Стэн Брэкедж
Стэн Брэкедж | |
---|---|
Рожденный | Роберт Сандерс 14 января 1933 г. [ 1 ] Канзас-Сити, Миссури , США |
Умер | 9 марта 2003 г. Виктория, Британская Колумбия , Канада | (70 лет)
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1954–2003 |
Известный | Экспериментальный фильм , художественный фильм , фильм-коллаж. |
Заметная работа | Человек-собака-звезда , Мотылек , Движение воды из окна |
Джеймс ( / ˈbrækɪdʒ ræ / ; Стэнли BRAK - ij Брэкедж [ 2 ] 14 января 1933 — 9 марта 2003) — американский кинорежиссер . Он считается одной из самых важных фигур в экспериментальном кино 20-го века .
В течение пяти десятилетий Брэкедж создал большой и разнообразный объем работ , исследуя различные форматы, подходы и методы , включая работу с ручной камерой , рисование непосредственно на целлулоиде , быструю резку , редактирование в камере , царапины на пленке, коллаж на пленке. и использование мультиэкспозиции . Интересуясь мифологией и вдохновляясь музыкой, поэзией и визуальными явлениями, Брэкедж стремился раскрыть универсальное, в частности исследуя темы рождения, смертности, [ 3 ] сексуальность, [ 4 ] и невиновность. [ 4 ] Его фильмы по большей части немые.
Фильмы Брэкеджа часто отличаются своей выразительностью. [ 4 ] [ 5 ] и лиризм. [ 4 ] [ 6 ] Хотя в течение многих лет они были малоизвестны и их было трудно найти, многие из них теперь легко доступны на DVD, а также на других носителях. [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]родился Роберт Сандерс 14 января 1933 года в Канзас-Сити, штат Миссури , и был усыновлен и переименован через три недели после его рождения Людвигом и Кларой Брэхейдж.
В детстве Брэкедж выступал на радио как мальчик- сопрано , пел в церковных хорах и в качестве солиста на других мероприятиях. Он вырос в Денвере, штат Колорадо , где учился в Южной средней школе вместе с режиссерами Ларри Джорданом и Стэном Филлипсом, а также композиторами Джеймсом Тенни и Рамиро Кортесом. На Юге он и другие друзья (Ларри Хэкстафф, Уолт Ньюкомб, Гордон Розенблюм, Том О'Брайен, Стэн Филлипс и другие) сформировали социальную и интеллектуальную группу, назвав себя «Оводами» в честь Сократа .
Брэкедж некоторое время учился в Дартмутском колледже по стипендии. [ 6 ] прежде чем бросить сниматься в кино. Он закончил свой первый фильм «Промежуточный » в возрасте 19 лет; музыку к фильму написал его школьный друг Джеймс Тенни . В 1953 году Брэкедж переехал в Сан-Франциско, чтобы поступить в Художественный институт Сан-Франциско , который тогда назывался Калифорнийской школой изящных искусств. Он нашел атмосферу в Сан-Франциско более приятной. [ 6 ] общался с поэтами Робертом Дунканом и Кеннетом Рексротом , но не завершил свое образование, а вместо этого переехал в Нью-Йорк в 1954 году. Там он встретил ряд известных художников, в том числе Майю Дерен (в квартире которой он недолго жил). [ 6 ] ), Уиллард Маас , Йонас Мекас , Мари Менкен , Джозеф Корнелл и Джон Кейдж . Брэкедж сотрудничал с двумя последними, сняв с Корнеллом два фильма ( «Гнир Редноу» и «Столетия июня» ) и используя музыку Кейджа для саундтрека к своему первому цветному фильму » «Между . Брэкедж официально заявил: «Если есть один режиссер, которому я больше всего обязан в решающем развитии моего собственного кинопроизводства, то это Мари Менкен». [ 8 ]
Брэкедж провел следующие несколько лет, живя почти в нищете. [ 6 ] был подавлен из-за того, что он считал провалом своей работы. Он ненадолго задумался о самоубийстве. [ 6 ] Живя в Денвере, Брэкедж встретил Мэри Джейн Коллом (см. Джейн Воденинг ), на которой женился в конце 1957 года. Брэкедж пытался зарабатывать деньги на своих фильмах, но ему пришлось устроиться на работу по созданию промышленных короткометражных фильмов , чтобы прокормить свою семью. В 1958 году Джейн родила первого из пяти детей, которых они родили вместе, дочь по имени Миррена, событие, которое Брэхейдж записал для своего фильма 1959 года « Детское движение из окна, вода» .
