немецкая философия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Часть серии о |
Философия |
---|
Немецкая философия , то есть философия на немецком языке или философия немецкого народа во всем ее многообразии, является фундаментальной как для аналитической , так и для континентальной традиции. Он охватывает таких фигур, как Готфрид Вильгельм Лейбниц , Иммануил Кант , Георг Вильгельм Фридрих Гегель , Карл Маркс , Фридрих Ницше , Мартин Хайдеггер , Людвиг Витгенштейн , Венский кружок и Франкфуртская школа , которые сейчас считаются одними из самых известных и изученных философов из всех. время. Они занимают центральное место в основных философских движениях, таких как рационализм , немецкий идеализм , романтизм , диалектический материализм , экзистенциализм , феноменология , герменевтика , логический позитивизм и критическая теория . Датский философ Сёрен Кьеркегор также часто включается в обзоры немецкой философии из-за его обширного взаимодействия с немецкими мыслителями. [1] [2] [3] [4]
17 век
[ редактировать ]Якоб Бёме (1575–1624), лютеранский философ, основавший христианскую теософию , оказал влияние на более поздних ключевых фигур, включая Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, которые называли его «первым немецким философом». [5]
Лейбниц
[ редактировать ]Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) был одновременно философом и математиком , писавшим преимущественно на латыни и французском языке . Лейбниц, наряду с Рене Декартом и Барухом Спинозой , был одним из трех великих защитников рационализма 17-го века . Работы Лейбница также предвосхитили современную логику и аналитическую философию , но его философия также обращается к схоластической традиции, в которой выводы производятся путем применения разума к основным принципам или априорным определениям, а не к эмпирическим данным .
Лейбниц известен своим оптимизмом – его Теодицея [6] пытается оправдать кажущееся несовершенство мира, утверждая, что он является оптимальным среди всех возможных миров . Это должен быть наилучший и наиболее сбалансированный мир, потому что он был создан всемогущим и всезнающим Богом, который не стал бы создавать несовершенный мир, если бы ему был известен лучший мир или возможно его существование. По сути, очевидные недостатки, которые можно обнаружить в этом мире, должны существовать в каждом возможном мире, потому что в противном случае Бог решил бы создать мир, исключающий эти недостатки.
Лейбниц также известен своей теорией монад , изложенной в «Монадологии» . Их также можно сравнить с корпускулами механической философии Рене Декарта и других. Монады являются конечными элементами Вселенной . Монады — это «субстанциальные формы бытия», обладающие следующими свойствами: они вечны, неразложимы, индивидуальны, подчиняются своим законам, невзаимодействуют и каждая отражает всю вселенную в заранее установленной гармонии (исторически важный пример панпсихизм ). Монады являются центрами силы ; субстанция — это сила, тогда как пространство , материя и движение — просто феноменальны.
18 век
[ редактировать ]Вольф
[ редактировать ]Кристиан Вольф (1679–1754) был самым выдающимся немецким философом между Лейбницем и Кантом. Его главным достижением было полное творчество почти по каждому научному предмету своего времени, представленное и развернутое в соответствии с его демонстративно-дедуктивным математическим методом, который, возможно, представляет собой вершину Просвещения рациональности в Германии .
Вольф был одним из первых, кто использовал немецкий язык в качестве языка научного обучения и исследований, хотя он также писал на латыни, чтобы международная аудитория могла его читать и действительно читала. Будучи отцом-основателем, среди других областей, экономики и государственного управления как академических дисциплин, он сосредоточил особое внимание на этих областях, давая советы по практическим вопросам людям в правительстве и подчеркивая профессиональный характер университетского образования.
Кант
[ редактировать ]В 1781 году Иммануил Кант (1724–1804) опубликовал свою «Критику чистого разума» , в которой он попытался определить, что мы можем и не можем знать, используя разум независимо от всякого опыта. Вкратце, он пришел к выводу, что мы можем познать внешний мир через опыт, но то, что мы можем знать о нем, ограничено ограниченными терминами, в которых разум может мыслить: если мы можем постичь вещи только с точки зрения причины и следствие, то мы можем знать только причины и следствия. Отсюда следует, что мы можем знать форму всякого возможного опыта независимо от всякого опыта, но не более того, но мы никогда не можем познать мир с «точки зрения ниоткуда» и, следовательно, мы никогда не можем познать мир целиком, ни ни по разуму, ни по опыту.
С момента публикации его «Критики» Иммануил Кант считается одним из величайших людей, оказавших влияние на всю западную философию. В конце 18-го и начале 19-го века одной из прямых линий влияния Канта был немецкий идеализм .
19 век
[ редактировать ]Немецкий идеализм
[ редактировать ]Немецкий идеализм — философское движение , возникшее в Германии в конце 18 — начале 19 веков. Он развился из работ Иммануила Канта 1780-х и 1790-х годов. [7] и был тесно связан как с романтизмом , так и с революционной политикой Просвещения . Самыми выдающимися немецкими идеалистами этого движения, помимо Канта, были Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), который был доминирующей фигурой в XIX веке. Немецкая философия века. Также важными были йенские романтики Фридрих Гельдерлин (1770–1843), Новалис (1772–1801) и Карл Вильгельм Фридрих Шлегель (1772–1829). [8] Август Людвиг Хюльсен , Фридрих Генрих Якоби , Готтлоб Эрнст Шульце , Карл Леонхард Рейнхольд , Саломон Маймон , Фридрих Шлейермахер и Артур Шопенгауэр также внесли большой вклад.
