Блэкпулский трамвай
Блэкпулский трамвай | |
---|---|
![]() самолет Bombardier Flexity 2 и воздушный шар на Северном пирсе Двухэтажный | |
Операция | |
Местный | Блэкпул , Флитвуд и побережье Файлд , Англия |
Открыть | 29 сентября 1885 г |
Статус | Открыть |
Линии | 3 |
Маршруты | |
Владелец(и) | Совет Блэкпула |
Оператор(ы) | Транспорт Блэкпула |
Инфраструктура | |
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея |
Электрификация | 600 В постоянного тока Воздушные линии |
Запас | |
Статистика | |
Длина маршрута | 18 км (11,2 миль) [1] |
Остановки | 40 [3] |
2022/23 | 4,9 миллиона [2] ![]() |
Веб-сайт | www |
Часть серии статей о |
Блэкпулский трамвай |
---|
Трамвай Блэкпула курсирует из Блэкпула во Флитвуд на Филде в Ланкашире , Англия. Линия была построена в 1885 году и является одним из старейших электрических трамваев в мире. [4] Он управляется компанией Blackpool Transport Services (BTS) и имеет протяженность 18 км (11 миль). [1] В 2022/23 году он перевез 4,9 миллиона пассажиров. [2]
Это второй по возрасту электрический трамвай в Соединенном Королевстве, первым из которых является Volk's Electric Railway в Брайтоне , который открылся двумя годами ранее и также курсирует по зарезервированному пути вдоль набережной. Это также два сохранившихся городских трамвая первого поколения в Великобритании, хотя с 2012 года большинство маршрутов на линии обслуживаются парком современных трамваев Bombardier Flexity 2 . «Служба наследия» с использованием традиционных трамваев работает круглый год по выходным, в определенные будние дни и праздничные дни , а также во время Блэкпульских иллюминаций . За исключением музеев, это один из немногих трамвайных путей в мире, где до сих пор используются двухэтажные трамваи , остальные включают Гонконг и Александрию , Египет.
История
[ редактировать ]Первоначальный запуск и расширение (1885–1910-е гг.)
[ редактировать ]Первая секция открылась 29 сентября 1885 года, это была линия трубопровода от Кокер-стрит до Дин-стрит на набережной Блэкпула . [5] Это был один из первых практических электрических трамваев в мире, созданный всего через шесть лет после того, как Вернер фон Сименс впервые продемонстрировал электрическую тягу. На инаугурации председательствовали Холройд Смит , изобретатель системы, и олдермен Харвуд мэр Манчестера , . [6]
Он находился в ведении Blackpool Electric Tramway Company до 1892 года, когда срок его аренды истек и его управление перешло к Blackpool Corporation. Линия была добавлена в 1895 году от Манчестер-сквер вдоль Литэм-роуд до Саут-Шор , продлена до Южного пирса с линией на Стейшн-роуд, соединяющей Литэм-роуд с набережной в 1897 году. [5]
Работа трубопровода, при которой трамваи получали электроэнергию из трубопровода ниже и между путями, хотя и была очень успешной в таких местах, как города или центры городов, оказалась очень проблематичной на линии, расположенной так близко к побережью. В плохую погоду морская вода захлестнула пути и попала в трубопровод, где вызвала короткое замыкание тягового источника и привела в действие автоматические выключатели на электростанции. Песок с пляжей разлетелся по рельсам и забил водоводы. Этот песок приходилось постоянно удалять, поскольку добавление морской воды приводило к тому, что трубопроводы заполнялись влажным песком, что приводило к короткому замыканию подачи. Другая проблема заключалась в том, что электрическое сопротивление было больше, чем ожидалось, а напряжение на участках трубопровода было намного меньше, чем напряжение на Бланделл-стрит: 230 В упало до 210 В на стыке с главной линией на Променаде, 185 В на Кокер-стрит. и 168 В на Южном пирсе (тогда пирс Виктория).
В 1899 году была проложена воздушная проводка постоянного тока на 550 В , а кабелепровод удален. В 1900 году линия была продлена на север до площади Джинн, где она соединилась с трамвайной дорогой Блэкпула и Флитвуда . В 1901 году была открыта петля Мартона, соединившая Талбот-сквер и Центральный вокзал вдоль Черч-стрит, Девоншир-сквер, Уайтгейт-драйв, Ватерлоо-роуд и Сентрал-драйв. Новое депо было построено на Уайтгейт-Драйв в Мартоне. В 1902 году была добавлена линия от Талбот-сквер вдоль Талбот-роуд до Лейтона . К 1903 году линия набережной дошла до Плежер-Бич . [5]
Расширение и сжатие (1920–1960-е годы)
[ редактировать ]
Легенда:
— Маршруты разобраны в 1960-х годах.
В 1920 году компания Blackpool Corporation взяла на себя управление трамвайной дорогой, получив 8 миль (13 км) путей и три депо: два во Флитвуде и одно в Бисфэме . Небольшое депо на Болд-стрит во Флитвуде было закрыто, а на пароме Флитвуд построено кольцо. [5] Корпорация Блэкпул также получила с трамвайной дороги весь 41 трамвай.
