Пралайя
Пралайя ( санскрит : प्रलय , латинизированное : Пралайя , букв. «Разрушение») — концепция в индуистской эсхатологии . Обычно речь идет о четырех различных явлениях, [1] [2] [3] его чаще всего используют для обозначения события распада всей вселенной, которое следует за кальпой (периодом в 4,32 миллиарда лет), называемой Брахмапралайей . [4] [5]
Пралайя также относится к Нитьяпралайе , непрерывному разрушению всех живых и неодушевленных существ, происходящему ежедневно, Пракритапралайе , великому потопу, вызванному Пракрити (Природой), который прекращает все творение после завершения 1000 циклов Чатурьюги (четырех эпох). и Атьянтикапралайя , растворение Атмана ( Я) вследствие его союза с Брахманом (Высшей Реальностью). [6] Концепция, которая упоминается в литературе со времен Упанишад . [7] Концепция пралайи широко обсуждалась как в индуистской космологии, так и в философии .
Описание
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
Индуистская космология постулирует бесконечный цикл периодического создания и разрушения Вселенной. [8] [9]
Нитьяпралайя
[ редактировать ]Нитьяпралайя относится к постоянному растворению, феномену, который описывает ежедневную энтропию ума и тела всех живых и неживых существ. [10] Создаваясь, вся материя подвергается постоянному распаду и разрушению и часто описывается как личный опыт, ведущий к временной земной смерти. [11] « Сканда -пурана» описывает Нитьяпралайю как различные негативные переживания и потери, которые испытывает человек, например, ограбление, кражу жены, приход врага, начало лихорадки, а также упадок сил, и все это достигает кульминации. смерть — самый болезненный опыт. Утверждается, что такие душевные страдания являются результатом собственной кармы . Также утверждается, что карма человека определяет его перерождение в виде различных меньших зверей, а действия существа во время таких рождений, в свою очередь, определяют его карму. [12]
Брахмапралайя
[ редактировать ]В «Бхагавата-пуране» утверждается, что одна кальпа (эпоха), состоящая из тысячи оборотов четырех эпох — Сатьи , Треты , Двапара и Кали , а также правления четырнадцати Ману , — это один день в жизни божества-творца. , Брахма . Пралайя описывается как равный отрезок времени, называемый ночью в жизни божества. Эта форма растворения вызвана сном Брахмы и поэтому названа в его честь. Его также называют наймиттика , что означает «случайный». В этот период Нараяна удерживает вселенную внутри себя, а также отдыхает на своей змеиной горе Шеше . [13]
В Агни Пуране описывается, что к концу четырехвекового цикла ресурсы Земли истощаются, что приводит к сильной засухе, длившейся целое столетие. В этот период на земле погибают все существа. Воды, присутствующие в трех мирах, высыхают из-за того, что их потребляет Вишну . Семь солнечных лучей становятся семью солнцами и сжигают три мира, а также преисподнюю . Описано, что во время этого события Земля напоминала черепаху. Огонь растворения, проявление Рудры , вместе с дыханием Шеши сжигают преисподнюю. Обитатели трёх миров сначала отправляются в Махарлоку, а затем в Джаналоку. Вишну вызывает столетний дождь на миры, чтобы потушить огонь. Он возвращается к своему йогическому сну на целую вечность и, просыпаясь в своей форме Брахмы, снова создает вселенную. Утверждается, что Вселенная остается в непроявленном состоянии в течение двух парардх (311,04 триллиона лет) . [14]
Термин Махапралайя означает «Великое растворение» и является синонимом Брахмапралайи. [15] Согласно Шива Пуране десять нижних миров ( лок ). , во время этого явления разрушаются [16] в то время как четыре высших мира, называемые Сатьялока , Тапа-лока, Джана-лока и Махар-лока, сохраняются. Во время каждой Махапралайи все 14 миров разрушаются.
Пракритапралайя
[ редактировать ]Вишну -пурана описывает Пракритапралайю . После завершения 1000 четырехвозрастных циклов или кальпы обрушивает на Бхуми Пракрити, олицетворение природы, , землю, великий потоп. Когда Джала (вода) достигает обители Саптариши , весь мир оказывается окружен одним океаном. Дыхание Вишну разгоняет все облака и поглощает их, после чего он засыпает. Когда Агни разрушает мир и природу, начинается растворение стихий. Джала поглощает гуны земли, а впоследствии и вселенной, после чего ее раса пожирается Агни. Когда Акаша поглощается пламенем Агни, Вайю и звук проникают повсюду, становясь едиными с Агни, поглощая его гуну. Когда Ваю вступает в контакт с эфиром, он теряет свою стихийную силу, в результате чего вакуум занимает только эфир. Сознание в сочетании с тьмой захватывает вселенную, которую, в свою очередь, покоряет Буддхи . В этот момент семь компонентов Пракрити воссоединяются. Хираньягарбха Брахмы растворяется в водах, окружающих Пракрити. Пракрити сливается с Пурушей , усваивая Буддхи, становясь Брахманом. [17] [18]
Атьянтикапралайя
[ редактировать ]Эту форму пралайи называют абсолютным растворением. В Агни Пуране говорится, что такого растворения можно достичь с помощью приобретения знаний после осознания страданий, причиняемых своим умом. Оно объясняет циклы рождения и перерождения ( сансары ), а также временное пребывание в обителях между ними. В нем говорится, что человек рождается на земле на основании своих поступков в предыдущей жизни. В нем говорится, что человек, который вел в основном греховную жизнь, сначала испытает плоды своих добрых дел в Сварге , прежде чем принять новую форму, чтобы страдать за свои грехи в Нараке . Человек, который вел в основном благочестивую жизнь, сначала страдал от последствий своих грехов, а затем наслаждался плодами Сварги. [19]
Атьянтика означает освобождение чувства себя. Атьянтикапралайя достигается посредством познания Бога, которое происходит, когда человек теряет себя в служении Параматману , Высшему Я. Это предполагает признание того, что большая часть причин и следствий, происходящих в феноменальной вселенной, является майей , иллюзией, и что все, что имеет начало и конец, нереально. Человек побеждает авидью (невежество), осознав, что нет различия между его собственным Атманом (Я) и Параматманом. Когда человек, наконец, осознает эту истину, его чувство «я» растворяется и соединяется с Брахманом, и человек достигает мукти (освобождения). [20]
Философия
[ редактировать ]В философии санкхья , одной из шести школ классической индийской философии , пралайя означает «несуществование», состояние материи, достигаемое, когда три гуны (принципа материи) находятся в идеальном равновесии. Слово пралайя происходит от санскрита и означает «растворение» или, в более широком смысле, «реабсорбция, разрушение, уничтожение или смерть».
