Женщины в Греции
Общая статистика | |
---|---|
Материнская смертность (на 100 000) | 3 (2010) |
Женщины в парламенте | 21.0% (2013) |
Женщины старше 25 лет со средним образованием | 59.5% (2012) |
Женщины в рабочей силе | 47,3% ( уровень занятости Определение ОЭСР , 2019 г.) [ 1 ] |
Индекс гендерного неравенства [ 2 ] | |
Ценить | 0.119 |
Классифицировать | 32 место из 191 |
Глобальный индекс гендерного разрыва [ 3 ] | |
Ценить | 0.689 (2022) |
Классифицировать | 100-й из 146 |
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
Статус и характеристики древних и современных женщин в Греции возникли на основе событий, произошедших в греческой истории . В статье Майкла Скотта «Возвышение женщин в Древней Греции» ( «История сегодня ») место женщин и их достижения в Древней Греции лучше всего описал Фукидид в такой цитате: «Величайшая слава [для женщин] — это быть наименьшим». говорили среди людей, хваля или порицая». [ 4 ] Однако в 20 веке статус греческих женщин претерпел значительные изменения и улучшился. В 1952 году женщины получили право голоса. [ 5 ] что привело к их трудоустройству и рабочим местам на предприятиях и в правительстве Греции ; и они смогли сохранить свое право на наследование собственности даже после вступления в брак. [ 6 ]
Женщины в Греции бронзового века
[ редактировать ]Женщины в Древней Греции
[ редактировать ]Социальный, правовой и политический статус
[ редактировать ]Хотя большинство женщин не имели политических и равных прав в Древней Греции , они пользовались определенной свободой передвижения до архаической эпохи . [ 7 ] Также существуют записи о женщинах в древних Дельфах , Гортине , Фессалии , Мегаре и Спарте , владевших землей, самой престижной формой частной собственности в то время. [ 8 ] Однако после архаической эпохи статус женщин ухудшился, и были приняты законы о гендерной сегрегации. [ 7 ]
Женщины в классических Афинах не имели правосубъектности и считались частью ойкоса (дома), возглавляемого мужчиной кириосом (хозяином). В афинском обществе юридический термин «жена» был известен как « дамар», слово, происходящее от корневого значения «подчинить» или «приручить». [ 9 ] До замужества женщины находились под опекой своих отцов или других родственников мужского пола; выйдя замуж, муж стал кириосом женщины. В то время как средний возраст вступления в брак для мужчин составлял около 30 лет, средний возраст для женщин составлял 14 лет. Эта система была внедрена как способ гарантировать, что девушки будут девственницами , когда выйдут замуж. Это также позволяло мужу выбирать следующего мужа своей жены, если она переживет его. [ 10 ] Поскольку женщинам было запрещено вести судебные разбирательства, кирио делали это от их имени. [ 11 ]
Афинские женщины имели ограниченное право на собственность и поэтому не считались полноправными гражданами , поскольку гражданство и право на гражданские и политические права определялись в отношении собственности и средств к жизни. [ 12 ] Если глава семьи умер, и у него не осталось наследника мужского пола, то временной наследницей имущества может стать дочь, известная как эпиклерос (примерно переводится как наследница). Позже женщина часто выходила замуж за близкого родственника своего отца, если она становилась придатком к этому имуществу. [ 13 ] Однако женщина могла приобретать права на собственность посредством даров, приданого и наследства, хотя ее кириос имел право распоряжаться имуществом женщины. [ 14 ] Афинские женщины могли заключить контракт стоимостью меньше, чем стоимость « медимноса ячменя» (меры зерна), что позволяло женщинам заниматься мелкой торговлей. [ 11 ] Рабы , как и женщины, не имели права на полное гражданство в древних Афинах , хотя в редких случаях они могли стать гражданами в случае освобождения. Единственным постоянным препятствием для получения гражданства и, следовательно, полных политических и гражданских прав в древних Афинах был пол. Ни одна женщина никогда не получала гражданства в древних Афинах, и поэтому женщины были исключены в принципе и на практике из древней афинской демократии . [ 15 ]
