Вернер Ляйнфелльнер
Вернер Ляйнфелльнер | |
---|---|
Рожденный | Вернер Ляйнфелльнер 27 января 1921 г. |
Умер | 6 апреля 2010 г. | (89 лет)
Национальность | австрийский |
Альма-матер | Венский университет |
Известный | Философия науки Философия социальных наук Теория игр |
Награды | Член Европейской академии наук и искусств. Большой почетный крест науки и искусства I степени. |
Научная карьера | |
Поля | Философия Философия науки |
Учреждения | Университет Небраски-Линкольн Технический университет Вены |
Вернер Лейнфелльнер (27 января 1921 — 6 апреля 2010) был профессором философии в Университете Небраски-Линкольн и Венском технологическом университете . [ 1 ] Оправившись от опасных для жизни ран во время Второй мировой войны , он изучал химию и физику в университетах Вены и Граца, в конечном итоге обратившись к изучению философии науки и получив степень доктора философии. в 1959 году. [ 2 ] Он переехал в США в 1967 году отчасти из-за проблем, с которыми столкнулись эмпирически ориентированные философы при получении академических должностей в Австрии и Германии. [ 3 ] Он известен своим вкладом в философию науки , будучи членом Европейской академии наук и искусств , основателем журнала «Теория и решения» , соучредителем Библиотеки теории и решений, а также соучредителем Австрийского общества Людвига Витгенштейна и Международный симпозиум Витгенштейна . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]Интеллектуальный
[ редактировать ]Вернер Лейнфелльнер был пионером научной философии, игр и теории принятия решений в традициях Венского кружка . [ 4 ] [ 8 ] С 1945 по 1950 год он изучал химию и физику в Университете Граца и Венском университете и в это время занимался исследованиями в области химии. В 1954 году он обратился к изучению философии , логики и философии науки и получил степень доктора философии. в 1959 году за диссертацию «Аншауунг, абстракция и интеграция в современном физическом мышлении» ( Интуиция, абстракция и интеграция в современном физическом мышлении ) из Венского университета. С 1960 по 1963 год он работал научным сотрудником Мюнхенского университета по философии науки и логике. В 1963 году он вернулся в Вену и был научным сотрудником и доцентом Института перспективных исследований в области философии науки, экономики , социальных и политических наук, а также игр и теории решений . В это время он также преподавал в Венском университете. В 1967 году из-за неблагоприятного политического и научного климата в послевоенной Австрии он не смог получить постоянную должность преподавателя в Австрии и поэтому переехал в Линкольн , штат Небраска , и поступил на кафедру философии в Университете Небраски-Линкольн в качестве профессора. [ 3 ]
В 1970 году он основал журнал Theory and Decision , международный журнал по философии и методологии социальных наук. Основание журнала было отчасти реакцией на догматические, субъективные и метафизические подходы, с которыми он столкнулся в Европе до приезда в Соединенные Штаты. [ 3 ] Его видение заключалось в том, что «Теория и решения» помогут основать философию социальных наук, основанную на трех предпосылках:
- (1) это помогло бы в формировании категорий, основанных на логике и математике, для социальных наук;
- (2) это будет способствовать развитию математических теорий и методов исследования социальных наук; и
- (3) это будет способствовать интеграции теорий и формальных методов социальных наук.