См. также
[ редактировать ]- Индуистские единицы времени
- Кальпа (день Брахмы )
- Манвантара (эпоха Ману )
- Пралайя (период растворения)
- Цикл Юг (четыре Юги ): Сатья (Крита) , Трета , Двапара и Кали.
- Хираньягарбха
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сойфер, Дебора А. (8 ноября 1991 г.). Мифы о Нарасимхе и Вамане: Два аватара в космологической перспективе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 70. ИСБН 978-1-4384-2063-9 .
- ^ Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . ОУП США. п. 236. ИСБН 978-0-19-533261-2 .
- ^ Боймер, Беттина (1996). Калататтвакоша . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 31. ISBN 978-81-208-1402-8 .
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 312. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Джонсон, WJ (2009). Словарь индуизма . Издательство Оксфордского университета. стр. 165, 241. ISBN. 978-0-19-861025-0 .
- ^ Барз, Ричард Кейт; Тейл-Хорстманн, Моника (1989). Живые тексты из Индии . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 146. ИСБН 978-3-447-02967-4 .
- ^ Басу, Баман Дас (2007). Священные книги индусов . Публикации Космо. п. 207. ИСБН 978-81-307-0553-8 .
- ^ Клостермайер, Клаус К. (5 июля 2007 г.). Обзор индуизма: третье издание . СУНИ Пресс. п. 496. ИСБН 978-0-7914-7082-4 .
- ^ Уоллс, Джерри Л. (3 декабря 2007 г.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета. п. 389. ИСБН 978-0-19-988359-2 .
- ^ Чаттопадхьяма, Рамапада; Чаттопадхьяй, Рамампада (1992). Вайшнавская интерпретация Брахмасутры: Веданта и теизм . БРИЛЛ. п. 52. ИСБН 978-90-04-09570-0 .
- ^ Баартманс, Франс (1990). Апах, Священные воды: анализ изначального символа в индуистских мифах . Издательская корпорация БР. п. 30. ISBN 978-81-7018-582-6 .
- ^ Шастри, Дж.Л.; Бхатт, Г. П. Сканда Пурана, часть 7: Древние индийские традиции и мифология [Том 55] . Мотилал Банарсидасс. п. 317. ИСБН 978-81-208-3922-9 .
- ^ Шастри, Дж.Л.; Тагаре, доктор Г.В. (1 января 2004 г.). Бхагавата Пурана, часть 5: Древние индийские традиции и мифология, том 11 . Мотилал Банарсидасс. п. 2143. ИСБН 978-81-208-3878-9 .
- ^ Агни Пурана . Мотилал Банарсидасс. 1984. с. 1028.ISBN 978-81-208-0306-0 .
- ^ Раджараджан, РКК (2020). «Вода, источник« Бытия »и Конечный Макро и Микро Вишну в гимнах Аваров» . Журнал средневековой истории . 23 (2): 296–331. дои : 10.1177/0971945820956583 . ISSN 0971-9458 . S2CID 227240912 .
- ^ Б.К. Чатурведи (2004). Шив Пурана . Карманные книги с бриллиантами. п. 124. ИСБН 8171827217 .
- ^ Валборг, Хелен (2007). Символы Вечного Учения: От Шамбалы до Рая . Книги Теософского фонда. п. 168. ИСБН 978-0-9793205-1-4 .
- ^ Шринивасан, доктор А.В. Пураны: увеличительное стекло ведической мудрости . ООО «Периплюс Лайн». п. 13. ISBN 978-1-63587-202-6 .
- ^ Агни Пурана . Мотилал Банарсидасс. 1984. с. 1031.ISBN 978-81-208-0306-0 .
- ^ Боймер, Беттина (1988). Калататтвакоша: Первичные элементы – Махабхута . Национальный центр искусств Индиры Ганди и издательство Motilal Banarsidass, Дели. п. 31. ISBN 978-81-208-1402-8 .