Более крупное депо было построено на Ригби-роуд в 1920 году из-за того, что первоначальное депо на Бланделл-стрит стало слишком маленьким. Депо Ригби-Роуд было построено в 1935 году. Вдоль линии на Флитвуд, между Россаллом и Бродуотером, в 1925 году была построена более прямая линия. Последнее продление трамвая было в 1926 году вдоль набережной Клифтон-Драйв у Старр-Гейт , где было установлено соединение с Трамваи Lytham St. Annes Corporation . [5]
В 1930-х годах менеджер Уолтер Лафф в рамках пятилетнего плана модернизации представил парк современных обтекаемых трамвайных вагонов, включая закрытые железнодорожные вагоны, однопалубные открытые лодки с открытым верхом и двухпалубные роскошные дредноуты English Electric (англ. Electric). позже известный как «Воздушные шары»). Они составили основу флота в 21 веке. В 1936 году началось закрытие маршрутов Сентрал-Драйв и Лейтон. Литам-роуд закрылась в 1961 году, Мартон - в 1962 году, а трамвайная линия на Диксон-роуд до Северной станции - в 1963 году. Депо Мартон и Копс-роуд закрылись в 1963 году, а депо Бисфам - в 1966 году. Это оставило линию от Старр-Гейт до Флитвуда, которая остается. В 1986 году городской совет Блэкпула передал управление трамваями и автобусами компании Blackpool Transport Services Limited. [5]
Блэкпул был единственным городом в Великобритании, в котором сохранились трамваи, а в период с 1962 по 1992 год здесь была единственная городская трамвайная линия в Великобритании. [7] (Последним английским городом, потерявшим традиционные трамваи, был Шеффилд в 1960 году . [8] Последним в Великобритании был Глазго в 1962 году. Открытие в 1992 году Манчестерского метрополитена ознаменовало возрождение.) [7]
Сложная торговля (1970–2007 гг.)
[ редактировать ]В 1970-е годы трамвай изо всех сил пытался оставаться открытым, поэтому для снижения затрат были разработаны трамвайные вагоны, управляемые одним человеком (ОМО). Это включало перестройку старых трамвайных вагонов в вагоны ОМО и юбилейные вагоны с последующей покупкой вагонов Centenary.
Еще одним нововведением 1970-х годов стало размещение на трамваях сплошной рекламы для увеличения доходов. Реклама на трамвайных вагонах Блэкпула впервые появилась на вагонах Conduit в первые годы существования трамвая, для этой цели использовались панели приличия на верхней палубе. Некоторые трамваи, такие как Blackpool и Fleetwood Racks and Boxes, имели боковые панели, прикрепленные к крыше в рекламных целях. С тех пор на кузовах и боках кабин различных трамваев была размещена реклама. В 1965 году трамвай № 310 «Коронация» был оснащен световыми рекламными щитами в торцах кабины на крыше. За этим последовали более крупные прямоугольные коробки в 1960-х годах на различных Coronations, English Electric Railcoaches, Brush Railcoaches и трамваях OMO, и они оставались характерной чертой некоторых из них до середины 1990-х годов. В 2010 году на трамвае № 632 Brush Railcoach были установлены новые рекламные коробки, воссоздающие эту особенность. Сплошная реклама впервые появилась в 1975 году. Воздушный трамвай № 707 был первым трамваем, на котором была размещена сплошная реклама Empire Pools. Трамвай Brush Railcoach № 622 был первым одноэтажным трамваем, на котором была размещена сплошная реклама. Зоопарк Блэкпула в 1975 году. Башни английских электрических поездов, автобусов Brush Railcoaches, трамваев OMO и трамваев Centenary, перевозивших рекламу, были обшиты панелями, чтобы обеспечить больше места для рекламы. С тех пор на нескольких трамвайных вагонах появились различные рекламные объявления.
После обещания правительства в 2000 году построить 25 новых трамвайных сетей к 2010 году, [9] 1 миллиарда фунтов стерлингов подали заявку на получение государственного гранта в размере В 2002 году Совет Блэкпула и Совет графства Ланкашир для расширения трамвайной сети до Сент-Анны на юге и новых жилых комплексов во Флитвуде на севере с возможным дальнейшим развитием до Поултон-ле. -Файлд и Торнтон . В 2004 году сторонники этой заявки выразили разочарование тем, что за два года ничего не было сделано для реализации этих планов. К ноябрю 2007 года дальнейшего развития не последовало. [10]
Впервые весь трамвай был закрыт в ноябре 2007 года на пять месяцев основных ремонтных работ, второго этапа модернизации стоимостью 11,8 миллионов фунтов стерлингов. [11] В январе 2007 года прототип «супертрамвая» City Class 611 проходил испытания на трамвайном пути, когда он загорелся на подходе к Центральному пирсу , причинив значительный ущерб. [12] Водитель скрылся, когда, как сообщается, взорвалась электрическая консоль в кабине. Трамвай, произведенный компанией Мерсисайда из Tram Power , проходил испытания в рамках заявки на замену нынешних трамваев. [13] Трамвай был восстановлен за 150 000 фунтов стерлингов, но ему не разрешили возобновить испытания; В настоящее время планируется, что он станет частью пробного парка и будет ездить на трамвайной линии в Престоне . Тот же трамвай сошел с рельсов 30 мая 2006 года на кольце Старр-Гейт во время предыдущих испытаний. В отчете отдела по расследованию железнодорожных происшествий говорится, что сход с рельсов произошел из-за износа путей, чему способствовал новый тип ходовой части трамвая. [11]
Обновление пути и парка (2012 г.)
[ редактировать ]1 февраля 2008 года было объявлено, что правительство согласилось на совместную заявку BTS и Совета Блэкпула на финансирование полной модернизации пути. Правительство должно было внести 60,3 миллиона фунтов стерлингов из общей суммы расходов в 85,3 миллиона фунтов стерлингов. Совет Блэкпула и совет графства Ланкашир предоставят около 12,5 миллионов фунтов стерлингов каждый. Решение правительства означало, что весь трамвай был модернизирован, и Bombardier Flexity 2 . в 2012 году парк был заменен 16 трамваями [14]
Работы по замене покрытия трамвайных путей и строительство трамвайного навеса у Старр-Гейт означали, что трамваи не ходили к югу от Плежер-Бич с 2009 года до тех пор, пока новые трамваи не были введены в эксплуатацию в апреле 2012 года, а работы на путях в Кливли остановили движение к северу от Литтл-Бисфэма. Работало запасное автобусное сообщение.
