Германский дракон

Драконы , или черви , присутствуют в германской мифологии и более широком фольклоре , где их часто изображают как больших ядовитых змей. Однако, особенно в более поздних сказках, они имеют много общих черт с другими драконами европейской мифологии .
Происхождение, внешний вид и терминология
[ редактировать ]В ранних изображениях, как и в случае с драконами в других культурах, различие между германскими драконами и обычными змеями размыто, и оба называются древнескандинавским : ormr или древнеанглийским : wyrm , оба из которых происходят от протогерманского : * wurmiz. . С тех пор «Вирм» был заимствован обратно в современный английский язык и означает «дракон», в то время как потомок термина «червь» по-прежнему используется в современном английском языке для обозначения драконов, особенно тех, у кого нет крыльев. [ 1 ] [ 2 ]
В «Фафнисмале» дракон Фафнир описывается как нелетающий и змееподобный и упоминается как ормр . [ 3 ] [ 4 ] Однако в более поздней саге о Вёльсунгах у него есть плечи, напоминающие ноги, крылья или то и другое, и его называют одновременно дреки и ормром . [ 5 ] Точно так же дракон в «Беовульфе» упоминается и как змей , и как драка , хотя в некоторых источниках, таких как «Сага о Кетиле» XIV века и романтическая сага «Сага о Конраде кейсарасонар» , Ормар и Дрекар изображаются как отдельные существа, иногда указываются крылатые драконы. как флогдрека (летающие драконы). [ 6 ] Древнескандинавское dreki и древнеанглийское draca означают «дракон, морской змей или морское чудовище» и, в свою очередь, происходят от протогерманского *drakō , раннего заимствования из латинского draco «огромный змей или дракон». [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Эволюция бескрылых и безногих червей и линдвормов в летающих четвероногих романских драконов в германском фольклоре и литературе, скорее всего, связана с влиянием континентальной Европы, которому способствовала христианизация и возросшая доступность переведенных романов . , было высказано предположение, что описание Нидхёгга является Таким образом с перьями и полетом после Рагнарека в «Вёлуспа» поздним добавлением и, возможно, результатом интеграции языческих и христианских образов. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
термин дракорм Чтобы решить трудности с категоризацией германских драконов, был предложен , относящийся к существам, описываемым как дреки или ормры . [ 13 ]
Список германских драконов
[ редактировать ]- Нидхёгг — дракон, упоминаемый в Эддах , который грызет корни Иггдрасиля и трупы Настрёнда . [ 4 ] [ 14 ]
- Ёрмунганд , также известный как Змей Мидгарда, описывается как гигантский ядовитый зверь и ребенок Локи и Ангрбоды . [ 12 ] [ 15 ] [ 14 ]
- Фафнир — широко известный дракон, сыгравший заметную роль в Вёльсунгов цикле . [ 5 ] Фафнир принял форму дракона после того, как забрал у своего отца клад сокровищ, в том числе Андваранаута . Позже он был убит Сигурдом (Зигфридом), который спрятался в яме и ударил его снизу мечом. [ 16 ] [ 17 ]
- Gesta Danorum содержит описание дракона, убитого Фрото I. [ 18 ] Дракон описывается как «хранитель горы». После того, как Фрото I убивает дракона, он забирает его сокровища. [ 18 ] В Gesta Danorum описывается еще одна битва с драконами, в которой Фридлейв убивает дракона, и это похоже на историю Фрото I. [ 18 ] [ 19 ]
Есть несколько саг с драконами, в том числе сага о Тидреке , сага Оварра-Одда и сага Сигргарда о Фрекне и другие. [ 20 ]
Общие черты
[ редактировать ]Охрана сокровищ
[ редактировать ]
Ассоциация между драконами и кладами сокровищ широко распространена в германской литературе.
