Хаммам

Хаммам западных жителей, является западным ванном, является западным ванном ( арабский : حمّام , романизированный : хаммам , турецкий : хамам ), называемая мавританской ванной (в отношении мусульманской Испании Аль-Андалуса ) и (неточно, поскольку это не турецкая) турецкая ванна , является западным ванном , есть западные жители тип паровой бани или место общественного купания, связанное с исламским миром . Это выдающаяся особенность в культуре мусульманского мира , и он был унаследован от модели римского термо . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Мусульманские бани или хаммамы исторически обнаруживались на Ближнем Востоке , в Северной Африке , Аль-Андалусе (Исламская Испания и Португалия ), Центральная Азия , Индийский субконтинент и в юго-восточной Европе под Османским правлением .
В исламских культурах значение хаммама было как религиозным, так и гражданским: оно обеспечивало потребности ритуальных омовений , но также обеспечивало общую гигиену в эпоху до частной сантехники и выполнял другие социальные функции, такие как предложение гендерного места встречи для мужчин и для женщины. [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] Археологические останки подтверждают существование ванн в исламском мире еще в период Омейяд (7–8 веков), и их значение сохранялось до современности. [ 4 ] [ 1 ] Их архитектура развивалась из макета римских и греческих бани и была представлена обычная последовательность комнат: раздевающая комната , холодная комната , теплая комната и горячая комната . Тепло производили печи , которые обеспечивали горячую воду и пар , в то время как дым и горячий воздух были направлены через каналы под полом . [2][4][3]
In a modern hammam visitors undress themselves, while retaining some sort of modesty garment or loincloth, and proceed into progressively hotter rooms, inducing perspiration. They are then usually washed by male or female staff (matching the gender of the visitor) with the use of soap and vigorous rubbing, before ending by washing themselves in warm water.[4] Unlike in Roman or Greek baths, bathers usually wash themselves with running water instead of immersing themselves in standing water since this is a requirement of Islam,[2] though immersion in a pool used to be customary in the hammams of some regions such as Iran.[5] While hammams everywhere generally operate in fairly similar ways, there are some regional differences both in usage and architecture.[4]
Etymology
[edit]The word "hammam" (حَمَّام) is a noun meaning "bath", "bathroom", "bathhouse", "swimming pool", etc. derived from the Arabic triconsonantal root H-M-M (ح م م) which yields meanings related to heat or heating.[6][7][8] This is also the root of the word al-ḥamma (الحَمَّة) meaning hot spring, origin of the name of the Alfama neighborhood in Lisbon.[9] From Arabic حمّام, it passed on to Persian (حمام) and Turkish (hamam).[1][10] The first recorded use of the term 'Turkish bath' in English was in 1644.[11]
History
[edit]Origins and early development
[edit]Public bathhouses were a prominent civic and urban institution in Roman and Hellenistic culture and were found throughout the Mediterranean world. They remained important in the cities of the early Byzantine Empire up to around the mid-6th century, after which the construction of new bathhouses declined and existing ones were gradually abandoned.[12][13][14]
Following the expansion of Arab Muslim rule over much of the Middle East and North Africa in the 7th and 8th centuries, the emerging Islamic societies were quick to adapt the bathhouse to their own needs. Its importance to Muslim society lay in the religious requirement to perform ablutions (wudu and ghusl) before praying and because of the general Islamic emphasis on physical and spiritual purity,[1][4] although the scholar Mohammed Hocine Benkheira has argued that hammams were not in fact necessary for religious purposes in early Islam and that this relationship was partly assumed by later historians.[15] He suggests that the hammam's initial appeal derived at least in part from its convenience for other services (such as shaving), from its endorsement by some Muslim doctors as a form of therapy, and from the continued popular appreciation of its pleasures in a region where they had already existed for centuries.[15] He also notes that there was initially strong opposition from many Islamic scholars (ulama), especially Maliki scholars, to the use of hammams.[15][16] These scholars viewed hammams as unnecessary for full-body ablutions (ghusl) and questioned whether public bathing spaces could be sufficiently clean to achieve proper purification. They also worried that spaces for collective bathing could become spaces for illicit sexual activity. Nevertheless, this opposition progressively faded and by the 9th century most scholars were no longer interested in debating the validity of hammams, although it continued to be seen with suspicion in some conservative circles.[15]
The earliest known Islamic hammams were built in Syria and Jordan during the Umayyad Caliphate (661–750) as part of palaces and desert castles at Qusayr 'Amra, Hammam al-Sarah, Qasr al-Hayr al-Sharqi, and Khirbat al-Majfar.[1][3][4] Shortly after this period, archaeology reveals the existence of Islamic bathhouses across much of the Muslim world, with hammams appearing as far west as Volubilis (itself a former Roman colony) in Morocco during the Idrisid period (late 8th to early 9th centuries).[17] Historical texts and archeological evidence also indicate the existence of hammams in Cordoba and other cities of al-Andalus in the 8th century.[16] In Iran, which did not previously have a strong culture of public bathing, historical texts mention the existence of bathhouses in the 10th century as well as the use of hot springs for therapeutic purposes; however, there has been relatively little archeological investigation to document the early presence and development of hammams in this region.[18]
Muslims retained many of the main elements of the classical bathhouses while leaving out functions which were less relevant to their practices. For example, the progression from cold room to hot room was maintained, but it was no longer common practice to take a plunge in cold water after leaving the hot room, nor was exercise incorporated into bathing culture as it was in classical gymnasiums.[17][1] Likewise, Muslim bathers usually washed themselves in running water rather than immersing themselves in standing water.[2] Although in early Islamic history women did not normally patronise hammams, by around the 10th century many places started to provide separate hours (or separate facilities) for men and women.[1] The hammam then took on an important role in women's social life as one of the few public spaces where they could gather and socialise apart from men.[15][19] Some hammams were privately owned or formed parts of palaces and mansions, but in many cases they were civic or charitable institutions which formed part of larger religious/civic complexes. Such complexes were governed by waqf agreements, and hammams often acted as a source of revenue for the upkeep of other institutions such as mosques.[4][20]
Later Islamic baths
[edit]
In the 11th century the Seljuk Empire conquered much of Anatolia from the Byzantine Empire, eventually leading to the complete conquest of the remnants of the old empire in the 15th century. During those centuries of war, peace, alliance, trade and competition, these intermixing cultures (Eastern Roman, Islamic Persian and Turkic) had tremendous influence on each other.
Later the Ottomans became prolific patrons of hammams. Since they were social centres as well as baths, they were built in almost every city across their European, Asian, and African territories. The Ottomans were thus responsible for introducing hammams to much of eastern and central Europe, where many still exist today in various states of restoration or disrepair. Such Turkish baths are found as far as Bosnia and Herzegovina, Greece, and Hungary.[21][22][23] Many early Ottoman hammams survive in Bursa and Edirne, as well as in Eastern Europe and Anatolia, but hammams became even more numerous and architecturally ambitious in Constantinople (Istanbul), thanks to its royal patronage, its large population and its access to plentiful water.[24] The city's Greek inhabitants had retained a strong Eastern Roman bath culture, with the Baths of Zeuxippus constituting one early example.[25] Ottoman architects expanded on the experience of Byzantine architects to create particularly well-balanced designs with greater symmetry and regularity in the arrangement of space than could be seen in hammams in other parts of the Muslim world.[4] Some of the city's oldest monumental hammams are the Tahtakale Hamam (probably built right after 1454), the Mahmut Pasha Hamam (built in 1466), and the Bayezid II Hamam (built some time between 1500 and 1507).[21] The monumental hammams designed by the 16th-century Ottoman architect Mimar Sinan (1489–1588), such as the Çemberlitaş Hamamı, the Süleymaniye Hamam (in the complex of the Süleymaniye Mosque), and the Haseki Hürrem Sultan Hamam, are major examples of hammams that were built later in the era of classical Ottoman architecture.[21] When Sultan Mustafa III issued a decree halting the construction of new public baths in the city in 1768, it seems to have resulted in an increase in the number of private hammams among the wealthy and the elites, especially in the Bosphorus suburbs where they built luxurious summer homes.[24]

In Iran, many examples of hammams survive from the Safavid period (16th–18th centuries) onward, with the historic city of Isfahan in particular containing many examples.[20] The spread of Muslim rule in the Indian subcontinent also introduced hammams to this region, with many examples surviving in Mughal architecture (16th–19th centuries).[26]
Contemporary era
[edit]Hammams continued to be a vital part of urban life in the Muslim world until the early 20th century when the spread of indoor plumbing in private homes rendered public baths unnecessary for personal hygiene.[1] This has resulted in a decline in their use – although to varying degrees depending on regional cultural practices. In many regions hammams have been abandoned, demolished or converted to serve as commercial buildings or cultural venues. Some have been converted into museums or art galleries, as with the examples of the Bayezid II Hamam in Istanbul, which now houses a hammam museum, and the Davud Pasha (or Daut Pasha) Hamam in Skopje, North Macedonia.[27]
In Turkey many historic hammams continue to operate either for locals or for tourists; in some cases this has led to neglected historic hammams such as the Kılıç Ali Pasa Hamamı and the Hürrem Sultan Hamamı being renovated and returned to their original function, while others were abandoned or repurposed.[28][29][27] In Morocco, many hammams continue to serve locals in historic cities such as Fes and Marrakesh, where they are especially useful to the urban poor residing in the old cities (medinas).[17][2][30] In many other regions, however, hammams have become obsolete and have either been abandoned or converted to other uses. In Iran, some baths continue to operate in the historic districts of cities like Isfahan where they continue to serve religious functions, but there is an overall decline in their numbers. Many surviving Iranian examples have been converted to other uses, most notably as restaurants and teahouses.[20] In Damascus, Syria, only thirteen hammams were still operating in 2004, mostly in the old city; many others had been either demolished or repurposed.[2] Cairo in Egypt contained an estimated 77 operational hammams at the beginning of the 19th century but only eight were still in business by the start of the 21st century, with many others abandoned or neglected.[31] In the former European territories of the Ottoman Empire such as Greece and the Balkans, many hammams became defunct or were neglected in modern times, although some have now been restored and turned into historic monuments or cultural centres.[23][32]
Public bathing in the Islamic context
[edit]
Prayer is one of the Five Pillars of Islam and it is customary to perform ablutions before praying. The two Islamic forms of ablution are ghusl, a full-body cleansing, and wudu, a cleansing of the face, hands, and feet.[33] In the absence of water, cleansing with pure soil or sand is also permissible.[34] Mosques always provide a place to wash, but hammams are often located nearby for deeper cleansing.[2] Many are actually part of mosque complexes.