Напротив, спартанские женщины пользовались статусом, властью и уважением, которые были неизвестны в остальном классическом мире . Хотя спартанские женщины были формально исключены из военной и политической жизни, они пользовались значительным статусом матерей спартанских воинов . Пока мужчины занимались военной деятельностью, женщины брали на себя управление поместьями. После длительной войны в IV веке до нашей эры спартанские женщины владели от 60% до 70% всей спартанской земли и собственности. [ 16 ] [ 17 ] К эллинистическому периоду одними из самых богатых спартанцев были женщины. [ 18 ] Они контролировали свою собственность, а также собственность родственников-мужчин, уехавших в армию. [ 16 ] Спартанские женщины редко выходили замуж до 20 лет, и в отличие от афинских женщин, которые носили тяжелую, закрывающую одежду и редко появлялись вне дома, спартанские женщины носили короткие платья и ходили, куда им заблагорассудится. [ 19 ] Образование получали как девочки, так и мальчики, а молодые женщины и юноши могли участвовать в Гимнопедии («Празднике обнаженной молодежи»). [ 16 ] [ 20 ] Несмотря на относительно большую мобильность спартанских женщин, их роль в политике была такой же, как и у афинских женщин: они не могли принимать в ней участие. Мужчины запретили им выступать на собраниях и изолировали их от любой политической деятельности. Аристотель также считал влияние спартанских женщин пагубным и утверждал, что большая юридическая свобода женщин в Спарте привела к ее разрушению. [ 21 ]
Афины были колыбелью философии Древней Греции, и поэтом, ученым, политиком или художником мог стать кто угодно, кроме женщин. [ 21 ] Историк Дон Нардо заявил, что «на протяжении всей древности у большинства греческих женщин было мало или вообще не было гражданских прав, и многие из них пользовались небольшой свободой выбора или передвижения». [ 21 ] В эллинистический период в Афинах знаменитый философ Аристотель считал, что женщины приносят беспорядок, зло и «совершенно бесполезны и вызывают больше смятения, чем враги». [ 21 ] Из-за этого Аристотель считал лучшей идеей держать женщин отдельно от остального общества. [ 21 ] Такое разделение повлечет за собой проживание в домах, называемых гинекологическими учреждениями, при выполнении домашних обязанностей и очень малом контакте с мужским миром. [ 21 ] Это также было сделано для защиты фертильности женщин от мужчин, не являющихся мужьями, и обеспечения законности их родословной. [ 21 ] Афинские женщины также имели очень мало образования, за исключением домашнего обучения основным навыкам, таким как прядение, ткачество, кулинария и некоторые знания в области денег. [ 21 ]
В Гортине положение женщин было гораздо лучше, чем в Греции. Все женщины, включая рабынь, находились под защитой. Гортинские женщины, как и спартанские женщины, могли заключать юридические соглашения и предстать перед судом. Они могли владеть собственностью без совместного владения или разрешения мужчин. Муж и жена имели равное право на развод. Свободная разведенная женщина могла бросить своего ребенка в реку. Сестры и братья поделили наследство поровну. Эпиклерос (в Спарте и Гортине их называли патрухами ) имел определенную свободу выбора в отношении брака. А именно, если женщина уже была замужем, имела детей и становилась эпиклером, она могла выбирать, развестись с мужем или нет. Но замужней женщине без детей, ставшей эпиклером, ничего не оставалось, как развестись и вновь выйти замуж, согласно уставу. В общем, дочь, унаследовавшая имущество, не могла им распоряжаться. Исключением было то, что она могла продать его или заложить в качестве оплаты в размере долга перед кредитором ее покойного отца.
