де Хэвилленд Драгон Рапид
DH.89 Дракон Рапид/Домини | |
---|---|
![]() | |
DH.89 Dragon Rapide, G-AEML, принимает участие в авиашоу в аэропорту Котсуолд , 2007 г. | |
Роль | Ближнемагистральный авиалайнер |
Производитель | де Хэвилленд |
Первый полет | 17 апреля 1934 г. |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Произведено | 1934-1946 |
Количество построенных | 727 [ 1 ] |
De Havilland DH.89 Dragon Rapide — ближнемагистральный -биплан авиалайнер 1930-х годов , разработанный и производимый британской авиастроительной компанией de Havilland . Способный вместить 6–8 пассажиров, он оказался экономичным и долговечным судном, несмотря на устаревшую фанерную конструкцию.
Разработанный в начале 1930-х годов, Dragon Rapide представлял собой уменьшенную двухмоторную версию четырехмоторного DH.86 Express и имел ряд общих черт, таких как конические крылья, обтекаемые обтекатели и двигатели Gipsy Six . Первоначально названный «Dragon Six», этот тип продавался как «Dragon Rapide», а позже был известен просто как «Rapide». После своего появления летом 1934 года он оказался популярным самолетом как среди авиакомпаний, так и среди частных гражданских операторов, добившись значительных продаж за рубежом в дополнение к использованию внутри страны.
С началом Второй мировой войны многие гражданские Rapides были приняты на вооружение Королевских ВВС (RAF) и Королевского флота . Этот тип , получивший на военной службе название de Havilland Dominie , использовался для обучения радио- и навигации, пассажирских перевозок и связи. Британские учебные самолеты имели названия, связанные с образовательными ассоциациями, а домини — это шотландский термин, обозначающий школьного учителя.
Во время войны также были построены сотни дополнительных доминионов. Другие Rapides продолжали эксплуатироваться британскими авиакомпаниями на протяжении всей войны под эгидой Объединенного комитета Associated Airways (AAJC). После войны многие военные самолеты были возвращены на гражданскую службу. Вскоре после окончания Второй мировой войны компания de Havilland представила замену Dragon Rapide — de Havilland Dove .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]

Летом 1933 года авиастроительная компания de Havilland начала работу над самолетом, отвечающим австралийским требованиям, выпустив четырехмоторный более быстрый пассажирский самолет, способный вместить десять пассажиров, DH.86 Dragon Express . [ 2 ] Важной особенностью DH.86 был недавно разработанный и мощный двигатель Gipsy Six , шестицилиндровый вариант четырехцилиндрового двигателя Gipsy Major . DH.86 послужит отправной точкой для более позднего DH.89. [ 2 ]
В конце 1933 года команда компании de Havilland под руководством авиаконструктора Артура Эрнеста Хагга начала работу над новой конструкцией, призванной стать более быстрым и удобным преемником более раннего DH.84 Dragon . Новый самолет, по сути, представлял собой двухмоторную уменьшенную версию четырехмоторного DH.86 Express . [ 2 ] Он имел много общих черт с более ранним DH.86 Express, включая конические крылья, обтекаемые обтекатели и фюзеляж, а также те же двигатели Gipsy Six. [ 2 ] Однако DH.89 не продемонстрировал ни одного из эксплуатационных недостатков «Экспресса».
17 апреля 1934 года прототип совершил свой первый полет на Хэтфилд аэродроме в Хартфордшире . [ 2 ] Управляемый старшим летчиком-испытателем компании De Havilland Х.С. Броудом, он был оснащен парой двигателей Gypsy Six мощностью 200 лошадиных сил (150 кВт). Еще до первого полета прототипа планы приступить к серийному производству DH.89 уже получили добро руководства. [ 2 ] начались летные испытания В мае 1934 года в британских ВВС Мартлшем-Хит прототипа; во время одного из таких полетов при достижении скорости примерно 175 миль в час (282 км/ч) кончик носа самолета подогнулся. В ответ на это событие для всех DH89 была введена максимально допустимая скорость 160 миль в час (260 км/ч). [ 2 ] По завершении испытаний прототип был продан. [ 2 ]
К ноябрю 1934 года серийное производство Rapide достигло полного размаха. [ 3 ] Первоначально называвшийся «Dragon Six», самолет сначала продавался как «Dragon Rapide», хотя позже этот тип стал широко называться просто «Rapide». [ 2 ] До начала Второй мировой войны для авиакомпаний и других частных владельцев по всему миру было изготовлено 205 самолетов. Rapide, пожалуй, самый успешный ближнемагистральный пассажирский самолет британской постройки, производившийся в 1930-е годы.