Hammams, particularly in Morocco, evolved from their Roman origins to meet the needs of ritual purification according to Islam. For example, in most Roman-style hammams, there was a cold pool for submersion of the body, a style of bathing that finds less favour with Islam which regards bathing under running water without being fully submerged more appropriate.[2]
Al-Ghazali, a prominent Muslim theologian of the 11th century, wrote Revival of the Religious Sciences, a multi-volume work discussing the appropriate forms of conduct for many aspects of Muslim life and death. One of the volumes, entitled The Mysteries of Purity, details the proper technique for performing ablutions before prayer and the major ablution (ghusil) after anything which renders it necessary, such as the emission of semen.[35] For al-Ghazali, the hammam is a primarily male institution, and he cautions that women should only enter a hammam after childbirth or illness. However, even al-Ghazali thought it admissible for men to prohibit their wives or sisters from using the hammam. For al-Ghazali the main point of contention surrounding hammams was nakedness, and he warned that overt nakedness was to be avoided ("… he should shield it from the sight of others and second, guard against the touch of others.") [36] His writing focused especially on the need to avoid touching the penis during bathing and after urination, and wrote that nakedness was decent only when the area between a man's knees and lower stomach was hidden. For women he suggested that only exposure of the face and palms was appropriate. According to al-Ghazali, nakedness in the hammam could incite indecent thoughts and behaviours, hence its controversial nature.[37]
In Islam ritual ablution is also required before or after sexual intercourse.[38] Knowing that, May Telmissany, a professor at the University of Ottawa, argues that the image of a hyper-sexualised woman leaving the hammam is an Orientalist way of looking at things that sees leaving or attending the hammam as an indicator of sexual behaviour.[31][39]
Bathing practices and services
[edit]Most hammams expect their clients to undress down to a modesty garment or loincloth, before proceeding from a cold room to progressively hotter rooms. Men are usually washed by male bath attendants and women by female attendants before they are given a massage. Some details of the process vary from region to region, such as the presence or absence of pools where visitors can immerse themselves in water.[4] In more conservative areas women are less likely to bathe in just their underwear while in areas where hammams have become the preserve mainly of tourists there is more likelihood that women will bathe naked. Some hammam complexes contain separate sections for men and women; elsewhere men and women are admitted at different times in which case the hours for women are usually far more limited than those for men.
Traditionally hammams, especially those for women, doubled as places of entertainment with dancing and food being shared. It was common to visit hammams before weddings or religious holidays, to celebrate births, to swap beauty tips, etc. Women also used visits to the hammam to size up potential wives for their sons.[citation needed]
Some accessories from Roman times survive in modern hammams, such as the peştemal (a special cloth of silk and/or cotton to cover the body, like a pareo) and the kese (a rough mitten used for scrubbing). However, other accoutrements of the hammam experience such as jewel boxes, gilded soap boxes, mirrors, metal henna bowls, perfume bottles and nalın (wooden or mother-of-pearl clogs that prevented slipping on the wet floor) can now only be seen in museums.[citation needed]
Traditionally, the bathhouse masseurs (Turkish: tellak) were young men who soaped and scrubbed their clients. However, the tellaks were replaced by adult attendants during the 20th century.[40]
Massage
[edit]A massage in a hammam is likely to involve not just vigorous muscle kneading, but also joint cracking - "not so much a tender working of the flesh as a pummelling, a cracking of joints, a twisting of limbs".[41][42] Hammams aiming for a tourist clientele are likely to also offer an array of different types of massage similar to what might be offered in a spa.
Social function: gendered social space
[edit]Arab hammams are gendered spaces where being a woman or a man can make someone included or excluded. Therefore, they represent a departure from the public sphere in which one is physically exposed amongst other women or men. This declaration of sexuality merely by being nude makes hammams a site of gendered expression. One exception to this gender segregation is the presence of young boys who often accompany their mothers until they reach the age of five or six when they switch to attending the male hammam with their fathers.[43][38]
Women's hammams play a special role in society. Valerie Staats finds that the women's hammams of Morocco serve as a social space where traditional and modern women from urban and rural areas of the country come together, regardless of their religiosity, to bathe and socialise.[44] The bathing regulations laid down by al-Ghazali and other Islamic intellectuals are not usually upheld in the everyday interactions of Moroccans in the hammam. Staats argues that hammams are places where women can feel more at ease than in many other public interactions.[45] In addition, in his work Sexuality in Islam, Abdelwahab Bouhdiba cites the hammam as a place where homosexual encounters in general can take place.[46][47] He notes that some historians found evidence of hammams as spaces for sexual expression among women, which they believed was a result of the universality of nudity in these spaces.[46] Hammams have also been associated with male homosexuality over the centuries and up to the present day.[46][48]: 14 [49]
Architecture
[edit]Part of a series on |
Arabic culture |
---|
![]() |
General design
[edit]The hammam combines the functionality and structural elements of the Roman thermae with the Islamic tradition of steam bathing, ritual cleansing and respect for water.[50] Islamic bathhouses were often constructed as a part of mosque complexes which acted as both community centres and places of worship.[4]
Although there were variations across different regions and periods, the general plan and architectural principles of hammams were very similar. They consisted of a sequence of rooms which bathers visited in the same order: the changing room or undressing room (corresponding to the Roman apodyterium), the cold room (like the Roman frigidarium), the warm room (like the tepidarium), and the hot room (like the caldarium). The nomenclature for these different rooms varied from region to region. The changing room was known generally as al-mashlaḥ or al-maslakh in Arabic, or by local vernacular terms like goulsa in Fez (Morocco) and maḥras in Tunisia, whereas it was known as the camekân in Turkish and the sarbineh in Persian. The cold room was known as the bayt al-barid in al-Andalus, el-barrani in Fez, bayt awwal in Cairo, and soğukluk in Turkish. The warm room or intermediate room was known as bayt al-wastani in al-Andalus and many other regions, as el-wasti in Fez, as bīt əs-skhūn in Tunis, and as ılıklık in Turkish. The hot room was called the bayt al-sakhun in al-Andalus, ad-dakhli in Fez, harara in Cairo, garmkhaneh in Persian, and hararet or sıcaklık in Turkish.[4][1][51][2][17][28]
The main chambers of the hammam were usually covered with vaulted or domed ceilings, giving them a distinctive profile. The domes and vaults of the steam rooms (especially the hot room) were usually pierced with small holes or skylights which provided natural light during the day while allowing excess steam to escape.[1][4] The ceiling and walls were clad with steam-proof materials such as varnished plaster or (for the lower walls and floors) marble.[4] The vestibule, or changing room, was often one of the most highly decorated chambers, featuring a central fountain surrounded by benches.[18][4] In Ottoman baths, the main changing room often offered multi-level wooden galleries giving access to smaller changing rooms.[21]: 160 Toilets or latrines were often included in the complex.[2][18]

Most historic hammams made use of some version or derivation of the Roman hypocaust underfloor system for heating.[1][2] A furnace or set of furnaces were located in a service room behind the walls of the hot room and set at a lower level than the steam rooms. The furnaces were used to heat water (usually in a large cauldron above them) which was then delivered to the steam rooms. At the same time, hot air and smoke from the furnaces was channeled through pipes or conduits under the floor of the steam rooms, thus heating the rooms, before rising through the walls and out the chimneys. As hot water was constantly needed, they were kept burning throughout the hours of operation. Although wood was continuously needed for fuel, some hammams, such as those in Morocco, Turkey and Damascus, also made use of recycled organic materials from other industries such as wood shavings from carpenters' workshops and olive pits from the olive presses.[2]
Some hammams were "double" hammams, having separate facilities for women and men.[1] Several of Istanbul's larger hammams were like this, including the Bayezid II Hamam and the Haseki Hürrem Sultan Hamam.[21][28] Unusually for Morocco, the Hammam as-Saffarin in Fes is another example.[17]
Variations
[edit]Maghreb and al-Andalus
[edit]Regional variations in hammam architecture usually relate to the relative proportions of each room or the absence of one type of room. In the Maghreb, and especially in al-Andalus, the largest and most important steam room was typically the warm room (al-wastani). The Arab Baths of Jaén is one of the more extreme examples of this since the warm room is as large as both the cold and hot rooms combined, possibly because it was also used for body massages and other services.[16] The changing room was also fairly large and was typically the only space to feature any significant architectural decoration.[3]
-
Reconstructed interior of the Caliphal Baths in Cordoba, Spain (10th century)
-
Vaulted ceiling of warm room in the hammam of the Almohad-era Alcázar of Jerez de la Frontera in Spain (12th century)
-
Room at the Baños del Almirante, a historic Andalusi bathhouse in Valencia, Spain (c. 1320)[citation needed]
Ottoman baths
[edit]In Ottoman baths the cold room is often either omitted completely or combined with the changing room (known as the camekân or soyunmalık).[21]: 160 [52][28] This room is often the largest domed chamber in the complex, with the dome supported on squinches, "Turkish triangles", or decorative muqarnas. It usually features a central fountain (şadırvan) and is ringed with wooden galleries and is used as a place to relax, drink tea, coffee, or sherbet, and socialise before and after bathing.[21]: 160–161 In contrast with hammams in al-Andalus or the Maghreb, the warm room (ılıklık) was de-emphasised architecturally and was sometimes little more than a transition space between the cold and hot rooms.[28]: 27
The hot room (hararet or sıcaklık) was usually the focus of the richest architectural embellishments.[21]: 161 Its layout typically consisted of a central domed space flanked by up to four iwans to form a cruciform layout.[21]: 161 [52] The corners between these iwans are often occupied by smaller domed chambers, or halvets, which were used for private bathing.[52][21]: 161 The center was usually occupied by a large heated marble table (göbektaşı or navel stone) for customers to lie on.
