Jump to content

Иржи Трнка

(Перенаправлено с Иржи Трнка )
Иржи Трнка
Трнка ок. 1950 г.
Рожденный ( 1912-02-24 ) 24 февраля 1912 г.
Пльзень , Австро-Венгрия
Умер 30 декабря 1969 г. ( 1969-12-30 ) (57 лет)
Прага , Чехословакия
Годы активности 1936-1969

Иржи Трнка (англ. Чешский: [ˈjɪr̝iː ˈtr̩ŋka] ; 24 февраля 1912 — 30 декабря 1969) — чешский кукольник , иллюстратор , аниматор и кинорежиссёр . [ 1 ] [ 2 ]

Помимо своей обширной карьеры иллюстратора, особенно детских книг , он наиболее известен своей работой в области анимации с куклами, которая началась в 1946 году. Большинство его фильмов были предназначены для взрослых, и многие из них были адаптациями литературных произведений. За его влияние в анимации его называли « Уолтом Диснеем Восточной Европы». [ 3 ] несмотря на большие различия между их произведениями. В 1968 году он получил международную медаль Ганса Христиана Андерсена для иллюстраторов в знак признания его карьерного вклада в детскую литературу. [ 4 ] [ 5 ]

Биография

[ редактировать ]

Годы становления

[ редактировать ]

Иржи Трнка родился в Пльзене , в западной Чехии , где семья жила как представители среднего класса. Хотя его отец был водопроводчиком, а мать портнихой, оба оставались очень близки к своему крестьянскому происхождению. В детстве юный Иржи любил лепить кукол из дерева и устраивал небольшие представления для друзей.

Позже он посещал занятия в профессионально-техническом училище в своем родном городе, где познакомился со своим учителем Йозефом Скупой , который со временем стал ведущим общественным деятелем в мире чешских кукольников. Скупа был его наставником, возложил на Трнку определенные обязанности и сумел убедить свою семью, которая поначалу сопротивлялась, позволить ему поступить в престижную Школу прикладного искусства в Праге, где он завершил свое обучение между 1929 и 1935 годами.

Карьера иллюстратора

[ редактировать ]

Благодаря образованию, полученному в художественной школе, и опыту работы в мастерской гравюры, Трнка начал успешную карьеру иллюстратора. Его наняло пражское издательство «Мелантрих» , и его первой иллюстрированной работой была «Тигр пана Бошка» ( «Тигр господина Бошека ») Витезслава Шмейца, опубликованная в 1937 году.

С тех пор Трнка иллюстрировал множество детских книг. За свою жизнь он проиллюстрировал 130 произведений литературы, в основном для детей. Особенно известны его иллюстрации к сказкам братьев Гримм и сборникам сказок чешских авторов, таких как Иржи Горак и Ян Паленичек. На родной фольклор также опираются его иллюстрации к «Бахахе» Владимира Холана , опубликованные в 1955 году и ставшие отправной точкой для его будущей работы в области анимации. Помимо них, Трнка иллюстрировал сказки Андерсена и Перро , басни Лафонтена , «Тысячу и одну ночь» , несколько произведений Шекспира Льюиса Кэрролла и «Алису в стране чудес» .

В некоторых случаях его работа в качестве иллюстратора порождала у него идеи для создания анимационных фильмов, как это произошло с «Бахахей» и «Сном в летнюю ночь» .

Трнка также создал несколько детских книг как писатель и иллюстратор, например, « Через волшебные ворота» , опубликованную в 1962 году в Лондоне.

раз в два года Премия Ганса Христиана Андерсена, присуждаемая Международным советом по книге для молодежи, является высшим признанием, доступным писателю или иллюстратору детских книг. Трнка получил награду «Иллюстратор» в 1968 году за свой значительный вклад. [ 4 ] [ 5 ] Он также преподавал: среди его учениц была Даниэла Гавличкова . [ 6 ]

Карьера аниматора

[ редактировать ]

