] Исследователи провели несколько исследований в период с июня по август; эти расследования подтвердили личности чокто и раннего грузового судна с деревянным корпусом «Огайо» . [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Оба затонувших корабля находятся в месте, известном как «Аллея кораблекрушений», площадью 448 квадратных миль (1160 км2). 2 ) участок береговой линии озера Гурон, где находится около 200 затонувших кораблей. В 2000 году федеральное правительство США назвало этот район первым в стране национальным пресноводным морским заповедником. [ 65 ] [ 66 ]

Национальный морской заповедник Тандер-Бей объявил о своем открытии только 1 сентября 2017 года, а любители охотников за затонувшими кораблями продолжали поиски чокто . [ 67 ] 13 августа 2017 года независимый исследователь Дэн Фаунтин обнаружил Чокто с помощью модифицированного эхолота . 20 августа он вернулся на место вместе с опытными охотниками за кораблекрушениями Кеном Мерриманом и Джерри Элиасоном, чтобы осмотреть место крушения с помощью самодельной видеосистемы высокого разрешения Элиасона, точно идентифицировав затонувшее судно как чокто. [ 67 ]

Чокто сегодня

[ редактировать ]
Пропеллер Чокто

Останки чокто покоятся на глубине 300 футов (91 м) холодной пресной воды. [ 31 ] Обломок покоится на правом борту, почти перевернутый, при этом открытая часть корпуса под углом возвышается над дном озера. Когда она затонула, верхний уровень ее кормовых кают откололся, оставив нетронутыми только каюты на уровне верхней палубы . Обломки рулевой рубки лежат рядом с корпусом. [ 47 ] Вся носовая часть, включая участок между первым и вторым люками, где произошло столкновение, полностью засыпана, и только последние три из семи грузовых люков остаются открытыми. [ 17 ] Вокруг места крушения находится большое поле обломков, причем большая часть видимых артефактов расположена возле кормы. [ 47 ]