-
Interior of the Mahmut Pasha Hamam (now used for shops) in Istanbul, Turkey (1476)
-
Küçük Mustafa Paşa Hamam in Istanbul (c. 1477)[53]
-
Muqarnas decoration around the domes of the Ottoman-era Davud Pasha Hamam in Skopje, North Macedonia (late 15th century)
-
Renovated interior of the Haseki Hurrem Sultan Bathhouse in Istanbul (16th century)
-
Baths of the Sultan and the Queen Mother at the Topkapı Palace in Istanbul (late 16th century)
Iran
[edit]In Iran a shared pool or basin of hot water is commonly present in the middle of the hot room where bathers could immerse themselves, a feature which was rare or absent in the hamams of other regions (except Egypt).[18][5][1] Iranian hammam architecture was also characterised by the polyhedral shape of its rooms (sometimes rectangular but often octagonal or hexagonal), which were covered by a dome with a central skylight. The Iranian hot room (garmkhaneh) was in some cases divided into several rooms: a large main one with a central pool (chal howz) and smaller ones for individual ablutions or which could be used as private rooms for special guests.[20]
-
Rooftop view of the domes of the Sultan Amir Ahmed Hamam in Kashan, Iran (16th century)
-
Frescoed/painted decoration in a hammam from the reign of Shah Abbas I in Mashhad, Iran (16th or 17th century)
-
Hammam of the Ganjali Khan Complex in Kerman, Iran (late 16th to early 17th century)
Regional examples of hammams
[edit]Jordan
[edit]
Jordan contains several hammams from the Umayyad era (7th to 8th centuries), making them the oldest known examples of Islamic bathhouses. Many of these are attached to the so-called "desert castles", including Qusayr 'Amra, Hammam al-Sarah, and Qasr al-Hayr al-Sharqi.[1][3][4] Qusayr 'Amra is particularly notable for the frescoes in late Roman style that decorate the chambers, presenting a highly important example of Islamic art in its early historical stages.[54]
Morocco
[edit]
The ruins of the oldest known Islamic hammam in Morocco, dating back to the late 8th century, can be found in Volubilis.[17] Many historic hammams have been preserved in cities such as Marrakesh[30] and especially Fes, partly because they continue to be used by locals.[2][17] Among the best known examples is the 14th-century Saffarin Hammam in Fes, which has been restored and rehabilitated.[2][55][56][17] Moroccan hammams were typically smaller than Roman or Byzantine baths. They are often close to mosques to facilitate the performance of ablutions. Because of their private nature, their entrances are often discreet and their façades are typically windowless. Vestiges of the Roman bathing style can be seen in the three-room layout, which was widespread during the Roman/Byzantine period.
It's sometimes difficult to identify hammams from the outside but the roof has a series of characteristic domes that indicate the different chambers.[57] They often occupy irregularly shaped plots to fit into the dense urban fabric. They are significant sites of culture and socialisation as they are integrated into city life in proximity to mosques, madrasas (schools) and souqs (markets). Magda Sibley, an expert on Islamic public baths, wrote that many specialists in Islamic architecture and urbanism found the hammams to be second in importance only to the mosques as the most significant buildings in Islamic medinas (historic cities).[57]
Al-Andalus (Spain and Portugal)
[edit]
Although the traditions of the hammams eventually disappeared in the centuries after the end of Muslim rule on the Iberian Peninsula in 1492, many historic hammam structures have nonetheless been preserved to varying degrees across many cities, especially in Spain. Many of them are now archeological sites or open to tourists as historical attractions. These hammams are partly distinguished from others by their larger and more monumental warm rooms (bayt al-wastani) and changing rooms (bayt al-maslaj), a feature also shared with some Moroccan hammams.[16][58]
An early example (partially destroyed now) were the 10th-century Caliphal Baths which were attached to the Umayyad royal palace of Cordoba (later turned into the Christian Alcazar) and later expanded by the Almohads (12th to early 13th centuries).[59] Other notable examples of preserved Andalusian baths include the Bañuelo of Granada, the Arab Baths of Ronda, the Arab Baths of Jaén, and the baths in the Alcazar of Jerez de la Frontera. The Alhambra of Granada also contains two preserved bathhouses: a small one near its main mosque, and a much more lavish one attached to the Comares Palace.[60][58][16] In 2020 a well-preserved 12th-century Almohad-period bathhouse, complete with painted geometric decoration, was discovered during renovations of a local tapas bar in Seville, near the Giralda tower.[61]
Syria
[edit]A legend claims that Damascus once had 365 hammams, one for each day of the year. For centuries, these hammams formed an integral part of community life and some 50 of those in Damascus survived until the 1950s. However, by 2012, as a result of modernisation and the installation of home bathrooms, fewer than twenty Damascene hammams were still working.[62]
According to many historians, Aleppo was home to 177 medieval hammams before the Mongol invasion when many of the city's vital structures were destroyed. Until 1970, around forty hammams were still operating. In 2010, before the start of the Syrian War, roughly eighteen hammams still operated in the ancient part of the city.[63] Notable examples included:
- Hammam al-Sultan, built in 1211 by Az-Zahir Ghazi
- Hammam al-Nahhasin, built during the 12th century near Khan al-Nahhaseen
- Hammam al-Bayadah, built in 1450 during the Mamluk era
- Hammam Yalbugha built in 1491 by the Emir of Aleppo Saif ad-Din Yalbugha al-Naseri[64]
- Hammam al-Jawhary, Gammam Azdemir, Hammam Bahram Pasha, Hammam Bab al-Ahmar and others
-
Hammam Yalbugha in Aleppo, Syria (1491)
-
Hammam al-Nahhasin in Aleppo, Syria, originally built in the 12th century
Azerbaijan
[edit]
Hammams have traditionally been important in the lives of Azerbaijanis, and more than seven have been named in Azerbaijan's List of historical reserves. For centuries, local benefactors would build hammams to serve the needs of the people in their vicinity, often naming them after themselves, a practice still evident as late as the nineteenth century.[65] At the other extreme lies the 15th century hammam within the Palace of the Shirvanshahs built solely for the use of the shah and his family. Discovered during archaeological excavations in 1939, the hammam had twenty-six rooms. The ruins lie within Icherisheher, the Old City of Baku, historical core of the capital, and a UNESCO World Heritage Centre.[66]

Within the Old City, the building of baths continued over the years. The Yeraltı Hammam is said to have been built in the 17th century and, like others, is located underground, helping to maintain steady temperatures inside.[a] The 18th century Agha Mikayil Bath near the fortress gates, is the oldest hammam still open in Baku and is one of the few with women's days. Its four central pillars allow large square bathrooms with pointed arches, covered with a variety of cupolas and domes. Another 19th century bath, the Agha Zeynal Hammam, is atypical in that it is housed in a residential building, although the interior maintains the more traditional layout.[67] In the centre of Baku, the Tazabay Hammam was built in 1886 in Islamic style, though with separate rooms. It was fully 'restored' in 2003 and currently has many additional modern facilities, such as manicure and three saunas, which help to make it popular with tourists while still attracting local residents.[67]
Два других важных хаммаме 19 -го века можно найти в северо -западном Азербайджане в Шеки , где центр города был вписан в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2019 году. Первая - это Батха Дара , которая была непригодна с 1980 -х Включено в список архитектурных памятников. Ванна составляет 6 метров под землей, имеет бассейны с горячей и холодной водой и освещается сверху небольшими отверстиями в куполах, которые ее покрывают. Вторым является Йральт Хаммам, также известный как подземная ванна или ванна Абдулсалама. Фактически, он расположен в мечети Джума, и только его часть находится на 4 метра ниже земли. Здание больше не используется в качестве хаммама.
