Юнкерс Ю 88
Да, 88 | |
---|---|
![]() Ju 88A над Францией в 1942 году. | |
Общая информация | |
Тип | |
Производитель | Юнкерс |
Дизайнер | Эрнст Зиндель, У. Х. Эверс и Альфред Гасснер |
Основной пользователь | ВВС |
Количество построенных | 15,183 [ 1 ] |
История | |
Дата введения | 1939 |
Первый полет | 21 декабря 1936 г. |
Ушедший на пенсию | 1951 ( Франция ) |
Варианты | Юнкерс Ю 188 |
Junkers Ju 88 — двухмоторный многоцелевой боевой самолет, разработанный и выпускаемый немецкой авиастроительной компанией Junkers Aircraft and Motor Works . Он широко использовался Люфтваффе во время мировой войны Второй .
Самолет был спроектирован в середине 1930-х годов как так называемый Schnellbomber («быстрый бомбардировщик»), который был слишком быстрым для перехвата истребителями того времени. Он страдал от технических проблем во время разработки и на ранних этапах эксплуатации, но стал одним из самых универсальных боевых самолетов войны. Как и ряд других бомбардировщиков Люфтваффе , он служил бомбардировщиком , пикирующим бомбардировщиком , ночным истребителем , торпедоносцем , разведчиком , тяжелым истребителем и в конце войны — летающей бомбой . [ 2 ]
Несмотря на длительную разработку, Ju 88 стал одним из . Люфтваффе самых важных самолетов Сборочный конвейер работал постоянно с 1936 по 1945 год, и было построено более 15 000 Ju 88 в десятках вариантов, что сделало его вторым по объему производства бомбардировщиком всех времен после четырехмоторного Consolidated B-24 Liberator и самым производимым бомбардировщиком. двухмоторный немецкий самолет того периода. На протяжении всего производства основная конструкция самолета оставалась неизменной. [ 3 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2017 г. ) |
В августе 1935 года министерство авиации Германии представило требования к невооруженному трехместному высокоскоростному бомбардировщику с полезной нагрузкой 800–1000 кг (1800–2200 фунтов). [ 4 ] Проектирование Ju 88 началось с исследования (EF59), которое привело к созданию двух параллельных проектов: Ju 85 и Ju 88. [ 5 ] Ju 85 представлял собой прототип двухмоторного бомбардировщика, разработанный Юнкерсом в 1935 году. Министерство авиации запросило самолет, который отличался от Ju 88 использованием двухкилевого хвостового оперения. Самолет так и не был принят на вооружение. [ 6 ]
Проектирование было начато главным конструктором Юнкерса Эрнстом Зинделем. [ 7 ] Ему помогали Вильгельм Генрих Эверс и американский инженер Альфред Гасснер. [ 8 ] Эверс и Гасснер вместе работали в Fokker Aircraft Corporation of America, где Гасснер был главным инженером. [ нужна ссылка ] Юнкерс представил свой первоначальный проект в июне 1936 года и получил разрешение на постройку двух прототипов (Werknummer 4941 и 4942). [ 4 ] Первые два самолета должны были иметь дальность полета 2000 км (1200 миль) и оснащаться двумя двигателями DB 600 . Еще три самолета, Werknummer 4943 , 4944 и 4945 , должны были быть оснащены двигателями Jumo 211 . [ 4 ] Первые два прототипа, Ju 88 V1 и V2, отличались от V3, V4 и V5 тем, что последние три модели были оснащены тремя позициями защитного вооружения в задней части кабины и могли нести два 1000-кг (2200-фунтовых) вооружения. ) бомбы, по одной под каждой внутренней панелью крыла.
Первый полет самолета совершил 21 декабря 1936 года прототип Ju 88 V1, имевший гражданскую регистрацию D-AQEN. Во время первого полета ему удалось развить скорость около 580 км/ч (360 миль в час) . Геринг , глава Люфтваффе , был в восторге. Это был самолет, который наконец смог выполнить обещания Schnellbomber , высокоскоростного бомбардировщика. Обтекаемый фюзеляж был смоделирован по образцу его современника, Dornier Do 17 , но с меньшим количеством защитных орудий, поскольку все еще считалось, что он может обогнать истребители конца 1930-х годов. Пятый прототип установил рекорд пробега по замкнутому контуру в 1000 км (620 миль) в марте 1939 года, неся полезную нагрузку массой 2000 кг (4400 фунтов) на скорости 517 км/ч (321 миль в час). [ 9 ]

с двумя стойками и убирающейся назад Первые пять прототипов имели традиционно работающую главную передачу , но, начиная с прототипа V6, дебютировала конструкция главной передачи, которая поворачивала новую одностойную стойку главной передачи на 90 ° во время втягивания, что значительно как у американского истребителя Curtiss P-40 Warhawk . Эта особенность позволяла основным колесам оказаться над нижним концом стойки при полном втягивании. [ № 1 ] и был принят в качестве стандарта для всех будущих серийных Ju 88 и лишь минимально модифицирован для более поздних его модификаций Ju 188 и 388. В этих одноопорных стойках шасси также использовались стопки конических тарельчатых шайб внутри них в качестве основной формы подвески при взлете и посадке.
К 1938 году радикальные модификации первого прототипа начали выпускать «тяжелый» пикирующий бомбардировщик. Были усилены крылья, добавлены тормоза пикирования, удлинен фюзеляж , а количество членов экипажа увеличено до четырех. Благодаря этим достижениям Ju 88 должен был вступить в войну как средний бомбардировщик .

Выбор кольцевых радиаторов охлаждения двигателя на Ju 88, при котором эти радиаторы размещались сразу перед каждым двигателем и непосредственно за каждым воздушным винтом, позволил разместить линии охлаждения охлаждающей жидкости двигателя и радиаторы маслоохлаждения (интегрированные в кольцевую конструкцию). максимально короткий, со встроенными левым и правым воздухозаборниками для охлаждения выхлопных коллекторов, при этом правый борт также подает воздух для впуска нагнетателя.

По мере приближения начала Второй мировой войны в Европе к тому времени, когда Люфтваффе, планировщики такие как Эрнст Удет, получили возможность добавить свои собственные «любимые» функции (включая бомбардировку с пикирования Удетом), максимальная скорость Ju 88 упала примерно до 450 км/ч. ч (280 миль в час). Ju 88 V7 был оснащен оборудованием для резки кабеля для борьбы с потенциальной угрозой со стороны британских аэростатов заграждения и успешно прошел испытания в этой роли. Затем на V7 было установлено граненое носовое остекление Ju 88 A-1 «глаз жука» в комплекте с установкой Bola подфюзеляжной оборонительной пулеметной , и он прошел серию испытаний на бомбометание с пикирования массой 250 и 500 кг (550 и 1100 кг). фунтов) бомбы, а в начале 1940 года - бомбы массой 1000 кг (2200 фунтов). Ju 88 V8 ( Stammkennzeichen of DG+BF, Wrk Nr 4948) поднялся в воздух 3 октября 1938 года. Серия A-0 была разработана на основе прототипов V9 и V10. Прототипы серии А-1 имели номера Wrk Nrs 0003, 0004 и 0005. На А-1 были установлены силовые установки Jumo 211B-1 или G. [ 11 ]
Осенью 1938 года доктор Генрих Коппенберг (управляющий директор компании Jumo) заверил Геринга, что производство 300 Ju 88 в месяц определенно возможно. Геринг выступал за вариант А-1 для серийного производства.