- Иоганн Готлиб Фихте
(1762–1814) - Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
(1775–1854) - ГВФ Гегель
(1770–1831)
Фихте
[ редактировать ]Как представитель субъективного идеализма , Фихте отверг кантовскую « вещь в себе ». Исходным пунктом своей философии Фихте объявляет абсолютное «Я», которое само творит мир со всеми его законами. Фихте понимает деятельность этого «я» как деятельность мысли, как процесс самосознания. Фихте признает абсолютную свободу воли и бессмертие души , Бога . Он видит в праве одно из проявлений «Я».
Выступая с прогрессивными лозунгами защиты национального суверенитета немцев от Наполеона , Фихте в то же время выдвигал шовинистические лозунги, особенно в « Обращениях к немецкой нации» (1808), за что Фихте считается одним из основоположников современной немецкой нации. национализм . [9]
Шеллинг
[ редактировать ]Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг , первоначально придерживавшийся идей Фихте, впоследствии создал собственную философскую систему. Природа и сознание, объект и субъект, утверждал Шеллинг, совпадают в Абсолюте; Шеллинг назвал свою философию «философией тождества».
В натурфилософии Шеллинг поставил перед собой задачу познания абсолютного, бесконечного духа, лежащего в основе эмпирической видимой природы. По Шеллингу, наука о природе, основанная исключительно на разуме, призвана раскрыть безусловную причину, порождающую все явления природы. Шеллинг рассматривал абсолют как начало, способное к саморазвитию через противоречия; в этом смысле философии Шеллинга свойственны некоторые черты идеалистической диалектики . В своей ранней философии, около 1800 года, Шеллинг отводил особую роль искусству, в котором, по его мнению, вполне постигается реальность «высшего бытия». Шеллинг трактовал искусство как «откровение». Художник, по мнению Шеллинга в это время, представляет собой некое мистическое существо, творящее в бессознательном состоянии.
Для Шеллинга главным инструментом творчества является интуиция , «внутреннее созерцание». В более поздней жизни Шеллинг развивается в сторону мистической философии ( Mysterienlehre ). [10] Был приглашен прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV на должность профессора Берлинского университета с целью борьбы с популярными в то время идеями леволиберальных младогегельянцев . Именно в этот период своей жизни Шеллинг создал мистическую «философию откровения».
Гегель
[ редактировать ]Георг Вильгельм Фридрих Гегель широко считается величайшим немецким философом-идеалистом. Согласно гегелевской системе объективного или абсолютного идеализма , действительность есть самодвижение, и ее активность может выражаться только в мышлении, в самопознании. Оно внутренне противоречиво, оно движется и меняется, переходя в свою противоположность .
Гегель представляет диалектический процесс саморазвития в трех основных стадиях, которые упорядочены концептуально, а не во времени. Первый этап – логический, описывает «доестественную» структуру нахождения в «элементе чистого мышления». На этом этапе «абсолютная идея» предстает как система логических понятий и категорий, как система логики. Эта часть философской системы Гегеля изложена в его «Науке логики» . На втором этапе «идея» рассматривается «в своей внешней внешности», как природа. Гегель изложил свое учение о природе в « Философии природы» . Высшая, третья ступень саморазвития идеи — это дух, который Гегель по большей части представляет по мере того, как он всё больше познаёт себя в истории. Эту стадию развития «абсолютной идеи» Гегель раскрывает в своем труде «Философия духа» из «Энциклопедии философских наук» и в своих лекциях в Берлинском университете, многие из которых охватывают материал, не встречающийся в его опубликованных сочинениях. Высшая ступень духа представлена как в формах искусство , религия и философия .
Основные труды Гегеля — «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812–1816), «Энциклопедия философских наук» ( «Логика», «Философия природы», «Философия духа» ) (1817), «Начала философии права» ( 1817). 1821).
Немецкий романтизм
[ редактировать ]Иммануилом Кантом была Критика рационализма источником влияния на раннюю романтическую мысль. Философские мысли Хамана и Гердера также оказали влияние как на проторомантическое движение «Буря и натиск», так и на сам романтизм. [11]
Философия Фихте имела решающее значение для романтиков. Основатель немецкого романтизма Фридрих Шлегель выделил «три источника романтизма»: Французская революция , философия Фихте и Гёте роман «Вильгельм Мейстер» . [12]
Шеллинг , который был связан с Шлегелями братьями в Йене , перенял многие свои философские и эстетические идеи от романтиков, а также повлиял на них на их собственные взгляды: «В своей философии искусства Шеллинг вышел из тех субъективных границ, в которых заключил Кант эстетика, отсылая ее лишь к особенностям суждения. Эстетика Шеллинга, понимая мир как художественное произведение, приняла универсальный характер и послужила основой учения романтической школы». [13] Утверждается, что субъективизм Фридриха Шлегеля и его прославление высшего интеллекта как собственности избранной элиты повлияли на учение Шеллинга об интеллектуальной интуиции , которое Дьёрдь Лукач назвал «первым проявлением иррационализма ». [14] Насколько ранний романтизм молодого Шеллинга повлиял на натурфилософию (его интерпретацию природы как выражения духовных мировоззрение старшего Шеллинга сил), так и поздний романтизм повлиял на мифологическое и мистическое ( Mysterienlehre ). [14] [15]
По мнению Лукача, взгляды Кьеркегора на философию и эстетику также были ответвлением романтизма. [16]