В 1959 году Брэкедж также выпустил фильм « Колыбель для кошки» . Его подруга Кэроли Шнеманн , которая также появлялась в нескольких других фильмах Брэкеджа, появилась в этом фильме, в котором по настоянию Брэкеджа она носила фартук. [ 9 ] Несмотря на свою дружбу с Брэкеджем, она позже описала этот опыт как «пугающий», отметив, что «каждый раз, когда я сотрудничала или снималась в фильме друга-мужчины, я всегда думала, что смогу сдержать свое присутствие, сохранить аутентичность. Вскоре это прошло. , затерянные в своем господстве целлулоида, — ужасающий опыт, опыт истинного растворения». [ 9 ]
1960-е годы и начало признания
[ редактировать ]Когда в 1950-х годах показывали ранние фильмы Брэкейджа и их часто встречали насмешками, [ 6 ] но в начале 1960-х годов Брэкедж начал получать признание на выставках и киноизданиях, в том числе «Кинокультура» , которая в 1962 году присудила награды нескольким его фильмам, включая «Мертвые» . Заявление о награде написал Йонас Мекас, критик, который позже стать влиятельным режиссером-экспериментатором, процитировал Брэкиджа за то, что он привнес в кино «интеллект и тонкость, которые обычно являются прерогативой старых искусств». [ 6 ] Писатель и критик Гай Дэвенпорт , ярый поклонник Брэкеджа, пригласил его в Университет Кентукки в марте 1964 года и попытался получить там резиденцию. [ 10 ]
С 1961 по 1964 год Брэкедж работал над серией из пяти фильмов, известных как цикл «Человек-собака-звезда» . Семья Брэхейдж переехала в Ламп-Галч, штат Колорадо, в 1964 году, хотя Брэхейдж продолжал регулярно посещать Нью-Йорк. Во время одного из таких визитов у него было украдено оборудование для 16-миллиметровой пленки, которое он использовал. Брэкедж не мог позволить себе заменить его, вместо этого он решил купить более дешевое 8-миллиметровое кинооборудование. цикл 8-миллиметровых фильмов из 30 частей, известный Песни Вскоре он начал работать в этом формате, выпустив с 1964 по 1969 год . как » « средства массовой информации.
1970-е и 1980-е годы
[ редактировать ]Брэкедж исследовал новые подходы к кинопроизводству в 1970-х годах. В 1971 году он завершил серию из трех фильмов, вдохновленных государственными учреждениями города Питтсбурга . Эти три фильма — «Глаза » о городской полиции, «Deus Ex» , снятый в больнице, и «Акт видения собственными глазами» , изображающий вскрытие, — вместе известны как «Питтсбургская трилогия». [ 11 ] В 1974 году Брэкедж снял полнометражный фильм «Текст света» , полностью состоящий из изображений света, преломленного в стеклянной пепельнице . В 1979 году он экспериментировал с Polavision , форматом, продаваемым Polaroid , и сделал около пяти 2 + 1 / 2 -минутных фильма. По состоянию на 2024 год местонахождение этих фильмов неизвестно. Он продолжал свои визуальные исследования ландшафта, природы света и мыслительного процесса, а в конце 1970-х - начале 1980-х годов в нескольких сериях создавал кинематографические эквиваленты того, что он называл «движущимся визуальным мышлением». фотографических абстракций, известных как римская, арабская и египетская серии.
Стэн Брэкейдж преподавал в Университете Колорадо в Боулдере время от времени в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Он расстался с Джейн в 1986 году и в 1989 году женился на своей второй жене Мэрилин; у них родилось двое детей. В конце 1980-х Брэкедж вернулся к созданию звуковых фильмов , выпустив четырёхсерийный цикл «Фаустфильм» , а также завершил раскрашенный вручную фильм «Квартет Данте» .
Брэкедж был награжден медалью Эдварда Макдауэлла в 1989 году. [ 12 ]
1990-е – 2000-е и смерть
[ редактировать ]Брэкедж оставался чрезвычайно продуктивным на протяжении последних двух десятилетий своей жизни, иногда работая в сотрудничестве с другими режиссерами, включая своего коллегу из Университета Колорадо Фила Соломона . Было завершено еще несколько звуковых фильмов, в том числе Passage Through: A Ritual , смонтированный на музыку Филипа Корнера , Christ Mass Sex Dance и Ellipses Reel 5 , оба на музыку Джеймса Тенни . Он также создал основные размышления о детстве, юности, старении и смертности, известные под общим названием «Квартет острова Ванкувер», а также множество написанных вручную работ.
В 1996 году у Брэхаджа диагностировали рак мочевого пузыря , и ему удалили мочевой пузырь. Операция казалась успешной, но рак в конце концов вернулся. В видеоинтервью в 2002 году он объяснил, что его рак был вызван токсичностью анилиновых красителей , которыми он рисовал прямо на пленке. [ 13 ]
Брэкедж ушел из преподавания и переехал в Канаду в 2002 году, поселившись со своей второй женой Мэрилин и двумя сыновьями в Виктории, Британская Колумбия . Брэхэдж умер там 9 марта 2003 года в возрасте 70 лет. Последние кадры, снятые Брэхэджем, были доступны под названием « Работа в процессе» . На момент своей смерти Брэкедж также работал над «Китайской серией» — работой, созданной путем нанесения царапин прямо на пленку — техника, которую применил французский художник Исидор Ису в 1950 году.