В Вёлсунгов Цикле Фафнир был гномом, который, забрав клад сокровищ, в том числе кольцо Андваранаут , превращается в дракона. Брат Фафнира, Регин, перековывает меч Грам из осколков и передает его герою Сигурду , который использует его, чтобы убить дракона, ожидая в норе, пока червь не проскользнет и не обнажит его низ живота. Умирая, Фафнир разговаривает с Сигурдом и делится мифологическими знаниями. Затем Сигурд готовит и пробует сердце дракона, позволяя герою понять речь птиц, которые говорят ему убить Регина, что он и делает, а затем забирает клад себе. [ 4 ] В «Беовульфе » Зигмунд . (отец Сигурда в древнескандинавской традиции) убивает дракона и забирает его сокровища [ 6 ]
В «Беовульфе , » дракон одноименный герой стихотворения, просыпается из кургана, в котором он обитает, когда чаша из его запаса украдена, что заставляет его искать мести у геатов . После того, как дракон и Беовульф умирают, сокровище перезахороняется в королевском кургане. [ 6 ] В древнеанглийской поэме « Максимы II» далее говорится:
Клятва на медведя, |
В саге о Рагнарсе Лодброкар Тора, дочь геатского графа , получает от отца змею, которую она кладет на кучу золота. Это заставляет и змею, и сокровище расти, пока дракон не станет настолько большим, что его голова не коснется хвоста. [ 23 ] Образ окружённой змеи, пожирающей собственный хвост, встречается и у Ёрмунганда . [ 14 ] Герой Рагнар Лодброк позже получает руку Торы и сокровища, убивая дракона. [ 23 ] Мотив золота, заставляющего змееподобное существо превратиться в дракона, можно увидеть в исландской сказке о черве Лагарфльот, записанной в 19 веке. [ 24 ]
Дыхание огня и яда
[ редактировать ]Считается, что в германском фольклоре и литературе драконы с ядовитым дыханием появились раньше тех, кто дышит огнем, что согласуется с теорией о том, что германские драконы произошли от традиций, касающихся диких змей, некоторые из которых производят яд. [ 5 ] Заклинание « Девять трав» описывает девять растений, которые используются для преодоления яда ползущего змея . В нем рассказывается, что Один побеждает змея , ударяя его девятью ветками, разбивая его на девять частей. [ 25 ]
В эддической поэзии Фафнир . и морской змей Ёрмунганд описываются как имеющие ядовитое дыхание [ 4 ] В Gylfaginning рассказывается, что во время Рагнарека Тор убьет Ёрмунганда; однако, сделав девять шагов, он, в свою очередь, будет убит ядом червя. [ 14 ] Похожее существо из оркадского фольклора — ядовитый червь-стур , которого убил герой Ассипаттл , упав в море и образовав Исландию , Оркнейские , Шетландские и Фарерские острова . Как и в английской сказке о черве Линтона , червя-стура убивают, сжигая его внутренности торфом. [ 26 ]
Беовульф — один из самых ранних примеров огнедышащего дракона, однако его также называют «ядовитой плетью» ( attorsceaðan ). После сожжения домов и земель в Гитланде он сражается с одноименным героем стихотворения, который несет металлический щит, чтобы защитить себя от огня. Дракон ранит его, но его убивает королевский тан Виглаф . Позже Беовульф поддается яду дракона и умирает. Другой дракон, упомянутый в стихотворении, также ассоциируется с огнем, тающим от собственного жара, однажды убитым Зигмундом. [ 6 ] И огонь, и яд также извергаются драконами в рыцарской саге Sigurðr saga þögla и в саге о Николаусе erkibiskups II , написанной около 1340 года нашей эры, в которой дракон послан Богом, чтобы научить английского дьякона стать более благочестивым. [ 5 ]
Материальная культура
[ редактировать ]Резные головы драконов
[ редактировать ]Драккары — корабли, использовавшиеся викингами в средневековый период, с резными носами в форме драконов. [ 12 ] [ 27 ] [ 28 ] В одной из версий исландского «Ланднамабука» говорится, что древний языческий закон Исландии требовал, чтобы любой корабль, на котором была изображена носовая фигура дракона, «с разинутой пастью или зевающей мордой», удалял резьбу перед тем, как увидеть землю, потому что это напугало бы ландвэттира. . [ 29 ]
Деревянные церкви иногда украшаются резными головами драконов, что, как предполагается, возникло из-за веры в их апотропную функцию. [ 10 ] [ 30 ]
Изображения целых драконов
[ редактировать ]Средневековые изображения червей, высеченные на камне, встречаются как в Швеции , так и на Британских островах . В Швеции рунические надписи, датированные примерно XI веком, часто изображают линдворма с текстом, окружающего оставшееся изображение на камне. [ 31 ] На некоторых камнях Сигурда, таких как U 1163, Sö 101 (резьба Расмунда) и Sö 327 (надпись Гёк), изображен Сигурд, пронзающий мечом червя, которого называют Фафниром. [ 32 ] Убийство Фафнира также потенциально изображено на четырех крестах с острова Мэн и на ныне утраченном фрагменте аналогичного художественного стиля из церкви Кирби-Хилл в Англии. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Деревянные резные фигурки из деревянной церкви Хилестада, изображающие сцены из саги о Вёльсунгах, включают Сигурда, убивающего Фафнира, который особенно показан с двумя ногами и двумя крыльями. [ 36 ]
Рыбалка, описанная в «Химисквиде», во время которой Тор ловит Ёрмунганда, связана с рядом камней в Скандинавии и Англии, таких как рунный камень Алтуна и камень Хёрдум . [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
-
Одна из четырех голов дракона, украшающих гребни деревянной церкви Боргунда .