Шопенгауэр был обязан и некоторыми чертами своей философии Романтическому пессимизму : «Поскольку спасение от страданий, связанных с волей, доступно посредством искусства лишь избранным, Шопенгауэр предложил другой, более доступный путь преодоления «Я» — буддийскую нирвану . По существу Шопенгауэр, хотя и был уверен в новаторстве своих откровений, не дал здесь ничего оригинального по сравнению с идеализацией восточного мировоззрения реакционными романтиками – действительно Фридрих Шлегель ввел эту идеализацию в Германии своим Über die Sprache und Weisheit der Indier ( «О языке и мудрости индейцев »). [17] [18]
По мнению Дьердя Лукача , Фридриха Ницше важность как философа- иррационалиста заключалась в том, что, хотя его ранние влияния можно найти в романтизме, он основал современный иррационализм, противоположный иррационализму романтиков. [19] Однако даже в период после Шопенгауэра Ницше отдавал дань романтизму, например, позаимствовав название своей книги «Веселая наука» ( Die fröhliche Wissenschaft , 1882–87) из романа Фридриха Шлегеля 1799 года «Люсинда» . [20] [21]
Лукач также подчеркнул, что толчком к появлению органицизма в философии послужил романтизм:
Эта точка зрения, согласно которой только «органический рост», то есть изменения посредством небольших и постепенных реформ с согласия правящего класса, рассматривалась как «естественный принцип», тогда как каждое революционное потрясение получало пренебрежительный ярлык «противоречащего природе». приобрела особенно обширную форму в ходе развития реакционного немецкого романтизма ( Савиньи , школа исторического права и др.). Антитеза «органического роста» и «механического производства» теперь была разработана: она представляла собой защиту «естественно выросших» феодальных привилегий против практики Французской революции и лежащих в ее основе буржуазных идеологий, которые отвергались как механические, интеллектуальные и абстрактные. . [22]
Вильгельму Дильтею , основателю (вместе с Ницше, Зиммелем и Клагесом ) интуиционистской и иррационалистической школы Lebensphilosophie в Германии, приписывают руководство романтическим возрождением в герменевтике начала 20-го века. Благодаря своей биографии Шлейермахера и работам о Новалисе , Гёльдерлине и других он был одним из инициаторов романтического ренессанса в имперский период. Его открытие и аннотирование рукописей молодого Гегеля сыграли решающую роль в виталистической интерпретации гегелевской философии в послевоенный период; его исследование Гете также положило начало виталистической интерпретации Гете, впоследствии ведущей от Зиммеля и Гундольфа к Клагесу. [23]
Пассивность была ключевым элементом романтических настроений в Германии, и романтики привнесли ее в свои религиозные и философские взгляды. Богослов Шлейермахер утверждал, что истинная сущность религии заключается не в активной любви к ближнему, а в пассивном созерцании бесконечного. В философской системе Шеллинга творческий абсолют ( Бог ) погружен в такое же пассивное, неподвижное состояние.
Единственная деятельность, которую допускали романтики, — это та, в которой почти нет волевого элемента, то есть художественное творчество. Они считали представителей искусства самыми счастливыми людьми, и в их произведениях наряду с закованными в доспехи рыцарями обычно фигурируют поэты, художники и музыканты. Шеллинг считал художника несравненно выше философа, ибо тайну мира можно угадать по его мелочам не систематическим логическим мышлением, а только непосредственной художественной интуицией (« интеллигентской интуицией »). Романтики любили мечтать о таких легендарных странах, где вся жизнь с ее повседневными заботами уступала место вечному празднику поэзии.
Квиеистическое как и эстетистское настроение романтизма, отражение и идеализация настроения аристократии , вновь возникает в Мир философской системе Шопенгауэра « воля и представление» , заканчивающейся пессимистическим аккордом. Шопенгауэр утверждал, что в основе мира и человека лежит « воля к жизни », которая приводит их к страданиям и скуке, а счастье может испытать только тот, кто освободится от ее гнетущего господства. Даже художник лишь на время освобождается от власти воли. Как только он превращается в обычного смертного, его жадная воля вновь повышает голос и бросает его в объятия разочарования и скуки. Следовательно, над художником стоит индуистский мудрец или святой аскет .
Карл Маркс и младогегельянцы
[ редактировать ]Гегель имел огромное влияние на протяжении всего девятнадцатого века; к его концу, по словам Бертрана Рассела , «ведущие академические философы как в Америке, так и в Великобритании были в основном гегельянцами». [24] Его влияние продолжилось в современной философии, особенно в континентальной философии .
Правые гегельянцы
[ редактировать ]Среди тех, кто находился под влиянием Гегеля сразу после его смерти в 1831 году, можно грубо разделить две отдельные группы: политически и религиозно радикальные «левые», или «молодые», гегельянцы и более консервативные «правые», или «старые», гегельянцы. Правые гегельянцы следовали за мастером, полагая, что диалектика истории подошла к концу: «Феноменология духа» Гегеля оказывается кульминацией истории, когда читатель достигает ее конца. Здесь он имел в виду, что разум и свобода достигли своего максимума, поскольку они были воплощены в существующем прусском государстве. И здесь заявление мастера было воспринято в лучшем случае как парадокс; Прусский режим действительно обеспечивал обширные гражданские и социальные услуги, хорошие университеты, высокий уровень занятости и некоторую индустриализацию, но в политическом отношении он считался довольно отсталым по сравнению с более либеральными конституционными монархиями Франции и Великобритании.