Производство было резко задержано из-за проблем с разработкой. Несмотря на то, что Ju 88 планировалось принять на вооружение в 1938 году, Ju 88 наконец поступил на вооружение эскадрильи (всего с 12 самолетами) в первый день вторжения в Польшу в 1939 году. Производство было мучительно медленным: в неделю производился только один Ju 88 из-за проблем. продолжал возникать. Серия тяжелых истребителей Ju 88C также была разработана в самом начале 1940 года, но держалась в секрете от Геринга, поскольку ему нужны были только бомбардировщики. [ нужна ссылка ]
Пикирующий бомбардировщик
[ редактировать ]
В октябре 1937 года генераллюфтцюгмейстер Эрнст Удет приказал разработать Ju 88 как тяжелый пикирующий бомбардировщик . На это решение повлиял успех Ju 87 Stuka в этой роли. В центре разработки Юнкерса в Дессау приоритетное внимание уделялось изучению систем выдвижения и тормозов пикирования . [ 12 ] Первым прототипом, прошедшим испытания в качестве пикирующего бомбардировщика, был Ju 88 V4, за ним последовали V5 и V6. Эти модели стали запланированным прототипом серии А-1. V5 совершил свой первый полет 13 апреля 1938 года, а V6 - 28 июня 1938 года. И V5, и V6 были оснащены четырехлопастными винтами, дополнительным бомбовым отсеком и центральной «системой управления». [ 12 ] Как пикирующий бомбардировщик Ju 88 был способен точечно доставлять тяжелые грузы; однако, несмотря на все модификации, бомбометание с пикирования по-прежнему оказывалось слишком напряженным для планера, и в 1943 году тактика была изменена, и бомбы доставлялись с более пологого угла пикирования - 45 °. Соответственно были модифицированы авиационные и бомбовые прицелы, а тормоза пикирования были сняты. Благодаря усовершенствованному Stuvi пикирующему бомбовому прицелу точность оставалась очень хорошей для своего времени. Максимальная бомбовая нагрузка А-4 составляла 3000 кг (6600 фунтов), но на практике стандартная бомбовая нагрузка составляла 1500–2000 кг (3300–4400 фунтов). [ 13 ] А-4 Позже Юнкерс использовал планер для торпедоносца А-17, у которого не было подносовой Бола гондолы для подфюзеляжной артиллерийской позиции. [ 12 ]

Истребитель-бомбардировщик
[ редактировать ]Серия стандартных истребителей-бомбардировщиков Ju 88C, начиная с C-2, завершилась появлением Ju 88 C-6 , в котором был использован опыт, приобретенный на бомбардировщике A-4, оснащенном теми же двигателями Jumo 211J, но заменив носовую часть «жучьего глаза». остекление с плавно изогнутым цельнометаллическим носом, пробитым только стволами его наступательного вооружения, стреляющего вперед. С-6 использовался в основном как истребитель-бомбардировщик и поэтому причислялся к бомбардировочным частям. В качестве реакции на растущее число нападений на немецкие суда, особенно на подводные лодки в Бискайском заливе , с июля 1942 года они начали проводить противокорабельные патрули и выполнять миссии по сопровождению с баз во Франции. [ 14 ] V./ Kampfgeschwader 40 формируется для эксплуатации C-6.
Самолет V./KG 40 ( переименованный в I./ Zerstörgeschwader 1) . в 1943 г. [ 15 ] ) представляли значительную угрозу для противолодочной авиации и использовались в качестве истребителей сопровождения более уязвимых морских патрульных бомбардировщиков Focke-Wulf Fw 200 Condor . С июля 1942 по июль 1944 года Ju 88 KG 40 и ZG 1 одержали 109 подтвержденных побед в воздухе. [ 16 ] ценой 117 потерь. [ 17 ] В конце концов они были развернуты против вторжения союзников в Нормандию в июне 1944 года, понеся тяжелые потери и не получив большого эффекта, прежде чем были расформированы 5 августа 1944 года. [ 18 ] Некоторые варианты Ju 88 также использовались в качестве радиоуправляемых бомб в Mistel конфигурации составного самолета путем соединения бомбардировщика, наполненного взрывчаткой, с истребителем, таким как Focke-Wulf Fw 56 или Messerschmitt Bf 109E .
Штурмовой бомбардировщик
[ редактировать ]
Ju 88P представлял собой специализированный вариант для штурмовиков и эсминцев -бомбардировщиков , разрабатывавшийся с 1942 года. [ 19 ] и производился в небольших количествах с использованием образцов серии авиационных автопушек тяжелого калибра Bordkanone , для оформления которых требовалось исключить подносовую гондолу Bola . Прототип, созданный на базе стандартного Ju 88 A-4, был вооружен 75-мм (3,0 дюйма) противотанковой пушкой, созданной на базе 7,5-см PaK 40, установленной в большой конформной артиллерийской гондоле под фюзеляжем. За этим последовала небольшая партия Ju 88 P-1 , в которой носовая часть версии C из цельного листового металла была стандартизирована для всех известных образцов серии P, а также использовалась новая 75-мм (3,0 дюйма) полуавтоматическая пушка PaK 40L. пистолет, также известный как Бордканон БК 7,5 , [ 20 ] который также предназначался для использования как в более поздних Henschel Hs 129B-3 специализированных противотанковых самолетах , так и в так и не созданной серийной версии штурмовика He 177A-3/R5, артиллерии зенитной для подавления в Сталинграде импровизированной полевой версии . Ju 88P-1 было выпущено примерно в 40 единицах, но из-за массивной пушечной установки самолет был медленным и уязвимым. [ 19 ] Вскоре его заменил Ju 88 P-2 с двумя пушками Bordkanone 37-мм (1,5 дюйма) BK 3,7 , более высокая начальная скорость которых оказалась полезной против русских танков на Восточном фронте. Этот самолет использовался Erprobungskommando 25. Ju 88 P-3 также использовал спаренные пушки BK 37 и имел дополнительную броню для экипажа и был доставлен в один штаб Nachtschlachtgruppen . 1, 2, 4, 8 и 9 на ночь атаки на Восточном фронте, в северной Норвегии (NSGr 8) и Италии (NSGr 9). [ 19 ] Наконец, на Ju 88 P-4 была установлена подфюзеляжная артиллерийская установка меньшего объема, в которой размещалась 50-мм (2,0 дюйма) самозарядная пушка Bordkanone BK 5 (такая же артиллерийская установка использовалась для созданной в полевых условиях горстки импровизированных сталинградских типов He 177A) и, в некоторых случаях - твердотопливные ракеты калибра 65 мм (2,6 дюйма). [ 19 ]
Тяжелый истребитель и ночной истребитель
[ редактировать ]Ты 88С
[ редактировать ]
Ju 88 V19 (W.Nr. 0373) был испытательным стендом серии Ju 88C. [ 21 ] Первоначально Ju 88C задумывался как истребитель-бомбардировщик и тяжелый истребитель за счет добавления в носовую часть неподвижных, стреляющих вперед орудий, сохраняя при этом некоторую способность нести бомбы, как у бомбардировщика серии А. Серия C имела цельнометаллическую носовую часть, обычно вмещающую одну 20-мм (0,787 дюйма) пушку MG FF и три 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 17 . Самолет сохранил подфюзеляжную гондолу Бола под боевым отделением, хотя отдельные агрегаты иногда удаляли ее, чтобы уменьшить вес и сопротивление для повышения характеристик. Позже Ju 88C использовался как ночной истребитель , и это стало его основной ролью.
Первой версией Ju 88C был C-1 с 20 самолетами, переоборудованными из планеров A-1 . Некоторые из них поступили на вооружение в Zerstörerstaffel KG 30, который стал частью II./NJG 1 в июле 1940 года. За C-1 последовал C-2 , 20 самолетов которого были переоборудованы из планеров A-5 с увеличенным размахом крыла. С -4 стал первой серийной версией: было произведено 60 и переоборудовано 60 самолетов из планеров А-5. С -6 , из которых было выпущено 900 самолетов, был основан на планере А-4 с более мощными двигателями и более сильным оборонительным вооружением (одинарная или сдвоенная установка с ленточным питанием 7,92-мм (0,312 дюйма) MG 81 или 13-мм ( 0,512 дюйма) MG 131 вместо пулеметов MG 15 с барабанным питанием).


Ночной истребитель C -6 обычно оснащался FuG 202 Lichtenstein BC в низкочастотном диапазоне УВЧ перехвата бортовым радаром с использованием сложных 32-дипольных антенн Матратце . Первые четыре ночных истребителя С-6 были испытаны в начале 1942 года авиацией NJG 2 . Испытания прошли успешно, и самолет был запущен в производство. В октябре 1943 года многие C-6 были модернизированы новыми радиолокационными системами. Первым новым радиолокационным оборудованием стал FuG 212 Lichtenstein C-1. После того, как в конце весны 1943 года радары Лихтенштейна УВЧ-диапазона были скомпрометированы союзниками, следующей разработкой немецкого радара искусственного интеллекта стал УКВ -диапазон FuG 220 Lichtenstein SN-2, в котором 32-дипольные антенны Матратце были заменены гораздо более крупными. восьмидипольные антенны Хиршгевайха (оленьи рога), необходимые для более длинноволновой системы СН-2.
На многих Ju 88C гондолы Бола были модифицированы для установки до двух 20-мм (0,787 дюйма) пушек, стреляющих вперед. Несколько ночных истребителей C-6 были оснащены двумя 20-мм (0,79 дюйма) пушками «Schräge-Musik», стреляющими вверх, в пробной установке, и с середины 1943 года для этой конструкции был доступен официальный комплект полевой модификации.