В 2011 году напряжение в сети было повышено до 600 В постоянного тока в преддверии прибытия нового подвижного состава. Последний день работы традиционного трамвайного парка был 6 ноября 2011 года. Трамвай вновь открылся 4 апреля 2012 года, и вагоны Flexity 2 обеспечивали повседневное обслуживание. [15] Часть традиционного парка была сохранена, а часть восстановлена: немодифицированные трамваи являются частью «Флота наследия», а модифицированные, расширенные трамваи-воздушные шары - частью основного парка. В депо у Старр-Гейт находится парк Flexity 2. В депо Ригби-Роуд, недалеко от Манчестер-сквер, хранятся традиционные трамваи. Была проделана большая работа, чтобы обеспечить безопасное будущее традиционных трамваев в Блэкпуле.
Расширение Северной станции (2024 г.)
[ редактировать ]
Продление трамвайной линии вдоль Талбот-роуд до Северного железнодорожного вокзала Блэкпула открылось 12 июня 2024 года после нескольких задержек. [16] Новая линия соединилась с линией Променад на Тэлбот-сквер, в результате чего количество маршрутов трамвая увеличилось до трех с новым сообщением от каждой из существующих конечных станций до станции.
Включение расширения началось 6 ноября 2017 г. [17] со сносом магазина товаров для дома в сентябре 2020 года, чтобы освободить место для конечной остановки, и началом испытаний 16 марта 2022 года. [18] [19] В рамках проекта был построен новый трамвайный терминал с подземным переходом, обеспечивающим доступ к железнодорожной сети. [20] [21]
Текущая сеть
[ редактировать ]Блэкпулский трамвай | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маршруты
[ редактировать ]Трамвай идет от Старр-Гейт в Блэкпуле на юге до паромной остановки во Флитвуде на севере, в основном вдоль побережья Филд-Кост, на последних нескольких милях поворачивая вглубь страны в Кливли , а затем заканчивается на побережье во Флитвуде. В центре города Блэкпула есть ответвление, ведущее к конечной остановке Северного железнодорожного вокзала Блэкпула . Некоторые услуги, особенно в периоды загруженности, например, во время Blackpool Illuminations или в праздничные дни , начинаются или прекращаются в Cleveleys, Little Bispham, Bispham или Pleasure Beach, чтобы обеспечить более интенсивное обслуживание через центр Блэкпула. Во время иллюминаций украшенные трамваи возят пассажиров по набережной вдоль освещенной территории, идущей от Плежер-Бич до Бисфама. [24]
Есть четыре петли: у Старр-Гейт (хотя они обычно не используются во время обслуживания), напротив Плеже-Бич, Литтл-Бисфэм и Флитвуд, а также ссылки на депо Ригби-Роуд. [25]
Трамваи Flexity 2 теперь обслуживают основные перевозки, English Electric Balloon при необходимости доступны модифицированные двухэтажные трамваи .
«Услуга наследия», предоставляемая немодифицированными традиционными трамваями, работает в определенные будние дни, выходные, праздничные дни и летние месяцы, а также во время экскурсий во время иллюминации. [15] Они останавливаются только на специальных «остановках наследия» рядом с обычными трамвайными остановками в Плеже-Бич, Норт-Пирс, Кэбин, Бисфэм, Кливли и Флитвуд-Ферри. [26] Временные «остановки наследия» также используются для традиционных трамваев во время некоторых специальных мероприятий, например, у Старр-Гейт.
Частоты
[ редактировать ]Название маршрута | От | К | Частота | Дни | Управляется |
---|---|---|---|---|---|
Т1 | Старр Гейт | Флитвуд Ферри | Каждые 30 минут в дневное время* | Пн–Вс (включая праздничные дни) | Гибкость 2 |
Т2 | Старр Гейт | Северный вокзал | Каждые 30 минут в дневное время* | Пн–Вс (включая праздничные дни) | Гибкость 2 |
Т3 | Флитвуд Ферри | Северный вокзал | Каждые 30 минут в дневное время* | Пн–Вс (включая праздничные дни) | Гибкость 2 |
Исторические трамвайные туры | Пляж Удовольствий | Северный пирс/домик (Флитвуд в праздничные и особые дни) | Каждые 20–30 минут в дневное время* | Сб–Вс, школьные каникулы, пиковые дни и во время Blackpool Illuminations. | Наследство |
*Периодичность зависит от сезона и/или времени суток. [27]
Транспортный фестиваль во Флитвуде
[ редактировать ]Ежегодно во Флитвуде проводится транспортный фестиваль, известный как «Трамвайное воскресенье». [28] проводится в третье воскресенье июля. В 2005 году он отметил свое 21-летие. [29] Он привлекает тысячи посетителей, [28] и проходит на всей длине главной улицы Лорд-стрит. От Фишерманс-Уок до Торнтон-Гейт ходят старинные трамваи. [24] [30] В 2007 году фестиваль, несмотря на свою популярность, едва не был отменен из-за отсутствия поддержки в организации этого дня. [28] Обращение за помощью в последнюю минуту привело к спасению фестиваля. [31]
Подвижной состав
[ редактировать ]Текущий автопарк
[ редактировать ]Blackpool Tramway имеет следующий основной операционный парк (по состоянию на июль 2021 г.): [32]
Сорт | Изображение | Тип | Максимальная скорость | Длина (метры) |
Емкость | В услуга |
Флот цифры |
Маршруты управляемый |
Построен | Годы управляемый | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