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В ответ на выпуск спецификации G.18/35 Великобритании Министерством авиации компания de Havilland решила спроектировать и произвести единственный прототип модифицированного Rapide для проведения береговой разведки. [ 3 ] Испытания с использованием прототипа K4772 проводились в период с апреля по июнь 1935 года на авиабазах RAF Martlesham Heath и RAF Gosport . Однако в конечном итоге он проиграл своему сопернику Avro Anson . [ 3 ] K4772 позже использовался Королевским авиастроительным заводом (RAE) в испытаниях автоматической посадки, прежде чем был разобран на запчасти. Работа над военизированной версией Rapide не прошла даром, поскольку вскоре были завершены многочисленные продажи другим военным заказчикам, первая из которых была продана испанскому правительству в декабре 1935 года. [ 3 ]
Почувствовав спрос на этот тип, де Хэвилленд продолжил модифицировать конструкцию Rapide после его ввода в эксплуатацию, создавая в результате как усовершенствования, так и совершенно новые производные. Стремясь создать более быструю версию Rapide, появилась меньшая, легкая и внешне более чистая версия, получившая обозначение DH.90 Dragonfly ; Совершив первый полет в августе 1935 года, DH.90 не смог достичь такого же уровня продаж, как Rapide, и производство было прекращено в 1938 году после того, как было построено 67 самолетов. [ 4 ] В ноябре 1935 года 60-й выпущенный планер, G-ADWZ , был модифицирован и использовался компанией de Havilland в качестве испытательного самолета. Оснащенный удлиненными задними окнами, обогревом кабины, утолщенными законцовками крыла и усиленным планером, позволяющим увеличить полную массу до 5500 фунтов (2500 кг), G-ADWZ позже участвовал в испытаниях в Мартлшем-Хит, после чего более высокая полная масса была принята. допущен к обслуживанию. [ 4 ]
В ответ на объявление о воздушной гонке между Великобританией и Йоханнесбургом , Южная Африка , команда дизайнеров de Havilland разработала специализированный вариант Rapid, получивший обозначение DH.92 Dolphin . [ 4 ] Эта уникальная модификация отличалась убирающейся ходовой частью , увеличенным размахом крыла до 53 футов 7 дюймов (16,33 м), модифицированной носовой частью и увеличенной полной массой до 6600 фунтов (3000 кг); однако летные испытания в августе 1936 года показали, что производительность по сравнению со стандартным Rapide не улучшилась, что привело к тому, что единственный Dolphin был списан несколько месяцев спустя. [ 5 ]
В ноябре 1936 года, в ответ на предположения о том, что добавление закрылков облегчит посадку, одиночный Rapide был модифицирован с целью изучения их функциональности. [ 6 ] Основываясь на этих характеристиках, в феврале 1937 года де Хэвилленд объявил, что с этого года закрылки будут устанавливаться на все серийные самолеты, в то время как другие улучшения, такие как направленный вниз опознавательный свет и металлические пропеллеры, могут быть установлены в качестве опций. С 1937 года, чтобы обозначить установку улучшенных закрылков задней кромки , самолеты, оборудованные таким образом, были соответственно переименованы в DH.89A ; Ранее построенные Rapids также обычно модернизировались до этого стандарта в течение срока службы. [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]Довоенные операции
[ редактировать ]
В июле 1934 года первый серийный Rapide, G-ACPM , совершил публичный дебют этого типа в Хэтфилде, приняв участие в гонках King's Cup Race 1934 года . [ 2 ] Достигнув средней скорости 158 миль в час, G-ACPM пришлось снять с гонки во время 9-го заезда 2-го раунда, когда крыло получило повреждение, вызванное градом во время полета над Уоддингтоном, Линкольншир . Другой специально построенный Rapide, ZK'-ACO , участвовал в гонках MacRobertson Air Race в 1934 году ; Оснащенный тремя дополнительными топливными баками в фюзеляже для увеличения дальности полета до 1000 миль, самолет, которым управляли командир эскадрильи Дж. Д. Хьюитт и г-н К. Э. Кей, занял шестое место в гонке для инвалидов и пятое место в гонке на скорость. [ 7 ]
Летом 1934 года этот тип поступил на вооружение британских авиакомпаний, причем компания Hillman Airways Ltd первой получила поставку в июле. Англо -персидская нефтяная компания была еще одной компанией, которая первой приобрела Rapide; Используемый для быстрой связи между отдельными нефтяными месторождениями, разбросанными на огромных расстояниях, самолет быстро стал популярным в нефтяной промышленности: Иракская нефтяная компания и Азиатская нефтяная компания также закупили свои собственные Рапиды. [ 3 ]
С августа 1934 года компания Railway Air Services (RAS) эксплуатировала парк самолетов Dragon Rapides на маршрутах, соединяющих Лондон, север Англии, а также Северную Ирландию и Шотландию. RAS DH.89 были названы в честь мест в сети, например «Звезда Ланкашира». [ 8 ] Isle of Man Air Services управляла парком самолетов Rapides на регулярных рейсах из аэропорта Рональдсуэй недалеко от Каслтауна в аэропорты на северо-западе Англии, включая Блэкпул, Ливерпуль и Манчестер. Часть самолетов была передана ему после эксплуатации компанией Railway Air Services.
В конце 1935 года первая партия из 16 Rapides была отправлена в канадский филиал производителя de Havilland Canada для модификации и перепродажи. [ 3 ] Канадский самолет получил различные изменения, в том числе удлиненный спинной плавник и модифицированную конструкцию шасси, позволяющую колеса, лыжи или поплавки , в зависимости от использования и погодных условий. взаимозаменяемо устанавливать [ 3 ] Единственный канадский прототип, CF-AEO , был продан компании Quebec Airways в июне 1935 года. В дальнейшем Rapides были доставлены другим клиентам в Канаде, таким как Canadian Airways , которые использовали его на своем западном побережье и на морских маршрутах. [ 9 ]
30 января 1942 года большинство крупных канадских операторов были объединены в компанию Canadian Pacific Air Lines , которая продолжала использовать этот тип. [ 4 ] Дальнейшие продажи Rapide в Канаде будут происходить как во время, так и после окончания Второй мировой войны .