У небольшого количества дневных истребителей серии C были новые цельнометаллические носы, специально окрашенные так, чтобы они напоминали граненое прозрачное остекление носовой части бомбардировщика серии A с прозрачным обзорным остеклением, в попытке обмануть пилотов союзников, заставив их думать, что истребители на самом деле были истребителями. бомбардировщики; необычная попытка «маскировки» первоначально привела к ряду потерь союзников в воздухе. [ нужна ссылка ]
Ю 88Р
[ редактировать ]
Ночные истребители серии Ju 88R по сути представляли собой версии Ju 88 C-6, оснащенные унифицированными BMW 801 радиальными двигателями . R-1 имел двигатели BMW 801L мощностью 1147 кВт (1539 л.с.), а R-2 - двигатели BMW 801 G-2 мощностью 1250 кВт (1677 л.с.).
Один из первых самолетов серии R-1, поступивших на вооружение ( Werknummer 360 043), был вовлечен в один из самых значительных дезертирств из Люфтваффе . 9 мая 1943 года этот ночной истребитель (D5+EV), дислоцированный в составе 10./NJG 3 в Ольборге, Дания, вылетел на базу Королевских ВВС в Дайсе (ныне аэропорт Абердина ) со всем экипажем и полным электронным оборудованием на борту. Тот факт, что истребители Spitfire Vb № 165-й (Цейлонской) эскадрильи сопровождали его ближе к концу полета, мог указывать на то, что его прибытие было ожидаемым. [ нужна ссылка ] Он был немедленно переброшен на аэродром Фарнборо , получил маркировку Королевских ВВС и серийный номер PJ876 и прошел детальные испытания. [ 22 ] Сохранившийся самолет выставлен в музее Королевских ВВС как один из первых двух неповрежденных Ju 88 в авиационных музеях. Люфтваффе Генрих Шмитт (сын бывшего секретаря узнало об этом дезертирстве только в следующем месяце, когда члены экипажа, пилот оберлейтенант министерства иностранных дел (1923–1929) Густава Штреземана) и оберфельдфебель Пауль Розенбергер сделали передачи по британскому радио. [ 23 ] [ Н 2 ] Третий член экипажа, Эрих Кантвилл, отказался сотрудничать с британцами и с ним обращались как с обычным военнопленным.
Ты 88G
[ редактировать ]Все предыдущие версии ночных истребителей Ju 88 использовали модифицированный фюзеляж серии А. Фюзеляж серии G был специально построен для особых нужд ночного истребителя, при этом у серии A Bola подфюзеляжная подносовая защитная артиллерийская установка была опущена для меньшего аэродинамического сопротивления и меньшего веса, а также добавлен увеличенный квадратный вертикальный киль. / руль хвостового оперения Ju 188 . Самолет G-1 обладал более мощным вооружением и, как и более ранний R-1, использовал пару радиальных двигателей BMW 801 мощностью 1250 кВт (1677 л.с.) , G-1 использовал более позднюю версию BMW 801G-2. Электронное оборудование состояло из стандартного на тот момент УКВ-радара FuG 220 Lichtenstein SN-2 90 МГц с восьмидипольными антеннами Хиршгевайха , который мог включать в себя установку радиолокационного детектора пограничного СВЧ-диапазона FuG 350 Naxos с приемной антенной, размещенной в каплевидном корпусе. обтекаемый обтекатель формы над фонарем, или устройства самонаведения радар-детектора FuG 227 Flensburg , имевшие собственное трио двухдипольные усики: по одной на передней кромке каждого крыла и по одной под хвостом. Один Ju 88G-1 из 7. Staffel / NJG 2 был по ошибке переправлен в ВВС Великобритании в Вудбридже в июле 1944 года, что дало Королевским ВВС первый шанс проверить радар Lichtenstein SN-2 УКВ-диапазона и радар-детектор Flensburg. [ 24 ]

Версии G-6 были оснащены перевернутыми двигателями Jumo 213A V-12 мощностью 1287 кВт (1726 л.с.) (с теми же измененными кольцевыми сердечниками радиатора, что и Ju 188 с их приводом), увеличенными топливными баками и часто одним или двумя 20-мм (0,79 дюйма) двигателями. ) Пушки MG 151/20 в Schräge Musik («Джазовая музыка», т.е. наклонная) установка. Эти орудия были направлены наклонно вверх и вперед от верхней части фюзеляжа – обычно под углом 70°.
Некоторые из последних моделей серии G получили обновления двигателей с использованием пары высотных перевернутых двигателей Jumo 213E V-12 с той же измененной конструкцией кольцевого радиатора, что и уже использовавшиеся модели 213A, или радара с использованием среднего диапазона УКВ. Радар FuG 218 Neptun AI либо со стандартными антеннами Hirschgeweih с более короткими диполями, подходящими для более высоких используемых частот, либо, реже, с усовершенствованным Morgenstern Шестидипольная антенна типа Яги со скрещенными элементами 90°. Лишь очень немногие ночные истребители Ju 88G-6 когда-либо были оснащены полуэкспериментальной РЛС FuG 240 Berlin N-1 на базе магнетрона полостью 3 ГГц с (сантиметрового диапазона) , чья тарельчатая антенна размещалась в обтекателе плавной формы на G. -6 нос. было завершено лишь около 15 систем Берлина До Дня Победы .
Многие асы ночных истребителей Люфтваффе , такие как Гельмут Лент (110 побед) и Генрих Принц цу Сайн-Витгенштейн (87 побед), за свою карьеру летали на Ju 88.
Операционная история
[ редактировать ]Вторжение в Польшу
[ редактировать ]Только 12 Ju 88 участвовали в боевых действиях во время вторжения в Польшу . Подразделение Erprobungskommando 88 (Ekdo 88) отвечало за испытания новых конструкций бомбардировщиков и их экипажей в неблагоприятных условиях. Они отобрали 12 самолетов и их экипажи и прикрепили их к 1./Kampfgeschwader 25 . [ 25 ] Из-за небольшой боевой численности этот тип не оказал никакого влияния.
Битва за Норвегию
[ редактировать ]Люфтваффе направило II./Kampfgeschwader в 30 кампанию под командованием X. Fliegerkorps для операции Weserübung . [ 26 ] Подразделение было оснащено Ju 88 и в качестве своей основной цели использовало корабли союзников. 9 апреля 1940 года Ju 88 из KG 30 совершили пикирующую бомбардировку в сотрудничестве с бомбардировщиками с высоты Heinkel He 111 из KG 26 и помогли повредить линкор HMS Rodney и потопить эсминец HMS Gurkha . Однако подразделение потеряло в бою четыре Ju 88, что является самой высокой потерей самолета в бою за всю кампанию. [ 27 ]
Битва за Францию
[ редактировать ]

Боевой порядок Люфтваффе во время французской кампании показывает, что все летные корпуса Люфтваффе ( I. Fliegerkorps ), кроме одного, содержали в боевой роли Ju 88. Смешанные бомбардировочные подразделения, включая Ju 88 из Kampfgeschwader 51 (под командованием Luftflotte 3 ), помогли уничтожить от 233 до 248 самолетов союзников на земле в период с 10 по 13 мая 1940 года. [ 28 ] Ju 88 был особенно эффективен при бомбометании с пикирования. В период с 13 по 24 мая I. и II./KG 54 совершили 174 нападения на железнодорожные системы, парализовав французскую логистику и мобильность. [ 29 ] 17 июня 1940 года самолеты Junkers Ju 88 (в основном из Kampfgeschwader 30) уничтожили «10 000-тонный корабль», океанский лайнер RMS Lancastria водоизмещением 16 243 брт , у Сен-Назера , в результате чего погибло около 5800 военнослужащих союзников. [ 30 ] Около 133 Ju 88 были задействованы в блицкриге , но очень высокие боевые потери и несчастные случаи вынудили быстро выйти из боя, чтобы переобучить экипажи для управления этим очень высокопроизводительным самолетом. Сообщалось, что некоторые экипажи больше боялись Ju 88, чем противника, и просили перевести их в подразделение He 111. [ 31 ] К этому времени серьезные недостатки в характеристиках А-1 привели к масштабной переработке конструкции. Результатом стал более длинный размах крыла - 20,08 м (65,9 футов) за счет удлиненных закругленных законцовок крыла , которые уже были стандартизированы для версии A-4 и считались необходимыми для всех A-1; так родился А-5. Уцелевшие А-1 были модифицированы как можно быстрее, установив новые крылья по спецификациям А-5.
Битва за Британию
[ редактировать ]
К августу 1940 года А-1 и А-5 достигли оперативных частей, когда бой ужесточался.
