Контр- манера



Контр- маньера или контрманьеризм (написанные по-разному с заглавной или частично курсивом) — термин в истории искусства, обозначающий тенденцию, выявленную некоторыми историками искусства в итальянской живописи XVI века, которая образует подкатегорию или фазу маньеризма , доминирующего движения в Итальянское искусство примерно между 1530 и 1590 годами. Контрманьера или контрманьеризм реагировали на искусственность второго поколения художников-маньеристов во второй половине XIX века. 16 век. Отчасти это произошло из-за того, что художники хотели следовать расплывчатым предписаниям ясности и простоты в искусстве, изданным Тридентским собором на его последней сессии в 1563 году, и представляли собой отказ от искажений и искусственности высокого маньеристского стиля и частичный возврат к нему. к классицизму и балансу искусства Высокого Возрождения , с «ясностью формального порядка и разборчивостью содержания». [ 2 ]
Этот термин был разработан историком искусства Сиднеем Джозефом Фридбергом (1914–1997) и получил широкое признание, хотя он ни в коем случае не повсеместно принят другими историками искусства. Контр-Маниера была одной из четырех фаз итальянской живописи 16-го века, определенных Фридбергом в его книге «Живопись в Италии, 1500–1600» , впервые опубликованной в 1971 году и долгое время ставшей стандартным учебником по этому периоду, как: «Первая Маньера , Высокая Маньера , Контр- маньера и поздняя маньера ». [ 3 ] Стили не следовали друг за другом, но большую часть времени существовали бок о бок, при этом Высокая Маньера оставалась доминирующим стилем в основной период Контр- Маниеры в третьей четверти 16 века. Во многих случаях контрманьеризм представлял собой развитие стиля художника в середине или конце карьеры или стиль, используемый для некоторых работ, особенно религиозных заказов, в то время как в других работах того же художника продолжали использоваться высокие манеры . [ 4 ]
Современник Фридберга Федерико Цери в 1957 году ввел или возродил свой собственный термин arte Sacra («священное искусство») для обозначения добарокко стиля Контрреформации в римской живописи, во многом совпадающего с «Контр-Маниерой» Фридберга, хотя и более широкого в обоих случаях. даты и стили включены. Использование термина «Контр- Маниера» , возможно, пришло в упадок, поскольку нетерпение по отношению к таким « стилевым среди искусствоведов растет ярлыкам». В 2000 году Марсия Б. Холл , ведущий искусствовед того периода и ученица Фридберга, подверглась критике со стороны рецензента ее книги « После Рафаэля: живопись в Центральной Италии в шестнадцатом веке » за «фундаментальный недостаток» в продолжении использования этого и других терминов, несмотря на извиняющееся «Примечание о стилях» в начале книги и обещание свести их использование к минимуму. [ 5 ]
Область применения и характеристики
[ редактировать ]Само определение маньеризма общеизвестно сложно. [ 6 ] и контрманьеризм, который в значительной степени определяется негативно или редуктивно по отношению к нему, не в меньшей степени. Многие части Италии, во главе с Венецией и другими северными центрами, находились на периферии как Высокого Возрождения, так и реакции маньеризма и достигли того, что можно было бы назвать стилем контрманьеризма, просто продолжая развивать региональные стили Возрождения и принимая умеренные стили. дозы маньерного воздействия. [ 7 ] Этот термин чаще всего применяется к художникам Флоренции и Рима, которые выступали против преобладающего в этих центрах полнокровной манеры стиля , без фундаментального отказа от его основных принципов. Предлагая термин, Фридберг сравнивает его с такими терминами, как «аналог» и « контрапункт », объясняя, что он намеревается «подразумевать параллелизм и связь между двумя терминами одновременно с их противоположностью». [ 8 ]