В 1938 году британский оператор Airwork Limited разместил первоначальный заказ на девять «Рапидов» в качестве учебно-тренировочных самолетов. [ 6 ] Приказ был мотивирован изменениями в политике британского министерства авиации, которое стремилось расширить эти возможности. Повторные заказы были размещены Airwork в преддверии Второй мировой войны, после чего весь парк Rapides фирмы был принят на вооружение Королевских ВВС (RAF). [ 6 ]
Эдвард, принц Уэльский (позже Эдвард VIII ), владел единственным автомобилем Dragon Rapide ( G-ADDD ), который он часто использовал для выполнения своих королевских обязанностей. Он прилетел на этом самолете в Лондон после своего вступления на престол в 1936 году, что сделало его первым британским монархом, совершившим полет. [ 10 ]
В июле 1936 года пара британских агентов СИС , Сесил Бебб и майор Хью Поллард , переправили Франсиско Франко на Rapide G-ACYR с Канарских островов в испанское Марокко , в начале военного восстания, положившего начало гражданской войне в Испании . [ 11 ] С тех пор задействованный самолет был выставлен на всеобщее обозрение в Музее дель Эйре в Мадриде , Испания.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
В начале Второй мировой войны , 3 сентября 1939 года, все британские гражданские транспортные самолеты были реквизированы Министерством авиационного производства . Несколько самолетов Dragon Rapides использовались для обеспечения внутренних рейсов под контролем National Air Communications (NAC). [ 6 ] Возможно, одно из наиболее значительных ранних применений Rapide во время войны произошло в решающие недели мая – июня 1940 года, когда битва за Францию произошла ; Рапиды из 24-й эскадрильи действовали как воздушные курьеры между Великобританией и Францией; из 24 самолетов в этот напряженный период боев было потеряно 10 «Рапидов». [ 6 ]
После закрытия сети NAC Dragon Rapides продолжала выполнять рейсы британских авиакомпаний во время войны в составе Объединенного комитета Associated Airways (AAJC). С началом войны все государственные службы были остановлены; однако некоторые маршруты постепенно возвращались в эксплуатацию по мере того, как они считались ценными для военных действий или соответствовали национальным интересам. [ 12 ] AAJC координировал большинство регулярных рейсов Великобритании во время войны, которые полностью выполнялись по водным маршрутам. [ 13 ]
Другие Dragon Rapides были приняты на вооружение британских вооруженных сил в качестве самолетов связи и учебных самолетов; Австралийские Рапидес также были впечатлены Королевскими ВВС Австралии (RAAF). [ 12 ]
Более того, хотя окончательное производство Rapide было завершено в ноябре 1941 года, de Havilland вместо этого производила исключительно вариант Dominie, ориентированный на военные нужды. [ 13 ] Для использования в военных целях было изготовлено более 500 дополнительных Dominies с улучшенными Gipsy Queen двигателями ; к концу производства в июле 1946 года всего было изготовлено 727 самолетов (как Rapides, так и Dominies вместе взятых). [ 14 ] Во время войны производством Dominie занимались компании de Havilland и Brush Coachworks Ltd , причем последняя отвечала за большую часть работ. Dominies в основном использовались Королевскими ВВС (RAF) и Королевским флотом для обучения радио- и навигации. Другие обязанности, для которых они использовались, включали пассажирские и связные миссии. [ 13 ]

На протяжении всей войны гражданские Rapides постепенно заменялись на Dominies, поскольку этот тип становился доступным в больших количествах. [ 13 ] Рапиды либо отправлялись для выполнения пассажирских перевозок, либо иногда переоборудовались для других целей, например, в машины скорой помощи ; к концу конфликта только девять впечатленных Рапидов были восстановлены в гражданской регистрации; однако к ним присоединились многие доминионы, которые считались избыточными для потребностей. [ 13 ]
Послевоенные операции
[ редактировать ]
После войны Dominie некоторое время продолжал использоваться на аэродромах Королевского военно-морского флота в качестве самолета связи. [ 15 ] К 1960 году Королевский флот все еще имел флот из 14 «Домини», хотя при нормальных обстоятельствах только три из них могли активно использоваться в любой момент времени, а остальные хранились на авиабазе RAF Lossiemouth , Морей , Шотландия . Последний из доминионов Королевского флота был выведен из эксплуатации в 1963 году; тринадцать самолетов впоследствии были проданы через открытый тендер , некоторые из которых были переоборудованы в гражданские конфигурации Rapide. [ 15 ]
Многие выжившие бывшие военнослужащие Королевских ВВС после окончания конфликта быстро поступили на коммерческую службу; По словам автора авиации Питера В. Мосса, типичная переделка Dominie в Rapide, выполненная de Havilland, включала перекраску экстерьера (замену схемы камуфляжа военного времени ), а также установку звукоизоляции , мягких сидений и нового декора в салоне. область. [ 16 ] Кроме того, различные сторонние компании предлагали и реализовывали свои собственные схемы конверсии, в том числе Field Aircraft Services , Airwork Limited, Air Enterprises , WA Rollason Limited и Lancashire Aircraft Corporation (LAC). [ 17 ] К 1958 году в британском реестре все еще находился 81 экземпляр.
В Нидерландах авиакомпания KLM , стремясь возобновить свою деятельность, приступила к закупке нескольких Rapides еще до окончания войны, начав первый из своих возобновленных рейсов в сентябре 1945 года. [ 17 ] Различные британские авиакомпании также стали активными пользователями этого типа; British European Airways (BEA), созданная 1 января 1946 года, в феврале 1947 года приняла заказ на 39 самолетов Rapids. BEA использовала многие из них в своей молодой сети, позже сосредоточившись на услугах в Шотландии, Силли и Нормандских островах , постепенно продавая вытесненные и лишние самолеты. через Эйрворк. [ 17 ] Небольшие независимые британские авиакомпании, которые решили противостоять давлению со стороны британского правительства с целью слияния с BEA, также обычно эксплуатировали Rapide. [ 17 ]
Чтобы лучше различать различные стандарты Rapides, доступные в послевоенных условиях, де Хэвилленд установил базовую систему нумерации марок. [ 17 ] Самолеты Mk 1 были построены до войны, а Mk 2 и Mk 3 Rapides были переоборудованы бывшими военными в шестиместную и восьмиместную кабину соответственно. Те Rapides, которые были модернизированы парой двигателей De Havilland Gipsy Queen , получили обозначение Mk 4. Они имели улучшенную скороподъемность, крейсерскую скорость и производительность одного двигателя, но увеличенную полную массу на 6000 фунтов (2700 кг). [ 17 ]
К 1966 году использование Rapide пошло на спад, и несколько ранее крупных операторов полностью отказались от этого типа. [ 18 ] Из-за сокращения запасов доступных запасных компонентов отдельные Rapides обычно разбирались, чтобы забрать детали для обслуживания других действующих самолетов. Тем не менее, по словам Мосса, спрос на такой самолет в то время все еще был относительно высоким. [ 15 ]
DH.89 оказался экономичным и надежным самолетом, несмотря на его относительно примитивную фанерную конструкцию, и многие из них все еще летали в начале 2000-х годов. В Великобритании действуют несколько самолетов Dragon Rapides, а несколько операторов, в том числе Classic Wings и Plane Heritage, предлагают на них увеселительные полеты для широкой публики. Вскоре после окончания Второй мировой войны компания de Havilland представила замену Dragon Rapide — de Havilland Dove .