Египет
[ редактировать ]
Как и в соседних регионах, бани существовали в Египте на протяжении веков до прибытия арабских мусульман в Египет в 7 -м веке. Греческие бани присутствовали в Александрии , столице эллинистической культуры , а также в других городах, таких как Каранис в Файюме . [ 68 ] В течение последующего исламского периода ванны продолжали строиться мусульманскими правителями и покровителями, иногда в рамках более крупных религиозных и гражданских комплексов. Хотя не многие выжили в целом до наших дней, фтимиды (10–12 века) были построены многочисленными общественными ваннами (10–12 -м веками), айюбиды (12–13 веков), мамлуки (13–16 веков) и османы (16 -й -16 -й 19 -е веки). [ 69 ] [ 70 ] Одним из хорошо сохранившихся средневековых примеров является восстановленный хаммам султана Инала , датируемый 1456 и расположенным в Бэйне аль-Касрайне в Каире. [ 71 ] Частные хаммамы были также построены в рамках дворцов, с выжившими примерами во дворце Амир Таз (14-го века) и дворца Харима (19-го века) и местных аристократических особняков, таких как Байт аль-Разаз (15–18 веков) Бэйт аль-Сухайми (17–18 веков). [ 71 ] Во многих египетских хаммаме в горячей комнате присутствует бассейн с горячей водой и используется для погружения и купания, [ 1 ] Функция, поделившаяся с хаммами Ирана. [ 18 ]
Сегодня культурная практика посещения Хаммамс значительно отступила в Египте. Каир содержал около 77 оперативных хаммамов в начале 19 -го века, но только 33 работали в 1969 году, и только восемь все еще работали в начале 21 -го века, и многие другие оставлены или пренебрегали. [ 72 ] [ 31 ] Из немногих все еще функционирующих хаммамов многие также находятся в нестабильном состоянии, и ученые указали, что они, вероятно, исчезнут или прекратят функционировать в ближайшем будущем. [ 73 ] Несколько хаммам, в основном в окрестностях исторического Каира , были восстановлены или предназначены для восстановления в качестве исторических памятников, включая султанан Хаммам, монументальный, но разрушенный хаммам султана аль-Муайяда (позади мечевы аль-Муайяд ), Хаммам аль-Гамалия (в районе Гамалии), Хаммам аль-Синания (в Булаке ) и Хаммам аль-Сукария (в Дарб аль-Ахмаре ). [ 73 ]
Турция
[ редактировать ]
Общественные ванны были особенностью жизни в Турции в древнегреческие и римские времена, и турки сельджук продолжали строить здесь хаммамы. [ 4 ] Большинство исторических хаммам, однако, выживают из османского периода (14–20 веков). Многие примеры ранних османских хаммам остаются, особенно в ранних османских столицах Эдирн и Бурса , где были созданы многие из их ранних структурных и декоративных особенностей. [ 21 ] Многие были построены в связи с конкретными мечетями или религиозными комплексами ( Külliye S). Примечательные примеры из периода до 1453 года включают Orhan Bey Hamam в Бурсе (построенный около 1339 [ 74 ] ), Demirtas Hamam в Бурсе (14 век [ 75 ] ), Хаци Хамза Хамам в Изнике (конец 14 или начале 15 -го века [ 76 ] ), Selebi Sultan Mehmet Hamam в Merzifon (1413 [ 77 ] [ 78 ] ), Суд Хамам в Бурсе (1421 [ 79 ] ), Гази Михал Хамам в Эдирне (1422, теперь частично разрушенный [ 80 ] ), Эмир Султан Хамам в Бурсе (1426 [ 81 ] ), Beylerbeyi Hamam в Эдирне (1429, теперь частично разрушенный [ 82 ] и Каракаби Хамам в Анкаре (1444 [ 83 ] ).

После завоевания Константинополя в 1453 году Стамбул стал центром османского архитектурного покровительства. Самые старые города города включают Tahtakale Hamam (построенный вскоре после 1453 года), Махмут -Паша Хамам (построенный в 1466 году и часть комплекса мечети Махмут -Паша ), Гедик Ахмет Паша Хамам (построенный в 1475 году), Байезид II (построенный Некоторое время между 1500 и 1507 годами) и Кюяк Мустафа -Паша Хамам (построенный до 1512 года возле мечети Гюля ). [ 21 ] [ 28 ]
Несколько крупных хаммам в городе были спроектированы знаменитым османским архитектором Мимаром Синаном в 16 веке. К ним относятся Чинили Хамам (построенный в 1545 году в районе Зейрек ), Süleymaniye Hammam (часть комплекса мечети Süleymaniye построенного в 1550–1557 гг , . , Килич Али Паша Хамам (часть комплекса Килич Али-Паша, завершенного в 1580 году), а также менее известный, но архитектурно интересный хаммам в Ортакуи . [ 84 ] [ 21 ] [ 28 ] Чемберлиташ Хамам (Десяти Дивани -Улица в Чемберлиташ Нейтборнство), завершенная в 1584 году или ранее, также приписывается Мимару Синану. [ 28 ] Самым большим хаммамом, разработанным Синаном, является Хэкеки Хюррем Султан Хамам , который был заказан султаном Süleyman I , Хюром Султан , и завершился в 1556 году на месте исторических ванн Зеуксиппа для религиозного сообщества близлежащей Хагии Софии . [ 21 ] [ 28 ] За пределами Стамбула Синан также проектирует Sokullu Mehmet Pasha Hamam в Эдирне около 1568–1569 гг. [ 85 ] Среди хаммам, построенных после 16 -го века, одним из самых известных является Кагалоглу Хамам , финишировал в 1741 году, и один из последних крупных хаммам, которые будут построены в Стамбуле. [ 28 ]
Турция также имеет ряд горячих источников , которые были разработаны как общественные бани на протяжении веков. Eski Kaplıca («Старые тепловые ванны ») Бурса, построенная султаном Мурадом I (управляется 1360–1389), [ 86 ] и близлежащая йени («новая») Каплака, построенная Рустем -Паша в 1552 году, [ 84 ] являются двумя наиболее заметными примерами и все еще используются сегодня. Несколько старых ванн с горячим пружином также были построены сельджуками в 13-м веке и Аккоюнлу в конце 14-го века, некоторые из которых до сих пор работают сегодня. [ 86 ]

Несмотря на то, что в прошлом гораздо меньше, чем в прошлом, многие турецкие хаммамы все еще работают сегодня. С ростом туризма некоторые из них были восстановлены или в последнее время с разными степенями исторической подлинности. [ 28 ] [ 29 ] [ 27 ] Другие здания хаммама прекратили функционировать как общественные бани, но были перепрофилированы как рынки или культурные места, например, в Тахтакале Хамаме в Стамбуле, в котором содержатся магазины и кафе, Hoca Paşa Hamam в Стамбуле, который используется для выступлений Whyrling Dervise, Küçukek, The Küçuk Мустафа Паша Хамами в Стамбуле, который используется для художественных выставок, и Orhan Bey Hamam в Бурсе, который является частью покрытого базара. [ 27 ] [ 28 ] [ 87 ] В некоторых случаях здания Hamam были превращены в складки или фабрики, хотя это обычно привело к пренебрежению и повреждению их исторической ткани. [ 27 ]
Греция
[ редактировать ]
В Греции когда -то было много исторических хаммам, датируемых османским периодом, с конца 14 -го века до 18 -го века. Два из самых старых оставшихся примеров - это Гази Эвренос Хамам в Джаннитсе , датируемый 1392 году, и Орушен Паша Хаммам в Дидимотехо , датируемый 1398 году. [ 23 ] Большинство из них были заброшены, снесены или выживают в состоянии распада, но в последнее время все большее число было восстановлено и преобразовано для выполнения новых культурных функций в качестве исторических мест или выставочных пространств. Исследование, проведенное в 2004 году, Елена Канетаки, насчитывало 60 оставшихся зданий Хаммама на греческой территории. [ 23 ]

В Фессалоники , ранее крупном османском городе, Бей Хамам был построен в 1444 году султаном Мурадом II . Это двойная ванна для мужчин и женщин, с заметным архитектурным украшением. Ванния оставалась в использовании, называемых ваннами рая до 1968 года. Они были восстановлены греческим археологическим служением и теперь используются в качестве культурного места. [ 88 ] [ 23 ] [ 89 ] [ 90 ] Поздний 16-го века Йени Хамам также был частично восстановлен и в настоящее время служит музыкой. [ 23 ] [ 91 ] [ 89 ] Паша Хамам, также известный как бани Феникса, был построен примерно в 1520 или 1529 годах во время правления Сулеймана великолепным и эксплуатируется до 1981 года. [ 23 ] [ 92 ] [ 93 ] В настоящее время находится археологические находки из строительных работ для метро Фессалоники. [ Цитация необходима ]
В другом месте в Греции, Abid Efendi Hamam, построенной между 1430 и 1669 годами возле римского форума в Афинах , восстановленной в 1990 -х годах и преобразован в центр документации в украшении тела. [ 23 ] В Родосе двойная ванна под названием Yeni Hamam датируется 16 веком и была восстановлена в 1992–1995 годах. Сейчас это одна из двух турецких ванн, которые все еще действуют как ванна в Греции. [ 23 ]
Кипр
[ редактировать ]
в Ванные ванны Omeriye Никосии / Лефкозии , Кипр , датируются 15 -м веком и формируют часть более крупного комплекса мечети ömeriye (посвященный халифу Омару ) . Комплекс был основан Лалой Мустафа-Паша в 1570-х годах, вскоре после османского завоевания Кипра , перепрофиля Августинской церкви Святой Марии 14-го века, которая была повреждена в Османской осаде. [ 94 ] [ 95 ] Амам был восстановлен в 2002–2004 годах в рамках генерального плана Lefkosia и до сих пор используется сегодня. [ 96 ] В 2005 году он получил премию Europa Nostra за консервации. [ 97 ]
На турецкой стороне кипрской границы в Лефкоша Бююк Хамам датируется тем же периодом и все еще работает для мужчин и женщин. [ 94 ]
Северная Македония
[ редактировать ]Некоторые значительные исторические османские хаммамы также сохранились в Северной Македонии . Два из основных примеров в Skopje в настоящее время являются частью Национальной галереи Македонии : Daut Pasha Hamam (построенный в конце 15-го века) и Hammam čifte (середина 15-го века). [ 21 ] [ 32 ] [ 98 ] [ 99 ]
Болгария
[ редактировать ]Город Пловдив , который был самым важным городом в этом районе во время Османского правления, имел восемь ванн в середине 17-го века, когда Евия Челеби . посетил [ 100 ] Из них только два выжили. [ 101 ] Лучше всего сохранился большой Chifte Banya или çifte Hamam (также известный как древняя ванна), которая теперь служит художественной галереей. [ 101 ] [ 102 ] Он был построен в 1460 -х годах, вероятно, Исфандияроглу Исмаил Бей , свергнутого правителя Isfendiyarid Beylik в Анатолии. Это один из крупнейших сохранившихся османских хаммам на Балканах, и его украшение включает в себя несколько мукарнов . [ 103 ]