Платон признавал, что распространение гражданских и политических прав на женщин существенно изменит природу домашнего хозяйства и государства. [ 22 ] Аристотель , которого учил Платон, отрицал, что женщины были рабынями или подчинялись собственности, утверждая, что «природа провела различие между женщиной и рабыней», но он считал, что жены «покупаются». Он утверждал, что основной экономической деятельностью женщин является охрана домашнего имущества, созданного мужчинами. По мнению Аристотеля, труд женщин не добавлял стоимости, поскольку «искусство ведения домашнего хозяйства не тождественно искусству добывания богатства, ибо одно использует материал, который дает другая». [ 23 ]
Вопреки этим взглядам, философы-стоики выступали за равенство полов, поскольку половое неравенство, по их мнению, противоречило законам природы. [ 24 ] При этом они последовали примеру циников , которые утверждали, что мужчины и женщины должны носить одинаковую одежду и получать одинаковое образование. [ 24 ] Они также рассматривали брак как моральное товарищество между равными, а не биологическую или социальную необходимость, и практиковали эти взгляды в своей жизни. [ 24 ] Стоики переняли взгляды киников и добавили их к своим собственным теориям человеческой природы, поставив таким образом свой сексуальный эгалитаризм на прочную философскую основу. [ 24 ]
Право на развод
[ редактировать ]Несмотря на жесткие ограничения прав и свобод женщин в Древней Греции, их права при разводе были довольно либеральными. Брак может быть расторгнут по обоюдному согласию или по решению одного из супругов. Если женщина хотела расторгнуть брак, ей требовалась помощь отца или другого родственника мужского пола, который представлял бы ее интересы, поскольку как женщина она не считалась гражданкой Греции. Однако если мужчина хотел развестись, все, что ему нужно было сделать, это выгнать супругу из дома. Отец женщины также имел право расторгнуть брак. В случае развода приданое возвращалось опекуну женщины (которым обычно был ее отец), и она имела право оставить себе половину товаров, произведенных ею во время брака. Если у пары были дети, развод приводил к полной опеке отца, поскольку дети считались принадлежащими его семье. Хотя законы о разводе могут показаться относительно справедливыми, учитывая, насколько мало женщин контролировали большинство аспектов своей жизни в Древней Греции, женщины вряд ли разводились со своими мужьями из-за ущерба, который это нанесло бы их репутации. [ 10 ] Поскольку женщинам было запрещено вести судебные разбирательства, кириос делали это от их имени. [ 11 ]
Образование
[ редактировать ]В Древней Греции образование включало в себя культурное обучение в дополнение к формальному обучению. Молодых греческих мальчиков обучал чтению, письму и арифметике мусорщик ( эквивалент современного учителя начальной школы). Если у семьи не было средств на дальнейшее образование, мальчик начинал работать в семейном бизнесе или обучался подмастерьем, а девочка должна была оставаться дома и помогать матери вести домашнее хозяйство. Следующий уровень обучения мальчика включал в себя обучение правильной речи и интерпретации стихов, и его обучал Грамматик. Музыка, мифология, религия, искусство, астрономия, философия и история преподавались как сегменты этого уровня образования. [ 25 ]
Искусство
[ редактировать ]Лисистрата (/laɪˈsɪstrətə/ или /ˌlɪsəˈstrɑːtə/; аттический греческий: Λυσιστράτη, Лисистрате , «Расформирование армии») — древнегреческая комедия, написанная Аристофаном и первоначально исполненная в классических Афинах в 411 году до нашей эры. [ 26 ] В пьесе изображена необычайная миссия женщин – положить конец Пелопоннесской войне между греческими городами-государствами, лишив мужчин сексуальных удовольствий, которые были единственным, чего мужчины желали. Женщины собирались положить конец войне, воспользовавшись своей сексуальностью. [ 27 ] Лисистрата убеждает женщин воюющих городов лишать своих мужей и любовников сексуальных привилегий, чтобы заставить мужчин заключить мир. Однако эта стратегия лишь разжигает борьбу между полами. Спектакль представляет собой юмористическое исследование положения греческих женщин в 411 году до нашей эры. Это предполагало, что женщины имеют ограниченную власть и было бы смешно, если бы они заняли свою позицию.