Варианты
[ редактировать ]

- DH89
- Двухмоторный легкий транспортный биплан. Первая серийная версия.
- ДХ89А
- Усовершенствованная версия, оснащенная посадочным фонарем в носовой части, измененными законцовками крыла и обогревом кабины.
- DH89A Серия 4
- Самолет DH89A переоборудован под два поршневых двигателя de Havilland Gipsy Queen 2, оснащенных винтами постоянной скорости. [ 19 ] [ 20 ]
- ДХ89А Мк 5
- Один самолет DH89A с двумя поршневыми двигателями de Havilland Gipsy Queen 3.
- ДХ89А Мк 6
- Один самолет DH89A оснащен винтами фиксированного шага Fairey X5.
- ДХ89М
- Военно-транспортный вариант. Экспортируется в Литву и Испанию.
- DH89B Домини Мк I
- Учебная версия по радио и навигации.
- DH89B Домини Мк II
- Коммуникационная и транспортная версия.
Операторы
[ редактировать ]
Гражданский
[ редактировать ]- Аделаида Эйрвэйз [ 21 ]
- Австралийские национальные авиалинии
- Королевская служба летающих врачей Австралии
- Кантас Эмпайр Эйрвэйз

- Aero Oy эксплуатировала два самолета.
- Компания Aigle Azur Индокитай [ 28 ]
- Другая авиатранспортная компания [ 29 ]
- Лаосская торгово-транспортная компания [ 30 ]
- Аэр Лингус [ 22 ]
- Аэр Турас эксплуатировала один самолет.
Кения ,
Уганда ,
Танганьика и
Занзибар
- Эйр Тревел (Новая Зеландия) Лтд.
- Авиакомпания Маунт Кук
- Национальная авиационная корпорация [ 38 ]
- Кук Стрейт Эйрвэйз Лтд.
- Юнион Эйрвэйз Новой Зеландии [ 22 ]
- Западное побережье Эйрвэйз [ 39 ]
- Palestine Airways (Британский мандат в Палестине)
- Гребля
- Comair (ЮАР) эксплуатировала 2 самолета.
- Абердин Эйрвэйз [ 21 ]
- Эйр Чартер Лимитед [ 43 ]
- Air Atlantique Classic Flight теперь Classic Air Force
- ООО "Эйрвьюс"
- Авиационные предприятия [ 43 ]
- Воздушные круизы
- Эллайд Эйрвэйз [ 21 ]
- Блэкпул и авиалинии Западного побережья [ 21 ]
- Британские авиалинии, ООО [ 44 ]
- Бритиш Американ Эйр Сервисиз [ 21 ]
- Британские континентальные авиалинии [ 21 ]
- Британские европейские авиалинии [ 39 ]
- Британский Вестпойнт
- Классические Крылья
- Крилли Эйрвэйз Лтд.
- East Anglian Flying Services [ 21 ]
- Гибралтарские авиалинии [ 45 ]
- Грейт Вестерн и Саузерн Эйрлайнз [ 46 ]
- Хиллманс Эйрвэйз [ 47 ]
- Хайленд Эйрвэйз Лимитед [ 21 ]
- Охота на самолете [ 48 ]
- Айленд Эйр Сервисиз
- Остров Мэн Эйр Сервисиз [ 21 ]
- Джерси Эйрвэйз [ 49 ]
- Ланкаширская авиастроительная корпорация [ 48 ]
- Мэйфлауэр Эйр Сервисиз
- Мельба Эйрвэйз
- Мортон Эйр Сервисез [ 48 ]
- Норт-Истерн Эйрвэйз [ 21 ]
- Северные и Шотландские авиалинии [ 44 ]
- Нортвест Эйрлайнз (Великобритания)
- Олли Эйр Сервисез [ 22 ]
- Персональные авиалинии [ 21 ]
- Железнодорожные авиаперевозки [ 50 ]
- Сциллония Эйрвэйз
- Шотландские авиалинии [ 33 ]
- Сиверайт Эйрвэйз [ 21 ]
- Саутгемптон Эйр Сервисиз [ 21 ]
- Южные авиалинии [ 21 ]
- Звездные пути
- Трансъевропейская авиация
- Юнайтед Эйруэйз [ 21 ]
- Вестерн Эйрвэйз [ 51 ]
- Westward Airways (Лэндс-Энд)
- Желтые воздушные такси [ 21 ]
Военные операторы
[ редактировать ]- Бельгийские ВВС (семь действовали с 1946 г.)
- Люфтваффе эксплуатировало трофейные самолеты.
- ВВС Литвы эксплуатировали два самолета DH89M.
- Королевские ВВС Нидерландов - четыре DH89B Mark II (транспортные)
- № 334-й эскадрильи RNLAF (1944–1956).
- ВВС Южной Родезии - четыре самолета.
- Советские ВВС использовали как минимум два DH.89, захваченных у ВВС Литвы во время оккупации Прибалтики.
- Республиканские ВВС Испании эксплуатировали три DH89M, реквизированных у LAPE.