Венгрия
[ редактировать ]
Будапешт , «Город Спас» , имеет четыре турецкие ванны, все из 16 -го века: Рудас Батлы , бани из Кирали , Раша -тепловая ванна и ванны Veli Bej (Császár) (вновь открыта в публику в декабре 2012 года). [ 104 ] В настоящее время только Рудас и Вели Беж открыты для публики, Рач был закрыт в 2003 году, в то время как Кирали был закрыт в 2020 году для ремонта. У Эгера также есть работающий хаммам, просто называемый Török fürdő (турецкая ванна), с начала 17 -го века. [ 105 ]
Индия и Пакистан
[ редактировать ]Общественные ванны имеют древние прецеденты в индийской цивилизации . Великая ванна, расположенная в современном Пакистане, является заметным примером, датирующим 3-го тысячелетия до н.э. на археологическом месте Мохенджо-Даро в долине Инда . [ 106 ] Исламские хаммамы были введены после распространения мусульманского правления на субконтиненте, начинающемся в основном с султаната Дели в 13 -м веке и продолжавшись в течение более позднего периода Моголов (16–19 веков). Исторически, однако, общественные бани на индийском субконтиненте были менее распространенными и менее важными, чем на других мусульманских территориях, таких как Ближний Восток и Северная Африка. Это было связано с тем, что, в отличие от большинства городов в этих регионах, вода была легко доступна по всей Индии, что делало хаммамы менее важными для купания и выполнения полных омовений . В то время как в частных дворцах и особняках было много сложных хаммамов, немногие индийские хаммамы были такими же важными, как и мусульманских городов дальше на запад. [ 5 ]
Дели , Хайдарабад и Бхопал в Индии по -прежнему имеют несколько работающих турецких ванн, которые датируются периодом Моголов в начале 16 -го века. [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] Два выдающиеся примеры- Hammam-e-Qadimi и Hammam-E-Lal Qila . [ 112 ]
В Пакистане Шахи Хаммам или Королевская баня Лахора , расположенная в историческом городе с стеной , является одним из наиболее сохранившихся примеров хаммама эпохи Моголов. Он был построен в 1634 году губернатором Моголов Лахора Хакимом Ильмуддина Ансари во время правления императора Шаха Джахана . [ 113 ] [ 114 ]
-
Хаммам дворца Шахи Кила в Бурханпуре , Индия (17 век)
-
Хаммам внутри Шахи Цила, Джаунпур
Крым (Украина)
[ редактировать ]В Бахчисарае, по приказу Крымского хан-сахиба, желтого гения Хамам был построен в 1532 году. [ 115 ] [ 116 ] [ 117 ]
Хаммамы в Западной Европе
[ редактировать ]Помимо Аль-Андалуса (в основном испанских и португальских частей Европы, которые управляли мусульманами до 1492 года) Современная Западная Европа не имеет наследия исторических хаммамов. Hummums . существовал Тем не менее, в первой половине 18 -го века [ 118 ] Установки для потоотделения и купания были расположены там в течение некоторой части этого периода, а в других случаях кофейни, отели и дома безжизненных (Bagnios) объединились или заменили их, пока крупный огонь не разрушил их в 1768 году. Но там. не было историческими структурами Хаммама в Лондоне, которые могли считаться частью традиции исламского хаммама.
Британские острова в 19 веке
[ редактировать ]

В 19 веке читатели книг на английском языке не были не знали о существовании хаммам, и не было недостатка в современных счетах, описывающих, что они являются, и как путешественники были очарованы ими. Такие авторы, как Ричард Роберт Мэдден (в 1829 году), [ 119 ] Эдвард Уильям Лейн (в 1836 году), [ 120 ] и, в более легкой вене, Уильям Макепес Теккерай (в 1846 году), [ 121 ] описали их в своих книгах, хотя большинство из них обычно были ориентированы в подходе. В 1828 году анонимный (и все еще неизвестный) автор самостоятельно опубликовал стриктуры по личной чистоте англичан, с описанием хаммамов турок и т. Д. [ 122 ] В ограниченном выпуске из 250 экземпляров. Он был распространен радикальным издателем Ричардом республиканца Карлайлом , который понял, что в Strictures автор не унижает турок в манере авторов востоковедов; Напротив, он позиционировал их как людей, подлежащего эмулированию, описывая обычаи, которые его читатели должны принять. Неизвестный автор написал, что он хотел «возводить ванны за счет правительства в разных частях Лондона, после манеры римского терма , публично наделяя больницы для использования народом», и что в 1818 году он безуспешно имел безуспешно пытался заинтересовать Георга III в его проекте.

книга о путешествиях Дэвида Уркхарта «Столпы Геркулеса» . В 1850 году была опубликована [ 123 ] Это рассказал о его путешествиях в Марокко и Испании в 1848 году. В двух главах в двух главах были подробно описаны хаммамы Марокко и Турции, и Уркварт стал защитником того, что тогда было известно в англоязычном мире как «турецкие бани», потому что те чаще всего описываются В туристических книгах были расположены в Турции и Османской империи.

Книга не оказала прямого влияния на строительство хаммама, пока она не была прочитана в 1856 году доктором Ричардом Бартером , ирландским врачом и гидропатистом . Бартер, к ужасу ортодоксальных гидропатистов, уже использовал пандописную шкафу в пансионе, в Сент -Энн, его гидропатическое учреждение возле Корка. Он сразу же понял, что ванна, описанная Уркхартом, была значительным улучшением его паровских шкафов. Он связался с Urquhart и предложил ему мужчин, денег и материалов, «помимо ряда пациентов, на которых можно было бы провести эксперименты», если он посетит Сент -Энн и строит его для их использования. [ 124 ]
Эта первая экспериментальная ванна в форме улей была безуспешной, главным образом потому, что было невозможно нагреть воздух до требуемой высокой температуры. [ 125 ] Это единственная задокументированная попытка 19 -го века построить хаммам в Западной Европе, после чего попытка была оставлена.
Вместо этого д -р Бартер послал своего архитектора, также по имени Ричард Бартер, но не связанный с ним, [ 126 ] [ 125 ] : с.36 в Рим, чтобы изучить, как там были построены древние терма . По возвращении он спроектировал и контролировал здание того, что стало известно как первая викторианская турецкая ванна -ванна с горячим воздухом, использующая горячий сухой воздух вместо влажного воздуха Хаммама. [ 127 ]
Еще в Англии в следующем году (1857) Уркхарт помог построить первую такую ванну в Манчестере. [ 128 ] Как туркофил, он решительно спорил за то, что назвал новую ванну турецкой ванной, хотя другие безуспешно утверждали, что ее следует называть англо-римской ванной, [ 129 ] или, как в Германии и в других местах, ирландцы, [ 130 ] или ирланд-римская ванна. [ 131 ]
Но все будущие ванны с горячим воздухом 19-го века на Британских островах были основаны либо на ирландско-римской модели, либо позже, а затем только изредка к концу века, на русской паровой бане. После первоначальной попытки Бартера Хаммам не записан как снова появляется в Западной Европе до после Первой мировой войны.
Франция, после Первой мировой войны
[ редактировать ]
Первая постоянная мечеть в современной Франции, La Grande Mosquee de Paris et Institut Musulman , не была открыта до 1926 года. Охватывающая площадь площадью 7500 квадратных метров, в нее также включает в себя медресе (школа), библиотека, конференц Приложение, в котором размещаются хаммама и разланка с прямым входом на улицу.
Здание отмечает многие тысячи мусульман, которые погибли, сражаясь за Францию во время Первой мировой войны. [ 132 ] Он был построен архитекторами Робертом Фурнезом, Морисом Мантом и Чарльзом Хьюбесом, после планов Мориса Тренханта де Луле, генерального инспектора изобразительных искусств в Марокко. Построенные в железобетоне, декоративные зеленые плитки, глиняные посуды, мозаика и кованые железные работы поступают из стран Магриба и были установлены ремесленными работниками оттуда. В 1983 году здание было вписано в базу Mérimée , базу данных французского монументального и архитектурного наследия, созданного и поддерживаемого французским министерством культуры. [ 133 ]
Хаммам изначально был открыт в отдельное время для мужчин и женщин. [ 134 ] Это можно увидеть, как это было в середине 1960-х годов, потому что он появляется в сцене в французском комедийном фильме Жерарда Ори La Grande Vadrouille . [ 135 ] Показаны купальщики, которые подают напитки при откидке на длинных непрерывных амортизированных платформах, которые делятся на кабины на штор. Также появляется прохладный бассейн в одной из горячих комнат.
Через некоторое время после крупного ремонта в 2010 -х годах изменилась политика приема Хаммама. Похоже, что власти мечети теперь сдают его в аренду частной компании, которая управляет ее, только для женщин, как оздоровительный центр с косметическими процедурами. [ B ]
Европа, после Второй мировой войны
[ редактировать ]
Во второй половине 20-го века появилось новое поколение утомленных войнами, путешествующими по воздуха, возвращающимися из Турции и других стран, где они обнаружили Хаммам. Но их открытие специально не рассматривалось как чрезвычайно важная часть исламской культуры, а как то, что стало в результате уменьшения местного использования, значительной досуговой достопримечательностью.
Это было незадолго до ванны, основанных на внутреннем появлении Хаммама, с его центральной областью и Гёбеком Таси (животом) начали появляться в европейских отелях, спа-салонах и даже в качестве автономных заведений Хаммама. Например, в Испании после почти пяти столетий отсутствовали, хаммамы появляются в таких городах, как Кордоба, Гранада, Севилья и Мадрид. [ 136 ] Опираясь на многовековые традиции, их знаки на испанском и английском языке, они продвигают новый взгляд на хаммам для молодого поколения купальщиков, тем самым привлекая как туристов, так и местных жителей, в настоящее время развивается тенденция к континенту.
