Jump to content

Антверпенский маньеризм

(Перенаправлено из Антверпенского маньеризма )
Ян ван Дорнике , «Брак Богородицы» , Художественный музей Сент-Луиса.
Мастер Поклонения фон Гроота фон Гроота , Поклонения волхвов : слева царь Давид принимает посланников двенадцати колен , а справа - царица Савская перед Соломоном.

Антверпенский маньеризм — это название, данное стилю группы в основном анонимных художников, действовавших в Южных Нидерландах и главным образом в Антверпене примерно в первые три десятилетия 16-го века, движение, отмечающее конец ранней нидерландской живописи и раннее Этап в живописи голландского и фламандского Возрождения . Этот стиль не имел никакого отношения к итальянскому маньеризму , которому он в основном предшествовал на несколько лет, но название предполагает, что это была реакция на «классический» стиль более ранних фламандских художников . [ 1 ] [ 2 ] точно так же, как итальянские маньеристы реагировали на классицизм искусства Высокого Возрождения или пытались выйти за его пределы .

Стиль антверпенских маньеристов, безусловно, «манерный» и «характеризуется искусственной элегантностью. В их картинах обычно изображены вытянутые фигуры, позирующие в наигранных, извилистых позах, красочные богато украшенные костюмы, развевающиеся драпировки, итальянская архитектура, украшенная гротескным орнаментом, и многолюдные группы. фигур...». [ 3 ] Джозеф Кернер отмечает «расплывчатое чувство диковинности в искусстве Антверпена, экзотики как предмета, так и средств… вызывающее нелокализованное где-то еще». [ 4 ]

Поклонение волхвов анонимного антверпенского маньериста

Тема « Поклонение волхвов» была особенно любимой, поскольку позволяла художникам дать волю своей озабоченности орнаментом, а также моделированием и имитацией предметов роскоши. [ 5 ] Библейские волхвы также считались покровителями путешественников и торговцев, что было актуально для клиентуры художников в стране, которая стала главным центром международной торговли в Европе, в период «стремительного подъема» после 1501 года, когда были выгружены первые азиатские грузы. португальскими кораблями. [ 6 ] Тема богатых товаров, прибывающих из отдаленных и экзотических уголков мира, естественно привлекала антверпенских купцов, значительная часть которых сама была иностранцами. Многие художники со всей Нидерландов и из других стран переехали в город, чтобы извлечь выгоду из бума, в ходе которого большие мастерские «переросли в сборочные линии», а также значительно увеличилось количество производимых произведений искусства, но также ухудшилось качество; особенно это заметно среди второстепенных фигур, группируемых под этим термином. [ 7 ] Многие более мелкие работы создавались без комиссий для продажи в витринах магазинов, на ярмарках или дилерам, а не за индивидуальную комиссию, что свидетельствует о растущей тенденции в нидерландской живописи. Antwerp Pand представляла собой торговую ярмарку, продолжавшуюся шесть недель, на которой многие художники продавали свои работы, а также обменивались и распространяли новейшие идеи. [ 8 ]

Хотя иногда его называют «подтермином «антверпенский маньеризм» как частью «северного маньеризма начала шестнадцатого века», [ 9 ] это движение лучше отличается от северного маньеризма конца века, который развился из итальянского маньеризма . Между ними было очень мало преемственности: северный маньеризм собственно развился в Нидерландах только спустя примерно пятьдесят лет после того, как антверпенский маньеризм пришел в упадок в 1530-х годах, и после следующей стилистической волны католицизма , [ 10 ] под сильным влиянием итальянской живописи, как это видно в более поздних работах Госсарта .