Характеристики маньеры , часто сохраняющиеся в произведениях контрманьеры , хотя и в умеренных количествах, - это идеализированная и абстрактная трактовка содержания, отсутствие натурализма, избегание выражения эмоций и многие формальные характеристики, отмеченные Фридлендером, такие как расположение фигур на одной плоскости в передней части картинного пространства, которое они почти заполняют. Удалены такие элементы манеры , как стремление дойти до крайности, готовность пожертвовать всем ради изящного эффекта, игривость и остроумие, а также готовность позволить деталям и атмосфере картины вытеснить или поглотить предполагаемые главные фигуры. , это должен искать образованный зритель. Этот стиль восстанавливает приличия, подходящие для религиозных работ, и устраняет отвлекающие факторы от центральных религиозных деятелей. [ 9 ] На последнем этапе, примерно с 1585 года, потребность в народном призыве, по-видимому, была признана художниками и уполномоченными церкви, что привело к некоторому ослаблению строгости более ранних периодов, а иногда и к сентиментальности. [ 10 ]
Термин контрманьера обычно не применяется к более радикальной болонской реакции Карраччи 1580-х годов, хотя она представляла собой более эффективный отказ от маньеристской искусственности. Для Фридберга это было «новое, не свойственное Маньере отношение к искусству»; [ 11 ] в другом месте он предостерегает от путаницы Контр -Маниеры с «анти-Маниерой», очевидно, отражая «антиманьеризм», термин, используемый Вальтером Фридлендером для обозначения «ощутимого перерыва в стилистическом развитии итальянской живописи», который произошел «где-то около 1590 года». [ 12 ] Использование этого термина не распространилось на северный маньеризм .
Решение о том, что характеризует произведение в стиле контрманьеризма, может быть непростым; в единственном кратком отрывке, в котором этот термин упоминается в книге Джона Ширмана « Маньеризм» (1967), он выбирает алтарь « Видения святого Фомы Аквинского» (1593, проиллюстрировано здесь, как и в обеих книгах) работы Санти ди Тито в качестве примера , но Фридберг исключает из стиля классицистический натурализм Санто, хотя и отмечает его сходство с ним. [ 13 ] Другим главным примером контрманьеризма Ширмана является Федериго Бароччи , которого Фридберг также исключает из своего определения. [ 14 ]
Влияния
[ редактировать ]Многие художники стремились возродить стили Рафаэля , Андреа дель Сарто и других мастеров Высокого Возрождения или черпали вдохновение у венецианских мастеров Высокого Возрождения. Пример Микеланджело был важен для многих художников. позднего творчества [ 15 ] Флорентийский биограф и критик Рафаэлло Боргини , автор книги «Il Riposo della Pitura e della Scultura» , опубликованной в 1584 году, был предложен в качестве теоретика, довольно поздно появившегося в ходе этого направления. [ 16 ] но его работы мало известны. Художники контрманьеризма остаются относительно неизвестными. [ 17 ] и их часто трудно увидеть за пределами Италии, поскольку большая часть их работ была религиозной и остается в церквях, для которых они были заказаны, или в итальянских музеях. В XVIII и XIX веках торговцы картинами в основном игнорировали его во время охоты. Фридберг откровенно говорит: «Скука — необходимое условие римского стиля Контр-Маниера, проникающее даже в искусство тех немногих художников, чье вдохновение может быть слишком значительным и слишком аутентичным, чтобы его можно было полностью изолировать». [ 18 ]
Фридберг предостерегает от того, чтобы рассматривать этот стиль просто как отражение указов Трента, которые были в последнюю минуту и малообсуждаемым дополнением, основанным на французском проекте, к заключительной сессии 1563 года, задолго до того, как стиль начал проявлять себя. Он описывает эти указы как «кодифицирующее и официальное одобрение характера, который стал заметен в римской культуре». [ 19 ]
Фридберг, как и большинство историков искусства, занимающихся этим периодом (даже сегодня), имел тенденцию рассматривать историю итальянского искусства середины-конца шестнадцатого и начала семнадцатого веков через единственную проримскую болонскую призму « Джан Пьетро Беллори. » Жизнеописаний современных художников, скульпторов и архитекторов – это означает, что у Фридбурга, возможно, было мало времени для какого-либо альтернативного исторического повествования, которое не поддерживало бы «проболонский» художественный взгляд на Контр- Маниеру. реформа. [ 20 ]
Художники в стилях, называемых контрманьерами или контрманьеристами.