В 1974 году он основал Библиотеку теорий и решений, также основанную на этих трех принципах. [ 3 ] Действительно, Эберлейн и Бергель (1988) пришли к выводу:
По сути, заслугой Вернера Лейнфелльнера было то, что идеал логического эмпиризма в 1930-х и 1940-х годах, направленный на создание «единой науки», был заменен идеалом «методологического единства науки». Соответственно... школа ТЕОРИИ И РЕШЕНИЙ философии социальных наук может обосновать свое утверждение: «... Больше не существует никаких методологических разногласий». Конечно, термин «методологический» следует интерпретировать в широком смысле, подразумевая единство науки, обусловленное общими стандартами формирования теорий и тем фактом, что теории являются методологическими базовыми единицами социальных дисциплин. Более того, «методологическое единство» в контексте этого журнала и библиотеки относится к постоянно дифференцированному и интегрированному единству недогматической, плюралистической философии социальных наук (стр. xii). [ 3 ]
В 1976 году Вернер Лейнфелльнер вместе со своей женой Элизабет Лейнфелльнер стал соучредителем Австрийского общества Витгенштейна и Международного симпозиума Витгенштейна в Кирхберге-ам-Векзеле . [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
В 1986 году он стал почетным профессором Университета Небраски-Линкольна и вернулся в Вену, Австрия, в качестве профессора Венского технологического университета . [ 1 ]
В 1991 году он стал членом научного совета Института Венского кружка . [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] Его цель — задокументировать продолжающееся развитие работы Венского кружка в науке и постоянное применение логико-эмпирической мысли к философии науки, и тем самым он продолжает цель Лейнфелльнера — оторваться от иррациональной, догматической, фундаменталистской мысли.
За свою карьеру он получил несколько наград и премий, в том числе премию Теодора Кёрнера (дважды), медаль Колледжа де Франс, Париж, Большой почетный крест науки и искусства 1-й степени, Австрия , а также членство в Европейской академии наук. и искусство . [ 3 ] [ 4 ]
Персональный
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны он был призван служить в немецкую армию и впоследствии был тяжело ранен на русском фронте . После года выздоровления от ран он дезертировал из немецкой армии и присоединился к сопротивлению. в конце войны [ 2 ] В 1960 году он женился на Элизабет Лейнфелльнер, и у них родилась дочь Рут. Он умер в венской больнице 6 апреля 2010 года, его жена Элизабет умерла за три месяца до него, 4 января 2010 года. [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ]
Философские и научные взгляды
[ редактировать ]Философия науки
[ редактировать ]Для Лейнфелльнера наука и философия дополняют друг друга, поскольку они обе необходимы для познания и открытия. Наука открыла совершенно новый взгляд на природу и общество, чем существовал до 20-го века. В прошлом, по мнению Лейнфелльнера, считалось, что физические и химические процессы подчиняются детерминистским законам природы, но эта точка зрения потерпела крах, поскольку науки стали теоретически более строгими. В социальных и экономических науках он утверждал, что нам следует отказаться от понятия детерминистских законов и вместо этого искать правила. Эти правила в той или иной степени предполагают случайность . Действительно, вероятно, существует огромное количество социальных правил, все из которых подвержены случайности, которая, казалось бы, приводит к хаосу, но более вероятно, что эти правила, открытые социальными и экономическими науками, создают системы, которые более или менее стабильны, но подвержены хаотическим разрушениям. время от времени. По мнению Лейнфелльнера, этот вероятностный аспект правил и законов распространяется на Вселенную. [ 2 ] [ 3 ] [ 7 ]
Культурная эволюция социальных и политических систем
[ редактировать ]Лейнфелльнер долгое время рассматривал игр и теорию принятия решений как теоретические и методологические рамки, в которых социальные науки можно интегрировать . Это было основной мотивацией для основания журнала «Теория и решение» и для введения в заблуждение « Библиотеки теории и решений» . [ 3 ] Позже Лейнфелльнер стал рассматривать эволюционную теорию игр как теоретическую основу для интеграции биологической и культурной эволюции. Если поместить его в рамки эволюционной теории игр, можно объяснить, как развивается социальное сотрудничество, даже несмотря на то, что на индивидуальном уровне предпочтение отдается эгоизму. [ 2 ] [ 7 ]