миль в час | км/ч | Стандартный | Сдг | Общий | |||||||||
Бомбардье Флексити 2 | ![]() |
Трамвай Флот |
43 | 70 | 32.23 | 74 | 148 | 222 | 16 | 001-016 | Все | 2010–2012 | 2012 – настоящее время |
2 | 017-018 | 2016–2017 | 2018 – настоящее время | ||||||||||
Английский электрический воздушный шар (измененный) |
![]() |
Трамвай Б флот |
Варьируется | 6 | 700, 707, 711, 718 | Все + Наследие | 1934–1935 (отремонтирован в 2009–2012 гг.) |
1934 – настоящее время | |||||
Общий | 24 |
(RVAR) парк разделен на три части В соответствии с Правилами доступности железнодорожного транспорта : парк «А» из 18 трамваев Flexity 2, полностью соответствующих Правилам RVAR; парк «B» (первоначально) девять переоборудованных двухэтажных трамваев, которые имеют частичное освобождение от налога за счет частичного переоборудования для улучшения доступности; и флот «C» , освобожденный от налога на наследие. [33] [32]
Стандартная окраска основного парка, представленная на трамваях Flexity 2, имеет фиолетовые фасады, белые стороны, черные оконные рамы и фиолетовый крест-накрест на нижних сторонах. Два модифицированных трамвая Balloon также были окрашены в фиолетовый цвет. [32]
Бомбардье Флексити 2
[ редактировать ]
В рамках модернизации заказано 16 трамваев Bombardier Flexity 2. [34] и имели номера 001–016. Мировой запуск этого типа трамвая, включая показ первого нового трамвая, произошел 8 сентября 2011 года в новом депо Starr Gate. [35]
Эти современные трамваи включают в себя множество улучшений, таких как 100% бесступенчатый доступ от платформы к трамваю, специальные места для инвалидных колясок, увеличенное количество сидячих и стоячих мест, более быстрое ускорение и более тихий ход. У них есть аудиовизуальные дисплеи «следующая остановка».
Еще два блока Flexity 2, под номерами 017 и 018, прибыли 1 и 15 декабря 2017 года соответственно после того, как им было приказано оказать помощь в обслуживании, когда откроется расширение до Северного железнодорожного вокзала Блэкпула. [36] [37] Они вступили в строй 4 марта 2018 года. [38]
Все трамваи Flexity 2 размещены в депо у Starr Gate.
Модифицированные двухэтажные вагоны «Воздушный шар».
[ редактировать ]Девять вагонов Balloon под номерами 700, 707, 709, 711, 713, 718, 719, 720 и 724 были модифицированы в период с 2009 по 2012 год. Эта работа включала расширение дверной секции, чтобы они были совместимы с новым трамваем. остановочные платформы и быть доступны как для перевозки на сцене, так и в качестве дополнительных трамваев для службы наследия. Сейчас только шесть таких экземпляров считаются пригодными к эксплуатации. [32]
Флот наследия
[ редактировать ]
Блэкпул имеет обширную историю трамвайных вагонов. Большой парк транспортных средств, сохранившихся от трамваев предыдущих поколений, а также некоторых из других мест, теперь используется как Blackpool Heritage Tram Tours.
Исторические трамваи в основном используют традиционную зелено-кремовую окраску BTS в различных стилях с 1930-х по 1990-е годы, при этом некоторые автомобили используют красную, кремовую / белую окраску и другие различные окраски. Некоторые трамваи украшены красочной рекламой по всей поверхности. [39]
Инфраструктура
[ редактировать ]Отслеживать
[ редактировать ]Маршрут состоит из четырех различных типов трасс:
- Улица открыта для любого движения – вдоль Лорд-стрит и Норт-Альберт-стрит во Флитвуде и вдоль Талбот-роуд в центре Блэкпула до Северного вокзала. В Блэкпуле также есть участок от депо Ригби-роуд до набережной вдоль Хоптон-роуд и Литэм-роуд, который используется только для входа и выхода трамваев. Короткий участок набережной в Блэкпуле за отелем «Метрополь» раньше имел такой вид, но был преобразован в зарезервированный путь во время модернизации трамвая в 2011/12 году.
- Зарезервированная асфальтированная дорога вдоль дороги, открытая для пешеходов, но не для дорожного движения, на большей части маршрута между Старр-Гейт и Хижиной.
- Зарезервированный путь с балластом, открытый только для трамваев - от Кейбина до Россалла и вдоль Рэдклифф-роуд во Флитвуде.
- Междугородный стиль, не идущий по дороге и открытый только для трамваев - от Россалла до Рэдклифф-роуд, Флитвуд.
Источник питания
[ редактировать ]Трамвайные вагоны питаются от 600 В постоянного тока напряжением воздушной линии , при этом электричество передается на трамвайные вагоны с помощью пантографа , а на несколько старинных трамваев - с помощью троллейбусных опор . [39]
Склады
[ редактировать ]Действуют два депо:
- Депо Ригби-Роуд было построено в 1935 году и используется до сих пор. Он рассчитан на 108 трамваев. Он был спроектирован для замены депо на Бисфэме и Бланделл-стрит и несколько раз модернизировался. В 1955 году пути с 15 по 18 были ограждены перегородкой для использования в качестве электротехнического комплекса, а в 1962 году была построена трамвайная мойка и заменены рольставни на складные алюминиевые двери. Он также использовался для размещения некоторых автобусов.