- ВВС Турции – три DH.89A. [ 52 ]
- Королевские ВВС
- Авиация флота
- 700-я морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 701-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 703-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 736-я морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 739-я морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 740-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 744-я морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 767-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 776-я морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 778-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 781-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 782-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 787-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 790-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 799-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 1832 г. Военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- 1844 г. Военно-морская авиационная эскадрилья [ 54 ]
- Королевские ВВС Югославии - один самолет поступил на военную службу в 1940 году.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 2 октября 1934 года самолет G-ACPM авиакомпании Hillman's Airways врезался в море недалеко от Фолкстона , Кент, в результате чего погибли пилот и шесть пассажиров. [ 55 ]
- 30 декабря 1936 года самолет G-AEGS Иракской нефтяной транспортной компании перевернулся при вынужденной посадке в Палестине , двое погибли. [ 55 ] [ 56 ]
- 21 августа 1937 года CF-BBG зарегистрировала номер 10.6.37 на имя The Globe and Mail Ltd, Торонто. Назван «Летающий отдел новостей» и оборудован поплавками. Разрушен пожаром во время дозаправки в воздушной гавани Торонто, Торонто, Онтарио, 21 августа 37 года. Регистрация отменена 21.8.37 (в тот же день) [ 57 ]
- 3 июля 1938 года самолет G-AEBX Star of Scotia of Railway Air Services разбился в Сиденхэме , Северная Ирландия, двое погибли. [ 55 ] [ 56 ]
- 20 июня 1939 года самолет G-AERE авиакомпании British American Air Services разбился в графстве Дарем , Англия. [ 58 ] Джон Крауч , королевский жокей, пилот и радист - все погибли. [ 59 ]
- 27 мая 1941 года, R5929, Домини Королевских ВВС, недалеко от Девизеса , Уилтшир , Англия, семь человек убиты. [ 55 ]
- 7 июля 1941 года, R9563, Dominie Королевского флота разбился в плохую погоду в трех милях к северу от Стонхейвена , Абердиншир , Шотландия, шесть человек погибли. [ 55 ]
- 14 февраля 1942 года самолет R5927 Королевских ВВС врезался в трос воздушного шара и разбился недалеко от Колнбрука, Уилтшир , Англия, шесть человек погибли. [ 55 ]
- 29 мая 1942 года самолет VH-UXZ авиакомпании Australian National Airways разбился возле острова Флиндерс , Бассов пролив , Австралия, из-за отказа двигателя (вероятно, из-за нехватки топлива), четыре человека погибли. [ 55 ]
- 20 июля 1944 года VH-UBN, принадлежавший Департаменту гражданской авиации Австралии, но сданный в аренду компании Guinea Airways , разбился у горы Китченер, Южная Австралия, вероятно, в результате дезориентации пилота в облаке, в результате чего погибли все семеро находившихся на борту. [ 60 ]
- 6 февраля 1945 года в Египте разбился СУ-АБП компании Misr Airwork , семь человек погибли. [ 55 ]
- 1 апреля 1946 года самолет G-AERZ компании Railway Air Services разбился в графстве Даун , Северная Ирландия. [ 61 ] шестеро убито. [ 55 ]
- 30 августа 1946 года, X7394, самолет Dominie Королевского флота разбился в Скафелл-Пайке , Камберленд , Англия, в плохую погоду во время полета машины скорой помощи, пять человек погибли. [ 55 ]
- 15 апреля 1947 года самолет G-AHKR авиакомпании British European Airways врезался в Слио Руи во время выполнения регулярного пассажирского рейса из аэропорта Спик , Ливерпуль , Ланкашир, в аэропорт Рональдсуэй , остров Мэн . Среди шести человек, находившихся на борту, были лишь легкие травмы. [ 62 ]
- 10 июня 1948 года самолет G-AIUI авиакомпании Hargreaves Airways разбился в Кронк-ни-Аррей-Лаа , остров Мэн. Семь из девяти человек, находившихся на борту, погибли. Самолет выполнял регулярный пассажирский рейс из Спика в Рональдсуэй. [ 63 ]
- 11 ноября 1948 года самолет G-AKOF авиакомпании Mannin Airways, летевший из Дублина , Ирландия, и не сумевший приземлиться в Рональдсуэе, направился в Спик, но у него закончилось топливо, и он разбился на реке Мерси недалеко от Ливерпуля, Англия. [ 64 ] [ 65 ] восемь убитых. [ 55 ]
- 10 июля 1951 года самолет G-ALXJ компании Air Navigation and Trading Company врезался в Ирландское море недалеко от Лакси , остров Мэн , в результате чего погиб пилот. Самолет выполнял регулярный грузовой рейс из аэропорта Сквайрс-Гейт , Блэкпул , Ланкашир, в Королевские ВВС Джерби вместо обычного пункта назначения в аэропорту Рональдсуэй , который был окутан туманом. [ 66 ]
- 14 сентября 1952 года G-AIZI разбился вскоре после взлета из аэропорта Кройдон в Уоллингтоне, графство Суррей , из-за потери мощности правого двигателя. Пилот, единственный человек на борту, погиб. [ 67 ]
- 19 февраля 1954 года G-AFMF разбился в Саймонберн-Коммон недалеко от Хексема , Нортумберленд . Пилот и семь пассажиров отделались легкими травмами. [ 68 ]
- 29 июня 1957 года самолет G-AGUE компании Island Air Services разбился при взлете из аэропорта Рамсгейт в Кенте во время местного прогулочного рейса. Самолет списали, но все находившиеся на борту не пострадали. [ 69 ]
- 16 июля 1960 года OY-DZY авиакомпании Zonens Redningskorps разбился вскоре после взлета из аэропорта Копенгагена , Дания. Самолет был зафрахтован Датским футбольным союзом для перевозки футболистов на контрольный матч в Ютландии . Все восемь пассажиров погибли; пилот выжил, но ему ампутировали одну ногу. [ 70 ] [ 71 ]