[ редактировать ]
В Риме
[ редактировать ]- Даниэле да Вольтерра
- Марцелл Венусти
- Якопино дель Конте
- Джироламо Сичоланте из Сермонеты
- Сципион Пульцоне
- Джироламо Музиано
- Федерико Зуккари
- Кристофоро Ронкалли
- Джузеппе Чезари
- Чиголи (Лодовико Карди, на флорентийском языке)
Флорентийцы
[ редактировать ]- Доменико Крести (Пасиньяно)
- Лодовико Чиголи
- Якопо Чименти из Эмполи
- Андреа Босколи
- Грегорио Пагани
- Святые Тита
- Бернардино Поччетти
- Франческо Курради
- Антонио Темпеста
- Мазо и Сан-Фриано
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сан-Марко , Флоренция [1] ; цитируется Ширманом, 178 лет, как пример «контрманьеризма» в единственном обсуждении этого стиля в его книге.
- ^ Фридберг, 429; его самый длинный отрывок, объясняющий его термин, находится на стр. 429–430.
- ^ Кроппер, 17 лет; Фридберг использовал эти термины в предыдущих статьях.
- ^ Фридберг, 429–430.
- ^ Мерфи, 324
- ↑ Тема Кроппера и Смита, а также главы 1 Ширмана.
- ^ Фридберг, 563, и множество отрывков о конкретных художниках.
- ^ Фридберг, цитирование 429, и пассим об отдельных художниках; Фридлендер, 50–51.
- ^ Фридберг, 429; Ширман, 168–169, 178–179; Фридлендер, 6–10 и часть 1 в целом
- ^ Фридберг, 657–660.
- ^ Фридберг, 566; Ширман, 178–179.
- ^ Фридлендер, Часть II, с. 47 цитируется; Фридберг 606; подробнее об «анти-Маниере» Антонио Кампи см. 585–587, а о Сципионе Пульцоне см. 658, а также используется «неманьера»;
- ^ Ширман, 178; Фридберг, 624
- ^ Ширман, 178; Фридберг, 632–640.
- ^ Фридберг, 428–429.
- ^ Эллис, «Заключение»; Боргини не упоминается Фридбергом.
- ^ Фридлендер, 50–51.
- ↑ Фридберг, 499 лет, при обсуждении Джироламо Муциано.
- ^ Фридберг, 427–428, 427 цитируется.
- ^ Джован Пьетро Беллори, Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов: новый перевод и критическое издание , изд. Элис Седжвик Воль , Хельмут Воль и Томазо Монтанари (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005).
Ссылки
[ редактировать ]- Кроппер, Элизабет , «Введение», к Смиту (1992) ниже.
- Эллис, Ллойд Х., редактор, «Il Riposo» Рафаэлло Боргини , Итальянская библиотека Лоренцо да Понте, 2008, University of Toronto Press, ISBN 1442692294 , 9781442692299, книги Google
- Фридлендер, Вальтер . Маньеризм и антиманьеризм в итальянской живописи (первоначально на немецком языке, первое издание на английском языке, 1957, Колумбия) 1965, Шокен, Нью-Йорк, LOC 578295
- Фридберг, Сидней Дж. Живопись в Италии, 1500–1600 гг. , 3-е изд. 1993, Йель, ISBN 0300055870
- Мерфи, Кэролайн П., Рецензия на книгу После Рафаэля: живопись в Центральной Италии в шестнадцатом веке» Марсии Б. Холл « , «Католический исторический обзор» , Vol. 86, № 2 (апрель 2000 г.), стр. 323–324, Издательство Католического университета Америки, JSTOR.
- Ширман, Джон . Маньеризм , 1967, Пеликан, Лондон, ISBN 0140208089
- Смит, Крейг Хью, Маньеризм и «Маниера» , 1992, IRSA, Вена, ISBN 3900731330