Спекулятивный теизм — движение 1830-х годов, тесно связанное с правым гегельянством, но отличающееся от него. [25] Его сторонники ( Иммануил Герман Фихте (1796–1879), Кристиан Герман Вайсе (1801–1866) и Герман Ульричи (1806–1884). [26] были едины в своем требовании восстановить « личного Бога » после панлогистского гегельянства. [27] Движение характеризовало элементы антипсихологизма в историографии философии . [28]
Молодые гегельянцы
[ редактировать ]Младогегельянцы ; опирались на идею Гегеля о том, что целью и перспективой истории является полное отрицание всего, что способствует ограничению свободы и разума и они приступили к радикальной критике сначала религии, а затем прусской политической системы. Они чувствовали, что очевидная вера Гегеля в конец истории противоречит другим аспектам его мысли и что, в отличие от его более поздних мыслей, диалектика определенно не была полной; они считали это очевидным, учитывая иррациональность религиозных убеждений и эмпирическое отсутствие свобод — особенно политических и религиозных свобод — в существующем прусском обществе. Они отвергли антиутопические аспекты его мысли, которые «старые гегельянцы» интерпретировали как означающие, что мир по существу уже достиг совершенства. входили Людвиг Фейербах (1804–72), Давид Штраус (1808–74), Бруно Бауэр (1809–82) и Макс Штирнер В их ряды (1806–56).
Карл Маркс (1818–1883) часто присутствовал на их собраниях. Он проявил интерес к гегельянству, французскому социализму и британской экономической теории. Он превратил эти три книги в важнейший труд по экономике под названием «Капитал» , который представлял собой критическое экономическое исследование капитализма. Марксизм стал одной из главных сил мировой истории двадцатого века.
Важно отметить, что группы не были такими сплоченными и застенчивыми, как их изображают ярлыки «правые» и «левые». Термин «правый гегельянец», например, никогда фактически не использовался теми, кому он позже был приписан, а именно прямыми преемниками Гегеля в Университете Фредрика Вильяма (ныне Берлинский университет имени Гумбольдта ). (Этот термин впервые был использован Дэвидом Штраусом для описания Бруно Бауэра, который на самом деле был типичным «левым» или молодым гегельянцем.)
- Людвиг Фейербах
(1804–72) - Дэвид Штраусс
(1808–74) - Бруно Бауэр
(1809–82) - Макс Штирнер
(1806–56) - Карл Маркс
(1818–83)
Фридрих Энгельс
[ редактировать ]Фридрих Энгельс , тоже младогегельянец по происхождению, был другом и соратником Маркса, вместе с которым он разработал теорию научного социализма ( коммунизма ) и учения диалектического и исторического материализма . Его основные работы включают «Святое семейство» (совместно с Марксом, 1844 г.), критикующее младогегельянцев, [29] «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.), исследование обездоленных условий рабочего класса в Манчестере и Солфорде , основанное на личных наблюдениях Энгельса, [30] Крестьянская война в Германии (1850 г.), отчет о восстании начала XVI века, известном как Немецкая крестьянская война , в сравнении с недавними революционными восстаниями 1848–1849 годов по всей Европе, [31] Анти-Дюринг (1878), критикующий философию Ойгена Дюринга , Социализм: утопический и научный (1880), изучающий социалистов-утопистов Чарльза Фурье и Роберта Оуэна и их различия с версией социализма Энгельса, [32] «Диалектика природы» (1883), применяющая марксистские идеи, особенно идеи диалектического материализма , к науке . [33] и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), в которых утверждается, что семья — это постоянно меняющийся институт, сформированный капитализмом . Он содержит исторический взгляд на семью в отношении вопросов класса, женского подчинения и частной собственности.
Дицген
[ редактировать ]Йозеф Дицген — немецкий кожевник и социал-демократ, самостоятельно разработавший ряд вопросов философии и пришедший к выводам, очень близким к диалектическому материализму Маркса и Энгельса. После революции 1848 эмигрировал в Америку и в 1864 в поисках работы поехал в Россию . Работая на кожевенном заводе в Петербурге , Дицген все свободное время посвящал работам в области философии, политической экономии и социализма . В России он написал большой философский трактат « Сущность умственного труда человека» , рецензию на первый том « Капитала» Карла Маркса . В 1869 году Дицген вернулся в Германию, а затем снова переехал в Америку, где написал свои философские труды « Экскурсии социалиста в области теории познания и усвоения философии» .
Маркс высоко ценил Дицгена как мыслителя. Отмечая ряд ошибок и путаницы в своих взглядах, Маркс писал, что Дицген высказал «много прекрасных мыслей, и как продукт самостоятельного мышления рабочего, достойный изумления». Такую же высокую оценку Энгельс дал Дицгену. «И замечательно, — писал Энгельс, — что мы не одни открыли эту материалистическую диалектику, которая вот уже многие годы является нашим лучшим орудием труда и нашим самым острым оружием; немецкий рабочий Йозеф Дицген открыл его заново независимо от нас и даже независимо от Гегеля». [34]
«Академические социалисты»
[ редактировать ]Движение катедерсоциализм (академический социализм) — теоретическое и политическое течение, возникшее во второй половине 19 века в университетах Германии. «Академические социалисты» — в основном экономисты и социологи, принадлежащие к « Исторической школе » — пытались доказать, что народное государство может быть построено в прусской Германии путём реформ, без революционного свержения капитализма и государства , отвергая таким образом марксистскую идею. классовой борьбы . В 1872 году Kathedersozialisten сформировали в Германии «Союз социальной политики». Их идеи были похожи на идеи социалистов-фабианцев в Великобритании.