После окончания Пражской школы искусств и ремесел Трнка в 1936 году создал кукольный театр. Эта группа была распущена, когда началась Вторая мировая война , и вместо этого он создавал декорации и иллюстрировал книги для детей на протяжении всей войны. Несколько лет спустя, в конце Второй мировой войны, он вместе с Эдуардом Хофманом и Иржи Брдечкой основал анимационную студию « Братья в трику» . Свою деятельность в области изучения анимации он начал со создания нескольких короткометражных 2D-анимационных фильмов: Zasadil dědek řepu ( «Дедушка посадил свеклу» , 1945); «Звиржатка а Петровшти» ( «Животные и бандиты» , 1946), получившая награду на 1-м Каннском кинофестивале , всего через год после того, как он начал работать в кино. [ 1 ] «Перак СС» ( «Спрингман и СС» , 1946) , антинацистский фильм, и «Дарек» ( «Дар» , 1946), сатира на ценности среднего класса в стиле, перекликающемся с сюрреализмом . Несмотря на свой ранний успех, Трнка не чувствовал себя комфортно в традиционной анимации, которая, по его мнению, требовала слишком большого количества посредников, что мешало ему свободно выражать свое творчество. Осенью 1946 года он впервые задумался о кукольных анимационных фильмах и начал экспериментировать с помощью Бржетислава Пояра. [ 1 ]

Ранние фильмы (1947-1950)

[ редактировать ]

Результатом стал его первый полнометражный кукольный фильм из цикла «Шпаличек» ( «Чешский год» , 1947), основанный на книге, иллюстрированной Миколашем Алешем. Цикл состоит из шести короткометражных фильмов, в которых показаны легенды и обычаи своей страны: Карнавал (Мазопуст), Весна (Яро), легенда о святом Прокопе (Легенда или сватем Прокопу), Крестный ход (Пут), вечеринка в селе (Посвичени) и Вифлееме (Бетлем). Фильм привлек международное внимание к чешской анимации и получил награды на многих фестивалях, в том числе на Венецианском кинофестивале .

С 1948 года студии Трнки стали получать дотации от государства. Следующим их фильмом стал «Цисарув Славик» ( «Императорский соловей» , 1949), основанный на сказке Соловей» « Ганса Христиана Андерсена 1843 года . В отличие от предыдущего, это настоящий художественный фильм с одной единственной сюжетной линией. В фильме также участвуют настоящие актеры (двое детей, Елена Патрикова и Яромир Собота), [ 7 ] хотя только в прологе, предшествующем самому рассказу. Марионетки и декорации существенно отличаются от предыдущего фильма, учитывая обстановку идеализированного имперского Китая . Цисарув Славик также завоевал множество наград на международных фестивалях в Европе и США.

В течение 1949 года Трнка также снял три короткометражных фильма с анимационными марионетками: «Роман с басу» ( «История баса , или Роман с басом »), адаптированный по рассказу Антона Чехова ; Certuv mlýn ( «Мельница дьявола» ), основанная на чешской сказке, и Arie prerie ( «Песня прерий» ), западная пародия , основанная на мотиве «Дилижанса» (известного в стране Трнки как «Дилижанс ») Джона Форда .

В следующем году он выпустил свой третий полнометражный анимационный фильм с марионетками « Баяджа» ( «Принц Баяя» , 1950), основанный на двух рассказах писательницы Божены Немцовой . Действие происходит в фантастическом средневековье . Это история о фермере , которому удалось стать рыцарем , победить дракона и завоевать любовь принцессы .

Пятидесятые

[ редактировать ]

В первой половине следующего десятилетия Трнка экспериментировал с новыми техниками в своих коротких анимациях. Он вернулся к мультфильму «Золотая рыбка» ( «Золотая рыбка» , 1951) и анимационным теневым куклам в «Два мразици» (1953). В «Веселом цирке» ( «Веселый цирк» , 1951) он использовал технику покадровой анимации с двухмерными вырезами из бумаги. Однако он пренебрег созданием какого-либо полнометражного анимационного кукольного фильма. Судя по всему, какое-то время у него была идея снять фильм о Дон Кихоте , но проект не был хорошо принят чехословацкими властями. В 1953 году состоялась премьера » « Старые чешские легенды четвертьметрового фильма . Как и «Шпаличек» , его первый полнометражный фильм «Старые повести чешские» состоит из семи эпизодов, рассказывающих легендарную историю чешского народа . Фильм адаптирован по произведению Алоиса Йирасека (1851-1930), в то время популярного среди чешской молодежи автора, и имеет явный патриотический тон.