Он считал, что эволюция всегда работает, но всегда преподносит сюрпризы. Он признал, что мы можем частично влиять на сами эволюционные процессы, как биологическую, так и культурную эволюцию . Это, однако, создает невообразимую ответственность перед обществом, особенно по сравнению с представлением о людях до 20-го века как о пассивных наблюдателях в представлении о мире как о машинах, которые в конечном итоге не могут влиять на то, что мы делаем. Он рассматривал эволюцию общества и способность людей влиять на эволюционные процессы как имеющие огромные этические последствия, с которыми мы должны иметь дело. Этические последствия отчасти возникают из-за того, что мы не можем в конечном итоге знать последствия нашего влияния на биологическую и культурную эволюцию. [ 2 ] [ 7 ]
По его мнению, биологические и культурные эволюционные процессы имеют последствия, выходящие за рамки отдельных людей. На политическом уровне авторитарные плановые экономики, которые не принимают во внимание случайность, присущую эволюционным процессам, рано или поздно обречены на провал. Тот факт, что мы являемся активными участниками нашей собственной биологической и культурной эволюции, означает, что мы можем вмешиваться в науку и технику, чтобы влиять на нашу будущую общественную эволюцию – со значительной неопределенностью относительно результатов – но это также создает фундаментальные философские и этические проблемы. [ 2 ] [ 7 ]
Согласно Лейнфеллнеру, с когнитивной точки зрения правила, по которым мы взаимодействуем в обществе, являются результатом как биологической, так и культурной эволюции. Например, по его мнению, не обязательно учиться быть отцом, когда впервые видишь своего ребенка. Существуют основные «правила отцовства», которые являются инстинктивными. Как он сказал: «По крайней мере, так было при рождении моей дочери». Тем не менее, чтобы научиться быть отцом, необходимы также правила, полученные в результате социального и культурного обучения. Однако эти правила могут давать сбой по разным причинам, включая тот факт, что у нас есть свобода воли. [ 2 ]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Вернер Лейнфеллнер (1962) Логика дополнительности и структура физических теорий. Наука и мировоззрение , 15 , 277–304.
- Вернер Лейнфеллнер (1964) Понятие аналитичности в научных теориях. Философия-натуралист , 8 , 397–418.
- Вернер Лейнфелльнер (1965) - философское исследование научных теорий: теория науки Структура и форма . Вена-Вюрцбург: Physika Verlag.
- Вернер Лейнфелльнер (1965) Введение в теорию познания и науки. (Введение в теорию познания и научные теории) (BE University Paperbacks Vol. 41/41a). Мангейм: Библиографический институт (первое издание).
- Вернер Лейнфелльнер (1966) Возникновение теории: анализ критического мышления в древности. (Начало теории: анализ критического мышления в истории) Фрайбург-Мюнхен: Альбер.
- Вернер Лейнфеллнер (1968) Обобщение классической теории принятия решений. Риск и неопределенность , под ред. К. Борх и Дж. Моссин. Лондон-Новый Ваш: Макмиллан, 196–218.
- Вернер Лейнфелльнер (1973) Историческое время и новая концепция исторической науки. Методологическое единство науки / Под ред. М. Бунге. Дордрехт: Рейдель, 193–219.
- Вернер Лейнфеллнер (1974) Исследовательская логика социальных наук. (Логика исследования в социальных науках) (под редакцией В. Кребер-Риля и Г. Эберляйна). Гютерсло: Издательство Бертельсманнского университета.
- Вернер и Элизабет Лейнфелльнер (1978). Теория и семантика онтологических систем . ( Теория и семантика онтологических систем ) Берлин: Дункер и Хамблот.
- Вернер Лейнфеллнер (1979) Логика и семантика теорий социальных наук. (Логика и семантика теорий в социальных науках.) Логика и экономика , изд. Р. Камиц. Берлин: Дункер и Гумблот, 163–184.
- Вернер Лейнфеллнер (1980) Теория игр. Справочник научно-теоретических терминов . ( Справочник эпистемологических терминов .) Том 3 изд. Дж. Спек Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 597–599.
- Вернер Лейнфелльнер (1982) Является ли Витгенштейн трансцендентальным философом? Revista Portuguesa de Filosofia , 38, 13–27.
- Вернер Лейнфеллнер (1983) Эволюция интеллекта. Эпистемология и философия науки, изд. П. Вайнгартнер и Дж. Чермак. Вена: Гёльдер-Пихлер-Темпски и Дордрехт-Бостон: Рейдель, 161–168.
- Вернер Лейнфеллнер (1983) Основы теории эволюции: четыре модели эволюции. Тезисы докладов Седьмого Международного конгресса по логике, методологии и философии науки . 4-е изд. П. Вайнгартнер, Зальцбург, 302–307.