- Депо Starr Gate было построено в 2011 году компанией VolkerFitzpatrick. [40] в рамках полной реконструкции сети и обошлось в 20 миллионов фунтов стерлингов. Он официально открылся на Пасху 2012 года и рассчитан на 20 сочлененных трамваев. Он был построен для размещения первых 16 трамваев Flexity 2, включая еще два, добавленных к парку в 2017 году. Расширение с публичной достопримечательностью для демонстрации объектов наследия было запланировано, когда депо Ригби-Роуд должно было быть утилизировано, но не было построено. , при этом депо Ригби-Роуд сохраняется для трамваев наследия. [41]
Предыдущие склады
[ редактировать ]Было еще пять депо, которые сейчас закрыты, в основном снесены:
- Депо Бисфам было построено в 1898 году и расширено в 1914 году компанией Blackpool & Fleetwood Tramroad Company для размещения 36 трамваев на шести путях. Рядом с депо построена подстанция. Депо использовалось для приема вагонов-пантографов в 1928 году и вагонов Brush Railcoach в 1940 году. Оно закрылось 27 октября 1963 года и использовалось как склад до середины 1970-х годов. Его снесли, чтобы освободить место для супермаркета Sainsbury's , а надгробие депо установили в Крича Национальном музее трамвая . [42]
- Депо на Болд-Стрит открылось в январе 1899 года и имело вместимость четырех вагонов на двух путях. Его использовали только два последних трамвая до Флитвуда вечером и первые два трамвая утром. После того, как в 1920 году компания Blackpool Corporation взяла на себя управление трамвайной дорогой, депо было закрыто. Провода были отключены в 1924 году, когда была построена петля Флитвуда. После Второй мировой войны склад использовался компанией «Друг рыбака» . Его снесли в 1973 году, чтобы освободить место для квартир. [42]
- Депо на Бланделл-стрит открылось в 1885 году и вмещало десять маршрутных трамваев. Его расширяли в 1894 и 1896 годах, а также в 1898 году, когда крышу подняли для размещения воздушной проводки. После расширения в депо насчитывалось 45 трамваев на пяти путях. Депо стало магазином в 1935 году, когда на Ригби-роуд открылось новое центральное депо. Смотровые ямы были засыпаны после Второй мировой войны, а после 1956 года здание использовалось как автобусный гараж. Депо было вновь открыто для трамваев в марте 1963 года после закрытия депо Мартон. Новый вход был построен в июле 1964 года, но пропускная способность была ограничена наличием в здании станции скорой помощи. После повреждения центральной крыши ураганом депо было снесено 4 ноября 1982 года.
- Депо Копс-Роуд было построено в 1897 году компанией Blackpool & Fleetwood Tramroad Company с шестью путями, способными вместить 18 трамваев. Первоначально он использовался как склад и сервисная база. После передачи Blackpool Corporation Tramways его использовали для демонтажа старых трамваев. В 1925–1949 годах линия соединяла депо с железной дорогой и использовалась для маневрирования вагонов. После того, как корпорация Блэкпул продала депо, оно использовалось как автосалон. В это время подстанция все еще питала участок линии Флитвуд. Депо было снесено в 2016 году после того, как план по превращению здания в трамвайный музей провалился из-за плохого состояния здания. [43] [42]
- Депо Мартон было построено в 1901 году для размещения 50 трамваев. Он использовался на центральных маршрутах, но отказался от использования после закрытия в 1936 году участков Лейтон и Сентрал-Драйв. Он был закрыт для использования трамваями в период с 1939 по 1944 год из-за Второй мировой войны и вмещал самолеты Vickers Aircraft Company . Он закрылся 11 марта 1963 года, и последним ушедшим автомобилем был стандартный вагон № 48. Передняя половина была снесена, а задняя половина использовалась в коммерческих целях. . АЗС Сейчас на этом месте работает
Тарифы и билеты
[ редактировать ]Билеты приобретаются у кондуктора на борту, [44] Также доступны ежедневные, трехдневные, семидневные и ежемесячные «экономные» билеты, которые можно использовать в трамваях (за исключением исторических трамваев) и автобусах Blackpool Transport. [45] Билеты на трамвай Heritage доступны для тура туда и обратно между Pleasure Beach и Cabin. Групповые дневные билеты также доступны для 5 пассажиров, включая взрослых, детей и собак. В дополнение к турам по наследию, билеты на день наследия также можно использовать на всех трамваях и автобусах Blackpool Transport, а также на осенних иллюминациях.
