Анагарика Дхармапала
Анагарика Дхармапала | |
---|---|
Анагарика Дхармапала | |
Рожденный | 17 сентября 1864 г. |
Умер | 29 апреля 1933 г. (68 лет) |
Национальность | сингальский |
Другие имена | Дон Дэвид Хевавитаран Дост. Шри Девамитта Дхармапала (после посвящения) |
Образование | Христианский колледж, Котте , Колледж Святого Бенедикта, Котахена , Колледж С. Томаса, Мутвал , Академия Коломбо |
Известный | Движение за независимость Шри-Ланки , возрождение буддизма, Представление буддизма в Парламенте мировых религий (1893 г.) / Буддийская миссионерская работа на трех континентах. |
Дети | - |
Родители) | Дон Кэролис Хевавитарана Маллика Дхармагунавардхана |
Подпись | |
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2021 г. ) |
Анагарика Дхармапала ( пали : Анагарика , [ɐˈnɐɡaːɽɪkɐ] ; сингальский : Анагарика, букв., сингальский : अनागरिका धर्मपाला ; 17 сентября) 64 — 29 апреля 1933) — шри-ланкийский буддийский деятель возрождения и писатель.
Анагарика Дхармапала известен, потому что он был:
- первый глобальный буддийский миссионер
- один из основоположников ненасильственного сингальского буддийского национализма
- ведущая фигура движения за независимость Шри-Ланки против британского правления [1]
- пионер возрождения буддизма в Индии после того, как он практически исчез в течение нескольких столетий.
- первый буддист современности, проповедующий Дхамму на трёх континентах: в Азии , Северной Америке и Европе .
Наряду с Генри Стилом Олкоттом и Еленой Блаватской , создателями Теософского общества , он был крупным реформатором и возрожденцем сингальского буддизма и важной фигурой в его западной передаче. Он также вдохновил массовое движение южноиндийских далитов, включая тамилов, принять буддизм, за полвека до Б. Р. Амбедкара . [2] В более поздней жизни он стал буддийским монахом по имени Досточтимый Шри Девамитта Дхармапала. [3]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Анагарика Дхармапала родилась 17 сентября 1864 года в Коломбо , Цейлон, в семье дона Каролиса Хевавитхараны из Хиттетии, Матары и Маллики Дхармагунавардхана (дочери Андириса Переры Дхармагунавардхана ), которые в то время были одними из самых богатых торговцев Цейлона. Его звали Дон Дэвид Хевавитаран. Его младшими братьями были доктор Чарльз Алвис Хевавитарана и Эдмунд Хевавитарн . Он учился в христианском колледже в Котте ; Колледж Святого Бенедикта, Котахена ; Колледж С. Томаса, Мутвал [4] [5] и Академия Коломбо (Королевский колледж) .
Буддийское возрождение
[ редактировать ]В 1875 году, в период буддийского возрождения, мадам Блаватская и полковник Олкотт основали Теософское общество в Нью-Йорке . Они оба очень симпатизировали тому, что они понимали в буддизме, и в 1880 году прибыли на Цейлон, объявили себя буддистами и публично приняли Прибежище и Наставления от известного сингальского монаха . Полковник Олкотт продолжал возвращаться на Цейлон и посвятил себя делу буддийского образования, в конечном итоге основав более 300 буддийских школ, некоторые из которых существуют до сих пор. Именно в этот период Хевавитарне изменил свое имя на Анагарика Дхармапала.