Битва за Британию обошлась очень дорого. Его более высокая скорость не помешала потерям Ju 88 превысить потери его собратьев по конюшне Dornier Do 17 и Heinkel He 111, несмотря на то, что они были развернуты в меньшем количестве, чем оба. Потери Ju 88 над Британией в 1940 году составили 303 самолета в период с июля по октябрь 1940 года. [ 32 ] Потери Do 17 и He 111 за тот же период составили 132 и 252 уничтоженные машины соответственно. [ 33 ] [ 34 ]
Однако из всех потерь, понесенных Ju 88 в то время, некоторые были связаны с непростым поведением самолета, особенно по сравнению с проверенным He 111, а также с отсутствием у экипажей опыта работы на этом типе - многие из них имели незадолго до этого переоборудован в Ju 88. Например, из 39 потерь, зафиксированных за июль 1940 года, только 20 были вызваны действиями противника. Остальные списаны из-за несчастных случаев на тренировках, аварий или неисправностей в континентальной Европе. [ 32 ] Чтобы сделать Ju 88 менее уязвимым, был внесен ряд полевых модификаций, включая замену единственного кормового пулемета MG 15 на двухствольный пулемет MG 81Z и установку дополнительной брони кабины.
Один инцидент был связан с наземными боями между экипажем А-1 и солдатами лондонских ирландских стрелков во время битвы при Грейвни-Марш 27 сентября 1940 года. Это было последнее столкновение между британскими и иностранными вооруженными силами на материковой территории Великобритании. [ 35 ]
Флагманский Ju 88 A-4 поступил на вооружение в последние дни битвы за Британию. Хотя он и медленнее, чем А-1, он решил почти все проблемы А-1. На самом деле А-4 претерпел дополнительные улучшения, включая более мощные двигатели, но, в отличие от других самолетов Люфтваффе, не претерпел изменения кода модели. Ju 88 C-серии также выиграл от изменений А-4.
Балканы и Греция
[ редактировать ]Ju 88 использовался VIII Fliegerkorps во время немецкого вторжения в Югославию в апреле 1941 года. Ju 88 также использовались во время немецкого вторжения в Грецию (операция Марита) в апреле 1941 года и во время немецкого вторжения на Крит в мае 1941 года. После капитуляции в 1943 году Ju 88 также использовались во время немецкого вторжения на удерживаемые Италией острова Додеканес, которое произошло в период с сентября по ноябрь. 1943 год.
Восточный фронт
[ редактировать ]К лету 1941 года большинство частей, оснащенных Dornier Do 17, были модернизированы до Ju 88. За некоторыми исключениями, большинство немецких бомбардировочных частей теперь летали на He 111 и Ju 88. Ju 88 должен был оказаться очень полезным и ценным средством для Люфтваффе на востоке. Подразделения Ju 88 добились мгновенного успеха, атаковав вражеские аэродромы и позиции на низкой высоте, нанося огромные потери при небольшом ущербе в ответ. 3./ Kampfgeschwader 3 атаковал аэродром Пинск утром 22 июня 1941 года. Он поймал и уничтожил на земле 60 советских бомбардировщиков. 39-й СБАП полка 10-й дивизии САД фактически потерял 43 Туполева СБА и пять Петляков Пе-2 . Ju 88 из Kampfgeschwader 51 уничтожили более 100 самолетов после отправки 80 Ju 88 на аэродромы. В целом советские самолеты не были рассредоточены, и люфтваффе сочли их легкой мишенью. [ 36 ] В отчете советской 23-й танковой дивизии 12-го танкового корпуса описывается атака Ju 88 на малых высотах 22 июня, в результате которой было потеряно 40 танков. Однако Ju 88 должны были нести постоянные потери на истощение. 22 июня 1941 года в 04:15 III./KG 51 атаковал аэродром Куровица. Несмотря на уничтожение 34 И-153 Поликарпова , Ju 88 были перехвачены 66 ШАП И-153. Шесть Ju 88 были сбиты до того, как немецкий истребительный эскорт справился с угрозой. [ 37 ] К концу первого дня кампании потери Ju 88 составили 23 уничтоженных. [ 38 ]

Из-за нехватки достаточного количества Ju 87 Stukas Ju 88 использовались для непосредственной наземной поддержки. Это привело к серьезным потерям от наземного пожара. Kampfgeschwader 1 , Kampfgeschwader 76 и Kampfgeschwader 77 сообщили о потере 18 Ju 88 над территорией противника 23 июня. KG 76 и KG 77 сообщили о потере еще четырех Ju 88, из которых 12 были полностью уничтожены. [ 39 ]
На севере ВВС Северо-Западного фронта потеряла на земле 465 самолетов, из них 148 бомбардировщиков, от Ju 88 KG 1. Еще 33 были повреждены. Из 1720 самолетов, развернутых Северным фронтом ВВС на 22 июня, [ 40 ] за восемь дней он потерял 890 человек, а еще 187 получили боевые повреждения. [ 41 ] Подразделения Ju 88 помогли практически уничтожить советскую авиацию на северном участке.
И снова Ju 88 продемонстрировал свои возможности бомбометания с пикирования. Наряду с He 111 из KG 55, Ju 88 из KG 51 и 54 уничтожили 1 июля около 220 грузовиков и 40 танков, что помогло отразить наступление советского Юго-Западного фронта. Ju 88 уничтожили большинство железнодорожных путей во время миссий по перехвату в этом районе, что позволило танковой группе 1 сохранить темп своего наступления. [ 42 ]
Подразделения Ju 88, действовавшие над странами Балтии во время битвы за Эстонию, нанесли серьезные потери советскому судоходству, используя ту же тактику бомбардировок с пикирования, что и над Норвегией , Францией и Великобританией. KGr 806 потопил советский эсминец «Карл Маркс» 8 августа 1941 года в бухте Локса в Таллинне . [ 43 ] 28 августа Ju 88 добились большего успеха, когда KG 77 и KGr 806 потопили водоизмещением 2026 брт пароход Vironia водоизмещением 2317 брт , Lucerne водоизмещением 1423 брт , Atis Kronvalds и ледокол Krišjānis Valdemārs (2250 брт). Остальная часть советского «флота» была вынуждена изменить курс. Им пришлось пройти через сильно заминированную территорию. В результате 21 советский военный корабль, в том числе пять эсминцев, подорвался на минах и затонул. 29 августа на счету Ju 88 были потоплены транспортные корабли «Вторая пятилетка» (3974 брт), «Калпакс» (2190 брт) и «Ленинградсовет» (1270 брт). корабли «Иван Папанин» , «Сауле» , «Казахстан» и « Серп и Молот» Кроме того, повреждения получили . Погибло около 5000 советских солдат. [ 44 ]
Средиземноморье
[ редактировать ]Ju 88 впервые прибыли на Сицилию в 1940 году, откуда атаковали корабли союзников в Средиземноморье и приняли участие в бомбардировках Мальты во время Осады Мальты .
Северная Африка
[ редактировать ]Ju 88 использовались в кампании в Северной Африке , где они участвовали в операциях по поддержке сил Оси в Северной Африке.
Итальянская кампания
[ редактировать ]2 декабря 1943 года 105 Ju 88 A-4, вооруженные бомбами и мотобомбами, кружащимися торпедами, атаковали удерживаемый союзниками порт Бари, Италия . Атакующие силы добились полной внезапности и потопили в переполненной гавани более 20 кораблей союзников, в том числе американский корабль «Либерти» « Джон Харви» , перевозивший горчичный газ . Около 1000 человек были убиты и еще 1000 ранены; Многие погибли и получили ранения в результате выброса иприта. Атакующие силы потеряли один самолет; Союзники не выделили истребителей для охраны Бари, поскольку считали, что Люфтваффе неспособны нанести удар такой силой на данном этапе войны. Порт был полностью закрыт на три недели из-за повреждений, нанесенных рейдом, и возобновил полную работу только в феврале 1944 года. [ 45 ]
Финские ВВС
[ редактировать ]
В апреле 1943 года, когда Финляндия вела войну-продолжение против СССР, финские ВВС закупили у Германии 24 Ju 88. [ 46 ] Самолеты использовались для оснащения 44-й эскадрильи , которая ранее эксплуатировала самолеты Bristol Blenheims , но вместо этого они были переданы в 42-ю эскадрилью . Из-за сложности Ju 88 ВВС провели на этом самолете большую часть обучения экипажей 1943 года и выполнили лишь несколько бомбардировочных вылетов. Наиболее заметным стал налет на партизанскую деревню Лехто 20 августа 1943 года (в котором участвовала вся эскадрилья) и налет на аэродром Лавансаари (в результате чего семь Ju 88 были повреждены в результате вынужденной посадки в ненастную погоду). [ 47 ] Летом 1943 года финны отметили стрессовые повреждения крыльев. Это произошло, когда самолет использовался при бомбардировке с пикирования. Последовали ограничения: тормоза пикирования были сняты и разрешалось погружаться только под углом 45 градусов (по сравнению с 60–80 градусами ранее). Таким образом пытались избавить самолет от лишнего износа.

