Антверпенский маньеризм

Антверпенский маньеризм — это название, данное стилю группы в основном анонимных художников, действовавших в Южных Нидерландах и главным образом в Антверпене примерно в первые три десятилетия 16-го века, движение, отмечающее конец ранней нидерландской живописи и раннее Этап в живописи голландского и фламандского Возрождения . Этот стиль не имел никакого отношения к итальянскому маньеризму , которому он в основном предшествовал на несколько лет, но название предполагает, что это была реакция на «классический» стиль более ранних фламандских художников . [ 1 ] [ 2 ] точно так же, как итальянские маньеристы реагировали на классицизм искусства Высокого Возрождения или пытались выйти за его пределы .
Стиль антверпенских маньеристов, безусловно, «манерный» и «характеризуется искусственной элегантностью. В их картинах обычно изображены вытянутые фигуры, позирующие в наигранных, извилистых позах, красочные богато украшенные костюмы, развевающиеся драпировки, итальянская архитектура, украшенная гротескным орнаментом, и многолюдные группы. фигур...». [ 3 ] Джозеф Кернер отмечает «расплывчатое чувство диковинности в искусстве Антверпена, экзотики как предмета, так и средств… вызывающее нелокализованное где-то еще». [ 4 ]

Тема « Поклонение волхвов» была особенно любимой, поскольку позволяла художникам дать волю своей озабоченности орнаментом, а также моделированием и имитацией предметов роскоши. [ 5 ] Библейские волхвы также считались покровителями путешественников и торговцев, что было актуально для клиентуры художников в стране, которая стала главным центром международной торговли в Европе, в период «стремительного подъема» после 1501 года, когда были выгружены первые азиатские грузы. португальскими кораблями. [ 6 ] Тема богатых товаров, прибывающих из отдаленных и экзотических уголков мира, естественно привлекала антверпенских купцов, значительная часть которых сама была иностранцами. Многие художники со всей Нидерландов и из других стран переехали в город, чтобы извлечь выгоду из бума, в ходе которого большие мастерские «переросли в сборочные линии», а также значительно увеличилось количество производимых произведений искусства, но также ухудшилось качество; особенно это заметно среди второстепенных фигур, группируемых под этим термином. [ 7 ] Многие более мелкие работы создавались без комиссий для продажи в витринах магазинов, на ярмарках или дилерам, а не за индивидуальную комиссию, что свидетельствует о растущей тенденции в нидерландской живописи. Antwerp Pand представляла собой торговую ярмарку, продолжавшуюся шесть недель, на которой многие художники продавали свои работы, а также обменивались и распространяли новейшие идеи. [ 8 ]
Хотя иногда его называют «подтермином «антверпенский маньеризм» как частью «северного маньеризма начала шестнадцатого века», [ 9 ] это движение лучше отличается от северного маньеризма конца века, который развился из итальянского маньеризма . Между ними было очень мало преемственности: северный маньеризм собственно развился в Нидерландах только спустя примерно пятьдесят лет после того, как антверпенский маньеризм пришел в упадок в 1530-х годах, и после следующей стилистической волны католицизма , [ 10 ] под сильным влиянием итальянской живописи, как это видно в более поздних работах Госсарта .