- 11 августа 2018 года N683DH разбился вскоре после взлета из международного аэропорта Абботсфорд на международном авиашоу в Абботсфорде . [ 72 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]

- F-AZCA сохранился во Франции (Амикаль Жан Батист Салис в La Ferté Alais). Использовался во время двойного трансатлантического перелета в конце 1980-х годов в качестве рекламного средства сигарет Blueway . Его планируют восстановить. [ 73 ]
- G-ACPP на выставке в Музее славы Рейнольдса-Альберты в Ветаскивине , Альберта. Построен пятый DH89, который начал свою карьеру в компании Railway Air Services Ltd в Кройдоне, Великобритания, 2 февраля 1935 года под названием «Город Бристоль». Это самый старый из сохранившихся DH89. [ 74 ]
- G-ACYR в ливрее Olley Air Service летал с Франко с Канарских островов в первые дни гражданской войны в Испании и базировался в Museo del Aire (Мадрид) . [ 75 ]
- G-ADAH, DH89A в ливрее Allied Airways, выставлен в Музее науки и промышленности в Манчестере, Англия. [ 76 ]
- G-ADDD (был G-ACZE, N1934D), DH89A, который в настоящее время восстанавливается до летного состояния в Музее военной авиации в Вирджиния-Бич, Вирджиния. [ 77 ]
- G-AEML/EC-AAY, DH89A в ливрее Iberia , годен к полетам и эксплуатируется Fundación Infante de Orleans в Испании. [ 78 ]
- G-AGJG, DH89A, окрашенный в цвета Scottish Airways, годен к полетам и находится в руках частных владельцев на аэродроме Даксфорд, Кембридж, Англия. [ 79 ]
- G-AGSH, DH89A, годен к полетам из коллекции Shuttleworth в Олд-Уордене, Бедфордшир . Был перестроен и восстановлен в цветах BEA Клиффом Ловеллом из Hants Light Plane Services. [ 80 ]
- G-AGTM, DH89A, годен к полетам и эксплуатировался Classic Air Force до закрытия в 2016 году. [ 81 ]
- G-AHAG, DH89A в ливрее Scillonia Airways, годен к полетам и базируется на аэродроме Мембери, Беркшир. [ 82 ]
- G-AHXW находится на ремонте после крушения в 2018 году. По завершении он присоединится к Фонду исторических полетов в Спокане, штат Вашингтон . [ 83 ]
- Королевских ВВС G-AIDL, Mk 6, годен к полетам и принадлежит компании Cirrus Aviation, окрашенной как Dominie TX310 , ее прежнее название. [ 84 ]
- G-AKIF и G-AIYR, пара DH89A Dragon Rapides, годны к полетам и базируются на аэродроме Даксфорд, Англия, для туристических полетов. [ 85 ]
- G-AKNV (последняя регистрация — OO-CNP), экспонируется в Королевском музее вооруженных сил и военной истории в Брюсселе . [ 86 ]
- NR695/N2290F, DH89A, выставлен в Национальном музее ВВС США , Дейтон, штат Огайо . [ 87 ]
- TC-ERK, DH89A, выставлен в Стамбульском музее авиации . [ 88 ]
- TF-ISM, DH89A, один из трех самолетов, находящихся на вооружении в Исландии. 2 из них эксплуатировались авиакомпанией «Icelandair». [ 89 ]
- ZS-JGV (CN8931), DH89A годен к полетам и базируется в Квинстауне в Восточной Капской провинции , Южная Африка . [ 90 ] [ 91 ]
- C-FAYE, известная как Леди Фэй , выставлена в Канадском центре наследия Bushplane в Су-Сент. Мари , Онтарио . [ 92 ]
- V-3, DH89B (CN6740), на выставке в Национальном военном музее , Нидерланды. [ 93 ]
- 2304, DH89A (CN6430), эксплуатируемый Força Aérea Portuguesa, выставлен в Museu do Ar , Синтра, Португалия. [ 94 ]
Технические характеристики (Дракон Рапид)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1938 г. [ 95 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 8 пассажиров
- Длина: 34 фута 6 дюймов (10,52 м)
- Размах крыльев: 48 футов 0 дюймов (14,63 м)
- Высота: 10 футов 3 дюйма (3,12 м)
- Площадь крыла: 336 кв. футов (31,2 м 2 )
- Соотношение сторон : 11,7
- Профиль крыла : RAF 34. модифицированный
- Пустой вес: 3230 фунтов (1465 кг)
- Полная масса: 5500 фунтов (2495 кг)
- Запас топлива: 76 имп галлонов (91 галлон США; 346 л) топлива в двух крыльевых баках за каждым двигателем; Масляный бак с воздушным охлаждением на 3,5 имп галлона (4 галлона США; 16 л)
- Размеры кабины (средние):
- Длина кабины: 13 футов 6 дюймов (4,1 м)
- Высота кабины: 4 фута 6 дюймов (1,4 м)
- Ширина кабины: 4 фута 0 дюймов (1,2 м)
- Силовая установка: 2 de Havilland Gipsy Six с воздушным охлаждением мощностью 200 л.с. (150 кВт) каждый. 6-цилиндровых перевернутых рядных поршневых двигателя
- Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 157 миль в час (253 км/ч, 136 узлов) на высоте 1000 футов (305 м)
- 155 миль в час (135 узлов; 249 км / ч) на уровне моря
- Крейсерская скорость: 132 миль в час (212 км/ч, 115 узлов)
- Дальность: 556 миль (895 км, 483 морских миль) в неподвижном воздухе на крейсерской скорости.
- Практический потолок: 16 700 футов (5 100 м)
- 3100 футов (945 м) на одном двигателе с полной полезной нагрузкой
- Скорость набора высоты: 867 футов/мин (4,40 м/с).
- Время набора высоты: 5000 футов (1524 м) за 6 минут 45 секунд.
- Нагрузка на крыло: 16 фунтов/кв. футов (78 кг/м). 2 ) [ нужна ссылка ]
- Мощность/масса : 0,073 л.с./фунт (0,120 кВт/кг) [ нужна ссылка ]
- Разбег: 870 футов (265 м)
- Посадочный пробег: 510 футов (155 м)
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Испанский фильм 1986 года «Быстрый дракон» . [ 96 ] рассказывает о его историческом использовании генералиссимусом Франсиско Франко во время подготовки к гражданской войне в Испании . [ 97 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мосс 1966 , стр. 10, 12
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мосс 1966 , с. 3
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мосс 1966 , с. 4
- ^ Jump up to: а б с д Мосс 1966 , с. 5
- ^ Мосс 1966 , стр. 5–6
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мосс 1966 , с. 6
- ^ Мосс 1966 , стр. 3–4
- ^ Джексон 1978 , стр. 362–363.