В том же духе изучения классики чешской литературы Трнка в 1955 году столкнулся с проблемой адаптации к экрану чрезвычайно популярного произведения — антивоенной сатиры за световыми валками « Ярослава Гашека Осуды доброго вояка Швейка ». В то время уже существовали экранизации этого произведения, снятые с участием реальных актеров, но Трнка первым снял о персонаже анимационный фильм. При создании кукол Трнка вдохновлялся иллюстрациями к оригинальной книге Йозефа Лады , которые в народном воображении тесно ассоциировались с персонажами Гашека. Этот юмористический фильм разделен на три эпизода, повествующих о гротескных приключениях Швейка во время Первой мировой войны . Он получил несколько наград на международных фестивалях.

В 1959 году он снял свой последний полнометражный фильм: « » Сон в летнюю ночь , 1959, по мотивам одного из самых известных произведений Уильяма Шекспира . [ 8 ] Трнка ранее иллюстрировал эту книгу, поэтому хорошо ее знал. В своей адаптации он уделил внимание не только изображениям, но и музыке Вацлава Трояна и стремился придать фильму атмосферу балета, для чего нанял известного танцора в качестве консультанта. Марионетки, использованные в фильме, были изготовлены не из дерева, а из специального пластика, что позволило более детально смоделировать лица. не избежали некоторой критики, Хотя «Сенние святожанские» они имели оглушительный международный успех и признаны одним из шедевров Трнки.

Шестидесятые

[ редактировать ]
Могила Иржи Трнки на Центральном кладбище в Пльзене

В течение следующего десятилетия режиссер снял лишь несколько короткометражных фильмов, которые постепенно становились пессимистическими . Первой была «Вашень» ( «Страсть» , 1962), история молодого человека, увлеченного своим мотоциклом. В том же году он выпустил «Kybernetická babička» ( «Кибер-бабушка» ), сатиру на растущую важность технологий в повседневной жизни. «Archanděl Gabriel a paní Husa» ( «Архангел Гавриил и госпожа Гусь» , 1964), действие которого происходит в средневековой Венеции , представляет собой адаптацию одного из рассказов « Декамерона Боккаччо » .

Своей величайшей работой он считал короткометражку «Рука» ( «Рука» , 1965), свой последний фильм. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] По словам Бендацци, Рука — это «своего рода гимн бушующей творческой свободе». Короче говоря, речь идет о скульпторе, которого посетила огромная рука, которая ищет завершения своей скульптуры. Отвергая навязывание, художника постоянно преследуют за руку, что заканчивается спровоцированным самоубийством и рукой, исполняющей обязанности на его похоронах . Рука считается протестом против условий, навязанных Чехословацким коммунистическим государством художественному творчеству, и даже некоторые увидели в ней предвкушение так называемой Пражской весны . Хотя изначально у фильма не было проблем с цензурой, после его смерти копии были конфискованы и запрещены к публичному показу в Чехословакии на два десятилетия. [ 12 ]

Иржи Трнка умер от осложнений сердечного заболевания в 1969 году, когда ему было всего 57 лет, в Праге. Его похороны, состоявшиеся в Пльзене , стали большим общественным событием.

Техники анимации

[ редактировать ]

На протяжении всей своей карьеры Трнка экспериментировал с разными техниками анимации: от традиционных мультфильмов в своих первых короткометражках до анимации с теневыми марионетками. Однако его любимым методом, который принес ему всемирную известность, было покадровое кукольное представление. Его резные кукольные персонажи были анимированы в сложных декорациях с выразительным использованием освещения. Таким образом, ему удалось осуществить мечту чешских скульпторов эпохи барокко привести свои скульптуры в движение. О кукольных фильмах Трнка сказал: [ 1 ]

Кукольные фильмы поистине безграничны в своих возможностях: они могут выразить себя с наибольшей силой именно тогда, когда реалистическое выражение кинематографического образа часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями.

На самом деле Трнка занимался не столько самой анимацией, сколько, прежде всего, разработкой сценариев и изготовлением кукол. В его студии была обученная команда аниматоров, среди которых особенно считался Бретислав Пояр, ответственный за анимацию многих фильмов Трнки. Другими выдающимися аниматорами студии Трнки были Станислав Латал Трнка, Ян Карпас, Шрамек Богуслав, Франтишек Зденек Грабар и Франтишек Браун.

Хотя анимационные фильмы с марионетками уже снимались до Трнки, он соответствует основной направленности этой техники, позже использовавшейся во многих частях мира. В отличие от того, что делалось раньше, Трнка решил не изменять внешний вид кукол с помощью искусственных элементов, обозначающих их эмоции, а оставить его неизменным, получив выражение через изменения в кадре и освещении. По словам Пожара:

Его глаза всегда выглядели неопределенно. При простом повороте головы или при смене освещения поднимались улыбающиеся лица, или недовольные, или мечтательные. Это создавало впечатление, что марионетка скрывала больше, чем показывала, а ее деревянное сердце хранило еще больше.