- Вернер Лейнфеллнер (1984) Эволюционная причинность, теория игр и эволюция интеллекта. Концепции и подходы в эволюционной эпистемологии , под ред. Ф. Вукетиц. Дордрехт-Бостон: Рейдель, 233–276.
- Вернер Лейнфеллнер (1985) Репрезентация интенциональности и язык мозга. Философия разума – Философия психологии , под ред. Р. Чихолм и др. Вена: Гёльдер-Пихлер-Темпски и Дордрехт-Бостон: Рейдель, 44–55.
- Вернер Лейнфелльнер (1986) Дилемма узника и ее эволюционная итерация. Парадоксальные эффекты социального поведения: Очерки в честь Анатоля Рапопорта , под ред. А. Дикманн и П. Миттер. Гейдельберг, Физика: 135–149.
- Вернер Лейнфеллнер (1986) Реконструкция психосоциологической этики Шлика. Синтез , 64 , 317–349.
- Вернер Лейнфеллнер (1995) Новая теория эволюции – теория демократических обществ. в Гётшле, Иоганн (Hrsg.) Революционные изменения в понимании человека и общества , Дордрехт: Kluwer Academic Publishers (S. 1149–189).
- Вернер Лейнфеллнер (1998) Теория игр, социодинамика и культурная эволюция. Теория игр, опыт, рациональность . изд. В. Лейнфелльнер и Экехарт Кёлер, Дордрехт: Kluwer Academic Publishers.
- Вернер Лейнфеллнер (2000) Роль творчества и рандомизаторов в социальных человеческих конфликтах и решении проблем. «Новая критика» , 36, 5–27.
Публикации в честь Вернера Ляйнфелльнера
[ редактировать ]Перечисленные здесь публикации содержат биографические сведения о Вернере Ляйнфелльнере, а также статьи о его творчестве и в честь его творчества.
- Джеральд Л. Эберляйн и Х. А. Бергель (1988) Теория и решение: очерки в честь Вернера Лейнфелльнера . Спрингер, стр. 322.
- Артуро Карсетти (редактор, 2001) Очерки, посвященные науке и эпистемологии Лейнфелльнера Вернера , La Nuova Critica , 37–38 , стр. 159.
- Саша Виндхольц и Уолтер Фейгл (ред.) (2011). Философия науки, лингвистическая критика и Витгенштейн: Памяти Элизабет и Вернера Лейнфелльнер ( Философия науки, лингвистическая критика и Витгенштейн: Памяти Элизабет и Вернера Лейнфелльнер ). Германия: издательство «Онтос», стр. 273.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Карсетти, Артуро и Франц М. Вукетитс. «Памяти Элизабет Лайнфелльнер (1938–2010) и Вернера Лайнфелльнер (1921–2010)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лейнфелльнер, Вернер; Иоганн Гётчль (2001). «Вернер Ляйнфелльнер и Иоганн Гётчль: Разговор» . Новая критика . 37–38 (2): 118–159. Архивировано из оригинала 12 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Эберлейн, Джеральд Л. и Х.А. Бергель (1988). Теория и решение: Очерки в честь Вернера Лайнфелльнера . Спрингер. п. 322. ИСБН 9027725195 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Штадлер, Фридрих. «Вернер Ляйнфелльнер (1921-2010)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Австрийское общество Людвига Витгенштейна: Общие замечания» . Архивировано из оригинала 13 мая 2014 г.
- ^ «Некролог профессора университета, доктора медицинских наук Вернера Лейнфелльнера 1921–2010» . Австрийское общество Людвига Витгенштейна. Архивировано из оригинала 13 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Виндхольц, Саша и Уолтер Фейгл (ред.) (2011). Философия науки, языковая критика и Витгенштейн: Памяти Элизабет и Вернера Лейнфелльнер . Германия: онтос Верлаг. п. 273. ИСБН 978-3-86838-117-7 .
- ^ Jump up to: а б с «Некролог профессору университета, доктору медицинских наук Вернеру Лайнфелльнеру 1921–2010» . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 г.
- ^ «Институт Венского кружка» .