-
Сигурд убивает Фафнира с креста Джерби на острове Мэн .
-
Линдворм из рунного камня U 871 .
-
U 1163, рунный камень Древле , на котором изображен Сигурд, убивающий Фафнира.
-
Сигурд, убивающий Фафнира, изображен на правой портальной доске деревянной церкви Хилестада , вторая половина XII века.
См. также
[ редактировать ]- Хюрроккин , гигр в скандинавской мифологии, использующий змей в качестве поводьев.
- Ормхаксан , каменный рисунок из Готланда, изображающий женщину со змеями.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ змей .
- ^ червь .
- ^ Незнание (ВКЛ) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Беллоуз, Генри Адам (2004). Поэтическая Эдда: Мифологические стихи . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0486437108 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Акер 2013 , стр. 53–57.
- ^ Перейти обратно: а б с д Беовульф .
- ^ дракон .
- ^ Дрейк .
- ^ дракон .
- ^ Перейти обратно: а б Симек 1993 .
- ^ Сомервилл и Макдональд 2013 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с Плата 2011 г. , стр. 8–10.
- ^ Йохансен, Биргитта (1997). «Змеиные часы. Аспекты бытия и ландшафта». Стокгольмские исследования по археологии . 14 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Янг, Жан (1992). Прозаическая Эдда Снорри Стурлусона: сказки из скандинавской мифологии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 89. ИСБН 9780520273054 .
- ^ Томпсон 2015 .
- ^ Бэйн, Тереза (2016). Энциклопедия зверей и чудовищ в мифах, легендах и фольклоре . Джефферсон, Северная Каролина. ISBN 978-0-7864-9505-4 . OCLC 930364175 . Архивировано из оригинала 27 марта 2021 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джесси Л. Байок (1990). Сага о Вольсунгах: скандинавский эпос о Сигурде Убийце Драконов . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-585-08136-0 . OCLC 44964973 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рауэр, Кристина (2000). «Эпизод с драконом». Беовульф и дракон: параллели и аналоги . Д.С. Брюэр . стр. 24–51. ISBN 0-85991-592-1 .
- ^ Саксон (Грамматик) (1894). Первые девять книг датской истории Саксона Грамматика . Натт. Архивировано из оригинала 16 февраля 2022 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Акер, Пол (2012). «Смерть от драконов» . Викинги и средневековая Скандинавия . 8 : 1–21. дои : 10.1484/J.VMS.1.103192 . ISSN 1782-7183 . JSTOR 45020180 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2022 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «Максимы II (древнеанглийские)» . Sacred-texts.com . Архивировано из оригинала 13 января 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ «Максимы II, Проект древнеанглийской поэзии (современный английский)» . oldenglishpoetry.camden.rutgers.edu . Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд, Джексон (2017). Сага о Вольсунгах: с Сагой о Рагнаре Лодброке . Индианаполис: Хакетт. стр. 89–91. ISBN 9781624666346 .
- ^ Арнасон, Йон (1862). Исландские народные сказки и приключения. Том. I. Змея в Лагарфльоти .