Сохранилось не так много произведений искусства, изображающих роль женщин в древнегреческом обществе. Большинство источников происходят из находок керамики, отражающих повседневную жизнь горожан. Такая керамика обеспечивает среду, которая позволяет нам изучить роли женщин того времени, обычно изображавшихся как богини , хранительницы домашней жизни или шлюхи. Сцены украшений в росписи ваз — это окно в женскую сферу, хотя они и не совсем реалистичны, а скорее являются продуктом вуайеристского и романтизированного образа женственности, представленного мужчинами. [ 28 ] Женщины часто изображаются как «сексуальные объекты» на древнегреческой керамике, что обеспечивает контекст сексуальной культуры Древней Греции. [ 29 ] Большинство сцен с вазами изображают женщин внутри своих домов. Обычное наличие колонн позволяет предположить, что женщины большую часть времени проводили во дворе дома. Двор был единственным местом, где они могли регулярно наслаждаться природой и дышать свежим воздухом. Большая часть греческого кухонного оборудования была небольшой и легкой, и ее можно было легко разместить там. Можно предположить, что в солнечную погоду женщины, вероятно, сидели на крытых и затененных участках двора, поскольку идеалом женской красоты был бледный цвет лица . [ 30 ]
Женщины в греческой войне за независимость
[ редактировать ]Среди греческих воинов в греческой войне за независимость были и женщины, такие как Ласкарина Бубулина . Бубулина, также известная как капетанисса (капитан/адмирал), в 1821 году подняла на мачте Агамемнона свой греческий флаг и отплыла с восемью кораблями в Нафплион, чтобы начать морскую блокаду. Позже она принимала участие также в морской блокаде и взятии Монемвасии и Пилоса .
Другой героиней была Манто Маврогенус . Из богатой семьи она потратила все свое состояние на дело Греции. При ее поддержке ее европейские друзья внесли в революцию деньги и оружие. Она переехала в Нафплион в 1823 году, чтобы быть в центре борьбы, оставив свою семью, поскольку ее презирала даже мать из-за ее выбора. Вскоре она прославилась по всей Европе своей красотой и храбростью.
Современный период
[ редактировать ]За последние десятилетия положение женщин в греческом обществе резко изменилось. Эфарис Петриду была первой женщиной-юристом в Греции; в 1925 году она присоединилась к Афинской коллегии адвокатов. [ 31 ] [ 32 ] Женщины Греции получили право голоса в 1952 году. В 1955 году женщинам впервые разрешили стать судьями в Греции. [ 31 ]
В 1983 году был принят новый закон о семье, который предусматривал большее гендерное равенство в браке. Он отменил приданое и обеспечил права « незаконнорожденных » детей. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Прелюбодеяние также было декриминализировано в 1983 году. Новый закон о семье предусматривал гражданский брак и либерализовал закон о разводе . В 2006 году Греция приняла Закон 3500/2006, который устанавливал уголовную ответственность за домашнее насилие , включая изнасилование в браке . [ 36 ] Закон 3719/2008 дополнительно затрагивал семейные вопросы, включая статью 14, которая сократила период раздельного проживания (необходимый перед разводом при определенных обстоятельствах) с 4 лет до 2 лет. [ 37 ] Греция также ратифицировала Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми в 2014 году. [ 38 ] По состоянию на 2014 год в парламенте 21,0% женщин. [ 39 ]
Однако семейная динамика остается консервативной. Основной формой партнерства является брак, внебрачное деторождение и длительное сожительство не получили широкого распространения. Например, в 2015 году в Греции был самый низкий процент рождений вне брака в Европейском Союзе - всего 8,8%. [ 40 ] В Греции низкий уровень рождаемости: 1,33 ребенка на одну женщину (в 2015 г.), что ниже коэффициента воспроизводства, составляющего 2,1. [ 41 ]
Качество жизни