Имя
[ редактировать ]
Термин «антверпенские маньеристы» впервые был использован в 1915 году Максом Якобом Фридлендером в его работе «Die Antwerpener Manieristen von 1520» , в которой он предпринял первую попытку навести порядок в растущем числе работ из Нидерландов, каталогизированных под «названием смущения». «псевдо- Эрри встретил де Блес » (обычно теперь «Псевдо Блес» или «Псевдо-Блезиус»). [ 11 ] Фридлендер использовал здесь термин «антверпенский маньеризм» как синоним «антверпенского стиля». [ 12 ] Несмотря на то, что он добавил к именам художников место «Антверпен» и отнес их к 1520 году, Фридлендер ясно дал понять, что он не намерен ограничивать группу строго Антверпеном и периодом времени примерно 1520 годом, даже несмотря на то, что он принадлежал к 1520 году. мнение, что большая часть работ «псевдо-Блеса» возникла в Антверпене и антверпенских мастерских. [ 13 ] Фридлендер поместил работы, приписываемые группе, в период между 1500 и 1530 годами. [ 14 ]
Несмотря на название «Антверпенский маньеризм», стиль не ограничивался Антверпеном. Стиль также появился на севере Франции и в Северных Нидерландах. [ 15 ] [ 16 ]
Художники
[ редактировать ]
Хотя были предприняты попытки идентифицировать отдельных художников, которые были частью этого движения, большинство картин по-прежнему приписывают анонимным мастерам , поскольку картины не были подписаны. Эта анонимность способствовала отсутствию знаний об их произведениях и их популярности. Атрибутирована лишь небольшая часть произведений. Создателям запрестольных образов были присвоены имена не на основании каких-либо внешних сведений о произведениях, таких как надпись, предыдущий владелец, место, где он хранился, или дата, обнаруженная на произведении. К ним относятся Псевдо-Блес, Мастер Поклонения Фон Гроота , Мастер Амьена, Мастер Антверпенского Поклонения и Мастер 1518 года . Работы, которые нельзя отнести непосредственно к названному мастеру, приписываются анонимному антверпенскому маньеристу . [ 17 ] Мастер Поклонения Лилля — новая фигура, впервые предложенная в 1995 году. [ 18 ]
Есть свидетельства того, что в некоторых мастерских было развито разделение труда: разные художники специализировались на фигурах, пейзажах или архитектуре и делили между собой работу над конкретной картиной, а разные мастерские специализировались на одной или двух темах. [ 19 ] Композиции часто копировались, повторялись или адаптировались; например, известны по крайней мере шесть версий Поклонение волхвов» композиции триптиха « Йоса ван Клеве и его мастерской, хотя и значительно различающиеся по размеру, с шириной центральной панели от 56 до 93 см. [ 20 ]
Некоторых художников удалось идентифицировать. Ян де Бир , Ян де Молдер , Мастер 1518 года (возможно, Ян Мертенс или Ян ван Дорнике ) и Адриан ван Овербеке — некоторые из известных художников, считающихся антверпенскими маньеристами. [ 16 ] Ранние картины Яна Госсаерта и Адриана Изенбрандта (в Брюгге ) также демонстрируют характеристики стиля. [ 21 ] Картины сочетают в себе стили Раннего Нидерландов и Северного Возрождения , а также включают в себя фламандские и итальянские традиции в одних и тех же композициях. [ 22 ] [ 23 ]
Особая проблема заключается в том, что Антверпен очень сильно пострадал от Бельденской бури 1566 года, когда большая часть алтарей в церквях была разрушена бунтовщиками-иконоборцами. Некоторые из них задокументированы и, вероятно, многие из них были подписаны, что очень помогло бы в атрибуции сохранившихся в основном небольших картин; они, несомненно, все еще находились в частных домах. Разграбление Антверпена или «Испанская ярость» 1576 года, совершенное неоплачиваемыми испанскими войсками, вызвало еще большие разрушения.

В другом месте в Нидерландах художники в большой мастерской Корнелиса Энгебрехта. в Лейдене, кажется, потянули своего сопротивляющегося хозяина в сторону маньеризма, [ 24 ] и, по крайней мере, экстравагантная одежда и архитектурная обстановка видны в более солидных в остальном работах Мастера Делфта и Харлема Яна Мостарта . Антверпенская мастерская Йооса ван Клеве (вероятно, родом из немца) могла работать в этом стиле, как и другие. [ 25 ]
Предметы и стиль
[ редактировать ]Антверпенские маньеристы обычно изображали религиозные сюжеты, которые они интерпретировали в целом более поверхностно, чем фламандские художники предыдущего столетия, в пользу более плавной формы и обилия тщательно прорисованных деталей. [ 26 ]
Хотя один ученый назвал ярлык Фридлендера «совершенно неэффективным в качестве стилистического руководства», [ 27 ] есть общины. Их «по сути поздний готический стиль характеризуется каллиграфически сложными композициями, наполненными вытянутыми, театрально одетыми фигурами, оживленными невероятными позами и повторяющимися жестами». [ 28 ] По словам Джеймса Снайдера, «стиль живописи Антверпена характеризует восприимчивость, а не оригинальность, в результате чего получается мешанина способов, в которых почти невозможно разобраться... Приложив некоторые усилия, можно различить несколько основных тенденций, которые включают избирательный эклектизм и архаизм в плане стиля, маньеризм в вопросах вкуса и специализация в предмете». [ 29 ]