в Лилле Мастер триптиха « Поклонение волхвов» , Музей Боймана Ван Бёнингена , Роттердам

Термин «антверпенские маньеристы» впервые был использован в 1915 году Максом Якобом Фридлендером в его работе «Die Antwerpener Manieristen von 1520» , в которой он предпринял первую попытку навести порядок в растущем числе работ из Нидерландов, каталогизированных под «названием смущения». «псевдо- Эрри встретил де Блес » (обычно теперь «Псевдо Блес» или «Псевдо-Блезиус»). [ 11 ] Фридлендер использовал здесь термин «антверпенский маньеризм» как синоним «антверпенского стиля». [ 12 ] Несмотря на то, что он добавил к именам художников место «Антверпен» и отнес их к 1520 году, Фридлендер ясно дал понять, что он не намерен ограничивать группу строго Антверпеном и периодом времени примерно 1520 годом, даже несмотря на то, что он принадлежал к 1520 году. мнение, что большая часть работ «псевдо-Блеса» возникла в Антверпене и антверпенских мастерских. [ 13 ] Фридлендер поместил работы, приписываемые группе, в период между 1500 и 1530 годами. [ 14 ]

Несмотря на название «Антверпенский маньеризм», стиль не ограничивался Антверпеном. Стиль также появился на севере Франции и в Северных Нидерландах. [ 15 ] [ 16 ]

Художники

[ редактировать ]
«Рождество» , Яна де Бира 1515–1525 гг.

Хотя были предприняты попытки идентифицировать отдельных художников, которые были частью этого движения, большинство картин по-прежнему приписывают анонимным мастерам , поскольку картины не были подписаны. Эта анонимность способствовала отсутствию знаний об их произведениях и их популярности. Атрибутирована лишь небольшая часть произведений. Создателям запрестольных образов были присвоены имена не на основании каких-либо внешних сведений о произведениях, таких как надпись, предыдущий владелец, место, где он хранился, или дата, обнаруженная на произведении. К ним относятся Псевдо-Блес, Мастер Поклонения Фон Гроота , Мастер Амьена, Мастер Антверпенского Поклонения и Мастер 1518 года . Работы, которые нельзя отнести непосредственно к названному мастеру, приписываются анонимному антверпенскому маньеристу . [ 17 ] Мастер Поклонения Лилля — новая фигура, впервые предложенная в 1995 году. [ 18 ]

Есть свидетельства того, что в некоторых мастерских было развито разделение труда: разные художники специализировались на фигурах, пейзажах или архитектуре и делили между собой работу над конкретной картиной, а разные мастерские специализировались на одной или двух темах. [ 19 ] Композиции часто копировались, повторялись или адаптировались; например, известны по крайней мере шесть версий Поклонение волхвов» композиции триптиха « Йоса ван Клеве и его мастерской, хотя и значительно различающиеся по размеру, с шириной центральной панели от 56 до 93 см. [ 20 ]

Некоторых художников удалось идентифицировать. Ян де Бир , Ян де Молдер , Мастер 1518 года (возможно, Ян Мертенс или Ян ван Дорнике ) и Адриан ван Овербеке — некоторые из известных художников, считающихся антверпенскими маньеристами. [ 16 ] Ранние картины Яна Госсаерта и Адриана Изенбрандта Брюгге ) также демонстрируют характеристики стиля. [ 21 ] Картины сочетают в себе стили Раннего Нидерландов и Северного Возрождения , а также включают в себя фламандские и итальянские традиции в одних и тех же композициях. [ 22 ] [ 23 ]

Особая проблема заключается в том, что Антверпен очень сильно пострадал от Бельденской бури 1566 года, когда большая часть алтарей в церквях была разрушена бунтовщиками-иконоборцами. Некоторые из них задокументированы и, вероятно, многие из них были подписаны, что очень помогло бы в атрибуции сохранившихся в основном небольших картин; они, несомненно, все еще находились в частных домах. Разграбление Антверпена или «Испанская ярость» 1576 года, совершенное неоплачиваемыми испанскими войсками, вызвало еще большие разрушения.

Мастер Антверпенского поклонения (и мастерской), Святое семейство с двумя святыми , ок. 1520 г.