«Академический социализм» поддерживал вариант Отто фон Бисмарка государства всеобщего благосостояния . Наиболее заметными «академическими социалистами» в Германии были Бруно Хильдебранд , который был открыто против Маркса и Энгельса, Густав фон Шмоллер , Адольф Вагнер , Луйо Брентано , Иоганн Пленге , Ганс Дельбрюк , Фердинанд Теннис и Вернер Зомбарт . В рабочем движении Германии их линию поддержал Фердинанд Лассаль . [35]
Дюринг
[ редактировать ]Ойген Дюринг — немецкий профессор механики , философ и экономист. В философии он был эклектиком , сочетавшим позитивизм , механистический материализм и идеализм. Критиковал взгляды Фридриха Энгельса . Взгляды Дюринга на философию, политическую экономию и социализм нашли поддержку у некоторых социал-демократов , в частности у Эдуарда Бернштейна . Всю свою книгу «Анти-Дюринг» Энгельс посвятил критике взглядов Дюринга. [36]
Шопенгауэр
[ редактировать ]противником Своеобразным немецкого идеализма, особенно мысли Гегеля, был Артур Шопенгауэр (1788–1860). Он находился под влиянием восточной философии , особенно буддизма , и был известен своим пессимизмом . Самая влиятельная работа Шопенгауэра « Мир как воля и представление» (1818) утверждала, что мир — это, по сути, то, что мы признаем в себе как нашу волю . Его анализ воли привел его к выводу, что эмоциональные, физические и сексуальные желания никогда не могут быть удовлетворены. Следовательно, он красноречиво описал образ жизни отрицания желаний, подобный аскетическому учению Веданты и отцов-пустынников раннего христианства . [37]
К концу жизни Шопенгауэра и в годы после его смерти постшопенгауэровский пессимизм стал довольно популярной «тенденцией» в Германии XIX века. [38] Тем не менее, к нему с пренебрежением относились другие популярные философии того времени, такие как гегельянство , материализм , неокантианство и зарождающийся позитивизм . В эпоху предстоящих революций и новых захватывающих открытий в науке смиренная и непрогрессивная натура типичного пессимиста рассматривалась как ущерб социальному развитию. Чтобы ответить на эту растущую критику, группа философов, находившихся под сильным влиянием Шопенгауэра, таких как Юлиус Бансен (1830–1881), Карл Роберт Эдуард фон Гартманн (1842–1906), Филипп Майнлендер (1841–76) и даже некоторые из его личных у знакомых развился свой собственный пессимизм, каждый по-своему. [39] [40]
Материк
[ редактировать ]Работая в метафизических рамках Шопенгауэра, Филипп Майнлендер рассматривает «волю» как сокровенное ядро бытия, онтологическую арку . Однако в важных отношениях он отклоняется от Шопенгауэра. У Шопенгауэра воля едина, едина и находится вне времени и пространства. Шопенгауэра Трансцендентальный идеализм приводит его к выводу, что мы имеем доступ к определенному аспекту вещи в себе только посредством интроспективного наблюдения за нашими собственными телами. То, что мы наблюдаем как волю, — это все, что можно наблюдать, и не более того. Никаких скрытых аспектов нет. Более того, посредством самоанализа мы можем наблюдать только нашу индивидуальную волю. Это также приводит Майнлендера к философской позиции плюрализма .
Кроме того, Майнлендер подчеркивает идею спасения всего творения. Это еще одно отличие его философии от философии Шопенгауэра. У Шопенгауэра замалчивание воли — явление редкое. Художественный гений может временно достичь этого состояния, в то время как лишь немногие святые за всю историю достигли полного прекращения. По мнению Майнлендера, весь космос медленно, но верно движется к подавлению воли к жизни и (как он это называет) «искуплению».
Неокантианство
[ редактировать ]Неокантианство в широком смысле относится к возрожденному типу философии, подобному тому, который был сформулирован Иммануилом Кантом в 18 веке, или, более конкретно, критике Шопенгауэром кантовской философии в его работе «Мир как воля и представление» , а также другие посткантианские философы, такие как Якоб Фридрих Фрис (1773–1843) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841).
Неокантианские школы имели тенденцию подчеркивать научное прочтение Канта, часто преуменьшая роль интуиции в пользу концепций. Однако этические аспекты неокантианской мысли часто привлекали их в орбиту социализма , и они оказали важное влияние на австромарксизм и ревизионизм Эдуарда Бернштейна . Неокантианская школа сыграла важную роль в создании раздела философии, имевшего прочное влияние далеко за пределами Германии. Он рано начал использовать такие термины, как эпистемология , и подтвердил свое превосходство над онтологией . К 1933 году (после возникновения нацизма ) различные неокантианские кружки в Германии распались. [41]
Ницше
[ редактировать ]Фридрих Ницше (1844–1900) первоначально был сторонником Шопенгауэра . Однако вскоре он отрекся от пессимистического взгляда Шопенгауэра на жизнь и стремился предложить позитивную философию. Он считал эту задачу неотложной, поскольку считал, что по Европе распространяется форма нигилизма, вызванная современностью, которую он выразил фразой «Бог мертв». Его проблема тогда заключалась в том, как прожить позитивную жизнь, учитывая, что если вы верите в Бога, вы поддаетесь нечестным и жестоким убеждениям (например, божественному предопределению некоторых людей в ад), а если вы не верите в Бога, вы поддаетесь нигилизму. Он считал, что нашел решение в концепциях Сверхчеловека и Вечного Возвращения . Его работы продолжают оказывать большое влияние как на философов, так и на художников.
Мах и Авенариус
[ редактировать ]Эрнст Мах — австрийский физик и философ. Философия Маха изложена в его работах «Анализ ощущений» (1885), «Познание и заблуждение» (1905) и других. Мах рассматривал вещи как «комплексы ощущений», отрицая существование внешнего мира, независимого от человеческого сознания . Философия махизма нашла поддержку среди западноевропейских марксистов, таких как Фридрих Адлер и Отто Бауэр , и в России среди части большевистской интеллигенции ( Александр Богданов , Владимир Базаров , Анатолий Луначарский , Павел Юшкевич , Николай Валентинов и др.). Махистские взгляды были также широко распространены среди западных физиков начала 20-го века , включая, прежде всего, Альберта Эйнштейна . [42]
Рихард Авенариус — немецкий философ и один из основоположников эмпириокритицизма . По Авенариусу, сознание и бытие, субъект и объект («Я» и «среда») находятся в постоянной, обязательной связи («фундаментальное согласование»); нет бытия без сознания, нет сознания без бытия. Но основой этой связи Авенариус считал сознание. По Авенариусу, вещь не может существовать независимо от сознания, без мыслящего субъекта.