Хоть и не практикующий христианин [ 14 ] в зрелом возрасте Брэкедж попросил традиционную англиканскую службу. На похоронах присутствовали в основном члены семьи, а также несколько друзей из мира кинопроизводства, и на похоронах была исполнена Иоганна Себастьяна Баха Токката и фуга ре минор .
Влияние
[ редактировать ]В 1961 году Йонас Мекас написал, что Брэкедж - «один из четырех или пяти самых аутентичных кинохудожников, работающих в кино где угодно, и, возможно, самый оригинальный режиссер в современной Америке». [ 15 ] Среди учеников Брэкхеджа были Эрик Дарнелл , режиссёр « Муравьев» , а также создатели «Южного парка » Мэтт Стоун и Трей Паркер , а также он фигурирует в их студенческом фильме «Каннибал!» Мюзикл . [ 16 ]
Мартина Скорсезе В фильме «Последнее искушение Христа» используется нарисованный стиль фильма Брэкиджа, чтобы изобразить смерть Иисуса на кресте. [ 17 ] Скорсезе поместил отрывки из фильмов Брэкеджа на стену своего офиса. [ 18 ]
Работы современного кино- и видеохудожника Раймонда Сальваторе Хармона (1974-) сравнивают с абстрактными фильмами Брэкиджа. [ 19 ]
Титры к фильму «Семь» (1995) с их царапанной эмульсией, быстрыми переходами и вспышками света выдержаны в стиле Брэкеджа. [ 20 ]
вступительный трек Stereolab "Brakhage" альбома Dots and Loops (1997). В его честь назван [ 21 ]
Sonic Youth , к которому присоединился перкуссионист Тим Барнс, играли вместе с немыми фильмами Стэна Брэхэджа на благотворительном шоу 2003 года для Anthology Film Archives . Концертная запись доступна под названием SYR6: Koncertas Stan Brakhage Prisiminimui . [ 22 ]
Заключительные титры к фильму «Пиджак» (2005) — это дань уважения фильму Брэкхеджа 1963 года «Мотылёвый свет» . [ 23 ]
В первых названиях телесериала BBC «Живые и мертвые» (2016) используется отрывок из «Мотылька» . [ 24 ]
В фильме 2011 года «Древо жизни» и восьмой части « Твин Пикс: Возвращение» (2017) есть эпизоды, напоминающие работы Брэкеджа. [ 25 ] [ 26 ]
Фильмография
[ редактировать ]Сочинения
[ редактировать ]Брэкейдж написал ряд книг о фильмах, в том числе «Метафоры о видении» (1963), «Книгу дарения и принятия движущихся картинок» (1971), «Биографии фильмов» (1977, «Книги Черепашьего острова») и посмертно опубликованную книгу «Время разговора: эссе кинорежиссера-визионера» (1977). 2003). Стенограммы его выступлений в Чикагском институте искусств были отредактированы и опубликованы в книге «Фильм на грани остроумия: восемь авангардных кинематографистов» (Кингстон, Нью-Йорк, McPherson & Co., 1989).
Архивы
[ редактировать ]Архивные материалы Брэкиджа, включая переписку, рукописи и аудиозаписи, хранятся в Университете Колорадо как часть коллекции Центра Брэкеджа. [ 27 ] Фильмы Брэкеджа, включая оригинальные элементы и репродукции, хранятся в Киноархиве Академии в коллекции Стэна Брэкеджа. [ 28 ] Киноархив Академии сохранил и отреставрировал многие фильмы Брэхаджа и продолжает это делать. Сохранившиеся фильмы включают «Движение ребенка в воде из окна» , «Акт видения своими глазами» , «Предвкушение ночи» и «Промежуточное время» . [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Стэн Брэкедж: Искусство видеть» . Наследие . 14 января 2011 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Интервью Стэна Брэхэджа, 1969 год» . Ютуб . 27 марта 2018 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Розенбаум, Джонатан . «Акт видения своими глазами» . Чикагский читатель . Архивировано из оригинала 16 апреля 2009 года . Проверено 26 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Чувства кино: Стэн Брэхейдж. Архивировано 20 декабря 2008 года в Wayback Machine.
- ^ «Перед началом было слово: Стэн Брэхейдж» . критерий.com . Архивировано из оригинала 22 июля 2013 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джеймс, Дэвид Э. (13 июля 2005 г.). Стэн Брэхейдж: Кинорежиссер (изд. в твердом переплете). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Temple UP. ISBN 978-1-59213-271-3 .