В другом месте в Нидерландах художники в большой мастерской Корнелиса Энгебрехта. в Лейдене, кажется, потянули своего сопротивляющегося хозяина в сторону маньеризма, [ 24 ] и, по крайней мере, экстравагантная одежда и архитектурная обстановка видны в более солидных в остальном работах Мастера Делфта и Харлема Яна Мостарта . Антверпенская мастерская Йооса ван Клеве (вероятно, родом из немца) могла работать в этом стиле, как и другие. [ 25 ]

Предметы и стиль

[ редактировать ]

Антверпенские маньеристы обычно изображали религиозные сюжеты, которые они интерпретировали в целом более поверхностно, чем фламандские художники предыдущего столетия, в пользу более плавной формы и обилия тщательно прорисованных деталей. [ 26 ]

Хотя один ученый назвал ярлык Фридлендера «совершенно неэффективным в качестве стилистического руководства», [ 27 ] есть общины. Их «по сути поздний готический стиль характеризуется каллиграфически сложными композициями, наполненными вытянутыми, театрально одетыми фигурами, оживленными невероятными позами и повторяющимися жестами». [ 28 ] По словам Джеймса Снайдера, «стиль живописи Антверпена характеризует восприимчивость, а не оригинальность, в результате чего получается мешанина способов, в которых почти невозможно разобраться... Приложив некоторые усилия, можно различить несколько основных тенденций, которые включают избирательный эклектизм и архаизм в плане стиля, маньеризм в вопросах вкуса и специализация в предмете». [ 29 ]

Мастер 1518 года , триптих с воскрешением Лазаря , Тайной вечерей и Марией Магдалиной с портретом дарителя.

Композиции обычно включают архитектурные руины. Первоначально архитектура была готической, но позже стали доминировать мотивы Возрождения. [ 30 ] [ 31 ] «Античный» стиль появляется в картинах, когда в Нидерландах почти не существовало никаких построенных образцов , а также руин римской архитектуры . У художников-маньеристов очень мало свидетельств того, что они посещали Италию (где Ян Госсарт был в 1508–1509 годах), и их представление о стиле alla antica должно быть заимствовано из итальянских гравюр, а иногда и рисунков. В этот период художники или другие художники были обычными дизайнерами зданий, особенно их украшений, и до судебного дела в Утрехте в 1543 году мастерам-каменщикам было запрещено делать это там в соответствии с ограничениями гильдии . [ 32 ]

Поклонение волхвов : слева царь Давид принимает посланников двенадцати колен , а справа царица Савская перед Соломоном , ок. 1515 г. , отдан «Псевдо-блезиусу», Прадо . [ 33 ]

Фантастические и экзотические костюмы, которые носят многие персонажи, уже были характерной чертой ранней нидерландской живописи прошлого столетия, а библейские волхвы и их свиты представляли собой одну из наиболее типичных декораций для этого. Кажется, они частично происходят из театрального контекста, такого как живые картины в королевских представлениях и других зрелищах, которые художников часто просили разработать. [ 34 ]

Еще одним влиянием стал визит византийского императора Иоанна VIII Палеолога и его свиты из 700 человек на феррарскую сцену Флорентийского собора в 1438 году. Их рисовали Пизанелло и другие, и рисунки копировали по всей Европе. Особой популярностью пользовалась стильная императорская шляпа с длинным заостренным козырьком спереди, изображенная на медали Иоанна VIII Палеолога , и ее версии встречаются на значительной части картин с изображением волхвов (как на некоторых иллюстрациях здесь). Большие костюмы также помогали скрыть недостатки рисунка фигур художников, которые в противном случае обнажили бы сложные позы. [ 35 ] Художникам нравились «хроматические» цвета, которые вошли в моду в Италии, и переходы coleurchangeante между цветами в тканях, имитирующие шелк (в Италии называемые cangiante ). [ 36 ]