«Дхармапала» означает «защитник дхармы». « Анагарика » на пали означает «бездомный». Это средний статус между монахом и мирянином. Таким образом, он принял восемь заповедей (воздержание от убийства, воровства, сексуальной активности, неправильной речи, опьяняющих напитков и наркотиков, еды после полудня, развлечений и модной одежды, а также роскошных постелей) на всю жизнь. Эти восемь заповедей обычно соблюдались цейлонскими мирянами в праздничные дни. [6] Но для человека принять их на всю жизнь было весьма необычно. Дхармапала был первым анагарикой , то есть соблюдавшим целомудрие и полный рабочий день служителем буддизма, в наше время. Кажется, он дал обет безбрачия в восьмилетнем возрасте и оставался верным ему всю жизнь. Хотя он носил желтую мантию, она не была традиционной для монахов, и он не брил голову. Он чувствовал, что соблюдение всех правил винаи помешает его работе, особенно во время кругосветных путешествий. Ни титул, ни должность не стали популярными, но в этой роли он «был образцом мирской активности в модернистском буддизме». [7] В Шри-Ланке его считают бодхисаттвой. [8]
Его поездка в Бодх-Гайю была вдохновлена визитом туда в 1885 году сэра Эдвина Арнольда , автора книги «Свет Азии» , который вскоре начал выступать за восстановление этого места и возвращение его под буддийскую опеку. [9] [10] К этому начинанию Арнольда направил Велигама Шри Сумангала Тхера. [11] [12]
По приглашению Пола Каруса он вернулся в США в 1896 году и снова в 1902–04 годах, где много путешествовал и преподавал. [13]
Дхармапала в конце концов порвал с Олькоттом и теософами из-за позиции Олькотта в отношении универсальной религии. «Один из важных факторов в его отказе от теософии был сосредоточен на проблеме универсализма; цена ассимиляции буддизма с небуддийской моделью истины в конечном итоге была для него слишком высока». [14] Дхармапала заявил, что теософия «только консолидирует поклонение Кришне». [15] «Сказать, что все религии имеют общую основу, лишь показать невежество говорящего; только Дхарма имеет высшее значение для буддиста». [16]
В Сарнатхе в 1933 году он был рукоположен в монахи и умер в Сарнатхе в декабре того же года в возрасте 68 лет.
Религиозная работа
[ редактировать ]Молодой Дхармапала помогал полковнику Олькотту в его работе, в частности, выступая его переводчиком. Дхармапала также сблизился с мадам Блаватской , которая посоветовала ему изучать пали и работать на благо человечества – что он и сделал. Именно в это время он изменил свое имя на Дхармапала (что означает «Хранитель Дхармы » ).
В 1891 году Анагарика Дхармапала совершила паломничество в недавно отреставрированный храм Махабодхи , где Сиддхартха Гаутама – Будда – достиг просветления в Бодх-Гайе, Индия. [17] Здесь он испытал потрясение, обнаружив, что храм находится в руках шиваитского священника, изображение Будды превратилось в индуистскую икону, а буддистам запретили поклоняться. В результате он начал агитационное движение. [18]
Общество Маха Бодхи в Коломбо было основано в 1891 году, но его офисы вскоре были перенесены в Калькутту в следующем, 1892 году. Одной из его основных целей было восстановление под буддийским контролем храма Махабодхи в Бодх-Гая , главного из четырех древних буддийских храмов. святые места. [19] [20] Чтобы добиться этого, Дхармапала возбудил иск против священников- брахманов , которые веками контролировали это место. [19] [20] После длительной борьбы это удалось добиться только после обретения Индией независимости (1947 г.) и через шестнадцать лет после смерти Дхармапалы (1933 г.), с частичным восстановлением этого места под управление Общества Маха Бодхи в 1949 году. Бодхгая была поручена комитету, состоящему из равного числа индуистов и буддистов. [19] [20] Статуя Анагарики Дхармапалы была установлена на Колледж-сквер возле Общества Маха Бодхи в Калькутте.
Центры Общества Маха Бодхи были созданы во многих индийских городах, и это привело к повышению осведомленности индийцев о буддизме. Обращенными были в основном среди образованных людей, но также и среди некоторых индейцев из низших каст на юге. [21]
Благодаря усилиям Дхармапалы место Будды париниббаны (физической смерти) в Кушинагаре вновь стало главной достопримечательностью для буддистов , как и много веков назад. Движение Махабодхи в 1890-х годах считало мусульманское правление в Индии ответственным за упадок буддизма в Индии. [17] [22] [23] Анагарика Дхармапала без колебаний возложил главную вину за упадок буддизма в Индии на мусульманский фанатизм. [24]
В 1893 году Дхармапала был приглашен принять участие во Всемирном парламенте религий в Чикаго в качестве представителя «Южного буддизма» – термин, применявшийся в то время к Тхераваде . Там он встретил Свами Вивекананду и очень хорошо с ним поладил. Как и Свами Вивекананда, он добился большого успеха в парламенте и привлек немало внимания средств массовой информации. К тридцати годам он уже был фигурой мирового масштаба, продолжая путешествовать, читать лекции и основывать вихары по всему миру в течение следующих сорока лет. В то же время он сосредоточился на создании школ и больниц на Цейлоне, а также на строительстве храмов и вихар в Индии. Среди наиболее важных храмов, которые он построил, был храм в Сарнатхе , где впервые учил Будда. Вернувшись в Индию через Гавайи, он встретил Мэри Э. Фостер, потомку короля Камехамеха , у которой были эмоциональные проблемы. Дхармапала утешал ее, используя буддийские методы; взамен она предоставила ему огромное пожертвование в размере более миллиона рупий (более 2,7 миллиона долларов в долларах 2010 года, но это стоит гораздо больше из-за низкой стоимости рабочей силы в Индии). В 1897 году он преобразовал Миранда де Соуза Канаварро, которая как «сестра Сангхамитта» приехала основать школу на Цейлоне.