Культурные представления хаммама
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]В мусульманском мире Хаммамы появились в некоторых художественных изображениях, таких как персидские миниатюры , включая работу Камаля Уд-Дин Бехзад (или Бихзад). [ 4 ]
-
Сцена баня от Камала Уд-Дине Безцад , 1495
-
Женская ванна, иллюстрация от Fâzıl-I Enderuni Husein Zanan-name , 18 век
В западном искусстве, особенно в контексте ориентализма 19-го века , хаммам часто изображается как место сексуальной ослабления, разнообразия и тайны. Эти восточные идеи рисуют арабские или турецкие « другие » как мистические и чувственные, не имеют морали по сравнению с их западными аналогами. [ 137 ] Знаменитая картина Жана Огюста Доминика Ингреса , Ле Бейн Турк (« Турецкая ванна »), изображает эти пространства как магические и сексуальные. Есть несколько женщин, касающихся себя или друг друга, в то время как некоторые танцуют под музыку, которую играет женщина в центре картины. Совсем недавно, Sylvia Sleigh , нарисовала картину Ингреса. Ее версия также противостоит фигурам восточных фэнтезийных борделей Ингреса, используя ее мужа и некоторых ее друзей в качестве реальных моделей в более реалистичной обстановке.
-
Хамам , Жан-Леон Жером, 1870
-
Baineurs , Жан-Леон Жером , около 1889 года
-
После ванны , Жан-Леон Жером
-
Sylvia Sleigh: Turkish Bath , 1972 (умный музей, Чикагский университет)
Фильмы
[ редактировать ]с турецким режиссером Ферзаном Озпетеком 1997 года, Фильм рассказавший историю о человеке, который унаследовал Хаммам в Стамбуле от своей тети, восстановил ее и нашел для себя новую жизнь. [ 138 ]
В 5-минутной анимации Zélie Elkihel, хаммам , французская морокканская женщина разделяет воспоминание о своем первом просвещающем визите в Хаммам, когда ей было 12 лет. [ 139 ]
Литература
[ редактировать ]Посещение хаммама было в значительной степени частью западного туристического опыта с 18 -го века, и многие путешественники оставили отчеты о том, что они видели в банях. Одним из таких была жена британского дипломата, леди Мэри Уортли Монтегю , которая посетила Хаммам в Софии в Болгарии в 1717 году и написала об этом в своих писаниях по посольству турецкой , впервые опубликованной в 1763 году. [ 140 ] В 1836 году другая британская женщина, путешественница и писатель, Джулия Пардо , оставили описание участия в ритуале Хаммама в Константинополе / Стамбуле в своей книге «Город Султан и домашние манеры турок» , опубликованные в 1838 году. [ 141 ] В 1814 году другая жена британского посла в Османской империи Генриетта Листон посетила Хаммам в Бурсе и написала об этом в своем запоздало опубликованном дневнике. [ 142 ] В своем романе Босфора , Дорина Клифтон , британской женщины, которая выросла в Константинополе/Стамбуле, оставила редкий рассказ о посещении местного Хаммама в Кандилли одной из деревень Босфор , перед первой мировой войной. [ 143 ] Еще несколько современных сообщений об использовании Hammams в Турции появились в «Расскажах» из экспатрингового гарема , опубликованного в 2005 году. [ 144 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В этих очень кратких описаниях некоторых азербайджанских хаммамов источники, как правило, не даются, поскольку их нельзя было легко проверить; Вместо этого ссылки были предоставлены на те страницы, которые включают их, и которые здесь использовались.
- ^ 'Spa Therapy: Навигация Парижа «Хаммамская сцена» Париж . Получено 12 мая 2024 года - иллюстрированный отчет о посещении хаммамы мечети, созданного писателем Бадаудом в 2021 году.
Смотрите также
[ редактировать ]- Геллерт Бат
- Гидротерапия
- Jjimjilbang , корейский эквивалент
- Мавританские ванны, Гибралтар
- Onsen и Sentō , японские эквиваленты
- Паровой душ
- Сауна
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Ванна". Гроув энциклопедия исламского искусства и архитектуры . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а Sibley, Magda. «Исторические хаммамы Дамаска и Фес: уроки устойчивости и будущих событий». 23 -я конференция по пассивной и низкой энергетической архитектуре .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Марсайс, Жорж (1954). Западная мусульманская архитектура . Париж: искусство и графические сделки.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий Sourdel-Thomine, J.; Луи, А. (2012). "Ḥmamām". В Bearman, P.; Белоснежка, т.;; Босворт, CE; Ван Донзел, Е.; Heinrichs, WP (ред.). Энциклопедия Ислама, второе издание . Брилль
- ^ Jump up to: а беременный в Блейк, Стивен П. (2011). «Хамамс в Могольской Индии и Safavid Iran: климат и культура в двух ранних современных исламских империях». В Эргине, Нина (ред.). Купальная культура анатолийских цивилизаций: архитектура, история и воображение . Питтерс. С. 257–266. ISBN 9789042924390 .
- ^ Вер, Ганс (1979). Милтон Коуэн, Дж. (Ред.). Словарь современного письменного арабского языка . Изучение иностранного языка. ISBN 9783447020022 .
- ^ Проект, живой арабский. «Живой арабский проект - классический арабский и диалекты» . Лугатуна . Получено 11 октября 2020 года .
- ^ «Определение хаммама» . www.merriam-webster.com . Получено 11 октября 2020 года .
- ^ Феррейра, Эмилия; Кабелло, Хорхе (1998). Лиссабон . Дом editrice bonechi. ISBN 978-88-8029-394-1 .
- ^ Тейлор, Исаак (1898). Имена и их истории: руководство по исторической географии и топографической номенклатуре . Rivingtons. п. 316
- ^ «Определение турецкой ванны» . www.merriam-webster.com . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ Zytka, Michal (2019). Культурная история купания в поздней античности и ранней византии . Routledge. ISBN 9780367671457 .
- ^ Бергер, Альбрехт (2011). «Бани в византийском возрасте». В Эргине, Нина (ред.). Купальная культура анатолийских цивилизаций: архитектура, история и воображение . Питтерс. С. 49–64. ISBN 9789042924390 .
- ^ Марехал, Сади (2020). Общественные ванны и привычки купания в поздней древности: исследование доказательств из Италии, Северной Африки и Палестины AD 285-700 . Брилль ISBN 9789004418721 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Hocine Benkheira, Mohammed (2003). « Дом сатаны» Хамм в дебатах в средневековом исламе ». Обзор истории религий . 220 (4): 391–443. Doi : 10.3406/rhr .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Фурнье, Кэролайн (2016). Les Bains d'al-Andalus: 8-15 век . История Ренн: Presses Universitaires de Rennes. ISBN 9782753555457 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Рапатни, Камаль; Радон, Хасан (2008). Фес Archnet- ijar 2 (3): 56–68.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Бани (хаммам, гармаба)» . Энциклопедия Ираника . Получено 2 октября 2020 года .
- ^ Aksit, Elif Ekin (2011). «Женские помещения в историческом хаммаме». Пол, место и культура . 18 (2): 277–293. doi : 10.1080/0966369x.2011.552321 . S2CID 146256016 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Sarument, J.; Каземи, З. (2014). "Дело о Шуане, Иран" журнал Международный 20 (2): 138–1 doi : 10.1080/ 13527258.2012.736833 HDL : 1822/20890 . S2CID 144523991 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а Кубан, Доган (2010). Османская архитектура . Антик -коллекционеры.
- ^ Sudar, Balázs (2004). «Ванния в османской Венгрии». Академия наук Acta Венгерская . 57 (4): 391-437. doi : 10.1556 / aorient.57.2004.4.1 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Канетаки, Элени (2004). «Все еще существующие османские хаммамы на греческой территории» (PDF) . Ближневосточный технический университет журнал факультета архитектуры . 21 : 81–110. Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2013 года . Получено 2 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Артан, Тюлай (2011). «Формы и форумы выражения». В Вудхеде, Кристина (ред.). Османский мир . С. 386–387.
- ^ Хамамс в исламской традиции (Cyberbohemia.com) Архивировал 14 августа 2004 года на машине Wayback
- ^ Кох, Эбба (2002). Архитектура Моголов: план его истории и развития (1526-1858) . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Бююкдиган, Ильтер (2003). «Критический взгляд на новые функции османских ванн». Здание и окружающая среда . 38 (4): 617–633. Bibcode : 2003buenv..38..617b . doi : 10.1016/s0360-1323 (02) 00184-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классическое руководство по городу (пересмотренный изд.). Таурис Парке в мягкой обложке.
- ^ Jump up to: а беременный Грубое руководство по Стамбулу . Грубые руководства. 2015.
- ^ Jump up to: а беременный Sibley, Magda; Sibley, Martin (2015). «Гибридные переходы: объединение биомассы и солнечной энергии для нагрева воды в общественных банях» . Энергетические процедуры . 83 : 525–532. Bibcode : 2015enpro..83..525s . doi : 10.1016/j.egypro.2015.12.172 .
- ^ Jump up to: а беременный в Telmissany, май; Гандосси, Ева (2009). Последние хаммамы Каира: исчезающая культура баня . Американский университет в Каире Пресс. ISBN 9789774162435 .
- ^ Jump up to: а беременный Эрдоган, Невнихал; Алик, Белма; ТЕМЕЛ АКАРСУ, ХИКМЕТ (2018). «Османские турецкие амамы в городской истории и культуре в Балканских странах». 14 -я Международная конференция по «Стандартизации, прототипам и качеству: средство сотрудничества Балканских стран» : 93–102.