Билеты National Rail до станций Блэкпула с автобусом Plusbus включают неограниченное количество поездок на трамвае между Торнтон-Гейт и Старр-Гейт. дополнительным [46]
Корпоративные дела
[ редактировать ]Собственность и структура
[ редактировать ]Трамваем управляет компания Blackpool Transport Services Limited (BTS), которая была создана в соответствии с положениями Закона о транспорте 1985 года и осуществляет пассажирские перевозки в районе побережья Файлда посредством автобусных и трамвайных перевозок. BTS полностью принадлежит Совету Блэкпула , который сдает в аренду BTS трамвай и прилегающие помещения. [47]
Тенденции бизнеса
[ редактировать ]Полные финансовые и операционные показатели Blackpool Tramways не публикуются. Совет Блэкпула и его операционная дочерняя компания Blackpool Transport Services Limited составляют годовые отчеты, но данные по трамвайным операциям отдельно не показаны. [47] Ключевые тенденции, имеющиеся в последние годы для Blackpool Tramway (годы, заканчивающиеся 31 марта):
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пассажирские доходы [а] ( £ М ) | 3.0 | 2.5 | 1.7 | 5.0 | 6.1 | 5.6 | 6.1 | 6.5 | 6.7 | 7.0 | 6.7 | 1.9 | 5.3 | 6.8 |
Количество пассажиров [б] (М) | 2.2 | 1.6 | 1.1 | 3.7 | 4.3 | 4.1 | 4.9 | 5.1 | 5.2 | 5.2 | 4.8 | 1.1 | 4.2 | 4.9 |
Количество действующих трамваев [с] (в конце года) | Только парк наследия | 5 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 23 | 23 | 24 | 24 | Н/Д | Н/Д | |
Примечания/источники | [48] | [48] | [48] | [48] | [48] | [48] | [48] | [48] | [48] | [48] | [48] | [48] [32] |
[49] | [50] |
|
Деятельность в 2020/21 финансовом году была серьезно сокращена из-за воздействия пандемии коронавируса ; Дефицит доходов от проезда был профинансирован за счет гранта Министерства транспорта центрального правительства Великобритании . [51]
Будущие разработки
[ редактировать ]Было несколько предложений по дальнейшему расширению трамвая, в первую очередь вдоль линии Саут-Филд (до Литам-Сент-Эннс ) и ветки Флитвуд (до Поултон-ле-Филд ). [52] Совет Блэкпула, Совет Филда и Совет Уайра подали заявки на получение 800 000 фунтов стерлингов каждый для проведения технико-экономического обоснования, которое бы исследовало предложение «Трамвайной петли», охватывающее две ветки. [53]
Популярная культура
[ редактировать ]В эпизоде телевизионной мыльной оперы « Улица Коронации » 1989 года персонаж Алан Брэдли был убит, когда его сбил трамвай, направлявшийся в Бисфам, возле отеля Strand на Северной набережной. [54]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 22 июля 1980 года трамваи Balloon 705 и 706 столкнулись лоб в лоб на повороте на Pleasure Beach. 705-й направлялся к Старр-Гейт, в то время как 706-й стоял на петле. 705 оказался на неправильной линии из-за неправильной установки очков и столкнулся с 706, собиравшимся отправиться во Флитвуд . Оба трамвая были серьезно повреждены, шесть человек получили ранения, в том числе водитель Даррелл Пьер, тогда единственный чернокожий сотрудник Blackpool Transport, работающий полный рабочий день. 705 был списан, это был единственный воздушный шар, постигший такую судьбу до 2009 года, когда 722 был списан из-за повреждений в результате столкновения. 706 был перестроен в воздушный шар с открытым верхом. Решение окружного суда в 1982 году установило, что компания Blackpool Corporation на 80% виновата в столкновении, вопреки первоначальным сообщениям о причастности Пьера; однако имя Пьера не было очищено до ноября 2010 года, через 15 месяцев после его смерти. [55] [56]
- 13 марта 2004 года трамвай № 644 Centenary сошел с рельсов и столкнулся со стеной на набережной возле площади Гинн. Один из столбов «Иллюминаций » намеренно был помещен в паз левого рельса линии, идущей на север. 644 едва не пропустил пешехода, идущего по набережной, и пробил стену, выбив обломки на дорожку внизу. Трамвай балансировал на стене, но не упал. [57]
- 24 января 2007 года прототип 611 Citytram во время пробного запуска загорелся возле Фоксхолла, в результате чего один конец кабины был серьезно поврежден. Никто не пострадал, но после ремонта в Блэкпул он не вернулся. [58] [59]
- 5 августа 2009 года пешеход, Морин Фоксвелл, 70 лет, была сбита водителем, превысившим скорость, на специально отведенном переходе. Водитель, который ехал на трамвайных остановках со скоростью, превышающей в три раза максимальную скорость (4 мили в час (6,4 км/ч), был приговорен к 15 месяцам тюремного заключения. [60]
- 4 апреля 2012 года, в первый же день работы Flexity 2, трамвай 006, совершавший самый первый рейс с пассажирами, сошел с рельсов на переправе Флитвуд-Ферри из-за скопления песка в канавках обоих путей. [61] [62]
- 24 сентября 2016 года исторический трамвай № 272 BTS загорелся из-за повреждения резиновой изоляции одного из его кабелей; все его пассажиры и персонал не пострадали, за исключением кондуктора, который повредил руку, разбив стеклянную панель, чтобы получить доступ к огнетушителю. [63]
- 24 ноября 2021 года пешеход столкнулся с трамваем на Флитвуд-роуд к югу от остановки Anchorsholme Lane и позже скончался от полученных травм. [64] [65] Год спустя в отчете отдела по расследованию железнодорожных происшествий было установлено, что недостаточное освещение означало, что водитель трамвая не видел пешехода, и что было неясно, почему пешеход явно не знал о присутствии трамвая. [66]
Галерея
[ редактировать ]-
Надгробие из депо Бисфам теперь в Криче
-
Предварительно реконструированная трамвайная остановка на набережной.
-
Депо Ригби-Роуд (инженерная часть)
-
Трамвай столетнего класса (Променад)
-
Brush Railcoach № 623 в Mystique ливрее рекламного ролика
-
Двухэтажный трамвай класса Юбилейный (Променад)
-
Трамвай-воздушный шар с открытым верхом № 706 «Принцесса Алиса» в Бисфаме
-
Освещенный трамвай № 736 "HMS Blackpool" во Флитвуде.
-
Трамвай на воздушном шаре проезжает мимо отеля Norbreck Castle.