Одной из наиболее примечательных задач была бомбардировка 9 марта 1944 года советских баз дальней авиации под Ленинградом , когда финские самолеты, в том числе Ju 88, преследовали советские бомбардировщики, возвращавшиеся из ночного налета на Таллинн , застав Советы врасплох и уничтожив многие Советские бомбардировщики и их запасы топлива, а также налет на аэросанную базу в Петснайоки 22 марта 1944 года. [ 47 ] Весь бомбардировочный полк принимал участие в обороне от Советов во время четвёртого стратегического наступления . Все самолеты выполняли несколько вылетов в день, как днем, так и ночью, если позволяла погода. [ 48 ]
44-я эскадрилья подчинялась Ленторихме Сарко во время Лапландской войны (теперь против Германии), а Ju 88 использовались как для разведки, так и для бомбардировок. Целями в основном были колонны техники. Разведывательные полеты совершались и над северной Норвегией. Последний боевой вылет был совершен 4 апреля 1945 года. [ 49 ]
После войн Финляндии было запрещено использовать бомбардировочную авиацию с внутренними бомбовыми запасами. Следовательно, финские Ju 88 использовались для обучения до 1948 года. В последующие годы самолеты были списаны. [ 49 ] Ни один финский Ju 88 не сохранился, но двигатель выставлен в Центральном музее авиации Финляндии , а рамная конструкция капота кабины немецкого Ju 88 сохранилась в Музее финской авиации в Вантаа .
Варианты
[ редактировать ]Ты 88А
[ редактировать ]Основной тип бомбардировщика с двигателями Jumo 211 .
- Ты 88 А-0
- Предсерийный самолет.
- Вы 88 А-1
- Начальный серийный вариант. Двигатели Jumo 211B-1 мощностью 895 кВт (1200 л.с.)
- Вы 88 А-2
- Двигатели Jumo 211 G-1.
- Вы 88 А-3
- по конверсии Тренажер . Двойные органы управления и дроссели, дублированные различные приборы.

- Вы 88 А-4
- Улучшенный вариант. Увеличенный размах крыльев за счет измененной конструкции законцовок. Более мощное оборонительное вооружение. Мощность обеспечивается двигателями Jumo 211 J-1 или J-2 мощностью 1050 кВт (1410 л.с.), приводящими в движение гребные винты с деревянными лопастями. Усиленная ходовая часть. Предусмотрено четыре внешних бомбодержателя.
- Вы 88 А-5.
- Эта версия фактически предшествует А-4. Более ранние модели Ju 88 были модернизированы за счет более длинных крыльев и другого оборудования. Двигатели Jumo 211B-1, G-1 или H-1 имеют взлетную мощность 890 кВт (1200 л.с.).
- Вы 88 А-6
- Был оснащен баллонным тросовым крылом. В хвостовой части фюзеляжа был установлен противовес. Чрезвычайно уязвим для перехвата истребителями, большинство из них возвращено к обычной версии А-5, крыло и противовес удалены.
- Вы 88 А-7
- Тренажер двойного управления на базе А-5.
- Вы 88 А-8
- Эта версия имела возможность резки троса аэростата, экипаж сокращен до трех, двигатели Jumo 211F-1.
- Вы 88 А-11
- Тропическая версия заводского изготовления
- Вы 88 А-12
- Тренажер с двойным управлением. Подфюзеляжная гондола, тормоза пикирования и все вооружение сняты.
- Вы 88 А-13
- Штурмовая версия низкого уровня. Тормоза пикирования и бомбовый прицел сняты. Дополнительная броня экипажа, двигателей и топливных баков. Вооружение состояло из бомб и до 16 пулеметов MG 17, размещенных в гондолах.
- Вы 88 А-14
- Усовершенствованная версия А-4, увеличенная броня для экипажа, резцы аэростатного кабеля Куто-Насе, пушка MG FF в подфюзеляжной гондоле, снят бомбовый прицел.
- Вы 88 А-15
- Созданный на базе А-4, он имел увеличенный деревянный бомбоотсек, способный вместить 3 тонны бомб. Убрана брюшная гондола, только два оборонительных пулемета. Он был отклонен, поскольку «выпуклость» бомбового отсека вызывала слишком большое сопротивление и, следовательно, снижение скорости. [ 50 ]
- Вы 88 А-16
- Тренажер двойного управления на базе А-14.
- Вы 88 А-17
- Специализированный торпедоносец, без подфюзеляжной гондолы. По одной торпедной стойке из ПВХ под каждым крылом заменили две бомбодержатели. В длинном корпусе по правому борту носа располагались механизмы наведения торпед. Экипаж из трёх человек.
Ты 88Б
[ редактировать ]Прототип с совершенно новой, полностью остекленной «бесступенчатой» носовой частью боевого отделения, развитой в Junkers Ju 188 .
- Ты 88 Б-0
- 10 предсерийных самолетов с «бесступенчатой» полностью остекленной носовой частью.
Ты 88С
[ редактировать ]Zerstörer — истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель, созданный на базе А-серии, но с носовой частью из листового металла.
- Ты 88 С-1
- Тяжелый истребитель, 20 переоборудованных из двигателей А-1, Jumo 211.
- Ты 88 С-2
- Тяжелый истребитель, 20 переоборудованных из А-5
- Ты 88 С-3
- Тяжелый истребитель с двигателями BMW 801A, построен один [ 51 ]
- Ты 88 С-4
- Тяжелый истребитель, разведывательный вариант, на базе А-5. 60 построено и 60 переоборудовано из А-5.
- Ты 88 С-5
- Тяжелый истребитель, как С-4, но с двигателями BMW 801, до четырех переоборудованных.
- Ты 88 С-6
- Тяжелый истребитель и ночной истребитель на базе двигателей А-4, Jumo 211J мощностью 1044 кВт (1401 л.с.), построено 900 штук.
Ты 88D
[ редактировать ]
Варианты дальней фоторазведки на базе Ju 88 А-4/А-5.
- Ты 88 Д-1
- Вариант дальней фоторазведки на базе Ju 88 А-4.
- Ты 88 Д-2
- Вариант дальней фоторазведки на базе Ju 88 А-5.
- Ты 88 Д-3
- Тропический Д-1.
- Ты 88 Д-4
- Тропический Д-2.
- Ты 88 Д-5
- как Д-1, но с металлическими гребными винтами ВДМ вместо деревянных гребных винтов Юнкерса
Ты 88G
[ редактировать ](Bodenlafette) серии A Ночной истребитель, новый фюзеляж с исключенной подфюзеляжной гондолой Bola , хвостовая часть от Ju 188, аэродинамически улучшенная конформная артиллерийская установка для квартета стреляющих вперед калибра 20 мм (0,787 дюйма), автопушки MG 151/20 внизу бывший бомбоотсек.
- Вы 88 G-1
- Радиальные двигатели BMW 801 мощностью 1250 кВт (1677 л.с.), FuG 220 Lichtenstein SN-2. радар
- Вы 88 G-6
- Перевернутые двигатели V12 Junkers Jumo 213A мощностью 1287 кВт (1726 л.с.) использовали либо радар FuG 220 Lichtenstein SN-2 90 МГц, либо радар FuG 218 Neptun 158/187 МГц, либо с обычной Hirschgeweih восьмидипольной антенной установкой , либо экспериментально с более аэродинамический Моргернштерна тройной скрещенный диполь антенны. Некоторые самолеты конца войны, оснащенные экспериментальным радаром FuG 240 Berlin на базе магнетрона с полостным резонатором , работающим на частоте 3 ГГц, с тарельчатой антенной в выпуклой твердой носовой части. Опционально с пистолетами Schräge Musik , стреляющими вверх, с двумя пистолетами диаметром 20 или 30 мм (0,787 или 1,181 дюйма).
- Вы 88 G-7
- Идентичен G-6, но с высотными двигателями Jumo 213E, которые планировалось использовать с FuG 218/220 с решеткой Моргенштерна или FuG 240. На G-7 также предполагалось установить крылья от Junkers Ju 188 . [ 52 ]
- Ju 88G-3, 4 и 8 не производились. [ 53 ]
Тебе 88Ч
[ редактировать ]Фоторазведчик дальнего действия, варианты истребителя на базе удлиненного фюзеляжа серии Ju 88G.
- Вы 88 H-1
- Вариант дальней морской разведки, оснащенный радаром FuG 200 Hohentwiel и тремя дистанционно управляемыми камерами в хвостовой части фюзеляжа.
- Вы 88 H-2
- Вариант истребителя, предназначенный для атаки самолетов дальнего сопровождения конвоев союзников, вооруженных шестью пулеметами MG 151/20, стреляющими вперед.
- Вы 88 H-3
- Вариант сверхдальней морской разведки, аналогичный H-1.
- Вы 88 H-4
- Вариант эсминца.