Композиции обычно включают архитектурные руины. Первоначально архитектура была готической, но позже стали доминировать мотивы Возрождения. [ 30 ] [ 31 ] «Античный» стиль появляется в картинах, когда в Нидерландах почти не существовало никаких построенных образцов , а также руин римской архитектуры . У художников-маньеристов очень мало свидетельств того, что они посещали Италию (где Ян Госсарт был в 1508–1509 годах), и их представление о стиле alla antica должно быть заимствовано из итальянских гравюр, а иногда и рисунков. В этот период художники или другие художники были обычными дизайнерами зданий, особенно их украшений, и до судебного дела в Утрехте в 1543 году мастерам-каменщикам было запрещено делать это там в соответствии с ограничениями гильдии . [ 32 ]

Фантастические и экзотические костюмы, которые носят многие персонажи, уже были характерной чертой ранней нидерландской живописи прошлого столетия, а библейские волхвы и их свиты представляли собой одну из наиболее типичных декораций для этого. Кажется, они частично происходят из театрального контекста, такого как живые картины в королевских представлениях и других зрелищах, которые художников часто просили разработать. [ 34 ]
Еще одним влиянием стал визит византийского императора Иоанна VIII Палеолога и его свиты из 700 человек на феррарскую сцену Флорентийского собора в 1438 году. Их рисовали Пизанелло и другие, и рисунки копировали по всей Европе. Особой популярностью пользовалась стильная императорская шляпа с длинным заостренным козырьком спереди, изображенная на медали Иоанна VIII Палеолога , и ее версии встречаются на значительной части картин с изображением волхвов (как на некоторых иллюстрациях здесь). Большие костюмы также помогали скрыть недостатки рисунка фигур художников, которые в противном случае обнажили бы сложные позы. [ 35 ] Художникам нравились «хроматические» цвета, которые вошли в моду в Италии, и переходы coleurchangeante между цветами в тканях, имитирующие шелк (в Италии называемые cangiante ). [ 36 ]
Композиционные элементы, особенно фигуры, часто берутся из внешних источников, особенно гравюр, а также рисунков, которые, по-видимому, передавались внутри мастерских и, возможно, между ними: «Таким образом, фоновые группы бесконечно повторяются, одни и те же фигурки-репуссуары заполняют разнообразные пустые углы и стандартные позы отвечают многим требованиям». [ 37 ] Гравюры Альбрехта Дюрера были наиболее распространенным, легко отслеживаемым источником. [ 38 ] Стиль гравюры на дереве также повлиял на тип подрисовки, выявленной с помощью специальных фотографий: «чрезвычайно детализированная подрисовка со сложной системой штриховки (штриховки и штриховки) и широкими, вьющимися контурными линиями». Иногда это описывают как использование «конвенции гравюры на дереве» или «вид гравюры на дереве». [ 39 ] Хотя «детальное прорисовывание гравюры на дереве кажется трудоемким, оно упростило производственный процесс и позволило сэкономить на затратах». [ 40 ]
Помимо « Поклонения волхвов» , многие панели или триптихи, созданные антверпенскими маньеристами, изображали основные события из жизни Христа , включая Рождество и Распятие. [ 26 ] [ 41 ] Запрестольные образы триптихов большего размера для церквей могут иметь несколько небольших сцен на оборотной стороне шарнирных створок. [ 42 ] создавая «закрытый вид», который демонстрировался большую часть времени, крылья открывались, возможно, только по воскресеньям или праздничным дням (или для посетителей за небольшую плату ризнику ) .
Рисунки и миниатюры
[ редактировать ]Можно показать, что ряд высокозаконченных рисунков в антверпенском стиле, возможно, копий картин, использовался в качестве основы для миниатюр в иллюминированных рукописных часах, сделанных во Франции, вероятно, в окрестностях Тура , так называемыми «Часами 1520-х годов». Мастерская». В то же время сохраняющийся стиль освещения Гент-Брюгге мало повлиял на французские рукописи. [ 43 ]
-
Иоанн Медведь , Мученичество святого Себастьяна.
-
Адриан ван Овербеке Триптих распятия , Маагденхейс, Антверпен
Примечания
[ редактировать ]- ^ Снайдер, 402
- ^ Янсон, Х.В.; Янсон, Энтони Ф. (1997). История искусства (5-е изд.). Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамса, Inc. ISBN 0-8109-3442-6 .
- ^ Коновиц, с. 180
- ^ Кернер, 53 (переаранжировка)
- ↑ Элизабет А.Х. Клеланд, Великий дизайн: Питер Коке ван Альст и гобелены эпохи Возрождения , Метрополитен-музей, 6 октября 2014 г.
- ^ Кернер, 55 лет; Эйнсворт, 35 лет; Знать; Снайдер, 399–400
- ^ Снайдер, 400–401.