Композиционные элементы, особенно фигуры, часто берутся из внешних источников, особенно гравюр, а также рисунков, которые, по-видимому, передавались внутри мастерских и, возможно, между ними: «Таким образом, фоновые группы бесконечно повторяются, одни и те же фигурки-репуссуары заполняют разнообразные пустые углы и стандартные позы отвечают многим требованиям». [ 37 ] Гравюры Альбрехта Дюрера были наиболее распространенным, легко отслеживаемым источником. [ 38 ] Стиль гравюры на дереве также повлиял на тип подрисовки, выявленной с помощью специальных фотографий: «чрезвычайно детализированная подрисовка со сложной системой штриховки (штриховки и штриховки) и широкими, вьющимися контурными линиями». Иногда это описывают как использование «конвенции гравюры на дереве» или «вид гравюры на дереве». [ 39 ] Хотя «детальное прорисовывание гравюры на дереве кажется трудоемким, оно упростило производственный процесс и позволило сэкономить на затратах». [ 40 ]

Помимо « Поклонения волхвов» , многие панели или триптихи, созданные антверпенскими маньеристами, изображали основные события из жизни Христа , включая Рождество и Распятие. [ 26 ] [ 41 ] Запрестольные образы триптихов большего размера для церквей могут иметь несколько небольших сцен на оборотной стороне шарнирных створок. [ 42 ] создавая «закрытый вид», который демонстрировался большую часть времени, крылья открывались, возможно, только по воскресеньям или праздничным дням (или для посетителей за небольшую плату ризнику ) .

Рисунки и миниатюры

[ редактировать ]