Сценарии фильмов также были собственным произведением Трнки, который часто использовал произведения чешских авторов (многие из них относились к народному фольклору), а также классиков мировой литературы, таких как Чехов, Боккаччо и Шекспир.

В анимационных фильмах Трнки музыка также играла важную роль. Во всех его фильмах и нескольких короткометражках композитором музыки был Вацлав Троян (1905-1983).

Фильмография

[ редактировать ]

Короткометражные фильмы

[ редактировать ]
  • Мой дед посадил свеклу ( Мой дед посадил свеклу , 1 января 1945 года). Мультфильм.
  • Перак СС ( Спрингман и СС , 20 декабря 1946 г.). Мультфильм.
  • Дар ( «Дар» , 12 сентября 1947). Мультфильм.
  • Животные , и бандиты 12 сентября 1947 года. Мультфильм.
  • История баса ( Story of a Bass , 1 января 1949).
  • Чертова ( мельница 1 января 1949 г.). [ 13 ]
  • , Песня прерий 1949 год. [ 13 ]
  • O zlaté rybce ( «Золотая рыбка» , 1 января 1951 г.). Мультфильм.
  • Веселый цирк ( The Merry Circus , 1 января 1951 года).
  • ( января 1954 г.) Два Мороза 1
  • Цирк Гурвинек ( Circus Hurvinek , 1 января 1955).
  • Читать ЮНЕСКО? ( Почему ЮНЕСКО?, 1 января 1958 г.). Мультфильм.
  • Страсти ( «Страсти» , 1 января 1962 года). [ 13 ]
  • бабушка ( Кибернетическая 1 января 1962 г.).
  • Архангел Гавриил и госпожа Гусь ( «Архангел Гавриил и госпожа Гусь» , 1 января 1964 г.).
  • Рука ( «Рука» , 26 октября 1965 г.).

Художественные фильмы

[ редактировать ]
  • Каннский короткометражный фильм года о животных и домашних животных (1946)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Садуль, Жорж и Питер Моррис. Словарь кинематографистов . Калифорнийский университет Press, 1972. Страница 255–56.
  2. ^ Ховард, Сериз (25 февраля 2013 г.). «Страсти крестьянского поэта: Иржи Трнка, Сон в летнюю ночь и Рука» . Проверено 7 октября 2019 г.
  3. ^ «Иржи Трнка: 100-летие со дня рождения великого чешского мультипликатора» . Доминик Джон. Радио Прага: Чешская история. 28 февраля 2012 г. Проверено 3 августа 2013 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Премия Ганса Христиана Андерсена» . Международный совет по книгам для молодежи (IBBY). Проверено 3 августа 2013 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Иржи Трнка» (стр. 36–37, автор Сус Роструп).
    Премия Ганса Христиана Андерсена, 1956–2002 гг . ИББИ. Гильдендаль . 2002. Размещено на сайте Austrian Literature Online . Проверено 3 августа 2013 г.
  6. ^ «Гавличкова Даниэла» . Магия экслибриса . Проверено 7 октября 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  7. ^ Amazon.com: Кукольные фильмы Иржи Трнка
  8. ^ «Сон в летнюю ночь Иржи Трнки - Выбор фанатов Шекспира № 5» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Получено 7 октября 2019 г. - через www.youtube.com.
  9. ^ «Мультфильмы претендуют на премию Оскар 1966» . Cartoonresearch.com .
  10. ^ «Анимация» . ИндиВайр . Проверено 7 октября 2019 г.
  11. ^ «Oddball Films: Чешское, пожалуйста! Анимационные чудеса из бывшей Чехословакии — четверг. 9 мая — 20:00» . Проверено 7 октября 2019 г.
  12. ^ «Oddball Films: Призрак фашизма – отголоски тоталитаризма – пятница, 2 декабря – 20:00» . Проверено 7 октября 2019 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с «Oddball Films: Чешский, пожалуйста! - Чудеса покадровой анимации от чешских мастеров - четверг, 21 августа - 20:00» . Проверено 7 октября 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e92f5a7b114687f490e34b7405f3d5c__1697584680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/5c/9e92f5a7b114687f490e34b7405f3d5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jiří Trnka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)