- ^ Мосс 1966 , стр. 4–5
- ^ Пиготт 2005 , с. 149.
- ^ Альперт, Майкл. Журнал BBC History , апрель 2002 г.
- ^ Jump up to: а б Мосс 1966 , стр. 6–7
- ^ Jump up to: а б с д и Мосс 1966 , с. 7
- ^ Мосс 1966 , стр. 7, 10
- ^ Jump up to: а б с Мосс 1966 , с. 9
- ^ Мосс 1966 , стр. 7–8
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мосс 1966 , с. 8
- ^ Мосс 1966 , стр. 8–9
- ^ быстрого возрождения" " Полет , стр. 602, 30 октября 1953 г.
- ^ «Rapide with Royal Urge» , рейс : 676–677, 20 ноября 1953 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Джексон 1973 , стр. 459–472.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джексон 1987 , с. 365
- ^ Андерссон 2008 , с. 205
- ^ Лучшее за 2007 год , с. 70
- ^ «Аэрофотосъемка над Папуа» . aviahistoria.com (на индонезийском языке). 5 августа 2017 г. Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Бриджмен 1948 , с. 32б
- ^ Гиллем и Бенишу, 2015 , с. 71
- ^ Лучшее за 2016 год , с. 25
- ^ Лучшее за 2016 год , с. 27
- ^ Лучшее за 2016 год , с. 24
- ^ «Индонезийская авиация 1945-1950 гг.». Архивировано 14 декабря 2005 г. на сайте Wayback Machine adf-serials.com. Проверено: 20 марта 2021 г.
- ^ Бриджмен 1948 , с. 37б
- ^ Jump up to: а б с Джексон 1987 , с. 366
- ^ Бриджмен 1948 , с. 18б
- ^ Jump up to: а б Андерссон 2016 , с. 81
- ^ «ЛАТВИЙСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ» . Латвийский авиационный портал . Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Субота, Сандра. «РАЗВИТИЕ АВИАЦИИ В ЛАТВИИ» . Архивировано из оригинала 11 марта 2010 года . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Джексон 1987 , с. 369
- ^ Jump up to: а б Джексон 1987 , с. 368
- ↑ Архив 1982, № 2 , с. 32
- ^ «Самолеты гражданской войны в Испании» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2015 года . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Бриджмен 1948 , с. 45б
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1948 , с. 12б
- ^ Jump up to: а б Джексон 1973 , стр. 460, 461.
- ^ Бриджмен 1948 , с. 16б
- ^ Джексон 1973 , стр. 459, 460.
- ^ Джексон 1973 , стр. 459, 460, 461.
- ^ Jump up to: а б с Бриджмен 1948 , с. 13б
- ^ Джексон 1987 , с. 363
- ^ Джексон 1987 , с. 362
- ^ Джексон 1973 , с. 460.
- ^ Шоу Эйр Энтузиаст , декабрь 1986 г. - апрель 1987 г. , с. 62
- ^ Jump up to: а б с д и Галлей 1980 , с. 352
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Стертивант и Балланс 1994 , с. 361
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «DH.89 Dragon Rapide» (PDF) . Эйр-Британия. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2014 года . Проверено 13 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1973 , с. 462
- ^ Рантер, Харро. «Инцидент с de Havilland DH.89A Dragon Rapide CF-BBG, 21 августа 1937 года» . Aviation-safety.net . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «Королевский жокей пропал без вести» . Данди Курьер . № 26847. 21 июня 1939 г. с. 7 – из Архива британской газеты .
- ^ Хендерсон, Тони (6 ноября 2013 г.). «Аукцион возрождает память о гибели жокея в авиакатастрофе в графстве Дарем» . Журнал . Архивировано из оригинала 13 ноября 2014 года.
- ^ Рекламодатель , 22 июля 1944 г.
- ^ Джексон 1973 , с. 463
- ^ Пул 1999 , стр. 120–21.
- ^ Пул 1999 , стр. 121–22.
- ^ Джексон 1973 , с. 468
- ^ «Авария в Мерси» , рейс 595, 18 ноября 1948 г.
- ^ Пул 1999 , стр. 126–27.
- ^ «Форма CA 113» (PDF) . Управление гражданской авиации . 1952. Архивировано (PDF) из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ↑ Авиакатастрофа ASN, 19 февраля 1954 г., de Havilland DH.89A Dragon Rapide G-AFMF , по состоянию на 8 ноября 2011 г.
- ^ Хамфрис 2001 , с. 169.
- ^ «Сегодня печальная годовщина для датского футбола» , Politiken , 16 июля 2010 г., по состоянию на 9 сентября 2011 г.
- ^ Страница истории отдельных самолетов CNAPG Dragon Rapide. Архивировано 29 июля 2020 г. на Wayback Machine , по состоянию на 9 сентября 2011 г.
- ^ Международное авиашоу в Абботсфорде (11 августа 2018 г.). «Самолет терпит крушение вскоре после окончания субботнего авиашоу» . abbotsfordairshow.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2018 года . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ «Мы должны спасти Быстрого Дракона Ферте — Аэробузза» . aerobuzz.fr . 15 июня 2017 г. Проверено 29 января 2018 г.
- ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Музей воздухоплавания и космонавтики» . www.ejercitodelaire.mde.es . Проверено 23 марта 2019 года .
- ^ «Г-АДА» . Airport-data.com . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ «Фабрика истребителей» . www.facebook.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «Де Хэвилленд 89 Драгон Рапид» . fio.es . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ «Сводка результатов поиска GINFO» . Управление гражданской авиации . 27 ноября 2016 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ "1945 DH89A Dragon Rapide Shuttleworth". Архивировано 9 июня 2021 года на Wayback Machine. Проверено: 9 июня 2021 года.