-
Трамвай типа Flexity 2 № 011 на трамвайной остановке Burlington Road West
См. также
[ редактировать ]- Список трамвайных остановок Blackpool Tramway
- Ассоциация легкорельсового транспорта
- Список современных трамвайных и легкорельсовых систем в Соединенном Королевстве
- Список систем городского трамвая в Соединенном Королевстве
- Общественный транспорт в Филде
- Мэйли и Тонтон
- Шотландское трамвайное и транспортное общество
- Трамваи в Европе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Километры маршрутов, открытые для пассажирских перевозок на легкорельсовом транспорте, трамваях и метро по системе: Великобритания - ежегодно с 1995/96 года» . Департамент транспорта правительства Великобритании. Архивировано из оригинала 20 сентября 2021 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Статистика легкорельсового транспорта и трамвая, Англия: год, заканчивающийся в марте 2023 г.» . GOV.UK. Департамент транспорта . 5 сентября 2023 г. Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ «Трамвай из Флитвуда до ворот Старра» . Блэкпул Транспортные Услуги Лтд . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Блэкпульские трамваи» . thetrams.co.uk. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Блэкпульские трамваи» . Трамвайное общество Филда. 3 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «История нашего трамвая» . Трамвайные туры Блэкпула . 10 мая 2021 г. Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Росторн, Эндрю (19 сентября 2013 г.). «Трамваи на север Блэкпула» . Журнал Ланкашира и Северо-Запада . Ланкашир и Северо-Запад. Архивировано из оригинала 15 марта 2015 года.
- ^ «Пятидесятилетие трамваев Шеффилда» . News.bbc.co.uk. 8 октября 2010 г.
- ^ «BBC News – Что случилось с 10-летним транспортным планом?» . news.bbc.co.uk. 18 января 2010 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2017 г. Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ «Гнев по поводу трамвайной сети» . Еженедельные новости Флитвуда . 26 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2008 г. Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Паркинсон, Шелаг; Харрис, Эмма (30 мая 2007 г.). «Путь обвинили в трамвайной драме» . Блэкпульская газета . Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ «Новый трамвай загорелся во время испытаний» . Новости Би-би-си . 24 января 2007 года . Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Батлер, Хизер; Харрис, Эмма (25 января 2007 г.). «Не такой уж и супертрамвай» . Блэкпульская газета . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Паркинсон, Шелаг (1 февраля 2008 г.). «Блэкпул получит 85 миллионов фунтов за трамваи» . Блэкпульская газета . Архивировано из оригинала 2 февраля 2008 года . Проверено 1 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Обновленный трамвай в Блэкпуле вновь открывается» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . 3 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 года . Проверено 15 июня 2015 г.
- ^ «Трамваи возвращаются на вокзал Блэкпула впервые за 60 лет» . Блэкпул.gov.uk . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Сделаем Блэкпул лучше» . Блэкпул.gov.uk .
- ^ « «Значительный прогресс» достигнут в инвестиционных планах центра города Блэкпул» . Blackpoolgazette.co.uk . 27 февраля 2019 г.
- ^ «Первые трамваи прошли испытания на новом расширении Talbot Gateway в Блэкпуле стоимостью 22 миллиона фунтов стерлингов» . www.blackpoolgazette.co.uk . 17 марта 2022 г. Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ «Конечный центр трамвая Talbot Gateway, вторая фаза» . Блэкпул.gov.uk . Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 24 марта 2016 г.
- ^ «Первый гонщик» . Блэкпул.gov.uk . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Трамвай из Флитвуда до ворот Старра» . Блэкпул Транспортные Услуги Лтд . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Трамвайные туры Блэкпула по наследию» . Трамвайные туры Блэкпула . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Информация для посетителей» . Транспортный фестиваль во Флитвуде. Архивировано из оригинала 9 августа 2007 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ «Трамвайный маршрут Блэкпула: Старр-Гейт – Флитвуд» . thetrams.co.uk. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ «Трамваи транспортного наследия Блэкпула» . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 8 ноября 2015 г.
- ^ «Трамвай из Флитвуда до ворот Старра» . Блэкпул Транспортные Услуги Лтд . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Ларк, Клэр (12 июля 2007 г.). «Просьба волонтеров в трамвайном воскресении» . Еженедельные новости Флитвуда . Архивировано из оригинала 9 июля 2009 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ «Трамвайное воскресенье отмечает 21-летие» . Еженедельные новости Флитвуда . 10 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 9 июля 2009 г. Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Эванс, Карен (12 июля 2007 г.). «Полный вперед к трамвайному воскресенью» . Блэкпульская газета . Архивировано из оригинала 9 июля 2009 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ «Транспортный фестиваль во Флитвуде спасен» . Блэкпульская газета . 5 апреля 2007 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2009 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Британские трамваи онлайн — Список трамвайного парка Блэкпула» . Британские трамваи онлайн. 23 июня 2024 года. Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ «Определены три флота Блэкпула». Сегодняшние железные дороги (127). Платформа 5 Издательство: 24. 2012.
- ^ Modern Railways, выпуск 731, август 2009 г. «Заказ трамвая в Блэкпул», стр. 10.
- ^ «Супертрамвай Блэкпула уже здесь!» . Блэкпульская газета . 8 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 г. Проверено 15 июня 2015 г.
- ^ «Flexity 017 отправляется в Блэкпул!» . Британские трамваи онлайн . Архивировано из оригинала 19 января 2018 года.
- ^ «Flexity 018 выполняет последний заказ на трамвай в Блэкпуле» . Британские трамваи онлайн . Архивировано из оригинала 19 января 2018 года.
- ^ «В фотографиях: вступают в эксплуатацию новейшие трамваи Блэкпула» . Британские трамваи онлайн . Архивировано из оригинала 7 марта 2018 года.