Опубликованы объемистые дневники Дхармапалы, он также написал несколько мемуаров.
Дхармапала, наука и протестантский буддизм
[ редактировать ]Термин «протестантский буддизм», придуманный ученым Ганнатхом Обейсекере, часто применяется к форме буддизма Дхармапалы. Оно протестантское в двух отношениях. Во-первых, на него влияют протестантские идеалы, такие как свобода от религиозных институтов, свобода совести и ориентация на индивидуальный внутренний опыт. Во-вторых, это само по себе протест против заявлений о христианском превосходстве, колониализме и христианской миссионерской деятельности, направленной на ослабление буддизма. «Его отличительной чертой является то значение, которое он придает мирянам». [25] Он возник среди нового, грамотного среднего класса, сосредоточенного в Коломбо.
Термин « буддийский модернизм » используется для описания форм буддизма, подходящих для современного мира, обычно находящихся под влиянием современного мышления и часто адаптированных буддистами в противовес заявлениям о европейском или христианском превосходстве. Буддийские модернисты подчеркивают определенные аспекты традиционного буддизма и преуменьшают значение других. [26] Некоторые из характеристик буддийского модернизма: важность мирян по сравнению с сангхой; рациональность и пренебрежение сверхъестественными и мифологическими аспектами; соответствие (и предвосхищение) современной науке; акцент на спонтанности, творчестве и интуиции; демократический, антиинституциональный характер; упор на медитацию, а не на религиозные и церемониальные действия. [26]
Дхармапала — превосходный пример буддийского модерниста и, возможно, парадигматический пример протестантского буддизма. Его особенно заботило представление буддизма как совместимого с наукой, особенно с теорией эволюции. [27]
Обзор произведений
[ редактировать ]Большинство работ Дхармапалы собраны в книге « Возвращение к праведности: сборник речей, эссе и писем Анагарики Дхармапалы» . (Под редакцией Ананды Гуруге. Коломбо, Министерство образования и культуры (1965 г.)).
Мировой долг перед Буддой (1893)
[ редактировать ]Этот доклад был зачитан на многолюдном заседании Парламента мировых религий в Чикаго 18 сентября 1893 года. На этом раннем этапе своей карьеры Дхармапала был озабочен тем, чтобы сделать буддизм приемлемым для своей западной аудитории. Этот доклад полон упоминаний о науке, европейском Просвещении и христианстве. Представляя буддизм в таких знакомых терминах, он также намекает, что он превосходит любую философию Запада. Кроме того, он уделяет много времени обсуждению идеального буддийского государства при Ашоке и этики Будды для мирян.
Конструктивный оптимизм буддизма (1915)
[ редактировать ]На Западе буддизм часто изображался, особенно христианскими миссионерами, как пессимистический, нигилистический и пассивный. Одной из главных забот Дхармапалы было противодействие таким утверждениям, и эта забота особенно очевидна в этом эссе.
Послание Будды (1925)
[ редактировать ]На более поздних этапах его карьеры громкий антихристианский тон Дхармапалы становится более очевидным. Дхармапалу следует понимать в контексте британской колонизации Цейлона и присутствия там христианских миссионеров. Эта работа является хорошим примером «протестантского буддизма», как описано выше.
Эволюция с точки зрения буддизма (1926)
[ редактировать ]Теория эволюции Дарвина была передовым краем науки при жизни Дхармапалы. В рамках своей попытки показать, что буддизм соответствует современной науке, он особенно интересовался эволюцией.