Ты 88P
[ редактировать ]Вариант истребителя противотанков и бомбардировщиков с одной пушкой серии Bordkanone калибра 75 мм (2,953 дюйма), 50 мм (1,969 дюйма) или спаренной пушкой калибра 37 мм (1,457 дюйма) в конформной подфюзеляжной артиллерийской установке, что потребовало удаления Бола. гондолы под кабиной, переоборудование бомбардировщика А-серии. Выпускавшиеся лишь малыми сериями, они были восприняты как неудачные как для противотанковых [ 54 ] и противобомбардировочное использование.
- Вы 88 П-1
- Вариант тяжелого орудия с одной 75-мм (2,953 дюйма) пушкой Bordkanone BK 7,5 в подфюзеляжной гондоле. Появились в середине 1942 г. в небольшом количестве. [ 55 ] [ 56 ]
- Вы 88 П-2
- Вариант тяжелого орудия со спаренной 37-мм (1,457 дюйма) пушкой Bordkanone BK 37 в подфюзеляжной гондоле.
- Вы 88 П-3
- Вариант тяжелого орудия со спаренной 37-мм (1,457 дюйма) пушкой Bordkanone BK 37 в подфюзеляжной гондоле и дополнительной броней. [ 56 ]
- Вы 88 Р-4
- Вариант тяжелого орудия с одной 50-мм (1,969 дюйма) Bordkanone пушкой BK 5 в подфюзеляжной гондоле. Всего было построено 32. [ 55 ]
- Вы 88 П-5
- Предлагаемый вариант тяжелого орудия с одной 88-мм (3,465 дюйма), о котором известно, что он никогда не строился.
Ю 88Р
[ редактировать ]Ночные истребители C-серии с двигателями BMW 801.
Ю 88С
[ редактировать ]Серия скоростных бомбардировщиков на базе Ju 88 А-4, но без подфюзеляжной гондолы Бола , гладко остекленной носовой частью с радиально-ребристыми опорами вместо «жучьего глаза» версии А и ГМ-1 наддувом закиси азота , самый быстрый. всех вариантов.
- Ты 88 С-0
- Оснащен двумя двигателями BMW 801 G-2, одной 13-мм (0,512 дюйма) спинной пушкой и 14 бомбами SD65 по 65 кг (143 фунта).
- Ты 88 С-1
- Оснащен двумя двигателями BMW 801 G-2, системой наддува GM-1 и мог нести две бомбы SD1000 массой 1000 кг (2200 фунтов) снаружи.
- Ты 88 С-2
- Оснащен двумя двигателями BMW 801J с турбонаддувом, деревянным удлинителем бомбового отсека, как на Ju 88 A-15.
- Ты 88 С-3
- Оснащен двумя двигателями Jumo 213A мощностью 1671 кВт (2241 л.с.) и системой наддува GM-1.
Ты 88Т
[ редактировать ]Трехместная фоторазведывательная версия S-серии.
- Ты 88 Т-1
- На базе Ju 88 S-1, но с бомбовыми отсеками для дополнительного топлива или баков GM-1.
- Ты 88 Т-3
- На базе Ju 88 S-3.
Операторы
[ редактировать ]

- Финские ВВС получили 24 самолета Ju 88 А-4.
- Французские ВВС эксплуатировали самолеты, захваченные на ремонтной базе в Тулузе, а также другие, захваченные ВВС Великобритании и ВВС США, переданные французам.
- Французский флот (послевоенный)
- ВВС
- Королевские ВВС
- Рейс № 1426 RAF эксплуатировал как минимум пять трофейных самолетов.
- Советские ВВС закупили три Ju 88А-1 для оценки в 1940 году. [ 57 ] и эксплуатировал трофейные самолеты.
- Испанские ВВС закупили десять самолетов и приняли на вооружение еще 15, интернированных во время войны.
Выживший самолет
[ редактировать ]Существует только два полных самолета. Оба они были переданы в руки британцев экипажами, дезертировавшими во время войны.

- Ju 88 D-1/Trop, рабочий номер. 430650
- Это дальний фоторазведчик, состоявший на вооружении Королевских ВВС Румынии . 22 июля 1943 года он был доставлен из Мариуполя (Украина) на Кипр румынским пилотом, который хотел перейти на сторону союзников. Его первоначальным намерением было полететь в Сирию, но сильный ветер сбил его с курса. [ 58 ] Четыре истребителя RAF Hawker Hurricanes перехватили самолет и сопроводили его до посадки в Лимассоле . [ 58 ]
- Получив название «Бакшиш» , ему был присвоен серийный номер ВВС Великобритании HK959 , и он совершил испытательный полет в Египте. Однако к этому моменту войны ВВС Великобритании уже приобрели три Ju 88 в летном состоянии. [ Н 3 ] а Бакшиш был передан ВВС США. Самолет был оснащен дополнительными внешними топливными баками, а затем перелетел через Африку в Нигерию, через Южную Атлантику в Бразилию через остров Вознесения . Затем, наконец, через Карибское море во Флориду. [ 58 ]
- В США он был зарегистрирован как FE-1598 и использовался для экзаменационных и испытательных полетов с 1943 по 1944 год на аэродроме Райт-Филд . [ 58 ] В 1946 году самолет был помещен на хранение на авиабазу Дэвис-Монтан в Аризоне . Он был отправлен в Музей ВВС США 6 января 1960 года. Ранее он был окрашен поддельной маркировкой Люфтваффе, соответственно немецкой Aufklärungsgruppe (разведывательной группы) времен Второй мировой войны, когда находился на невосстановленной открытой выставке; однако в настоящее время он украшен румынскими военными знаками оригинального стиля и находится на защищенной внутренней выставке в Галерее Второй мировой войны в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [ 59 ]

- Ju 88 Р-1, рабочий №. 360043
- Считается, что этот самолет был построен в середине 1942 года как бомбардировщик модели А, а затем в начале 1943 года был переоборудован в истребитель модели R-1. В мае 1943 года его переправил в Шотландию его дезертировавший экипаж; двое из трех членов экипажа на борту (которые могли быть британскими агентами) [ 60 ] принял решение дезертировать после того, как ему было приказано сбить гражданский курьерский рейс BOAC Mosquito, следовавший из Швеции в Великобританию. [ 61 ]
- Самолет вылетел из Ольборга , Дания, 9 мая, приземлился в Кристиансанне , Норвегия, для дозаправки, затем снова взлетел, предположительно для выполнения задания над Скагерраком . Вместо этого дезертировавший экипаж полетел на запад, в Шотландию, держа третьего члена экипажа под прицелом. Самолет был обнаружен британским радаром, когда он приближался к побережью Шотландии, и два «Спитфайра» из 165-й эскадрильи были подняты в воздух. Они перехватили 360043 в миле от суши, после чего Ju 88 опустил шасси, опустил крылья и сбросил сигнальные ракеты, сигнализируя о намерении экипажа сдаться. «Спитфайры» сопровождали 360043 в RAF Dyce , где он получил легкие повреждения от зенитных орудий аэродрома при попытке приземлиться. Пилоты «Спитфайров» (американец и канадец) упоминались в донесениях за то, что рискнули не открыть огонь по Ju 88 при перехвате.