- ^ Рахим, Хабибе (2001). «Понимание ислама». Борозд . 52 (12): 670–674.
- ^ Рейнхарт, Кевин (1990). «Примеси/без опасности». История религий . 30 (1): 1–24. doi : 10.1086/463212 . S2CID 162260908 .
- ^ Газали, Абу Хаммид (1975). Тайны чистоты: быть переводом с нотами Китаб Асрар аль-Шахара из Аль-Гадзали Игя-Аль-Дин . Лахор: Мухаммед Ашраф.
- ^ Газали, Абу Хаммид (1975). Тайны чистоты: быть переводом с нотами Китаб Асрар аль-Шахара из Аль-Гадзали Игя-Аль-Дин . Лахор: Мухаммед Ашраф. п. 51
- ^ Bouhdiba, Abdelwahab (2008) [1975]. Сексуальность в исламе . Лондон: Routledge. С. 166–167. ISBN 9781135030377 .
- ^ Jump up to: а беременный Джозеф, Суад ; Афсане Наджмабади (2003). Энциклопедия женщин и исламских культур . Лейден: Брилл.
- ^ Нкрума, Гамал (23 июля 2009 г.). «Сказки из Хаммама». Al-Ahram Weekly .
- ^ ( Yılmazkaya & Deniz 2005 ) обсуждает случайную лицензионную деятельность
- ^ Ричард Боггс, Хаммам в фиктивном матрице: путешествие по турецким ваннам Дамаска, Алеппо и за его пределами , 2012, 2012, ISBN 1859643256 , с. 161
- ^ Александр Рассел , естественная история Алеппо , 1756, 2 -е издание, 1794, с. 134-5
- ^ Килито, Абдольфетта; Патриция Гиси (1992). «Архитектура и священная: сезон в Хамаме». Исследования в африканской литературе . 23 (2): 203–208.
- ^ Staats, Valerie (1994). «Ритуал, стратегия или конвенция: социальные значения в традиционных женских ваннах в Марокко». Границы: журнал исследований женщин . 14 (3): 1–18. doi : 10.2307/3346678 . JSTOR 3346678 .
- ^ Staats, Valerie (1994). «Ритуал, стратегия или конвенция: социальные значения в традиционных женских ваннах в Марокко». Границы: журнал исследований женщин . 14 (3): 1–18. doi : 10.2307/3346678 . JSTOR 3346678 .
- ^ Jump up to: а беременный в Bouhdiba, Abdelwahab (2008) [1975]. Сексуальность в исламе . Routledge. п. 167. ISBN 9781135030377 .
- ^ Хейс, Джаррод (2000). Странные нации: маргинальная сексуальность в Магрибе . Университет Чикагской Прессы. п. 206. ISBN 978-0-226-32105-9 .
- ^ Pasin, Burkay (2016). «Критическое чтение османского турецкого хаммама как репрезентативного пространства сексуальности» . Metu Journal Архитектурного факультета . 33 (2).
- ^ Гермен, Баран (1 марта 2015 г.). «Парков и хамамс: странные гетеротопии в эпоху неолиберальной современности и гражданина геев» . Перспективы пересечения: идентичность, культура и общество . 5 (1): 111–137. doi : 10.18573/ipics.76 . ISSN 2752-3497 . S2CID 242117795 .
- ^ Гид турецких ванн архивировал 26 июля 2017 года на машине Wayback .
- ^ «Андалуси ванна (2 из 2) - Baños del Alcázar Califal | Виртуальный визит » . Banosdelcazarcalifal.cordoba.es . Получено 10 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Они, Генюль; Облако, тюльпан; Легче, Шакир; Даш, Эртан; Демир, Айдоган; Демиралп, Екта; Ну, жемчужина; Unal, Rahmi H. (2010). «Искусство и социальная жизнь в Эмиратах и ранних османских периодах». Раннее османское искусство: наследие Эмиратов . Исламское искусство в Средиземноморье (2 -е изд.). Музей без границ. ISBN 9783902782212 .
- ^ «О памятнике | Кукук Мустафа Паса Хаммам» . kucukmustafapasahamami.com . Получено 16 октября 2022 года .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Qusayr 'Amra". Гроув энциклопедия исламского искусства и архитектуры . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Sibley, Magda; Джексон, Иэн (2012). «Архитектура исламских общественных ванн в Северной Африке и Ближнем Востоке: анализ их внутренних пространственных конфигураций». Архитектурные исследования ежеквартально . 16 (2): 155–170. doi : 10.1017/s1359135512000462 . S2CID 111065262 .
- ^ «Резюме дискуссий-эко-хаммам» . Получено 13 сентября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Sibley, Magda; Фодил Фадли (2009). «Хаммамы в Северной Африке: архитектурное исследование концепций устойчивости в историческом традиционном здании». 26 -я конференция по пассивной и низкой энергетической архитектуре .
- ^ Jump up to: а беременный Марсайс, Жорж (1954). Западная мусульманская архитектура . Париж: искусство и графические сделки. стр. 215–216, 315–316.
- ^ Халифальные " ванны Art en Códdoba июля 10 4 4 October 2020
- ^ Барруканд, Марианна; Беднорз, Ахим (1992). Мавританская архитектура в Андалусии . Мешки. ISBN 3822896322 .
- ^ «Исламская баня 12-го века, обнаруженная в севильской тапас-баре» . Хранитель . 18 февраля 2021 года . Получено 18 февраля 2021 года .
- ^ Hammaming in the Sham: путешествие по турецким ваннам Дамаска, Алеппо и за пределами архивирования 5 июня 2012 года в The Wayback Machine , Richard Boggs, Garnet Publishing Ltd.
- ^ Алепо Хаммамы
- ^ Картер, Терри; Данстон, Лара; Хамфрис, Эндрю (2004). Сирия и Ливан . Одинокая планета. п. 186 ISBN 978-1-86450-333-3 Полем
Хаммам Ялбауа.
- ^ Garayeva, Nurengiz. «Культура ванны: обычая баня в Азербайджанском национальном фильме» Международный журнал исторических исследований (весна 2024 г.) с.314-331
- ^ " Город Баку с Дворцом Ширваншаха и Девичьей башней - Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО ". ЮНЕСКО. Получено 1 мая 2024 года
- ^ Jump up to: а беременный « Расслабьтесь на традиционных хаммаме Баку ». Встреча с Азербайджаном. Получено 1 мая 2024 года.
- ^ «Древние ванны в Египте» . Каранисбат . Получено 29 сентября 2020 года .
- ^ Маккензи, Нил Д. (1992). Айюбид Каир: топографическое исследование . Каир: Американский университет в Каире Пресс. С. 93–101. ISBN 9781617977428 .
- ^ Behrens-abouseif, Дорис. 2007. Каир из мамлуков: история архитектуры и ее культура . Каир: Американский университет в Каире Пресс.
- ^ Jump up to: а беременный Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: практическое руководство (7 -е изд.). Каир: Американский университет в Каире Пресс.
- ^ Рэймонд, Андре (1969). «Общественность в ваннах в Каире в конце 18 -го века » летописи Исламологические 8 : 129–165. два 10.1080/13556207.2008.10785032: 113006369S2CID
- ^ Jump up to: а беременный Фадли, Фодил; Sibley, Magda (2008). «Исторические хаммамы Каира: защита исчезающего наследия». Журнал архитектурного сохранения . 14 (3): 59–80. doi : 10.1080/13556207.2008.10785032 . S2CID 113006369 .
- ^ нажимать. «Старый зеркальный базар (баня Orhan)» . Bursa.com.tr | Красивый город всех времен (на турецком языке). Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Получено 14 октября 2020 года .
- ^ «Тмуртас (Демиртас) Паша Бат» . Культурный портал . Получено 14 октября 2020 года .
- ^ Мордтманн, JH; Fehervári, G. (2012). "Iznḳḳ" В Bearman, P.; Biank, Th.; Босворт, CE; Ван Донзел, Е.; Heinrichs, WP (ред.). Энциклопедия ислама . Брилль
- ^ «Старый Хамам, Мерзифон» . Kulturenvanteri.com . 7 апреля 2020 года . Получено 14 октября 2020 года .
- ^ Merzifonpusula.com. "Celebi Sultan Mehmed Bath" . Газета Pusula - ежедневная политическая газета Merzifon - Amasya - Suluova - Taşova - Hamamözü - Göynücek News (на турецком) . Получено 14 октября 2020 года .
- ^ «Суд (Ибрагим -паша) ванна» . Культурный портал . Получено 15 октября 2020 года .
- ^ "Гази Михал Бей Бат" . Культурный портал . Получено 14 октября 2020 года .
- ^ "Эмир Султан Бат" . Культурный портал . Получено 14 октября 2020 года .
- ^ "Бейлербейя Бат" . Культурный портал . Получено 14 октября 2020 года .
- ^ "Хамамлар -" . ankara.ktb.gov.tr . Получено 14 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . Остроумие пресс. ISBN 9781845645069 .
- ^ «Sokollu Mehmet Pasha Bath в Эдирне | Турции археологические новости» . Turkisharchaeonews.net . 27 сентября 2017 года . Получено 15 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Orhonlu, Cengiz (2012). "Ḳapli̊d̲j̲a". В Bearman, P.; Bianquis, Th.; Босворт, CE; Ван Донзел, Е.; Heinrichs, WP (ред.). Энциклопедия Ислама, второе издание . Брилль
- ^ «Старый зеркальный базар | Бурса, Турция достопримечательности» . Одинокая планета . Получено 15 октября 2020 года .
- ^ Mazower, Mark (2007). Салоника, Город призраков: христиане, мусульмане и евреи 1430–1950 . Knopf Doubleday Publishing Group. С. 39–40. ISBN 9780307427571 .