[ редактировать ]В Древней Греции афинские женщины компенсировали свою недееспособность, заключая союзы с родственниками-мужчинами. [ 42 ] Женщины имели мало власти и всегда подчинялись мужчине в доме. Они прятались, когда присутствовали гости. Их часто направляли на верхние этажи и советовали держаться подальше от уличной двери, где их могли увидеть. Женщинам также не разрешалось посещать места, где кириос (хозяин) развлекал своих друзей. [ 43 ] [ 44 ]
Женщины отвечали за ведение домашнего хозяйства, включая доставку воды из колодцев и фонтанов, организацию финансов и ткачество ткани для одежды своей семьи. Афинские женщины и девушки большую часть времени занимались изготовлением тканей из сырья, обычно шерсти. [ 44 ] Исхомах утверждал Сократу, что женился на его 14-летней жене, поскольку она обладала прекрасными способностями к обработке шерсти, включая изготовление одежды и контроль над прядением, выполняемым рабынями. Семилетние девочки участвовали в ткачестве знаменитого афинского текстиля — пеплоса (одежды) для святой статуи Афины на Акрополе . Это была ткань с искусным узором, рисунок на которой традиционно включал битву между богами и гигантами. На его создание ушло девять месяцев, и в его создании приняли участие многие женщины. [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]- Феминизм в Греции
- Изображение женщины в афинской трагедии
- Женщины в классических Афинах
- Женщины в древней Спарте
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ОРС по полу и возрасту – показатели» .
- ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . ОТЧЕТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2022 год» (PDF) . Всемирный экономический форум . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Скотт, Майкл. Возвышение женщин в Древней Греции , History Today , Том: 59 Выпуск: 11 2009 г.
- ^ Керстин Теске: [электронная почта защищена] . «Европейская база данных: Женщины в принятии решений – Страновой отчет Греции» . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ Хиттон, Шанти. Социальная культура Греции , Советы путешественникам, USA Today
- ^ Перейти обратно: а б Нардо, Дон (2000). Женщины Древней Греции . Сан-Диего: Lucent Books. п. 28.
- ^ Герхард, Юте (2001). Дебаты о равенстве женщин: к феминистской теории права с европейской точки зрения . Издательство Университета Рутгерса. п. 33. ISBN 978-0-8135-2905-9 .
- ^ Кеулс, Ева (1985). Поводья фаллоса: сексуальная политика в древних Афинах (1-е изд.). Харпер и Роу.
- ^ Перейти обратно: а б Кирби, Джон Т. «Брак» . go.galegroup.com . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бланделл, Сью (1995). Женщины в Древней Греции . Издательство Гарвардского университета. п. 114. ИСБН 978-0-674-95473-1 .
- ^ Герхард, Юте (2001). Дебаты о равенстве женщин: к феминистской теории права с европейской точки зрения . Издательство Университета Рутгерса. п. 35. ISBN 978-0-8135-2905-9 .
- ^ Ротрофф, Сьюзен (2006). Женщины на Афинской Агоре . АСКСА. стр. 10, 11, 12, 13.
- ^ Бланделл, Сью (1995). Женщины в Древней Греции . Издательство Гарвардского университета. п. 115. ИСБН 978-0-674-95473-1 .
- ^ Робинсон, Эрик В. (2004). Древнегреческая демократия: прочтения и источники . Уайли-Блэквелл. п. 302. ИСБН 978-0-631-23394-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Помрой, Сара Б. Богиня, шлюхи, жены и рабыни: женщины в классической древности . Нью-Йорк: Schocken Books, 1975. с. 60-62
- ^ Тирни, Хелен (1999). Энциклопедия женских исследований . Том. 2. Издательская группа Гринвуд. стр. 609–610. ISBN 978-0-313-31072-0 .
- ^ Помрой, Сара Б. Спартанские женщины . Издательство Оксфордского университета, 2002. с. 137
- ^ Помрой, Сара Б. Спартанские женщины. Издательство Оксфордского университета, 2002. с. 134 [1]
- ^ Помрой 2002 , с. 34
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Прай, Кей О (2012). «Социальная и политическая роль женщин в Афинах и Спарте» . Сэйбер и Свиток . 1 (2).