- Сдача этого самолета имела в то время большую разведывательную ценность, поскольку он был оснащен новейшим в УВЧ -диапазоне радаром FuG 202 Liechtenstein BC AI , для которого была применена новая форма метода радиолокационных помех «Окно» , установленная для бортового УВЧ-диапазона. Радиолокационные помехи были разработаны вскоре после этого. Ju 88R-1 эксплуатировался в составе звена № 1426 (вражеских самолетов) ВВС Великобритании и подвергался тщательной оценке различными британскими группами, включая Королевское авиационное учреждение и Подразделение перехвата истребителей . Он использовался для обучения навыкам распознавания самолетов противника перед высадкой в день «Д», и последний раз он летал в мае 1945 года. В сентябре 1954 года и снова в сентябре 1955 года он демонстрировался на параде конной гвардии в рамках недели битвы за Британию. Самолет был восстановлен в 1975 году и оснащен точной копией характерной 32-дипольной радиолокационной антенной решетки Matratze , поскольку все его радиолокационное оборудование было снято во время войны. В августе 1978 года его перевезли в музей Королевских ВВС , где он сейчас находится. [ 60 ]
За последние годы из подводных и отдаленных мест наземных катастроф было обнаружено несколько достаточно неповрежденных самолетов; некоторые из этих самолетов реставрируются для статической экспозиции. Яркие примеры включают:

- Ju 88 А-1, заводской №. 0880119 , с дефектоскопией У4 +ТК
Этот самолет является предметом долгосрочного проекта реставрации в коллекции самолетов норвежских вооруженных сил в Гардермуэне , недалеко от Осло, Норвегия. Впервые он поднялся в воздух в январе 1940 года и служил в составе 2. Staffel / Kampfgeschwader 30 под позывным U4+TK (с двухсимвольным Geschwaderkennung обозначением U4 , которое никогда не использовалось KG 30 - это крыло обычно использовало 4D ). код крыла) во время операции Weserübung — немецкого вторжения в Норвегию. В апреле 1940 года он действовал с замерзшей поверхности Йонсватнета , озера недалеко от Тронхейма в Норвегии. Озеро использовалось немцами в качестве импровизированного аэродрома , проводившего операции против военных кораблей союзников и против городов Намсус и Нарвик . [ 62 ] К концу апреля из-за более теплой погоды замерзшая поверхность озера стала непригодной для полетов, и несколько самолетов были брошены на льду и затонули в озере, когда оно полностью растаяло. [ 62 ] Ju 88 был обнаружен в конце 2003 года в ходе операции, в ходе которой также были обнаружены Heinkel He 111 H-2 6N+NH (Wk Nr 2320) и хвостовая часть второго Ju 88. [ 63 ]
- Ju 88 A-4, заводской номер 0881478 4D+AM (бывший регистрационный номер BH+QQ)
- Этот самолет, ранее принадлежавший 4. Staffel /Kampfgeschwader 30, выставлен в Норвежском музее авиации в аэропорту Будё . 13 апреля 1942 года он возвращался после атаки на советские корабли, когда у него закончилось топливо. Экипаж спасся в районе Снефьорда, но самолет продолжил полет и, что примечательно, остался сравнительно нетронутым после аварийной посадки на склоне холма в Гардеварре в Финнмарке на крайнем севере Норвегии. Он оставался там до тех пор, пока в 1988 году не был возвращен Норским авиационным музеем . [ 64 ]
- Ju 88 A-5, рабочий номер 0886146 с мастер-кодом CV+VP.
- Этот самолет хранится в Немецком техническом музее под Берлином. [ 60 ] Он был доставлен в Люфтваффе в июне 1940 года и передан в состав бомбардировочной части Kampfgeschwader 54 , которая летала на нем в битве за Британию и во время немецкого вторжения в Советский Союз. [ 65 ]
- В июне 1942 года он служил в учебном подразделении Kampffliegerschule 3, базировавшемся на немецком побережье Балтийского моря. [ 66 ] В ночь на 29 июня его украли двое немецких военнослужащих, которые намеревались вылететь в Великобританию и перейти на сторону союзников. Попытка провалилась, и самолет упал в Килсфьорде , фьорде недалеко от Крагерё , Норвегия. [ 67 ] Один мужчина утонул, а второго, Вилли Восса, спасли норвежские граждане. Однако впоследствии он был схвачен, возвращен в Германию и казнен в январе 1943 года, хотя в некоторых источниках утверждается, что другой человек заставил Восса бежать под дулом пистолета. [ 66 ] Самолет был обнаружен в августе 2000 года. [ 67 ] Реставрационные работы проводились в Норвегии с 2000 по 2004 год; он был перевезен в Германию в августе 2006 года. [ 68 ]
Технические характеристики (Ju 88 А-4)
[ редактировать ]
Данные с боевых самолетов Третьего рейха. [ 69 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (пилот, бомбардир/передний стрелок, радист/задний стрелок, штурман/подфюзеляжный стрелок)
- Длина: 14,4 м (47 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 20 м (65 футов 7 дюймов)
- Высота: 4,8 м (15 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 54,5 м 2 (587 кв. футов)
- Вес пустого: 9860 кг (21737 фунтов)
- Полная масса: 12 105 кг (26 686 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 14 000 кг (30 865 фунтов)
- Силовая установка: 2 перевернутых поршневых двигателя жидкостного охлаждения Junkers Jumo 211J-1 или 211J-2 V-12 мощностью 1000 кВт (1340 л.с.) каждый на взлете.
- 1010 кВт (1350 л.с.) на высоте 250 м (820 футов)
- 790 кВт (1060 л.с.) на высоте 5200 м (17000 футов)
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага ВДМ.
Производительность
- Максимальная скорость: 470 км/ч (290 миль в час, 250 узлов) на высоте 5300 м (17 390 футов) и 12 500 кг (27 557 фунтов)
- Крейсерская скорость: 370 км/ч (230 миль в час, 200 узлов) на экономичной крейсерской скорости 5300 м (17 390 футов).
- Запас хода: 1790 км (1110 миль, 970 миль) с 2896 л (765 галлонов США; 637 имп галлонов)
- Перегоночная дальность: 2730 км (1700 миль, 1470 морских миль) с 4028 л (1064 галлонов США; 886 имп галлонов)
- Практический потолок: 8200 м (26900 футов)
- Время набора высоты: 5400 м (17700 футов) за 23 минуты.
- Нагрузка на крыло: 220 кг/м 2 (45 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,100 л.с./фунт (0,164 кВт/кг)
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 7,92-мм MG 81J на гибкой установке на лобовом стекле, стреляющий вперед, боезапас 1000 патронов. пулемет [ Н 4 ]
- 1 × 7,92-мм пулемет MG 81J на гибкой установке в нижнем носовом остеклении фюзеляжа, стреляющий вперед 1000 выстрелов.
- 2 × 7,92-мм пулемета MG 81J на гибкой установке в задней части фонаря кабины, стреляющие в кормовую часть по 1000 патронов каждый. [ 70 ]
- 1 × 7,92-мм спаренный пулемет MG 81Z на гибкой установке в заднем подфюзеляжном положении «Бола» , боезапас 1000 патронов в корму. [ 71 ] [ 70 ]
- Бомбы: до 1400 кг (3100 фунтов) боеприпасов внутри в двух бомбовых отсеках номинальной массой 900 кг (2000 фунтов) и 500 кг (1100 фунтов) или до 3000 кг (6600 фунтов) снаружи. Перенос бомб снаружи увеличил вес и лобовое сопротивление и ухудшил летно-технические характеристики самолета. Для перевозки максимальной нагрузки обычно требовался взлет с помощью ракеты .
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бристоль Бофайтер
- де Хэвилленд Москито
- Накадзима Ки-49
- Petlyakov Pe-2
- будет 18
- Tupolev Tu-2
- Йокосука P1Y
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Анимация [ 10 ]
- ↑ Смотрите современное фото этого самолета в разделе «Выжившие».
- ^ EE205 , захвачен в июле 1941 года. Werk Nr. 6073 ( HM509 ), захваченный в ноябре 1941 года и Werk Nr. 360043 ( PJ876 ), сдался в мае 1943 г. [ нужна ссылка ]
- ^ Это орудие также можно было зафиксировать с помощью выдвижной передней распорки ствола для обстрела. [ 70 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кей 2004, с. 161.
- ^ Тейлор 1969, с. 178.
- ^ Ангелуччи и Матрикарди 1978, стр. 118–119.
- ^ Jump up to: а б с Дрессел и Гриль 1994, с. 71.
- ^ Хорст Зеллер (16 июня 2018 г.). «Юнкерс Ю88» . Домашняя страница Хьюго Юнкерса . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Серчвирт 1968, стр. 156.
- ^ Зеллер, Хорст. "Домашняя страница Hugo Junkers Junkers Ju88 / Ju188 / Ju388 / Ju488 / Mistel" . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 г. Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ Янович, Кшиштоф, Junkers Ju 88 Vol. I, 2010, Kagero Oficyna Wydawnicza, Люблин, Польша, ISBN 8389088576
- ^ Винчестер 2004, с. 146.
- ^ «Опровержение». rcgroups.com. Проверено: 22 октября 2010 г.
- ^ Дрессел и Гриль 1994, с. 75.
- ^ Jump up to: а б с Дрессел и Гриль 1994, с. 74.
- ^ Винчестер 2004, с. 147.
- ^ Госс 1997, с. 10.
- ^ Госс 1997, с. 121.
- ^ Госс 1997, с. 222.
- ^ Госс 1997, с. 242.
- ^ Госс 1997, с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д Военная машина , Аэрокосмическое издательство, 1983, с. 2374 (из итальянской версии, Де Агостини, Новара , 1986).
- ^ Разработка БК 7,5
- ^ Госс и Стритли 2023 , с. 10.
- ^ Издательство 1994, с. 93.
- ^ Скаттс 1998, с. 47.
- ^ Файл: Ju 88 woodbridge.pdf.
- ^ Уил 2000, с. 8.
- ^ Хутон 2007, с. 32.
- ^ Хутон 2007, с. 34.
- ^ Хутон 2007, с. 62.
- ^ Хутон 2007, с. 66.
- ^ Хутон 2007, с. 88.
- ^ Хейнкель He 111 . Производство сетевых проектов, 1993.
- ^ Jump up to: а б Джон Уил (2000). Ju 88 Kampfgeschwader на Западном фронте . Издательство Оспри. ISBN 978-1-78200-529-2 .