Вклад в сингальский буддийский национализм
[ редактировать ]Дхармапала был одним из основных участников буддийского возрождения 19 века, которое привело к созданию буддийских институтов, аналогичных миссионерским (школы, YMBA и т. Д.), А также к движению за независимость 20 века. ДеВотта характеризует свою риторику как имеющую четыре основных пункта: «(i) Похвала – буддизму и сингальской культуре; (ii) Обвинение – британским империалистам, тем, кто на них работал, включая христиан; (iii) Страх – что буддизм в Шри-Ланке Ланке грозило исчезновение и (iv) надежда на возрождение сингальского буддизма» (78). Первые три пункта он проиллюстрировал в публичном выступлении:
Этот яркий, красивый остров был превращен арийцами-сингальцами в рай до того, как его разрушили варвары-вандалы. Его народ не знал безбожия... Христианство и многобожие [т.е. индуизм] ответственны за вульгарные практики убийства животных, воровство, распущенность, ложь и пьянство... Древние, исторические, утонченные люди, находящиеся под дьявольством порочного язычества , введенные британскими администраторами, сейчас медленно сокращаются. [28]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В последние годы своей жизни он посетил Цейлон в 1931 году, во время которого основал «Траст Дхармапалы». В том же году он был рукоположен в сан буддийского монаха с именем Шри Девамитта Дхармапала. Два года спустя он принял высший сан. Он умер 29 апреля 1933 года в Мулагандхакути Вихарая в Сарнатхе , Уттар-Прадеш , Индия .
Наследие
[ редактировать ]В 2014 году Индия и Шри-Ланка выпустили почтовые марки в честь 150-летия со дня рождения Дхармапалы, а Центральный банк Шри-Ланки выпустил памятную монету. [29] В Коломбо дорога была названа в его честь «Анагарика Дхармапала Мавата» (улица Ангарика Дхармапала). [30] [31]
биографический фильм «Анагарика Дхармапала Шриматано» В 2014 году вышел Палита Силва . , посвященный истории жизни Дхарамапалы, где роль сыграла [32]
См. также
[ редактировать ]- Общество Маха Бодхи
- Лондонская буддийская вихара
- Шри-Ланкийский центр Маха Бодхи, Ченнаи
- Миранда де Соуза Канаварро
- Валисингхе Харишчандра
- Буддизм и теософия
- Гуманистический буддизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Анагарика Дхармапала и идеология сингальского буддизма» .
- ^ «Нести Дхамму далитам» . Санди Таймс . Шри-Ланка. 14 сентября 2014 г.
- ^ Эпасингхе, Премасара (19 сентября 2013 г.). «Наследие Дхармапалы» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 12 сентября 2014 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
- ^ Анагарика Дхармапала - благородный сын Шри-Ланки.
- ↑ Анагарика Дхармапала: патриот, пропагандирующий буддизм. Архивировано 3 июля 2013 г. на archive.today.
- ^ Харви , с. 208.
- ^ Харви , с. 205
- ^ МакМахан , с. 291.
- ^ Харви , с. 303
- ^ Общество Маха Бодхи: Основатели
- ^ Индия вновь посещена Шри Эдвином Арнольдом. Архивировано 25 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Баруа, Дипак Кумар (1981). Храм Будды Гая: его история . Комитет по управлению храмом Будды Гая.
- ^ Харви , с. 307
- ^ МакМахан , с. 111
- ^ Протеро , с. 167.
- ^ Протеро , с. 172
- ^ Jump up to: а б Маха-Бодхи. Общество Маха Бодхи, Калькутта, с. 205.
- ^ О'Рейли, Шон и О'Рейли, Джеймс (2000) Паломничество: Приключения духа , Рассказы путешественников. стр. 81–82. ISBN 978-1-885211-56-9 .
- ^ Jump up to: а б с Райт, Арнольд (1999) Впечатления Цейлона в двадцатом веке: его история, люди, торговля, промышленность и ресурсы , «Ангарика Дхармапала», Азиатские образовательные службы. п. 119. ISBN 978-81-206-1335-5
- ^ Jump up to: а б с Бликер, К.Дж. и Виденгрен, Г. (1971) Historia Religionum, Том 2, Религии современности: Справочник по истории религий , Brill Academic Publishers. п. 453. ISBN 978-90-04-02598-1
- ^ Харви , с. 297
- ^ «Близкий взгляд на встречу Британской Бирмы и Британской Бенгалии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 июня 2007 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Маха-Бодхи Общества Маха Бодхи, Калькутта (стр. 58)
- ^ Вадиа, Ардешир Руттонджи (1958). Философия Махатмы Ганди: и другие философские и социологические очерки . Университет Майсура. п. 483.
- ^ Гомбрич, Ричард Ф. (1988). Тхеравада-буддизм; Социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо . Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 174. ISBN 978-0415365093
- ^ Jump up to: а б МакМахан , стр. 4–5.
- ^ МакМахан , стр. 91–97.