- ^ Jump up to: а беременный Грубая гид по Греции . Грубые руководства. 2015. ISBN 9780241216798 .
- ^ «Бей Хаммам | Фессалоника, Греция достопримечательности» . Одинокая планета . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ "Йени Хаммам | Фессалоники, Греция достопримечательности" . Одинокая планета . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ Захаропулу, Джорджия (2015). «Структурные метрические модели общественных османских ванн в Фессалоника, Греция» . 12 -я Международная конференция по «Стандартизации, прототипам и качеству: средство сотрудничества Балканских стран» : 305–313.
- ^ Çnsçn, seda kaplan; Çirpi, Meltem ezel; Эрдоган, Невнихал (2016). «Османские монументальные здания в Фессалоникском архитектурном наследии» . Джоэп: Журнал развивающейся экономики и политики . 1 (1): 73–84.
- ^ Jump up to: а беременный Yıldız, Nethice (2009). Институт VAKF в Османском Кипре " В Майкл, Михалис Н.; Гавриэль, Эвистиос; Kappler, Matts (Eds.). Страницы Кипр Отто Харассолиц Верлаг. стр. 154–180. ISBN 9783447058995 .
- ^ Strohmeier, Martin (2015). «Omeriye: мечеть в Никосии» . Журнал мусульман в Европе . 4 : 58–69. doi : 10.1163/22117954-12341295 .
- ^ Грубое руководство по Кипру . Грубые руководства. 2016. ISBN 9780241291580 .
- ^ «Лучшее в наследии» . презентации.thebestinheritage.com . Получено 13 августа 2022 года .
- ^ Полем . Retrieved 16 2020октября
- ^ "Cifte Hammam - NationalGallery.mk" . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ «Пловдив - TDV Исламская энциклопедия» . TDV Исламская энциклопедия (на турецком) . Получено 7 марта 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Валыки в древнем пловдиве» . LOSTINPLOVDIV.com . Получено 7 марта 2022 года .
- ^ «Руководство по местному месту по Пловдиву, Болгария: 10 лучших советов» . Хранитель . 29 июля 2019 года . Получено 7 марта 2022 года .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Пловдив». Гроув энциклопедия исламского искусства и архитектуры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ «Руководство по тепловым баням Будапешта» . Одинокая планета . Получено 13 августа 2022 года .
- ^ Одинокая планета; Фаллон, Стив; Камински, Анна (2017). Одинокая планета Будапешт и Венгрия . Одинокая планета. ISBN 978-1-78701-065-9 .
- ^ «Отличная ванна | определение, описание и факты» . Энциклопедия Британская . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ «Турецкий банный центр несуществующего в больнице общего профиля Низамии» . siasat.com. 11 января 2012 года . Получено 12 января 2012 года .
- ^ "Где эти турецкие ванны?" Полем The Times of India . 11 июня 2004 года. Архивировано с оригинала 2 марта 2013 года . Получено 12 января 2012 года .
- ^ «Центр увлечен хаммамом» . The Times of India . 27 ноября 2011 года. Архивировано с оригинала 4 января 2014 года . Получено 12 января 2012 года .
- ^ «Хайдарабадские аттракционы» . New York Times . 12 января 2012 года. Архивировано с оригинала 20 ноября 2012 года . Получено 12 января 2012 года .
- ^ Сайед Зиллур Рахман, Хаммам - прошлое и настоящее, информационный бюллетень Академии Ибн Сина 2012, том 12, № 1: 10–16
- ^ Джанани, Карина (22 июня 2016 г.). «Скрытый Хаммам Бхопала» . National Geographic . Получено 28 февраля 2018 года .
- ^ OrientalArchitecture.com. «Шахи Хаммам Батха, Лахор, Пакистан» . Азиатская архитектура . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ «Обновленная баня Моголов: Шахи Хаммам, город Лахор Уолт, Пакистан | Сеть развития Ага Хан» . www.akdn.org . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ admin. "Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – Баня Сары-Гузель" (in Russian) . Retrieved 12 March 2024 .
- ^ Память Крыма. Выпуск 67. Хансарай: Баня Сары-Гузель , 26 April 2022 , retrieved 12 March 2024
- ^ "Хансарай. Часть 4: Баня Сары-Гузель" . avdet.org (in Russian). 15 August 2023 . Retrieved 12 March 2024 .
- ^ « Пьяцца: социальное спад площади» в: Обзор Лондона. Том 36: Ковент Гарден (Лондон, 1970) с.82-84. Британская история онлайн. Получено 3 мая 2024 г.
- ^ Мэдден, Ричард Роберт (1829). Путешествия в Турции, Египте, Нубии и Палестине, в 1824, 1825, 1826 и 1827 годах] . (Лондон: Колберн)
- ^ Лейн, Эдвард Уильям. (1836). Отчет о манерах и обычаях современных египтян: написано в Египте в течение 1833, -34 и -35, частично из заметок, сделанных во время прежнего визита в эту страну в 1825 году, -26, -27 и -28 . (Лондон: рыцарь)
- ^ Thackeray, William Makepeace. (1846). Заметки о путешествии из Корнхилла в Гранд Каир, через Лиссабон, Афины, Константинополь и Иерусалим: исполненные в пароходах на полуостровах и восточной компании. (Лондон: Чепмен и Холл)
- ^ Строки на личную чистоту англичан с описанием амамов турок и попыткой показать их соответствие с ваннами античных римлян и т. Д. (Лондон: напечатано для автора; pisa: напечатано Н. Капурро , 1828)
- ^ Уркхарт, Дэвид. (1850). Столпы Геркулеса, или повествование о путешествиях в Испании и Марокко в 1848 году . (Лондон: Бентли)
- ^ 'Свидетельством R Barter, Esq'. Конституция Корка (7 июня 1856 г.)
- ^ Jump up to: а беременный Воспоминания покойного доктора Бартера … (1875). (Дублин: Уильям МакГи) с.16
- ^ Кросби, Томас (1896). «Некрология: Ричард Бартер, скульптор». Журнал Корка исторического и археологического общества, стр.85–88.
- ^ Metcalfe, Richard (1912) Рост и прогресс гидропатии в Англии и Шотландии (Лондон: Симпкин, Маршалл), стр. 130
- ^ Поттер, Уильям «Турецкая ванна» Шеффилд Свободная Пресса (18 июля 1857 г.) с.3
- ^ Дрейк, Фрэнсис. (1862). Англо-римская или «турецкая ванна»: ее история, надлежащая конструкция, нынешнее состояние и различные использование . (Лондон: Ward & Lock)
- ^ Данлоп, Дарем. (1880). Философия ванны. 4 -е изд. Лондон: W Kent) с.176
- ^ 'Ирланд-римская ванна « Ирландские фермеры» (1 сентября 1866 г.) с.322
- ^ Министерство культуры (Франция). Парижский мечеть и мусульманский институт
- ^ Министерство культуры (Франция). (1983) «Парижский мечеть и мусульманский институт» : платформа открытого наследия. Получено 13 мая 2024 года
- ^ Ривз, Том. (2010). Paris Insights: Антология (Париж: Откройте для себя Париж!) Стр.35-36
- ^ La Grande Vadrouille: фильм Жерарда Ори . 50 -летие Edition 2016. (Лондон: студийный канал). 119 минут. Французский с английскими субтитрами. DVD OPTD3062
- ^ Питом, Джули (2024). Хаммам во времени и пространстве . Пол, культура и политика на Ближнем Востоке. Сиракузы, Нью -Йорк: издательство Сиракузского университета. с.172—173. ISBN 978-0-8156-3832-2
- ^ Staats, Valerie (1994). «Ритуал, стратегия или конвенция: социальные значения в традиционных женских ваннах в Марокко». Границы: журнал исследований женщин . 14 (3): 1–18. doi : 10.2307/3346678 . JSTOR 3346678 .
- ^ Гейтс, Анита (25 ноября 1998 г.). «Обзор фильма; дом - это место, где есть ванна: поиск счастья» . New York Times . ISSN 0362-4331 . Получено 15 августа 2022 года .
- ^ Elkihel, Zélie. (2022) Hammam Film. 5 мин. Французский; Английские субтитры. Ecole Emile Cohl. Получено 16 мая 2024 года.
- ^ Монтегю, Леди Мэри Уортли (1994). Турецкие буквы посольства (1 -е изд.). Лондон: Вираго. С. 57–60. ISBN 1853816795 .
- ^ Пардо, Джулия (1838). Город Султан и внутренние манеры турок (2 -е изд.). Лондон: Генри Колберн.
- ^ Генриетта Листонские путешествия: Турции, 1812-1820 (1-е изд.). Эдинбург: издательство Эдинбургского университета. 2020. С. 178–79. ISBN 9781474467360 .
- ^ Нив, Дорина Леди (1949). Романтика Босфора (1 -е изд.). Лондон: Хатчинсон. С. 37–8.
- ^ Сказки из эмигрантского гарема: иностранные женщины в современной Турции (1 -е изд.). Стамбул: Доган Китап. 2005. С. 105–51. ISBN 9752933726 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Монье, Паскаль; Tyckaert, Maud (2005), Hammams , Paris: Dakota, ISBN 2-84640-148-9
- Питом, Джули (2024), Хаммам во времени и пространстве (пол, культура и политика на Ближнем Востоке) , Сиракузы, Нью -Йорк: издательство Сиракузского университета, ISBN 978-0-8156-3832-2
- Yılmazkaya, Orhan; Deniz, Ogurlu (2005), свет на традицию и культуру: турецкие ванны: руководство по историческим турецким ваннам Стамбула (2 изд.), Çitlembik, ISBN 978-975-6663-80-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Майкл Пэйлин в турецких банях в Стамбуле - Би -би -си (от полюса до полюса ), загруженного BBC Worldwide на YouTube
- Турецкий опыт ванны