- ^ Робинсон, Эрик В. (2004). Древнегреческая демократия: прочтения и источники . Уайли-Блэквелл. п. 300. ИСБН 978-0-631-23394-7 .
- ^ Герхард, Юте (2001). Дебаты о равенстве женщин: к феминистской теории права с европейской точки зрения . Издательство Университета Рутгерса. стр. 32–35. ISBN 978-0-8135-2905-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Колиш, Марсия Л. (1990). Стоическая традиция от античности до раннего средневековья: стоицизм в классической латинской литературе . БРИЛЛ. стр. 37–38. ISBN 90-04-09327-3 . , 9789004093270
- ^ Кирби, Эд Т. «Образование» . Виртуальная справочная библиотека Гейла . Группа Гейл . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ «Лисистрата – Аристофан | Краткое содержание, персонажи и анализ | Классическая литература» . Классическая литература . Ноябрь 2019.
- ^ Луо, Синтия (весна 2012 г.). «Женщины и война: игра власти от Лисистраты до наших дней» . Дипломы с отличием .
- ^ Бланделл, Сью (весна – лето 2008 г.). «Женские узы, женские горшки: сцены украшения в росписи аттических ваз». Феникс . 62 (1/2): 115–144. JSTOR 25651701 .
- ^ Эттингер, Грейс (декабрь 2019 г.). «Изображение женщин в древнегреческой керамике» . Голубь Пресс .
- ^ Констан, Дэвид (2014). Красота – судьба древнегреческой идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 30–35. ISBN 978-0-19-992726-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Бьюкенен, Келли (6 марта 2015 г.). «Женщины в истории: юристы и судьи | In Custodia Legis: юридические библиотекари Конгресса» . Блоги.loc.gov . Проверено 9 февраля 2018 г.
- ^ «Женское движение в Греции | segth.gr» . segth.gr . Проверено 17 октября 2017 г.
- ^ Маркос, Анастасиос С. и Бахр, Стивен Дж. 2001 Греческие (греческие) гендерные отношения. Гендерные проблемы. 19 (3): 21–40.
- ^ «ВОКРУГ МИРА: Греция одобряет изменения в семейном законодательстве» . Нью-Йорк Таймс . 26 января 1983 года.
- ^ Демос, Василики. (2007) «Пересечение пола, класса и национальности и деятельность киферианских греческих женщин». Доклад представлен на ежегодном собрании Американской социологической ассоциации. 11 августа.
- ^ «Борьба с домашним насилием :: Генеральный секретариат по гендерному равенству» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
- ^ «Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (PDF) . Объединенные Нации . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ «Полный список» . Договорное бюро . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ «Женщины в парламентах: мировая классификация» .
- ^ «ТГМ-Евростат» .
- ^ «ТГМ-Евростат» .
- ^ Джонстон, Стивен (октябрь 2003 г.). «Женщины, собственность и надзор в классических Афинах». Классическая античность . 22 (2): 247–274. дои : 10.1525/ca.2003.22.2.247 .
- ^ Лисий Афинский Кр. е. 450?-380? (2000). Лисий Издательство Техасского университета. ISBN 0292781652 . OCLC 1087655989 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Ротрофф, Сьюзен (2006). Женщины на Афинской Агоре . АСКСА. стр. 28, 32, 36.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дирвен, Люсинда; Икс, Мартин; Ремейсен, Софи, ред. (13 февраля 2023 г.). Общественная жизнь древних женщин (500 г. до н.э. – 650 г. н.э.) . Руководить; Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-53451-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Восстание женщин в Древней Греции» , опубликовано в журнале History Today, том: 59, выпуск: 11, 2009 г. Майкл Скотт «
- Что на самом деле представляет собой Греция (для женщин) Личная точка зрения Стефани Кордас
- Как сейчас живут греки , The New York Times
- Сравнительно-правовая традиция Симы Аврамовича и Воислава Станимировича.