(1909) Владимир Ленин Всю свою книгу «Материализм и эмпириокритицизм» посвятил критике философских взглядов Маха и Авенариуса, написав, что «эта философия служит духовенству , служит тем же целям, что и философия Беркли и Юма ». [43]
20 век
[ редактировать ]Неогегельянство
[ редактировать ]Неогегельянство , также известное как постгегельянство , было тенденцией, развивавшейся в начале 20-го века, главным образом, но не исключительно, в Германии. В число важных немецких неогегельянцев входят Рихард Кронер , Зигфрид Марк, Артур Либерт и Герман Глокнер, в то время как можно сказать, что Франкфуртская школа также находилась под влиянием неогегельянства. [44]
Шпенглер
[ редактировать ]Освальд Шпенглер был немецким историком и философом истории, чьи интересы включали математику , науку и искусство и их связь с его органической теорией истории. Главный труд Шпенглера, излагающий его философию истории, «Закат Запада» , был опубликован вскоре после поражения имперской Германии в Первой мировой войне . В этой работе Шпенглер предсказывает неизбежный крах капиталистической цивилизации, которую он отождествляет с европейской культурой . Философия Шпенглера пропитана элитарностью и нелюбовью к демократии . Он объявил рабочих («четвертую власть») «вне культуры», «вне истории»; масса, писал Шпенглер, — это конец всего, «радикальное ничто». Шпенглер восхвалял « старопрусский дух », монархию, дворянство и милитаризм. Для него война — это «вечная форма высшего человеческого существования».
Философия истории Шпенглера» основана на отрицании научного познания. Исследователь-историк, по его мнению, тем значительнее, чем меньше он принадлежит науке. Шпенглер противопоставляет интуицию логическому, рациональному познанию, отрицая принцип причинности и закономерности в общественной жизни. Шпенглер отвергает возможность познания объективной истины, защищая абсолютный релятивизм . Наряду с исторической закономерностью Шпенглер отвергает концепцию исторического прогресса, пытается доказать бессмысленность истории и отсутствие в ней развития. Научное понимание естественно-исторического развития Шпенглер противопоставляет историческому фатализму – предопределению, « судьбе ». Шпенглер также отрицает единство мировой истории. Его история распадается на ряд совершенно независимых, уникальных «культур», особых организмов сверх того и выше, имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания.
Шпенглер сводит задачу философии истории к постижению «морфологической структуры» каждой «культуры», в основе которой якобы лежит «душа культуры». По мнению Шпенглера, западноевропейская культура вступила в стадию упадка уже начиная с XIX века, т. е. с победой капитализма ; периодом его расцвета была эпоха феодализма . В своей работе «Преуссентум и социализм» Шпенглер выдвигает идею «немецкого социализма» против «марксистского социализма». Утверждалось, что идеи Шпенглера оказали влияние на Гитлера и нацизм . Философию истории, близкую к взглядам Шпенглера, пропагандировал после Второй мировой войны английский историк Арнольд Тойнби . [45]
Аналитическая философия
[ редактировать ]Фреге, Витгенштейн и Венский кружок
[ редактировать ]В конце XIX века логика предикатов Готтлоба Фреге (1848–1925) сделала первый существенный шаг вперед по сравнению с логикой Аристотеля с момента ее появления в Древней Греции. Это было началом аналитической философии . В начале 20-го века группа немецких и австрийских философов и ученых сформировала Венский кружок , чтобы продвигать научную мысль вместо гегелевского системного построения, которое, по их мнению, оказывало плохое влияние на интеллектуальную мысль. Группа считала себя логическими позитивистами, поскольку они считали, что все знания либо получены посредством опыта, либо достигаются посредством аналитических утверждений, и они приняли логику предикатов Фреге, а также ранние работы Людвига Витгенштейна (1889–1951) в качестве основы для своих исследований. работа.
Континентальная философия
[ редактировать ]Хотя некоторые из основополагающих философов аналитической философии двадцатого века были немецкоязычными, большая часть немецкоязычной философии двадцатого века имеет тенденцию определяться не как аналитическая, а как «континентальная» философия – что соответствует положению Германии как части европейского «континента». в отличие от Британских островов или других культурно европейских стран за пределами Европы.
- Эдмунд Гуссерль
(1859–1938) - Карл Ясперс
(1883–1969) - Мартин Хайдеггер
(1889–1976) - Ханна Арендт
(1906–1975)
Феноменология
[ редактировать ]Феноменология началась в начале 20 века с описательной психологии Франца Брентано (1838–1917), а затем с трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859–1938). Макс Шелер (1874–1928) развил философский метод феноменологии. Затем его преобразовал Мартин Хайдеггер (1889–1976), чья знаменитая книга «Бытие и время» (1927) применила феноменологию к онтологии и который, наряду с Людвигом Витгенштейном , считается одним из самых влиятельных философов 20-го века. Феноменология оказала большое влияние на континентальную философию, особенно на экзистенциализм и постструктурализм . Самого Хайдеггера часто называют экзистенциалистом, хотя он это отвергал.
Герменевтика
[ редактировать ]Герменевтика – это философская теория и практика интерпретации и понимания.