Можно показать, что ряд высокозаконченных рисунков в антверпенском стиле, возможно, копий картин, использовался в качестве основы для миниатюр в иллюминированных рукописных часах, сделанных во Франции, вероятно, в окрестностях Тура , так называемыми «Часами 1520-х годов». Мастерская». В то же время сохраняющийся стиль освещения Гент-Брюгге мало повлиял на французские рукописи. [ 43 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Снайдер, 402
  2. ^ Янсон, Х.В.; Янсон, Энтони Ф. (1997). История искусства (5-е изд.). Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамса, Inc. ISBN  0-8109-3442-6 .
  3. ^ Коновиц, с. 180
  4. ^ Кернер, 53 (переаранжировка)
  5. Элизабет А.Х. Клеланд, Великий дизайн: Питер Коке ван Альст и гобелены эпохи Возрождения , Метрополитен-музей, 6 октября 2014 г.
  6. ^ Кернер, 55 лет; Эйнсворт, 35 лет; Знать; Снайдер, 399–400
  7. ^ Снайдер, 400–401.
  8. ^ Эйнсворт, 36–37, 314; Кернер, 48 лет
  9. ^ Знать
  10. ^ Снайдер, 402
  11. ^ Макс Дж. Фридлендер: Антверпенские маньеристы 1520 года. В: Ежегодник Королевских прусских художественных коллекций 36, 1915, стр. 65–91, с. 65 (на немецком языке)
  12. ^ Кольдер Вей, Гермесдорф, Ювенн: .. Картина Нидерландов, Часть 1. Издательство Амстердамского университета, 2006, стр. 174
  13. ^ Макс Дж. Фридлендер, 1915, с. 66
  14. ^ Макс Дж. Фридлендер, 1915, с. 86
  15. ^ Знать; Снайдер, 401 год.
  16. ^ Jump up to: а б ЭкстравагАнт! Фотографии Антверпена для европейского рынка 1500–1525 гг. в Codart.
  17. ^ Знать
  18. ^ Конович, повсюду
  19. ^ Эйнсворт, 36, 262, 268.
  20. ^ Лифланг, 63 года.
  21. ^ Снайдер, 419–421.
  22. ^ «Маньеристы, Антверпен». Энциклопедия Винклера Принса (8-е изд.). 1975.
  23. ^ Знать
  24. ^ Снайдер, 456
  25. ^ Снайдер, 412–418; Лифланг, 63 года
  26. ^ Jump up to: а б «Х. Бекс-Вершерен», «Мастер поклонения Антверпена », в: Public Art Property, 1965 (на голландском языке).
  27. Ван Ден Бринк, 166 лет.
  28. ^ Орт, 79
  29. ^ Снайдер, 400–401.
  30. ^ Живопись Нидерландов: Средневековье и шестнадцатый век , Издательство Амстердамского университета, 2006, с. 172–175 (на голландском языке)
  31. ^ Кернер, 48 лет.
  32. ^ Kavaler, 31–36
  33. ^ Примечание Прадо
  34. ^ Эйнсворт, 260
  35. ^ Снайдер, 401; см., например, обнаженную ногу внизу слева в триптихе «Распятие» в галерее.
  36. ^ Эйнсворт, 260
  37. ^ Орт, 79 (цитата); Виссе
  38. ^ Орт, 80
  39. ^ Лифланг, 65 лет.
  40. ^ Лифланг, 66 лет.
  41. ^ Снайдер, 402
  42. ^ Ван Ден Бринк, повсюду
  43. ^ Орт, 79
  • Эйнсворт, Мэриан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее , 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN   0-8709-9870-6 , книги Google
  • Кавалер, Итан Мэтт, в книге Эйнсворт, Мэриан Винн (редактор), Человек, миф и чувственные удовольствия: Возрождение Яна Госсарта: Полное собрание сочинений , 2010, Метрополитен-музей, ISBN   1588393984 9781588393982, полностью онлайн.
  • Кернер, Джозеф Лео , «Богоявление черного мага около 1500 года», Биндман, Д., Гейтс, HL (2010). Образ черного в западном искусстве: от «эпохи открытий» до эпохи отмены рабства: художники эпохи Возрождения и барокко , Соединенное Королевство: Belknap Press of Harvard University Press, «Поклонение+оф+волхвов»+январь +Mostaert+Rijksmuseum&pg=PA53 книги Google
  • Коновиц, Эллен. «Дирк Веллерт и мастер поклонения Лилля: новый взгляд на некоторые антверпенские маньеристские картины». Уд Голландия , об. 109, нет. 4, 1995, стр. 177–190, JSTOR . По состоянию на 20 декабря 2020 г.
  • Лифланг, Миша. «Поклонение волхвов» Йоса Ван Клева в Детройте: раскрытие замысла», Бюллетень Детройтского института искусств 82, вып. 1/2 (2008): 60-75. По состоянию на 3 января 2021 г. JSTOR.
  • Орт, Майра Д. «Модельные рисунки антверпенских маньеристов во французских часовословах эпохи Возрождения: пример часовой мастерской 1520-х годов». Журнал Художественной галереи Уолтерса 47 (1989): 61–90. По состоянию на 31 декабря 2020 г. JSTOR.
  • Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN   0136235964
  • Виссе, Якоб, « Северный маньеризм в начале шестнадцатого века », «Хронология истории искусств Хайльбрунна». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2002 г.
  • Ван Ден Бринк, Питер. «Разбитая головоломка: частично реконструированный алтарь мастера антверпенского поклонения», Wallraf-Richartz-Jahrbuch 68 (2007): 161-80, по состоянию на 31 декабря 2020 г. JSTOR

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • П. ван ден Бринк, Экстравагантно!. Забытая глава антверпенской живописи 1500–1530 гг ., каталог выставки, Антверпен, Королевский музей изящных искусств, 15 октября – 31 декабря 2005 г.; Маастрихт, Музей Боннефантен, 22 января – 9 апреля 2006 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b41ffc5c650f462b10770385763cef82__1726094700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/82/b41ffc5c650f462b10770385763cef82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Antwerp Mannerism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)