- ^ «Нигон Вирта Галдор: «Очарование девяти трав» » . Mimisbrunnr.info: Развитие древнегерманских исследований . 20 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Марвик, Эрнест В. (2000). Фольклор Оркнейских и Шетландских островов . Эдинбург: Берлин. ISBN 978-1-84158-048-7 .
- ^ Йеш, Джудит (2001). «Корабли и люди в эпоху позднего викингов: словарь рунических надписей и скальдических стихов». Корабли и люди в эпоху позднего викингов . стр. 119–179. ISBN 9780851158266 .
- ^ Э. Магнуссон (1906). Заметки о кораблестроении и морском деле древнего Севера . Магнуссон. п. 45.
- ^ де Врис, с. 260, со ссылкой на закон Ульфльота, в Google Книгах (древнескандинавский) [1]. Архивировано 17 февраля 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ Багге (1994), с. 48
- ^ Дювель 2005 , с. 114-115.
- ^ Милле 2008 , с. 163.
- ^ Милле 2008 , стр. 160.
- ^ Маккиннелл 2015 , с. 62.
- ^ Маккиннелл 2015 , с. 61.
- ^ Гуннар Норданског, Воображаемое язычество: раннесредневековые скандинавские церковные ворота в исследованиях и истории, 2006, с. 241. ISBN 978-91-89116-85-6
- ^ Meulengracht Sørensen (1986) с. 260, (2002) с. 123.
- ^ Копар, Лилла (2018) [2016]. «Эддическая поэзия и образы каменных памятников». В Ларрингтоне, Кэролайн; Куинн, Джуди; Шорн, Бретань (ред.). Справочник по эддической поэзии: мифы и легенды ранней Скандинавии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 203–08. ISBN 978-1-316-50129-0 .
- ^ Плата, Кристофер Р .; Лиминг, Дэвид А. (2001). Боги, герои и короли: Битва за мифическую Британию . Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 0-19-513479-6 . Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- «Беовульф на Steorarume [Беовульф в киберпространстве]: двуязычное издание (текст и перевод на древнеанглийском языке)» . heorot.dk . Архивировано из оригинала 20 ноября 2021 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- «Фафнисмал – heimskringla.no » heimskringla.no . Архивировано 23 февраля. из оригинала Получено 20 февраля.
Вторичный
[ редактировать ]- Акер, Пол (2013). «Драконы в Эддах и раннем скандинавском искусстве». В Акере, Пол; Ларрингтон, Кэролайн (ред.). Возвращаясь к Поэтической Эдде: Очерки древнескандинавской героической легенды . Рутледж . стр. 53–57. ISBN 978-0-415-88861-5 .
- Дювель, Клаус (2005). «Представление Сигурда» . В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 28. Нью-Йорк/Берлин: де Грюйтер. стр. 412–422.
- Плата, Кристофер Р. (2011). Мифология в средние века . Прегер . ISBN 978-0-275-98406-9 .
- Маккиннелл, Джон (2015). «История Зигмунда / Сигурда в англосаксонском и англо-скандинавском контексте». В Мундале, Эльза (ред.). Средневековая скандинавская литература в ее европейском контексте . Осло: Дрейерс Форлаг. стр. 50–77. ISBN 978-82-8265-072-4 .
- Милле, Виктор (2008). Германская героическая поэзия в средние века . Берлин, Нью-Йорк: де Грюйтер. ISBN 978-3-11-020102-4 .
- Симек, Рудольф (1993). Словарь северной мифологии . Кембридж [Англия]: Д.С. Брюэр. стр. 64–65. ISBN 9780859915137 .
- Сомервилл, Ангус А.; Макдональд, Р. Эндрю (2013). Викинги и их эпоха . Товарищи по средневековым исследованиям. Университет Торонто Пресс . ISBN 978-1-4426-0522-0 .
- Томпсон, Бен (2015). Мужество и слава : Викинги . Маленькие коричневые книжки для юных читателей . ISBN 9780316320559 .
- «селезень | Этимология, происхождение и значение слова селезень по этимонлайну» . www.etymonline.com . 20 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
- «дракон» . www.etymonline.com . 20 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
- "дреки" . Викисловарь . 20 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
- «червь» . Викисловарь . 20 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
- «змей» . Викисловарь . 5 января 2022 года. Архивировано из оригинала 29 января 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.