Первоначально герменевтика относилась к интерпретации текстов, особенно религиозных. В XIX веке Фридрих Шлейермахер (1768–1834), Вильгельм Дилтей (1833–1911) и другие расширили дисциплину герменевтики за пределы простой экзегезы и превратили ее в общую гуманистическую дисциплину. [46] Шлейермахер задавался вопросом, может ли существовать герменевтика, которая не была бы собранием отдельных советов для решения конкретных проблем с интерпретацией текста, а скорее была бы «общей герменевтикой», которая имела бы дело с «искусством понимания» как таковым, относящимся к «искусству понимания» как таковому. к структуре и функции понимания, где бы оно ни возникало. Позже, в XIX веке, Дильтей начал видеть возможности для продолжения проекта общей герменевтики Шлейермахера как «общей методологии гуманитарных и социальных наук». [47]
В XX веке герменевтика сделала « онтологический поворот ». Книга Мартина Хайдеггера «Бытие и время» коренным образом изменила эту дисциплину. Герменевтика больше не задумывалась как задача понимания языкового общения или обеспечения методологической основы для гуманитарных наук: для Хайдеггера герменевтика — это онтология, имеющая дело с наиболее фундаментальными условиями существования человека в мире. [48] Хайдеггеровскую концепцию герменевтики получила дальнейшее развитие ученик Хайдеггера Ханс-Георг Гадамер (1900–2002) в его книге «Истина и метод» .
Франкфуртская школа
[ редактировать ]В 1923 году Карл Грюнберг основал Институт социальных исследований , опираясь на марксизм , психоанализ Фрейда и философию Вебера , который стал известен как « Франкфуртская школа ». Изгнанная нацистами , школа снова реформировалась во Франкфурте после Второй мировой войны . Хотя они черпали идеи из марксизма, они были ярыми противниками сталинизма . Книги группы, такие как Адорно и Хоркхаймера «Диалектика Просвещения» Адорно и «Негативная диалектика» , критиковали то, что они считали провалом проекта Просвещения и проблемами современности.
С 1960-х годов Франкфуртская школа руководствуется работами Юргена Хабермаса (род. 1929) по коммуникативному разуму. [49] [50] и лингвистическая интерсубъективность .
См. также
[ редактировать ]- Критическая теория
- Культура Германии
- немецкая литература
- Гете-Институт
- История философии
- Список австрийских интеллектуальных традиций
- Список немецкоязычных философов
- Логический эмпиризм
- Современная философия
- Феноменология
Ссылки
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Германии |
---|
Фестивали |
Музыка |
- ^ Ловит, Карл. От Гегеля до Ницше , 1991, с. 370–375.
- ^ Пинкард, Терри П. Немецкая философия, 1760–1860: наследие идеализма , 2002, гл. 13.
- ^ Стюарт, Джон Б. Кьеркегор и его немецкие современники , 2007 г.
- ^ Кенни, Энтони. Оксфордская иллюстрированная история западной философии , 2001, с. 220–224.
- ^ Уикс, Эндрю (1991). Беме: интеллектуальная биография философа и мистика семнадцатого века . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 2–3. ISBN 978-0-7914-0596-3 .
- ^ Лейбница Резерфорд (1998) представляет собой подробное научное исследование теодицеи .
- ^ Фредерик К. Бейзер , Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом, 1781–1801 , издательство Гарвардского университета, 2002, часть I.
- ^ Фредерик К. Бейзер , Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом, 1781–1801 , издательство Гарвардского университета, 2002, стр. viii: «Молодые романтики — Гёльдерлин, Шлегель, Новалис — [были] решающими фигурами в развитии немецкого идеализма».
- ^ Розенталь, Марк и Юдин, Павел (1954). «Немецкая философия» . Краткий философский словарь, пятое издание . Перевод П., Антон. Москва: Госполитиздат.
- ^ «Шеллинг» . Volks-Brockhaus: немецкий научно-популярный и языковой словарь для школы и дома: AZ . Лейпциг: Издательство Ф. А. Брокгауз. 1939 год.
- ^ Aleksandrov, G. F.; Bykhovsky, B. E.; Mitin, B. M.; Yudin, P. F. (1943). "Гаман, in: Классическая немецкая философия" (PDF) . История философии, T. III. Философия первой половины XIX века . Moscow: Politizdat.
- ^ Лаврецкий, А. (1934). «Романтический период немецкой литературы» . Литературная энциклопедия . Перевод П., Антон. Москва: Советская Энциклопедия.
- ^ Aleksandrov, G. F.; Bykhovsky, B. E.; Mitin, B. M.; Yudin, P. F. (1943). "Шеллинг, in: Классическая немецкая философия" (PDF) . История философии, T. III. Философия первой половины XIX века . Moscow: Politizdat.
- ^ Перейти обратно: а б Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Интеллектуальная интуиция Шеллинга как первое проявление иррационализма» (PDF) . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
- ^ «Шеллинг» . Volks-Brockhaus: немецкий научно-популярный и языковой словарь для школы и дома: AZ . Лейпциг: Издательство Ф. А. Брокгауз. 1939 год.
- ^ Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Кьеркегор» (PDF) . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
- ^ Aleksandrov, G. F.; Bykhovsky, B. E.; Mitin, B. M.; Yudin, P. F. (1943). "Шопенгауэр, in: Классическая немецкая философия" (PDF) . История философии, T. III. Философия первой половины XIX века . Moscow: Politizdat.
- ^ «Шлегель» . Volks-Brockhaus: немецкий научно-популярный и языковой словарь для школы и дома: AZ . Лейпциг: Издательство Ф. А. Брокгауз. 1939 год.
- ^ Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Ницше как основатель иррационализма в империалистический период» . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
- ^ «Реакционный немецкий романтизм» . Газета «Анасинтакси», выпуск 385 . 2013.