- ^ Эйнсворт, 36–37, 314; Кернер, 48 лет
- ^ Знать
- ^ Снайдер, 402
- ^ Макс Дж. Фридлендер: Антверпенские маньеристы 1520 года. В: Ежегодник Королевских прусских художественных коллекций 36, 1915, стр. 65–91, с. 65 (на немецком языке)
- ^ Кольдер Вей, Гермесдорф, Ювенн: .. Картина Нидерландов, Часть 1. Издательство Амстердамского университета, 2006, стр. 174
- ^ Макс Дж. Фридлендер, 1915, с. 66
- ^ Макс Дж. Фридлендер, 1915, с. 86
- ^ Знать; Снайдер, 401 год.
- ^ Jump up to: а б ЭкстравагАнт! Фотографии Антверпена для европейского рынка 1500–1525 гг. в Codart.
- ^ Знать
- ^ Конович, повсюду
- ^ Эйнсворт, 36, 262, 268.
- ^ Лифланг, 63 года.
- ^ Снайдер, 419–421.
- ^ «Маньеристы, Антверпен». Энциклопедия Винклера Принса (8-е изд.). 1975.
- ^ Знать
- ^ Снайдер, 456
- ^ Снайдер, 412–418; Лифланг, 63 года
- ^ Jump up to: а б «Х. Бекс-Вершерен», «Мастер поклонения Антверпена », в: Public Art Property, 1965 (на голландском языке).
- ↑ Ван Ден Бринк, 166 лет.
- ^ Орт, 79
- ^ Снайдер, 400–401.
- ^ Живопись Нидерландов: Средневековье и шестнадцатый век , Издательство Амстердамского университета, 2006, с. 172–175 (на голландском языке)
- ^ Кернер, 48 лет.
- ^ Kavaler, 31–36
- ^ Примечание Прадо
- ^ Эйнсворт, 260
- ^ Снайдер, 401; см., например, обнаженную ногу внизу слева в триптихе «Распятие» в галерее.
- ^ Эйнсворт, 260
- ^ Орт, 79 (цитата); Виссе
- ^ Орт, 80
- ^ Лифланг, 65 лет.
- ^ Лифланг, 66 лет.
- ^ Снайдер, 402
- ^ Ван Ден Бринк, повсюду
- ^ Орт, 79
Ссылки
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее , 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6 , книги Google
- Кавалер, Итан Мэтт, в книге Эйнсворт, Мэриан Винн (редактор), Человек, миф и чувственные удовольствия: Возрождение Яна Госсарта: Полное собрание сочинений , 2010, Метрополитен-музей, ISBN 1588393984 9781588393982, полностью онлайн.
- Кернер, Джозеф Лео , «Богоявление черного мага около 1500 года», Биндман, Д., Гейтс, HL (2010). Образ черного в западном искусстве: от «эпохи открытий» до эпохи отмены рабства: художники эпохи Возрождения и барокко , Соединенное Королевство: Belknap Press of Harvard University Press, «Поклонение+оф+волхвов»+январь +Mostaert+Rijksmuseum&pg=PA53 книги Google
- Коновиц, Эллен. «Дирк Веллерт и мастер поклонения Лилля: новый взгляд на некоторые антверпенские маньеристские картины». Уд Голландия , об. 109, нет. 4, 1995, стр. 177–190, JSTOR . По состоянию на 20 декабря 2020 г.
- Лифланг, Миша. «Поклонение волхвов» Йоса Ван Клева в Детройте: раскрытие замысла», Бюллетень Детройтского института искусств 82, вып. 1/2 (2008): 60-75. По состоянию на 3 января 2021 г. JSTOR.
- Орт, Майра Д. «Модельные рисунки антверпенских маньеристов во французских часовословах эпохи Возрождения: пример часовой мастерской 1520-х годов». Журнал Художественной галереи Уолтерса 47 (1989): 61–90. По состоянию на 31 декабря 2020 г. JSTOR.
- Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0136235964
- Виссе, Якоб, « Северный маньеризм в начале шестнадцатого века », «Хронология истории искусств Хайльбрунна». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2002 г.
- Ван Ден Бринк, Питер. «Разбитая головоломка: частично реконструированный алтарь мастера антверпенского поклонения», Wallraf-Richartz-Jahrbuch 68 (2007): 161-80, по состоянию на 31 декабря 2020 г. JSTOR
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- П. ван ден Бринк, Экстравагантно!. Забытая глава антверпенской живописи 1500–1530 гг ., каталог выставки, Антверпен, Королевский музей изящных искусств, 15 октября – 31 декабря 2005 г.; Маастрихт, Музей Боннефантен, 22 января – 9 апреля 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с антверпенскими маньеристами, на Викискладе?