- ^ Jump up to: а б «Трамваи» . thetrams.co.uk. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ «Поворотная платформа трамвайной тележки» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . Проверено 25 июля 2010 г.
- ^ «БлэкпулТрамс.инфо» . 10 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Блэкпульские трамваи» . blackpool-trams.yolasite.com . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ «Депо на Копс-Роуд ушло в историю - Онлайн-новости британских трамваев» . Britishtramsonline.co.uk . Архивировано из оригинала 23 января 2018 года.
- ^ Единые тарифы , Транспорт Блэкпула, 9 мая 2019 г.
- ^ Экономные билеты , Транспорт Блэкпула, 9 мая 2019 г.
- ^ PLUSBUS , Транспорт Блэкпула, 9 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет Совета Блэкпула за год, закончившийся 31 марта 2019 года» (PDF) . Совет Блэкпула. 27 ноября 2019 г. Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Статистика легкорельсового транспорта и трамвая (LRT)» . Департамент транспорта. 25 июня 2020 г. Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ «Статистика легкорельсового транспорта и трамвая, Англия: год, заканчивающийся в марте 2022 года» . GOV.UK. Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ «Статистика легкорельсового транспорта и трамвая, Англия: год, заканчивающийся в марте 2023 г.» . GOV.UK. Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ «Проект отчета о счетах за год, закончившийся 31 марта 2021 года» (PDF) . Совет Блэкпула . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ «Депутат представил амбициозный план по созданию трамвайной петли на побережье Файлд» . Blackpoolgazette.co.uk . 9 января 2019 г.
- ^ Совет Блэкпула (7 апреля 2020 г.). «Фонд будущего Хай-стрит (FHSF) и трамвайная остановка на побережье Филд» (PDF) . blackpool.gov.uk .
- ^ Марсден, Пол (17 сентября 2007 г.). «Оглядываясь назад и вспоминая любимые сериалы» . Блэкпульская газета . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ «Извинения человеку, виновному в крушении трамвая в Блэкпуле» . Новости Би-би-си . 11 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2017 г.
- ^ «На фотографиях: сын водителя трамвая в Блэкпуле требует извинений» . Новости Би-би-си . 22 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 г.
- ^ «Обзор 2004 года: январь–июнь» . Британские трамваи онлайн . 3 января 2005 г. Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ «Планирование трамвая приостановлено из-за пожара в кабине» . Новости Би-би-си . 25 января 2007 года . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Сообщить о пожаре в трамвае в Блэкпуле» . Отдел по расследованию железнодорожных происшествий . Архивировано из оригинала 9 октября 2015 года . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Водитель трамвая в Блэкпуле, превысивший скорость, заключен в тюрьму» . Новости Би-би-си . 8 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2010 г.
- ^ «Насыщенный событиями первый день обновленного трамвайного сообщения в Блэкпуле» . Британские трамваи онлайн . 4 апреля 2012 года . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Блэкпульский трамвай сошел с рельсов из-за песка во время первого рейса после модернизации стоимостью 100 миллионов фунтов» . Хранитель . 4 апреля 2012 года . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Пожар в историческом трамвае на площади Джинн в Блэкпуле, 24 сентября 2016 года» . Отдел по расследованию железнодорожных происшествий . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ «Мужчина серьезно пострадал после того, как его сбил трамвай в Анкорсхольме» . 25 ноября 2021 г.
- ^ «Столкновение трамвая и пешехода на Флитвуд-роуд» . 17 ноября 2022 г.
- ^ «Смертельное столкновение трамвая и пешехода в Кливли, Ланкашир, 24 ноября 2021 года» (PDF) . gov.uk: Отдел по расследованию железнодорожных происшествий . Проверено 17 ноября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абель, PH; Маклафлин (октябрь 1997 г.). Блэкпульские трамваи: первая половина века 1885–1932 гг . I. Оквуд Пресс. ISBN 0-85361-503-9 .
- Хиггс, Филип (апрель 1984 г.). Трамваи Блэкпула: так же популярны, как Тауэр . Ланкастерские транспортные публикации. ISBN 0-9509405-0-Х .
- Джонсон, Питер (июль 1986 г.). Трамваи в Блэкпуле . АБ Паблишинг. ISBN 1-869915-00-3 .
- Джойс, Джеймс (апрель 1985 г.). Трамваи Блэкпула . Ян Аллан, лейтенант ISBN 0-7110-1475-2 .
- Маклафлин, Барри (24 июля 2006 г.). Блэкпульские трамваи и воспоминания: № 6 . издательства Silver Link Publishing Ltd. ISBN 1-85794-280-9 .
- Палмер, П. (август 1988 г.). Блэкпул и Флитвуд на трамвае . ООО «Платформа 5 Паблишинг» ISBN 0-906579-83-Х .
- Палмер, Стив (25 июля 1996 г.). Расцвет трамваев Блэкпула . Иэна Аллана Лтд. ISBN 0-7110-2459-6 .
- Палмер, Стив (15 октября 2007 г.). Трамваи Блэкпула в прошлом и настоящем . Venture Publications Ltd. ISBN 978-1-905304-22-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
Архивировано 9 июня 2012 года в Wayback Machine.
- Ланкастерский транспортный фонд. Архивировано 10 октября 2017 года в Wayback Machine.
- Трамвайное общество Филда
- Электрификация железных дорог постоянного тока 600 В
- Системы трамвая наследия
- Железные дороги стандартной колеи в Англии
- Туристические достопримечательности в Блэкпуле
- Трамвайный транспорт в Англии
- Трамваи с двухэтажными трамваями
- Блэкпул: транспорт
- Транспорт в Ланкашире
- Железнодорожные линии открыты в 1885 году.
- 1885 заведений в Англии