- ^ «de Havilland DH89A Dragon Rapide 'G-AGTM' » . flickr.com . 11 октября 2015 года . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ "Dragon Rapide Scillonia Airways". Архивировано 31 июля 2021 года на Wayback Machine. Проверено: 16 ноября 2015 года.
- ^ «В музее Пейн-Филд обнаружен редкий самолет Де Хэвилленд 1930-х годов» . 22 мая 2017 г.
- ^ «Г-АИДЛ» . Управление гражданской авиации Соединенного Королевства. 12 августа 2017 г.
- ^ Люк Моватт и Питер Дэвисон. «Драконий Рапид в Даксфорде» . duxfordflying.co.uk . Проверено 10 мая 2016 г.
- ^ «DH-89 «Дракон Рапид» » . user.skynet.be . Архивировано из оригинала 22 октября 2018 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ "Де Хэвилленд DH 89 Домини". Национальный музей ВВС США. Проверено: 24 августа 2015 г.
- ^ «Командование музея ВВС (Музей ВВС Турции) – Ешилькой – Стамбул – Турция» . Aviationmuseum.eu . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ [1] Дата обращения: 17 ноября 2023 г.
- ^ Коллекция исторических крыльев . Проверено: 25 июня 2016 г.
- ^ dehavilland.co.za Дата обращения: 25 июня 2016 г.
- ^ "deHavilland DH89 Rapide C-FAYE - CBHC" . www.bushplane.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ «Транспортный самолет De Havilland DH-89A 'Dominie', регистрационный номер V-3 - Поиск в коллекции - Национальный военный музей» . ННМ . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ «De Havilland DH.89A Dragon Rapide (2304) ФАП» . станакшот . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Грей и Бриджмен 1938 , стр. 31c–32c.
- ^ Музей Януса (26 октября 2007 г.). «Капитанский рай» . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ «Дракон Рапид» . ИМДБ . Проверено 1 июня 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт (2008). История китайской авиации: Энциклопедия самолетов и авиации Китая до 1949 года . Тайбэй, Китайская Республика: AHS Китайской Республики. ISBN 978-957-28533-3-7 .
- Андерссон, Леннарт (лето 2016 г.). «Регистры гражданских самолетов Латвии 1922–1940: Часть вторая». Архив Эйр-Британия . стр. 81–84. ISSN 0262-4923 .
- Бест, Мартин С. (лето 2007 г.). «Развитие коммерческой авиации в Китае: Часть 2: Китайская национальная авиационная корпорация (до Второй мировой войны)». Архив Эйр-Британия . стр. 51–80. ISSN 0262-4923 .
- Бест, Мартин С. (весна 2016 г.). «Развитие коммерческой авиации в Китае: Часть 18A: Гражданские воздушные перевозки в Индокитае, 1950–53». Архив Эйр-Британия . стр. 13–28. ISSN 0262-4923 .
- Бриджмен, Леонард (1948). Джейн «Все самолеты мира», 1948 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
- «Полные реестры актов гражданского состояния: 5: CR-T: Португальский Тимор». Архив . № 2. Эйр-Британия . 1982. с. 32. ISSN 0262-4923 .
- Эллиотт, Брин (январь – февраль 1999 г.). «В такт: первые 60 лет британской воздушной полиции». Любитель воздуха . № 79. С. 68–75. ISSN 0143-5450 .
- Фрессон, Тед (май 2008 г.). Воздушная дорога на острова . Эрскин: Издательство Kea Publishing. ISBN 978-0951895894 .
- Гердессен, Фредерик. «Эстонская авиация 1918–1945». Air Enthusiast , № 18, апрель – июль 1982 г., стр. 61–76. ISSN 0143-5450 .
- Грей, компьютерная графика; Бриджмен, Леонард, ред. (1938). Джейн «Все самолеты мира», 1938 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
- Уильям, Жак; Бенишу, Мишель (апрель 2015 г.). «Самолеты-призраки Air France». Fana de l'Aviation (на французском языке). Нет. 545. стр. 66–72. ISSN 0757-4169 .
- Халли, Джеймс Дж. (1980). Эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-083-9 .
- Хэмлин, Джон Ф. (2003). Семья Де Хэвилленд Драгон Рапид . Air-Britain (Historians) Ltd. Танбридж-Уэллс, Кент, Великобритания: ISBN 0-85130-344-7 .
- Хамфрис, Рой (2001). Кентская авиация, век полетов . Страуд: издательство Sutton Publishing. ISBN 0-7509-2790-9 .
- Джексон, Эй Джей (1978). Самолеты De Havilland с 1909 года . компании Putnam & Company Ltd. ISBN 0-370-30022-Х .
- Джексон, Эй Джей (1987). Самолеты De Havilland с 1909 года . компании Putnam & Company Ltd. ISBN 0-85177-802-Х .
- Джексон, Эй Джей (1988). «Британские гражданские самолеты 1919–1972: Том II» . Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-813-5 .
- Джексон, Эй Джей (1973). «Британские гражданские самолеты с 1919 года: Том 2» . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-10010-7 .
- Мосс, Питер В. (1966). De Havilland Rapide: Профильные публикации, номер 144 . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации.
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал для любителей авиации . № 2. стр. 154–162. ISSN 0143-5450 .
- Пиготт, Питер (2005). Королевский транспорт: взгляд изнутри на историю королевских путешествий . Торонто, Канада: Издательство Dundurn Group. ISBN 9781554882854 .
- Шоу, Робби (декабрь 1986 г. - апрель 1987 г.). «Турецкая Хава Мюзеси». Любитель воздуха . № 32. С. 59–62. ISSN 0143-5450 .
- Пул, Стивен (1999). Грубая посадка или фатальный полет . Дуглас: Публикации Амулри. ISBN 1-901508-03-Х .
- Стертивант, Рэй; Балланс, Тео (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Великобритания: ISBN Air Britain (Historians) Ltd. 0-85130-223-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Справочный чертеж операторов [2] , [3]
- de Havilland Dragon Rapide. Архивировано 6 декабря 2017 года в Wayback Machine в Музее военной авиации.