- ^ Прочность и потери самолетов.
- ^ Куксли, Питер Г. Битва за Британию . Лондон: Ian Allan Ltd, 1990. ISBN 978-0-7110-1878-5 .
- ^ Грин, Рон; Харрисон, Марк (30 сентября 2009 г.). «Забытая фронтовая выставка рассказывает, как люфтваффе сражались с солдатами на кентских болотах» . КентОнлайн . Проверено 21 августа 2010 г.
- ^ Бергстрем 2007, с. 14.
- ^ Бергстрем 2007, с. 16.
- ^ Бергстрем 2007, с. 20.
- ^ Бергстрем 2007, с. 22.
- ^ Бергстрем 2007, с. 131.
- ^ Бергстрем 2007, с. 29.
- ^ Бергстрем 2007, с. 39.
- ^ Бергстрем 2007, с. 36.
- ^ Бергстрем 2007, с. 60.
- ^ «Старший из Тусона помог доктору-пенсионеру получить военную честь» . Мохаве Дейли Майнер . 20 мая 1988 г. Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ Стенманн 1995, с. 35.
- ^ Jump up to: а б Стенманн 1995, стр. 37.
- ^ Стенманн 1995, стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б Стенманн 1995, с. 39.
- ^ Дрессел и Гриль 1994, с. 78.
- ^ Госс и Стритли 2023 , с. 13.
- ^ Маккей 2001, с. 189.
- ^ Маккей 2001, с. 188.
- ^ Полмар, Норман и Дана Белл. Сто лет мировой военной авиации. Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США, 2003. ISBN 978-1-59114-686-5 .
- ^ Jump up to: а б Стаерк, Крис и Пол Синнотт. Люфтваффе: файлы разведки союзников. Вашингтон, округ Колумбия: Potomoc Books, 2002. ISBN 978-1-57488-387-9 .
- ^ Jump up to: а б Рикард Дж. «Юнкер Ju 88P». Historyofwar.org, 30 июня 2007 г. Дата обращения: 19 января 2011 г.
- ^ Чеслак, Кшиштоф (2017) (на польском языке): На пути к Пе-2 . «История военной техники». Спецвыпуск 6(36)/2017, стр.44-45
- ^ Jump up to: а б с д Ньюдик, Томас (12 ноября 2020 г.). «Удивительная история о том, как этот нацистский самолет-разведчик оказался на испытаниях в США во время Второй мировой войны» . Драйв . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Путеводитель по музею ВВС США , 1975 г., стр. 27.
- ^ Jump up to: а б с «Ju 88 R-1, номер завода 360043 » (PDF) . Музей РАФ . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Джонс 1979, стр. 417–418.
- ^ Jump up to: а б «Использование Йонсватнета в качестве временного аэродрома в апреле 1940 года» . Ju88.net . Архивировано из оригинала 10 июля 2016 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ «Восстановление У4+ТК» . ju88.net . Архивировано из оригинала 5 октября 2007 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Соренсен, Кьелл. «Юнкерс Ju 88 А-4 Гарддеварре Финнмарк» . Flyvrak — Места крушения самолетов времен Второй мировой войны в Норвегии и других странах . Архивировано из оригинала 1 сентября 2012 г. Проверено 11 сентября 2012 г.
- ^ «Самолет» . ju88.net . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Прелюдия к катастрофе» . ju88.net . Архивировано из оригинала 07 марта 2016 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Хинтон, Дуглас (март 2001 г.). «Восстановление: отчаянное путешествие. Юнкерс Ju 88 вытащили из норвежского озера» . Журнал «Воздух и космос» . Архивировано из оригинала 3 июля 2012 г. Проверено 11 сентября 2012 г.
- ^ «Реставрация 2000–2004» . ju88.net . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Грин, Уильям (1972). Боевые самолеты Третьего рейха (1-е изд.). Лондон: Даблдэй. стр. 448–482. ISBN 0385057822 .
- ^ Jump up to: а б с Гриль 2004, с. 51.
- ^ Новарра 1987, с. 87.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо; Матрикарди, Паоло (1978). Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том I (Sampson Low Guides) . Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу. ISBN 978-0-528-88170-1 .
- Бергстрем, Кристер (2007). Барбаросса: Воздушный бой, июль – декабрь 1941 г. Лондон, Великобритания: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-270-2 .
- де Зенг, HL; Станкет, Д.Г.; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945: Справочный источник, Том 1 . Лондон, Великобритания: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- Крупнейшие воздушные сражения Второй мировой войны: Самолеты – Успехи – Поражения (на немецком языке). Баунд, Германия: Neuer Kaiser Vlg GmbH. 1994. ISBN 3-7043-6029-5 .
- Дональд, Дэвид, изд. (1994). Боевые самолеты Люфтваффе . Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing. ISBN 1-874023-56-5 .
- Дрессел, Иоахим; Гриль, Манфред (1994). Бомбардировщики Люфтваффе . Лондон, Великобритания: Оружие и доспехи (DAG Publications). ISBN 1-85409-140-9 .
- Файст, Уве (1974). Юнкерс Ju 88 в действии . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN 3-7909-0026-5 .
- Госс, Крис (2001). Кровавая Бискайя . Манчестер, Великобритания: Издательство Crécy Publishing. ISBN 0-947554-87-4 .
- Госс, Крис; Стритли, Мартин (2023). Списанные Ju 88. Разработка дневных и ночных истребителей, эксплуатация оборудования, 1940–1945 гг . Издательство Креси. ISBN 978-1-80035-289-6 .
- Грин, Уильям (1970). Боевые самолеты Третьего Рейха . Нью-Йорк, США: ISBN Doubleday & Co. 1-874023-56-5 .
- Гриль, Манфред (2004). Секретное типовое руководство ВВС Германии (на немецком языке). Вёльферсхайм-Берштадт, Германия: Podzun-Pallas Verlag. ISBN 3-7909-0775-8 .
- Хутон, скорая помощь (2007). Военно-воздушные силы в войне: Блицкриг на Западе, Том 2 . Лондон, Великобритания: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-272-6 .
- Джонс, Р.В. (1979). Самая секретная война . Лондон, Великобритания: Coronet Books, Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-24169-1 .
- Кей, Энтони Л. (2004). Junkers Aircraft and Engines: 1913–1945 (Putnam Aviation) . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 978-0-85177-985-0 .
- Кескинен, Калеви и Стенман, Кари (1999). Финский Dornier Do 17 Z, Junkers Ju 88 A-4 . История ВВС Финляндии (на финском языке). Том. 2. Хельсинки, Финляндия: Издательское дело для хобби. ISBN 952-5334-01-5 .
- Куликов, Виктор (март 2000 г.). «Золотые возможности для Сталина, или Немецкая авиация в СССР». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (84): 16–23. ISSN 1243-8650 .
- Куликов, Виктор (апрель 2000 г.). «Золотые возможности для Сталина, или Немецкие самолеты в СССР». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (85): 44–49. ISSN 1243-8650 .
- Маккей, Рон (2001). Юнкерс Ю 88 . Лондон, Великобритания: Crowood Aviation. ISBN 978-1861264312 .
- Мансон, Кеннет (1983). Истребители и бомбардировщики Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Книги пэра. ISBN 0-907408-37-0 .
- Новарра, Хайнц Дж. (1987). Ju 88 и его последующие модели (на немецком языке). Штутгарт, Германия: Motorbuch Verlag. ISBN 3-87943-579-0 .
- Скаттс, Джерри (1998). Немецкие ночные истребители-асы Второй мировой войны (Osprey Aircraft of the Aces, Vol. 20) . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-85532-696-5 .
- Стенман, Кари (ноябрь – декабрь 1995 г.). «Коротко, но галантно: карьера финских Юнкерсов Ju 88». Любитель воздуха (60). Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing: 35–39. ISSN 0143-5450 .
- Сухенвирт, Ричард (1968). Развитие немецких ВВС, 1919–1939 гг . Норт-Стратфорд, Нью-Гэмпшир, Великобритания: Ayer Publishing.
- Тейлор, Джон В.Р. (1969). «Юнкерс Ю 88». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк, США: Сыновья ГП Патнэма. ISBN 0-425-03633-2 .
- Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Дейтон, Огайо: Фонд Музея ВВС. 1975.
- Вагнер, Рэй; Новарра, Хайнц (1971). Немецкие боевые самолеты: комплексный обзор и история развития немецких военных самолетов с 1914 по 1945 год . Нью-Йорк, США: Даблдей.
- Уил, Джон (2000). Ju 88 Kampfgeschwader на Западном фронте . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Aviation. ISBN 978-1-84176-020-9 .
- Винчестер, Джим (2004). «Юнкерс Ю 88». Самолеты Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Grange Books. ISBN 1-84013-639-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]