- ^ Лантье, Джозеф Джон (24 мая 2010 г.). «Обзор Blu-ray: Брэкидж: Антология коллекции критериев» . Журнал «Слант» . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ Кудлачек, Мартина. «Заметки о Мари Менкен (2006)» . vev.io. Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Интервью с Кэроли Шнееманн», Wide Angle, 20 (1) (1998), стр. 20–49.
- ^ Вопрошающие умы: Письма Гая Дэвенпорта и Хью Кеннера , изд. Эдвард М. Бернс (Counterpoint, 2018), стр. 595, 597–98.
- ^ «Стэн Брэкидж: Питтсбургская трилогия» . timeout.com . 5 апреля 2012. Архивировано из оригинала 5 января 2018 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ «Обладатели медали Макдауэлла 1960–2011 гг.» . Телеграф . 13 апреля 2011 г.
- ↑ Интервью Стэна Брэхэджа с Колином Стиллом, 2002 г., «By Brakhage: An Anthology: Volume 1». Архивировано 18 августа 2015 г. в коллекции Wayback Machine Criterion Collection, диск 2. Выпущено в 2004 г.
- ↑ Соломон, Фил (20 марта 2003 г.). «Отчет о похоронах Стэна Брэхэджа, написанный Филом Соломоном». Архивировано 27 сентября 2008 года в Wayback Machine . fredcamper.com. Проверено 26 марта 2011 г.
- ^ Келер, Роберт (11 марта 2003 г.). «Стэн Брэхейдж». Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine Variety . Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ Джесси Уокер (февраль 2001 г.). «Выставка собак-звезд Стэна Брэхэджа». Архивировано 3 сентября 2009 года в Wayback Machine . Причина.com. Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Хайнс, Эрик. «Последнее искушение Христа» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Эллиотт, Маршалл (24 декабря 2014 г.). «Стэн Брэкидж цитирует мои старые студенческие заметки». Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine . Сказал Брэхэдж. Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Джаз, все о нем (23 мая 2007 г.). «Чикагское подземное трио: Хроника» . Все о джазе . Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ «Скончался режиссер-экспериментатор Стэн Брэкейдж» . www.aintitcool.com/. Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 15 августа 2012 г.
- ↑ Старк, Джефф (22 сентября 1999 г.). «Сюрреалистический манифест». Архивировано 15 августа 2015 года в Wayback Machine . Салон.com. Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Линхардт, Алекс (15 января 2006 г.). «Sonic Youth: SYR6: Koncertas Stan Brakhage Prisiminimui: Обзор альбома» . Питчфорк Медиа . Архивировано из оригинала 20 июля 2012 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ Фильм Freak Central - Куртка (2005)
- ↑ Рэдфорд, Иван (15 июня 2016 г.) «Живые и мертвые: шоу ужасов, которым стоит насладиться». Архивировано 10 августа 2016 г., на Wayback Machine Vodzilla.co.
- ^ Древо жизни - Маленькая белая ложь
- ^ «Твин Пикс», часть 8: Дэвид Линч в своем самом резком авангардном выступлении | Решение
- ^ «Коллекция и ресурсы» . Университет Колорадо в Боулдере . 11 августа 2015 г.
- ^ «Коллекция Стэна Брэхэджа» . Киноархив Академии . 3 сентября 2014 г.
- ^ «Сохранившиеся проекты» . Киноархив Академии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фильмография Фреда Кампера.
- Стэн Брэкидж на IMDb
- Глазное зрелище
- О Стэне Брэкедже
- Разговор между Йонасом Мекасом и Стэном Брэкейджем
- Библиография Стэна Брэкиджа (через Калифорнийский университет в Беркли)
- Каталог ссылок на страницы о Брахаге
- Прокат фильмов Брэкеджа в 16 мм и других форматах
- Чувства кино: критическая база данных великих режиссеров
- Они снимают фотографии, не так ли?
- Магия и изображения / Изображения и магия Дэвида Леви Штрауса — вступительный доклад на конференции в Принстонском университете «Магия и американское авангардное кино», 11 марта 2006 г.
- Пламя принадлежит нам. Письма Стэна Брэкиджа и Майкла МакКлюра, 1961–1978 гг. Под редакцией Кристофера Луны , Big Bridge 15.
- Видение глазами Стэна, Дорис Петернел.
- 1933 рождения
- 2003 смертей
- Представители СМИ из Канзас-Сити, штат Миссури
- Американские режиссеры-экспериментаторы
- Американские приемные дети
- Смертность от рака в Британской Колумбии
- Выпускники Дартмутского колледжа
- Теоретики кино
- Люди из Боулдера, Колорадо
- Люди из Денвера
- Художники визуальной музыки
- Рисованные аниматоры
- Создатели коллажей