- ^ Коган, Пьотр Семионович (1936). "Ницшеанство и символизм. Ибсен. Метерлинк." (PDF) . Очерки истории западноевропейской литературы . Киев.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Начало расовой теории в восемнадцатом веке, в: Социальный дарвинизм, расовая теория и фашизм» (PDF) . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
- ^ Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Дильтей как основатель империалистического витализма, в: Витализм (Lebensphilosophie) в империалистической Германии» (PDF) . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
- ^ Бертран Рассел , История западной философии .
- ^ Фредерик К. Бейзер (ред.), Кембриджский спутник Гегеля , Cambridge University Press, 1993, стр. 339 н. 58.
- ^ Келли Паркер, Кшиштоф Сковронски (ред.), Иосия Ройс для XXI века: исторические, этические и религиозные интерпретации , Lexington Books, 2012, стр. 202.
- ^ Уоррен Брекман, Маркс, молодые гегельянцы и истоки радикальной социальной теории: свержение личности , Cambridge University Press, 1999, стр. 49.
- ^ Уильям Р. Вудворд, Герман Лотце: интеллектуальная биография , Cambridge University Press, 2015, стр. 74–5.
- ^ «Святое семейство Маркса и Энгельса» . Марксисты.орг . Проверено 13 февраля 2010 г.
- ^ Гриффин, Эмма. «Промышленная революция»: интерпретации с 1830 года по настоящее время» . Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ Крестьянская война в Германии, пер. Мойссай Дж. Ольгин (Нью-Йорк: International Publishers, 1966).
- ^ Энгельс, Фридрих (1970) [1892]. "Введение" . Социализм: утопический и научный . Маркс/Энгельс Избранные произведения. Том. 3. Издательство «Прогресс».
На основе этого французского текста были подготовлены польское и испанское издания. В 1883 году наши немецкие друзья выпустили брошюру на языке оригинала. С тех пор были опубликованы переводы на итальянский, русский, датский, голландский и румынский язык, основанные на немецком тексте. Таким образом, нынешнее англоязычное издание этой небольшой книжки распространяется на 10 языках. Я не знаю, чтобы какой-либо другой социалистический труд, даже наш Коммунистический манифест 1848 года или «Капитал» Маркса, переводился так часто. В Германии вышло четыре издания общим тиражом около 20 000 экземпляров.
Цитируется в Карвер, Террелл (2003). Энгельс: Очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 56 . ISBN 978-0-19-280466-2 . и Томас, Пол (1991), «Критический прием: Маркс тогда и сейчас», в Карвер, Террелл (редактор), The Cambridge Companion to Marx , Cambridge University Press - ^ Энгельс. «1883-Диалектика природы-Индекс» . marxists.anu.edu.au . Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ Розенталь, Марк и Юдин, Павел (1954). «Немецкая философия» . Краткий философский словарь, пятое издание . Перевод П., Антон. Москва: Госполитиздат.
- ^ Розенталь, Марк и Юдин, Павел (1954). «Немецкая философия» . Краткий философский словарь, пятое издание . Перевод П., Антон. Москва: Госполитиздат.
- ^ Розенталь, Марк и Юдин, Павел (1954). «Немецкая философия» . Краткий философский словарь, пятое издание . Перевод П., Антон. Москва: Госполитиздат.
- ^ Мир как воля и представление , Том. 2, гл. 48 (Дувр, стр. 616): «Аскетическая тенденция, безусловно, безошибочна в подлинном и первоначальном христианстве , поскольку она была развита в трудах Отцов Церкви из ядра Нового Завета ; эта тенденция есть высшая точка, к которой все стремится вверх. ."
- ^ Моника Лангер, Веселая наука Ницше: Танцевальная последовательность , Пэлгрейв Макмиллан, 2010, стр. 231.
- ^ Бейзер рассматривает общепринятую позицию, согласно которой Шопенгауэр был трансцендентальным идеалистом, и отвергает ее: «Хотя это глубоко еретично с точки зрения трансцендентального идеализма, объективная точка зрения Шопенгауэра включает в себя форму трансцендентального реализма , то есть предположение о независимой реальности мир опыта». (Бейзер, Фредерик К., Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860–1900 , Оксфорд: Oxford University Press, 2016, стр. 40).
- ^ Бейзер, Фредерик К. , Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860–1900 , Оксфорд: Oxford University Press, 2016, стр. 213 н. 30.
- ^ Люфт 2015, с. xxvi
- ^ Розенталь, Марк и Юдин, Павел (1954). «Немецкая философия» . Краткий философский словарь, пятое издание . Перевод П., Антон. Москва: Госполитиздат.
- ^ Розенталь, Марк и Юдин, Павел (1954). «Немецкая философия» . Краткий философский словарь, пятое издание . Перевод П., Антон. Москва: Госполитиздат.
- ^ Розенталь, Марк и Юдин, Павел (1954). «Немецкая философия» . Краткий философский словарь, пятое издание . Перевод П., Антон. Москва: Госполитиздат.
- ^ Розенталь, Марк и Юдин, Павел (1954). «Немецкая философия» . Краткий философский словарь, пятое издание . Перевод П., Антон. Москва: Госполитиздат.
- ^ «Расширяющаяся герменевтика» . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 г. Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ «Ричард Э. Палмер: Герменевтика и дисциплины» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ Манцавинос, К. (22 июня 2016 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 22 марта 2018 г. - из Стэнфордской энциклопедии философии.
- ^ Хабермас, Юрген. (1987). Теория коммуникативного действия . Третье издание, тт. 1 и 2, Бикон Пресс.
- ^ Хабермас, Юрген. (1990). Моральное сознание и коммуникативное действие , MIT Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сассен, Бриджит. «Немецкая философия XVIII века до Канта» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Австрийская философия Барри Смита