- ^ Дхармапала, Анагарика (1965). Возвращение к праведности: Сборник речей, эссе и писем Анагарики Дхармапалы . Комитет столетия со дня рождения Анагарики Дхармапалы, Министерство образования и культуры, Цейлон. п. 482.
- ^ «Индия и Шри-Ланка выпускают марку в честь» . Воскресные времена . 21 сентября 2014 года . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ «Дхармапала Мавата (Коломбо)» . ВикиКарта . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ «Дорога Брауна (Анагарика Дхармапала Маватха)» . OpenStreetMap . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ «Кинематографическое возрождение буддийского возрождения» . Санди Таймс . Проверено 27 февраля 2017 г. .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Харви, Питер (1990). Введение в буддизм: учения, история и практики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521313339 .
- МакМахан, Дэвид Л. (2009). Становление буддийского модернизма . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-518327-6 .
- Протеро, Стивен Р. (1996). Белый буддист: азиатская одиссея Генри Стила Олкотта . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253330147 .
Источники
[ редактировать ]- Тревитик, Алан (2006). Возрождение буддийского паломничества в Бодхгае (1811–1949): Анагарика Дхармапала и храм Махабодхи . Издательство Мотилал Банарсидас. ISBN 978-81-208-3107-0 .
- Архив Анагарики Дхармапалы в стипендии Випассана. Архивировано 29 ноября 2014 года в Wayback Machine.
- Виртуальная библиотека WWW: АНАГАРИКА ДХАРМАПАЛА на www.lankalibrary.com
- Анагарика Дхармапала, Арья Дхарма – бесплатная электронная книга
- ДеВотта, Н. (март 2001 г.). «Использование религиозно-лингвистической идентичности сингальцами и бенгальцами: к общему объяснению». Содружество и сравнительная политика . 39 (1): 66–95. дои : 10.1080/713999534 . S2CID 143044760 .
- Дост. Кирибатгода Гнанананда Теро, «Буду Сасуна Бебала Ву Асахая Дхарма Дутхаяно», Дивайна , 17 сентября 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Сангхаракшита, Пламя во тьме: жизнь и высказывания Анагарики Дхармапалы , Триратна Грантха Мала, Пуна, 1995 г.
- Сангхаракшита, Анагарика Дхармапала, биографический очерк и другие сочинения Маха Бодхи , Ibis Publications, 2013 г.
- Дайя Сирисена, «Анагарика Дхармапала – новаторский слуга Будды», Daily News , 17 сентября 2004 г.
- Анагарика Дхармапала Религиозно-культурный герой
- Бартоломеуш, Тесса Дж. 1993. «Дхармапала в Чикаго: буддист Махаяны или сингальский шовинист?» Музей вероисповеданий . Атланта: Ученые Пр. 235–250.
- Клоппенборг, Риа. 1992. «Анагарика Дхармапала (1864–1933) и пуританский образец». Голландский теологический журнал , 46:4, 277–283.
- МакМахан, Дэвид Л. 2008. Создание буддийского модернизма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 91–97, 110–113.
- Обейсекере, Гананатх, 1976. «Личная идентичность и культурный кризис: случай Анагарики Дхармапалы из Шри-Ланки». Биографический процесс . Гаага: Овцы. 221–252.
- Протеро, Стивен. 1996а. «Генри Стил Олкотт, Анагарика Дхармапала и Общество Маха Бодхи». Теософская история, 6:3, 96–106.
- Протеро, Стивен. 1996б. Белый буддист: Азиатская одиссея Генри Стила Олкотта. Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Сароджа, Г. В. 1992. «Вклад Анагарики Девамитты Дхармапалы в возрождение буддизма в Индии». Буддийские темы в современной индийской литературе, Мадрас: Инст. или азиатские исследования. 27–38.
- Амунугама, Сарат, 2016 «Львиный рык: Анагарика Дхармапала и создание современного буддизма» Коломбо: Публикации Виджита Япа.
Генеалогия
[ редактировать ]- 1864 рождения
- 1933 смерти
- Выпускники колледжа С. Томаса, Маунт-Лавиния
- Выпускники Королевского колледжа Коломбо
- Национальные герои Шри-Ланки
- Люди из Британского Цейлона
- Узники и задержанные Британского Цейлона
- Движение за независимость Шри-Ланки
- буддийские апологеты
- Буддийские возрожденцы
- Буддийские монахи Шри-Ланки
- сингальцы
- Буддийские миссионеры Шри-Ланки
- Анагарикас
- Сарнатх
- Эмигранты из Шри-Ланки в Индии
- Писатели об Индии
- Буддийские писатели