Затонувший корабль Чокто был внесен в Национальный реестр исторических мест 10 декабря 2018 года из-за его значения на государственном уровне в инженерной и морской истории. [ 53 ] [ 68 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Несмотря на то, что Андасте считается Чокто единственным по-настоящему идентичным кораблем- близнецом , Юма выглядел похоже и попадал в ту же категорию мониторов, что и два других. «Юма» отплыла из своей постройки в 1893 году, была переименована в «Кохассет» и затонула в 1948 году в Чесапикском заливе . [ 10 ] [ 22 ] [ 23 ]
  2. Хотя при затоплении Чокто погибших не было, первоначально сообщалось, что экипаж утонул. [ 42 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Багби (1) (1962) , с. 24.
  2. ^ Багби (1) (1962) , с. 26.
  3. ^ Боулус (2010) , с. 85.
  4. ^ Перейти обратно: а б Томпсон (1994) , с. 32.
  5. ^ Багби (2) (1962) , с. 48.
  6. ^ Багби (2) (1962) , с. 49.
  7. ^ Багби (2) (1962) , с. 51.
  8. ^ Перейти обратно: а б Служба национальных парков (1) (2018) , с. 16.
  9. ^ Служба национальных парков (1) (2018) , с. 43.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Государственный университет Боулинг-Грин (2) (2010 г.) .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Мичиганская ассоциация исследования кораблекрушений (2020) .
  12. ^ Гринвуд 1998 , с. 8.
  13. ^ Девендорф 1996 , с. 80.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Публичная библиотека Джорджа Н. Флетчера округа Алпена (2020 г.) .
  15. ^ «Озерные морские новости». Обычный дилер . 1 апреля 1892 г. с. 4.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Служба национальных парков (1) (2018) , с. 7.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Национальное управление океанических и атмосферных исследований (2) (2017 г.) .
  18. ^ Морское обозрение (1893) , стр. 8.
  19. ^ Вандерлинден и Баском 1994 , стр. 25–26.
  20. ^ Служба национальных парков (1) (2018) , с. 5.
  21. ^ Бойер 1989 , стр. 59–79.
  22. ^ Государственный университет Боулинг-Грин (1) (2010) .
  23. ^ Государственный университет Боулинг-Грин (3) (2010) .
  24. ^ Суэйзи (2001) .
  25. ^ Перейти обратно: а б Служба национальных парков (1) (2018) , стр. 4–5.
  26. ^ Морская история Великих озер (1) (1896 г.) .
  27. ^ Морская история Великих озер (2) (1896 г.) .
  28. ^ Морская история Великих озер (1900) .
  29. ^ Служба инспекции пароходов (1903) , с. 69.
  30. ^ Томпсон 2004 , с. 353 .
  31. ^ Перейти обратно: а б Адкинс (2017) .
  32. ^ Служба национальных парков (1) (2018) , с. 8.
  33. ^ Перейти обратно: а б Морское историческое общество Торонто (1980) .
  34. ^ Перейти обратно: а б The Buffalo Enquirer (1915) , с. 3.
  35. ^ Перейти обратно: а б с «Таймс Геральд» (1915) , стр. 1.
  36. ^ The Sheboygan Press (1915) , с. 1.
  37. ^ Перейти обратно: а б Waukegan News-Sun (1915) , стр. 5.
  38. ^ Отправка (1915) , с. 1.
  39. ^ Саут-Бенд News-Times (1915) .
  40. ^ Демерс (1915) , с. 1.
  41. ^ Escanaba Morning Press (1915) , с. 1.
  42. ^ Демократ Талсы (1915) , с. 1.
  43. ^ Перейти обратно: а б Детройт Фри Пресс (1915) , с. 13.
  44. ^ Вечерний фермер из Бриджпорта (1915) .
  45. ^ Служба национальных парков (1) (2018) , с. 10.
  46. ^ Перейти обратно: а б Рекламный ролик Buffalo (1) (1915) , с. 9.
  47. ^ Перейти обратно: а б с д Служба национальных парков (1) (2018) , с. 12.
  48. ^ Рекламный ролик Buffalo (2) (1915) .
  49. ^ St. Joseph Daily Press (1915) , стр. 5.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Служба национальных парков (1) (2018) , с. 9.
  51. ^ Джонстон, Луи и Уильямсон, Сэмюэл Х. (2023). «Какой тогда был ВВП США?» . Измерительная ценность . Проверено 30 ноября 2023 г. США Показатели дефлятора валового внутреннего продукта соответствуют серии MeasuringWorth .
  52. ^ Служба национальных парков (1) (2018) .
  53. ^ Перейти обратно: а б Служба национальных парков (2) (2018) .
  54. ^ Перейти обратно: а б Национальное управление океанических и атмосферных исследований (2) (2011 г.) .
  55. ^ Национальный морской заповедник Тандер-Бей (2021 г.) .
  56. ^ Национальное управление океанических и атмосферных исследований (1) (2011) .
  57. ^ Публичная библиотека Джорджа Н. Флетчера округа Алпена (1) (2021 г.) .
  58. ^ Публичная библиотека Джорджа Н. Флетчера округа Алпена (2) (2021 г.) .
  59. ^ Перейти обратно: а б Национальное управление океанических и атмосферных исследований (1) (2017 г.) .
  60. ^ Друзья Национального морского заповедника Тандер-Бей (2017) .
  61. ^ Эйнсворт (2017) .
  62. ^ Перейти обратно: а б Каруб (2017) .
  63. ^ Ассоциация морской истории Великих озер (2018) .
  64. ^ Тунинсон (2017) .
  65. ^ Торонто Сан (2017) .
  66. ^ Национальное общественное радио (2017) .
  67. ^ Перейти обратно: а б Блек (2017) .
  68. ^ Служба национальных парков (1) (2018) , стр. 13–21.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48e4ff3a3c0f36d1dfb7176c4e4d397b__1715843760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/7b/48e4ff3a3c0f36d1dfb7176c4e4d397b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Choctaw - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)